Методика расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведениятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.09 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Методика расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения»

На правах рукописи

0И4Ы0832

Мухина Рената Радиковна

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Специальность 12.00.09-уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

2 1 ОКТ 2010

Томск-2010

004610832

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» на кафедре криминалистики

Заслуженный юрист Республики Бурятия кандидат юридических наук, доцент Жигалов Николай Юрьевич

доктор юридических наук, профессор Кручинина Надежда Валентиновна

доктор юридических наук, доцент Ахмедшин Рамиль Линарович

ГОУ ВПО «Бурятский государственный

университет

Защита состоится «20» октября 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.267.02 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, Московский тракт, 8, учебный корпус № 4, ауд. 111.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВИ З «Томский государственный университет» по адресу: г. Томск, пр-т Ленина, 34а.

Автореферат разослан «/■} » ce^^jJ^jL 20^ог.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В современных условиях развития российского общества совершение преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, приобретает все больший размах. Существующее положение дел сказывается отрицательно не только для каждого отдельно взятого правообладателя, посягая на его авторские и смежные права, но и подрывает экономическую основу Российской Федерации, снижает ее международный авторитет.

В настоящее время Президентом и Правительством Российской Федерации предпринят целый ряд мер по различным вопросам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, их учетом и инвентаризацией, вовлечением их в экономику. В контексте данной проблемы затрагивают уголовно-правовые средства защиты названных прав. К сожалению, удовлетворительным состояние борьбы с преступлениями, посягающими на авторские права в области аудиовизуальных произведений назвать нельзя.

Как показывает статистика, число привлечений к ответственности нарушителей авторских и смежных прав незначительно по сравнению с количеством таких нарушителей. В 2005 г. в России было зарегистрировано 2227 преступлений предусмотренных ст. 146 УК РФ, в 2006 - 5969, в 2007 -6932, в 2008 - 5878, в 2009 - 6259, в 2010 - 2132 (первый квартал 2010 г.)1. Несмотря на увеличение выявленных фактов нарушения авторских и смежных прав, эффективность борьбы с преступлениями данного вида находится на невысоком уровне. Судебными органами рассматриваются материалы в пределах 2 % от возбужденных уголовных дел, почти 98 % прекращаются на стадии предварительного расследования в силу недоказанности вины подозреваемого. Так, в Иркутской области в 2005 г. было выявлено 15

1 Состояние преступности в Российской Федерации: статистика МВД России // Официальный сайт МВД России. URL: http: www.mvd.ru (дата обращения: 06.04.2010 г.).

преступлений, в 2006 - 47, в 2007 - 61, в 2008 - 47, в 2009 - 202. Соответственно в 2005 г. не было привлечено ни одного лица, в 2006 г. - 1, в 2007 - 7, в 2008 - 9, в 2009 г. - 73. Аналогичным образом дела складываются и в других регионах.

В числе основного фактора, отрицательно влияющего на эффективность борьбы с преступлениями, посягающими на авторские и смежные права, является отсутствие современных научно-обоснованных методик расследования данных преступлений. До конца не преодолено предубеждение некоторых следователей и работников оперативных подразделений о том, что указанный вид преступлений не представляет большой общественной опасности, а их расследование не сопряжено со значительными сложностями.

При этом следует отметить, что диспозиция ст. 146 УК РФ является бланкетной и отсылает правоприменителя к нормам гражданского законодательства. Это в некоторой мере определяет особенности расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права.

Интеграция России в мировом сообществе настоятельно требует привидения российского законодательства, регулирующего сферу интеллектуальной собственности, в соответствие с международными стандартами и надлежащую защиту указанных прав.

Все вышеизложенное приводит к выводу о необходимости принятия действенных мер по пресечению подобных преступлений. Для этого необходим детальный анализ как правовых мер, принимаемых государством, так и разработка методики расследования преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения.

Это обусловило выбор автором темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. С введением в УК РФ состава преступления, посягающего на авторские и смежные права остро встала

2 Статистические данные получены в ИЦ по ГУВД Иркутской области. Дата запроса 20.05.2010 г.

3 Статистические данные получены в Судебном департаменте в Иркутской области. Дата запроса 28.05.2010 г.

проблема с уголовным наказанием лиц, совершающих такие деяния. Абсолютная новизна данного преступления для российской правоприменительной практики проявилась в том, что первые монографические исследования, касающиеся его расследования, появились только в начале нынешнего тысячелетия. Они касались отдельных проблемных положений: O.A. Дворянкин «Организационно-правовые основы обеспечения информационной безопасности в сфере осуществления авторского права и смежных прав органами внутренних дел» (2004 г.), C.B. Ермаков «Судебное следствие по делам о нарушении авторских и смежных прав» (2004 г.), В.А. Галанов «Взаимодействие органов следствия и дознания в процессе расследования уголовно наказуемых нарушений авторских прав в области распространения контрафактной продукции» (2003 г.), исследование З.А. Ибрагимовой «Особенности расследования преступлений в сфере оборота контрафактной продукции» (2003 г.) охватывает широкий круг вопросов. По этой причине вопросы расследования получили общее рассмотрение.

В настоящее время наибольшую угрозу представляет противоправное изготовление аудиовизуальных произведений. В этой связи речь идет о необходимости проведения новых исследований и разработке криминалистической методики расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права, исходя из способов изготовления аудиовизуальных произведений.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является создание основ частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и разрешены следующие задачи:

- провести исторический анализ развития российского законодательства об авторских и смежных правах;

. - рассмотреть основные признаки, характеризующие аудиовизуальные произведения, как контрафактные;

- предложить криминалистическую характеристику преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения, определить ее структуру;

- изучить практику расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения;

- выявить особенности доследственной проверки по делам о преступлениях, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения;

- определить особенности возбуждения уголовных дел по данной категории преступлений;

- установить особенности производства проведения отдельных следственных действий как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения;

- определить специфику использования специальных познаний при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Предметом диссертационного исследования являются объективные закономерности, проявляющиеся при нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, и связанные с ними закономерности в деятельности правоохранительных органов, осуществляющих предварительное расследование по делам данного вида, познание которых способствует формированию эффективного механизма борьбы с данным преступлением криминалистическими приемами, средствами и методами.

Методологической основой исследования явились положения диалектического метода познания, позволяющего видеть исследуемые явления в их развитии и взаимодействии с другими явлениями. При написании работы

диссертант, опираясь на положения теории познания, использовал общенаучные методы познания: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный и метод статистического анализа, метод моделирования, анкетирования, интервьюирования, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, сравнения и сопоставления полученной информации.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды видных российских авторов: Т.В. Аверьяновой, P.JI. Ахмедшина, О.Я. Баева, P.C. Белкина, В.И. Батищева, В.П. Бахина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, Н.Т. Ведерникова, И.А. Возгрина, Т.С. Волчецкой, В.К. Гавло, Э.П. Гаврилова, Ю.П. Гармаева, O.A. Дворянкина, Л.Я. Драпкина, A.B. Дулова, В.А. Жбанкова, Н.Ю. Жигалова, Б.Д. Завидова, В.Н. Исаенко, Н.В. Кручининой, A.M. Ларина, В.А. Мещерякова, В.А. Образцова, A.C. Подшибякина, Е.Р. Российской, И.В. Савельевой, М.К. Свиридова, Д.А. Степаненко, В.Г. Танасевича, Ю.В. Трунцевского, А.Г. Филиппова, Р.Б. Хаметова, В.И. Шиканова, Н.П. Яблокова, Ю.К. Якимовича, В.В. Яровенко и др.

Эмпирическая основа. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, основаны на результатах:

- изучения материалов 165 уголовных дел, возбужденных в связи с совершением преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, расследовавшихся в 2005-2010 гг. в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае;

- анкетирования 70 сотрудников, расследовавших данную категорию дел.

Нормативно-правовую базу диссертации составили положения

Конституции Российской Федерации, международно-правовые акты, содержащие положения о защите авторских и смежных прав, действующие уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское законодательство, Пленумы Верховного Суда РФ, письма, приказы, распоряжения Генеральной прокуратуры РФ.

Научная новизна диссертационного исследования, предопределяется введением в научный оборот положений, связанных с конструированием частной криминалистической методики по вопросам расследования фактов незаконного

производства и использования аудиовизуальных произведений. В рамках диссертационного исследования автор провел анализ теоретико-прикладных положений расследования преступлений, посягающих на авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Ретроспективный исторический анализ российского законодательства об авторских и смежный правах, показывает, что в первые законодатель обратил внимание на охрану авторских прав в Цензурном Уставе 1828 г., а в 1830 г. выходит Положение о сочинителях, в котором впервые определялось основные способы нарушения авторских прав: мошенническое приобретение, насильственное или ненасильственное похищение, подлог, плагиат, сбыт и устанавливалась ответственность в виде штрафа.

В современной России охрана авторских и смежных прав осуществлялась законом ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., действующим до 2008 г. В настоящее время защита авторских и смежных прав регулируется Кодексом об административном правонарушении РФ, Гражданским кодеком РФ, уголовная ответственность предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса РФ.

2. В целях формирования непротиворечивой практики предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения необходимо четко сформулированное определение «контрафактности», а также указать основные признаки, которые могут свидетельствовать о контрафактности аудиовизуального произведения. Автором под контрафактностью понимается несоблюдение или отсутствие лицензионного договора (соглашения) между правообладателем и приобретателем. К основным признакам, характеризующим аудиовизуальные произведения как контрафактные относятся: наличие на одном диске несколько фильмов, отсутствие полиграфической упаковки, низкое качество изображения, отличие дизайна от оригинала, отсутствие защитной этикетки, голограммы, несоответствие вида и способа упаковки.

3. Основу криминалистической характеристики преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения составляют сведения о таких обстоятельствах (элементах), как способ приготовления, совершения и сокрытия преступлений; предмет преступного посягательства; лица, подозреваемые (обвиняемые) в совершении указанных преступлений; место и времени совершения преступления. В отдельных случаях с учетом их специфики в криминалистическую характеристику факультативно могут вводиться и другие криминалистически значимые признаки, характеризующие данное преступление. Криминалистическая характеристика представляет собой модель, позволяющая вести целенаправленное применение средств, приемов и методов криминалистики и обеспечения решения задач раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ.

4. Большое значение для расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения имеет вопрос о способах изготовления (воспроизведения) аудиовизуальных произведений. Они подразделяются на: а) изготавливаемые промышленным способом; б) изготавливаемые непромышленным способом. Особый интерес представляют действия, которые, хотя и осуществляются на стадии подготовки, фактически направлены на сокрытие преступления. К таким действиям можно отнести: заранее обдуманное или непреднамеренное использование регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица либо образование юридического лица в целях придания выпуску контрафактной продукции видимости внешне легального бизнеса; заключение в целях маскировки выпуска и распространения оборота контрафактной продукции договоров с правообладателями; заключение с правообладателями договоров на небольшой срок и выпуск под таким «прикрытием» контрафактной продукции длительное время; приобретение оригинальных упаковок продукции правообладателя.

5. В процессе изучения материалов уголовных дел, а также в ходе беседы с лицами, занимающимися распространением аудиовизуальных произведений,

автором были выделены три типа личности преступников, которые условно могут быть названы: а) «примитивные кустарники»; б) «с оправдывающейся мотивацией»; в) «воротничковые» и приведены их социально-психологические характеристики.

6. Алгоритм действий следователя на этапе возбуждения уголовного дела по факту нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения включает в себя следующие элементы: 1) анализ исходной информации; 2) оценка сложившейся следственной ситуации; 3) производство первоначальных следственных действий исходя из сложившейся следственной ситуации (осмотр места происшествия, назначение экспертиз); 4) установление круга лиц, причастных к совершению преступления и правообладателей, размера причиненного ущерба; 5) производство последующих следственных действий (обыск, выемка, допрос и др.). Автором приведен перечень вопросов, подлежащих установлению и доказыванию по уголовным делам рассматриваемой категории.

7. На первоначальном этапе расследования следственные ситуации классифицируются в зависимости от характера и полноты имеющихся данных о виновном лице, о способах и обстоятельствах нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения. Автор выделяет следующие следственные ситуации: 1) известны лица и способы нарушения авторских и смежных прав; 2) известны лишь некоторые члены преступной деятельности, отдельные эпизоды и способы нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения; 3) задержаны с поличным отдельные лица, занимающиеся незаконным изготовлением аудиовизуальных произведений, а их соучастники неизвестны, достоверно не установлены все эпизоды их преступной деятельности и размер ущерба; 4) имеются сведения о нарушениях авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, но круг лиц не установлен. В зависимости от складывающейся ситуации предложена программа действий следователя в каждой из них.

8. К основным следственным действиям при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения,

относятся: осмотр места происшествия, осмотр предметов и документов, обыск и выемка, допрос подозреваемого (обвиняемого), допрос потерпевшего (свидетеля), а также назначение судебной экспертизы. К каждым следственным действиям разработан комплекс рекомендаций по их производству.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

определяется введением в предметную область криминалистической методики новых положений, позволяющих уточнить отдельные теоретические конструкции, которые могут быть положены в основу последующих теоретических разработок проблем расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что автором разработаны конкретные рекомендации, направленные на совершенствование выявления и расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения. Кроме того, они могут быть применены в научно-исследовательской работе по проблемам борьбы с нелегальным оборотом аудиовизуальной продукции, в преподавании учебной дисциплины «Криминалистика», спецкурсов по расследованию отдельных видов преступлений в юридических вузах. Помимо этого, возможно и их использование на курсах повышения квалификации следственных и оперативных работников, а также иных работников правоохранительных органов и судей.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 10 научных статьях и тезисах выступлений общим объемом 2,7 п. л.

Результаты исследований в виде докладов были предложены научной общественности на международных научно-практических конференциях Восточно-Сибирского института МВД России (2008-2010 гг.); а также в сборниках: «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России» (2008 г.), «Право и современность» (Саратов, 2009 г.), «Российское правоведение: трибуна молодого ученого» (Томск, 2010 г.) и в целом получили

и

положительную оценку.

Отдельные положения и рекомендации апробированы и внедрены в практическую деятельность ОРЧ № 1 (по линии БЭП) при ГУВД Иркутской области, Следственный комитет при прокуратуре г. Улан-Удэ Республики Бурятия, Следственное управление при УВД по Забайкальскому краю.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в учебном процессе по курсу криминалистики в Иркутском юридическом институте (филиале) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, а также в Восточно-Сибирском институте МВД России.

Структура и объем диссертации. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК, и состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяется степень научной разработанности, объект и предмет исследования, его цель и задачи, охарактеризована методологическая, теоретическая и эмпирические основы работы, нормативно-правовая база исследования, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на зашиту, приведены данные об апробации результатов диссертационного исследования.

Первая глава «Комплексная характеристика преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» включает три параграфа, посвященных формированию института авторского права в российском законодательстве и рассмотрению вопросов, касающихся содержания криминалистической характеристики преступных деяний.

В первом параграфе «Становление и формирование института авторского права в Российском законодательстве» исследован институт авторского права в законодательстве России, а также вопросы возникновения и эволюции уголовной

ответственности за нарушения авторских и смежных прав.

Анализ исторических источников, позволил автору определить, что моментом возникновения и развития ответственности за нарушение авторских и смежных прав является 1828 г. с принятием Цензурного Устава

На различных этапах развития Российского государства складывающаяся неблагоприятная социально-экономическая ситуация определяла необходимость принятия мер по защите авторских прав и к установлению ответственности за их нарушение. Данное обстоятельство повлияло на необходимость разработки на современном этапе криминалистической методики расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

Параграф второй «Понятие, признаки и характеристика контрафактных аудиовизуальных произведений» посвящен понятию контрафактной аудиовизуальной продукции и законодательному закреплению данного понятия. Проведен сравнительный анализ действующих нормативно-правовых актов.

Автором отмечается, что не только аудиовизуальные произведения, обладающие видимыми признаками нелегитимности, могут быть признаны контрафактными. Особую трудность для выявления представляют аудиовизуальные произведения, изготовленные промышленным способом, образцы которых являются лицензионными с технической точки зрения, но юридически данные аудиовизуальные произведения могут быть признаны контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж (срок), оговоренный в договоре, то превышение тиража (произведения выпущенные после указанного срока) следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.

Автором определены признаки, которые могут указывать на контрафактность аудиовизуальных произведений таких как наличие на одном диске несколько аудиовизуальных произведений, низкое качество полиграфической упаковки и др.

Отмечается, что в литературе, наряду с термином «контрафактный», употребляются термины «пиратский», «подпольный» и «фальсифицированный». В рамках работы автором были детально рассмотрены приводимые понятия. И сделан вывод о недопустимости использования данных

понятий в нормативно-правовых актах, следственных документах, в юридической литературе. По результатам проведенного исследования представляется необходимой разработка единого нормативно-правового акта, устанавливающего понятие контрафактности и признаки контрафактных аудиовизуальных произведений.

В третьем параграфе «Криминалистическая характеристика преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» диссертантом, учитывая специфику рассматриваемой категории преступлений, выделены следующие основные элементы криминалистической характеристики: способ совершения преступления (подготовка, сокрытие); предмет преступного посягательства; сведения о личности преступника и работающих у него лицах; сведения о потерпевших; место совершения преступления.

Кроме того, отмечается, что элементы криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений взаимосвязаны между собой. На основе имеющихся данных об отдельных элементах криминалистической характеристики формируется тот или иной алгоритм расследования преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения.

Автор выделяет два способа производства аудиовизуальной продукции: изготавливаемые промышленным и непромышленным способом, дает их характеристики.

Данные исследования, проведенного автором, позволили выделить три группы личности преступников:

• «примитивные кустарники»;

• лица с «оправдывающейся мотивацией».

Для этих групп характерно изготовление аудиовизуальных произведений

непромышленным способом.

• «воротничковые». Эта группа изготавливает аудиовизуальные произведения промышленным способом. Среди них были выделены следующие роли: организатор, управленец и рядовые исполнители.

Каждой группе дана демографическая и социальная характеристика.

Для изготовления контрафактных аудиовизуальных произведений непромышленным способом, как правило, являются жилые помещения (90 %), при промышленном производстве - помещения, предназначенные для официального изготовления аудиовизуальных произведений (87 %).

Глава вторая «Доследственная проверка и первоначальный этап расследования преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» состоит из трех параграфов, посвященных первоначальному этапу расследования данных преступлений.

В параграфе первом «Осуществление доследственной проверки по делам о нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения» автором отмечается, что вся доследственная проверка по фактам нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения базируется на профессиональных навыках и умениях лиц, занимающихся проверкой и решением вопроса о возбуждении уголовного дела. От качества проводимой доследственной проверки напрямую зависит исход расследования уголовного дела в целом.

Диссертантом разработаны рекомендации, направленные на получение, закрепление, проверку информации о совершенном преступлении. При выявлении места производства аудиовизуальных произведений целесообразно в соответствие с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» провести следующие мероприятия оперативного характера: 1) организовать «разведку» объекта и получить информацию, подтверждающую производство и распространение контрафактной продукции; 2) установить наличие складов готовой продукции, выявить оптовую и розничную сети; 3) организовать наблюдение за подпольной студией, установленными складами готовой продукции и другими местами, а также провести иные мероприятия с целью получения информации о лицах, имеющих прямое или косвенное отношение к контрафактной видеопродукции, их роли и функциях в незаконной деятельности; 4) зафиксировать незаконные действия лиц с применением скрытой видеосъемки; 5) провести негласные проверочные закупки

реализуемой видеопродукции с последующим ее исследованием на предмет контрафактности; 6) получить прайс-листы ассортимента реализуемой продукции и иные документы данной студии, позволяющие сделать определенные выводы о производственных мощностях и ассортименте тиражируемой контрафактной продукции; 7) на основе собранных данных сделать предварительный прогноз о размере преступной деятельности.

Параграф второй «Возбуждение уголовных дел при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» посвящен специфике совместной работы следователя и органов дознания при решении вопросов о возбуждении уголовных дел. В результате исследования для рассматриваемой категории преступлений такой повод для возбуждения уголовного дела как явка с повинной не характерен. В 88 % поводом для возбуждения уголовного дела стало сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, в остальных случаях - заявление потерпевшего 12 %.

Автор приводит перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, по уголовным делам о нарушении авторских прав на аудиовизуальные произведения.

Особо отмечается, что при расследовании уголовных дел о нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, планирование, как правило, должно осуществляться уже на стадии возбуждения уголовного дела, поскольку изъятию контрафактной продукции предшествует серьезная подготовка.

Параграф третий «Первоначальный этап расследования по делам о нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения». Задачи, подлежащие разрешению при расследовании преступлений, нарушающие авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения, совокупность следственных действий, которые необходимо провести на первоначальном этапе расследования, зависят от следственной ситуации. Автором предлагается следующая классификация следственных ситуаций: а) известны лица, нарушающие авторские и смежные права 60 %; б) известны лишь некоторые члены преступной

деятельности, отдельные эпизоды и способы нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения 8 %; в) задержаны с поличным отдельные лица, занимающиеся незаконным изготовлением аудиовизуальным произведений, а их соучастники неизвестны, достоверно не установлены все эпизоды их преступной деятельности и размера ущерба 10 %; г) имеются сведения о нарушениях авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, но круг лиц не установлен (22 %). Применительно к каждой ситуации предложен алгоритм действий.

Автором отмечено, осмотр места происшествия из всех неотложных следственных действий имеет особое значение и должен проводится незамедлительно во всех следственных ситуациях (по всем изученным уголовным делам осмотр места происшествия проводился). Особенности осмотра определяются множественностью объектов осмотра и большим количеством аудиовизуальных произведений.

Глава третья «Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения, на последующем этапе расследования» содержит в себе три параграфа.

Параграф первый «Осмотр, обыск и выемка предметов и документов при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» посвящен особенностям производства осмотра, обыска и выемки предметов и документов, имеющих значение для дела в рамках расследования преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения. Отмечается необходимость привлечения в рамках осмотра предметов и документов специалиста. Специфическим объектом следственного осмотра по делам данной категории выступают документы. В зависимости от их содержания они могут быть разделены на следующие классификационные группы, так при промышленном производстве аудиовизуальных произведений:

1. документы, подтверждающие факт производства аудио- или видеопродукции на законных основаниях. К таким документам относятся:

лицензионное соглашение, договоры с правообладателями либо их представителями, договоры к программному обеспечению, регистрационные карты и номера программного продукта, руководства для пользователя;

2. документы, подтверждающие правомерность занятия субъектов, у которых изымается контрафактная продукция, предпринимательской деятельностью. К ним, в частности, относятся учредительные документы (свидетельства о регистрации и др.), а также разрешение на право торговли, прокатные удостоверения, отчетные документы, которые предприниматели подают в налоговую инспекцию;

3. документы, подтверждающие факт оборота контрафактной продукции, сюда входят: прайс-листы на аудио-, видеопродукцию, чеки, накладные на реализацию данной продукции, приходные кассовые ордера и др.

По делам о непромышленном производстве аудиовизуальных произведений особое внимание следует уделить документам, отображающим преступную деятельность субъектов (черновые записи, журналы и др.).

При подготовке к обыску (выемке) автором отмечается необходимость консультации специалистов, участвующих в осмотре контрафактной продукции, относительно следующих криминалистически значимых объектов: например, оборудования, которое использовалось для тиражирования либо изготовления полиграфических наклеек, упаковки продукции; меры, предпринимаемых для обеспечения сохранности данного оборудования.

Автором рекомендуется перед началом данного следственного действия привлечь необходимое количество сотрудников и технических средств.

Параграф второй «Допрос подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и свидетелей при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения» посвящен сущности допроса подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и свидетеля. Сущность допроса подозреваемого состоит в том, что в ходе выполнения познавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно

связанные с расследуемым событием, дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы в дальнейшем она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.

Для того чтобы тактически грамотно построить допрос, необходимо к нему заранее подготовиться. Подготовка к допросу осуществляется с учетом конкретного его вида (первичный или повторный), состава участников, возраста и процессуального положения допрашиваемого, но в любом случае включает: анализ материалов дела; изучение личности допрашиваемого; составление плана допроса; определение тактики ведения допроса; подготовку примерного перечня вопросов.

В параграфе представлен примерный перечень вопросов для допроса подозреваемого (обвиняемого) в зависимости от способа нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения.

Кроме того, автором разработан и приведен примерный перечень вопросов для эффективного допроса потерпевшего и его представителя.

При промышленном производстве аудиовизуальных произведений могут быть допрошены работники предприятия на предмет осведомленности о контрафактности изготавливаемой продукции, а также периоде времени работы предприятия, объемах производства и др.

При непромышленном производстве полезной информацией могут обладать родственники, друзья подозреваемых, они могут дать показания о том, что подозреваемые знали, что изготавливаемая ими продукция является контрафактной, как долго занимались такой деятельностью, кому сбывали товар и др.

Полезной информацией могут располагать и поэтому должны быть допрошены в качестве свидетелей владельцы пунктов реализации аудиовизуальных произведений, а также лица, непосредственно занимающихся торговлей и находящихся на соседних с преступником местах.

Параграф третий «Назначение судебных экспертиз и производство исследований при расследовании преступлений, нарушающих авторские и

смежные права на аудиовизуальные произведения». В рамках параграфа отмечается, что при расследовании преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения большое значение имеет назначение и производство судебных экспертиз и исследований.

Назначение экспертизы, как и проведение других следственных действий, требует со стороны органа, назначающего экспертизу, соответствующей подготовки. Необходимо учитывать, что результаты экспертного исследования во многом определяются качеством проведения следственных действий по обнаружению, изъятию, сохранению вещественных доказательств и получению образцов для сравнительного исследования.

Автором рассмотрены основные экспертизы, назначаемые при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальных произведения. Особое место занимает судебная экспертиза, которая позволяет установить соответствие представленных образцов легитимным экземплярам. Автор приводит примерный перечень вопросов сформулированных для постановки эксперту при производстве технической экспертизы, назначаемых при расследовании преступлений, нарушающих авторские и смежные права на аудиовизуальные произведения.

В заключении подведены итоги проведенного исследования и сформулированы основные выводы.

В приложениях к диссертации представлена справка-анализ по изученным в рамках диссертационного исследования уголовным делам, возбужденным по факту нарушения авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения, а также акты внедрений в практическую деятельность и в учебный процесс полученных результатов.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих научных изданиях:

Публикации в ведущих рецензируемых изданиях, утвержденных перечнем Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России:

1. Мухина P.P. Еще раз о контрафактности // Российский следователь. -2009.-№24 (0,6 п. л).

2. Мухина P.P. Некоторые вопросы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела при расследовании преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере // Общество и право. - 2010. - № 3 (0,4 п. л.)

Публикации в иных научных изданиях:

3. Мухина P.P. Поэтапное развитие авторского права в СССР и России П Деятельность правоохранительных органов и Федеральной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: ФГОУ ВПО «ВосточноСибирский институт МВД России», 2008 (0,5 п. л).

4. Мухина P.P. Способы совершения преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - Иркутск: ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2008 (0,2 п. л.).

5. Мухина P.P. Некоторые вопросы, связанные с проведением экспертиз по преступлениям о нарушении авторских прав // Современность в творчестве вузовской молодежи: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых. - Иркутск: ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2009 (0,1 п. л.).

6. Мухина P.P. Проблемы определения контрафактности // Деятельность правоохранительных органов и Федеральной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: ФГОУ ВПО «ВосточноСибирский институт МВД России», 2009 (0,1 п. л).

7. Мухина P.P. Проведение экспертиз по преступлениям, связанных с нарушением авторских прав на аудиовизуальную продукцию // Право и современность. - Саратов: СЮИ МВД России, 2009 (0,2 п. л).

8. Мухина P.P. Планирование расследования при нарушении авторских прав на аудиовизуальную продукцию // Современность в творчестве

вузовской молодежи. - Иркутск: ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2010 (0,3 п. л).

9. Мухина P.P. Признаки контрафактности продукции // Российское правоведение: трибуна молодого ученого. - Томск: ТГУ, 2010 (0,1 п. л.).

10. Мухина P.P. Особенности осмотра места происшествия по делам о нарушении авторских и смежных прав на аудиовизуальную продукцию // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2010 (0,1 п. л).

Мухина Рената Радиковна

Методика расследования преступлений, нарушающих авторские смежные права на аудиовизуальные произведения

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Подписано в печать 16.09.10. Формат 60x84 1/16 Усл.- печ. л. 1,3 Тираж 150 экз.

Отпечатано в ОНиРИО ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», ул. Лермонтова, 110

2015 © LawTheses.com