Основные институты мусульманского уголовного праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Основные институты мусульманского уголовного права»

На правах рукописи

АРТЕМОВ ВЛАДИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Специальности 12 00 01 — теория и история права и государства, история учений о праве и государстве 12 00 08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

Автореферат диссертации на соискание учен* кандидата юридических

--'■ач-ьгз

МОСКВА — 2008

003164622

Работа выполнена в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации Кашепов Владимир Петрович ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ

Доктор юридических наук, профессор Корнев Аркадий Владимирович Кандидат юридических наук, доцент Гладких Руслан Борисович

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Российский университет дружбы народов

Защита состоится О 2008 г в М часов О О минут на

заседании диссертационного совета Д503 001 02 в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Адрес 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, д 34

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Автореферат разослан 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета

к ю н , доцент

Чертков А Н

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1.1. Актуальность темы исследования. Настоящая диссертация посвящена рассмотрению мусульманского уголовного права — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права Помимо теоретического, исследовательского интереса, который данная тема, бесспорно, представляет, ее изучение в настоящее время становится особо актуальным вследствие возрождения и восстановления классического средневекового мусульманского уголовного права со 2-ой половины XX века в ряде исламских государств Ливии, Иране, Судане, Пакистане, Северной Нигерии и др

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и тп Но в XIX — 1 пол XX века на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских, и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право Мусульманское право сохранялось лишь незначительно Во второй же половине XX века, в связи с деколонизацией и появлением независимых

^ )

мусульманских государств, в некоторых из них наметилась тенденция Кгч V

воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права

Ислам — это одна из мировых религий и огромная часть всего человечества (более 1 миллиарда 200 миллионов последователей) Большое значение изучение мусульманского права имеет для России, значительная часть населения которой традиционно исповедует ислам Знание основ ислама и мусульманского права должно способствовать лучшему пониманию многих процессов, происходящих в российских мусульманских регионах, установлению взаимопонимания между представителями разных религий

Особую актуальность, в настоящее время, данная тема приобретает в связи с такими явлениями, как исламский фундаментализм и терроризм, приобретшими с конца XX века особое, можно сказать, мировое значение Фундаменталисты и террористы постоянно эксплуатируют тему мусульманского права, шариата, проповедуют необходимость установления «шариатских» режимов в мусульманских странах и регионах, экспансию ложно-понятого или сознательно-искаженного ислама в немусульманские страны и «священную войну» против неверных

Эти явления, к сожалению, не обошли стороной и Российскую Федерацию В течение нескольких лет на территории Чеченской Республики существовал антиконституционный режим, проводивший политику возрождения мусульманского уголовного права В 1996 году в Чечне был принят и до 1999 года действовал «Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия», представлявший собой по существу дословный постатейный

перевод на русский язык Уголовного кодекса Судана 1991 года, содержащего практически все нормы и институты классического мусульманского уголовного права Поэтому именно сейчас, как никогда, исследование мусульманского уголовного права очень актуально

1.2. Цель и задачи исследования Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа первоисточников ислама, теоретических диссертационных и монографических работ, нормативных материалов, включая действующее законодательство, и иных источников подвергнуть исследованию теоретические и практические вопросы мусульманского уголовного права и его основных институтов, его существование в средние века в своем классическом виде, тенденции его развития и проблемы возрождения в правовых системах некоторых государств Из заявленной цели вытекают следующие задачи

а) проанализировать и обобщить имеющуюся литературу, и нормативные материалы, касающиеся мусульманского уголовного права,

б) рассмотреть доктринальную теорию и современную практику мусульманского уголовного права в части, касающейся понятия и классификации преступлений, видов наказания, основных групп и отдельных видов преступлений,

в) критически осветить и оценить практику существования мусульманского уголовного права в настоящее время с позиции современного представления о принципах права и правах человека

1.3. Предмет исследования Предметом настоящего исследования является мусульманское уголовное право, сформулированное на основе классических источников мусульманским правоведением в традиционную эпоху, а также проблемы его существования и возрождения в отдельных государствах в настоящее время При этом законодательство и правовые системы тех исламских государств, которые не стремятся к возрождению традиционного мусульманского уголовного права или в которых оно не сохранилось, не являются предметом исследования в настоящей работе

1.4. Положения, выносимые на защиту

1 Взятому во всей своей совокупности классическому мусульманскому уголовному праву свойственны многие архаические черты Мусульманское уголовное право, основанное на исламе, возникло и существовало в своем классическом виде в средние века на исламском востоке и соответствовало по своим основным характеристикам правовым представлениям того времени Для мусульманского уголовного права характерно слабое развитие общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям они разрабатывались применительно к тем или иным преступлениям и могли, вследствие, этого, различаться Например, мусульманское уголовное право регламентирует срок давности при употреблении спиртных напитков, прелюбодеянии и некоторых других деяниях, но не определяет общих норм давности так же детально как они определены в европейских правовых системах Оно подробно регламентирует ответственность при рецидиве

кражи и, отчасти, употребления спиртных напитков, но общие нормы о рецидиве, равно применимые ко всем преступлениям, также остались несформулированными Автор считает, что возрождение и существование мусульманского уголовного права в современную эпоху должно сопровождаться выделением, развитием и законодательным закреплением общих норм и институтов, созданием Общей части

2 В классическом мусульманском праве деление на отрасли является значительно менее четким по сравнению с европейским правом В частности, мусульманское уголовное право включает в себя большое количество процессуальных норм, а также норм, регулирующих исполнение наказаний, что практически без изменений воспроизводится в современных нормативных актах Диссертант полагает, что современное развитие мусульманского уголовного права должно сопровождаться более четким разделением норм на материальные, процессуальные и исполнительные с выделением соответствующих отраслей

3 В своем классическом виде мусульманское право было некодифицировано и продолжает так существовать в некоторых государствах Персидского залива, которые сохранили традиционную систему источников права Те же исламские государства, которые освободились от колониальной зависимости и начали в конце XX века возрождать мусульманское право, идут путем создания системы нормативно-правовых актов и кодексов, содержащих традиционные шариатские нормы Автор полагает, что существование мусульманского уголовного права в настоящее время

затруднительно без его законодательного закрепления и кодификации, о чем свидетельствует и законотворческая практика многих мусульманских государств Поэтому при возрождении мусульманского уголовного права, если оно имеет место, мусульманско-правовые нормы целесообразно облекать в форму нормативно-правовых актов

4 Представляется как минимум неоднозначной практика возрождения наиболее репрессивных и негуманных норм и институтов мусульманского уголовного права в уголовных законодательствах некоторых государств В частности, мусульманское уголовное право криминализирует религиозные проступки (грехи), что закономерно следует из его религиозной природы, но что вступает в конфликт с правом человека на свободу совести и вероисповедания Автор считает недопустимой криминализацию религиозных проступков в настоящую эпоху

5 В мусульманском уголовном праве в качестве видов наказания предусмотрены такие виды, которые являются телесными, членовредительными и квалифицированными (например, бичевание (джельд), побивание камнями (реджм) как квалифицированный вид смертной казни, членовредительные наказания), что соответствовало средневековым представлениям о праве и правах человека, но грубо нарушает современные гуманистические принципы, зафиксированные в актах международного права и отраженные в законодательстве Российской Федерации Диссертант убежден, что ничто не может оправдать законодательное возрождение

жестоких видов обращения и наказания и тем более их применение на практике

6 Классическое мусульманское право исходит из неравенства людей по признаку пола, вероисповедания и пр В уголовном праве это наиболее отчетливо проявляется в установлении меньших сумм возмещения (дийа) за жизнь женщин и немусульман по сравнению с возмещением за жизнь мужчин-мусульман Данное положение закреплено в законодательствах некоторых мусульманских государств Законодательное закрепление неравенства людей по какому-либо признаку или основанию нарушает международно-правовой принцип недискриминации людей по признаку расы, языка, пола, религии и иных обстоятельств, закрепленный во многих международно-правовых актах, а также в законодательстве Российской Федерации, и является недопустимым

7 Некоторые положения мусульманского уголовного права представляют обоснованный интерес и заслуживают внимания, изучения, а, возможно, и практической реализации в традиционно мусульманских государствах Например, согласно мусульманскому уголовному праву в преступлениях против жизни и здоровья сохраняется значительный частноправовой элемент, состоящий в возможности потерпевшей стороны настаивать на предусмотренном уголовном наказании виновного, истребовать вместо наказания возмещение (дийа) или простить его Представляется, что практика замены уголовного наказания денежным

возмещением в пользу потерпевшего, может являться обоснованной, например, при причинении незначительного вреда здоровью человека

8. Представляется, что заслуживает внимания положение мусульманского уголовного права о том, что грабеж является менее общественно опасным преступлением, чем кража как раз в силу открытого характера завладения чужим имуществом, при котором сохраняется возможность позвать на помощь, задержать виновного или запомнить его

Необходимо отметить, что для своего времени мусульманское уголовное право содержало значительно число прогрессивных норм и институтов, таких, как, например, уголовная ответственность только физического лица и, соответственно, запрет уголовной ответственности животных, неодушевленных предметов и умерших лиц, установление минимального возраста уголовной ответственности, а также разграничение возраста ограниченной и полной уголовной ответственности, что появилось в европейских законодательствах позднее, установление минимальной стоимости похищенного имущества (нисаб), необходимой для привлечения лица к уголовной ответственности за кражу и др

1.5. Методологической и теоретической основой исследования

является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы

Теоретической основой исследования послужили труды исследователей мусульманского права и зарубежного уголовного права, включая

дореволюционных российских ученых, а также иностранных исследователей (в том числе и на иностранном языке) таких как Анвар Гуль Ака, Берг J1В X , Давид Р , Ифрейх Насер Юсеф, Керимов Г M , Лихачев В А , Массэ А , Наиль Ахмед Taxa, Садагдар M И, Сюкияйнен JIР , Торнау Н.Е , Шарль Р., Эль-Зефири X M Д и других

Нормативной основой исследования послужили первоисточники мусульманского права такие как Коран, сборники хадисов, Хидая и др, нормативные материалы различных мусульманских государств

1.6. Научная новизна исследования Мусульманское уголовное право можно назвать малоизученным с точки зрения российской юридической науки До настоящего времени было осуществлено не столь большое число исследований в этой области как того заслуживает актуальность темы В основном мусульманское уголовное право освещается наряду с другими отраслями права в работах посвященных мусульманскому праву в целом Появлялись и некоторые исследования по отдельным узким областям мусульманского правоведения Научная новизна диссертации состоит в том, она является одним из первых исследований именно мусульманского уголовного права как отрасли права О научной новизне диссертации свидетельствует и ее комплексный характер автор поставил своей целью в одной работе обобщить классическую теорию мусульманского уголовного права и практику его реализации в законодательствах некоторых исламских

государств в настоящее время Новизна исследования состоит также и в совокупности изложенных в нем авторских оценок

Именно уголовное мусульманское право представляет значительный интерес вследствие его оригинальности и специфики И именно практическая реализация уголовного права в мусульманских государствах привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и международных правозащитных организаций из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские, криминализации религиозных деликтов и пр В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшей, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли Поэтому в первую очередь именно мусульманское уголовное право должно подвергнуться научному рассмотрению

1.7. Практическая значимость исследования Положение и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших научных исследований по мусульманскому уголовному праву, для подготовки учебников и учебных пособий по зарубежному уголовному праву и сравнительному правоведению Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических

работников, особенно тех, кто, в той или иной мере, касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов

1.8. Апробация результатов исследования Результаты диссертационного исследования были рассмотрены и положительно оценены на заседаниях отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройства, отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств и отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительно правоведения при Правительстве Российской Федерации Основные идеи и теоретические положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования

1.9. Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ее специфика и оригинальность, сформулированы основные цели и задачи, методологическая и теоретическая основы исследования, раскрыта его научная новизна

2.2. В первой главе: «Основы мусульманского права», состоящей из четырех параграфов, автором в первом параграфе излагается религиозная природа и основные особенности мусульманского права как правовой системы, в чем состоит ее специфика и отличие от двух европейских правовых систем, являющихся светскими Мусульманское право является правовой системой, основанной на исламе, что наиболее отчетливо проявляется в том, что основными источниками мусульманского права являются источники ислама как религии —■ Коран и Сунна, а также в криминализации некоторых религиозных проступков

Исламу присущ всеобъемлющий характер он нацелен на регулирование всех сторон жизни мусульманина, как его отношений с Богом (аль-ибадат), так и его отношений с другими людьми (аль-муамалат), при этом не делая строгих различий между светским и собственно религиозным С возникновением ислама появился и исламский религиозный закон — шариат Шариат — это предустановленный Аллахом путь, которым должен следовать правоверный мусульманин, чтобы достичь спасения Он представляет собой систему норм, основанных на исламе, регулирующих всю жизнь мусульманина на пути к спасению, которая состоит как из собственно религиозных, культовых и бытовых предписания, так и из юридических предписаний, включая нормы, регулирующие государственное устройство и уголовно-правовые отношения Шариат претендует на урегулирование всех

общественных отношений и иных норм поведения, в чем и проявляется всеохватывающий характер и религиозная природа мусульманского права

Во втором параграфе исследуются основные этапы развития мусульманского права этап пророческой деятельности самого Мухаммеда и его сподвижников, этап зарождения и становления доктринальных школ, направлений в мусульманском праве (мазхабов), этап господства развитых доктринальных школ, этап упадка мусульманского права в XIX — 1 пол XX века и этап современного развития мусульманского права, характеризующийся тенденцией к возрождению классических институтов

В работе отмечается, что в XIX — 1 пол XX века значительно усилилось влияние европейских держав, которые окончательно распространили свое влияние на весь мир и разделили сферы влияния Исламские же империи и отдельные халифаты, эмираты и т п переживали эпоху кризиса, в результате чего многие из них перестали существовать и стали колониями, а те, которые сохранили свою государственность, испытали значительное влияние европейских государств В это время мусульманское право, будучи архаичным и феодальным, не могло более конкурировать с правом европейских держав и практически полностью уступило ему свое место

В частности, в большинстве мусульманских стран традиционное мусульманское уголовное право (укубат) сменилось кодифицированным уголовным правом европейского типа Объясняется этот факт различными формами экономической и политической зависимости мусульманских стран

от европейских держав, их втягиванием в мировое хозяйство, развитием капиталистических отношений, влиянием западной цивилизации и т п

Во второй же половине XX века в некоторых мусульманских государствах — Ливии, Иране, Пакистане, Судане, Северной Нигерии и др началось возрождение классического мусульманского уголовного права В диссертации анализируется принятое с того времени в этих государствах уголовное законодательство, возрождающее нормы и институты шариата

В современном мире мусульманское право существует в двух видах В своем классическом виде мусульманское право было некодифицировано и продолжает так существовать в некоторых государствах Персидского залива, которые сохранили традиционную систему источников права (например, в Саудовской Аравии) Те же исламские государства, которые освободились от колониальной зависимости и начали в конце XX века возрождать мусульманское право, идут путем создания системы нормативно-правовых актов и кодексов, содержащих традиционные шариатские нормы (шариатские уголовные кодексы существуют, например, в Иране и Судане)

Третий параграф первой главы посвящен источникам мусульманского права В нем перечисляются и дается характеристика основным классификациям источников мусульманского права Отмечается, что в классической суннитской традиции права сформировалось учение о четырех основных источниках (усул аль-фикх), к которым относятся Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц) и кийас

(аналогия) В настоящей диссертации автор следует данной системе источников, каждый из которых подробно анализируется

Коран является для мусульман священной книгой и содержит откровение Аллаха, ниспосланное людям через пророка Мухаммеда Содержа, преимущественно, вопросы религии и морали, Коран включает и некоторые правовые предписания, выступая высшим источником права

В работе подробно рассматриваются структура и происхождение Корана Коран состоит из 114 сур, каждая из которых делится на аяты Суры традиционно подразделяются на мекканские и мединские, соответственно времени и места их ниспослания Наибольшее число правовых предписаний содержится в мединских сурах Подсчитано, что всего в Коране содержится несколько сот аятов (стихов) правового характера

Сунна включает в себя предания о жизни и деяниях Мухаммеда (хадисы), которые также иногда носят правовой характер и выступают в качестве источника права Сунна состоит из описаний поступков Мухаммеда (фил), высказываний Мухаммеда (каул) и его невысказанных одобрений (такарир) Сунна является вторым после Корана источником мусульманского права

Каждый хадис всегда состоит из двух частей из самого текста (матн), т е собственно рассказа о том или ином поступке, высказывании или невысказанном одобрении Мухаммеда, и из «опоры» (иснад), т е перечисления непрерывной цепи передатчиков или пересказчиков хадиса, восходящей непосредственно к самому пророку В работе излагаются

строгие критерии, выработанные традицией мусульманского богословия и правоведения по проверке достоверности хадисов и их передатчиков, а также классификации и категории хадисов, такие как, например «достоверные» (сахих), «хорошие» (хасан), «слабые» (даиф) и др и их характеристики

Следующим источником мусульманского права, исследованным в диссертации, является единодушное мнение (иджма) крупнейших правоведов и богословов (муджтахидов) по тем религиозным и правовым вопросам, которые не решены в Коране и Сунне Иджма признается в качестве источника права всеми богословско-правовыми школами (мазхабами), но между ними существуют разногласия, во-первых, относительно круга вопросов, которые могут решаться на основе данного источника, а, во-вторых, относительно круга лиц, чье мнение может считаться авторитетным

В качестве источника суннитское мусульманское право признает и аналогию (кийас) В работе излагается и анализируется структура умозаключения по аналогии, выделяемая классической мусульманско-правовой доктриной Отличительной же чертой шиитского права является неприятие аналогии (кийас) как источника права

Заключительный, четвертый параграф первой главы диссертации посвящен рассмотрению богословско-правовых или доктринальных школ мусульманского права (мазхабов), в рамках которых преимущественно и шло развитие правоведения В суннитском исламе особое значение приобрели четыре мазхаба, названные по именам своих основателей ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский В работе дается подробное

изложение истории их возникновения и становления, биографии их основателей, их учение и география распространения В частности, отмечается, что среди мусульман России и СНГ преобладают последователи ханифитского мазхаба Шииты имеют собственные школы, наибольшим влиянием из которых в настоящее время пользуется джафаритская В Иране, где большинство мусульман составляют шииты, джафаритская школа признана официальной

2.3. Во второй главе «Общая часть мусульманского уголовного права», состоящей из трех параграфов, излагаются некоторые общие вопросы мусульманского уголовного права

Для мусульманского уголовного права характерно движение от частного к общему, казуальность и рассмотрение общих норм применительно к отдельным составам Общие нормы, применимые равнозначно ко всем без исключения составам, в большинстве своем не были сформулированы и выделены Понятие Общей части применительно к мусульманскому уголовному праву является достаточно условным и используется в настоящей работе как результат научного анализа и обобщения По сути все мусульманское уголовное право представляет собой Особенную часть, которая включает в себя отдельные нормы и институты Общей части, а также значительное число процессуальных и исполнительных норм

В первом параграфе исследуется мусульманско-правовая классификация преступлений Классическое мусульманское уголовное право выделяет

следующие три категории преступлений преступления, за которые в Коране или Сунне установлено определенное наказание хадд (худуд), преступления против личности (жизни и здоровья), наказуемые воздаянием равным (кисас) и преступления, наказуемые назидательным наказанием, которое называется тазир Таким образом, в основе классификации лежит то или иное наказание хадд (худуд), кисас или тазир

Хадд (множ — худуд) — это система абсолютно определенных наказаний, установленных за совершение ограниченного круга преступлений в Коране и/или Сунне Кисас — это наказание по принципу эквивалентности причиненного вреда (воздаяние равным) и применяется за совершение убийств и причинение вреда здоровью Воздаяние равным как право на кровоотмщение и талион восходит к древнейшим доисламским временам Впоследствии оно было санкционировано Кораном Тазир — это система наказаний, применяемых за преступления не упомянутые и не определенные в Коране или Сунне Рассмотрению отдельных групп преступлений, выделяемых на основе данной классификации, посвящена следующая глава

Отдельный параграф диссертации посвящен обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность Характерным и традиционным для мусульманского уголовного права является рассмотрение признаков, характеризующих субъект преступления, вместе с обстоятельствами, исключающими преступность деяния Данный подход принят как в государствах, последовательно воплощающих в своих уголовных законодательствах мусульманское уголовное право (напр, в Судане), так и во

многих мусульманских государствах, в основном следующих европейской уголовно-правовой традиции (напр, в Иордании) В диссертации рассматриваются недостижение возраста уголовной ответственности, сичьное опьянение в результате принуждения или заблуждения, невменяемость, необходимая оборона, принуждение, крайняя необходимость и осуществление своего права Данный перечень не является исчерпывающим и представляет собой результат научного обобщения В мусульманском уголовном праве выделялись и иные обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, не имевшие общего характера и применявшиеся только к отдельным составам Например, при совершении кражи классическое мусульманское уголовное право признает обстоятельством, исключающим уголовную ответственность, бедность лица, совершившего данное преступление из нужды

Заканчивается глава параграфом, посвященным рассмотрению основных видов наказания по мусульманскому уголовному праву, перечень которых никогда не был закрытым смертная казнь (кетл), в том числе и в квалифицированной форме (реджм), отсечение конечностей (кат), бичевание (джельд), лишение свободы (сиджн), ссылка (нафи), членовредительские наказания по талиону, конфискация имущества (аль-мусадара), возмещение или выкуп за кровь (дийа) и штраф

Диссертант обращает особое внимание на то, что поскольку мусульманское право является средневековой правовой системой, его система наказаний соответствовала представлениям своего времени Тогда и

телесные и членовредительные наказания и квалифицированные виды смертной казни были повседневным явлением и не вызывали практически никаких возражений ни в Азии, ни в Европе Однако, в настоящее время возрождение жестоких и бесчеловечных видов наказания в некоторых государствах грубо попирает современные представления о гуманизме и правах человека и нарушает нормы международных конвенций (напр , Пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) Вполне сюда подпадают такие виды наказания как отсечение конечностей, бичевание и побивание камнями как квалифицированный вид смертной казни

2.4. Третья глава: «Особенная часть мусульманского уголовного права», состоящая из трех параграфов, посвящена трем группам преступлений, выделяемых классическим правом Начинается глава с рассмотрения преступлений, за совершение которых в Коране или Сунне предусмотрено определенное наказание хадд (худуд), число которых составляет семь вероотступничество, бунт, разбой, кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в прелюбодеянии (Иногда к преступлениям данной категории относят менее семи преступлений, исключая либо бунт, либо вероотступничество, либо оба) Иначе говоря, эти деяния криминализированы в самом Коране или Сунне и там же за них установлена мера наказания

Вероотступничество (иртидад или ридда) совершает мусульманин, добровольно отказывающийся от ислама и переходящий в другую религию За вероотступничество в мусульманском уголовном праве установлено определенное наказание хадд в виде смертной казни с конфискацией имущества Указанная ответственность предусмотрена и в настоящее время в наиболее консервативных фундаменталистских странах, например, в Судане Составы бунта (баги) и разбоя (хараба или хираба) не содержат особой специфики и во многом схожи с аналогичными составами уголовных кодексов европейских стран За бунт предусмотрена ответственность в виде смертной казни, за разбой — в зависимости от фактически наступивших последствий, включая чпеновредительские наказания и смертную казнь

Кража (сарака или сирка) в мусульманском уголовном праве — это тайное хищение чужого имущества находящегося в месте постоянного хранения (хирз) и стоимость которого превышает определенный минимум (нисаб) За первую кражу установлена ответственность хадд в виде отрубания правой руки, за вторую — левой ноги За совершение последующих краж различные школы предлагают различные виды наказания В доктрине мусульманского уголовного права разработаны строгие нормативные требования к краже, при нарушении которых определенное наказание хадд в виде отрубания руки не наступает и виновный подлежит назидательному наказанию тазир, являющемуся более мягким

Одной из наиболее оригинальных черт мусульманского права является решительная борьба с употреблением алкоголя, запрещенного исламом За употребление спиртных напитков (шурб) в Сунне установлено определенное наказание хадц в виде бичевания (джельд) в размере сорока ударов В дальнейшем число ударов было увеличено до восьмидесяти

Один из наиболее жестоких видов квалифицированной смертной казни — побивание камнями (реджм) предусмотрен в мусульманском уголовном праве за совершение прелюбодеяния (зина) лицом состоящим в браке (мухсан или ихсан) За прелюбодеяние же, совершенное лицом не состоящим в браке (бикр), в Коране предусмотрено определенное наказание хадц в виде бичевания с нанесением ста ударов Такая жестокая ответственность, однако, в значительной степени ограничивается тем, что прелюбодеяние доказывается только двумя способами добровольным признанием (экрор или икрар) или свидетельскими показаниями не менее четырех очевидцев (шеходет или шаходат) Указанные виды наказания не только существовали в прошлом, но и формально предусмотрены в современном законодательстве ряда государств, таких как Иран, Ливия, Судан, Нигерия

В случае ложности сделанного обвинения в прелюбодеянии или в случае отрицания чьего-либо отцовства (газф или казф) наступает ответственность хадд в виде бичевания восьмьюдесятью ударами

Вторую группу преступлений составляют посягательства на жизнь и здоровье, которые до появления ислама влекли возникновение права на

кровную месть и за которые в мусульманском праве предусматривается воздаяние равным (кисас)

Принцип воздаяния равным в отношении убийств (катл) означает смертную казнь, а в отношении причинения вреда здоровью (джарх или джинаят) — членовредительные наказания Но сохранившийся с доисламских времен частный характер данных посягательств определяет то, что во власти потерпевшей стороны (самого потерпевшего или его родственников) находится выбор одного из трех воздаяния равным, взыскания с виновного возмещения (дийа) или прощения его Причем в случае неосторожного совершения данных деяний воздаяние равным исключается

Сумма возмещения при убийстве мужчины-мусульманина составляет сто верблюдов или их эквивалент За жизнь женщин и немусульман установлены меньшие суммы При причинении же вреда здоровью — его часть в зависимости от важности поврежденного органа или части тела

Подробно в работе рассматриваются вопросы, связанные с порядком и условиями выплаты выкупа, исполнением наказания в виде воздаяния равным, а также уголовное законодательство тех государств, в которых возрождено мусульманское уголовное право

Глава заканчивается рассмотрением группы преступлений, за совершение которых полагается назидательное наказание тазир, и включающей все остальные преступления Отличительной ее особенностью является то, что ни перечень преступлений, ни санкции за их совершение не

определены в Коране и Сунне, в силу чего конкретное наполнение этой категории зависело от тех или иных особенностей отдельного мусульманского государства и могло изменяться в зависимости от различных обстоятельств, что обеспечивало гибкость и возможность развития, отсутствующие в первых двух категориях

2.5. В заключении автор подводит итоги проделанного исследования, формулирует критические выводы, высказывает мнение о практической реализации и значении мусульманского уголовного права

3. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

(опубликованные в ведущих научных изданиях из перечня Высшей аттестационной комиссии)

1 Артемов В Ю Мусульманское право Исторический очерк // Российская юстиция 1997 № 10 стр 21-23 0,23 п л

2 Артемов В Ю Мусульманское уголовное право — пережиток средневековья // Российская юстиция 1997 № 11 стр 17 0,07 п л

3 Артемов В Ю Шариат общая характеристика, понятие и классификация преступлений//Законность 1997 №10 стр 37-38 0,14 п л

4 Артемов В Ю Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал Российского права 2007 № 3 стр 128-135 0,59 п л

Тираж 120 экз Отпечатано на ризографе Уел печ лист 1,68 Отпечатано в типографии «МастерЛайн Принт» Москва, ул Щербаковская, 53 Тел 744 4393

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Артемов, Владислав Юрьевич, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ГОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.

LI. Религиозная природа мусульманского права.

1.2. Этапы развития мусульманского права.

1.3. Источники мусульманского права.

1.4. Доктринальные школы мусульманского права(мазхабы).

ГЛАВА 1ГОБЩАЯ ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.

11.1. Классификация преступлений.

11.2. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

11.3. Виды наказания.

ГЛАВА НЕОСОБЕННАЯ ЧАСТЬМУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.

III. 1. Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд).

111.2. Преступления, за которые предусмотреновоздаяние равным (кисас).

111.3. Преступления, за которые предусмотреноназидательное наказание (тазир).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Основные институты мусульманского уголовного права"

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению мусульманского уголовного права (укубат) — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права. Для европейского исследователя мусульманское право представляет особый интерес вследствие значительных различий между ним и европейскими правовыми системами — евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англо-саксонской). Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право, заключается в его религиозной природе: мусульманское право основано на исламе. Без понимания этого не будет возможности понять многие правовые феномены и I явления мусульманского права.

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой1' правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п. Но в XIX — 1 пол. XX в. на мусульманские государства распространилось значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдение рамадана и т.п.). Во второй же половине двадцатого века в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств в некоторых из них наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права. Но мусульманское право в своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение мусульманского права не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.

Это особенно касается «формы» права, то есть, в первую очередь, его источников. В классическом мусульманском праве нормативный акт (канун) если и занимает какое-то место в числе правовых источников, то никак не основное. Мусульманское право существовало в виде выводов и традиций различных доктринальных школ и течений (мазхабов). В таком виде, без сомнения, мусульманское право не могло быть возрождено и поэтому основное отличие современного права ряда мусульманских стран от классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) там облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов.

Практически единственным государством, в котором мусульманское право сохранило свою классическую форму, является Саудовская Аравия. В этом государстве нет уголовного кодекса, а правоприменительные органы используют в качестве источников доктринальные выводы классического права и общепризнанные произведения представителей определенной школы. Например, королевские указы 1926—1928 годов обязывали судей следовать в своих решениях выводам ханбалитской школы мусульманского права. В указах перечислялись и соответствующие произведения авторитетных лиц (муджтахидов), в которых эти нормы сформулированы1.

Ислам — это одна из мировых религий и огромная часть всего человечества (более 1 миллиарда 200 миллионов последователей). Большое значение изучение мусульманского права имеет для России, значительная часть населения которой традиционно исповедует ислам. Знание основ ислама и мусульманского права должно способствовать лучшему пониманию многих процессов, происходящих в российских мусульманских регионах, установлению взаимопонимания между представителями разных религий.

Особую актуальность в настоящее время данная тема, к сожалению, приобретает в связи с такими явлениями, как исламский фундаментализм и терроризм, приобретшими с конца XX века особое, можно сказать, мировое значение. Фундаменталисты и террористы постоянно эксплуатируют тему мусульманского права, шариата, проповедуют необходимость установления «шариатских» режимов в мусульманских странах и регионах, экспансию ложно-понятого или сознательно-искаженного ислама в немусульманские страны и «священную войну» против неверных.

1 Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988, стр. 38; см. также: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986, стр. 204.

Эти явления, к сожалению, не обошли стороной и Российскую Федерацию. В течение нескольких лет на территории Чеченской Республики существовал антиконституционный режим, проводивший политику возрождения мусульманского уголовного права. В 1996 году в Чечне был принят «Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия», представлявший собой по существу дословный постатейный перевод на русский язык Уголовного кодекса Судана 1991 года, содержащего практически все нормы и институты классического мусульманского уголовного права. Поэтому именно сейчас, как никогда, важно обратить внимание на мусульманское уголовное право.

Именно уголовное право (наряду, пожалуй, с семейным) как отрасль мусульманского права представляет наибольший интерес вследствие его чрезвычайной оригинальности и специфики. И именно практическая реализация уголовного права в ряде мусульманских государств привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и международных правозащитных организаций из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские, криминализации религиозных деликтов и др. В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшей, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли.

Мусульманское уголовное право можно назвать малоизученным с точки зрения российской юридической науки1. До настоящего времени появилось не столь большое число исследований в этой области, как того заслуживает актуальность темы. В основном мусульманское уголовное право освещается наряду с другими отраслями права в работах, посвященных мусульманскому праву в целом. Появлялись и некоторые исследования по отдельным узким областям мусульманского правоведения.

Настоящая диссертация ставит своей целью в одной работе обобщить всю классическую теорию мусульманского уголовного права и практику его реализации в законодательствах некоторых исламских государств в настоящее время и является отдельным комплексным исследованием, посвященным мусульманскому уголовному праву как отрасли права.

Предметом настоящего исследования является мусульманское уголовное право, сформированное на основе классических источников мусульманским правоведением в традиционную эпоху, а также проблемы его существования и возрождения в отдельных государствах в настоящее время. Законодательство же и правовые системы тех исламских государств, которые не стремятся к возрождению мусульманского уголовного права или в которых оно не сохранилось, не являются предметом исследования в настоящей работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1 См. также Аль-Сакаф Хусейн Али Алави. Обстоятельства исключающие преступность деяния по уголовному праву Республики Йемен. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2007, стр. 4

1. Взятому во всей своей совокупности классическому мусульманскому уголовному праву свойственны многие архаические черты. Мусульманское уголовное право, основанное на исламе, возникло и существовало в своем классическом виде в средние века на исламском востоке и соответствовало по своим основным характеристикам правовым представлениям того времени. Для мусульманского уголовного права характерно слабое развитие общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям: они разрабатывались применительно к тем или иным преступлениям и могли, вследствие этого, различаться. Например, мусульманское уголовное право регламентирует срок давности при употреблении спиртных напитков, прелюбодеянии и некоторых других деяниях, но не определяет общие нормы давности так же детально, как они определены в европейских правовых системах. Оно подробно регламентирует ответственность при рецидиве кражи и, отчасти, употребления спиртных напитков, но общие нормы о рецидиве равно применимые ко всем преступлениям, также остались несформулированными. Автор считает, что возрождение и существование мусульманского уголовного права в современную эпоху должно сопровождаться выделением, развитием и законодательным закреплением общих норм и институтов, созданием Общей части.

2. В классическом мусульманском праве по сравнению с европейским правом деление на отрасли является значительно менее четким. В частности, мусульманское уголовное право (укубат) включает в себя большое число процессуальных норм, а также норм, регулирующих исполнение наказаний, что практически без изменений воспроизводится в современных нормативных актах. Диссертант полагает, что современное развитие мусульманского уголовного права должно сопровождаться более четким разделением норм на материальные, процессуальные и исполнительные с выделением соответствующих отраслей.

3. В своем классическом виде мусульманское право было некодифицировано и продолжает так существовать в отдельных государствах Персидского залива, которые сохранили традиционную систему источников права. Те же мусульманские государства, которые освободились от колониальной зависимости и начали в конце XX века возрождать мусульманское право, идут путем создания системы нормативно-правовых актов и кодексов, содержащих традиционные шариатские нормы. Автор полагает, что существование мусульманского уголовного права в настоящее время затруднительно без его законодательного закрепления и кодификации, о чем свидетельствует и законотворческая практика многих мусульманских государств. Поэтому при возрождении мусульманского уголовного права, если оно имеет место, мусульманско-правовые нормы целесообразно облекать в форму нормативно-правовых актов.

4. Представляется, как минимум, неоднозначной практика возрождения наиболее репрессивных и негуманных норм и институтов мусульманского уголовного права в уголовных законодательствах некоторых государств. В частности, мусульманское уголовное право криминализирует религиозные проступки (грехи), что закономерно следует из его религиозной природы, но что вступает в конфликт с правом человека на свободу совести и вероисповедания. Автор считает недопустимой криминализацию религиозных проступков в настоящую эпоху.

5. В мусульманском уголовном праве в качестве видов наказания предусмотрены такие виды, которые являются телесными, членовредительскими и квалифицированными (например: бичевание (джельд), побивание камнями (реджм) как квалифицированный вид смертной казни, членовредительские наказания), что соответствовало средневековым представлениям о праве и правах человека, но грубо нарушает современные гуманистические принципы, зафиксированные в актах международного права и отраженные в законодательстве Российской Федерации. Диссертант убежден, что ничто не может оправдать законодательное возрождение жестоких видов обращения и наказания и тем более их применение на практике.

6. Мусульманское уголовное право закрепляет неравенство людей по признаку пола, вероисповедания и пр. В частности, в соответствии с мусульманским уголовным правом при посягательстве на жизнь человека возмещение (дийа) за жизнь женщины равняется женщины равняется половине возмещения за жизнь мужчины (об этом более подробно будет сказано ниже). Данное положение закреплено в законодательствах некоторых мусульманских государств. Законодательное закрепление неравенства людей по какому-либо признаку или основанию представляется недопустимым.

7. Некоторые положения мусульманского уголовного права представляют обоснованный интерес и заслуживают внимания, изучения, а, возможно, и практической реализации в традиционно мусульманских государствах. Например, согласно мусульманскому уголовному праву в преступлениях против жизни и здоровья сохраняется значительный частноправовой элемент, состоящий в возможности потерпевшей стороны настаивать на предусмотренном уголовном наказании виновного, истребовать вместо наказания возмещение (дийа) или простить его. Представляется, что практика замены уголовного наказания денежным возмещением в пользу потерпевшего может являться обоснованной, например, при причинении незначительного вреда здорового человека.

8. Представляется, что заслуживает внимания положение мусульманского уголовного права о том, что грабеж является менее общественно опасным преступлением, чем кража, как раз в силу открытого-характера завладения чужим имуществом, при котором сохраняется возможность позвать на помощь, задержать виновного, запомнить его и т.п.

Необходимо отметить, что для своего времени мусульманское уголовное право содержало значительное число прогрессивных норм и институтов — таких, как, например: уголовная ответственность только физического лица и, соответственно, запрет уголовной ответственности животных, неодушевленных предметов и умерших лиц; установление минимального возраста уголовной ответственности, а также разграничение возраста ограниченной и полной уголовной ответственности, что появилось в европейских законодательствах позднее; установление минимальной стоимости имущества (нисаб), необходимой для привлечения лица к уголовной ответственности за кражу, и др.1

Методологической и теоретической основой диссертации является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы. Особенно подробно в диссертации рассматривается действующее уголовное законодательство Судана и Северной Нигерии.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших исследований по мусульманскому уголовному праву. Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических работников, особенно тех, кто в той или иной мере касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов.

Результаты диссертационного исследования были рассмотрены и положительно оценены на заседаниях отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства, отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств и отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Основные цели и

1 См. также: Шарль Р. Мусульманское право. М. 1959, стр. 41, 43; Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала. 2002, стр. 44,45. теоретические положения работы нашли отражение в публикациях автора по теме исследования.

Диссертация состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются вопросы общего характера, как для уголовного права, так и для иных отраслей мусульманского права. Во второй главе рассматриваются вопросы Общей части мусульманского уголовного права. В третьей — вопросы Особенной части.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Артемов, Владислав Юрьевич, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами закончено рассмотрение мусульманского уголовного права, явления в мировой правовой традиции интересного и необычного. Как можно оценить его и перспективы его реализации в правовых системах конкретных государств? Представляется, что классическое мусульманское уголовное право по всем своим характерным чертам соответствовало тому уровню развития общества и государства, при котором оно возникло.

Мусульманское право — это религиозная правовая система. Его религиозная основа, криминализация религиозных деликтов (напр., вероотступничества), слияние государственных и религиозных институтов зачастую предполагают отсутствие подлинной религиозной свободы и свободы совести в государстве, что представляет собой, в лучшем случае, архаический пережиток.

Определенный архаизм свойственен и форме классического мусульманского права. Неразвитость юридической абстракции, отсутствие общей части, некодифицированность и т.п. делают реальное воплощение мусульманского уголовного права затруднительным в современных условиях. Это осознается и исправляется в тех государствах, которые все же стремятся к его восстановлению. Прежде всего, это выражается в принятии уголовных законов и кодексов. Уголовные законы и кодексы, содержащие шариатские нормы, существуют в ряде исламских государств.

Нельзя не сказать, что для своего времени мусульманское уголовное право1 содержало^ значительное число прогрессивных норм, нашедших свое воплощение в европейских законодательствах лишь позднее. Сюда надо отнести и запрет на уголовную ответственность неодушевленных предметов, животных и умерших лиц, установление минимального возраста уголовной ответственности, установление минимально-необходимой стоимости имущества для применения наказания хадд за кражу и др.

В то же самое время нельзя не обратить внимание на криминализацию религиозных деликтов и, самое главное, на значительное распространение в мусульманском уголовном праве телесных наказаний, включая членовредительские, широкое использование смертной казни, в том числе и квалифицированных ее видов.

Человеку современной правовой культуры трудно представить, что сегодня, в XXI веке могут существовать старые и приниматься новые акты, предусматривающие в качестве видов наказания: побивание камнями, бичевание, отрубание рук и ног, членовредительские наказания по талиону1.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что представляется как минимум неоднозначной практика возрождения наиболее репрессивных норм средневекового мусульманского уголовного права, в первую очередь криминализация религиозных проступков, что несовместимо с фундаментальными правами и свободами человека, а также законодательное

1 См. также: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986, стр. 213. закрепление и практическое применение вышеперечисленных негуманных видов наказания, противоречащих многим международно-правовым актам.

С другой стороны, немало норм и институтов мусульманского уголовного права представляют обоснованный интерес и заслуживают как теоретического, научного рассмотрения, так и, возможно, практической реализации в соответствующих государствах. Сюда можно отнести и сохранение некоторого частно-правового элемента в преступлениях против жизни и здоровья, включая выплату денежной компенсации потерпевшему вместо уголовного наказания, и признание большей общественной опасности кражи как тайного хищения по сравнению с грабежом — открытым хищением и др.

Изучение мусульманского уголовного права в настоящее время стало особенно актуальным в связи с такими явлениями как исламский фундаментализм и международный терроризм. Фундаменталисты и террористы как раз и ставят своей целью последовательное возрождение мусульманского уголовного права, экспансию ложно-понятого или сознательно-искаженного ислама в другие страны и регионы и установление шариатских режимов.

Знание мусульманского уголовного права необходимо для нашей страны, значительная часть населения которой исповедует ислам. Знание основ ислама и мусульманского права должно способствовать лучшему пониманию многих процессов, происходящих в российских мусульманских регионах, установлению взаимопонимания между представителями разных религий.

1. Абдуллмахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации. Пер. с англ. М. 1999.

2. Аль-Сакаф Хусейн Али Алави. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по уголовному праву Республики Йемен. Автореф. дисс. канд.юр.наук. М. 2007.

3. Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части. Авторефер. дисс. канд. юр. наук. М., 1998.

4. Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части. Дисс. канд. юр. наук. М., 1999.

5. Анвар Гуль Ака. Право и религия (на примере Афганистана). Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

6. Арабская хартия прав человека // Вестник МГУ. Право. 1997. № 5.

7. Арабский халифат и мусульманское право. Учебное пособие. М., 1997.

8. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

9. Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказаний. Учебное пособие. Алматы, 1996.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Основные институты мусульманского уголовного права»

1. Ю.Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

2. П.Берг JI.B.X. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882.

3. Большой юридический словарь. М., 1997.

4. Ваххабиты XVIII—XX века. Историческое исследование. М., 2002.

5. Всеобщая исламская дикларация прав человека 1981 г. // Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.

6. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

7. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Учебное пособие. Махачкала, 2002.

8. Елаян Г.Ф. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Краснодар, 2000.

9. Журавский A.B. Ислам. М., 2004.

10. Иллюстрированная история религий. М., 1992.

11. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2001.

12. Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

13. Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. М. 2004.

14. Ислам и право. Справочные материалы. М. 2004.

15. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

16. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

17. Ифрейх Насер Юсеф. Ответственность за преступления против собственности по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1989.

18. Кат Аммар. Экономические преступления по уголовному праву Сирии. Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 2006.

19. Католическая энциклопедия. М., 2002—2005.

20. Керимов Г.М. О возможности применения некоторых норм мусульманского права и шариата в регионах Северного Кавказа и Поволжья // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

21. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

22. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. М., 1999.32. Коран. М., 1990.

23. Кибальник А. Преступление и наказание в доктрине мусульманского уголовного права. // Уголовное право. 2007. № 1.

24. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 6 изд. М., 2002.

25. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 2003.

26. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1979.

27. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

28. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

29. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

30. Мохаммад Сана. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе. Теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. канд. юр. наук. СПб., 1995.

31. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

32. Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

33. Наиль Ахмед Taxa. Источники уголовного права, действующего в Палестине. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

34. Новый энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. СПб., 1911— 1917.

35. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. СПб., 1886.

36. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха). Фетвы. Пер. с араб. М. 2003.

37. Правовые системы стран мира. М. 2003.

38. Православная энциклопедия. М., 2000—2007.

39. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М. 1993.

40. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр. наук. М., 1963.

41. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

42. Салех Али Сален Аль-Марфадий. Криминологические и социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних в Республике Йемен. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Ташкент, 1997.

43. Самира Салоям Мухаммед Вахаб. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

44. Сахих Аль-Бухари. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует. М. 2005.

45. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 40. Тифлис, 1909.

46. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и «современное» мусульманское право // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

47. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право (шариат и фикх) // Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

48. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юр. наук. М., 1987.

49. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М, 1986.

50. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и ее актуальность для России // Ислам и мусульмане в России. М. 1999.

51. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура. М. 1997.

52. Сюкияйнен Л.Р. Шариат в современной России: за и против // Ислам и право в России. Материалы научно-практического семинара. Выпуск 2. М. 2004.

53. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.

54. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

55. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866.

56. Уголовный кодекс Российской Федерации.

57. Уголовный кодекс Турции. СПб. 2003.

58. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в арабском халифате (VII—XIII вв.). Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 1985.

59. Халдун Фаузи Ибрагим Гандах. Ответственность за преступление против жизни по уголовному праву арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

60. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: суннитское направление. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Душанбе, 1995.

61. Хидая. Комментарии мусульманского права. Ташкент, 1893. Т. 1—4.

62. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

63. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

64. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Право. 1997. №5.

65. Эль-Зефири Х.М.Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Дисс. канд. юр. наук. М., 1976.

66. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. М., 1991—1997.

67. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. СПб., 1890—1907.

68. Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.

69. Ясин Камел. Источники мусульманского права. Автореф. дисс. канд. юр. наук. СПб., 1999.

70. Литература на английском языке

71. Abdulmumini Adebayo Oba. The Sharia Court of Appleal in Northern Nigeria: The Continuing Crises of Jurisdiction // The American Journal of Comparative Law. Vol. 52. N 4. 2004.

72. Anderson, J.N.D. Islamic Law in The Modern World. New York, 1959.

73. Chibli Mallat. The Renewal of Islamic Law. Cambridge. 2003.

74. Encyclopedia of Islamic Law. A Compendium of the Major Schools. 1996.

75. Hossein Moderressi Tabatabai. An Introduction to Shii Law. London. 1984.

76. Islamic Criminal Law and Procedure. New York, 1988.

77. Jamal J. Nasir. The Status of Women Under Islamic Law. London. 1994.

78. Jareborg, Nils. Essays in Criminal Law. 1988.

79. Lama Abu-Odeh. The Politics of (Mis) recognition Islamic Law Pedagogy in American Academia // The American Journal of Comparative Law. Vol. 52. N 4. 2004.

80. Mashood A. Naderin. International Human Rights and Islamic Law. Oxford. 2003.

81. Modern Islamic Law. Berkeley, 1978.

82. Mohammed Hashim Kamali. Principles of Islamic Jurisprudence. 2003.

83. Oussama Arabi. Studies in Modern Islamic Law and Jurisprudence. The Hague, 2001.

84. Roberts, Robert. The Social Laws of the Qoran. London. 1990.

85. Sami Zubaida. Law and Power in the Islamic World. New York, 2003.

86. Schacht, J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.

87. The Concise Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford. 2003.

88. Vogel, Frank E. Islamic Law and Legal Systems. Studies in Saudi Arabia. Brill. 2000.

89. Wael B. Hallaq. Law and Legal Theory in Classical and Medieval Islam. 2003.

90. Weiss, Bernard G. (ed). Studies in Islamic Legal Theory. Brill. 2002.

91. Yasin Dutton. The Origins of Islamic Law. London, 2002.

2015 © LawTheses.com