Проблема Государственной власти в Исламской доктринетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Проблема Государственной власти в Исламской доктрине»

"ОРДЕНА ДРУЕЕЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЕШ НАРОДОВ

На правах рукописи УДК:342,5:29?

ХАЧИМ ФАЛЯХ КСМАИЛ '

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ИСЛАМСКОЙ ДОКТРИНЕ (На -примере пзшзма)

12.00.01 - теория и история государства и права; история политических и правовых учений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических каук

Москва - 1992

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права факультета экономики и права Российского Университета дружбы народов.

КаучныД руководитель

Официальные оппоненты

¿юдуцая организация

- доктор юридических наук, профессор

Жидков Олег Андреевич.

- доктор юридических наук, профессор Баткр К.И.,

- кандидат юридических нлук, доцент Грацианский П.С.

- .Московский государственный университет имени X3.Ломоносова

Защита состоится октября'1952 г. V часов на

заседании специализированного совета К 053.22.10 в Российском Университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.б, ауд.347.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского Университета дружбы народов.

Автореферат разослан " § " А 1992 г..

Учени." секретапь Спепиализиоовакного Совета,' кандидат юридических наук, доцент

В.Ы.Т2ЛИЦИН.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНОГО РАБОТЫ

Актуальность теми. Вопрос о государственной власти является одним из вэжнейщих вопросов, вызывавших и продолжающих вызывать интерес в широких кругах научной общественности, у самих рлзычных политических, религиозных и светских сил и партий ке только в мусульманском регионе, но и во всем мире. .Можно говорить о том, что такой интерес имеет давнюю историю. В арабских странах вопрос об "исламском правлении" или "исламском правительстве" занимает особое место в силу тесной связанности общества с идеологией и наследием ислама.

Кроме того, проявивииеся здесь во второй половике XX в. религиозные движения поставили достижение власти своей центральной задачей, которая и предусматривается в программе их деятельности в качестве основополагающего пункта.

Исследование проблемы власти зз ислал:е, особенно в рамках щи-итского направления, обладает исключительной значимостью, поскольку движение за обновление щнитской религиозной и политико-правовой мысли выдвинуло комплекс новых вопросов, связанных, в частности, с построением аппарата государства на правовых основах, спирающихся в свою очередь на сариат, на традиции гзгнзма и его идейно-правовое наследие.

Несмотря на общность осноеы современных исламских движений, говорить о гармонии между ними не приходится. Г.ри всем единстве их идейного наследия имеет место глубокая дифференциация по док-триальным и политическим вопросам, в том числе по вопросу государственной власти. Если одни теоретики и богословы выступают за отделение религии от политики и государственной власти, утверждая, что религия представляет собой духовную нить, связывающую человека с Богом, то другие, напротив, усматривали в исламе не только религию, но и своеобразное государство, имеющее свои конституцию (Коран) и своего руководителя (Мухаммеда); при этом лозунг возвращения к первоначальному исламу ставится последними во главу их конституционных и иных проектов и планов. Вместе с тем существуют и такие движения,- которые содействовали модернизации ислама, приспособлению его учения и наследия к задачам борь-

бн против современных секуляристских идеологий. Это, в частности, хороню прослеживается на примере иранского опыта.

В сфере шиитской идеологии и практики были предприняты многочисленнее попытки выдвинуть идейно-правовые альтернативы в вопросе о власти. Во многих сеоих аспектах эти попытки отражают особенности преломления старых традиций в современном сознании. На кь'кеигнем этапе ответом "государства ислама", построенного на спе-цк^кчсско'! политической, правовой и культурной основе, на опыте "секулярпстов", стали теории "руководства факиха".и соответствуйте л.4 у. нети туты к формы власти.

Победа исламской революции в Ираке, связанный с нею рост активности исламских движений в разных странах мусульманского Во- • стока настоятельно требуют исследования этого феномена и рассмотрения "правовой" программы этих движений. Иначе говоря, исследо-влике исламской идеи власти вообще и шиитской идеи государственной власти в частности перестало быть вопросом чистой науки и культуры, а встало в один ряд с важнейшими вопросами практической политики. Этик в первую очередь предопределяется значимость и актуальность данной темы.

Кпучпг.я новизна диссертации. Проблематика нашего исследования рассматривалась, как правило, в работах, посвященных шиизму вообще, главным образом с точки зреыш истории и ее наследия (политического и идеологического); при этом ставилась цель показать историю возникновения и становления шиизма, эволюцию его общественно-политической и Философской мкели *. Кроме того, изучению под-

1 См.: ас-Садр К.С. Шииты-пм&мити. - Каир: "Матбуат ан-Наджах", 2-е изд., 1982; аз-Зейк М.Х. |£ииты в истории. - Сайда "Кактабат ан-Каджах", 1938; йугния М.£яс. Н!иитн и правители. - Бейрут: "¿ль-.'йктаба аль-Лхлийя", 1561; Амчара М. Ислам и революция. -Бейрут, 0/л.; Амин А. Еолдепь ислама. - Каир: "/¿актабаг ан-Нахда аль-жерыйя", 3-е изд., 19Б4; Бахр аль-Улюм М. Источник законодательства в исламской системе власти. - Бейрут: "Дар аз-Захра", б/д; Михна А.М. Исламское государство - Бейрут: "Аль-Дар аль_ксламийя", 1987, и др._^^

варгались разного рода аспекты шиизма как богосдовско-яридяческоЛ доктрины, связанные о международным противоборством; поэтому в таких работах вопросу о государственной власти не уделялось должного внимания, если не считать некоторых произведений светских мысжтелей, мимоходом затрагивавших вопрос о власти у пиитов Нельзя не отметить также, что ряд исследователей подвергали научному анализу отдельные еспекты шиитской мысли, изучая не конкретно шитское наследие, а жизнь главных персонажей шиизма ^. Наряду с этим следует иметь в виду и то обстоятельство, что многие работы, в которых сделана попытка исследовать политическую мысль шиизма, обычно отличаются той или иной степенью предвзятости, т.е. носят идеологический характер; им недостает объективности в подходе к выявлению специфики шиитской политической мысли, взятой в ее многовековой эволюции.

Настоящая диссертация посвящена в основном вопросу о государственной власти у шиитов, взятом в его историческом развитии. Этим в значительной степени предопределяются структура и логика работы: автор стремится проанализировать специфику традиций и практику шиизма в вопросе о государственной власти; исследовать современные шиитские политические концепции в рамках системы исламской идеологии и их общие традиции в подходе к политической власти. При этом предпринята попытка сопоставить шиитскую политико-правовую мысль с ее суннитским аналогом с целью выявления специфики современной шиитской обновленческой'идеологии. Трудность исследования состояла в том, что шиитские концепции нельзя рассматривать как чисто политические или как чисто юридические. 3 самом своем начале шиитская идея возникла как религиозко-лолити-

См.,напр.: Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусуль-манской философии. - Бейрут, 1979; ат-Туати М. Религиозное отражение социального противоборства в исламе.- Бейрут: "Матбуат аль-Фараби", 1586; аль-Азяз Х.К. Краткая история арабов и ислама. - Багдад: "Мактабат ан-Нахда", 1971; аль-Джанаби И. Исторические предпосылки современных исламских политических движений.-Аль-Фикр вд-Диылкратый, 1986, й 6.

аль-Джанаби М. Али ибн Аби Талиб. Политическая трагедия революционного утопизма. - Дамаск: "Катабаат аль-А.хали", 1989.

веское движение, ставившее перед собой вопрос о власти в качестве центрального, в творцы ее современных моделей (в частности концепции "руководства мкпха") не смогли избавиться от груза "политического духа" пинтской идеологии. жесте с тем им удалось одновременно сформулировать новые редакции того, что можно назвать грг:Т:ог>о1: альтернативой. Вследствие всего этого диссертация отличается стремлением отыскать реальную взаимосвязь места и веса г.о.и права б ейитской кисла применительно к вопросу о государственной власти.

пасто.'-.щая диссертация не имеет аналогов в том отношении, что в яеП рассмотрено движение за обновленке, получившее развитие в аптекой мысли, и добавившееся к ней ковке элементы, га'-лту выносятся следуш'.е положения:

1. Проблема власти в мекканский период бнла лииь одним из компонентов религиозной доктрины Мухаммеда, а поэтому нельзя говорить о наличии у него заранее намеченного плана формирования властнкх структур. Политическая тенденция в исламе явственно проявилась дхо> в мединский период в процессе создания предпосылок

К ОСНОВ ХОЛИ'.^Тй. '

2. После смерти фхаммеда проблема власти (халифата, имамата) заняла центральное место среди мусульман, приобрела политически;; характер, хотя вкстуг.ала под религиозной оболочкой. Как мусульмане в целом разделились в вопросе о власти, так и сииты раскололись на несколько сект и течений, главные расхождения между кото-ркм.ц стали концентрироваться вокруг института имамата.

3. В Османской империи в XIX - начале XX в. попытки властей осу£ост£нть ряд административно-правовых реформ и обновить уста-рсв:::нй политически!"! строй вызвали к »изки целый спектр реформистских политических идей. Новке политические подходы к власти аль-Кавокиби и других реформаторов стали питательной средой для националистических движений за создание на месте Османской гаперки национальных государств, революционизировали исламское политическое и правовое сознание. ,

_4. Гос.'-;. распада Османской империи халифат потерял свод былую ценность в политическом и правовом сознании арабов и мусульман в целом, хотя упразднение халифата било неоднозначно воспри-

нято различными политическими силами. Ко при этом многочисленные модели новой государственности не подорвали основ традиционного исламского политического мышления.

5. Становление политической концепции "современного исли,«кого фундаментализма"осуществилось в рамках суннитского направления, в частности в работах египетского реформатора Али Абд ар-Разика, но оно во многих отношениях било сходной с теки аналогами, которые сложились в шиитской политической кнели. Современное откосе-кие обоих течений к государственной власти стало одним из стимулов и основ для их сближения.

6. Особенности шиитской концепции власти во многом определялись тем, что в течение длительного времени она служила теоретической базой оппозиции по отношению к существующей власти официально ке признавалась последней.

7. Если суннитское фундаменталистское течение отреагировало на упразднение халифата путем формирования проекта "исламского правления", то у шиитского наследия в подходе к данному вопросу имеется своя специфика. Идея "руководства факиха" составляет одну из важнейпих проблем шиитского исламского правоведения. Эта идея подвергалась обновлению путем добавления к ней новых политических компонентов.

8. Конституция Исламской Республики Иран при всех ее недостатках и отходах от "столбовой дороги" современной политико-правовой цивилизации воплощает в себе одну из моделей исламского политико-правового и национально-культурного самосознания. Эта конституция воспроизводит многие древние традиции, но при этом разрабатывает и канонизирует законодательные представления шиизма в современной форме.

Методологическая основа исследования. 3 своем исследовании автор опирается на общеметодологические положения и выводы теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, использует различные общенаучные и частнонаучные приемы анализа (сравнительно-исторический, хронологический и др.). В диссертации нашел свое отранение историко-материалистический принцип анализа изучаемых вопросов, в частности проблем возникновения и эволюции ислама и исламского государства, становления л созревания исламской правовой шели. Ьаесте с тем автор учитн-

5 ~ 6 "

вал достижения современной политико-юридической мысли, не придерживаясь яри этом целиком ее постулатов.

Тсоретическо.1 основой диссертации являются труды ученых-арабистов Х.1фуэ, Х.К. аль-Азиза, I.Î. ат-Туати, А.Аннаита, М. аль-Джа-каби, .Y.Av.v.apa, А.Х. ер-Рахп.чк, М.Исмаила, С.А.Агаевг, З.А.Арабад-г.яка, П.А.Грязневнча, М.Б.Г:иотровского, Ю.А.Петросяка, М.Т.Бадао-дяна, Н.Л.Дулпной, а таете публикация в советской литературе, в которьтс рассматриваются различные проблемы истории государства -и права и правовой мысли в странах Арабского Востока (Л.Р.Сюкияй-ксна, ,V.C>..'Шлиховой, О.Э.Лсйста, Э.Л.Розина, В.С.Керсесявда, Г.1;.'.о'ро!.гдева, З.Е.Чиркина, М.С.Хайдаровой, А.К.Юлдашевой, C.B. Чиркнка, О.А.Еидкова, К.К. Батыра, С. Л. Камине кого, М.И.Садагдара, А.Х.Сспдоза, !.'.А.Суг.отаева к др.). Кроме того, ери определении исходных позиций своего исследования автор использовал общие кридпко-пожтологпчеекке суякеюш о власти и праве, содержащиеся в работах В.Е.Гулпева, Г. И.'.'а нова, Ю.А.Юдина, В.А.Туманова, ,':Л:.:.йрчс1Нко, J0.A.Тихомирова, А.И.Ковлера и др. ученых - юристов к политологов.

"сточкикозедческуи базу диссертации составили Корак, Сукна, произведения средневековых историков исламской мысли (ибн Хадду-на, ибн Кутейба, аль-йкуби), труды пионеров арабского Возрождения, в том числе М.Абдс, Zs. аль-Афганя, А.Р. аль-Каваккби, а также произведения Али ибн Аби Талиба, материалы, содержащиеся в работах современных историков Арабского Востока (М.Х. аз-3ейна, Î.Î.C. ас-Садра, М.Исмаила, ?,:.Бахра, алъ-Улх*,:а, аль-Ь-^заффари), доксо-Х'рафов (ибн Хазма, Аслана Ибк Абдаллах, аш-Шихрастани, аль-Ашари, Кбн ель-Кайииа алъ-Лясзня), конституция Исламской Республики Иран, работы Хомейки.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить специфику киитской мысли в отношении проблемы государственной власти, взятой на фоне развития политической доктрины ислама в целом; вскрыть особы-гости преломления старых шиитских традиций в современной концепции "руководства факиха", проанализировать образец их правового воплощения (Конституция Исламской Республи-_ки_Ирпц); Гпэтоуу мн г,п^тяпи.?т'/ перед собой следующие ззиачи:_

- раскрыть предпосылки возникновения и развития пиитекой политической пиала и становления ее теоретических принципов вриме-

нктелько к имамату;

- определить общие рамки скитских политико-юридических представлений о власти и модели их воплощения в концепции "руководства факиха";

- проанализировать шиитские взгляды ка составляющие комг.онс!;-ты государства и власти, выявить практические властные альтернативы в шиитском исламе;

- рассмотреть особенности конституции Исламской республики Иран как специфического образца единства исламско-шиитских традк-ций в отношении власти и практического правового воплощения этих традиций в рамках концепции "руководства факиха".

Теоретическое и практическое значение диссертации, йтериалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем государственной власти в шиизме и исламе вообще, а также в преподавании курсов теории и истории государства и права.

Апробация результатов исследования. • Диссертация обсуждалссь 3 июля 1992 года на заседании кафедры теории, и истории государства и права факультета экономики и права.Российского Университета Дружбы народов и была рекомендована к защите.

Структура работы.- Диссертация состоит из введения, трех глаз, заключения и списка литературы г,о исследуемой проблематике.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДКССЕРТАЩЗ!

Во введении - обосновывается актуальность темы-Г рассматривается степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его теоретическая база, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы. •

Первая глава - "Возникновение шиитской политической доктрины" - состоит из трех параграфов: "Становление ислама и мусульманской государственности" (§1), "Возникновение шиизма как политического течения" (§2), "Проблема имамата в шиизме и других течениях ислама" (§3).

Эта глава посвящена анализу возникновения ислама и мусульманской государственности, а также возникновения шизма как политического течения.

В этой глазе показывается, что возникновение ислама не представляло собой уникального феномена. История религии в той или иной степей: дает возможность провести параллель и установить связь меяду заровдекиеы ислама и развитие?.! других религиозных течений.

Рассматривая проблему власти в исламе, которая является предметом нагого исследования, мы исходим из того, что идея власти, как и все прочие представления и идеи ислама, проделала серьезную эволюции.

Со в реме ¡а: появления ислама и вплоть до его победы, а тем самим до создания предпосылок и основ халифата, новая религия обна-руЕПьала все более ярко в'фаге к кую политическую тенденцию, черты которой явственно проступили з мединский период. Еодобно многим друг:.1.! религиозным идеологиям в странах Востока, ислам развивался во взаимодействии со всеми существовавший тогда представлениями и, подвергая их постоянной переработке,; сам в конечном счете превратился в государственную идеологию. В то время ислам отвечал потребностям эпохи, и, будучи редигцозко-г.одктпческой идеологией, наиболее солю отражал материальные предпосылки объединения Аравии, создавая особую модель единства арабов и специфическую модель государства.

Анализ причин возникновения шщзка приводит нас к выводу о том, что проблема халифата (имамата) занимала центральное место в борьбе между мусульманами. Ока была главнейкей причиной расхождений и раскола мусульман на группировки и блоки, укреплявшиеся к раздроблявшиеся по мере эволюции огромной мусульманской державы.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя в основе разногласий между суннитами и книгами лежал вопрос о том, завещал ли 1фхаммед руководство уммой Али или же оставил дело на усмотрение самих мусульман, которые должны были рещить его в совещательном порядке, тем не менее этот, хотя и спорный, вопрос не был подлинной причиной возникновения противоречий между шили. БнЕда за рамки личностных аспектов, этот вопрос приобрел более глубокий смысл, породил различные религиозно-политические взгляда, ценности и принципы. Шииты полагают, что ямам занимает место пророка, замещая его во всем, кроме божественного откровения и написания священных текстов. Отсюда Али стал для шиитов ценностью, связанной с понятием о "вре- -

мекной" власти при сохранении его духовной власти, почерпнутой от Бога благодаря завещанию пророка, а не от людей, благодаря их выбору.

В диссертации доказывается, что каковы бы ни были теологические расхождения и взаимные политические обвинения в отношениях между крупнейшими группировками ислама, всех их объединяет признание необходимости имамата (халифата); все они предпринимали и продолжают предпринимать многочисленные попытки обосновать принципы этого имамата (т.е. власти). 3 этом смысле шиитские движения дане в самых крайних своих формах, с их идеей передачи поста руководителя мусульманской общины посредством прямого указания имама, скрывали в себе определенные различия в отношении к власти. Более того, можно сказать, что вопрос об имамате - это главный вопрос, вокруг которого существуют расхождения мекду шиитскими сектами, а также между пиитами в целом и остальными группировками ислама.

Все это приводит нас к еызоду о том, что шиизм не был достаточно единым и последовательным ни в своих политических програм- ' мах, ни в своей теории имамата (власти). Он заключал в себе "противоречия единства",.присущие и другим крупным идейно-политическим течениям. Его историческая практика включала в себя различные решения и перспективы, зачастую связанные с общей идейно-политической моделью имамата. Политическая история шиитских движений, в том числе создания и развития шиитских государств и становления их государственных структур, является одним из конкретных свидетельств этому.

Вторая глава - "Политическое реформаторство и создание альтернативных исламских концепций государственной власти" - состоит из трех,параграфов: "Реформаторское движение в Османской империя и новые подходы к проблеме соотношения мезду народом, властью и исламом" (§ I), "Расторжение халифата и обновление исламских концепций государственной власти" (§2), "Волна фундаменталистской альтернативы" (§3).

В нашем исследовании показано, что движение за реформы, возникшее в XIX в. - начале XX в., не было изолировано от всего комплекса условий и обстоятельств, сопровоядавшкх кризис Османской империи и ее управленческих и военных институтов.

- ю -

Все это сделало невозможным сохранение османского государства в его прежнем виде. Качались поиски решений существующих проблем, предпринимались верхушечные попытки проведения реформ, которые начались с преобразований в военной области. Некоторые религиоз- . ные деятели опасались, что такие шаги будут представлять угрозу для их власти, которая в свою очередь была основным источником султанского правления.

Таким образом, османские власти, стремившиеся обновить устаревший политический строй, основанный на традиционных концепциях имамата и халифата, и осуществить ряд структурно-политических и административно-правовых реформ, столкнулись с исторически объективными трудностями. -Эти трудности были связаны как с отсталостью социально-экономической структуры, так и с серьезной оппозицией со стороны традиционных общественных сил. Это и нашло свое отражение в тех теоретических и политических программах, которые были выдвинуты- представителями исламской реформации в качестве нового способа видения, решения и - в определенной мере -укрепления движения за реформы, набиравшего силу в Османской империи.

Анализ реформаторской деятельности М.Абдо и аль-Афгани приводит нас к выводу о том, что их заслуга в обогащении исламской политической мысли состояла по существу в пробуядении радикального политического сознания, демократических революционных идеалов, противостоящих деспотизму. Но в то же время они не придали этому сознанию вид сколько-нибудь целостной, четкой программы. Их значение как реформаторов состоит в первую очередь в том, что они заложили основу того направления в политической мысли ислама, в рамках которой сформировались политические идеи других реформаторов, в частности аль-Кавакиби. Последний провел обстоятельный анализ османского государства и правительства, осознав их суть и затем необходимость борьбы с ними не как с органами управления обществом Суммой"), а как с источником и инструментом деспотизма. Благодаря такой позиции политические взгляды аль-Кавакиби стали питательным источником для националистических движений, которые нашли в его идеях мощное оружие в борьбе против османского государства и за создание на его месте национальных и светских государств ¡-в^го-концепциях-присутствовала-и^елигияг^но^как^инструмент-

развития и реформы, а не как оправдание политики османского султана.

В целом можно сказать, что реформаторское движение в лице аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и аль-Кавакиби проложило путь к рево-люционизации политического к правового сознания не только исламского, но и светского.

В диссертации подчеркивается, что история халифата как института - это з какой-то степени история самой мусульманской цивилизации как единого целого. Халифат как система власти не был чем-то гармоничньи. В своих многочисленных проявлениях он представлял собой весьма контрастные модели с точки зрения структуры и социально-политической и культурной ориентированности государственной власти. Халифат как государственная система на одном из своих последних этапов воспринял модель теократического феодально-монархического (османского) режима. С психологической точки зрения халифат был лишь культурной оболочкой, официальное упразднение которой в 1924 году не вызвало коренной и тотальной реакции. В политическом плаке его ликвидация повлекла за собой разнообразные последствия, в целом, однако, отвечавшие новому этапу становления современных национальных государств.

Халифат после распада Османской империи в глазах арабов и мусульман лишился оправдания, его существование в прежнем виде теряло свой смысл. Если националистическая секудяристская мысль в лице своих многочисленных представителей заявляла о необходимости упразднения халифата, то носители исламских политических традиций восприняли этот драматический акт разрушения одной из моделей своего сознания и своего политического бытия по-разному: здесь были и тотальное неприятие, и холодное согласие, и "официальная" сдержанность. Однако эти многочисленные модели новой национальной государственности не повл1яли-на традиции исламского политического сознания и его идеологическую систему с точки зрения отношения к власти. Отсюда понятна столь резкая реакция (в поддержку и против) на смелые идеи, выдвинутые египетским реформатором Али Абд ар-Разиком в его знаменитой книге "Ислам и основы правления" (1926 г.), где он попытался по-новому увидеть и сформулировать взаимоотношения между исламом и властью, определить характер и пределы власти с точки зрения ислама, отношение между религиозном к мирским в

ислаче.

В диссертации доказывается, что вклад Али Абд ар-Разика в ре-волюциокизацию исламского традиционного отношения к власти и к государству состоит в том, что он подверг глубокой критике традиционные и консервативные представления о единстве и неразрывности религиозного и светского. Критика халифата у ар-Разика подчеркивала не только противоречие этого института подлинным принципам ислама, как он их понимал, но и его противоречие законам эволюции. Исходя из этого, он утверждал, что сам ислам предписывает заимствование новых политических систем. Таким образом, ар-Разик развивал радикальные традиции исламской реформации и выдвинул идеи, наносящие мощный удар по традиционализму и застою. Иначе говоря, в его воззрениях содержалось множество принципов и ценностей, которые в'последующем будут восприняты и одновременно отвергнуты в арабо-мусульманском мире правыми и левыми, секуляристскими и клерикальными силами.

На основе детального анализа различных представителей так называемого фундаменталистского толка автор приходит к выводу о том, что проблема власти содержала в себе сложное единство, оправдывала статус-кво и революционизировала политическое сознание масс, направляя его против существующей общественной и государственной системы. С качала века и до сих пор исламский фундаментализм суннитского толка поставил в центр своего внимания вопрос об "исламской власти" и тем самым, подобно светским движениям в арабском мире (национализму, коммунизму, либерал-демократизму и т.д.), внес свой вклад в разработку новой концепции государственной власти. Участвуя в поиске альтернативы власти после крушения халифата как государственного института, исламский фундаментализм одновременно отразил стремление к культурной преемственности, к сохранению в области политико-правовой мысли исламского наследия. Он не мог остаться в стороне от трудностей и противоречий сложного процесса становления в странах арабского Востока современной государственности.

Став к середине XX в. предметом идейной борьбы, проблема "исламской власти" или "исламского правления" качала приобретать огромное политическое значение на всем мусульманском Бостоке. """

Третья глава - "Современные шиитско-лолитические теории государственной власти" - состоит из трех параграфов: "Преемственность традиций и шиитская политическая альтернатива" (§1), "Идея руководства факиха" и "исламского правления" в современном шшз-ме" (§2), "Иранский опыт: идеал и реальность государсчекной шиитской альтернативы" (§3).

Здесь наряду с общей характеристикой преемственности традиций отмечается, что, если именно суннитское фундаменталистское течение отреагировало на упразднение халифата путем формулирования проекта "исламского правления", то у шиитского наследия в подходе к данному вопросу имеется своя специфика.

В диссертации показывается, что шиитская политическая мысль, как и суннитская фундаменталистская доктрина, подверглась обновлению. Однако если проект "исламского правления", выдвинутый представителями суннитского фундаменталистского направления, был реакцией на упразднение халифата как системы власти, то понятие "управления со стороны факиха", т.е. шиитский проект власти, стал продолжением традиций пиитов и в особенности имамитов. Этот вид руководства не вызывал таких богослозско-юридических проблем, как "общее руководство", .т.е. как религиозное и политическое лидерство факиха. Последняя из-за ее непосредственной связанности с основами их доктрины была одной из ваянейших проблем, стоявших перед имамятами. Исходя из этого, можно сказать, что элементы обновления в шиитской мысли выразились во взедении в понятие "руководства факиха" компонента политики. Это руководство превратилось из религиозного ("частного") в религиозно-солитико-празовое, т.е. такое, которое называют "общим руководством". А само данное понятие ("руководство факиха") стало основываться на четкой политической концепции,, согласно которой достижение власти стало основной целью шиитских движений.

Понятие "руководства факиха", составляющее одну из важнейших проблем шиитского исламского правоведения, формировалось и развивалось, пройдя с Х1У в. несколько различных исторических этапов, пока оно не приобрело своего преобладающего и наиболее рзсяростра-ненного смысла, состоящего в объединении религиозного и политического руководства.

Это означает, что идея руководства факиха подверглась обнос-

лению путем добавления к ней новых политических компонентов. Отсюда и проистекает интерес большинства мыслителей шиитского течения к вопросу о власти и составляющих ее институтах. Так, Хомейни ке ограничивается определением "исламского правления", но перечисляет также его задачи и сферу применения закона (шариата).

Наряду с концепцией Хомейни, касающейся "руководства факиха", , один из крупнейших факихов шиизма имамитского толка, аятолла аль-Азами Гфхаммед аш-Ширази, изложил друхую концепцию, также представляющую ообой одну из попыток обновления современной шиитской мысли по вопросу о власти. Свою теорию он назвал "плюрализм и со-вещательность факихов". Она исходит из того, что одному факиху не под силу возродить "умму"; нельзя и руководить общественными делами в одиночку. Кроме того, факих не должен становиться альтернативой обществу, поскольку "один человек, находящийся на вершине власти, не может делать все, что ему заблагорассудится". Вместе с тем характерно, что аш-Ширази исключает государство из числа сторон, выдвигающих кандидатуры в высшие органы власти, состоящие из "Верховного марджаа" и "Совета марджаа", поскольку государство, по мнению аш-Ширази, должно находиться под присмотром высшей власти, а не наоборот. Исходя из этого, аш-Ширази требует перейти от индивидуального марджаизма к общественному марджаизму, представленному советом улеыов. Этот совет должен руководить делами "мусульманской уммы". Вместе с тем выступление аш-Ширази против власти "одного факиха" ни в коей мере не означает, что он признает принцип плюрализма, предполагающий переход к системе выборов и к парламентаризму. Таким образом, теория аш-Ширази возвращается к тому же исходному положению, с которого начал Хомейни создавать свою концепцию "руководства факиха", с той лишь разницей, что последняя возлагает законодательные функции на одного факиха, а теория "совета марджаа" поручает эту задачу группе факихов.

Однако и шииты в ходе идейного обновления не избегли влияния секуляристских идей, что выясняется на примере взглядов одного из наиболее известных идеологов шиизма %хаммеда Бакира ас-Садра.

-Подобно большинству современных шиитских мыслителей, ас-Садр—

исходил в данном вопросе из того, что Бог является источником всех властей. Однако, по словам ас-Садра, божественный суверени-

тет не является чем-то похожим на так называемое "божественное право", идея которого эксплуатировалась в прошлом деспотическими режимами.

По мнении ас-Садра, связь между Богом и шариатом предопределила природу единства и разделения властей в форме, признанной исламом. Коль скоро источником власти является Бог, а "шариат -это объективное конкретное выражение воли Бога, то естественно, что порядок отправления этих властей определяется посредством шариата". Из этого логически вытекает первостепенная роль шариата в самом законотворческом процессе: шариат превращается в источник, на основе которого составляется конституция и принимаются законы.

Из всего этого виден новый "исламский дух", который ас-Садр пытается вдохнуть в свою концепцию альтернативной власти. Такая ,власть, по его мнению, опирается на определенное представление о государстве, о его природе и его возникновении, о' его задачах и целях. Возникновение государства, считает ас-Садр, нельзя воспринимать в его историзме, основываясь только на теории силы ¡¿ли "божественного уполномочивания, или социального контракта, или развития его из семьи и т.п.". Истинным источником государства, по его мнению, является то, что оно представляет собой "пророческий феномен". Ас-Садр здесь не столько пытается игнорировать историзм государства и его возникновения вообще, сколько стремится подчеркнуть "исламский характер" альтернативной власти.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что несмотря на крупное сходство между современными шиитскими традициями в том, что касается "стимула" и "идейного духа" их концепций в отношении альтернативной власти, они тем не менее отличаются друг от друга чс точки зрения своих концептуальных построений и аргументов в плане конкретизации "исламского правления", его структуры и порядка его созидания. Такая общность отражает сохранение, преемственность, а также эффективность старых традиций. Что касается расхождений между ними, то они порождены самим процессом современного шиитского обновления.

ВаЕрое место в диссертации занимает анализ конституции Исламской Республики Иран. Это исламское государство можно назвать сферой практической апробации конституционных реформ, которые в свсю

очередь были одням из результатов шиитского движения за обновление.

Совокупный анализ предыстории Конституции Ирана и статей самой Конституции Исламской Республики Иран приводит автора к выводу о том, что трудно вынести окончательное суждение относительно того, насколько достижения ира::з:;ого опыта в его современной исламской модели соответствует абстрактному идеалу власти в исламе и в пиизме. Однако не вызывает со:.:::зкий то, что этот опыт опирается на многовековое наследие. С исторической точки зрения было бы невозможно ожидать формулирования новой конституции Ирана как способа воплощения "общего закона" государства без учета всех достижений политико-правовой мысли шиизма. В политико-юридическом плане эту конституцию мскно рассматривать как важный шаг в процессе разработки и канонизации законодательных представлений ислама - современной форме. Очевидно, что юридические понятия и представления об организации государственной власти складывались спонтанно и в течение длительного Бремени; они использовались многими авторами и улемами и были объектом идатихада этих улемов. Однако конституция Исламской Республики Иран попыталась соединить Есе, что накопилось в идейном наследии ислама (в первую очередь шиизма) в рамках основного закона этого государства. Здесь следует отметить, что эта конституция не лишена недостатков.

Тем не менее иранский опыт реальной государственной альтернативы обладает своей ценностью и политико-культурной спецификой, Еключает в себя коренные компоненты, определяющие становление исламского правового государства. Это моетю обнаружить в его догматической модели, в переходе ислама в ткань самой конституции, В рамках этого нового для политико-правовой истории ислама процесса п^гпоходит синтез старого и нового, переплавка традиций в горнила -_;:ска политико-культурной альтернативы. Иными словами, на повестка дня стоит вопрос об особом пути, о плюрализме политико-правовых1 элементов и структур. В этом смысле речь идет о преодолении общей тенденции светского унитаризма, порожденного современным буржуазным развитием.

Если на поверхности иранский опыт в целом выглядит как "отход" от "птпт-^прлй дороги" современной политико-конституционной-

цивилизации, то фактически он представляет собой адекватное отра-

жение и преломление древних традиций в политико-правовом самосознании. Иранский опыт - это не просто непосредственная реакция на "цивилизацию Запада". Он воплошает в себе преемственность культуры в юридических рамках, отражает одну из моделей политического и национально-культурного самосознания. Трудно ожидать, что ■этот опыт будет целиком безупречным. Ведь он воплощает традиции "ищущего духа" с присущими ему сложностями поиска адекватной самоидентификации, в том числе в рамках "инструмента единства и цивилизации", т.е. государства.

В заключении подведены краткие итоги исследования и намечены контуры более детального и углубленного анализа проблемы государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма).

/

£.¿.$¿7. Подписано к печати. Объем 1,0 п.л. Тир. 100, зак. 6/0

ТИПОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

2015 © LawTheses.com