Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.14 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации»

На правах рукописи 43/1/1674 26.06.03

Бубнов Сергей Владимирович

Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации

Специальность 12.00.14 - административное право; финансовое право;

информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Работа выполнена на кафедре административной деятельности Московского университета МВД России.

Научный руководитель

заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Коренев Алексей Прокофьевич.

Научный консультант -доктор юридических наук, доцент

Костенников Михаил Валерьевич.

Официальные оппоненты - доктор юридических наук, профессор

Ловинюков Анатолий Степанович;

- кандидат юридических наук Михайленко Александр Павлович.

Ведущая организация - Всероссийский научно-исследовательский

институт МВД России.

Защита состоится « »_2003 г. в_час. в зале ученого совета на заседании диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора юридических наук Д 203.019.01 при Московском университете МВД России (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан «_»_2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, старший научный сотрудник с (г И.В. Голованев

йсэоз-Д

' \4554

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 1. Актуальность темы диссертационного исследования

Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.

Так, нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, отличается своим несовершенством. Подтверждением этому является ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Одной из причин несовершенства действующего законодательства, регламентирующего функционирование религиозных объединений, является отсутствие теоретических исследований, посвященных их административно-правовому статусу в Российской Федерации.

Как показывает практика, в административно-правовом регулировании нуждается не только внешняя деятельность религиозных объединений как коллективных субъектов административного права, но и часть внутренних взаимоотношений, возникающих между участниками религиозных объединений. Такая регламентация необходима, поскольку при таких взаимоотношениях затрагиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства, которые не должны оставаться вне сферы административно-правового воздействия. Помимо! э^ф^о (Щ^ЩВДШЮС*Й исследуемой

БИБЛИ0Т£& I

С-Петв»ву»г

03 "юв^ чярОО *

;

j

проблемы свидетельствуют принятые Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. и «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Данные акты имеют самое непосредственное отношение к исследованию административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.

Необходимо отметить, что анализ отдельных аспектов административно-правового статуса религиозных объединений осуществлялся рядом отечественных ученых и специалистов-практиков. В частности, вопросы, касающиеся правового положения религиозных объединений рассматривались в работах А.Б. Агапова, Т.Ю. Архирейской, М.В. Баглая, С.А. Бурьянова, В.В. Бородина, Ф.М. Рудинского, Г.Г. Черемых, В.В. Покровского, Е.И. Ро-манюк, А.Г. Емельянова, А.П. Коренева, O.E. Кутафина, Г.А. Михайлова, В.Н. Калинина, А.И. Кудрявцева, Г.П. Лупарева, В.А. Цыпина, П.П. Яшина и др. Среди работ, имеющих большое теоретическое значение для исследования, следует выделить научные труды Ю.А. Розенбаума и A.C. Ловинюкова, которые существенно расширили научные представления об административно-правовой охране свободы совести в Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо сказать, что современной концепции административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации еще не создано. Подобное положение обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. Поэтому исследование административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации будет способствовать разработке указанной концепции.

2. Объект и предмет диссертационного исследования

Объектом настоящего диссертационного исследования являются обще-ствейные отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием религиозных объединений в Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты реализации административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

3. Цель и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационной работы состоит в проведении комплексного исследования административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране и разработке на этой основе предложений по совершенствованию административного законодательства, регламентирующего общественные отношения, связанные с реализацией гражданами их права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:

- исследовать процесс становления отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений;

- проанализировать современную модель отношений государства и религиозных объединений и на этой основе раскрыть содержание политики государства в области свободы совести;

- выявить специфические признаки административно-правового статуса религиозных объединений и сформулировать предложения по их законодательному закреплению;

- раскрыть организационно-правовые элементы административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации;

- проанализировать правовые и организационные основы формирования особенностей административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации;

- исследовать методы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений в Российской Федерации;

- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, а также порядок взаимодействия религиозных объединений и органов исполнительной власти.

4. Методология и методика диссертационного исследования

В процессе работы над темой диссертации кроме общенаучных (анализ и синтез, обобщение, дедукция и индукция и т.п.) были применены и частно-научные методы: сравнительно-правовой (исследовались нормы законодательства, регулирующие порядок функционирования и регистрации религиозных объединений); анализ документов (законодательных и иных нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к теме диссертационного исследования). Методы исследования позволили охватить значительный объем эмпирического материала посредством наблюдений автора по исследуемым аспектам темы диссертации, ознакомления с различного рода решениями, статистическими материалами, отчетами Министерства юстиции России, относящимися к теме диссертационного исследования, анализа и обобщения результатов сбора и оценки собранного эмпирического материала.

Информационной базой исследования явились положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регламентирующие административно-правовой ста-

туе религиозных объединений в нашей стране. Помимо этого информационной базой исследования явилась практика деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по контролю за соблюдением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания, судебная практика, касающаяся исследуемой проблематики.

5. Научная новизна диссертационной работы

Диссертация представляет собой исследование, в котором осуществлена теоретическая разработка основных положений концепции административно-правового положения религиозных объединений в Российской Федерации. В диссертации выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений в нашей стране, а также предложения по совершенствованию правовых форм взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

- авторское определение религиозного объединения, под которым понимается добровольное, негосударственное, некоммерческое объединение индивидов, законно реализующих право на свободу совести, обладающее общими и специальными признаками. Данное определение отражает правовую природу религиозных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, а с другой — воплощающих признанное в международно-правовых документах право на свободу совести как составную часть неотъемлемых прав личности;

- динамика административно-правового статуса религиозных объединений показывает, что каждый исторический этап приносил в административно-правовое положение религиозных объединений характерные черты, обусловленные особенностями той или иной исторической эпохи, а между-

народное правовое признание права каждого на свободу совести в системе основных прав человека и гражданина заложило международно-правовую основу их административно-правового статуса в нашей стране;

- административно-правовой статус религиозных объединений - это комплексная категория, включающая в себя следующие элементы, выделяющиеся по признаку этапности деятельности религиозного объединения: административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок их государственной регистрации; административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения; нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие их обязанности; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны;

- в административно-правовой сфере религиозные объединения являются субъектами как внешних, так и внутренних административных правоотношений, взаимодействуя с государственными органами и гражданами, как входящими, так и не входящими в состав указанных объединений. Таким образом, основы правосубъектности религиозных объединений в административно-правовой сфере определяются содержащимися в законодательных и иных нормативных правовых актах требованиями, относящимися к процессу государственной регистрации и ликвидации религиозных объединений. Другие административно-правовые отношения, связанные с деятельностью религиозных объединений, возникают в процессе

регламентации имущественных отношений, при урегулировании особенностей вероисповедания, в процессе осуществления образовательной и иной творческой деятельности, при осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных объединений;

- в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями в целях наиболее эффективной реализации права граждан на свободу совести;

- контроль органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений должен основываться на принципах системного, комплексного подхода, поэтому в целях совершенствования контроля органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений необходимо уточнение правового статуса субъектов контроля, а также четкое разграничение компетенции каждого из элементов данной системы.

6. Теоретическая и практическая значимость работы

Содержащиеся в работе теоретические выводы о сущности исследуемого правового явления позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации, выявить новые подходы к нормативному определению взаимоотношений государства, и религиозных объединений. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что внедрение разработанных в процессе исследования предложений и рекомендаций в деятельность органов исполнительной власти позволит успешнее выполнять возложенные на них задачи по контролю за соблюдением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. Основные положения диссертации могут быть использованы для углубленного изучения соответ-

ствующих тем курсов «Конституционное право России», «Административное право России», «Административная деятельность органов внутренних дел».

7. Апробация результатов диссертационного исследования

Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел», проходивших в 2000-2001 гг. в Московском университете МВД России, Всероссийском научно-исследовательском институте МВД России, отдельные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Московской академии МВД России, а также использовались при проведении семинарских и практических занятий по административной деятельности органов внутренних дел. Положения диссертации были внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел.

Результаты проведенного исследования отражены в двух научных публикациях.

8. Объем и структура работы

Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цели и задачи диссертационного исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость результатов исследования, раскрываются положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.

Первая глава диссертации — «Понятие и содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации»- состоит из трех параграфов.

"В § 1 - «Понятиерелигиозного объединения как субъекта административного права России» - соискателем отмечается, что реализация гражданами конституционных предписаний, гарантирующих свободу совести и свободу вероисповедания, предполагает существование и деятельность в нашей стране различных религиозных объединений, представляющих собой устойчивые коллективные образования со своими целями, задачами и функциями, а также практическими средствами их реализации. Порядок организации религиозного объединения, система внутреннего управления, а также специфика отправления религиозного культа и иные элементы, предопределяющие характер их деятельности, в некоторых случаях зависят от их религиозного вероучения. Это обусловлено тем, что отношения между людьми, участвующими в религиозном объединении, складываются не на базе социально-экономических или социально-политических отношений, а на основе религиозных догматов и вероучений.

Учитывая это обстоятельство, автор делает вывод о том, что понятие «религиозное объединение» может быть исследовано в нескольких аспектах-как религиоведческая категория, отражающая сущность и закономерности складывающихся отношений в процессе организации религии, и как юридическая дефиниция, определяющая правовой статус этих образований из совокупности внешних факторов и формальных признаков. Исследуя понятие и специфику религиозного объединения как коллективного субъекта административного права России, соискатель подчеркивает, что в научной литературе, посвященной данной проблематике, отсутствует единый подход к определению понятия религиозного объединения.

Следует отметить, что значительная часть имеющихся определений понятия «религиозное объединение» была сформулирована до принятия Фе-

дерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в связи с чем их практическое значение в настоящее время не столь велико. К тому же в основу советского законодательства о религиозных объединениях и свободе совести был положен декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Действующее российское законодательство также предусматривает отделение школы от церкви, поэтому родители сами должны решать вопросы, связанные с религиозным воспитанием своих детей.

Подпадающие под сформулированное в законе определение религиозного объединения религиозные общности обладают не одинаковыми юридическими возможностями, поскольку подразделяются им на ряд организационно-правовых форм. В связи с этим необходимо учитывать специфику административно-правового статуса различных религиозных объединений, что имеет большое практическое значение для организации деятельности органов государственной власти по осуществлению контроля за функционированием различных религиозных объединений в нашей стране.

Исследование предусмотренных законодательством организационно-правовых форм религиозных объединений позволило автору прийти к выводу о том, что признаки, присущие данным социальным общностям, можно классифицировать на общие (вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, добровольность членства) и специальные „ (организационное единство, обособленность имущества, самостоятельная юридическая ответственность). Последняя группа признаков присуща не всем религиозным объединениям, а только религиозным организациям. Данные объединения согласно закону имеют статус юридического лица и тем самым могут вступать в более разнообразные административно-правовые отношения.

В связи с этим автор дает классификацию религиозных объединений, в которой учитывает следующие особенности: организационно-правовую фор»1у религиозного объединения; территориальную сферу действия религиозного объединения; наличие (отсутствие) государственной регистрации религиозного объединения; учредителей религиозного объединения.

В заключение параграфа автором отмечается, что выделенные в ходе исследования признаки религиозного объединения позволили сформулировать авторское определение религиозного объединения, которое имеет определенное теоретическое и практическое значение, в частности для обеспечения правопорядка в нашей стране, а также позволяет отграничить данное социальное образование от иных социальных общностей по своим конструктивным признакам и содержанию своей деятельности.

§2- «Содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации» - посвящен исследованию обозначенной в названии параграфа проблемы, определению путей и выработке конкретных научно-практических рекомендаций по совершенствованию административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Исследование административно-правового статуса религиозных объединений показало, что он выражает наиболее важные и существенные связи религиозных объединений с органами государственной власти нашей страны.

Административно-правовой статус религиозных объединений, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей составной части. Исследование содержания административно-правового статуса религиозных объединений позволило диссертанту сделать вывод о том, что в структурном плане административно-правовой статус исследуемых коллективных субъектов административного права состоит из целевого и структур-

но-организационного компонентов. А такие явления правовой действительности, как административная правоспособность и дееспособность религиозных объединений имеют решающее влияние на его регулирование и реализацию в сфере действия норм административного права.

Автором подробно исследуются права и обязанности религиозных объединений, поскольку они занимают центральное место в административно-правовом статусе религиозного объединения. Соискатель отмечает, что в отечественной юридической литературе не достаточно уделено внимания вопросам классификации прав и обязанностей религиозных объединений в нашей стране. В связи с этим в диссертации предлагается авторская классификация прав и обязанностей религиозного объединения. Диссертант отмечает, что при многообразии вариантов классификаций все они исходят из их социального назначения. Этот критерий довольно широко используется и в международных документах, касающихся исследуемой проблематики. Выделение всех указанных элементов административно-правового статуса религиозных объединений, по мнению соискателя, необходимо для наилучшего уяснения и изучения их административно-правового статуса.

В работе особое внимание уделяется роли и значению гарантий административно-правового статуса религиозных объединений. Предлагается подразделить гарантии исследуемых субъектов по содержанию и характеру их действия на общие, специальные и организационные. Общие гарантии выступают в качестве определенных экономических, политических, социальных условий, обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей религиозными объединениями.

С начала 90-х годов XX в. гарантии административно-правового статуса религиозных объединений были подвержены определенным изменениям и обусловлено это тем, что государство отказалось от прежней сверхидеологизации, кардинально изменились его функции в экономической сфере. Охарактеризовав общие гарантии, диссертант осуществил подробный анализ

! I

специальных гарантий административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране. Исследование позволило соискателю сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации.

В завершение исследования гарантий административно-правового статуса религиозных объединений автор рассматривает организационные гарантии, под которыми понимается организационная деятельность государственных органов, которую они должны выполнять для обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих религиозным объединениям прав и исполнения возложенных на них обязанностей. Автором подчеркивается, что гарантии имеют существенное значение для характеристики административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране и от их четкого и последовательного закрепления в законе зависит реализация норм административного права, определяющих правовое положение исследуемых субъектов в сфере государственного управления.

В £ 3 — «Административно-правовая охрана свободы совести в Российской Федерации» - автор подробно исследует содержание права на свободу совести и приходит к выводу о том, что современная концепция религиозной свободы относит это право к праву, которое реализуется в публичной сфере. Данный подход, по мнению диссертанта, обусловлен тем, что отношения, возникающие в процессе реализации этой свободы, возникают не только между отдельными личностями - приверженцами того или иного религиозного вероучения, но и между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, в частности в ходе организации и проведении мероприятий, связанных с оправлением религиозных обрядов. Содержание понятия «свобода совести» органически включает в себя «свободу вероисповедания», которая, по мнению автора, трактуется как право че-

ловека на выбор религиозного учения, отправления обрядов и религиозных культов в соответствии с ним.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. В первом случае право на свободу совести можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести. Это нормы, регламентирующие правовое положение личности, участвующей в отправлении религиозных обрядов, нормы, определяющие правовое положение религиозных объединений, а также нормы определяющие порядок их взаимоотношений с органами государственной власти. Право на свободу совести в субъективном смысле - это гарантированная законом мера возможного поведения, определяющая юридические рамки индивидуальной свободы личности в религиозной сфере.

Раскрывая содержания понятие «свобода совести», автор отмечает, что перечень элементов данной свободы до сих пор остается открытым, а в юридической литературе существуют различные точки зрения относительно их количества и смысловой нагрузки. Соискателем исследован ряд концепций, касающихся юридического содержания свободы совести, на основе которых предлагается авторская конструкция «свободы совести», которая включает в себя следующие элементы: право на определение своего отношения к вопросам свободы совести; право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо религиозное вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими; право на тайну своих религиозных или иных убеждений; право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести; право на терпимость со стороны инакомыслящих или инаковерующих. Такая конструкция «свободы совести» позволяет осуществлять более эффективную ее охрану с помо-

щью норм административного права, которые, как показывает практика, направлены на охрану самих принципов свободы совести, определяют функции государства в сфере государственно-конфессиональных отношений, регулируют порядок создания религиозных объединений, порядок реорганизации и ликвидации, определяют права, обязанности и гарантии их функционирования.

В заключение параграфа автором делается вывод о том, что для эффективной административно-правовой охраны свободы совести в нашей стране необходимо, чтобы законодательство более четко определяло пределы вмешательства религиозных объединений в деятельность органов государственной власти. В равной мере необходимо защищать как государственные органы от воздействия религиозных объединений, так и религиозные объединения от воздействия со стороны государства. Именно в этом направлении должно развиваться административное законодательство, регламентирующее охрану свободы совести в нашей стране.

Вторая глава диссертации - «Особенности реализации административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации» - состоит из трех параграфов.

В § 1 — «Особенности создания и ликвидации деятельности религиозных объединений» - соискателем дается анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и ликвидации религиозных объединений, который позволил сформулировать авторскую позицию относительно реализации данных институтов, а также высказать предложения по их совершенствованию. Исследуя порядок создания религиозного объединения, соискатель выделяет три его основные стадии (подготовительная, организационная, регистрационная), которые далее подвергаются комплексному научному анализу.

На первой стадии создания местного религиозного объединения автором рассматривается специфика создания религиозной организации и рели-

гиозной группы, не входящей в состав централизованного религиозного объединения, где необходим адаптационный период не менее 15 лет.

Содержание второй стадии включает в себя приобретение религиозным объединением необходимых предпосылок организационного единства, которые формируются в ходе ряда мероприятий. Так, решение о создании местного религиозного объединения принимается на учредительном собрании гражданами, а централизованного - полномочными представителями местных религиозных объединений. От имени последних действуют представители, полномочия которых либо вытекают из устава местной религиозной организации, либо подтверждаются доверенностью.

Третья стадия представляет собой собственно процесс государственной регистрации религиозной организации в органах юстиции. Соискателем отмечается, что для приобретения религиозной группой правоспособности юридического лица и тем самым создания религиозной организации согласия каких-либо государственных органов, а также иных третьих лиц не требуется, так как государственная регистрация религиозной организации осуществляется в нормативно-явочном порядке. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать данное социальное образование.

Далее автор исследует основания, по которым может быть отказано в государственной регистрации религиозной организации, и на этой основе формулирует предложения, касающиеся совершенствования данного порядка. Рассматривая процедуры ликвидации религиозных объединений, соискатель классифицирует их в зависимости от того, от кого исходит инициатива ликвидации религиозного объединения - от него самого или от государственного органа. В связи с этим выделяются нормы права, регулирующие добровольный порядок ликвидации религиозного объединения, а также нормы права, закрепляющие процедуру ликвидации религиозного объединения в

принудительном порядке. В последнем случае ликвидацию следует рассматривать как меру государственного принуждения.

' В ходе исследования порядка ликвидации религиозных объединений диссертантом указывается, что не все возникающие при их ликвидации общественные отношения будут носить характер административно-правовых отношений. К административно-правовым отношениям необходимо отнести лишь те отношения, которые возникают в связи с добровольной ликвидацией религиозного объединения, поскольку они урегулированы нормами административного права. После того, как религиозная организация, являющаяся юридическим лицом, была по собственной инициативе ликвидирована, она в соответствии с законодательством должна направить решение о ликвидации в орган, зарегистрировавший ее, для исключения указанного формирования из единого государственного реестра юридических лиц. Иначе дело обстоит с порядком ликвидации религиозной организации в принудительном порядке.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, свобода деятельности религиозного объединения не может быть абсолютной. На данных коллективных субъектов административного права в полной мере распространяется обязанность соблюдать Конституцию России и действующее законодательство в различных сферах жизнедеятельности общества. На основании этого соискатель приходит к выводу о том, что в законодательстве закреплены определенные меры государственного принуждения, применяемые к религиозным объединениям, которые своими деяниями, нарушают

Конституцию России и законодательство Российской Федерации. Рассматривая основания ликвидации религиозного объединения, соискатель классифицирует их на ряд групп.

Первая группа оснований ликвидации религиозных объединений, выделяемая соискателем, появляется в случае не устранения в установленный срок религиозным объединением нарушений, послуживших основанием для приостановления его деятельности, орган, инициировавший внесение в суд

заявление о приостановлении деятельности данного объединения, далее вносит в суд заявления о его ликвидации.

Ко второй группе оснований ликвидации религиозных объединений необходимо отнести положения, содержащиеся в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исследуя данный порядок, автор отмечает, что при ликвидации религиозной организации Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры и суды вправе руководствоваться как положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так и соответствующими положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Проанализировав процедуру ликвидации религиозного объединения, диссертант приходит к выводу о том, что ликвидация религиозного объединения - это самая серьезная мера государственного принуждения, применяемая к данным коллективным субъектам административного права. Такой вывод обусловлен тем, что после применения данной меры государственного принуждения религиозное объединение не может вступать в административно-правовые отношения.

В заключение настоящего параграфа соискатель говорит о том, что от ликвидации религиозного объединения необходимо отличать процедуру прекращения его деятельности в судебном порядке. В последнем случае суд лишь подтверждает своим решением фактическое прекращение деятельности религиозной организации как юридического лица, которое не выполняет обязанностей, закрепленных законодательством. Основным отличием процедуры прекращения деятельности религиозного объединения от процедуры его ликвидации является тот факт, что ликвидация означает запрет деятельности религиозного объединения, а прекращение деятельности влечет только потерю статуса юридического лица.

В §2 — «Организационно-административные взаимоотношения исполнительных органов власти с религиозными объединениями», - исследуя обозначенную в названии параграфа проблему, автор приходит к выводу о том,

что взаимоотношения между исполнительными органами государственной власти и религиозными объединениями происходят как на федеральном уровне, так и на 'уровне субъектов Российской Федерации. Данное положение обусловлено целым рядом обстоятельств.

Активизация жизнедеятельности религиозных объединений, с одной стороны, и усиление внимания руководителей органов исполнительной власти к деятельности религиозных объединений, с другой, вызвали необходимость создания во многих органах исполнительной власти подразделений по связям с религиозными объединениями. Исследование форм взаимодействия религиозных объединений и органов исполнительной власти в различных сферах жизнедеятельности позволило автору прийти к выводу о том, что в настоящее время отсутствует последовательная государственная политика в данной сфере. Сложившееся положение дел привело к тому, что в каждом субъекте Российской Федерации выстроилась своя система взаимоотношений органов исполнительной власти с религиозными объединениями и в настоящее время существуют различные подразделения в системе исполнительной власти, непосредственно взаимодействующие с религиозными объединениями.

При изучении практики взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями соискателем делается вывод о том, что при должных взаимоотношениях органов исполнительной власти и религиозных объединений отрываются дополнительные возможности для более последовательной реализации граэвданами своего права на свободу совести, а также эффективной административно-правовой охраны свободы совести в нашей стране. Но автору приходится констатировать, что общая оценка состояния взаимоотношений органов исполнительной власти и религиозных объединений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации по многим направлениям не дает поводов для того, чтобы считать такие взаимоотношения оптимальными. В этой связи диссертантом предлагается разработать и принять Постановление Правительства Российской Федерац ии, в котором будут определены и унифицирован порядок и формы взаимоотношений ор-

ганов исполнительной власти и религиозных объединений в различных сферах жизнедеятельности.

В заключение параграфа автором делается вывод о том, что для более эффективных взаимоотношений органов исполнительной власти и религиозных объединений необходимо, чтобы в нормативных правовых актах последовательнее определялись цели совместных мероприятий, проводимых органами исполнительной власти и религиозными объединениями, а также более четко обозначались пределы вмешательства органов исполнительной власти и их должностных лиц в деятельность религиозного объединения и религиозного объединения в деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В £ 3 — «Контроль органов государственной власти за деятельностью религиозных объединений» - автором отмечается, что комплексное исследование такого значимого вопроса, как совершенствование административно-правовых и организационных основ государственного контроля за деятельностью религиозных объединений невозможно без применения исторического метода. Исследование показывает, что вопросы контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений и групп были постоянно в поле зрения государственных органов.

После Декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» до 1929 г. на территории нашей страны контроль и надзор за соблюдением законодательства о церкви осуществляли органы ОГПУ-НКВД, органы прокуратуры, а также наркомат юстиции. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», надзор за деятельностью религиозных объединений, а также сохранностью передаваемых на основании договора в их пользование зданий и имущества культа возлагался на регистрирующие органы, а в сельских местностях - на сельские советы.

Дальнейшее развитие законодательства, регламентировавшего порядок осуществления государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, пошло по пути его централизации. Так, согласно положению о Совете по делам русской православной церкви при СНК СССР, утвержденного 7 октября 1943 г., на него возлагалось наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории нашей страны законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к русской православной церкви. Позднее в функции объединенного Совета по делам религий при Совете Министров СССР входили: контроль за соблюдением Конституции и Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также законодательства о культах религиозными организациями и служителями культов, проверка деятельности религиозных организаций в части соблюдения ими соответствующего законодательства и дача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений. Обновление в конце 80-х годов и середине 90-х годов XX в. законодательства, закрепляющего административно-правовой статус религиозных объединений в нашей стране, ознаменовало собой тот факт, что Министерство юстиции после значительного перерыва вновь наделяется контрольными полномочиями в отношении религиозных объединений. Так, согласно действующему законодательству, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением религиозной организацией собственного устава относительно целей и порядка своей деятельности.

Охарактеризовав административно-правовые и организационные аспекты контроля со стороны Министерства юстиции за деятельностью религиозных объединений, соискатель делает вывод о том, что контрольная деятельность в отношении религиозных объединений нуждается в совершенствовании по целому ряду направлений. Прежде всего, необходима активизация взаимодействия между Минюстом России и заинтересованными органами исполнительной власти в сфере надзора и контроля за деятельностью ре-

лигиозных объединений, достижение согласованности в контрольной деятельности с территориальными органами Министерства юстиции в субъектах Российской Федерации, а также совершенствование форм, методов и принципов государственного контроля за деятельностью религиозных объединений в условиях возрастающей экстремистской направленности ряда из них.

В заключении диссертации излагаются основные теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Проблемы применения правоохранительными органами Российской Федерации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях // Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел». Часть I. - М.: Московская академия МВД России, 2001. 0,4 п.л.

2. Роль и место органов внутренних дел в системе обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых публичных мероприятий религиозной направленности // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 9. ВНИИ МВД России. М., 2002. 0,5 пл.

Подписано к печати рХ ■ С 6 Объем 1 п. л. Заказ № -/ 1Ъ Тираж 100 экз.

УОП Московского университета МВД России

í

t

1

~~ 1 4s"5"4

Р 1455*

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Бубнов, Сергей Владимирович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Понятие и содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

1.1. Понятие религиозного объединения как субъекта административного права России.

1.2. Содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

1.3. Административно-правовая охрана свободы совести в Российской Федерации.

Глава 2. Особенности реализации административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

2.1. Особенности создания и ликвидации деятельности религиозных объединений.

2.2. Организационно-административные взаимоотношения исполнительных органов государственной власти с религиозными объединениями.

2.3. Контроль органов государственной власти за деятельностью религиозных объединений.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации"

1. Актуальность темы диссертационного исследования

Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.

Так, нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, отличается своим несовершенством. Подтверждением этому является ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Одной из причин несовершенства действующего законодательства, регламентирующего функционирование религиозных объединений, является отсутствие теоретических исследований, посвященных их административно-правовому статусу в Российской Федерации.

Как показывает практика, в административно-правовом регулировании нуждается не только внешняя деятельность религиозных объединений как коллективных субъектов административного права, но и часть внутренних взаимоотношений, возникающих между участниками религиозных объединений. Такая регламентация необходима, поскольку при таких взаимоотношениях затрагиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства, которые не должны оставаться вне сферы административно-правового воздействия. Помимо этого об актуальности исследуемой проблемы свидетельствуют принятые Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. и «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Данные акты имеют самое непосредственное отношение к исследованию административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.

Необходимо отметить, что анализ отдельных аспектов административно-правового статуса религиозных объединений осуществлялся рядом отечественных ученых и специалистов-практиков. В частности, вопросы, касающиеся правового положения религиозных объединений рассматривались в работах А.Б. Агапова, Т.Ю. Архирейской, М.В. Баглая, С.А. Бурьянова, В.В. Бородина, Ф.М. Рудинского, Г.Г. Черемых, В.В. Покровского, Е.И. Ро-манюк, А.Г. Емельянова, А.П. Коренева, О.Е. Кутафина, Г.А. Михайлова, В.Н. Калинина, А.И. Кудрявцева, Г.П. Лупарева, В.А. Цыпина, П.П. Яшина и др. Среди работ, имеющих большое торетическое значение для исследования, следует выделить научные труды Ю.А. Резенбаума, А.С. Ловинюкова, которые существенно расширили научные представления об административно-правовой охране свободы совести в Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо сказать, что современной концепции административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации еще не создано. Подобное положение обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. Поэтому исследование административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации будет способствовать разработке указанной концепции.

2. Объект и предмет диссертационного исследования

Объектом настоящего диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием религиозных объединений в Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты реализации административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

3. Цель и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационной работы состоит в проведении комплексного исследования административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране и разработке на этой основе предложений по совершенствованию административного законодательства, регламентирующего общественные отношения, связанные с реализацией гражданами их права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:

- исследовать процесс становления отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений;

- проанализировать современную модель отношений государства и религиозных объединений и на этой основе раскрыть содержание политики государства в области свободы совести;

- выявить специфические признаки административно-правового статуса религиозных объединений и сформулировать предложения по их законодательному закреплению;

- раскрыть организационно-правовые элементы административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации;

- проанализировать правовые и организационные основы формирования особенностей административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации;

- исследовать методы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений в Российской Федерации;

- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, а также порядок взаимодействия религиозных объединений и органов исполнительной власти.

4. Методология и методика диссертационного исследования

В процессе работы над темой диссертации кроме общенаучных (анализ и синтез, обобщение, дедукция и индукция и т.п.) были применены и частно-научные методы: сравнительно-правовой (исследовались нормы законодательства, регулирующие порядок функционирования и регистрации религиозных объединений); анализ документов (законодательных и иных нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к теме диссертационного исследования). Методы исследования позволили охватить значительный объем эмпирического материала посредством наблюдений автора по исследуемым аспектам темы диссертации, ознакомления с различного рода решениями, статистическими материалами, отчетами Министерства юстиции России, относящимися к теме диссертационного исследования, анализа и обобщения результатов сбора и оценки собранного эмпирического материала.

Информационной базой исследования явились положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регламентирующие административно-правовой статус религиозных объединений в нашей стране. Помимо этого информационной базой исследования явилась практика деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по контролю за соблюдением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания, судебная практика, касающаяся исследуемой проблематики.

5. Научная новизна диссертационной работы

Диссертация представляет собой исследование, в котором осуществлена теоретическая разработка основных положений концепции административно-правового положения религиозных объединений в Российской Федерации. В диссертации выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений в нашей стране, а также предложения по совершенствованию правовых форм взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

- авторское определение религиозного объединения, под которым понимается добровольное, негосударственное, некоммерческое объединение индивидов, законно реализующих право на свободу совести, обладающее общими и специальными признаками. Данное определение отражает правовую природу религиозных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, а с другой - воплощающих признанное в международно-правовых документах право на свободу совести как составную часть неотъемлемых прав личности;

- динамика административно-правового статуса религиозных объединений показывает, что каждый исторический этап приносил в административно-правовое положение религиозных объединений характерные черты, обусловленные особенностями той или иной исторической эпохи, а международное правовое признание права каждого на свободу совести в системе основных прав человека и гражданина заложило международно-правовую основу их административно-правового статуса в нашей стране;

- административно-правовой статус религиозных объединений - это комплексная категория, включающая в себя следующие элементы, выделяющиеся по признаку этапности деятельности религиозного объединения: административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок их государственной регистрации; административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения; нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие их обязанности; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны; в административно-правовой сфере религиозные объединения являются субъектами как внешних, так и внутренних административных правоотношений, взаимодействуя с государственными органами и гражданами, как входящими, так и не входящими в состав указанных объединений. Таким образом, основы правосубъектности религиозных объединений в административно-правовой сфере определяются содержащимися в законодательных и иных нормативных правовых актах требованиями, относящимися к процессу государственной регистрации и ликвидации религиозных объединений. Другие административно-правовые отношения, связанные с деятельностью религиозных объединений, возникают в процессе регламентации имущественных отношений, при урегулировании особенностей вероисповедания, в процессе осуществления образовательной и иной творческой деятельности, при осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных объединений;

- в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями в целях наиболее эффективной реализации права граждан на свободу совести;

- контроль органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений должен основываться на принципах системного, комплексного подхода, поэтому в целях совершенствования контроля органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений необходимо уточнение правового статуса субъектов контроля, а также четкое разграничение компетенции каждого из элементов данной системы.

6. Теоретическая и практическая значимость работы

Содержащиеся в работе теоретические выводы о сущности исследуемого правового явления позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации, выявить новые подходы к нормативному определению взаимоотношений государства, и религиозных объединений. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что внедрение разработанных в процессе исследования предложений и рекомендаций в деятельность органов исполнительной власти позволит успешнее выполнять возложенные на них задачи по контролю за соблюдением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. Основные положения диссертации могут быть использованы для углубленного изучения соответствующих тем курсов «Конституционное право России», «Административное право России», «Административная деятельность органов внутренних дел».

7. Апробация результатов диссертационного исследования

Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел», проходивших в 2000-2001 гг. в Московском университете МВД России, Всероссийском научно-исследовательском институте МВД России, отдельные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Московской академии МВД России, а также использовались при проведении семинарских и практических занятий по административной деятельности органов внутренних дел. Положения диссертации были внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел.

Результаты проведенного исследования отражены в двух научных публикациях.

8. Объем и структура работы

Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Административное право, финансовое право, информационное право", Бубнов, Сергей Владимирович, Москва

Таковы основные выводы и предложения, которые представилось возможным сформулировать в процессе осуществления исследования административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации.

Заключение

Исследование, административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации позволяет сформулировать следующие основные выводы и на этой основе выдвинуть предложения по его совершенствованию.

1. Динамика административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации отражает развитие статуса личности. Каждый исторический этап приносил в правовое положение религиозных объединений определенные черты, обусловленные особенностями той или иной исторической эпохи, а международное признание права каждого на свободу совести в системе основных прав личности заложило правовую основу административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране. Это обусловлено тем, что коллективной формой реализации права личности на свободу совести является наличие и функционирование религиозных объединений, различных по своему правовому статусу. ь

2. Научный анализ международных документов и отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений дает достаточные основания для выделения содержательных элементов их статуса, в частности, понимания того, что административная правосубъектность религиозных объединений базируется на международно признанной правоспособности каждого человека на свободу ассоциации, свободу совести и свободу вероисповедания, добровольности членства, возможности ограничения права на свободу совести и членства в религиозных объединениях в предусмотренных законом случаях.

На этой основе следует сделать вывод о том, что религиозное объединение - это добровольное, негосударственное, некоммерческое объединение индивидов, законно реализующих право на свободу совести и обладающее общими и специальными признаками. Данное определение отражает правовую природу религиозных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, а с другой — воплощающих признанное в международно-правовых документах право на свободу совести как составную часть неотъемлемых прав личности.

3. Закрепленная международными нормами и национальным законодательством правосубъектность личности служит фундаментом для признания правосубъектности религиозных объединений и выдвижения концепции их административно-правового статуса, элементами которого являются цели деятельности религиозного объединения, права, обязанности религиозного объединения, гарантии реализации права и исполнения обязанностей, гарантии их охраны, а также ответственность религиозного объединения. Данная концепция позволит охарактеризовать и раскрыть содержание административно-правового статуса религиозных объединений.

В связи с чем предлагается выделить следующие элементы административно-правового статуса религиозных объединений: нормы административного права, определяющие цели деятельности религиозных объединений; нормы административного права, регулирующие порядок их создания, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок государственной регистрации религиозных объединений; нормы административного права, закрепляющие права религиозных объединений; нормы административного права, закрепляющие обязанности религиозных объединений; нормы административного права, определяющие основания и порядок приостановления деятельности религиозных объединений; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок его ликвидации; нормы административного права, закрепляющие гарантии административно-правового статуса религиозных объединений.

4. Механизм реализации свободы совести в индивидуальной форме характеризуется определением своих позиций по отношению к свободе совести, включающей право личности иметь, выбирать, изменять религию или убеждения, исповедовать какую-либо религию или учение, не исповедовать никакой, а также безразлично относиться к вопросам веры и неверия, действовать в соответствии со своими убеждениями, к которым относится право распространять, проповедовать свою систему взглядов, вести пропаганду как к религиозного, так и светского характера, свободно отправлять культы, совершать обряды, получать религиозное образование. Как уже отмечалось коллективной формой реализации права граждан на свободу совести является наличие и функционирование религиозных групп и организаций, различающихся по своему административно-правовому статусу. Исследование показало, что административно-правовое регулирование функционирования религиозных объединений нуждается в совершенствовании. Так, необходимо четко определить этапы создания и регистрации религиозной организации, более последовательно урегулировать вопросы реализации коллективного права на свободу совести атеистов, а также более последовательно определить механизм прекращения деятельности религиозного объединения.

5. Для более полного административно-правового обеспечения гарантий реализации свободы совести законодательство должно более четко определять пределы вмешательства религиозных объединений в деятельность государства и государства в деятельность религиозных объединений. В равной мере следует защищать как государственные органы от действий религиозных организаций и их должностных лиц, связанных с вмешательством в деятельность государственных структур, так и религиозные организации от действий государства, имеющих целью повлиять на характер учения и внутриус-тавную легальную деятельность.

6. В целях совершенствования взаимодействия органов государственной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в данном законодательном акте закрепить порядок и принципы взаимодействия указанных субъектов. Также представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями в целях наиболее эффективной реализации права граждан на свободу совести.

7. В целях совершенствования контроля со стороны Министерства юстиции Российской Федерации за деятельностью религиозных объединений необходима, прежде всего, активизация взаимодействия между Минюстом России и заинтересованными органами исполнительной власти в сфере надзора и контроля за деятельностью религиозных объединений, достижение согласованности в контрольной деятельности с территориальными органами министерства юстиции в субъектах Российской Федерации, а также совершенствование форм, методов и принципов, государственного контроля за деятельностью религиозных объединений в условиях возрастающей экстремистской направленности ряда из них.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации»

1.1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

3. Федеральный Конституционный закон от 21 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

4. Федеральный Конституционный закон от 12 февраля 1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

5. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №51. Ст. 5712.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст на 1 декабря 2001.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст на 1 декабря 2001.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

10. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30. Ст. 1797.

11. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685.

12. Федеральный закон от 17 января 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

13. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

14. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

15. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

16. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.1.

17. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2001. 10 августа.

19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33. Ст. 3431.

20. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

21. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

22. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3030.

23. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 11. Ст. 192.

24. Указ Президента России от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №22. Ст. 1216.

25. Указ Президента России от 7 августа 1992 г. «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 7. Ст.385.

26. Указ Президента России от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997.26 декабря.

27. Указ Президента России от 2 августа 1999 г. «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 32. Ст. 4043.

28. Указ Президента России от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2000. 20 мая.

29. Указ Президента России от 14 января 2002 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 3. Ст. 192.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября2002 г. «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» // Российская газета. 2002. 13 ноября.

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2003. 15 февраля.

32. Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций // Бюллетень Мини1.стерства юстиции Российской Федерации. 1998. № 7.

33. Научно-практические работы.

34. Алексеев С.С. Общая теория советского права. М., 1982.

35. Агапов А.Б. Федеральное административное право России. М., 1997.

36. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998. №4.

37. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.

38. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конститционно-правовой институт // Вестник московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 3.

39. Архирейская Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность. Автореф., дисс., канд., юрид., наук. М., 2001.

40. Барменков А.Н. Свобода совести в СССР. М., 1986.

41. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.

42. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.

43. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001.

44. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право России. М.,1996.

45. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.

46. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

47. Бурьянов С.А. Государственная политика Российской Федерации в сфере свободы совести на рубеже тысячелетий // Право и политика. 2000. № 1.

48. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2.

49. Бурьянов С.А. Свобода совести в российской науке, законотворчестве и правоприменении // Право и политика. 2001. № 7.

50. Быба А.П. Перерегистрация религиозных организаций завершена // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 4.

51. Гольст Г.Р., Рудинский Ф.М. Свобода совести как правовой институт // Советское государство и право. 1989. № 6.

52. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

53. Гуськов М., Рагозина JT. Новое законодательство о свободе совести: диалог позиций // Религия и право. 1998. № 4-5.

54. Григорьева Л.И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. №4.ч

55. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.

56. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.

57. Емельянов А.Г. О практике применения законодательства об общественных и религиозных объединениях // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 2.

58. Жиганов Г. Контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений // Российская юстиция. 2000. № 8.

59. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Под редакцией И.Л. Бачило. М., 1998.

60. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

61. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

62. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

63. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Под редакцией М.В. Ильичева. М., 1999.

64. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.,1958.

65. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.,1978.

66. Коренев А.П. Административное право России. М., 2002.

67. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

68. Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и о религиозных организациях. М., 1989.

69. Калинин В.Н. Имеют ли правовое значение уставы и положения религиозных организаций? В книге «Новое мышление и свобода совести: вопросы и ответы». М., 1989

70. Кислицин И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь,1993.

71. Комкова Г.Н. Юридическое лицо религиозной организации. Саратов,1988.

72. Красиков АА. Взаимоотношения между государством и религиозными объединениями обретают новую форму // Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. №6.

73. Административное право Росси / Под ред., Ю.М. Козлова, J1.J1. Попова. М., 1999.

74. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001.

75. Куницын И.А. Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России // Закон и право. 2000. № 1.

76. Кудрявцев А.И. Государство не может быть нейтральным (о новом Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях») // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. № 7.

77. Кудрявцев А.И. О деятельности органов юстиции по применению Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» // Религия и право. 1999. № 1.

78. Кудрявцев А.И. Проблемы правового регулирования деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. № 6.

79. Костенников М.В. Теоретические проблемы кодификации административного права. М., 2000.

80. Костенников М.В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка и принятие. М., 2000.

81. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в современной России (особенности и актуальные проблемы). Автореф., дисс., канд., юр ид., наук. М., 2000.

82. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

83. Ловинюков А.С. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению исполнения законодательства о религиозных культах. М., 1987.

84. Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» // Советское государство и право. 1991. № 4.

85. Ловинюков А.С. Административно-правовая охрана свободы совести. Автореф., дисс., доктр., юрид., наук. М., 1994.

86. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1.

87. Лупарев Г.П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР // Советское государство и право. 1991. № 5.

88. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. №11.

89. Общая теория права и государства / Под редакцией В.В. Лазарева. М.,1996.

90. Мельников В.Н. Гражданско-правовые гарантии реализации верующими гражданами свободы совести в СССР. М., 1987.

91. Меркулов Н. О правовом статусе религиозного объединения. // «Советская юстиция». 1987 г. № 16.

92. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1994. № 1.

93. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений //Государство и право. 1995. № 5.

94. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.

95. Монахов Г.Н. Конституционно-правовое регулирование в России статуса общественных и религиозных объединений и контроля за их уставной деятельностью // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. № 1.

96. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М.,1997.К

97. Орлов В.А. Закон требует: ликвидировать! // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 7.

98. Петров Г.И. Советское административное право. Часть Общая. Л., 1960.

99. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М., 1961.

100. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект// Вопросы научного атеизма. Вып. 27 М., 198.

101. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985

102. Розенбаум Ю.А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объединений в СССР // Советское государство и право. 1989. № 2.

103. Римский С.В. Церковная реформа 60-70 гг. XIX в. // Отечественная история. 1995. №2.

104. Романенко Т. Свобода совести или свобода от совести // Юридический вестник. 1995. №36.

105. Романюк Е.И. Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации. Автореф., дисс., канд., юрид., наук. М., 2001.

106. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991.

107. Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1997. № 3-4.

108. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002.

109. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. Автореф., дисс., канд., юрид., наук. Хабаровск, 2001.

110. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

111. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

112. Цаплин В.А. История Русской православной церкви 1917-1990-х гг. М., 1991.

113. Цаплин В.А. Церковное право. Курс лекций. М., 1994.

114. Черемых Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996.

115. Чернега К.А. Деятельность религиозных организаций Русской Православной Церкви в сфере социального обслуживания и ритуальных услуг // Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999.

116. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.

117. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права. Ав-тореф., дисс., доктр., юрид., наук. М., 1958.

2015 © LawTheses.com