СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Самех Хамед Ахмед Мунейм, кандидата юридических наук
Введение
Глава 1. Особенности возникновения и правового положения исламских банков
§1.Возникновение и развитие исламских банков, понятие исламских банков
§2 .Принципы и цели деятельности исламских банков
§3 .Понятие и виды ростовщичества
Глава 2. Правовое регулирование учреждения исламских банков и принципы
§ 1 .Особенности правового регулирования создания исламских банков
§ 2. Принципы управления исламским банком
Глава 3. Основные направления деятельности исламских банков
§ 1. Понятие и виды услуг, осуществляемых исламскими банками
§ 2. Особые инвестиционные сделки исламских банков
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока"
Актуальность темы исследования.
Особое место в банковской системе мусульманских стран занимают исламские банки, которые можно определить как кредитные институты, руководствующиеся принципами традиционного мусульманского права (шариата) и выполняющие почти все банковские сделки. Главной их особенностью является отрицательное отношение к взиманию процентов по займам, ислам запрещает даже добровольные взносы по уплате процентов (риба) за предоставленные кредиты. В настоящее время исследование этого явление актуально, так как за последние годы начался активный процесс создания исламских банков, численность которых уже приблизилась к ста банкам. И их распространение не ограничивается только мусульманскими странами, так как некоторые из них были созданы в немусульманских странах, в том числе в Европе и США, и, соответственно, во всех этих странах начался процесс их регулирования через применение законов.
Как известно, господствующая в странах Ближнего и Среднего Востока религия (ислам) отрицательно относится к взиманию процентов по займам, а ведь именно в форме процента в странах развитого капитализма происходит присвоение банками прибавочной стоимости. В последние годы, как верно подчеркивается в востоковедческой литературе, стало очевидным увеличение роли ислама в общественном развитии стран мусульманского мира, его воздействия на общественно-политическую жизнь стран Азии и Африки, на всю мировую политику. Этот "исламский взрыв" нашел свое отражение и в праве ряда мусульманских стран. (Судан, Пакистан, Иран, Кувейт и др.). Так пример в ст.2 Конституции Кувейта 1962г. провозглашено, что мусульманское право является основным источником законодательства1.
1 См.: Бакир Мухамед. Правовое регулирование банковских операций в странах Ближнего Востока. Дис. на соискание степень конд. юрид. наук. М .1У84, с.31.
В некоторых странах, таких как Египет, были образованы комиссии с целью изучения соответствия действующего законодательства основным началам мусульманской религии. Но дело не ограничилось доктринальными изысканиями. В Ливии, Ираке, Иордании, Йемене и ряде других мусульманских стран были приняты новые законодательные акты, в том числе и в области регулирования имущественных отношений, которые преподносятся общественному мнению как законы, воскрешающие дух и букву мусульманского права (шариата).
Явное противоречие между реально существующей целью деятельности банковских учреждений в этих странах "извлечением прибыли" и догмами ислама, запрещающего даже добровольные обязательства по уплате процентов за предоставленный кредит, заставило мусульманских правоведов искать приемлемые теоретические объяснения и оправдания деятельности банков.
Было предложено несколько способов обхода названного религиозного запрета. По утверждениям одних исследователей мусульманского права, ислам запрещает взимание только ростовщических процентов (риба), а получение обычных коммерческих процентов не противоречит его духу. Другие авторы подчеркивали, что взимать плату за кредит можно, но лишь с немусульман.
Ряд правоведов настаивали на правомерности взимания процентов со всех клиентов банка, но при условии, что полученная таким образом прибыль будет распределяться среди неимущих слоев населения. Иными словами, плата за кредит выступала бы как одна из разновидностей известного в мусульманских странах налога в пользу бедных (закят).
Однако наибольшей поддержкой и авторитетом пользуется точка зрения, высказанная в 1965г. второй научной конференцией общества мусульманских исследователей. В выводах, сформулированных на этой конференции, говорится, что взимание процента за предоставление любого кредита является ростовщичеством, запрещенным шариатом.
Вместе с тем, получение банком вознаграждения за совершение тех или иных сделок не противоречит исламу, поскольку указанные сделки выполняют банковские служащие и посредники, имеющие право требовать вознаграждение за своей труд.
В настоящее время имеет место взгляд на исламское банковское дело как на искусственное явление, представляющее собой следствие религиозного фанатизма и не имеющее ничего общего с экономической целесообразностью. Представители Международной Ассоциации исламских банков, наоборот, разъясняли, что они не являются фанатиками, но считают своей задачей вовлечение населения с мусульманским вероисповеданием в процесс накопления ради ускорения социального и экономического прогресса.
На деле исламские кредитные учреждение нельзя трактовать как искусственное, волюнтаристское явление, так как их прототипы нашли широкое распространение в мусульманском мире еще в XII веке. Вначале это были торговые дома, в которых стали сосредоточиваться банковские сделки. Они функционировали на мусульманском принципе мушарака (соучастие), а одной из наиболее распространенных форм принципа соучастия являлся кирад (одалживание), т. е. заключение соглашения между владельцами имущества или денег и непосредственным исполнителем торговой сделки. Еще раньше получили широкое распространение платежные средства типа векселей, кредитных писем и. т.п1.
Таким образом, актуальность темы диссертации оправдана необходимостью разработки теоретических основ правого статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока и практических рекомендаций по их
См.: Гукасян. Г.Л Вопросы функционирования исламских банков с участием финансового капитала нефтеэкспортирующих стран аравийского полуострова. М, 1994, с.6. реализации. Особенно это касается правовых аспектов выработки понятия, принципов, способов учреждения, управления и регулирования основных направлений деятельности исламских банков. Таковы мотивы выбора темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования.
Основная цель настоящей работы - это проведение комплексного, сравнительно-правового исследования регулирования основных вопросов правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока и в некоторых немусульманских государствах. Главное внимание сосредоточено на анализе таких важных специальных проблем исламских банков, как понятие, принципы, учреждение, управление и основные направления деятельности исламских банков. Кроме того, проводится сравнительный анализ деятельности исламских банков и коммерческих банков с точки зрения мусульманского права (шариата) и национального законодательства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть правовое регулирование исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока с точки зрения национального законодательства и мусульманского права (шариата);
2) установить значение исламских банков по реализации некоторых гражданско-правовых и банковских отношений в мусульманском мире;
3) провести сравнительный анализ между исламскими и коммерческими банками с точки зрения принципов, целей, способов учреждения, осуществляемых этими банками сделок;
4) исследование возможности банков осуществлять свою деятельность без ростовщичества;
5) изучить необходимые для написания диссертации нормативные материалы;
6) изучить всю доступную по теме исследования научную литературу;
7) сделать выводы по рассмотренным вопросам.
Научная новизна.
Данная работа представляет собой первое в российской юридической литературе комплексное монографическое сравнительно-правовое исследование сложных проблем правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока, имеющих важное значение также и для не мусульманских стран.
В юридической литературе мусульманских стран проблемы правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков не были предметом специального рассмотрения с точки зрения мусульманского права (шариата) и национального законодательства (анализ понятая, принципов, способов учреждения, управления и основных направлений деятельности исламских банков), но было много попыток изучения исламских банков с экономической точки зрения.
Таким образом, в диссертации предложено общее определение правого положения исламских банков (понятие, принципы, цели, учреждение, управление и основные направления деятельности исламских банков).
Методология н источники исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения общенаучного диалектического метода познания и вытекающие из него частно - научные методы: системного, комплексного анализа, сравнительно-правового, формально-логического метода толкования юридических норм. Исследование проводилось с учетом новейших научных разработок в области правоведения.
Работа написана на основе анализа соответствующих источников мусульманского права (Корана, Сунны и др.) и обширного законодательства в частности: Гражданского кодекса Иордании от 1976 г; закона №72 от1977г "О создании Кувейтского Финансового Дом"; закона № 9 от1977г "О создании
Суданского Исламского банка"; закона №142 от1981г. "О создании Египетского Исламского банка"; Гражданского кодекса Йеменской Республики 1992г; закона "Об исламских банках" в Республике Йемен № 21 от 1996г, и других нормативных актов.
В ходе исследования автором критически использована относящаяся к теме диссертации литература по гражданскому, банковскому, финансовому праву мусульманских стран, а также законодательство об исламских банках в ряде мусульманских стран, и работы по теории права, как арабских юристов, так и советских и российских.
В своем исследовании автор опирался на достижения юридической науки, прежде всего на труды таких ученых как: Агарков М.М, Безбах В.В, Богатырев А.Г, Васильев Е.А, Вишневский А.А, Жидков O.A., Куфакова Н.А, Куник Г.Л, Гукасян Г.Л, Кулагин М.И., Лаврушин Г.Л., Мозолин В.П., Милославский Г. О., Муромцев Г.И., Масевич М. Г, Новицкий И.Б, Негря Л.В, Пучинский В.К, Прозоров С.М., Супатаев М.А., Суханов Е.А, Садагдар, Сюкияйнен Л.Р., Телицин В.М, Халфина.Р.О., Чиркин В.Е., Ульянищев. В.Г, Шершеневич Г.Ф.
Также использовались труды юристов из различных арабских стран: Ахмед ал-Нагар, Аднан Хинди, Атия Камаль ал-ден, Ауф Махмуд ал-Кафрауе, Ал-имам Мальек ибн Анас, Ал-табри, Али ал-Рази, Ахмед ал-Ансари, Ал-фахер ал-Рази, Абд ал-Разак ал-Санхури, Ал-Кастани, Гариб ал-Гамал, Ибин Темие, Ибн Кадама, Касим Мухамед, Мухамед Махмуд ал-Папле, Мухамед Пакир ал-Садер, Мухамед Хашем Ауда, Нур ал-Ден Атар, Рават Ауда, Сайд ал-Хауаре, Сами Хамуда, Фуад, Хасим Хасан Гума, Хинеди мухамед Ибрагим, Шалапи Мухамед, Юсов ал-Карадауе и.др.
Научно-практическая значимость исследования.
Определяется ее актуальностью, новизной, а также научными положениями и выводами, содержащимися в ней. Она заключается во введении в научный оборот новой информации о правовом статусе и основных направлений гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков во многих мусульманских и немусульманских странах.
Диссертация может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и иных учебных заведений при изучении права мусульманских стран, а также для граждан и организаций ведущих банковские дела в мусульманских странах. Диссертация содержит материалы, пригодные для использования в процессе преподавания курса гражданского и торгового права в высших учебных заведениях. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в законодательном процессе по совершенствованию гражданского, торгового, банковского, а также финансового законодательства мусульманских стран. На защиту выносятся следующие положения, выводы и рекомендации.
1) Создание исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока привело к существенной перестройке системы коммерческих банков в этих странах следующим образом: а) в Иране, Пакистане, и Судане предприняты первые шаги по реорганизации некоторых подразделений банковской структуры в банковские учреждения, которые не имеют дела с процентами. б) в некоторых арабских странах (Саудовская Аравии, ОАЭ, Кувейт, Йемен, Бахрен и др.) коммерческие банки взяли курс на создание своих филиалов, которые базируются на тех же основах, на которых строится деятельность исламских банков, т. е финансирование национального предпринимательства осуществляется на условиях партнерства, поскольку банк осуществляет инвестиционный проект совместно с клиентом на партнерской, а не на процентной основе.
2) Исламские банки представляют собой учреждения, которые призваны служить мусульманскому обществу. Поэтому они стремятся к осуществлению, прежде всего социальных, а не чисто коммерческих функций. Основными целями деятельности исламских банков является обеспечение финансирования мелких производителей и людей, обладающих опытом и квалификацией, но не располагающих капиталом или гарантиями, необходимыми для предоставления финансирования. Кроме того, исламские банки занимаются еще и благотворительностью. Это проявляется в оказании помощи бедным в виде пожертвований (закят) и предоставлении беспроцентных кредитов (кард ал-хасан), например, для строительства школ, больниц и мечетей.
3) Законодательство стран Ближнего и Среднего Востока, где действуют исламские банки, не содержит понятия исламских банков, а также недостачно регулирует некоторые виды банковских сделок, заключаемых исламскими банками, например, мудараба мурабаха. Поэтому автор считает необходимым восполнить пробелы законодательства: высказываются предложения о принятии новых законов или внесении соответствующих поправок, которые призваны устранить эти недостатки.
4) Исламские банки осуществляют свою деятельность на основе норм шариата, которые по вопросам о регулировании деятельности банков являются не систематизированными, т. е. подавляющее большинство принципов шариата по данному вопросу содержится только в доктрине. Это обстоятельство создает большие трудности при учреждении исламских банков за пределами мусульманских стран, поскольку в немусульманских государствах, прежде всего в Америке и в Европе, власти требуют предоставление документов, содержащих шариатские принципы, на основании которых будет функционировать исламский банк, а такового документа просто не существует.
Для разрешения вышеуказанной проблемы диссертант считает необходимым предложить разработать документ, содержащий шариатские принципы о регулировании деятельности исламских банков.
5) В законодательстве о деятельности исламских банков рассматриваемых стран (Йемен, Египет, Иран, ОАЭ, Бахрейн, Иордания) наблюдается более жесткий контроль за деятельностью этих банков, чем в законодательстве о деятельности коммерческих банков. Кроме тех широких полномочий, которые законодатель предоставляет государству по контролю за деятельностью этих банков, таких как введение разрешительного порядка создания исламских банков, установление специальных правил оплаты уставного капитала, применение различных ограничений при осуществлении ими своих сделок, таких как, запрет этим банкам осуществлять те сделки, которые противоречат шариату и др.
В исламских банках существуют и другой вид контроля: контроль за соблюдением норм мусульманского права, например, соответствие сделок, заключаемых исламскими банками, шариату осуществляется специальным комитетом, который существуют в каждом исламском банке - комитет по шариатскому надзору (лагенит ал-рекапа ал - шария), и наличие которого является существенным отличием исламских банков от коммерческих.
6) Исламские банки учреждаются мусульманскими физическими и юридическими лицами или государством. При этом некоторые мусульманские государства запрещают участие немусульман в качестве учредителей в исламском банке. Диссертант считает, что учредителем в исламском банке может стать и немусульманин (христианин и еврей) потому, что партнерство мусульман и немусульман разрешено шариатом. Диссертант предлагает следующее для того, чтобы гарантировать недопущение доминирования немусульман в исламском банке. Так как нельзя запретить участие в нем немусульман, можно определить соответствующий процент капитала, который не должен быть превышен участием немусульман.
7) В настоящее время гражданское законодательство арабских стран, например, Закон "О договорах и обязательствах" Туниса 1906г., Закон "О договорах и обязательствах" Марокко 1913г., Закон "О договорах и обязательствах" Ливана1930г., ГК Египта1948 г, ГК Сирии1949 г, Закон "О процентной ставке" Ливии № 74 от 1972г., ГК Алжира 1975 г, ГК Кувейта
1980г., ГК ОАЭ 1985г., ГК Йемена 1992 г." имеет четыре разные подхода к разрешению вопроса о взимании процента в качестве платы за кредит. Первый подход полностью разрешает взимание платы за кредит (процент) (Закон "О договорах и обязательствах" Туниса 1906г.п.1.ст.265, Закон "О договорах и обязательствах" Ливана1930г.ст.767). Второй заключается в разрешении взимания процента в качестве платы за кредит, но с некоторыми ограничениями в определении размера процента (ГК Египта1948г.п.1ст.226, ГК Сирии1949г.ст.227). Третье разрешает взимание процента в качестве платы за кредит в отношении юридических лиц и запрещает ее взимание в отношении физических лиц, и разрешает взимание платы за кредит в отношении немусульманских физических лиц, и запрещает ее взимание в отношении мусульманских физических лиц Закон "О договорах и обязательствах" Марокко 1913г.ст.1 и ГК Алжира 1975г. ст. 454, ГК Йемена 1992г.ст.455-456, наконец, четвертый подход полностью запрещает взимание платы за кредит в отношении всех лиц ГК Кувейта 1985г.п.1.ст.547. ГК ОАЭ 1985г.ст.618,640.
Следует отметить все эти гражданско-нормативные акты государств, рассмотренные нами выше, имеют разногласия в вопросе о запрете взимания платы за кредит (ростовщичество). Но все эти государства разрешают взимание платы за кредит в других нормативных актах, таких как османский Закон "О мурабаха" от 22 марта 1882 г. (ст. 1, 3, 4, 5), который в настоящее время действует в Иордании, Торговый кодекс Кувейта (ст. 102) и другие нормативные акты.
Автор предлагает устранить разногласия в нормативных актах государств, рассмотренных нами выше, через применение новых норм или устранение тех норм, которые содержат эти разногласия.
8) Если в коммерческом банке банковские сделки делятся на пассивные и активные сделки, то особенности классификации банковских сделок в исламских банках заключаются в отсутствии такой классификации. Там все банковские сделки делятся на банковские услуги и особые инвестиционные сделки исламских банков.
9) Взимание ссудного процента (риба) трактуется в исламе как абсолютно неприемлемый род деятельности, противоречащей сущности идей социальной и нравственной справедливости. Подчиняясь этому положению шариата, банковские сделки исламских банков освобождаются от признаков ростовщичества.
10) Ислам не запрещает движение капитала через выдачу ссуд, так как не осуждается получение прибыли посредством инвестирования капитала. Поэтому исламские банки наряду с банковскими услугами, прежде всего с вкладами, которые считаются основным источником финансовых ресурсов исламского банка, осуществляют инвестиционные банковские сделки, к которым относятся мушарака, мудараба и мурабаха1, данные сделки являются основными формами инвестиционной деятельности этих банков. Во всех инвестиционных сделках исламских банков прибыль банка заранее неизвестна по своему абсолютному размеру.
Апробация результатов исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, где она обсуждена и одобрена. Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования были сообщены автором на заседаниях кафедры, в научных обсуждениях и публикациях.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих статьях.
1) Особые инвестиционные сделки исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока \\ Вестнике Российского университета дружбы народов. Серия юридич. науки, 2000, № 1.
1 Мушарака, мудараба и мурабаха: это один из видов инвестиционной сделки исламских банков. Подробно см: настоящая диссертация с. 135.
2) Возникновение и развитие исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока - Деп. в ИОНИОН РАН, №55140 от 16.11.99г. Структура работы.
Избранная тема и цель исследования предопределили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав и библиографии.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока»
1.М. Основы банковского права. Издательский БЕК. М., 1994.
2. Агарков М.М. К вопросу о договорной ответственности. М., 1945.
3. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940.
4. Безбах B.B, В.К Пучинский В.К. Основы Российского гражданского права. Зерцало ТЕИС. М., 1995.
5. Белякова A.M. Советское гражданское право. Т.2. М., 1980.
6. Банковское дело \под редакцией Лаврушина. О.И. Банковский и биржевой научно-консультационный центр. М., 1992г.
7. Бакир Мухамед. Правовое регулирование банковских сделок в странах Ближнего Востока. Дис. На соискание ученой степени конд. юрид. наук. М.,1984.
8. Васильев Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Международные отношения. М,, 1993.
9. Вишневский A.A. Банковское право Англии. Статут. М., 2000.
10. Гражданское и семейное право развивающихся стран. Под ред. В.К.Пучинского и В.В.Безбаха. М., УДН, 1989.
11. Гражданское право. Отв. Ред. Е.А.Суханов. М., 1998.
12. Гражданское право. 4.1. Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толостого. М., 1997.
13. Гражданское право. 4.2. Под ред. А,П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 1998.
14. Гукасян. Г.Л., Вопросы функционирования исламских банков с участием финансового капитала нефтеэкспортирующих стран аравийского полуострова. М, 1994.
15. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Под. ред. Мозолина В.П. и Кулагина. М.И. Высшая школа. М., 1980.
16. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Под редакцией Нарышкина Р.Л.М., 1983.
17. Гражданское и торговое право капиталистическое государство. Под ред. Яичкова. К.К. Международные отношения, М., 1966.
18. Завидов Б.Д. Договорное право России. М., 1998.
19. Завидов Б.Д., Курцев А.Б., Гражданское законодательство России. 4.2. Краткий комментарий отдельных положений ГК РФ. Воронеж, Орионт, 1995.
20. Иоффе О.С. Советское гражданское право., 1958.
21. Куник. Я.А. Банковское право США. Общая редакция и послесловие М., Прогресс, 1992.
22. Куфакова Н. А. Финансовое право развивающихся стран. Издательство УДН. М., 1988.
23. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М.,1987.
24. Матвенв Ю.Г., Довгерт A.C., КисильВ.И. Гражданское право в вопросах и ответах. Политиздат Украины, 1987.
25. Мартемьянов B.C. Охрана прав покупателя, заказчика и клиента. М., 1983.
26. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987.
27. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств. М., 1982.
28. Муромцев Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации. М., 1984.
29. Негря. Л.В. Ислам. Энциклопедический словарь. М., издательства восточной литературы. 1991.
30. Покровский И. А. Гражданское право в его основных проблемах. М., 1998.
31. Советское гражданское право. Огв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1987.
32. Советское гражданское право. Под ред. O.A. Красавчикова. М., 1985.
33. Советское гражданское право. Под ред. Садикова О.Н. М., 1983.
34. Сюкияйнен Л.Р. Влияние ислама на конституционное развитие стран Востока. М., 1987.
35. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
36. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран арабского Востока. М., 1976.
37. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право как источник законодательства. Толкование конституций стран арабского Востока. М., 1985.
38. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Структура и основные институты. М„ 1984.
39. Сюкияйнен JI.Р. Теория мусульманского государства и современность. М., 1983.
40. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Наука. М., 1986г.
41. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. Наука М., 1997.
42. Садагдар. Основы мусульманского права. УДН. М., 1968.
43. Садиков О.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Издательский дом ИНФРМ. М., 1999.
44. Телицин. В.М. Договор продажи товаров по англо-американскому праву. Автореферат канд. диссертации. М., 1971.
45. Ульянищев. В.Г. Римское право. РУДН М., 1989.
46. Ульянищев. В.Г. Понятие и классификация частно- правовых договоров. РУДН-М., 1994.
47. Ульянищев. В.Г. Римское право. РУДН М., 2000.
48. Удалова Г.М. Османское правление в Йемене и борьба против турецких завоевателей. М., 1985.
49. Федоров М.В. Практика внешнеэкономической деятельности. Панмс. М., 1995.
50. Шершеневич. Г.Ф. Учебник торгового права. Спарк. М., 1994, по изданию 1914.
51. Шмиттгофф.К. Экспортные права и практика международной торговли. Юридическая литература. М., 1993.
52. Халфина. P.O. Современный рынок. Правила игры. М., 1993.
53. Хрестоматия по исламу. Перевод с араб. М., (наука). 1994.1.. Научная литература на арабском языке.
54. Коран.ал-Мадина аль-Мунавара, 1406 хиджрит.
55. Аль-Бухари. Сборник достоверных Хадисов.Т.З, Бейрут(год издания не указан)
56. Ахмед ан-Надждасар. Исламский метод сознания. Каир, 1976.
57. Абд аш-Шафи Мухаммед Абу аль-Фадль. Миссия исламского банка и недостатки ее исправления. Каир, 1996.
58. Абдо Ахмед. Ростовщичество и его роль в эксплуатации ресурсов народов. -Каир, 1977.
59. Абд ал ь-Хам ид Абд аль-Фаттах аль-Магрибий. Социальная ответственность исламских банков. Каир, 1996.
60. Абд аль-Хамид Мухаммед аль-Баали. Основные понятия исламских банков. Каир, 1996.
61. Абд аль-Атыф Мухаммед Амир. Долги и их документирование в мусульманском праве. Каир, 1984.
62. Аль-Маргинани. Ал-хадая (подарок) Часть третья (нет года издания).
63. Аднан Хинди. Банковские пропорции в исламских банках. Бейрут, 1989.
64. Ахмед Абд ан-Наджжар. 100 вопросов и ответов относительно исламского банка. Каир, 1978.
65. Абу аль-Ааля аль-Маудуди. Ростовщичество. Джидда, 1984.
66. Аль-Фахр ар-Рази. Большое толкование. Каир, 1967.
67. Абу Бакр Ахмед бен Али ар-Рази аль-Джассас. Нормы Корана. Бейрут, 1972.
68. Аль-Джассас Абу Бакр Али ар-Рази. Нормы Корана. Бейрут, 1986.
69. Аль-Касани. Чудеса потерявшего. Ч. 6. Судан, 1982.
70. Ахмед аль-Матыи. Завершение общего. Пояснение аль-Махзи.- Египет, 1986.
71. Абд аль-Азиз аль-Хайят. Компании в мусульманском праве (шариате). Ч. 1. -Бейрут, 1988.
72. Абд аль-Маджид Мухаммед Матлуб. Али Хасан Абд аль-Кадер. Понимание мудараба в практической реализации и экономическом обновлении. Издательство Международной ассоциации исламских банков. 1989.
73. Абу Зейд Радван. Акционерное общество в государственном секторе. -Каир, 1983.
74. Актам Амин аль-Хули. Краткое изложение Торгового кодекса. 4.1. -Бейрут, 1986.
75. Абд аш-Шафи Мухаммед Абу аль-Фадль. Административное руководство в исламе. Каир, 1996.
76. Абд аль-Хамид Абд аль-Фаттах аль-Магрибий. Оценка функции направления в исламских банках. Каир, 1996.
77. Ахмед Махир Изз. Ростовщичество между законодательным запрещением и исламской альтернативой. Александрия, 1988.14 5) Ахмед ан-Наджжар. Введение в экономическую теорию согласно предыдущей методологии. Каир, 1973.
78. Али аль-Баруди. Договора и сделки коммерческих банков. Александрия, 1987.
79. Ас-Салус Али Ахмед. Сделки современных банков в свете ислама. Доха, 1983.
80. Абд аль-Бар Мухаммед Заки. Ростовщичество и поедание финансов понапрасну. Кувейт, 1982.
81. Али Ахмед ас-Салус. О продажах, банках и деньгах. Лекции и семинары. -Доха, 1983.
82. Аш-Шаукани Мухаммед бен Али бен Мухаммед. Достижение целей. Из хадисов пророка. Бейрут, 1973.
83. Ан-Нури Абу Закария. Пояснение воспитателя. Бейрут, 1975.
84. Аль-Картаби Ибн Абдалла Мухаммед аль-Ансари. Сборник норм Корана. Часть 3.-Каир, 1967.
85. Абд аль-Хади Абу Сариа. Ростовщичество и заем в мусульманском праве. -Каир, 1985.
86. Ас-Суютый Джамаль ад-Дин. Издание по передаваемому толкованию. -Бейрут, 1985.
87. Гариб аль-Джамаль. Банки и банковские сделки в праве и шариате. Каир, 1972.
88. Гариб аль-Джамаль. Банки и исламские учреждения финансирования. -Джидда, 1398 г. по Хиджре.
89. Джамаль ад-Дин Атыя. Банковские сделки в рамках ислама. Каир, 1987.
90. Джамаль ад-Дин Атыя. Исламские банки между свободой, регулированием, традицией и правом самостоятельного решения юридических вопросов. Каир, 1996.
91. Джамаль ад-Дин Ауд. Банковские сделки с правовой точки зрения. Каир, 1981.
92. Закария аль-Кадах. Мусульманин и мудараба. Амман, 1984.
93. Закария аль-Бари. Основы мусульманского права. Каир, 1977.
94. Имад ад-Дин Ибн Катир. Толкование великого Корана. Бейрут, 1986.
95. Ибн Джаафар Мухаммед бен Джарир ат-Тыбри. Пояснение к толкованию Корана. Бейрут, 1972.
96. Ибн аль-Аббас Ибн Шаххаб аль-Кастляни. Наставление путнику по правильному толкованию аль-Бухари. Бейрут, 1986.
97. Ибн аль-Кадим. Записки. Часть 2. Каир, 1978.
98. Имам Маалла Ибн Анис. Великое писание. Бейрут, 1986.
99. Ибн Каддама. Певец краткого нарушения. 4.5. Египет, 1986.
100. Ибрагим Хинди. Управление финансовыми учреждениями. Александрия, 1994.
101. Касим Мухаммед. Перспективы сотрудничества между исламскими банками и традиционными банками,- Бейрут, 1989.
102. Кибара Абд ар-Рахим Хайтам. Исламские банки. Бейрут, 1989.
103. Махмуд Сами. Инвестиционные средства исламских банков в настоящее время и возможности их развития. Их сравнительный анализ с инвестиционными средствами традиционных банков в мусульманских странах. Бейрут, 1989.
104. Мухаммед Махмуд аль-Бабили. Исламские банки неизбежная необходимость. - Бейрут, 1989.
105. Мухаммед Абд аль-Муным Абу Зейд. Экономическая роль исламских банков между теорией и практикой. Каир, 1996.
106. Мухаммед аль-Бабили. Исламские банки неизбежная необходимость. Каир, 1989.
107. Мухаммед аль-Кафрави. Деньги и банки в мусульманской системе. Каир, 1991.
108. Мухамед Сайд ал-Аизмауе. Усул аш-шариа. Каир, 1992.
109. Мухаммед Фахд ад-Дин. Общее направление в Гражданском кодексе Иордании. Амман, 1996.
110. Мухаммед ас-Сайид Тантави. Деятельность банков и ее правовые нормы.-Каир,1990.
111. Мухаммед Салям Мазкур. Краткое изложение норм опекунства и вакфа. --Каир, 1989.
112. Мухаммед Самир аш-Шаркави. Торговый кодекс. Каир, 1982.
113. Мухаммед Заркани. Толкование компаньона имамом Маликом. Каир,1990
114. Мухаммед Салям Мазкур. Вакф с позиций мусульманского права и практики. Каир, 1957.
115. Мухаммед Хафез. Теория государственного предприятия. Ч. 1,-Каир, 1964.
116. Мухаммед Закария аль-Барвейс. Основы исламского права. Каир, 1966.
117. Мухаммед Бакир ас-Садр. Ростовщический банк в исламе. Бейрут, 1990.
118. Мухаммед аш-Шахат аль-Джунди. Современное законодательство о финансовом и банковском сотрудничестве. Александрия, 1989.
119. Мухаммед Али Арафат. Важнейшие гражданские договора. Каир, 1945.
120. Мухаммед аш-Шахаб аль-Джунди. Современное право о финансовом и банковском сотрудничестве. Каир, 1992.
121. Мунир Ибрагим Хинди. Сходство с ростовщичеством в сделках традиционных и исламских банков. Александрия, 1996.
122. Мунир Ибрахим Хинди. Ценные бумаги и рынки капитала. Александрия, 1993.
123. Мустафа Хусейн Салман. Финансовые отношения в исламе. Амман, 1990.
124. Мустафа Хаджази. Социальная отсталость. Ливан, 1976.
125. Мунир Ибрагим Хинди. Управление коммерческими банками. -Александрия, 1992.
126. Мунир Ибрагим Хинди. Подобие ростовщичества во взаимоотношениях исламских и традиционных банков. Александрия, 1996.
127. Мохсен Ахмед аль-Худейри. Банковский кредит. Каир, 1987.
128. Hyp ад-Дин Атр. Банковские и ростовщические сделки и их рассмотрение в исламе. Бейрут, 1982.
129. Hyp ад-Дин Атр. Ростовщические банковские сделки. Бейрут, 1980.
130. Одд Мухаммед Хашим. Показатель деятельности исламских банков. Хартум, 1985.
131. Рашид Рада. Толкование «аль-Манар». Часть 3. Каир, 1978.
132. Рифаат ас-Сайид аль-Авафи. Понятия сбережения и инвестиции в исламской экономике. Каир, 1980.
133. Саад аль-Алюш. Теория государственного предприятия и ее реализация в иракском законодательстве. Каир, 1986.
134. Сейид Сабик. Право Сунны. Часть 3. Бейрут, 1971.
135. Сад бин гарир ал-слми. Договор мудараба в мусульманском праве.- Мекка ,1997.
136. Сайд аль-Хавари. Что значит исламский банк. -Каир, 1982.
137. Сайид Кутб. Объяснение айятов о ростовщичестве. Эль-Кувейт, 1986.
138. Таха Фаузи Маляхвиш. Договор мудараба в мусульманской юридической науке. Каир, 1975.
139. Талаат Асад Абд аль-Хамид. Основы управления банками. Каир, 1997.
140. Фуад Ахмед. Ростовщичество в экономике и религии. Каир, 1987.
141. Хусейн Муса Рагиб. Степень эффективности системы оценки деятельности работников в исламских банках. Каир, 1996.
142. Хамди Абд аль-Азым. Гарантийное письмо в исламских банках. Каир, 1996.
143. Шейх Али аль-Хафиф. Компании в мусульманской юридической науке. Сравнительное исследование. Институт арабских исследований, 1962.
144. Шейх Сафи ад-Дин ан-Набхани. Экономический порядок в исламе. Каир, 1989.
145. Шейх Абд аль-Ваххаб Хапляф. Нормы вакфа. Каир, 1953.
146. Шейх Мухамед Мустафа Шильби. Вакф и наследование между мусульманскими правоведами и законом. Каир, 1957.
147. Шейх Сафи ад-Дин ан-Набхани. Экономический порядок в исламе. Каир, 1989.
148. Шахата Шарки Исмаил. В исламских банках. Джидда, 1977.
149. Шахата Ахмед. Об исламских банках. Джидда, 1977.
150. Юсеф аль-Кардави. Банковские проценты это запрещенный рост. -Бахрейн, 1989.
151. Юсеф аль-Кардави. Продажа под заклад в вопросе о покупке. Каир, 1984.V. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.
152. Журнал «Правовые нормы». Выпуск 5, 1968.
153. Финансовый бизнес. № 3, 1997.Москва.
154. Йеменская газета (Ал-гамхурия) от25.5.1999.Сана.
155. Йеменская газета (26.сентебрия) от 10.6.1999.Сана.
156. Йеменская газета (Ал-таура) от 18.6.1999.Сана.