АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения»
На правах рукописи
Фомичёв Пётр Вячеславович
возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения
Специальность 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на гуманитарной академии.
кафедре гражданского права Современной
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат юридических наук, доцент
Опарина Марина Владимировна
доктор юридических наук, профессор
Мельников Владимир Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент
Алёшин Владимир Васильевич
Ведущая организация:
Московский новый юридический институт
Защита состоится ^^Ь/ЗР2006 г. в ^ часов на заседании
диссертационного совета К 521.003.02 при Современной гуманитарной академии по адресу: 113114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, аудитория 410 (Зал заседании совета).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии.
Автореферат разослан < _2006 г,
Учёный секретарь
Диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор
Свердлык Г.А.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Сфера общественных отношений по созданию и использованию аудиовизуальных произведений, в частности, художественных фильмов, за последние несколько лет стремительно развивается, а законодательная база, регулирующая различные правовые коллизии в аудиовизуальной сфере авторского права, не всегда успевает вовремя обновляться для всесторонней регламентации новых практических аспектов. В первую очередь — это отсутствие правового регулирования некоторых элементов кинопроизводства и неопределённость терминологии. Аудиовизуальными произведениями являются художественные фильмы, музыкальные видеоролики, телевизионные. сериалы и многие другие разновидности произведений, каждое из которых нуждается в специальном применении норм авторского права. Уточнение подобных особенностей на нормативном уровне - дело будущих поправок к Закону «Об авторском праве и смежных правах». Ниже по тексту этого диссертационного исследования употребление термина «аудиовизуальное произведение» имеет значение исключительно такого произведения как художественный фильм.
В течение последних лет отечественный кинематограф проходит этап возрождения. Количество создаваемых фильмов растёт из года в год, на рынке появляются новые производственные компании, растут бюджеты, постепенно развивается сеть кинопоказа, зрители заново привыкают к большому экрану. Можно сделать вывод, что приблизительно через 5 лет производство, прокат, показ и дистрибуция художественных фильмов станут серьёзнейшим бизнесом. Любой крупный бизнес, которым в будущем станет и коммерческое использование аудиовизуальных произведений как сложный комплекс правоотношений, требует качественного правового сопровождения, ведь речь идёт о крупных финансовых потоках и сложной структуре производства и реализации. Применительно к кинопроизводству можно утверждать, что это один из самых рискованных вследствие непредсказуемости результата и
сложных с технической точки зрения видов бизнеса. Процесс производства и использования художественных фильмов имеет многоуровневую правовую структуру. Гражданско-правовые, трудовые и авторские правоотношения, сопровождающие процесс создания и использования аудиовизуальных произведений, зачастую плотно переплетаются между собой, требуя серьёзной правовой поддержки. Ситуация осложняется тем, что любой новый проект является неповторимым. Один или несколько сценаристов, использование ранее созданных объектов авторского права, режиссёр и его полномочия, сочетание нескольких авторских правомочий у одного лица, правоотношения с техническим персоналом и актёрской группой и другие крупные и мелкие детали в совокупности создают бесконечное множество вариаций, для которых невозможно выработать единый алгоритм и образец. В диссертационном исследовании рассматриваются важные вопросы, недостаточно освещённые российским законодательством: правовой статус продюсера аудиовизуального произведения, статус групп авторов сценария, понятия «персонаж» литературного сценария и «образ персонажа» аудиовизуального произведения, межкартинный перерыв и другие.
Научной задачей, решение которой содержится в диссертационном исследовании, является выявление и разработка способов устранения некоторых несовершенств российского законодательства и правоприменительной практики в сфере создания и использования аудиовизуальных произведений.
Объектом исследования являются авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие между производственными компаниями и авторами художественного фильма в целом, исполнителями, авторами произведений, вошедших составной частью в художественный фильм, при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения.
Предметом исследования является правовое сопровождение создания и использования художественных фильмов, анализ договорного закрепления
правоотношений, возникающих между производственными компаниями и членами съемочной группы, методы правовой защиты интересов авторов и правообладателей от деятельности изготовителей контрафактной продукции.
Необходимость выделения художественных фильмов из понятия «аудиовизуальное произведение» объясняется различиями в технологии производства и способах последующего использования художественных и, например, документальных или телевизионных многосерийных фильмов. Рассмотрев исключительно художественные фильмы, то есть произведения, предназначенные для публичного исполнения в кинотеатре, с последующим воспроизведением на различных носителях, и сообщения в телеэфире и по кабелю, в диссертационном исследовании удалось осветить максимальное количество способов использования аудиовизуальных произведений.
Цель исследования заключается в выявлении проблем российского авторского права в части, регулирующей создание и использование художественных фильмов, в научном обосновании правовых средств совершенствования авторских правоотношений в сфере аудиовизуального производства и в возможности их практического применения.
Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи исследования:
- провести в диссертационном исследовании сравнительный анализ существующих правовых систем возникновения первоначального авторского права на художественный фильм;
- исследовать проблемы и перспективы развития определения владельцев авторского права на художественный фильм по российскому законодательству в аудиовизуальной сфере;
- провести анализ содержания авторских договоров с авторами аудиовизуального произведения, соглашений с участниками съёмочной группы, исполнительских договоров;
- рассмотреть перспективы и правовые проблемы кинотеатрального проката в Российской Федерации как основного вида использования художественного фильма;
- изучить контрафакцию в аудиовизуальной сфере, проанализировать это явление и выработать способы контроля;
- разработать методы устранения проблем, выявленных в ходе исследования.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это одна из первых комплексных работ на данную тему и обусловлена необходимостью более тщательного научного исследования проблем авторских и смежных правоотношений, возникающих в процессе создания и использования художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения. В рамках этой работы проводится сравнительный анализ систем возникновения и закрепления авторских прав в аудиовизуальной сфере; выдвигаются предложения включить в содержание правосубъектности юридических лиц, производящих художественные фильмы, возможность иметь первоначальное авторское право на созданное ими произведение; формулируются предпосылки, при наличии которых возможны принципиальные изменения в области авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения в Российской Федерации; выдвигаются предложения по сокращению состава авторов аудиовизуальных произведений. В исследовании поднимается проблема выделения персонажа сценария и образа персонажа художественного фильма в самостоятельные объекты авторского права. Разработаны предложения по корректировке ряда нормативных актов, регулирующих механизм выплат авторского вознаграждения, а также рекомендации по содержанию основных авторских и исполнительских договоров с участниками съёмочной группы.
Работа над исследованием позволила определить ряд правовых проблем, затрудняющих правоотношения в сфере создания и использования
художественных фильмов, и предложить комплекс решений, способствующих эффективной защите прав авторов и интересов производственных компаний.
Основные научные положения, выносимые на защиту.
1) существующая в Российской Федерации система возникновения авторского права на художественный фильм условна и является почвой для потенциальных конфликтов, усложняет отношения между производственными компаниями и авторами, способствуя различным нарушениям как прав авторов, так и интересов продюсеров. Для создания оптимальной системы возникновения и использования авторских и смежных прав на художественный фильм при формировании необходимых экономических условий следует включить в содержание правосубъектности юридических лиц, производящих художественные фильмы, возможность иметь первоначальное авторское право на созданное ими произведение;
2) на данном этапе развития отечественной киноиндустрии невозможно совершить резкий переход к новой системе и предоставить производственным компаниям возможность иметь первоначальное авторское право на художественный фильм. В качестве переходной меры следует сократить группу авторов аудиовизуального произведения в целом до одного участника — режиссёра-постановщика, приравняв автора сценария и автора оригинальной музыки к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним;
3) в современной отечественной практике кинопроизводства начало работы режиссёра-постановщика над художественным фильмом юридически оформляется только авторским договором заказа, при этом отношения продюсера и режиссёра, предшествующие его подписанию, юридически никак не закрепляются. В связи с этим необходимо ввести в практику правового сопровождения производства художественных фильмов оформление в договорном порядке отношений, возникающих между производственной компанией и режиссёром-постановщиком на этапе, предшествующем
заключению авторского договора заказа о создании аудиовизуального произведения;
4) пункт 3 статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и пункт 24 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1, регламентирующие выплату вознаграждения авторам музыкальных произведений, вошедших в состав аудиовизуального произведения при его публичном исполнении, являются устаревшими, рекомендательными нормами, существование которых лишено правового смысла и провоцирует судебные процессы, приводит к дискриминации двух других участников триумвирата авторов аудиовизуального произведения. Следует отменить действие пункта 3 статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и пункта 24 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.1998 года № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года»2, предписывает правообладателям художественных фильмов, снятых до 3 августа 1992 года, осуществлять выплаты группе творческих работников, обозначенных в тексте Постановления как «авторы». При этом до 3 августа 1992 года авторами художественных фильмов являлись организации, осуществившие съёмку. Закон «Об авторском праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 года, обратной силы не имеет. Следовательно, требование об осуществлении авторских выплат, содержащееся в тексте Постановления Правительства Российской Федерации №524,
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.03.1994, №13, ст. 994.
2 Собрание законодательства РФ, 01.06.1998, №22, ст. 2476.
противоречит законодательству. Постановление Правительства Российской Федерации №524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года», должно быть отменено;
6) выделить в качестве самостоятельных объектов авторского права и смежных прав персонаж сценария н образ персонажа художественного фильма и предоставить им охрану нормами Закона «Об авторском праве и смежных правах». Закон должен содержать следующие определения указанных понятий:
- персонаж оригинального сценария аудиовизуального произведения -это словесное описание внешности, личностных характеристик действующего лица кинодраматургического произведения, имени в сочетании со всеми его поступками, репликами и внутренними рассуждениями, встречающимися в тексте;
- образ персонажа аудиовизуального произведения — совокупность творческих вкладов сценариста, режиссёра-постановщика, оператора, исполнителя роли, художника по костюмам, композитора музыки, созданной специально для аудиовизуального произведения, то есть сочетание сценарного и режиссёрских замыслов, игры и внешности исполнителя роли, контекста внутри аудиовизуального произведения, визуальный и звуковой признаки;
7) статью 13 закона «Об авторском праве и смежных правах» изложить в следующей редакции:
Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения
1. Автором аудиовизуального произведения в целом является режиссер-постановщик.
Производственная компания или продюсер — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, . производство и использование аудиовизуального произведения.
Заключение авторского договора влечёт за собой передачу режиссёром-постановщиком производственной компании или продюсеру, осуществляющим производство аудиовизуального произведения, исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, сообщение произведения в интерактивном режиме, импортирование экземпляров произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Заключение авторского договора влечёт за собой разрешение автора обнародовать аудиовизуальное произведение, которое позже может быть отозвано, с выплатой компенсации и издержек производственной компании или продюсеру.
2. Авторы произведений, созданных в процессе работы над аудиовизуальном произведением и вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор сценария, автор оригинального музыкального произведения, оператор-постановщик, художник-постановщик, звукорежиссёр), пользуются авторским правом каждый на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом, если авторским договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.
Авторы существовавших ранее произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор литературного произведения, положенного в основу сценария, автор ■ музыкального произведения), пользуются авторским правом каждый на своё произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом.
3. В случае, если автор аудиовизуального произведения в целом или один из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, внёс вклад или обязался внести вклад в создание аудиовизуального произведения, он не имеет права возражать против любого предусмотренного авторским договором способа использования его вклада, переданного им по авторскому договору, при условии, что такое использование не нанесёт ущерб чести и достоинству автора.
В случае, если автор аудиовизуального произведения в целом или один из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, отказывается завершить свой вклад в аудиовизуальное произведение или не способен завершить такой вклад из-за независящих от него обстоятельств, он не имеет права возражать против любого предусмотренного авторским договором использования этой части его уже существующего вклада с целью завершения произведения, при условии, что такое использование не нанесёт ущерб чести и достоинству автора. Его будут считать автором такого вклада, и он может пользоваться правами, вытекающими из этого, если договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.
Производственная компания или продюсер, осуществляющие производство аудиовизуального произведения, вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование, либо требовать такого указания. Производственная компания или продюсер, осуществляющие производство аудиовизуального произведения, вправе запретить любое искажение, сокращение или изменение аудиовизуального произведения третьими лицами, способное нанести вред законным интересам производственной компании или продюсера.
4. За автором аудиовизуального произведения в целом, если авторским договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное,
сохраняется право на вознаграждение за следующие способы использования этого аудиовизуального произведения: воспроизведение, публичное исполнение, распространение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение. Вид вознаграждения за использование прав, переданных автором аудиовизуального произведения в целом по авторскому договору с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, определяется соглашением сторон такого договора.
Вид вознаграждения за использование прав, переданных авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение по авторским договорам с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, определяется соглашением сторон таких договоров.
5. Передача права на переработку как аудиовизуального произведения в целом, так и произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, определяется соглашением сторон;
8) при разработке поправок к нормам Закона «Об авторском праве и смежных правах», регламентирующим правоотношения по созданию и использованию аудиовизуальных произведений, необходимо руководствоваться принципом свободы гражданско-правового договора, стремиться придать большинству данных норм диспозитивный характер применения, оставляя узкопрофессиональным ассоциациям функции регулирования отношений продюсеров н творческих работников.
Методологическая основа исследования. Исследование основывается на применяемых в юридической науке методах познания. В исследовании использован синтез следующих методов: диалектического (перспективы развития законодательства, регулирующего создание и использование художественных фильмов), сравнительного анализа (сравнение законодательства в различных правовых системах), исторического (возникновение, развитие и перспективы публичного исполнения
художественных фильмов), дедукции (критерии определения авторства художественного фильма в целом), системно-структурного и логического. Методологической основой исследования являются общие теоретические положения о соотношении национального и международного законодательства и их практического применения.
Нормативной основой исследования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «Всемирная конвенция об авторском праве», «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений», Кодекс интеллектуальной собственности Франции и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и иностранных государств. .
Теоретическая основа исследования. В отечественной науке проблемы, поднимаемые в этом исследовании, освещались в работах Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.И. Ерёменко, И.А. Зенина, О.С. Иоффе, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, C.B. Усольцевой, Е.А. Флейшица, Е.Э. Чуковской, диссертационных исследованиях С.Е. Кружалова, Н.Г. Толочковой. При написании , диссертационного исследования были использованы материалы интернет-ресурса: copyright.gov.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили договоры, сопровождающие процесс создания аудиовизуальных произведений, обобщение материалов судебной практики, интервьюирование участников рынка производства художественных фильмов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке изменений и дополнений к современному законодательству в сфере авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, в частности, авторская редакция статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах»; в учебном процессе в курсах «Гражданское право», «Право интеллектуальной собственности», «Авторское право»; на практике при составлении авторских и исполнительских договоров в процессе создания аудиовизуальных
произведений, в частности, разработанный соискателем проект авторского договора заказа с режиссёром-постановщиком о создании аудиовизуального произведения; для совершенствования практики правового сопровождения создания аудиовизуальных произведений.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации на кафедре гражданского права Современной Гуманитарной Академии. Основное содержание работы представлено в пяти научных публикациях. Результаты исследования и предложения, разработанные автором, докладывались в юридическом отделе Киноконцерна «Мосфильм».
Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, разделённых на семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание работы
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируются объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования, приводятся работы, послужившие теоретической основой исследования, указываются теоретическое и практическое значение работы, её научная новизна, формулируются выводы и положения, выносимые на защиту, указывается эмпирическая основа работы, отмечается апробация полученных результатов исследования.
Глава 1. Теория и практика возникновения и реализации первоначального авторского права на художественный фильм.
Первый параграф первой Главы - Сравнительный анализ возникновения первоначального авторского права на художественный фильм в различных правовых системах посвящён изучению двух фундаментальных концепций определения авторства аудиовизуального
произведения, в том числе и авторства художественного фильма, и состоит из двух частей.
1.1 Концепция «Copyright».
В мировой юридической науке существуют две фундаментальные концепции определения авторства аудиовизуального произведения, в том числе и авторства художественного фильма.
В этой части параграфа проводится исследование механизма возникновения и применения авторского права на художественные фильмы в рамках Общего права.
Концепция, действующая в рамках общего права, получила общее название «Copyright», которое не следует путать с наименованием графического обозначения обладания исключительными авторскими правами: ©. В странах, на территории которых в сфере авторского права действует система Copyright, автором художественного фильма может являться производственная компания, а для возникновения и осуществления авторского права требуется регистрация. Автор исследования приходит к выводу, что родиной концепции Copyright является Великобритания, а наиболее ярким и показательным примером действия этой системы являются Соединённые Штаты Америки. Первоначальное авторское право на созданный фильм в Соединённых Штатах Америки может принадлежать продюсеру или производственной компании. Закон Соединённых Штатов, регламентирующий правоотношения в сфере авторского права, и циркуляр о порядке регистрации прав на художественный фильм («Copyright Act» и «Circular 45 Copyright Registration for Motion Pictures Including Video Recordings»)3 предоставляют защиту продюсерам, признавая их субъектами авторского права на аудиовизуальные произведения, что в континентальной концепции невозможно. При создании художественного фильма отношения между любым участником съёмочной группы, будь то режиссёр-постановщик или простой
3 Сайт copyright.gov
осветитель, и продюсером регулируются трудовым законодательством. В случае закрепления за продюсером или производственной компанией авторского права ни режиссёр, ни композитор, ни автор сценария, не говоря о других участниках процесса создания художественного фильма, не имеют морального права (личного неимущественного права) считаться автором и не участвуют в дальнейшем использовании и реализации созданного ими произведения, что не мешает при договорённости с продюсером в качестве части гонорара указывать определённый процент от предполагаемых сборов картины.
Отношения с участием независимых производственных компаний являются более сложными и многоуровневыми, но признать их характерными для системы Copyright нельзя. В этих случаях правовая природа авторского права на художественный фильм происходит из добровольного товарищества авторов, число которых законом не ограничивается, в их состав могут входить творческие работники и продюсеры. Для возникновения авторского права товарищества авторов тоже требуется регистрация.
Автором делается вывод, что полноценное и эффективное функционирование системы права Copyright в сфере общественных отношений по производству и использованию художественных фильмов возможно при наличии нескольких основных условий: существования определённого количества крупнейших производственно-прокатных компаний (Majors), огромных и стабильных финансовых потоков, направляемых на производство, широкой и отлаженной сети организаций кинопоказа.
Автор диссертационного исследования считает концепцию Copyright оптимальной для эффективного создания и реализации художественных фильмов, справедливого вознаграждения авторов и защиты прав участников таких правоотношений. Система Copyright позволяет избежать множества спорных ситуаций и судебных разбирательств, предметом которых являются принадлежность авторского права на художественные фильмы. В настоящее время, даже при самых оптимистичных оценках темпов роста российского
рынка производства и реализации кинопродукции, переход на «голливудскую» систему правоотношений и правовой организации процесса создания художественных фильмов невозможен.
1.2 Концепция «Авторское право».
В данной части параграфа проводится исследование концепции определения авторства аудиовизуальных произведений, базирующейся на континентальной правовой системе. Эта концепция получила название «Авторское право». Краеугольным камнем в концепции континентального авторского права является постулат об авторе — личности, физическом лице, в современном правовом понимании. Авторское право на него возникает в момент создания и не требует регистрации. В этой концепции подхода к определению авторства, автор — физическое лицо, наделяется не только имущественным авторским правомочием, но и моральным правом или личным неимущественным правом считаться автором и исходящими из этого полномочиями.
Второй параграф первой Главы — Определение владельцев авторского права на художественный фильм по российскому законодательству в аудиовизуальной сфере.
В параграфе исследуется отечественная система возникновения и использования авторского права на аудиовизуальные произведения и решаются две основные задачи: выявить и устранить несовершенства данной системы.
Автор приходит к выводу, что уязвимым местом в континентальной теории определения авторского права на художественные фильмы, а, следовательно, и в системе, действующей в Российской Федерации, является условность подхода к определению авторов аудиовизуального произведения. Следует отметить, что В.А. Дозорцев называл такой компромисс фикцией и писал, что, «когда нельзя определить человека, отвечающего установленным для авторства требованиям, приходится строить фикцию и проводить её достаточно последовательно. Именно это относится к фильмам: если рассматривать их как классический объект авторского права, авторство
определённого физического лица на фильм установить невозможно»4. Единственным, с чем автор диссертационного исследования не может согласиться, является утверждение В.А. Дозорцева о невозможности установить в качестве автора художественного фильма одного человека.
Э.П. Гаврилов в своём комментарии к Закону «Об авторском праве и смежных правах»5 отметил, что «признание режиссёра-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыки в качестве авторов (соавторов) аудиовизуального произведения, с одной стороны, основывается на том, что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но, с другой стороны, является в значительной мере условным. Их авторство на аудиовизуальное произведение — это авторство «в силу закона», а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение».
Автором исследования ставятся вопросы: кто должен обладать первоначальным авторским правом на фильм в целом и возможно ли составить исчерпывающий и справедливый список авторов аудиовизуального произведения? #
Мы убеждены, что даже нынешний список авторов абсолютно условен, а Закон «Об авторском праве и смежных правах» в части регламентирования авторского права на аудиовизуальные произведения помимо своей прямой функции — защиты прав авторов, по мнению автора диссертационного исследования, призван своими положениями гарантировать законченность процесса создания аудиовизуального произведения и беспрепятственный ввод в экономический оборот, обеспечивать справедливое использование авторских правомочий без злоупотреблений отдельных авторов, с целью удовлетворения творческих амбиций в ущерб интересов всей съёмочной группы и постановочных сроков. В.А. Дозорцев писал, что «нельзя ставить в зависимость от произвола обладателя прав на отдельные элементы не только предпринимателя, имеющего основания рассчитывать на эксплуатацию
4 В.А. Дозорцев, Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. / Исследовательский цетр частного права. — М.: «Статут», 2003 — С. 146.
' Э.П. Гаврилов. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / М.: Издательство «Экзамен», ¿003 - С. 93.
16
сложного объекта в целом, но и авторов других элементов, обладателей прав на них»6.
Автор формулирует критерий определения авторства художественного фильма, суть которого сводится к следующему: личность, осуществляющая на всех этапах создания руководство постановкой художественного фильма, является его автором в целом. Э.П. Гаврилов в комментарии к Закону «Об авторском праве и смежных правах» заметил: «Для того, чтобы понять общую конструкцию российского законодательства, касающуюся авторских прав на аудиовизуальное произведение, следует учитывать, что аудиовизуальное произведение является новым произведением по отношению к сценарию, музыке и любым другим творческим вкладам, послужившим основой для создания аудиовизуального произведения. Поэтому - и это очень важно помнить — при использовании аудиовизуального произведения не происходит использования сценария, музыки, а также любых иных творческих результатов (произведений), вошедших в аудиовизуальное произведение»7. Исходя из этого, человеку, знакомому с кинопроцессом, станет совершенно ясно, что художественный фильм как частный случай аудиовизуального произведения является воплощением личности режиссёра-постановщика и только он должен являться единственным автором художественного фильма в целом.
Переход на предложенную автором систему позволит отойти от применяющейся в настоящее время фикции в сфере определения авторства аудиовизуальных произведений, вместе с тем остаться в пределах континентальной правовой системы, сохраняя за сценаристом и композитором право на достойное вознаграждение и ряд авторских прав на использование их произведений в отдельности от фильма.
6 В.А. Дозорцев, Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. / Исследовательский центр частного права. - М.: «Статут», 2003 - С. 153.
' Э.П. Гаврилов. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / М.: Издательство «Экзамен», 2003 - С. 93.
Глава 2. Некоторые договорные отношения, возникающие в процессе создания художественного фильма.
В первом параграфе второй Главы — Договоры с триумвиратом авторов художественного фильма даётся общая характеристика содержания, существенных условий и основных положений всей группы договоров, заключаемых между производственными компаниями и триумвиратом авторов художественного фильма в целом.
Автор приходит к выводу, что в соответствии со сложившейся в настоящее время практикой подавляющее большинство авторских договоров между производственными компаниями и авторами художественных фильмов о создании аудиовизуальных произведений несут элементы договоров заказа. Исключением является договор со сценаристом о приобретении авторских прав на уже написанный сценарий.
Второй параграф второй Главы называется Анализ содержания договоров с авторами художественного фильма и состоит из четырёх частей.
2.1. Договор со сценаристом.
По результатам исследования делается следующий вывод: в зависимости от импульса, который является причиной создания кинодраматургического произведения, предметом авторского договора, заключаемого автором сценария с производственной компанией, могут быть различные действия. В случае авторского договора заказа предметом такого соглашения является обязательство автора создать сценарий, полностью соответствующий творческому заданию производственной компании, и передать ей авторские права на этот сценарий. По соглашению сторон автором могут передаваться производственной компании все исключительные имущественные права на сценарное произведение. В силу того, что сценарист также является и автором аудиовизуального произведения в целом, он передаёт исключительные авторские права и на художественный фильм. Производственная компания обязуется предоставить автору максимально детальное творческое задание, принять работу и оплатить её. В случае обыкновенного авторского договора о 18
передаче авторских прав на экранизацию уже готового сценария и последующего участия в создании художественного фильма по этому сценарию автор передаёт авторские права на созданный им ранее сценарий и исключительные имущественные права на художественный фильм, который будет создан в будущем, а производственная компания обязуется оплатить полученные ею права.
В этой части параграфа проводится подробный анализ и описание существенных условий и пунктов авторских договоров производственной компании со сценаристом.
2.2. Договор с режиссёром-постановщиком.
Режиссёр-постановщик представляет собой тот центр, в котором сходятся все составляющие процесса производства будущего аудиовизуального произведения: концептуальная, художественная и технологическая. Поэтому авторский договор о создании аудиовизуального произведения с режиссёром-постановщиком представляется нам наиболее важным и вместе с тем сложным по содержанию во всей группе подобных соглашений.
Основная трудность и одновременно важнейшая отличительная черта авторского договора с режиссёром-постановщиком о создании аудиовизуального произведения состоит в сложной структуре такого договора. Подобные соглашения должны состоять из нескольких взаимодополняющих и одинаково важных элементов, каждый из которых прочно связан с другим:
1) договор о намерениях;
2) режиссёрская экспликация - творческая и организационно-техническая концепция будущего фильма, позднее входящая в состав постановочного проекта;
3) авторский договор заказа с режиссёром-постановщиком о создании аудиовизуального произведения;
4) пакет приложений, позднее трансформирующийся в постановочный проект.
Чтобы документально обозначить и зафиксировать начало работ над созданием художественного фильма, автор этого диссертационного исследования считает полезным. заключение между режиссёром-постановщиком и производственной компанией договора о намерениях. Этот договор первый, документально зафиксированный шаг на совместном пути производственной компании и режиссёра-постановщика к будущему художественному фильму, он позволяет предусмотреть и внести ясность на этапе, предшествующем заключению авторского договора заказа.
Проводится анализ и описание некоторых существенных условий и пунктов авторского договора заказа между производственной компанией и режиссёром-постановщиком.
2.3. Договор с автором музыкального произведения, созданного специально для художественного фильма.
В данной части параграфа исследуются существенные условия и пункты авторского договора заказа между производственной компанией и композитором. Сформулированы рекомендации по составлению подобных соглашений.
2.4. Актуальные вопросы из сферы авторского права на художественный фильм.
Автором проводится анализ двух Постановлений Правительства: Постановления Правительства № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года»8, и Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»9.
В результате проведённого анализа автор исследования делает выводы об отсутствии в данных нормативных актах положений, позволяющих исключить конфликты участников правоотношений по использованию аудиовизуальных
* Собрание законодательства РФ, 01.06.1998, №22, ст. 2476.
* Собрание актов Президента н Правительства РФ, 28.03.1994, №13, ст. 994.
произведений, часто перерастающих в судебные тяжбы. Автором разработаны конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Другая проблема, освещаемая в данной части параграфа, заключается в вопросе определения понятий персонаж и образ персонажа в аудиовизуальной сфере, а также предоставления охраны этим объектам, принадлежности и перехода авторских прав на эти понятия.
Важно отметить, что вопрос этот ставится автором исследования только в отношении оригинальных сценариев и художественных фильмов, снятых по ним. Статус образа персонажа или просто персонажа с позиций авторского права до сих пор никак не освещается. Формулируются вопросы: а) могут ли в принципе персонаж и образ персонажа являться объектами авторского права и смежных прав; б) если могут, то имеет ли смысл предоставлять им отдельную охрану и признавать использование персонажа и образа персонажа в качестве имущественного права?
Персонаж — это описание внешности, личностных особенностей, характера действующего лица литературного произведения, его имени в сочетании со всеми его поступками, репликами и внутренними рассуждениями, встречающимися в тексте (права на персонаж оригинального литературного сценария принадлежат сценаристу). Образ персонажа - это совокупность творческих вкладов сценариста, режиссёра-постановщика, оператора, исполнителя роли, художника по костюмам, в некоторых случаях даже композитора музыки, написанной специально для фильма, то есть сочетание сценарного и режиссёрских замыслов, игры и внешности актёра, контекста внутри конкретного художественного фильма, визуальный и звуковой признаки (права на образ персонажа образовывают комплекс из авторских прав ряда творческих работников и смежных прав исполнителя).
Мы убеждены в необходимости предоставления персонажам и образам персонажей художественного фильма отдельной охраны посредством авторского права и смежных прав.
Третий параграф второй Главы имеет название Соглашения с другими участниками съёмочной группы и состоит из двух частей.
3.1. Договор с исполнителем роли.
В этой части параграфа содержится анализ и описание существенных условий и пунктов исполнительского договора между производственной компанией и исполнителем роли. Формулируются основные положения подобных соглашений.
3.2. Договоры с авторами произведений, входящих составной частью в художественный фильм. Соглашения с техническим персоналом.
Условно все договоры, регламентирующие отношения между производственной компанией и участниками съёмочной группы (кроме авторов аудиовизуального произведения в целом и исполнителей ролей) в период создания художественного фильма, можно разделить на две категории: договоры с авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (творческие работники), и договоры с персоналом. Выделяются следующие группы персонала, работающего над художественным фильмом: художественно-производственный и технический персонал.
По мнению автора диссертации, главный вопрос, который должен быть решён сторонами при заключении соглашения между продюсером и творческим работником, состоит в определении того, будет ли производственная компания иметь право использовать произведение, созданное таким работником, вне пределов использования художественного фильма.
Глава 3. Проблемы, возникающие при некоторых видах использования художественного фильма.
В первом параграфе третьей Главы — История, перспективы и проблемы кинотеатрального проката в России как основного способа использования художественного фильма освещается кинотеатральный прокат в Российской Федерации. Приводится информация об истории появления проката в Российской Империи, функционировании этой отрасли в 22
Советском Союзе. Формулируются правовые проблемы и перспективы развития данного сегмента рынка в настоящее время.
Второй параграф третьей Главы называется Контрафакт в аудиовизуальной сфере. Анализ явления. Способы контроля.
Обсуждая и анализируя вопросы авторского права в сфере создания аудиовизуальных произведений и производства художественных фильмов, нельзя обойти вниманием проблему контрафактной продукции. Если ещё два года назад можно было назвать основной причиной доминирования контрафакта высокие цены на лицензионную продукцию и серьёзные задержки в выпуске новинок на рынок, то сегодня ситуация некоторым образом изменилась. Новые фильмы появляются спустя 1-5 месяцев после завершения кинотеатрального проката, цены уже не так высоки. Несмотря на все меры, побороть аудиовизуальный контрафакт не удаётся. Мы убеждены, что искоренить это явление нельзя. Можно только снизить процентную долю содержания нелегальной продукции на рынке и попытаться взять его под контроль. Сегодня этому мешает только одна серьёзная причина - коррупция.
Далее анализируется ситуация, сложившаяся в последнее время на рынке DVD, причём содержащих продукцию иностранных студий. Автор исследования приходит к выводу, что основной способ борьбы с контрафактом сегодня — это прямое воздействие на изготовителей и распространителей ворованных художественных фильмов, посредством применения норм административного и уголовного кодексов, организации «неожиданных» проверок мест торговли, о которых все торговцы знают заранее. Объективно оценивая ситуацию на рынке DVD, мы утверждаем, что такая тактика не приводит к результатам. Правообладателям необходимо сократить сроки выхода фильма после завершения кинотеатрального проката, добиться снижения цены на продукцию, без потери её качества, а государству сосредоточиться на повышении благосостояния граждан и борьбе с коррупцией.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются выводы.
Приложение представляет собой разработанный соискателем образец авторского договора заказа о создании аудиовизуального произведения, заключаемого производственной компанией и режиссёром-постановщиком.
Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
1. Пираты цифрового века / М., Юриспруденция, №5,2004 г. - 0,5 пл.
2. Платить или не платить? Вот в чём вопрос / М., Аспирант и соискатель, № 2,2006 г. — 0,8 пл.
3. Понятия «Персонаж» и «Образ персонажа» в аудиовизуальной сфере / М., Аспирант и соискатель, № 2,2006 г. — 0,6 пл.
4. Прокатимся, или Индустрия, которой ещё нет. / М., Юриспруденция, № 9, 2006 г. - 1,1 пл.
5. Перспективы развития первоначального авторского права на художественный фильм в российском законодательстве. / М., Справка о депонировании № 496/10-06 от 10.07.06., Депозитарий издательства МГТУ. -1,4 пл.
Общий объём — 4.4 пл.
Отпечатано в ООО «Компания Спугник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 01.09.06 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,5 Печать авторефератов (495) 730-47-74, 778-45-60
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Фомичёв, Пётр Вячеславович, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ.
1. Сравнительный анализ возникновения первоначального авторского права на художественный фильм в различных правовых системах.
1.1 .Концепция «Copyright».
1.2. Концепция «Авторское право».
2. Определение владельцев авторского права на художественный фильм по российскому законодательству в аудиовизуальной сфере.
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА.
1. Договоры с триумвиратом авторов художественного фильма.
2. Анализ содержания договоров с авторами художественного фильма.
2.1. Договор со сценаристом.
2.2. Договор с режиссёром-постановщиком.
2.3. Договор с автором музыкального произведения, созданного специально для художественного фильма.
2.4. Актуальные вопросы из сферы авторского права на художественный фильм.
3. Соглашения с другими участниками съёмочной группы.
3.1. Договор с исполнителем роли.
3.2. Договоры с авторами произведений, входящих составной частью в художественный фильм. Соглашения с техническим персоналом.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА.
1. История, перспективы и проблемы кинотеатрального проката в России как основного способа использования художественного фильма.
2. Контрафакт в аудиовизуальной сфере. Анализ явления. Способы контроля.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения"
Актуальность и важность темы данного диссертационного исследования заключается в том, что сфера общественных отношений по созданию и использованию аудиовизуальных произведений, в частности, художественных фильмов, за последние несколько лет стремительно развивается, а законодательная база, регулирующая различные правовые коллизии в аудиовизуальной сфере авторского права, не всегда успевает вовремя обновляться для всесторонней регламентации новых практических аспектов. В первую очередь - это отсутствие правового регулирования некоторых элементов кинопроизводства и неопределённость терминологии. Аудиовизуальными произведениями являются художественные фильмы, музыкальные видеоролики, телевизионные сериалы и многие другие разновидности произведений, каждое из которых нуждается в специальном применении норм авторского права. Уточнение подобных особенностей на нормативном уровне - дело будущих поправок к Закону «Об авторском праве и смежных правах». Ниже по тексту данного диссертационного исследования употребление термина «аудиовизуальное произведение» имеет значение исключительно такого произведения как художественный фильм.
В течение последних лет отечественный кинематограф проходит этап возрождения. Количество создаваемых фильмов растёт из года в год, на рынке появляются новые производственные компании, увеличиваются бюджеты и сборы, постепенно развивается сеть кинопоказа, зрители заново привыкают к большому экрану. Можно сделать вывод, что приблизительно через 5 лет производство, прокат, показ и дистрибуция художественных фильмов станут серьёзнейшим бизнесом. Любой крупный бизнес, которым в будущем станет и коммерческое использование аудиовизуальных произведений как сложный комплекс правоотношений, требует качественного правового сопровождения, ведь речь идёт о крупных финансовых потоках и сложной структуре производства и реализации продукта. Применительно к кинопроизводству можно утверждать, что это один из самых рискованных вследствие непредсказуемости результата и сложных с технической точки зрения видов бизнеса. Процесс производства и использования художественных фильмов имеет многоуровневую правовую структуру. Гражданско-правовые, трудовые и авторские правоотношения, сопровождающие процесс создания и использования аудиовизуальных произведений, зачастую плотно переплетаются между собой, требуя серьёзной правовой поддержки. Ситуация осложняется тем, что каждый новый проект является уникальным и беспрецедентным случаем. Один или несколько сценаристов, использование ранее созданных объектов авторского права, режиссёр и его полномочия, сочетание нескольких авторских правомочий у одного лица, правоотношения с техническим персоналом и актёрской группой и другие крупные и мелкие детали в совокупности создают бесконечное множество вариаций, для которых невозможно выработать единый алгоритм и образец. В диссертационном исследовании подняты важные вопросы, недостаточно освещённые российским законодательством: правовой статус продюсера аудиовизуального произведения, статус групп авторов сценария, понятия «персонаж» литературного сценария и «образ персонажа» аудиовизуального произведения, межкартинный перерыв и другие.
Вышеперечисленные сложности возникли вместе с распадом СССР. В 1991 году изменились экономическая формация и политический строй во вновь образованных государствах. Система производства и проката, определения авторского права на художественные фильмы, существовавшая в СССР, не могла обеспечить развитие кинобизнеса в современной России. Создание новой системы началось в 1993 году и не закончено до сих пор.
Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»1 от 9 июля 1993 года № 5351-1 (в редакциях Федеральных законов от 19.07.1995 № 110-ФЗ, от 20.07.2004 № 72-ФЗ) даёт следующее определение аудиовизуальным произведениям:
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 12.08.1993, №32, ст. 1242.
Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации». В рамках работы Постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности Соединённые Штаты Америки предложили следующее определение понятия аудиовизуальное произведение: «произведение, состоящее из связанных изображений, предназначенных для исполнения с помощью какого-либо устройства, совместно с любыми сопровождающими звуками»1.
Научной задачей, решение которой содержится в диссертационном исследовании, является выявление и устранение некоторых несовершенств российского законодательства и правоприменительной практики в сфере создания и использования аудиовизуальных произведений.
Объектом в данном научном исследовании являются авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие между производственными компаниями и авторами художественного фильма в целом, исполнителями, авторами произведений, вошедших составной частью в художественный фильм, при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения.
Предметом данного диссертационного исследования является правовое сопровождение создания и использования художественных фильмов, анализ договорного закрепления правоотношений, возникающих между производственными компаниями и членами съёмочной группы, методы
1 С.А. Судариков Основы авторского права. - Минск: «Амалфея», 2000 - С. 182. правовой защиты интересов авторов и правообладателей от деятельности изготовителей контрафактной продукции.
Необходимость выделения художественных фильмов из понятия «аудиовизуальное произведение» объясняется различиями в технологии производства и способах последующего использования художественных и, например, документальных или телевизионных многосерийных фильмов. Рассмотрев исключительно художественные фильмы, то есть произведения, предназначенные для публичного исполнения в кинотеатре, с последующим воспроизведением на различных носителях, и сообщения в телеэфире и по кабелю, в данном диссертационном исследовании удалось осветить максимальное количество способов использования аудиовизуальных произведений.
Цель данного диссертационного исследования заключается в выявлении проблем российского авторского права в части, регулирующей создание и использование художественных фильмов, в научном обосновании правовых средств совершенствования авторских правоотношений ' в сфере аудиовизуального производства и возможности их практического применения.
Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:
- провести в диссертационном исследовании сравнительный анализ существующих правовых систем возникновения первоначального авторского права на художественный фильм;
- исследовать проблемы и перспективы развития определения владельцев авторского права на художественный фильм по российскому законодательству в аудиовизуальной сфере;
- провести анализ содержания авторских договоров с авторами аудиовизуального произведения, соглашений с участниками съёмочной группы, исполнительских договоров;
- рассмотреть перспективы и правовые проблемы кинотеатрального проката в Российской Федерации как основного вида использования художественного фильма;
- изучить контрафакцию в аудиовизуальной сфере, проанализировать это явление и выработать способы контроля.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это одна из первых комплексных работ на данную тему.
Основные выводы и положения, выносимые на защиту:
1) существующая в Российской Федерации система возникновения авторского права на художественный фильм условна и является почвой для потенциальных конфликтов, усложняет отношения между производственными компаниями и авторами, способствуя различным нарушениям как прав авторов, так и интересов продюсеров. Для создания оптимальной системы возникновения и использования авторских и смежных прав на художественный фильм при формировании необходимых экономических условий следует включить в содержание правосубъектности юридических лиц, производящих художественные фильмы, возможность иметь первоначальное авторское право на созданное ими произведение;
2) на данном этапе развития отечественной киноиндустрии невозможно совершить резкий переход к новой системе и предоставить производственным компаниям возможность иметь первоначальное авторское право на художественный фильм. В качестве переходной меры следует сократить группу авторов аудиовизуального произведения в целом до одного участника - режиссёра-постановщика, приравняв автора сценария и автора оригинальной музыки к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним;
3) в современной отечественной практике кинопроизводства начало работы режиссёра-постановщика над художественным фильмом юридически оформляется только авторским договором заказа, при этом отношения продюсера и режиссёра, предшествующие его подписанию, юридически никак не закрепляются. В связи с этим необходимо ввести в практику правового сопровождения производства художественных фильмов оформление в договорном порядке отношений, возникающих между производственной компанией и режиссёром-постановщиком на этапе, предшествующем заключению авторского договора заказа о создании аудиовизуального произведения;
4) пункт 3 статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и пункт 24 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1, регламентирующие выплату вознаграждения авторам музыкальных произведений, вошедших в состав аудиовизуального произведения при его публичном исполнении, являются устаревшими, рекомендательными нормами, существование которых лишено правового смысла и провоцирует судебные процессы, приводит к дискриминации двух других участников триумвирата авторов аудиовизуального произведения. Следует отменить действие пункта 3 статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и пункта 24 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.1998 года № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года»2, предписывает правообладателям художественных фильмов, снятых до 3 августа 1992 года, осуществлять выплаты группе творческих работников, обозначенных в тексте Постановления как «авторы». При этом до 3 августа 1992 года авторами художественных фильмов являлись организации, осуществившие съёмку. Закон «Об авторском
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.03.1994, №13, ст. 994.
2 Собрание законодательства РФ, 01.06.1998, №22, ст. 2476. праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 года, обратной силы не имеет. Следовательно, требование об осуществлении авторских выплат, содержащееся в тексте Постановления Правительства Российской Федерации №524, противоречит законодательству. Постановление Правительства Российской Федерации №524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года», должно быть отменено;
6) выделить в качестве самостоятельных объектов авторского права и смежных прав «персонаж сценария» и «образ персонажа художественного фильма» и предоставить им охрану нормами Закона «Об авторском праве и смежных правах». Закон должен содержать следующие определения указанных понятий:
- персонаж оригинального сценария аудиовизуального произведения -это словесное описание внешности, личностных характеристик действующего лица кинодраматургического произведения, имени в сочетании со всеми его поступками, репликами и внутренними рассуждениями, встречающимися в тексте;
- образ персонажа аудиовизуального произведения - совокупность творческих вкладов сценариста, режиссёра-постановщика, оператора, исполнителя роли, художника по костюмам, композитора музыки, созданной специально для аудиовизуального произведения, то есть сочетание сценарного и режиссёрских замыслов, игры и внешности исполнителя роли, контекста внутри аудиовизуального произведения, визуальный и звуковой признаки;
7) статью 13 закона «Об авторском праве и смежных правах» изложить в следующей редакции:
Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения
1. Автором аудиовизуального произведения в целом является режиссер-постановщик.
Производственная компания или продюсер - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и использование аудиовизуального произведения.
Заключение авторского договора влечёт за собой передачу режиссёром-постановщиком производственной компании или продюсеру, осуществляющим производство аудиовизуального произведения, исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, сообщение произведения в интерактивном режиме, импортирование экземпляров произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Заключение авторского договора влечёт за собой разрешение автора обнародовать аудиовизуальное произведение, которое позже может быть отозвано, с выплатой компенсации и издержек производственной компании или продюсеру.
2. Авторы произведений, созданных в процессе работы над аудиовизуальном произведением и вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор сценария, автор оригинального музыкального произведения, оператор-постановщик, художник-постановщик, звукорежиссёр), пользуются авторским правом каждый на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом, если авторским договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.
Авторы существовавших ранее произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор литературного произведения, положенного в основу сценария, автор музыкального произведения), пользуются авторским правом каждый на своё произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом.
3. В случае, если автор аудиовизуального произведения в целом или один из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, внёс вклад или обязался внести вклад в создание аудиовизуального произведения, он не имеет права возражать против любого предусмотренного авторским договором способа использования его вклада, переданного им по авторскому договору, при условии, что такое использование не нанесёт ущерб чести и достоинству автора.
В случае, если автор аудиовизуального произведения в целом или один из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, отказывается завершить свой вклад в аудиовизуальное произведение или не способен завершить такой вклад из-за независящих от него обстоятельств, он не имеет права 1 возражать против любого предусмотренного авторским договором использования этой части его уже существующего вклада с целью завершения произведения, при условии, что такое использование не нанесёт ущерб чести и достоинству автора. Его будут считать автором такого вклада, и он может пользоваться правами, вытекающими из этого, если договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.
Производственная компания или продюсер, осуществляющие производство аудиовизуального произведения, вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование, либо требовать такого указания. Производственная компания или продюсер, осуществляющие производство аудиовизуального произведения, вправе запретить любое искажение, сокращение или изменение аудиовизуального произведения третьими лицами, способное нанести вред законным интересам производственной компании или продюсера.
4. За автором аудиовизуального произведения в целом, если авторским договором с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное, сохраняется право на вознаграждение за следующие способы использования этого аудиовизуального произведения: воспроизведение, публичное исполнение, распространение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение. Вид вознаграждения за использование прав, переданных автором аудиовизуального произведения в целом по авторскому договору с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, определяется соглашением сторон такого договора.
Вид вознаграждения за использование прав, переданных авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение по авторским договорам с производственной компанией или продюсером, осуществляющими производство аудиовизуального произведения, определяется соглашением сторон таких договоров.
5. Передача права на переработку как аудиовизуального произведения в целом, так и произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, определяется соглашением сторон;
8) при разработке поправок к нормам Закона «Об авторском праве и смежных правах», регламентирующим правоотношения по созданию и использованию аудиовизуальных произведений, необходимо руководствоваться принципом свободы гражданско-правового договора, стремиться придать большинству данных норм диспозитивный характер применения, оставляя узкопрофессиональным ассоциациям функции регулирования отношений продюсеров и творческих работников.
Методологическая основа исследования. Исследование основывается на применяемых в юридической науке методах познания. В данном исследовании использован синтез следующих методов: диалектического (перспективы развития законодательства, регулирующего создание и использование художественных фильмов), сравнительного анализа (сравнение законодательства в различных правовых системах), исторического (возникновение, развитие и перспективы публичного исполнения художественных фильмов), дедукции (критерии определения авторства художественного фильма в целом), системно-структурного и логического. Методологической основой исследования являются общие теоретические положения о соотношении национального и международного законодательства и их практического применения.
Нормативной основой исследования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «Всемирная конвенция об авторском праве», «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений», Кодекс интеллектуальной собственности Франции и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и иностранных государств.
Теоретическая основа исследования. В отечественной науке проблемы, поднимаемые в данном диссертационном исследовании, освещались в работах Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.И. Ерёменко, И.А. Зенина, О.С. Иоффе, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, С.В. Усольцевой, Е.А. Флейшица, Е.Э. Чуковской, диссертационных исследованиях С.Е. Кружалова, Н.Г. Толочковой. При написании диссертационного исследования были использованы материалы интернет-ресурса: copyright.gov. Тема правового сопровождения создания аудиовизуальных произведений в современных условиях актуальна вследствие ранней стадии развития современной киноиндустрии и новизны данного вида бизнеса для Российской Федерации. Среди основных научных источников, освещающих эту тематику и использующихся при разработке данного диссертационного исследования, можно назвать работы профессора Э.П. Гаврилова, статьи профессора В.А. Дозорцева, работы профессора А.П. Сергеева, описывающие отдельные аспекты создания и использования художественных фильмов. Вместе с тем необходимо отметить, что специфика правового сопровождения процесса создания и использования художественных фильмов исследована недостаточно. Дальнейший анализ опыта иностранного законодательства, правоприменительной практики и договорной базы, составляемой в процессе создания художественного фильма, изучение неблагоприятных факторов рынка для полноценного использования готовой картины в последующих научных работах должны положить начало предметному и тщательному изучению данной темы, а также инициировать работу по совершенствованию нынешнего законодательства в сфере авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили договоры, сопровождающие процесс создания аудиовизуальных произведений, обобщение материалов судебной практики, интервьюирование участников рынка производства художественных фильмов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке изменений и дополнений к современному законодательству в сфере авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения; в учебном процессе в курсах «Гражданское право», «Право интеллектуальной собственности», «Авторское право»; на практике при составлении авторских и исполнительских договоров в процессе создания аудиовизуальных произведений; для совершенствования практики правового сопровождения создания аудиовизуальных произведений.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации на кафедре гражданского права Современной Гуманитарной Академии, в четырёх научных публикациях. Основные результаты исследования докладывались в юридическом отделе Киноконцерна «Мосфильм».
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Фомичёв, Пётр Вячеславович, Москва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании работы над диссертационным исследованием можно подвести его итоги:
1. Исследования, результаты которых приводятся в Первой Главе позволяют сделать вывод, что система Copyright оптимальна для продуктивной работы производственных компаний и в большей мере подходит для защиты прав авторов, исполнителей и персонала съёмочной группы. Некоторые элементы системы Copyright в аудиовизуальной сфере Российской Федерации в данный момент не применимы из-за отсутствия достаточного количества крупных производственных компаний, недостаточного оборота рынка производства художественных фильмов и не удовлетворяющей потребностям рынка системы кинопоказа. Это положение временное, и через несколько лет, когда киноиндустрия в России наберёт необходимые производственные, финансовые и кинотеатральные мощности, необходимо будет ставить вопрос о предоставлении продюсерам и производственным компаниям правоспособности иметь первоначальные авторское и смежные права и оформлять отношения со всеми участниками съёмочной группы в виде трудовых договоров. Схожая схема правоотношений уже существовала в СССР и положительно зарекомендовала себя.
2. По результатам работы над Первой Главой исследования можно утверждать, что существующий ныне триумвират авторов художественного фильма в целом не удовлетворяет потребностям беспрепятственного ввода картины в гражданский оборот. Такое положение противоречит логике кинопроизводства. Мы предложили признать только режиссёра-постановщика единственным автором аудиовизуального произведения в целом, сохраняя за сценаристом и композитором право на достойное вознаграждение и ряд авторских прав на использование их произведений в отдельности от фильма. В ходе исследования предложен проект статьи 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Обосновано предложение о выделении понятий «персонаж» и «образ персонажа» в самостоятельный объект охраны авторским правом.
3. Во Второй Главе проанализирован комплекс основных договоров, сопровождающих создание художественного фильма, выработан ряд рекомендаций по содержанию существенных условий таких договоров.
4. В связи с необходимостью правовой регламентации широкого круга правовых аспектов кинопроцесса, в работе рассматриваются вопросы совершенствования и оптимизации отношений производственных компаний и участников съёмочных групп, актёрских агентств и узкопрофессиональных гильдий. Затронуты проблемы вознаграждения за передаваемые права и труд авторов и соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих выплаты авторского вознаграждения. Обоснованы необходимые изменения в трудовом законодательстве.
5. В Третьей Главе проанализированы факторы, затрудняющие полноценный гражданский оборот аудиовизуальной продукции. Разработаны рекомендации по преодолению данных факторов.
В процессе работы над диссертационным исследованием поставлены задачи для более детального и глубокого изучения в будущем таких аспектов авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере, как разделение работы по созданию литературной основы художественного фильма и закрепление в законодательстве групп сценаристов. Обосновывается целесообразность приоритета диспозитивных норм и переговорного процесса над императивными нормами при дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере.
Несмотря на главенствующую роль творчества в коммерческом и профессиональном успехе фильма, наше исследование направлено, в первую очередь, на разработку рекомендаций, способных поставить в правовые рамки правоотношения, возникающие в процессе создания художественного фильма. Производство художественных фильмов - бизнес, подверженный множеству рисков, связанных не только с непредсказуемостью рентабельности, но и с множеством трудностей и неожиданностей, возникающих в процессе создания и связанных с взаимодействием участников производства. Вследствие этого инвестиционная привлекательность киноиндустрии в Российской Федерации относительно невысока. Рекомендации и выводы, содержащиеся в данной научной работе, - попытка выявить и исправить несовершенства современного законодательства, регламентирующего процесс создания такого вида аудиовизуальных произведений, как художественные фильмы, попытка сделать эту сферу подверженной меньшему количеству конфликтов между продюсерами и авторами, попытка защитить авторов от произвола продюсеров, а продюсерам гарантировать чёткое следование художниками условиям авторских договоров, попытка гарантировать успешное завершение создания художественного фильма не только в правовом отношении, но и в административном. Разработка и применение сбалансированных схем правового сопровождения создания художественных фильмов как частного случая аудиовизуального произведения позволит предотвратить большинство разногласий и сгладить последствия возникших конфликтов, что приведёт к соблюдению прав авторов и производителей и повысит инвестиционную привлекательность кинопроизводства.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения»
1. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (в редакциях Федеральных законов от1907.1995 № 110-ФЗ, от 20.07.2004 № 72-ФЗ) «Об авторском праве и смежных правах» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 12.08.1993, №32, ст. 1242.
2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (принят
3. ГД ФС РФ 17.07.1996) / Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, №35, ст. 4136.
4. Федеральный Закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принят ГД ФС РФ 25.06.2004) / Собрание законодательства РФ, 26.07.2004, №30, ст. 3090.
5. Постановление Верховного Совета РФ от 09.07.1993 N 5352-1 (ред. от 20.07.2004) «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» / «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, N32, ст. 1243.
6. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» / Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.03.1994, N 13, ст. 994.
7. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» / Собрание законодательства РФ, 20.05.1996, N 21, ст. 2529.
8. Директива Европейского Сообщества от 19.11.1992 года «По вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности» / Интернет-ресурс iPolitics.ru.1. Судебная практика
9. Нормативные правовые акты иностранных государств
10. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 года / Интернет-ресурс Medialaw.ru
11. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972.
12. Алёхина С.А., Блажеев В.В., Боннер А.Т. и др. Гражданское процессуальное право: Учебник (под ред. Шакаряна М.С.) М.: ТК Велби, 2004. - 584 с.
13. Ананьева Е.В., Гусев О.Б., Завидов Б.Д. и др. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. Под ред. Савельевой И.В. М.: Экзамен, 2002.-288 с.
14. Андреев В.К. Право собственности в России. М.: Дело, 2004. - 240 с.
15. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. - 277 с.
16. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его принятия. -М.: Юристъ, 1997. -361 с.
17. Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
18. Под общ. ред. Богачевой Т.В. Гражданское и предпринимательское право: Сборник документов. 4.1 -М.: ТОН-Остожье, 1999. 960 с.
19. Под общ. ред. Богачевой Т.В. Гражданское и предпринимательское право: Сборник документов. 4.1 -М.: ТОН-Остожье, 1999. 896 с.
20. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: Наука, 1973. - 336 с.
21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право, (общие положения). М.: Статут, 1997. - 681 с.
22. Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. Под ред. Панкина Б.Д. -М.: Юридическая литература, 1979.-232 с.
23. Вишневецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Л.: Наука, 1990.
24. Под ред. Гаврилова Э.П., Круга П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Пособие. М.: Центр Право и СМИ, 1998. - 163 с.
25. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2003. -352 с.
26. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. М.: Наука, 1984. - 222 с.
27. Под ред. Дементьева В.Н. Правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: НИЦПрИС, 1995. - 210 с.
28. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003.-416 с.
29. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М.: Международные отношения, 1993. - 384 с.
30. Ерёменко В.И. Комментарии к законодательству об охране интеллектуальной собственности. М.: Фонд «Правовая культура», 1996. - 240 с.
31. Зенин И.А. Российское частное право: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум. М.: МЭСИ, 2004. - 489 с.
32. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. - 168 с.
33. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975.-880 с.
34. Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское, изобретательское право, право на открытие. М.: Знание, 1969. - 127 с.
35. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2002. - 176 с.
36. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник. М.: Норма - Инфра-М, 2000. - 480 с.
37. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). Отв. ред. д.э.н., проф.
38. Кузнецов В. Н. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1990. - 90 с.
39. Клык H.J1. Охрана интересов сторон по авторскому договору -Красноярск, 1987.
40. Клык H.JI. Спорные вопросы ответственности автора по авторскому договору. Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования. -Томск, 1985.
41. Кузнецов М.Н. Охрана авторских прав в международном частном праве. М.: Издательство УДН, 1988. - 180 с.
42. Липцик Д. Авторское право и смежные права. Пер. с фр.; предисловие М.Федотова. М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788 с.
43. Макагонова Н.В. Под редакцией Гаврилова Э.П. Авторское право -М.: Юридическая литература, 2000. 288 с.
44. Максимов С.В. Защита авторских прав творческих работников в вопросах и ответах: Пособие. Пермь: Пермский региональный правозащитный центр, 2002. - 50 с.
45. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. М.: Международные отношения, 1978. - 176 с.
46. Мельников В.М. Зарубежная судебная практика по авторскому праву. М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. - 75 с.
47. Петровский С.В. Исключительное право и интеллектуальная собственность в российском законодательстве. М.: Маркетинг, 2002. - 40 с.
48. Пресс С. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевиденеия. М.: Издательство Триумф, 2003. - 400 с.
49. Савельева И.В. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М.: Экзамен, 2001. - 288 с.
50. Свердлык Г.А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. Выпуск 2. М.: Статут, 2001. - 272 с.
51. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб и доп. - М.: ООО «ТК Велби», 2003 - 752 с.
52. Соловьев Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.: Ось-89, 2001. - 192 с.
53. Судариков С.А. Основы авторского права. Минск.: Амалфея, 2000.512 с.
54. Под ред. Суханова Е.А. Гражданское право. В 4-х томах. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права. 3-е изд., перераб. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 496 с.
55. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юридическая литература, 1991.
56. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: БЕК, 1995. - 339 с.
57. Усольцева С.В. Право интеллектуальной собственности в РФ. -Иркутск: Издательство Иркутского Университета, 1999. 179 с.
58. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: РосКонсульт, 1999. - 336 с.
59. Статьи из журналов и газет
60. Война и олигархи вот что сегодня волнует зрителя. Интервью с С. Сельяновым // Кинобизнес сегодня, 2002, №2.
61. Волков А.Т. Интеллектуальная собственность в правовом пространстве Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом, 1997, ноябрь/декабрь.
62. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Советское государство и право, 1991, №12.
63. Городов О. «Собственность» и «интеллектуальная собственность» // Интеллектуальная собственность, 1994, №9-10.
64. Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Законодательство и экономика, 1998, №7.
65. Еременко В.И. Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальной собственности) // Интеллектуальная собственность, 2000, №4.
66. Кирдяшова С.Е. Информация как объект интеллектуальной собственности // Законодательство и практика в СМИ, 1997, №11.
67. Макагонова Н.В. Смежные права // Законодательство и практика в СМИ // 1996 №9
68. Охонько Е. Некоторые аспекты авторского права на служебные произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2001, №5.
69. Пылёва С.С. Некоторые вопросы регулирования трудовых отношений в организациях кинематографии // Менеджер. Кино, 2005, № 1(3).
70. Рогова В. Исторический человек русского кинематографа // Меценат и мир, 1999, №8-10.
71. Силонов И. Российское авторское общество и прокат кинофильмов // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2001, №6.
72. Тулубьева И. Некоторые ошибки пользователей при заключении авторских договоров // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2001, №5.
73. Чернышева С.А. Споры, вытекающие из сценарного договора // Советская юстиция, 1984, №20.1. Словари, энциклопедии
74. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.Е. Крутских. -М.: Инфра-М, 1998. 790 с.
75. Краткая экономическая энциклопедия / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. СПб.: Экономика и предпринимательство, 2001. - 498с.
76. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. С 56 4-е изд. -М., Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600 е., ил.
77. Юридическая энциклопедия. 5-е изд. / Под ред. М.Ю.Тихомирова, J1.B. Тихомировой -М.: Юринформцентр, 2005. 972 с.
78. Диссертационные исследования
79. Близнец И.А., дисс. д.ю.н. «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование» Российская академия государственной службы при Президенте РФ, М., 2003.
80. Ерёмин А.В., дисс. к.ю.н. «Современные международные соглашения и законодательство России в области авторского права» Российский государственный институт интеллектуальной собственности, М., 2003.
81. Зятицкий С.Ф., дисс. к.ю.н. «Проблемы реализации авторских и смежных прав на коллективной основе в условиях развития новых технологий» -М., 2003.
82. Кружалов С.Е., дисс. к.ю.н. «Аудиовизуальное произведение как объект авторского права» Российский государственный институт интеллектуальной собственности, М., 2002.
83. Новосельцев О.В., дисс. к.ю.н. «Право интеллектуальной собственности и имущество предприятия» М., 2000.
84. Толочкова Н.Г., дисс. к.ю.н. «Гражданско-правовая охрана авторских прав от контрафакции и плагиата» Оренбургский Государственный Университет, Ор., 2004.
85. Усольцева С.В., дисс. к.ю.н. «Результат интеллектуальной деятельности как правовая категория» Томск, 1997.1. Интернет-ресурсы1. copyright.gov2. enc.yandex.ru3. glossary.ru4. ipolitics.ru5. kinoizm.ru6. medialaw.ru184