Формирование конституционной доктрины американских федералистовтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Остроумов, Сергей Владимирович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I, Естественное право в Западной Европе XVIII века и его влияние на политико-правовые отношения в североамериканских колониях Великобритании.

§ 1. Развитие политических и правовых отношений в североамериканских колониях великобритании.

§2. Естественное право как культурный феномен Западной Европы XVII - XVIII веков.

Глава II. Эволюция политико-правовых идей в североамериканских колониях Великобритании XVIII века.

§ 1. Американские мыслители XVIII в. о естественных правах человека и народе.

§2. Политико-правовые идеи американских федералистов 70 - 80 гг. XVIII в.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Формирование конституционной доктрины американских федералистов"

Актуальность исследования.

Соединенные Штаты Америки — великое государство конца XX начала XXI веков является тем образцом, которому подражают различные страны мирового сообщества. Изучение исторического опыта США может быть многоплановым, но анализ процесса формирования государственной идеологии, конституционных учреждений является поучительным и актуальным в особой степени для юриспруденции и политологии молодой Российской Федерации. Среди многого, что можно почерпнуть из богатого идейного наследия тех людей, которые построили великолепную конструкцию этого государства, особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено применению и сохранению этими людьми принципов естественного права, основы личностного суверенитета гражданина (иначе — прав личности). Именно конституционные материалы американской истории фиксируют естественно-правовые нормы, и эта созданная ими нормативная база остается образцом для стран мирового сообщества, вошедших в систему ООН и идущих по пути прогрессивного развития через укрепление личных прав каждого человека на всем мировом пространстве.

Для России сегодняшнего дня важен вопрос о демократическом содержании ее республиканско-федерального строя. Напряженный поиск оптимальной государственно-правовой модели, выход из глубокого кризиса, существующего сейчас в политической жизни российского общества, невозможен без осознания целей и задач в построении такой государственной формы правления и политической власти, где соотношение прав и обязанностей общества и государства явились бы оптимальными для страны.

Попытки создания в современной России правового государства, основанного на республиканско-демократических принципах в общих чертах созвучны событиям, происходившим в США 200 с лишним лет назад. Детальное изучение данной проблемы помогло бы понять, а значит сделать более предсказуемым процесс формирования демократической государственности в нашей стране.

Объектом изучения стали общественно-политические и политико-правовые отношения в американском обществе XVIII века, где шел активный поиск путей оптимизации общественного состояния через актуализацию идей естественного права (общественный договор, антропологический принцип в политике и юриспруденции).

Предметом изучения стали памятники государственного права 70-90-х годов XVIII века, в частности, произведения Локка, Монтескье, Мабли и других представителей европейского просвещения, а также интерпретация их взглядов в сочинениях американцев Д. Отиса, Д. и С. Адамсов, Т. Пейна и др. Особенно тщательно рассматривались политико-правовые произведения А. Гамильтона, Д. Джея и Д. Мэдисона, лидеров федералистского движения США, их концепция построения единого сильного государства с федеральной формой территориального устройства.

Целью диссертации является анализ историко-правовых и политико-идеологических причин создания американской Конституции 1787 г. как основы политико-правового порядка наиболее развитого государства на современной политической арене, проследить влияние естественно-правовых идей на формирование американской конституционной доктрины.

Для достижения этой цели соискатель поставил ряд конкретных задач:

1) выявить особенности формирования североамериканского общества в XVII-XVIII вв., его национальные, культурные и религиозные аспекты; V 4

2) проследить правовую институализацию социально-политической организации в североамериканских колониях;

3) выявить виды правовых отношений между колонистами, между колониями и Великобританией во второй половине XVIII в.;

4) рассмотреть идейно-политический и правовой «багаж» североамериканцев как отражение передовых концепций английского либерализма конца XVII - начала XVIII века и французского Просвещения середины XVIII в.;

5) изучить творчество Монтескье, Мабли, Руссо в их связи с культурно-политическими установками революционизирующегося американского общества второй половины XVIII в.;

6) выявить основные политические причины, которые определяли политический динамизм американской интеллектуальной элиты, проанализировать изменение взглядов политических мыслителей североамериканских колоний (позднее - штатов);

7) показать, как»воплощались идеи Д. Отиса, Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона и др. в политических и конституционных Декларациях периода войны за независимость;

8) проследить процесс формирования идеологии американского федерализма, как основы создания проекта федеральной Конституции осенью 1787 г.;

9) подробно рассмотреть позицию защитников новой федеральной конституции А. Гамильтона, Д. Джея, Д. Мэдисона по основным вопросам конституционного статуса США в конце 1787 - начале 1788 гг.;

10) проанализировать предложения А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея по вопросам организации судебных органов и судопроизводства в США.

Степень разработанности проблемы. История Северной Америки, в том числе в XVIII столетии, стала активно и эффективно изучаться отечественными специалистами более 50 лет тому назад, что явилось отчасти побочным продуктом «холодной войны». Большой коллектив историков был собран в специализированном научно-исследовательском «Институте США и Канады». Отдельные группы исследователей сложились в Ленинграде, а позднее в Нижегородском государственном университете. Накопленные ими материалы дали базовый фонд первичной обработки фактов для данной работы. Особенно следует отметить переводческую деятельность московских ученых, сделавших доступными для русскоязычного читателя сочинения Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Томаса Пейна, других американских просветителей и политических деятелей. Отметим, в особенности, изданйе «Американские просветители. Избранные произведения. Т. 1-2.» (М. 1988 -1989). В диссертации широко использованы труды В.В. Согрина «Идейные течения в американской революции XVIII в.» (М.1988), «Основатели США: исторические портреты» (М. 1983). Интересной для нас с методической точки зрения стала работа Н.Н. Яковлева «Вашингтон» (М.1973), стандартная биография первого президента. Использовались и переводы с английского, осуществленные советскими специалистами, в частности, трехтомное издание B.JI. Паррингтона «Основные течения американской мысли» (М. 1963).

Однако все эти работы (включая переводные) не дают достаточного анализа происходивших в Северной Америке политико-правовых процессов, тех теоретических поисков, которые вели представители американской интеллектуальной элиты в сфере политологии и философии права. Данная работа призвана в известной степени компенсировать этот пробел.

В таком контексте, как заявлено в названии работы, данная проблема не изучалась в современной отечественной науке. Вместе с тем отдельные вопросы истории американского конституционализма серьезно разрабатывались многими российскими учеными, перечень которых содержится в библиографическом списке.

Методология диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод, в рамках которого применялись различные частные методы, в том числе сравнения, описания, структурного и функционального анализа и синтеза. В ходе исследования активно использовались методы, характерные для юридической науки: сравнительно-правовой метод, формально-юридический, конкретно-социологические методы.

Теоретической базой диссертационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, исследующих различные стороны американского конституционализма, истории становления практики защиты прав личности и их теоретического обоснования. Специфика исследования обусловила привлечение ряда фундаментальных трудов по теории государства и права, всеобщей истории государства и права, истории правовых учений. Существенный вклад в теоретическое основание т. исследования внесли труды отечественных ученых - С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, Д.А. Керимова, С.Н. Кожевникова, В.Н. Кудрявцева, Е.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянса, В.Б. Романовской, А.В. Петрова, А.С. Шабурова.

Новизна диссертации в немалой степени определяется недостаточной разработанностью данной проблематики в историко-правовой науке, а также пересмотром и развитием методологии исторических исследований в последние полтора десятилетия. Прежде всего, здесь имеется ввиду отказ от

V. вульгарно понимаемого классового подхода в оценке исторических событий. Необходимо упомянуть и открывшуюся в 1990-х годах возможность использовать ранее недоступную источниковую базу, различные иностранные публикации.

Новизна диссертации состоит в системном и сжатом по форме анализе большого числа разнообразных историко-правовых и историко-политических источников с целью выяснения динамики перехода естественно-правовой теории в основополагающие конституционные документы демократического характера в ходе борьбы за независимость США и утверждения на ее территории республиканского конституционного правопорядка.

Научная новизна исследования находит отражение в ряде положений диссертационного исследования. Она обусловлена, прежде всего, самой постановкой общей проблемы исследования, вынесенной в заглавие работы. В целостном историко-правовом охвате влияние естественно правовых идей на разработку конституционной доктрины североамериканских штатов в истории государства и права и истории правовых учений ранее не рассматривалось. Впервые на диссертационном уровне была сделана попытка комплексного исследования данной проблемы и получены новые результаты и выводы, которые нашли отражение в положениях, выносимых на защиту:

1) хотя в диссертации речь идет о конституционных процессах, происходивших в США в XVIII веке, поднятые в работе вопросы вполне актуальны для XXI века, так как существующий доныне конституционный строй США остается одним из наиболее удачных, служит ориентиром для изучения и подражания в различных странах, в том числе - в Российской Федерации;

2) конституционный строй США сложился благодаря действию различных факторов исторического характера, среди них: особенности политико-правовых отношений между североамериканскими колониями на разных социально-политических уровнях;

3) были выявлены различные типы общественно-политических порядков в тринадцати отдельно взятых штатах США; сделан акцент на радикально-демократических порядках в штате Пенсильвания, источником которых явилось учение христианско-церковной общины квакеров;

4) при изучении европейских идей, которых придерживались колонисты, особое внимание было уделено политическому учению Монтескье, а также ученика Ж.Ж.Руссо - Мабли; именно на Монтескье и

Мабли наиболее часто ссылаются отцы-основатели США; заветам Монтескье они пытались следовать в выработке конкретных политических рецептов;

5) конфедеративное устройство Соединенных Штатов, сложившееся в ходе Войны за независимость, явилось результатом противоречия между идейными платформами различных интеллектуальных групп США, защищавших интересы разных, порой антагонистических групп, локально-партикулярные стремления и др.

6) произведения триумвирата федералистов (А. Гамильтона, Д. Мэдисона, Д. Джея) являются важным этапом развития политологии и теории права, заслуживающими детального изучения, их федеративная теория была признана лучшей в XIX веке (об этом писал английский политолог Дж. Ст. Милль) и остается с небольшими оговорками таковой до сего дня, в частности для политической ситуации современной Российской Федерации;

7) Гамильтон и Мэдисон, если судить по их статьям 1787 -1788 гг., принадлежат к умеренно центристскому крылу политического спектра США своего времени; именно отказ от радикализма, взвешенный, порой компромиссный подход к сложнейшим проблемам политики позволил им отстоять Конституцию США 1787 г., добиться ее всенародного одобрения, и тем самым положить начало одному из великих государств современности;

8) Гамильтон и Мэдисон отбросили как анахронизм феодально-сословные устои Старого Света, но в то же время проявляли мало доверия к радикальному демократизму Джефферсона; они отказывались полностью доверять стихии народоправства и свойственным прямой демократии политическим формам (референдум, плебисцит и пр.);

9) основой организации государственной власти является в США не прямо, непосредственно выраженная воля народа, а система сдержек и противовесов между демократически сформированными ветвями власти.

Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научноисследовательской деятельности для сравнительно правовых исследований политико-правовой системы России и зарубежных стран, в первую очередь -США; в учебном процессе - как дополнительный материал по курсам истории государства и права зарубежных стран, истории правовых учений, конституционному праву зарубежных стран, истории политических партий и движений; в практической политической деятельности депутатов российского парламента при выработке концепций федерального развития России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были отражены в докладах и сообщениях автора на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: научно-практическая конференция «Гражданское общество, государство и право в переходный период» (Н. Новгород, 27 апреля 2001 г.); международная научно-практическая конференция «Социальная политика социального государства» (Н. Новгород, 4-6 октября 2001 г.); региональная научно-практическая конференция «Власть и право» (Н. Новгород, 30 октября 2001 г.), международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций» (Н. Новгород, 17-18 октября 2002г).

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Остроумов, Сергей Владимирович, Нижний Новгород

Заключение.

Создание США и присущего им своеобразного политико-правового режима происходило не скоротечным путем и отнюдь не стихийно. Разные группы населения, расселившиеся на западном берегу Атлантики, отличались пестротой религиозных убеждений, культурных традиций, языковых предрасположений. Среди поселенцев были богатые люди и практически лишенные всякого обихода контрактные слуги, афроневольники, "дикие" индейцы. За Атлантику с британских островов направили свои стопы феодальные бароны, банкиры, торговцы разных мастей и увечные члены экипажей пиратских судов. Далеко не все из них знали теорию естественного права, но в условиях, когда до бога было ближе, чем до королевского Тауэра, все они на практике стали активными приверженцами и проводниками естественно-правовых устоев, наверное — в той их форме, которукУ могли бы признать приверженцы Гоббса и от которой отвернулись бы с гневом позднейшие английские и французские просветители. Именно такие "заповеди" как свобода, справедливость, равенство возможностей и равенство ответственностей, право на многое, в т.ч. на имущество, на достойную жизнь, как нечто производное от права собственности, фиксируют все, кто пишет из Америки конца XVII - первых двух третей XVIII столетия.

Все попытки навязать американцам извне порядки европейских стран еще не отжившие в Старом Свете феодальные традиции, в первую очередь — Английские, оказались тщетными. Война за независимость явилась не конфликтом на этнической почве, а борьбой за создание нового государства, на базе тех ценностей, которые в Европе, на их исторической почве рассматривались как либеральные, базирующиеся на признании естественных прав человека, на ограничении во имя естественных правомочий регулирующей и репрессирующей силы государственной машины. Участники революционного процесса в Америки взяли на вооружение передовую политическую философию Европы, они защищали её идеологически. Они попытались претворить её в практику политической и гражданской жизни североамериканских штатов. Процесс шел асинхронно и равномерно. Некоторые штаты в отдельные отрезки времени выходили вперед в своих либеральных решениях. Другие проявляли больший консерватизм, большую лояльность к средневековым европейским традициям. В отличие от предшественников автор диссертации выделяет особую, опережавшую^, другие штаты позицию трех центральных штатов — Пенсильвании, Делавэра, Нью-Джерси, где большое влияние имели радикальные реформаторы христианства, в особенности квакеры. Высшей точки развития либеральное народовластие в США достигло в документах, к составлению которых оказались причастны Пейн и Джефферсон. Именно они наряду с Бенджаменом Франклином определяли идеологию войны за независимость, именно их идеи и призывы подняли на восстание многие сотни тысяч американцев. Вершиной политической активности демократического крыла американских либералов стала декларация независимости 1776 и статьи конфедерации 1777 г. преобразованные позднее в конфедеративную конституцию (1781 г.). Именно в этих политико-правовых памятников были прописаны наиболее важные позиции естественно-правовой концепции. Хотя большинство положений "Декларации." достаточно хорошо известны, тем не менее, рискнем сгруппировать их для большей наглядности. Составители декларации считали "самоочевидными следующие истины, "которых всего три: во-первых "все люди созданы равными" и это выражается в обладании ими "определенными и неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и стремление к счастью1. Во-вторых, "для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют". Здесь в упрощенной форме изложен тезис Локка об относительности власти, об ее зависимости от народного Отметим, что стремлением, т.е. возможностью, а не правом на счастье (благополучие, процветание и т.п.).

149 волеизъявления. В-третьих, "если форма правительства становится гибельной для цели самого своего существования (т.е. не служит благу управляемых — авт. диссертации), народ имеет право изменить или отменить ее, учредить новое правительство. в такой форме какая. лучше обеспечит его безопасность и благоденствие". Главный принцип, сформулированный в Декларации, давал право народу на восстание. В Декларации также есть неоднократные отсылки к "справедливости", "святой чести"1. Декларация 1777 г. и конституция 1781 г. Более прагматичны или, проще сказать, конкретнее, но, читая их, следует учитывать, что они не отменяли Декларацию, но конституционные документы 1777-1781 годов сохраняют естественно-демократических решений гражданских прав личности, равенство больших и малых штатов, а также в отмене каких-либо титулов наград, привилегий, тем более наследственных. Провозглашались также свобода слова и прений в конгрессе, свобода передвижения, религиозная терпимость2.

Эти положения легли в основу тех биллей о правах, которые приняли большинство штатов, власти которых были захвачены мощным потоком народного революционного движения.

Однако, победа над Англией, завершившаяся Парижским мирным договором очень скоро вызвала спад энтузиазма среди народных масс, столкнувшихся с традиционными трудностями (преимущественно, материальными) послевоенного времени. Конгресс начал терять свой авторитет и это, между прочим, явилось естественным результатом отказа от "жесткого" государства, в пользу "мягкого" политического режима (оба термина - "жесткая" и "мягкая" власть были предложены Монтескье), столь восторженно восхваляемого адептами правовой теории. В 1783-1785 гг. стало ясно, что естественно-правовая доктрина исчерпала себя. Больше того,

1 Честь (или достоинство) личности — категория естественного права, выдвинутая на передний план гуманистами Европы в 15-16 веках. Именно она стала главной в естественно-правовом статусе человека.

2 См. статьи 3,5,6. В частности, о титуловании заслуженных особ можно прочесть: "Ни собравшиеся на конгресс, ни какой либо отдельный штат не могут раздавать никаких дворянских титулов". дальнейшие попытки во всем следовать ее постулатам могут привести к гибели США.

В этих условиях возникает движение по-новому мыслящих федералистов, которое возглавили люди с практическим опытом и с позитивным, а не идеализированным подходом к гражданско-политической ситуации.

Федералисты добились перестройки государственного здания США на новых американских идеологических основах. Конституция США 1787 г. — это памятник не естественно-правовым идеалам, а прагматичному решению реально "позитивных" проблем государственной жизни.

Однако, Конституция 1787 г. не закрепила всего сделанного ранее. Она сохранила некоторые части ранней политико-правовой философии, в ее естественно-правовой части. Конституция 1787 подтвердила запрет на почетные титулы, закрепила равенство всех американцев (отвечавших установленным цензовым принципам) в политической и юридической сферах. Было подтверждено достоинство властей отдельных штатов, в т.ч. и в масштабах всей страны. Наконец, принцип разделения властей, последовательно проведенный федералистами филадельфийского конвента 1787 г. был призван защитить гражданские свободы каждого человека. Именно с Конституции 1787 гг. в практической политике и юриспруденции всего западного мира появляется такой термин как суверенитет личности -термин являвшийся и являющийся в наше время реальным воплощением антропологического принципа в обществознании, провозглашенного еще в XVII веке представителем теории естественного чистого естественного права (в первую очередь Пуфендорфу) и развившейся в XVIII веке передовыми обществоведами по обе стороны Атлантического океана.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Формирование конституционной доктрины американских федералистов»

1. Монографические исследования.

2. Алексеев Н.Н. Основы философии и права. СПб., 1999.

3. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1997.

4. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. М., 1995.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994

6. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Д. Голланд, А. Коллинз. М.: Мысль, 1981

7. Антология мировой философии. Т.1 4.1 М., 1969.

8. Аристотель. Этика. СПб. 1908. Соч. T.IV. М.: Мысль. 1983.

9. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т 1-4. М.: Мысль, 1976 -1984.

10. Американские просветители. Избранные произведения. Собранные М. Н. Гольдберг. Т. 1, 2. М. 1968,1969.

11. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей, Избранные статьи. С приложениём документов: Декларация независимости. Статьи Конфедерации. Конституция США. Пер. Голицын. Вермонт. 1990.

12. Аптекер Г. Американская революция 1763-1783. М. 1962.

13. Аптекер Г. Колонистская эра. М. 1961.

14. Бабич А. В. История Североамериканских Соединенных Штатов. Т 1, 2. СПб. 1912.

15. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

16. Баранов В.М. Об истинности законодательных понятий. Горький, 1987.

17. Баскин Ю.Я. ИстЬрия правовых и политических учений. СПБ., 2000.

18. Баскин Ю.Я. Очерки философии права . Сыктывкар, 1996.

19. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.

20. Берегнин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов. 1994.

21. Берман Г. Западная традиция права. М., 1985.ir.

22. Богарт Э. J1. Экономическая история Соединенных Штатов. М. 1927.

23. Болховитинов Н. Н.Становление русско-американских отношений. 1775-1815. М. 1966.

24. Болховитинов Н. Н. Россия и война США за независимость. 1775-1783. М. 1976.

25. Болховитинов Н. Н. США: проблемы истории и современная историография. М. 1968.

26. Бурин С. Н. Конфликт или согласие? Социальные проблемы колонистского Юга США (1642-1763). М. 1980.1. V.

27. Бошко В.И. Очерки развития правовой мысли : (От Хаммурапи до Ленина). Харьков, 1925.

28. Бэкон Ф. Сочинения.Т. 1-2. М.: 1974.

29. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

30. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1-2. М.: Юрист, 1996.

31. Виноградов Г.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

32. Владимиров Е. Существенные черты истории философии права. СПб, 1908.

33. Ворошилова Н. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль. Тип. Губернской Земской управы. 1872.

34. Война за независимость и образование США. Ред. Севастьянова Г. Н. М. 1976.

35. Гессен В.М. Возрождение естественного права. СПб., 1902.

36. Гессен В.М. Общее учение о государстве. СПб., 1912.

37. Гинс Г.К. Право и сила. Очерк по теории права и политики. Харбин, 1929.

38. Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М. 1969.1. V.

39. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избранные произведения. Т. 1-2 М., 1964.

40. Гоббс Т. Основы философии. Сочинения. Т. 1-2. М.: Мысль, 1964.

41. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2000.1. V.

42. Графский В.Г. и др. Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.

43. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М.: Ладомир. 1964.

44. Грязин И.Н. О «правовом реализме» в англо-американской философии права. Тарту. 1978.

45. Деборин A.M. Социально политические учения Нового времени. М.: Наука. 1958.

46. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909.

47. Еллинек Г. Общее учение о государстве. М., 1908.

48. Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М.: Наука, 1989.

49. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988.

50. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л. 1980.

51. Иванов Р. Франклин. М. 1972.

52. История США. Т. 1. Ред. Н. Н. Болховитинов. М.: Наука. 1982.

53. История буржуазного конституционализма XVII -XVIII века. М.: Наука, 1983.

54. История свободомыслия и атеизма в Западной Европе. Античность, средние века, новое время. Под ред. Н.П. Соколова. М.: Мысль. 1966.

55. История философии в кратком изложении. Ред. русского перевода И.И. Богут. М.: Мысль. 1991.

56. История правовых и политических учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Юрид.лит. 1987.

57. Политические партии США в новое время. Ред. Н. В. Сивачев. М. 1981.

58. Пейн Т. Избранные сочинения. М. 1959.У

59. Паррингтон В.JI. Основные течения американской мысли. Т. 1, 2, 3. М. 1962, 1963.

60. Каримский А. М. революция 1776 г. и становление америкаской философии. М. 1976.

61. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

62. Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма (критика религии, обоснование светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе). М.: Мысль. 1976.

63. Кленер Г. От права природы к природе права. М.: Прогресс, 1988.

64. Ковалевский М.М. История политических учений Нового времени. СПб., 1911.

65. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. Л., 1994.

66. Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906.

67. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1915.

68. Кузнецов А.В. „ Джон Локк и социально-политическая мысль французского просвещения второй половины XVIII века. Минск. 1984.

69. Курзенин Э.Б. С. Пуфендорф об общественном договоре. Англия и Европа: проблемы истории и историографии Арзамас. 2001

70. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения (1689 1714). М.: Ирис-Пресс, 1994.

71. Литвинова Е.О. Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892.

72. Локк. Два трактата о правлении. Соч. Т 3.

73. Локк Дж. Соч. ТД, 2. М.: Мысль 1985, 1988

74. Локк Дж. Опыты о законе природы. Т.З. Два трактата о правлении. Предсмертная речь цензора. 1664. Опыт о веротерпимости. Послание о веротерпимости., М.: Мысль 1988

75. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

76. Мабли Т.Б. Избранные произведения, ред. Н. П. Волгин. М. 1930.

77. Мильтон Дж. Речь о свободе печати. Ареопагитика. Казань. 1902.

78. Магадович И.И. История открытия и исследования Северной Америки. М. 1962.

79. Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. М. 1951.

80. Нерсесянц B.C. Право математика свободы. М., 1996.

81. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

82. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

83. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учение Нового времени XVI XVIII вв. М., 1912.

84. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1919.

85. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX начало XX в.). СПб., 1996.

86. Основные проблемы истории США в американской историографии: от колонизального периода до гражданской войны 1861-1875 гг. Ред. Г. Н. Севастьянов. М. 1971.

87. Острогорский М. Демократия и политические партии. Т. 1, 2. M.-JI. 1927-1930.

88. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.

89. Рахман Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Червони шлях. 1924

90. Ромашов Р.А. Государство: Теория, население, власть. СПб., 1998.

91. Руфинни Ф. Религиозная свобода. История идей. Вып. 1. СПб., 1914.

92. Савельев В.А. Теория возрождения естественного права в учении П.И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI XIX веков. М., 1979

93. Сальников В.П. История политических и правовых учений. СПб., 2000.

94. Сальников В.ПЧ Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.

95. Сатышев В.Е. Политико-правовые учения В Англии в эпоху буржуазной революции. М.: ВЮЗИ, 1985.

96. Спекторский Е. Проблемы социальной физики в XVII столетии. Варшава. 1910. Т.1.

97. Спекторский Е. Протестантство и рационализм в XVI-XVII столетиях.1. V.1. Варшава. 1911.

98. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . М., 1996.

99. Согрин В. В. Идейные течения в американской революции XVIII в. М. 1980.

100. Гаджиев B.C. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №71. V.

101. Галанза П.Н. Концепция естественного права в учении Гуго Гроция// Известия АН СССР. Отдел экономики и права. М. 1946. № 7.

102. Гертых В. Свобода и моральный закон Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994. № 1.

103. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально типическом истолковании. (О социологической значимости концепции Гоббса). // Полис. 1993.№ 6

104. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех» и ее судьбы в концепции «разделения властей Джона Локка) // Полис. 1994. № 3

105. Жуков В.Е. Социальная философия П.И. Новгородцева // Вестник Московского университета . 1992. № 3.

106. Киссель М.А. Принципы 1789 года (Генезис и первое применение) // Вопросы философии, 1989. №10

107. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. 1984. № 2

108. Лысов С.И. Естественно ли «естественное право?»// Актуальные проблемы юриспруденции. Выпуск 3. Часть 1. Тюмень: Тюменский госуниверситет. 1999

109. Медушевский А.Н. Идея разделения властей: история и современность. // Социологический журнал. 1994. № 1

110. Мееровский М.К. Английский деизм и Дж. Локк. Научные доклады высшей школы. // Филдсофские науки. 1972. № 4.

111. Нарский И.С. Джон Локк глазами XX века. Научные доклады высшей школы. // Философские науки, 1982. № 2.

112. Нерсесянц B.C. Декларация прав человека и гражданина в истории идей о правах человека // Социологические исследования, 1990. № 1.

113. Нерсесянц B.C. О неотчуждаемом праве каждого на гражданскую собственность // Государство и право, 1992. № 12

114. Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве (по поводу кн. Алексеева «Государство и право». Нач. курс. М., 1993) // Государство и право. 1995. № 2.

115. Рубин Н.В. Проблема естественного права Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России. Часть 4. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции (29-30 апреля 1999 года).СПб. 1999

116. Сапрыкин Ю.М. О классовой сущности политических взглядов Гаррингтона //Средние века. Вып. IV. М.: изд. АН СССР. 1953.; Вып. V. М.: АН СССР. 1954.

117. Сатышев В.Е. Джон Локк идеолог английской буржуазной революции XVII в. // Правоведение 1982 № 6

118. Сахарова Т.А. Новое о Локке // Вопросы философии, 1956 № 5.3 .Авторефераты и диссертации.

119. Захарченко М.В. Становление идеи практического разума в метафизике XVII века. Джон Локк и традиция естественного закона. Автореф. дисс. .канд. филос. наук, СПб, 1992.

120. Верховодов Е.В. Генезис теории естественного права в Западной Европе. .Дисс. .канд юрид. наук. Н.Новгород, 2000.

121. Курзенин Э.Б. Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа. Дисс. . канд. юрид. наук. Н.Новгород. 1998.

122. Остроумов Н.В. Джон Стюарт Милль и его учение о представительном правлении. Дисс. . канд. юрид. наук. Н.Новгород. 2001

123. Петрова М.М. Концепция общественного договора в английской философии XVII века. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. СПб., 1995.

124. Поляков А.В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций) Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Л., 1987.

125. Ромашов Р.А. Общество и государство: концепция Джона Локка: Автореф. дис. . канд. юрид. наук, СПб., 1995

126. Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху Средневековья и Нового времени и роль Гроций в становлении доктрин справедливой войны. Автореф. дис. . канд. юрид. наук, Н. Новгород, 20003.9

127. Царьков И.И. Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII-начале XX века: Автореф. дисс . . канд. юрид. наук, Саратов, 1998.

128. Литература на иностранных языках.

129. Adams R. S. The Politics Ideas of the American Revolution. NY. 1927.

130. Brant J. James Madison Vol I-VI Indianopolis. 1941-1961.

131. Brant J. The Fourth President: A life of James Madison. L. 1970.

132. Beard С. A. The American Government and Politics. Cambridge (Mass).4. 5.Chronicles of the Pilgrim-Fathers of the Colony of Plymouth. 1602-1625. Ed. A. Young. NY. 1971.

133. Chronicles of America. Ed. A. Johnson. Vol. 2. Boston. 1919.46. Encyclopedia Britannica.

134. Farrand M. The Frameing of the Constitution of the United States. NY. 1913.

135. Franklin B. The Papers. Ed. S.W. Labaree, W. B. Willcocks. Vol. XXII, XXIII. New Heaven. 1959.

136. Graham J. W. William Penn. Philadelphia. 1918 (2nd ed.)

137. Hunt J. The Life of James Madison. №9 1968 (2nd ed.).

138. Holcombe A. N. Our More Perfect Union. NY. 1950.

139. Macdonald A. F. American State Government and Administration. London. 1945 (3rd ed.).

140. McLaulin. Constitution History of the United States. NY. 1935.

141. Miller J. C. Origins of the American revolution. NY. 1943.

142. Miller J. C. Sam Adams: Pioneer in Propaganda. Boston. 1936.

143. Miller J. C. The Triumph of the Freedom 1775-1783. Boston. 1948.

144. Nettells C. P. The Roots of American Civilization. NY. 1938.

145. Ogg F. A. and Ray F. O. Introduction to American Government. Cam. (Mass.) 1951. 10 ed.

146. Otis J. The Rights of British Colonies Asserted and Provided The Pamphlets of the American Revolution. Vol I. Cambridge (Mass).

147. Osgood H. L. The American Colonies in the XVII century. Vol I-III. Boston. 1904-1907.

148. Osgood H. L. The American Colonies in the XVIII century. Vol I-II. Boston. 1924.

149. Pakman F. France and England in North America. №9 1897.

150. Records of the Colony of New Plymouth. Vol. II. Ed. N. Shurt, D. Pulcifer. Boston. 1858.

151. Root W. Т. The Relations of Pennsilvania with the British Government 16961765. Philadelphia. 1912.

152. Sait E. M. American Parties and Elections. NY. 1948. 4th ed.

153. Savelle M. The Foundation of American Civilization. London. 1942.

154. Savelle M. Seeds of Liberty. NY. 1948.

155. Selections from the Works of William Penn. Ed. John Sharpless. London. 1915. 2nd. ed.

156. The Popular Sources of Political Authority. Ed. Handlin O. and Handlin M. Cambridge. 1966.

157. Wertenbaker T. J. The Old South. NY. 1922.

158. Wertenbaker T. J. The Puritan Oligarchi. Boston. 1947.

159. Wright L. B. The First Gentlemen of Virginia. NY. 1940.

160. Wright L. B. The Atlantic Frontier 1607-1763. London. 1947.

161. Warren C. The Supreme Court in United States History. Vol. I-II. Boston. 1926 (new series).

2015 © LawTheses.com