Государственно-правовое учение Н. Н. Алексееватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Новоженина, Инна Владимировна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА.

1. «Евразийский» период становления и развития научных взглядов Н.Н. Алексеева.

2. Концептуальные основы и политико-правовая специфика евразийства.

3. Исходные мировоззренческие принципы Н.Н. Алексеева. Роль и место учения правоведа в евразианизме.

ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА О ГОСУДАРСТВЕ.

1. Воззрения Н.Н. Алексеева на сущность, специфику и тенденции развития российского государства.

2. Н.Н. Алексеев как оппонент и критик русского западничества.

3. Политико-правовой идеал Н.Н. Алексеева.

ГЛАВА 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКИХ И

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.Н. АЛЕКСЕЕВА.

1.Философские и методологические основы правового учения

Н.Н. Алексеева.

2. Идея правомочия в теории права Н.Н. Алексеева.

3. Правовой идеал евразийца.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Государственно-правовое учение Н. Н. Алексеева"

Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня российское государство и право подвергаются колоссальному реформированию, а государственно-правовая наука находится в поиске наилучших организационных форм этих важнейших социальных институтов. При этом не стоит забывать о необходимости творческой интерпретации чужого опыта с учетом уроков собственной истории, своеобразия нашей культуры. Во избежание новых ошибок и потрясений сегодня было бы нелишне обратиться к идейному наследию российской государственно-правовой мысли, искавшей решения аналогичных, скорее всего, вечных для России проблем. Таким «пророком в своем отечестве» можно назвать Николая Николаевича Алексеева. Идейный опыт ученого имеет не только познавательное, но и просветительское, и прогностическое значение. Творческая интерпретация его научного наследия дает возможность по-новому взглянуть на нашу историю и современность, нетривиально подойти к проблеме формирования правового государства. Критическое переосмысление опыта прошлого позволяет отсечь утратившее смысл и понять идеи, имеющие непреходящее значение, определяющие суть современных преобразований в сфере государства и права.

Восприятие ученым России в качестве особого мира - Евразии, в котором происходит синтез европейских и азиатских социокультурных элементов, предполагает подход, исключающий бездумное подражательство и обосновывающий государственно-правовые модели, органически выражающие уникальную культуру России.

В условиях критического пересмотра формационных схем, утверждения оси культуры актуальны исследовательские подходы правоведа к российскому государству и праву: познание их цивилизационной специфики на основе исторического опыта; стремление к преодолению догматики и созданию новых форм государства и права с учетом уникальности России; построение взаимоотношений личности и социального целого на паритетных началах; ориентированность на осознанный синтез ценностных принципов Востока и Запада; конструктивная направленность на восприятие разнообразного положительного опыта.

Особое значение интерпретация взглядов Н.Н. Алексеева на государство и право приобретает сегодня, когда государственно-правовая жизнь России определяется стремлением к реализации концепции правового демократического государства. Закрепленная в Конституции РФ данная идея по сей день является предметом научных исследований. Авторитетные ученые признают, что: «.В юридической науке никогда не существовало и не существует общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.»1.

Воззрения Н.Н. Алексеева настолько оригинальны, что намного опередили свое время. Поэтому они представляют интерес и сегодня. Принцип самопознания России - доминирующее начало творчества Н.Н. Алексеева, до сих пор сохраняет свое научно-познавательное значение. Не случайно важнейшей задачей современной отечественной науки остается поиск путей и предпосылок согласования общечеловеческих и традиционно-российских ценностей.

В результате научной интерпретации государственно-правового учения Н.Н. Алексеева предполагается получить ответы на те вопросы, которые стоят и перед современной отечественной юриспруденцией: возрождение российской государственности, утверждение ценности идеи государства и права, преодоление правового нигилизма, формирование правовой культуры, восстановление доверия граждан к государственным институтам, построение демократического социального правового федеративного государства и др.

1 См.: Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1996. С.З.

Обзор литературы. К сожалению, до настоящего времени исследований, специально посвященных государственно-правовому учению Н.Н. Алексеева, проведено не было. Самобытное творчество правоведа рассматривалось фрагментарно, в процессе изучения евразийства в целом.

Обширные библиографические исследования по евразийской тематике (О.В. Манихин, А.А. Троянов, И.А. Тугаринов и др.)2 включают как современные евразийцам отклики Зарубежья и России3, так и появившиеся после некоторого перерыва - послевоенные. Сначала интерес к евразийству возобновляется за рубежом со стороны эмигрантских и иностранных авторов4. Советские разработки темы «русского зарубежья», включающие и евразийство, начинаются с 1965 года, когда выходит в свет произведение Л.Н. Никулина «Мертвая зыбь» о сотрудничестве евразийцев с организацией ОГПУ «Трест». Более глубокий анализ евразийства представлен в работах

2 См., напр.: Евразийское движение: книги, журналы, сборники /Сост. и вступ. статья "Евразийство. Предчувствия и свершения" О.В. Манихина //Сов. Библиография, 1991. №9. С.78-88; Троянов АЛ. Изучение евразийства в современной зарубежной литературе (Краткий обзор) //Начала 1992. №4; Тугаринов ИЛ. Евразийство в круге нашего внимания //Вестник Выс.Шк. 1992, №7-9.

3 См.: Задачи Всероссийской научной ассоциации востоковедения //Новый Восток. Кн.1. М., 1922; Мещеряков Н.П. На переломе (из настроений белогвардейской эмиграции). М: Главполитпросвет, 1922. 73 е.; Белов В. Русская эмиграция на распутье. М., 1923; Степун Ф. А Рецензия на "Евразийский временник. Кн.З" //Современные записки. Париж, 1924. №21; Кизиветгер А. Евразийство //Русский экономический сборник. 1925. Кн.З./ Зеньковский B.B. Русские мыслители и Европа Париж, 1926; Бердяев НА. Утопический этатизм евразийцев: "Евразийство. Опыт систематического изложения" //Пугь.1927№8; Бищтли П.М. Два лика евразийства // Современные записки. 1927. T.31. С.421434; Милюков П.Н. Научные основы евразийства. Доклад прочитан 4.01.1927г. //Записки русского исторического общества в Праге. Прага, 1927. Кн.1; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн //Современные записки. Париж, 1928. Кн. 34; Изгоев А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Париж, 1933.

4 См.: Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Репринт изд. Нью-Йорк, 1956. М.: Изд. фирма "Информ-экспресс", 1992. 381 е.; Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.408 е.; Алексинская Т. Эмигрантская печать и писатели-эмигранты //Возрождение. Париж, 1957. №70; Boss О. Die lehre der Eurasier Ein Beitrag zur russischen Ideenges chichte des 20. Jahriumdert Wiesbaden, 1961.130 s.; Utechin S. Russia political thought N.Y., 1964; Riasanovsky N.V. The emergence of Eurasianism //Slavic studies. California, 1967-№ 4; Riasanovsky N.V. Asia through Russian Eyes //Russia and Asia. Stanford, 1972; Williams R.S. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (1921-1941). Cornelle Univ. Press. Itaca and London, 1972; Halperin Ch. Russia and steppe: George Vemadsky and eurasianism/ Wiesbaden, 1985; Raeff M. Russia abroad: A cultural history of the Russianemigration(1919-1939).N.Y, 1990.

М.И. Черемисской, Д.П. Шишкина, А.В. Гусевой5. Однако советский режим исключал саму возможность беспристрастного научного изучения немарксистской идейно-теоретической системы, в том числе взглядов Н.Н. Алексеева.

Из оценок современников правоведа можно отметить негативный «Отклик на публикацию Н.Н. Алексеева «На путях к будущей России (Советский строй и его возможности)» М.В. Вишняка, опубликованный в № 32 «Современных записок» в 1927 году. Критик несправедливо интерпретировал идеи евразийца как отрицание опыта европейской цивилизации, правового государства, демократии, парламентаризма.

Первым из современных ученых-юристов обратил внимание на государственно-правовые аспекты евразийства И.А. Исаев6. В поле зрения правоведа оказались и отдельные положения творческого наследия Н.Н. Алексеева. Рассматривая евразийство в качестве тоталитарной идеологии, И.А. Исаев приходит к выводу: «Власть для себя - это у квинтэссенция евразийства» . Нельзя сказать, что он одинок в своем восприятии евразийства. Напротив, такова принципиальная позиция многих современных критиков евразийства, которые не желают видеть в этой доктрине сложную комплексную сущность, навешивая на нее ярлык тоталитарности.

Возможно, такая оценка евразийства вызвана отдельными максималистскими формулировками программных документов евразийства и

5 Черемисская М.И. Концепция исторического развития у евразийцев //Тез. докл. межвузов, конф. "Современные проблемы философии истории". Тарту, 1979. С.186-192; Шишкин Д.П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX - начала XX. М., 1984. С.69-83. Рук., деп. в ИНИОН АН СССР; Гусева А.В. Концепция русской самобытности евразийцев: критический анализ. Л.: Лен. Ин-т авиац. приборостроения, 1986. 25 с. Рук., деп. в ИНИОН АН СССР.

6 См.: Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство //Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. С.203-222; Он же. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» //Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989. С.6-36. 7

Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России /Сост., вступ. ст., коммент. И.А. Исаева. М.: Русская книга, 1992. С.25. соответствующими высказываниями некоторых евразийцев. Однако такое понимание евразийства представляется однобоким, не раскрывающим его многообразного содержания. Кроме того, следует учесть и то, что Н.Н. Алексеев представил самостоятельное видение проблем, оказавшихся в поле зрения евразийства.

С начала 90-х гг. поток публикаций по евразийской тематике стал нарастать8. С 1996 года тема заняла свое место и в учебной литературе9.

В России с середины 90-х гг., когда увлечение евразийством переросло в евразийский бум, в числе переизданных работ оказались и некоторые статьи Н.Н. Алексеева. Впрочем, взгляды правоведа самостоятельно не рассматривались: включенные в антологии работы встраивались в общий ход повествования о евразийстве, иллюстрируя евразийские политические замыслы10.

Многое из научного наследия Н.Н. Алексеева не знакомо научной общественности, поскольку не переиздавалось со времен возникновения евразийства или же до сих пор не опубликовано и хранится в архивах.

Только в последние годы активно переиздаются отдельные работы Н.Н. Алексеева. Вновь изданы «Основы философии права», увидел свет сборник работ Н.Н. Алексеева о государстве «Русский народ и государство». Появились специальные комментарии и вступительные статьи к вновь опубликованным g

См., напр.: Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. (Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО //Иностранная литература, 1991. №12. С.213-227; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Политическая программа евразийцев, реальность или утопия? //Общественные науки и современность, 1992. №1. С.104-109; Омельченко Н.А. Споры о евразийстве (опыт исторической реконструкции) //Политические исследования, 1992. №3; Савкин И., Козловский В. Евразийское будущее России //Ступени. 1992. №2 С.80-116; Соболев A.B. Полюса евразийства. Л.П. Карсавин (1882-1952), Г.В. Флоровский (1893-1979) //Новый мир. 1992. №1. С.180-182; Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКПб //Вопросы философии, 1992. №2. С.78-84; Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (феномен евразийства) /Под ред. Ф.И. Гиренка. М., 1993. 185 е.; Толстогузов П. Камень, который отвергли строители. (Идейное наследие евразийцев и сегодняшний день) //Лепта. 1993. №2. С.109-123.

9 Честнов И.Л. История политических и правовых учений: краткое изложение и методологические рекомендации по самостоятельному изучению. СПб., 1996; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Издательство НОРМА, 1998.280 е.; Азаркин H.M. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юридическая литература 1999.528с.

10 См.: Мир России-Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. Шк., 1995. 399 с. работам теоретика и философа права (А. Дугин, Д. Тараторин, Г.Г. Бернацкий, В.Г. Соболев), а также отдельные статьи в хрестоматиях по истории политической мысли (И.А. Исаев) и в Интернете11. Целостного восприятия научного наследия мыслителя такие краткие аннотации дать не могут.

Следует отметить, что феномен возродившегося через десятилетия евразийства, занимает многие умы12. Обобщая факторы современного внимания к евразийству, можно выделить линии идейно-политического, мировоззренческого и научного обращения к этой концепции.

Активный научный интерес к евразийству в целом с начала 90-х годов продиктован желанием познать исторический опыт, полезный для решения проблем современности (И.А. Исаев, С.Ю. Ключников, В.П. Кожинов, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская, JI.B Пономарева, А.В. Соболев, С.С. Хоружий и др.)13

11 См.: Алексеев H.H. Русский народ и государство /Сост. АДугин, Д Тараторин M.: Аграф, 2000. 640 е.; Алексеев H.H. Основы философии права /От. Ред Бернацкий ГГ., Сальников ВЛ, Сацдулов ЮА. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 256 е.;

Антология мировой правовой мысли. В 5 Т. Т. 5. Россия конец Х1Х-ХХв. УОгв. Ред ИА Исаев. М.: Мысль, 1999. С.576; С.582-590.

12

См.: Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности //Вопросы философии. 1995. №6. С.49-63; Люкс Л. Евразийство и консервативная революция //Вопросы философии. 1996. №3. С.57-69; Сендеров В. Евразийство - миф XXI века //Вопросы философии. 2001. №4. С. 47-55; Мир России - Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская и др.

13 См., напр.: Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство //Тоталитаризм как исторический феномен. M., 1989. С.203-222; Он же. Евразийство - миф или традиция? //Коммунист, 1991. №12. С. 106-118; Он же. Политико-правовая утопия в России (конец 19- начало 20в.). М.: Наука, 1991. 272с.; Хоружий С.С. Карсавин и Де Местр //Вопросы философии, 1989. №3. С.79-118; Он же. Лев Платонович Карсавин //Литературная газета, 1989. №8. 22 февраля; Он же. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский //Начала, 1991. №3. С.22-30; Дурновец В. Между лесом и степью //Родина. 1991. №4, С.51-55; Нерознак В.П. Предисловие к статье Л.Н. Гумилева //Наше наследие, 1991. №3. С.19; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус //Философские науки, 1991. №12. С.103-108; Соболев А.В. Князь Н,С. Трубецкой и евразийство //Литературная учеба, 1991. №6. С. 121-131; Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов /Ред. Л.В. Пономарева. M.: Рос. АН Институт всеобщей истории, 1992. 180 е.; Ключников С. Русский узел евразийства //Наш современник, 1992. №3. СЛ74-180.; Кожинов В. Историософия евразийцев //Наш современник, 1992. №2. С.140-144.

Диссертационный уровень исследования представлен широким кругом работ14. Можно заметить, что внимание современных ученых к евразийству ограничивается проблемами философии, социологии, истории, политики и геополитики. Гораздо меньше внимания уделяется государственно-правовым аспектам евразийского наследия, представленным работами Н.Н. Алексеева. До сих пор в отечественной юриспруденции нет ни одной диссертационной работы, направленной на исследование научного творчества Н.Н. Алексеева. Проведенный библиографический анализ свидетельствует так же об отсутствии до настоящего времени монографий, посвященных государственно-правовому учению Н.Н. Алексеева.

Этот пробел подлежит восполнению в процессе дальнейшего изучения данной темы.

Объект настоящего исследования представляют государственно-правовые взгляды Н.Н. Алексеева: становление и развитие его идей; их мировоззренческая основа; исходные положения государственно-правовой доктрины.

Предмет - сущностные признаки и характеристики государственно-правового учения Н.Н. Алексеева в их понятийно-правовом постижении.

Цель исследования составляет научная интерпретация государственно-правовой концепции Н.Н. Алексеева, представляемой в качестве целостной

14 См.: Урханова РА Евразийство как идейно-палитческое течение в русской культуре XX века». Авгореф. дасс. . .кацд.фиуюс.наук М., 1992; Горяев А.Г. Евразийство как явление культуры России: ислхрико-философский аспект. Авгореф. дасс. . .кандфилос.наук М, 1993; Данилов С.И. Социальная философия евразийства истоки, сущность, современное состояние. Авгореф. дисс. . .кацдфилос.наук М., 1994; Калесниченко Ю.В. Концепция личности в философии евразийства Авгореф. дисс. . .кандфилос.наук М., 1994; Игнатова C.B. Историко-философский анализ евразийского учения. Авгореф. дисс. .кандфилос.наук М., 1995; Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение - евразийство (1921-1932). Авгореф. дисс. .кандисг.наук. М., 1995; Омельченко НА. Общественно-политическая мысль российского зарубежья об истоках, значении и историческом опыте революции 1917 г. В России Авгореф. дисс. .докг.ист.наук М., 1995; Виленш И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: Авгореф. дисс. . .кацдисг.наук М., 1995; Бе Гю Сонг. Концепция евразийства в России: истоки и современность: Авгореф. дисс. . .кацдполиг.наук М., 1997; Шатилов АБ. Евразийство как феномен политической культуры (Двадцатые годы XX века): Авгореф. дисс. .кацдполиг.наук М., 1999; Пишун КВ. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации): Авгореф. дасс. .кацдполиг.наук Владивосток, 1999; Хобга В.В. Евразийство как явление российской политической культуры: Авгореф. дасс. .кандпалиг.наук, Уссурийск,2001. совокупности идей: уяснение и раскрытие смысла учения в контексте современных проблем теории и истории государства и права.

Для достижения указанной цели в настоящей работе ставятся следующие основные задачи:

- Анализ генезиса и развития научных взглядов Н.Н. Алексеева;

- Установление мировоззренческих и методологических основ учения Н.Н. Алексеева о государстве и праве;

- Соотношение государственно-правовых взглядов Н.Н. Алексеева с концептуальными положениями евразийства;

- Изучение воззрений Н.Н. Алексеева на сущность, специфику и тенденции развития российского государства;

- Сравнительный анализ взглядов Н.Н. Алексеева и «русского западничества»;

- Рассмотрение государственной модели Н.Н. Алексеева в сопоставлении с западной либеральной мыслью и народным идеалом «государства правды»;

- Раскрытие идеи правомочия, ее роли и места в теории права Н.Н. Алексеева;

- Установление правового идеала и путей усовершенствования права России в концепции Н.Н. Алексеева.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. При написании диссертации автор руководствовался принципами историзма, детерминизма, объективности, плюрализма. Использовались общенаучные и частнонаучные методы: системный, историко-сравнительный, проблемно-теоретический, хронологический, сочетание цивилизационного и институционального подходов.

Исследование опирается на анализ трудов основоположников евразийства -Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева. Особое внимание в диссертации уделяется работам Н.Н. Алексеева, посвященным государственно-правовой проблематике. В диссертации нашли отражение труды представителей политико-правовой мысли России второй половины XIX - начала XX в. (Н.А. Бердяева, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева), западной либеральной мысли, в частности Д.С. Милля, А. Токвиля; широко используются работы отечественных ученых, посвященные проблемам теории и истории права и государства, истории правовых учений (в частности, Г.В. Мальцева, С.Н. Бабурина, В.Г. Графского, И.Ю. Козлихина, 03. Лейста, Д.И. Луковской, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, А.С. Панарина, В.Н. Хропанюка, З.М. Черниловского).

Источниковая база диссертации представлена опубликованными научными работами ранних евразийцев, критическими и аналитическими публикациями современников евразийства, архивными материалами Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) из фондов П.Н. Савицкого, К.А. Чхеидзе, С.Г. Пушкарева.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в научный оборот впервые вводится государственно-правовое учение Н.Н. Алексеева как система воззрений, обладающая качественным своеобразием и имеющая социально-историческую детерминацию. Государственно-правовое учение мыслителя впервые рассматривается в контексте его философских, этических и исторических представлений; анализируется в системе историко-правового знания и оценивается с точки зрения преемственности, новизны и значения для современности.

В настоящей работе впервые используются и анализируются ранее не введенные в научный оборот статьи, письма Н.Н. Алексеева, организационные и иные документы евразийства, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации.

Научную новизну диссертации определяют следующие основные выводы и положения, выносимые на защиту:

• Смысловую доминанту концепции Н.Н. Алексеева образует триединство: во-первых, направленности учения на раскрытие своеобразия государства и права России, обусловленного уникальностью культуры; во-вторых, стремления к преодолению «русского западничества», понимаемого как идейное и практическое господство культуры Запада, уничтожающее традиционные духовные ценности; в-третьих, противопоставления «русскому западничеству» образцов государства и права, которые должны отражать оригинальную культуру России. Таким образом, культура, понимаемая как духовное богатство народа, является стержнем учения Н.Н. Алексеева.

• В основе идейно-теоретической системы Н.Н. Алексеева находятся общие для всего евразийства мировоззренческие и теоретико-методологические предпосылки. Однако наряду с общеевразийскими компонентами учение правоведа содержит элементы, отличные не только от взглядов Л.П. Карсавина, взявшего курс на апологию «русского марксизма», но и основоположника евразийства Н.С. Трубецкого, по-иному акцентировавшего евразийские проблемы.

• Учение Н.Н. Алексеева опирается на ценностную иерархию, своеобразие которой состоит в том, что ее вершина - обладающая духовным потенциалом личность, раскрывающая данную культуру и составляющая ее органическое единство. Ценность государства определяется его способностью быть формой, обеспечивающей существование и развитие культуры, условия духовного совершенства личности. Предназначение права, суть которого раскрывает идея правомочия, - свободное развитие личности.

• Н.Н. Алексеев актуализирует проблему личного духовного совершенства. Прогрессивное значение имеет представление мыслителя о взаимовлиянии личного и институционального (государственно-правового) усовершенствования, первоосновой при этом выступает духовное развитие личности. Так, правовой идеал связывается ученым с воспитанием нравственного правового субъекта, обладающего развитым правосознанием; государственное совершенство также имеет личные - нравственные гарантии.

• «Государство - нравственное целое». Данная идея является ключевой в государственно-правовом учении Н.Н. Алексеева, отождествившего понятия «государство» и «государственно-организованное общество». Она имеет античные истоки, общие для концепции русского правоведа и правового этатизма Гегеля. Такое понимание государства предопределяет специфичность правового идеала русского правоведа, отличающегося как от восточного деспотизма, так и от западного либерализма.

• Русская революция 1917г., воспринятая правоведом в качестве логической вехи в истории России и всей мировой истории, сыграла решающую роль в формировании мировоззрения и научных взглядов Н.Н. Алексеева. По оценке правоведа, революция отразила циклический характер российской истории и вынесла на своей волне народные идеи (народоправства, социальной справедливости, твердой власти), перманентно определяющие государственное и правовое бытие России, открыв пути формирования новой культуры, нового государства и права.

• Государственный идеал правоведа строится с учетом выявленных им и переработанных, ориентируясь на общечеловеческие ценности, народных представлений о «государстве правды», отражающих синкретность религиозных, нравственных, правовых и политических воззрений народа. Государство, право и мораль традиционно рассматриваются правоведом в неразрывном единстве.

• Совершенное государство по Н.Н. Алексееву - это «государство правды», которое мыслилось им в качестве демократического социального правового федеративного государства. Его концепция правового государства, учитывающая приоритеты народного правосознания и выявленные им особенности России, отличается от крайне либеральных доктрин опорой на идею целого и дополнением правовых начал нравственными, ориентацией на духовное совершенство. Алексеевская модель государства может быть сопоставлена с либерально-демократической доктриной, имея общие теологические основания. Позитивное значение критики Н.Н. Алексеева современных ему западных демократий состоит в обозначении проблемы реального воплощения идеи демократии, а не только ее формальных атрибутов (представительных органов, народного голосования и т.п.).

• Стремление ученого подчинить государство нравственности рождает утопию, что признает и сам автор. Уязвимы для критики в концепции евразийца принцип нравственного совершенства, положенный Н.Н. Алексеевым в основу отбора политической элиты, отказ от режима многопартийности, терминологическая замена «системы сдержек и противовесов» «системой специализации». Рассчитанные на идеальное государство в реальной жизни названные положения доктрины Н.Н. Алексеева могут сыграть прямо противоположную роль, неся угрозу свободе, рискуя послужить деспотизму или анархизму.

• Евразийское понимание культуры предопределяет подход к праву, воспринимаемому евразийцем в качестве ветви культуры. Правовед доказывает, что право не является исключительной принадлежностью Запада. Россия - пример специфического функционирования права: наряду с правовым нигилизмом по отношению к установленному (юридическому) праву правоведом отмечается значительная роль народного (обычного) права. Основу преодоление правового нигилизма и эффективного функционирования права ученый видит в построении установленного права с учетом особенностей народного (обычного) права и правосознания. В основе теории права Н.Н. Алексеева, отвечающей специфике России, лежит принцип этической подчиненности права.

• Оригинальная теория Н.Н. Алексеева, определяющая право через категорию «правомочия», отражает стремление к преодолению догматизма и формализма других правовых школ и прояснению сути этого феномена. Понятие «правомочие», выражающее свободную возможность поступать по своему усмотрению, с точки зрения правоведа, адекватно русскому правосознанию (в отличие от заимствованного понятия «субъективное право») и составляет основу построения специфичной для России системы правовых понятий: правомочие - обязанность (норма) - установленное право.

• Правовед строго различает два способа государственного регулирования: предоставление правомочий (правоустановительная деятельность) и возложение обязанностей (нормоустановительная деятельность). Критерием оценки правового характера установлений государства выступает правомочие. Установления государства имеют правовой характер, поскольку в них предоставляются правомочия; нормоустановления имеют правовой характер, поскольку они связаны с правомочиями. Позже сходная идея оценки позитивного (установленного) права с точки зрения справедливости на основе критерия фундаментальных субъективных прав была развита в западной концепции «возрожденного естественного права» Рональда Дворкина. Основанная на идее свободной возможности правовая концепция евразийца обращена к личности, вместе с тем она возвышает ценность идеи государства и права.

• Необходимым условием социальной и государственной организации, соответствующей сути русско-евразийской культуры, синтезирующей Восток и Запад, Н.Н. Алексеев определяет соразмерность начала права и начала обязанности. Правовед обосновывает историческое значение для России концепции правообязанности и функциональной связи субъективных прав и обязанностей. В этом проявляется правовой аспект решения проблемы личности и общества, государства.

Научно-практическая значимость работы определяется стремлением расширить границы познания истории правовых учений, теории государства и права, а так же философии права идеями евразийца Н.Н. Алексеева.

Материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы для будущих исследований и в преподавательской работе: при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории правовых учений, теории государства и права, философии права, а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Института права Башкирского государственного университета. Положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на научно-практической конференции: «Проблемы обеспечения прав человека в современных условиях». Уфа, 10 декабря 1999; международной научной конференции: «Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития». Уфа, 14-15 сентября 2000; российской научно-практической конференции: «Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях». Уфа, 26 апреля 2001; международной научной конференции: «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений». Самара, 14-15 мая 2001; теоретической конференции аспирантов, соискателей и студентов: «Права человека и проблемы их защиты». Уфа, 8 июня 2001; международной научной конференции «Евразийство - будущее России: диалог культур и цивилизаций». Москва, 30 октября 2001; международной научной конференции «Межкультурный диалог на евразийском пространстве». Уфа, 30 сентября - 2 октября 2002.

Структура работы. Избранная автором структура диссертации продиктована логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по три раздела каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Новоженина, Инна Владимировна, Уфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате научной интерпретации теоретического наследия правоведа представляется возможным сделать вывод о том, что суждения Н.Н. Алексеева о государстве и праве составляют систематизированное учение. Его методологический стержень - социо-культурный подход, органицизм, историзм, подчеркнутое внимание к категории особенного. Н.Н. Алексеевым разработан понятийно-категориальный аппарат, который выражает содержательное решение вопросов о происхождении государства, о закономерностях развития государства и права (взаимосвязи этих институтов с «месторазвитием», культурой и др.), о форме, социальном назначении, принципах устройства «правильного» государства, принципах права (соразмерность начала прав и обязанностей, нравственная подчиненность права, соответствие юридического права народному правосознанию и др.), о соотношении личности, общества, государства и права. Кроме того, теория Н.Н. Алексеева содержит критические оценки современных ему западных демократий, советского государства и права, учитывая и этот опыт, правовед строит свои модели совершенного государства и права. Таким образом, Н.Н. Алексеев наряду с философским и чисто теоретическим осмыслением государственно-правовой проблематики стремится практически приспособить полученные выводы к реалиям современности. Отталкивание от советской системы определяется тем, что в ней нашел разрешение русский революционный вопрос, не всегда сознательное, но порой включающее и народную психологию, правосознание.

В своей доктрине Н.Н. Алексеев раскрывает закономерные связи личности, общества (культуро-личности), государства, права, морали, включая ряд подсистем: личность (с ее правами и обязанностями) - культуро-личность (как единство множества индивидуальных личностей) - государство (как форма культуро-личности, с его обязанностями и правами); культура - право (как ветвь культуры) - государство (как институт, обеспечивающий механизм правового регулирования); личность (с ее правомочиями и обязанностями) - право (как первооснова реального претворения в жизнь правомочий и обязанностей личности) и др.

При определении государства правовед совмещает ряд подходов. Государство понимается им социологически, культуроцентрично (А.С. Панарин), с органицистских позиций. Теоретик рассматривает этот институт, прежде всего, как особый вид человеческого общения, особую зависимость людей, а так же как форму единства культуры. Государство представлено Н.Н. Алексеевым как система четырех элементов: территории, народа, власти и организованного порядка (формы государства). При этом территория («месторазвитие», обладающее величиной, формой, местоположением, природными качествами) является базисным признаком, оказывающим воздействие на все другие признаки. Народ рассматривается в качестве органического единства - культуро-личности, при характеристике которого первенство отдается не расовым, национальным и т.п. признакам, а идее культуры. Личность воспринимается как член социального целого, живущего в определенных географических условиях, индивидуация культуро-личности - реальный носитель культуры. Форма государства в теории Н.Н. Алексеева отражает особенности территории и культуры. Из чего проистекает вывод о том, что не может быть одинаковых форм ддя государств разных культур, имеющих свое «месторазвитие». Познав особенности России, правовед предпринял попытку определить отражающие их формы государства.

Самопознание, начатое в сфере государства и права Н.Н. Алексеевым, может оказать существенную помощь на пути формирования правового государства, позволяя дать простор позитивным тенденциям России (духовность) и ослабить негативные моменты (правовой нигилизм).

Анализ предложенной Н.Н. Алексеевым для России формы государства позволяет заключить, что правовед стремился отразить общечеловеческий опыт и вместе с тем - специфику нашей страны. Так, по форме государственного устройства совершенное российское государство - федерация как союз народов, основанный на наднациональной государственной идее. Хозяйственно-географический принцип кладется в основу федеративного устройства. По форме правления - республика (представительная форма правления), в которой единоличное (монархическое) начало сочетается с аристократическим (ведущий слой) и демократическим (советы). По форме государственного режима -«демотическая идеократия»: демократия, в которой государство (народ) понимается как органическое целое, и наряду с народным суверенитетом, образно признается суверенитет идеи (закрепленной в конституции социально-политической программы государства), диктатура которой делает государство сильным. В таком государстве утверждается свобода личности, ее право на духовное развитие. Государство реально обеспечивает права личности, которые с другой стороны являются обязанностями государства. Его отличает паритет государства и личности; плюрализм реальных интересов; режим законности; верховенство закона. Политика этого государства осуществляется в интересах народа и с его участием.

Совершенное государство России, учитывая народные приоритеты, мыслится правоведом как государство правовое, демотическое (так Н.Н. Алексеев преломляет начала вольницы, народоправства как демократии в узком смысле); идеократическое (при этом народная идея диктатуры трансформируется в диктатуру идеи - стабильной социально-политической программы государства, обеспечиваемую ведущим слоем); социальное (государство с положительной миссией, обязанности которого коррелируют правам граждан, в его основе - народная идея служения социальной правде).

Теория права Н.Н. Алексеева, основанная на идее правомочия, не разрывает государство и право, не противопоставляет право и закон. Правовед, не утрачивая связи с реальностью, не подменяя сущее должным (чем страдает, например, либертаризм), в то же время делает шаг вперед по сравнению с позитивизмом, определяя критерий права реальный, а не формальный, приближая установленное право к идеалу.

Можно заключить, что своим учением о государственно-правовом идеале ученый предостерегает от возможного обольщения исключительно правовыми мерами разрешить все проблемы общества и государства. Концепция русского правоведа может быть интерпретирована как актуальное предостережение от полного отказа от нравственных социальных регуляторов, внутренней духовной работы каждого и замены их чисто внешней правовой регламентацией отношений, которая всегда и везде требует своей меры. Законопослушание делает честь каждому гражданину, однако, не исчерпывает всего богатства человеческой личности. Страшен как правовой нигилизм, так и беззаветная вера в неограниченные возможности правового регулирования.

В защиту евразийского государства можно привести слова современного российского философа А.А. Королькова: «В сущности, нынешнее движение к «новому мышлению», основанному на рассудочности, делячестве и чисто правовом регулировании человеческих отношений в России, без «излишеств» совести - означает попытку расстаться с самой русскостью как неповторимостью исторически сложившихся национальной души, культуры, всего бытия»1.

Кроме того, и на Западе «новые правые» сегодня проводят критику западных приоритетов, ориентированных на удовлетворение материальных потребностей: стремление лишь к материальным ценностям способствует утрате нравственных идеалов и отчуждению личности. С позиций «новой школы мышления» следует сохранять самобытность культур, стремиться к органическому обществу и возрождению лучших европейских культурных традиций2. Мы видим, что тождественные евразийским идеи сохраняют свою актуальность и для сегодняшнего западного общества.

1 Корольков А.А. Философия права: западноевропейская и русская традиция //Русская философия права (антология) /Сост. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, M.B. Сальников. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. С.434

2 См.: Ананьева М.И., Иконникова Г.И. Новые тенденции современной буржуазной социологии. М., 1993. С.43-49; Неоконсерватизм: «Новые правые» во Франции //Социальный идеал и массовое сознание: историко-культурное наследие/ИНИОН РАН. М., 1992. С.46-85.

Недостижимость авторского идеала государства и права обусловлена стремлением Н.Н. Алексеева сочетать несочетаемое: относительное земное государство и право - с святым и ценным; необоснованным возвышением государства до личного идеала «Умного Деланья».

Такая нравственная утопия, имеющая своей осью культуру, понимаемую именно как духовное богатство народа, обладает правом на существование. Концепция Н.Н. Алексеева может рассматриваться не только как основа для воспитания патриотизма, усвоения нравственных ценностей, но и ориентир, указывающий идеалы государства и права.

Современные ученые признают, что конституционное закрепление новых принципов государства не уменьшает значения этой проблематики: «Ведь не имея цельной и всесторонне разрабатываемой концепции правового государства, практически невозможно нормально решать одну из ключевых стратегических задач современной России - формировать, упрочивать и развивать на отечественной социокультурной почве демократически-правовую государственность»3.

Разделяя мировоззренческие принципы евразийства, и являясь одним из лидеров движения, правовед Николай Николаевич Алексеев конкретизировал общефилософские основы евразийской мысли применительно к проблемам государства и права России. Его модель правового государства - «государство правды» - попытка облечь единство российской культуры в органически присущие ей формы, соответствующие уникальности России и народному идеалу. Начатый ученым поиск организационных форм, обеспечивающих процветание культуры, остается незавершенным. Однако направление политико-правовой мысли задано, и нам еще предстоит его оценить, избегая крайностей «ура-патриотизма», «из принципа» утверждающего наш «другой» путь развития вопреки здравому смыслу и мировому опыту, и «западничества», предлагающего механически заменить всю российскую культуру западной.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Государственно-правовое учение Н. Н. Алексеева»

1. Источники 1.1. Опубликованные труды Н.Н. Алексеева:

2. Введение в изучение права. М., 1918.

3. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919.

4. Общее учение о праве. Курс лекция, прочитанный в Таврическом университете в 1918/19 году. Симферополь, 1919. 161 с.

5. Основы философии права. Прага, 1924.

6. Идея земного града в христианском вероучении //Путь. Париж, 1926. №5. С.15-31.

7. Христианство и идея монархии //Путь. Париж, 1927. №6. С. 13-24.

8. Евразийцы и государство //Евразийская хроника. 1927. Вып. 9.

9. На путях к будущей России: Советский строй и его политические возможности. Париж, 1927.

10. Советский федерализм //Евразийский временник. 1927. Кн. 5.

11. Народное право и задачи нашей правовой политики //Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.8.

12. Русский народ и государство //Путь. 1927. №8

13. Записка о суде //Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.9. С. 1622.

14. Отправные точки нашей политики //Евразия. 1928. №1

15. Обязанность и право //Евразийская хроника. 1928, Вып.Х.

16. Алексеев Н.Н., Ильин В.Н., Савицкий П.Н. О газете "Евразия": газета "Евразия" не есть евразийский орган. Париж, 1929.

17. Евразийство и марксизм //Евразийский сборник. Кн.6. Прага,1929.

18. Записка. Париж, 1929 //Мир России Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. С.303.

19. Русское западничество //Путь.1929. №5. С.81-112.

20. Религия, право и нравственность. Paris YMCA press, 1930. 105 с.

21. Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж: Издание евразийцев, 1931. 187 с.

22. Современные задачи правоведения //Сб. «Тридцатые годы». Париж, 1931. С.213-221.

23. К учению об объективном праве //Сб. «Тридцатые годы». Париж, 1931. С.222-254.

24. Духовные предпосылки евразийской культуры //Евразийская хроника. 1935. Вып.11.

25. Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин: издание евразийцев. 1936. 102с.

26. О будущем государственном строе России //Новый град. 1938.13.

27. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1955. 407 с.

28. Опубликованные труды других евразийцев:

29. Карсавин Л.П. Основы политики //Евразийский временник. 1925.1. Кн.4.

30. Карсавин Л.П. Социализм и Россия //Евразия. 1928. №6; 1929. №7, 8.

31. Савицкий П.Н. Степь и оседлость //На путях. Утверждение евразийцев. Москва-Берлин, 1922. Кн.2.

32. Савицкий П.Н. Подданство идеи //Евразийский временник. 1923.1. Кн.З.

33. Савицкий П.Н. Россия особый географический мир. Прага: Евразийское книгоиздетельство. 1927. 68 с.

34. Савицкий П.Н. Газета "Евразия" не есть евразийский орган // Мир России Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. С.305.3 3. Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство //Тридцатые годы.Утверждение евразийцев.1931. Кн.7.

35. Сувчинский П.П. Сила слабых //Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн.1.

36. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920. 88с.

37. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме //Исход к Востоку. Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София. 1921. Кн.1.

38. Трубецкой Н.С. Мы и другие //Евразийский временник. Берлин. 1925. Кн.4.

39. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм //Евразийская хроника. 1927. Вып.9.

40. Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления //Евразийская хроника. 1927. Вып.9.

41. Трубецкой Н.С. Письмо в редакцию //Мир России Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. С.300-301.

42. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Евразийская хроника. 1935. Вып. 11.13. Издания евразийства:

43. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София: Рос.-болг. кн. изд., 1921. Кн.1. 125 с.

44. На путях. Утверждение евразийцев. Берлин: Геликон, 1922. Кн.2.357 с.

45. Евразийский временник. Непериодическое издание /Под ред. Петра Савицкого, П.П. Сувчинского и кн. Н.С. Трубецкого. Берлин: Евраз. кн. изд., 1923. 175 е.; Кн.З. 253 е.; 1925. Кн.4. 445 е.; Париж, 1927. Кн.5. 308 е.; Прага, 1929. Кн. 6. 80 с.

46. Евразийская хроника. Прага: Изд. евразийцев, 1925. Вып. 1-4; Париж, 1926. Вып. 5-6; 1927. Вып.7-9; 1928. Вып.Ю.

47. Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж, 1926.78 с.

48. Евразийство: Формулировка 1927г. //Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.9. С.3-14.

49. Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики. Париж, 1928-1929. №1-34.

50. Путь евразийства (Передовая статья) //Евразия. 1929. №8.

51. Евразийский сборник: Политика. Философия. Россиеведение. Прага: Евразийское книгоиздательство, 1929. Кн. VI.

52. Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Париж: Издательство евразийцев, 1931. 317 с.

53. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Прага: Евраз. кн. изд., 1932. 28 с.

54. Евразийские тетради. Париж, 1935. №5.

55. Критические и аналитические публикации эпохи евразийства:

56. Задачи Всероссийской научной ассоциации востоковедения //Новый Восток. Кн.1. М., 1922.

57. Мещеряков Н.П. На переломе (из настроений белогвардейской эмиграции). М.: Главполитпросвет, 1922. 73 с.

58. Белов В. Русская эмиграция на распутье. М., 1923.

59. Степун Ф. А. Рецензия на "Евразийский временник. Кн.З" //Современные записки. Париж, 1924. №21.

60. Кизиветтер А. Евразийство //Русский экономический сборник. 1925. Кн.З.

61. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж, 1926.

62. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев: "Евразийство. Опыт систематического изложения" //Путь. 1927.№8.

63. Бицилли П.М. Два лика евразийства //Современные записки. 1927. Т.31. С.421-434.

64. Вишняк М.В. Отклик на публикацию Н.Н. Алексеева "На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности)" //Современные записки. Париж, 1927. №32. С.487-493.

65. Милюков П.Н. Научные основы евразийства. Доклад прочитан 4.01.1927г. //Записки русского исторического общества в Праге. Прага, 1927. Кн.1.

66. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн //Современные записки. Париж, 1928. Кн. 34. С.312.

67. Изгоев А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Париж, 1933.15. Архивные материалы:

68. ГАРФ. Ф. П.Н. Савицкого №5783. Оп. 1.Ед.хр.191. Статья Н.Н. Алексеева о русской революции. 1929г.

69. ГАРФ. Ф. П.Н. Савицкого №5783. Оп. 1.Ед.хр.256. Замечания (неизвестного автора) к отд. III и IV к книге Н.Н. Алексеева. 1928г.

70. ГАРФ. Ф. П.Н. Савицкого №5783. Оп. 1.Ед.хр. 359. Л.Д. 172. Примечания П.Н. Савицкого.

71. ГАРФ. Ф. П.Н. Савицкого №5783. Оп. 1.Ед.хр. 401. Письмо Н.Н. Алексеева Н.С. Трубецкому. Декабрь 1928г.

72. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№5. Л.д.1. Письмо Н.Н. Алексеева К.А. Чхеидзе от 1 марта 1932г.

73. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№5. Л.д.7. Письмо Н.Н. Алексеева К.А. Чхеидзе от 15.11.32г. Париж.

74. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№102. Л.д.1-3. Обращение Белградской группы евразийцев к редколлегии еженедельника «Евразия»;

75. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№102. Л.д. 5. Обращение пражской группы евразийцев к редакции газеты «Евразия» от 5 января 1929г.

76. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. ед.хр.№98. Памятная записка о кламарском расколе, составленная в феврале 1929г.

77. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№99. Евразийская политграмота.

78. ГАРФ. Ф. К.А. Чхеидзе №5911. Оп.1. Ед.хр.№88. Л.д.9. Организация и порядок работы парижской группы евразийцев.

79. ГАРФ. Ф. С.Г. Пушкарева №5891 оп.1. ед.х. 407. Народное право. Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.8.2. Литература

80. Работы послевоенных и современных исследователей евразийства:

81. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Репринт изд. Нью-Йорк, 1956. М.: Изд. Фирма "Информ-экспресс", 1992. 381 с.

82. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. 408 с.

83. Алексинская Т. Эмигрантская печать и писатели-эмигранты //Возрождение. Париж, 1957. №70.

84. Никулин JI.H. Мертвая зыбь. М.: Госиздат, 1965. 113 с.

85. Черемисская М.И. Концепция исторического развития у евразийцев //Тез. докл. межвуз. конф. "Современные проблемы философии истории". Тарту, 1979. С.186-192.

86. Шишкин Д.П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX начала XX. М., 1984. С.69-83. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР.

87. Гусева А.В. Концепция русской самобытности евразийцев: критический анализ. Л.: Лен. Ин-т авиац. Приборостроения, 1986. 25 с. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР.

88. Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство //Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. С.203-222.

89. Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» //Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989. С.6-36.

90. Хоружий С.С. Карсавин и Де Местр //Вопросы философии, 1989. №3. С.79-118.

91. Хоружий С.С. Лев Платонович Карсавин //Литературная газета, 1989. №8. 22 февраля.

92. Дурновец В. Между лесом и степью //Родина. 1991. №4. С.51-55.

93. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. (Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО //Иностранная литература, 1991. №12. С.213-227.

94. Евразийское движение: книги, журналы, сборники /Сост. и вступ. статья "Евразийство. Предчувствия и свершения" О.В. Манихина //Сов. Библиография, 1991. №9. С.78-88.

95. Исаев И.А. Евразийство миф или традиция? //Коммунист, 1991. №12. С.106-118.

96. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец 19-начало 20в.). М.: Наука, 1991. 272с.

97. Нерознак В.П. Предисловие к статье JI.H. Гумилева //Наше наследие, 1991. №3. С.19.

98. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус //Философские науки, 1991. №12. С.103-108.

99. Соболев А.В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство //Литературная учеба, 1991. №6. С. 121-131.

100. Хоружий С.С. Россия. Евразия и отец Георгий Флоровский //Начала, 1991. №3. С.22-30.

101. Евразия исторические взгляды русских эмигрантов /Ред. Л.В. Пономарева. М.: Рос. АН Институт всеобщей истории, 1992. 180 с.

102. Ключников С. Русский узел евразийства //Наш современник, 1992. №З.С.174-180.

103. Кожинов В. Историософия евразийцев //Наш современник, 1992. №2. С.140-144.

104. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Политическая программа евразийцев, реальность или утопия? //Общественные науки и современность, 1992. №1. С.104-109.

105. Омельченко Н.А. Споры о евразийстве (опыт исторической реконструкции) //Политические исследования, 1992. №3.

106. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России /Под ред. И.А. Исаева. М.: Русская книга, 1992. 432 с.

107. Савкин И., Козловский В. Евразийское будущее России //Ступени. 1992. №2 С.80-116.

108. Соболев А.В. Полюса евразийства. Л.П. Карсавин (1882-1952), Г.В. Флоровский (1893-1979)//Новый мир. 1992. №1. С.180-182.

109. Троянов А.А. Изучение евразийства в современной зарубежной литературе (Краткий обзор) //Начала. 1992. №4.

110. Тугаринов И.А. Евразийство в круге нашего внимания //Вестник Выс. Шк. 1992, №7-9.

111. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКПб //Вопросы философии, 1992. №2. С.78-84.

112. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (феномен евразийства) /Под ред. Ф.И. Гиренка. М., 1993. 185 с.

113. Толстогузов П. Камень, который отвергли строители. (Идейное наследие евразийцев и сегодняшний день) //Лепта. 1993. №2. С. 109-123.

114. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1995. №6. С.3-43

115. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности //Вопросы философии. 1995. №6. С.49-63.

116. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция //Вопросы философии. 1996. №3. С.57-69.

117. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Издательство НОРМА, 1998. 280 с.

118. Дугин А. Теория Евразийского государства //Н.Н. Алексеев. Русский народ и государство /Сост. А. Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 2000. С.5-20.

119. Тараторин Д. Николай Алексеев //Н.Н. Алексеев. Русский народ и государство /Сост. А. Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 2000. С.625-630.

120. Сендеров В.А. Евразийство миф XXI века //Вопросы философии. 2001. №4. С. 47-55.

121. Работы представителей западной либеральной мысли и исследования взглядов "новых правых" на Западе:

122. Ананьева М.И., Иконникова Г.И. Новые тенденции современной буржуазной социологии. М.5 1983. С. 43-49.

123. Милль Д.С. О свободе //О свободе. Антология западноевропейсакой клиссической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С.288-392.

124. Токвиль А. Старый порядок и революция //О свободе. Антология западноевропейсакой клиссической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С.249-267.

125. Переизданные работы, антологии, хрестоматии:

126. Мир России Евразия: Антология /Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высшая Школа, 1995. - 399с.

127. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык /Сост. В.М. Живова. М.: Издательская группа "Прогресс", 1995. 800с.

128. Честнов И.Л. История политических и правовых учений: краткое изложение и методологические рекомендации по самостоятельному изучению. СПб., 1996.

129. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие /Под ред. Т.Н. Радько, М.: Изд-во «Интерстиль», 1998. 937 с.

130. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юридическая литература. 1999. 528с.

131. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 256 с.

132. Антология мировой правовой мысли. В 5 Т. Т. 5. Россия конец XIX-XX в. /Отв. Ред. И.А. Исаев. М.: Мысль, 1999. С.576; С.582-590.

133. Русская философия права (антология) /Сост. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, М.В. Сальников. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1999. 437с.

134. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство /Сост. А. Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 2000. 640 с.

135. Справочная и специально-юридическая литература:

136. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. М.: "Терра", 1995.560 с.

137. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е /Под общ ред. B.C. Нерсесянца. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 736 с.

138. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 1996. 192 с.

139. Лейст О.Э. Понимание права (Три концепции права) //Советское государство и право. 1991. №12. С.35-39.

140. Лейст О.Э. Методологические проблемы истории политических и правовых учений //Сб. науч. трудов. Методологические и теоретические проблемы юридической науки /Под ред. М.Н. Марченко. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С.36-49.

141. Луковская Д.И. Политические и правовые учения историко-теоретический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 160 с.

142. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Изд. НОРМА, 1999.160 С.

143. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность //Вопросы философии. 1999. №2. с.37-44.

144. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт //Советское государство и право. 1989. №4. С.76-81.25. Иностранная литература:

145. Boss О. Die lehre der Eurasier: Ein Beitrag zur russischen Ideenges chichte des 20. Jahrhundert. Wiesbaden, 1961. 130 s.

146. Utechin S. Russia political thought. N.Y., 1964.

147. Riasanovsky N.V. The emergence of Eurasianism //Slavic studies. California, 1967.№ 4.

148. Riasanovsky N.V. Asia through Russian Eyes //Russia and Asia. Stanford, 1972.r

149. Williams R.S. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (1921-1941), Cornelle Univ. Press. Itaca and London, 1972.

150. Halperin Ch. Russia and steppe: George Vernadsky and eurasianism/ Wiesbaden, 1985.

151. Raeff M. Russia abroad: A cultural history of the Russian emigration (1919-1939). N.Y., 1990.

152. Диссертационные исследования:

153. Урханова P.А. Евразийство как идейно-политическое течение в русской культуре XX века». Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1992;

154. Горяев А.Г. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект. Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1993;

155. Данилов С.И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние. Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1994;

156. Колесниченко Ю.В. Концепция личности в философии евразийства. Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1994;

157. Игнатова С.В. Историко-философский анализ евразийского учения. Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1995;

158. Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение -евразийство (1921-1932). Автореф. дисс. .канд.ист.наук. М., 1995;

159. Омельченко Н.А. Общественно-политическая мысль российского зарубежья об истоках, значении и историческом опыте революции 1917 г. В России. Автореф. дисс. .докт.ист.наук. М., 1995;

160. Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: Автореф. дисс. .канд.ист.наук. М., 1995;

161. Бе Гю Сонг. Концепция евразийства в России: истоки и современность: Автореф. дисс. .канд.полит.наук. М., 1997;

162. Шатилов А.Б. Евразийство как феномен политической культуры (Двадцатые годы XX века): Автореф. дисс. .канд.полит.наук. М., 1999;

163. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации): Автореф. дисс. . .канд.полит.наук. Владивосток, 1999;

164. Хобта В .В. Евразийство как явление российской политической культуры: Автореф. дисс. .канд.полит.наук. Уссурийск, 2001.

2015 © LawTheses.com