Преступление и наказание по уголовному правуНепалатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Преступление и наказание по уголовному правуНепала»

на правах рукописи

Аматья Дивас

Преступление и наказание по уголовному праву

Непала.

Специальность: 12.00.08 -уголовное право и криминология; исправительно-трудовое право.

Москва 1995

Работа выполнена в Российском Университете дружбы народов.

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор Игнатов Л.Н.

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Наумов А.В.,

кандидат юридических наук Голованова Н.А.

Ведущая организация:

Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации.

Защита диссертации состоится 1995 года в (У

в

часов и

заседании диссертационного совета К.053.05.33 в Московском государственно« университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Воробьев! горы, МГУ, 1-ый корпус Гуманитарных факультетов, юридический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке юридическоп факультета МГУ.

Автореферат разослан "¿Г 1995 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Д.П. Поташник

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования.

Преступление и наказание - явления в классовом обществе вечные. К этим вопросам проявляли и проявляют большой интерес писатели, историки, философы, социологи и представители других областей знаний. Достаточно вспомнить Ф.М. Достоевского и его роман "Преступление и наказание" (1866) или Иммануила Канта - величайшего философа всех времен, который в своих произведениях уделял большое внимание вопросам преступления и особенно -наказания. Само уголовное право он определял как "право повелителя по отношению к подданному причинить ему страданиеза его преступление"'.

Но, конечно же, исключительная прерогатива изучения этих вопросов принадлежит юристам. Еще Ч. Беккариа подробно рассмотрел их в своей книге "О преступлениях и наказаниях" (1764), которая гю силе своего воздействия на современников и последующие поколения не знает себе равных в истории уголовного права2.

Преступление и наказание - основополагающие понятия уголовного права. От того, какой смысл вкладывается в них, зависит характер регулирования основных институтов как Общей, так и Особенной части уголовного права, содержание и направление уголовной политики.

Проблемы уголовного нрава развивающихся стран в последние 10-15 лет в бывшем СССР, ныне - в России в целом получили неплохое освещение. Они подвергались обстоятельному исследованию или, по крайней мере, затрагивались в работах Ф.М. Решетникова, В.А. Лихачева, А.Н. Игнатова, И.Д. Козочкина, В.А. Пантелеева, Л.Р. Сюкияйнена, Б.С. Волкова и других юристов. По этим проблемам написан н защищен ряд диссертаций иностранными авторами. Однако уголовному праву стран Южной Азии, в том числе Непала, уделяется незаслуженно мало внимания. По-видимому, еще два или три года назад непальское уголовное право было вообще или почти неизвестно российским (советским) юристам - криминалистам. Этот пробел был в какой-то степени

| Kant I. Metapbysic der Sitten. Leipzig, 1907, p.l 58.

- Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. М., 1983, с. 16-17.

восполнен диссертацией Л.П. Шармы, защищенной в 1992.году. Надеемся - в большей степени данной работой, особенно его история возникновения и развития.

В 1990 году в Непале произошла демократическая революция. Ке завоевания нашли очражение в принятой в том же году новой Конституции. Непал, как отмечается в ст.4 Конституции, "является многонациональным, многоязычным, демократическим, независимым, неделимым, суверенным, индуистским конституционным монархическим королевством". Таким образом, почти абсолютная монархия была заменена парламентской. В Конституции также закреплены основные права и свободы, в том числе "права, касающиеся уголовного правосудия" (ст. 14). Вместе с тем в ней предусматривается возможность применения такой меры безопасности как превентивное заключение (ст. 15).

На недавно состоявшихся парламентских выборах впервые в истории страны победу одержала Коммунистическая (объединенная марксистско-ленинская) партия. Ее лидер М.М. Адхикари, назначенный королем Бирендрой премьер-министром, в одном из своих заявлений в числе первоочередных задач отметил необходимость проведения правовой реформы, в том числе реформы уголовного нрава. Анализ действующего непальского уголовного законодательства показывает, что необходимость в его реформировании действительно существует, она стала особенно настоятельной после 1990 года.

Цели и задачи исследования.

Основные цели настоящей работы: 1) показать историю возникновения и развития непальского уголовного права и 2) провести комплексное всестороннее сравнительно-правовое исследование вопросов преступления и наказания по действующему уголовному праву Непала.

В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:

- проанализировать все доступные источники по истории непальского уголовного права;

- рассмотреть источники действующего уголовного права Непала: Конституцию 1990 года. Кодекс права (Мулукий айн) 1963 года и другие законы;

- исследовать понятие преступления: определение преступления и элементы преступления, в рамках которых такие вопросы как причинная связь, формы вины и другие;

- рассмотреть вопросы классификации преступлений:

- исследовать понятие и цели наказания, а также систему наказаний по уголовному праву Непала;

- рассмотреть отдельные виды наказаний, а также меры безопасности;

- проанализировать в аспекте исследования не только действующее уголовное законодательство Непала, но и состояние его уголовно-правовой науки, а также других стран, прежде всего Англии и Индии;

- изучить практику Верховного суда Непала по вопросам преступления и наказания;

- разработать предложения по совершенствованию непальского уголовного законодательства по рассматриваемым в работе вопросам.

Методологическая и теоретическая основа работы.

В ходе проведения исследования в основном использовался диалектический метод познания. Кроме того, применялись такие частно-научные методы как исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системный.

При рассмотрении вопросов темы прежде всего использовались работы непальских авторов, а также труды по теории и истории государства и права, уголовному праву и другим отраслям права, опубликованные в Великобритании, России и других странах.

Положения и выводы диссертации опираются на анализ непальских первоисточников: Конституции, Кодекса права (Мулукий айн) 1963 года, других законов.

Эмпирической базой исследования явились решения непальских судебных органов, прежде всего Верховного суда страны. Использовались материалы английской и индийской судебной практики.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на

защиту.

Научная новизна диссертационного исследования двухаспектна. Во-первых, в нем впервые в российской юридической литературе показана история появления и развития непальского уголовного права, дается анализ его источников начиная от законов Ману до Мудукий айн 1963 года. Во-вторых, в работе впервые проводится комплексное исследование вопросов преступления и наказания (Общая часть) по уголовному праву Непала в сравнении с регулированием этих вопросов по праву других стран.

Разумеется, автор не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов темы, но, думается, основные их них рассмотрены, и работа дает более или менее полное представление об истории непальского уголовного права и о том, что оно собой представляет в настоящее время.

В качестве основных положений, выносимых на защиту, предлагаются следующие:

1. В своем развитии непальское уголовное право прошло несколько стадий или этапов: '

а) древненепальское уголовное право;

б) уголовное право периода средневековья;

в) уголовное право периода объединения и последовавшего за ним периода;

г) уголовное право периода режима Рана: кодекс 1854 года и другие акты;

д) современное непальское уголовное право: кодекс права (Мулукий айн) 1963 года и другие законы.

2. Непальское уголовное право первых двух этапов было для своего времени довольно разработанным, возможно, даже более развитым, чем уголовное право соответствующих периодов европейских стран. Характеризуя законы Ману, как источник уголовного права З.М. Черниловский отмечает, что для своего времени (и, добавим, для последующих времен) эти законы (появившиеся во II в. до н.э. - I в.н.э.), в которых различались умысел и неосторожность, преступление, совершенное впервые, и рецидив, тяжкое и менее опасное преступление - яркое свидетельство высокого уровня правовой культуры1.

1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983, с.38.

Однако в дальнейшем развитие непальского уголовного права шло весьма своеобразно, что было прежде всего обусловлено самоизоляцией страны, стагнацией экономических и социальных отношений, особенностями политической системы, уровня культуры и другими факторами.

3. Непал никогда не был ничьей колонией. Великобритания пыталась его захватить, но безуспешно. Поэтому развитие его уголовного права в XIX веке было в основном самостоятельным, не испытывая сколько-нибудь значительного влияния извне. Принятый в 1854 году Кодекс представлял собой свод законов страны, т.к. содержал нормы не только уголовного, но и других отраслей права (гражданского, торгового, наследственного, процессуального). Это отличало его от принятого в 1860 году Кодекса соседней Индии - чисто уголовно-правового документа, который продолжает там действовать до настоящего времени. Хотя Кодекс 1854 года во многих отношениях (по характеру регулирования уголовно-правовых вопросов, уровню юридической техники и др.) уступал индийскому, он представлял собой таг вперед по сравнению с ранее действовавшим непальским уголовным правом.

4. В Непале до сих пор нет уголовного кодекса, большинство уголовно-правовых норм собрано в так называемом Кодексе права (Мулукий айн) 1963 года, который, так же, как и ранее действовавший кодекс 1854 года, по существу представляет собой свод законов, т.к. в нем помимо уголовно-правовых вопросов рассматриваются вопросы гражданского и других отраслей материального и процессуального права.

Принятие этого кодекса явилось следствием происшедшей в 1951 году первой демократической революции, в результате которой был свергнут просуществовавший 104 года режим Раны, державший страну в состоянии самоизоляции.

Вопросы уголовного права в Кодексе 1963 года в основном рег улируются в четвертой, некоторые - во второй части, а также в отдельных законах (об ответственности за государственные, воинские и некоторые другие преступления).

Действующее непальское уголовное законодательство - весьма самобытное, непохожее на законодательство других развивающихся стран. Это касается как институтов Общей, так и Особенной части уголовного права. И хо га в нем, в отличие от Кодекса права 1854 года, проводится принцип равноправия граждан безотносительно к их кастовой или национальной принадлежности, он по-прежнему предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений,

обусловленных влиянием религиозных и морально-этических, а также культурных традиций. Например, за убийство коровы или быка (ст.1 раздела VII), за обман в отношении невинности девушки-невесты (ст.8 раздела XVII), за прелюбодеяние-джари (раздел XVIII), за пропаганду какой-либо религии, кроме индуизма (ст.1 раздела XIX) и др.'

5. В 1990 году Непал вступил в новый, более демократический этап своего политического развития. Это в свою очередь неизбежно повлечет за собой изменения в экономической и социальных сферах. Поэтому вполне закономерно, что в свете этого, а также с учетом того, что действующее уголовное право имеет ряд существенных недостатков, касающихся как Общей, так и Особенной части, на повестку дня общественной жизни поставлен вопрос его реформирования, замены более современным, совершенным уголовным правом.

6. Понятие преступления - центральное в уголовном праве любой страны. В непальском уголовном праве оно складывается из определения понятия и элементов преступления.

В законодательстве и работах непальских авторов встречаются только формальные определения. Они имеют существенное достоинство - препятствуют нарушению законности, но и серьезный недостаток - тавтологичны. Поэтому формальное определение следовало бы дополнить, включив в него материальный признак, и сформулировать следующим образом: преступление - это предусмотренное уголовным законом деяние (действие или бездействие), причиняющее или, угрожающее причинением вреда государству (обществу) или личности и наказуемое в соответствии с этим законом\

Непальская уголовно-правовая доктрина, следуя концепции английского права, считает, что преступление должно содержать в себе два элемента: actus reus (преступное деяние) и mens rea (виновное состояние ума). При рассмотрении первого из них отмечается, что трудно согласиться с некоторыми авторами (M.I1. Ачария) о том, что ответственности подлежит лицо лишь за совершенное им активное действие, т.к. игнорируется совершение преступления путем бездействия. В непальской судебной практике уделяется большое, нередко решающее значение при квалификации деяния и определении наказания способу и средствам совершения преступления.

1 Все эти преступления описаны в четвертой части ("Уголовное право") Мулукий айн.

Одним из важнейших признаков объективной стороны является причинная связь, которая, однако, согласно общепринятой трактовке, в него не входит.

При рассмотрении actus reus в работе отмечается, что действие института строгой ответственности, когда возможно осуждение лица без установления вины, представляет собой нарушение одного из важнейших принципов уголовного права и прав человека вообще.

Традиционный "англо-саксонский" подход к трактовке понятия преступления обнаруживает свое несовершенство и по другим основаниям. Так, например, он обходит молчанием вопрос о том, кто может быть субъектом преступления, который можно было бы включить в mens rea, расширив его содержание, либо сделать самостоятельным элементом преступления. В связи с этим следуег отмстить, что недостатки указанного подхода повлекли за собой отказ от него уголовным правом ряда стран, которые ранее были английскими колониями, и восприятие элементов преступления континентальной (французской) системы права.

7. Важнейший вопрос, относящийся к понятию преступления классификация уголовно-наказуемых деяний. Однако действующее непальское уголовное законодательство (впрочем, так же, как индийское) не предусматривает их какого-либо деления и это является его серьезным недостатком.

8. В уголовном законодательстве Непала цели наказания не указаны. Это -казалось бы, небольшое упущение. Однако в жизни оно порой приводит к серьезным последствиям - разнобою в назначении наказаний за однородные преступления, т.к. судьи, не имея законодательных ориентиров, могут руководствоваться различными соображениями, обусловленными особенностями их характера, мировоззрения, правосознания и др.

Анализ действующего законодательства и особенно практики его применения показывает, что кара (возмездие) является важнейшей целью наказания в Непале. Однако в современных условиях делать упор на какую-то одну цель наказания нельзя. Наказание должно иметь многоцелевой характер, т.е. преследовать как цель кары, так и предупреждения (общей и специальной превенции), и исправления правонарушителя.

9. В отличие от УК Индии и других развивающихся стран уголовное законодательство Ненала не содержит четкого перечня или системы уголовных наказаний. Из анализа уголовного законодательства можно сделать вывод, что основными наказаниями являются: лишение свободы, штраф и конфискация.

Последние два могут быть также дополнительными наказаниями, которыми, кроме того, являются: лишение водительских прав, права заниматься врачебной или адвокатской деятельностью и др.

Смертная казнь в Непале отменена Конституцией 1990 года и это большое завоевание демократической революции.

В Непале, как и в других развивающихся странах, кроме наказания существуют меры безопасности. Наиболее распространенной такой мерой является превентивное заключение, санкционированное Конституцией 1990 года.

Автор относится критически к высказанному в российской (советской) юридической литературе мнению о том, что превентивное заключение политических противников может быть иногда оправданным, как вынужденная и временная мера со стороны правительства, проводящего прогрессивную политику и наталкивающегося на сопротивление реакционных элементов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Научно-нрактическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы: в дальнейшей теоретической разработке вопросов преступления и наказания, в ходе совершенствования непальского уголовного законодательства; в учебном процессе при изучении "Уголовного права зарубежных стран", преподаваемого в российских и зарубежных вузах, а также при изучении "Уголовного права Непала" на родине диссертанта.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народоп. Отдельные вопросы и проблемы темы были освещены в выступлениях на научном кружке кафедры, на конференции РУДН, посвященной проблемам развивающихся стран.

Структура и содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем - 170 страниц машинописного текста.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования, показана его теоретико-методологическая база и научная новизна. Гам же говорится, в чем состоит научно-нрактическая значимость диссертации и излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Краткая история возникновения и развития непальского уголовного права" выделяются и рассматриваются пять этапов этого процесса: I) древненепальское уголовное право; 2) уголовное право периода средневековья; 3) уголовное право Непала периода объединения и последовавшею за ним периода -до 1846 года; 4) уголовное право Непала периода режима Рана: кодекс 1854 года и другие нормативные акты; 5) современное уголовное право Непала: кодекс права (Мулукий айн) 1963 года и другие законы.

Становление и развитие уголовного права Непала происходило под значительным влиянием индуизма - основной религии страны.

Основными источниками древненспальского уголовного права были законы Ману (Манусмрити), Яджнавалкья, Брихаспати, Нарад (Нарадсмрити). Его характерные черты - чрезвычайная репрессивность и кастовый подход к назначению наказаний. Так, брахман, оклеветавший шудру, отделывался штрафом, шудре же позволившему себе поругать представителя высшей варны, отрезали язык.

Существовав III к с в древнем Непале уголовно-наказуемые деяния можно классифицировать следующим образом: !) преступления против короля и правосудия; 2) преступления против человеческого тела; 3) преступления против собственности; 4) половые преступления и 5) преступления, касающиеся религии.

Поскольку считалось, что король имеет божественное происхождение и он -глава правительства, верховный главнокомандующий и "источник" правосудия, то любое посягательство против него, а равно и против государства каралось смертной казнью.

Сурово карались и другие преступления. В законах Ману специально подчеркивалось, что смертной казни подлежат те, кто совершает убийство детей,

женщин и брахманов (IX, 232). Древненепальское уголовное право допускало казнь женщин: "Женщина, которая чрезвычайно норочка, которая разрушает водохранилища, если она не беременна, должна быть утоплена с привязанным камнем-' (законы Яджнавалкья: XXIII, 278).

Из преступлений против собственности наиболее распространенным была кража. В законах Ману она довольно четко отличалась от ограбления: кража - это преступление, совершаемое в отсутствии потерпевшего, а ограбление - если оно совершено в его присутствии к с насилием (VIII, 332). Если вор пойман с поличным, то он наказывался смертной казнью. Виновного в ночной краже сажали на кол (IX, 276). Ограбление, как более опасное преступление и каралось более сурово: виновного предписывалось "убить вместе с друзьями и родственниками по отцу и' матери" (IX, 269).

В личхавийский период наиболее распространенным наказанием за кражу было обращение в рабство как самого вора, так и всех членов его семьи, а также конфискация их собственности.

Рам Мохан Дас пишет, что "факторы, определявшие характер половых преступлений (и, добавим, наказания за них) следующие: желание или нежелание женщины, каста мужчины и женщины, гражданское состояние женщины, находилась ли она под охраной (защитой) или нет, кто был инициатором действия и, наконец, личные заслуги правонарушителя и потерпевшей".1 Преступлением считалась половая связь между членами разных каст или варн. Если брахман совершал половой акт с шудрой, то наказывался минимальным наказанием, а ссли шудра имел связь с незащшцаемой брахмаикой. то мог потерять свой половой орган и все имущество, а если с защищаемой, то - все. даже жизнь (законы Many: VIH, 374-375).

Эти же законы предусматривали уголовную ответственность за такие преступления против религии как ересь, колдовство и др. Принадлежность к еретической группе наказывалась изгнанием. Однако непальцы были людьми весьма веротерпимыми и нет свидетельств, что за это деяние наказывали, во всяком случае в широких масштабах, как это имело место в Западной Европе уже в период средневековья.

Основным, но не единственным источником уголовного права Непала периода средневековья были индусские дхармашастры. Являясь "своеобразной

1 Ram Mohan Das. Crime and Punishment in Ancient India. Bodhgaya, 1982, p. 126.

ступенью н развитии формы права" они представляли собой сборники религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью, а не государственные установления, т.е. законы.1 Наряду с дхармашастрами продолжали действовать и вышеуказанные источники, в отдельных королевствах издавались свои нормативные акты.

Как и прежде, одними из наиболее опасных преступлений были посягательства против короля и государства. По общему правилу они по-прежнему карались высшей мерой, но, например, в Гурхаленде реформой Рам Шаха для брахман за их совершение предусматривалось наказание в виде бритья и изгнания из страны.

Наблюдается постепенный, хотя и неполный, отказ от квалифицированных видов смертной казни: основным способом исполнения этого наказания становится обезглавливание.

Король Лалитлура Раджит Малла провел реформу уголовной юстиции, в соответствии с которой никому не дозволялось беззаконие и никто не мог быть наказан, если его вина не установлена; наказание должно было соответствовать тяжести преступления.

Кодексом Джаястхити Малла укреплялась кастовая система, в частности в области уголовно-правовых отношений. С. другой стороны, следует подчеркнуть, что им делался упор на применение штрафных санкций, особенно за деяиия, не представляющие большой опасности.

В средневековом уголовном праве предусматривалась ответственность не только исполнителей преступления, но и соучастников, и укрывателей. Так, дхармашастры предписывали сурово наказывать, вплоть до смертной казни, лиц, которые дают советы, помогают, подстрекают, сознательно дают пищу, кров или орудия ворам.

Объединение Непала в единое государство, начавшееся в 1769 г. и завершившееся в 1794 г. При короле Бахадур Шахе, не повлекло за собой существенных изменений в правовой системе страны. Вплоть до принятия в 1854 г. первого кодекса объединенной страны там руководствовались дхармашастрами, а также издаваемыми королем многочисленными приказами и указами. Однако в то время были разработаны проекты двух кодексов - Уджир Сингха и короля Ран

•Жидков О.Л. История государства и права Древнего Востока. М., 1965, с.81.

Бахадур Шаха - но которые в силу определенных причин не стали официальными документами.

Уголовно-наказуемые деяния в принципе можно было классифицировать также, как и раньше. При назначении наказания сохранялся кастовый подход. Все население подразделялось на "чистых" и "нечистых" - две группы, каждая из которых состояла из нескольких каст. За некоторыми исключениями первые наказывались мягче. Вторые - более сурово, особенно если они совершали преступления против "чистых". Но и среди последних наказания дифференцировались в зависимости от их кастовой принадлежности, а среди "нечистых" проводилось различие между так называемыми "прикасаемыми" и "неприкасаемыми". Таким образом, можно сказать, что в рассматриваемый период в Непале окончательно сформировалась довольно сложная и вместе с тем довольно четкая кастовая система, согласно которой представители низших каст подвергались почти по всем вопросам общественной жизни, в том числе и в области уголовной юстиции, значительной дискриминации.

Если взять, к примеру, преступления против человеческого тела, то они подразделялись на: I) умышленное убийство; 2) неумышленное убийство; 3) убийство коровы; 4) аборт; 5) причинение телесных повреждений. Умышленное убийство, как и раньше, каралось очень сурово - смертной казнью и, как правило, конфискацией имущества. Это касалось всех, кроме брахман и женщин, которые обычно подвергались изгнанию из страны, которому предшествовало изгнание из касты (деградация). Изгнание дня брахман и саньясис предусматривалось и в проекте кодекса короля Ран Бахадур Шаха; в отношении других (кхас, магар. невар и неприкасаемых) предусматривалась смертная казнь.

Виновный казнили различными способами, подчас весьма жестокими: сажанием на кол, растаптыванием слоном и др.

Убийство по неосторожности или в состоянии сильного душевного волнения каралось гораздо мягче - штрафом, который, однако, мог достигать больших размеров.

Согласно индуистским догматам убийство коровы - также преступление против человека, которое по указу короля Ран Бахадур Шаха 1806 года каралось смертной казнью.

Аборты в Непале были строжайше запрещены; они были равносильны убийству ребенка и карались деградацией, членовредительскими наказаниями (например, отрезанием носа), конфискацией имущества.

Так же как и убийства различались телесные повреждения умышленные и неумышленные. Первые карались тюремным заключением или другим наказанием, например, членовредительским, вторые - штрафом, размер которого зависел от характера причиненного вреда.

Лицо, совершившее убийство или причинившее телесное повреждение в состоянии самообороны от уголовной ответственности освобождалось.

Но крайней мере до I половины XIX века одна из отличительных особенностей непальской уголовной юстиции состояла в том, что со смертью обвиняемого (подсудимого) или осужденного судопроизводство не всегда прекращалось и наказуемость не исключалась. Так, например, если лицо подлежало наказанию в материальном отношении, то его смерть не изменяла положения и принадлежавшая ему часть имущества могла быть конфискована. Другая ее особенность: человек мог быть подвергнут наказанию только после того, как он признавался в совершении преступления, независимо от того, была установлена его виновность или нет. Для получения признания он подвергался пыткам, которые он, даже будучи невиновным, нередко не выдерживал и признавался в преступлении, которого он в действительности быть может не совершал, или признавался сразу же во избежание страданий, причиняемых такими пытками.

С 1846 по 1951 год страной почти безраздельно правила узурпировавшая власть династия премьер-министров Рана. Уже вскоре после прихода к власти первый из них Джанг Бахадур осуществил некоторую гуманизацию уголовного нрава. Он отменил систему пыток (нийа), применяемую в ходе уголовного судопроизводства, установил максимальный размер "тяжелого" штрзфа, смягчил наказания за некоторые половые преступления: за половые сношения с женщиной из высокой касты вместо смертной казни или лишения полового органа он установил обращение в рабство с конфискацией имущества.

Однако его самым большим успехом в правовой области было издание в 1854 году первого в истории Непала общенационального официального кодекса, который с определенными изменениями действовал до 1963 года. Несмотря на то, что он разрабатывался примерно в то же время, когда и УК Индии, заимствования не было. Он несомненно представлял собой большой шаг вперед но сравнению с действовавшими до этого законами Ману, дхармашастрами, очень фрагментарным и казуистичным уголовным законодательством. Другими словами, вводилось единообразное и более современное уголовное право.

В отличие от индийского кодекса 1860 года он не был только уголовно-правовым, так как содержал также нормы гражданского, торгового, наследственного, процессуального права, а также нормы, регулирующие межкастовые отношения. По существу это был свод законов страны. Он состоял из 163 глав, которые подразделялись на статьи.

На основании кодекса 1854 года все преступления подразделялись на: 1) преступления против государства; 2) преступления против человеческого тела; 3) преступления . против собственности; 4) половые преступления и 5) "осквернение"(загрязнение) и другие кастовые преступления.

Государственные преступления карались смертной казнью, тюремным заключением - пожизненным или на длительные сроки, в некоторых случаях -телесными наказаниями и др. В борьбе со своими политическими противниками Рана использовали как законные, в том числе основанные на кодексе и других законах меры, так и внезаконные, т.е. произвольные. Так, если кто-нибудь объявлял себя королем (самозванцем) и действовал соответствующим образом, то он наказывался способом по усмотрению премьер-министра.1

Кодекс 1854 года предусматривал наказания за преступления против человеческого тела с учетом мотивов их совершения, возраста правонарушителя, а также кастовой принадлежности и других факторов. Он внес значительные изменения в регулирование ответственности за убийство: провел различия между исполнителями и соучастниками (первые наказывались строже, чем вторые); ввел правило о том, что лицо могло быть наказано за убийство, если потерпевший умер от причиненных ему телесных повреждений в течение определенного времени; предусмотрел только два способа смертной казни - обезглавливание и повешение (контроль за выполнением этого требования осуществлял сам премьер-министр). Как и раньше, обычным наказанием виновных в убийстве была смертная казнь, за исключением брахман и женщин, которые наказывались пожизненным тюремном заключением, причем брахмане - с конфискацией имущества (ст. 1 и 6, стр.251-282).

Кодекс внес изменения в регулирование ответственности и за другие преступления.

Довольно г.одробно, а в некоторых случаях и сложно в кодексе регулировались вопросы ответственности за половые преступления; их

1 Опте аги! РшшЬтеги ¡п №ра1. КаЛтаЫи, р.201.

рассмотрению было посвящено более трети кодекса. Это объяснялось, во-первых, казуистичностью регулирования, обусловленной его кастовым характером, а, во-вторых, тем, что наказанием затрагивались пс только сами правонарушители, но и их потомки.

Кодекс стоял на страже сохранения кастовой системы. Одним из способов этого была квалификация как одного из основных и опасных преступлений так называемого "осквернения" (загрязнения): принятие риса у человека низкого статуса одной из чистых каст либо риса или воды у человека нечистой касты обычно наказывалось деградацией, а в некоторых случаях - конфискацией имущества, тюремным заключением, штрафом - в зависимости от опасности преступления.

В 1925 году в Непале произошло знаменательное событие - было отменено рабство. Удержание, покупка или продажа рабов карались семью годами тюремного заключения.

В 1945 году премьер-министр Падма Шамшер отменил, как тогда говорилось, "навсегда", смертную казнь в стране. Но в действительности отмена оказалась временной.

Почти за 120 лет своего существования кодекс 1854 года претерпел определенные изменения, а по некоторым вопросам - существенные. Еще реформой 1886 года количество глав было уменьшено: вместо 163 глав он стал состоять из 85. Изменения вносились и в дальнейшем. Они в частности были связаны с отменой рабства, смертной казни, сати (самосожжения вдов), реформой уголовного процесса.

После свершения в 1951 году демократической революции, в результате которой был свергнут режим Рана, Непал стал выходить нз самоизоляции, пошел по пути модернизации общественной жизни. Несмотря на то, что в стране продолжал кодекс 1854 года, был принят ряд нормативных актов, в том числе по вопросам уголовного права или затрагивающим его: закон 1952 года о регулировании черного рынка, закон о борьбе с коррупцией 1953 года, очень важный закон - о равноправии граждан независимо от пола, религии и касты 1955 юда.

В 1960 году в стране произошел военный переворот, в результате которою ися полнота власти перешла в руки короля Махендры Бир Бикрама. Через два года была принята новая конституция, на основании которой (ст.93) был принят новый кодекс (мулукий айн) 1963 года.

Как сказано в преамбуле, его принятие было вызвано двумя причинами:

1) необходимостью учета изменений, происшедших в законодательстве после принятия кодекса 1854 года, а также политического и социально-экономического характера; 2) необходимостью установления мира и спокойствия в стране, основанного на равноправии каст, народностей и территорий.

Кодекс 1963 года состоит из пяти частей: 1) определение терминов;

2) судопроизводство и наказание; 3) гражданское право; 4) уголовное право и 5) отмена прежних законов.

Таким образом, кодекс по существу представляет собой свод законов, точнее малый свод законов, так как имеется еще большой или полный свод законов, включающий в себя и некодифицированное законодательство.

Как видно из его структуры, вопросы уголовного права в основном регулируются в четвертой части, а некоторые - во второй: назначение наказания, определение отдельных преступлений, например, взяточничества (ст. 14).

Четвертая часть (Уголовное право) состоит из 19 разделов или глав: 1) о подделке документов; 2) об ограблении; 3) о мошенничестве; 4) о краже; 5) о поджоге; 6) об ответственности за пуск в обращение фальшивых предметов; 7) о животных; 8) о незаконном аресте или задержании; 9) об ответственности за "драку"; 10) о преступлениях против жизни; 11) об ответственности за продажу человека; 12) об ответственности за неправильную врачебнуто практику; 13 и 14 - о незаконных половых отношениях с человеком и животными; 15) об ответственности за инцест; 16) об ответственности за скотоложество; 17) об ответственности за нарушение правил бракосочетания: 18) об о гветственности за прелюбодеяние; 19) об ответственности за нарушение общественной морали.

Разделы разбиваются на статьи. Один из самых больших разделов -десятый. Гам рассматриваются различные виды убийств. Большое значение придается способам их совершения и некоторым другим квалифицирующим признакам. Так, по ст. 13 тог, кто сам или вместе с кем-то лишаег жизни другого или оказывает помощь в совершении убийства с использованием какого-либо острого орудия (п.1) или при помощи яда (п.2), карается пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества. Покушение на убийство наказывается лишением свободы сроком на 10 лет.

Если человек умер после совершенного на него нападения в течение семи дней, то действие рассматривается как убийство (ст.Ю).

Принятой в 1985 году восьмой поправкой к кодексу в указанный раздел была включена новая статья 13а, которая предусматривает наказание пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или смертной казнью' лиц, которые намеренно совершают убийство или знают, что следствием их действий будет смерть человека, если они совершают угон самолета или разрушают' (взрывают) самолет иди какое-либо другое транспортное средство, осуществляют захват людей в качестве заложников, совершают другие действия, перечисленные в этой статье. Так же наказываются организатор и подстрекатель.

В ст. 14 предусма тривается ответственность в виде лишения свободы сроком на 10 лет за умышленное причинение телесных повреждений, повлекшее смерть потерпевшего. Однако при решении вопроса о квалификации преступления по этой статье суды учитывают не только направленность намерения, но также какой предмет использовался при его совершении.

В кодексе не рассматриваются государственные преступления: они определяются и наказания за них предусматриваются в отдельных законах. Это -закон о преступлениях против государства 1989 года, закон о наследовании престола 1987 года, закон о терроризме (специальная превенция и наказание) 1985 года и др.

Анализ материала кодекса (в основном части четвертой) позволяет сделать несколько выводов, важнейший из которых состоит в том, что это - документ весьма несовершенный, не отвечающий требованиям сегодняшнего дня как с точки зрения юридической техники, так и характера регулирования ответственности за отдельные преступления. Некоторые из них, включенные под влиянием господствующей религии (индуизма), отражающие соответствующие традиции, следовало бы декриминализировать.

Во второй главе "Понятие преступления и классификация преступлений" рассматриваются три вопроса: определение понятия преступления, элементы преступления и классификация преступлений.

Кодекс права Непала 1963 года не содержит никакого определения преступления и это его большой недостаток. Однако в законе 1953 года о внесении изменений в уголовное законодательство содержалось такое определение преступления: это деяние, запрещенное действующим непальским

1 В связи с отменой в 1990 году смертной качни убийство по этой статье в настоящее время наказывается только пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества.

законодательством под страхом наказания. Это чисто формальное определение, которое, как отмечается в работе, имеет свои достоинства и недостатки.

В п.14 ст. 14 действующей конституции 1990 года сказано: "Никто не может быть наказан за действие, которое не было запрещено законом во время совершения действия и никто не может быть подвергнут наказанию большему, чем то, которое предусмотрено законом, действовавшим во время совершения преступления". Общее формальное понятие преступления, связанное с фиксацией в законодательстве принципов "nulla poena sine lege" и "nullum crimen sine lege", как видно из монографии В.А. Лихачева, характерно для многих развивающихся стран.1

Некоторые авторы (в частности, английские - Дж. Смит и Б. Хоган) считают, что дать полное определение преступления - задача чрезвычайно сложная, по существу невыполнимая.2 Поэтому они, в том числе непальские юристы, ограничиваются формулированием формального определения преступления. Так, Р. Прадхананк пишет, что преступление - это такое деяние, которое общество и государство запрещает законом, за нарушение которого предусматривается наказание.3 Однако в данном определении вызывает сомнение слово "общество", так как оно не может запретить какое-либо поведение посредством издания закона (общество законов не издает).

Не претендуя на исчерпывающий характер, преступление можно было бы определить так: это предусмотренное уголовным законом деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или угрожающее причинением вреда государству (обществу) или личности и наказуемое в соответствии с этим законом.

Уголовному праву развивающихся стран, в том числе непальскому, не известно понятие состава преступления. В работах непальских авторов под влиянием английской концепции права подчеркивается, что лицо может быть осуждено и наказано после того, как доказано наличие двух элементов - actus reus и mens геи.

Первый представляет собой материальный элемент, который нередко именуется физическим элементом. Согласно общепринятой трактовке он включает в себя: 1) собственно деяние; 2) обстоятельства его совершения и 3) последствия

1 Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988, с.44.

2 Smith J.C., Hogan Brian. Criminal Law. L. 1992, p. 15.

> Прадхананк Р.Б. Некоторые исключения в ответственности преступления: Рассуждения. Жур. Непал Канун Паричарья №1. с.85. 1982.

его совершения. Нетрудно заметить, что среди признаков этого элемента отсутствует такой важный как причинная связь, которая обычно рассматривается в связи с этим элементом.

В работе этот пробел в какой-то степени восполняется; показана сложность данной проблемы и отмечается, что действующее английское право в этой области1 не может служить примером для ее решения в уголовном праве и судебной практике развивающихся стран, в том числе Непала. Л.П. Шарма пишет, что при рассмотрении некоторых вопросов причинной связи и уголовном праве Непала чувствуется влияние теории conditio sine qua non.2

Деяние может быть осуществлено путем действия или бездействия. Однако в английской юридической литературе отмечается, что указанный элемент может иметь место и в форме "события" или "состояния дел", а преступления именуются "ситуационными" или "статутными" (К. Говард). Каждое преступление совершается при определенных обстоятельствах, но юридическое значение имеют лишь те из них. которые прямо указаны в законе. Особого внимания заслуживает способ и средство совершения преступления, так как непальский законодатель и судебная практика нередко придают им большое, подчас решающее значение, прежде всего в области преступлений против жизни.

Второй элемент преступления нередко именуется психическим. По существу это вина, без которой (по общему правилу) лицо не подлежит уголовной ответственности и наказанию. Эго требование связывается с латинским выражением "Actus reus facit reum. nisi mens sit rea" (деяние не делает человека виновным, если его дух невиновен).

Отсутствие законодательных определений вины и ее форм в странах англосаксонской системы права, в том числе в Ненале, по-видимому, явилось одной из причин их большого разнообразия в доктрине. Г. Шрестха и К. Пандит определяют вину так: это представление обвиняемым тех последствий, которые проистекут их его поведения, состоящего в действии или воздержании от совершения действия, которое он обязан совершить.3 Это определение, хотя и

1 Решению этой проблемы могут служить положения ст.!7 проекта УК Англии, где в обобщенном и упорядоченном виде изложены основные принципы общего права (см.: Smith J.C., Hogan Brian, Criminal Law Cases and Materials. L., 1993, p. 38-39. - Шарма Л.П. Ответственность и ее основания по уголовному праву Непала (канд. дис.).

М., 1992, с.92.

' Шрестха Г.В., Пандит K.P. Введение в уголовное право. Катманду, 1986, с.57-58 (на языке непали).

довольно узкое, свидетельствует о том, что они стоят на позиции психологической теории вины.

Непальскому уголовному праву, так же как и английскому, и индийскому, известны три формы вины: намерение, неосторожность и небрежность.

В определениях намерения, даваемых непальскими авторами, как правило, отмечается волевой момент - желание достижения результата, а иногда и интеллектуальный - предвидение наступления результата. В случаях убийства, показателем того, что оно было совершено с намерением, являются использованные средства.

Наиболее распространенной формой вины в настоящее время в Непале является неосторожность, гак как многие преступления, особенно против жизни и здоровья, совершаются именно по неосторожности. Основное отличие между намерением и неосторожностью состоит в проявлении воли субъекта: совершая преступление неумышленно он не желает наступления вредных с точки зрения закона последствий.

Самая сложная форма вины, в смысле ее установления, - небрежность. Одна из причин - отсутствие более или менее единообразного ее понимания в доктрине и судебной практике, которое иногда даже совпадает с определением неосторожности. Вопрос об этой форме вины чаще всего возникает, когда совершено убийство или транспортное преступление. Небрежность имеет место, когда лицо не исполняет возложенной на него обязанности, не проявляет должной, нередко повышенной, внимательности или предусмотрительности. Некоторые непальские авторы (М.П. Ачария) полагают, что небрежность не является достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В силу действия специфического для англо-саксонской системы права института строгой ответственности в Ненале возможно осуждение и наказание за ряд преступлений без установления вины.

Двухэлементный подход к характеристике преступления обнаруживает существенный недостаток: он не учитывает вопросы, касающиеся субъекта преступления (вменяемость и возраст уголовной ответственности).

В непальской юридической литературе можно обнаружить различные классификации преступлений - в зависимости от того, какие критерии положены в их основу. Главная из них - это деление уголовно-наказуемых деяний по степени их опасности. В соответствии с этой классификацией деяния подразделяются па две группы: преступления и малозначительные правонарушения. Первые в свою

очередь подразделяются на: I) особо опасные; 2) опасные и 3) менее опасные преступления.

В третьей главе "Наказание и меры безопасности" рассматриваются такие вопросы как понятие, цели и система наказаний, отдельные виды наказаний и меры безопасности.

Непальское уголовное законодательство, впрочем, так же как английское и индийское, не содержит определения понятия наказаний. Мало внимания этому вопросу уделяется и в юридической литературе. Р. Прадхананк пишет: "Наказание есть причинение вреда лицу или его собственности, адресуемое преступнику на основании уголовного закона; оно также является способом, которым государство претворяете жизнь свои уголовные законы, запрещающие преступления".1

Наказание характеризуется целями его применения. Однако они также в законодательстве не указаны, что является его существенным недостатком. Можно выделить следующие цели наказания: 1) возмездие или воздаяние (кара); 2) предупреждение и 3) исправление. Первая является довольно распространенной и общепризнанной в развивающихся странах целью наказания. Анализ непальского уголовного законодательства и практики его применения показывает, что кара (возмездие) является одной из основных, если не важнейший целью наказания.

Предупреждение может быть как общим, так и специальным. Некоторые юристы (Р. Прадхананк) под общим предупреждением понимают устрашение, а специальное предупреждение именуют превенцией, реализуемой лишением преступника возможности совершить преступление. Это очень узкое понятие цели предупреждения. В связи с этим следует отметить, что большое значение имеет неотвратимость наказания, так как- этим достигается как цель общего, гак и специального предупреждения.

Цель исправления (реформирования) - сравнительно новая в уголовном праве. Этой цели наказания в развивающихся странах, в том числе в Непале, уделяется неоправданно мало внимания. А между тем на конгрессах ООН по предупреждению преступности указывалось на необходимость уделять больше внимания именно на цель исправления осужденных.

1 Прадхананк Р.Б. Введение а уголовное право Непала. Катманду, 1987, с.93 (на языке непали).

Нельзя делать упор па какую-то одну цель наказания: оно должно иметь многоцелевой характер, т.е. преследовать цели кары (воздаяния за содеянное), общей и специальной превенции, а также исправления правонарушителя.

В отличие от УК Индии и других развивающихся стран кодекс права Непала не предусматривает четкого перечня или системы уголовных наказаний. В доктрине они подразделяются на основные и дополнительные. Основными являются: лишение свободы, штраф и конфискация имущества. Дополнительными могут быть два последних, а также лишение или ограничение каких-либо прав (заниматься врачебной или адвокатской деятельностью и др.).

Раньше н Непале существовала смертная казнь. Она могла применяться за довольно широкий круг уголовно-наказуемых деяний: 1) общеуголовные преступления, прежде всего за убийство по стЛЗа; 2) воинские преступления; 3) политические преступления и 4) преступления, связанные с полицейской службой. Смертная казнь запрещена Конституцией 1990 года (ч.1 ст.12).

Круг деяний, караемых лишением свободы (тюремным заключением) весьма большой. Оно может быть пожизненным или на какой-то срок. Пожизненным караются все преступления, которые ранее могли наказываться смертной казнью, а также другие преступления, в частности убийство (ст. 13), поджог (ст.6), половая связь с матерью (ст. I) по соответствующим разделам мулукий айн.

Что же касается лишения свободы на срок, то санкции закона, предусматривающие его наказание, могут быть четырех видов. Автор относится критически к абсолютно-определенным санкциям, предусмотренным за некоторые преступления (например, сроком на 10 лег - за умышленное причинение телесных повреждений, повлекшее смерть потерпевшего), так как эти санкции сковывают деятельность судей при осуществлении карательной политики.

Особая проблема - краткосрочное лишение свободы, так как нередко оно может причинить вреда осужденному больше, чем пользы. Такое наказание предусматривается за ряд преступлений, например, за кражу.

Штраф является довольно распространенным наказанием в Непале, как в законодательстве, так и на практике. Он может быть: 1) единственно возможным наказанием; 2) альтернативным, чаще всего к лишению свободы; 3) основным наказанием наряду с лишением свободы и 4) дополнительным наказанием.

Наказание в виде штрафа является недостаточно эффективной мерой в следующих случаях: когда оно применяется к богатым, для которых угроза

штрафом, даже в больших размерах, бывает лишена какого-либо смысла, и ког да штраф назначается лицам, заведомо неспособным его уплатить в силу тяжелого материального положения. Многие из осужденных к штрафу в Непале, даже за малозначительные преступления, т.е. в небольших размерах, в конечном счете оказываются в тюрьме, так как у них нет средств для его уплаты.

Конфискация может быть общей или специальной, в зависимости от того, что и какая часть имущества конфискуется. Отличительной особенностью уголовного законодательства Непала является то, что общая конфискация предусматривается, причем за значительно число преступлений: за государственные преступления, за умышленное убийство (ст. 13 и 13а раздела X), за подделку документа (ст.5 раздела I). Общая конфискация, как правило, применяется в случаях, когда лицо приговаривается к пожизненному лишению свободы. Согласно ст.4 кодекса права приговор к конфискации остается в силе даже после смерти осужденного.

Уголовным правом Непала предусматривается и условное осуждение, в частности в виде пробации. Этот институт регулируется законом о пробации 1980 года. Нарушение условий пробации может повлечь за собой назначение наказания, вплоть до тюремного заключения (ст.5).

В Непале, как и в других развивающихся странах, помимо наказания возможно применение мер безопасности. Наиболее репрессивной мерой безопасности там является превентивное заключение. Оно даже предусматривается Конституцией 1990 года: "Ни одно лицо не может содержаться в превентивном заключении без достаточных оснований существования угрозы для суверенитета, территориальной целостности, а также общественному спокойствию и порядку в Королевстве Непал" (ч.1 ст.15). Конкретные вопросы превентивного заключения решаются на основанин закона об общественном порядке 1989 года. Срок превентивного заключения может быть весьма продолжительным, с учетом продлений он может достигать двух лет и даже более. Однако справедливости ради следует заметить, что после демократической революции 1990 года превентивное заключение в отношении политических деятелей не применялось.

В заключении содержатся общие выводы и предложения по рассмотренным в диссертации вопросам.

2015 © LawTheses.com