Русская правовая мысль о соотношении государства и церквитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви»

На правах рукописи

ДМИТРИЕВ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ

РУССКАЯ ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ О СООТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ (КОНЕЦХ1Х-НАЧАЛО XXВЕКОВ)

Специальность -12.00.01. - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 2004 год

Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: Бошно Светлана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент.

Официальные оппоненты: Стешенко Людмила Алексеевна,

доктор юридических наук, профессор;

Морхат Петр Мечиславович,

кандидат юридических наук.

Ведущая организация: Северокавказский государственный технический университет, кафедра истории и теории права.

Защита состоится 7 октября 2004 года, в 12 часов на заседании диссертационного Совета Д - 502.006.10 по юридическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, просп. Вернадского, д.84, первый учебный корпус, аудитория № 2297.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан 7 сентября 2004 года.

Ученый секретарь

диссертационного Совета И.СЯценко

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема взаимоотношений государства и церкви остается одной из наиболее сложных в истории и философии права. Если обратиться к истории любого государства Европы, то можно отметить, что церковь всегда участвовала в государственном строительстве, особенно в период становления того или иного европейского государства. Как и в других странах, история взаимоотношений церкви и государства в России знала разные периоды: тесное сотрудничество сменялось конфликтами и взаимными претензиями.

Сегодня не вызывает сомнения то, что церковь является одним из важнейших факторов стабильности государства и общества - хотя бы в силу того, что является традиционным институтом охраны нравственных принципов общественной жизни, и можно сказать больше - прав и свобод человека.

До сих пор существует распространенное мнение, что собственных правовых традиций в России фактически не существовало. Однако изучение истории отечественных государственно-церковных отношений позволяет сделать обратный вывод - русская правовая мысль, вобравшая все лучшее из наследия Византии, создала свою собственную правовую культуру.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, кардинальное обновление на этой основе законодательства обусловили необходимость исследования исторического процесса государственно-церковных отношений, выявления характера и тенденций такого взаимодействия. Следует отметить, что в России особенно пристальное внимание юридической науки к проблеме государственно-церковных отношений возникло в конце XIX - начале XX веков, когда шли активные процессы комплексных реформ государства и общества. Именно в конце XIX века были высказаны различные позиции о возможности реформирования государственно-церковных отношений в России, основа которых была заложена реформами Петра I.

Во взглядах ученых-юристов того времени можно усмотреть две различных тенденции: как почти полное принятие опыта построения государственно-церковных отношений в Западной Европе, так и

призывы к развитию отечественного опыта в этой сфере, основанного на традициях русской государственности (восстановление института патриаршества). В дискуссиях представителей этих направлений формировались взгляды русских ученых на настоящее и будущее государственно-церковных отношений. Следует констатировать, что до сих пор идеи русской дореволюционной юридической1 мысли не находят надлежащего осмысления в современном российском правовом сознании.

Актуальность рассматриваемой проблемы нашла свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной; Церкви» -документа, определяющего «базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно» значимых проблем.. Названный документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом». В нем имеются главы, специально посвященные отношениям государства и церкви, а также соотношению христианской этики и светского права.

В «Основах социальной концепции; Русской Православной Церкви» сформировано 16 позиций, по которым церковь готова всемерно сотрудничать с государством, начиная от взаимодействия в сфере миротворчестваЛ «между людьми народами и государствами» и заканчивая «противодействием- деятельности псевдорелигиозных структур». Можно презюмировать, что такое взаимодействие будет нуждаться в правовом регулировании, что неизбежно потребует, разработки нормативно-правовых актов со стороны государства.

Таким образом, представляется, что в ближайшие годы проблема взаимоотношений: государства и церкви будет переживать очередной период актуализации. Обращение к взглядам дореволюционных мыслителей на- государственно-церковные отношения позволит облегчить решение этой задачи.

Состояние научной разработанности темы. Большое значение для раскрытия соотношения государства и церкви имеют работы современных ученых: СА.Авакьяна, О.Э.Лейста, Г.В.Мальцева, Л.А.Морозовой, В.СНерсесянца, Ф.Г.Овсиенко, Ф.М. Рудинского, Н.А Трофимчука, В. Цыпина и других авторов.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С.2.

При исследовании конкретных историко-правовых вопросов; взаимоотношений государства и церкви использованы работы С.С.Бычкова, ДА.Коцюбинского, Г.Ореханова, В.А. Федорова, С.Л.Фирсова.

В связи с тем, что в рамках современной российской юридической науки имеется немного работ, посвященных анализу дореволюционных правоотношений государства и церкви, тема настоящей диссертации еще не нашла полного отражения в научных исследованиях.

Объектом диссертационного исследования являются взгляды представителей российской юридической науки конца XIX - начала XX веков на государственно-церковные правоотношения, в том числе складывавшиеся; в период разработки нормативно-правовой базы, церковной реформы 1903-1907 гг., влияние юридической науки на проводившуюся в России церковную реформу.

Предметом диссертационного исследования выступают концепции русских- ученых государственного и церковного права, философии права конца XIX - начала XX веков в сфере государственно-церковных отношений. При этом особое внимание уделено анализу взглядов, дореволюционных ученых на проекты законов Российской Империи в области правоотношений государства и церкви.

Целью диссертационного исследования является комплексный историко-правовой анализ взглядов русских юристов и философов права на отношения государства и церкви на рубеже ХХ-ХХ веков, содержания правового регулирования государственно-церковных отношений..

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:.. обобщить. историко-правовые материалы по проблеме государственно-церковных отношений, определить степень теоретической разработанности темы;

- охарактеризовать основные черты русской школы права в рассматриваемой области с учетом основополагающих принципов взаимоотношений между государством и церковью: принципа «симфонии»» властей, принципа соотношения духовного и светского закона, принципа свободы совести;

- выявить специфику русской правовой мысли в исследовании государственно-церковных отношений в сравнении с аналогичными идеями, сформулированными в Западной Европе;

б

- выявить основные тенденции развития государственно-церковных правоотношений, сложившихся к началу XX века;

- показать влияние основных идей, разработанных в сфере государственно-церковных отношений, на законодательные акты исследуемого периода.

Методологической основой диссертационного исследования служит система современных методов познания. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, сравнительный), а также частнонаучные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, ретроспективной реконструкции). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми требованиями принципов объективности, всесторонности, историзма и конкретности.

Источниковедческую базу диссертационного исследования

составляют различные группы источников, среди которых труды российских дореволюционных ученых в области теории и истории права и государства, государственного и церковного права, истории политических и правовых учений, философии права, философии, где анализируются различные аспекты государственно-церковных

отношений.

Проблема правоотношений государства и церкви в конце XIX -начале XX веков была наиболее подробно исследована в трудах следующих дореволюционных российских правоведов и философов: И.С.Гагарина, И.А.Ильина, К.П.Победоносцева, В.С.Соловьева, Л.А.Тихомирова, Б.Н.Чичерина.

Проанализированы также работы дореволюционных ученых в сфере церковного права: АИ.Алмазова,- И.С.Бердникова, М.В.Зазыкина, Н.А.Заозерского, Н.К.Соколова, А.С.Павлова,. Н.С.Суворова, где раскрываются их взгляды на сущность государственно-церковных отношений.

Были использованы работы таких зарубежных исследователей, обращавшихся к теме взаимоотношений государства и церкви как: Гарольда Джорджа Бермана, Павла Гиншиуса, Фридриха Маасена, Жана Маритена,. Этьена Жильсона, Ойгена Розенштока-Хюсси, ФранкаРуффини.

Исследованы нормативные акты Византийской империи («Эклога», «Эпанагога»); нормативные акты Российской Империи (Свод законов Российской Империи, т.т. I, XIV, XIV; Духовный регламент 1721 года).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней комплексно рассмотрены взгляды русских ученых-юристов на отношения государства и церкви в России конца XIX -начала XX веков, раскрыты различные точки зрения русских правоведов по вопросу закрепления в законодательстве Российской Империи начала XX века принципа свободы совести.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, обладающими элементами научной новизны:

- синтез церковного права и светских законов составлял основу национального правосознания; для русского правоведения была характерна неразрывная связь церковного права и светских законов, при этом нормы церковного права оказывали определенное влияние на формирование всего корпуса российского законодательства;

специфика осуществления теории «симфонии властей» применительно к государственно-правовым- традициям России заключалась в существовании института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободного вероисповедания при сохранении статуса «господствующей церкви» для Российской Православной Церкви;

- в конце XIX века в России завершилось формирование государственной юридической доктрины, основанной на принципе веротерпимости; она была использована для разработки правовой базы реформирования государственно-церковных отношений, что нашло законодательное отражение в нормах Основных Законов Российской Империи;

- впервые в истории России профессиональные юристы активно участвовали в подготовке и проведении реформирования государственно-церковных правоотношений, что выразилось как в подготовке отдельных законопроектов по регулированию отношений в религиозной сфере, так и в правовом анализе их содержания;

- одна из главных концептуальных идей названных законопроектов заключалась в правовом закреплении разграничения государственных и церковных полномочий со стремление освободить церковь от излишнего

контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка;

- начиная с XIX века русские мыслители с различных позиций впервые исследовали различные модели построения государственно-рковных отношений: объединение Православной и Католической церквей с целью обеспечения большей независимости церкви от государства (И.С.Гагарин); построения - теократического общества, в котором государство свободно признает высшей авторитет церкви (В.С.Соловьев); необходимости существования господствующей церкви (Русской Православной Церкви) как воплощение «исторической связи с народом» (Б.Н.Чичерин, К.П.Победоносцев); «соединения государственного верховенства с церковной самостоятельностью во внутренних церковных делах» (М. Зазыкин);

- несмотря на то, что Святейший Синод являлся органом государственной власти, его позиция по вопросу о законодательном закреплении принципа, свободы совести заключалась в том, что реализация этого принципа неминуемо приведет к уничтожению традиционных для России государственно-правовых традиций; в то же время, данный принцип получил определенное отражение в российском законодательстве, в подготовке которого принимали участие ведущие российские юристы и государственные деятели;

- регулирование правоотношений государства и церкви осуществлялось наряду с частным и публичным правом также церковным правом как особой отраслью права.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования выводов и положения диссертации при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов в сфере государственно-церковных отношений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы в процессе преподавания курсов истории отечественного права и государства, истории политических и правовых учений, конституционного права.

Основные положения работы используются автором в учебном процессе при преподавании специального курса «Философские и правовые основы взаимоотношения государства и церкви».

Апробация результатов диссертационного исследования.

Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии - и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также получили отражение в научных публикациях автора и его выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

II. Основное содержание диссертационной работы

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы диссертационного исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, охарактеризована степень научной разработанности, нормативная база исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость основных положений диссертации.

Первая глава - «Российская правовая традиция взаимоотношений государства и церкви: динамика развития в конце XX - начале XX веков» - посвящена раскрытию содержания специфики правового регулирования государственно-церковных правоотношений в России (§1); анализу взглядов русских мыслителей на содержание государственно-церковных отношений конца XIX - начала XX веков (§2).

Восточное христианство в вопросах государственно-церковных отношений пошло по определенному пути, идейным вектором которого стала так называемая теория «симфонии» государственной и церковной власти, то есть паритета светской и духовной власти.

Византийский Император Иоанн Комнин, характеризуя взаимоотношения светской и духовной власти, признавал существование духовной власти, источником которой является Бог, и, одновременно, отличную от нее светскую власть, ограниченную понятием времени, но также происходящую от божественной воли.

В диссертационном исследовании доказано, что составными элементами принципа «симфонии» являются: независимость государственной власти от церковной; разграничение компетенции церкви и государства, в том числе разделения компетенции церковной иерархии и верховной власти государства.

Как отмечает автор диссертации, одним из самых сложных вопросов принципа «симфонии» следует считать вопрос о различной компетенции государства и церкви. Духовным основанием решения данного вопроса является следующее положение: Бог непосредственно своей волей создал церковь как собрание верующих, государство же есть творение человека по согласию Бога.

В отличие от церкви, которая является единым вероучительным организмом, государства не ограничены в своем количестве и качестве. Например, по своей доктрине православная церковь одна, а православных граждан, живущих в различных государствах, много. Кроме того, церковные каноны (правила) едины и обязательны для всей церкви, а законы одного государства не действуют на территории другого государства. И, наконец, главная цель государства есть земное благополучие, безопасность его граждан и целостность его территории, тогда как основная цель церкви - спасение души любого человека, если он добровольно выбрал ее вероучение независимо от его гражданства или подданства.

По мнению диссертанта, при разделении компетенции, полномочий между государством и церковью необходимо выделить компетенцию государства, компетенцию церкви и их совместную компетенцию.

В конце XIX века наиболее подробно и системно проблему разделения компетенции государства и церкви исследовал профессор кафедры церковного права М.В.Зазыкин, который выделял три разряда смешанной (совместной) компетенции церкви и государства. К первому он относил дела, связанные с нарушением норм церковного или государственного права требующие совместного участия: ересь и неповиновение светской власти. Ко второму разряду были отнесены смешанные дела,- которые в своем основании имели одну общую природу: брак и образование. И, наконец, третий разряд смешанных дел являлся результатом исторического процесса: приоритет светской власти над духовенством.

К исключительной компетенции государства М.В.Зазыкин относил: распространение правоспособности на всех членов. клира; определение прав и обязанностей для церковных учреждений и заведений в вопросах собственности; освобождение членов клира от некоторых обязанностей перед государством (воинская обязанность); признание за некоторыми церковными актами (бракосочетание, крещение) равноправного статуса наряду со светскими; определение меры уголовной и гражданской ответственности членов клира.

К исключительной компетенции церкви М.В.Зазыкин относил: проповедование христианского вероучения и нравоучения; издательскую деятельность и религиозное воспитание; отправление культа (совершение и преподание таинств); церковное устройство и управление; церковное судопроизводство и управление церковным имуществом.

Автор диссертации отмечает, что К.П.Победоносцев относил к компетенции церкви исключительно вопросы по учительству и наставничеству, брака и воспитания. Государство, по

К.П.Победоносцеву, по крайне мере не должно мешать церкви преподавать веру. Что касается церкви, то для нее совершенно недопустимым было участие в решении спорных вопросов, которые не относились к ее компетенции.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в России церковная власть никогда не стремилась на законодательном уровне ограничить власть светскую.

Проведенный анализ позволяет автору диссертации считать, что статус монарха (после реформ Петра I) включал в себя функции церковного управления, но у него не было правомочий вмешиваться в догматическую или обрядовую сторону церковной жизни. Так, профессор Н.С.Суворов признавал, что монарх осуществляет надзорные функции в отношении церкви, и только в чрезвычайных случаях он может непосредственно вмешиваться в церковные дела. Тем самым, для государственно-правовых традиций России специфика осуществления теории «симфонии властей» заключалась в существовании института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободного вероисповедания при сохранении статуса господствующей церкви для Российской Православной Церкви.

Идеологической основой церковной реформы 20-х годов XVIII века Петра I были идеи немецкого юриста, протестанта С.Пуффендорфа, жестко разделившего науку и религию и поставившего разум выше христианского откровения, равно как и естественное право выше христианской доктрины соотношения государства и церкви. Диссертант отмечает, что С.Пуффендорф фактически отрицал и само протестантское учение, будучи убежден в том, что основой естественного права являются некие общечеловеческие ценности, проистекающие из природы людей, а не из божественного начала. Соответственно, источником власти он считал не божественную волю, а человеческую, так как, по его мнению, в ином случае источник власти противоречил человеческому разуму.

Следует отметить, что характерная особенность русской государственно-правовой мысли в вопросе государственно-церковных отношениях заключалась в том, что для нее основные постулаты двух крупнейших западно-европейских конфессий - католической или протестантской были неприемлемы в принципе, однако на практике со времени правления Петра I основой государственно-церковных отношений стала доктрина протестантской церкви, суть которой заключалась в том, что деятельность церкви должна регулироваться нормами государственного права, а монарх по сути дела является главой церкви.

Диссертант считает, что одна из концепций возможного развития государственно-церковных отношений в России сформировалось под влиянием доктрины католической церкви. Впервые ее обосновал католик князь И.С.Гагарин. Он был убежден, что Российская Православная Церковь находится в глубочайшем кризисе и поэтому предлагал воссоединить католическую и православную церкви с целью как получения независимости Российской Православной Церкви от государства, так и возможного противостояния революционным идеям в Европе.

Сама независимость любой церкви, как считал И.С.Гагарин, совершенно безвредна для государства и его правителей. И если что и угрожает независимому существованию церкви, то это дух народности, с одной стороны, и политика подчинения светской власти, с другой. Причем он указывал, что единство церкви и ее независимость по своей природе вовсе не одно и то же. Если образуется «частная» церковь, то она

сразу может лишиться своей независимости со стороны народного духа или государства в силу того, что она лишилась поддержки Вселенской Церкви. Такая эпоха угрозы независимости и единства церкви наступила со времени правления императора Константина Великого. Главную опасность для церкви И.С.Гагарин усматривал в обретенном государством «народном духе».

По мнению автора диссертации, И.С.Гагарин одним из первых усмотрел недостаток византийского правоведения - в том, что в нем остались элементы языческой идеологии и не были выработаны четкие нормы по разграничению компетенции духовной и светской власти.

Термином «византизм» И.С.Гагарин обозначил следующие тенденции. Во-первых, отсутствие четкого разграничения полномочий епископа внешнего и епископа внутреннего; во-вторых, усиление смешения церковного законодательства со светским; в-третьих, сосредоточение церковного управления в Константинополе; в-четвертых, усиление императорской власти в отношении ограничения власти константинопольского патриарха.

После того как Российская Православная Церковь стала правопреемницей церковных традиций Византии, она сохраняла свою независимость вплоть до начала XVШ века. Символ борьбы церкви с государством И.С.Гагарин видел в лице Патриарха Никона, которого он считал одним из самых значительных государственных деятелей России. Следует отметить, что его оценка деятельности Патриарха Никона полностью совпадает с мнением профессора М.В.Зазыкина и ряда других ученых, заключающимся в том, что с падением Патриарха Никона церковь окончательно утратила свою независимость и стала лишь одним из учреждений государства.

В диссертации делается вывод о том, что И.С.Гагарин в определенной степени развил некоторые идеи П.Я.Чаадаева, в частности, его концепцию мирового исторического прогресса.

Продолжателем традиции, идущей от ПЛ.Чаадаева и И.С.Гагарина, был В.С.Соловьев, по признанию П.И.Новгородцева, «блестящий и выдающийся философ права».

Разрешение проблемы взаимоотношений государства и церкви В.С.Соловьев видел в идее, как он ее назвал, «свободной теократии». Причем, по мнению диссертанта, он конструировал эту идею вовсе не для

отвлеченно-рассудочного умозаключения, а для конкретного применения в реальной жизни.

Существование государства В.С.Соловьев признавал необходимым с целью защиты от окружающих его или пребывающих в нем иррациональных сил, полагал, что институт государства является обязательным условием существования рода человеческого, благодаря которому индивид может чувствовать себя в относительной безопасности. Следовательно, по В.С.Соловьеву, для государства приоритетной целью своего существования является не только абстрактный интерес, который включает в себя личностный и партийный интерес, но и разграничение таких интересов для их же блага.

Кроме формально-юридической цели, у государства присутствует и другая, высшая и абсолютная его цель: религиозно-нравственная. Для осуществления этой высшей цели государство должно быть связано принципом права, которое состоит из свободы как своего содержания в форме равенства, так как именно свобода является основой бытия человека, и, реализуясь в равенстве, создает человеческое общество.

Диссертант отмечает, что антропологический аспект становится доминантой в учении В.С.Соловьева о государстве. Не человек ради государства, а государство ради человека. Но не просто ради человека как биологического вида, а ради человека как творения Бога. Тем самым, одна из основных целей христианства заключается в определении для государства смысла его существования.

Существует четкая грань между государством языческим и государством христианским. Языческое государство - это государство, отражающее человеческую природу и не имеющее никакой высшей цели для понимания своего существования. Христианское государство обретает эту цель - достижение Царствия Божьего - и ведет к ней своих граждан. Христианское государство - это единственный путь человеческого общества с целью приведения к истине всех его членов.

В.С.Соловьев выделяет шесть основных элементов присущих любому государству, по которым следует проводить различие между христианским и языческим государством: господство силы, подчинение, права, закон, верховная власть и представитель власти. Анализируя каждый из этих шести элементов, главными критериями, по которым следует проводить различия между ними, являются вера и совесть: эти

две духовно-нравственные категории начинают проявляться в каждом из названных шести элементов когда открывается новая цель существования государства: исполнение высшего нравственного закона -закона Христа.

Вторая глава - «Значение и роль юридической науки в; проведении церковной реформы в России в начале XX века» -

посвящена раскрытию принципа соотношения духовного и светского закона в государственно-церковных правоотношениях (§1); анализу специфики правового закрепления \ принципа. свободы совести в Российской Империи (§2), исследованию взглядов русских мыслителей на правоотношения государства и церкви в Западной Европе (§3).

В рамках исследования предмета церковного права диссертантом отмечается,, что основным принципом церковного права является принцип любви. Этот принцип лежит в основе построения церковной иерархии, и осуществляется в ее таинствах. Как удалось выяснить в процессе диссертационного исследования, профессор церковного права И.С.Бердников признавал церковное право отдельной самостоятельной, как он писал, «правовой областью». В то же время, по его мнению, роль государственного права состоит в том, чтобы дать основу организации и деятельности церкви как общественному союзу.

По мнению автора диссертации, для И.С.Бердникова является бесспорным, что христианское государство должно иметь тесный союз с церковью, основанный на взаимном благорасположении и сознании взаимной солидарности применительно ко многим жизненным отношениям. При этом церковь есть самостоятельный правовой организм со своей особой организацией, отличной от государственного организма. Наконец, И.С.Бердников отмечал следующий специфический правовой признак церкви: только епископат или такой орган как собор епископов наделен полномочиями власти во вселенской церкви.

Автор диссертации отмечает, что других взглядов на руководство церковным организмом придерживался Н.С.Суворов. Он ставил под сомнение правовой статус церковной иерархии как правительственной власти церкви, считая, что в церкви высшая власть должна принадлежать исключительно монарху. Сторонников взгляда на епископат как высшую форму власти в церкви Н.С.Суворов считал разделяющими католический взгляд на эту проблему. По мнению диссертанта, если исходить из

реального учения католической церкви то следует признать мнение Н.С.Суворова достаточно спорным. Следует отметить, что по каноническому праву католической церкви хотя Папа Римский и является членом коллегии епископов, в то же время он одновременно является и преемником апостола Петра, то есть наделен реальной властью, больше чем какой-либо другой епископ.

Как считает автор диссертации, для Н.С.Суворова оптимальной моделью государственно-церковных отношений являлась модель Австро-Венгерской империи - известная как «иозефинизм». Суть этой модели состояла в том, что католическая церковь на территории Австро-Венгрии должна была стать государственной церковью. Соответственно, вся деятельность церкви регламентировалась законодательством, за исключением догматической сферы. Государство де-факто и де-юре полностью монополизировало решение ряда вопросов, ранее относившихся к компетенции церкви: разграничение территорий епархий, семейное право (были разрешены разводы и повторные браки), деятельность духовных семинарий и ряд других.

Названные взгляды не разделялись ни представителями русского правительства, ни тем более иерархами Российской Православной Церкви.

По мнению автора, следует согласиться с идеей Г.Дж.Бермана в отношении того, что основные элементы современных западных правовых систем сформировались в XI-XИ веках, то есть, когда церковь в Западной Европе осуществила внутрицерковную реформу в сфере канонического регулирования обрядов и богослужения и одновременно придала новое содержание таким важным элементам своего вероучения как смерть, грех, наказание, прощение, спасение.

В России богословские основы права были предметом особого интереса И.А.Ильина, одного из лучших представителей плеяды христианских мыслителей России. И.А.Ильин детально рассмотрел феномен правосознания, как он писал, с точки зрения «исторической эпохи, ныне переживаемой народами». Но были в России и мыслители, которые разрабатывали государственно-церковную доктрину под воздействием учения католической церкви (И.С.Гагарин, В.Соловьев).

В процессе исследования диссертант пришел к выводу, что религиозная терпимость в Российской империи заключалась в особом

отношении к верованиям народов, входившим в ее состав, что подтверждалось нормой статьи 67 Основных законов: «свобода веры присвояется не только - христианам иностранных исповеданий, но и иудеям, магометанам и язычникам». Эта норма имела особое значение и в случае возможного присоединения к России нового народа со своим вероисповеданием. Любое лицо имело право перейти из одного вероисповедания; в другое, однако отказаться: от вероисповедания I и открыто объявить себя атеистом или агностиком, было практически невозможно. Государство в случае смены вероисповедания полностью контролировало такую ситуацию - каждый отдельный переход требовал специального разрешения Министерства внутренних дел.

По мнению правоведа М.А.Райснера, все названные ограничения являлись элементами - «полицейского» государства, когда государство имело абсолютную монополию определения- пользы и вреда, устанавливало градацию в отношении любого вероисповедания, и применяло карательные меры в отношении тех лиц, которые нарушают названные правила.

Идее «полицейского» государства, которым М.А.Райснер считал Российскую Империю, противоположна идея правового государства. В сфере религиозных отношений, по его мнению, правовое государство должно ставить на первое место свободу совести. Такая свобода конкретного лица может быть ограничена только в случае, когда это лицо намеренно использует принцип свободы совести с целью «угрозы другим, еще более ценным общественным благам». Однако, как отмечает автор диссертации, что следует понимать под «ценными общественными благами», М.А. Райснер так и не раскрыл.

Как выяснено в процессе исследования, главным принципом государственно-церковных отношений в России был закрепленный в законодательстве Российской Империи принцип веротерпимости, при признании Российской Православной Церкви как церкви первенствующей и главенствующей, с одновременным дозволением русским верующим иных конфессий совершать обряды согласно своих вероучительных доктрин.

В начале XX века правительством России было принято решение пересмотреть постановления о вере с целью наведения порядка в законодательстве в сфере государственно-церковных отношений и

приведения его в соответствие с общественными отношениями того времени.

Одновременно признавалось, что Православная Церковь остается церковью господствующей, глава государства должен исповедывать православие,- Православная; "Церковь имеет полную свободу для привлечения новой паствы и право на свое материальное содержание из государственного бюджета.

По мнению диссертанта, определенной новацией явилось то, что Комитет Министров принял решение о возможности свободного отпадения лица от Православной Церкви при согласии православного духовенства, но только в том случае, если названное лицо укажет конкретно выбранную веру. Отпадение лица в атеизм или в агностицизм по-прежнему запрещалось на основании того, что такое лицо будет представлять особую опасность для государства, поскольку оно может легко оказаться вне общепринятых моральных устоев и, соответственно, стать орудием антигосударственных сил.

Как удалось установить диссертанту, основное содержание законопроектов в сфере правового регулирования государственно-церковных отношений отражало представление о том, что религия есть не абсолютная ценность, а, прежде всего, один из способов поддержания законного государственного порядка.

Одна из главных концептуальных идей названных законопроектов заключалась в правовом закреплении разграничения государственных и церковных полномочий со стремлением освободить церковь от излишнего контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка.

Диссертант особенно выделяет идею профессора И.С.Бердникова о том, что благодаря Православной Церкви, как господствующей церкви государства, в Российской Империи ранее ослаблялись и были крайне незначительны «националистические тенденции», однако при потере церковью такого статуса названные тенденции могут усилиться и негативно повлиять на стабильность государства и общества.

Как отмечает автор диссертации, именно И.С.Бердников одним из первых указывал на то, что в законопроектах, призванных регулировать государственно-церковные отношения, не раскрывалось содержание отдельных весьма важных понятий: «христианское вероисповедание» и

«вероучение». Если первое понятие «технически определимо», то второе - «вероучение» - неопределенно.

К таким.понятиям следует также отнести и «вероисповедание», точный, смысл которого не более ясен, чем у двух предыдущих. Очевидно, что исходя из юридико-технических правил в законопроектах не должно быть понятий, имеющих различное смысловое толкование. Следовательно, при разработке подобных законопроектов их инициаторам необходимо было привлекать специалистов в области «церковно-исторического, церковно-канонического и богословского образования».

Особый статус Российской Православной Церкви выражался в следующих основных преимуществах по сравнению с другими конфессиями: поддержка и охрана государством; обязательное преподавание в учебных заведениях православного вероучения; участие. представителей Православной Церкви при принятии решений в органах государственной власти; принадлежность к Православной Церкви главы государства как верховного защитника и хранителя догматов господствующей веры и блюстителя православия.

При официальном провозглашении принципа свободы совести как основного принципа государственно-церковных отношений должны были остаться неприкосновенными положения, предусматривающие санкции за поругание и осмеяние церкви и религиозных верований, выражение неуважения к религии и предписаниям культа, бесчинства в молитвенном доме и др.

Эти положения сохраняли силу, если противоправные действия были направлены против христианских вероучений.

При анализе принципа свободы совести диссертант отмечает, что свобода совести не означает для: государства обязательного равного отношения ко всем вероисповеданиям. В европейском правоведение того времени было распространено убеждение, согласно которому признание государством приоритета за какой-либо религии перед всеми другими вероисповеданиями,- не нарушает указанный принцип. Допускалось признание государством одних вероисповеданий, в то время как другие считались просто терпимыми.

Новацией, отраженной в законопроектах, стало положение, согласно которому определенной охраной со стороны государства могли

пользоваться и нехристианские вероисповедания. В целом следует отметить, что предлагаемое законопроектами в сфере государственно-церковных отношений закрепление принципа свободы совести впервые четко выявило либеральное направление в русской юридической мысли.

В законодательстве Российской империи вероисповедания делились на две группы: к первой относилась «первенствующая православная вера», ко второй - «иностранные вероисповедания -христианские и иноверческие». Согласно концепции рассматриваемого пакета законопроектов все без исключения иностранные исповедания получили новое название - «признанные исповедания» (ранее использовался термин «терпимые»). Такое изменение следовало тенденции заимствования терминологии из западноевропейского законодательства. Диссертант подчеркивает, что согласно проектируемым нормам в русском законодательстве не предполагалось вводить нормы, направленные на регламентирование статуса новых религиозных организаций.

Автор диссертации также отмечает, что в действующем законодательстве Российской империи того времени имелись достаточно серьезные ограничения при реализации политических и гражданских прав в зависимости от принадлежности подданного к тому или иному вероисповеданию. Так, например, в соответствии с Законом от 1894 года было запрещено штундистам совершать богослужения. Аналогичные запреты касались и старообрядцев. Несмотря на Указ от 17 апреля 1905 года и на Манифест от 17 октября 1905 года в законопроектах были сохранены ограничения по мотиву "политического свойства".

Как установил автор диссертации, содержание положений разработанных в ходе реформы государственно-церковных отношений законопроектов доказывало, что они не являлись простой копией западноевропейских законодательных актов, но представляли собой первый опыт синтеза традиционных норм, присущих русской правовой культуре, и правовых идей в сфере построения государственно-церковных отношений в Западной Европе (права человека, гражданское общество, конституционализм).

Об актуальности и важности для России проблемы урегулирования государственно-церковных отношений свидетельствовало и особое

внимание к этим отношениям со стороны Председателя Совета министров России того времени ПАСтолыпина.

Он особо отмечал, что преимущества Православной Церкви как господствующей церкви должны быть полностью сохранены за ней в рамках Основных законов Российской Империи. При этом государство обязано пересмотреть действующие нормы с учетом того, что в соответствии, с ними лицу разрешалось как свободно вступать, так и свободно выходить из любого вероисповедания, свободно проповедывать свое вероучение любым не запрещенным законом способом, признавалась необходимость отмены каких-либо ограничений со стороны государства по отношению к лицу в зависимости от его вероисповедания

В государственно-церковных отношениях ПАСтолыпин выделял три важных элемента: полное невмешательство государства в догматические вопросы учения церкви; предоставление церкви полной самостоятельности в сфере канонического права; независимость государства в выработке собственной политики по отношению к церкви.

В диссертационной работе показано, что важным аспектом формирования нового этапа государственно-церковных

взаимоотношений явилось изучение русскими правоведами зарубежного опыта. Так, обер-прокурор Св.Синода К.П.Победоносцев с позиции консервативной мысли рассматривал государственно-церковные отношения, сложившиеся в Западной Европе, ив частности один из тезисов либеральной мысли: «свободная церковь в свободном государстве».

К.П.Победоносцев отмечал, что само основание названного тезиса построено на «началах религиозного индифферентизма или равнодушия в вере», что, в свою очередь, допускает взаимосвязь с идеями,- которые не только не имеют явно религиозного начала, но могут носить явно негативный характер по отношению к религиозной вере. Причем сама церковь воспринимается в рамках этой системы исключительно только как вид публичной корпорации или как «политическое учреждение». Следовательно, можно предположить, что и к самой религиозной вере, будет осуществляться подход исключительно в рамках психологии, что приведет к фактической девальвации самого понятия «религиозная вера».

Слабое место этой системы состоит в том, что она не имеет никаких исторических традиций.

Отделение церкви от государства может существенно ослабить прежде всего духовную жизнь государства. Что касается утверждения, что в названном < тезисе имеется ответ на оптимальное выстраивание модели государственно-церковных отношений, то К.ГШобедоносцев прямо считал, что его автор, К.Б.Кавур, рассматривал данную проблему очень односторонне, исключительно в зависимости от конкретной исторической ситуации.

К.ГШобедоносцев усматривал в государственно-церковных отношениях сложившихся в Западной Европе усилившуюся к началу ХУ111 века тенденцию к уравнению всех исповеданий. В тоже время, приоритетным оставался принцип, согласно которому гражданин или подданный любого государства должен принадлежать к той или иной конфессии - во имя общественного блага или безопасности.

С точки зрения К.П.Победоносцева провозглашение принципа свободы совести на законодательном уровне не является гарантией от проявлений насилия и межконфессиональной ненависти в обществе.

Одним из самых авторитетных зарубежных исследователей изучаемой проблемы следует признать итальянского правоведа Ф.Руффини.

К наиболее важным идеям Ф.Руффини, как считает автор диссертации, можно отнести следующие: к высшему типу религиозной свободы, реализованной в государстве, относится свобода культа; только такой вид свободы совести мог быть урегулирован государством и включен в законодательство о собраниях и ассоциациях одновременно с установлением необходимых социальных гарантий и ограничений; главная же проблема состоит в определении содержания понятия «культ», особенно в применении его к религиозным ассоциациям, имеющим небольшое количество верующих и не оказывающих серьезного влияния на общественную жизнь.

Более того, Ф.Руффини, формулируя вопрос о том, возможно ли на законодательном уровне закрепить принцип равноправия различных культов, пришел к выводу, что разрешить его правовыми средствами практически невозможно.

По мнению диссертанта, очень важной в данном контексте является мысль И.С.Бердникова о том, что политика - осуществления отделения церкви от государства «не может иметь притязание на безусловное значение», так как все зависит исключительно от тех или иных местных условий. Государство сделает ошибку, если проявит явное безразличие к тому вероисповеданию, которое исторически присутствует на его территории.

И.С.Бердников считал, что государство сделает ошибку, если лишит прежнего статуса церковь и приравняет ее к статусу «частного общества». Для обоснования современной концепции о существовании так называемых традиционных религиях, представляется крайне важной мысль И.С.Бердникова о том, что в истории России именно Российская Православная Церковь всегда формировала духовные, правовые,, нравственные устои как государства, так и общества, поэтому искусственно приравнивать ее к недавно возникшим и мало известным религиозным организациям, действующим только на основании своего устава, будет противоречить всей: государственно-правовой традиции страны.

Диссертант отмечает, что в России именно И.С.Бердников впервые предложил рассмотреть вопрос внеконфессионального государства с точки зрения государствоведения, то есть фактически предлагая стать на точку зрения немецкого юриста XIX века Роберта Моля, считавшего государство «организмом, состоявшим из учреждений, которые имеют задачею содействие достижению дозволенных жизненных целей».

При этом диссертант отмечает, что И.С.Бердников, одним из первых русских ученых, признал, что наиболее полно принцип свободы вероисповедания реализовался в США. В этой стране на законодательном уровне было закреплено равенство всех без исключения вероисповеданий перед законом. Государство горантировало, что каждая конфессия совершенно свободна в своей внутренней деятельности.

В Заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные выводы по вопросам, составляющим предмет диссертационного исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Дмитриев И.Л. Основы правосознания в философии, права ИАИльина // Материалы науч. практич. конф. 15-16 января 2003 г.: Республика Беларусь, Брест: Брестский госуниверситет, 2003 .-С. 90-96, 0,4 п.л.

2. Дмитриев И.Л. Церковная политика Российской Империи в начале XX века (историко-правовой аспект). // История.государства и права. - 2003. - № е. - С.36-40, - 0,4 п.л.

3. Дмитриев - И.Л.. Два взгляда на государственно-церковные отношения в России. конца XIX - начала XX веков (И.С.Гагарин, Л.А.Тихомиров).// Материалы Межвузовской научно-практической конференции 11 марта 2004 г.: - Москва: Социально-экономический университет, 2004. -С.3-18, - 0,7 п.л.

Автореферат

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук Дмитриева Игоря Леонидовича;

Тема диссертационного исследования Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви (конец XIX - начало XX веков)

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, Бошно С В.

Изготовление оригинал-макета

Подписано в печать¿ЯУГираж ЪО экз. Усл.пл.. ->< й-

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

168 5 2

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Дмитриев, Игорь Леонидович, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Российская правовая традиция взаимоотношений государства и церкви: динамика развития в конце XIX - начале XX веков.

§1.Специфика правового регулирования основ государственно-церковных правоотношений в России.

§2.Взгляды русских мыслителей на содержание государственно-церковных отношений.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Значение и роль юридической науки в проведении церковной реформы в России в начале XX века.

§1.Отражение принципа соотношения духовного и светского закона в государственно-церковных правоотношениях.

§2.Специфика правового закрепления принципа свободы совести: анализ законопроектной деятельности.

§3 .Сравнительный анализ правоотношений государства и церкви в Западной Европе и в России.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви"

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема взаимоотношений государства и церкви остается одной из наиболее сложных в истории и философии права. Если обратиться к истории любого государства Европы, то можно отметить, что церковь всегда участвовала в государственном строительстве, особенно в период становления того или иного европейского государства. Как и в других странах, история взаимоотношений церкви и государства в России знала разные периоды: тесное сотрудничество сменялось конфликтами и взаимными претензиями.

Сегодня не вызывает сомнения то, что церковь является одним из важнейших факторов стабильности государства и общества - хотя бы в силу того, что является традиционным институтом охраны нравственных принципов общественной жизни, и можно сказать больше - прав и свобод человека.

До сих пор существует распространенное мнение, что собственных правовых традиций в России фактически не существовало. Однако изучение истории отечественных государственно-церковных отношений позволяет сделать обратный вывод - русская правовая мысль, вобравшая все лучшее из наследия Византии, создала свою собственную правовую культуру.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, кардинальное обновление на этой основе законодательства обусловили необходимость исследования исторического процесса государственно-церковных отношений, выявления характера и тенденций такого взаимодействия. Следует отметить, что в России особенно пристальное внимание юридической науки к проблеме государственно-церковных отношений возникло в конце XIX - начале XX веков, когда шли активные процессы комплексных реформ государства и общества. Именно в конце XIX века были высказаны различные позиции о возможности реформирования государственно-церковных отношений в России, основа которых была заложена реформами Петра I.

Во взглядах ученых-юристов того времени можно усмотреть две различных тенденции: как почти полное принятие опыта построения государственно-церковных отношений в Западной Европе, так и призывы к развитию отечественного опыта в этой сфере, основанного на традициях русской государственности (восстановление института патриаршества). В дискуссиях представителей этих направлений формировались взгляды русских ученых на настоящее и будущее государственно-церковных отношений. Следует констатировать, что до сих пор идеи русской дореволюционной юридической мысли не находят надлежащего осмысления в современном российском правовом сознании.

Актуальность рассматриваемой проблемы нашла свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» -документа, определяющего «базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Названный документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом».1 В нем имеются главы, специально посвященные отношениям государства и церкви, а также соотношению христианской этики и светского права.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сформировано 16 позиций, по которым церковь готова всемерно сотрудничать с государством, начиная от взаимодействия в сфере миротворчества «между людьми, народами и государствами» и заканчивая «противодействием деятельности псевдорелигиозных структур». Можно презюмировать, что такое взаимодействие будет нуждаться в правовом регулировании, что неизбежно потребует разработки нормативно-правовых актов со стороны государства.

Таким образом, представляется, что в ближайшие годы проблема взаимоотношений государства и церкви будет переживать очередной период актуализации. Обращение к взглядам дореволюционных мыслителей на государственно-церковные отношения позволит облегчить решение этой задачи.

Состояние научной разработанности темы. Большое значение для раскрытия соотношения государства и церкви имеют работы современных ученых: С.А.Авакьяна, О.Э.Лейста, Г.В.Мальцева, Л.А.Морозовой, В.С.Нерсесянца, Ф.Г.Овсиенко, Ф.М. Рудинского, Н.А Трофимчука, В. Цыпинаи других авторов.

При исследовании конкретных историко-правовых вопросов взаимоотношений государства и церкви использованы работы С.С.Бычкова, Д.А.Коцюбинского, Г.Ореханова, В.А.Федорова, С.Л.Фирсова.

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С.2.

В связи с тем, что в рамках современной российской юридической науки имеется немного работ, посвященных анализу дореволюционных правоотношений государства и церкви, тема настоящей диссертации еще не нашла полного отражения в научных исследованиях.

Объектом диссертационного исследования являются взгляды представителей российской юридической науки конца XIX - начала XX веков на государственно-церковные правоотношения, в том числе складывавшиеся в период разработки нормативно-правовой базы церковной реформы 1903-1907 гг., влияние юридической науки на проводившуюся в России церковную реформу.

Предметом диссертационного исследования выступают концепции русских ученых в области государственного и церковного права, философии права конца XIX - начала XX веков в сфере государственно-церковных отношений. При этом особое внимание уделено анализу взглядов дореволюционных ученых на проекты законов Российской Империи в области правоотношений государства и церкви.

Целью диссертационного исследования является комплексный историко-правовой анализ взглядов русских юристов и философов права на отношения государства и церкви на рубеже ХХ-ХХ веков, содержания правового регулирования государственно-церковных отношений.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: обобщить историко-правовые материалы по проблеме государственно-церковных отношений, определить степень теоретической разработанности темы;

- охарактеризовать основные черты русской школы права в рассматриваемой области с учетом основополагающих принципов взаимоотношений между государством и церковью: принципа «симфонии» властей, принципа соотношения духовного и светского закона, принципа свободы совести;

- выявить специфику русской правовой мысли в исследовании государственно-церковных отношений в сравнении с аналогичными идеями, сформулированными в Западной Европе;

- выявить основные тенденции развития государственно-церковных правоотношений, сложившихся к началу XX века;

- показать влияние основных идей, разработанных в сфере государственно-церковных отношений, на законодательные акты исследуемого периода.

Методологической основой диссертационного исследования служит система современных методов познания. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, сравнительный), а также частнонаучные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, ретроспективной реконструкции). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми требованиями принципов объективности, всесторонности, историзма и конкретности.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют различные группы источников, среди которых труды российских дореволюционных ученых в области теории и истории права и государства, государственного и церковного права, истории политических и правовых учений, философии права, философии, где анализируются различные аспекты государственно-церковных отношений.

Проблема правоотношений государства и церкви в конце XIX -начале XX веков была наиболее подробно исследована в трудах следующих дореволюционных российских правоведов и философов: И.С.Гагарина, И.А.Ильина, К.П.Победоносцева, В.С.Соловьева, Л.А.Тихомирова, Б.Н.Чичерина.

Проанализированы также работы дореволюционных ученых в сфере церковного права: А.И.Алмазова, И.С.Бердникова, М.В.Зазыкина, Н.А.Заозерского, Н.К.Соколова, А.С.Павлова, Н.С.Суворова, где раскрываются их взгляды на сущность государственно-церковных отношений.

Были использованы работы таких зарубежных исследователей, обращавшихся к теме взаимоотношений государства и церкви, как: Гарольда Джорджа Бермана, Павла Гиншиуса, Фридриха Маасена, Жана Маритена, Этьена Жильсона, Ойгена Розенштока-Хюсси, Франка Руффини.

Исследованы нормативные акты Византийской империи («Эклога», «Эпанагога»); нормативные акты Российской Империи (Свод законов Российской Империи, т.т. I, XIV, XIV; Духовный регламент 1721 года).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем комплексно рассмотрены взгляды русских ученых-юристов на отношения государства и церкви в России конца XIX -начала XX веков, раскрыты различные точки зрения русских правоведов по вопросу закрепления в законодательстве Российской Империи начала XX века принципа свободы совести.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, обладающими элементами научной новизны:

- синтез церковного права и светских законов составлял основу национального правосознания; для русского правоведения была характерна неразрывная связь церковного права и светских законов, при этом нормы церковного права оказывали определенное влияние на формирование всего корпуса российского законодательства; специфика осуществления теории «симфонии властей» применительно к государственно-правовым традициям России заключалась в существовании института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободного вероисповедания при сохранении статуса «господствующей церкви» для Российской Православной Церкви;

- в конце XIX века в России завершилось формирование государственной юридической доктрины, основанной на принципе веротерпимости; она была использована для разработки правовой базы реформирования государственно-церковных отношений, что нашло законодательное отражение в нормах Основных Законов Российской Империи;

- впервые в истории России профессиональные юристы активно участвовали в подготовке и проведении реформирования государственно-церковных правоотношений, что выразилось как в подготовке отдельных законопроектов по регулированию отношений в религиозной сфере, так и в правовом анализе их содержания;

- одна из главных концептуальных идей названных законопроектов заключалась в правовом закреплении разграничения государственных и церковных полномочий со стремлением освободить церковь от излишнего контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка;

- начиная с XIX века, русские мыслители с различных позиций впервые исследовали различные модели построения государственно-церковных отношений: объединение Православной и Католической церквей с целью обеспечения большей независимости церкви от государства (И.С.Гагарин); построения теократического общества, в котором государство свободно признает высшей авторитет церкви (В.С.Соловьев); необходимости существования господствующей церкви (Русской Православной Церкви) как воплощение «исторической связи с народом» (Б.Н.Чичерин, К.П.Победоносцев); «соединения государственного верховенства с церковной самостоятельностью во внутренних церковных делах» (М. Зазыкин);

- несмотря на то, что Святейший Синод являлся органом государственной власти, его позиция по вопросу о законодательном закреплении принципа свободы совести заключалась в том, что реализация этого принципа неминуемо приведет к уничтожению традиционных для России государственно-правовых традиций; в то же время, данный принцип получил определенное отражение в российском законодательстве, в подготовке которого принимали участие ведущие российские юристы и государственные деятели; регулирование правоотношений государства и церкви осуществлялось наряду с частным и публичным правом также церковным правом как особой отраслью права.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования выводов и положений диссертации при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов в сфере государственно-церковных отношений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы в процессе преподавания курсов истории отечественного права и государства, истории политических и правовых учений, конституционного права.

Основные положения работы используются автором в учебном процессе при преподавании специального курса «Философские и правовые основы взаимоотношения государства и церкви».

Апробация результатов диссертационного исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также получили отражение в научных публикациях автора и его выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Дмитриев, Игорь Леонидович, Москва

Выводы:

Происходило активное и критическое восприятие русской правовой мыслью идей и концепций в сфере государственно-церковных отношений, сформулированных в Западной Европе.

1. К.П.Победоносцев усматривал в государственно-церковных отношениях сложившихся в Западной Европе, берущую в начале ХУШ века тенденцию к уравнению всех исповеданий (за исключением иудеев и сектантов), при том условии, что приоритетным оставался принцип, согласно которому гражданин или подданный любого государства должен принадлежать к той или иной церкви во имя общественного блага и безопасности.

2. Итальянский правовед Ф.Руффини характеризовал религиозную свободу как «юридическое понятие или принцип», причем ее целью является обеспечение такого положения гражданина в государстве, при котором он бы мог беспрепятственно выбрать для себя или «спасение души или научную истину».

3. Ф. Руффини одним из первых западноевропейских представителей юридической мысли пришел к выводу, что свобода совести «не поддается юридическому определению» в связи с тем, что по своему содержанию это понятие скорее должно быть отнесено к сфере психологии или философии, поэтому в законодательном порядке его определить невозможно.

4. В отличие от многих западных ученых, считавших необходимым законодательное закрепление принципа свободы совести, К.П.Победоносцев допускал, что его провозглашение одним из незыблемых принципов в сфере религии следует применять с особой осторожностью, так как «верование религиозное далеко не отделилось еще от верований и стремлений политических и национальных». Поэтому провозглашение свободы совести не устраняет возможность проявления насилия и ненависти в обществе.

5. Для христианина, если государство нарушает принципы его духовной совести, существует только одна обязанность - отстаивать свою духовную свободу. Но для государства, ссылка индивида на законы совести неприемлема в принципе. Как отмечал Ф.Маасен, государственная воля сможет понять такой мотив, но никогда не примет его.

6. И.С.Бердников согласился с немецким правоведом, канонистом П.Гиншиусом в том, что, если отношения между государством и церковью исторически сложились нормальными, то не имеет никакого смысла осуществлять отделение церкви от государства, иначе «могут разрушиться прежние общественные отношения, которые до того времени оказывались благодетельными и спасительными».

7. Позиция К.П.Победоносцева в отношении отделения церкви от государства заключалась в том, что отделение церкви от государства, по его мнению, принесет последнему только возможность регулировать материальные отношения, в то время как духовная, нравственная жизнь останется все равно в компетенции церкви, пусть и не официально.

8. И.С.Бердников разделял идеи И.К.Блюнчли о взаимоотношениях государства с нехристианскими вероисповеданиями. Отношения с ними должны строиться только на принципе терпимости без того благорасположения», которое проводит государство в отношении той или иной христианской церкви.

9. По мнению И.С.Бердникова наиболее полно принцип свободы вероисповедания реализовался в США в силу того, что в США на законодательном уровне было закреплено равенство всех без исключения вероисповеданий перед законом с одновременной гарантией со стороны государства, что каждая конфессия совершенно свободна в своей внутренней деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема соотношения государства и церкви в России в конце XIX - начала XX веков являлась одной из главных во внутриполитической жизни России. Этот период можно охарактеризовать как углубление кризиса так называемого синодального периода развития государственно-церковных отношений. Наступивший кризис затронул не только государство и церковь, но и все российское общество в целом.

Одним из способов преодоления этого кризиса стала формирование в России в конце XIX века собственной научной доктрины, вобравшей в себя лучшие отечественные государственно-правовые традиции в сфере церковного управления. Ее специфика заключалась в том, что в ней органично взаимодействовали, с одной стороны, отдельные элементы, изначально определявшие основу и национальную специфику государственно-церковных правоотношений в виде неразрывной связи светских законов и церковных канонов, а с другой стороны, элементы правовых идей, определявшие государственно-церковные правоотношения, существовавшие в Западной Европы (права человека, гражданское общество, конституционализм).

Многие выдающиеся русские юристы и философы в своих трудах не только рассматривали отдельные аспекты государственно-церковных правоотношений, но и предлагали свои модели построения таких отношений. Эти предложения были основаны на двух основополагающих присущих России принципах отношений между государством и церковью: принципе «симфонии властей» и принципе соотношения духовного и светского закона. В то же время общей идеей признавалось существование института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободы вероисповедания при сохранении статуса господствующей церкви для Российской Православной Церкви.

Развитие государственно-церковных отношений в России к началу XX века привело к законодательному закреплению принципу свободы совести как базисного принципа государственно-церковных правоотношений. Однако такая позиция означала отмену принципа свободы вероисповедания, что неминуемо должно было привести к значительному ослаблению влияния Российской Православной Церкви. Фактически речь шла о строительстве новой модели государственно-церковных отношений. Менялся государственный подход к регулированию церковного управления: впервые в истории России законодательный орган (Государственная Дума), имеющий внеконфессиональный характер, предполагал создать правовую основу для внутренней деятельности Православной Церкви, что являлось грубым вмешательством государства во внутренние дела церкви Также впервые стал открыто обсуждаться вопрос о статусе церкви в государстве -должна ли церковь быть государственной или возможно полное отделение церкви от государства. Вследствие этого не только обострилась проблема роли и места Святейшего Синода и его Обер-прокурора в системе органов государственной власти Российской Империи, но и был поставлен вопрос о необходимости их существования вообще. Ранее такие вопросы в России не обсуждались, тем более в процессе законодательной деятельности.

С целью проведения реформы церковного управления было решено разработать ряд законопроектов, при создании которых активное участие принимали русские правоведы. Так, одной из главных концептуальных идей законопроектов являлась идея о правовом разграничении государственных и церковных полномочий с целью освободить церковь от излишнего контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка.

Можно заключить, что русская правовая мысль в конце XIX -начале XX веков пыталась активно влиять на реформирование государственно-церковных отношений как важного элемента государственного строительства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465.

Свод законов Российской Империи. СПб., Изд. 1892.

Духовный Регламент от 14 февраля 1721 года. - Законодательство Петра I. - М.: Юрид.лит., 1997.

Деяния Вселенских Соборов. Т. 1-4. - Репринт. Спб., 1996.

Книга правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. - Репринт. Сергиев Посад, 1992.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в Царствование государя императора Николая. - Пг, 1915. Т. 1-2.

Свод постановлений, ограждающих веру и православную Церковь. -Спб., 1903.

Циркулярные указы Святейшего Правительственного Синода. 1867-1900.-Спб., 1901.

Манифест об укреплении основ веротерпимости от 17 апреля 1905 года. -ПСЗ-З. Т.25, № 26125.

Высочайший указ от 12 декабря 1904 года «О предначертанию к усовершенствованию государственного порядка». - ПСЗ - 3. Т.24, № 25495.

Кормчая (Номоканон). - Репринт. Отпечатана с подлинника патриарха Иосифа. Спб., 1998.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви»

1. Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. - М.: Ладомир, 2001. - 253 с.

2. Бедуелл Г. История церкви: Пер. с фр. Милан-Москва.: Христианская Россия, 1996. - 300 с.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1901.

4. Беляева A.B. Церковь и государство в России в начале XX века. -Ярославль, 1999. 44 с.

5. Бердников И.С. Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1888. 119 с.

6. Бердников И.С. Дополнение к курсу церковного права. Казань., 1889.89 с.

7. Бердников И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914. 126 с.

8. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ; НОРМА-ИНФРА- М, 1998. 624с.

9. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. M.: Ad Marginen, 1999 432 с.

10. Бл. Августин. Творения. О граде божием. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1998. - 2 т.

11. Бычков С. Русская церковь и императорская власть. М., 1998.319 с.

12. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ Пресс, 2001.- 128 с.

13. Величко A.M. Христианство и социальный идеал. СПб., М.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 544 с.

14. Величко A.M. Нравственные и национальные основы права: Сб. статей по философии и истории права. СПб., 2002. - 158 с.

15. Взаимоотношения государства, науки и религии. Владимир, 2000.- 153 с.

16. Вишневский A.A. Каноническое право в Западной Европе: Jus antiquum. Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1994. - 84 с.

17. Всеподданейший отчет председателя Государственного Совета за сессию 1893-1894 гг. СПб., 1894.

18. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

19. Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести? М., 1966. - 87с.

20. Гоббс Т. Левиафан.- М.: Мысль, 2001.- 478 с.

21. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. -М., 1995. -257 с.

22. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т l.-СПб.: 1875. 389 с.

23. Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. -М.: Паломник, 2000. 544 с.

24. Джероза JI. Каноническое право / Пер. с итал. М .: Изд-во "Христианская Россия", 1996. - 379 с.

25. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская акад. МВД России, 1998.-243 с.

26. Дьяченко Г. Полный церковный-славянский словарь. М.: 1993.- 1120 с.

27. Журнал Миссионерское Обозрение. (1908. Январь. С. 24-72; февраль. С. 176-207; март. С. 342-354; апрель. С. 529-505; май. С.693-736; июнь. С. 854—873).

28. Задворный B.JI. История Римских Пап. Т. 2. М., 1997.- 198 с.

29. Зазыкин М.В. Патриарх Никон.- М.: 1995.- 1088 с.

30. Заозерский H.A. Право Православной греко-восточной русской церкви, как предмет специальной юридической науки. М., 1888.

31. Захаров H.A. Система русской государственной власти. М.: Москва, 2002.- 400 с.

32. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1 М.: Русская книга, 1993.- 400 с.

33. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т 4.- М.: Русская книга, 1994. 624 с.

34. Исаев И.А. Política hermenetica. Скрытые аспекты власти. М.: Юристъ, 2003. - 573 с.

35. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М.: 1999.-512 с.

36. Карташев A.B. Церковь. История. Россия. М.: 1996. 225 с.

37. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. - 330 с.

38. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Изд-во "Наука", 1985. - 287 с.

39. Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты. -Минск.: Харвест, 2003. 2т.

40. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских Основных Законов.- М., 1912. -117 с.

41. Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале 20 столетия. М.: РОССПЭН, 2001. - 527 с.

42. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Православное дело, 2000. - 464 с.

43. Курганов Ф.А. Отношение между церковью и гражданской властью в Византийской империи. Казань. 1880. - 73 с.

44. Левченко И.В. Русская Православная Церковь и государство. -Иркутск. 1997. 159 с.

45. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: 1996.- С. 799.46. де Лобье П. Три града: социальное учение христианства: Пер. с фран. СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001. - 412 с.

46. Лортц Й. История церкви: Пер. с нем. М.: Христианская Россия, 1999. - Т.2.48. де Любак А. Мысли о церкви: Пер. с франц. Милан-Москва.: Изд-во "Христианская Россия" 1994. - 303 с.

47. Маасен Ф. Десять глав о свободной церкви и свободе совести. Ярославль., 1882. 319 с.

48. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. 255 с.

49. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.

50. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000. 190 с.

51. Мельгунов С.М. Церковь и государство в России в переходное время. Вып. 2.,М., 1909. - 320 с.

52. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.- 305 с.

53. Неволин А. Церковь и государство. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. - 430 с.

54. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Издательская группа ИНФРА M - НОРМА, 1997. - 652 с.

55. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Изд-во "Пресса", 1995.639 с.

56. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Изд-во "Раритет", 1995.448 с.

57. Ореханов Г.(иерей). На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. - 222 с.

58. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Московский патриархат, 2001 127 с.

59. Павлов А.С. Курс церковного права.- СПб.: Изд-во "Лань", 2002. 384 с.

60. Папаян Р. Христианские корни современного права: Библия и основные права человека. Ереван.: Нжар, 2000. - 160 с.

61. Победоносцев К.П. Pro et contra. СПб.: РХГИД996. - 576 с.

62. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. - 510 с.

63. Православная Русь. Журнал № 4.- 1995.

64. Рансимен С. Восточная схизма; Восточная теократия. М., Наука, 1998. - 238 с.

65. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиграфия западного человека: Пер. с англ. N. Y.Hermitage Publishers 648 с.

66. Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) /Сост. А.П.Альбов, Д.В.Масленников, А.И.Числов, С.В.Филиппова. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1997. - 398 с.

67. Руффини Ф. Религиозная свобода: история идеи. М., 1995.136 с.

68. Рыбаков С. Церковь. Семья. Государство. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. - 222 с.

69. Семенко В.П. Время Церкви. М., 1998. - 176 с.

70. Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир, 1997.-735 с.

71. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. М., 1998. - 144 с.

72. Соловьев B.C. Собрание сочинений. М.: Изд-во "Мысль", 1990. -2 т.

73. Соловьев B.C. Pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. - Т.2 -1072с.

74. Степнов П.П. Древняя Русь: государство и власть. Проблемы морально-этического сознания: Монография. М.: Социум, 2001. - 242 с.

75. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991. - 312 с.

76. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: 1908. - 272 с.

77. Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П.Победоносцев. СПб., 2000. - 202 с.

78. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. СПб.: Российский имперский союз-орден, А/О "Комплект", 1992. - 680 с.

79. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. -М.: Москва, 1997. 589 с.

80. Тихомиров JI.A. Апология веры и монархии. М.: Москва, 1999. - 476 с.

81. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1999. - 615 с.

82. Тихомиров Л.А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М.: Москва, 2003. - 618 с.

83. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М.: Изд-во "Медиум", 1995 2 т.

84. Успенский Б.А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России: Византийская модель и ее русское переосмысление. М., 1998.- 676 с.

85. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М.: Русская панорама, 2003. - 480 с.

86. Философский словарь Владимира Соловьева. Р.- на- Д.: Феникс, 1997. - 464 с.

87. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов.Энциклопедия, 1983.- 840 с.

88. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.). М.: Фонд "Христианская Россия". 2002. - 623 с.

89. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Изд-во "Наука", 1996.- 737 с.

90. Цыпин В. Курс церковного права. М.: Фонд "Христианская жизнь", 2002. - 703 с.

91. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., Наука, 1998.- 656 с.

92. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.:- Изд-во "Республика", 1999.- 495 с.

93. Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. Изд-во "Алетейя", 1999.-254.1.I. Статьи (журналы)

94. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно -правовой институт / Вестник Московского ун-та. Серия 11, Право, 1999. № 1.-С.З-22.

95. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть / Государство и право, 1998. №4-С.19-25.

96. Андреева Л.А. Российские традиции государственно-церковных отношений / Религия и право, 1998. № 3. С.3-4.

97. Безлепкин A.C. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России / Социально-гуманитарные знания, 1999. № 1. -С.278-281.

98. Божко Н.В. Проблема взаимоотношений церкви и государства в России XVII в. / Российская цивилизация: история и современность. Воронеж, 1999. Вып. 7. - С. 137-144.

99. Варьяс М. Церковное право (исторический очерк). / Рос. Юстиция, 1997. № 8 -24-25.

100. Варьяс M В. Церковное право в романо-германской правовой системе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: Спец.: 12.00.01. Теория права и гос-ва. История права и гос-ва / МГЮА . - М., 1997.-25 с.

101. Гаврилова И.Н. Проблемы церкви и государства в современной России / Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1999. № 1-6.-С.61-70.

102. Гайда В.В. Государственно-церковные отношения в современной России: перспективы их развития / Российская провинция: поиск путей развития: Материалы II межрегион, научн.прак. конф.-Киров, 1999. С. 95-194.

103. Дмитриев Ю., Черемных Г. Еще один шаг России к светскому государству. / Право и жизнь, 1996. № 8 С.53-61.

104. Дегтярев Ю.М. История "религиозного вопроса" / Религия и право, 1999. №2.- С.12 -16.

105. Джораева C.B. Государственно-церковные отношения в России: Опыт философско-исторического анализа: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук: Спец: 09.00.06 Философия религии / РАГС. - М., 1997. - 23 с.

106. Дозорцев П. Н. Методология подхода к исследованию правового статуса светских государств./ Право и жизнь, 1998. № 17. -С.25-37.

107. Дозорцев П. Н. Социальная доктрина Русской Православной Церкви: христианская догма и секулярное право / Право и жизнь, 2000. № 32.-С.35-51.

108. Дозорцев П.Н., Дмитриев Ю.А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения / Юрист, 1998. № 5. С.41-44.

109. Жбанков В.Н. Мифотворчество против партнерства государства и церкви / Христианская политика. 2002. № 2. С.5.

110. Исаев И.А. Рецидив теократический утопии: церковь и феодальная государственность в расколе /Историко-правовые вопросывзаимоотношений государства и церкви в истории России: Сб. научных трудов ВЮЗИ. М., 1998. С. 109.

111. Кирилл (Митрополит). Церковь и вопросы государственного строительства. / Федерализм, 1996. № 3 С.81-96.

112. Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: Философско-правовой аспект: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд.филос. наук: Спец.: 09.00.06 Философия религии /РАГС -М., 1999.-22 с.

113. Красиков A.A. Церковь государство - общество / Политая, 1998. Ne 4 - С.52-59.

114. Красиков А. О социальной доктрине русского православия / Актуальные проблемы Европы: проблемно-темат. сб. М., 1998. Вып. 3. -С. 14-31.

115. Кудрина Т.А. Культурное наследие: правовой аспект в истории отношений государства и Русской Православной Церкви / Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001. С. 70-81.

116. Морозова JI.A. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. / Государство и право, 1995. № 3 -С.86-95.

117. Одинцов М.И. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы / Религия и политика в современной России: Сб. М., 1997. С. 6-20.

118. Павлова C.B. Христианское учение о государстве: теоретический аспект / Общество, государство и право России на пороге XXI века. Уфа, 2000. С. 48-50.

119. Пинкевич В.К. Законопроекты о старообрядчестве и старообрядцах в III Государственной Думе (1907-1912гг.) / Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1998. № 3-4 С. 89-97.

120. Питирим (Митрополит). Церковь государство: "симфония отношений" / Наша власть: дела и лица, 2001. № 1. - С.58-62.

121. Полосин В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России / Кентавр, 1995. № 2 С.143-146.

122. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев, святейший синод и архиереи в 1881-1894 гг./ Вестн. Моск. ун-та. Сер.8, История, 1994. № 4 -С.22-33.

123. Поспеловский Д.В. Христианство, монархия и демократия / Религия и право, 1997. № 2-3. С.44-45.

124. Рейснер М.А. Право государственное / Энциклопедический словарь т-ва "Бр. А. И И.Гранат и К". 7- издание. Т.ЗЗ. М., б.г. С.251.

125. Салыгин E.H. Теократические тенденции современной государственности. / Обшеств. Науки и современность, 1996. № 5 С.83-89.

126. Салыгин E.H. Каким быть государственно-церковным отношениям в России? / Российская юстиция, 1998. № 2 -С.25-27.

127. Соловьев A.A. Интеллигенция и церковь в России в начале XX века: опыт взаимоотношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. Канд. ист. наук: Спец.: 07.00.02 отечеств история / Костром, гос. пед. ун-т. -Кострома, 1997. - 19 с.

128. Тагиева Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести. / Вестник гуманитарного университета. Серия: Право, 1996. № 1 С.56-67.

129. Трофимов С.Н. Римская церковь и правовая система Запада / Актуальные проблемы юриспруденции: Материалы итоговой науч. конф. Тюмень, 1998. - Вып 2. - С.67-72.

130. Элбакян Е.С. Государственно-церковные отношения в представлениях российской либеральной интеллигенции начала века / Обновление России: трудный поиск решений, 1996. Вып. 4. - С. 170-178

131. Яшин В.В. Русская православная церковь и государство. / Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. Материалы межд. симп.,1997 г. Н.Новгород. - С.97-99.

2015 © LawTheses.com