СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Ткачева, Наталья Александровна, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.С. 3
ГЛАВА I.
§ 1. Проблема правопонимания в русской правовой мысли на рубеже XIX-XXbb.С. 16
§ 2. Общая характеристика развития правовых взглядов
И.А. Ильина.С. 17
ГЛАВА И. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА.
§ 1. Духовные основы философии права И.А. Ильина.С. 41
§ 2. Право как необходимая форма духовного бытия.С. 67
§ 3. Правосознание как способ познания права и его источник. С. 83
ГЛАВА III. ТЕОРИЯ ПРАВА.
§ 1. Понятие и значение положительного права.С. 106
§2. Право в системе социальных норм. Внешние формы выражения права.С. 119
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Правовая концепция И.А. Ильина"
Характерной чертой российской действительности последнего десятилетия XX века стало возрождение "забытых" учений и возвращение преданных забвению имен. Среди них и имя выдающегося русского ученого - Ивана Александровича Ильина, который оставил после себя обширное научное наследие: свыше тридцати книг и брошюр, и несколько сотен статей на русском, немецком и других европейских языках. "Формально - юрист, он по существу философ, т.е. мыслитель, а по форме - изумительный оратор и ритор в хорошем античном смысле этого слова. Такого, как он, русская культура еще не производила, и он в ее историю войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким во всех смыслах", - писал о нем Петр Струве1. И, тем не менее, в течение многих лет он не существовал для своих соотечественников: о нем не знали и практически не упоминали.
В 90-х годах XX века имя И.А. Ильина наравне со множеством других было реанимировано. Возможно, отчасти это было результатом общей тенденции возвращения в отечественную науку забытых в советские времена личностей. Однако И.А. Ильин не затерялся среди нового множества. Более того, его творчество стало широко известным не только в среде соответствующих специалистов, а идеи более чем полувековой давности нашли живой отклик в умах и душах наших современников. «При этом важнейшие черты публицистики Ильина - эмоциональность, непримиримость, стремление к однозначным выводам - оказались очень близкими по своему внутреннему настрою к нашим сегодняшним дискуссиям о путях развития новой России, в связи с чем его имя стало часто использоваться в контексте современных политических споров как аргумент
1 См.: Струве П.Б. Дневник политика. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом//Возрождение. №478. 23 сентября 1926. в пользу той или иной точки зрения»1. Хотя нередко стремление осовременить творческое наследие мыслителя приводит к искажению его идей.
Представляется, что дело не только в точности его предсказаний относительно будущего России, но и в немеркнущей актуальности вопросов и проблем, затронутых в творчестве Ильина. Для юридической науки это, конечно же, прежде всего, проблема правопонимания. После крушения безраздельного господства в советской науке марксизма-ленинизма, использовавшегося для объяснения природы любого явления, в том числе и права, «мы погрязли в старых спорах и тиражировании стереотипных учебников по теории государства и права. Имея значительную дореволюционную и советскую гуманитарную почву, юриспруденция не смогла использовать для целей своего развития этот колоссальный пласт мысли, фактически выведя научное осмысление государства и права за скобки русской духовной традиции»2.
Между тем еще в конце XIX века русское правоведение пришло к мысли
0 невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением общего в праве, понимаемом как система норм, установленных государством, и обратилось к определению идеальной, сверхэмпирической природы права. В числе подобных концепций, стремящиеся понять право как сложное, многоаспектное явление, и учение И.А. Ильина. Исходя из приоритета духовности (в которой не последнее место занимает вера в Бога), он объяснял все человеческое существование, в том числе право, государство и иные социальные явления.
Книга И.А. Ильина «Общее учение о праве и государстве», написанная им в 1915 году, представляет собой своеобразный «ликбез» по правовым
1 Евлампиев И.И. Философские правовые взгляды И.А. Ильина// Известия вузов. Правоведение. СПб., 1992. № 3. С.81.
2 Поляков А.В. Проблемы российского правопонимания в контексте западной правовой мысли// http://lawfak.bip.ru/index.html вопросам и в свое время предназначалась для русских гимназий и первых курсов высших учебных заведений того времени. Как справедливо замечает Ю.Т. Лисица: «Это та элементарная грамотность, без которой нельзя заполнить графу об образовании - среднем или высшем»1. Тем не менее, даже самые просвещенные из высших политических кругов (причем, не только российского общества) далеко не всегда обладают подобным знанием и видением соответствующих проблем.
Не менее интересны и по-прежнему актуальны исследования И.А. Ильиным такой важной темы как правосознание, которое занимает центральное место в его правовой концепции. Основное произведение на эту тему «Учение о правосознании» было написано автором еще в 1919, а увидело свет только после его смерти, в 1956 году под названием «О сущности правосознания». Прочитав это «живое слово» любой правитель смог бы по-другому взглянуть на многие привычные вещи. Именно кризис в данной области человеческого бытия, в частности в сознании русского народа, приводит к тяжелейшим последствиям в существовании общества и государства. Все это имеет непреложное значение для современного состояния российской действительности, в том числе и правовой науки.
Не теряет своей актуальности и учение Ильина о власти. Каждое слово его, если можно так выразиться, «программы» по воспитанию новой русской элиты - ведущего слоя, призванного руководить страной, как будто написано для сегодняшнего дня. Ратуя за культивирование национальной элиты и воспитание в людях чувства ранга, мыслитель, тем не менее, рассматривал их не как привилегию, а как долг и обязанность служения народу. При этом последний ни в коем случае не должен рассматриваться просто как толпа, нуждающаяся в сильном руководстве.
Каждый человек должен занимать свое место в общественной иерархии соответственно своим способностям, и принимать свою судьбу смиренно и с
1 Лисица Ю.Т. Консервативная мысль Ивана Ильина/ Вступ. ст. к сборнику: Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М., 2001. С. 13. уважением к тем, кто в чем-то лучше или способнее. В его душе не должно быть места злобе и зависти. Для этого ведущий слой обязан развивать духовную культуру народа, его государственность, учитывая национальные особенности последнего. Глубокое понимание Ильиным государственно-политических и правовых проблем в духе христианско-православного миросозерцания, с учетом менталитета русского народа и специфики его правосознания, особенно актуально для России наших дней, когда многие пытаются играть на религиозных чувствах или выдавать за таковые внешнюю обрядовость.
К тому же, наверное, не случайно интерес к его работам возрос именно в очередной «смутный» период в истории нашей страны, когда рушились привычные символы и смыслы, когда каждый опасался за свою собственную жизнь и за жизнь близких ему людей, и когда, казалось, уже не было видно никаких ориентирующих координат, чтобы достичь безопасности, мира и согласия. Именно в такие периоды, возникает стремление к поиску подлинного смысла существования и спасению в единстве бытия и непреложности его законов.
В контексте современной ситуации относительной политической стабильности в России особый смысл приобретают предлагавшиеся Ильиным способы решения государственно-правовых проблем. Будучи свидетелем мировых потрясений первой половины прошлого столетия, основное внимание в своих работах он уделял сущности и механизмам нормальной государственности, праву, правосознанию и правопорядку, возможностям выхода общества из кризисных состояний. Его идеи в этой области являются исключительно актуальными в процессе построения гражданского и правового государства в нашей стране. Взгляды И.А. Ильина на власть, особенно в России, его монархическая концепция и мысли относительно национального самосознания не потеряли своего значения и по сей день.
Актуальность темы диссертационной работы выражается и в необходимости решения задач, связанных со становлением и развитием философии права как самостоятельной дисциплины в российском правоведении. А философия права - это не только «нравственный стержень законодательства»1, но «познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, нормальный строй общества»2. Как справедливо замечает Фомин А.А. «Глубина философского понимания мыслителем (И.А. Ильиным - Н.Т.) государственных, политических и правовых проблем в духе христианского миросозерцания и монархической культуры правового мышления, особенностей функционирования российской государственности, питаемой исторически сложившимся менталитетом русского народа, спецификой его самосознания, не имеют аналогов в юридической научной мысли России»3.
Творчество Ильина трудно назвать стройной научной системой в какой-то определенной области знания, скорее это живая мысль, очень эмоциональная и нередко противоречивая, постоянно ищущая и развивающаяся. В сферу его интересов попадали самые различные стороны человеческого бытия, хотя, конечно же, в большей степени это были философские и правовые проблемы. Кроме того, взгляды мыслителя значительно менялись на протяжении всей жизни, превратившись в результате в глубоко религиозное учение. Однако относительно правовых вопросов можно сказать, что в этом направлении особо радикальных изменений, по сравнению с общефилософскими и политическими установками, не произошло. Сместился только акцент на более глубокие, духовные истоки данного явления.
1 Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С.8. Л
Франк C.JI. Духовные основы общества. Русское зарубежье. Л., 1991. С.253. 3 Фомин А.А. Политико-правовая концепция государства И.А. Ильина: Диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
Что касается степени изученности творческого наследия Ильина, то здесь необходимо отметить, что, как и при его жизни, так и по сей день, работы ученого оцениваются очень различно, если не сказать - полярно. Зачастую он рассматривается исключительно как религиозный философ. Действительно, его идеи привлекали и привлекают внимание служителей церкви, так же как и современных реформаторов, историков философии и правоведов. Об Ильине писали такие видные дореволюционные ученые как В. Зеньковский и Н.О. Лосский, резко критиковали Н.А. Бердяев и 3. Гиппиус. Неоднократно на философские и этические работы ученого ссылался С.И. Булгаков, отмечая, что труд Ильина о Гегеле заслуживает «полного внимания» и «имеет выдающиеся достоинства».
Советская наука отзывалась о нем преимущественно негативно. В первом издании Большой Советской энциклопедии под редакцией О.Ю. Шмидта, И.А. Ильин характеризуется как «один из ярких представителей белогвардейской философии», «неогегельянец с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины». В нем видели прежде всего «реакционно-поповского идеалиста», мистика и монархиста. Хотя даже в тот период его исследование творчества Гегеля оценивалось достаточно высоко.
Неоценимую роль в популяризации творчества И.А. Ильина в России сыграл главный исследователь его трудов профессор Питтсбургского университета Н.П. Полторацкий, имевший доступ к архиву ученого, находящемуся в Мичиганском университете США. Однако и он анализировал в основном работы по вопросам философии, литературы и духовно-религиозным основам жизни.
Что касается современных российских исследований творчества ученого, то это в основном различного рода статьи, несколько монографий и диссертации, рассматривающие отдельные стороны творчества мыслителя и посвященные в основном его философско-этическим и религиозным взглядам. Большая часть работ И.А. Ильина дошла благодаря усилиям составителя и редактора издаваемого с 1993 года собрания сочинений автора кандидата физико-математических наук Ю.Т. Лисицы. Очень популярны ильинские идеи о возрождении национального самосознания русского народа среди современных политических деятелей. Однако то, что сейчас его творчество привлекает внимание самых разных людей, по мнению А. А. Ивановой, тоже странно. «Прежде всего потому, что Ильин несовместим с нынешней жизнью так же, как несовместим он с социалистическим прошлым1». К тому же, многие их тех, кто обращается за цитатами к его творчеству не принимают его в целом.
Среди исследователей философских и религиозных взглядов мыслителя, помимо названных, необходимо также отметить имена И.И. Евлампиева и С.М. Бабинцева. Их монографии, посвященные этой проблематике, наиболее полно отражают мировоззрение И.И. Ильина в данной области. Почти в двух десятках диссертаций (по философским наукам) основное внимание уделено его идеям ненасилия и борьбы со злом (Е.В. Демидова, В.А. Цвык, Д.А. Сысуев, М.В. Загребин), проблемам человеческого бытия (А.А. Самохина, И.А. Дудина, И.М. Коняева), движущим силам истории (Ю.А. Закунов, И.Б. Булгак), вопросам государственности, в частности - российской (М.А.
Ренып, И.Н. Зернов, А.Ю. Ильин). Есть даже работы, анализирующие
•
Ильина как литературного критика (М.Р. Тарасова), его философию культуры (А.Г. Лавров, А.Р. Голубева) и искусства (А.В. Соколова). Социально-политические идеи И.А. Ильина отражены в работах таких авторов как К.Р. Постников, Д.И. Шаронов, А.В. Мальцева, М.Б. Золина.
Исследования же, касающиеся юридической проблематики в наследии И.А. Ильина, в том числе вопросов правоведения, немногочисленны и, на наш взгляд, недостаточно адекватно отражают правовое видение самого автора либо в силу слишком общего характера работы, либо по причине не совсем полного изучения его творчества. В то время как говорить о взглядах
1 Иванова А.А.Русская классическая философия: от Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. М., 1999. С.54 какого-либо мыслителя, касающихся того или иного вопроса, можно, по нашему мнению, лишь на основе его общего научного видения. Так же как говорить о правопонимании Ильина нельзя, да и невозможно, без учета его общефилософской позиции, основанной на категориях духовности и веры в Бога.
Основная масса работ представлена в виде научно-публицистических статей таких авторов как П.П. Баранов, А.Г. Гузнов, Ю.Т. Лисица, О.Н. Диденко, Д.Е. Цыганков, А.Н. Окара. Из диссертационных работ по юридической специальности (Т.Б. Сазонова, А.А. Жариков, А.Н. Окара, А.А. Фомин) наиболее фундаментально рассматривающей государственно-правовые взгляды И.А. Ильина, является труд А.Н. Окары. Тем не менее, в ней, на наш взгляд не уделено должного внимания философским взглядам ученого на право и его духовные основы, без которых адекватное восприятие правовой концепции Ильина просто невозможно.
Данная работа также представляет собой одну из попыток осмыслить научное наследие Ивана Александровича Ильина в области изучения права с точки зрения выделения в нем положений, относящихся к двум самостоятельным правовым дисциплинам: философии права и теории права.
В процессе подготовки к ее написанию нами были изучены как работы самого автора, так и литература, посвященная исследованию его творчества. Кроме того, в библиографическом списке достаточно большое количество источников общетеоретического характера, принадлежащих к различным направлениям и школам. В ходе изучения существующих правовых теорий у нас также сформировался определенный подход к оценке правопонимания И.А. Ильина и соответственно к его изложению. Исходными установками данного исследования можно назвать следующие:
1) право представляет собой определенный критерий поведения (внешнюю форму существования) и в этом смысле оно есть один из способов осуществления свободы;
2) право и юридическая норма суть различные явления, соотносимые как содержание и форма;
3) философия права и теория права берут в качестве своего предмета изучения право, но обращаются к различным сторонам единого явления
Указанные идеи являются далеко не новыми в правовой науке, тем не менее, диапазон развиваемых на их основе теорий и учений достаточно широк. Мы постарались проанализировать правопонимание Ивана Александровича Ильина, избрав в качестве предмета исследования правовые взгляды ученого, изложенные в его работах, относящихся к различным периодам жизни и творчества, учитывая разнообразие существующих правовых концепций, и исходя из его научно-мировоззренческой позиции в целом, поскольку право для мыслителя неотделимо от таких традиционно философских категорий как свобода, справедливость, равенство и т.п. Поэтому в процессе подготовки к написанию данной работы нами были изучены не только произведения автора, посвященные юридико-правовой проблематике, но творчество Ильина как единая система взглядов на человеческое бытие, в котором право играет одну из ведущих ролей, выступая в качестве адекватного способа свободного существования.
Целью данного исследования являлось стремление представить правовое учение И.А. Ильина как целостную концепцию правопонимания, основанную на духовных ценностях, в частности свободе как неотъемлемой составляющей подлинного человеческого бытия, и объединяющую два уровня изучения права: философию права и теорию права.
В связи с этим перед диссертантом ставились следующие задачи:
- проанализировать творчество И.А. Ильина, в частности его воззрения на право, как трансформирующуюся систему взглядов, которая хотя и сохраняла свои основные положения, тем не менее, значительно меняла приоритеты в течение жизни ее автора;
- выделить в едином феномене права аспекты, являющиеся предметом двух уровней научного познания философии права и теории права как специальной юридической дисциплины;
- выявить и охарактеризовать духовные основы права как необходимое условие его формирования, связь права с философской категорией свободы как важнейшей проблемой человеческого бытия;
- определить, исходя из правопонимания И.А. Ильина суть и значение положительного права, его соотношение с естественным правом, моралью и другими социальными нормами.
При осмыслении теоретических положений, касающихся вопросов правопонимания, мы опирались на труды отечественных исследователей в области философии и теории права: С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, Э.В. Кузнецова, О.Э. Лейста, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, а также классиков русской философско-правовой мысли, таких как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, C.JI. Франк.
В качестве методологической основы настоящей работы использовались различные приемы научного исследования. Среди общенаучных методов в первую очередь может быть назван метод комплексности и всесторонности, в соответствии с которым правовые установки И.А. Ильина изучались в связи с его взглядами на другие явления общественной жизни и на человеческое бытие в целом. Далее - системно-аналитический метод, позволивший, как нам кажется, представить обширные и разрозненные правовые взгляды ученого в виде более или менее логической концепции. Естественно, здесь не обошлось без методов сравнения и интерпретации, исторического анализа и реконструкции. При написании диссертации применялись логический и хронологический методы, а также метод соотнесения результатов исследования с современными теоретическими позициями и взглядами.
Исходя из изложенного выше, нами была определена и структура работы. Первая глава носит общий характер и посвящена исследованию развития правовых взглядов И.А. Ильина в совокупности с его общефилософскими установками и фактами биографии. Вторая глава посвящена изучению философских проблем правопонимания, как необходимой основы юридической науки и юридического мировоззрения. В пределах рассматриваемых в ней вопросов находятся, конечно же, общие проблемы Духа и духовности как лейтмотив всего творчества Ильина, поиск определения понятия права и его сущности. Здесь же исследуются его взгляды на правосознание как неотъемлемую часть духовности и основную категорию его правовой концепции. И, наконец, последняя третья глава представляет собой попытку изложения собственного видения вопросов, являющихся предметом исследования непосредственно теории права, прежде всего, как юридической дисциплины, основываясь на положениях Ильинской концепции права, посвященных исследованию данной области.
Научная новизна исследования видится нам, прежде всего, в попытке представить правовые взгляды И.А. Ильина как целостную правовую концепцию, содержащую в себе элементы двух научных уровней изучения феномена права: философии и теории права. Установлено значение категории свободы как цели и смысла существования права в правопонимании ученого, выявлены роль и место положительного права в системе норм социального регулирования, исходя из теоретических посылок автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Правовая концепция И.А. Ильина представляет собой самостоятельное целостное учение о праве, основанное на принципе «методологического плюрализма» и состоящее из двух уровней исследования единого феномена «право» - философии права и теории права.
2. Философия права предстает у И.А. Ильина как более высокий уровень изучения права в его естественной сущности и должна исследовать свой предмет посредством категорий духовности, таких как: свобода, совесть, вера, справедливость и т.д. Только основываясь на духовной сущности права как явления человеческого сосуществования, мы можем подходить к изучению общей теории права в чисто юридическом смысле.
3. Истинная естественная сущность права выражается у И.А. Ильина в том, что право является формой духовного бытия человека в условиях сосуществования со множеством ему подобных, основанной на равенстве в духовном достоинстве, возможности внутреннего самоопределения и внешней автономии. Право поэтому в концепции И.А. Ильина представляет собой единство с совестью, верой в Бога, стремлением к свободе и иными свойствами человеческого духа, и, следовательно, на этом уровне не ставиться вопрос о его отличии от морали, религии и иных социально-духовных институтов.
4. Правосознание как неотъемлемая часть духовности человека является центральной категорией философии права И.А. Ильина и выступает как один из способов духовного познания, связанный со всеми элементами и свойствами последнего, представляя собой единственно адекватную возможность познания права. Одновременно правосознание предстает как источник для нормативного выражения права, посредством которого «естественная» форма обретает «положительное» содержание.
5. Необходимость формулировать право в его «положительном значении» наряду с другими нормами социального регулирования, разделяя их на правовые, моральные, религиозные и т.д., основана, по Ильину, на неспособности человека жить в духовной цельности. При этом «естественность» и «положительность» выступают у него это не как две самостоятельных системы, а лишь как различные стороны единого феномена «право», характеризуемые как форма и содержание.
6. Обусловленное несовершенством человеческой природы, неспособной на определенных этапах своего развития самостоятельно определять рамки своей свободы, положительное право в концепции И.А. Ильина призвано регулировать внешние отношения между людьми, воздействуя тем самым на их внутренние состояния и способствуя претворению в жизнь естественной сущности права.
7. Предметом изучения теории права, исходя из смысла правового учения И.А. Ильина, является положительное право в соотношении с иными формами социального регулирования, находящими свое внешнее выражение в различного вида нормах. Юридические нормы представляют собой одну из внешних форм выражения права наравне с нормами обычая, каноническими и иными видами норм, и также как и он могут заключать в себе не только правовые, но и моральные, религиозные и другие требования.
Теоретическая и практическая значимость работы, по нашему мнению, заключается в том, что она имеет междисциплинарный характер и результаты исследования творчества И.А. Ильина применимы в таких областях как философия и теория права, история правовых учений и иных, связанных с ними отраслей знания. Некоторые положения диссертации, возможно, могут быть использованы не только для переосмысления современных правовых процессов, но и при разработке естественно-правовых социально-философских концепций.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Ткачева, Наталья Александровна, Ростов-на-Дону
Заключение.
Подводя итоги исследования творчества великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, мы можем с уверенностью констатировать, что несмотря на определенный формализм первых работ, посвященных правовой проблематике, вопросы сущности и смысла существования человека, принципы его бытия в мире и среди себе подобных находились в центре внимания ученого с самого начала его научного пути. Единство Бытия, в том числе и духовное единство людей, с одной стороны, и личная свобода и духовная самостоятельность каждого отдельной личности, с другой - вот диллема. которую он пытался разрешить в своем творчестве. И важнейшая роль в этом процессе признавалась им именно за правом. Сам вопрос о праве возникает только в случае наличия множества отдельных индивидов, принципиальным условием совместного существования которых является определение границ самостоятельности каждого из них.
Сущность бытия и жизни исследуется, по Ильину философией, вопрошающей об их сверхчувственной первооснове. Она (философия) исследует дух человека и природу его основных актов, воспринимающих эти предметы. Она же исследует и право как необходимый способ духовной жизни, как естественный атрибут человеческого духа. «Природа добра, красоты, истины, права и государства и вообще всех содержаний, совместно слагающих духовно-зримую земную ризу Божества, - исследуются философией и только философией; это предметы ее специальной компетенции; это вопросы ее ведения и ее решения»1.
Все составляющие человеческой духовности, являющиеся проявлением Единого Духа, исследуются соответствующими духовными органами: совестью, правосознанием, художественным видением, любовью, которые в зачатке и с возможностью дальнейшего развития даны каждому. Внеопытное знание невозможно, утверждает мыслитель, другое дело, что опыт, лежащий
1 Ильин И.А. Религиозный смысл философии/ Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения. М., 1998. С. 55. в основе философского исследования особый - «нечувственный» или «духовный». Соответственно, анализу философских предметов должно предшествовать интуитивное погружение в их переживание. Право, религия, философия, наука, искусство и нравственное творчество подлежат общему и основному закону духовного развития и являются разновидностью единого жизненно-духовного делания.
Право предстает у Ильина в качестве необходимой формы духовного (являющегося основополагающим) бытия человека, основанной на всеобщем равенстве в духовном достоинстве, внешней автономии и внутреннем самоопределении. Как одно из свойств Единого Духа оно обладает всеми его качествами - истинностью, добродетельностью, справедливостью, свободой, красотой и т. д. Жизнь по праву - естественный и правильный способ существования человека и его воли, правильное состояние человеческой души и единственно возможный путь оставаться свободным, при условии добровольного самообязывания.
Признание права, основанное на убеждении в его духовной необходимости, - пишет Ильин, - есть условие того, чтобы личный дух человека оставался свободным»1. Иными словами, свобода - это добровольно выбираемое существование в рамках права как единственно верной и правильной формы духовной жизни. При этом Абсолютная свобода -представляет собой не произвол, а самозаконность.
Узнать рамки своей свободы и определить право человек может и должен посредством одного из духовных органов - правосознания. Нормальное истинное правосознания всегда связано с другими свойствами духа: справедливостью, добротой, любовью, совестью и иными. Поэтому, руководствуясь им, всегда можно установить верные правила своего существования, как внешнего поведения, так и внутренних состояний души.
1 Ильин И.А. О сущности правосознания/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В Ют. Т.4. М„ 1994. С. 199.
Однако, человек еще очень и очень далек от совершенства, его духовность в большинстве случаев недостаточно развита и он неспособен к самозаконности. Поэтому необходимо создавать общие правила существования, сохраняя при этом естественный статус каждого. Эти правила и есть социальные нормы.
Расколотость человеческого духа порождает их множественность: по процедурам создания - обычаи, канонические и юридические нормы, корпоративные, международные и др.; по сути - религиозные, правовые, моральные, технические и иные. Право в этой системе призвано регулировать внешнее поведение людей, то есть устанавливать границы их внешней свободы. Мораль - определяет необходимый уровень внутренних состояний, религия - взаимоотношения человека и Бога. При этом любой вид этих норм, с разной долей преобладания, может получать внешнее выражение в форме обычая, юридического закона, международного договора ит. д.
Таким образом, сформулированные правила внешнего поведения, как наилучший и необходимый порядок взаимоотношений между людьми, приобретают вид правовой нормы, т.е. правила должного и представляют собой разновидность суждений. Поскольку суждение - результат работы человеческой души, то определение нормы относится только к положительному праву как системе, создаваемой человеком.
Естественное право, является, как бы, идеальной формой с определенными принципами: духовное равенство всех, внешняя автономия и внутреннее самоопределение. Наполняясь содержанием посредством деятельности человеческого разума, данная форма превращается в то, что получило название положительного права. При этом естественное и положительное право представляют собой две стороны одного единого феномена права и ни в коем случае не должны противопоставляться. Более того, правом, в его положительном проявлении, может считаться не каждое произведение» человеческого сознания, а только такое, которое соответствует его естественной форме.
Если каждый человек научиться «находить» в своей душе и формулировать для себя эту идеальную форму права, которая, конечно же, неразрывно связана и с моральными ценностями и с основополагающими установлениями религии, мы придем к тому совершенному уровню духовности, о которой писал Ильин. Духовности, которая объединяет в себе все ценности Бытия: добро, истину, красоту, свободу и справедливость.
И незачем человеку будет задумываться о том, где он должен руководствоваться в своих поступках правом, когда жить в соответствии с моралью или религией, поскольку единая и цельная человеческая душа будет существовать согласно своей идеальной природе. Условие человеческого прогресса - самосовершенствование, идеал жизни - развитая духовность, бытие как духовная жизнь, воплощающая единство истины и добра, свободы и справедливости.
Как нам кажется, творчество Ивана Александровича Ильина, его идеи и установки могут принести немалую пользу на этом пути. Его правопонимание - часть всего мировоззрения, отражающая все основные качества последнего. И поскольку, перефразируя известное выражение, можно сказать, что, по Ильину, юрист в России - больше, чем юрист, то значение его учения о праве для современного юридического образования трудно переоценить. Найти «правду жиЗни», к которой должно стремиться право, нельзя не обращаясь к высшим началам человеческого существования, несмотря на то, что юриспруденция всегда считалась практической и сугубо приземленной наукой. В этой связи ценность и своеобразие правового учения Ильина заключается не только в его общефилософских установках, но и в значимости для юриспруденции, в частности теории права, в плане возможности и дальнейшего изучения юридической проблематики.
Будучи консерватором в вопросах государственного устройства и управления, Ильин призывал к необходимости построения отношений между государством и личностью на основе либеральных ценностей. Более того, главным условием человеческого прогресса он утверждал развитие права и правосознания. Только правовой человек, «аристократ духа», может стать представителем новой элиты общества, допускаемой к управлению иными его членами. Чтобы формулировать правила существования для других, необходимо самому жить по законам Духа, а значит права, морали и веры в Бога. Нельзя установить рамки свободы кому-то, не будучи свободным, т.е. самозаконным.
Главная ценность ильинского учения заключается в том, что он попытался создать единую, универсальную концепцию человеческого бытия, некую всеобъемлющую социально-этическую доктрину, в центре которой -свободная моральная личность с религиозно-правовым мировоззрением. И то, что в настоящее время возрождается интерес к творчеству Ильина, дает надежду на восстановление духовности и естественно-правовых ценностей в нашем обществе.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Правовая концепция И.А. Ильина»
1. Ильин И.А. Большевизм и кризис современного правосознания/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.7. - М.: Русская книга, 1998. - С.7-26
2. Ильин И.А. Бунт Стеньки Разина. (Из русской старины)/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С. 132172
3. Ильин И.А. Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.8. - М.: Русская книга, 1998. - С.343-564
4. Ильин И.А. Возникновение большевизма из духовного кризиса современности/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.7. - М.: Русская книга, 1998. - С. 116-141
5. Ильин И.А. Государственный смысл Белой армии/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.281-300
6. Ильин И.А. Демагогия и провокация/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.99-113
7. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.235-249
8. Ильин И.А. Духовный смысл войны/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.7-38
9. Ильин И.А. Кто мы?/ Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001.- С.7-92
10. Ильин И.А. Кризис безбожия/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. -М: Русская книга, 1996. - С.333-358
11. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в Наукоучении Фихте старшего. Опыт систематического анализа/ Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. - С.359-477
12. Ильин И.А. Мировые причины русской революции/ Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. - С. 176-240
13. Ильин И.А. Наши задачи/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -Т.2.- Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. - 496 с.
14. Ильин И.А. Наши задачи/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -Т.2.- Кн. 2. -М.: Русская книга, 1993.-480 с.
15. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты/ Сост., вступ. Ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Жизнь и мысль, 2001. - 512 с.
16. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи/ Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
17. Ильин И.А. О любезности/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -Т.6. Кн.1 -М.: Русская книга, 1996. С.5-49
18. Ильин И.А. О монархии и республике/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. - М.: Русская книга, 1994. - С.415-544
19. Ильин И.А. О правосознании/ Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология / Сост. Альбов А.Л. и др. СПб., 1997. - С.391-396
20. Ильин И.А. О революции/ Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. - С.93-147
21. Ильин И.А. О религиозном кризисе наших дней/ Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. -М.: Русская книга, 2001. С. 147-175
22. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою/ Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - С.323-518
23. Ильин И.А. О сущности правосознания/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. - М.: Русская книга, 1994. - С.149-414
24. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов - Шмелев/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т.-Т.6. Кн.1. -М.: Русская книга, 1996. - С. 183-407
25. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. - М.: Русская книга, 1994. - С.45-148
26. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.5. - М.: Русская книга, 1996. - С.5-30
27. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.201-230
28. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. -М.: Русская книга, 1999. - С.317-396
29. Ильин И.А. Основы государственного устройства/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.7. - М.: Русская книга, 1998. - С.488-509
30. Ильин И.А. Основы христианской культуры/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 1996. - С.285-330
31. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном искусстве/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. - Кн.1 - М.: Русская книга, 1996. -С.51-182
32. Ильин И.А. Отказ г. Керенского/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. -М.: Русская книга, 1999. - С. 178-181
33. Ильин И.А. Покой и радость в православном мировоззрении/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. - Кн.З - М.: Русская книга, 1997. - С. 7-30
34. Ильин И.А. Понятие права и силы/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 5-44
35. Ильин И.А. Порядок или беспорядок?/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С. 84-98
36. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.З. - М.: Русская книга, 1994. - С. 227380
37. Ильин И.А. Путь духовного обновления/ Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - С.81-322
38. Ильин И.А. Путь к очевидности/ Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - С.671-846
39. Ильин И.А. Религиозный смысл философии/ Ильин И.А. Путь к очевидности. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - С.9-80
40. Ильин И.А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. - Кн.З - М.: Русская книга, 1997. - С.77-106
41. Ильин И.А. Свободная индивидуальность/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.9-10. - М.: Русская книга, 1999. - С.397-411
42. Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. — М.: Русская книга, 2001. 528 с.
43. Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Часть III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941). М.: Русская книга, 2001.-592 с.
44. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). -М.: Русская книга, 2000. 560 с.
45. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1935-1946). -М.: Русская книга, 2000. 576 с.
46. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1947-1950). -М.: Русская книга, 2000. 528 с.
47. Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906 1954). - М.: Русская книга, 2001. - 560 с.
48. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.7. - М.: Русская книга, 1998. - С.453-488
49. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2 т. СПб.: Наука, 1994,- 542 с.
50. Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести/ Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. -С.478-501
51. Ильин И.А. Шлейермахер и его "Речи о религии"/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.З. - М.: Русская книга, 1994. - С. 15-88
52. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий/ Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.З. - М.: Русская книга, 1994. - С.89-2261. Литература
53. Актуальные проблемы правоведения: Сборник тезисов научной конференции. Ярославль, 1997. - 84 с.
54. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.:
55. Издательство НОРМА, 2001. 752 с.
56. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права// Государство и право,- 1996.- № 3. С.128-133
57. Акчурина Н.В. Идея органического развития в русском правоведении XIX в. //Правоведение. 2000. - № 3. .
58. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права// Государство и право.- 1996. № 3. - С.128-133
59. Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия права философия веры и нравственности/ Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология/ Сост. Альбов А.Л. и др. -СПб., 1997.-С. 9-25
60. Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. -170 с.
61. Баранов П.П., Фомин А.А. Актуальные проблемы философии права в свете государственно-правовых воззрений И.А. Ильина// Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д, 2000. - № 1. - С. 10-16
62. Бережное А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1999. - № 4. - С.3-13
63. Бержель Ж.-Л. Общая теории права/ Под общ. ред. В.И. Даниленко/ Пер.' с фр. М.: NOTA BENE, 2001. - 576 с.
64. Берман Гарольд Дж, Вера и закон: примирение права и религии. М.: Ad Marginem, 1999. - 431 с.
65. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов к. XIX н. XX вв.// Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С.25-40
66. Вопросы теории права и государства: Сборник студенческих научных работ. Выпуск 1: Материалы первой научной конференции студентов юридического факультета, 16 апреля 1998 г. - М.: Институт молодежи,1998.- 103 с.
67. Вопросы теории права и государства: Сборник студенческих научных работ. Выпуск 2: Материалы второй научной конференции студентов юридического факультета, 23 апреля 1999 г. - М.: Институт молодежи,1999.- 121 с.
68. Вопросы теории права и государства: Сборник студенческих научных работ. Выпуск 3: Материалы третьей научной конференции студентов юридического факультета, 19 апреля 2000 г. - М.: Институт молодежи,2000.- 116 с.
69. Вопросы теории права и государства: Сборник студенческих научных работ. Выпуск 4: Материалы четвертой научной конференции студентов юридического факультета, 23 апреля 2001 г. - М.: Институт молодежи, 2001. - 160 с.
70. Гамбаров Ю. Право в его основных моментах// Правоведение. 1995. -№ 4-5. - С.97-121
71. Гамбаров Ю.С. Свобода и ее гарантии. СПб., 1910. - 279 с.
72. Гранат H.JL, Попов В.И. Различные подходы к пониманию права и их практическое значение// Следователь. 2001. - № 4. - С.54-57
73. Гузнов А.Г. Вступительная статья. Из научного наследия: И.А. Ильин -о государстве и демократии// Советское государство и право. М., 1991.- № 11- С.131-134
74. Демченко И.В. Идея права с точки зрения категорий возможности, необходимости и долженствования. Киев: тип. имп. Ун-та св. Владимира, 1908. - 215 с
75. Диденко Н.Г., Селиванов В.Н. Право и свобода// Правоведение. 2001.- № 3. С.4-27
76. Диденко О.Н. Правосознание как аспект духовного обновления в философии И.А. Ильина// Материалы XI научной конференции профессорско-преподавательского состава (18-22 апреля 1994 года). -Волгоград, 1994.-С.314-318
77. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. - 509 с.
78. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина// Известия вузов. Правоведение. СПб., 1992. - № 3. - С.81-93
79. Жариков А.А. Правовая теория И.А. Ильина (гносеологический аспект): Диссертация на соискание учений степени канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1998.- 183 с.
80. Жуков В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX -начала XX вв.: общественно-политическая функция и онтологическая основа// Государство и право. 2001. - № 4. - С.99-106
81. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). -СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. 398 с.81)82)83)84)85)86)87)88)89)90)91)92)93)94)
82. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. Сборник. -Спб.: Издательство СПГУ, 1996. 320 с.
83. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т.2.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.
84. Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина// Социально-политичекий журнал.-М., 1996. -№3.-С. 169-179
85. Зорькин В.А. Чичерин. Москва: Юридическая литература, 1984. - 109 с.
86. История русской философии: Учебник для вузов/ Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.
87. Иванников И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России// Правоведение. СПб., 1996. - № 2. - С. 131-137 Иванова А.А. Русская классическая философия: от Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 109 с.
88. Иванов В. Вера совесть - правосознание - государство// Право и жизнь. - 1994. - № 6. - С.98-126
89. Изергина Н.И. И.А. Ильин о проблеме федерации// Региолнология. -Саранск, 1995. № 2. - С. 28-40.
90. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: Издательство НОРМА, 1998. - 416 с.
91. Керимов Д.А. Методологические функции философии права// Государство и право. 1995. - № 9. - С. 15-22
92. Керимов Д. А. Проблемы общей теории права. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. - 83 с.
93. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. - 472 с.
94. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. - 332 с.
95. Кленнер Г. От права природы к природе права. М.: Прогресс, 1988. -317 с.
96. Князев B.JI. Философия и ее функции в юридической теории и правктике. Учебное пособие. Орел: Юридический институт МВД России, 1999.-208 с.
97. Ковалев В.А. Проблема основ государства в социально-политической теории Ивана Ильина. СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т, 1994. - 125 с.
98. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право// Государство и право. 2000. - № 3. - С.5-11
99. Корольков А.А. Одухотворенная наука о праве/ Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология/ Сост. Альбов A.J1. и др.-СПб., 1997.-с. 5102) Кузнецов Е.В. Юридическая аксиоматика Ивана Ильина и история//
100. Дискуссионные проблемы российской истории: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Арзамас, 1998. -С.262-264
101. Кузнецов К.А. Очерки по теории права. Одесса: Ивасенко, 1915.-65 с.
102. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юридическая литература, 1989. - 208 с.
103. Лейст О. Э. Сущность права, проблемы теории и философии права. -М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. 288 с.
104. Лейст О.Э. Три концепции права// Советское государство и право. -1991. -№ 12.-С.З-11
105. Лесков Н.А. И.А. Ильин о принципах новой российской государственности// Безопасность. М., 1995. - № 5/6. - С. 18-21
106. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед// Вопросы философии. 1991. - № 5. - С. 147-157
107. Лооне Э.Н. Философские проблемы истории права: первые пролегомены// Ученые записки Тартского государственного университета. Тарту, 1989. - Вып. 847. Теоретические проблемы истории права. - С. 6-15.
108. Луць Л.А. К вопросу об объективном и субъективном в правотворчестве (в свете общей теории деятельности)// Вопросы совершенствования советского государства и права в свете решений XXVII съезда КПСС. Вып. 25. - С. 129-133
109. Магазинер Я.М. Заметки о праве// Правоведение. 2000. - № 5. - С.215-224
110. Малахов В.П. Философия права: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448 с.
111. Мальцев Г.В. понятие права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.
112. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 304 с.
113. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001.-760 с.
114. Невважай И.Д. Философия права: проблема рациональности права// Правоведение. 1995. - № 3. - С.67-75
115. Нерсесянц B.C. Право математика свободы: Опыт прошлого и перспективы. - М.: Юрист, 1996. - 157 с.
116. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001. - 652 с.
117. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. -СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.
118. Новгородцев П.И. Сочинения/ Сост. вступ. статья и прим. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. М.: Раритет, 1995. - 448 с.
119. Новгородцев П. Право и нравственность// Правоведение. 1995. - № 6. -С.103-113
120. Овчинникова 3.JI. Социально-философский аспект исследования государства и права// Общество и современный социокультурный процесс. М., 1993. - С.26-57
121. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина// Государство и право. - 1999. - № 6. - С.84-93
122. Окара А.Н. Соотношение естественного и положительного права в трактовке И.А. Ильина// Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей Института государства и права РАН. Москва, 1998. - С.37-43
123. Окара А.Н. Учение И.А. Ильина о праве и государстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Москва, 1999.-23 с.
124. Основы философии права. Вып. 2: Корни современного российского и западно-европейского права: сравнительный анализ/ Под. ред. Малахова В.П. и др. М.: Моск. юрид. ин-т., 1999. - 103 с.
125. Панкратов С.А. Россия и демократия в социально-политических концепциях русской эмиграции (П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев)// Демократия и общественные движения: история и общественная мысль. Волгоград, 1998. - С. 25-32
126. Полторацкий Н. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение/ Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. - С.243-477
127. Поляков А.В. Источник права как текст: проблемы теории// http.7/lawfak.bip.ru/index.html
128. Поляков А.В. Неоидеализм в русской правовой теории// http://lawfak.bip.ru/index.html
129. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения// http://lawfak.bip.ru/index.html
130. Поляков А.В. Проблемы российского правопонимания в контексте западной правовой мысли// http://lawfak.bip.ru/index.html
131. Феноменологическая теория права Н.Н. Алексеева// http ://lawfak.bip .ru/index.html
132. Право и современность: теория, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. Барнаул, 1997. - 111 с.
133. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов/ Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА, 2001. - 832 с.
134. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб./ Сост. Солнцев Н.В. -М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир»,2001. -496 с.
135. Рутковская М.В. Философия государства и права в наследии И.А. Ильина: Диссертация на соискание учений степени канд. филос. Наук. -Пятигорск, 2000. 167 с.
136. Рутковская М.В. Философия права Гегеля в творчестве И.А. Ильина// Вопросы общегуманитарного знания. Пятигорск, 1997. - С. 112-119
137. Сазонова Т.Б. Аксиомы правосознания в системе политико-правовой концепции И.А. Ильина/ МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1995. -Юс.
138. Сазонова Т.Б. Право и правосознание в учении И.А. Ильина: Диссертация на соискание учений степени канд. юрид. наук. -Благовещенск, 1998. 143 с.
139. Сердюк О.В. Аксиомы правосознания И.А. Ильина и их современный смысл// Проблема сознания в философии и науке. Москва, 1996. С.202-204
140. Синченко ГЛ. Русское столетие философии права// Вестник Омского университета. 1998. - Вып.1. - С.5-13
141. Социальная философия Ивана Ильина: Материалы российского семинара, 9-10 апреля 1993 г.: В 2 ч. СПб., 1993.- 129 с.
142. Сырых В.М. Воистину ли нормы законов истинны?// Государство и право. 1996. - № 7. - С.26-33
143. Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права втор. пол. XIX н. XX в.)// Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 5. - С.245-258
144. Таранченко Е. Правопонимание в постсоветскую эпоху: обзор основных концепций// http://lawfak.bip.ru/index.html
145. Тарановский Ф.В. Новый опыт построения философии права в русской литературе. Юрьев: Типография Матиссека, 1915. - 66 с.
146. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб.: Издательство РХГИ, 2001.-543 с.
147. Фараджаев К.В. Русская религиозная философия. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 208 с.
148. Фомин А.А. Политико-правовая концепция государства И.А. Ильина: Диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. - 144 с.
149. Франк C.JI. Духовные основы общества// Русское зарубежье. Д., 1991. -302 с.
150. Фролов В.В. Право и философия// Вопросы философии. 1988. - № 3. -С. 149-151
151. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права: учебное пособие. -Кубанский государственный университет, 1995. 200 с.
152. Честнов И.Л. Диалогическая онтология права в ситуации постмодерна// Правоведение. -2001. № 3. - С.45-52
153. Чефранов В.А. Некоторые философские аспекты проблемы обратных связей в правовом сознании// Проблемы социалистической законности. -Харьков, 1988. -Вып.22. С. 16-22
154. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. Москва, 1882. - 468 с.
155. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 2. Москва, 1883. - 457 с.
156. Чичерин Б.Н. Философия права. Москва, 1900. - 336 с.
157. Шапсугов Д.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие по курсу теории права и государства, ч.П. Ростов-на-Дону, 2001. - 112 с.