Правовой статус личности в Йеменской Республикетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Правовой статус личности в Йеменской Республике»

Р ^ [ ' ■ , \ ? ' 1 '

1 ',) ------' На правах рукописи.

Самнра Салям Мухаммед Абдул Вахаб

правовой статус личности в йеменской республике.

Специальность 12.00.01 - теория права и государства; история права и тоеударстиа; история политических и праповых рений.

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Мсч-км •

Диссертация выполнена на кафедре теории и .истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы н ;>одов.

Парный руководитель - доктор юридических наук,

профессор Муромцев Г.И.

Официальные оплонеты - доктор юридических наук,

профессор Сюкияйнсн Л.Р. - кандидат юридических наук, допет Кппылова Л.И. Ведущая органшашт - Научно исследовательский институт правовой политики и . проблем правоприменения Российской правовой академии МЮ РФ.

'Защита диссертации состоится U?.....1.1... .1946 г.

в.......часов на заседают дисссртатттюго copera К 053.22.10 по

правовым наукам в Российском университете лружЛц народов по адресу: Москва, ул. Миклухо - Маклая, д. 6. ауд.347.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы юродов.

Автореферат разослан ".....".................IMh г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцигт В.М.Теличин

I. Общая характеристика работы.

Актуальность теми дисеерташш обусловлена прежде всего уникальностью поллтико - правовой ситуации, сложившейся с образованием Йеменской Республики. Два государства, составивших объединенный Йемен, еще недавно существенно различались социально -политической природой , направленностью развития, системой ценностей, на которые орнигпфоналлсь режимы, Их несходство, а в известных аспектах и противоположность отражали, в частности, и факт мирового противостояния двух социальных систем, столь характерного для периода существования СССР вплоть .до середины 80-х годов. Поэтому объединение Северного и Южного Йемена сопровождалось возникновением ряда сложных проблем, одна из которых'- проблема формирования в стране единого общейеменского правового статуса личности. По сути своей она является важнейшим аспектом проблемы формирования единой правовой системы Йеменской Республики.

Обращение к данной теме обусловлено также необходимостью исследования ее с иных, чем прежде, методологических позиций.Известно, что подход советской правовой науки к данной проблеме, как и в целом к государственно - правовым проблемам развивающихся стран, был' "черно -белым". В его основе лежало деление та« стран по признаку социальной орисшации. При таком подходе сам факт провозглашения «раной социалистической ориентации был достаточным для признания существовавшего в ней статуса личности более прогрессивным и демократичным, чем в странах капиталистической ориентации. Фактор социально - экономической и культурной отсталости признавался важным, но играл производную роль.

В современных условиях, когда в мире все более утверждается'новое политическое мышление, представляется актуальным исследование проблемы стилуса личности в Йеменской Республике с позиций общечеловеческих ценностей. В этой связи весьма важен и такой аспект проблемы. Современные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина, закреплеюше в нормах международного права и в конституционном праве многих современных государств, отражают прежде

. всего ценности европейской цивилизации и достаточно высокий уровень индустриального разлитая. Однако Йемен • это страна восточной культуры со значительным влипшем ислама. Социально-экономические и политические условия Йемгна существенно отличаются от условии индустриальных стран.

В этом контексте приобретает особую актуальность проблема традиционного, прежде всего исламского, влишшя на правовой статус личности, тем более, что силы, домшофующис в объединенном Йемене, представляют страну, имеющую длительный опыт развития на традиционной основе.

Диссергатом били поставлены следующие задачи:

- раскрыть специфику правового статуса личности в арабских странах вообше и в Йемене в частности;

- проследить историческую эволюцию правового статуса личности в Северном и Южном Йемене как исходной основы его формирования в условиях объединенного Йемена;

- показать, в какой мере элементы прошлых статусов, действовавших до объединения , проявляются в современных условиях;

- исследовать нормативную основу правового статуса личности в Йеменской Республике;

- показать, в какой мере права и свободы человека и гражданина в Йеменской Республике соответствуют международным стандартам в этой области;

- раскрыть влияние ш развитие статуса личности в ЙР докуметггов таких региональных организаций, как Лига Арабских • Государств и Организация Исламсхой Конференции;

- исследовать влияние традиционного фактора на правовой статус личности в ЙР.

Методологическая и теоретическая основа работа.

Методологической основой исследования явились сравнительный, исторический, логико - юридический и системный методы познания. в процессе исследования рассматриваемых вопросов были использованы труды ученых - юристов России и бывшего Советского Союза;

Жидкова O.A., Алексеева С.С., Васильева А.М., Витрука Н.В., Воеводина Л.В., Керимова Г.М., Кучинского В.А., Лепешкина А.Н., Лнфшица Р.З., Лукашевой Е.А., Малеина Н.С., Мальцева Г.В., Матузова Н.И., Муромцева Г.И., Онана Э.С., Патюлина В.А.,Садагдара М., Саидова А.Х., Строговича М.С., Сюкняйнсна Л.Р., Чиркина В.Е., Юдина Ю.А., Явича Л.С. и других.

Автором привлечены также труды российских востоковедов и религиоведов Беляева Е.А., Васильева Л.С., Вальковой Л.И., Голубовской Е.К., Клочкова В.В., Наумкина В.Н., Шайдуллиной Л.И. и др., а также европейских исследователей ислама и мусульманского права Давида Р., Массэ А, Шарля п. и др.

При написании диссертации широко использовались труды арабских ученых по теории права, конституциогагаму праву, международному праву, а также по истории, экономике, проблемам культуры арабских стран вообще и Йемена в частности.

Это труды таких авторов, как : Ас - Садик Шаабан, Абд Аль -Хамид Мутавалн, Аль - Джамаль Яхия, Азим Хасан Абд Аль - Джамиль, Ахмад Аль - Вадии, Абд Аль - Фатах Исмаил, Ахмад Атих Аль - Масри, Али Мухаммед Ахмед, Ахмед Юсеф Ахмад, Альтам Мухаммад Манну, Аль - Ази Исмаил, Адмун Рабат, Аль - Араби М.И., Аль - Атар М.С., Идарус Ахмад Зин, Мухаммад Ахмад Али, Мустафа'Абд Зейд, Сулейман Ан-Пажар, Сабш Аль-Махмасани, Тарбуш K.M., Фуад Абд-Аль Мунам, Хасан Али, Шаркави Суаад..

Нормативно-правовая база диссертации.

Положешя и выводы диссертационного исследования опираются на анализ конституции и законодательства, действовавшего в Северном и 10жном Йемене до их объединения,' а также Консппуни1» и законодательство Йеменской Республики. При сравнительном анализе использовались конституции и законодательные акты ряда' арабских государств - Египта, Сирии, Туниса и др., бывшего Советского Союза, Российской Федерации, а также международно-правовые, в том числе региональные акты в области прав человека.

Наудш новизна исследования заключается в том, что в правовой литературе Российской С .дсрадии, Йсмснской Республики и арабских стран в целом впервые дается комплексное монографическое исследование проблемы правового статуса личности в Йеменской Республике.

Сравнительны» метод позволил выявить общее и особенное в развитии правового статуса личности в Йемене в сравнсшш с другими арабскими странами и развивающимися странами в целом.

1. Формирование статуса личности в Йеменской Республике пр^чеходит в

ушкальных для развивающихся стран условиях "составного" государства, когда еще не полностью преодолены старый правопорядок и старое законодательство, действовавшее в двух йеменских государствах до объединения страны.

2. Йеменская Республика переживает сегодня переходный период в экономической, политической, идеологической, социально-культурной и правовой сферах. В этих условиях правовой статус личности также является незавершенным. Едва ли не основной его чертой является противоречивость, которая проявляется в нескольких аспектах.

3. Одним из них является незавершенно ч.ть новой общейеменской системы

источников права. В частности, конституционный статус человека и гражданина нередко не имеет подкрепления га уровне текущего законодательства, что обусловливает пробелы и (или) сохранение действия старого законодательства.

4. Другим аспектом этой противоречивости, является несоответствие между

стремлением Йеменской Республики следовать мировым стандартам в области прав человека и незрелостью внутренних условий для их всесторонней реализации.

5. Социально-экономическая и культурная отсталость страны обусловливает

крайне низкую эффективность законодательных предписании о правах и свободах человека и гражданина.

6. Одной из причин ее является влияние на правовой статус личности традиционного фактора. Традиционные предписания обычно несовместимы с системой прав и свобод человека и гражданина в их

европейском понимашн. Поэтому их действие вносит в нее значительную противоречивость. 7. Следствием традиционного в?шяния на общественное сознание является нередкая деформация в этом сознании системы нсто>пшков права, когда ведущую роль в поведегеш индивидов начинает играть не конституция и захонодатслъство, а традиционные нормы. В итоге факшческая конституция в области прав и свобод личности может ни соответствовать предписаниям конституции юридической.

Научная и практическая значимость.

Содержащиеся в д :ссертации положения и выводы мсгут быть использованы в дальнейших исследованиях данной проблемы, при чтении курса теории государства и права и конституционного права в юридических высших учебных заведениях , а также в правотворческой деятельности в Йеменской Республике при регулировании вопросов прав и свобод человека л гражданина.

Апробация работа. Тема диссертации соответствует одному из направлений научной работы юридического факультета РУДН, связанного со сравнительно-правовыми исследовашмми становления и развитая правовых систем в новых государствах, II утверждена Ученым советом факультета. Диссертация .обсуждена на кафедра теории и истории государства и права РУДН, одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой данного научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, а также заключения и библиографии. -

I]. Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность, теоретические и практические предпосылки выбора темы диссертации, определяются ее цели и задачи, научная новизна и практическая значимость, формируются основные положешя, выносимые та защиту,

Первая глава озаглавлена "Теоретические вопросы правового статуса личности". Ее первый пара!риф называется "Проблемы правового статуса

личности в российской и арабской юридической литературе". В пел отмечается, что поскольк> данная диссертация подготовлена в России, то неудивительно, «по автором в процессе написания использовались наряду с арабскими и российские (советские) источники по данной проблеме. Более того, в силу сложности доступа к йеменским источникам, возникшей накануне объединения Йемена, именно российские (советские) источники легли в основу изложенной в работе концепции правового статуса личности.

Современная российская концепция прави свобод человека.« гражданина выросла из советской концепции правового статуса г тост в результате ее критической переоценки. Сама эта трансформация отражает глубокие изменения в характере правопонимания, произошедшие в России после распада СССР. Речь идет о переходе от классового, марксистского правопонимания к пониманию права с позиций общечеловеческих ценностей. "Встроенная" в эту новую ткань концепция правового статуса личности наполнилась и новым содержанием, сохранив при этом ряд важных понятий и конструкций. Та и другая концепция оказала свое влияние на развитие правовой мысли и законодательства в развивающихся странах вообще и в Йемене в частности.

В главе диссертантом делается вывод, что распад СССР и "социалистического содружества" продемонстрировал историческую несостоятельность марксистского правопонимания "социалистического" статус., личности.

В этой связи возникает вопрос о правомерности самого понятия "правовой статус личности". По мнению диссертанта, понятие "правовой статус ли'шости" приобретает отнюдь не однозначное содержание. Речь идет не только о правовом статусе как таковом, но и о субъекте этого статуса, для обозначения которого в разных доктринах используются неодинаковые понятия. Так, в доктрине естественного права это понятия человека и гражданина, при этом первое из них подразумевавает носителя прав и свобод в сфере частного права, а второе - его отношения с государственной властью. В то же время в марксистской доктрине права здесь используется триада: человек, личность, гражданин. Диссертант приходит к выводу, что понятие "личность" как член того или иного

общества или общности может быть использовано в данной диссертации, Оно понимается как обобщающее понятие в рамках и естественно-правовой, и марксистской (= позитививистской) концепции права. В зависимости от контекста и отвлекаясь от порой весьма существенных доктринальных различий, диссертант рассматривает понялш "личность" -с одной стороны, и "человек и гражданин" с другой как в известном смысле взаимозаменяюшие. При этом в работе отмечается, что если при позитивистском подходе к проблеме дошншггой является юридическая принадлежность личности к данному государству, то при естественно-правовом подходе речь идет о правовом статусе человека и гражданина, где определяющим становится некий общечеловеческий , не зависимый от характера гражданства стандарт в области прав и свобод человека и гражданина. В этом, видимо, и cocToir подход к праву с позиций общечеловеческих ценностей.

В диссертации отмечается, что в работах российских ученых по ' данной проблеме, опубликованных в большинстве своем до принятия Конституции РФ 1993 г., новая концептуальная канва еще, как правило, отсутствует. В частности, это проявляется в том, что в них с большей или меньшей степенью четкости просматривается мысль о первичности предписании государства и вторичности субъективных прав индивида..

В свете естественно-правового правопонимания, напротив, первичностью обладают естественные, неотчуждаемые права человека. В этом контексте представляется, что правовой статус личности следует понимать как совокупность прав и свобод человека и гражданина, основные из которых имеют естественное происхождение. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.' В главе отмечается неразрывная связь понятия "правовой статус личности" с понятием "правоспособность", "дееспособность" и "правосубъектность". Под правоспособностью автор понимает основанную на законе способность лица иметь права и нести обязанности нз различных стадиях их проявления. Определяющим в понятии правоспособности является право, а не способность гражданина, следовательно, правоспособен всякий,.каждый субъект права, поскольку находится в сфере его действия.

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и обязанности. Определяющим в этом понятии нвляется способность действовать самостоятельно, активно, иметь собственную позицию, В связи с этим закон признает дееспособными далеко не всех.

Категории "правоспособность" и "дееспособность" существуют в качестве самостоятельных понятий в сфере гражданского права, где возможны ситуации, когда, к примеру, индивид правоспособен, но не дееспособен. В других же отраслях права эти понятия по существу слиты воедино. Отражением такой ситуации и является понятие "правосубъектность", как бы фиксирующее единство правоспособности и дееспособности. Сама же правосубъектность выступает предпосылкой правового статуса личности, который включает в себя юридические права н обязанности. Правосубъектность есть способность к сознательному поведению в границах правового статуса. Обладать правосубъектностью -значит быть субъектом права.

В главе исследуется содержание понятия "правовой статус личности", а также факторы, его определяющие. При этом подвергаются критике отдельные ошибочные, по мшшю автора, положения, высказанные в российской литературе, например, о включении в число гарантий прав и свобод личности политических, идеологических и экономических гаранпш.

При рассмотрении вопроса о подходе арабских авторов к проблеме правового статуса личности в арабских странах диссертант отмечает ряд его особенностей. Речь идет прежде всего об отчетливом политическом оттенке многих исследований данной проблемы и недостаточной ее изученности с юридической точпт зрения. Объясняется это тем, что в вопросе о правах и свободах человека и гражданшю как бы фокусируются интересы различных, в том числе ангагонических политических сил. Поэтому вопрос о статусе личности нередко 1|ревращается как бы в водораздел между оппозицией и официальными властями. Неудивительно, что вопрос о правах и свободах рассматривался, как правило, сквозь призму политических режимов, проблем демократии, природы власти и т.д. Немаловажно при этом не только то, какую научную школу представляют

те или иные авторы, но и то, какую политическую позицию они занимают в этом вопросе.

Этот статус испытывает воздействие комплекса весьма многоплановых факторов. Это относительная отсталость и многоукладной* экономики, переходный характер социально-политических структур, воздействие законодательства и конституционной практик» развитых стран, (в первую очередь бывших метрополий, правовые системы которых, как правило, берутся за образец), правовая культура л правосознание значительных слоев населения, базирующиеся на традиционализме, и многое другое, что не могло не наложить свой отпечаток на правовые реалии арабских стран.

Система прав и обязанностей характеризуется здесь противоречивостью и незавершенност ю, отличается относительно небольшим объемом базовых прав и свобод при недостаточной действенности ( а то и отсутствии) гарантий. Особенностью этих государств, как и развивающихся стран в целом, является несоответствие между конституционно закрепленными и реальными правами и свободами граждан.

Одной из причин этого является влияние традиционного фактора, поскольку право европейского типа сосуществует здесь с правом традиционным (обычным, мусульманским и т.д.). В итоге, граждане указанных стран выступают как бы в двух лицах, будучи одновременно субъектами "национального", вернее: общегосударственного, и традиционного права. Такой дуализм их статуса порождает частое несоответствие в полутрадиционных слоях общества между положением ивдивида в системе общественного производства и характером ценностей, которым он следует, его образом мысли и поведения

В главе рассматривается специфика традиционного, в частности, мусульманского права , его роль в правовой системе, механизм его взаимодействия и взаимовлияния с правом европейского типа, возможные пути эволюции мусульманского права. Автор приходит к выводу, что специфика статуса личности в арабских странах (и в стратах мусульманского Востока в целом) состоит в воздействии на него разнотипных элементов правовой надстройки - правовых норм,

правосознания, принципов и т.д. По существу речь идет о разноплановом влиянии на него разнотипных правовых культуо, что придаем проблеме статуса личности ряд важных аспектов неправового характера.

Правовой статус личности в Йеменской Республике, обладая теми же особенностями, что и в целом в странах региона, вместе с тем отличается уникальной спецификой, не встречающейся в других арабских странах. Йемен - единственная арабская страна, которая более века была разделена на два государства. Развитие права и, следовательно, правового стагуса личности в Северном и Южном Йемене шло разными путям)«. Нормы европейского права в их правовых системах были не только различны по своей социально-политической природе, но даже порой противоположны. Неодинаковой была и степень влияния традиционного права, Поэтому с провозглашением Йеменской Республики статус личности в новом государстве в силу незавершенности правовой системы формируется на противоречивой, порой мозаичной, нормативной основе, что обусловливает немалые методологические трудности при его исследовании.

Вторая глава озаглавлена "Историческая эволюция правового статуса личности в Йемене (до образования Йеменской Республики)". В ее первом параграфе рассматривается эволюция правового статуса личности в Северном Йемене.

Северный Йемен был одной из немногих арабских стран, избежавших колониальной зависимости от европейских держав. Однако вследствие ставки режима га традиционные институты, на изоляцию от внешнего мира страна к началу 60-х .одов оказалась одной из самых отсталых в регионе. Экономика Северного Йемена характеризовалась довольно сложит.и переплетением докапиталистических (феодальных и даже дофеодальных) укладов. Широко сохранялись племенные отношения. Религия являлась господствующей формой общественного сознания, а власть нмама была безграничной. В тот период 'в Йемене не существовало современных форм государственного устройства, представительной системы, а статус личности регулировался прежде всего нормами шариата, и племенными обыч ями "урф".

В главе рассматриваются основные вехи в развитии оппозиционных режиму движений, дастся анализ "Священной национальной хартии 1948 г."

- первого правового документа Северного Йемена, определявшего основы устройства общества. При этом отмечается, что' положения Хартии, которые касались прав и свобод личности, отличались неполнотой, что объяснялось условиями, существовавшими в то время в Йемене, а также отсутствием опыта законотворчества у авторов документа. Положения Хартии явились своего рода политико-теоретическим плацдармом для дальнейшей борьбы патриотических сил Северного Йемена против реакционного режима.

Антимонархическая революция 26 сс1Гтября 1962 г. рассматривается как этапное событие, начало установления конституционного строя. В главе отмечается динамичность и противоречивость конституционного развития Северного Йемена после свержения монархии, что проявилось, в частности, в большом числе конституционных актов; принятых в первые годы республиканского режима. В этом, по мнению диссертанта, нашли отражение не только изменения в соотношение борющихся политических сил, но и эволюция правового, прежде всего конституционного, статуа личности. Рассматривая эту эволюцию, диссертант приходит к выводу, что одной из основных тенденций конституционного развития Северного Йемена в указанный период является постепенное расширение совокупности и объема прав и свобод личности, равно как и их гарантий.

Во втором параграфе рассматривается эволюция правового статуса личности в Южном Йемене. В условиях колониального статуса Адена, находившегося с 1839 г. под властью англичан, здесь до середины ХХв. отсутствовал институт конституционных прав и свобод для коренных жителей колонии. Колониальные конституции, законодательство в области прав и свобод человека имели целью сохранить присутствие англичан в Адене, не допустить осущестзлешя права народа Южного Йемена т самоопределение.

С завоеванием независимости Южного Йемена, первая Конституция, принятая в 1970 г., закрепляла концепцию социалистической ориентации освободившихся стран и соответственно классовый подход к проблеме прав и свобод 1раждан. ' .

Конституция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. сохранила классовый

подход х природе государства и закреплению прав и свобод граждан. Вместе с тем она сод1гжала также элемент нового политического мышления. Классовым подходом объяснялся авторитарный характер ряда положений Конституции. В частности, конституционные права и свободы должны были реализоваваться не г рамках Конституции, а в соответствии с целями национально-демократической революции.

На деле это означало закрепление в ее нормах примата политики над правом. Не удивительно, что конституционные акты и законодательство о правах и свободах граждан, включавшие ряд прогрессивных положений, допускали одновременно возможность лишения гражданстве Южного Йемена, а таксе права на участие в выборах по политическим мотивам, не признавали права граждан та создание иных, кроме правящей, политических партий и организаций и т.д.

В тлаве дается анализ южнойеменского законодательства в области прав и свобод, в частности, Законов о гражданстве 1968, 1970 и 1981 гг., основного Закона о труде № 14 от 1978 г., Закона № 27 от 1970 г. об аграрной реформе., Закот № 20 от 1979 г. о кооперировании, Закона N3 1 от 1974 г. о семье и т.д. При этом отмечается неоднозначность и Противоречивость этих актов, где мель развить и углубить революционно-демократические преобразования в стране нередко нейтрализуется вследствие тоталитарной природы власти, социально-экономической и культурной отсталости либо явной непоследовательности самого законодателя.

В третьей, наиболее /крупной главе диссертации рассматривается правовой статус личности в Йеменской Рх спублике.

Первый параграф главы лсвящен специфике нормативной основы этого статуса. .Диссертант -отмечает, что права, свободы и обязанности граждан ъ Йеменской Республике имеют в качестве нормативной основы нормы и принципы, трудно совместимые как с типологической (т.е. ^стадиальной) точки зрения/так и £ точки зрения цивилизациоиной.

Так, -с одной (стороны, Конституция ЙР 1992 г. провозглашает ¡Йеменскую ¡Республику 'независимой .арабской исламской республикой, ■йеменский народ - 'частью арабской и исламской нации, ислам -•официальной религией, ;а 'исламский шариат - источником всех законов

(ст. 1-3 Конституции). С другой стороны, государств в Йемене, см ласт Конституции, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, а также с Уставом Лиги Арабских государств и нормами международного права (сг.6). Однако если предписания ислама и мусульманского права имеют, согласно доктрине, божественное пронсхожде(ше, являются продуктом феодальной эпохи и представляют элемент цивилизации ислама как одной из восточных цивилизаций, то нормы и принципы международного права являются светскиш по природе и отражают о целом европейский подход буржуазной эпохи к проблема).! прав человека. Перед йеменским законодателем, как и в большинстве стран мусулз ганского Востока, встала трудно выполнимая задача соединешш в рамках правовой системы по существу неслвместимьа элементов.

В этой связи особенно отчетливо встает проблема соотношешя права и правосознания, их взаимного исторического и цишшташгонного соответствия. Диссертант отмечает, что несовпадение (точнее: принципиальное разли'ше) европейского и традиционного понятий права, дополненное слитным характером значительной части традиционных норм, обусловливают возможность "автономного" действия традиционного права, выходящего за рамки принципов и структуры "национального" права ("живое право"). Этими же причинами объясняются нередок изъятия из общих принципов и предписаний европейского права (например, из принципа юридического . равенства граждан). Подобные изъятия представляют собой своебразную "привязку" к местным условиям, в которых европейские нормы и принципы, закрепленные в Конституции и других законах, нередко имеют не универсальное, а фрагментарное действие.

Автор приходит к выводу, что вследствие неразвитости в йеменском обществе буржуазных отношений там сложилось несоответствие между характером прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных в Конституции, и уровнем социально-экономического и культурного развития •"•ошества. Оно углубляется спецификой Йеменской Республики как "составного" государства, нитрировавшего в себя два ранее самостоя ильных государства. Степень взаимной шггегрированности

Северного и Южного Йемена остается достаточно низкой. Поэтому са. факт объединения стр& л в течение известного времени является фактором, осложняющим проблему создания общейеменского статуса личности. Автор видит три причины этому: 1) различие социально-политической природы режимов в Северном и Южном Йемене, их исторических судеб и системы ценностей, на которые они ориентировались; 2) объединение страны путем применения силы, при отсутствии договора об объединении; 3) незавершенность процесса создания единой общейемснской политико-правовой системы, относительно однотипной социальной структуры на Севере и Ю~е страны. Этим объясняется недостаточное развитие системы прав, свобод и обязанностей граждан, нередкая пробелыюсть законодательства и, как следствие, сохранение действия немалого числа старых норм, действовавших в Северном и Южном Йемене до объединения.

Второй параграф посвящен институту гражданства. При его рассмотрении диссертант отмечает, что Закон о йеменском гражданстве №6 1990 г. регулирует вопросы приобретши йеменского гражданства на основе сочетания двух существующих в мировой практике подходов -принципа "права крови" и принципа "права почвы". При этом определяющим, как и в других арабских странах, является гражданство отца, а не матери. Следуя положениям Всеобщей декларации прав человека, Конституция ЙР и Закон о гражданстве запрещают абсолютное лишеые йеменского гражданства йеменца. Однако в известных случаях возможно такое лишение лиц, получивших йеменское гражданство в порядке натурализации. Диссертант полагает, что распространение этой меры на родственников лица, лишенного гражданства, является нарушением конституционного принципа о личном характере уголовной ответственности.

Вопросу о личных правах и свободах посвящен параграф третий. Диссертант рассматривает эту группу прав и свобод как условие и предпосылку эффективного осуществления политических прав и свобод граждан. В главе исследуются конституционные положения о гарантиях со стороны государства личной свободы, чести, достоинства и безопасности граждан, анализируются предусмотренные законом случаи' ограничения

IS

свободы гражданина. При этом рассматриваются проблемы задержания, ареста, обыска, права на защиту, презумнции невиновности. Днссерглт анализирует понятие свободы личной жизни, которое, по мнению арабских авторов, в значительной мере вытекает из понятия неприкосновенности жилища. В Йемене как мусульманской стране неприкосновенность жилища провозглашается в Конституции одновременно с неприкосновенностью мечетей. При рассмотрении законодательного регулирования личных прав и свобод диссертант высказывает ряд критических замечаний в адрес йеменского законодателя.

В параграфе четвертом рассматриваются политические права н свободы. Давая характеристику политических прав и свобод, диссертант отмечает, что впервые в илории страны при их закреплении законодатель исходит из принципа политическогй плюрализма. В параграфе рассматриваются соответствующие положения Конституции, а также йеменское законодательство, в частности, Закон о печати 1990 г., Закон о политических партиях и организациях 1991 г., Закон № 41 о всеобщих выборах 1992 г. При этом отмечается, с одной стороны, наличие в этих актах демократических положений и процедур, с другой,- нередкие отступления от них вследствие авторитарных тенденций в осуществлении власти, а также социалыю-экономичсской и культурной отсталости.

Параграф пятый посвящен рассмотрению вопроса о социально-экономических и культурных правах, свободах и обязанностях. В нем отмечается, что их провозглашение предполагает активную экономическую и социальную роль государства. Переходтгш характер переживаемого этапа, а также фактор социально-экономической и культурной отсталости проявляются здесь в том, что соответствующие конституционные формулы порой не имеют адекватной нормативной базы га уровне текущего законодательства. В итоге сохраняют силу акты, действовавшие до объединения. Так, в сфере трудовых отношений сегодня действуют Трудовой закон ЙР 1970 г., Осноегой закон № 14 о труде НДРЙ 1978 г., а также Закон № 19 о гражданской службе 1991 г. Диссертант отмечает, что фактор социально-экономической и культурной отсталости в ряде случаев существенно снижает эффективность этих актов,

Последний, шестой параграф главы посвящен рассмотрению влияния на статус личности традиционного фактора. Диссертант приходят к выводу о многоплановости этого влияния. Так, оно может проявляться в официально закрепленном статусе (право личного статуса), а также за рамками правовой системы ("живое право"), в фактическом неравенстве между представителям! официального толка ислама и других религий, в неравенстве мужчин и женщин и т.д. Для преодоления его влияния необходима целая историческая эпоха.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в концентрированном виде излагаются выводы и предложения диссертатгта, . прогнозируются возможные пути эволюции правового статуса личности в Йеменской Республике.

Основные положения диссертации нашли отражение в статье: Политические права и свободы в Йеменской Рсспублике.-М,, 1996,46 о." 'деп. в ИНИОН РАН 30.09,1996, № 51914.

Самира Салям Мухаммед (Йемен).

Правовой статус личности в Йеменской Республике.

Диссертация представляет собой первое в российской и арабской юридической литературе комплексное теоретической исследование правового статуса личности в Йеменской Республике.

• Правовой статус личности рассматривается в ней сквозь призму исторических, социально-политических, типологических и прочих факторов, определяющих его содержание и специфику. В диссертации прослеживается эволюция правового статуса личности в Северном и Южном Йемене до их объединения, исследуется нормативная основа правового статуса личности в ЙР, анализируются проблема гражданства, система прав, свобод и обязанностей гр?ждан. Предметом исследования является традиционный фактор, его влияние на статус личности, тенденции и возможные перспективы развития статуса личности. Работа содержит обоснованные выводы и рекомендации.

Правовому статусу личности в современном Йемене присущи незавершенность и противоречивость, которые могут быть преодолены лишь с окончанием, переходного периода, достижением однородности социально-экономических структур.

SAMIRA SALAM MOHMBD AEDUL 1ÍAHAB (YEMEN REPUBLIC)

LEGAL STATUS OP PERSONALITY IN THE REPUBLIC OP YEMEN

Cho dissertation represento for the first time in the Russian and Arab juridical literature the theoretical research cof the legal status of personality in the Republic of Yemen.

Legal status of personality is considered in tho worfc in the light of historical,socio-political,typological and other factors, which determine its specific form and content. The dissertation traces back the evolution of legal status of personality in the North and South' Republics of Yemen before their unification! it investigates normative base of the legal status of personality in the Republic of *emen and analyses the problem of oitiaenship, system of rights? freedoins and responsibilities of people. T^e eubjeot under the research is a traditional factpr, its influence on the status of personality, tendencies and possible perspectives of the personality status development.

The work contains scientifically grounded conclusions and recommendations .

The legal status of personality In modern Yemen is characterized by incompleteness and discrepancy whioh can be overcome only together with the termination of transitional period and by tho achievement of the homogeneity of socioeconomic structures .

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Самира Салям Мухаммед Абдул Вахаб, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I.

§ I. Проблема правового статуса личности в Российской и арабской юридической литературе

§ 2. Специфика правового статуса личности в арабских странах .вообще и в Йеменской Республике, в частности

Глава 2. Историческая эволюция правового статуса личности в иемене (до образования йеменской Республики).

§ I.Эволюция правового статуса личности в Северном

Йемене.

§ 2. Эволюция правового статуса личности в Южном Йемене

Глава 3. Правовой статус личности в Йеменской Республике. . .III

§ I. Специфика нормативной основы правового статуса . . III

§ 2. Гражданство.

§ 3. Личные права и свободы

§ 4. Политические права и свободы

§ 5. Социально-экономические права, свободы и обязанности

§ 6. Статус личности в йеменской Республике и традиционный фактор.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Правовой статус личности в Йеменской Республике"

Актуальность темы диссертации обусловлена прежде всего уникальностью политико-правовой ситуации, сложившейся с образованием Йеменской Республики. Два государства, составивших объединенный пемен, еще недавно существенно различались социаль-нонюлитической природой, направленностью развития, системой ценностей, на которые ориентировались резкими. Их несходство, а в известных аспектах и против он.оложность отражали,в частности, и .¿акт мирового противостояния двух социальных систем, столь характерного для периода существования СССР вплоть до середины 80-х годов. Поэтому объединение Северного и Южного Йемена сопровождалось возникновением ряда сложных проблем, одна из которых»проблема формирования в стране единого общейеменского правового статуса.

По сути своей она является важнейшим аспектом проблемы формирования единой правовой системы йеменской Республики.

Обращение к данной теме обусловлено также необходимостью исследования ее с иных, чем прежде, методологических позиций. Как известно, подход советской правовой науки к данной проблеме, как и в целом к государственно-правовым проблемам развивающихся стран, был "черно-белым". В его основе лежало деление этих стран по признаку социальной ориентации.

При таком подходе сам факт провозглашения страной социалистической ориентации был достаточным для признания существовавшего в ней статуса личности более прогрессивным и демократичным, чем в странах ж-лшталистпческой ориентации. Фактор социально-экономической и культурной отсталости признавался важным, но играл производную роль.

Б современных условиях, когда в мире все более утверждается новое политическое мышление, представляется актуальным исследование проблемы статуса личности в Йеменской Республике с позиции общечеловеческих ценностей. В этой связи весьма валсан и такой аспект проблемы. Современные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в нормах международного права и в конституционном праве цивилизованных государств, отражают црезде всего ценности европейской цивилизации и достаточно высокий уровень индустриального развития. Однако, Йемен - это страна восточной культуры со значительным влиянием ислама. Социально-экономические и политические условия Йемена существенно отличаются от условий индустриальных стран.

В этом контексте приобретает особую актуальность проблема традиционного, прежде всего исламского, влияния на правовой статус личности, тем более, что силы, доминирующие в объединенном Йемене, представляют страну, имеющую длительный опыт развития на традиционной основе.

Диссертантом были поставлены следующие задачи:

- раскрыть специфику правового статуса личности в арабских странах вообще д в Йемене в частности; проследить историческую эволюцию правового статуса личности в Северном и Южном Йемене как исходной основы его формирования в условиях объединенного Йемена;

- показать, в какой мере элементы прошлых статусов, действовавших до объединения, проявляются в современных условиях;

- исследовать нормативную основу правового статуса личности в Йеменской Республике;

- показать, в какой мере права и свободы человека и граэданина в Йеменской Республике соответствуют международным стандартам в этой области;

- раскрыть влияние на развитие статуса личности в ЙР документов таких региональных организаций, как Лига Арабских Государств и Организация Исламской Конференции;

- исследовать влияние традиционного фактора на правовой статус личности в ЙР.

Методологическая и теоретическая основа работы шетододогической основой исследования явились сравнительный, исторический, логико-юридический и системный методы познания .

Б процессе исследования рассматриваемых вопросов были использованы труды ученых - юристов России и бывшего Советского Союза: Жидкова O.A., Алексеева G.G., Васильева A.ivU, Витру-каН.В., Воеводина Л.В., Керимова Г.М., Кучинского В.А. Лепеш-кина А.П., Лившица Р.З., Лукашевой Е.А., малеина И.О. Мальцева Г.В., Матузова Н.И., Муромцева Г.К., Онана S.C. Патюлина В.А., Садагдара ¡Л., Савдова А.X., Строговича М.С., Сюкияйнена Л.Р., Чиркына В.Е., Юдина 10.А., Явича Л.С. и других.

Автором привлечены также труды российских востоковедов и религиоведов Беляева Е.А., Васильева Л. С., Вальковой Л .К., Голубовской Е.К., Клочкова В.В., Наумкина В.Н., Шайдуллиной Л.И., ж др., а также европейских исследователей ислама и мусульманского права Давида Р., Маосэ А., Шарля Р. и др.

При написании диссертации широко использовались труды арабских ученых по теории права, конституционному праву, мезду-народному праву, а также по истории, экономике, проблемам культуры арабских стран Еообще и Йемена в частности.

Это труды таких авторов, как Ас-Садик Шаабан, Абд Аль-Хамид Мутавшш, Аль-Джамаль Яхия, А зим Хасан Абд Аль-Джамиль, Ахмад Аль-Бадии, Абд Аль-Фатах Исшил, Ахмад Атих Аль-Масри, Али Мухаммед Ахмед, Ахмед Юсеф Ахмад, Альгам Мухаммед Маниу, Аль-Ази Исмаил, Адмун Рабат, Аль-Араби М.И., Аль-Атар ¿vi.С., Идарус Ахмад Зин, Мухаммад Ахмад Али, Мустафа Абд beim, Сулейман Ан-Нажар, Субхи Аль~Махмасани, Тарбуш K.M., Фуад Абд-Аль Мунам, Хасан Али, Шаркани Суаад.

IIо'рмативыо-ггоавовал база диссертации.

Положения и выводы диссертационного исследования опираются на анализ конституций и законодательства, действовавшего в Северном и Южном Йемене до их объединения, а также Конституции к законодательства Йеменской Республики. При сравнительном анализе использовались конституции и законодательные акты ряда арабских государств - Египта, Сирии, Туниса и т.д., бывшего Советского Союза, Российской Федерации, а также меж-дународноправовые, в том числе региональные акты в области прав человека.

Научная новизна исследования заключается в том, что в правовой литературе Российской Федерации, йеменской Республики и арабских стран в целом впервые дается комплексное монографическое исследование проблемы правового статуса личности в Йеменской Республике.

Сравнительный метод позволил выявить общее и особенное в развитии правового статуса личности в Йемене в сравнении с другими арабскими странами и развивающимися странами в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

I/ Нормирование статуса личности в Йеменской Республике происходит в уникальных для развивающихся стран условиях "составного" государства, когда еще не полностью преодолены старый правопорядок и старое законодательство, действовавшее в двух йеменских государствах до объединения страны.

2/ йеменская Республика переживает сегодня переходный период в экономической, политической, идеологической, социально-культурной и правовой сферах. В этих условиях правовой статус личности также является незавершенным, ¿два ли не основной его чертой является противоречивость, которая проявляется в нескольких аспектах.

3/ Одним из них является незавершенность новой общейеменской системы источников права. В частности, конституционный статус человека и гражданина нередко не имеет подкрехшения на уровне текущего законодательства, что обусловливает пробелы и /ели/ сохранение действия старого законодательства.

4/ Другим аспектом этой противоречивости является несоответствие между отрешением йеменской Республики следовать мировым стандартам в области прав человека и незрелостью внутренних уеловий для их всесторонней реализации.

5/ Социально-экономическая и культурная отсталость страны обусловливает краше низкую эффективность законодательных предписаний о правах и свободах человека и гражданина.

6/ Одной из причин ее является влияние на правовой статус личности традиционного фактора. Традиционные предписания обычно несовместимы с системой прав и свобод человека и гражданина в их европейском понимании. Поэтому их действие вносит в нее значительную противоречивость.

7/ Следствием традиционного влияния на общественное сознание является нередкая деформация в этом сознании системы источников права, когда ведущую роль в поведении индивидов начинают играть не конституция и законодательство, а традиционные нормы. В итоге фактическая конституция в области прав и свобод личности может не соответствовать предписаниям конституции юридической.

Научная и практическая значимость

Содержался в диссертации положения и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях данной проблемы, при чтении курса теории государства и права и конституционного права в юридических высших учебных заведениях, а также в правотворческой деятельности в Пеменской Республике при регулировании вопросов прав и свобо.и, человека и гравдашша.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой данного научного исследования. Работа состоит из введения, трах глав, подразделенных на параграфы, а также заключения и библиографии .

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Правовой статус личности в Йеменской Республике»

1. Алексеев С.С. Теория права. Харьков 1994 г.

2. Ьаглай м.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации, м., 1996г.

3. Валькова л.Б. Английская колониальна! политика в Адене и аденских протекторатах, к., 1968 г.

4. Валькова Л.Б. Колониальная политика в Южном Йемене. Аден. 1984 г. (на арабег.языке).

5. Васильев А.М. правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории нрава, й., 1976 г.

6. Битрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе, ы., 1979 г.

7. Битрук II.Б. Правовой статус личности в СССР. 1965 г.

8. Воеводин Л.В. Содержание правового положения личности. //Советское государство и право. 1966, £ 12.

9. Голубовская Б .К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики. 1л., 1969.

10. Голубовская Б.К. Развитие 26 сентября. Бейрут. 1972 г. (на арабск.Jrí 3 biiVi3 ) •

11. Давид Р. Основные правовые системы современности, ш., 1968.

12. Давыдов А .Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979 г.

13. История государства и права зарубежных стран (под ред. О.А. Жидкова и Н.А.Крашенинниковой). Ч. I и 2. í/i., 1996.

14. Керимов r.Ivi. Шариат и его социальная сущность. М., IS78.

15. Конституционное (госу,дарственное) право зарубежных стран. Б 4-х томах под ред. Б.А.Страшуна. м., 1993.

16. Копылова А.Н. Бангладеш: Становление и развитие государственности, ¿vi. "Паука", 1284.

17. Копылова А.II. Государственное развитие Бангладеш в.¿условиях военного режима. Бангладеш: истории, экономика, культура. Паут. IS79.

18. Круглый стол. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридического механизма защиты прав человека. //Государство и право. 1994, £ 10.

19. Кутауии и.Е., Козлова Б.И. Конституционное право Российской ¿еде-рации . ÍVJL . , 1Ь9Ь .

20. Кучинский Б.А. Личность. Свобода. Право, ш., 1976.

21. Депепкия А.Н. Правовое положение советских граждан. .»i., 1966.

22. Яукашева S.A. Социалистическое право и личность. М., IS67.

23. Дукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

24. Малеин К.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М.,1981.25. шалеш Н.С. Охрана прав личности советским законодательством.•г» с — LÜ . , Xb'Üü .26» мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.

25. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. //Конституция СССР и правовое положение личности, ш., 1979.

26. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских стран. ;d., 1986.

27. Марксистско-ленинская концепция прав человека и современная идеологическая борьба. //Советское государство и право. 1980,п ■и I .

28. Матузов H.H. Личность, право, демократия. Саратов. 1972.

29. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности. //Государство и право, I9S4, j; 6.

30. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств, №., 1982.

31. Муромцев Г.П. Правовой статус личности в арабских странах. //Советское государство и право, 1983, Г. 12.34. муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987.

32. Муромцев Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации //мусульманское право (структура к основные институты). М., 1984.

33. Паумкин 8. Национальный фронт в борьбе за независимость НдРИ. М., 1S84 г. (на арабск.языке).

34. Общая теория права. //Под ред.Пиголкина A.C. М., 1995.ь. Онаи З.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока. //Мусульманское право (структура и основные институты). ш., 1984.

35. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. Ы., 1374.

36. Саидов А .а. Введение в основные правовые системы современности.Ташкент, 1988.

37. Саидов А.Х. Введение в сравнительное правоведение. Ы., 1988.

38. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира, ш., 1993.

39. СтрогоЕИЧ «¡.С. Вопросы теории прав личности. //Философия и современность. М., 1978.

40. Сюкияйнен Л .Р. Мусульманское право в правовых системах стран Арабского Востока. //Государство и право в развивающихся странах. М., 1976.

41. Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность. //Советское государство и право. 1983, 9.

42. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

43. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право как источник законодательства. Толкование конституций стран Арабского Востока. М., 1985.

44. Сюкияйнен Л.Р. Влияние ислама на конституционное развитие стран Востока. //Политическая аяасть и конституция в развивающихся странах, м., 1987.

45. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. //Государство и право в развивающихся странах. правовое положение личности. М., 1987.

46. Теория права и государства, //йод ред.Манова Г.И. М., 1995.

47. Чпркип В.В. Государственная власть в развивающихся странах. М.,1» к>' 0 •

48. Чиркин В.Е. два пути политического развития освободившихся стран.т., ±£>о ( .

49. Чхиквадзе В.М., Социалистический гуманизм и права человека: проблемы и перспективы. Ы., 1990.

50. Шарль Р. Мусульманское право. 1Л., 1959.55V ЯеичЯ.С. Общая теория права. Ленинград., 1976.б) на арабском языке

51. Адмон Рабат. Посредник в конституционном праве. Бейрут, 1970.

52. Ахмед Камаль Абу ¡¿ажад. Суд Варн и общественные свободы. Законодательство и экономика. Каир, 1971.

53. Абдуль Ыуним махшуз. Взаимоотношения мелзду личностью и властью. Каир, (без даты).

54. Абдуль Хаким митвян. Общественные свободы. Каир, 1974.

55. Аль-Араби Ы.И. Конституционное развитие. Каир, 1975.

56. Аль-Атар м.С. Экономическое и общественное отставание Йемена. Бейрут, 1965.

57. Аль-Алам Р. Традиционализм и.нововведения в законодательной системе. Сравнительные исследования. Каир, 1947.

58. Абу Пати С. Это счастливый Йемен. Каир, 1947.

59. Аль-Атар Политические режимы и конституционное право. Каир, (без даты).10, Ахмад юсеф Ахмад. Роль Египта в жизни Йемена. Каир, 1981.

60. Ас-Садик Шаабан. Политические права человека в арабских конституциях. Книга прав человека. Том 3. Бейрут, 1939.

61. Альгам Мухаммед Маниу. Народная конференция. Политическая форма в ПАР //26 сентября К 578. 1283.

62. Ан-Нибради Фатхи. Развитие политической мысди в Исламе. Каир, ' (без даты).

63. Али Мухаммед Ахмад. Положение женщины по законодательству Лемеисгой республики. Йеменские исследования. Центр йеменских исследований, К 44. Июль-декабрь 1992 г.

64. Ахмад Атих Альмасри. Красная звезда в Йемене. Опыт революциив Народной Демократической республике Йемен. Бейрут, 2-е издание, 1986.

65. Ар-Ради Джабир Ибрагим. Мездународное законодательство о гражданстве. Багдад, 1977.

66. Аль-марсафвиХЗащита личных прав и свобод граждан в статьях закона о мерах уголовного наказания //Аш Шариа Боль-Канун. # 3. Сана, 19 /9.

67. Ахмад Карим Юсеф. Всеобщие свободы в современных политических режимах. Каир, (без даты).

68. Али-Абу-лзид. Политические режимы и всеобщие свободы. Александрия, 19 о4.

69. Атих Наш. Социальные и экономические права в современных конституциях. Каир, IS7I.

70. Аль-Агбари Бадр Са^^д. Образование женщины в Йеменской республике. Сана, IS90.

71. Аль-Вадии Ахмад. Права йеменской женщины в мусульманском правоведении и законодательстве. Сана, 1991.

72. Атих Каим. Государственная теория свобод личности. Докторская диссертация. Каир, 1965.

73. Ьадави Т. Политические режимы. Каир, 1274. 26. И,цру с Ахмад зин. Гражданство в законодательстве. Народная демократическая республика Лемен. Аден, 1S84.

74. Мухаммед Ахмад Али. Связь йеменской революции с законом и его осуществлением. Книга о революции 26 сентября. Исследования и свидетельства. Йеменский центр исследований. Сана, 1993.

75. Ыахфуз Абдзл-.Луним. Отношения личности и власти (всеобщие свободы и гарантии их осуществления). Каир, (без даты).

76. Цутавали Абдаль-Хамид. Всеобщие свободы. Каир, 1974.

77. Рамзи Тахд аш-Шаир. Общая теория конституционного закона. Каир, 19оЗ.оЗ. Риад Фуад Абу-аяь ¿лунам. Гражданство как одно из прав человека. Бейрут, 1969.

78. Саад Асуур. Исследование по проблемам общих гарантий и свобод. Каир, 1976.

79. Тарбуш К.¡Л. Развитие избирательных систем в йеменской республике в 1948-1992 гг. Сана, 1992.

80. Тарбуш K.M. Режим власти в Йеменской Арабской республике. Сана, 1976.

2015 © LawTheses.com