История создания и основные принципы индийской конституции 1950 г.текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «История создания и основные принципы индийской конституции 1950 г.»

ЛОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Юридический факультет

На правах рукописи

ГОЛОВАСТИКОВ Андрей Львович

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНДИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1950 г.

Специальность 12.00.01 —Теория и история государства и права; история политических и правовых учений).

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва —1982 г.

Работа выполнена в Московском ордена Ленина, ордена Ок тябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени Гс судар'стовенн'сш университете имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор юридических наук, профессор Н. А. Крашенинникова,

доктор юридических наук, профессор А. А. Мишин кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Т. В. Апарова

Университет Дружбы народов имени П. Лумумбы

Защита состоится 25 сентября 1992 г. в 14 часов 30 мин. н; заседании специализированного Совета К.053.05.31 в Московско? государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу 119889, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарны: факультетов, юридический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке юридиче ского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан « » августа 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Е. А. Воротилш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Индия и индийская государственность принадлежат к одной из ревнейших цивилизаций мира. Современный исследователь >. С. Дас писал в этой связи, что «Индия, будучи о1'.ень древней траной, испытала в ходе своего развития все возможные разновидности организации за много лет до рождения Иис}са Христа

экспериментировала с монархией, автократией, демократией, еспублнкой и даже анархией. Поэтому Индия может быть назва ¡а лабораторией государственных экспериментов в то время, ког-[а Европа н Новый свет даже еще не вступили в рамки цизн-шзации.»1

Крупной вехой на многовековом пути развития индийской го-ударственности стала конституция Иадии 1950 года. Изучение ¡аннсно документа дает ключ к пониманию проблем и основных ендснцкк развития государственной структуры Индийской рес-[ублики. Глубокое, всестороннее исследование этого вопроса, меж-[у тем, невозможно без изучения истории создания конституции [, прежде всего, многоплановой деятельности Учредительного со-1рания, само созданиа которого явилось переломным моментом в .лительной и трудной освободительной борьбе индийского народа а независимость.

Тема исследования имеет большое практическое значение. Ин-.ийский законодатель и Верховный суд традиционно толкуют ос-'-отаной закон ¡страны не только с учетом жанслда-цуцианных ддам, о и целей и намерений, которые преследовало в своей деятельно-ти Учредительное собрание.

Особое политико-правовое значение данной темы связано и с ыявлением в ходе ее исследования идейно-политических основ онституции Индийской республики, выработанных Учредительны собранием в процессе решения вопросов политического, го-ударственного, (социального развития страны, отягощенной эюо-омической отсталостью, бедностью подавляющей части ее насе-ения, острейшими социальными противоречиями.

В дискуссиях Учредительного собрания вырабатывались и оп-еделялись пути развития независимого индийского государства, по новые демократические .принципы м 'Инсти-путы, ,а также фор-¡ы преемственности элементов государственного управления в ко-ониальный период и использование опыта конституционного раз-ития других стран. Основные направления деятельности собра-ия диктовались конкретными задачами закрепления победы на-ионально-патриотических сил в антиколониальной борьбе путем ровозглашения суверенитета страны, создания государственного еханизма, 'способного сохранить 'независимость и государствен -

— B. S. Das. Political Development in India, New —Delhi. 1976. p. 178—179.

ное единство Индии. Наконец, пр'иадиппальто важным было огар делить перспективы и основные направления развития индийско общестг.а.

Решая эти проблемы. Учредительное собрание проявило выс кую государственную мудрость. Его работу отличал демократиз стремление к достижению компромисса при широчайшем уче различных позиций п точек зрения, использование высших дост женнй теории и практики конституционализма, тщательная юр дикотехническая проработка конституционных положений. Бьи проявлено конструктивное стремление оградить основной зак< от излишней идеологизации, несмотря на острые идейно-политич ские столкновения в ходе работы собрания.

Эти позитивные элементы в деятельности Учредительного о гана Индии были в значительной мере определены принципиал ным конструктивным подходом лидеров Индийского Национал ного Конгресса ,ведущей силы национально-освободительного дв жения страны, к ее преобразованию. Не революция, а реформ проводимая в правовых, конституционных рамках, должна бьи стать наименее болезненным и успешным путем переустройсп Индии.

Показателем успеха подобного подхода Учредительного собр лия к созданию конституции страны является не только сам осно ной закон и его действие на протяжении более чем четырех дес: тилетмй, цо и иопольз.оващис его в ¡качестве образца ¡многими ют.р нами мира при разработке собственных конституций.

Особая актуальность темы исследования определяется и ан; логичным характером проблем, стоящих ныне перед нашей стр; ной, ы тех, с которыми столкнулась Индия в начале своего нез; внеимого существования. Эти проблемы связаны с перестройке политико-правовых структур страны, ее интеграцией в мировс сообщество, приобщением к ценностям современной цивилизацп

Хронологические рамки исследования.

В связи с особенностями англо-саксонской правовой семьи, которой принадлежит и правовая система Индийской республик] продолжающийся и в настоящее время. Выработанный Учред! тельчым собранием основной закон изменяется и развивается ко( стптуционными поправками, решениями Верховного суда, обь чаями, традициями и обыкновениями, складывающимися в пра] тике государственного строительства. Диссертант не ставит невь полнимой в рамках одной работы задачи охватить весь комплеь проблем, связанных с сорокалетним развитием конституции Ир дни.

В диссертации рассматривается период с середины второго дс сятилетия нашего века, когда во главе национально-ссвободитель

юго движения стааовится М. К. Ганди, радикализируется пози-щя Индийского Национального Конгресса, и антиколониальная ¡орыба приобретает активный и решительный характер. Именно | это время вырабатываются основные положения национального ;онституционалпзма, которые получили утверждение в деятельно-:ти Учредительного собрания Индии (1946—1950 гг.). Работа ох-¡атывает также начальный этап в действии конституции Индий-:кой республики.

Научная новизна, задачи и выводы исследования.

В отечественной литературе до сих пор не было предпринято томплексного исследования истории создания и основных принципов индийской конституции, к которым диссертант относит парламентаризм, федерализм, основные права граждан и руководящие принципы политики государства, секуляризм. Во-первых, это действительно наиболее общие положения, определяющие содержание основного закона, его «лицо». Во-вторых, они во многом предопределили и его структуру. В-третьих, эти идеи, выдвинутые, как правило, задолго до начала процесса создания конституции, ггрошли всестороннюю проверку временем и легли в основу программ ведущих политических сил страны. И, наконец, именно эти принципы находились в центре внимания Учредительного собрания, их обсуждение заняло основную часть времени работы этого органа, то есть они выделяются и с государствоведческой, и с исторнко-правовой точек зрения.

Не были предметом глубокого анализа и материалы Учредительного собрания Индии, отразившие трудности, компромиссы, достижения и заблуждения индийских 'парламентариев на пути :оздання конституции великой азиатской страны с учетом специфики ее цивилизации. Диссертант ставит своей целью комплексное исторнко-правовое исследование конституционного развития Яндин на рубеже перехода от колониального к независимому статусу на основе изучения идеологии различных течений в 'иацио-1ально-освободительном движении, программных документов руководящей силы последнего, партии Индийский Национальный Конгресс, других политических партий, законодательных актов и оставлений колониальной эпохи, докладов специальных миссий эританского правительства в Индии, выступлений ведущих политических деятелей, а также полного текста стенографического от-1ета о деятельности Учредительного собрания, его документов, различных конституционных проектов. Многие из этих источников впервые введены в отечественный научный оборот.

Поставленные автором цели обусловили необходимость реше-шя следующих конкретных задач:

— выявить основные этапы становления индийской националь-той конституционной идеологии, нашедшей отражение в трудах

М. К. Ганди, Дж. Неру, Р. Прасада, документах ИНК и др. и ' влияние на формирование основных принципов .будущей констит ции;

— Осветить историю политической борыбы вокруг создания деятельности Учредительного собрания Индии;

— исследовать вопросы выбора Учредительным собранием п литической ориентации Индии;

— определить основы государственного строя Индийской ре публики и способ их закрепления в конституции;

— выявить особенности формы организации государственно! единства Индии;

— рассмотреть проблемы преемственности индийских госуда; ственно-правовых форм колониальной эпохи и независимой Индш а также влияния (конституций других стран «а содержание осисм ного закона последней;

— выявить и определить содержание и значение демократиче ских принципов индийской конституции, закрепленных в раздела об основных правах и свободах граждан и руководящих принци пах политики государства;

— проанализировать закрепление в конституции Индийско] республики принципов светского государства.

В процессе исследования диссертант пришел к следующим вы водам:

1. Тактика и формы борьбы за независимость Индии опреде лили главное содержание стратегии ее национального самоопре деления через создание Учредительным собранием конституцш суверенного государства. '

2. Благодаря конструктивной политике лидеров Индийскоп национального Конгресса Учредительное собрание смогло консти туироваться из конференции представителей политических партш Британской Индии, работающей под эгидой правительства мет рополии, в действительно суверенный, полномочный орган, выра жающий интересы и волю индийского народа.

3. Исходя из политических реалий Индии, Учредительное со брание выбрало путь создания конституции на основе либераль ной идеологии, отвергнув как гандистскую концепцию общественного самоуправления, так и принципы социалистической государственности.

4. Выбор Учредительным собранием Индии парламентарной модели организации государственной власти явился логичным следствием преемственности конституцией независимой Индии государственно-правовых форм колониального периода.

5. В целях сохранения единства и политической стабильности страны Учредительное собрание избрало в качестве формы организации государственного единства федерацию с сильным цент-6

1М, модель которой ь .«ыл £^ИрИГла иодготовлени еще в (лониальный период. ^

6. Институт основных прав граждан, рассматривавшийся Учре-[тельным собранием как одно из важнейших средст всоциально-

преобразования страны, был разработан на основе наиболее югресспвных буржуазно-демократических концепций, воплощен-IX в конституциях западных стран, н дополнен специфическим ;ханизмом правовой защиты, отражавшем особенности страны.

7. Закрепление в конституции руководящих принципов полити-государства стало результатом поиска Учредительным собрали Индии адекватной правовой формы регулирования отноше-:й между гражданами и государством в социально-экономиче-ой сфере.

8. Непоследовательное закрепление в конституции принципов куляризма, при котором религия, признаваемая в качестве важ-йшей социальной ценности, отделялась от политики, а церковь государства и права лишь в той мере, в которой они тормозили введение социальных реформ, стало отражением незавершенно-и разработки концепции светского государства в Индии в ходе ционально-освободительной борьбы и особенностей индийской вилизацни.

Некоторые более частные выводы и положения даются дис-ртантом при изложении отдельных глав работы.

Теоретическая и источниковедческая база исследования.

В ходе работы над диссертацией автор стремился изучить 1ксимально широкий круг научной литературы, посвященной го-дарственно-правовому развитию Индии. Были использованы рать* А. Л. Мишина, И. Д. Левина ч В. А. Мамаева, С. Ю. Каш-на, аналйзярующие государственный строй Индийской респуб-ки В. П. Мозолина, исследовавшего основы положения лично-и в обществе, Н. А. Крашенинниковой, рассматривавшей проб-мы развития индусского права в колониальный и современный риоды и, в частности, проблемы светского государства Индии, П. Ульяновой и В. А. Казакова, исследовавших проблемы раз-тия индийской федерации и т. д. Были использованы также орники работ, выходившие под общим заглавием «Государство право в развивающихся странах», подготовленные Институтом гударства и права, и ежегодники «Индия», регулярно издавае-Главной редакцией восточной литературы издательства «На-а». Частично вопросы, связанные с деятельностью Учредитель-го собрания Индии затрагиваются в общеисторических работах М. Дьякова, К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард—Левина, Г. Г. Ко-вского, а также в исследованиях, посвященных деятельности едийского Национального Конгресса и его лидеров, как, напри-

мер, Монографии О. ЕГтЩИрина. Тем не менее, проблема истс рии разработки и принятия Сановного закона Индии, определенн его основных принципов освещена в этих работах либо фрагме1 тарно, либо в контексте завершения национально-освободительно борьбы индийского народа.

Работы зарубежных авторов, посвященные конституционном праву Индии — М. П. Шар,мы, Д. Д. Басу, Д. Сена, И. Спнха А. Ч. Банерджи — так же история создания основного закона И1 дии дается лишь в общих чертах, освящаются только внешн: стороны деятельности Учредительного собрания: условия и обст( ятельства его созыва, сроки деятельности и т. д. При этом нера. крывается, с точки зрения диссертанта главное — процессы фо] мирования идеологических концепций и политико правовых при] ципов будущей конституции.

Не были предметом всестороннего изучения в отечественно научной литературе и огромное число опубликованных в Ищи официальных документов и публикаций, так или иначе связаннь с конституционным развитием индийского государства. Среди ш надо выделить 3-хтомное издание, подготовленное видным инди ским юристом А. Ч. Банерджи «Индийские конституционные д кументы. 1755—1937»1, а также его сборники, посвященные неп средственно событиям, связанным с созывом и деятельность Учредительного собрания — «Учредительное собрание Индии) и «Индийская конституция в процессе создания»3. Эти изд ния увидели свет непосредственно в период работы Учред тельного собрания, отразив тем самым всю палитру идей ¡1 н строений в индийском обществе. Их дополнили сборники, изда ные в период независимости страны — двухтомник М. Гвайера А. Аппадоран «Речи и документы об Индийской конституци 1921 — 1941 гг»4 ,и трехтомник Дж. С. Шармы «Борьба Индии . свободу»5.

Не были предметом всестороннего исследования и документ Учредительного собрания Индии. Прежде всего, это полная оф циальная публикация стенографического отчета о его деятельн ети»6. Огрсщную ценность для исследователя представляет так?

1—A. C. Banerjee. Indian Constitutional Documents. 1755—-1937. Vol. 1, 2, Calcutta. 1948.

2 — A. C. Banerjee. The Constituent Assambly of India. Calcutta. 1948.

3 —A. C. Banerjee. The Making of the Indian Constitutions, 1939—1947. Vol.

Calcutta. 1948.

4—M. Gwyer, A. Appadorai. Speecres and Documents on the Indian Constitute 1921—1947. Vol. 1, 2, Oxford. 1957.

5—J. S. Sharma. India's Struggle for Freedom. Vol. 1, 1962, Vol. 2, 1965, Vol 1965.

6 — India. Constituent Assambly, Constituent Assambly Debates. Vol. 1—12. Del 1946—1950.

f

эрник документов, подготовленных для учредительного органа 1дии его ведущим экспертом, автором многих законопроектов, гших в основу конституции страны, Конституционным советни-в собрания Б. Н. Рау.1 Ряд проектов отделимых разделов ошой-го закона опубликованы К. С. Марканданом в приложении к боге «Руководящие принципы в Индийакой жожтицуади».2 Документы, приводимые в этих изданиях, позволяют воссоз-ть достаточно полную картину развития конституционной идео-гии в Индии, проследить все обстоятельства, связанные с созы-м и деятельностью Учредительного собрания страны, а также следовать процесс определения основных принципов конститу-и 1950 г. и создания основного закона Индийской республики целом.

В той пли иной форме проблема создания индийской консти-цни затрагивается в работах индийских исследователей — С. Ча->е, Р. К. Чаттерджи, К. С. Маркандана, Д. Ахира, К. Р. Бомб-ла, О. Р. Гойяла, Б. С. Даса, Б. Н. Лютера, а также Р. Н. Аг-рвала, М. В. Пили, А. С. Банерджи, М. М. Синха, П. Б. Гад-гндрагадкара и др.

В этой связи особо нужно выделить работы английских авто-1В, отличающиеся глубоким анализом конституционных норм и .1С0КИМ уровнем ряда теоретических выводов — А. Гледхилла, Г. Александровича, А. Дженниагса и, конечно, Г. Остина, труд •торого «Индийская конституция: краеугольный камень нации» (ляется наиболее глубоким и всесторонним исследовааием, по-1ященным истории основного закона Индии.

Содержащиеся в диссертации выводы и фактический матер и-1 могут быть использованы в дальнейших исследованиях по про-1емам конституционного развития Индии, в научных разработ-1х по проблемам политических систем и государства развиваю-ихся стран, а также в процессе преподавания курсов истории (судрства и права зарубежных стран, государственного права, ютветствующих спецкурсов по юридическим дисциплинам.

По мере разработки отдельных разделов диссертации их об-'жденне проводилось на заседаниях кафедры истории государст-5 и права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, афедрой проведено также рецензирование всей диссертации в глом.

Основные маучные положения :н выводы опро'бирш.аны ла Все-нозной научной конференции, посвященной проблемам соци-льно-экономического развития освободившихся стран/УДН, 1986/ в публикациях.

— B. N. Rau. Indian Constitution in the Making. Bombay, i960.

— K. C. Markandan. Direktive Principles in the Indian Constitution. Bombay. 1966. p. 447—479.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Структура диссертационной работы строится в соответствии задачами и целями исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих д вять параграфов и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, ц ли и научная новизна исследования, формулируются положени выносимые на защиту.

Первая глава посвящена истории создания конституции — ра витию конституционной идеологии в Индии, разра(ботке стратеп Учредительного собрания, проблемам его созыва и деятельност

Индийским Национальным Конгрессом была разработана д мократическая программа создания основного закона стран] предполагавшая провозглашение независимого государства, исх дя из признания суверенных прав индийского народа, формир ванне Учредительного собрания на основе всеобщего и равного н бирательного права, широкое привлечение всех общественных ci к разработке конституции. Однако, избрав путь компромисс ИНК должен был принимать во внимание позиции других полит: ческих сил страны, прежде всего, Мусульманской Лиги и англи ской колониальной администрации.

Всеиндийская Мусульманская Лига, организация отстаивавшг не национальные, а религиозно-общинные интересы, после выдв| жения в 1940 году в Лахоре лозунга создания Пакистана, пр шла к признанию идеи Учредительного собрания, но не в общей; дийском масштабе, а в рамках независимого сепаратного гос; дарства, состоящего из северо-западных и восточных провинт Британской Кадии, ьаселеннкх преимущественно последовааел: ми ислама.

Правительство же метрополии, в условиях постоянно усилив; ющегося национально-освободительного движения и начавшеш Второй мировой войны, согласившись с идеей созыва после око) чания боевых действий Учредительного собрания, почти полность отвергло концепцию ИНК и заняло чрезвычайно жесткую поз! цню: Индии был обещан только статус доминиона, а не полне независимость; отвергалось всеобщее и равное избирательное пр; во, как основа формирования депутатского корпуса собрани: отрицался суверенный характер последнего, так как предполаг; лось, что созданная им конституция должна получить санкци британского 'Парламента; допускалась разделение страны. Все ni пытки инициировать процесс создания основного закона Инди; исходившие либо от колониальных властей (План Ст. Криппс Комиссия Сапру), либо от умеренных кругов национально-освоб( ю

ительного движения («Формула Раджгопалачари») не увенча-ись успехом.

План создания конституции страны был разработан спецналь-ой Миссией английского правительства, направленной в Индию еснон 1946 года. Этот план, воплощенный в Заявлении Миссии 6 мая 1946 года, не был оригинален и повторял в своей основе деи, выдвинутые ранее. Причина его успеха заключалась в том, то делегация британского правительства не ограничилась лишь огласованием вопросов созыва Учредительного собрания, а пред-южила свою модель конституционного' истройства независимой ^ндии (сложную трехзвенную федерацию со слабым центром, от соторой был только шаг до отделения мусульманских провинций 1 образования сепаратного государства) и соответствующую ей :хему создания основного закона будущего суверенного государства. Компромисс между ИНК и Мусульманской Лигой был осно-ган на принципах будущей «анстапуци'и, предложенных Миссией. Разработка последних англичанами еще до согласования схемы созыва Учредительного собрания означало узурпацию его прав и ограничение его дискреции. Тем не менее, крупнейшие политические партии Индии согласились с предложенным планом создания основного закона страны, преследуя свои программные цели: ИНК — достижение независимости Индии, Лига — создание Пакистана.

Однако, несовместимость этих целей сказалась очень скоро. Дж. Нер>у, возглавив ИНК летом 1946 года, выработал новую политическую линию своей партии: Конгресс соглашается с предложенным механизмом формирования учредительного органа, но настаивая на его суверенитете, отвергает все наложенные на него ограничения, в том числе и предложенную англичанами констнту-цкокчую с'<е''у буаущего индийского государства, то есть фундамент достигнутого с Лигой каластями метрополии соглашения. Последнием средством восстановлени яразрушенного согласия между ведущими политическими силами Индии могла стать деятельность Учредительного собрания.

Однако, Мусульманская Лига, приняв участие в выборах последнего, отказалась послать своих депутатов в его стены. Тем не менее, диссертант приходит к выводу, что благодаря целенаправленной деятельности руководства ИНК в Учредительном собрании были представлены различные общины и мнения, и в целом эно отражало расстановку политических и социальных сил страны.

Автор выделяет в деятельности Учредительного собрания два основных этапа. На первом (первые пять сессий до провозглаше-яия независимости Индии) оно по своему правовому положению не было суверенным органом, а являлось скорее конференцией представителей политических партий, учредительные права кото-

рой были ограничены властью английского парламента. На вто ром этапе (вплоть до последней 12-й сессии)—это уже полностью суверенный орган, не связанный в своей деятельности никакими ограничениями. С этой периодизацией согласуется и процесс создания конституции. Первые пять сессий связаны с определением основных принципов будущего основного закона страны, остальное время работы собрания — работа с конкретным проектом конституции, его три чтения.

Автор приходит к выводу, что Учредительное собрание, возглавляемое лидерами ИНК, не отвергая Заявления 16 мая — основы, на которой оно было создано — с первых дней работы функционировало независимо от него, ревизовало предложенную англичанами схему создания конституции страны и самостоятельно приступило к разработке основного закона Индии, что поддержали сначала индийские княжества, а потом и депутаты-мусульмане.

Во второй главе диссертации исследуется проблема формирования Учредительным юобрамием гэсударственно-ирд'вовой ¡структуры Индии.

Диссертант приходит к выводу, что ориентация на либеральные и буржуазно-демократические идеалы, нашедшие воплощение в американских и западно-европейских конституционных образцах, п процессе создания основного закона независимого индийского государства стала определяющим фактором в деятельности Учредительного собрания с самого начала его функционирования. Автор отмечает, что создатели конституции не ограничивали свои теоретические конструкции «вестминстерской моделью», культивируемой англичанами в колониальный период, но и заимствовали наиболее прогрессивные и наиболее приемлимые для индийских условий государственно-правовые институты США, Швейцарии, Ирландии, доминионов Британского Содружества Наций.

Собрание отклонило возможность создания конституции на ос-иове, как гандистской концепции общественного самоуправления, так и социалистических идей, так как ставило перед собой задачу не создания какого-либо оригинального образца государственности, а государственно-правовой структуры, с помощью которой индийский народ смог бы удержать власть, полученную из рук британцев. Поэтому учредительный орган стремился разработать прежде всего работоспособный основной закон, отказываясь от его чрезмерной идеологизации, подгоняющей реально существующие общественные отношения под партийные и личные программы. Тем.не менее, влияние гандизма и социалистических идеалов сказалось на ряде норм конституции.

В ■• диссертации защищается положение, что парламентаризм являлся важнейшей частью политико-правовой идеологии индийской национальной интеллигенции и буржуазии, а в XX веке стал

/

'нмволом национально-освободительного движения. Эксперимент 1 созданием системы ответственного правления английского типа 5ыл начат в стране Законом об управлении Индией 1919 года, вложившийся комплекс исторических, идеологических, политических и управленческих предпосылок и обусловил выбор Учредительным собранием парламентарной модели организации государственной .власти. При этом .а.вгор отмечает важную характеристику процесса создания конституции: собрание стремилось прибли-шть будущую государственно-правовую структуру страны к бри-ганской, как к идеальному образцу, модифицируя ее по необходимости за счет использования конституционного опыта других. :тран.

Диссертант приходит к выводу, что создатели конституции Ин-;ип заимствовали не только английские государственно-правовые шституты, но и способ их юридического закрепления. Во-первых, 1редполагалось, что система конституционш.х норм будет иметь тве части — писаную и неписаную. Во-вторых, содержание последуй должны были составлять, наряду с отечественными, которые :ще предстояло выработать, британские государственно-правовые збычаи и обыкновения. В-третьих, Учредительное собрания сознательно допускало возможность воспроизведения присущего анг-"¡ийской конституционной системе соотношения между писаной и неписаной ее частями, а также их иерархии, то есть преобладания государственно-правовых обычаев и традиций над зафиксированными в основном законе нормами. Сложность и громоздкость системы источников конституционного права Англии не пугали индийского законодателя, воспринимаясь им как необходимое зло, допускаемое во имя создания эффективнодействующего государственного механизма британского образца, самоадаптирующегося к постоянно меняющимся условиям жизни общества.

Основной причиной, обусловившей создание федеративного государства, стало чрезвычайное многообразие социальных форм индийского общества, в котором сочетались различные этносы, религиозные общгшы, лингвистические групп ыи т. д.

Первой попыткой строительства федерации стал Закон об управлении Индией 1935 года. Она была неудачна и не полностью воплощена в жизнь. Теме не менее, дабы обеспечить преемственность и постепенность в развитии государственно-правовых форм. Учредительное собрание использовало предусмотренные Законом 1935 года федеративные структуры, модифицируя их в направлении конституирования сильного центра и унификации правового положения субъектов федерации. При этом использовался опыт федеративных государств с ярко выраженными унитаристскими тенденциями — Канады и Австралии. Закрепленная в конституции на момент ее принятия модель федерации рассматривалась ее создателями не как совершенная и не подлежащая изменению, а как

\

ступень для перехода к более жизнеспособной форме федерации, формы которой должны определиться реальной практикой государственного строительства.

Исследуя природу федеративного государства в Индии, автор приходит к выводу, что, определяя его принципиальные основы, Учредительное собрание преследовало достижение определенных социальных целей, прежде всего, интеграцию всех индийских территорий в единое целое и высказалось за ее исключительно административно-территориальный характер, отвергнув лингвистический (фактически, национально-территориальный) принцип ее строительства. Тем не менее, на политическом уровне — в решениях руководящих органов ИНК, правящей партии — решение о реорганизации субъектов федерации на лингвистической основе было принято и реализовано в 1956 году. Таким образом, в настоящее время природу федеративного государства в Индии определяют два фактора: социальный, предполагающий тенденцию к унитаризашш государства, и лингвистический, порождающий межэтнические противоречия и сепаратистские движения, постоянно угрожающие единству страны. Эта внутренняя противоречивость федерации во многом определяет функционирование государственного механизма в Индии.

В третьей главе исследуется роль Учредительного собрания в разработке конституционных основ правового положения личности в Индии.

Диссертант делает вывод, что национально-освободительные силы Индии еще в колониальный период проявили готовность воспринять наиболее передовые концепции развития гражданских прав, рассматривавшие личность как элемент не только политически* и государствекно-правовых, но п г:<оношчес:гех, социальных, совдо-культурных и т. п. отношений. Учредительное собрание исходило из того, что решение проблем государственного строительства, преодоление религиозно-общинных противоречий, а также социально-экономическое развитие страны невозможно без обеспечения прав личности, учета ее интересов. Был разработан широкий перечень основных прав и свобод граждан, обеспечение которых связывалось, во-первых, с достижением равноправия индивидов в социально-экономической сфере и, во-вторых, с созданием государственно-првового механияма защиты законных интересов личности. Последний должен был базироваться на закреплении особой юридической роли норм о правах человека в правовой системе страны, они становились краеугольным камнем всей нормотворческой деятельности в стране, и пониманием суда в качестве основного гаранта прав граждан, при том, что Учредительное собрание утверждало верховенство законодательной власти в регулировании правового положения личности в Индии. Диссер-14

,гант отмечает, что, как большинство послевоенных конституций, основной закон Индийской республики учитывал как интересы индивида, так и общества в целом, что выразилось в детальной разработке формулировок прав граждан, определяющих пределы их использования, а также в тщательно определенном перечне их ограничений, как в целом, так и каждого права в отдельности.

Основной зако нИндии, принадлежащий к .«поколению» конституций, принятых после Второй мирово йвойны, испытал на себе зоздействие общемирово йтенденции развития современного конституционализма — развития института социально-экономических грав граждан, обширный перечень которых был включен в раздел институции о «Руководящих принципах политики государства». Несмотря на отсутствие у индийского государства реальных воз-ложностей для их реализации, закрепление социально-экономических прав личности в конституции несло значимую социальную функцию — в них фиксировались основные идеи и цели, ориента-шя политического и общественного развития Индии.

Диссертант делает вывод, что Учредительное собрание страны :могло найти юридически корректную форму правового регули-ювания отношений между гражданами и государством в социаль-ю-экономической области. Социально-экономические права рас-1ассматриваются не как основные права граждан, а как не защи-даемые в судебном порядке директивы, адресованные государст-у и правительству, реализация которых обеспечивается силой об-дественного мнения. Фактически, руководящие принципы полити-и государства выступают в роли конституционных норм непрямо-о действия, требующих развития в текущем законодательстве, ез которого они не подлежат применению в практике государст-енного строительства и защите в судебном порядке.

Автор приходит к выводу, что программные установки Ин-ийского Национального Конгресса о светском государстве не вьь одили за рамки буржуазно-демократических конституций. Атеис-ические, а тем более воинственно антирелигиозные настроения не олучили распространения в национально-освободительном дви-:ении. В силу этого, закрепление в конституции принципов свет-кого государства оказалось крайне противоречивым.

С одной стороны, была секуляризирована избирательная сис-;ма Индии, так как Учредительное собрание отказалось от издания представительных органов по религиозно-общинным куриал в пользу всеобщего и равного избирательного права; провоз-1ашалась свобода религиозной пропаганды, в чем были заинте-;сованы христиане и мусульмане, как представители миссионер-[их религий, и против чего возражали индусы: декларировалось амерение государства разработать и принять единый для всех >аждан независимо от их вероисповедания гражданский кодекс, ;ализация которого нанесла бы сильный удар по персональным

правовым системам и содействовала бы развитию светского npi ва страны.

С другой стороны, конституционные положения допускали с> ществованне законодательства, адресованного отдельным релип озным общинам, и религиозного образования, закрепляли ря традиционных ценностей индуизма. Зафиксированные в осиовно законе Индии нормы, направленные на изживание практики «ш прикасаемости» в реальной жизни превратились в свою противс положность, являясь базой для консервации варновокастового д< ления индусского общества.

Таким образом, делает вывод диссертант, индийский секул; ризм ограничивает взаимодействие власти и «чистой» религи лишь постольку, поскольку это необходимо для проведения сощ альных преобразований. В остальном же государство допускае автономию религии и даже в некоторых случаях ставит силу сво< го механизма власти на службу коммунальным интересам отдел] ныл религиозных общин, использует ее для укрупления позици религии в обществе в целом. Конституция создает для этого соо' вететвующую правовую базу.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. История создания индийской конституцин.//Социально-экош мнческие проблемы освободившихся стран. Материалы Всес< юзной научной конференции. Москва, УДН. 1987.

2. Формирование концепции конституционного определения нез; висимой Йндии/1922—1946 гг/. Депонирована в ИНИОН РА № 46767 от 10.07.92 г.

3. Поиски Учредительным собранием Индии конституционной фо] мы социально-экономических прав. Депонирована в ИНИО

РАН № 46766 от 10.07.92 г.

Также рекомендована для опубликования в Вестнике Моско; ского университета. Серия 11, «Право» статья «Определение У1 редительным собранием путей развития индийского государств; Деятельность Учредительного собрания, 1946—50 гг./».

2015 © LawTheses.com