Право государства тайпиновтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Право государства тайпинов»

всесоюзный юрдатаий заочный институт

На правах рукописи

ГЕРАСИМОВА Наталья Ивановна

ПРАВО ГОСУДАРСТВА ТАЙТИНОВ

Специальность 12.00.01.-теорид и история государства и права, политических и правовых учений.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 1990

Рас'ота выполнена на кафедре истории государства и права Всесоюзного юридического заочного института.

Научный руководитель -доктор юридических

наук,профессор Ч'ерниловский З.М,

Официальные оппоненты -доктор юридических . .. наук, профессор ^ * . Крашенинникова H.A.

ri/inJioi^ /. о ^ кандидат историчес-у / ^/^ких наук, старший

н&учный сотрудник f^tvfli c^czfpt^*^' института Дальнего

'¡г^Р^ Белелюбский 4.Б.

ведущая ррганиз ~ " "

.....У ryofy

'¿¿¿¿¿А Защита состоится

на заседании специализированного совета Д.053.07.03 по защите диссертаций на соисканис учёной степени кандидата юридических наук при Всесоюзном юридическом заочном институте /г.Москва,Старокирочный пер. д.13/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ш)ЗИ ^

Автореферат разослан / J) Jf 1990 г.

I Учёный секретарь .специализированного | совета доктор юридических наук5профессор^

Общая характеристик.! диссертации

Актуальность исследования. История государства и права Китал пулна примеров теоретического осмысления и практического претворения государственно -правовых идеалов угнетённых масс. Крайнэй степенью отрицания существующих порядков, рождающих неравенство и произвол, явилось тайпчнсксе восстание, приведшее к созданию Тайнинского государства, праро жоторогс - цель нашзго исс;<едовакил.

Обращение к принципам и институтам права государства тайников имеет под собой реальную оснгву.проистекающую из актуальности исследуемого вопроса. Автор полагает, что не мгет на быть- актуальной тем&.аатраги-вающая гопрос о роли права в расвиты! чзлсъэческого оощества, независимо от времени его существования, а тем более о роли права в преодолении социально-политического неравенства - от рабства и крепостничества - к свободе и гражданскому равенству.

Автор считает, что из учете правового опыта прошлого позволяет но только "проследить последовательнее ступени ... процесса среди всех его блужданий и показать внутреннюю его закономерность среди кажущиеся случайностей^ но и дэ.ёт возможность извлечь уроки, полезные и для решения современных задач.

В сеязи с изложенным представляется, что исследование права государства тайпинов, созданного в результате крупнейшего по сзоич масштабам и значимости выступления народных масс Китая ваяно н? только само по себе, но в целом для более глубокого поникания вопросов есой последующей истории государственно-правового развития Китая, на исключая и его новейшую стадию. Нам представляется также, всякое новое научное исследование по китайской тематана может служить стола актуальному е данное время культурному сотрудничеству наших стоан.

Цели и задачи исследования.

Целями настоящего исследования являются: ЕО-перзых, посильный анализ теории и практики правотворчества, реализуемых в процессе моцкей-ией крестьянской войны, изучение прогрессивного по своей сущности права восставших, во-вторых. В соответствии о этим автор счёл наиболеэ важным.

[.5. Энгельс Анти-Дювчнг. К.Маркс и <5. Энгельс Соч. 2-ое издание то'л.20 стр.23

I. Изучение децократмчэской и прогрессивной направленности права государства таккшов проводить без отрыва от традиционной системы китайс-.ксго права, ото необходимо в целях определения как положительной. так и «трицатечьной рол» традиции э процессе становленья и развитая осночнвтс принципов и институтов тайпинекого права.

2. Объяснить: 1/почему утвердились или не утвердилась те или иные принципа р праве тайпинов, 2/ какпза объективная ценность правовой теории тайпинов з целом и в частности, 3/ какова сувдость и ааконо-мерношь соцч&льного функционирования всего правового комплекса государства тайников.

Таким образом, в диссертации ставите* задача не только систематизировать и дать оценку тому, что было сделано по изучению Тайнинского государства и права, но и продвинуться далее в ток, что касается становления и развития >мда теоретических принципов права тайпиноЕ,проа-нач^зирова.ть его источники, классовую сущность, институты гражданского ч уголовного права.

3. Выявление роли крестьянской демократии и её влияние на становление и развитие права тайпинов. Анализу данного положения должно,по мнению автора, предшествовать осзещенче следующих вопросов: I/ яви-лосэ ли разрушение государственной мзвпны Маньчжурской династии "призывом" поступить подобным же образом с её законодательством, отказавшись от его теории и пактчкч, 2/ здп таКпинш.м была принята сложившаяся л апробированная временем практика правовой преемственности, распространявшаяся и на область законодательства, о/ если последнее, то кекой по характеру выступала преемственность в праее тайпинов, 4/ наконец, иокко ли её связывать с созданием таких .правовше норм и институтов, которые могли бы способствовать правовому прогрессу?

4. Для оценка праве тайпинов и отдельных 'его принципов и институтов немаловажное значение приобретают программные критерии, сообразуясь

с которыми тайпшы пытались' осуществить свою политику. Именно оннпоз-бопякт представить восстание тайпинов в стадии достижения им наибольшей и полной зрелости применительно к тому времени и условиям развития общества.

Поставленным целям и задачам соответствует структура диссертации. ПерЕая её глава поегящзка. исследованию источников права тайпжое: вторая - основных положений гражданского прапа; третья - основных положений уголовного права и процесса. Каждая глава завершается кратким ВгШОДОМ.

Методологичеснат и информационная база исследования.

В процессе иослчдовздия были исаользованы не только труды советских: и зарубежных учошх по вопросам ТаГшинского государства и права, но и работы русских,советских, зарубежных учёных по истории Кита*,по общей теории правд, по истории государства и права Китая и других стран.

Держась методологических основ материалистической диалектики, азтор применяет различные частно-науч-ые метода, Наиболее широко используются методы исторический,логический и сравнительный.

Диссертант ке ставил специальной задачи дать исторический о^ерк развития основных положений традиционного китайского права, поскольку этот вопрос с достаточной полнотой освагсён в советской историко-юриди--ческей литературе.^

Однако метод исторического анализа не раз использовался нами для более полного выявления основных тенденций в развитии Прага тэйпинов и п/1я иллюстрации изменений,нашедших отражение в тайпинском праве.

В диссертации используется анализ нормативных материалов,помещённых в Сборнике документов "Тайпинское восстание"^ и в 3-х темном труде "Тайпинское есссташе.История и документы? вклпчавдего в себя перевод л краткий комментарий 391 документа государства тайников.^ .

Использовались таете результаты изучения законодательно? деятельности тайпиноз другими' исследователями. <

Илюшечяик В.П. О некоторых особенностях китайского традиционного :рава с древнейших'времён до начала XX века. 18-ая научная конференция "Общество и государство в Китае" Тезисы и доклады «.I М.,1982г. Снчансв К.И. Основы средневекового китайского права УН-XIII ь.в. 1.,1985 г. ймамог 3.3. К характеристика правосознания и Прага Кктайс-юй^На^зодной республики, "Советсйое государство л право" 1098 г. S 4

!. Тайпинское восстание.Сборник документов. М..Ш50 г.

-..ТЪе Teiptre йгЬеШеп. KJstory апй Documents. У/ Franz Michael rol.I Hlztor.v. Seattle Sad bondoa.,

■ vol. 2 TJocumeutb Pad OcmrwrrtB. £3?tile cn<3 LcnJcii. ,I9?i vol. J Documenta eucl Comments. Sestile №ä Lrmdoa. ,1971

- О -

Научная новизна диссертационного исследования.

Определяется тем, что сно представляет собоР первою р. советской ис-торико-юрид"/ческой науке попытку комплексного изучения принципов и институтов праЕа гайпинов.

Обобщ/в к критически проанализировав взгляды советских и зарубежных учёных по различные вопросам рассматриваемой.проблемы, автор осмелился представить к обсуждению свою концепцию таллинского права.

Основные положения.спеределякщие научную новизну диссертации,могут быть, по нашему суждении, сведены к следующему:

1. Обосновывается положение о тем, что в государстве тайпинсв была предпринята попытка законодательного закрепления основ деятельности, направленно? на регулирование социально-экономической политики.

2.Автор пытается найти коеыс аргумента в пользу кнрЙ, гуманистической трактовки закона по сравнению с традиционной китайской правовой доктриной,придававшей закону одно только наказательное назначение.

3. Автор рассматривает позитивную роль христианской религии в правовой сфере с точки зрения проникновения в неё идей всепрощения,сочетаешься с Идеей справедливого наказания, идеей человеколюбия и сострадания, неизвестных традиционному правопорядку,отродивсему статусу человека одж из последних мест - м^сто раба существующих порядков. Стремление тайпинов создать справедливое общественное'устройстве выступило для настоящих идей благодатной почвсП.

4. Пси Есей множествзнности правовых источников традиционная догма ' права не могла не оказывать существенного влияния на становление- и развитие тг.'шинского права, что оггоавдыгалось согласованностью норм • тр'-'.иционкого права е социальными и духовными потребностями тайпкне-кого общества. Ко при этом автор считает, что новое в законодательстве тайпиноа в той или иной мере пыталось обеспечить внутреннее ецлн-стьо, сог/асоке.чность и полноту правового регулирования общественных, отношений с учётом поставленных задач :;о преобразованию общества на началах равенства и социальной справедлиюсти.

5. На основе аналчза норм "Земелькой системы Великого государства небесного благоденствия" - одного из основных источников права тай-пинов диссертант попитался обосновать ■'"о, что настоящий нормативный ак-т является выражением конструктивной стороны права та?,пиков.. Ото проявилось р первую очередь в изменении субъектов права владения землёй, а также в проЕояглагаеш;и принципа равени социальной справедливостч в области регулирования поземельных отнстенмГ:.

Праве тяРпинов, зыразишееся в зекелькоь законе, призвано было регулировать отношения членов обигны,при дставлнквдх собой объеднчеллч людей по одинаковому ролу занято/, или по одинаковому пол'ог.е»ся» в обществе. С ото-" точки ореплл,по сравнению с цкискяч оа:'0|!одательсф-вом,ста постановления били весьма прогрессивны*®, так как устраняли категорнкное деление; .-»«ми, провозгласив павенстео субъектов и осу-ществлечии их план. Огсгда,автор предлагает рассматривать и принимать "Земельную систему" не столько в качестве локукента, обитавшего утопические мечта^чя крестьянства, сколько в качестве акта правового творчества та"пинее, лоточника права. Автор считает,«то дзло но г утопичности закона, а в его оятуционкоГ, нкклзнеслособнос-ти, ибо он был оторван лт существующей структуры поземельных отнопе-икй. А сто но одно то.ко. В тгне разрешения соцяальиэтс проблем расс.-лп риъое;."ый чак'п в болн^Я степени преднаоначалая для бео:. -мел маге к опасти дг,я г/аполрмольных крестьян, а не учитывал чнтере-сы всей маосы крестьянства.

С. 3 диссертация выдвигается положение о том. что назначение принципа равенства не следует сводить, как это нередко пишут, "только к "равенству перед богом". Автором предлагается более, широкое толкование и вчпвижоня^ налганного принципа как правового, что даёт аозкожкость увидеть г- целом последовательный характер деятельности тайпииов в осуцос-елениа социально-экономической полите:«, направленно!' и на огранч'-еч'-.е феодальной эксплуатации арендаторов, и на значительное уденыэеиие налогового бремени. Такчм образом,устранение наиболее нете,рп'/Ч/;,!х для крестьян элементов налоговой и ароидной политики, по мнению автора, достигалось с помощью и на основании отправных принципов таллинского права, таких как принцип равенства в осуществлении правоспособности, принцип социальной справедливости.

'7. Автор находит, что возможность провозглашения и рёальшго воплощения принципа равенства мужчин и кенл[ин в государстве та^пинов т? условиях того времени могла яозниккуто благодаря как христианской идее равенства всех перед бором, так И благодаря длительному процессу по переосмысления лучшими представителями китайской творческой интеллигенции места женщин в обществе, Выдвижение принципа ргвенстьа мужчин и женщин в качестве программного рас-ме-триваехся нами в качестве своеобразного итога политического '¿БСрчеотза, чеб-равшего в себя голоса протеста протаа угнетенного положения денди-

кы, раздававшиеся на протяжении ¡лноговековой истории Кнтая.

8, В главк, посвященном основшм положениям уголовного права тайпи-

нов, выдв :муты следующие положения:

а/ Б государство тайпннов били предприняты решительные меры по создании нового, отличного от Маньчжурского, уголовного законодательства. ч реалязовываллсь они прежде всего в виде издания отдельных манифестов, прокламаций, эдиктов, приказов, а также цельных уго лоеных законов.

б/ Понятие преступления уголовным правом тайпинов разработано не было, но из содержания конкретно« статей автор делает вывод о той, что под преступлением понималось нарушение "десяти божественных за-поведей/прйдпиеаниГ'/ "Небесного князя" - Хун Сюцюаня, то есть его волк, допуская что дшЛа-^в irn.it ьшЛ такого рода понятие преступления Еесъш типично для феодального прав? вообще. При этом учитывается и то, что на понимание преступления уголовным правом тайпи-нов именно таким образом определённое влияние оказало и христианское вероучение,постулирующее еозтнослмость "греховного" с преступным. Греховным у тайпинов признаваюсь прелюбодеяние, опиекурение, проституция, воровостго и т.д., и соответственно тз зса действия приравнивались к серьёзным преступлениям.

в/ Уголовно-правовая политика таГшинов качественно отличалась от политики Маньчжурской династии в той же области правоотношений. Уголовное прр.во Таллинского государства не выступало орудием реп-» рессий, призванных защищать интересы привилегированных сословий.

г/ Тайпкнскими законодателями'были частично восприняты некоторые положения традиционного уголовного права, в частности далеко не . учший принцип коллективной ответственности,.хотя его использование но носило повсеместного характера. При решении вопроса об определении виновности предпочтение ча^е всего отдавалось принципу индиви,дуальной ответственности. '

д/ Не последнюю роль в складывании уголовно-правовой политики тайпичов играли положения христианского вероучения с его идеями всепрощения и сотоздания, сочетавшихся с идеей справедливого наказания / соответствия наказания содеянному преступлению /\ традиционному правопорядку несвойственных.

е/ Выработанная тайпинским уголовным правом система наказаний исключала институт привилегий, принятый теорией и практикой маньчжур.

_ о _

Анализ источников поаволчл автору сделать заключение об именами к правовой формы наказания, иьея в виду прежде всего отход от целей защиты классового и социального неравенства. Б большинстве случаев законодатель при определении меры наказания исходил из самого фак^а совершения преступления, а ке из социальной принадлежности виновного лица: привлекались к ответственности все, кто умлп-ленно kslpyiüclji q'dkoh , н61?злрс1я не» ere социальный статус. Это важное направление угсл0ЕК0-прав0Е0Й политики гайпинов гоЕорнт о её антифеодальной направленности,как и то, что в её осущестзленич интересы простого народа играми немаловажную роль: зашита личных и тлу— цествекных пргз сельских л городских кителей - одна из основных задач уголовно-правового регулирования, ж/ Политика применения суровых санкций по подавляющему количеству преступлений,по млению автора, была реждэна не только теорией традиционного уголовного права, но и практикой, самой логикой борьбы государства тайпинов. 3 большей степени тайпинское уголовное законодательство - ото военное законодательство. Эта особенность также наложила определённый отпечаток я на характер регулирования, и на жестокость применяемых санкций.

Степень наушой разработанности.

Советское тайпиноведение проделало большую по объёму и научной ценности работу по изучению и исследованию крестьянской войны тайпинов. Светскими учёными написаны и опубликованы монографические исследования,непосредственно затрагивающие различные стороны деятельности ■осударства тайпинов. Особого упоминания заслуживает сборник доку-«ентов, ъ который включены 42 тайпинских письменных памятника,пере-•едённых на русский язык. Среди них Конституция государства тайпи-шз -^'Земельная система Великого государства, небесного благоденст-!ия" "послужившая и с то чьи ко в едч е с к о й базой исследования. Декиый материал и связанные е ним обобщения,способные пролкть сват [а харакезр гражданско-правовых, уголовно-правовых отношений в го-ударстве "великого благоденствия", содержатся в работах известных итаистсв Г.С. Кара-Мурзы, В.П.Илюшечкяна, а также в работах $.5.

Тай.ткнсхое восстании.Сборник документов. М. ,1560 г. документ »4.

С .зл о "¡об с чо го, H.A. Короле к о ft. Зсрубетчая историография точно гатае отмечена ряд^м значительных исследований, хотя, если говорить о работах современников' восстания, нельзя исключать злемент тенденцкознссти я несправедливости пс отношению к цеп.ям тайников и их практической деятельности.'' Что жз касается современной буржуазной историографии, то она отошла от полиций своих предшественников. Исследователя,'.™ были признаны а^рокообгомкие ¡.'.еролриктад восставших б деле становления к развита государственности, били затронуты такие важные вопросы как роль идеологии б государственно-правобой сфере, её источники,

5. Кэра-Мурза Г.С. Тайника. Вэлик&а крестьянская война и таллинское государство в К/ "ае 18ъС--1864 г. Й.,19о7 г.

Илюпечкчн В.П. Крезтьянскья воина тайпинов. М.,;067 г.; Аграрная политика тайпинов. "Народы Азии и Африки" 1962 г. № 5; Анти-ке.кь'гкурская направленность китайской вэ^ни тайпинов. в сборнике Мань'пкургкое влади^ество в Китае. М.,196о г.

Белепюбский Ф.Б. Произведение вождя тайгннов Хун Женьганл "Но-

"лт'ксичп v помощь -упрягленч»" как исторический историк.

ПоролёЕа Н.А. К вопросу об аграрной политике "ъайпин тяньгс". Вестник ЛГУ 1? 2 гешя: истощи,языка и литеоатуры. зып.1 1962 г.: Дискуссия историков itHP с. характере и движущих силах восстания -•тайпинов. в книге: Аграрные отношения и крестьянское движение э Китае. М.,1974 г.

7, C'joks Сеос&з Vingrovs. China being the t'iue'i .f.peclal correspoti dence from Ching 1л year 185? - 18>8 with correspondence anJ adit tion by :he ¡mtlior G.V.G. London, ifew Tork.IRJS

Correspondence respecting insults in Chine. Гresented to the House of Coimon 1837'. I-ondon., 1857

Huks Alfred. Edmorid . Events in the Tsipin^s Rebellion. London. , 12ЭХ

!Iiscory of the insurvectiou in China with notices of the christisnifycreed and proclriratioTi of the Insurgents byl'.tl.Cel-lery Y.Vfm, ?e» York., 1859

Tstping ЛеЪгШоп in China. A narrative of itr rise end pro^-rsss. 3ased upon ociginnl documorits sad informctior. obtained in ChinB by conup.ider Liiideeay Brine. London., 186?

была iioi.-азана обширность законодательной деятельности р государстве т< 'плиовЛ Заслуживает особого упоминания работа Фр-'^кл^кд.э-чоидая е себя перевод и кратки", комментарий 201 документа та.1п;ппн.

Кэ имеигихся s настоящее вре::л работ это одно из сзхзх пъгкчх соора-

п

ний письменных памятников на английской языке. Дсседшне до нашего временя документальное материалы талпиноз позволяет позна.яо:п?ь-л с правам "Великого государства небесного благоденствия." Весьма важное значение для настоящего исследовагая имели работы, включ.-эюч/е в себя сценки авторов правового пояснения жет-щв государстве ,та"гинсв^ правового регулирования торговли к прсизгодст-га.

8. The Taiaing i'eoloi^'. Its ¡ззи-сез, Interpret et lonr ~-Л Infi Juncea by rhia Vinccnt Y.G. fettfle-Lonlon. 'i'aiversity оГ V^Ehirijj-ten pre:_s. ДЭй?

The Tpipin^; Heb"lliorj. History an! Documenta by ?ranc l-lchsci vol.I-III. Tcst-t'-e-lorvlon., I966-I97I

9. The Taipinf HebellH üistory ¿шЗ Эос-jceats.hj "reiz l'.iohsol. vol.T-IXI. Sei.tL:e-Lor.Jcn.,I9S5-I97I

10.ChristiBü Influence upen the ideology of ths Taiping Xebellion о а T550-1854. Lagene ?3vero. Пазг.!ссп. "aiversity cf Viscontis pres::. Kadi^cn.,I?52 27

The T.-Iplag iäeclogy. Its ssourc?3, Intcr-orefcetlone enJ tr-flaen-ce3 by Thin Viacent Т.О. reftttla-lonlon.,1957 pege 47

The Taiping revolutionär/ Eovstisnt by Jen Га-wer. Häven tud London, 1973 Pcge -3

11. Teng E.7. The TsipJ.Cri Rebellion snil Vestern Powers. 3xforJ

saJ Clnrenloa presn.j 1971 '30

Осо^чнно большой интерес к становлению и развитию Тяйп.шокого го'*ууарства и права проявляли и проявляют естественно историки ПНР. С китайской историографии накоплен эгрошыЗ кстврчал по различные «сектам исследования тайпинсхого движения. В соответствии с целями исследования езтор выделил только те известнее еь.у рабо-■щ, которое разбирают различше стороны тайнинской государственности и права,

С начала 30-х годоц в китайской историографии прочно утвердилось 'наименование "тайпчнекая ре^о^юция*' ^ в связи с чем все аспекта деятельности восставших рассматривались как проявление революционности Н1.х'аКского крестьянства. Такую оценку заслуживало и законодательство тайпинов,представляемое как революционное по духу и содержанию.

С/едует осо^о отметить вачшость работ тех китайских авторов, из . которых стало возможным узнать о рождении права Тайпинскогс государства, о роли законодательства тайпинов, системе и назначении . законов,^

Указанные работы оказались весьма важны дхя автора с точки зрения наличия в них ценного исторического и фактического материала,оценок исследователей по поведу различных сторон правовой деятельности т&йлчноз. Относясь с пониманием к несколько преувеличенным характеристикам достоинств тайнинского права, мы не всегда и не везде следсЕали за ними»

При всём том проблема тайпинского права имеет целый ряд аспектов, которые разработаны недостаточно, либо вообще нз подвергались- исследованию.

12£ ~~

— т!.. Эх- 2> ■ % .

Л о Зрхан. Счерки по истории государства тайпинов. Уголовные законы. Пекин., 1955 г, . I

Ло Ьргрн Очерки по истории государства тайпинов. Брак в государстве тайпинсв. Пекин., 1979 г. ,, , . , ... /к

<\

*.лнь Рнзнь. Система згкокор тайпикского государства. Счнгач ДЭ58

Истопил китайского законодательства. Чжан Цзиньфань. Оценкч законе датеиьства та«1пино1, Пекин., 12?2 г. , .^ ,.

щ -т- & ¿ь. § з- г А & $ а ^ -¿т. о

Содержание диссертации,

Во ррсденпа лбоснончрлется актуальность.научная новизна, формулируются цели и задачи,поставленные автором, приводятся наиболее значительные сведения о методологии исследования.

В историигра£яи_ вопроса приводятся обобщенные взгляды советских и зарубежных учбадх по различные аспектам деятельности ТаЯпкьско-го государства и особенностям его права, а также некоторые оценки автора диссертации.

Рлавг первая. Источники права государства тейпиков.

Глава первая состоит из двух параграф в.

В первом исследуются источники права таЧпинос. Отмечается, что ото памятники , вкчючащае официальные публикации -.прокламации, манифесты, одисты,приказы,правила, исходившие от представителей верховной г.ис?»: Та?ш:нсксго государства, а также памятники правого? практлх»: свидетельства о заключении различных сделок,лицензии. из этого следует, что ос..овтшн из сохранившихся источников права являются норклмрше шггы,;шолне отвечающие термину" законодательство" в его широком смысле. Автором обмечается множественность субъек'"е правотворчества, хотя ъ осноекоы это были руководители пэссТсШия.пасполагаЕяие значиюлъинм весом как в армии, так и в государстве.

Теоретическим базисом источников права выступали основополагающе щг/.нцнпы теократического и аонархического идеала восставших. В яачестре таковых выступает соотносимость источника закона с ео-леЯ "Небзсного кпдоя'",являющегося делегатом бога-отца кд земле,а таете сосредоточение судебных полномочий в, руках того же "Небесного кнлоа" - Хун Сюцюаьк, которому принадлежало право распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

Известное значение имеет вопрос об отношении тайпинов к законодательству Чапъччуре-коЙ династии, Такого рода исследование обос-кэтвмтея необходимостью рылйлеггия и освещения демократически;-: завоеваний, полупивших отражение б право государства тайпино?, ¡то соотносимо с проблемой сочетания -традиций нрощого и нового ? право, включая вопрос о восприятии правом тайпиноэ традициок-юй доI-мы права, закреплённой в Цинском кодексе.

Автором обосновывается особое значение прокламаций,мали^естов, ЛЦ1:ктов других постановлений верховной власти Тайнинского государства для исследования права, так как в них определяются основные направления драповой политики таГшннов. Делается еыг-од о том, что содержание настоящих актов в большинстве, случае* выходит за пределы права, включая ь себя вопросы морали,религиозных предписаний ,политики.

Яз анализа содержания прокламации "О принудительном характере закгна" выводится по мивит автора, наиболее важных полоне-тайнинского права,пергое из которых подтверждает происхождение закона, а второе сводится к определению его назначения и целей. Прокламация провезглашаст принцип всеобщей обязательности закона. Предварительны;.! условием его осуществления выступало следование принципу равенства всех перед законом вне зависимости от положения в социальной иерархии.

.Г.алее англизируются положения "Ноеого сочинения в помощь управлению''. Как считает автор, этот документ - один из важнейших источников правовой теории тайпинов. Здесь содержится несколько иная трактовка характера закона, если её сравнивать с изложенным в прокламации " 0 принудительном характере закона". Положениями акта фиксируются общегосударственный характер закона, его социальность, .существенное значение придавалось правовой культуре населения,соответствующий уровень которой предполагалось достичь путём доведения до сознания людей "десяти божественных заповедей" /т.н. Декалог христианства /.

Как ухе говорилось, закону в трактовке автора " Нового сочинения в помощь управлению" не придавалось исключительно наказатель-нок назначение. Отсюда сфера действия закона не ограничивалась только уголовными рамками, а простиралась и на социальную область с целью утвердить там "полезное и прекрасное".

В авторском варианте Хун Женьганек предложен более или менее гу манизированный подход к сфере действия закона, хотя до появления ка правовом горизонте китайского общества противоположного взгляда на назначение закона соотносимого со свободой было ещё очень далеко.

Зо втором парароа^е иссдздуется ещё о;>ин источник таллинского права - положения христианского вероучения. Указывается, что нормы, вытекающие из христианского вероучения выступали в качестве

составного элемента законодательства тайпинэв, хотя и б qop;.ie правовой доктрины. В частности " десять божественных заповедей? служили основой, на которой строились дисциплинарные правилг э тай-пинской арг.ин. Не не только армейские правила соотносились с христианскими постулатами. Еожестзетме заповеди выступали критерием оценки, в ток: числе и правовой, отнопений, возникающих как з rpav-данско-правоЕОЙ, так и в уголовно-правовой области. Так, в соответствии с девятой и десятой заповедлни должны были поступать торговца, для которых честная торговля - святая обязанность. Наруне-пке пестой, седьмой,восьмой заповедей рассматривалось как обяе-уголоьное преступление, за совершение которого привлекались к от-ветс-тгснност.ч и гражданские лица.

При рсён том автор считает, что влияние положений христианского вероучения на право тайпинов нельзя ограничивать лизь расгоречи-ем представлений о составах преступлений с отнесением их к серьёзным прегреиениям, а также подходом к нормам праЕа _чак к религиозным предписаниям.

В заключение отмечается равно как большая позитивная роль права тайпннов в жизни общества в различиях его фор.'.ах, так и ограниченность его функций;.объясняется зависимость источников права друг от друга, проистекающая из сохранения феодальных производственных отношений, а также из необходимости правового урегулирования социально-экономических отношений в целях смягчения или частичного устранения существующих противоречий. Принимая so внимание сложившуюся практику,санкционирующую сохранение института преемственности в области правового теопчсст-Еа, автор полагает, что она не покупала таЯпинским завонодателям наполнить свои законы иным содержанием, Еытекающим из целей п идеалов самого восстании,концентрирующихся вокруг преобразования общества.

Вторая глава. Основные положения гражданского праза тайпннов.

Глава состоит из трёх параграфов. В первом из них отмечается ряд особенностей традиционного правопорядка, Еыразигпихся в том, что ри относительной голноте уголовного э?-онодательгтьа в Китае не было свода гра?панских законов. Гражданское право, регулировавшее имущественное и обязательственное отношения, не кодифицировалось.

Гражданско-правовые отношения фиксировались в рамках уголовного закона. Такие же вида гражданско-правовых отношений, как брамно-семеиньш и наследственные регулировались в основном правом обычным.

Далее исследуются вопроси: каким образом использовался тайпинс-кчм законодательством сложившийся и апробированный веками традиционный механизм регулирования гражданско-правовых отношений; смогло ли оно ьызвать к жизни новые правовые институты, а также изменить существующие.

Обращается внимание и на то, что в своей "чистой форие" гражданское право напи отражение в ряде программных документов государства -гаГ пинов, таких как "Земельная система Великого государства небесного благоденствия", ь гакж% в свидетельствах,удостоверяющих прав?- субъектов на владение землёй, нз право торговли, охранюх патентах но осуществление различного рода предпринимательской деятельности, брачных спдртельетвах,

В области поземельных отношений право тайпин'ов выступило в качество активного элемента, способствуя тому, чтобы безземелью» и малоземельные крестьяне стали субъекта«« прага владения землёй Далее на основе анализа целого ряда свидетельств на праро торговли и производства различных товаров раскрываются характер и особенности правового регулирования торговлей и производством в государстве тайпинон.

Обращается внимание и на уголовно-правовой характер ответственности: к видгм наказаний за наругаени« установленных правил че.ргогяк и производства откосились - кон.*«скацяя предприятия,, ерест неплательщика налога.

Автор считает, что слсдует несколько ширэ рзгляну^ь на харак-' тер настоящих праисогноягипЯ. Цель регулирования состояла но только в "зачтите от разбоя и конкуренции", как это обычно пи-', шгтек, ко я в установлении правил,призванных в!1ести б среду торговцев и предлрикн:.;атзлей притопы чйстк.сти и справедливости, то есть столь спецефнчное для Китая срастание права и морали.

Мо;сно сказать в связи с этим, что все документы, регулирующие процесс торговли и производства, гыступают нвредко в виде ак-юв административных, но'сядих в той или иной мере импэративнчй

характер, хотя,,раяуг.еется, диспозитиеный характер гражданско-правовых отношений сохранялся. Регламентируя с'помощью нормативных актов меру должного и недолжного поведения на уров "J заключения ii исполнения различного рода соглашений, государство тайпииов испопьаосаяо традиционные методы и форда -реализации закона.

третьемдпараграфе второй главы раскрываются основные черты и особенности правового регулирования брачно-семейных отношения. Укючрал на то, что официальные публикации тайпинов: мани* фесты, прокламации отдельными с во «р положениями регулировали определенные субъективные права женщин, автор обеновывает необходимость в претзорении одного из валнейших принципов,провозглашённых тайпчнами - принципа равенства мужчин л :кенщ:<1н. Нами анализируются брапгые разрешении и другие документу,регулирующие брачно-семейные отношения в государстве тайгглнов. Делается заключен ; о двойственном и противоречивом характере политики тайпинов э этой области отношений. В выводе по второй главе автор, оценивая роль законодательства тайпиноЕ в области^ регулирования гражданско-правовых отношений, указывает на то, что оно несло в себе активьый и в на-> кой-то степени преобразующий элемент,поскольку целый ряд прогрессивных идей тайпинов получил реализацию на уровне права. Вместе с тем некоторые из нормативных актов, их положения носили половинчатый характер, отражая наряду с прогрессивными и идеи, выражающие интересы эксплуататорских классов. В наибольшей степени это относится к сфере регулирования поземельных от» ношений/ чьи нормы фиксировали сохранение за помещиками права ка землю при одновременном провозглашении в качестве программного принципа уравнительного распределения земли среди крестьян, а такгче принципа равенства, призванных создать родим наибольшего благопрпнтетгования для безземельной и малоземельной категории населения. Однако не выйдя за рамни общественно-экономических отношений, сьойстгенных феодализму, та Япины старались по возможности облегчить жизненные условия народа. Сто . . какое-то время им удалось. В осуществлении дачно1' политика необходимо,по мнению автора, отметить и значительною роль законодательства Тайпинского

государева,проводившего в жизнь ряд прогрессивных принципов и идей.

Главь- третья: "Основные положения уголовного праьа л процес-.са "aRK.Hcicî-o государства" - подразделяется на семь параграфов.

3 параграфе перг. о : исследузтся сснсвние чорти трздаца^ннэго угодеекого nn.-.F«. Аггоро..; став л гея рлд вопросов, ответи на кг— торые пас.взль'т составить белее или кгенее ясную картину развития угслсякого права таГп'ЛНОЕ. Главное:

1. Воспрдвддо г. а '¿айпинекое законодательство традиционную основу уголовногс пзава,пококдеКся на принципах коллективной от-встстгенности, системе пяти наказание, правилах о восьми снис-хо^денияг? А сслк восприняло, то » какой керо?

2. Проводил ли таГ.п.-.нск-'й законодатель разграничение мег-^у угсловкл1 преступлением и гражданско-правовым деликтом?

3. Kaics:" характер косило тайнинское уголовное право. На каких прякц;1пах стр'л.ллсь уголовная политика тайпинов?

Во i-toio:.: па^а.-гл^--? доследуется сущность и характер законеца-тельса'Ег; та.'плкоз как источника уголовного права, отмечается ссоЗекнзсть ~ra?:scrc регулирования, гклвчагщвго ряд позитивных у.смоптсг: бь-строту Tj33i ирсвания, массовость предупредд">н-шх о противоправно:.: характере дэлнлЯ и тяжких последствиях совершсн/.я такого рода преступления.

положения "Земелькой система" Нового сочинения в помощь упраилениг", "Правит поведения", .-.кл&чаязих в себя принцип.: у; олоБНЗ-г.равово? политики и са:.:о уголовное право тайпиков.

Авюр считает, что "Правила поведения" - это кодекс воекно- ' уголовного права тяйпкнов, который*как и бит их ар;.:ии нельзя отделить ст всей системы военно-теократического государства • "небесного благоденствия".

На осног-е изложенного делаэтея заклвшм", что в государстве т* йпиноб были предприняты ресятельныа к;ори по созданию нового, отличного от Маньчжурского, уголовного законодательства.

В третьем пгрчгрЦ.е излагается понятие преступления с уголовном пеане тайплнов.'Отмечается, что в источниках уголовного прав, отсутствует общее, абстрактное понятие преступления.

В ряде случае? изложение конкретных видов преступлений косит казуальный характер.

Анализ источников показал, что как преступление, так и поступок рассматривались тайпинскнм законодательством как наказуемые нару-пення божественинх заповедей, смысл 'которых заключался в общей ¡аправлзнности тайнинской идеологии и правовых принципах, приззан-1ЫХ защищать нравственные ценности государств». При этом следует /читывать и другой принципиально витый момент, состоящий в том, {то преступление считалось ещё и грехом в религиозном и нравственном смыслах.

Анализ нормативного материала такче показал, что для уголовного :рава тайпинов учёт субъективной стороны преступления был наимень-

В четвёртом параграфе освещаются общие принципы уголовного права: :убт,ект преступления, основания наступления уголовной ответстЕеп-гасти, основания, гключакаде наступление уголовной отьетственнсс-

'И.

В уголовном праве тэйпянов отсутствовало общее положение,предус-.атривающее сколько-нибудь строгое деление субъектов преступления, 'олько некоторые из нормативных актов, фиксировавших конкретные иды преступлений, содержала определенный субъектный состав. Тайпинский уголовный закон строже спрашивал с тех, кто принадлежал к "старослужащим" армии, имея в виду при этом не толоко поеную подготовку, но и должный идейно-нравственный уровень. Минимальный гозраст, по достижению которого законодательство пре-усматривало возможность наступления уголовной ответственности -3 лет. Правда, в отношении несовершеннолетних предусматривалась олее мягкач мера наказания.

Тайпинсхие уголовные законы не упоминают о случайных и неоеторож-чх деяниях, они знают только умышленные. Виновность являлась ие-бхедииьгл условием наступления ответственности за подавляющее чис-о правонарушений. Только в двух случаях, не выясняя, кто прав и иногат, законом предусматривалась коллективная ответственность, головные законы тагпинов определяли такие формы соучастия,как не-оносчтельстро по преступлениям, направ. .нных против интересов го-ударсгва, а также по обцеуголовным /проституция,кра.жо/ -поеобнл-ество, укрывательство вора,вещи. Наказание для соучастников уста-пвлипалось неодинаковое / ь зависимости от степени участия /.

Автор считает, что нельзя отрицать возможности использования в уголовной практике тайпинов институтов, исключающих или смяг-чаащкх уголовную ответственность гражданских лиц.

Уголовное законодательство тайпикос различало первое правонарушение и рецидив, относящийся к оттягчвкцим ответственность обстоятельства!,4. В зависимости от повторноети преступного деяния назначалась и мера наказания.

В параграфе пяток третьей главы рассматривается институт наказания, его вида и цели.

Автор стремится еыяснить: способствовало ли существование Государства тайпинов созданию услсеий, при которых г.ожно было бы говорить об отходе от защита классового и социального неравенства.

Что касается традиционного принципа коллективной ответственности, то он полупил реализацию в уголовном законодательстве тайпи-нсв. Правда, законодатель не придерживался строгого деления института коллективной ответственности на "виды", но имел ъ виду, общую его направленность.

Автор полагает, что принцип коллективно? ответственности был включён ь тайнинское законодательство в качестве весьма эффективного средства, призванного осуществлять меры взаимоконтроля как среди воинов, так и среди .гражданских лиц; отмечается при этом, что обращение к настоящем/ принципу быпо предпринято всего в двух случаях, что всё же может говорить о более гуманном подходе к определению виновности, нежели традиционный.

Установив определённую связь системы наказания с классификацией преступлений, автор стремится ответить на следующие вопросы: за каки? преступления уголовным правом вводились весьма суровые наказания; чем могла оправдываться чрезуерная жестокость е&икциЯ?

Анализ нормативного материала позволил увидеть, что объектами подавляющего числа преступлений выступали как интересы государстве, так и основы его морали. Держась этого, законодатель, государства тайпинов, как и те, кто издавал законы до него,считал суровость санаций оправданной и закономерной.

Далее анализируется содержание одного из принципов, изложенного в известном зрограммном документе "Новом сочинении » помощь управленца". ДелО сводилось к применению соответствующих наказаний гс совершившим тяжкие преступления; в случае же совершения кв-

значительных проступков с ними предлагалось обращаться гуманно,оказывая помощь с целью сэмоисяравления. Мы полагаем, что данное положение еле,дует расценивать как- приближение к принципу соразмерности наказания содеянному преступлении. Правда, в трактовке Хун Женьганя - автора "Нового сачкчения" - этот принцип носит весьма неопределённый характер, отчего представляется, что его следует рассматривать как рекомендацию для тех, кто будет заниматься отправлением правосудия, рекомендацию, не получившую воплощения в процессуальной практике таллинского суда.

Анализ уголовного законодательства позволил увидеть и то, что таЯ-пинехиэ уголовные законы придерживались принципа строгой определённости наказаний. Во всех случаях /исключением выступало использование неопределённой санкции в ''Ззмельной системе"/ обозначался вид смертной казни или другого наказания, указывались сроки ношения кан-ги, количество ударов палками/.

Для уголовного права тайпинов характерно отсутствие специальной статьи, определяющей цель наказания. Однако из анализа содеркакия норм, носящих уголовно-правовой характер,стало возможным вывести то, что одной из важнейший целей наказания, помимо возмездия, выступало, конечно, и устрашение. О последнем свидетельствует чрезмерная /хотя л "нормальная" в глазах таллинского законодателя/ жестокость санкций Несомненно, что для уголовного законодательства тайпинсв / как и для других многих памятников феодального права/ типично несоответствиг ленду характером наказания л- тяжестью преступления. Политикой, определяющей характер применяемых наказаний( выступало повсеместное и юстоянное подавление действий, характеризующихся кеприг.тием зконо-мчеекпх, политических и нравственных принципов Тайпинского государева Суровость санкций, в немалой степени, объясняется извечным иое-'улатом насильственных революций: "кто не с нами, тот против нас". В параграфа дестом анализируются основные' составы преступлений. В седьмом параграфе показаны основные черты судоустройства и судо-;роизводства таПпинов,

Анализ источников показал сохранение неразделенное™ гражданского и головного судопроизводства. Для тайпинской судебной практики показа-злей традиционный подход к рассмотрении дел, исключающий / как это ыло характерно для всей системы организации судокроизводгтва ф^о-ального общества/ принцип состязательности, право обвиняемого на з&-иту, презумпцию невиновности.

Лри Есём том обращается внимание па почвление ч судебной практике тайчиноз принципиально новых тенденций, ставивших суд на новый уровен», состгетствуюцяР проводимо? е гос}дарстко социально-экономической политике. Суд тайпянов нель-м рассматривать как привилегированный сословии"; суд, зм.мцм»»1иЯ антерюш феодалов, так как традиционное сословное деление общества. било ликвидировано. Также была отменена особая юрисдикция для маньчжур. Анализ представленных источник"!« позволил сделать заключение об отсутствии в тай.Пг:нской угсловно-процессуяльноП практике откупа от наказания, этого "бщераспространённого института,присущего маньчжурскому судопроизводству и способствующего осуществлению без-наказапкости,.ЧЕЛЯЮ1Чсйся прерогативой :уг;;его класса. Судебная практика представляла из себя иозмо/шость обжаловался п недопущения различных злоупотреблений^рсдуомнтриьала организацчв гласного суда. В тайпинском суде не было ни одной разрешённой законом формы гагаки для ответчика, ист4я,с1идетолгй,»1е;;э8естна и позорная система взяточничества и различных подношений служителям, ямыкя, характерная для маньчжурского суда. В заключении автор даёт ответ о месте тайнинского права в пра-ьоеой систем« китайского обществе рассматриваемого периода., Не исключая особенностей тайплнекого права-, автор считает, что представление о праве тай.пинов как о самостоятельном надстроеч--ном элементе момно признавать постольку,поскольку-оно являлось составной частью всей правовой системы китайского общества в целом. Другими словами,;поскольку оно развивалось и функционировав-ло е рамках феодального государства, известного живучестью с№их традиций во гсСх формах регулирования; сто право нз могло не нести на себе печать векового традиционализма, что не исключает.как уже говорилось, непоследовательных иагев в сторону егэ гуьаниэа-. цки в ,цухе всё тех жз старокитайских учений и традиций. Баяно увидеть то, что правовое творчество восставшего крестьянства представляло из себя одну из ярких возможностей фиксирования тая называемо? "исторической памяти" закрепления традиции активного сопротивления экономическому,политическому,социалъно-му угнетению.

Иначе говоря, автор ке отрицает я негативного влияния традиционной дегш. права, но и не видит оснований сводить ка нет прогрессивные достижения тайпинов -в области правового регулирования. Автором выделяются основные тенденции в развитии тайпинскогс права: •

1. Право тайпикоэ возникло и сформировалось а качеств® выражения воли преимущественно крестьянских масс, то есть то, чего пытался и смог добиться эксплуатируемый класс стало в той ил% иной мере частью тайпикского права.

Таким образом, право государства тайпинов - проводник его политики,причём наиболее её прогрессивной части.

2. Б отом праве элементы христианского вероучения уживались с конфуцианской и легистской догмами, но в тояе время восприятие конфуцианских и легистекчх принципов не помешало таДпинам наполнить свои законы в той или иной мере прогрессивным по дух;/ содержанием.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора: ' ( • • .

I. Основные положения уголовного права тайпинов.

М ' <>"

/ ¿иЯчг - гг*"** ^^г^ы

\иу 199/. " '

2015 © LawTheses.com