АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания»
АКАДЕМИЯ министерства внутренних дел
СССР
На правах рукописи
КОРОЛЕВ Виталий Николаевич
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Специальность 12.00.08. Уголовное право и криминология; исправительно-трудовое право
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва • 1992
1
АКАДЕМИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специализированный оовет К-052.01.03 .
На правах рукописи
КОРОЛЕВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Специальность Ls.00.08. Уголовное право п криминология* поправят ельпо-трудовоо право
Автореферат диссертации на С0НСЯ8НИЭ ученой отеполп кандидата юридически* паук
мослез -1 1932
Работа выполнена на кафедра управления органами, исполняющими наказания. Академии МВД Российской Федерации
' Научный руководитель -доктор юридических наук, профессор Пономарев П.Г.
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Шаров И.В., кандидат юридических наук, доцент Шащзс Л.В.
Ведущая организация - Рязанская внсшая иола МВД РФ. " '
Защита диссертации состоится^"//" ^ ^_1992г.,
в / */ час, в а уд. У ^ на заседании споцшш-зированного совета по присудденшз ученой степани ваядо-дага юридических наук К-052.01.03 Академии ЦВД Рф (125Г71, ул.З.п АДосиодешьянскшс, 8).
С диссертацией исзио оанакоьшться в обзсй бифгпотсао Академии МВД РФ. '
Автореферат разослан ^^_ 1992г.
Учоний секретарь спецпалпвиропанного совета К-052.01.03 Акадешш ЦВД РО кандидат юридических паук, доцонт
В.И.Старков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЮШ
Актуальность теш. В период обновления Российской государственности важное значение приобретает проблема обеспечения прав человека. Одним из фундаментальных прав, предусмотренных ст.18 Всеобщей декларации прав человека и ст.18 Пакта о гравданских и политических правах, является право гражданина'на свободу вероисповедания^.
До 1985 года реализации этого права з России не удалялось должного внимания. Оно рассматривалось не самостоятельно, а в составе конституционного права на свободу совести, где акцент делался нэ па свободе вероисповедания, а на свобода атеизма. После 1985 года отношение государства к религии стало меняться. В 1990 году принимается Закон РСССР о овободе.вероисповеданийобеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне меддтгзродтлс. стандартов. С принятием этого закона разрешился цшгый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с трм его появление поставило немало holjc проблем. К наиболее оловнш из них относится проблема реализации права па свободу вероисповедания в местах лшшия свободы.
С одной оторопи, п соответствии о рассматриваемым законом начала склогнзаться определенная практика реалгзедип указанного права в.меотах лишения свобода. В основном . проктита обеспечения отправления религиозных обрядов.'Однако в отдельных местах практика пошла дальпэ касающихся-осулдсгапс: палоясний закона. Она стала охватывать обеопо-' ченио религиозного образования и другие аопепТы рмигпоз-пой деятельности. В этой оеязп возник ilanriJ усгяшсао орга-пизацлегашх п правовых вопросов отноептатьно обьег^з права
I/ , ■ Права человека // Сборник мзгшнародшй' договоров
'Нкэ~Йорк: ООН,. IS39. С.5, 30. 2/ Водопоаги Верховного. Совета я Съездов народных до-татоз FC5WP* 1990. В 21. Ст.240.
f
осужденных на свободу вероисповедания, создания оистшы правового регулирования его реализации и т.д.
Различные аспекты теории права на свободу вероисповедания^ рамках права на свободу совести,рассматривались . еще в трудах В.Д.Бонч-Бруевича, Л.П.Дьяконова, П.А.Красикова, А.Лунина, М.А.Рейснера, И.И.Стучки, С.Г.Струмшшна, К.Троицкого, Н.П.Фиолетова, П.В.Гидуляна, Н.Орлеанского, ЮДогана, Ф.Мегружана, Ф.М.Путинцева, И.Сухошпоева, E.H. Ярославского, В.Ф.Зыбковца, И.А.Крывалева, И.Л.Лаврецкого, М.М.Персица, Ы.И.Шахновича, М.А.Новикова, А.В.Портнова, «М.М.ШеИнмана. С 50-х до конца 80-х годов они затрагивались в работах ученых-юристов Н.Ь.Гаевой, Ы.Г.Кириченко, Ф.К.Лау-ринайтиса, Ю.А.Розенбаума, Ф.М.Рудинского, М.А.Шапиро, А.С.Ловинтеова.
Шесте с тем проблемы теории свободы вероисповедания die подучили далкного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащийся в местах лишения свободы. Среди.пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказшшая в 70-80-х годах ' А.А.Баляевш, А.А.Рябиншшм, А.Н.Игнатовым, А.Н.Фистииш, Б. Ф.Малаховым, суть которой сводилась к тому, что.посколь-ку церковь отдалена от государства, администрация'мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов п иной религиозной деятель^ • ностя.
Таким образом, актуальность выбранной диссертантом темы вытекает как ив острых практических, потребностей в обеспечении права осужденных па свободу вероисповедания, так и из научной неразработанности этой слокной социальной проблемы.
Объект п предмет исслелования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации права осужденных на свободу вероисповедания, а его предметом - определение системы правового регулирования, в котором нуждается рассматриваемые общественные отношения.
Цель и задачи исследование. Цель исследования -цгешлекснал научная разработка имеющей важное значение для обеспечения прав человека проблемы реализация права осуядешшх на свободу вероисповедания п мостах лишения свободы, подготовка предложения по совершенствованию правового регулирования в изучаемой области общественных отношений.
Указанная цель достигалась путш решения следуотлх' исследовательских задач:
- изучения социального назначения, сушостп п содержания права осужденных на свободу вероисповедания;
- исследования вопросов закрепления права осужденных на свободу ввропсповедания в законодательстве России;
- анализа сущности, содержания л стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания;
- выявления п анализа организационно-правовых вопросов соверпения осужденными к лиаопгаэ свободы религиозных обрядов, распространения религиозных взглядов, благотворитель-по?1 п другой религиозной деятельности;
- кослодогяппя возмогябстой соверэенотаовапия спстет.щ правового ригулпроваяпл процесса реализация права осужденных на свободу вероисповедания;
~ разработки когпгротшк реяомепдгцпй по организационно-правово?обгспочеппэ реалязнхшг права на свободу воропзпо-водппяяг ?> яолравлтязьяях учреждениях.
гобосног-'-ч:ос"т,;,патпготпппс розу^татов. Ойдомоюдойогпчз" счоИ сс"о':'с;'; псаюдоваигл й'тл г'отод дгдясттотссяого гатгз-Ъ'.атг::?. пспельзсп^пгто которого позволило рясскоярзтл сй-Ябстпогпгао огаопишп п изучаемой сфера зпшскмгД. от-реального ооотояшет обпостсз хюогояшю развшякщйся соцполь-пт.п" (Т)С"о::г.'(. В целях пслучсягя достозортиг^ л научно обссно-гтшшг: ';:с':п.~гпс::0 "злат^зог-ллсть г'огодт; гсссрг:--
ТИСКОГО. СГЗГСГОТОГО л ОРЯЕГПГГ.ТХПС-ПРЗГРЕСГО бШЖЗЗ» С73~'
т::ст!1чсс:;!Л "зспд, ? гтзгоди кои^рипо-соцпотогстоопого пс-ел.г~пг-7::~: о.чгоз, г'г;гу::гржг;:'гс. гнторвхг^совз'ггго.
Юридической базой исследования стали законодатель-нив и подзаконные нормативные акты Россия, использованы • международно-правовые документы, содержащие стандарты в • области прав ч&ловека, предупреждения преступности и об. ращения с правонарушителями.
Нарда с трудами по общей. теории права, автором использованы работы по религиоведению, социологии религия, ралигизной психологии и истории. Кроме того, соискатель опирался на труды А.Л.Ременсона, Б.С.Утевского, И.Н.Гер- • нета, С.В.Позншнева, И.Я.Зокницкого, З.А.Астемирова, , Н.Ф.Лучинского, Н.А.Стручкова, В.П.Артамонова, И.В.Жарова, А.И.Зубкова, А.Е.Наташе я, П.Г.Пономарева, В.И.Селиверстова и других ученых-пенитэнциаркстов.
Выводы и рекомендации диссертанта основаны на обобщения материалов анкетирования 400 верующих осундеш!ых, ( содержащихся в НТК общего, усиленного п строгого режимов ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД Тверского облисполкома, МВД республик в составе Российской Федерации: Кош, Башкортостан, Марий он. Проанкетировано такке 250 сотрудников ИТУ из различных регионов России. Опроиено и проинтервьюировано 67 священно- п церковнослужителей различных религий и'конфессий, непосредственно связанных с реализацией права осунденных на свободу вероисповедания.
Научная новизна исслелоппнкя заключается в том, что . впервые осуществлена комплексная разработка вагной с точки зрения прав человека проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.
В диссертационной работе впервые:
- проанализированы социальное назначение, сущность и содержание права осужденных на свободу вероисповедания, определены его структурные элементы, их содержание и взаимосвязь;
.- рассмотрены возможности и внесены конкретные рекомендации' по закреплению субъективных прав и законных интересов
осужденных в сфере свободы вероисповедания в Законе России о свободе вероисповеданий ;
- показаны сущность, содержание и стада:! процесса реализации права осувдетшх на свободу вероисповедания;
- раскрыт когяиекс организационно-правовых вопросов, возникших в связи с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания, намечены пути их решения; 1
- научно обоснованы предложения по совершенствовании системы правового регулирования процесса реализации права осужденных на свободу в'ероисповедания.
На защиту выносятся следующие полоаенид:
- под правом осужденных на свободу вероисповедания следует понимать закрепленную нормами законодательства о свободе вероисповеданий возможность законные путем удовлетворять свои религиозные потребности;
- вывод'о том, что право осужденных на свободу вероисповедания япляется элементом специального правового статуса осуждении, как права граздашша,роалпзуемого в- остаточном объеме; .
- необходимость закрепления закишнх интересов осужденных на религиозное образование, на распространение 'религиозных взглядов и на ."религиознух) благотворительную деятельности в законодательства о свободе вероисповеданий;
- теоретическое обоснованно реализации права осужденных на' свободу вероисповедания как процесса, направленного на достиленио цели удовлетворения религиозных потребностей неру-щих осужденных; -
- основные предложения по соверяенствованию правового 'регулирования процесса реализации права осузденншс па свободу вероисповедания. . •..
' Теоретическая п практическая зпзчлтлооть исследования. Теоретическое значение исследования состоит в научном обоспо-"гдшгл концепции правового регулирования реализации права . осупдошпсс па свободу вероисповедания, тоорзтлчсской разработке вслрссоз понятия права осупдегашх на свободу веройсио-зеданпя, процесса его реализации, определения- путей гг' 0Р5ДСГЗ сбсоночикя данного процесса в уейознях обяоЕяошзг
■деятельности исправительных учреждений. Разработанные автором теоретические вопроси реализации данного права вносят определенный вклад в развитие теории исправитолыю-трудового права на современном этапе исторического развития Росоии.
■Диссертация может послукцть стимулом к дальнейшему развитию ко!щепцш! реализации прав и свобод осужденных к лишению свобода, расширению и повышения качества исследований в этой области.
Практическое значение исследования состоит в том, что разработаны .предложения по соввряенствовашш скстеын правового регулирования реалиг лции права осундешпк на свободу вероисповедания, призванной . обеспечить его наиболее полное осуществление в практической детальности нес а лишении свободы,.
Содерлшщиеся в диссертационном исследовании теоретические вшзодц и практические предложения могут быть пспользо-ешш:
- при проведении научных исследований б области испра-витально-трудового права;
- в учебном процессе по курсам: "Исправительно-трудовое право",■"Социально-педагогпческие основы исправления ц перевоспитания осувдешшх", преподаваема в Академии и других учебных заведениях МВД РФ; •
- при совершенствовании законодательства, рогулирундего исполнение уголовных наказаний.
/пробапия результатов исследование. Основные положения диссертационной работы докладывались автором па двух научно-практических семинарах, проведенннх ГУВД ШЭД СССР п 1930 году совместно с предотавитолями отдела слуивнин ооуп-деннш Церкви АСД, состоявзихся в п.За с^сксм Тульской области 24 ниш и г,Москве - 9 сентября.
Основпив теоретические вывода и преклонения но реализации црава осужденных на свободу вероисповедания были предметом' рассмотрения на кафедре управления органЕлл, исполняющими наказания.Акадамни ШЭД РФ.
Материалы исследования докладывались автором участникам "круглого стола" на тему: "Церковь и пенитенциарная система", организованного редакцией газеты "Мегапалис-Континент" 12 февраля 1992 года в г.Москве,
Предложения по совершенствованию правового регулирования реализация права осужденных на свободу вероисповедания были учтены рабочей комиссией по подготовке проекта Уголовно-исполнительного кодекса РСССР.
Основные пояснения диссертация нами отражение в трех научных публикациях автора.
Структура п объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работа составляет 196 страниц машинописного- текста.
СОДЕРЖАНКЕ РАБОЙ
Во введения обосновывался выбор теми,- ее актуальность, определяются объект, предает, цель и задачи исследования, его методологическая п теоретическая база, формулируются ос-погтао положения, шпоспт/зго на защиту, раскрываются научная новизна п пракпгчеокал значимость результатов проведенного' исследования.
В первой глапо - "Понятно права осужденных на свободу зоропсповодангл и проблсш ого закрепления в законодательство Российской Фодорзцял" - рассмотрены ооцпальноо назначе--шю, суетссть и содержанло права осужденных к ляиспют свобода па сгзбоду зоропсповедспдя л проблсш ого зптгрсплеппя а законодательство Россйя. Ссцязльноо назначите права па свобод? верогсповадаппя обуслоялено ратаю ролшта: п.глзнл человека. С р:отсп этого полю одолеть вывод, что оно соотоят й удоггхоггэрсгпгп гсяягяожпгх погрэбпсстсЯ. вэрупзгп: ооупдонтс:. • Прппо слуглт сгоргтоЗ обейпочсппя удовлетворит! дашшх иотроб-иос^ой :,";ззз!шсЛ ссщшьзоЛ группы. Прггрнсхчо взрукж осу'ж-дчишес с;'бь.?:;га"'1 прпва на свободу взропспозгдаппя создает лротп~п прггдтсс:-:,-) основу ¡: упоре:шс?сть в сст, что дпнпоо право буде? реалпэовано.-
о
Проведенное исследование свидетельствует, что сущность права на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать- своей религии, жить согласно своим религиозным убездениям.
Степень реализации этой возможности зависит от юридического содержания рассматриваемого понятия. Исторический и сравнительно-правовой анализ законодательства о религиозных культах, проведенный автором, показывает, что содер-Еание права на свободу вероисповедания до принятия в 1990 году Закона РСФСР о свободе вероисповеданий сводилось в основном к праву на отправление религиозных культов. Принятый закон расширил содержание рассматриваемого права и включает в него следующие структурные Элементы: I) право на совершение религиозных обрядов л церемоний; 2) право на религиозное воспитание и образование;3)право на создание религиозных объединений; 4) право на распространение религиозных взглядов; 5) право на благотворительную и иную ралигиозную деятельность.
В процессе исследования установлено,, что в специальный правовой отатус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ранее включалось право на свободу вероисповедания. как право гражданина, реализуемое в остаточном объеме. Закреплялось оно нотами законодательства о религиозных культах, Указанным законодательством предусматривалось отправление некоторых (в основном индивидуальных) религиозно-культовых обрядов (исповедь или покаяние и др.), но не для всех осужденных, а только для тяжелобольных или умираэдих '. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий значительно расширил не только содержание права осужденных на свободу вероисповедания, но. и круг лиц, которым предоставлено это право. В соответствии о этим законом лица, лишенные
I/ .• Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апраля 1929г. Сг.353 (о измен, и допел., внесен. Указом ПВО РСФСР от 23 июня 1975г.) // 0 религии я церавигМ., 1976.. С.108.-Отыенено Постановлением ВС РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР б свободе вероисповеданий .
1
свободы, имеют право: I) совершать религиозные обряды; 2) получать, приобретать и пользоваться предметами рали-' гиозного культа и религиозной литературой.
Исходя из результатов проведенного исследования, автор обосновывает идею о. том, что. помимо двух закрепленных в Законе PCSCP о свободе вероисповеданий субъективных прав, касавшихся отправления религиозных обрядов, обеспечения религиозной литературой и предметами религиозного культа, осужденные деисты иметь законные интересы и в отношения некоторых видов иной религиозной деяталь-ности. Так, в соответствии с Законен PCSCP ö свободе вероисповеданий- администрации мест лиления свободы должно быть предоставлено право,с учетом режимных требований и реальных возможностей,разрозгать осужденным религиозное об--разосанио, распространение религиозных взглядов и занятие религиозной благотворительной деятельностью. Б этом случае у осужденных появятся законные интересы на реализацию составных элементов права на свободу вероисповедания;
. Во второй глпво - "Организационно-правовые проблемы реализации права осужденных па'свободу вероисповедания" -рассмотрены понятие процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания, организационно-правовые проблемы ооворяенил р лигпозных обрядов, приобретения и пользования религиозной литературой и'предметами религиозного пульта, религиозного образования,.распространена религиозных взглядов и религиозной благотворительной деятель--ности. . •
Проблема определения понятия, механизма, стадий реализации права ооужденпых.относится к числу довольно сложных. На нее пот ответа и в общей теории права. В связи с этил бкли проанализированы различные подходы к позволим вариантам регзепия этой задачи.
Исходя пз результатов проводепного исследования, под реализацией права осуждённых на свободу вероисповедания следует понялать регламентированный нормами.зеконодаталЬ-ства об исполнении йакезания в виде липения свободы процесс,
включающий в себя согласованные правомерные действия в врущих осужденных как субъектов права на свободу - ■ вероисповедания, органов, исполняющих наказание,и других лиц, направленный на достижение цали удовлетворения религиозных потребностей осужденных, исповедующих ту или иную веру, а также защиту этого права от посягательств.
Механизм реализации указанного права рассматривается автором как конкретная деятельность управомоченной и обязанной стороны на кандой из стадии процесса его реализации.
Вцделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповг ;ания позволяет: во-первых, обео-печить необходимую урегулированноеть процесса реализации ■етого права; во-вторых, в рамках.той или иной стадии, предметно определить место и напрашшшость кавдого средства, используемого в целях его реализации; в-третьих, конкретизировать решение, вопроса о создании кавдому верующему осужденному условий для осуществления этого права.
По мнению автора, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий: I) отадпп обращения осужденного за осуществлениач его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру); 2) стадии создания необходимых условий для практического осуществления права осуядегатх на свободу вероисповедания; 3) стадии защиты права в случае его нарушения.
Далее диссертант рассматривает механизм реализации' указанного права на кешдой ее стадии. Стадия . обращения осужденного за осуществлением права действия управо-моченной стороны, то есть осужденных,заключается в подаче ваявлепия, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответетвупдих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреаденлй: о) принимает заявления у ооукденных; б) разъясняет ооугдеянш их.права и обязанности, вытеказдле из их специального правового статуса; в) выясеяот особенности той религии, у ц о гору в исповедуют подавшю заявления; г) проводит кон-
сультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителе?! данной ралигни; о) выносит решение, оформленное в вздо приказа или распоряжения.
На второй стадии администрация решает вопросы, связанные с созданием материально-технических, организационно-правовых и финансовых условий для совершения веруэдимн осузденными религиозных обрядов и занятий ¡molí религиозной деятальности.
Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает есякпй раз, когда г.но нарушено либо когда при ого реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.
Диссертант поддерживает идею о необходимости устране-пия каких-либо ограничений в вопросах напрааления калоб, предложений и заявлений.
В этой не главе автор рассматривает проблемы создания условий для совершения религиозных обрядов. Диссертант но поддергивает мнение тех ученых, которые считают, что нерушим осужденным, лишенным свободы, следует разрезшть только совершение индивидуальных культовых обрядов, обссновц-глот споа течку зрения материалами исследования спехдааль-пой литературы и практики.
Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) но территории колоний воздвпга-ется дорогоетоя,дл0 церковные сооружения. Автор считает, что, во-первых, это противоречит заколу (ч.1У ст.22 Закона РСССР 0' свободо вероисповедания ), во-вторых, нарушаем принцип равноправия верущих осугдегашх различных религий, что сопрязено с копфмкггагш ситуациями па радпгиозпой почве. Бредставьто себе ситуацию, когда на территории коло-нпл в соответствия с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие рели* ч
гиозныо заведения. Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нувд верующих осужденных.
Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в МТУ и обеспечение их безо-посности, содействие верующим осуждышым в их приглашения; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ЭТУ; предоставление времени ворующим осуяденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных: мероприятий; организационно-правовое оформление ролигиозных общин верующих осужденных н некоторые иные.
В диссертации делается вывод, что священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе. Предлагается соответствующее дополнение Закона РСйСР о' свобода вероисповеданий' .
Для качественного решения вопросов, связатшх о осуществлением права на свободу вероисповедания, предлагается возложить на одного пз сотрудников воспитательного аппарата ПТУ обязанности по взаимодейотвпю о ралигиознц-1.ш организациями, проект которых разработан автором.
Иаиболео слояним в создании организациошшх условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выдал онно времени дня отгос целой представитатязл тех конфессий, религиозные обряда которых проводятся но в воскрос-ныа дни (дал мусульман - пятница, адвентистов седьмого . дня - суббота). Диссертантом обосновывается необходимостл освобождать верумоих осужденных,при наличии такой возмок-нооти, б эти дни от работ»
/штор предлагает юридически закрепить возможность создания религиозных групп в меотах лишения свободы. Еао-"сится предложение о дополнении Приборного положения о самодеятельных организациях и общеотвенногл фонде материальной, помощи осужденным в леправлтально-грудовцх колонке:
разделом о религиозных грушах (общинах) веру.сэдлх осужденных.
Подробно в диссертации анализируется ре^инне совых проблем, в первую очередь, связанное с оплэтсН тру. да священнослуяиталей и других представителей религиозных организаций. Отмечается, что в иастотев время ралпгноз-ное обслуживание осужденных сЕяпеннослухлтзлями осуществляется на безвозмездной основе. Однако при необходимости автор в качестве одного из путей решения данного вопроса предлагает возмещать эти расходы из специального фонда веруюцих осужденных.
В той же главе автор анализирует пути обеспечения ворующих осужденных религиозной литературой и предметами религиозного культа. Помимо существуэдих каналов ¡эс поступления (от родственнвдов, священнослужителей и других лиц, в посылках и бандеролях) соискатель предаагает организовывать их продаау через магазины ИТУ по безналичному расчету. Далается также вывод, что администрация ИТУ при формировании библиотечного фонда обязана учитывать потребности верующих осужденных.
Определенное внимание удалено освещению проблемы ралигиозного образования осужденных. Анализ слокиваейся практики в некоторых регионах России показывает, чго.в ИТУ для веруыцпх осужденных священнослукителями органи-• зуются воскресные школы и семинары. В одной из колоний Ленинградской области разрешено заочноо обучение верукпдах осужденных в Московской шеяей православной ей оде. Тем не менее, как показало исследование, ни ИТУ, ни церковь не готовы к массовой организации рищгтезного образования ворующих осужденных. Поэтому предлагается закрепить возможность отого образования в вида законного интереса осужденных, предоставив администрации ИТУ право разреиать им данное образование по мере создания необходимых условий.
В работе рассматриваются такга проблемы распространения религиозных взглядов верующими осужденными. Автор обоо-
повивает значимость этой разновидности религиозной дея-талыюсти, связанной с удоалетвороннем существующих религиозных потребностей. Исследование показало, что. пошило нопкспния'заметок в газеты и журналы религиозными группами выпускаются специальные стенные газети религиозного содержания, Б этой смзп предлагается внести необходимые дополнения с правила выпуска стенных газет, разрешающие выпуск таких газет.
Б сфоре свободы вероисповедания представляет интерес проблема религиозной благотворительной деятельности со стороны ворующих осужденных. С точки зрения религии благотворительность рассматривается как обязашюсть каждого веруицего. Трудности обеспечения религиозной благотворительной деятельности верующих осуждешшх связаны с там, что сна предполагает в числе различных форм п материальную помощь едпиоворцам. Автор предлагает разрешить верующим осужденным в необходимых, случаях передавать с согласия администрации своим единоверцам предметы и изделия, которые разрешено хранить осужденным.
,Тпетья главд - "Совершенотвованпа правового регулс-ровошш реализации права осувдошшх на свободу вероисповедания" - посвящена проблемам создания системы правового регулирования реализация рассматрива&чого права.
Исследование показало, что данная система должна состоять из трех уровней: I) правовое регулирование на уровне закона; 2) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов; 3) договорит: уровень.
Б предлагаема.! автором про о;; то огатьп Угаловпо-пспод-ш1т&чыюго кодекса пообящошшй обеспечению права осужденных па свободу вероисповедания,закрепляется обязанность цдмшшотрац;к по созданию необходимее иатерпашю-талпло-с1!ю:, оргалпзациошшх п финансовых условий доя роалиссдш данного права, как правило, за счет средств веругхсг-: осу;..-дешшх глл рзлпгкознкс организаций.
>Порядок создан»! о тих условий следует изло^ть ъ Есло-. ¡¿сник о нарядае роапкзацни права осуздсннцх па свободу ^зро-
исповедания, которое предлагает разработать соискатель. В этой связи он вносит конкретные рекет/ендеции по структуре и содерхашт данного нормативного акта. Кроме тсго, вносятся рекомендации, предусматрнвг.пцив основные патожв-пнл договора, заключаемого мецду ПТУ и религиозными оргп-ннзациями.
Автор раздлллог мнонпо ученых о том, что специальный правовой статус является межотраслевым, поэтому субъективные права и законные интересы могут устанавливаться нормами иных отраслой права. Прав.i осужденных на свободу вероисповедания устанавливается об^сггагдгисякм загоио -датачьствсм, :; с и:; р с т ¡ i з: i п. ?л; i; ü i ксноли^рпсишн пололс-ан г о свободе совести. Это отнюдь по умаляот ран: ззясиодатгль-ства об исполнении наказания в реализации данного права. Автор диссертации предяагаот.урегулировать процесс реализации указанного права в уголовно-исполнительном законодательство России. Такое "разделение1? правового регулирования но ослабляет, а наоборот, укрепляет правовое положение ссуэдсшшх л< лизсиаэ свобода. С одной оторопи, признанно ссутдгнных субыитамл прага на свободу поропепозедаппя п общегражданском законодательстве исключает различное толкование о нашил или отсутствии этого права прегдо гояго др^иачссдалл работниками, способствует четксг.у л полис:']' определенна правового статуса осуццешшх. С другой. -правовое регулирование процесса реализации указанного лрапа уголовно-испалнитальнкм законодательством поз'валяет Залео прои'зсспснально учесть шпяпио г/логочисленннх (faino-";ов па ого осуществление в условиях деятельности ПТУ, a raitso обсспбчпть исключение при этом нарусениЛ прав п закончат интересов других ссугдгшшх.
Пальзогаппа правом па свободу вероисповедания налагает па осужденного л определенные обязанности; верующие осуп-дшгпнэ обязаны, например, соблюдать установленный график посещения молитвенных кемнат, проводить групповыо религиоз-
Г7
нно меропрчл г::л только б установленное распорядком дня время, ¡и.тат!» нательные крестики (для христиан), изготов-леннне только заводским способом и из недрагоценных металлов и другие, которые должны быть закреплены в законодательстве об исполнении наказания в виде лишения свободы.
ОСНОВНЫЕ й!В0ДЫ К ПРВДОКЕШИ '
Проведенное исследование позволяет сдалать следую-пшо основные выводы. • ■ .
1. Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.
Социальное назначение его обусловлено рал*ю религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей воруицих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.
Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать, своей ралигии, жить согласно свои,! религиозным убеждениям.
Исходя из действующего законодательства содержание права осуядетшх складывается из следующих основных элементов: I) права совершать религиозные обряды; 2) права получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного культа.
2. В результате исследования установлено, что право осужденных на свободу вероисповедания яаляотся алог.тонто'л специального правового статуса осужденных, реализуемого как право гражданина в остаточном объеме. В этой связи право осужденных на свободу вероисповедания вытекает из конституционного права граждан на свободу совести п из .полог.ешш Закона РСФСР о - свобода вероисповеданий
1 3. Под реализацией права ооуадешшх'на свободу вероисповедания следует понимать регламентированный за;?онода-
телышмп и подзаконными нощами об исполнении наказания в виде лишения свободы процесс,•включающий в себя согласованные правомерные действия верующих осужденных как субъектов права на свободу вероисповедания, органов,исполняющих наказания,и других лиц, направленный на дссти-аение доли удовлетворения религиозных потребностей вэ-рущлх осузденных.
Данный процесс состоит из следующих стадий: I) стадии обращения осужденных за осуществлением права исповедовать религию; 2) стадии создания необходшчх условий для практического осуществления права на свободу вероисповедания; 3) стадии защиты права от посягательств.
4. Процесс реализации права осузденных на свободу вероисповедания нузпдается з правовом регулировании. Для осуществления такого регулирования необходшо создать соответствующую систему, которая долхна состоять из трех уровней: I) правовое регулирование на уровне законодательства об исполнении наказания в виде лишения свободы; 2) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов; 3) договорный уровень.
Исходя из результатов исследования, автор вносит следующие основные предложения.
I. Дополнить Закон РС2СР о свободе вероисповеданий :
а) в статье 9 "Светский характер системы государственного образования" ■ указанием на право администрации мест лишения свобода разрезать веруктдим осузденным, при наличии возможностей, получение религиозного образования;
б) в статье 15 "Право на религиозное убеждение" указанием на право администрации .мест лишения свободы, при наличии возможностей, разрешать верующим осужденным осуществляемую иод контролем администрации деятельность по распространению религиозных взглядов;
в) в статье 24 "Елаготворитальная деятельность и культурно-просветительская деятельность религиозных объединений" указанием на праЕО администрации мост лияе-ния свободы разрезать верующи осужденным и их общинам
осушестлять, при наличии возмолшостей п под контролем администрации, религиозную благотворительную деятельность.
Внесение этих дополнений позволит расширить содорга-ние права осужденных па свободу вероисповедания за счет . закрепления их закошшх интересов на религиозное образование, распространенно религиозных взглядов п религиозную благотворительную деятельность.
2. Дополнить проект Уголовно-исполнительного кодекса РФ статьей следующего содержания,
2ШШ> Обсспочониэ права ооугденннх па свободу вероисповедание
1) осунденнш, келавдш исповедовать религию, администрация исправительных учреждений в соответствии с правилами, устлноаленными Полокенпем о порядке реализации права ооукдишых на свободу вероисповедания, обязана создать необходимые условия, как правило, за счет ородств верущпх осужденных и религиозных организаций;
2) привлечения ралгачгозных организаций п отдельных овящешюолузшталей к деятельности по религиозному обслу--еивпшп) иорукщнх осужденных осуществляется администрацией исправительных учреждений, как правило, па договорной основе," ■
3) отправление религиозные обрядов к другая религиозная деятельность по дол;лш подущать правила внутреннего распорядка, а тпкао уак.01ягь права других лиц, отбипп::;!"^ наказании.
0. ГУШ МВД РФ разработать и ввести в действие Испокон ии о порядка реализации права осугдсшшх на сгобо/з • вероисповедания, в котором подробно роглсментировпть пог;> до;; реализации субъс:<тив1шх прав и заиогашх кв-геросоп осуздс'.пшх, входящих в содержание их правз на сеойол' ьора-пеповодакгл.
4, Дополнить Правило вгдгуска стешпг:: газе? г. о];гагаг-оацшг /едкопэредач в лспракиольно-урудов!::-; эдтопглх, тары.;:;:-:, следственш-х изоляторах и лечебно-грудп.м;:: ::рс V..-ла;;топ;"-:х цотхомсшге-м, разреза::-';!™* в:.7.тс:;агь стг.пккс-пс":;:г;го:;иого со;'ор;~ап."я,
' Основные пслоаения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1, К вопросу об обеспечении реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания // Правовые и организационные основы функционирования системы органов, испол-нявдгос Наказания: Сборшп< научных трудов/Академия МВД СССР." М., 1991. - 0,4 пл.
2, Священнослужитель вправе... // Московский церковный вестник/ Московская Патриархия. 1990. И 13, - 0,4 п.л.
3, Некоторые вопроси совершенствования обеспечения права осужденных на свободу вероисповвдшгая // Няукп и яэлпгил. 1992. й 6.- 0,3 п.л.
Виталий Николаевич Королев Корректор Л.А.Малютипна
Подписано в печать 15.04.92.
7сл.печ.л. 1,39. Тиран 65 экз.
Уч.-изд.л. 1,16.. Заказ ЙЧ-
Типография Академии ШЩ РФ, Москва