Аудиовизуальное произведение как объект авторского праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Кружалов, Сергей Евгеньевич, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1.История развития авторского права в аудиовизуальной сфере.

1.1. Начальный этап развития авторского права в аудиовизуальной сфере на примере зарубежного опыта.

1.2. Зарождения авторского права в аудиовизуальной сфере в России.

1.3. Тенденция развития авторского права в аудиовизуальной сфере в период 60-90-х годов.

Глава II. Российское законодательство в области авторского права в аудиовизуальной сфере.

2.1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

2.2. Закон РФ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

2.3. Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности в аудиовизуальной сфере.

III. Субъект и содержание права на аудиовизуальное произведение.

3.1. Правовое положение аудиовизуальных произведений, созданных до введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

3.2. Правовые проблемы, связанные с созданием и использованием аудиовизуальных произведений, созданных после введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Аудиовизуальное произведение как объект авторского права"

Актуальность темы исследования.

Смена политической и экономической формации в России, развитие рыночной экономики затронуло все сферы жизни российского общества. Развитие новых экономических отношений, появление независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с необходимостью привело к кардинальному изменению статуса объектов интеллектуальной собственности и, в частности, аудиовизуальных произведений. В то время как кинопроизводство, кинопрокат, телевещательная деятельность перестали быть монополией государства, у обладателей прав на аудиовизуальные произведения появилась реальная возможность использования своих прав в качестве товара, средства для извлечения прибыли.

Бедственное положение российского кино, при этом по прежнему признаваемого приоритетной отраслью, помноженное на взятый страной новый курс развития, привело к необходимости реальной реализации прав на аудиовизуальные произведения с целью получения средств для выживания в эпоху построения капитализма. Для фильмопроизводящих же организаций (киностудий) возможность свободной, коммерческой реализации прав является, по сути, экономической базой, финансовой основной всей деятельности, практически единственным способом изыскания средств для создания новых картин.

Произошедшие в российской политике и экономике коренные изменения не могли не привести к столь же кардинальному изменению отечественного законодательства. В настоящее время стало возможным получение доходов не только от проката вновь создаваемых картин, но и от использования старых, ранее созданных фильмов советского периода, составляющих «золотой фонд» отечественного кинематографа. Именно поэтому в работе в первую очередь используется исторический метод научного исследования, призванный определить субъектный состав обладателей прав на фильмы, созданные до появления современного массива законодательства в области охраны авторских прав, основы и объем прав на аудиовизуальные произведения, возникшие в период гегемонии государства в области кинопроизводства.

Использование исторического метода исследования было обусловлено также пониманием того обстоятельства, что, выделившись в отдельный раздел авторского права сравнительно недавно (это в первую очередь связано с чуть более чем столетней историей самого объекта - кино), авторское право на аудиовизуальные произведения прошло оригинальный и сложный путь. В процессе эволюционного развития постепенно выявилось, что аудиовизуальные произведения представляют собой новый, своеобразный и оригинальный объект, для которого многие традиционные положения авторского права оказались неприменимы или, как минимум, нуждающимися в значительной корректировке. Поэтому в первую очередь оказалось актуальным и необходимым проследить весь путь становления и изменения законодательства в области прав на аудиовизуальные произведения, при этом как в отечественной, так и в зарубежной практике, поскольку именно на западе (в США, Германии, Англии, Франции) киноиндустрия как отдельная отрасль промышленности развивалась особенно интенсивно, и основы того, что в настоящее время представляет собой авторское право на аудиовизуальные произведения, следует искать именно там.

Одним из наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых в работе, стала проблема определения субъектного состава лиц, в настоящее время заявляющих права на аудиовизуальные произведения, созданные до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 года № 5451-1 «Об авторском праве и смежных правах», объемов, пределов и оснований их прав. Актуальность этой проблемы ясно проявляется на практике, учитывая количество и интенсивность споров по указанному вопросу между различными организациями, заявляющими права на аудиовизуальные произведения, а равно и принимая во внимание общее количество теле- и кинокартин, созданных в советский и постсоветский периоды. Сложившая ситуация, безусловно, требует скорейшего разрешения и предполагает безотлагательное определение субъекта, которому принадлежат права на фильм, а также основы и объем таких прав.

Не менее актуальным представляется и исследование вопроса об изменениях в законодательстве, правоприменительной практике и практической жизни, произошедших в связи и после вступления в силу указанного выше Закона «Об авторском праве и смежных правах». Появление новых субъектов авторского права -изготовителей аудиовизуальных произведений (продюсеров), недостаточная проработанность правового положения изготовителей, а также явственно и недвусмысленно обозначившаяся за почти десятилетний срок действия Закона проблема пиратства в аудиовизуальной сфере требует незамедлительных изменений в действующем законодательстве, направленных на их решение.

В процессе практического применения норм Закона «Об авторском праве и смежных правах» в последнее время обозначился ряд новых, ранее неизвестных отечественным юристам и законодателям проблем, которые также нашли отражение в настоящей работе, требующих скорейшего решения в связи с возможным вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и принятием части Гражданского Кодекса Российской Федерации, посвященной вопросам авторского права.

Предмет исследования.

Предмет исследования настоящей диссертационной работы составляет анализ правовых норм, определяющих правовое положение субъектов права на аудиовизуальные произведения, содержание и объем таких прав, а также анализ норм, регламентирующих и регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений как объектов интеллектуальной собственности.

Цели исследования.

Автором поставлена цель исследовать природу аудиовизуального произведения как сложного комплексного объекта интеллектуальной собственности, являющегося результатом творческой и производственной деятельности; изучение правового положения аудиовизуального произведения, отраженного в нормах различных законодательных и подзаконных актов; определение правового статуса участников процесса создания и распространения аудиовизуальных произведений, созданных как при ранее действующем законодательстве, так и в настоящее время.

Намерение достичь по возможности всестороннего раскрытия темы на основе анализа отечественного и зарубежного законодательства и практического правового опыта в аудиовизуальной сфере имеет, помимо строго научного, и практический характер. Он заключается в разработке обоснованных предложений по совершенствованию и развитию законодательной и нормативной базы в рассматриваемой сфере.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической основой исследования являются общий диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные научные методы, которые позволили комплексно исследовать указанную выше проблему.

Нормативную базу диссертационной работы составили Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, международные конвенции, а также законодательство зарубежных стран.

В диссертации использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, бывшего Союза ССР, посвященные вопросам регулирования авторско-правовых отношений в области культуры вообще и в аудиовизуальной сфере в частности; постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, материалы судебной практики.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды российских ученых-правоведов - Антимонова Б. С., Флейшиц Е. А., Ваксберга А., Грингольца И., Гаврилова Э.П., Дозорцева В.А., Иоффе О.С., Серебровского В.И. Савельевой И.В., Сергеева А.П., Чернышевой С.А. и др. В диссертации также использовались исследования зарубежных юристов - Вильжоен Д., Дюма Р., Дебуа А., Джерарда Ф., Мерсийон А., Мазуйе К., А. Керевера, А. Франсона и др.

Научная новизна, основные выводы и рекомендации диссертационного исследования.

Работа является одной из немногих специальных монографических исследований правового положения аудиовизуальных произведений.

Научная новизна диссертационной работы определяется рядом проблем, которые не были ранее предметом комплексного научного исследования. Вопросы правового положения аудиовизуальных произведений, включающие в себя исследование правового статуса участников процесса создания произведения как субъектов рыночных отношений, объема принадлежащих им прав, механизма перехода авторских прав на такие аудиовизуальные произведения и пр. впервые комплексно исследуется на уровне диссертационной работы.

Новизна исследования определяется предложениями по совершенствованию гражданского законодательства и законодательства об авторском праве в рамках действующего Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», а также правоприменительной практики.

Результаты исследования позволили автору сформулировать следующие выводы, предложения и практические рекомендации, выносимые на защиту.

1) Исследование отечественного и зарубежного законодательства об авторском праве и смежных правах в процессе их исторического развития, а также правовых взглядов и судебной практики в период со времени изобретения кинематографа и до сегодняшнего дня позволяет автору высказывать мнение о наличии некоторых существенных обстоятельств, обуславливающих особенности правового режима аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом, в работе над которым принимают участие множество творческих и не только творческих работников, осуществляющих разнородную деятельность. В отличие от традиционных объектов авторского права, создаваемых одним, реже небольшой группой авторов, аудиовизуальное произведение является результатом разнопланового процесса, в котором задействованы множество людей: сценарист, композитор, звукооператор, художники, актеры и т.д. Каждый из вышеперечисленных участников создает свое произведение, на которое имеет авторское или исполнительское право, но вместе они создают новый объект, - аудиовизуальное произведение, - который обладает существенными особенностями.

Более того, в отличие от многих других объектов авторского права, создание аудиовизуального произведения, помимо необходимости участия множества творческих работников, без которых его появление просто невозможно, требует привлечения большого количества финансовых и технических средств, которыми сами авторы (сценарист, композитор, режиссер и пр.) не обладают.

В силу всего вышеизложенного диссертант приходит к выводу, что аудиовизуальное произведения является объектом авторского права особого рода, обладающим существенными особенностями по сравнению с традиционными объектами авторского права.

2) В результате анализа правового положения аудиовизуальных произведений, созданных до принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», нынешнего правового статуса участников процесса создания и использования таких ранее созданных аудиовизуальных произведений, а также в результате исследования механизма перехода авторских прав на аудиовизуальные произведения, созданные до 1993 года, автором делаются следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время обладателями прав на аудиовизуальные произведения, созданные до 1993 года, должны признаваться непосредственно организации, осуществившие съемки таких аудиовизуальных произведений, т.е. киностудии.

Во-вторых, третьи лица, хотя и могут являться обладателями прав на аудиовизуальные произведения, созданные до 1993 года, могли получить эти права только от киностудий и исключительно на основе заключенных с ними договоров.

И, наконец, в-третьих, на основании двух вышеизложенных выводов, автором особо подчеркивается, что переход прав от киностудий к третьим лицам в результате властного решения государственных органов является незаконным и должен быть признан нелегитимным.

3) При исследовании возможного субъектного состава обладателей прав на аудиовизуальные произведения автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1995 года № 1232, утвердившее устав Гостелерадиофонда (ГТРФ).

На основании указанного Постановления рядом ученых и практиков1 высказывалось предположение о возможности наделения ГТРФ правами на определенные аудиовизуальные произведения.

Анализ применимого отечественного законодательства приводит автора к выводу о необходимости конкретизации прав ГТРФ на аудиовизуальные произведения, а именно: о возможности наделения Гостелерадиофонда лишь правом заключать договоры об использовании находящихся в его распоряжении материальных объектов - носителей аудиовизуальных произведений, - с учетом принадлежащих другим лицам авторских и смежных прав на такие аудиовизуальные произведения. Распоряжаться самими правами ГТРФ не может, за исключением случаев, когда он приобрел такие права по договору у надлежащих правообладателей в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Для этого предлагается внесение в указанное постановление изменений, не допускающих возможности двоякого толкования норм Постановления № 1232 от 13 декабря 1995 года.

4) При исследовании возможного круга участников отношений в области создания аудиовизуальных произведений автор рассматривает и обосновывает

1 Басовец И. Кому принадлежат права на «советские» фильмы? «Хозяйство и право». 1998 г., № 4; Высторобец А. Еще раз о правах на «старые» телефильмы. «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2001 г. № 6, Гаврилов Э. П. О владельцах авторских прав на советские телевизионные фильмы. «Законодательство и практика средств массовой информации». 1999 г., № 5. необходимость участия в процессе создания аудиовизуального произведения совершенно нового субъекта правоотношений.

Учитывая, что создание аудиовизуального произведения коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств уже на стадии создания фильма, финансовыми рисками и ответственностью, возникает необходимость появления в процессе создания аудиовизуального произведения особой, самостоятельной фигуры - изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера).

Невозможность создания аудиовизуального произведения при отсутствии материальной и технической базы оказывает решающее влияние в определении статуса продюсера как самостоятельной, особой фигуры при создании аудиовизуального произведения.

Автор приходит к выводу, что продюсеру как изготовителю, а, следовательно, и обладателю прав на аудиовизуальное произведение в целом, должны принадлежать и права на использование каждого из составляющих аудиовизуального произведения в отдельности. В таком случае продюсера, приобретшего право на элементы (составляющие) аудиовизуального произведения, нельзя будет поставить в зависимость от произвола отдельных участников разнородной творческой деятельности, имеющих собственные индивидуальные права. При этом права продюсера на составляющие аудиовизуального произведения должны быть закреплены за ним на все время их возможного использования.

5) Исследование практики последних лет позволяет автору утверждать о наличии существенных противоречий и недостаточности правового регулирования ключевых вопросов взаимоотношений между продюсерами и авторами аудиовизуальных произведений, в первую очередь режиссерами-постановщиками.

Отсутствие на законодательном уровне решений по вопросам контроля продюсера над принятием основных решений в процессе производства фильма; возможности отстранения режиссера от производства фильма по усмотрению продюсера; пределов прав продюсера на переделку фильма и многим другим вопросам, позволяет автору сделать вывод о возможности и необходимости решения указанных вопросов взаимоотношений продюсера с авторами аудиовизуального произведения на уровне договорного регулирования, путем подробного регламентирования всех вышеуказанных вопросов в заключаемом между сторонами договоре.

Более того, автор приходит к выводу, что указанные выше вопросы должны быть обязательно рассмотрены в договоре на создание аудиовизуального произведения наряду с отражением в таком договоре обязательных условий, определенных действующим законодательством (срок, территория, способы использования произведения и т.д.).

6) Рассмотрение проблемы «пиратства» приводит автора к выводу о необходимости корректировок действующего уголовного законодательства, применимого к правоотношениям в аудиовизуальной сфере. В частности, в работе обоснована необходимость внесения изменения в диспозицию правовой нормы, предусмотренной ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав». Указанная статья устанавливает в качестве квалифицирующего признака состава преступления причинение деянием крупного ущерба. При этом законодатель не определяет ни само содержание понятия «крупный ущерб», ни его размер. Как следствие, применение этой статьи на практике постоянно приводит к проблемам, связанным с доказыванием этого признака состава.

Как следствие, наиболее радикальным решением данного вопроса может служить исключение из диспозиции правовой нормы, предусмотренной ст. 146 УК РФ, признака крупного ущерба, что превращает ее в формально-материальный состав, при котором ответственность наступает уже только за само совершение деяния, т.е. за нарушение авторского права, независимо от факта наличия ущерба.

Однако в этом случае возникает целый ряд вопросов, связанных с разграничением административной и уголовной ответственностью. Поэтому, по мнению автора наиболее удачным решением было бы включения в текст правовой нормы иных квалифицирующих признаков состава, вместо ущерба, таких как наличие корыстной заинтересованности или цели извлечения дохода в крупном размере.

7) В работе обосновывается необходимость внесения изменений в ст. 45 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в части включения в текст статьи прямого указания на то, что права на аудиовизуальные произведения не могут быть переданы в сферу коллективного управления. Ныне действующая редакция указанной статьи позволяет интеллектуальным пиратам легализовывать свою противоправную деятельность, прикрывая ее созданием обществ по управлению правами на коллективной основе, действующими от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передавали организации таких полномочий.

8) Анализ положений Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» позволил автору сделать вывод о том, что ряд статей закона в настоящее время не имеют механизма реализации. В первую очередь это касается вознаграждения за так называемые «чистые» носители и выплаты вознаграждения за «домашнее копирование», предусмотренные статьей 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В настоящий момент так и не определен механизм реализации указанной выше статьи закона, не установлена организация, ответственная за сбор вознаграждения, не определен государственный орган, который будет осуществлять контроль за распределением вознаграждения.

При этом существующая редакция статьи 26 совершенно не учитывает интересы изготовителей аудиовизуальных произведений в частности, и интересы всей киноиндустрии в целом, необоснованно объединяя вознаграждение за частное копирование аудиовизуального произведения и вознаграждение за частное копирование фонограмм, несмотря на различия в обладателях прав на аудиовизуальное произведение и фонограмму.

Как следствие, автор предлагает свою редакцию ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в которой считает необходимым разделить вознаграждение за копирование фонограмм и за копирование аудиовизуальных произведений, указав, какие правообладатели и в каких долях имеют право на получение вознаграждение за воспроизведение каждого из указанных объектов.

Практическая значимость исследования.

Практическое значение работы заключается в том, что содержащиеся в ней научные выводы, идеи и положения могут представлять интерес и быть использованы: 1) как исходный материал для дальнейшего развития научных проблем правового регулирования аудиовизуального произведения как объекта авторского права; 2) в правотворческой и правоприменительной деятельности законодательных и исполнительных органов (в первую очередь Госкино и иных органов управления в аудиовизуальной сфере); 3) в практической деятельности производителями, авторами и пользователями аудиовизуальных произведений; 4) в учебном процессе преподавателями и студентами юридических и кинематографических вузов.

Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена и одобрена на кафедре охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации опубликованы автором в двух научных статьях.

Структура и содержание работы.

Поставленные автором задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, библиографического списка использованной литературы и перечня законодательных и иных нормативных правовых актов.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Аудиовизуальное произведение как объект авторского права»

1. Список использованных нормативных актов.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г.

3. Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г.// Собрание законодательства РФ. 1994. - № 32. - ст. 3301; часть вторая от 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.

4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1991.-№26. -ст. 733.

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. - ст. 2954.

6. Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - № 46. -ст. 2615.

7. Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. № 5341-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, N33, ст. 1311.

8. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ) // "Российская газета" от 3 августа 1993 г.

9. Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ //.Собрание законодательства РФ. 1995. -№32.-ст. 3302

10. Федеральный Закон "О государственной поддержке кинематографии РФ" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ // "Российская газета" от 29 августа 1996 г.

11. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. в редакции от 9 января 1996 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - № 15. - ст. 766; "Российская газета" от 16 января 1996 г.

12. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1995. - № 1. - ст. 1.

13. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 21. - ст. 1930; 1998. - № 30. - ст. 3608.

14. Федеральный Закон РФ "О рекламе" от 24 ноября 1995 г. № 177-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 30. - ст. 2864.

15. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 1. - ст. 1.

16. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 3. - ст. 145.

17. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня, 19 июля и 27 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - № 7. - ст. 300.

18. Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ// "Российская газета" от 3 октября 1998 г.

19. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по кинематографии" от 6 января 1993 г. N 9 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 2. - ст. 108 .

20. Постановление Совета Министров Правительства РФ "Вопросы Комитета Российской Федерации по кинематографии" от 12 февраля 1993 г. N 119// Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 7. - ст. 608.

21. Постановление Совета Министров РФ "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" от 28 апреля 1993 г. № 396 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. - № 18. - ст. 1607.

22. Постановление Правительства РФ "О подписании Европейской конвенций о совместном кинопроизводстве" от 24 января 1994 г. № 26 //Текст постановления официально опубликован не был

23. Постановление Правительства РФ "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" от 21 марта 1994 г. № 218 // "Российские вести" от 30 марта 1994 г.

24. Постановление Правительства РФ о первоочередных мерах по реализации протекционистской политики РФ в области отечественной кинематографии" от 30 июля 1994 г. № 895 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 15. - ст. 1794.

25. Постановление Правительства НФ "Об утверждении Правил киновидеообслуживания населения" от 17 ноября 1994 г. № 1264 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 31. - ст. 3282.

26. Постановление Правительства РФ "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ" от 7 декабря 1994 г. № 1359 // Собрание законодательства РФ. -1994.-№34.-ст. 3604.

27. Постановление Правительства РФ "О Государственном фонде кинофильмов РФ" от 30 декабря 1994 г. № 1457 // "Российская газета" от 17 января1995 г.

28. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" от 26 июня 1995 г. № 609 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 26. -ст. 2670.

29. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов" от 19 сентября 1995 г. № 941 // "Российская газета". 1995. - № 178.

30. Постановление Правительства РФ "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения" от 28 октября 1995 г. № 1037 // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 45. - ст. 4315.

31. Постановление Правительства РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)" от 17 мая1996 г. № 614 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 21. - ст. 2529.

32. Постановление Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино-и видеофильмов" от 13 сентября 1996 г. № 1091// Собрание законодательства РФ. -1996. № 38. - ст. 4440.

33. Постановление Правительства РФ "О Концепции развития кинематографии РФ" от 18 декабря 1997 г. № 1561// Собрание законодательства РФ. -1997.-№51, ст. 5813.

34. Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии" от 26 июня 1998 г. N 654// Собрание законодательства РФ. 1998. - № 27. - ст. 3179.

35. Указ Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" от 7 октября 1993 г. № 1607 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. - № 41. - ст. 3920.

36. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ" от 12 ноября 1993 г. № 1904 // Собрание законодательства РФ. 1993. - № 46. - ст. 4449.

37. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения об Архивном Фонде РФ и Положения о Государственной архивной службе России" от 17 марта 1994 г № 552 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. - № 12. - ст. 878.

38. Указ Президента РФ "О протекционистской политике РФ в области отечественной кинематографии и мероприятиях, связанных со 100-летием мирового и российского кинематографа" от 15 апреля 1994 г. № 785 // "Российская газета" от 23 апреля 1994 г.

39. Указ Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" от 23 мая 1994 г. № 1006 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 5. -ст. 396.

40. Указ Президента РФ "О создании открытого акционерного общества "Российский кинопоказ"" от 22 апреля 1996 г. № 581 // Собрание законодательства РФ. 1996.-№ 18. -ст. 2119.

41. Указ Президента РФ "О реорганизации федеральных государственных киностудий" от 4 апреля 2001 г. № 389 // "Российская газета" от 5 апреля 2001 г.

42. Указ Президента РФ "О создании открытого акционерного общества "Российский кинопрокат" от 4 апреля 2001 г. № 390 // "Российская газета" от 5 апреля 2001 г.

43. Распоряжение Президента РФ "Вопросы Российского агентства интеллектуальной собственности при Президенте РФ" от 15 июля 1992 г. № 367-рп // Авторское право. Сб. норм, актов. М. - 1993.

44. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ "В связи с принятием закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 19 октября 1993 г. № C-13/OC3-317 // "Вестник ВАС РФ". 1994. - № 1.

45. Постановление Правительства Москвы "О создании государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" от 10 сентября 1996 г. № 767 // "Вестник мэрии Москвы". 1996. - № 22 .

46. Распоряжение Мэра Москвы "О лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории города Москвы" от 18 марта 1998 г. N 237-РМ// "Вестник мэрии Москвы". 1998. -N 13.

47. Распоряжение Мэра Москвы "О поддержке отечественного кинопроизводства и кинопроката" от 16 апреля 1998 г. N 375-РМ// Текст официально опубликован не был

48. Распоряжение Премьера Правительства Москвы "О строительстве многозальных кинотеатров" от 20 апреля 1998 г. N 435-РП// Текст официально опубликован не был

49. Постановление Правительства Москвы "О совершенствовании управления развитием кинофикации в г. Москве" от 26 мая 1998 г. N 410// Текст официально опубликован не был.

50. Положение о Реестре киновидеозрелищных организаций и учреждений, находящихся на территории РФ: утверждено Председателем Роскомкино 15 марта 1996 г. // "Российские вести" от 25 июня 1996 г.

51. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве: подписана в Женеве 6 сентября 1952 г. // СП СССР. 1973. - № 24. - ст. 139;

52. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве: подписана в Женеве 6 сентября 1952 г. (в редакции, пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г.)//Текст официально опубликован не был

53. Европейская конвенция по совместному кинопроизводству: подписана в Страсбурге 2 октября 1992 г.// Текст официально опубликован не был

54. Соглашение стран СНГ "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" от 24 сентября 1993 г. // "Вестник ВАС РФ". 1994. - № 2.

55. Список использованной литературы.

56. Азбука авторского права: Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1982.- 104 с.

57. Анри Мерсийон, Кино и монополии США. И. JI. Москва, 1956г.

58. Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. М., 1957.

59. Алексеев С. С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994. - 224 с.

60. Бакулев Г.П. Телевидение без границ: спутниково-кабельные каналы в Европе. -М.: ВГИК, 1994. 144 с.

61. Басовец И. Кому принадлежат права на «советские» фильмы? «Хозяйство и право». 1998 г., №4;

62. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973 г.

63. Васева Н. В. Проблема творческого риска в авторском праве. В книге Проблемы советского авторского права. М. 1979.

64. Ваксберг А. И., Грингольц И. А. Автор в кино. М., 1961

65. ВОИС. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. -Женева: ВОИС, 1981. 281 с.

66. Высторобец А. Еще раз о правах на «старые» телефильмы. «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2001 г. № 6.

67. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах.-М.: Фонд "Правовая культура", 1996. 250 с.

68. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. М, 1984 г.

69. Гаврилов Э. П., Круг П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. М., 1998 г., 164 с.

70. Гаврилов Э. П. О владельцах авторских прав на советские телевизионные фильмы. «Законодательство и практика средств массовой информации». 1999 г., № 5;

71. Гаврилов Э. П. Каким быть закону об авторском праве? «Патенты и лицензии». 2001 г., № 10.

72. Гаврилов Э. П. Исключительные права на материальные объекты. «Патенты и лицензии». 2001 г., №3

73. Грингольц И. А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф. дис. канд. юр. наук, М., 1953.

74. Гехтман Г. Я. «Авторское право в кинематографической промышленности», «Право», 1914 г., № 21.

75. Гордон М. В. Советское авторское право. М., 1955.

76. ГорюноваГ. Н. Организация производства кинофильмов. М., 1964.

77. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. норм, актов. Кн. IV "Авторское право" М.: изд-во УДН, 1988. - 208 с.

78. Дозорцев В. А. «Авторский договор и его типы», «Советское государство и право», 1977 г., № 2

79. Дозорцев В. А. Исключительные права и их развитие. Вступ. статья сборника «Права на результаты интеллектуальной деятельности: Авторское право.Патентное право. Другие исключительные права», М., 1994 г.

80. Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение. «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2000 г., № 3.

81. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М., 1989.

82. Еремин А. «Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав». Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002, № 8.

83. Займовский С. Г. «Авторское право», М., 1911г.

84. Ионас В. В. Произведения творчества в гражданском праве М., 1972.

85. Иоффе О.С. Основы авторского права. М., 1969.

86. Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2-х ч. Пер. с англ. -Новосибирск: ВЩ "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. ч. 1 - 192 е.; ч. 2-176 с.

87. Интеллектуальная собственность: словарь-справочник / под общ. ред. А. Д. Корчагина. М.: ИНФРА - 1995. - 112 с.

88. Канторович Я.А., "Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения" Петроград, 1916 г., стр.291.

89. Камышев В. Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972 г.

90. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 184 с.

91. Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск: Вадемекум, 1990. - 288 с.

92. Коноплев Б. Н, Основы фильмопроизводства. М., 1975.

93. Корецкий В. И. Авторские правоотношения в СССР, Сталинабад, 1959 г.

94. Криштул Б. И. Профессия директор фильма. - М.: ВТПО "Киноцентр", 1990.-112 с.

95. Кусиков А. «Кино и авторское право», Е. С. Ю., 1925г., №31

96. Комментарий к ГК РСФСР под ред. Братусь С. Н., Садиков О. Н., М., 1982 г.

97. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий. Под редакцией Э. П. Гаврилова, М., 1982 г.

98. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. Под ред. М.И.Жабского. М.: НИРЖ, 1994. - 112 с.

99. Мартынов Б.С. Права авторства в СССР. М., 1947.

100. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий. Пер. с англ. под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Прогресс, 1982. - 424 с.

101. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

102. Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972 г.

103. Орлов Б. П. Основные вопросы киноавторского права. Дисс. на соискание канд. юр. наук, Москва, 1954 г.

104. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Под ред. Кошкина В.И. М.: ВГИК, 1993. - 223 с.

105. Отечественное кино: стратегия выживания. Под ред. Д.Б. Дондурея. М.: НИИК, 1991.- 156 с.

106. О механизме реализации статьи 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах. Круглый стол. «ИС. Авторское право и смежные права», 2001 г., № 4

107. Павлов А. И. Кинопроизведение как объект советского авторского права. -В книге Ученые записи ВЮЗИ. М., 1971, вып.24

108. Павлов А.И. Авторское право на кинематографическое произведение в СССР. Дисс. на соиск. к. ю. н., М., 1971 г.

109. Перетерский И. С. «Задачи советского законодательства в области авторского права». «Советское право», 1923 г. №1.

110. Петров М. В. Авторское право на произведения кино и телевидения. Автореферат канд. дисс.

111. Рабинович М. Л. Публичное исполнение кинематографических произведений. «Еженедельник советской юстиции», 1927 г., № 16.

112. Райгородский Н. А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л., 1958.

113. Райгородский Н. А. Юридическое лицо как субъект авторского права. В книге Очерки по гражданскому праву. Л., 1957.

114. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 236 с.

115. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. - 312 с.

116. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996 г., 704 стр.

117. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

118. Сиджанский Д., Кастанос С. Международная охрана авторского права. М., 1958.

119. Советское гражданское право под ред. проф. Красавчиков О. А. М., 1969г., т. 2.

120. Советское гражданское право под ред. проф. Рясенцева В. А. М., 1965 г.

121. Тенейшвили О. В. Контрактная система кинобизнеса. Размышления о кинорекламе. М.: ВИППК, 1995. - 160 с.

122. Трошин А. С. Кино и телевидение. М., 1981

123. Фелонов Б. «Киноинсценировка чужих произведений». Е. С. Ю., 1925 г.,48.

124. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. M.-JL: Искусство, 1937. - 168 с.

125. Хейфец А. Я. Авторское право. М., 1931 г.

126. Чернышева С. А. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и на телевидении. М.: Наука, 1984. - 176 с.

127. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. -М.: Гардарика, 1996.104 с.

128. Чуковская Е. Э. Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999 г.

129. Чуковская Е.Э Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М., 1999 г., 336 с.

130. Щенникова JI. В. Культура и право. М.: Российское право, 1992. - 128 с.

131. Яфаев А. И. Авторское право капиталистических стран. Уч. пособие. М.: МГИМО, 1983. - 98 с.

132. Яфаев А. И. Авторское право развивающихся стран. Уч. пособие. М.: МГИМО, 1985. - 88 с.

2015 © LawTheses.com