СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Мележик, Ирина Николаевна, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ Т.ГОББСА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ.
§ I; Характерные черты английской буржуазной революции и политические идеи первой половины хул в: ;:;
§ 2; Философско-методологические основы учения
Т.Гоббса. ;.50.
Глава П. УЧЕНИЕ Т.ГОББСА О ПРАВЕ .71.
§1". Естественноессостояние в учении Т.Гоббса ; ,;74.
§ 2". Естественное право и естественные законы .88;
§ 3; Учение Гоббса о соотношении естественного закона и позитивного права ;.;102.
§ 4; Гоббс о содержании и сущности гражданских законов ;.;113.
Глава Ш. УЧЕНИЕ Т.ГОББСА О ГОСУДАРСТВЕ
§ I. Происхождение и природа государства ;;; 121;
§ 2. Понятие государства .144.
§ 3; Т.Гоббс о формах государства; ;.;154.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Политико-правовая теория Томаса Гоббса"
Томас Гоббс /1588-1679/ - один из крупнейших мыслителей периода утверждения капитализма в Англии; Воззрения Гоббса на государство и право явились заметным шагом в развитии политических и правовых учений Нового времени; Гоббс сыграл значи- тельную роль в обосновании капиталистических порядков, утвер^-дившихся в ходе английской буржуазной революции ХУЛ века, и оказал большое влияние на многих видных представителей политик о-правов ой мысли, таких, как Б;Спиноза, Д;Локк, Д; Гар~ рингтон, Д;Юм, И;Бентам, С;Пуфендорф, Д;Дидро, Ж;-К; Руссо, К;А.Гельвеций, И;Кант, Г;В;Ф;Гегель, А;Фейербах,0;Конт, Дж'.Ст.Милль и др;
Под определенным воздействием Т.Гоббса находились также представители политической мысли в России, в частности, С;Десницкий, Я;Козельски§ и др;
Теория государства и права Гоббса традиционно находится в центре внимания историков политических и правовых учений;
Взгляды Гоббса на государство и право освещались в работах дореволюционных историков политико-правовой мысли", таких, какБ;К.Чичерин, Е;Н;Трубедкой,Н;М;Коркунов, П;И;Новгород-цев, Г;Ф;Шершеневич и др;1/
В создании и развитии политических и правовых учений Но
I/ См;: Чичерин Б;Н; История политических учений в 2 ч;М,1872;
Трубецкой Е.Н; Лекции по истории философии права; М;,1907;
Коркунов Н;М;История философии права; СПб;, 1898;
Новгородцев П;И;Учения нового времени Ш-Х7Швв.М; ,1904;
Шершеневич Г;Ф;История философии права; СПб, 1907. вого времени политико-правовая теория Гоббса в различных ее аспектах явилась также предметом специальных монографических исследований. В 1900 году Б. Вальденбергом была издана работа^ "Закон и право в философии Гоббса", а в 1906 году было опубликовано незаконченное исследование В'.Г'.Камбурова - "Идея государства у Гоббса". Отдельные положения, содержащиеся в этих трудах, не потеряли своего значения до сих пор". Однако, в целом данные работы выполнены в характерном для буржуазных исследователей идеалистическом плане;
К творчеству Гоббса неоднократно обращались и советские исследователи. В работах философского и исторического профиля, опубликованных особенно в последние десятилетия, рассматривались также отдельные государственно-правовые идеи Гоббса в связи с его философскими, историческими и социологическими воззрениями; Здесь в первую очередь следует указать труды: Б.В;Мееровского "Гоббс"/1975/, Н.В.Мотрошиловой" Познание и общество" / из истории философии ХУП-Ш1 веков/ /1969/, И.С.Нарского "Западноевропейская философия ХУЛ века"/1974/, В.В.Соколова Предисловие к I тому произведений Т;Гоббса, П;Д.Шашкевича "Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени" /1976/, диссертацию В.М.Кучкина "Социологическая концепция Т.Гоббса и ее историческое значение"/ 1969/;
Политико-правовые воззрения Гоббса были предметом изучения ряда советских юристов; Так, в работе "Политические учения: история и современность" дается характеристика политико-праЕовых взглядов Гоббса и делается вывод о том, что "теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали"!/ . Далее авторы рассматривают причины обращению к
I/ Политические учения: история и современность. М.,1976,с;300 н данному учению в современной политологии и те положения политической теории Гоббса, которые особенно привлекают внимание современных буржуазных интерпретаторов;
В статье В.Е. Сатышева "Томас Гоббс и формирование буржуазной государственно-правовой идеологии"^^ автор указывал на противоречия в оценке политического наследия Гоббса. В целом автор статьи относит Гоббса к сторонникам государственного абсолютизма;
В работе B.C. Нерсесянца "Право и закон" рассматривается соотношение прнва и закона в трудах Гоббса. Данный вопрос, по мнению автора, Гоббс решал с ярко выраженной этатистской позиции. Давая характеристику гоббсовской концепции суверенитета, автор показывает ее антидемократическую, антилибе
2/' ралъную и антииндивидуалистическую направленность' ';
Вопросу соотношения общества и государства в произведениях Гоббса посвящен раздел в работе Л.TV Кривушина "Проблема
О/ государства и общества в домарксистской мысли1 ' , в которой он характеризует Гоббса как сторонника абсолютистского радикализма;
Исследуя взгляды Гоббса на государство В.Г.Графский отмечает, что у Гоббса концепция государственной власти и природы права несет на себе печать своеобразного на
I/ В сборнике: Вопросы истории политических учений. Труды
ВЮЗИ, TV 44, М;,1975, с; 232-253; 2/ См.: Нерсесянц В.С; Право и закон. М., 1983, с. 234; 3/ См;: Кривушии Л.Т. Проблема государства и общества в домарксистское мысли., М;г 1978, с; I05-I3I; туралистического детерминизма без которого была бы немыслимой его материалистически строгая, логически выверенная политическая механика""^;
Известное внимание к политическому и правовому учению Гоббса проявлено в юридической литературе. Общая характеристика политико-правовых взглядов Гоббса дана в учебниках,тИстория политических ученик" под редакцией проф. С.Ф.Кечекьяна
•■•'■■ 2/ ' 3/ и доц. Г.М;Федъкина, а также проф; К;А;Мокичева / I960 и
1971 гг./ и в учебнике по истории политических и правовых
4/ учений под ред. доктора юридических наук В.С.Нерсесянца /1983г./;
Однако, до сих пор ятсутствует обобщающее монографическое исследование учения английского мыслителя о государстве и праве. Зто и определило выбор теш кандидатской диссертации, которая соответствует п;20 раздела "История политических и правовых учений", содержащегося в примерном . перечне тем диссертационных работ по юридической науке
I/ Графский В.Г. Государство и технократия. М., Наука. 1981., с. 16Щ;
2/ История политических учений под ред'.проф. С.Ф.Кечекъяна и доц.Г;И;Федькина. М.,1960.
3/ История политических учений, ч;1, под ред. проф; К.А.Мо-кичева, М., 1971;
4/ История политических и правовых учений под ред. доктора юридических наук В.С.Нерсесянца. М;,1983,с;
5/ Примерный перечень тем диссертационных работ по юридической науке. М;, 1982;
В условиях обострения идеологической борьбы^ противники марксизма-ленинизма активно обращаются к доктринам прошлого, в том числе к теории Гоббса. Ссылками на авторитет великих мыслителей современные апологеты капитализма пытаются оправдать империалистическое государство и право и очернить достижения реального социалйзма;
Собственно политико-правовое учение Гоббса относится к политической мысли английской буржуазной революции, т.е. принадлежит истории ХУЛ века; Однако бурный расцвет всевозможных интерпретаций данной доктрины позволяет говорить о её "участии" в современной идеологической борьбе. "Политические учения предшествующих эпох, их идеи и концепции опосредованно участвуют в идейной борьбе современности, поставляя материал для восхваления, подкрепления либо опровержения и дискредитации тех или иных современных взглядов в свете "авторитета истории' 7;
За последние десятилетия в буржуазной науке истории политических учений интерес к теории Гоббса резко возрос. При этом для буржуазных авторов характерна необычная пестрота мнений о творчестве английского мыслителя, свидетельствующая не только об острой борьбе вокруг его идейного наследия, но и о глубине его влияния на последующее развитие политической
I/ См.: Материалы ХШ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.9; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня. 1983г.М., Политиздат, 1983, с.29. 2/ Проблемы государства и права в современно" идеологической борьбе. М., 1983, с. 178. мысли. В своих работах бур?зуазные ученые /Уоррендер, Страус, Рафаэль, Петере, Макферсон1/ и др./ уделяют большое внимание • политике и праву и их теоретическому обоснованию в трудах Гоббса. Считая его новатором /хотя некоторые авторы, такие, как Лаэрд^//, и предпочитают называть Гоббса традиционалистом/ в решении многих вопросов этико-политической теории, буржуазные теоретики маскируют наиболее радикальные черты его учения, а именно: естественно-правовую концепцию возникновения государства, рациональность правовых норм и последовательную критику Гоббсом религиозных представлений о сущности и объеме королевской власти; Как справедливо отмечено И.В; Нем-ченко "те авторы, которые связывают учение Гоббса с богом, одновременно стремятся преуменьшить индивидуализм всей его системы, а те, которые отрицают значение бога, подчеркивают о/' ее индивидуализм '.
Толчком для целой серии работ, указывающих на "новаторский", революционный" характер политической теории Гоббса, явилась монография Л. Страуса "Политическая философия Гоббса"^
I/ См.: Warrender Н. The Political Philosophy of Hobbes. Oxford 1957; Strauss L. Political Philosophy of Hobbes. Its Basis and Genesis. Oxford.1936; Peters R. Hobbes. I$67; Macpherson C.B. The Political Theory of Possesive Individualism; Hobbes to Locke. 1962. 2/ Laird J. Hobbes. London, 1934.
3/ Немченко И.В; Буржуазная историография о соотношении взглядов Т.Гоббса и английской деГствительности ХУЛ Еека. Журнал:-Вопросы истории. Г980, }$ 9, с. 165. 4/ Strauss L. The Political Philosophy of Hobbes.Oxford, 1936.
В данног работе автор прослеживает связь гоббсовской концепции абсолютистской формы правления с буржуазно? моралью.Однако, эта работа не положила конец дисвуссии, связанной с вопросом о приверженности Гоббса к буржуазным воззрениям на государство и право; В работе Р.Полина "Политические и философские взгляды Т.Гоббса'^^можно проследить возврат к ранним интерпретациям гоббсовского учения, в которых делались попытки доказать отсутствие морального основания его политической философии.
В вышедшей в 1956 году работе Р.Петерса" Гоббс'^автор рассматривает в качестве отличительной черты гоббсовской тео^ рии соединение индивидуализма с абсолютизмом.
Исследованию гоббсовских взглядов на право посвятил свой труд X'. Уоррендер "Политическая философия Т.Гоббса. Его теория о/' обязательств ' , где он относит политическую сГжлософию Гоббса к традиционным естественно-правовым теориям;
В опубликованном в 1979 году в Париже I томе Истории политической!' мысли Ж.-Ж.Шевалье делается вывод о. том, что взгляды Гоббса утверждают монархический абсолютизм^.
Вышедшая в 1962 году в Оксфорде книга Макферсона "Поли
I/ Polin R. Politique et philosophic chez Thomas Hobbes.
Paris, 1953. 2/ Peters R. Hobbes. London, 1967.
3/ Warrender H. The Political Philosophy of Hobbes: His Theory of Obligation. Oxford, 1957. 4/ Cm;: Chevallier j.-J. History de la pensee politique. Tome I. Paris. 1979.
-IOтическая теория собственнического индивидуализма от Гоббса к Локку"^/ является как бы продолжением взглядов Страупа по этому вопросу. Макферсон видит истоки гоббсовской политической теории в его материалистической метафизике;
Выдвинута точка зрения о " христианском харктере" гоб-бсовских воззрений на политику^/; При этом утверждается будто в учении Гоббса естественные законы - это лишь проявление воли бога; В 1968 году Макнейли в своей работе "'Анатомия Левиафана"^ дал характеристику Гоббсу как одному из великих политических теоретиков и рассмотрел соотношение двух основных его работ "Левиафан" и "О гражданине";
О большом количестве всевозможных интерпретации философского и политического наследия Гоббса говорит в своей работе "Гоббс. Мораль и политика" Рафаэль Д.Д. /1977/4/.
Многие современные апологеты капитализма интерпретируют и используют политико-правовую теорию Гоббса для обоснования существующей буржуазной государственности. Как признает Р. Макгиливри "Гоббс иногда рассматривается, как один из пророков современного тоталитаризма, и в его "Бегемоте" есть
I/ Macpherson С.В. The Political Theory of Possesive Individualism; : Hobbes to Locke. Oxford, 1962. 2/ Hood P.O. The Divine Politics ofThomas Hobbes. Oxford, 1964.
3/ McNeilly P.O. The Anatomy of Leviathan. London, 1968. 4/ Raphael D.D. Hobbes. Morals and Politics. London, 1977. некоторые места, в которых он, кажется, предвещает некото- . рую последующую темную практику современного тоталитаризма"^; О том, что. Гоббс был приверженцем тоталитаризма, заявляет и Р. Капитан^/". Стремление реакционных буржуазных кругов представить Гоббса родоначальником теории авторитаризма, сильной государственно!" власти / а, иногда, и фашизма/ является спекулятивной попыткой исказить и извратить то рациональное и прогрессивное, что содержится в политико-правовой и философской концепциях одного из крупнейших теоретиков Нового времени.
При всей пестроте разнообразных точек зрения буржуазных интерпретаторов учения Гоббса объединяет общая классовая позиция. "Показательно, что при всем многообразии, .различии и нередко даже противоположности подходов и позиций современных буржуазных авторов в их оценках идейно-теоретического знания тех или иных политико-правовых концепций прошлого принципиально общим является использование соответствующих обращений к историческому материалу для защиты и легитимации буржуазного строя, буржуазных политико-правовых идей и полярной критики марксистско-ленинской идеологии,ссоциалистической государственно-правовой практики"®/;
I/Macgillivray Е. Restoration Historians and the English
Civil War. 1974. p.31-82. 2/capitant R. Hobbes et l'Etat totalitaire.-Archives de Philosophic du droit et de sociologie juridique. 11)36, N 1-2.
3/ Проблемы государства и права в современной идеологической борьбе; М., 1983, с; I8I-I82;
- II
Неординарная и противоречивая фигура Гоббса используется многочисленными буржуазными интерпретаторами для различных спекуляций по вопросу о сущности политической власти,о государственном суверенитете, о формах государства и т;д; При этом буржуазные исследователи, как правило, маскируют прогрессивные стороны политико-правовой теории Гоббса, в том числе направленность его учения против религиозных представлений о государстве и праве. Критика новейших буржуазных трактовок теории английского мыслителя необходима для успешного отпора антикоммунистам в области истории политических и правовых учений, для контрпропаганды, необходимость которой t ! отмечалась на июньском /1983 г;/ Пленуме ,ЦК КПСС;
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы с позиций диалектико-материалистической методологии исследовать теорию государства и права Гоббса, показать ее классовую сущность, научно-познавательное и социально-историческое значение;
В этой связи в диссертации поставлена задача: -выявить идеологическую, классовую направленность теоретических конструкций Гоббса о государстве и праве;
-показать роль Гоббса как одного из крупнейших мыслителей, который в переходный от феодализма к капитализму период выдвинул и разработал ряд оригинальных и сложных проблем, имевших существенное значение в развитии политико-правовых идей эпохи ранних буржуазных революций;
-подвергнуть анализу гоббсовскую трактовку государства и политической власти;
-рассмотреть особенности естественно-правовой концепции Гоббса, его взгляды на соотношение естественного и позитивного права;
- критически рассмотреть современные интерпретации учения Гоббса о государстве и праве.
Методологический и теоретической основой диссертации являются положения диалектического и исторического материализма, в частности о взаимодействии экономического базиса и политико-правовой надстройки, о классовом характере политико-правовых учений и т;д; При этом диссертант всемерно опирался на основополагающие труды К.Маркса, Ф;Энгельса, В;И.Ленина, особенно по вопросам государства и права, политико-правовых учений и соответствующие материалы и документы Коммунистической партии Советского Союза;
Ведущую и основополагающую роль в процессе изучения политических идет" того или иного буржуазного мыслителя играют марксистско-ленинские принципы анализа и критической оценки буржуазных политических, и правовых учений;
В качестве первоисточников в диссертации использованы произведения Гоббса: ? О теле", "О человеке", "О гражданине", "Человеческая природа", "О свободе и необходимости", "Ле-Еиаозан, или материя, форма и власть государства черковного и гражданского", "Бегемот" и др;
Естественно, что были использованы имеющиеся отдельные работы и статьи, а также соответствующие исследования советских ученых / историков, философов и юристов/, в той или иной мере посвященные политико-правовой теории Гоббса;
Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первую в советской юридической литературе попытку монографического анализа политико-правового учения Гоббса; В диссертации подробно анализируется и освещается теория Гоббса о государстве и праве и рассматривается ее соотношение с философско-методологическими позициями мыслителя: Подробно раскрыта взаимосвязь научно-теоретического и практико-политического аспектов доктрины Гоббса о государстве и праве, а также развернута дополнительная аргументация о ее буржуазной направленности; В диссертации рассмотрены и подвергнуты критике основные современные буржуазные интерпретации политико-правового учения Гоббса;
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Мележик, Ирина Николаевна, Москва
- 178 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из требований диалектико-материалистической методологии исследования политютеских и правовоых учений является принцип историзма и принцип всестороннего анализа изучаемого предмета; Этим и был обусловлен подход к исследованию политико-правовой теории Т;Гоббса;
С целью глубокого изучения государственно-правовой теории Т;Гоббса была рассмотрена и проанализирована связь его взглядов на государство и право с конкретно-исторической обстановкой, сложившейся в ХУЛ веке в Англии и в Европе, с идейно-теоретическими учениями того времени. Были также выявлены философско-методологические основы учения Т.Гоббса о государстве и праве; Это позволило сделать вывод о том, что взгляды Т.Гоббса на государство и право отразили революционные события в Англии середины ХУЛ века, накал классовой борьбы В диссертации сделан также вывод, что несмотря на противоречивость позиции Т.Гоббса, его Еосударственно-правовая концепция носила в целом прогрессивный антифеодальный характер и потому в исследовании подвергаются критике попытки современных буржуазных интерпретаторов фальсифицировать учение Т.Гоббса о государстве и праве, представить его в извращенном-свете.
В диссертации обосновывается мысль, что отрицая религиозную трактовку государства и права Т.Гоббс, однако, для обоснования своей светской доктрины, нередко заимствовал богословско-теологический словарь, наполняя содержание отдельных терминов совершенно новым, светским смыслом. Именно поэтому К.Маркс называет Т.Гоббса в числе тех, кто начал рас
- 179 сматривать государство человеческими глазами и выводить его законы не из теологии, а из разума и опыта;
Далее аргументируется вывод, что Т.Гоббс рассматривает возникновение государства и законодательства с позиций ее-тественно-правовой теории. Его учение о естественном праве и естественном законе, о соотношении естественного закона и позитивного права, его категория естественного состояния i служили английскому мыслителю отправной точкой для достаточно радикальных буржуазных выводов о свободе, равенстве и стремлении людей к счастью.
Б диссертации обосновывается положение , что идеи Т.Гоббса об естественных законах дают ключ к пониманию его взглядов на государство, судопроизводство, на права и обязанности подданных и др. Вместе с тем учение Гоббса о естественных и гражданских / государственных / законах неразрывно связано с его взглядами на свободу, понимаемую в буржуазном духе. Антифеодальная направленность учения Гоббса проявляется в его идее об организации государственной власти со стороны естественных законов; Буржуазный характер заключен в гоббсовском положении, что государство /исходя из естественных законов/ обязано гарантировать безопасность для всех - это цель государства; В то же время, идеолог абсолютной государственной власти, Гоббс полагал, что изданные государством законы не имеют силы для самого суверена, который освобождается от повиновения им. В целом же учение Т.Гоббса о праЕе и правотворческой роли суверена было направлено на защиту интересов революционной буржуазии, на отрицание феодально" системы права; Не феодальное прошлое, а буржуазное 180 будущее, противоречия и слабости которого он до некоторой степени уже предугадывал, является источником его аргументации".
Развернутому анализу подвергнута гоббсовская договорная теория происхождения государства и ее специфические особенности, выразившиеся прежде всего в отрицании Т.Гоббсом принципа народного суверенитета; Б связи с этим подчеркивается, что попытка соединить концепцию государственного абI солютизма с теорией общественного договора привела мыслителя к противоречиям как познавательного, так и практико-идео-логического характера. Вместе с тем в диссертации подвергаются критике те буржуазные исследлватели, которые, спекулируя на противоречиях и непоследовательности Т.Гоббса, ■ пытаются изобразить его сторонником патриархальной теории.
Диссертация завершается анализом взглядов Т.Гоббса на понятие государства и классификацию его форм; Здесь аргументируется вывод, что Т.Гоббс отдавал предпочтение не феодальной монархии, а монархии как форме наиболее соответствующей идее государственного абсолютизма. В то же время в исследовании всемерно обосновывается мысль, что несмотря на защиту Т.Гоббсом в целом монархического строя против парламентского правления, его теория государства была буржуазной. В диссертации сделан вывод, что в теории Т.Гоббса о государстве и праве содержится ряд положений, которые позволяют считать ее незаурядным явлением в истории политических и правовых учений, что эта теория имеет большое познавательное значение в развитии политико-правовой мысли;
1*1
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Политико-правовая теория Томаса Гоббса»
1. Г.Г; Маркс К; Буржуазия и контрреволюция; Маркс К;,Энгельс
2. Ф. Соч.,2-е изд;, т;б, с;109 -134; 1;2; Маркс К; Выборы в Англии; -Тори и виги;- Маркс К;,
3. Соч; 2-е изд;, т.26, ч;Г, с.3-426; 1;6; Маркс К; Передовица в № 179 "Kolnische Zeitung , Маркс К., Энгельс Ф. Соч; 2-е изд; т;1, с.93-113; Г;7; Маркс К; К критике политической экономии;-Маркс К;,
4. Энгельс Ф; Соч; 2-е изд;, т;13, с.1-167, 1;8; Маркс К; Капитал т;1;- Маркс К;, Энгельс Ф. Соч; 2-еизд;, т.23, с;5-784; 1;9; Маркс К; Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта; Маркс К.,
5. Г. 15; Маркс К; , Энгельс Ф; Манифест Коммунистической партии;-Маркс К;, Энгельс Ф; Соч; 2-е изд;, т.7, с; 419-437;1;16; Энгельс Ф; Положение Англии; Восемнадцатый век;-Маркс К; Энгельс Ф. Соч; 2-е изд;, т;1, с; 598-617;
6. Г.17; Энгельс Ф; Положение Англии. Английская конституция;-Маркс К;, Энгельс Ф; Соч; 2-е изд;, т;1, с;618-642;1.» » « • »
7. I8; Энгельс Ф; К жилищному вопросу; -Маркс К; , Энгельс Ф; Соч; 2-е изд;, т;18, с; 203-284;
8. Ленин В.И; Детская болезнь "левизны" в коммунизме;» • ~ I >1. Полн. собр. соч., т;41;
9. Официально-доку ментальные материалы;
10. Материалы Ш1 съезда КПСС;,М;Г, Политиздат, 1981; 223 с;t2.2; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г; М;, Политиздат; 1983;
11. Е;А;Косминского и Я;Л;Левицкого; М;, 1954, т.1 -495 с;т;2 384 с; • 1 <14;2; Алексеев Н;Н; Идея государства. Очерки по истории поли• • • * I • Iтическо" мысли; Н;-Й; 1955. 407 с;14 I I I4;3. Асмус В.Ф; Очерки истории диалектики в новой философии;
12. М.-Л. 1929, с; 256с; 4;4; Антология мировой философии в 4-х томах. М; "Мысль"',• » ~ I1970; т;3, с776 с; • » » t4;5v Артамонов С;Д; История зарубежной литературы
13. ХУП-Ш1 bbV М;, "Просвещение", 1978, 607 с; 4,6; Архангельский" С.И; Крестьянское движение в Англии в 40-х-50-х годах ХУЛ в; М., АН СССР, I960; 356QV1.* ti , , „ v4;7; Барг М;А; Кромвель и его время. М;, Учпедгиз, I960, 243 с;f'5.
14. Валъденберг В;Э. Закон и право в философии Гоббса. СПб, 1900, 267 с;
15. Гизо Ф. История английской революции. Кн.1-5, СПб. I9II. 336 с;
16. Герцен А.И. Собрание сочинений в 8-и томах. М. 1975.
17. Гоббс Т. Избранное произведения в 2-х томах. М."Мысль", т.1, 583 с;, т.П, 748 с".
18. Гоббс Т. Левиафан. М. .Соцэкгиз". 1936. 503 с".
19. Голосов В.Ф; Очерки по истории английского материализма ХУП-ХУШ вв. Красноярск. Кн. изд., 1958, 488с;
20. Гнейст Р. История государственных учреждений Англии. М., 1885, УТ ; 858 с;4;23. Грин Д.Р. Краткая история английского народа в 3-х вып. М. 1900;i9 64.24; Гроций Г. О праве войны ки мира; М; 1956. 868 с;
21. Графский Б.Г. Государство и технократия. /Историко-кри-тическое исследование/. М., 1981, 289 с.
22. Деборин A.M. Социально-политические учения нового времени. т. I, М., АН СССР., 1958, 628 с;
23. Жидков О.А. История буржуазного права / до периода общего кризиса капитализма/. Учебн. пособие. М., 1971. 155 с;
24. Зале с кш1 В.Ф; Лекции по истории философии права. Казань. 1902. 411 с.
25. Законодательство английской революции 1640-1660. Сост. Н.П. Дмитриевский. М., 1946, с. 382.4.30; Зивс С.Л. Кризис буржуазной законности в современных империалистических государствах. М., АН СССР, 1958, 295 с.
26. История философии. М., 1957. т.1, с; 718.
27. Из истории социально-политических идей. Собрание статей к 75 летию В.П. Волгина. М., 1955. 752 с.
28. История диалектики ХЕУ-ХУШ вв. М. "Мысль" 1974 . 356 с;4.37; Кузнецов К.А; Опыты по истории политических идей в Англии. Владивосток, 1913; с. 213.
29. СПб. 1912, 146 с. 4;45". Коркунов Н.М; История философии права. СПб. 1898. У1,510с.4.46; Кох Г. Очерки по истории политических идей и государственного управления. ч.1. Абсолютизм и парламентаризм. ч.2. Демократия и конституция. СПб. 1906 . П.403с;
30. Косминский Е.А. Английски" абсолютизм. Буржуазная революция в Англии в ХУЛ веке. М., 1940.
31. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М. 1973.
32. Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в демократической мысли./Историко/социологические очерки/.1. ЖЛ. 1978.216 с.
33. Левин Г. Памфлеты Лильберна, Овертона, Уолвина. Вологда. 1942, вып. 3;
34. Левин Г.Р. Демократические движение в английской буржуазной революции. Курс лекций. Л;, 1973. 223 с.
35. Мееровский Б.В". Гоббс. М. "Мысль". 1975. 208 с.
36. Мортон А.Л. История Англии. М., 1950. 463 с;4.6Т. Мотрошилова Н.В. Социальная природа познания. М. Наука; 1979. 280с.
37. Мотрошилова Н.В. Познание и общество /Из истории фижо-софии ХУП-ХУШ веков / М; 1969. 296 с.
38. Маколей Т.Е. История Англии от восшествия на престол Иакова П. Полн. собр. соч. СПб. 1861, т.6, 451 с.4.64; Маковельский А.0. Этико-политичеекая система Гоббса; Казань. 1912; 9 с;
39. Нарский И.С. Западно-европейская философия ХУЛ века; М;, 1974. с.302.4.66; Новгородцев П.И. Учение нового времени. ХУ1-ХУШ вв; М., 1904.
40. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М."Наука". 1976; 493 с;
41. Спекторский Е.В; Проблема социально? физики в XHI столетии. т.1, Варшава.1910. т.П, Киев. 1917. 4;76; Савин А.Н. Лекции по истории английской революции; М. 1937.
42. Трубецкой Е.Н; Лекции по истории философии права. M.I907. 4.78; Туманов В;А; Буржуазная правовая идеология. К критике учения о праве. М. 1971; 381 с.
43. Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М-Л; 1950. 381 с.
44. Хилл К. Английская революция ХУЛ в. М. 1947.
45. Зескиа А.А. Томас Гоббс. М. 1929 .174 с.4.82; Чичерин Б.Н. История политических учений 2 ч. М. 1872. 320 с;
46. I05?Hinnant C.H. Thomas Hobbes. Boston, 1977, p.174.4;I06.Hobbes Thomas. Behemoth or the Long Parliament. London, 1889.
47. Filmer. Oxford, 1949,p.326. 4.126. Petegorsky D.W. Left-wing Democracy in the English
48. Paris, Press univ. de Prance, 1953, XX + 267; 4;130. Political Writers of Eighteenth Century England.
49. Журнал. Под знаменем марксизма. 1938г. F 6; 5.2; Герман Л. Учение Гоббса об обществе.
50. Журнал. Под знаменем марксизма. 1938 г. № 6. с. 107 -118.
51. Доброва Е.А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения. Журнал. Вопросы истории, 1981г. 1Ь 4, с. 173-176.
52. Маковельский А.О. Этико-политичеекая система Гоббса. Сборник статей. Казань, 1913. с.ЮЗ-ПГ.
53. Минлос Б. Гоббс и английская революция. Советское право, вып. 4. М., 1930 г.с.3-24;
54. Сатышев В.Е. К оценке политических воззрений Томаса Гоббса. /Английски" соилосой 1588-1679/. Журнал. Советское государство и право. 1974 г.12. c.II5-II9.
55. Сатышев В.Е. Политические взгляды Дж. Гаррингтона. Правоведение. 1974. Iе S, с.99 -107,
56. Сатышев В.Е. Учение Т.Гоббса о государстве и праве: / К ЗОО-летию со дня смерти /. Журнал. Правоведение. 1979. 1Г- 5. с. 50-57.
57. Чагин Б.А; Критика религии Трмасом Гоббсом. Музей религии и атеизма. Ежегодник. Сб. 3, М.-Л. 1959, с.78 -92.
58. Самсонова Т.Н. Несостоятельность буржуазных трактовок исторри раннего утопического социализма. Журнал. Вестник Серия 12. Научны? коммунизм. 1981.1. Г I, с.64-70.
59. Шекли А.Э. Возрождение и утопически? коммунизм ХУТ-ннчала ХУЛ вв. В кн: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978 ,с.84-106.
60. Шиюшге К. Учение Томаса Гоббса о государстве. Архив К.Маркса и Ф.Энгельса, кн. У.1930г. с.38-53.• * 4
61. Asheraft R. Ideology and class in Hobbes1 political Theory. Political Theory 1978, vol.6, N1.5.17v. Barry B. Warrender and His Critics. Philosophy, XLIEI, 1968, N164, p.117 137.
62. Caton H. On the basis of Hobbes's political philosophy. "Political studies", Oxford, 1974, vol.22, N4,p.414-431.
63. Glenn G.D. Inalienable rights and positive government in the modern world. J. of politics. Gainesville, 1979,. vol.41, U4, p.1057 1080.
64. Gray R. Hobbes1 system and his early philosophical views. J. of the history of ideas. N-Y., 1978, vol.39,, N2, p.199 215.
65. Macgillivray R. Thomas Hobbes's History of the English
66. Civil War: A Study of "Behemoth", Journal of the History of Ideas, 1970, v.31, p.179 198.
67. Mintz S. Hobbes on the Law of Heresy. A New Manuscript. Journal of the History of Ideas, v.29, 1968, p.409-414.
68. Missner M. Hobbes1s Method in Leviathan. Journal of the History of Ideas, v.38, 1977, p.607 621.
69. Orbell J.M. and Rutherford B.M. Can Leviathan? British Journal of Political Science, v.3, 1973»
70. Riley P. Will and legitimace in the philosophy of Hobbes: is he a consent theorist? "Polit. studies", Oxford, 1973, vol.21, N4, p.500 522.
71. Robertson D. Well, does Leviathan? British Journal of Political Science, v.4, 1974, p.245 250.
72. Rolle H. Hobbes's Leviathan der Staat als Maschine. Deutsche zeitschrift fur philosophie. В.,1980, Jg.28, 4.8. s. 934 942.
73. Roux L., Chanavat G. Die Staatsauffas sung bei Hobbes und Hegel. Staat, В.,1978, Bd.17, H.1, s.1 26.
74. Schlatter R. Thomas Hobbes and Thucydides. Journal of the History of Ideas, v.VI, 1945, p.350 362.
75. Seldon R. Hobbes and late metaphysical poetry.
76. J. of the history of ideas". N-Y., 1974, vol.35 N2, p.197 210.
77. Tarlton Ch. D. Levitating "Leviathan" glosses on a theme in Hobbes. "Ethics", Chicago, 1977, vol.88 N1, p. 1-19.
78. Sobolewski M. Niektore problemy teoriii nietodologii historii doktryn politycznych. "Historika". Wroclaw e.a., 1976, t.6.s.3 17.
79. Warrender H. Political Theory and Historiography: Reply to Professor Skinner of Hobbes. Historical Journal, 1979, v.22, p.931 940.