Права коренных народов на благоприятную окружающую средутекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Горбунов, Станислав Николаевич, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОРЕННОЙ НАРОД» И «ПРАВО НА

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятая «КОРЕННОЙ НАРОД».

§2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВО НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ».

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ. g 1. МЕЖДУНЛРОДНО-ПРАЮВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

§2. НАШОНАЛЬНЬЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТАТУС КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

ГЛАВА III. ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. $ 1. КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ

МЕЖЯУНАЮДНЫХ ДОКУМЕНТАХ. ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ООН.

§3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ДОКУМЕНТАХ. ПРИНЯТЫХ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. $4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ И ПРАВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (НА ПРИМЕРАХ КАНАДЫ И ГРЕНЛАНДИИ (Д АНИЯ).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Права коренных народов на благоприятную окружающую среду"

Актуальность темы исследования. В международном праве проблемы расовой дискриминации, обеспечения индивидуальных прав человека и прав народов не могут рассматриваться без учёта положения коренных народов. Данный предмет неразрывно связан также с вопросами обеспечения прав меньшинств, с групповыми правами вообще, самоуправлением, насильственной ассимиляцией, защитой окружающей среды, концепцией устойчивого развития и другими.

Хотя юристы-международники достаточно давно стали рассматривать вопросы, связанные с коренными народами, тем не менее кодификация норм в этой области началась сравнительно недавно. Традиционное международное право, оставаясь, главным образом, межгосударственным правом, не рассматривало коренные народы в качестве субъектов международного права. Они не были отнесены также к колониальным народам. Только после признания в международном праве института групповых прав и после активной защиты интересов коренных народов со стороны неправительственных организаций, представляющих их интересы, были предприняты шаги в направлении придания проблеме международно-правового звучания1.

Изменения в подходах в отношении проблем коренных народов, происходившие в течение последних двух веков можно проследить на следующих примерах. Две конференции по Африке проходившие в Берлине (1884—1885) и в Брюсселе (1889—1890) рассматривали вопрос о необходимости улучшения условий жизни и благосостояния аборигенов. К концу Первой мировой войны родилась доктрина, основанная на идее «опеки». Ст.22 Статута Лиги наций говорила о «народах, не способных пока постоять за себя в сложных условиях современного мира» и видела в их «благополучии и развитии» «священную обязанность цивилизации». В соответствии со ст. 23 государства-члены Лиги наций «предпринимают усилия для справедливого обращения с местным населением на территориях под их контролем»2.

1 See: Leraer N. Group Rights and Discrimination in International Law, International Studies in Human Rights, Vol.15. Dordrecht, Martinus Nijhoff Publishers, 1992. P. 100

2 См.: Ключников Ю.В., Сабанин A.B. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. 4.II, М., 1926. С.259.

В период существования Лиги наций какие-либо групповые или коллективные права этого населения не признавались. Британо-американский Арбитражный Суд в 1926 г. заявил, что племена не являются юридическими лицами по международному праву и соглашения, заключённые с группами аборигенов, являются не договорами, подпадающими под действие международного права, а односторонними актами, относящимися к внутригосударственному праву1. Постоянная Палата международного правосудия не признавала международно-правовую субъект-ность аборигенных племён2. Ст. 1 Устава ООН и тождественные статьи Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 1) объявляют право на самоопределение правом, принадлежащим «народам», однако сам термин «народ» не получил разъяснения. Развивающиеся страны признали право на самоопределение только за территориями колонизированными иностранными завоевателями. Таков был смысл резолюций 1314(ХШ) от 12.12.1958 г. и 1803(ХУН) от 14.12.1962 г. Генеральной Ассамблеи ООН и Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Рез. 1514(ХУ) от 14.12.1960 г.3

Нельзя игнорировать практический аспект этой проблемы и сотни миллионов людей, которых она касается. Сегодня в мире проживает более 300 миллионов человек коренного населения, аборигенов и племён. Большинство из них проживает в Азии и Америке, часть — в Арктическом регионе и в Северной Европе. В Африке, вообще, невозможно разобраться, какое из многочисленных населений и какая из групп должны считаться коренным народом.

У большинства людей коренной народ ассоциируется с первобытными людьми, которых не коснулся научно-технический прогресс. Однако, если мы оценим положительное и отрицательное значения материального прогресса, то наши технические и социальные достижения будут выглядеть эфемерными в мире с деградирующей окружающей средой, растущей отчужденностью между людьми и

1 See: Barsh R.L. Indigenous North America and Contemporary International Law, 62 Oregon Law Review (1983). P.73—125.

2 См.: Решение Постоянной палаты международного правосудия о статусе Восточной Гренландии, Ser. А/В, No. 53.

3 См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С.786. меньшей терпимостью правительств к многообразию и самобытности коренных народов.

Рассматривая экологические, гуманитарные и социальные последствия промышленного развития все больше людей начинают понимать, что нам следует усвоить ряд практических уроков из тысячелетнего опыта народов, успешно сохранявших стабильность окружающей среды, что выражалось в традиционном отношении к земле, преемственности прав различных поколений.

Сегодня экологическая ситуация, складывающаяся в местах проживания коренных народов, определяется целым комплексом причин. К таким причинам относятся, как указывает в своей работе российский ученый М.Н. Копылов1, следующие: природная специфика.; особенности социально-экономических структур.; сложная демографическая обстановка.; социально-политическая обстановка.

Постоянно растущий спрос на природные ресурсы способствовал тому, что во имя развития начали уничтожаться леса, закладываться рудники и шахты, строиться плотины и это вынуждало коренных жителей покидать свои земли.

Коренные народы оказались вытеснены на периферию общества. В настоящее время через международные и региональные неправительственные организации они требуют поддержки и признания со стороны мирового сообщества своих прав.

От полярных просторов Лапландии до пустынь Австралии, от экваториальных лесов Бразилии до гор Индии коренные народы объединяют их общие проблемы. Они живут как в бедных, так и в богатых странах. Их проблемы выходят за пределы национальных границ и проблемы эти требуют срочных мер гуманитарного характера.

Правительственные должностные лица, руководители транснациональных корпораций и международных банков, зачастую ничего не знают о коренных наро

1 См.: Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: международно' правовые вопросы. М., 2000. С, 308. дах. Однако проекты, осуществляемые с их согласия: плотины, дороги, полигоны, перемещения населения с исконных земель имеют необратимые последствия для коренных народов. И вопрос не только в недостаточной информированности, а в ♦ том, чтобы самым решительным образом изменить отношение к этим народам путем принятия на международном и национальном уровнях своевременных мер по обеспечению прав на участие в принятии решений, самобытность, культуру и традиции, образование и развитие согласно их собственных представлений.

Необходимо признать, что в международном праве система правовых норм, защищающих права коренных народов, окончательно не сложилась. Исторически коренные народы рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве «низших» или «отсталых». Однако анализ мер, принимаемых в рамках ООН и Ме-^ ждународной организацией труда (МОТ), свидетельствует об изменениях в подходах к проблеме коренных народов. Налицо отказ от закреплённых в Конвенции МОТ №107 целей интеграции и ассимиляции и переход к сохранению их самобытности, культурных и этнических особенностей. В результате исследований, проведённых Рабочей группой ООН по коренным народам, был подготовлен проект Декларации о правах коренных народов, в котором проблема правового статуса коренных народов связывается с другими глобальными проблемами. Это соответ-^ ствует положениям Повестки дня XXI века, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Сегодня общепризнанно, что международно-правовая защита коренных народов может быть эффективной лишь в контексте глобальных экологических и социально-демографических процессов на планете. Фактически борьба коренных народов за особый правовой статус, который призван обеспечить их выживание и сохранение этнокультурной целостности, концентрируется вокруг борьбы за ресурсы. Особенностью коренных народов является глубокая органичная связь их образа жизни и культуры с природной средой. Кстати, соображения о влиянии климата и почвы на «телесные свойства» и внутренний мир человека высказывались ещё в 1896 г. в труде Г.Шурца «История первобытной культуры»1. Коренной народ с его жизненным укладом

1 См.: Шурц Г. История первобытной культуры. СПб., 1896. С.688. должен рассматриваться как элемент природной среды в месте традиционного проживания. Какие-либо изменения в этой среде неизбежно приводят к вымиранию коренного народа в силу его генотипической адаптированности к данной экосистеме. Традиционное природопользование ориентировано, прежде всего, на разумное и рациональное потребление природных ресурсов и вписано в природные экосистемы как естественный элемент.

Для человека природная среда выполняет три жизнеобеспечивающие функции — она служит условием, местом и средством жизни. В жизни общества проблема его взаимодействия с природой существовала всегда. Она появилась вместе с самим человеком, т.е. со времени возникновения труда как процесса, совершающегося между человеком и природой, и зависело от географического положения местности, стихийных, климатических и других природных явлений. Уже в период первобытнообщинного строя возник определённый «кодекс поведения» человека по отношению к природе. Такой кодекс существовал во всех культурах, у всех народов. Появилась необходимость общественного (или правового) регулирования охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

На Востоке, в Древней Индии правовые акты охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов разрабатывались на экологических предпосылках: идее единства человека и природы. Законы Ману (II век до н.э. — II век н.э.) предупреждали, что разрушение окружающей среды, природы убивает вместе с ней и человека, как физически, так и нравственно.

Наряду с идеей охраны объектов природы через охрану права собственности формировался и законодательно оформлялся ещё один важный подход: охрана природы и природных объектов через охрану общественной и государственной собственности. Об этом наглядно свидетельствует эфиопский юридический документ Фетха Негиста (IV век до н.э.), в котором содержалась статья, изымавшая из гражданского оборота такие ресурсы как речная рыба, птица, степные и лесные животные, которые не должны были покупаться и продаваться.

Актуальность темы исследования определяется в значительной степени отсутствием в настоящее время в Российской Федерации системы правовой поддержки и защиты интересов коренных народов.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в нашей стране на таком высоком уровне обозначены права коренных малочисленных народов (ст.69). Затем они были закреплены в ряде федеральных законов (о земле, о недрах, животном мире, особо охраняемых территориях и др.), а также в конституциях, уставах и законах субъектов федерации.

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996 г. определяет коренные малочисленные народа Севера как народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. I)1.

В Конституции РФ права коренных народов конкретно не перечислены, но государство берёт на себя обязательство гарантировать их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Несмотря на принимавшиеся меры, как сказано в Постановлении Государственной Думы «О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 26 мая 1995 г., продолжается распад традиционных отраслей хозяйствования, растут безработица и обнищание населения; ухудшается состояние здоровья, уровень смертности малочисленных народов в полтора раза выше, чем у других жителей, и превышает рождаемость; в их среде растут алкоголизм и преступность. В настоящее время фактически исчезли такие народы как кереки, чу-ванцы, ороки, айны. Некоторые эти народы вытесняются с земель традиционного проживания и хозяйственной деятельности, не получая справедливой компенсации. Явно неадекватно их представительство в органах государственной власти2.

1 См.: Российская газета. 1996. 21 июня.

2 См.: Алдонясов В. А. Правовой статус коренных народов Севера — новый подход // Правила игры, 1997. №2.

Всё это даёт основания общественным организациям коренных народов потребовать от правительства начать диалог по вопросам о закреплении за ними права на землю в пределах территории их исконного проживания. Такой переговорный процесс необходим в условиях, когда властные структуры зачастую под различными предлогами преднамеренно затягивают принятие соответствующих нормативных актов. Примерами и результатом подобного диалога могут служить федеральные законы «О статусе коренных малочисленных коренных народов», «Об оленеводстве», «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Следует подчеркнуть тот факт, что Россия не является участником многих специальных международных соглашений, регулирующих правовой статус коренных народов, хотя позиция России по многим из них уже определена. Например, позиция Правительства РФ по вопросу о ратификации Конвенции МОТ №169 была высказана в ходе парламентских слушаний 22 ноября 1994 г.: «Система законодательных и иных нормативных актов, определяющих статус коренных народов должна строиться с учётом федеративного устройства и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права». На этом парламентском слушании были перечислены ряд факторов, препятствующих продвижению вперед в данном вопросе. Среди них: определение конкретных бенефициариев прав; определение кадастров территории традиционного землепользования; определения видов использования природных ресурсов и форм их собственности в соответствии с Конвенцией №169'.

Нынешнее состояние дел в целом дает основание заключить, что в России пока не сложилась система правовой поддержки и защиты прав и интересов коренных народов. При этом необходимо признать, что и в международном праве система правовых норм, всесторонне защищающих права коренных народов также не сложилась.

1 См.: Материалы парламентских слушаний 12 ноября 1994 года / Федеральное Собрание — Парламент РФ, Гос. Дума, Москва, 1995,

Лишь в XX веке мировое сообщество обратило внимание на бедственное, дискриминационное положение этой уязвимой группы людей и начало предпринимать меры по улучшению их положения. Первые документы, принятые МОТ относятся к 20-30 гг. XX века. Первой же специальной конвенцией стала Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах (№107), 1957 г., которая в 1989 г. была переработана и на её основе была принята Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах (№169)\

Анализ этих документов показывает изменения в подходах к проблеме коренных народов.

В рамках ООН была создана Рабочая группа по коренным народам, деятельность которой завершилась созданием проекта Декларации о правах коренных нал родов. В этом проекте решение проблем правового статуса коренных народов связывается с другими глобальными проблемами. Этот подход полностью совпадает с положениями Повестки дня 21 века, принятой на Конференции по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро3.

Фактически борьба коренных народов за особый правовой статус, который призван обеспечить защиту их этнокультурной целостности, концентрируется вокруг борьбы за природные ресурсы. Эти народы оказываются в фокусе сразу нескольких конфликтов: между охраной окружающей среды и её освоением, между традиционным природопользованием и охраной среды обитания, между традиционным природопользованием и индустриальным освоением природных ресурсов.

Особенностью коренных народов является глубокая, органичная связь образа жизни и культуры с природной средой. Образно выражаясь, коренной народ с его жизненным укладом представляет собой элемент природной среды в месте традиционного проживания. Изменения в этой среде неизбежно приведут к вымиранию коренного народа в силу его генотипической адаптированности к данной экосистеме. Традиционное природопользование ориентировано на разумное и ра

1 См.: Кряжков В.А. Статус малочисленных народов России: правовые ажты. М, 1999. С.36.

2 См.: 1ипайсаЬарротка, 1994. №13. С.97.

3 См.: Бринчук М.М. Повестка дня XXI века // Экологическое право (право окружающей среды): Учебник., М., 1998. С.643—645. циональное потребление природных ресурсов и вписано в природные экосистемы как естественный элемент.

На основе таких универсальных документов по правам человека, как Всеоб-* щая декларация прав человека 1948 г, Международные пакты о правах человека

1966 г. и ряда других, включая две Конвенции МОТ (№107 и №169), а также проекта Декларации о правах коренных народов 1994 г. можно сделать вывод, что коренные народы должны иметь определённый объём прав и обязанностей, которые обеспечивали бы их выживание, сохранение и развитие этнических групп в целом, с их культурой, языком, обычаями, традициями и вероисповеданиями.

Вышесказанное обуславливает актуальность исследования, направленного на уточнение правового статуса коренных народов в целом, включая коренные малочисленные народы России.

Цель исследования. Настоящее исследование посвящено анализу международно-правовых норм, регулирующих правовой статус коренных народов в контексте их связи с окружающей средой в местах их традиционного проживания с тем, чтобы содействовать совершенствованию соответствующего законодательства Российской Федерации.

Диссертант поставил перед собой следующие задачи: ^ —изучить существующие в доктрине международного права: определение понятия «коренные народы» и содержание понятия «право на окружающую среду»; исследовать международно-правовые и национальные нормативные акты, определяющие правовой статус коренных народов; выявить специфику правового статуса коренных народов, отражённую в универсальных и региональных международно-правовых документах, а также в национальных правовых системах; дать анализ взаимосвязи между правами человека и народов, состоянием •к окружающей среды и концепцией устойчивого развития; раскрыть роль и значение действующих международных и национальных правовых механизмов обеспечения прав коренных народов на окружающую среду.

Методологической основой работы является системно-структурный подход к анализу объекта исследования, применение историко-правового, логического, сравнительно-правового методов исследования.

Источниковой базой работы послужили, в первую очередь, документы ООН, региональных организаций (ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, Совета Европы, Европейского Союза), МОТ в области прав человека и защиты окружающей среды. Автором даны примеры имплементации международно-правовых норм в законодательство стран различных регионов.

В работе отражены материалы практики рассмотрения исков о нарушении экологических прав в Европейским суде по правам человека.

Теоретическую основу диссертации составили труды российских учёных: А.Х. Абашидзе, Ф.Р, Ананидзе, В.А. Алдонясова, Т.В. Андриановой, К.Д. Аракчаа, И.П. Блшценко, С.А. Боголюбова, П.Н. Калабанова, С.Н. Королёва, В.А. Кряжкова, М.Н. Копылова, А. В. Корюхиной, A.A. Ткаченко, Д.Л. Шиндлера и других, а также зарубежных юристов: Ф. Альстона, М. Андерсона, А. Бойла, Б. Броме, Э. Гайи-ма, Й. Даля, Г. Кардаша, Д. Кроуфорда, Н. Лернера, Д. Меррилза, К. Минтти, А. Розаса, П. Торнберри, А. Фабра, Л. Хейнинена, Д. Шелтон, А. Эйде и других.

Научная новизна. Настоящая диссертационная работа является первым в российской доктрине международного права исследованием прав коренных народов на окружающую среду. Впервые предлагается рассматривать коренные народы в качестве одного из главных консумантов природной среды в местах их традиционного проживания, а право на окружающую среду, как условие сохранения и устойчивого развития их самих и их культуры.

Материалы, излагаемые в работе, могут использоваться для целей совершенствования текущего законодательства РФ и субъектов РФ, при подготовке новых законопроектов, при обсуждении вопроса о подписании и ратификации соответствующих международных документов, при чтении курса международного права, в практической деятельности юристов, участвующих в судебных процессах затрагивающих интересы коренных народов.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Международное право, Европейское право", Горбунов, Станислав Николаевич, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием природной среды и устойчивым развитием и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов можно сделать следующие выводы:

Международное сообщество предприняло ряд попыток законодательного характера по определению понятия «коренной народ» и раскрытию его содержания. Наиболее удачными являются определения данные в Конвенциях МОТ №№ 107 и 169 , а также рабочее определение ООН, сформулированное специальным докладчиком ООН по проблемам дискриминации коренного населения (Х.М.Кобо) в 1972 г. На наш взгляд, определения понятия «коренной народ», содержащиеся в Конвенции №169 и в рабочем определении ООН могут служить основой для национального законотворчества в данной сфере.

Отсутствие общепризнанного понятия «право на окружающую среду» объясняется трудностями, возникающими при попытках определения содержания этого права. На наш взгляд, данное право следует рассматривать как необходимое условие устойчивого развития как индивида, так и народов и человечества в целом. В этом контексте наиболее привлекательной выглядит формулировка, данная в Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., которая закрепляет право на «общее удовлетворительное состояние окружающей среды, благоприятное для развития народов». Конкретное содержание этого права может выводиться из проекта Принципов прав человека и окружающей среды 1975 г.

Связь между правами человека и окружающей средой следует рассматривать, по крайней мере, в 2-х аспектах: поскольку деградация окружающей среды способствует нарушению прав человека, защита окружающей среды может являться средством достижения стандартов в области прав человека, а защита прав человека может быть средством достижения целей сохранения окружающей среды. Поскольку право на окружающую среду относящееся к правам «третьего поколения» пока не получило в международном праве должного юридического закрепления, его реализация возможна: либо путём использования уже существующих прав (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), либо путем пересмотра их содержания (т.е. расширительное толкование права на жизнь, права на равный доступ к средствам правовой защиты, права на свободу слова и т.д.), либо путём создания новых прав на окружающую среду (как материальных, так и процессуальных). В этом случае мы получим лучший пример осуществления коллективных прав через обеспечение индивидуальных.

При определении субъекта коллективных прав в каждом случае следует основываться на природе таких прав или исходить из целевой направленности того или иного такого права. Иначе говоря, если для коренного народа право на окружающую среду — это право на жизнь или на выживание, то остаётся определиться с конкретным носителем этого права. Таковым может быть и индивид и орган, представляющий соответствующий народ.

Впервые попытки провозгласить право на окружающую среду были предприняты на Стокгольмской Конференции по окружающей среде 1972 г. Затем этот же вопрос поднимался в работе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1987 г., Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Данная проблема обсуждалась также в ходе работы Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В результате была отмечена прямая зависимость между социальными и экологическими проблемами и введено понятие «устойчивое развитие» применительно и к рассматриваемым нами проблемам. Особо подчёркивается значение права на получение информации и права на участие общественности на любой стадии принятия решений, относящихся к окружающей среде. В Повестке дня XXI века закреплено право коренных народов «потребовать в соответствии с национальным законодательством, большего контроля над своими землями, управления своими ресурсами, участия в подготовке решений, затрагивающих их интересы».

Право собственности коренных народов на свои земли было закреплено в Конвенции МОТ №107 в 1957 г., а в соответствии с Конвенцией №169 на национальные правительства возлагалась обязанность «.осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды территорий, которые они заселяют». Анализ этих Конвенций показывает, что права собственности коренных народов на земли и территории сводится лишь к праву «участвовать в использовании и распоряжении ресурсами и в их сохранении».

В проекте Декларации ООН о правах коренных народов 1994 г. признаётся «особая и глубокая» связь коренных народов со своими землями. Выражение «земли и территорию) в этом проекте охватывает все компоненты окружающей среды, включая земли, воздушное пространство, воды, морские районы, морские льды, флору и фауну и другие ресурсы, которые традиционно принадлежат коренным народам или иным образом ими используются.

В региональных документах право на окружающую среду встречается достаточно редко. В первую очередь следует назвать Африканскую Хартию прав человека и народов 1981 г., которая закрепляет право на общий, удовлетворительный уровень окружающей среды, благоприятствующий развитию народов. Эта формулировка позволяет включать в содержание права потребности социально-экономического, культурного и иного развития каждого народа.

В документах Совета Европы отсутствует право на окружающую среду. В то же время существует достаточный набор механизмов для защиты окружающей среды. Судебная практика свидетельствует о широком использовании индивидуальных прав, закреплённых в Европейской конвенции о правах человека 1950 г. для решения природоохранных задач. Особое внимание уделяется соблюдению процессуальных прав, таких как право на информацию, право на участие в подготовке и принятии решений, право на судебную защиту.

Законодательное оформление правового статуса коренных народов в различных государствах сильно различается. Это заметно при сравнительном анализе действующего законодательства стран Северной и Южной Америки, Скандинавии, Новой Зеландии и Австралии. Вместе с тем, можно найти различные, на наш взгляд, достаточно эффективные пути решения тех или иных проблем коренных народов. Например, положительными примерами соблюдения прав коренных народов на окружающую среду являются соглашения между правительством Канады и инуитами, проживающими в северо-западных провинциях, а также между правительствами Дании и Гренландии.

В целях сохранения этнической целостности коренных народов и в связи с опасностью действий, направленных на уничтожение традиционного уклада жизни коренных народов, этнических, социальных и культурных основ их существования в местах традиционного проживания, необходимо принятие Конвенции о предупреждении преступления этноцида и наказания за него, проект которой предлагается (см. Приложение).

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Права коренных народов на благоприятную окружающую среду»

1. Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

5. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

6. Венская декларация и Программа действий от 25 июня 1993 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

7. Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.

8. Резолюция 1803(ХУП) Генеральной Ассамблеи ООН. Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами от 14 декабря 1962 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

9. Конвенция МОТ №107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах от 26 июня 1957 г. // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы. М., 1994.

10. Рекомендация МОТ № 104 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах от 26 июня 1957 г. // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы. М., 1994.

11. Конвенция MOT №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах от 26 июня 1989 г. // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы. М., 1994.

12. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

13. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

14. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

15. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

16. Проект Декларации о правах коренных народов 1994 г. // Е. Gayim. The Draft Declaration on Indigenous Peoples: With Focus on the rights to self-determination and Land // Jurídica Lapponica, 1994. №13.

17. Африканская Хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

18. Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

19. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 1998.

20. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

21. Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

22. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996.

23. Закон о саами от 12 июня 1987 г. // Государство и право, 1992. № 9.

24. UN Documents E/CN.4/ Sub. 2/ L/ 566

25. UN Documents E/CN.4/ Sub. 2/1982/ 7

26. UN Documents E/CN. 4/ Sub. 2/ АС.4/ 1985/WP

27. UN Documents A/CONF 119/ 26

28. Доклад Всемирной конференции по борьбе против расизма и расовой дискриминации. Док. ООН A/CONF/ 92/40.

29. Резолюция ЭКОСОС по подготовке Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Документ ООН Е/ CN.4/ 2000/ 2.

30. Декларация о расе и расовых предрассудках // Международные акты ЮНЕСКО. Сборник документов. М., 1993 г.

31. О ратификации Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Материалы парламентских слушаний 22 ноября 1994 г. / Федеральное Собрание Парламент РФ, Гос. Дума, М., 1995 г.

32. Ключников Ю.В., Сабанин В.Г. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, Ч. 2, М., 1926 г.

33. International Labour Confernce . Records of Proceedings, 79-th Session,1989.

34. Литература a) на русском языке

35. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов: международно-правовой анализ. М., 1997.

36. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву, М., 1996.

37. Андреева В.М., Малаховский К.В., Петриковская А.С., Новая Зеландия. Справочник, М., 1974.

38. Андрианова Т.В. Социально-философские проблемы формирования устойчивых обществ. М., 1998.

39. Аракчаа К.Д. Коренные народы: международное и национальное право. М., 1995.

40. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 1996.

41. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М„ 1998.

42. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. М., 1996.

43. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: права и практика., М., 1998.

44. Хартли Т.Х. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.

45. Шурц Г. История первобытной культуры. СПб, 1896.

46. Гибнущие леса: последствия обезлесения для человека: Доклад для Независимой Комиссии по международным гуманитарным вопросам (НКМГВ). М., 1987.

47. Действующее международное право: Сборник документов. В 3 т. / Сост. Ю. Колосов, Э.Кривчикова. М., 1996—1998.

48. Коренное население: глобальное стремление к справедливости: Доклад для НКМГВ. М., 1988.

49. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: Международно-правовые вопросы: Монография. М., 2000.

50. Материалы конференции по юридической антропологии. Сборник. М.,1997.

51. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов / Сост. Г.М. Мелков. М., 1990.

52. Международное публичное право: Учебник / Под. ред. К.А. Бякешева. М., 1998.

53. Международные документы по правам человека / ООН: Международное общество прав человека. Франкфурт-на-Майне, 1990.

54. Международные организации системы ООН: Справочник / Сост. А.А.Титаренок. М., 1990.

55. Международные пакты о правах человека и советское законодательство: Сборник / Подготовил Н.В. Витрук. М., 1986.

56. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы): Специальный сборник / Составитель В.В. Карлов. М., 1997.

57. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для ВУЗов. М., 1995.

58. Права человека: Международный билль о правах человека. Женева: ООН, 1990.

59. Права человека: постоянная задача Совета Европы. М., 1996.

60. Права человека: Сборник международных документов / Сост. JI.H. Шес-таков. М., 1986.

61. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной Европы: Учебное пособие для ВУЗов / Под. ред. В.В. Петрова. М., 1990.

62. Сохранит ли человечество человечность?: Доклад для НКМГВ. М., 1988.

63. Статус малочисленных народов России: правовые акты / Сост. В.А. Кряжков. М., 1999.

64. Швеция. Конституционные и законодательные акты. Под ред. Моргуновой М.А., М., 1983.б) на иностранных языках

65. A Human Right Message. Ministry for Foreign Affairs of Sweden. Stockholm, 1982.

66. Activities of the Council of Europe. Annual Report 1995. Strasbourg Codex.

67. Boyle А/ & Anderson M. Human Rights Approach to Environmental Protection. Clarendon Press Oxford. 1996.

68. Blaustein A., Flanz G. Constitutions of the countries of the World, N.Y.1996.

69. Brolman C., Zieck M. Indigenous Peoples and Minorities in International Law. Kluver Academic PR, 1993.

70. Broms B. The Rights of Indigenous Peoples: recognition of collective Rights. Helsinki, 1992.

71. Cameron J. Group Action on European Level. Frankfurt am Main, 1991.

72. Churchill R. Environmental Rights in existing Human Rights Treaties. Oxford, 1991.

73. Dahl J. Arctic Peoples, their Lands and Territories. Essays on Indigenous Identity and Rights. Helsinki, 1996.

74. Cooperation in the Arctic Region report submitted to the Nordic Council of Ministers. Oslo, 1993.

75. Crawford J. ed. The Right of Peoples. Clarendon Press Oxford. 1988.

76. Eide A. & Helgesen J. The Future of Human Rights Protection in a changing World. Oslo. Norwegian University Press. 1991.

77. Heininen L. & Langlais R. Europes Northern Dimension: the BEAR meets the South. University of Lapland Press. 1997.

78. Gumming P. A. Canada: Native Land Rights and Northern Development. Copenhagen, 1977.

79. Kramer S. Focus on European Environmental Law. London, 1992.

80. Shelton D. The Right to Environment. The Future of Human Rights Protection in a Changing World. Oslo, 1991.

81. Steiner J. Textbook of the EEC Law, London, 1993.1. HI. Статьи

82. Алдонясов В. Правовой статус коренных народов Севера Новый подход // Правила игры, 1997. №2,

83. Андиченко JI.B., Белоусова Б.В. Правовое положение малочисленных народов РФ // Федеративное устройство России: история и современность, М., 1995.

84. Блищенко И., Абашидзе А. Коренные народы и международное право // Российская юстиция, 1994. №3.

85. Богословская JI.C., Калабанов П.Н., Бич X. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение, 1995. №6.

86. Вукопов Н. В стране саамов // Эхо планеты, 1991. №23(166).

87. Гудмунд Сандвик. Правовой статус саами // Государство и право, 1992.

88. Зайкер Д., Триггер Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение, 1996. №2.

89. Королёв С.Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера // Государство и право, 1996. № 7.

90. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право, 1999. № 4.

91. Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право, 1997. № 1.

92. Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право, 1996. № 1.

93. Кряжков В.А. Право коренных народов на земли // Российский бюллетень по правам человека, 1995. № 7.

94. Мастюгина Т., Стельмах В. Малые народы Севера и Дальнего Востока // Российский бюллетень по правам человека, 1994. № 4.

95. Правовой статус коренных народов приполярных государств: мировой опыт и положение в России // Государство и право, 1997. №8, № 9.

96. Соколова З.П., Новикова Н.И., Ссорин-Чайков Н.В. Этнографы пишут закон: контекст и проблемы // Этнографическое обозрение, 1995. №1.

97. Ткаченко A.A., Корюхина A.B. Защита и возрождение аборигенных народов // Человек и труд, 1995. №2.

98. Ткаченко A.A., Корюхина A.B. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Этнографическое обозрение,1995. №3.

99. Шиндлер Д.Л. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение,1996. №1.

100. Alfredsson G., Ovsiouk A. Human Rights and the Environment // JEL, N3,1991.

101. Cameron J., Mackenzie R. Access to Environmental Justice and Procedural Rights in International Institutes. Oxford, 1996.

102. Dahl J. Indigenous Peoples and the Land Tenure // NJHR, Vol. 6, 1998.

103. Douglass-Scott S. Environmental Rights in the EU -Participatory Democracy or Democratic Deficit. Oxford, 1996.

104. Gayim E. The Draft Declaration of Indigenous Peoples: with Focus on the Right to Self-determination and Land. // JL N13, 1994.

105. Fabra A. Indigenous Peoples, Environmental Degradation and Human Rights: a Case Study. Oxford, 1996.

106. Kardos G. Human Rights in a Changing East-West World. Pinter pbl., 1990.

107. Redgewell C. Life, the Universe and Everything: a Critique of Antropocen-tric Rights. Oxford, 1996.

108. Shelton D. What happened in Rio to Human Rights // FYIL, Vol. 3, 1992.

109. Weber S. Environmental Information and the European Convention on Human Rights // HRLJ, N12, 1991.1.. Периодические издания

110. Государство и право, 1992 — 2000.

111. Московский журнал международного права, 1991 2000.

112. Международное право International Law, 1998-2000.

113. Российский бюллетень по правам человека, 1994.113. Российская юстиция, 1994.114. Правила игры, 1997115. Человек и труд, 1995.116. Эхо планеты, 1991.

114. Этнографическое обозрение, 1995.

115. American Indian Law Newsletter, Vol. 7, N 11, 1978.

116. Aboriginal Land Comission, 39, 1982.

117. International and comparative Law Review, 16, 1993.

118. Journal of Environmental Law, N3, 1991.

119. Human Rights Law Journal. Vol. 11. London. The Nadesan Center. 1990.

120. Human Rights Law Journal. Vol. 12. London. The Nadesan Center. 1991.

121. Human Rights Law Journal. Vol. 14. London. The Nadesan Center. 1993

122. International Studies in Human Rights. Vol. 15. Martinus Nijhof Publications. Dordrecht. 1992.

123. Jurídica Lapponica. N10. Lappland University. 1991.

124. Jurídica Lapponica N13. Lappland University. 1994.

125. Jurídica Lapponica N16. Lappland University. 1996.

126. Jurídica Lapponica. N17. Lappland University. 1997.

127. Jurídica Lapponica. N19. Lappland University. 1999.

128. The Finnish Journal of International Law, Vol. 3, 1992.

129. Oregon Law Review, 62, 1983.

130. Official Journal of the European Communities C 112/1/

131. Nordic Journal of Human Rights. Vol.5. Copenhagen. 1992.

132. Nordic Journal of Human Rights. Vol. 6. Copenhagen. 1993.

133. Nordic Journal of International Law. Vol. 51. Copenhagen. 1982.

134. Nordic Journal of International Law. Vol. 59 Copenhagen. 1990.

135. Nordic Journal of International Law. Vol. 19. Copenhagen. 1991.

136. Norwegian Institute of Human Rights. Publication N5. Oslo. 1990.

137. Rosas A. & Helgesen J. ed. Human Rights in a changing East—West Perspective. Pinter Publishers. 1990.

138. Yearbook of International Environmental Law. Vol.3. N.Y. UN Publications.1992.

2015 © LawTheses.com