Политические и правовые взгляды Фридриха Ницшетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Горячева, Мария Викторовна, кандидата юридических наук

Введение

Глава 1.

Глава 2„

§2» §3.

Глава Зв

§1.

Эволюция политических и правовых взглядов Ницше.

Формирование политических и правовых взглядов Ницше.

Методологическая основа политико-правовых воззрений позднего Ницше. Государство в политическом учении Ницше. Происхождение государства и критический анализ государственно-правовой действительности в трудах Ницше.

Историческая эволюция государства по Ницше. Перспективы развития государства. Правовые взгляды Ницше.

Проблема возникновения и понятия права в работах Ницше.

Право в системе других социальных ценностей (обычай, мораль, религия). Соотношение права, власти и закона.

3-9 10

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше"

Актуальность исследования.

Диссертация посвящена исследованию политико-правовых воззрений видного философа XIX века Фридриха Вильгельма Ницше. Сложность и неоднозначность, а зачастую противоречивость суждений Ницше до сих пор вызывают научные споры и привлекают внимание специалистов.

В настоящее время имеется уже достаточно обширная литература, в которой анализируются философская, социальная и историческая концепции Ництпе. Однако остаются малоизученными политические и особенно правовые взгляды Ницше. Конечно, не они формируют ядро его учения, но эти воззрения составляют неотъемлемую часть его общей схемы миропонимания и тем самым приобретают большую политическую и научную значимость.

Неординарные, а в ряде случаев шокирующие суждения и оценки Ницше оказали заметное воздействие на его современников. Интерес к ницшеанству вышел за рамки жизни самого Ницше. Несомненным является усиление влияния идей мыслителя не только на духовное развитие человечества в XX веке, но и на формирование некоторых политических (в частности, фашистских) структур Германии и Италии. Но на основе его государственно-правовых оценок и предположений формировались также и прогрессивные теории с ярко выраженной гуманистической направленностью (Бердяев Н., Вебер М.).

На современном переломном этапе развития общества продолжаются поиски новых и нестандартных подходов к государственным и правовым реалиям.1 В этой связи особую значимость и остроту приобретают

1 См. напр.: Карабущенко П.Л. Эгалитаризм и элитаризм как категории правового сознания. Круглый стол. // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 4. С. 170-173. утверждения Ницше о принципиальной невозможности сосуществования самодовлеющего государства, пронизывающие все сферы общества и высокоразвитой культуры.

Ницше пророчески предостерегал человечество об опасности иллюзий поиска простых путей к созданию "идеального государства", поскольку таковое, по его мнению, уничтожит культуру, человеческую индивидуальность и даже саму государственность. Не случайно еще в XIX он выступил против социально привлекательных и заманчивых по своей простоте социалистических и анархических теорий.

Ницше подметил также теневые стороны развития современных ему демократических государств. Положенные в их основу идеи правового равенства, справедливости и свободы в его глазах представлялись как неосуществимые и противоречащие человеческой природе. Он приходит к парадоксальным выводам, что конституционализм и парламентаризм превращают гениев в серые личности, готовые следовать за "стадом". Правители и органы государственной власти вынуждены постоянно подстраиваться под общественное мнение и завоевывать доверие толпы.

Демократия, по утверждению Ницше, не позволяет провести какие-либо серьезные изменения в обществе, поскольку частая смена должностных лиц является помехой для длительного и глубокого реформирования.

В связи с широким распространением в мире в XX веке различных форм фашистского движения многие исследователи усматривают его идейные истоки в ницшеанстве.1

1 Об этом см.: Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. М.,-Л.,1934; Замкова В. Германский фашизм - одна из главнейших форм тоталитаризма. М.,1994. С. 18-21; Taureck B.H.F. Nietzsche und der Faschismus: Erne Studie uber Nietzsches politische Philosophie und ihre Folgen. Hamburg, 1989; Tomberg F. Der Streit Nietzsche contra Wagner im historischen Vorfeld des Faschismus. // Wiss. Beitr. Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. 1987. S.187- 197.

Действительно, многие государственно-правовые идеи (о сверхчеловеке, о расе господ и расе рабов и т.д.) были восприняты и переработаны фашизмом. Но Ницше в то же время выступал против национализма, против манипулирования "массами" с помощью политических средств. Он мечтал о становлении нового аристократического государства, о свободном развитии индивидуальности, что вступало в противоречие с национал-социалистической идеологией и практикой.

Несмотря на большое своеобразие и значимость политико-правового наследия Ницше, оно не было предметом специального и комплексного исследования в российской юридической литературе, в том числе и в учебной. Исключение составляет учебник истории политических и правовых учений под редакцией B.C. Нерсесянца (М., 1995), где взглядам Ницше посвящен отдельный параграф.1

Характерная для сегодняшней России переоценка государственно-правовой действительности и поиски путей всестороннего развития личности делают необходимым более углубленное изучение идейного наследия прошлого и, в частности, монографического исследования политических и правовых воззрений Ницше.

Целью исследования является изучение становления и эволюции политических и правовых воззрений Ницше с учетом идейного влияния на него предшествующих и современных ему мыслителей, разрабатывающих в своих произведениях сходную политико-правовую проблематику.

Цели исследования определили основные задачи диссертационной работы, которые могут быть сформулированы в следующем виде:

- выявить основные идейные истоки политических и правовых воззрений Ницше;

1 История политических и правовых учений. Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца.

М.,1995.

- определить связь государственно-правовых воззрений Ницше с другими политическими учениями XVIII - XIX века,

- раскрыть специфику и категориальный аппарат политико-правовой концепции Ницше;

- установить место и роль политико-правовых идей Ницше в последующей истории человечества, в частности в XX веке.

Теоретическая я методологическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования явились сравнительный, исторический, аксиоматический и системный методы познания. В процессе исследования политико-правовых взглядов Ницше были использованы труды дореволюционных русских ученых-юристов: Ковалевского М.М., Муромцева С.А., Новгородцева П.И., Трубецкого Е.Н., Чичерина Б. И. и др.

Большую помощь в подготовке данной диссертации оказали важные в теоретическом и методологическом отношении работы отечественных специалистов в области политических и правовых учений: Воротилина Е.А., Деева Н.Н., Зорькина В.Д., Исаева И.А., Кечекьяна С.Ф., Козлихина И.Ю., Лейста О.Э., Луковской Д.И., Мамута Л.С., Мартышина О.В, Мачина И.Ф., Нерсесянца B.C., Струнникова В Н. и др.

В диссертации используются также труды отечественных философов, историков и политологов, исследовавших учение Ницше: Бердяева Н.А., Тарле Е.В., Шестова Л., а также Андреевой И.С., Гордеевой Е.Ю., Зорина Г.Д., Кулыги Л.И., Кучевского В.Б., Мочкина А Н., Немировской Л.З., Одуева С.Ф., Свастьяна К.А. и др.

В диссертации в качестве источниковедческого материала послужили в первую очередь публикации произведений самого Ницше (на русском и немецком языках), а также труды мыслителей прошлого: Гегеля, Гоббса Т., Гумштовича Л., Дюринга Е., Канта И., Макиавелли Н., Ренана Э., Руссо Ж.Ж., Спинозы Б. и др.

В процессе подготовки диссертации привлекались труды немецких ученых в области политических и правовых учений, философии права, а также по социологии, философии и культурологии (Энгельхардта К., Герхардга Ф., Хартунга Г., Янца К.П., Лее Ю.В., Оттманна X., Руппа Г., Таурека Б.Х.Ф. и др.)

Научная новизна определяется тем, что в юридической литературе Российской Федерации впервые предпринимается попытка рассмотреть эволюцию политических и правовых воззрений Ницше в монографическом плане с выявлением их специфических черт. В обширной литературе по ницшеанству эти воззрения не являются предметом специального и всестороннего анализа.

На защиту выносятся следующие положения, характеризующиеся в той или иной степени научной новизной:

Политические и правовые взгляды Ницше начали формироваться ранее, чем определились основные положения его философской концепции. Адекватный методологический и философский фундамент политико-правовые воззрения Ницше приобрели лишь позднее, благодаря сформулированным им идеям нигилизма, "воли к власти", "вечного возвращения", "сверхчеловека".

В развитии политико-правовых взглядов Ницше можно выделить два этапа (в отличие от общепринятого трехчленного деления процесса становления его философских взглядов). Первый период: 1870-1876 гг. -становление политико-правовых воззрений Ницше. Второй период: 1877-1888 гг. -превращение отдельных политико-правовых постулатов Ницше в относительно законченную схему, имеющую свое философское обоснование.

Политические, а особенно правовые взгляды Ницше, изложенные им далее в период наивысшего творческого подъема, отличались разрозненностью и противоречивостью. Ницше не создал стройной и логически завершенной политико-правовой теории.

В основу оценки реальной государственной действительности Ницше положил показатели уровня развития культуры, поощрения в человеке естественных инстинктов, а также закрепления господства аристократии.

На основе критики договорной теории происхождения государства, утверждения о существовании неравенства в первобытном обществе Ницше, опираясь на этимологию понятия "добрый " и "злой", приходит к выводу о насильственном характере возникновения государства.

Ницше выделял тираническую, олигархическую, демократическую и аристократическую формы государства. Наибольшей критике он подверг демократию, которая вырастает, по его мнению, из христианского учения о государстве и нравственности и является формой упадка государства.

Государственным идеалом Ницше был аристократический кастовый строй, где, по его мнению, в наибольшей степени могут быть учтены действительные стремления индивидуума (инстинкты). Хотя сам Ницше критиковал идею идеального государства как утопию, его модель будущей государственности также имела все черты утопичности.

Правовые идеи Ницше складывались на стыке естественно правовой школы и теории насилия. Право у Ницше имеет в своем основании силу (власть) и "некого рода равенство положения". Сочетание этих, казалось бы, внешне несовместимых начал послужило у Ницше базой для утверждений о существовании "права сильнейших" и "права слабейших" и обусловленности права законом.

Зависимость права от силы и всемирных законов "вечного возвращения" и "воли к власти" предопределяет его назначение не как цели государственной политики, а как средства поддержания господства.

Антидемократический характер воззрений Ницше на будущность права нашел свое выражение в утверждении им необходимости существования двух систем права в рамках одного аристократического кастового государства: "права господ" и "права рабов".

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем государства и права, а также в преподавании курса истории политических и правовых учений и философии права.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Горячева, Мария Викторовна, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Фридрих Ницше - видный мыслитель второй половины XIX века, внесший существенный вклад в развитие общественной мысли, занимался главным образом проблемами философии и не ставил перед собой специальной задачи создания цельного политико-правового учения.

С первого взгляда, рассуждения философа о государстве и праве имеют разрозненный характер, но как показывает диссертационное исследование, внутренняя связь между ними имеется и определяется их обусловленностью своеобразной философской концепцией мыслителя. Так как свои общечеловеческие суждения Ницше с неизбежностью связывал с важными проблемами государства и права, то он внес определенный вклад и в развитие политико-правовой мысли.

Взгляды Ницше на государство и право претерпели изменения. В период своей творческой зрелости Ницше в той или иной степени поднимал вопросы о происхождении и назначении государства и права, о целях и формах государства, о необходимости этической и ценностной оценки государственно-правовых явлений, о соотношении уровней развития культуры и государства и так далее.

Несмотря на критическое отношение Ницше к государству, его политические воззрения следует отнести к этатическим учениям XIX века. Призывы философа к уничтожению государства относились не к данному социальному институту как таковому, но к конкретной его форме - демократии, в которой Ницше подметил много недостатков.

Идеи аристократизма, воспринятые им от древнегреческих мыслителей, Ницше переработал, дополнил и сделал основанием своих представлений об идеальном государстве и праве. Зачастую по вопросам политической, а особенно правовой проблематики философ не идет далее своих предшественников. Однако он внес здесь немало и нового. В частности, Ницше связал происхождение государства и права с выдвинутыми им всемирными принципами "воли к власти" и "вечного возвращения". Этим объясняется некоторая заданность и односторонность политико-правовых представлений философа.

Политические и правовые взгляды Ницше отличались значительной степенью связанности общефилософской концепцией. Таковы его суждения о невозможности охраны личности и развития культуры в идеальных государствах, об аристократическом кастовом строе, о необходимости замены в интересах личности "права на жизнь" "правом жить", означающим разрешение индивидууму самостоятельно решать вопрос о своей жизни или смерти. Своеобразны, хотя и консервативны, подходы Ницше к "праву господ" и "праву рабов".

Ницше также высказал спорные и политически опасные суждения о том, что к государству и праву нельзя подходить с нравственной точки зрения, поскольку они находятся "по ту сторону добра и зла". Философ по-своему заметил отрицательные тенденции в развитии демократических государств современной ему эпохи: недооценка роли индивидуума и его культурного развития, низкий этический уровень политиков и представителей власти, популизм в практике парламентаризма и реализации идей народовластия и так далее.

Оригинальны представления Ницше о понятии "власти" (силы), которая не должна быть абсолютной (тотальной), включает элемент убеждения (веры) и выступает в качестве своеобразной оценочной характеристики права. Такой подход Ницше к власти и праву означал, что он признавал за последним способность к динамическим изменениям. Поэтому право выступает у него как временное средство для достижения определенного временного компромисса между борющимися сторонами.

К заслугам Ницше следует отнести то, что он, подняв проблему соотношения развития государства и культуры, стал одним из тех, кто заложил основы цивилизациоиного подхода к государству. Он выступал против чрезмерного усиления государственной власти, поскольку это может стать основой для уничтожения личности, культуры и даже самоупразднения государства как такового. Нищпе также поставил вопрос о бережном отношении государства к гению и его потребностям. Философ подверг критике национализм, как враждебную государству и культуре идеологию.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше»

1. Ницше Ф. Дополнения и предварительные работы к "Утренней Заре". // Собрание сочинений. М., Изд. Клюкинъ, 1901. Т.З.1. С. 298-345.

2. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., Мысль, 1990. Т.1. 831 с.

3. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., Мысль, 1990. Т.2. 830 с.

4. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., ИЧП "Жанна", 1994. 363 с.

5. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. // Избранные произведения в 3-х томах. М., "REFL book",1994. Т.1. 351 с.

6. Ницше Ф. Странник и его тень. !! Избранные произведения в 3-х томах. М„ "REFL book", 1994. Т.2. 399 с.

7. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избранные произведения в 3-х томах. М., "REFL book", 1994. Т.З. 408 с.

8. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря. Минск, Попурри, 1997. 512 с.

9. Nietzsche F. Werke: In 3 Bd. Hrsg. von K. Schlechta. Miinchen, 1982. Bd. I. 1282 S.

10. Nietzsche F. Werke. Kritische Gesamtausgabe. G. Colli und M. Montinari. (Hrsg), Berlin; New-York, 1967.Abt. IV. Bd. 3. 482 S.

11. Nietzsche F. Werke Kritische Gesamtausgabe. G. Colli und M. Montinari. (Hrsg), Berlin; New-York, 1969. Abt IV. Bd.4. 610 S.

12. Nietzsche F. Werke. Kritische Gesamtausgabe. G. Colli und M. Montinari. (Hrsg), Berlin; New-York, 1971. Abt.V. Bd.l. 771 S.

13. Антология мировой политической мысли в 5-ти томах. Руковод. проекта Г.Е. Семигин; Отв. Ред. А.А. Миголаев. М., Мысль, 1997. Т.1. 831 с.

14. Аристотель. Политика. // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. С. 375-645.

15. Библия. М., Рос. Библейс. о-во, 1993. 1371 с.

16. Гегель Г.В.Ф. Философия права. // Сочинения. М.,-Л., Соцэкгиз, 1934. 1.1. 380 с.

17. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. // Сочинения. М.,Л., Соцэкгиз, 1935. Т.8. 470 с.

18. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. М., Мысль, 1965. Т.2. 748 с.

19. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб.,1900. 325с.

20. Дюринг Е. Ценность жизни. Спб.,1896. 344 с.

21. Законы XII таблиц. // Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., Высшая школа, 1987. С.26-35.

22. Законы Ману. // Хрестоматия по истории Древнего Мира. Саратов, Изд. Саратовского ун-та, 1989. С. 78-85.

23. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., Мысль, 1965. Т.4. 4.2. 478 с.

24. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., Соцэкгиз, 1960. Т.2. 532 с.

25. Макиавелли Н. Государь. Спб., Азбука, 1997. 191 с.

26. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4. С.291-321.

27. Платон. Горгий. // Собрание сочинений в 4-х томах. М., Мысль, 1990. С.477-575.

28. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4-х томах. М., Мысль, 1994. Т.З. С. 79-472.

29. Полибий. Всеобщая история в 40-ка книгах. М., Тип. Е.Г. Потапова, 1895. Т.2. 517 с.

30. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука, 1969. 703 с.

31. Спиноза Б. Избранные произведения. М,, Госполитиздат, 1957. Т.2. 727 с.

32. Толстой JI.H. Дневники 1891-1894 гг. // Полное собрание сочинений в 90 томах. М.,Л., Гос. издат,1952. Т.52. 426 с.

33. Фукидид. История. Л., Наука, 1981. 543 с.

34. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., Наука, 1994.224 с.

35. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т.1. 552 с.

36. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке произведенный господином Дюрингом. М., Политиздат, 1970. 483 с.

37. Юм Д. Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии. М., Канон, 1996. 464 с.

38. ИССЛЕДОВАНИЯ /на русском языке/

39. Андреева И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше. М.,ИНИОН АН СССР, 1984. 75 с.

40. Асмус В.Ф. Государство Платона. // Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Мысль, 1994. Т.З. С.529-560.

41. Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. М,-Л, 1934.139 с.

42. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., ИМА-пресс, 1990. 257 с.

43. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Спб.,1876. 463 с.

44. Бибихин В.В. Проблема нигилизма в Западной культурологии последних лет. // Общество. Культура. Философия. М.,1983.1. С. 158-200.

45. Бойченко А.В. Проблемы сократовского познания в творчестве Кьеркегора и Ницше. Черновцы, 1995. 15 с.

46. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., Канон -пресс. Кучково поле, 1998. 494 с.

47. Войцкая И. Пересечения и пределы бытия. // Ф. Ницше и русская религиозная философия. Минск, АЛКИОНА Прицельс, 1996. С.301-313.

48. Ю.Галеви Д. Жизнь Ф. Ницше. М., Спб., Изд-во Т-ва М.О. Вольфъ, 1911. 316с.

49. Гордеева Е.Ю. Макиавелли, Ницше, Шопенгауэр и философская проблематика "Трилогии желания" Драйзера. Нижк. Новгород, 1994. 23 с.

50. Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фр. Ницше и Л. Толстой. М., 1893. 26 с.

51. О.Замкова В. Германский фашизм одна из главнейших форм тоталитаризма. М.,1994. 39 с.

52. Захарова Т.Г. Понятие "добродетели" в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Озере к, 1996. 6 с.

53. Зелинский Ф. Ф. Ницше и античность. // Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М., "REEL-book", 1994. С.8-35.

54. Золотухина Н.М. Блохина И.Г. Серегин В.И. История политических и правовых учений. М., 1994. 179 с.

55. Зорин Г.Д. Шпрангер Э. и Ницше Ф. Харьков, 1985. 12 с.

56. История политических и правовых учений. Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. М., Юрид. лит., 1960. 894 с.

57. История политических и правовых учений. Под ред О. Э. Лейста М., Юрид. лит., 1997. 576 с.

58. История политических и правовых ученый. Под ред КА Мокичева. М., Высшая школа, 1965. Ч. 1.392 с.

59. История политических учений. Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., Юристъ, 1996. Вып. 1. 139 с.

60. История политических учений. Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., Юристъ, 1996. Вып. 2. 364 с.

61. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., Юрид лит., 1988. 815 с.

62. История политических и правовых учений. XIX век. Под. ред. B.C. Нерсесянца. М.,1993. 319 с.

63. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., ИНФРА-М КОДЕКС, 1995. 728 с.

64. Камбар Г.А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше. Дис. канд. филос. наук. Л., 1986. 196 с.

65. Карабущенко П.Л. Эгалитаризм и элитаризм как категории правового сознания. Круглый стол. // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 4. С. 170-173.

66. Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. М., Тип. И.Д. Сытина, 1906. Т. 1 520 с.

67. Крывелев И.А. Библия: Историко-критический анализ. М., Политиздат, 1982. 255 с.

68. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М., Наука, 1974. 216 с.

69. Кулыга Л.И. Критика немецкого идеалистического историзма в творчестве Ницше Ф. и Зиммеля. Дис. канд. ист. наук. Томск, 1989. 164 с.

70. Куманецкий К. История культуры Древних Греции и Рима. М, Высшая школа, 1990. 351 с.

71. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М.,1996. 166 с.

72. Лаврова А.А. Философия Ф. Ницше. // Философские науки. 1997. №1. С.38-51.

73. Лаптева Л.Е. Политико-правовые ценности: история и современность. Симпозиум. // Государство и право. 1997. №7. С.84-87.

74. Лейтейзен М.Г. Ф.Ницше и финансовый капитал. М., Л.,Госполитиздат, 1928. 144 с.

75. Лурье С.Я. Демокрит. Л., Наука, 1970. 664 с.

76. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., Наука, 1989. 255 с.

77. Михайловский Н. Рецензия на книгу Л. Шестова "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. // Русское Богатство. 1990. С.151-172.

78. Мочкин А.Н. Философская эволюция Ницше. Дис .канд. филос. Наук. М.,1981. 215 с.

79. Муромцев С.А. Рецепция римского права на Западе. М., Тип. Мамонтовых, 1886. 150 с.

80. Немировская Л.З. Антигуманизм Ф. Ницше и его влияние на современную буржуазную философию и идеологию. М.,1986. 113 с.

81. Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права. М., Наука, 1974. 287 с.

82. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М, Наука, 1979. 264с.

83. Нерсесянц B.C. Философия права. М., Инфра- М Норма, 1997.652 с.

84. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., Наука, 1996. 269 с.

85. Оду ев С.Ф. Тропами Заратустры. М., Мысль, 1976. 431 с.

86. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., Полиграф-Сервис, 1995. 320 с.

87. Попиашвили А.Д. Проблемы индивида в философиях С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Тбилиси, 1989. 51 с.

88. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. Т.1. 448 с.

89. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива". 1992. Т.2. 528 с.

90. Потемкина В.И., Шинкарева К.С. Четыре мифа Ницше в контексте политической культуры России. Уфа, 1991. 54 с.

91. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,1996. 58 с.

92. Пронякин Д.И. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. Д., Лениздат, 1990. 161 с.

93. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, Издательство Новосибирского ун-та, 1997. 815 с.

94. Ренан Э. История первых веков христианства. Жизнь Иисуса. Апостолы. М., Сов. Писатель, 1991. 600 с.

95. Риль А. Ф. Ницше как художник и мыслитель. Спб., Журн. "Образование", 1898. 150 с.

96. Рогович М. Несколько слов об учении Ф. Ницше. Спб., б.г. 35 с.

97. Свастьян К. А. Ницше мученик познания.// Ницше Ф. Сочинения. М, Мысль, 1990.Т.1.С. 5-46.

98. Смирин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. // Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., Наука, 1987. С. 190 235.

99. Смоленский Н.И. Политические категории немецкой буржуазной историографии.(1848-1871). Дис. канд. ист. наук. Томск, 1982. 213 с.

100. Соловьёв Е.А. Ницше. // Дейссен П. Воспоминания о Ницше. Спб.,1902. С.77- 204.

101. Соловьёв Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. // Прошлое толкует нас. М., Наука, 1991. С.54-127.

102. Тарле Е. Ницшеанство и его отношение к политическим и социальным теориям европейского общества //Вестник Европы.1901. №8. С. 704-750.

103. Трубецкой Е. Философия Ницше. // Ф. Ницше и русская религиозная философия. Минск, Алкиона- Присцельс, 1996. Т. 1. С. 165-297.

104. Файгингер Г. Ницше как философ. М., 1902

105. Фалькенфельд М. Маркс и Ницше. Одесса, 1906. 24 с.

106. Фуллье А. Ницше и имморализм. Спб.,1905. 324 с.

107. Чичерин Б.И. История политических учений. М., Тип. Грачёвых.1902. 4.4. 448 с.

108. Шельвин Р. М. Штирнер и Ф. Ницше. М., Клочковъ,1909. 166 с.

109. Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ницше. // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 150-187.

110. Штейн Л. Ф. Ницше и его философия. Б.м. Б.г. Вырезки.

111. Яремич Д.О. Ницше и "ницшеанство". Спб.,1997. 25.

112. Ясперс К. Нищие и христианство. М., Медиум, 1994. 114 с.1. ИССЛЕДОВАНИЯна немецком языке/

113. Hartung G. Zur Genealogie des Schuldbegriffs: Fr. Nietzsche und M. Weber im Vergleich. // Arch, fur Geschichte der Philosophie. Berlin,New-York, 1994. Bd. 76. H.3. S. 302-318. Janz K.P. Nietzsche Biografie. Munchen:Wien,1978. Bd 1. 620 S.

114. Lee J.-W- Strakturen der Macht bei Mackiavelli und Nietzsche. // Fr. Nietzsche Willen zur Macht und Muthen des Narziss. Frankfurt, 1985. S. 11-35.

115. Leitbilder des deutschen Konservatismus. Schopenhauer, Nietzsche, Spengler. Schelsky, Rohrmoser, Kaltenbrunner u.a. Hrsg. von L. Elm.- Koln. 1984. S. 90 135.

116. Ottmann H. Nietzsches politische Philosophic. Versuche in post-moderner Politik. // Fr. Nietzsche Willen zur Macht und Muthen des Narziss. Frankfurt, 1985. S. 107-131.

117. Ottmann H. Philosophi und Politik bei Nietzsche. Berlin, New-York, De Gruyter, 1987. 418 S.

118. Pieper A. Nihilismus und Pevolte: Gamus' Nietzschekritik. // Ztschr. fur philos. Forschung. Meisenheim am Glan, 1991. Bd.45. H.2. S. 171-185.

119. Rupp G. Der Dieskurs in Nietzsches Nachlafi und der "Wille zur Macht" // Fr. Nietzsche Willen zur Macht und Mythen des Narziss. Frankfurt, 1985. S. 85-105.

120. Stegmaier W. Nietzsches Hegel Bild. // Hegel - Studien. Bonn, 1990. S. 99-110.

121. Stephens A. Nietzsche und Narziss // Fr. Nietzsche Willen zur Macht und Muthen des Narziss. Frankfurt, 1985. S.132 152.

122. Taureck B.H.F. Nietzsche und der Faschismus: Eine Studie iiber Nietzsches politische Philosophic und ihre Folgen. Hamburg, 1989. 222 S.

123. Tomberg F. Der Streit Nietzsche contra Wagner im historischen Vorfeld des Faschismus. // Wiss. Beitr. Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. 1987. S.187- 197.

2015 © LawTheses.com