Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерации»

На правах рукописи

Бызина Антонина Юрьевна

Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерации

Специальность 12.00.03 -гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва -2005

Диссертация выполнена на кафедре гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности

Научный руководитель: Доктор юридических наук, профессор

Виталий Романович Скрипко

Официальные оппоненты: Доктор юридических наук, профессор

Александр Маркович Эрделевский

Кандидат юридических наук, доцент Александр Викторович Павлов

Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита состоится 30 сентября 2005 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета К 401.001.01 в Российском государственном институте интеллектуальной собственности по адресу: 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.55-а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного института интеллектуальной собственности

Автореферат разослан^ 3 августа 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент ^ ^ Носова И.А.

2.006-4 !£33 Г

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В Российской Федерации на современном этапе роль правовой охраны интеллектуальной собственности неуклонно возрастает и становится одним из основных факторов планирования и развития национальной экономики. Эффективная охрана прав исполнителей авторских произведений является одной из важных составляющих системы интеллектуальной собственности. С развитием современных технологий результат творческого труда исполнителей всё более отчуждается от него, и тем сложнее становится контроль за соблюдением прав исполнителей.

26 мая 2003 года Российская Федерация стала участником Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции от 18 мая 1961 г.),' которая являлась первым универсальным международным договором в этой области и именно в ней было впервые введено понятие артиста-исполнителя. Внесены изменения и дополнения в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», от 20 июля 2004 года.2 Готовится подписание Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по исполнениям и фонограммам (Договор ДИФ 1996 г.)

1 См Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 года №908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм н вещательных организаций»// СЗ РФ-2002 -№52 (чЛ1).-Ст 5217

г Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" №5351-1 от 9 июля 1993 г (в редакции Федерального закона №110-ФЗ от 19 июля 1995 года, в редакции Федерального закона №73-ФЗ от 20 июля 2004 года)

Однако, несмотря на указанные изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности в Законе «Об авторском праве и смежных правах» в сфере деятельности исполнительского искусства до сих пор остается немало пробелов и неясностей.

В настоящей работе анализируются проблемы охраны прав исполнителей с целью дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема прав исполнителей затрагивалась ещё в советской литературе В настоящий момент она продолжает разрабатываться российскими учеными, в том числе и с учетом международного опыта. Однако, обновление законодательства и развитие информационных технологий позволяют выделить новые актуальные правовые проблемы, которые ещё остаются неразработанными.

Данная работа является комплексным монографическим исследованием сущности деятельности исполнителей и охраны их прав на современном этапе.

Цели и задачи исследования

Цель диссертации состоит в проведении комплексного анализа сущности деятельности исполнителей и охраны их прав, в разработке теоретических обобщений и выводов в вопросах исполнительской деятельности и охраны прав исполнителей.

Данная цель, предопределила необходимость решения следующих задач: -определить понятие исполнителя (его место в системе смежных прав)

-произвести классификацию исполнителей

-определить общие признаки прав исполнителей

-охарактеризовать неимущественные права исполнителей

-охарактеризовать имущественные права исполнителей

-провести исследование правовой деятельности организаций в сфере

управления имущественными правами исполнителей

-определить круг источников правового регулирования охраны прав

исполнителей

-рассмотреть способы защиты прав исполнителей -исследовать вопросы судебной защиты прав исполнителей

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является действующее российское законодательство о правах исполнителей, а также многосторонние международные соглашения.

Предметом исследования являются исполнители и их права по российскому законодательству.

Область исследования - гражданское право России, международное частное право.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В диссертации применяются научные методы и приемы комплексного подхода, сравнительного правоведения, толкования юридических норм. Также теоретические методы научного познания (логический анализ и синтез, обобщение, систематизация, восхождение от абстрактного к конкретному), и методы эмпирического исследования.

В диссертационном исследовании использованы труды видных советских, российских и зарубежных ученых: Б.С. Ангимонова, И. А. Близнеца, Г.В. Виталиева, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. Дозорцева, H.JI. Зильберштейна, Т. Карсян, Д. Липцик, Н.В Макагоновой, Ю.Г. Матвеева, А.М. Минкова, ОН Садикова, А.П Сергеева, В.И. Серебровского, И.А. Силонова, С.А. Сударикова, Е.А Флешшац, P.O. Халфиной, Р. Хаметова, С.А. Чернышевой, A. Tournier, а также работы Н. Бузовой, B.JI. Вэскера, С.Б. Кокиной, Е. Куликовой, К. Леонтьева, С. Мирзояна, С.Т. Осипенко, И. Тулубьевой и др.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (первая, вторая и третья части), Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 года и иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств). В диссертации использованы материалы, Российского общества по смежным правам (РОСП), Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

В работе также используются: Международная (Римская) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 r(WIPO Performances and Phonograms Treaty-WPPT)1

Научная новизна диссертационной работы. Диссертация представляет

'Далее ДИФ

собой комплексное монографическое исследование понятия исполнителей как субъектов смежных прав, субъективных прав исполнителей, и их охраны в международных соглашениях и законодательстве Российской Федерации.

В диссертации сформулированы и выносятся на защиту следующие положения и выводы:

1.Предлагается выделить в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" три категории исполнителей по творческому критерию их деятельности, а также соответственно по характеру прав, которыми они обладают:

1.1 а) Артист-исполнитель - физическое лицо, тем или иным образом посредством исполнения творчески интерпретирующее произведение литературы или искусства, включая некоторые проявления фольклора (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) Творческий вклад артиста-исполнителя имеет самостоятельное значение для реализации произведения и позволяет публике оценить данное произведение.

б) Предлагается предоставить авторские права режиссерам-постановщикам шоу-программ и концертов. В настоящий момент их права не закреплены ни авторским правом, которое признает их только за режиссером-постановщиком аудиовизуальных произведений, ни смежными правами, которые до сих пор относят к своей сфере действия режиссеров-постановщиков спектаклей (признавая их исполнителями), поскольку спектакли представляют собой, прежде всего, театральные представления.

Всем лицам, перечисленным в пункте 1.1. предлагается предоставить авторские правомочия по охране результатов своего творческого труда.

1.2 Исполнитель- участник исполнения, творческий вклад которого незначителен, или не имеет самостоятельного значения для творческой интерпретации произведений литературы или искусства, включая некоторые проявления фольклора (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Также предлагается раскрыть понятия некоторых видов исполнителей:

а) дублер визуального ряда- исполнитель, роль которого сводится к замене какого-либо из ведущих исполнителей в отдельных эпизодах, где присутствие последних не является желательным.

б) исполнитель звукового дубляжа- исполнители, осуществляющие либо закадровый перевод иностранных кино- и телефильмов, либо воспроизводящие текст актеров, по каким-либо соображениям не ставших озвучивать своих персонажей.

1.3 автор-исполнитель- физическое лицо, творческим трудом которого создано и исполнено (интерпретировано) собственное произведение литературы и искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) и которое одновременно обладает комплексом авторских прав на свое произведение, а также смежными правами на свое исполнение данного произведения.

2 В связи с разделением деятельности исполнителей по творческому критерию предлагается указать в Законе РФ "Об авторском праве и

смежных правах", что исполнительская деятельность (исполнение) носит творческий характер, пока пе доказано обратное.

3. По законодательству о смежных правах в Российской Федерации охраной пользуются не только артисты, исполняющие литературные и художественные произведения, но и другие лица: артисты цирка, варьете, кукловоды Однако отсутствует положение в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" о том, что исполнителями могут считаться физические лица, исполняющие произведения народного творчества (фольклора).

Известно, что фольклор не представляет собой ни произведения литературы и искусства, (поскольку невозможно установить авторство произведений народного творчества), ни деятельность артистов цирка варьете и кукловодов. Представляется возможным выделить ряд проявлений фольклора в отдельную группу, которая могла бы получить правовую охрану, сообразуясь с принципом признания принадлежности народных танцев, песен, народной музыки к определенной национально-этнической группе. В связи с этим предлагается:

а) включить в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" положение об исполнении отдельных проявлений фольклора (народных танцев, песен, музыки) - в определение артиста- исполнителя, и исполнителя.

б) дополнить п. 3 ст. 36 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» следующим положением:

«Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения (исключая исполнения произведений народного творчества «фольклора»)».

4. Предлагается дать в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" правовое определение продюсера-

«Продюсер - лицо, которое организует или организует и финансирует постановку аудиовизуальных произведений, а также шоу-программ, шоу-проектов и концертов, включая их публичное исполнение». Необходимо наделить продюсера правом обращения в суд в случае нарушения его имущественных прав при организации и/или финансировании и постановке аудиовизуальных произведений и публичном исполнении.

5 В связи с предоставлением авторских прав режиссерам-постановщикам шоу-программ, представляется необходимым закрепить понятие шоу-программы и охранять её в качестве произведения: «Шоу-программа- произведение, представляющее собой номера выступлений (музыкальный, танцевальный, пения, эстрадный, цирковой, кукольный номер и т д.) аргастов-исполнигелей (артиста-исполнителя) и исполнителей (исполнителя), связанные между собой либо единой темой, и/или единым сюжетом »

6. Предлагается изменить формулировку п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и предоставить исполнителю-право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, в том числе право не разрешать обнародование исполнения:

«Исполнитель имеет право отказаться от ранее приятого решения об обнародовании исполнения при условии возмещения заинтересованным лицам (в том числе продюсеру и автору исполняемого произведения) причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

7.Поскольку с развитием технологий появилась возможность, воспроизведения звукозаписи в аудиовизуальном произведении или использование части аудиовизуального произведения в другом произведении, относящемся к той же категории, или части звукозаписи в другой звукозаписи, необходимо, определить право исполнителя не разрешать переносить выступление на другой материальный носитель и дополнить п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" следующей формулировкой:

«-Исполнитель имеет право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства (включая, право воспрепятствовать перенесению на другой материальный носитель своего выступления) в том числе право не разрешать обнародование исполнения»

8. Согласно ст. 37 п.7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права исполнителей могут передаваться ими по договору, однако, в законе не указаны обязательные условия, которые должен содержать данный договор. Предлагается следующая формулировка данной статьи:

«Имущественные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора на передачу исключительных прав или договора на передачу неисключительных прав. В договоре определяются способ использования исполнений, размер порядок и сроки выплаты вознаграждения, срок действия договора, территория, на которой действует договор, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Права, передаваемые по договору на передачу имущественных прав исполнителей, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное».

9. В ст. 48.2 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", предусмотрена обязанность пользователя по договору сохранять и повторять информацию при любом использовании охраняемого объекта авторских и смежных прав, которая идентифицировала бы произведение, объект смежных прав, а также обладателей авторских и смежных прав, что в свою очередь может вызвать трудности у определенных категорий пользователей (например, радиостанций)

Поскольку, по сути, право на доведение информации, является новым личным неимущественным правом исполнителя, необходимо закрепить его в нормах о правах исполнителя следующим образом: «К личным неимущественным правам исполнителя относятся: -право на имя,

-право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягагельства ( в том числе на воспрепятствование переноса на другой материальный носитель), -на запрет обнародования,

- на упоминание своего имени в связи с использованием исполнения там, где это возможно и не ущемляет интересы пользователей» 10. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" (из вступающих в силу с 1 сентября 2006 года абзаца 6, п. 2 ст. 37 и абзаца 5, п.2 ст.38) предлагается исключить термин «интерактивный режим».

Поскольку одно из самых распространенных толкований последнего подразумевает, возможность пользователя воздействовать (изменять, удалять) на те объекты, которые ему становятся доступными в данном режиме. Интерактивный (диалоговый) режим1 - способ

'Глоссарий ру http //encycl yandex ni/cgi-bin/ait (inter -между active-действие- interactive-диалоговый, взаимодействующий)// При данном режиме пользователь задает программе команды во время ей работы, что предполагает обмен текстовыми командами (запросами) и ответами// Словарь по программированию и информатике //А Б Борковский М 1992 г

взаимодействия пользователя или оператора с ЭВМ, при котором происходит непосредственный и двусторонний обмен информацией, командами или инструкциями между человеком и ЭВМ.

Однако, очень многие объекты, как авторского, так и смежных прав (например, запись исполнения) невозможно изменить в цифровых сетях, ни каким либо образом воздействовать на них.

Предполагается изменить термин «интерактивный режим» на «режим, предоставляемый цифровыми и иными коммуникационными сетями» и соответственно расширить данное определение. Практическая значимость исследования.

Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут служить основанием для совершенствования российского законодательства об авторском праве и смежных правах. Работа может быть использована в правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания курсов российского гражданского и международного частного права.

Апробация результатов исследования

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, обсуждались на кафедре правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности.

Структура исследования

Внутренняя структура и содержание диссертации были определены поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, степень её разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, характеризуется методология, методика и эмпирическая база, а также научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.

В главе первой «Исполнители авторских произведений как субъекты смежных прав» представлена характеристика исполнителей авторских произведений как субъектов смежных прав.

В параграфе 1 анализируется понятие исполнителя авторского произведения.

История понятия « исполнитель» неразрывно связана с понятием «смежные права». Субъекты смежных прав разделяются на две группы: артист-исполнитель, с одной стороны, и производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, с другой. Исполнителем, может быть только человек (физическое лицо), а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания могут быть представлены как гражданами, так и юридическими лицами. Исполнителей от остальных субъектов смежных прав отличает творческий характер их деятельности, в то время как деятельность организаций эфирного и кабельного вещания и производителей фонограмм носит технический характер. Творчество- деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.1

1 Гааршов ЭП Советское авторское право Основные положения Тенденции развитая М, 1984 г с.83

Однако, не все аспекты деятельности лиц, признаваемых исполнителями по российскому законодательству, могут отвечать данному критерию.

Следует учитывать, что в русском языке имеется термин-«интерпретировать» -который означает истолкование, раскрытие смысла и содержания.

Следовательно, способы, посредством которых произведение доносится до аудитории, можно дополнить понятием интерпретации.

Ещё в 80-е годы XX века наметилась тенденция к разграничению двух категорий: артистов-исполнителей, которые интерпретируют творческие произведения, и исполнителей, которые исполняют (певец интерпретирует оперную арию, а пианист лишь аккомпанирует ему)1

Артистами-исполнителями называют тех, кто в свое исполнение вносит значительный творческий вклад, в результате чего исполнение приобретает самостоятельное значение Исполнителями - тех, чье исполнение либо не имеет творческого характера или творческий вклад в которое незначителен, либо не имеет самостоятельного или решающего значения для исполнения произведения в целом

Рассматривается включение в определение артистов-исполнителей и исполнителей исполнение ими отдельных проявлений фольклора, таких как музыкальное творчество, народные танцы. Кроме того, анализируется сущность деятельности артистов-исполнителей, а именно исполнения -представление произведений литературы и

1 Матвеев Ю.Г Международная охрана авторских прав М, 1987 С 181

искусства, а также произведений народного творчества, выступлений, постановок посредством их творческой интерпретации как в живом исполнении, так и с помощью технических средств. Техническое исполнение- не требует творческой интерпретации произведений литературы и искусства, а также произведений народного творчества, фонограмм, выступлений, постановок. Параграф второй посвящен правовой классификации исполнителей авторских произведений Во-первых, по принципу перечисления который, применен в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" (актер, музыкант, певец, танцор режиссер-постановщик спектаклей и дирижер, исполнители эстрадных, цирковых или кукольных номеров).

Приводится классификация исполнителей по степени творческого участия в исполнении произведения (ведущий артист, артист второго плана, дублер, статист и тд.). Приводится классификация режиссеров-постановщиков спектаклей, концертов и шоу-программ. Рассматривается участие продюсера в рамках исполнительской деятельности.

Коллектив исполнителей анализируется в рамках как делимого и неделимого соисполнительства В классификации выделяется автор-исполнитель.

Глава II «Исключительные права исполнителей авторских произведений» характеризует исключительные права исполнителей авторских произведений.

В параграфе I рассмотрены общая характеристика прав исполнителей -сфера действия, сроки, изъятие из прав, ограничения прав. Подчеркивается, что исполнитель по Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" должен осуществлять свои права лишь при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Исключение могут составлять случаи, когда произведете перешло в общественное достояние, а также, исполняемые произведения народного творчества (некоторые проявления фольклора)

Отмечается, что исполнение или постановка должны впервые иметь место на территории Российской Федерации То есть должен соблюдаться критерий места первого обнародования.

Рассмотрены критерии охраны прав зарубежных артистов-исполнителей - в случае если запись такого исполнения (фонограмма) впервые была опубликована на территории РФ, или не записанное на фонограмму исполнение включено в передачу в эфир или по кабелю, при условии, что организация эфирного или кабельного вещания имеет официальное местонахождение на территории РФ.

В параграфе 2 рассматриваются личные неимущественные права исполнителей

Поскольку исполнители осуществляют артистическую деятельность личного характера, они нуждаются в закреплении ряда прав, в отличие от остальных субъектов смежных прав (организаций эфирного и кабельного вещания) которые защищали бы их как личность.

Личные неимущественные права исполнителей принадлежат исполнителям независимо от их имущественных прав, которые они могут передать по договору

Законодательство ряда стран участников Римской конвенции предусматривает за исполнителями право на имя в отличие от Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", то есть фактически в данном случае исполнитель приравнивается к автору произведения, что в известной степени обусловлено характером деятельности артистов-исполнителей.

Анализируется термин «изменение (поправка, перемена, делать иным) выступления», Этот термин применяется в законодательстве ряда стран, который охватывает не только искажения, но и предусматривает, что любое изменение структуры исполнения может служить достаточным основанием для возражения со стороны исполнителя, как одно из составляющих его личного неимущественного права на защиту от искажения исполнения Представляется, что право на неприкосновенность исполнения не должно сопровождаться никакими оговорками, поскольку это обязывает исполнителя доказывать факт искажения и ущерба.

При этом участие артиста-исполнителя в исполнении того или иного произведения, уже предполагает разрешение на его обнародование. Однако, исполнение может быть осуществлено в такой форме, что впоследствии у исполнителя появится желание не разрешать обнародование исполнения.

Поэтому следует учитывать, что в данном случае между исполнителем и автором произведения, которое исполняет артист-исполнитель, может возникнуть конфликт, в силу того, что будет нарушено право автора на сохранение целостности произведения.

Данное право может действовать при условии возмещения заинтересованным лицам (в том числе продюсеру и автору исполняемого произведения) причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

В рамках данного права исполнителю принадлежит - право воспрепятствовать перенесению на другой материальный носитель своего выступления.

Рассматривается появление по сути нового личного неимущественного права исполнителей -обязанность пользователя по договору сохранять и повторять информацию при любом

использовании охраняемого объекта авторских и смежных прав, которая идентифицировала бы произведение, объект смежных прав, а также обладателей авторских и смежных прав.

В параграфе 3 анализируются имущественные права исполнителей

Имущественные права исполнителей призваны и направлены на обеспечение охраны возмездного использования выступлений артистов-исполнителей Ограничения, которые накладываются на данный вид прав исполнителей, связаны с тем, что охрана имущественных прав авторов произведений, которые они исполняют, может быть ущемлена Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения или постановки, в том числе включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Артист-исполнитель может использовать исполнение теми способами, которые перечислены в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах": путем передачи в эфир (по кабелю) своего «живого исполнения; посредством записи; в результате воспроизведения записи; путем передачи в эфир (по кабелю) некоммерческой записи; посредством проката фонограммы с записью исполнения -все вышеперечисленные способы одновременно являются имущественными правами исполнителя.

Рассмотрены организации, действующие в сфере управления имущественными правами исполнителей.

Правообладатели (в данном случае исполнители), используют преимущества организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, такие как: сбор вознаграждения,

пропорционально времени звучания исполнения, отслеживание и пресечение несанкционированного использования исполнения, кроме того организации ведут переговоры от имени исполнителей с пользователями.

К данным организациям не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Вместе с тем следует учитывать, что монополизм может привести к целому ряду злоупотреблений в дайной отрасли. Например, отказ в выдаче лицензий без каких-либо оснований, необоснованная дискриминация пользователей, принадлежащих к одной и той же категории, установление дискриминационных условий лицензионных соглашений, ненадлежащее осуществление распределения и выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения, который получают исполнители, должен устанавливаться на основе договоренности между пользователем и организацией, собирающей вознаграждения для производителей фонограмм и исполнителей, с учетом интересов договаривающихся сторон.

Российское законодательство допускает создание таких отдельных организаций, управляющих разными категориями обладателей прав, а также организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав.

В настоящее время в сфере прав исполнителей произведений действуют три таких организации- Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по смежным правам (РОСП).

РОУПИ и РФА заключили с Российским Авторским обществом (РАО) соглашение о сборе и распределении вознаграждения за

воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы Это так называемое «безлицензионное» использование объекта смежных прав, представляющее собой изъятие из правомочий творца произведения по распоряжению результатом своей деятельности.

В Главе III «Охрана прав исполнителей» анализируется охрана прав исполнителей.

В Параграфе 1 рассматривается законодательное регулирование отношений в сфере охраны прав исполнителей.

Права артистов-исполнителей в РФ стали признаваться с момента вступления в силу - с 3 августа 1992 г Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Поэтому признаются права только на те исполнения, которые исполнены, записаны или переданы организациями эфирного и кабельного вещания после этой даты

Закон «Об авторском праве и смежных правах» действует с 3 августа 1993 года С его введением охрана была расширена на произведения и исполнения, срок охраны на которые не истек к 1 января 1993 г.

Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций была заключена в Риме 26 октября в 1961 году и вступила в силу 18 мая 1964 года.

Отмечается, что Конвенция обеспечивает «национальный режим охраны», под которым понимается режим, который договаривающееся государство представляет на территории, где испрашивается охрана, в соответствии со своим внутренним законодательством артистам-исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении исполнений,

их первой записи или передачи в эфир, имевших место на его территории.

Охрана прав исполнителей, предоставляемая Конвенцией, исходит из формулы «охрана заключается в возможности предотвращать» осуществление без согласия артистов-исполнителей некоторых актов. В свою очередь, практическая реализация большего числа положений Римской конвенции в России (как и большинства положений российского законодательства по смежным правам) предполагает существование системы (или нескольких систем) коллективного управления имущественными смежными правами

Со времени разработки и принятия Римской конвенции практически все страны повысили уровень национальной охраны, предоставляемой владельцам смежных прав.

В Российской Федерации, с принятием в 1993 г. Закона «Об авторском праве и смежных правах», также предусмотрено закрепление за владельцами смежных прав значительно большего объема прав, чем это предусмотрено Римской конвенцией(например, введение права на возмещение морального вреда при нарушении личных неимущественных прав автора и исполнителя).

Значение международных правовых норм возрастает, а национальные законы — стремятся к унификации, так как использование объектов интеллектуальной собственности становится все сложнее идентифицировать одной территорией С этой целью ВОИС разработан договор в облаете смежных прав: WIPO Performances and Phonograms Treaty (WPPT) ДВИФ (ДИФ).

Положения ДИФ не изменяют и не отменяют обязательства, вытекающие из Римской конвенции или каких либо иных. ДИФ закрепляет принцип национальной охраны в области охраны авторских и смежных прав.

Данный договор, предусматривает в том числе, что охрана распространяется на случаи исполнения не только произведений, но и так называемых «выражений фольклора». По сравнению с Римской конвенцией существенно расширен круг имущественных прав исполнителей по Договору (например, Римская конвенция вообще не предусматривает охрану личных неимущественных прав артистов-исполнителей).

По данному договору личные неимущественные права исполнителей действуют не только в отношении записанных на фонограмму исполнений, но и в отношении исполнений, которые не были записаны (устные исполнения).

В Параграфе 2 рассматриваются гражданско-правовые способам защиты прав исполнителей.

При применении способов защиты управомоченное лицо имеет возможность восстановить нарушенное или оспаривамое право Предметом защиты будут являться не только субъективные права исполнителя, но и его охраняемые законом интересы. В основе права исполнителя лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное право и предоставляется исполнителю

При внедоговорном нарушении прав исполнителя, а также когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Рассматриваются способы защиты, предусмотренные ГК РФ, в том числе требование о компенсации морального вреда, которое может быть заявлено во всех случаях нарушения личных неимущественных прав исполнителя.

В качестве меры гражданско-правового регулирования рассматривается договор на передачу исключительных или неисключительных прав исполнителя, легальное определение которого вроссийском законодательстве отсутствует (в том числе его условия, которые принято считать существенными).

В Параграфе 3 рассматриваются вопросы судебной защиты прав исполнителей.

Несмотря на то, что технический уровень производства постоянно возрастает и соответственно растут объемы контрафактной продукции-статистика судебных разбирательств в области защиты авторских и смежных прав за последнее годы не отмечает их резкого роста.

Большинство споров возникают, как правило, вследствие невыплаты причитающегося исполнителям вознаграждения, вследствие неправомерных действий звукозаписывающих компаний. Причем компании полагают, что их действия правомерны.

Отдельную группу составляют дела, связанные с наследством записей, произведенных в советское время. Государство как собственник в свое время передало свое имущество в виде коммерческих записей фирме «Мелодия», некоммерческих Гостелерадиофонду. Помимо права имущественной собственности у государства есть и право интеллектуальной на данные записи.

Судебный порядок защиты прав исполнителя связан с исковым производством. В зависимости от того, какие права исполнителей

нарушены (личные неимущественные или имущественные), определяется содержание искового заявления. Иски неимущественного характера связаны с признанием или восстановлением личных прав исполнителя, а иски имущественного характера- со взысканием вознаграждения и убытков. Возможно и сочетание этих исков, если истец требует восстановления как имущественных, так и личных неимущественных прав.

Большинство судебных дел в данной области правоотношений направлено именно на восстановление имущественных прав. Другое дело, когда восстановление этих имущественных прав иногда возможно, если признаны и личные неимущественные права исполнителя.

Отмечается, что в настоящее время, исполнители зачастую находятся в худшем положении, относительно защиты своих прав, нежели автор произведения.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях

1. Бызина А.Ю. Взаимосвязь режима правовой охраны с режимом защиты авторских и смежных прав при их передаче по авторскому договору//Сборник трудов аспирантов РГИИС,2002, с.32-34-0,2 а.л.

2. Бызина А.Ю. Правовые конструкции, влияющие на охрану авторских и смежных прав в РФ//Сборник трудов аспирантов РГИИС,2002, с.34-36-0,2 а.л.

3. Бызина А.Ю. Рекламный продукт как объект авторской охраны и защиты в Российской Федерации //Сборник трудов аспирантов РГИИС,2003, с.68-72-0,4 а.л.

Подписано в печать 18.08.2005 г. Формат 60x90, 1/16. Объем 1,75 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 576

Отпечатано в ООО "Фирма Блок" 107140, г. Москва, ул Краснопрудная, вл.13 т 264-30-73 www.blok01centre.narod.ru Изготовление брошюр, авторефератов, печать и переплет диссертаций

»15389

РНБ Русский фонд

2006-4 12334

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Бызина, Антонина Юрьевна, кандидата юридических наук

Введение.3

Глава I. Исполнители авторских произведений как субъекты смежных прав.14

§ 1. Понятие исполнителя авторского произведения.15

§ 2. Правовая классификация исполнителей авторских произведений .32

Глава II. Исключительные права исполнителей авторских произведений.48

§ 1. Общая характеристика прав исполнителей.48

§ 2. Личные неимущественные права исполнителей.57

§ 3. Имущественные права исполнителей.67

Глава III. Охрана прав исполнителей.86

§ 1. Законодательное регулирование отношений в сфере охраны прав исполнителей.86

§ 2. Гражданско-правовые способы защиты прав исполнителей

§ 3. Судебная защита прав исполнителей.118

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерации"

Актуальность темы диссертационного исследования. В Российской Федерации на современном этапе роль правовой охраны интеллектуальной собственности неуклонно возрастает и становится одним из основных факторов планирования и развития национальной экономики. Эффективная охрана прав исполнителей авторских произведений является одной из важных составляющих системы интеллектуальной собственности. С развитием современных технологий результат творческого труда исполнителей всё более отчуждается от него, и тем сложнее становится контроль за соблюдением прав исполнителей.

26 мая 2003 года Российская Федерация стала участником Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции от 18 мая 1961 г.),1 которая являлась первым универсальным международным договором в этой области и именно в ней было впервые введено понятие артиста-исполнителя. Внесены изменения и дополнения в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», от 20 июля 2004 года.2 Готовится подписание Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по исполнениям и фонограммам (Договор ДИФ 1996 г.)

1 См. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 года №908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций»// СЗ РФ-2002.-№52 (ч.11).-Ст. 5217

2 Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" №5351-1 от 9 июля 1993 г. (в редакции Федерального закона №1Ю-Ф3 от 19 июля 1995 года, в редакции Федерального закона №73-Ф3 от 20 июля 2004 года)

Однако, несмотря на указанные изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности в Законе «Об авторском праве и смежных правах» в сфере деятельности исполнительского искусства до сих пор остается немало пробелов и неясностей.

В настоящей работе анализируются проблемы охраны прав исполнителей с целью дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема прав исполнителей затрагивалась ещё в советской литературе. В настоящий момент она продолжает разрабатываться российскими учеными, в том числе и с учетом международного опыта. Однако, обновление законодательства и развитие информационных технологий позволяют выделить новые актуальные правовые проблемы, которые ещё остаются неразработанными.

Данная работа является комплексным монографическим исследованием сущности деятельности исполнителей и охраны их прав на современном этапе.

Цели и задачи исследования

Цель диссертации состоит в проведении комплексного анализа сущности деятельности исполнителей и охраны их прав, в разработке теоретических обобщений и выводов в вопросах исполнительской деятельности и охраны прав исполнителей.

Данная цель, предопределила необходимость решения следующих задач: -определить понятие исполнителя (его место в системе смежных прав) -произвести классификацию исполнителей

-определить общие признаки прав исполнителей

-охарактеризовать неимущественные права исполнителей

-охарактеризовать имущественные права исполнителей

-провести исследование правовой деятельности организаций в сфере управления имущественными правами исполнителей

-определить круг источников правового регулирования охраны прав исполнителей

-рассмотреть способы защиты прав исполнителей -исследовать вопросы судебной защиты прав исполнителей

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является действующее российское законодательство о правах исполнителей, а также многосторонние международные соглашения.

Предметом исследования являются исполнители и их права по российскому законодательству.

Область исследования - гражданское право России, международное частное право.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В диссертации применяются научные методы и приемы комплексного подхода, сравнительного правоведения, толкования юридических норм. Также теоретические методы научного познания (логический анализ и синтез, обобщение, систематизация, восхождение от абстрактного к конкретному), и методы эмпирического исследования.

В диссертационном исследовании использованы труды видных советских, российских и зарубежных ученых: Б.С. Антимонова, И. А. Близнеца, Г.В. Виталиева, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. Дозорцева, H.JI. Зильберштейна, Т. Карсян, Д. Липцик, Н.В. Макагоновой, Ю.Г. Матвеева, A.M. Минкова, О.Н Садикова, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, И.А. Силонова, С.А. Сударикова, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфиной, Р. Хаметова, С.А. Чернышевой, A. Tournier, а также работы Н. Бузовой, В.Л. Вэскера, С.Б. Кокиной, Е. Куликовой, К. Леонтьева, С. Мирзояна, С.Т. Осипенко, И. Тулубьевой и др.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (первая, вторая и третья части), Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 года и иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств). В диссертации использованы материалы, Российского общества по смежным правам (РОСП), Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

В работе также используются: Международная (Римская) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 r(WIPO Performances and Phonograms Treaty-WPPT)1.

Научная новизна диссертационной работы. Диссертация представляет

1 Далее ДИФ собой комплексное монографическое исследование понятия исполнителей как субъектов смежных прав, субъективных прав исполнителей, и их охраны в международных соглашениях и законодательстве Российской Федерации.

В диссертации сформулированы и выносятся на защиту следующие положения и выводы:

1.Предлагается выделить в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" три категории исполнителей по творческому критерию их деятельности, а также соответственно по характеру прав, которыми они обладают:

1.1 а) Артист-исполнитель - физическое лицо, тем или иным образом посредством исполнения творчески интерпретирующее произведение литературы или искусства, включая некоторые проявления фольклора (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер). Творческий вклад артиста-исполнителя имеет самостоятельное значение для реализации произведения и позволяет публике оценить данное произведение. б) Предлагается предоставить авторские права режиссерам-постановщикам шоу-программ и концертов. В настоящий момент их права не закреплены ни авторским правом, которое признает их только за режиссером-постановщиком аудиовизуальных произведений, ни смежными правами, которые до сих пор относят к своей сфере действия режиссеров-постановщиков спектаклей (признавая их исполнителями), поскольку спектакли представляют собой, прежде всего, театральные представления.

Всем лицам, перечисленным в пункте 1.1. предлагается предоставить авторские правомочия по охране результатов своего творческого труда.

1.2 Исполнитель- участник исполнения, творческий вклад которого незначителен, или не имеет самостоятельного значения для творческой интерпретации произведений литературы или искусства, включая некоторые проявления фольклора (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Также предлагается раскрыть понятия некоторых видов исполнителей: а) дублер визуального ряда- исполнитель, роль которого сводится к замене какого-либо из ведущих исполнителей в отдельных эпизодах, где присутствие последних не является желательным. б) исполнитель звукового дубляжа- исполнители, осуществляющие либо закадровый перевод иностранных кино- и телефильмов, либо воспроизводящие текст актеров, по каким-либо соображениям не ставших озвучивать своих персонажей.

1.3 автор-исполнитель- физическое лицо, творческим трудом которого создано и исполнено (интерпретировано) собственное произведение литературы и искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) и которое одновременно обладает комплексом авторских прав на свое произведение, а также смежными правами на свое исполнение данного произведения.

2. В связи с разделением деятельности исполнителей по творческому критерию предлагается указать в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах", что исполнительская деятельность (исполнение) носит творческий характер, пока не доказано обратное.

3. По законодательству о смежных правах в Российской Федерации охраной пользуются не только артисты, исполняющие литературные и художественные произведения, но и другие лица: артисты цирка, варьете, кукловоды. Однако отсутствует положение в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" о том, что исполнителями могут считаться физические лица, исполняющие произведения народного творчества (фольклора).

Известно, что фольклор не представляет собой ни произведения литературы и искусства, (поскольку невозможно установить авторство произведений народного творчества), ни деятельность артистов цирка варьете и кукловодов. Представляется возможным выделить ряд проявлений фольклора в отдельную группу, которая могла бы получить правовую охрану, сообразуясь с принципом признания принадлежности народных танцев, песен, народной музыки к определенной национально-этнической группе. В связи с этим предлагается: а) включить в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" положение об исполнении отдельных проявлений фольклора (народных танцев, песен, музыки) - в определение артиста- исполнителя, и исполнителя. б) дополнить п. 3 ст. 36 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» следующим положением:

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения (исключая исполнения произведений народного творчества «фольклора»)».

4. Предлагается дать в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" правовое определение продюсера:

Продюсер - лицо, которое организует или организует и финансирует постановку аудиовизуальных произведений, а также шоу-программ, шоу-проектов и концертов, включая их публичное исполнение». Необходимо наделить продюсера правом обращения в суд в случае нарушения его имущественных прав при организации и/или финансировании и постановке аудиовизуальных произведений и публичном исполнении.

5.В связи с предоставлением авторских прав режиссерам-постановщикам шоу-программ, представляется необходимым закрепить понятие шоу-программы и охранять её в качестве произведения: «Шоу-программа- произведение, представляющее собой номера выступлений (музыкальный, танцевальный, пения, эстрадный, цирковой, кукольный номер и т.д.) артистов-исполнителей (артиста-исполнителя) и исполнителей (исполнителя), связанные между собой либо единой темой, и/или единым сюжетом.»

6. Предлагается изменить формулировку п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и предоставить исполнителю-право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, в том числе право не разрешать обнародование исполнения:

Исполнитель имеет право отказаться от ранее приятого решения об обнародовании исполнения при условии возмещения заинтересованным лицам (в том числе продюсеру и автору исполняемого произведения) причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

7.Поскольку с развитием технологий появилась возможность, воспроизведения звукозаписи в аудиовизуальном произведении или использование части аудиовизуального произведения в другом произведении, относящемся к той же категории, или части звукозаписи в другой звукозаписи, необходимо, определить право исполнителя не разрешать переносить выступление на другой материальный носитель и дополнить п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" следующей формулировкой:

-Исполнитель имеет право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства (включая, право воспрепятствовать перенесению на другой материальный носитель своего выступления) в том числе право не разрешать обнародование исполнения»

8. Согласно ст. 37 п.7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права исполнителей могут передаваться ими по договору, однако, в законе не указаны обязательные условия, которые должен содержать данный договор. Предлагается следующая формулировка данной статьи:

Имущественные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора на передачу исключительных прав или договора на передачу неисключительных прав. В договоре определяются способ использования исполнений, размер порядок и сроки выплаты вознаграждения, срок действия договора, территория, на которой действует договор, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Права, передаваемые по договору на передачу имущественных прав исполнителей, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное».

9. В ст. 48.2 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", предусмотрена обязанность пользователя по договору сохранять и повторять информацию при любом использовании охраняемого объекта авторских и смежных прав, которая идентифицировала бы произведение, объект смежных прав, а также обладателей авторских и смежных прав, что в свою очередь может вызвать трудности у определенных категорий пользователей (например, радиостанций).

Поскольку, по сути, право на доведение информации, является новым личным неимущественным правом исполнителя, необходимо закрепить его в нормах о правах исполнителя следующим образом: «К личным неимущественным правам исполнителя относятся: -право на имя,

-право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства ( в том числе на воспрепятствование переноса на другой материальный носитель), -на запрет обнародования,

- на упоминание своего имени в связи с использованием исполнения там, где это возможно и не ущемляет интересы пользователей». 10. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" (из вступающих в силу с 1 сентября 2006 года абзаца 6, п. 2 ст. 37 и абзаца 5, п.2 ст.38) предлагается исключить термин «интерактивный режим».

Поскольку одно из самых распространенных толкований последнего подразумевает, возможность пользователя воздействовать (изменять, удалять) на те объекты, которые ему становятся доступными в данном режиме. Интерактивный (диалоговый) режим1 - способ

Глоссарий, ру http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art. (inter -между active-действие- interactive-диалоговый, взаимодействующий)// При данном режиме пользователь задает программе команды во время её работы, что предполагает обмен текстовыми командами (запросами) и ответами// Словарь по программированию и информатике //А.Б. Борковский М. 1992 г. взаимодействия пользователя или оператора с ЭВМ, при котором происходит непосредственный и двусторонний обмен информацией, командами или инструкциями между человеком и ЭВМ.

Однако, очень многие объекты, как авторского, так и смежных прав (например, запись исполнения) невозможно изменить в цифровых сетях, ни каким либо образом воздействовать на них.

Предполагается изменить термин «интерактивный режим» на «режим, предоставляемый цифровыми и иными коммуникационными сетями» и соответственно расширить данное определение. Практическая значимость исследования.

Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут служить основанием для совершенствования российского законодательства об авторском праве и смежных правах. Работа может быть использована в правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания курсов российского гражданского и международного частного права.

Апробация результатов исследования

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, обсуждались на кафедре правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности.

Структура исследования

Внутренняя структура и содержание диссертации были определены поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав и библиографии.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерации»

1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции/Сост., авт. вступ сл. Силонов И.-М. //Юридическая книга/1998.-С.429

2. Англо-русский и русско-английский словарь/Под.ред. О.С. Ахмановой-М.: Рус. яз. 1989г. 1056 с.

3. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. 92 с.

4. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие.-М. :/Юристъ, 1999- 288с.

5. Близнец И.А. О законодательстве в области авторского права: (Размышления правоведа) // Вестник Московского университета, Журналистика.-М., 1996 -№5-С.-11-13

6. Близнец И.А., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав//Интеллектуальная собсвенность-1999 №11/99- С. 17-19

7. Близнец И.А., Наринян В.М. Право на самовыражение. Развитие национального законодательства в Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Опыт монографического исследования// М.; 2001- 120 с.

8. Близнец И.А. Государственное регулирование интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое и сравнительное исследование. -М.:, 2002г. 320 с.

9. Близнец И., Завидов Б., Хохлов И. Анализ изменений к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» //ИС. Авторское право и смежные права-№7,2004 г.

10. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность- СПб // Питер, 2001- с.416

11. Бузова Н. О совершенствовании законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав//ИС. Авторское право и смежные права-№12, 2003 г. с.7-9

12. Бьорн Жуэль-Сендбай. Право исполнителя на вознаграждение за передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю коммерческой фонограммы. Принципы руководства//ИС. Авторское право и смежные права-№7, 2001 г.

13. Вэскер B.JI. Охрана смежных прав в России. Диссертация.канд. юр. наук./12.00.03/Ин-т гос-ва и права М. 2002г.

14. Гаврилов Э.П. Авторское право в системе гражданского права//Правоведение. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. №4 с.39-47

15. Гаврилов Э.П. Правовое регулирование авторских договоров//Правоведение. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1981 №6. с.42-49

16. Гаврилов Э.П. О правовой охране произведений фольклора// Правоведение-Л. Изд-во Ленингр. ун-та 1983г.-№2 с.51-55

17. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984 г.

18. Гаврилов Э.П. Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах//Государство и право. М.; Наука, 1994.-№8-9.- с.74-78

19. Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом Гражданском кодексе РФ. // Государство и право. 1995. № 11

20. Гаврилов Э.П. Охрана в России прав иностранных авторов и изобретателей//Патенты и лицензии. -М, 2002. -№8. -с.27-30

21. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», Судебная практика г. Москва // Экзамен 2003г. -352 с.

22. Гаврилов Э.П. Россия присоединяется к римской конвенции: что дальше?//Патенты и Лицензии №5 2003г. с. 13-17

23. Гаврилов Э.П. Правовая охрана интеллектуальной собственности как составная часть гражданского права//Патенты и Лицензии №5 2004г. с.9-15

24. Гаврилов Э.П. Что изменилось в законе «Об авторском праве и смежных правах»// Патенты и Лицензии №10-11. 2004 г.

25. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие.- М., Юристь, 2004.-238 с.

26. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С.59-62.

27. Дворянкин О. Меры по борьбе с незаконным тиражированием объектов смежных прав//ИС. Авторское право и смежные права-№7,2001 г. с57-61

28. Дозорцев В.А. Исключительные права и их развитие. Вступительная статья. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сб. нормативных актов. М. 1994. С. 11-70

29. Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960. с- 25, с-37.

30. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972 г.

31. Карсян Т. Управление правами исполнителей// Интеллектуальная собственность №4 1998г.

32. Кокина С.Б. «Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации»//Диссертация.канд. юр. наук М., 2002г.

33. Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности: Сборник. /Общ. ред. В.И. Еременко. М.: Фонд Правовая культура, 1997.

34. Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую и вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации М., //ИНФРА -М 2001 С.-496

35. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах- М., // Издательство «Ось-89», 2001- С. 192

36. Корчагин А.Д., Талянский В.Б., Лынник Н.В. и др.; «Как защитить интеллектуальную собственность в России: Правовое и экономическое регулирование» /Под ред. А. Д.Корчагина.- М.:Инфра-М,1995.-335с.

37. Куликова Е. Смежные права исполнителей в международных конвенциях //ИС. Авторское право и смежные права-№7, 2001 г.

38. Леонтьев К. Эволюция авторских и смежных прав в Российской Федерации в цифровую эпоху//ИС. Авторское право и смежные права-№2, 2005 г.

39. Липцик Д. Авторское право и смежные права/Пер. с фр.; предисловие М. Федотова-М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.-788с.

40. Макагонова Н.В. Авторское право. Учебное пособие/Под ред. Гаврилова Э.П.-М., Юридическая литература., 1999-288 с.

41. Максимова Л. «Защита прав артистов-исполнителей»//Интеллектуальная собственность, № 5-6, 1998 г., стр. 121-124

42. Мартемьянов B.C. Охрана прав исполнителей: проблемы создания исполнительского права. //Советское государство и право. 1984. № 6.

43. Минков А. М. Контракт. Как много в этом звуке!// Интеллектуальная собственность, 2000, №1

44. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987. С. 181

45. Мирзоян С. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав: законодательство, доктрина и судебная практика//ИС. Авторское право и смежные права №7-8, 2003 г.

46. Моргунова Е. Теоретические основы коллективного управления имущественными правами обладателей авторских и смежных прав//ИС. Авторское право и смежные права №3, 2002 г.

47. Музыкальная индустрия России и СНГ. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в эпоху новых технологий. Материалы второй международной конференции. Москва, 21-23 февраля 2001г. М.; 2002г.- 95 с.

48. Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. М.// Профииздат, 1995 г. с.15

49. Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: М.: 1995г.

50. Осипенко С.Т. «Смежные права: законодательство и международные договоры Российской Федерации»//Диссертация.канд. юр. наук М., 2003г.

51. Погуляев В. Шоу- бизнес -судебные споры с рекорд компаниями /УПраво и экономика, N 8, август 2004 г.57. «Правовая охрана интеллектуальной собственности (под ред. Дементьева В.Н.) М., Юридическая литература, 1995 г.

52. Права на результаты интеллектуальной деятельности: Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права ; Исслед. центр частного права при президенте Рос. Федерации; Гл. ред. В.В. Жданович.- М.:Де-юре,1994.-473с. (Библиотека "Де-юре";Вып. 13)

53. Райгородский Н.А. Авторское право на кинематографическое произведение. JL, 1958 г.

54. Рассудовский В. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство //Российская юстиция. 1994. №12. С. 10-13.

55. Родионов М.Ю. Возникновение и охрана авторских прав при создании кинофильмов//»Автореф.диссерт.канд. юр. наук М., 2005г.

56. Розенсон Г. Как определить размер вознаграждения // Интеллектуальная собственность. 1996. № 5-6. С. 52-53.

57. Рузакова О.А., Дмитриев С.В. Авторские и смежные права в Интернете// "Законодательство", N 9, сентябрь 2001 г.

58. Садиков О.Н. О системе норм Гражданского кодекса // Журнал российского права. 1998. № 1. С. 13-22.

59. Селезнев А. Интеллектуальная собственность и ее государственная защита//Экономист. 1996. № 11. С. 61-69.

60. Сергеев А.П. «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» г. Москва, ТЕИС, 1997г. 704 с.

61. Сергеев А.П. Проект третьей части Гражданского Российской Федерации: мнения и сомнения // Юридический консультант. 1998. №1. С. 9-12.

62. Сергеев А.П., Мэггс П.Б. Интеллектуальная собственность. /М., Юристь 2000

63. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник.-2-е изд., перераб и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004-752 с.

64. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. 1956г.

65. Силонов И.А. Телепередачи и права артистов-исполнителей//Интеллектуальная собственность №5 1999г.

66. Силонов И. А. «Авторское право в шоу бизнесе» М. Агентство «Издательский сервис». 2001г. 336 с.

67. Словарь иностранных слов под ред. Лёхина И.В. и Петрова Ф.Н. // М., 1954 г.

68. Словарь по программированию и информатике//А.Б. Борковский М. 1992 г. с.335

69. Советское гражданское право/Под ред. Маслова В.Ф., Пушкина А.А. в 2 ч. 4.1 Харьков, 1993 с.248

70. Соловьев Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».- М.: Издательство «Ось-89», 2001-192 с.

71. Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе//ИС. Авторское право и смежные права №11,2004 г. с.68

72. Судариков С.А. «Основы авторского права», г. Минск Амалфея,2002г.

73. Суханов Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. 1995. №11. С. 23-35.

74. Трахтенгерц JI. А. Свобода творчества и интеллектуальная собственность (о статье 44 Конституции Российской Федерации) // Право и экономика. 1994. №34. С. 1-4.

75. Труды по интеллектуальной собственности. Т.1 Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе РФ.//М.: ИМПЭ им Грибедова. 1999г.

76. Тулубьева И. Распространение произведений и фонограмм //Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. 2000. №2

77. Туркин А. В интересах авторской общественности. Устав Российского авторского общества (РАО) // Интеллектуальная собственность. 1994. № 7-8. С. 48-56.

78. Халипова В.В. Интеллектуальная собственность и проблемы её формирования и развития в современной России (Социологический аспект). Автореф. дис. д-ра социол. наук // Моск. гос. ун-т коммерции. Дис.совет Д. 131.05.03-М., 1995.-46 с.

79. Халфина P.O. Охрана интеллектуальной собственности. Современный рынок: правила игры. М. 1992.

80. Хаметов Р. Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе//Российская юстиция. 1999. N 4.

81. Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав // Хозяйство и право. 1998. № 4. С. 93-98.

82. Хаметов Р. Экспертизы по делам о нарушениях авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. 1997. №7-8. С. 46-58.

83. Хаметов Р. Лазейки в законодательстве поощряют интеллектуальное пиратство //Интеллектуальная собственность. 1997. №11-12. С. 66-68.

84. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М. 1979г.

85. Чернышева С.А., Славин М.М. Художественное творчество и закон-М.; Моск. рабочий, 1980 г. 96с.

86. Чернышева С.А., Богуславский М.М., Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении//М.; Наука, 1984 -176 с.

87. Чернышева С.А. Гражданско-правовая защита авторских прав//Советское государство и право. -М.; Наука, 1984 г. №2. с.67-77

88. Чернышева С.А. Авторское право в современном мире. (Обзор новейшей литературы)//Советское государство и право.- М.; Наука, 1990 г. №7 с.140-145

89. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России, М.1996 г. с. 18

90. Чернышева С.А. Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. юрид. фак. Казан, гос. ун-та.-Казань, 1997.-89с.//Государство и право. -М.; Наука, 1998 -№4-с.119-121

91. Чернышева С.А. Охрана смежных прав в России //Юридический мир №3, 2002г. с. 17-21

92. Шебзухова М.Х. Правовая охрана произведений фольклора Диссертация.канд. юр. наук./12.00.03/РГИИС М. 2002г.

93. Щенникова J1.B. Категория «собственность» в российском гражданском праве и законодательстве //Государство и право. 1995. №3. С. 96-103.

94. Энтин В. Правовая природа смежных прав. Правовые гарантии соблюдения имущественных интересов деятелей культуры//ИС. Авторское право и смежные права №7, 2001г.с.46-52

95. Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Бюллетень по авторскому праву. 1996. № 4. С. 49-52.

96. Blank X. Права исполнителей // Авторское и смежное право: Сборник докладов. 1967 С.134-136

97. Masouye С., Guide de la Convention de Rome et de la Convention Phonogrammes, Geneve, OMPI, 1981,p.l4, p. 42

2015 © LawTheses.com