СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Царьков, Игорь Иванович, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННО
ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
1.1. Генезис учения о естественном праве и государстве.
1.2. Методология правовой науки эпохи Прсвеицения.
ГЛАВА 2. ДЖОН ЛОКК О ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВАХ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
2.1. «Первичные» и «вторичные» права естественного состояния.
2.2. Договорная природа правового государства.
2.3. Организация государственной, власти.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ.ГОСУДАРСТВЕННО
ПРАВОВЫХ ИДЕЙ ДЖОНА ЛОККА.
3.1. Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей.
3.2. Значение естественного права в отечественной правовой мысли конца XIX - начала XX века.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века"
Актуальность проблемы. На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли ясно прослеживается актуальность темы о справедливых формах управления обществом. Проблема соотношения права силы (политического принуждения) и силы права (свободы человека) очень часто возникала, как наиболее важная проблема, в жизни людей. И многие мыслители считали, что -от решения данного вопроса зависит как удовлетворение частных интересов, так и благо общества в целом. Поэтому необходимо признать, что наиболее важным аспектом в жизни и развитии общества является проблема правового регулирования общественных отношений.
В разные периоды истории человечества вопрос управления обществом правовыми средствами формулировался мыслителями и решался в зависимости от конкретных социально-политических и культурных условий.
Уже античные философы видели различие между «правлением закона» и «правлением человека», между правом и законом (jus & lex), а эпоха Просвещения придало этому вопросу новую окраску, заострила проблему, в которой формулировалось соотношение свободы и равенства, права и власти, права и морали, знания и права, философам и юристам этого периода удалось создать мир правовых понятий и правовых ценностей без которых вряд ли возможно представить жизнь современного цивилизованного общества.
Сегодня наше общество переживает период коренного социально-политического переустройства. Изменения касаются всех сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой. И в этих условиях очень важно не упустить из виду правовые вопросы. На наш взгляд в системе приоритетов праву должна быть отведена ведущая роль, а для этого, представляется оправданным обращение к историческому и интеллектуальному опыту развитых (в правовом отношении) стран.
Изучение интеллектуального правового наследия сможет помочь освоить и понять фундаментальные правовые категории, четче очертить границы правовой сферы и определить ее отношение к другим сферам общественной жизни. Осознанное воспроизведение этого интеллектуального опыта дает не только историческое знание, но и знание применимости правовых категорий к конкретным социально - историческим условиям, знание возможностей правовой мысли, ее предпосылок, системы аргументации и фундаментальных выводов.
В этой задаче наиболее выгодной, на наш взгляд, является естественно-правовая концепция Дж, Локка. Английский просветитель принадлежал к той плеяде философов для которых вопрос философской легитимации государства и права занимал одно из самых важных мест в его творчестве. При этом Дж. Локку удалось увидеть целостно-единый мир норм, осознававшийся прежде либо порознь ( фрагментарно) - право на жизнь без права собственности, право собственности без свободы установления собственных целеполаганий, либо в качестве подчиненных моментов иных нормативных образований: нравственности и обычая, канонического права и «государственной целесообразности». Причем его идеи не остались временными, а оказали существенное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.
Выбор темы определен еще и тем, что в нашей отечественной литературе Локк представлен в большей степени как философ. Часто можно встретить работы с анализом его эмпирико -сенсуалистических принципов гносеологии, но реже анализ по литико-правовых взглядов. Не достаточное внимание к этой стороне творчества Дж.Локка легко объяснимо. Он всегда пред ставлялся как идеолог раннебуржуазного общества и, соответ ственно, его идеи ни в коей мере не соответствовали общест венному идеалу советской формации.
То, что Дж. Локк стоял у основания философской легитимации частного интереса, не вызывает никакого сомнения. Однако сегодня мы должны осознать, что без некоторых его политико-правовых позиций невозможно представить существование ни гражданского общества, ни правового государства, становление которых является стратегией нашей политики. Именно сегодня и для нас Локк важен в силу того, что не имея за плечами устойчивого опыта правовой культуры существует опасность пренебрежения данной теме и, как следствие, опасность рецидива тоталитаризма. Внимательное отношение к его творчеству сможет оказать помощь в создании основ гражданского общества и правового государства.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рам ки исследования затрагивают очень важный период в развитии политической и правовой мысли. XVI - XIX века в истории Европы, являются периодом становления новых форм общественной жизни на фоне которого определялись и закаливались новые правовые категории. Поэтому исследование не ограничивается только анализом политико-правовых взглядов Локка, но и рассматривает вопрос генезиса политико-правовых идей и влияние локковского наследия на последующих мыслителей Просвещения.
В первую очередь внимание уделяется политическим воззрениям Н. Макиавелли как пионеру в учении о сущности светской власти, а также, непосредственному предшественнику Дж. Локка на английской почве в естественно-правовом учении, Т. Гоб-бсу.
Эти два мыслителя выбраны не случайно. На наш взгляд именно они сформулировали новую парадигму политической власти и заострили проблему соотношения власти и права. Так Макиавелли, определив политическую власть как силу к принужде-4 нию, а ее цель само стремление к власти, отделил политические явления от других общественных явлений и, тем самым, создал политическую науку как независимую от других наук. Гоббс же, развивая идеи флорентийского мыслителя, сформулировал понятие естественного состояния и естественных прав человека, которые являются условием существования общества. Таким образом круг политико-правовых проблем, очерченный ими, являлся необходимым интеллектуальным источником для локковской мысли и без анализа их творчества будет сложнее понять всю панораму его идей.
Многие из локковских политико-правовых идей нашли свое применение как в практическом опыте построения государства, так и были приняты рядом мыслителей французского просвещения и отечественными правоведами конца XIX - начала XX веков.
Такие мыслители как Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо не только догматически восприняли идеи Локка, но и предприняли попытку усовершенствовать его некоторые положения. В частности Монтескье в большей степени удалось обосновать принцип разделения властей и конкретизировать полномочия каждой из ветвей « власти, нежели это было у Локка. Отечественные мыслители, такие как В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, - стремились развить естественно-правовую теорию введением в перечень естественных прав социально-экономические права граждан - право на достойное существование.
В этом отношении представляется важным анализ влияния политико-правовых идей Дж. Локка на последующих мыслителей с целью определения границ развития естественно-правовой теории с тем, чтобы развитие и усовершенствование теории не привело к искажению ее смысла.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение процесса происхождения и развития идей о естественных (неотчуждаемых) правах человека и вклада в этот процесс Дж. Локка. Исходя из основной цели исследования, автор поставил задачу решения следующих аспектов проблемы:
- выявить теоретико-легитимационную базу политического принуждения.
- определить степень аргументированности (обоснования) необходимости политической власти и истинных форм государства .
- определить юридическое значение таких базовых категорий как «свобода», «естественные права», «собственность», «гражданин», «общественный договор», «гражданское общество», «государство», «политическая власть», «суверенитет» (политический и юридический).
- выявить основные правовые, политические и культурные механизмы реализации юридических категорий.
- определить границы и возможности правового мышления.
- рассмотреть вопрос о методе правовой науки в эпоху Просвещения, точности и ясности методологических принципов.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды английских, французских и отечественных юристов и философов как прошлого, так и настоящего времени, занимающихся исследованием политических и правовых учений.
Основные выводы диссертации сформулированы на основе анализа идей Джона Локка, изложенных в его произведениях: «Два трактата о правлении», «Опыт о веротерпимости», «Мысли о воспитании», «Опыт о законе природы», «Опыт о человеческом разумении», «Об управлении разумом». При написании диссертации были изучены концепции, представленные в трудах Аристотеля, Платона, Макиавелли, Бэкона, Гоббса, Монтескье, Руссо, Юма, Канта, Гегеля. Использованы теории изложенные в работах современных западных юристов, философов и политологов Р. Арона, С. Jloy, Д. Ролза, 0. Хеффе, М. Селигера, К. Поппера и др.
При работе над диссертацией автор опирался на труды российских ученых прошлого и настоящего: В. М. Гессена, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, Б. А. Кистякосвского, А. П. Куницы-на, С. JI. Котляровского, П. И. Новгородцева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, А. Ященко, Н. М. Азаркина, К. С. Гаджие-ва, В. Г Графского, П. С. Грацианского, Ю. Н. Давыдова, Г. А. Заиченко, В. Д. Зоркина, И. Ю. Козлихина, Е. 0. Литвиновой, Л. С. Мамут, М. К. Мамардашвили, А. Н. Медушевского, И. С. Нарского, В. С. Нерсесянц, В. Е. Сатышева, Э. Ю. Соловьева, М. М. Федоровой, 3. М. Черниловского, В. М. Шамшурина, М. А. Юсим и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в политико-правовой концепции Дж. Локка автор усматривает некоторые положения на которые в последующие времена в меньшей степени обращалось внимание или происходила необоснованная критика.
В результате исследования произведений Дж. Локка диссер тант обосновывает следующие положения:
-локковская трактовка понятия свободы как формы самосоз нания, реализующейся в практической жизни через выбор, позволяет обосновать формальное равенство - равенство без уравнительности с сохранением и фиксированием естественных различий.
- разделение естественных прав на «первичные» и «вторичные» права определяется Локком через понятие «отчуждение». И если вторичные права отчуждаются по причине их субъективности (произвольности), то первичные являются неотчуждаемыми правами. На первичные не только никто не имеет права посягать, но и сам человек не имеет права добровольно передавать в чужие руки. Эти права составляют перечень фундаментальных (природных) прав человека, защищаемых и охраняемых по «закону природы».
- теоретико-легитимационное понятие «естественное состояние» Локк определяет не как состояние общества в целом, а как состояние конкретных эмпирических субъектов. Этим самым ему удается избежать спекулятивных ловушек в отношении интерпретации естественного состояния общества, то ли как исключительно состояние войны, то ли как состояние мира и согласия. Через это понятие определяется самонедостаточность естественного состояния и обоснование необходимости перехода общества в политическую форму жизни.
- политическая форма жизни образуется посредством общественного договора, посредством которого граждане, учреждая институт политического принуждения, передают ему свои «вторичные» права естественного состояния. «Первичные» же права, являясь предметом общественного договора, определяют круг полномочий государства и, тем самым, ответственность за соблюдение этих прав возлагается на обе стороны (общество и государство).
- понятие «общественный договор» не является эмпирическим понятием. Оно отражает постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, который случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово и всеми вместе. Это создает условия правовой преемственности и дает право на перезаключение договора, если его условия нарушены.
-Локк трактует понятие собственности в широком и узком значении. Для него юридической формой обладает только та собственность, которая создана трудом и, следовательно, только такая собственность пользуется юридической защитой. В этом случае, она выступает независимым от государства социальным институтом, определяющим границы между гражданским обществом и государством.
Проанализировав произведения многих авторов, интерпретирующих основные естественно-правовые выводы Дж. Локка, автор пришел к выводу, что многие его положения были достаточно точно восприняты потомками, а некоторые искажены и не правильно поняты. Не малая часть его критиков строит свои аргументы, которые, в силу неадекватного понимания, не достигают цели, поэтому, слабы и поверхностны.
Помимо этого автор считает, что относить Дж. Локка только к истории прошлого не верно. Нельзя утверждать, что время
Локка прошло, что его правовая философия была правильной и полезной только до промышленной революции. Несмотря на изменившиеся общественные условия локковская государственно-правовая концепция достаточно устойчива именно в силу того, что он не выводит ее из одного единственного принципа, а использует многообразие эмпирических фактов. Это делает ее жизнеспособной даже для современности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщения и выводы, а так же фактический материал могут быть использованы студентами, преподавателями и аспирантами, изучающими историю политических и правовых учений; могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории политических и правовых учений, в дальнейшей работе исследователей, изучающих данную проблематику, а так же законодателями, создающих правовую базу общества.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации использовались автором в ряде статей и в монографии «Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка», в лекционной работе в различных вузах города.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Царьков, Игорь Иванович, Самара
Заключение.
Государственно-правовая концепция Локка дала очень много полезного как в развитии политической и правовой мысли, так и в деле строительства гражданского общества и правового государства. Она противостояла не только феодальным социально-политическим воззрениям, но и всему образу мысли вообще, характерному для докапиталистических обществ. Его концепция требовала не столько «мудрой опеки» над гражданами, сколько ставила во главу угла уважение к дееспособности и гражданской самостоятельности человека.
Позиция, оценивающая его правовые идеи как вчерашний день общественной науки - опасная позиция. Оценивая Локка с банальной точки зрения можно отказаться и от самих правовых ценностей.
Нельзя утверждать, что его время прошло, даже несмотря на то, что общество действительно очень сильно с того времени изменилось. Интеграционные процессы в производстве, широкое применение средств массой коммуникации и влияние «массовой культуры» затрудняют реализацию в обществе некоторых локковских положений, таких как: ответственность каждого гражданина за форму государства и политический режим, определение трудового вклада каждого участника производственного процесса. Но все эти трудности не должны являться основанием для коренной ревизии правовых принципов.
Успех и устойчивость его государственно - правовой концепции слагается из нескольких факторов.
Во-первых, трактовка свободы как формы самосознания (свобода совести) дает возможность дать определения юридическому равенству и юридической ответственности.
Во-вторых, широкое определение понятия «собственность» и труда, как ее легитимационного основания, выводит собственность из-под креатуры государства и создает условия для гражданского общества. В этом случае целью государства будет являться защита жизни и собственности граждан. Все же остальные цели являются «безразличными» по отношению к государству .
В-третьих, делая различие между «первичными» и «вторичными» естественными правами Локк строго определяет каталог естественных (неотчуждаемых) прав, являющихся предметом общественного договора. Это позволило определить полномочия государства и провести границу между политическим и юридическим суверенитетом.
В-четвертых, «Общественный договор» мыслится Локком не как натуралистическое понятие, а как гипотетико-нормативная модель. В силу этого договорной процесс можно трактовать как происходящий с каждым по отдельности и «во все времена».
В-пятых, положение о том, что «естественные права» и «общественный договор» являются условиями возможности позитивного закона строго определяет его (позитивного закона) границы и его законность, ограждает от произвола в законотворчестве .
В-шестых, очень важное место в его концепции занимает гипотетико-нормативная модель законодателя, (юридическая форма) определяющая его не только как государственного мужа, действующего с позиции «государственной целесообразности», но и как частное лицо.
В-седьмых, для действительной реализации естественных прав человека в государстве должен соблюдаться принцип разделения властей.
Все эти положения у Локка вводятся не только из одного принципа, а опираются и на широкий эмпирический материал, что делает его концепцию еще более убедительной.
Большой вклад в деле развития правовых идей внес Ш. Л. Монтескье. Главное, что можно отнести к его заслугам, так это систематизация принципа разделения властей. Выявленные им механизмы «сдержек» и «противовесов» в отношениях между ветвями власти используются во всех цивилизованных странах. А так же, что не мало важно, большое значение для права имеет поднятая им проблема «историзма», зависимость «духа законов» от исторических, экономических, социальных и географических условий.
Отечественные юристы и философы конца XIX - начала XX века, так же внесли свою лепту в развитие идей естественного права. Но, на наш взгляд, задав праву слишком широкий масштаб, им чаще всего не удавалось разрешить логические противоречия, встающие на их пути. Главными из них были противоречия между позитивным правом и естественным, между государством и обществом, человеком и политической властью, историческим и логическим. Если ими правовые идеи Локка принимались, то с большими оговорками и поправками. В силу чего им было затруднительно вычленить универсальные элементы правового опыта, а поэтому границы права оказались размытыми и не определенными.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века»
1. Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Наука. 1989. 447 с. 1. 44. История политических и правовых учений. // Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Юридическая литература. 1988. 815 с. 1. 45. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII в.
2. М.: Канон. Т 2. 1996. 495 с. 1. 60. Литвинова Е. 0. Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность. Спб., 1892. 77 с.1. 61. Локк Дж. Два трактата о правлении./ Сочинения. М.:
3. Мысль. 1988. Т 3. 135-406 с. 1. 62. Локк Дж. Мысли о воспитании./ Сочинения. М.: Мысль. Т 3. 1988. 407-608 с.1. 63. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении./ Сочинения.
4. Грачева и комп. 1866. 552 с. 1. 108. Чичерин Б. Н. Философия права М,.: Тип. И. Н. Кушнеров и К, 1900. 337 с1. 109. Юм. Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 3. М.: