Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Астапенко, Павел Николаевич, кандидата юридических наук

Введение.3-

Глава 1. Римское императорское законодательство IV века о церкви.25

1.1. Состояние и развитие римского права к началу IV века н. э.25

1.2. Структура и классификация императорского законодательства о церкви.38

Глава 2. Формирование канонического права .61

2.1. Закрепление правового статуса христианской (католической) церкви.61

2.2. Нормативно-правовое регулирование устройства и функционирования церкви.94

2.3. Регламентация взаимоотношений христианской церкви с другими религиозными объединениями. 109

2.4. Религиозные преступления в системе императорского законодательства о церкви.121

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического права"

Актуальность темы диссертационного исследования. Каноническое право неотделимо от истории возникновения и развития христианства. Многие перипетии во взаимоотношениях государства и христианства можно объяснить только процессом "врастания" христианской церкви в систему римского права и формированием новых правовых норм, получивших название канонического права.

Римское право - наиболее совершенная система права, принципы и нормы которой стали основой функционирования большинства современных правовых систем. Поэтому осмысление проблем, связанных с римским правом, уже по сути своей является остроактуальным и представляющим интерес для любого общества, в особенности, когда речь идет о формировании уникальной правовой системы - канонического права — религиозной (иррациональной) по содержанию, но типичной (для романо-германской) по структуре и форме.

В этой связи, вопросы, связанные с генезисом канонического права, приобретают первостепенное значение и, прежде всего, несколько аспектов проблемы.

Во-первых, изучение и анализ источников формирования канонического права. Важно как можно полнее реконструировать основу канонического права

Во-вторых, соотношение римского права и канонического. Имеются ли основания для возникновения канонического права внутри постклассического римского права, или же каноническое право - это инородный продукт, не связанный с развитием римского права.

Актуальность изучения возникновения и развития канонического права обусловливается еще рядом чисто российских обстоятельств.

Россия - пример страны, которая, в отличии от стран Европы, только опосредованно восприняла ценности и принципы римского права. Возможно, основная причина - православный характер российской государственности. В провославии гораздо меньшую роль, чем в католицизме играет каноническое право, не только тесно связанное с римским, но и сыгравшее огромную роль в его восприятии в Средние века, а значит, и в процессе зарождения и развития правового государства. Полагаем, что для России, вставшей на путь демократизации, построения правового государства и сближения со странами Западной Европы, изучение канонического права имеет огромное значение.

Вышеуказанное становится еще более актуальным, если учесть, что в России сейчас вновь возрождается интерес к изучению и познанию римского права. В этой связи, безусловно, каждая новая работа, связанная с вопросами развития римского права приобретает большое значение.

Степень разработанности. Изучение и разработка канонического права начались уже в XII веке. Каноническое право в качестве курса «Практической внешней теологии» стало общеобязательным сначала в Болонском университете, а затем и в других университетах Европы. Таким образом, изучение канонического права охватывает более семи веков. В настоящее время интерес к каноническому праву в странах Европы и Америки по-прежнему велик. Возникли целые национальные школы: французская, итальянская, немецкая, польская и другие.

Вплоть до XIX века деятельность канонистов сводилась, по сути дела, во-первых, к поиску и устранению противоречий, имевших место в канонах; во-вторых, к толкованию канонических текстов, их обобщению и выработке фундаментальных понятий канонического права.

Деятельность даже такого порядка принесла свои результаты. Главный - начало кодификационного процесса. В итоге, в период с XII по XV век появилось четыре церковных свода:

1. Декрет Грациана (Decretum Gratiani). Грациан - камальдульский монах, преподаватель канонического права Болонского университета. Декрет создан в 1150 году. Он состоит из апостольских канонов, а также - канонов Вселенских и Поместных, папских декреталов и компиляций из пенитенциалов, римского права, частично - франкских капитуляров.

2. В 1234 году появился еще один сборник - декреталы папы Григория IX (1227 - 1241) - Decretales Gregorii, составленные руководителем ордена доминиканцев, великолепным знатоком римского права - Раймундом Пеннафорте. Настоящий сборник был более узким по содержанию, в сравнении с Декретом Грациана, и включал в себя только папские декреталы, распределенные на пять частей: о церковных иерархах, судопроизводстве и юрисдикции, клире и монахах, брачно-семейных отношениях, системе церковных преступлений и наказаний.

3. В конце XIII века по указанию папы Бонифация VIII (1294 - 1303) был создан новый сборник папских декреталов, получивший наименование - Liber sextus.

4. Климентины (Clementinae) - сборник папских декреталов папы Климента V (1305 - 1314), куда также вошли постановления Вьенского церковного собора (1311).

В 1580 - 82 гг. по указу папы Григория XIII (1572 - 1585) функционировала кодификационная комиссия. Результатом ее работы стало редактирование всех четырех сборников, а затем публикация их под единым названием: Свод канонического права (Corpus juris canonici).

С изданием Corpus juris canonici каноническое право обрело зримое, реальное воплощение. Под каноническим правом стали понимать «каноны древней церкви и папские декреталы, вошедшие в корпус канонического права»1.

1 Цыпин С. Церковное право. - М., 1994. с. 16.

Основой понимания канонического права, таким образом, стала трактовка его как правовых норм (канонов), санкционированных исключительно католической церковью. Поэтому все остальные правовые нормы, которые «касаются церкви» и признаются ею в качестве общеобязательных, но ею не санкционированные, составили содержание церковного права.

Разделение церковных по содержанию правовых норм на каноническое и церковное право остается и в современной историографии вопроса. При этом, источниковедческая проблематика (источники формирования канонического права), как нам представляется, остается ведущей. Здесь выделяется несколько направлений исследований:

1) исследование роли и значения норм светского права в процессе формирования канонического и церковного права;

2) значение кодификационной деятельности позднеримских императоров, главным образом, Феодосия II (Кодекс Феодосия), для процесса формирования церковного и канонического права.

Исследование роли и значения светских норм права в процессе формирования церковных норм права наиболее полное и всестороннее осмысление получило в трудах французского ученного Ж. Годмэ (J. Gaudemet), особенно, в его фундаментальном труде - La formation du droit seculier et du droit de l'eglise aux IV et V siecles. - Paris, 19791.

Труд французского ученого уникален. В работе используются практически все правовые источники IV - V вв., дана их детальная характеристика, при этом особое внимание уделено Кодексу Феодосия . Главная проблема работы - «Есть ли у церкви собственное право, завершенное и зафиксированное церковными о авторитетами, или же она заимствует светское право?» . Ж. Годмэ считает, что

1 Дальше: Gaudemet J. 1979.

2 Gaudemet J. 1979. p. 52 - 60.

3 Ibid. p. 6. церковь обладает таковым правом (каноническое право), светское же право формирует церковное право1, обладающее иной природой и качеством, чем каноническое . В процессе исследования он приходит к выводу, что «право конституций противостоит как праву классической эпохи, так и праву Юстиниана»3. В своей работе Ж. Годмэ отмечает огромную роль, которая принадлежит Кодексу Феодосия в формировании именно церковноправовых норм. Ученый дает подробную источниковедческую характеристику данного памятника права. Тем не менее, автор не считает, что законы, помещенные в Кодексе, прежде всего в книге XVI книги Кодекса, стали основой процесса формирования канонического права.

Во многом схожая оценка роли и значения Кодекса Феодосия содержится и в одной из первых специальных работ по данному памятнику права - Boyd W. The ecclesiastical Edicts of the Theodosian Code. - New York, 1905.

В. Бойд рассматривает только законы книги XVI, однако их анализ носит поверхностный характер. Создается впечатление, что задача, которую поставил перед собою автор, - отстаивание ортодоксальной точки зрения на природу ни-кейского христианства и значение борьбы с ересями. В целом, несмотря на название, работа носит больше историко-повествовательный характер, чем правовой. Четвертое столетие автор называет «темной эпохой в истории римской юриспруденции»4. Однако, большой плюс работы - это анализ тенденций и направлений развития позднеримского права, его связь со средневековой юриспруденцией и каноническим правом (Charpter VI. The influence of the legislation of the Theodosian Code Upon Early Mediaeval Jurisprudence).

1 «Часто смешиваются римское и церковное право» (Ibid. р. 7).

2 См. также: Gaudemet J. Institutions de l'Antiquite. - Paris, 1982; Idem. Les constitutions Con-stantiniennes du Code Theodosien // ARC. 1983. p. 136 - 155.

3 Gaudemet J. 1979. p. 5.

4 Boyd W. The ecclesiastical Edicts of the Theodosian Code. - New York, 1905.

В настоящее время интерес к Кодексу Феодосия достаточно велик. Предметом исследования ученых является весь спектр проблем, связанных с Кодексом:

1 1

1) история формирования Кодекса (Т. Гоноре , М. Бретоне , Г. Архи3, К. Маски4, А. Гуарино5);

2) языковые и стилистические особенности (Г. Виден6);

3) его значение для последующей кодификации Юстиниана и воздей7 ствие на развитие позднеримского права (С. Фуско );

4) особенности структуры и возможные интерполяции (Скерило8). Все явственнее становится тенденция изучения канонического права сквозь призму влияния светских норм права, отраженных в Кодексе Феодосия. К примеру вышел коллективный труд, где и была предпринята подобная попытка: The Theodosian Code: Studies in the Imperial Law of Late Antiquity. -London, 1993.

Из данного сборника особо отметим работу Дэвида Ханта «Христианизация Римской империи»9. Работа содержит подробнейшую характеристику и анализ важнейших законов 70 - 90-х гг. IV века, которые стали правовой основой особого статуса христианской церкви.

1 Нопоге Т. The Making of the Theodosian Code // ZSS. 103. 1986.

2 Bretone M. Storia del diritto Romano. Editori Latereza, 1987. (XIII. II diritto codificato tardo antico).

3 Archi G. Theodosio II e la sua codificazione. - Napoli, 1976; Idem. Problemi legislativi all'epoca di Teodosio II edi Giustiniano // SDHI. 50. 1984.

4 Maschi C. A. Storia del diritto romano. - Milano, 1979. p. 463 - 471.

5 Guarino A. Storia del diritto romano. - Napoli, 1975. (Le elaborazioni giuridiche pregiustini-anee).

6 Viden G. The Roman chancery Tradition. Studies in the language of Codex Theodosianus and Cassiodorus' Variae. - Kungalv, 1984.

7 Fusco S. A. Constitutiones principum und kodifikation in der Spatantike // Chiron, 4. 1974. p. 609 - 628.

8 Scherillo. II sistema del codice Teodosiano // Studi Albertoni, I, 1935. Idem. Studi storico-critici sulla «Interpretatio» al Codice Teodosiano // Scritti Monticolo, 1913.

9 Hunt D. Christianising the Roman Empire // The Theodosian Code: Studies in the Imperial Law of Late Antiquity. - London, 1993. p. 143 - 158. Далее: Hunt D. Christianising.

Законодательство 70 - 90-х гг. IV века, также получило рассмотрение в работах С. Брадбура1, П. Брауна2, А. Альфеди3, Н. Кинга4.

Большой интерес представляют работы, затрагивающие отдельные аспекты процесса формирования и функционирования позднеримских норм права. Исходя из проблематики нашего исследования отметим работы А. Манфредини (Manfredini A. Osservazioni sulla compilazione theodosiana (CTh. I, 1, 5 - 6 e Nov. Theod. 1), in margine a CTh. 9, 34 (de famosis libellis) // ARC, Perugia, 1981, p. 387 - 410; И Codex Theodosianus e il magisterium vitae // Atti, Perugia, 1983, p. 177 -208); Марини Авонзо (Marini Avonzo. La politica legislativa di Valentiniano III e Theodosio II. - Torino, 1975); M. Бианкини (Bianchini M. Caso concreto e lex gen-eralis. Per lo studio della tecnica e della politica normativa da Constantino a Teodosio II. - Milano, 1979). Важное значение имеет коллективный труд, посвященный памяти крупнейшего итальянского цивилиста Марио Таламанка - Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. При формировании сборника, что особо значимо для нашего исследовании, предпочтение было отдано работам, посвященным источниковедческой проблематике: содержание и особенности формирования предклассического и классического римского права (М. Таламанка, М. Амелотти); особенности императорского законодательства и его воздействия на развитие позднего римского права (М. Мазза, Г. Червенка).

Помимо литературы монографического характера постоянно публикуются статьи по наиболее спорным проблемам формирования канонического права в научных журналах и сборниках: Journal of ecclesiastic history, Journal of Roman

1 Bradbury S. Constantine and anti-pagan legislation in the fourth century // CPh. vol. 89. .№ 1. 1994. p. 124-139.

2 Brown P. R. L. Religious coercion in the Later Roman Empire: the case of North Africa // Religion and Society in the age of St. Augustine. - New York, 1972. p. 301 - 323.

3 Alfodi A. The conversion of Constantine and Pagan Romen. - Oxford, 1948.

4 King N. Q. The emperor Theodosius and the establishment of Christianity. - London, 1961. studies, Revue Internashionale des droits de L'Antiquite; Classical philology; Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte; Zeitschrift fur Kirchengeschichte и др.

К сожалению, в России, по причине особой роли и места православия в истории страны, не сложилась самостоятельная школа по изучению канонического права. В России изучалось лишь церковное право (А. Альбов, М. Барсов, И. Бердников, М. Богословский, архимадрит Иоанн, М. Остроумов, А. Павлов, Н. Соколов, Н. Суворов и др.), поэтому каноническое право исследовалось лишь косвенно, в процессе рассмотрения и анализа церковного права. Кроме того, начало самому процессу изучения церковного права было положено только в XVII веке в Славяно-греко-латинской академии. С 1798 изучение церковного права стало обязательным во всех учебных заведениях Русской православной церкви. С 1835 - в университетах. Разворачивалась и научно-исследовательская работа1, которая фактически прекратилась после 1917 года. Изучение церковного права, вплоть до начала 90-х гг., имело место только в духовных семинариях в курсе «Церковное право». Это привело к отсутствию фундаментальных и оригинальных трудов по церковному и каноническому праву, исключение составляют лишь исследования С. Цыпина.

1 Бердников И. С. Государственное положение религии в Римско-византийской империи. -Казань, 1882; Бриллиантов А. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года.-Петроград, 1916; Соколов П. П. Церковно-имущественное право в Греко-Римской империи. Опыт историко-юридического исследования. - Новгород, 1896; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. - Сергиев Посад, 1906; Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов. -Ярославль, 1884; Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнерусского права. - Ярославль, 1888; Он же. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. - Ярославль, 1893; Он же. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. - М., 1902; Успенский Ф. П. Миланский эдикт Константина Великого. - Казань, 1913; Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права. - М., 1892.

В целом, в настоящее время каноническое право понимается исключительно как результат правотворчества христианской церкви. Правообразующая деятельность властей, связанная с христианской церковью, понимается как источник только церковного права. Как следствие, во-первых, каноническое право предстает как некая самодовлеющая, специфическая и замкнутая правовая система, источник формирования которой - исключительно правотворчество католической церкви; во-вторых, остается практически неисследованным императорское законодательство о церкви IV века в плане его связи с историческим саморазвитием римского права.

Римское право постклассического периода привлекает не столь большое внимание исследователей как, например, римское право классического периода. Однако, историография постклассического периода также огромна. Но, к сожалению, большинство работ не связаны с проблематикой нашего исследования, так как основное внимание ученых посвящено тем аспектам функционирования римского права, которые тесным образом связаны с социально-экономическим развитием римской империи: правовое оформление колоната, состояние институтов собственности, владения и т. д. Поэтому из всего многообразия работ хотим отметить только труды Э. Леви, Г. Бруннера, JI. Мит-теиса, А. Гальбана-Блюменштока. Их оценка будет дана в соответствующих разделах диссертации.

Новизна диссертационного исследования заключается в понимании и трактовке источников формирования канонического права. Трудно согласиться с тем, что источник его формирования - нормообразующая деятельность самой христианской церкви, поскольку, если исходить из общепринятого определения канонического права как совокупности правовых норм, произошедших от «церкви в эпоху вселенских соборов на Востоке и до конца средневековья на

Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел»1, то датировать начало данной системы права следует никак не ранее конца IV - начала V века, так как церкви, единой и автономной, самостоятельной в решении внутренних вопросов, придающей им императивную (нормативную) силу - не было. Имела место лишь совокупность христианских конфессий. Нормы, исходящие от них, не обладали общехристианской, общеимперской силой, наоборот, имели локальный и временный характер.

Функционирование Вселенских и поместных соборов в IV веке было возможно лишь при активном вмешательстве властей. Решения, исходящие от церкви, возможны были только того содержания и характера, которое не вызывало возражения императоров. Но при этом сами церковные решения могли состояться только после создания властью базовых принципов функционирования церкви.

Новизна диссертации состоит также в том, что впервые выделяется особый, латентный период в процессе формирования канонического права. Этот особый период есть период формирования и функционирования императорского законодательства о церкви2. Каноническое право периода поздней античности не отождествляется только с христианской церковью. Оно есть результат саморазвития римского права, особая его историческая система, которая по своей самостоятельности в системе римского права равна ius gentium и ius honorarium.

Новым и своеобразным является и подход автора к вопросу о существовании в изучаемый период канонического и церковного права3.

1 Цыпин С. Указ. соч. с. 16.

См.: Астапенко П. Н. Императорское законодательство о церкви от Константина Великого до раздела // III Кирилло-Мефодиевские чтения. - Смоленск: СГУ, 1997. с. 7 - 8.

3 «Церковным правом называют науку, предмет которой правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления . или законы изданные светской властью (подчеркнуто - П. А.) . это право, касающееся церкви независимо от законодателя» (Цыпин С. Указ. соч. с. 16.). См. также: Gaudemet J. 1979. p. 2 - 6.

Все вышесказанное определило главную цель и задачи нашего исследования.

Цель работы - исследование роли и места нормотворчества светской власти (римского императорского законодательства о церкви IV века) в процессе формирования канонического права.

Исходя из намеченной цели и понимания императорского законодательства о церкви, мы попытались решить следующие задачи:

1. Теоретически обосновать особую роль императорского законодательства о церкви в системе римского права, его связь с динамикой (логикой исторического развития) римского права и процессом формирования канонического права.

2. Классифицировать религиозное законодательство в соответствии с его содержанием, характером и ролью в процессе формирования канонического права. В связи с этим: а) определить и проанализировать содержание, характер императорского законодательства, определяющего правовой статус церкви, ее устройство и принципы функционирования; б) выявить правовые основы существования язычества и других христианских (не никейских) объединений, характер и содержание их взаимоотношений с никейской церковью; в) определить содержание и специфику системы религиозных преступлений и наказаний.

Поставленные задачи определили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования - генезис, процесс возникновения канонического права в системе постклассического римского права.

Предмет - императорское законодательство о церкви, помещенное в одиннадцати титулах книги XVI («Об универсальной или католической церкви») Кодекса Феодосия (Codex Theodosianus). Это титулы: I - de fide catholico; II - de episcopi ecclesiis et clericis; III - de monachis; IV - de his qui super religione contendunt; V - de haeretics; VI - ne sanctum baptisma iteretur; VII - de apostatis; VIII -de judais coelicolis et samaritanis; IX - ne christianum mancipium judaeus habeat; X - de paganis sacrificiis et templis; XI - de religione1.

Кодекс написан на латыни. В настоящее время его перевод на русский язык отсутствует. Имеет место только частичный перевод отдельных законов из Кодекса, но переведенные законы затрагивают иную тематику, чем наше исследование, поэтому привлекать их мы, к сожалению, не могли2. Все цитаты, приводимые в работе, даны в нашем переводе. В процессе перевода мы стремились раскрыть как можно более точно смысловое содержание переводимого, поэтому в ряде переводов отсутствует дословное следование тексту. Ввиду отсутствия русской версии перевода, параллельно с наиболее важными отрывками из законов, а также в процессе анализа вопросов, связанных со специальной терминологией, мы будем приводить еще текст на латыни. Кроме того, текст ряда законов дошел в отрывочном виде, содержит множество неточностей. По этой причине нами привлекался еще английский перевод Кодекса, осуществЛ ленный С. Pharr в сотрудничестве с Th. Davidson и М. Brown .

Источниковая база. Часть вопросов, возникающих в процессе исследования, не может быть раскрыта без привлечения дополнительного круга источников. Главным образом, сказанное относится к изучению роли и места императорского законодательства о церкви в системе римского права, антихристианскому за

1 В работе мы использовали следующее издание Кодекса Феодосия: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis, ed Kruger P., Mommsen Th.: Berolini, 1905. Принятые сокращения Кодекса: римские цифры обозначают номер книги, следующая затем арабская цифра - номер титула, последующие цифры - номер конституции (закона).

Все же отметим, что наибольшее количество законов из Кодекса Феодосия, переведенных на русский язык, можно найти у А. Коптева (Коптев А. В. Кодекс Феодосия и римский колонат. Учебное пособие. - Вологда, 1996; Коптев А. В. От прав гражданства к праву колоната. - Вологда, 1995).

3 The Theodosian code and Sirmondian constituions. A transl. with comment., glossory and bib-liogr. By C. Pharr in collab. with Th. Sherrer Davidson and M. Brown. - Prinston: Prinston univ. Press., 1952. конодательству Юлиана. Поэтому были использованы, кроме Кодекса Феодосия, еще ряд источников:

1. Источники юридического характера и содержания - Digesta, Institutiones Gaius, Senatusconsulta de Bacchanalibus (186 г. до н.э.), Leges XII Tabularum (Tab. VII).

2. Источники историко-церковного характера и содержания: Евсевий Ке-сарийский (Церковная история), Сократ Схоластик (Церковная история), Суль-пиций Север (Священная история), Феодорит Кирский (Церковная история), Аммиан Марцеллин (Римская история).

3. Каноны Первого вселенского собора в Никее и Второго вселенского собора в Константинополе.

Digesta1 (Дигесты) - часть Corpus iuris civilis (Свод гражданского права) -представляет из себя собрание цитат и выдержек из «275 сочинений 38 юристов» классической эпохи по наиболее важным вопросам частного и публичного права. Следовательно, они являются бесценным источником при изучении содержания и динамики римского права. Работа над созданием Дигест была закончена 16 декабря 533 года. Внутренняя структура Дигест аналогична Кодексу Феодосия: книги (50), титулы (432), отдельные фрагменты (9123).

В работе мы непосредственно использовали титулы книги I: I - de iustitia et iure (о правосудии и праве); II - de origine iuris et omnium magistratuum et succes-sione prudentium (о происхождении права и всех должностных лиц и о преемственности мудрецов); III - de legibus senatusque consultis et longa consuetudine (o законах, сенатусконсультах и долговременном обычае); IV - de contitutionibus principum (о конституциях принцепсов); V - de statu hominum (о положении людей); VI - de his qui sui vel alieni iuris sunt (о тех кто является лицами своего

1 Синоним - Pandectae Iustiniani.

2 Дождев Д. В. Римское частное право. - М., 1996. с. 70. или чужого права); VII - de adoptionibus et aliis modis quibus potestas solvitur (об усыновлении и освобождении из-под власти и о других способах прекращения власти); XXI - de officio eius, cui mandata est iurisdictio (о должности того, кому поручено осуществлять юрисдикцию).

Избранная часть Дигест переведена на русский язык И. С. Перетерским (Ди-гесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского / Под ред. Е. А. Скрипилева. - М., 1984). Кроме русского издания мы использовали издание, выполненное П. Крюгером1.

Institutions (Институции) - элементарный учебник римского права профессора Гая (Gaius)2. Институции в сжатом виде содержат непревзойденную характеристику важнейших институтов римского частного права. Данный труд является незаменимым при исследовании состояния римского права к IV веку, причин и обстоятельств приведших к возникновению императорского законодательства о церкви. Институции состоят из четырех книг, в каждой книге присутствует смысловая группировка материала3. В конце прошлого века был осуществлен русский перевод Институций, выполненный Ф. Дыдынским4. Из изданий, содержащих латинский текст, на наш взгляд, наилучшим является:

1 Corpus iuris civilis: vol. I. Institutionis, Digestae / Ed. Th. Mommsen, P. Kruger. Berlin, 1954. Текст Дигест мы приводим в общепринятом сокращении: D - Digesta, римская цифра - № книги, следующие затем арабские цифры - №№ титула, фрагмента, параграфа. Более подробно о Дигестах см.: Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. - М., 1956; Скрипилев Е. А. Дигесты Юстиниана - основной источник познания римского права // Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского / Под ред. Е. А. Скрипилева. - М., 1984. с. 17 - 18.

2 Работа написана, как считает Д. В. Дождев, в «конце правления Антонина Пия и издана уже после его смерти» (Дождев Д. В. Указ. соч. с. 42).

3 Порядок цитирования: Gaius - институции Гая; слудующая затем римская цифра - № книги, последующая арабская - № отрывка.

4 Институции Гая. Текст и перевод с введением и примечаниями Ф. Дыдынского. -Варшава, 1892.

Studemund G., Krueger P. Collectio librorum iuris anteiustiniani. vol. 1. Lipsiae, 1912.

Сенатусконсульт о вакханалиях (Senatusconsulta de Bacchanalibus (186 r. до н.э.) - постановление сената, запрещающее вакханалии. В работе настоящий сенатусконсульт используется нами в сочетании с таблицей VIII Законов XII для характеристики правовых норм религиозного содержания дохристианской эпохи1.

Большое значение в понимании и исследовании поставленных задач имеют труды церковных историков: Евсевия, Сульпиция Севера, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита2. Предметом их сочинений является история христианской церкви, прославление и обоснование ее исторической миссии. Безусловно, такая тенденциозность снижает значимость их сочинений, факты и характеристики, содержащиеся в них, требуют критического осмысления и подтверждения. Однако в них содержится материал, зачастую отсутствующий в других источниках3: состояние и устройство церкви; решения и порядок проведения церковных соборов; борьба внутри христианства; роль и значение власти в становлении и развитии христианства. Наконец, произведения церковных пи

1 Senatusconsulta de Bacchanalibus взят из издания: Fontes iuris romani antiqui. Edidit Carolus Georgius Bruns. Editio quarta auctior emendatior. Friburgum i.b. et Tubinga, Mohr, 1879. p. 198 - 199. Таблица VIII Законов XII таблиц из: Законы XII таблиц / Сое. и пер. JI. JI. Кофанова. - М., 1996. Издание содержит параллельный латинский текст. О самих законах см.: Никольский Б. В. Система и текст XII таблиц. Исследование по истории римского права. - Спб., 1897.

2Все названные источники на языке оригинала помещены в патралогии Мигне: Migne J-P. Patrologia cursus completus. Series latina. Series graeca. (Евсевий - т. 20; Север - т. 65; Сократ -т. 67; Созомен - т. 67; Феодорит - т. 67). Недавно их сочинения были представлены на электронных (компьютерных) носителях в английском переводе: The early Church Fathers is a 38-volume collection of writings from the first 800 years of the Chuch. Introduction to the Electronic Bible Society CD-Rom Volume 1. Nicene and Post-Nicene fathers, Series II. Volume 1.

3 Следует учитывать, что все они являлись заметными лицами в церковной иерархии, видели церковную жизнь изнутри, обладали информацией, недоступной большей части верующих. сателей позволяют понять условия и причины появления ряда законодательных актов, их значение и воздействие на процесс формирования канонического права.

Церковная история» («История») Евсевия, епископа Кесарийского (260 -339), - первое крупное произведение, посвященное истории церкви. Труд охватывает события церковной истории с момента возникновения христианства по 324год. Он содержит большой фактологический материал, позволяющий судить об устройстве и положении церкви накануне легализации христианства. Особая ценность данного сочинения - в том, что оно содержит в полном виде Миланский эдикт и эдикт Галерия. Труд написан на греческом языке, состоит из десяти книг, имеющих более мелкое деление. В своей работе мы использовали издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря1.

Священная история» Сульпиция Севера (363 - 420) охватывает события от сотворения мира до 400 года, состоит из 2-х книг, подразделенных на главы. События IV века отражены крайне плохо и фрагментарно, начинаются они только с главы 33 книги II2.

Церковная история» Сократа Схоластика излагает события с 305 года по о

433. Сам Сократ свою цель видел в продолжении труда Евсевия . Главная ценность труда - изложение событий церковной истории в течение всего IV века4.

1 Евсевий Памфил. Церковная История. - М., 1993. Принятое сокращение: Евсевий, следующая римская цифра - № книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф).

2 Сочинение написано на латыни и было переведено на русский язык. В своей работе мы использовали следующее издание: Священная и церковная история христианского историка ульпиция Севера. - М., 1915. Используемые сокращения: Север, следующая римская цифра -№ книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф).

3 «Вознамерившись описать события в Церкви с того времени до настоящего, мы за начало своего повествования приняли конец его (Евсевия - П. А.) истории».

4 Работа Сократа была переведена на русский язык. Мы использовали издание 1912 года: Церковная история Сократа Схоластика. - Саратов 1912. Сокращения: Сократ, следующая римская цифра - № книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф).

Созомен описал в «Истории» события с 313 года по 439. Часть его работы утрачена, в ней, частично, использован материал из Истории Сократа Схоластика1 .

Феодорит Кирский (390 - 466/457) в своей «Церковной истории» изложил события с 325 по 429 год2. Из всех церковных историков он, на наш взгляд, наиболее тенденциозен, но позволяет более полно понять принципы и характер взаимоотношений церкви с неортодоксальными христианами3.

Возникновение церковной историографии совпало с процессом вырождения исторической мысли поздней античности. Исключением необходимо признать сочинение Аммиана Марцеллина (Ammianus Marcellinus) - «История» (в оригинале - Res Gestae - «Деяния»)4. Произведение Аммиана содержит огромный фактический материал. Он особо тщательным образом освещает условия и обстоятельства, сопутствовавшие изданию важнейших законов относительно отправления христианского и языческого культов. Кроме того, сочинение Аммиана Марцеллина подробно излагает антихристианское законодательство им

1 Сочинение переведено на русский язык: Гермий С. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - СПб., 1851. Сокращения: Созомен, следующая римская цифра - № книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф).

Моя история обнимает собою сто пять лет времени, начинаясь безумством Ария и оканчиваясь с кончиною достохвальных мужей Феодорита и Феодота (429 - П. А.)»

3 В своей работе мы использовали следующее издание его труда: Церковная история Феодорита епископа Кирского. - СПб., 1852 (перизд. М., 1993). Принятые сокращения: Феодорит, следующая римская цифра - № книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф).

4 Сам Аммиан Марцеллин и его сочинение уже давно стали предметом специальных источниковедческих исследований. См., к примеру: Каждан А. П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе // ВДИ. 1972. № 1; Лукомский JI. Ю. Аммиан Марцеллин и его время // Аммиан Марцеллин. Римская история. - Спб., 1996, с. 5 - 25. В целом, оценка творчества Аммиана Марцеллина оценивается очень высоко, его произведение признают «достойным продолжением сложившейся благодаря Титу Ливию и Тациту традиции описания исторических событий. Более того, она («История» Аммиана - П. А.) представляет собой последнее выдающееся произведение этого жанра, а Марцеллин по праву именуется «последним великим историком Рима» (Лукомский Л. Ю. Указ. соч. с. 5.). ператора Юлиана, отсутствующее в других источниках. Ценность труда значительно повышается личным стремление автора к объективному изложению исторических событий, к использованию достоверных и проверенных фактов1.

Сочинение Аммиана Марцеллина охватывает огромный исторический период: от императора Нервы (96 - 98) до битвы при Андрианополе (378 год). К сожалению, сохранилась только часть труда, излагающая события, начиная с 353 года. Произведение состоит из книг (XIV охватывает годы с 353 по 354; XV -354 - 355; XVI - 356 - 357; XVII - 357 - 358; XVIII - 359; XIX - 359; XX - 360; XXI - 360 - 361; XXII - 361 - 362; XXIII - 363; XXIV - 363; XXV - 363 - 364; XXVI - 364 - 366; XXVII - 367 - 368; XXVIII - 368 - 370; XXIX - 371 - 373; XXX - 374- 375; XXXI - 375 - 378), внутри каждой книги имеются более мелкие подразделения.

История» Аммиана Марцеллина переведена с латыни на русский язык Ю. А. Кулаковским и А. И. Сонни (Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. язык Ю. А. Кулаковским и А. И. Сонни. - Спб., 1996). Также в процессе работы использована была и латинская версия: Ammianus Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt / Rec. C. U. Clare. Bd. 1-2. В., 1910-19152.

Каноны Первого вселенского собора в Никее и Второго вселенского собора в Констанинополе являются главнейшими источниками формирования канонического права. Однако, тематика и проблематика нашего исследования предполагают иное их использование: как вспомогательный источник в процессе анализа канонического права. Поэтому их источниковедческую характеристику

1 «Я (то есть Аммиан Марцеллин - П. А.) считаю достойным описать важнейшие события, не допускать ни малейшего искажения истины ложью, так как историческому повествованию подобает полное беспристрастие» (Amm., XXXI, 5, 10).

2 Приняты следующие сокращения: Amm., - Аммиан Марцеллин, следующая римская цифра - № книги, затем арабские - внутреннюю группировку книги (глава, параграф). будем давать в процессе использования. Сами каноны переведены на русский язык: Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М., 18931.

Общая методология исследования определяется пониманием и трактовкой Римской империи эпохи поздней античности как уникального культурно-исторического образования и явления, в процессе существования которого были выработаны принципы и направления последующей культурно-исторической эволюции человечества. В связи с этим, мы считаем, что к данной эпохе не могут быть применимы критерии и объяснения существующих исто-рико-культурологических концепций. Нам представляется, что каждое явление Римской империи эпохи поздней античности обладает внутренней самодостаточной логикой развития и существования.

В процессе исследования мы исходим из понимания права: а) как основного результата тех или иных преобразований, как главнейшего источника и индикатора происходящего (именно так традиционно воспринимается римское право); б) как средства достижения чего-либо, как нечто, что дает новое, неизвестное ранее качество и состояние, кардинально что-то изменяющее.

Такой подход определил основные методы исследования:

1) методы теоретического исследования (абстрагирование, теоретический анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция);

2) методы исторический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный;

3) статистические методы по обработке количественных данных.

Практическая и теоретическая значимость. Значение процесса изучения канонического права выходит далеко за границы внутрицерковного явления. Од

1 Принятое сокращение: Канон, его №, название собора (Никейский, Константинопольский). на из глобальных проблем, которая возникла в последнее время перед человечеством, - это угроза со стороны нетрадиционных религиозных сект. Деятельность таких сект таит опасность, так как создает реальную возможность прихода к власти экстремистски настроенных лиц, мечтающих о всемирном господстве. Противодействие таким сектам и лидерам, борьба с ними крайне неэффективна, поскольку обычные средства и методы не в состоянии даже их квалифицировать, не говоря уже о том, чтобы противостоять им. Данная проблема, особо остро встала в нашей стране, когда после провозглашения идеологического плюрализма стала возможной деятельность любых объединений и организаций, вплоть до сатанинских. Традиционные же религиозные объединения и религии - православие, мусульманство, буддизм и католичество, во-первых, оказались ослаблены после эпохи государственного атеизма; во-вторых, привыкли действовать в условиях, характеризующихся отсутствием серьезных соперников в их исторически сложившейся среде функционирования; в-третьих, они стали косными, утратили первоначальную торжественность и привлекательность, тем самым став непонятными и «скучными» для молодых.

Проблема отсутствия действенных мер и средств борьбы с ними особенно актуально стоит перед российской правоохранительной системой, так как именно она первой непосредственно сталкивается не только с сектами и новыми мессиями, но и с результатами их деятельности - убийствами, наркоманией ит. д.

В данной ситуации наиболее целесообразным представляется обратиться к историческому наследию, к аналогичным ситуациям в прошлом.

Четвертый век характеризуется острейшим мировоззренческим кризисом, который, вследствие размеров Римского государства, приобрел глобальный характер. Перед Римским государством встала аналогичная нынешней задача: упорядочить деятельность религиозных сект и мессий, представляющих реальную угрозу жизнедеятельности Римского государства и общества. Данная задача была решена в процессе формирования канонического права. Возникновение и развитие канонического права стало действенным средством противодействия и борьбы с религиозными экстремистски настроенными лидерами и сектами.

Таким образом, теоретическая значимость исследования заключается в постановке и рассмотрении проблемы генетической связи между римским правом и процессом формирования канонического права, а также в новой трактовке источниковедческой основы канонического права.

Практическая значимость работы состоит, во-первых, в том, что в научный обиход вводится широкий круг источников, раннее мало доступный; во-вторых, в том, что творческое использование основных положений и выводов, материалов исследования может оказать помощь в разработке системы мер противодействия экстремистским сектам и лидерам. Возможно, при этом выделение более узких направлений, непосредственно связанных с правоохранительной деятельностью:

1. Механизм классификации нетрадиционных религиозных сект и идей, являющийся главным условием успешного регулирования и контроля за их деятельностью в законодательном порядке.

2. Характер взаимоотношений государственных органов с данными организациями, при котором не нарушаются чувства верующих, а с их стороны нет даже попыток дискредитации, непризнания государственных структур.

3. Детальное изучение круга задач, которые непосредственно должны возлагаться на органы по поддержанию правопорядка, и механизма их практической реализации.

На защиту выносятся:

1. Положение о существовании скрытого (латентного) периода в процессе формирования и развития канонического права, в ходе которого были сформулированы правовые основы его самостоятельного функционирования, возникли основные правовые институты и определена сфера его правового регулирования. Каноническое право следует рассматривать как правовую систему, возникшую в результате развития римского права.

2. Положение о зависимости между содержанием и структурой канонического права и императорским (религиозным) законодательством о церкви, в котором впервые нашли отражение основополагающие институты и нормы канонического права.

3. Классификация норм императорского законодательства о церкви.

4. Положение о возникновении в римском праве системы состояний, в основе которой - градация населения в соответствии с их религиозной принадлежностью, включающая в себя три ранга: католические христиане; христиане, не признающие Никейский символ веры; нехристиане.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав (гл. I. Римское императорское законодательство IV века о церкви; гл. II. Формирование канонического права), заключения, перечня использованных источников, литературы, приложений.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического права»

1. Белогруд Н. Римское право. Источники, история, институции. Киев, Одесса, 1897.

2. Бердников И. С. Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Казань, 1882. - т. 1. - 566 с.

3. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. -2-е изд., перераб. Казань, 1903. - 352 с.

4. Боголепов Н. Значение общенародного гражданского права в римской классической юриспруденции. М., 1876.

5. Боголепов Н. П. История источников римского права. М., 1907. - 640 с.

6. Болотов В. Лекции по истории древней церкви. Репр. изд. - М.: Изд. Спа-со-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. -т. 2. Церковный строй. - XVII, 474 с. - т. 3. История церкви в период церковных соборов. - 340 с.

7. Бриллиантов А. И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Петроград: Тип. Меркушева, 1916. - 198 с.

8. Гурлянд И. Я. Римский юрист Гай и его сочинения. — Ярославль: Тип. М. X. Фальк, 1894. 153 с.

9. Дождев Д. В. Римское частное право. М.: Инфра'М - Норма, 1996. - 685 с.

10. Домиций Ульпиан. Фрагменты. Перевод и комментарии Е. М. Штаерман // ВДИ. 1971. - № 2. - с. 184 - 209.

11. Доробец Н. К. Плевелы в юриспруденции или опыт характеристики понятий aequitas и aequum ius в римской юриспруденции. М.: Унив. тип, 1896.- 103 с.

12. Дыдынский Ф. М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. — Варшава: Тип. М. Земкевич, 1890. 573 с.

13. Ельницкий Л. А. Новые эпиграфические данные (Tabula Banasitana) и эдикт Каракаллы о римском гражданстве // ВДИ. 1980. - № 1. -с. 162- 171.

14. Ефимов В. В. Очерки по истории древнеримского родства и наследования.- Спб.: Тип. В. С. Балашева, 1885. 344 с.

15. Ефимов В. В. Догма римского права. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1897. -260 с.

16. Ефимов В. В. Лекции по истории римского права. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1898. - 485 с.

17. Жирар П. Ф. Изучение источников римского права. Перевод Штюрмера. -Спб., 1908.- 18 с.

18. Институции императора Юстиниана (латинский текст параллельно с русским). Перевод Д. Расснера. Вып. 1-6. - М., 1888 - 90.

19. Иоанн, архимадрит. Опыт курса церковного законоведения. Спб.: Тип. Департамета внешней торговли, 1851. - 198 с.

20. Каждан А. П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе //ВДИ. 1972. -№ 1.

21. Каждан А. П. Судьбы христианства при Константине // ВИ. 1965. - № 5. с. 214-217.

22. Казаков М. М. Епископ и империя. (Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в). Смоленск: Траст - Имаком, 1995. - 332 с.

23. Казаков М. М. Узурпатор Евгений и последнее языческое возрождение в Риме /У Политика и идеология в Древнем мире: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1993. - с. 103 - 125.

24. Коптев А. В. Кодекс Феодосия и римский колонат. Учебное пособие. -Вологда, 1996. 120 с.

25. Коптев А. В. От прав гражданства к праву колоната. Вологда: Ардвисура, 1995.-264 с.

26. Корсунский А. P. Honestiores и humiliores в законодательных памятниках Римской империи // ВДИ. 1950. - № 1. - с. 81 - 90.

27. Кулаковский Ю. А. История Византии. — Киев: Типо-лит. Е. В. Кульженко, 1910-1915.-т. 1.-536 с.-т. 2.-513 с.-т. 3. 432 с.

28. Кулаковский Ю. А. Италия при римских императорах. Киев: Унив. тип., 1901.-29 с.

29. Курганов Ф. Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи. Казань: Унив. тип., 1881. — 8 с.

30. Лашкарев П. А. Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности до Константина Великого включительно. — Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1876. -148 с.

31. Липшиц Е. Э. Юридические школы и развитие правовой науки // Культура Византии. М.: Наука, 1984. - Т. 1. - с. 358 - 370.

32. Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV VIII вв. - Л.: Наука, 1976. —ООО „о с.

33. Лукомский Л. Ю. Аммиан Марцеллин и его время // Аммиан Марцеллин. Римская история. Спб.: Алетейя, 1996. - с. 5 - 25.

34. Машкин Н. А. Агностики или циркумцеллионы в Кодексе Феодосия // ВДИ. 1938.- № 1.-с. 82-92.

35. Муромцев С. А. О консерватизме римской юриспруденции. Опыт по истории римского права. М.: Тип. А. И. Мамонтова и К', 1875. - 189 с.

36. Муромцев С. А. Римское гражданское право. М.: Б. М. Шлейфер и В. Огнев, 1878.-380 с.

37. Новицкий К. И. Отражение социальной структуры позднеримского общества на судопроизводстве // ВДИ. № 4. - с. 137 - 146.

38. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. — Харьков: Унив. тип., 1893.- 167 с.

39. Остроумов М. А. Принципы государственного и церковного права // Вера и Разум. 1887.-29 с.

40. Павлов А. С. Курс канонического права. Рукопись представлена в Российской Государственной библиотеке. - 1887 - 88. — 486 с.

41. Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1892. - 174 с.

42. Покровский И. А. История римского права. Спб., 1913. - 572 с.

43. Покровский И. А. Право и факт в римском праве. Киев: Тип. Имп. Ун-та Св. Владимира, 1898 - 1902. — ч. 1. Право и факт, как материальное основание исков. Actiones in ius и in factum conceptae. - 145 с. - ч. 2. Генезис пре-торского права. - 209 с.

44. Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей -1054 г.). Киев: Путь к истине, 1991. - 614 с.

45. Ранович А. Б. Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства населению империи // ВДИ. 1946. - № 2. - с. 66 - 80.

46. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

47. Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого: Автореферат дис. канд. ист. наук. Спб., 1996. - 22 с.- 15864. Самуилов В. История арианства на латинском Западе 353-430. СПб.: Н. Катанский и К 1890. - 199 с.

48. Сестон В. Римское гражданство // III Международный конгресс исторической науки, 16-23 августа. М., 1970.

49. Синайский В. И. История источников римского права. Варшава: Тип. Варшавск. учеб. окр., 1911. - 207 с.

50. Синайский В. И. История римского государственного права в кратком и систематическом изложении. Варшава: Студенты, 1911. — 87 с.

51. Скрипилев Е. А. Дигесты Юстиниана основной источник познания римского права // Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. - М.: Наука, 1984.-456 с.

52. Скрипилев Е. А. К постановке проблем военного права Древнего Рима // Труды военно-юридической академии. М., 1949. - Вып. X. - с. 104 - 185.

53. Скрипилев Е. А. Основы римского права. М.: Ось - 89, 1998. - 208 с.

54. Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. М., 1875. - 223 с.

55. Соколов П. П. Церковно-имущественное право в Греко-Римской империи. Опыт историко-юридического исследования. Новгород: Паровая тип. И. И. Игнатовского, 1896. - 300 с.

56. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. - т. 1. Тринитарный вопрос. - 120 с.

57. Стучевский И. А. Юлиан Отступник // ВИ. 1968. - № 1. - с. 216 - 220.

58. Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов. Ярославль: Тип. М. X. Фальк, 1884. - 393 с.

59. Суворов Н. С. Учебник церковного права. М.: Основа, 1913. - 231 с.

60. Суворов Н. С. Из истории развития церковно-правительственной власти. -М.: Унив. тип., 1907. 37 с.

61. Суворов Н. С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. М.: Унив. тип., 1902. - 163 с.

62. Сюзюмов М. Я. Христианская церковь в IV VII вв. // История Византии. -М.: Наука, 1967. - т. 1. - с. 144 - 164.

63. Удальцова 3. В. Законодательные реформы Юстиниана // История Византии. М.: Наука, 1967. - т. 1. - с. 246 - 266.

64. Успенский Ф. П. Миланский эдикт Константина Великого. Казань: Центр, тип., 1913. - 44 с.

65. Утченко С. JI. Кризис и падение Римской республики. М.: Наука, 1965. -288 с.

66. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М.: Наука, 1975. - 183 с.

67. Штаерман Е. М. Кризис III века в Римской империи /'/' ВИ. 1977. - № 5. -с. 142 - 156.

68. Штаерман Е. М. К вопросу о diditicii в эдикте Каракаллы // ВДИ. 1946. -№2. - с. 81 - 88.

69. Штаерман Е. М. От религии общины к мировой религии // Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985. - т. 1. - с. 106 - 209.

70. Хвостов В. М. История римского права. М., 1907. - 463 с.

71. Федосик В. А. Киприан и античное христианство. Мн.: Университетское, 1991.-208 с.

72. Фурман Д. Е. К вопросу о становлении христианства как мировой религии //ВФ. 1969. -№ 10.-с. 105-115.

73. Фурман Д. Е. Внутренняя политика императора Юлиана (361 363). - Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1968.- 19 с.

74. Фурман Д. Е. Император Юлиан и его письма // ВДИ. 1970. - № 1. -с. 213 -236.

75. Целлер М. Римские государственные и правовые древности. М.: Тип. Е. Гербек, 1893.-300 с.

76. Церковное право в его основных видах и источниках. Из чтений по церковному праву П. Лашкарева. Киев., 1889.

77. Цыпин С. Церковное право. М.: Изд. МФТИ, 1994. - 440 с.

78. Чернявский Н. Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в цер-ковно-историческом отношении. Сергиевый Посад, 1913. — 386 с.

79. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Перевод и комментарии Е. М. Штаерман // ВДИ. 1946. - № 2. - с. 66 - 80.

80. Alfodi A. The conversion of Constantine and Pagan Romen. Nransl. by Harold Mattingly. - Oxford: Clarendon press, 1948. - 143 p.

81. Alfody A. A conflict of ideas in the late Roman empire. The clash between the Senate and Valentinian I. Transl. by Harold Mattingly. - Oxford: The Clarendon press, 1952. - 151 p.

82. Amelloti M. Respondere, agere, cavere // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. Milano, 1979. - p. 336 - 339.

83. Archi G. Theodosio II e la sua codificazione. Napoli: Ed. Sci. ital, 1976. — 214 p.

84. Archi G. Problemi legislativi all'epoca di Teodosio II e di Giustiniano // SDHI -50. 1984.

85. Archi G. Studi sulle fonti del diritto nel tardo impero romano Teodosio II e Giustiniano. Edes, 1987. — 167 p.

86. Avonzo Marini. La politica legislativa di Valentiniano III e Theodosio II. Torino: univer. catol., 1975. - 234 p.

87. Barnes T. D. The new Empire of Diocletian and Constantine. Cambrige (Mass.) and London: Harvard univ. press, 1982. - 305 p.

88. Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and politics in the Constan-tinian empire. Cambrige (Mass.) and London: Harvard univ. press, 1993. -343 p.

89. Barnes T. D. Constantine and Eusebius. London: Harvard univ. press, 1981. -458 p.

90. Bianchini M. Caso concreto e lex generalis. Per lo studio delia tecnica e della politica normativa da Constantino a Teodosio II. Milano: univer. catol, 1979. -145 p.

91. Bowder D. The age of Constantine and Julian. London: Elek, 1978. - 230 p.

92. Bowersock G. W. From emperor bishop: the self-conscious transformation of political power in the fourth century A. D. // CPh. Vol. 81. - № 4. -p. 298 - 307.- 162115. Bowersock G. W. Julian the Apostate. Cambridge, Harvard univ. press, 1978. -135 p.

93. Boyd W. The ecclesiastical Edicts of the Theodosian Code. New York, 1905. -120 p.

94. Bradbury S. Constantine and anti-pagan legislation in the fourth century // CPh. 1994-vol. 89.-№ l.-p. 124- 139.

95. Bretone M. Storia del diritto Romano. Roma-Bari: Editori Latereza, 1987. -507 p.

96. Bright W. The canons of the First four General Councils. Oxford: univ. press, 1892.-230 p.

97. Brown P. R. L. Religious coercion in the Later Roman Empire: the case of North Africa // Religion and Society in the age of St. Augustine. New York, 1972.- p. 301 -323.

98. Brunner H. Deutshe Rechtsgeschichte. Leipzing: Duncker, Humblot, 1906.

99. Bury J. B. The constitution of the Later Roman empire. — Cambrige: univ. press, 1910.-151 p.

100. Case Shrirley Jackson. The acceptance of Christianity by the Roman emperors // Papers of the American society of church History. New York, 1990.p. 45 64.

101. Cervenca G. II Dominato // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la di-rezione di Mario Talamanca. Milano: Dott. A. Giuffre ed., 1979. - p. 603 - 715.

102. Croke В., Harries J. Religious conflict in fourth century Rome: a doc. study. -Sydney: Sydney univ. press, 1982. 139 p.

103. Croke B. Christian chronicles and Byzantine history 5 th 6 th centuries. - Al-dershot; Brookfield: Variorum, 1992. - 336 p.

104. Dagron G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 a 451. Paris, 1974.-320 p.

105. Demandt A. Die Spatantike: romische geschichte von Diocletian bis Justinian 284 565. - Munchen: Beck, 1989. - 612 p.

106. Dudden F. The life and times of St. Ambrose. Oxford: The Clarendon press, 1935.-230 p.

107. Elliott T. G. The tax exemptions granted to clerics by Constantine and Constants II // Phoenix. 1978. - 32. - p. 326 - 336.

108. Ensslin W. Die Religionspolitik des kaisers Theodosius. Munchech, Munch-ner, 1953.-407 s.

109. Fusco S. A. Constitutions principum und kodifikation in der Spatantike // Chiron. 4. - 1974. - p. 609 - 628.

110. John B. Fith. Constantine the Great. The reorganisation of the Empire and the triumph of the church. New York, London, 1905. - 368 p.

111. Garnsey P. Social status and legal privilege in the Roman empire. Oxford: Clarendon press, 1970. - 320 p.

112. Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l'eglise aux IV et V siecles. Paris: Les ed. du cerf, 1979. - 247 p.

113. Gaudemet J. Institutions de l'Antiquite. Paris: Universite, 1982 - 220 p.

114. Gaudemet J. Les constitutions Constantiniennes du Code Theodosien // ARC. -1983. p. 136- 155.

115. Gaudemet J. Theodosian (Code) complements // Dictionnaire du Droit Can-onique 7. 1962. - cols. 1229 - 30.

116. Gaudemet J. Les sources du droit de eglise en Occident tu II-е au VII-е siecle. -Paris: Ed. du CERE: Ed. du C.N.R.S, 1985. 188 p.

117. Gaudemet J. Les gouvernants a Rome: Essais de droit public romain. Napoli: Jovene, 1985. - 195 p.

118. Gaudemet J. La fomation du droit canonique medieval. London: Variorum repr., 1980.-382 p.- 164142. Gaudemet J. Eglise et societe en Occident au Mogen Age. London: Variorum repr., 1984.-364 p.

119. Goodenougn E. R. The Church in the Roman empire. New York: Yale university, 1931. - 130 p.

120. Greenslade S. L. Church and State from Constantine to Theodosius. London: SCM press, 1954. - 93 p.

121. Guarino A. Storia del diritto romano. 5-ed. -Napoli: Jovene, 1975. - 766 p.

122. Halban-Blumenstock A. Die Entstehung des deutschen Immobiliareigenthums. Innsbruk, 1894.

123. Harries J. D. Church and State in the Notitia Galliarum // JRS. 1978. - (68). -p. 26-43.

124. Harries J. D. The Roman Imperial Questor from Constantine to Theodosius II // JRS. 1988 - (78). - p. 148 - 172.

125. Hartel Polay. Romisches Recht und Romische Rechtsgeschichte. Eine Ein-fiihrung. Weimar, 1987. - 268 s.

126. Heather P., Matthews L. The Goths and Romans, 332 489. - Oxford: Clarendon press, 1991.-378 p.

127. Higgins M. Reliability of titles and dates in Codex Theodosianus // Byzantion. -1935.-(10).- p. 621 -640.

128. Honore T. The Making of the Theodosian Code // ZSS. Bd. - 103. - 1986. -p. 133 -222.

129. Honore T. Emperors and Lawyers: with a Palingenesia of third-cent. Imperial rescripts 193 305 A. D. - 2-ed. Сотр. Rev. - Oxford: Clarendon press, 1994. -XVII, 252 p.

130. Honore T. Some constitutions composed by Justinian // JRS. 1975. - (65). -p. 107- 123.

131. Howards G. В. The canons of the primitive Church together with the creeds of Nicaea and Constantinople. Trans, from Br. Mus. London, 1896. - 98 p.

132. Hunt D. Christianising the Roman Empire // The Theodosian Code: Studies in the Imperial Law of Late Antiquity. London, 1993. - p. 143 - 158.

133. Jones A. H. M. The Roman civil service (clerical and sub-clerical grades) // JRS. 1948-(38).-p. 151 - 175.

134. Jones A. H. M. The Roman Empire 284-602: a social, economic, and administrative survey. Oxford: Blackwell, 1964. - vol. I. - 522 p. - vol. II - 523 p. -vol. III. - 448 p.

135. Jones A. H. M. Studies in Roman government and law. Oxford: Blackwell, 1960.-243 p.

136. Kaser M. Das romische privatrecht. Bd. 2. - Munchen: Beck, 1959. - 651 s.

137. Kelly T. A. Sancti Ambrosii liber de consolatione Valentiniani. Washinton: Chambers, 1940. - 256 p.

138. King N. Q. The emperor Theodosius and the establishment of Christianity.-London: Libr. assoc., 1961. 136 p.

139. Knipfing J.R. (Das angebliche «Mailander Edikt» v. J. 313) im Lichte der neu-eren Forschung//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Bd. 40. - 1921.

140. Krager P. Geschichte de Quellen und Literatur des Romischen Rechts. -Leipzing: Duncker, Humblot, 1888. 395 s.

141. Kunkel W. An introduction to Roman legal and constitutional history. Transl. by J. M. Kelly. - Oxford: at the clarendon press, 1966. - 217 p.

142. Mac Mullen R. Paganism in the Roman Empire. New Haven, London: Yale Univ. press., 1980. - 241 p.

143. Mac Mullen R. What difference did Christianity make? // Historia zeitschrift fur alten geschichte. Wiesbaden, 1986. - Bd. 35. - s. 322 - 343.

144. Mac Mullen R. Judicial Savegery in the Roman empire // Chiron. 1986 - (16). -p. 147 - 166.

145. Mac Mullen R. Christianizing the Roman Empire. (A.D. 100-400). New Haven, London: Yale Univ. press, 1984. - 227 p.

146. Mac Mullen R. Social Mobility and the Theodosian Code // JRS. 1964 - (78). -vol. 54.-p. 49-53.

147. Manfredini A. Osservazioni sulla compilazione teodosiana (CTh. I, 1, 5 6 e Nov. Theod. 1), in margine a CTh. 9, 34 (de famosis libellis) // ARC. - Perugia, 1981.-p. 387-410.

148. Manfredini A. II Codex Theodosianus e il magisterium vitae // Atti. -Perugia, 1983.-p. 177-208.

149. Mannix M. D. S. Ambrosii de obitu Theodosii. Washington, 1925.

150. De Marini F. La politica legislativa di Valentiniano III e Theodosio II. -Roma, 1975.

151. Maschi C. A. Storia del diritto romano. Milano: Giuffre, 1979. - p. 463 - 471.

152. Millar F. The emperor in the Roman world (31 В. C. A. D. 337). - London, 1977.

153. Mitchell S. Maximinus and the Christians in a.d. 312: a new latin inscription // JRS. 1988-(78).-p. 105 - 124.

154. Mitteis L. Reichsrechtund und volksrecht in den ostlichen Provinzen des Romis-chen kaiserreichs. Mit Beitragen zur Kenntniss des griechischen Rechts und der spatromischen Rechtsentwickung Von Dr. Ludwig Mitteis. — Leipzing: B. G. Teubner, 1891.-560 s.

155. Mommsen Th. Romisches Strafrect. Berlin: Akad.-Verl., 1899. - 1078 s.

156. Scherillo. II sistema del codice Teodosiano // Studi Albertoni. 1935. -1.

157. Seeck O. Das sogenannte Edikt von Mailand // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Bd. 12. - 1891.

158. Sirks A. J. B. From the Theodosian to the Justinian Code // Atti. 1983 - (6). -p. 265 - 302.

159. Stark R. The Rise of Christianity. Princeton, New Jersey: univ. press, 1996. -247 p.

160. Stockmeier O. Konstantinische Wende und kirchengeschichtliche Kontinuitat // Historisches Jahrbuch. Bd. 82. - 1963.

161. Studia canonica Guiseppe Olivero. Milano, 1987.

162. Talamanca M. Editto del pretore, ius honorarium e ius gentium // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. Milano: Dott. A. Giuffre ed., 1979. - p. 171 - 183.

163. Talamanca M. I senatusconsulta // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. Milano: Dott. A. Giuffre ed., 1979. -p. 219-227.

164. Talamanca M. Rescripta, epistulae, decreta // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. Milano: Dott. A. Giuffre ed., 1979,- p. 458-463.

165. Talamanca M. La constitutio Antoniniana // Lineamenti di storia del diritto romano. Sotto la direzione di Mario Talamanca. Milano: Dott. A. Giuffre ed., 1979. - p. 589-603.

166. The early Church Fathers is a 38-volume collection of writings from the first 800 years of the Chuch. Introduction to the Electronic Bible Society CD-Rom Volume 1. Nicene and Post-Nicene fathers, Series II. Volume 1.

167. The Theodosian code and Sirmondian constituions. A transl. with comment., glossory and bibliogr. By C. Pharr in collab. with Th. Sherrer Davidson and M. Brown. Prinston: Prinston univ. Press., 1952.

168. Turpin W. The purpose of the Roman law Codes // ZSS. 1987 - (104). -p. 620 - 630.

169. Voci P. Storia della patria potestas da Costantino a Giustiniano // SDHI. 51. -1985.-p. 1 -85.

170. Voigt M. Romische Rechtsgeschichte. Leipzing: Liebeskind, 1892 - 1902. -Bd. I. - 844 s. - Bd. II. - 1030 s.

171. Wattews J. Western aristocracies and imperial court a.d. 364 425. - Oxford: at the clarendon press, 1990. - 270 p.

172. Wattews J. The Roman empire of Ammianus. London: Yale Univ. press, 1984. -227 p.

173. Wiacker F. Vom Romischen Recht. Leipzing, 1944. - 120 p.- 169202. Wiacker F. Vulgarismus und klassizismus in Recht der Spatantike. -Leipzing, 1955.-230 s.

174. Williams S., Friell G. Theodosius. New Haven, London: Yale Univ. press 1995.-220 p.

175. Williams R. Arius: heresy and tradition. — London: Yale Univ. press, 1987. -196 p.

2015 © LawTheses.com