Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТОтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО»

На правах рукописи

005538578

Жданов Владимир Анатольевич

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРАВУ ВТО

12.00.10 - Международное право; Европейское право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

21 НОЯ 2013

Москва -2013

005538578

Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)» на кафедре международного права

Ануфриева Людмила Петровна

доктор юридических наук, профессор

Шумилов Владимир Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ», заведующий кафедрой международного права

Талимончик Валентина Петровна,

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры международного права

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Защита состоится «11» декабря 2013 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.02 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. O.E. Кутафина (МПОА)», по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени O.E. Кутафина (МГЮА).

Автореферат разослан « S » ноября 2013 г.

И. о. ученого секретаря диссертационного совета, доктор юридических наук, профессор

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

j^LЕ.С. Шугрина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Данная тема приобретает актуальность в связи с конкретными потребностями и масштабами современного экономического оборота: во Всемирной торговой организации (ВТО) 159 участников, в том числе с 22 августа 2012 года также и Российская Федерация. Стремительное развитие международной торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения, сформировавшейся в XX в. одновременно с появлением принципиально нового в истории человечества объекта, поставило перед участвующими сторонами -от частных лиц до целых государств - сложные и на сегодня далеко еще не решенные проблемы.

В середине XIX - начале XX веков результаты интеллектуального труда стали отвечать многим признакам обычных товаров. Технические средства использования произведений и область применения результатов интеллектуальной деятельности в промышленности перестали ограничиваться территориями отдельных стран, расширились коммерческие рынки. Возникла насущная необходимость в преодолении территориального характера и межгосударственном регулировании всей сферы использования и охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В настоящее время экономики всех развитых и многих развивающихся стран напрямую зависят от регулирования использования и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Значимость данной сферы торговли, а соответственно и ее правового регулирования, сегодня приобрела общенациональный и межнациональный, то есть международный масштаб. Например, в структуре экономики США те области, которые особенно зависят от данного регулирования (называемые IP-Intensive), занимают более 70%. А доход этой страны от внешней торговли только в сфере аудиовизуальных произведений ежегодно превышает десятки миллиардов долларов.

Таким образом, в современных условиях именно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию настоятельно требуется теоретический анализ не только юридического содержания и современного уровня регламентации использования аудиовизуальных произведений в странах-участницах ВТО, но и практика правоприменения соответствующих норм.

Для согласования имеющихся правовых основ регулирования международного сотрудничества в сфере торговли аудиовизуальными произведениями со сложившимися в пределах ВТО нормами (и, что не менее важно, практикой) Российская Федерация должна обладать четкой концепцией собственного дальнейшего развития в этой области. Внесение принципиальных изменений в законодательство, предназначенное для регламентации торговли правами на аудиовизуальные произведения и связанными с ними услугами, может базироваться лишь на фундаментальном изучении истории вопроса и объективной оценке сложившегося на сегодняшний день положения вещей, которое нельзя признать вполне удовлетворительным. Современная нормативная и теоретическая база в этой области правового регулирования достаточно основательна, однако не обладает всем потенциалом для решения многочисленных практических вопросов, составляющих смысл торговли правами именно на аудиовизуальные произведения в силу их специфики и особого места как среди других объектов авторского и смежных прав, так и среди прочих объектов международной торговли. В настоящее время даже в наиболее распространенных действующих международных договорах не существует единства в определении самого понятия «аудиовизуальное произведение».

Соответственно и способы использования аудиовизуальных произведений, то есть непосредственные рамки для конкретных международно-торговых сделок, не определяются исчерпывающим образом ни в национальном законодательстве отдельных стран, ни тем более в международных договорах. Нормы, закрепленные в международных актах, и в

первую очередь в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., относящиеся к основным имущественным правам на произведение, уже не могут охватить все многообразие технических возможностей использования произведений и, следовательно, прав на таковые. Очевидно, что благодаря техническому прогрессу число способов их использования будет увеличиваться, а за счет этого увеличится и разрыв между нормативной регламентацией и практикой торговли. Исходя из этого, необходимость систематизации накопленного государствами-участниками ВТО опыта в рамках процедур Органа по разрешению споров ВТО в исследуемой области и формулирование подходов для преодоления данных проблем представляются особенно актуальными.

Степень разработанности темы исследования. Общие и частные вопросы регулирования международной торговли, как и международно-правовые аспекты охраны авторских прав, рассматриваются и в фундаментальных трудах зарубежных и отечественных правоведов, и в научно-теоретических сборниках, и в профессиональных периодических изданиях. Учитывая вклад отечественной и зарубежной международно-правовой науки и признавая ее достижения, нужно отметить, что непосредственно проблемы, обусловленные темой диссертации, в центре внимания которой стоят аудиовизуальные произведения, затрагиваются исследователями лишь частично, к тому же только в некоторых работах.

Международно-правовой аспект представлен работами М.М.Богуславского, М.Н.Кузнецова, Ю.Г.Матвеева, В.П. Талимончик, В.П. Шатрова. Однако в силу объективных причин эти ученые не уделяли достаточно внимания конкретному направлению в исследовании проблемы -специфическому объекту интеллектуальной собственности и международной торговле в рамках системы ГАТТ/ВТО.

Работа «ВТО - торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность» под редакцией П.-Т. Штолля, Я. Буше и К. Аренд1 -представляет собой обширный и подробный комментарий Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс). Исследование немецкого автора И. Нимана «Интеллектуальная собственность в конкурирующих положениях международных договоров. Соотношение ВОИС и ВТО/ТРИПС»2 (2006) характеризуется обилием фактов и научной точностью исследования, близкого к теме настоящей диссертации. В этом труде, однако, вопросы международной торговли в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются в общем плане, а описание конкретных объектов сознательно исключается из сферы внимания, что не дает возможности представить в полноте не только регулирование использования аудиовизуальных произведений, но и авторских прав в целом. Одним из основополагающих трудов о правах на аудиовизуальные произведения с учетом международного аспекта является книга финского ученого М. Салоканнеля «Права на объекты аудиовизуального производства. Сравнительное исследование»3, изданная в 1997 г.

Нельзя не упомянуть и ряд диссертаций, так или иначе связанных с отдельными сторонами предмета исследования. В частности, в диссертации Н.Г. Якубовой «Международно-правовое регулирование аудиовизуальных услуг связи в рамках ВТО» (2010) поставлен вопрос о регулировании особого подсектора услуг связи в праве ВТО. Однако в аналитической части работы не рассматривается его основа - аудиовизуальные произведения. Даже с учетом того, что автор ограничил тему своего исследования понятием «аудиовизуальные услуги связи», полноценное раскрытие данной проблемы с

1 WTO - Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights / Edited by Peter-Tobias Stoll, Jan Busche and Katrin Arend. Leiden, 2009.

2 Niemann, l. Geistiges Eigentum in konkurrierenden völkerrechtlichen Vertragsordnungen: Das Verhältnis zwischen WIPO und WTO/TRIPS. Berlin, 2006.

3 Salokannel, M Ownership of Rights in Audiovisual Productions: A Comparative Study. The Hague, 1997.

позиций права ВТО представляется неполным без анализа правовой природы аудиовизуальных произведений.

Исследования С.Е. Кружалова «Аудиовизуальное произведение как объект авторского права» (2002) и П.В. Фомичева «Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения» (2006) не касаются международно-правовых аспектов охраны, использования или обмена правами на аудиовизуальные произведения. Кроме того, внимание диссертантов сосредоточено исключительно на кино- и телефильмах. В диссертации A.B. Горчакова «Правовая природа формата аудиовизуального произведения» (2013) рассматривается принципиально новый, ранее неизвестный и сложный объект, а именно - формат аудиовизуального произведения и правоотношения, возникающие по поводу его создания и дальнейшего использования, но лишь в контексте национального законодательства Российской Федерации и без обращения к праву ВТО.

Таким образом, при всей очевидной актуальности проблемы, поставленной в предлагаемой диссертации, на сегодня можно констатировать ее недостаточную изученность в доктрине международного права.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является углубление разделов науки международного права, касающихся регулирования международной торговли и «права ВТО», на примере специфического объекта - торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие непосредственные задачи диссертационного исследования:

определение сущности, основных характеристик понятия «права ВТО» и оценка его современного состояния;

анализ эволюции в становлении системы международно-правового регулирования международной торговли и системы международно-правового регулирования использования результатов творческой деятельности (с учетом

различий подходов в рамках англо-саксонской и континентальной правовых систем);

определение сущности, основных правовых характеристик аудиовизуального произведения и выявление коллизий и пробелов в системе международно-правового регулирования использования аудиовизуальных произведений в праве ВТО;

анализ мер государств-участников ВТО в области охраны авторских прав и иных мер на предмет соответствия обязательствам, принятым в рамках права ВТО.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы, вынесенной в формулировку темы.

Впервые в российском правоведении в объеме диссертационного исследования предпринимается анализ международно-правового регулирования международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО. Задача эта фактически не ставилась в исследованиях права ВТО, которые рассматривали регулирование международной торговли либо в контексте интеллектуальной собственности в целом, либо в контексте аудиовизуальных услуг. Многое нуждается в специальном анализе и в части практических аспектов регулирования международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения.

Впервые применен подход, при котором традиционно выделяемый в сфере интеллектуальной собственности (международного авторского права) объект рассмотрен комплексно и с точки зрения иных разделов права ВТО. Как правило, объекты международной торговли анализируются в рамках изучения какой-либо части международного торгового права (или чуть более узко -права ВТО). В настоящей работе используется иная модель: конкретный объект торговли рассматривается во всей полноте, без ограничения отдельным направлением в праве ВТО.

Для того чтобы сконцентрировать внимание на данном аспекте, который отличается принципиальной новизной, в диссертации совершена попытка

решения целого ряда побочных по отношению к основному замыслу задач. Так, анализ, основанный на хронологических началах, и вытекающее из него сопоставление документов разных исторических периодов прояснили определенные закономерности, свойственные развитию правового регулирования международной торговли в целом. Ход исследования по принципу «от общего к частному» подсказал существенные выводы, непосредственно относящиеся к практике и, что еще важнее, перспективам регламентации торговли в изучаемой сфере.

Таким образом, в настоящей работе впервые проводится комплексный анализ международно-правового регулирования международной торговли правами на аудиовизуальные произведения с рассмотрением специфических норм по торговле товарами и услугами в контексте норм об авторских правах.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой настоящего исследования стала современная доктрина международного права - та, какой она складывается в трудах ведущих современных правоведов-международников. В процессе работы диссертант опирался на монографии, базовые исследования и учебники, в том числе и созданные коллективами авторов. В первую очередь следует назвать специалистов в общей теории и истории международного права: это P.JI. Бобров, О.В. Буткевич, JI.H. Галенская, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, С.А. Малинин, А.П. Мовчан, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин, H.A. Ушаков, Д.И. Фельдман, C.B. Черниченко, Е.А. Шибаева и др.

Важнейшую часть теоретической основы диссертации составили труды по международному экономическому, международному торговому праву и праву ВТО: Л.П. Ануфриевой, М.М. Богуславского, Г.М. Вельяминова, И.И. Дюмулена, И.В. Зенкина, A.C. Смбатян, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилова; П. Босхе (Нидерланды), М. Бронкерса (Нидерланды), Й. Ваталя (Индия), Р.Н. Гарднера (Великобритания), В. Дэйви (США), Дж. Джексона (США), В. Дональдсон (Великобритания), П. Жюйара (Франция), В. Здука (Австрия),

Д. Карро (Франция), К. Кеннеди (США), Т. Коттье (Швейцария), Дж. Крума (США), С.Лестера (США), П. Мавроидиса (Греция), Б. Меркурио (США), Й. Поуеляйна (Нидерланды), П. Сазерленда (Ирландия), Т.П. Стюарта (США), М. Хердегена (Германия), М.Е. Фоотер (Нидерланды), Р. Худека (США), К. Шухардт (Германия), а также самый объемный на данный момент труд о ВТО, который объединил наиболее значительных авторов из многих стран: «Всемирная торговая организация: правовой, экономический и политический анализ» под редакцией П.Ф.Дж. Маркори, А.Е. Апплтона, М.Г. Пламмера4.

Исследования ученых США, европейских и иных стран позволили составить комплексное представление о современных подходах к проблемам регулирования использования объектов авторских прав и аудиовизуальных услуг именно с точки зрения международного права. Здесь следует выделить имена JI. Бентли (Великобритания), П. Голдстайна (США), К.Б. Гребёра (Швейцария), Й. Дрексля (Германия), К. Корреа (Аргентина), Т. Коттье (Швейцария), А. Кур (Германия), П. Мавроидиса (Греция), С. Рикетсона (Австралия) и др. Однако из трудов названных выше специалистов, а также многочисленных других проанализированных и учтенных в диссертации работ, разумеется, не складывается доктринальная система. При обращении к ним как к источнику ценной информации, а отчасти даже и признании выдвинутых концепций, тем не менее, всецело опираться на их выводы не представляется возможным.

Вместе с тем, необходимым фундаментом для разработки проблем регулирования международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО на современном уровне знания следует считать достижения исследователей значительно более раннего периода, среди которых в первую очередь надо упомянуть Я.А. Канторовича, Д.И. Мейера, A.A. Пиленко, И.А. Покровского, И.Г. Табашникова, Г.Ф. Шершеневича, а

4 The World Trade Organization: Legal, Economic and Political Analysis / Ed. by Patrick F.J. Macroiy, Arthur E. Appleton, Michael G. Plummer. New York, 2005.

также опередивших их германских ученых К.Ф. Айзельрора, Р. Клостерманна и И.С. Пюттера.

В течение XX в. многие ученые, развивая опыт тех предшественников, которые исследовали права литераторов, писали и о правах кинематографистов, что учтено в настоящей диссертации. Общие вопросы авторского права, освещенные в трудах Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.И. Корецкого, Е.А. Моргуновой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, также были учтены, несмотря на то, что проблему регулирования торговли правами следует понимать значительно более широко - как общую проблему, а проблему регулирования торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО - как специальную.

Нормативная база исследования. В качестве материала для исследования были использованы международные правовые акты в области торговли, а также интеллектуальной собственности, рассмотренные в их историческом развитии: это двусторонние и многосторонние соглашения, практика разрешения споров в системе ГАТТ/ВТО, национальные нормативно-правовые акты и судебная практика отдельных стран-участниц ВТО.

Из международных договоров, прекративших свое действие, использовались лишь те акты, которые демонстрируют зарождение основных принципов торговых отношений в международном праве: от договоров между городами Месопотамии Лагашем и Уммой, заключенных предположительно в период с 3100 по 2100 г. до н.э., до «зерновых» законов в Великобритании 1815-1846 гг., ибо именно с учетом этих актов впоследствии формулировались самые ранние документы по многостороннему регулированию международной торговли.

Нормативную базу для исследования составили ныне действующие международно-правовые соглашения «пакета ВТО», Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и иные договоры в области авторских и смежных прав, соглашения о свободной торговле

(прежде всего США с иными странами ВТО), а также национально-правовые акты стран-участниц ВТО: Закон об авторских и смежных правах США 1976 г., Закон об авторском праве, дизайне и патентах Великобритании 1988 г., Закон об авторском праве и смежных правах Германии 1965 г., Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1968 г. и другие источники (в том числе решения Органа по разрешению споров ВТО).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в диссертации, могут использоваться при проведении дальнейших — как научных, так и ориентированных на практику — исследований различных аспектов международно-правового регулирования использования аудиовизуальных произведений и в части охраны авторских прав, и в сфере торговли товарами и услугами, а особенно - в вопросах сближения данных областей регулирования.

Полученные автором результаты могут быть использованы в качестве: источника информации о результатах научно-теоретической деятельности на разных этапах правового регулирования международных отношений;

основы для уточнения регулирования в области торговли правами на аудиовизуальные произведения как на международно-правовом уровне, так и на уровне национального законодательства;

базы для оптимизации практической деятельности по реализации международной торговли в сфере прав на аудиовизуальные произведения.

Материалы диссертации могут быть применены в лекционных курсах и спецкурсах по предметам «Международное экономическое право», «Право международной торговли», «Право ВТО», «Право интеллектуальной собственности», «Международное авторское право».

Методология и методы исследования. В основу методологии исследования легли как общенаучные методы познания - диалектический и прогностический, системный анализ, классификация, дедукция, индукция, научное абстрагирование, аналогия, так и специальные - исторический,

сравнительно-исторический, логический, сравнительно-правовой,

статистический, формально-юридический.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Международная торговля в области прав на такой объект интеллектуальной собственности, как аудиовизуальные произведения, в праве ВТО регулируется прежде всего нормами, которые непосредственно касаются интеллектуальной собственности, а во вторую очередь - правилами поведения, определяющими основы торговли услугами и товарами. С учетом этого необходимо ввести в научный оборот понятие «правовой режим использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО», которое охватывает все аспекты регулирования данного явления в праве ВТО. Это служит противовесом устоявшимся в науке тенденциям рассматривать объекты интеллектуальной собственности, включая аудиовизуальные произведения, преимущественно в контексте охраны прав на них, а аудиовизуальные услуги, наоборот - без анализа норм об охране прав на указанные произведения.

2. Существующее международно-правовое регулирование торговли в области прав на аудиовизуальные произведения характеризуется недостаточностью и несовершенством, поскольку в нем отсутствуют как многие базовые понятия, так и ряд специфических. Эта причина, а также территориальный характер указанных прав, до сих пор обусловливают сохранение значительного влияния национального права на режим использования аудиовизуального произведения в праве ВТО. Тем не менее, именно в данном случае механизм правового регулирования, сочетающего в себе международно-правовые и национально-правовые элементы, в перспективах развития имеет тенденцию к вытеснению последних первыми.

3. Объективно сложившиеся условия для выделения категории «правовой режим использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО» лежат в основе фрагментации норм права ВТО, которое в свою очередь является примером фрагментации норм международного

экономического права. Это означает, что данное явление прогрессирует на разных уровнях развития международного права, выступая отражением современных потребностей и тенденций регулирования. В отечественной юридической науке имеет место оценка фрагментации международного права как негативного явления, дестабилизирующего основные элементы системы международного права и обусловливающего противоречия между его отраслями и институтами. Однако на самом деле фрагментация есть не что иное, как диверсификация и специализация норм, и это - объективный процесс, негативный только в том случае, когда он протекает бессистемно и неуправляем.

4. Совершенствование правового режима использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО требует с одной стороны -изменения действующего в ВТО классификатора услуг (Списка секторальной классификации), который не соответствует современному этапу развития международной торговли, и особенно - в сфере аудиовизуальных услуг. Здесь не содержатся определения перечисленных видов услуг, аудиовизуальные услуги по формальным признакам с трудом можно отграничить от телекоммуникационных услуг и от некоторых видов товаров, а отдельные виды аудиовизуальных услуг - один от другого.

С другой стороны, требуется обновление перечня исключительных прав на произведения, содержащегося в ТРИПс («право на передачу в эфир», «право на воспроизведение», «право на переделку», «право переводить и разрешать перевод», «право на прокат»), который не позволяет в достаточной мере выделить и разграничить новейшие способы использования аудиовизуальных произведений (от видов носителей до технологических сред).

Совершенствование данных разделов права ВТО представляется наиболее целесообразным в унифицированной форме. Основанием для построения классификации аудиовизуальных услуг мог бы стать перечень способов (правомочий) по использованию аудиовизуальных произведений, содержащийся в ТРИПс.

5. Наличие определенных проблем в регулировании международной торговли в сфере прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО в немалой степени обусловлено давними концептуальными различиями в доктрине и материальной регламентации в странах англо-саксонских и романо-германских правовых традиций.

Среди них выделяется вопрос о так называемых «моральных» правах авторов (право признаваться автором произведения, право на целостность произведения и др.), непризнание которых допустимо по праву ВТО, отчего они до сих пор практически не известны в ряде стран с крупным объемом производства аудиовизуальных произведений, но воспринимаются в качестве неотъемлемых во множестве других стран. Вследствие этого своевременной представляется выработка единообразного подхода к решению данного вопроса всеми государствами-участниками ВТО. Закономерным выражением этой идеи стала бы отмена положения ст. 9 ТРИПс, которое разрешает государствам не брать на себя обязательства по соблюдению ст. 6 bis Бернской конвенции (обеспечению «моральных прав»).

Апробация исследования. Основные положения, полученные в результате работы над исследованием, были изложены автором в докладах на научно-практических конференциях, проводимых в Московском государственном юридическом университете имени O.E. Кутафина (МГЮА) и Российском университете дружбы народов. Выводы, сформулированные в процессе анализа, также отражены в шести публикациях по теме диссертации, в том числе в двух изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Результаты проведенного исследования используются в практике работы Дирекции международных отношений Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и филиала ВГТРК «Внешнеэкономическое объединение «Совтелеэкспорт».

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, четыре главы, состоящие из двенадцати параграфов, заключение и список использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, анализируется состояние научной разработанности его темы, определяются цели и задачи исследования, описываются его теоретические, нормативные и методологические основы, раскрываются научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Понятие и основы права ВТО» состоит из двух параграфов и посвящена общей характеристике «права ВТО» как правового явления, определению его сущности и основных проблем, связанных с различными концепциями в подходах к нему, установлению состава его источников.

В § I «Статус Всемирной торговой организации (ВТО)» содержится характеристика указанной организации с точки зрения международного права.

В работе анализируются различные подходы к данному вопросу в доктрине и доказывается, что ВТО безусловно является международной межправительственной организацией по следующим признакам: она создана в соответствии с международным правом, учреждена и функционирует на основе международного договора (Соглашении об учреждении ВТО), осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности (международная торговля), имеет организационную структуру, имеет права и обязанности, автономна в своих решениях от государств-участников.

В § 2 «Сущность права ВТО» дано определение понятия «право ВТО», необходимое для осуществления задач диссертации: «Это система юридических принципов и норм в рамках международного торгового права,

являющегося подотраслью международного экономического права, закрепленных в Соглашении об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. (со всеми приложениями, сопутствующими актами и протоколами присоединения к ВТО государств) с учетом результатов их толкования в решениях ОРС ВТО».

На основании проведенного в данном разделе диссертации анализа сделан вывод о том, что «право ВТО», будучи частью международного права и подчиняясь нормам jus cogens, обладает некоторой обособленностью, тем самым являя собой пример фрагментации международного права.

Вторая глава «Эволюция и правовые основы регулирования использования аудиовизуальных произведений» состоит из четырех параграфов.

В § 1 «Формирование системы регулирования международной торговли» анализируется генезис и эволюция системы регулирования международной торговли до создания Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ), которое стало основным элементом в праве ВТО.

Значение международной торговли для человечества в целом и для международного права может быть результативно выявлено лишь на основе анализа системы регулирования международной торговли в ее развитии. Международная торговля - один из самых первых видов отношений, который регулировался международными договорами. Наиболее ранние из известных международных договоров содержали именно торговые нормы. Даже за несколько тысячелетий до н.э. международная торговля характеризуется достаточно высокой степенью организованности. В диссертации условно выделяются как значимые следующие этапы:

1) Начальный - с периода, предшествовавшего зарождению полноценных государств, до момента их становления; 2) развитый - с середины XVII в. до начала Первой мировой войны; 3) этап, предваривший появление многосторонней системы регулирования международной торговли, - после Первой мировой войны и до создания ГАТТ в 1947 г.

В диссертации подчеркивается, что торговля, как и экономическая деятельность в целом, существует в любом обществе и между любыми общностями, а ее международное регулирование возникает с появлением государства как такового. При этом регулирование международной торговли есть поступательный процесс, который уже с началом развитого этапа приобрел характеристики, присущие и современному периоду.

В § 2 «Использование результатов творческой деятельности: формирование системы регулирования» анализируется эволюция системы регулирования использования результатов творческой деятельности с момента выдачи первых государственных разрешений (привилегий) на печать книг в середине XV в. до появления первого многостороннего международного договора в этой области — Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., основная часть положений которой в настоящее время входит в право ВТО.

В работе отмечается, что подход к регулированию использования произведений как к «праву копировать» (copyright), получает развитие в Великобритании, а впоследствии - и в ее бывших колониях, в частности США и Австралии, то есть в странах «англо-саксонской правовой семьи». Во Франции же с конца XVII в. появляется иной подход к регулированию использования произведений под названием «право автора» («droit d'auteur»). Правомочия, им охватываемые (признаваться автором, первое издание своего произведения и другие), часто называют «моральными», «личными», «неимущественными» и «личными неимущественными» правами. В странах англо-саксонских правовых традиций они предоставляются ограниченно, что до сих пор является существенной проблемой в международной торговле, базирующейся на праве ВТО.

В § 3 «Регулирование использования объектов интеллектуальной собственности в праве ГАТТ/ВТО» поставлен вопрос об интеллектуальной собственности в период существования ГАТТ до Уругвайского раунда переговоров (начавшегося в 1986 г.).

На основе пристального рассмотрения всего комплекса внутренних документов ГАТТ, относящихся к данному периоду, в диссертации констатируется, что в вопросе об использовании интеллектуальной собственности не было единства мнений не только по поводу необходимости его регулирования в системе ГАТТ, но и о его сущности: представители некоторых государств даже относили нормы об охране прав на интеллектуальную собственность к нетарифным барьерам в международной торговле.

При этом подчеркивается, что лишь в рамках Уругвайского раунда переговоров (1986-1994 гг.) подход стал меняться: охрана интеллектуальной собственности (как промышленной, так и авторских и смежных прав) все-таки рассматривается как неотъемлемый комплекс обеспечения свободной международной торговли. В отношении аудиовизуальных произведений это выражается в инкорпорации «материально-правовых» положений Бернской конвенции 1886 г. в текст входящего в состав права ВТО Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс).

В § 4 «Аудиовизуальное произведение как особый объект интеллектуальной собственности» представлен анализ правовой природы последнего.

Фактически аудиовизуальное произведение начинает рассматриваться как объект, права на который охраняются, через десять с лишним лет после своего возникновения в 1895 г. Однако уже с 1908 г. оно появляется в перечне объектов Бернской конвенции 1886 г. - существенно раньше, чем во многих национальных законодательствах. Диссертант доказывает, что раннее признание аудиовизуального произведения в этом многостороннем международном договоре есть одна из причин, приведших к тому, что в настоящий момент оно занимает отдельное место в списках охраняемых нематериальных объектов (объектов интеллектуальной собственности) большинства участников ВТО, хотя в остальном эти списки не всегда сходятся.

Вместе с тем определения «аудиовизуального произведения» нет ни в праве ВТО, ни в иных действующих международных договорах. Представляется, что именно это позволяет государствам-членам ВТО, не нарушая свои международно-правовые обязательства, на национальном уровне вводить термины, которые частично противоречат друг другу.

Третья глава «Международно-правовое регулирование государств-членов ВТО в области использования аудиовизуальных произведений» состоит из четырех параграфов.

В § 1 «Регулирование торговли товарами в праве ВТО» анализируется Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ).

В качестве наиболее значимых принципов данного международного договора выделены и исследованы: принцип наибольшего благоприятствования, использование таможенного тарифа в качестве главного инструмента регулирования международной торговли, принцип национального режима, отмена количественных ограничений, прозрачность государственного регулирования международной торговли.

На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что вышеуказанные принципы являются определяющими для всего права ВТО. При этом диссертант не придерживается позиции, в соответствии с которой в ряд основных принципов системы ГАТТ/ВТО можно включить принцип либерализации международной торговли, поскольку, как выявлено во второй главе диссертации, это есть идея и соответствующая концепция государственной политики, объективной формой выражения которой стало ГАТТ, а впоследствии - «пакет ВТО». Остальные же принципы основываются на данной концепции и являются инструментами, которые необходимы для ее полноценной реализации.

Отмечается также важная особенность ГАТТ, которая позволяет адаптировать его для применения между государствами с кардинально различающимся уровнем экономического и социального развития, - система исключений из вышеуказанных принципов.

В § 2 «Регулирование торговли услугами в праве ВТО»

анализируются Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), а также проблемы соотношения ГАТС и ГАТТ в сфере использования аудиовизуальных произведений.

Подчеркивается, что для международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения оно имеет особое значение, так как регулирует некоторые виды их использования: производство и распространение кино- и видеофильмов, прокат кинофильмов, радио и телевидение, передачи радио- и телевизионных программ.

Главное отличие механизма регулирования ГАТС от ГАТТ и других международных договоров состоит в том, что количество и глубина обязательств по нему определяется каждым государством в списке обязательств и изъятий. В данном подсекторе государства-участники ВТО до сих пор оставляют возможности для применения протекционистских мер, о чем свидетельствует провал переговоров по либерализации торговли услугами в аудиовизуальной сфере в рамках Дохийского раунда.

В качестве одной из сложностей регулирования международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения в работе отмечено отсутствие четкого разграничения в сферах действия ГАТС и ГАТТ по причине того, что в праве ВТО отсутствуют определения терминов «товар» и «услуга», а также разновидностей услуг. Устоявшийся в практике ОРС ВТО подход, позволяющий применять в рамках спора как одно из соглашений, так и оба одновременно, является казуистичным.

Специальное внимание в работе уделяется тому факту, что в отношении «аудиовизуальной сферы» торговли распространено мнение, будто при участии в торговле материального носителя, содержащего аудиовизуальное произведение, можно говорить о торговле товарами (а иногда одновременно и услугами), а без участия такового - только о торговле услугами. В реальности это может приводить к противоречивым ситуациям, когда, например, в зависимости от технологического способа доставки произведения до одного и

того же места - домашнего экрана пользователя - в одном случае национальное регулирование должно соответствовать ГАТТ, а в другом - ГАТС. Сложность ситуации состоит также в нечеткости отграничения некоторых аудиовизуальных услуг от телекоммуникационных услуг, которые в большей степени либерализованы, а также некоторых видов аудиовизуальных услуг друг от друга.

В диссертации в качестве возможного подхода для решения данных проблем предлагается унификация видов аудиовизуальных услуг в рамках ГАТС и способов использования произведений (имущественных прав) из ТРИПс. Разумеется, это потребовало бы не только изменения Списка секторальной классификации услуг, но и обновления списка и описаний способов использования произведений в ТРИПс.

В § 3 «Регулирование охраны прав авторов и иных правообладателей в праве ВТО» детально анализируется Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс), а также его взаимосвязь с многосторонними и двусторонними международными договорами в области охраны авторских и смежных прав, прежде всего с Бернской конвенцией 1886 г., к которой ТРИПс текстуально отсылает в части охраны прав аудиовизуальных произведений.

В качестве важных отличительных черт Соглашения отмечены: 1) наличие конкретных минимальных стандартов регулирования, общих для всех членов ВТО; 2) отсутствие (неприменение) концепции прогрессивной либерализации, основополагающей для права ГАТТ/ВТО; 3) инкорпорация в текст Соглашения существенной части другого международного договора -Бернской конвенции 1886 г.; 4) описание использования объектов авторских и смежных прав, промышленной собственности и отдельно - принципов судебных, административных и таможенных мер защиты указанных прав; 5) наличие описания прав права частных лиц, а не государств, что нехарактерно для права ГАТТ/ВТО.

В диссертации подчеркивается, что последний признак не означает прямого действия норм ТРИПс в отношении частных лиц, а касается лишь формулировок их прав. Вопрос о непосредственном применении норм ТРИПс зависит от позиции каждого конкретного государства. Существуют случаи применения отдельных положений ТРИПс судами стран-участниц ВТО, что, однако, не позволяет распространять данный подход на право ВТО в целом.

В § 4 «Решения ОРС ВТО» рассматривается вопрос влияния решений Органа по разрешению споров ВТО (ОРС) на содержание регулирования международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения.

В работе выявлено, что основные принципы и многие конкретные правила были сформулированы в практике разрешения разногласий в системе ГАТТ задолго до того, как они были формализованы в виде международного договора «пакета ВТО». Соответственно, с данных позиций и следует подходить к анализу нынешней практики в области регулирования торговли правами на аудиовизуальные произведения и художественные произведения в целом.

Четвертая глава «Право ВТО и национально-правовое регулирование международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения» состоит из двух параграфов.

В § 1 «Регулирование в сфере охраны авторских прав на аудиовизуальные произведения» анализируется соответствующее законодательство государств-членов ВТО на предмет соответствия их обязательствам по праву ВТО.

Диссертантом выделены те аспекты данной темы, которые формируют основу правового режима использования аудиовизуальных произведений в праве ВТО: определение первичного обладателя прав на аудиовизуальные произведения; сроки охраны прав на аудиовизуальные произведения; личные права авторов аудиовизуальных произведений; имущественные права авторов и

иных правообладателей применительно к аудиовизуальным произведениям и примеры развития терминологии данных прав.

Проблема неурегулированности некоторых сегментов международных общественных отношений на уровне права ВТО с особой очевидностью выражена в сфере охраны авторских и смежных прав. Так, в работе выявлено, что в соответствии с ТРИПс:

1) первичным правообладателем прав на произведение является автор, однако в Соглашении не установлено, кто конкретно может быть автором (физическое или юридическое лицо), степень творческого вклада отдельного лица и т.п.;

2) до сих пор допускается возможность непризнания моральных прав авторов;

3) устарели список и форма классификации имущественных прав на использование аудиовизуального произведения.

Данные обстоятельства позволяют государствам в целом соблюдать обязательства, взятые ими на себя в соответствии с правом ВТО, но общее описание таковых в ТРИПс позволяет им вводить кардинально разнящиеся инструменты и типы регулирования на национальном уровне.

В § 2 «Регулирование использования аудиовизуальных произведений, не связанное с охраной авторских прав» анализируется соответствующее законодательство государств-членов ВТО на предмет соответствия их обязательствам по праву ВТО.

На данный аспект, релевантный для международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения, также распространяется проблема неурегулированности на уровне права ВТО. Как было подчеркнуто в предшествующих разделах диссертации, борьба с протекционизмом (либерализация) в международной торговле - главная задача ВТО. Однако в определенной степени протекционизм допускается, причем торговля в сфере аудиовизуальных произведений в этом смысле является особым и характерным примером.

Дело в том, что в остальных направлениях права ВТО друг другу противостоят развитые и развивающиеся страны. Здесь же фактически сталкиваются интересы группы наиболее значимых экспортеров аудиовизуальной продукции - с одной стороны, и США - с другой. По этой причине государства (за исключением США) не стремятся углублять и расширять свои обязательства в соответствии с ГА ТС и, не нарушая норм права ВТО, соответственно применяют протекционистские меры для защиты национальных производителей и культуры в аудиовизуальной сфере.

В Заключении подводятся итоги исследования и излагаются основные выводы.

По теме диссертации были опубликованы следующие работы (общим объемом 2 п.л.):

1. Жданов В.А. Проблемы международно-правового регулирования торговли в области авторских и смежных прав // Актуальные проблемы современного международного права: материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 9-10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. Часть II. М., 2011. С. 179 - 184 -(0,3 пл.).

2. Жданов В.А. Актуальные проблемы международно-правового регулирования торговли в области авторских и смежных прав // Традиции и новации в системе современного российского права: сборник тезисов международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. М., 2011 С. 375-377. - (0,1 п.л.).

3. Жданов В.А. Двусторонние соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере между государствами-членами ВТО // Традиции и новации в системе современного российского права: сборник тезисов международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. М., 2012. С. 425 -426.-(0,1 пл.).

4. Жданов В.Л. Развитие регулирования международной торговли в области прав на объекты интеллектуальной собственности в праве ГАТТ/ВТО // Актуальные проблемы российского права. М., 2012, № 4 (25), 2012. С. 315 -325.-(0,7 пл.).

5. Жданов В.А. Регулирование использования аудиовизуальных произведений по праву ВТО // Международное публичное и частное право. М., 2013, №2. С. 6-8. - (0,4 пл.).

6. Жданов В.А. Генеральное соглашение по торговле услугами как основа многостороннего регулирования международной торговли услугами // Международное право и международные отношения: сборник статей / Отв. ред. Е.Г. Моисеев. М., 2013. С. 116-126. - (0,4 пл.).

Подписано в печать: 08.11.13 Тираж: 150 экз. Заказ № 998 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект д.74 (495)790-47-77 www.regiet.ru

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
«Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО»

На правах рукописи

Жданов Владимир Анатольевич

04201451782

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРАВУ ВТО

12.00.10 - Международное право; Европейское право

диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................5

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВА ВТО.................................................21

§ 1. Статус Всемирной торговой организации (ВТО).......................................21

§2. Сущность права ВТО......................................................................................25

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ......................37

§1. Формирование системы регулирования международной торговли..........40

1.1. Регулирование международной торговли на начальном этапе............40

1.2. Становление развитой системы регулирования международной торговли..............................................................................................................44

1.3. Правовые основы современной многосторонней системы регулирования международной торговли.......................................................50

§2. Использование результатов творческой деятельности: формирование системы регулирования........................................................................................55

2.1. Регулирование прав авторов....................................................................55

2.2. Англо-саксонская традиция авторского права.......................................59

2.3. Романо-германская (континентальная) традиция авторского права ...62

2.4. Иные страны...............................................................................................65

§3. Регулирование использования объектов интеллектуальной собственности в праве ГАТТ/ВТО.......................................................................68

3.1. Интеллектуальная собственность в рамках ГАТТ до начала подготовки к Уругвайскому раунду................................................................68

3.2. Интеллектуальная собственность в рамках ГАТТ в ходе подготовки к Уругвайскому раунду........................................................................................73

§4. Аудиовизуальное произведение как особый объект интеллектуальной собственности.......................................................................................................78

4.1. Возникновение регулирования использования аудиовизуальных произведений......................................................................................................78

4.2. Классификация объектов авторских и смежных прав...........................81

4.3. Понятие аудиовизуального произведения..............................................88

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ВТО В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ..95

§ 1. Регулирование торговли товарами в праве ВТО.........................................95

§2. Регулирование торговли услугами в праве ВТО.........................................101

2.1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)....................101

2.2. Взаимодействие ГАТТ и ГАТС.............................................................111

§3. Регулирование охраны прав авторов и иных правообладателей в праве ВТО........................................................................................................................115

3.1. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс)...................................................................................115

3.2. Бернская конвенции по охране литературных и художественных произведений....................................................................................................125

3.3. Взаимодействие ТРИПс с иными многосторонними международными договорами в области охраны авторских и смежных прав.........................132

3.4. Взаимодействие ТРИПс с двусторонними международными договорами.......................................................................................................137

§4. Решения ОРС ВТО.........................................................................................141

ГЛАВА 4 ПРАВО ВТО И НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................................................150

§ 1. Регулирование в сфере охраны авторских прав на аудиовизуальные произведения........................................................................................................151

1.1. Первичные обладатели прав на аудиовизуальное произведение.......151

1.2. Сроки охраны прав на аудиовизуальные произведения.....................157

1.3. Личные права авторов аудиовизуальных произведений.....................159

1.4. Имущественные права авторов и иных правообладателей.................163

1.5. Терминология, используемая в международной торговле правами на аудиовизуальные произведений при описании способов их использования..................................................................................................168

§2. Регулирование, не связанное с охраной прав в сфере торговли товарами и услугами................................................................................................................175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................183

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ...................................................................193

1. Нормативные и иные документы...................................................................193

2. Научная и учебная литература на русском языке........................................202

3. Научная и учебная литература на иностранных языках..............................212

4. Интернет ресурсы............................................................................................221

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Данная тема приобретает актуальность в связи с конкретными потребностями и масштабами современного экономического оборота: во Всемирной торговой организации (ВТО) 159 участников, в том числе с 22 августа 2012 года также и Российская Федерация. Стремительное развитие международной торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения, сформировавшейся в XX в. одновременно с появлением принципиально нового в истории человечества объекта, поставило перед участвующими сторонами - от частных лиц до целых государств - сложные и на сегодня далеко еще не решенные проблемы.

В середине XIX - начале XX веков результаты интеллектуального труда стали отвечать многим признакам обычных товаров. Технические средства использования произведений и область применения результатов интеллектуальной деятельности в промышленности перестали ограничиваться территориями отдельных стран, расширились коммерческие рынки. Возникла насущная необходимость в преодолении территориального

а

характера и межгосударственном регулировании всей сферы использования и охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В настоящее время экономики всех развитых и многих развивающихся

стран напрямую зависят от регулирования использования и охраны прав на

объекты интеллектуальной собственности. Значимость данной сферы

торговли, а соответственно и ее правового регулирования, сегодня приобрела

общенациональный и межнациональный, то есть международный масштаб.

Например, в структуре экономики США те области, которые особенно

зависят от данного регулирования (называемые IP-Intensive), занимают более

70%. А доход этой страны от внешней торговли только в сфере

5

аудиовизуальных произведений ежегодно превышает десятки миллиардов долларов.

Таким образом, в современных условиях именно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию настоятельно требуется теоретический анализ не только юридического содержания и современного уровня регламентации использования аудиовизуальных произведений в странах-участницах ВТО, но и практика правоприменения соответствующих норм.

Для согласования имеющихся правовых основ регулирования международного сотрудничества в сфере торговли аудиовизуальными произведениями со сложившимися в пределах ВТО нормами (и, что не менее важно, практикой) Российская Федерация должна обладать четкой

концепцией собственного дальнейшего развития в этой области!'Внесение

í

принципиальных изменений в законодательство, предназначенное для регламентации торговли правами на аудиовизуальные произведения и связанными с ними услугами, может базироваться лишь на фундаментальном изучении истории вопроса и объективной оценке сложившегося на

А

сегодняшний день положения вещей, которое нельзя признать вполне удовлетворительным. Современная нормативная и теоретическая база в этой области правового регулирования достаточно основательна, однако не обладает всем потенциалом для решения многочисленных практических вопросов, составляющих смысл торговли правами именно на аудиовизуальные произведения в силу их специфики и особого места как среди других объектов авторского и смежных прав, так и среди прочих объектов международной торговли. В настоящее время даже в "наиболее распространенных действующих международных договорах не существует единства в определении самого понятия «аудиовизуальное произведение».

Соответственно и способы использования аудиовизуальных произведений, то есть непосредственные рамки для конкретных международно-торговых сделок, не определяются исчерпывающим образом ни в национальном законодательстве отдельных стран, ни тем более в международных договорах. Нормы, закрепленные в международных актах, и в первую очередь в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., относящиеся к основным имущественным правам на произведение, уже не могут охватить все многообразие технических возможностей использования произведений и, следовательно, прав на таковые. Очевидно, что благодаря техническому прогрессу число способов их использования будет увеличиваться, а за счет этого увеличится и разрыв между нормативной регламентацией и практикой торговли. Исходя из этого, необходимость систематизации накопленного государствами-участниками ВТО опыта в рамках процедур Органа по разрешению споров ВТО в исследуемой области и формулирование подходов для преодоления данных проблем представляются особенно актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. Общие и частные вопросы регулирования международной торговли, как и международно-правовые аспекты охраны авторских прав, рассматриваются и в фундаментальных трудах зарубежных и отечественных правоведов, и в научно-теоретических сборниках, и в профессиональных периодических изданиях. Учитывая вклад отечественной и зарубежной международно-правовой науки и признавая ее достижения, нужно отметить, что непосредственно проблемы, обусловленные темой диссертации, в центре внимания которой стоят аудиовизуальные произведения, затрагиваются исследователями лишь частично, к тому же только в некоторых работах.

Международно-правовой аспект представлен работами М.М. Богуславского, М.Н. Кузнецова, Ю.Г. Матвеева, В.П. Талимончик,

В.П. Шатрова. Однако в силу объективных причин эти ученые не уделяли

достаточно внимания конкретному направлению в исследовании проблемы -

!

специфическому объекту интеллектуальной собственности и международной торговле в рамках системы ГАТТ/ВТО.

Работа «ВТО — торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность» под редакцией П.-Т. Штолля, Я. Буше и К. Аренд1 -представляет собой обширный и подробный комментарий Соглашения по

торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс).

»1

Исследование немецкого автора И. Нимана «Интеллектуальная

! н

собственность в конкурирующих положениях международных договоров. Соотношение ВОИС и

ВТО/ТРИПС»' (2006) характеризуется , обилием фактов и научной точностью исследования, близкого к теме настоящей

диссертации. В этом труде, однако, вопросы международной торговли в

>

сфере интеллектуальной собственности рассматриваются в общем плане, а описание конкретных объектов сознательно исключается из сферы внимания, что не дает возможности представить в полноте не только регулирование использования аудиовизуальных произведений, но и авторских прав в целом.

ч

Одним из основополагающих трудов о правах на аудиовизуальные

V»,

произведения с учетом международного аспекта является книга финского ученого М. Салоканнеля «Права на объекты аудиовизуального производства. Сравнительное исследование» , изданная в 1997 г.

Нельзя не упомянуть и ряд диссертаций, так или иначе связанных с отдельными сторонами предмета исследования. В частности, в диссертации Н.Г.Якубовой «Международно-правовое регулирование аудиовизуальных

1 WTO - Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights / Edited by Peter-Tobias Stoll, Jan Busche and Katrin Arend. Leiden, 2009.

2 Niemann, I. Geistiges Eigentum in konkurrierenden völkerrechtlichen Vertragsordnungen: Das Verhältnis zwischen WIPO und WTO/TRIPS. Berlin, 2006.

3 Salokannel, M. Ownership of Rights in Audiovisual Productions: A Comparative Study. The Hague, 1997.

услуг связи в рамках ВТО» (2010) поставлен вопрос о регулировании особого подсектора услуг связи в праве ВТО. Однако в аналитической части работы не рассматривается его основа — аудиовизуальные произведения. Даже с учетом того, что автор ограничил тему своего исследования понятием «аудиовизуальные услуги связи», полноценное раскрытие данной проблемы с позиций права ВТО представляется неполным без анализа правовой природы аудиовизуальных произведений.

Исследования С.Е. Кружалова «Аудиовизуальное произведение как объект авторского права» (2002) и П.В. Фомичева «Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения» (2006) не касаются международно-правовых аспектов охраны, использования или обмена правами на аудиовизуальные произведения. Кроме того, внимание диссертантов сосредоточено исключительно на кино- и телефильмах. В диссертации A.B. Горчакова «Правовая природа формата аудиовизуального произведения» (2013) рассматривается принципиально новый, ранее неизвестный и сложный объект, а именно - формат аудиовизуального произведения и правоотношения, возникающие по поводу его создания и дальнейшего использования, но лишь в контексте национального законодательства Российской Федерации и без обращения к праву ВТО.

Таким образом, при всей очевидной актуальности проблемы, поставленной в предлагаемой диссертации, на сегодня можно констатировать ее недостаточную изученность в доктрине международного права.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является углубление разделов науки международного права, касающихся регулирования международной торговли и «права ВТО», на примере

специфического объекта - торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие непосредственные задачи диссертационного исследования:

определение сущности, основных характеристик понятия «права ВТО» и оценка его современного состояния;

анализ эволюции в становлении системы международно-правового регулирования международной торговли и системы

ч

международно-правового регулирования использования результатов творческой деятельности (с учетом различий подходов в рамках англосаксонской и континентальной правовых систем); ,

определение сущности, основных правовых характеристик аудиовизуального произведения и выявление коллизий и пробелов в системе

международно-правового регулирования использования аудиовизуальных

\

произведений в праве ВТО;

анализ мер государств-участников ВТО в области охраны

(

авторских прав и иных мер на предмет соответствия обязательствам, принятым в рамках права ВТО.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы, вынесенной в формулировку темы.

Впервые в российском правоведении в объеме диссертационного исследования предпринимается анализ международно-правового регулирования международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО. Задача эта фактически не ставилась в исследованиях права ВТО, которые рассматривали регулирование международной торговли либо в контексте интеллектуальной собственности в целом, либо в контексте аудиовизуальных услуг. Многое нуждается в специальном анализе и в части практических аспектов

регулирования международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения.

Впервые применен подход, при котором традиционно выделяемый в сфере интеллектуальной собственности (международного авторского права) объект рассмотрен комплексно и с точки зрения иных разделов права ВТО. Как правило, объекты международной торговли анализируются в рамках изучения какой-либо части международного торгового права (или чуть более узко - права ВТО). В настоящей работе используется иная модель: конкретный объект торговли рассматривается во всей полноте, без ограничения отдельным направлением в праве ВТО.

Для того чтобы сконцентрировать внимание на данном аспекте, который отличается принципиальной новизной, в диссертации совершена попытка решения целого ряда побочных по отношению к основному замыслу задач. Так, анализ, основанный на хронологических началах, и вытекающее из него сопоставление документов разных исторических периодов прояснили определенные закономерности, свойственные развитию правового регулирования международной торговли в целом. Ход исследования по принципу «от общего к частном�

2015 © LawTheses.com