Особенности тайны при реализации конституционной свободы вероисповеданиятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Особенности тайны при реализации конституционной свободы вероисповедания»

Андреев Константин Михайлович

На правах рукописи

ОСОБЕННОСТИ ТАЙНЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (РОССИЙСКИЙ

И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Специальность 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва, 2015

Работа выполнена на кафедре конституционного права Юридического факультет им. М.М. Сперанского Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Чепунов Олег Иванович

Официальные оппоненты:

Гребенников Валерий Васильевич, доктор юридических наук, профессор. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов», Юриический институт, кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, заведующий кафедрой;

Мархгейм Марина Васильевна, доктор юридических наук, профессор. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Юридический институт, кафедра конституционного и муниципального права, заведующий кафедрой.

Ведущая организация: Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России).

Защита диссертации состоится 25 мая 2015 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.10 по юридическим наукам в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: г.Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд. 2312 (корпус 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и на сайте http://www.ranepa.ru/incoming/aspirantara/the-thesis-for-

с1еГепсе-2.1ИтМ<Д=102

Автореферат разослан «_»_2015 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, ¿У

доктор юридических наук, доцент Догада^ло

РОССИЙСКАЯ I ГОСУДАРСТВЕННАЯ

¡ БИБЛИОТЕКА _

_£ШДАДЗАРАКТРИСТИКА ДИССЕЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена современным углублением и повышением качества отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации при признании государством определенной меры автономии религиозных объединений, что проявилось, в частности, во внесении Федеральным законом от 07.06.2013 № 119-ФЗ изменений в пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1.

Одной из важнейших групп гарантий конституционной свободы вероисповедания являются гарантии признания, соблюдения, охраны и защиты различных видов тайны, связанных с реализацией указанной свободы (тайны исповеди и др.), обобщенно определяемой как религиозная тайна.

Нормативная природа религиозной тайны определяется законодательным признанием ее в качестве объекта, подлежащего правовой охране и защите, вытекающими из детерминированных императивом обеспечения конституционной свободы вероисповедания признания и определенной легитимизации (признания) положений lex canónica и внутренних установлений религиозных объединений.

Специфические признаки религиозной тайны, позволяющие отделить её от иных видов охраняемых законом тайн, как характеризующиеся наличием особых формы и содержания, обусловленных спецификой свободы вероисповедания, фидуциарных обязанностей религиозных служителей и являющихся результатом трансформации профессиональной тайны в сфере религиозных отношений, требуют от законодателя более тщательного подхода в регулировании общественных правоотношений, складывающихся в связи с реализацией гражданами и религиозными объединениями конституционной свободы вероисповедания в части права на религиозную тайну.

Между тем, в настоящее время, действующее российское законодательство не содержит четко закрепленных дефиниций видов религиозной тайны,

1 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ. 1997. - № 39- Ст. 4465. // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 20.12.2014).

необоснованно сводя религиозную тайну только к тайне исповеди, а также не содержит четко выраженных норм, которые должны регулировать отношения, складывающиеся в связи с религиозной тайной.

Важными вопросами регулирования общественных отношений, связанных с религиозной тайной, являются вопросы об определении пределов ее признания государством, как подлежащих охране и защите, которые находятся в зависимости от признания государством внутренних установлений религиозных объединений и степени их правовой защиты.

Критерием пределов признания внутренних установлений религиозных объединений как подлежащих правовой защите и охране являются требования общественной безопасности. Так, в п. 16 Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) № 1962 (2011) «Религиозный аспект межкультурного диалога» подчеркивается, что внутренняя автономия религиозных организаций может быть ограничена основными правами человека, демократическими принципами и верховенством закона. Однако, в какой степени, и в связи с каким из видов религиозной тайны, должны применяться ограничения, законодательно в Российской Федерации не закреплено.

Таким образом, пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере религиозной тайны как важной составляющей конституционной свободы вероисповедания, закрепленных критериев ограничения ее реализации, позволяет говорить о необходимости конституционно-правового осмысления данного вопроса и о высокой степени актуальности темы настоящего исследования.

Степень индивидуальной свободы человека, в свою очередь, определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня правового и демократического развития государства. Формирование в России правового государства и становление гражданского общества, а также стремление к достижению других демократических целей развития российского государства, невозможно без создания оптимальных правовых условий обеспечения реализации права на свободу вероисповедания в целом и права на религиозную тайну в частности.

Наличие единого стабильного законодательства о свободе вероисповедания, в полной мере обеспечивающего эффективное правовое регулирование права граждан на религиозную тайну, является необходимым условием функционирования и развития не только гармоничных государственно-конфессиональных отношений, но и защиты конституционных прав и интересов человека и гражданина.

Степень научной разработанности темы. Проблемы обеспечения и защиты конституционной свободы вероисповедания раскрывались в научных трудах С.А. Авакьяна, А.Г.Залужного, М.А.Краснова, М.С.Стецкевича и других. Отдельные аспекты данной проблематики затрагивались в фундаметальных работах о системе защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в работах М. Рудинского, М.В.Мархгейм и других.

Изучению вопросов относящихся к общеправовому понятию тайны в российской правовой науке посвятили свои монографические работы И.В.Бондарь, А.С.Демушкин, Л.О.Красавчикова, В.А.Мазуров, И.В.Смолькова, И.Л.Петрухин и другие.

Изучению различных видов тайн в российской правовой науке посвятили свои монографические работы Ю.С. Пилипенко, С.И. Суслова, С.Ю. Пашаев, A.M. Пшуков, И.Б. Григорьев, С.Н. Меркулова. Ф. М. Рудинский и другие.

Проблемы охраны тайны как комплексного правового института рассмотрены в работах И.В. Бондаря, С.М. Паршина, И.Л. Петрухина, И.В. Смольковой и других ученых.

Отдельные аспекты тайны исповеди и некоторых других видов религиозной тайны в системе конституционных правоотношений затронуты в работах A.B. Пчелинцева, И.В. Понкина, И.Л. Петрухина, Г.Б. Романовского. Значение и особенности правовой охраны тайны исповеди в уголовном процессе затрагивались в работах Д.В. Бушкова, Д. Татьянина и Л. Закировой, Г. Королева, И.В. Смольковой, С.Н. Меркуловой.

Различные элементы реализации тайны исповеди были изложены в трудах таких дореволюционных юристов, как А.И. Алмазова и Н.С. Суворова.

Круг вопросов, косвенно связанных с религиозной тайной, исследовался и зарубежными авторами: Дэвид О. Миддлбрук (David О. Middlebrook); Рональд К. Баллис (Ronald К. Bullís) и Синтия С. Мазур (Cynthia S. Mazur); Кристофер Томас Англим (Christopher Thomas Anglim), Линн Лидер (Lynne Leeder) (США); Жан-Пьер Рикар (Jean-Pierre Ricard), Жанин Дюфо (Janine Dufaux), Филипп Дюпюи (Philippe Dupuy), Жан-Поль Дюран (Jean-Paul Durand), Сирий Дютейль дё ла Рошэр (Cyrille Dutheil de la Rochère) и др.; Франсис Мессне (Francis Messner), Пьер-Анри Прело (Pierre-Henri Prélot); Жослин Лё Бивик (Jocelyne Le Bivic) ; Б. Дю Пюй-Монтбрюн (В. Du Puy-Montbran); В. Фортье (V. Fortier); Л. Панафит (L. Panafit); Мишель Робин (Michel Robine) (Франция), Хорхе Прехт (Jorge Precht); Анна Мария Ойль (Ana Maria Hoyl); Мануэль Oca (Manuel Ossa) (Чили); Рафаэль Паломино Лозано (Rafael Palomino Lozano) (Италия); Мария Вивиана Ньето (Maria Bibiana Nieto) (Аргентина)-, П. Ламбер (Р. Lambert); (Германия), Р. Торфе ( R. Torfs) (Бельгия); Г. Гонсалес (G. Gonzalez); К. Мартэн (К. Martens); M. Картье (М.Е. Cartier), Герхард Роберс (Gerhard Robbers) (Германия).и др.;

Вместе с тем, нормативная природа религиозной тайны, ее видов и конституционно-правовое значение гарантий охраны религиозной тайны в общем объеме гарантий конституционной свободы вероисповедания до сегодняшнего дня не нашла отдельного и достаточного научного осмысления.

Указанные вопросы' были также исследованы в монографиях (общим объемом - 59,09 п.л.) и научных статьях диссертанта (общим объемом - 7,81 п.л.).

Объектом диссертационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере признания государством, как подлежащих правовой охране и защите в связи с конституционной свободой вероисповедания, различных видов религиозной тайны.

Предметом диссертационной работы являются нормы российского, зарубежного и международного права, устанавливающие правовые гарантии признания государством и правовой охраны, защиты религиозной тайны в контексте конституционной свободы вероисповедания.

Цель диссертационной работы состоит в конституционно-правовом исследовании понятия, структуры и значения религиозной тайны в контексте реализации конституционной свободы вероисповедания.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач: •проведения исследования нормативной природы, понятия и видов религиозной тайны;

• проведения анализа конституционно-правовых гарантий защиты и охраны религиозной тайны при реализации конституционной свободы вероисповедания в Российской Федерации;

• проведения анализа пределов реализации религиозной тайны; •проведения анализа гарантий защиты и охраны религиозной тайны в

контексте международных актов по правам человека и практики Европейского суда по правам человека;

•проведения анализа зарубежного опыта правового регулирования вопросов, связанных с религиозной тайной;

•проведения анализа практики зарубежных судебных органов, органов конституционного контроля по делам, связанным с религиозной тайной.

Методология и методы диссертационного исследования составили современные общенаучные и частно-научные методы осмысления и познания государственно-правовых явлений, позволившие сформулировать новые авторские дефиниции ключевых в теме исследования понятий и выдвинуть ряд авторских научных выводов о правовой природе религиозной тайны. В основу диссертационного исследования заложены следующие научные гипотезы, которые были проверены, получили необходимое подтверждение и были трансформированы в авторские концепты:

- гипотеза о том, что понятие религиозной тайны не совпадает с понятием только лишь тайны исповеди и не может ограничительно толковаться как низведенное и суженное только до этого понятия;

- гипотеза об обоснованности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания отдельного взаимосвязанного

комплекса норм, регулирующих религиозную тайн и о высоком конституционно-правовом значении указанного комплекса норм;

- гипотеза о наличии пределов действия видов религиозной тайны. В диссертационном исследовании широко использован сравнительно-правовой метод, который позволил сопоставить опыт правового обеспечения признания государством и правовой охраны религиозной тайны в ряде зарубежных государств, а на основе формально-юридического метода, раскрыто содержание норм российского права, устанавливающих конституционно-правовые гарантии защиты религиозной тайны при реализации конституционной свободы исповедания в Российской Федерации.

Теоретическую основу научного исследования составили работы по конституционному праву, внесшие существенный вклад в разработку проблем системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, следующих авторов: Чиркина В.Е., Мархгейм М.В.,Смоленского М.Б., Рудинского Ф.М. и других.

Нормативную и эмпирическую основу диссертационного исследования

составили Конституция Российской Федерации 1993 г., международные акты о правах человека и документы международных организаций (в том числе, Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.); Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.) и другие), федеральные конституционные и федеральные законы (в том числе, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 21.07.2014); Федеральный закон от

27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» » (в ред. от 21.07.2014); Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 31.12.2014); Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014); и др.), подзаконные нормативные правовые акты ( в том числе, Указ Президента Российской Федерации от

10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил

Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»); Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 31.05.2012); Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» и другие).

Автором были проанализированы конституции 12 стран Азии и государств с исламским правом (Арабской Республики Египет, Иорданского Хашимитского Королевства, Исламской Республики Иран, Ливанской Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Султаната Оман, Сирийской Арабской Республики, Королевства Таиланд, Индонезии, Малайзии, Королевства Непал, Республики Индия), в которых отсутствуют конституционно-правовые нормы, напрямую содержащие понятие религиозных тайн и регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Для целей диссертации автором также было проведено исследование законодательства 21 зарубежных государств (Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Канады, Латвии, Лихтенштейна, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, США, Франции, Финляндии, Чили, Швейцарии, Эстонии), выбор которых был обусловлен их географическим разнообразием и наличием в законодательстве страны норм, прямо регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с религиозными тайнами, а также наличие разнообразных религиозных традиций, обуславливающих формирование определенных религиозных нормативных систем, влияющих на формирование внутренних установлений религиозных объединений, связанных с религиозной тайной.

Автором были исследованы материалы судебной практики, в том числе:

решения российских судебных инстанций (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации), в том числе: Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 248-0 «Об отказе в

принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом "б" части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерацию); Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1253-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другие);

решения зарубежных органов конституционного контроля и судебных инстанций (США, Франции, Италии и Чили), выбор которых был обусловлен принадлежностью к различным правовым системам и обширным массивом актов судебной практики по делам, связанным с религиозной тайной.;

постановления Европейского суда по правам человека (в том числе Постановление Европейского суда по правам человека от 21.02.2008 (окончат. -21.05.2008) по делу «Александридис против Греции» [«Alexandridis с. Grèce]; Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 29.06.2007 по делу «Фолгерё и другие против Норвегии» [«Folgera et autres с. Norvège»]; Постановление Европейского суда по правам человека от 02.02.2010 (окончат. - 02.05.2000) по делу «Синан Ишик против Турцию) [«Sinan Içik с. Turquie»]; Постановление Европейского суда по правам человека от 27.06.1997 по делу «Хэлфорд против Великобритании» [«Halford с. Royaume-Uni»] и другие).

Автором также были проанализированы документы российских и зарубежных религиозных объединений, содержащие их внутренние нормативные установления.

В основу анализа легли также результаты проведенного автором в 2014 г опроса специалистов-правоведов в сфере конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений.

Научная новизна диссертации обусловлена авторским подходом к научной конституционно-правовой интерпретации понятия, содержания, природы и структуры религиозной тайны, что позволило автору выявить ее значение в контексте конституционной свободы вероисповедания и обосновать конституционно-правовые гарантии ее признания государством как подлежащей правовой охране.

Настоящая работа является одним из первых исследований, посвященных комплексному конституционно-правовому изучению религиозной тайны как составного элемента свободы совести на основе проведенного сравнительно-правового исследования Конституции Российской Федерации 1993 г., федеральных конституционных и федеральных законов, международных актов о правах человека, документов международных организаций, конституционных и иных нормативных гостов зарубежных государств, материалов судебной практики, в том числе решения российских судебных инстанций (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации), документов российских и зарубежных религиозных объединений.

В работе предложено авторское обоснование специфических признаков религиозной тайны, позволяющих отграничить её от иных видов охраняемых тайн, выделены взаимосвязанные нормативные и конституционно-правовые гарантии сохранения режима религиозной тайны при реализации конституционной свободы вероисповедания в Российской Федерации, определить модели признания различными государствами видов и форм информации, подлежащих конституционно-правовой защите и охране как религиозная тайна и пределов ее защиты.

На защиту выносятся следующие научные положения, представляющие собой основные научные результаты проведенного конституционно-правового исследования, обладающие элементами научной новизны:

• Право на религиозную тайну в многообразии ее видов, является важной составляющей свободы вероисповедания, как объекта конституционно-правовой охраны и защиты, что вытекает из гарантий свободы вероисповедания согласно статьи 28 Конституции Российской Федерации 1993 г. По мнению автора

диссертации, содержание понятия религиозной тайны не совпадает с понятием только лишь тайны исповеди, являясь комплексом конституционных гарантий невмешательства государства в законную деятельность религиозных объединений и в законную реализацию гражданами конституционно гарантированной свободы вероисповедания. Право человека и гражданина на религиозную тайну связано с его личными религиозными убеждениями, религиозных объединений - с их внутренними установлениями.

• Проведенный конституционно-правовой анализ действующего законодательства Российской Федерации о признании, гарантировании, охране и защите различных видов религиозной тайны, прежде всего - тайны исповеди, позволил автору обосновать научную гипотезу о правомерности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания отдельного взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну, целостность которого обеспечивается:

- наличием в законодательстве Российской Федерации целого ряда норм прямого действия и связанных с ними норм опосредованного действия, отражающих признание государством нескольких видов религиозной тайны и обеспечивающих их охрану им защиту;

- наличием устойчивых системных взаимосвязей (в том числе связей взаимообусловленности) между вышеуказанными нормами законодательстве Российской Федерации.

•Проведенный автором конституционно-правовой анализ действующего российского законодательства и нормативных актов религиозных объединений позволил автору выявить следующие специфические признаки религиозной тайны, позволяющие отграничить её от иных видов тайн, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации:

наличие особых формы и содержания, обусловленных спецификой свободы вероисповедания, фидуциарных обязанностей религиозных служителей;

религиозная тайна является результатом трансформации профессиональной тайны в сфере религиозных отношений - применительно к

исполнению своих профессиональных религиозных обязанностей религиозными служителями;

нормативная природа религиозной тайны определяется тем, что признание светским государством и правом религиозной тайны как объекта, подлежащего правовой охране и защите, вытекает из детерминированных императивом обеспечения конституционной свободы вероисповедания признания и определенной легитимизации государственным правом внутренних установлений (lex canónica) религиозных объединений;

• Согласно авторской концепции, религиозная тайна в контексте конституционного права должна рассматриваться в трех аспектах:

- как информация относительно исповедания лицом или группой лиц религии и относительно связанной с исповеданием религии частной жизни лиц, определяемых внутренними установлениями религиозного объединения, подлежащие конституционно-правовой охране и защите от несанкционированного распространения и доступа к ней государственных органов власти и третьих лиц.

- как нормативный режим, заключающийся в условиях охраны и защиты сведений, определяющихся как религиозная тайна.

- как вид охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.

•Исходя из критериев относимости и происхождения информации, охраняемой

как религиозная тайна, автор выявил существование следующих характерных групп религиозной тайны, обладающих обобщенными признаками:

а) вытекающих из обстоятельств и условий духовного общения религиозного служителя с верующим (тайна информации из таинства покаяния и исповеди в христианстве или их условных аналогов в других религиях; тайна информации из адресного духовного общения религиозного служителя с верующим вне рамок таинства покаяния и исповеди);

б) связанных с конституционным правом на защиту личной, семейной и корпоративной информации семьи и религиозного объединения, защищаемой законом как тайна (личная и семейная тайна верующих и личная тайна душевных переживаний верующего, переживаемых им, например, во время участия в соответствующем религиозном обряде, в части запрета на видео фиксацию лица

крупным планом; тайна информации о персональных данных жертвователя, волонтера, участника религиозного объединения, выражающим волю оставаться анонимным; внутрикорпоративная тайна религиозного объединения; религиозное обязательство не разглашать информацию о себе и других лицах; тайна голосования в процессе по выборам руководителя религиозного объединения; тайна информации о деятельности религиозных судов);

в) обусловленных требованиями религиозного обряда согласно внутренних установлений религиозного объединения (тайна информации, вытекающая из производства определенного религиозного обряда или ритуала; религиозная тайна, вытекающая из религиозных правил обращения с сакральными местами и предметами).

• Исходя из не равнозначных гарантий признания государством видов религиозной тайны, как подлежащих охране и защите, и в связи с различной степенью признания последних в качестве информации, не подлежащей разглашению во внутренних установлениях самих религиозных объединений, автором делается вывод, что разные виды религиозной тайны обладают различными пределами реализации и в различной степени обеспечены конституционно-правовой охраной и защитой. Наибольшей объемом обеспечения правовой охраны и защиты обладает тайна информации из таинства покаяния (тайна исповеди).

Автором обоснованно определяется наличие пределов действия видов религиозной тайны:

- по кругу лиц, связанных с религиозной тайной;

- в связи с предметом религиозной тайны;

- в связи с действием религиозной тайны во времени.

• Конституционно-правовой анализ различных подходов, выраженных в актах органов конституционного контроля и судебной практики по вопросам, связанным с религиозной тайной, позволил автору сделать следующие выводы:

- о наличии целого ряда видов, имеющих гарантии охраны и защиты, религиозной тайны;

- о высоком значении конституционно-правового статуса религиозной тайны (в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания);

- о наличии пределов понимания и толкования рамок и форм информации как религиозной тайны;

- о наличии пределов действия религиозной тайны.

• Проведенный анализ положений конституций 12 стран Азии и государств с исламским правом (Арабской Республики Египет, Иорданского Хашимитского Королевства, Исламской Республики Иран, Ливанской Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Султаната Оман, Сирийской Арабской Республики, Королевства Таиланд, Индонезии, Малайзии, Королевства Непал, Республики Индия), не содержащих конституционно-правовых норм, напрямую содержащих понятие религиозных тайн и регулирующих общественные отношения, возникающих в связи с их реализацией и законодательства 21 зарубежных государств (Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Канады, Латвии, Лихтенштейна, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, США, Франции, Финляндии, Чили, Швейцарии, Эстонии), содержащих нормы, прямо регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с религиозной тайной, позволил автору сделать вывод о наличии целого ряда видов религиозной тайны и необоснованности редуцирования религиозной тайны только до одного из ее видов - до тайны исповеди, а также о наличии пределов понимания и толкования рамок и форм информации как религиозной тайны и о выделении трех моделей признания, гарантий, охраны и защиты различных видов религиозной тайны:

- модели прямого закрепления признания и гарантий, охраны и защиты различных видов религиозной тайны (предусматривающей непосредственное закрепление гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны в нормах национального законодательства:

- непосредственно в профильном законе, регулирующем гарантии свободы вероисповедания и основы деятельности религиозных объединений;

- в процессуальных кодексах (законах) - гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах, в кодексе административного судопроизводства и др.);

- модели опосредованного закрепления и признания, гарантий, охраны и защиты различных видов религиозной тайны (выражающейся в закреплении гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны, исходя из правового признания светским государством полноты компетенции религиозных объединений в части регулирования отношений по поводу такой тайны своими внутренними нормативными установлениями (lex canónica) и определенной условной легитимизации государственным правом таких установлений);

- смешанной модели закрепления и признания, гарантий, охраны и защиты различных видов религиозной тайны (сочетающей элементы первых двух).

Автором выявлено, что международные акты о правах человека устанавливают опосредованное регулирование вопросов охраны и защиты тайны исповеди и иных видов религиозной тайны через закрепление гарантий охраны и защиты тайны частной жизни и через закрепление гарантий свободы вероисповедания.

Анализ международно-правовых стандартов в области прав человека позволил автору установить сходные правовые позиции, провозглашающие право каждого человека и гражданина на не допустимость произвольного вмешательства со стороны государства и третьих лиц в его личную и семейную жизнь, право свободу совести и религии, которое включает право исполнения внутренних установлений религиозных организаций, которые содержат положения о религиозной тайне.

В судебной практике Европейского суда по правам человека содержатся решения, касающиеся прав человека и гражданина на неразглашение своей религиозной принадлежности (личной религиозной тайны). Поскольку некоторые из видов религиозной тайны тесно сопряжены с другими видами тайны, то вопросов охраны и защиты религиозной тайны опосредованно касается целый ряд решений Европейского суда по правам человека. Анализ решений Европейского суда по правам человека в рассмотренных делах, связанных с религиозной тайной, позволил автору выявить следующие правовые позиции:

- религиозные убеждения являются составной частью личной семейной тайны, подлежащей конституционно-правовой охране и защите. Человек и гражданин имеет право не разглашать свою (своей семьи) религиозную принадлежность и убеждения. Государство не вправе требовать от человека и гражданина разглашения своих религиозных убеждений и своей религиозной принадлежности;

любое вмешательство со стороны публичных властей в свободу вероисповедания должно быть обеспечено законом, четко определяющим круг обстоятельств и условий, при которых возможно такое вмешательство и в частности правомерные причины нарушения религиозной тайны;

- государство, в случае обеспечения им мер по организации общественной безопасности, и в связанных с этим действиях, предусматривающих нарушение религиозной тайны, обязано строго контролировать процесс фиксации информации, обладающей статусом религиозной тайны, а также вопросы, связанные с ее хранением, доступом к ней и использования указанной информации должностными лицами.

На основе проведенного исследования, автор считает, что с учетом международного конституционного опыта в области обеспечения гарантий реализации свободы вероисповедания, а также в целях построения гармоничных государственно-конфессиональных отношений российской конституционно-правовой доктрине необходимо:

фундаментальное закрепление гарантий защиты и охраны дифференцированных видов религиозной тайны, ее видовых дефиниций в конституционно-правовых нормах;

-конституционно-правовое обеспечение автономии религиозных объединений в обозначенном вопросе, легитимизация государством внутренних нормативных установлений (lex canónica) религиозных объединений.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что автором были определены специфические признаки религиозной тайны, позволяющие отграничить её от иных видов тайн, регулируемых действующим

законодательством Российской Федерации и выделить отдельные ее виды и группы, не суживая понятия религиозной тайны только до тайны исповеди.

Автором доказано, что нормативная природа религиозной тайны определяется тем, что признание светским государством и правом религиозной тайны как объекта, подлежащего правовой охране и защите, вытекает из детерминированных императивом обеспечения конституционной свободы вероисповедания признания и определенной условной легитимизации государственным правом внутренних установлений (lex canónica) религиозных объединений. Природа религиозной тайны, в отличие от государственной тайны, банковской тайны, коммерческой тайны и т.д., определяется тем, что первая характеризуется наличием особых формы и содержания, обусловленных спецификой свободы вероисповедания, фидуциарных обязанностей религиозных служителей, является результатом трансформации профессиональной тайны в сфере религиозных отношений.

Автором обоснованно выделены взаимосвязанные нормативные и конституционно-правовые гарантии сохранения режима религиозной тайны при реализации конституционной свободы вероисповедания в РФ и группы правомерных причин и условий разглашения информации, защищаемой как религиозная тайна, что подтвердило наличие пределов действия видов религиозной тайны: по кругу лиц, связанных с религиозной тайной, в связи с предметом религиозной тайны, в связи с действием религиозной тайны во времени.

Проведенный сравнительно-правовой анализ положений законодательства различных государств о признании, гарантиях, охране и защите различных видов религиозной тайны позволил автору сделать вывод о выделении моделей: прямого, опосредованного и смешанного закрепления гарантий правового признания, охраны и защиты религиозной тайны, а также подтвердить обоснованность выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания отдельного взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну, как детерминированного природой конституционной свободы вероисповедания и определяющего важнейшие гарантии невмешательства государства в законную

деятельность религиозных объединений и в законную реализацию человеком и гражданином конституционно гарантированной свободы вероисповедания.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что в ней впервые фундаментально осмыслено и откомментировано понятие религиозной тайны (и ее основные виды), описаны правовые гарантии признания, охраны и защиты рассмотренных видов тайн, особенности их реализации в практике правоприменения, что позволит органам государственной власти проводить более целесообразную и основанную на законе деятельность в части выстраивания основанных на законе отношений с религиозными объединениями.

Практическое значение диссертации определяется также представленными в Заключении диссертации авторскими предложениями о совершенствовании законодательства Российской Федерации.

Результаты диссертации могут быть использованы для преподавания курсов, предметов и дисциплин конституционно-правовой направленности, а также курсов, посвященных вопросам государственно-конфессиональных отношений.

Практическое значение диссертации определяется также введением в научный оборот многочисленных новых нормативных и эмпирических источников.

Достоверность и апробация результатов диссертационного исследования.

Основные результаты диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры конституционного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Основные результаты диссертации были апробированы в деятельности Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы.

Основные результаты диссертации были апробированы в выступлениях автора на научных конференциях: «Секуляризм и религиозная свобода -противостояние или партнерство» (Москва, 2012); «Сохранение религиозных ценностей

и трансформация российского социума: поиск конструктивных взаимоотношений общества и религиозных объединений» (Москва, 2013); «Социальное партнерство государства и религиозных объединений: доверие как одна из основ развития гражданского общества» (Москва,2014); а так же в рамках организованного автором круглого стола «Понятие и особенности религиозной тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания» (Москва, 2014).

Основные результаты диссертации отражены в научных монографиях (имевших отклики и дискуссии в рецензируемых научных изданиях) и 11 научных статьях диссертанта.

Структура диссертации определяются ее целью и задачами и включает: введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы и приложения.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, показываются степень научной разработанности темы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования, формулируются основные положения, выносимые автором на защиту, приводятся сведения об апробации результатов и структуре исследования.

Первая глава «Конституционно-правовое значение гарантий охраны и защиты религиозной тайны в комплексе гарантий конституционной свободы вероисповедания в России» посвящена анализу нормативной природы, и видов религиозной тайны, проверке исходных научных гипотез.

В §1 исследуются религиозные нормативные системы и внутренние установления религиозных объединений, представленных в Российской Федерации. Автором дается определение понятия «религиозная тайна», исходя из авторского концепта трехаспектной интерпретации этого понятия (как информации, как нормативного режима и как вида тайны).

Согласно авторской концепции, выделяются нижеследующие виды религиозной тайны:

1) тайна информации из таинства покаяния и исповеди в христианстве или их условных аналогов в других религиях;

2) тайна информации из адресного духовного общения религиозного служителя с верующим вне рамок таинства покаяния и исповеди в христианстве или их условных аналогов в иудаизме и исламе;

3) тайна информации, содержащаяся в специальной «сакральной корреспонденции»;

4) тайна информации о жертвователе;

5) внутрикорпоративная тайна религиозного объединения;

6) личная и семейная тайна верующих;

7) обязательство не разглашать информацию о себе, других лицах в силу религозного обета молчания;

8) тайна информации о персональных данных членов (участников) и добровольцах (волонтерах) религиозного объединения;

9) тайна информации о персональных данных лиц, обратившихся за помощью или услугами в соответствующие церковные организации (больницы, хосписы, приюты, реабилитационные центры, «телефоны доверия» и др.)

10) личная тайна душевных переживаний верующего, испытываемых им во время участия в религиозном обряде;

11) тайна голосования в процессе по выборам руководителя религиозного объединения;

12) тайна информации о деятельности религиозных судов;

13) религиозная тайна, вытекающая из религиозных правил обращения с сакральными местами, предметами и участием в богослужениях;

14) религиозная тайна, вытекающая из специального религиозного обряда похорон и охранения мест захоронения;

Исходя из критериев относимости и происхождения информации, охраняемой как религиозная тайна, автором выявляется наличие 3-х групп религиозной тайны, обладающих обобщенными признаками:

а) в связи с контекстом и условиями духовного общения религиозного служителя с верующим;

б) в связи с конституционным правом на защиту личной, семейной и корпоративной информации религиозного объединения, защищаемой законом как тайна;

в) в связи с требованиями религиозного обряда, исходя из внутреннего установления религиозного объединения.

Автором делается вывод о том, что религиозная тайна, в отличие от государственной тайны, банковской тайны, коммерческой тайну и т.д., определяется тем, что первая характеризуется наличием особых формы и содержания, обусловленных спецификой свободы вероисповедания, фидуциарных обязанностей религиозных служителей.

В §2 проводится анализ конституционно-правовых гарантий защиты религиозной тайны при реализации конституционной свободы вероисповедания в Российской Федерации и подтверждается гипотеза об обоснованности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания отдельного взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну. Проведенный формально-юридический анализ действующего российского законодательства в части закрепления элементов различных в видов религиозной тайны позволяет автору выделить специфические признаки религиозной тайны, отграничивающие её от иных видов тайн, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации.

В §3 проводится анализ и подтверждение исходной научной гипотезы о наличии пределов действия видов религиозной тайны, что позволяет автору определить границы и пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни граждан, исповедующих ту или иную религию. Исследуется история религиозной тайны, как правового явления в связи с гарантиями российского государства по ее охране, а также группы правомерных причин и условий разглашения информации, защищаемой как религиозная тайна.

Вторая глава носит название «Правовое регулирование религиозной тайны при реализации свободы вероисповедания.

В §1 проводится анализ гарантий защиты и охраны религиозной тайны в контексте международных актов по правам человека и практики Европейского суда по правам человека по вопросам понимания, пределов соблюдения тайны исповеди или иных видов религиозной тайны, а также пределов охраны и защиты такой тайны, международных актов о правах человека, устанавливающих гарантии признания, охраны и защиты тайны исповеди или каких-либо иных видов религиозной тайны.

Для целей параграфа автором исследуются международные акты по правам человека и судебная практика Европейского суда по правам человека, относящиеся к вопросам, связанным с религиозной тайной. Делается вывод о том, что международные акты о правах человека и решения европейского суда о правах человека осуществляют опосредованное регулирование вопросов, связанных с охраной и защитой религиозной тайны - через закрепление гарантий охраны и защиты тайны частной жизни, семейной тайны, тайны корреспонденции и др., но прежде всего - через закрепление гарантий свободы вероисповедания.

В §2 проводится верифицирование разработанной автором в рамках первой главы научной концепции интерпретации нормативной природы, понятия, содержания и видов религиозной тайны, ее онтологии, особенностей и пределов ее признания государством, а соответственно - ее правовой охраны и защиты. Для целей параграфа проводится анализ зарубежного опьгга правового регулирования вопросов, связанных с религиозной тайной: конституции 12 зарубежных стран, в которых отсутствуют конституционно-правовые нормы, напрямую содержащих понятие религиозных тайн и регулирующие общественные взаимоотношения, возникающие в связи с их реализацией и законодательства 21 зарубежных государств, в законодательстве которых наличествуют нормы, прямо регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с религиозной тайной. В результате проведенного анализа автором делаются следующие выводы:

1)о наличии целого ряда видов религиозной тайны и необоснованности редуцирования религиозной тайны только до одного из ее видов - до тайны исповеди, а также о наличии пределов понимания и толкования рамок и форм информации как религиозной тайны;

2) о наличии различной степени обеспеченности конституционно-правовой охраны и защиты различных видов религиозной тайны. Ни один из видов религиозной тайны не обладает абсолютными охраной и защитой, имея определенные исключения, различающиеся в разных государствах в зависимости от реализованной модели светского государства. Наибольшей правовой охраной и защитой обеспечена тайна информации из таинства покаяния и исповеди (тайна исповеди), обладая наименьшим объемом исключений из всех видов религиозной тайны;

3) о выделении следующих моделей конституционно-правового признания, гарантий, охраны и защиты различных видов религиозной тайны:

- модель опосредованного закрепления гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны, исходя из правового признания светским государством полноты компетенции религиозных организаций в части регулирования отношений по поводу такой тайны своими внутренними нормативными установлениями (lex canónica) и определенной условной легитимизации государственным правом таких установлений;

- модель прямого закрепления гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны в законодательстве:

- путем прямого закрепления гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны - непосредственно в профильном законе, регулирующем гарантии свободы вероисповедания и основы деятельности религиозных объединений;

- путем прямого закрепления гарантий правового признания, охраны и защиты тайны исповеди и других видов религиозной тайны - в процессуальных кодексах (законах) - гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах, в кодексе административного судопроизводства и пр;

- смешанная модель.

Произведенный анализ позволяет автору также подтвердить ранее выдвинутую гипотезу об обоснованности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания отдельного взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну.

В §3 автором проводится верификация и уточнение на основе анализа практики органов конституционного контроля и судебных органов зарубежных стран ранее выдвинутого положения: о высоком значении взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну (в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания), как определяющего важнейшие гарантии невмешательства государства в законную деятельность религиозных объединений и в законную реализацию гражданами конституционно гарантированной свободы вероисповедания и о наличии пределов понимания и толкования рамок и форм информации как религиозной тайны.

Для анализа автором были отобраны 4 государства: США, Франция, Италия и Чили, выбор которых был обусловлен следующими факторами:

- страны принадлежат к различным правовым системам (англо-саксонская и романо-германская, включая латиноамериканскую группу);

- в данных странах наиболее избыточно и ярко представлена судебная практика по делам, связанным с религиозной тайной.

Научный анализ подходов, выраженных в исследованной в ходе работы над диссертацией референтной зарубежной судебной практики, позволил автору сделать следующие выводы:

- о наличии целого ряда видов религиозной тайны и необоснованность редуцирования религиозной тайны только до одного из ее видов - до тайны исповеди;

- о высоком значении взаимосвязанного комплекса норм, регулирующих религиозную тайну (в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания) как определяющего важнейшие гарантии невмешательства государства в законную деятельность религиозных объединений и в законную реализацию гражданами конституционно гарантированной свободы вероисповедания;

- о наличии пределов понимания и толкования рамок и форм информации как религиозной тайны.

В заключении обобщаются выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, даются рекомендации по совершенствованию российского законодательства, намечаются проблемы для дальнейших исследований и научных дискуссий.

Приложение представляет собой таблицу, содержащую результаты формально-юридического анализа действующего законодательства Российской Федерации в части закрепления эелементов различных в видов религиозной тайны.

Основные положение и выводы диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:

1.Научные монографии автора:

1. Андреев K.M. Право на религиозную тайну в Российской Федерации (вопросы теории и практики). - М.: Юриспруденция, 2014. - 184 с.

Рец.: Догадайло Е.Ю., Проблема осмысления нормативной природы и сути религиозной тайны в контексте реализации конституционной свободы вероисповедания // Право и образование. - 2014. - № 8,-С. 174-176.

2. Андреев K.M. Понятие и особенности религиозной тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания. - М.: Юриспруденция, 2015.-232 с.

Рец.: Догадайло Е.Ю., Нормативная природа и структура, особенности онтологии и значение религиозной тайны //Право и образование. - 2014. -№12,- С. 188-191.

Рец.: Пчелинцев A.B., Вопросы правового регулирования охраны и защиты религиозной тайны в Российской Федерации //Нравственные императивы в праве. - 2015. - № 1.

П. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований:

3. Андреев K.M. Конституционно-правовая охрана религиозной тайны: зарубежный опыт правового регулирования и зарубежная судебная практика // Право и образование. - 2014. - № 6. - С. 94-107.

4. Андреев K.M. Гарантии охраны религиозной тайны и пределы такой охраны: конституционно-правовой взгляд // Право и образование. - 2014. - № 7. - С. 150— 159.

5. Андреев K.M. Правомерные причины и условия разглашения информации, защищаемой как религиозная тайна с точки зрения конституционного права // Право и образование. - 2014. - № 11. - С. 170-174.

6. Андреев K.M. Конституционно-правовое значение гарантий охраны и защиты религиозной тайны в комплексе гарантий конституционной свободы вероисповедания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». - 2014. - № 3. - С. 57-63.

7. Андреев K.M. Пределы охраны конституционного права на свободу вероисповедания и ее составного элемента - «религиозной тайны» // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 37-41.

8. Андреев K.M. Модель ювенальной юстиции в РФ как угроза нарушения религиозной тайны // Юридическое религиоведение. - 2013. - № 1. - С. 7-12.

9. Андреев K.M. Влияние международного права на практику проведения публичных богослужений в РФ (К вопросу проведения богослужений за пределами отведенного для религиозных целей пространства) // Религия и право. - 2013. - № 3 (66). - С. 22-26.

10. Андреев K.M. Трансформации института тайной (частной) исповеди во внутренних установлениях религиозных организаций // Религия и право. -

11. Андреев K.M. Вопросы реализации свободы совести, права на религиозную тайну в свете изменений в семейном и ювенальном законодательстве в РФ // Материалы науч.-практич. конф. «Секуляризм и религиозная свобода - противостояние или партнерство» (13.12.2012, Москва, Институт Европы РАН) / Институт Европы РАН. - М., 2013. - С. 11-18.

12. Андреев K.M. Законность ограничения права на свободу совести, религиозную тайну // Материалы науч.-практич. конференции «Сохранение религиозных ценностей и трансформация российского социума: поиск конструктивных взаимоотношений общества и религиозных объединений» (19.11.2013, Москва, Институт Европы РАН) / Институт Европы РАН. - М., 2014.-С. 3-18.

13.. Андреев K.M. Нормативная природа, понятие и виды религиозной тайны с точки зрения конституционного права // Нравственные императивы в праве. - 2014. - № 2. - С. 65-77.

III Статьи в иных научных изданиях

2014.-№3 (70).-С. 12-16.

2012476649

2012476649

2015 © LawTheses.com