Русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии Россиитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России»

На правах рукописи

Бадмаев Басанг Александрович

РУССКИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

12.00.01 - теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Ростов-на-Дону - 2005

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный руководитель: доктор юридических наук,

профессор

Баранов Павел Петрович Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

Ведущая организация - Ростовский юридический институт

Российской правовой академии Минюста России

Защита состоится 17 января 2006 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.203.011.01 по политическим и юридическим наукам при Ростовском юридическом институте МВД России по адресу: 344015, Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, д. 83, ауд. 502.

С диссертаций можно ознакомиться в библиотеке Ростовского юридического института МВД России.

Автореферат разослан 16 декабря 2005 года.

профессор

Иванннков Иван Андреевич;

кандидат юридических наук Гуденица Александр Николаевич

Вакула И.М.

2 2 € МО

г<$110

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Россия была и остается многонациональной и поликонфессиональной страной. На ее территории проживают более 150 национальностей, а ее население исповедует свыше 70 самостоятельных направлений религии.

Россия во множестве смысловых оттенков понимания ее содержания, в первую очередь, как государства, как многонационального народа; как сообщества людей, объединенных единой историей, культурой и территорий; как особая цивилизация продолжает поиск не только путей сохранения собственной самобытности, но и гармоничного развития своей целостности, благополучия и процветания в изменяющемся мире.

Среди факторов, оказывающих заметное влияние на этот процесс, особо выделяются этнический и религиозный, о кон-фликтогенности которых предупреждает С. Хантингтон, подчеркивающий, что основным источником конфликтов в XXI веке станут уже не идеология и экономика, а наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и социальными группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Главное, чем различаются цивилизации - это религиозные ценности. Облик мира будет формироваться за счет этнорелигиозного взаимодействия нескольких крупных цивилизаций западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской1 .

В постсоветской России впервые обозначилась проблема русского народа, который стал самым крупным разделенным народом в Европе - 25 млн человек проживают в настоящее время за пределами Российской Федерации. Сохранится ли он

1 Хантингтон С. Столкновение, цивилизаций?"// Политические

исследования. 1994. № 1. С. 33.

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 БИБЛИОТЕКА. >

как единый народ? И если да, то, какие социальные институты, в том числе политические и правовые, могут выступить в качестве его консолидирующей детерминанты? Какую роль в этом может сыграть религиозный фактор в лице Русской православной церкви?

Не стоит сбрасывать со счетов и проблему национальных движений в Российской Федерации, которые часто используют и религиозную составляющую в борьбе за этнонациональное самоопределение. Яркий пример тому - роль ислама и одного из его направлений в виде ваххабизма на Северном Кавказе, буддизма в Калмыкии, традиционных религий в Якутии и т.д.

Констатируя относительную самостоятельность этнических и религиозных социальных институтов в истории российской государственности, следует признать, что политико-правовая реконструкция русских этнорелигиозных отношений в исследовательских проектах представлена фрагментарно и в основном в контексте государственно-церковных отношений.

В связи с этим необходимость использования имеющегося в наличии исторического опыта для разработки современных политико-правовых основ этнорелигиозных отношений, способствующих не только формированию их толерантных форм, но и этнорелигиозной солидарности в контексте законодательного обеспечения культуры этнорелигиозного мира, профилактики терроризма, экстремизма, опирающихся на этнорелигиозные идеи и учения, становится очевидной и требующей соответствующего исследовательского внимания.

Степень научной разработанности темы исследования. Предметное поле заявленной темы диссертации формируется в различных направлениях ее осмысления, среди которых выделяются следующие:

а) историко-правовые и философско-религиозные работы, касающиеся взаимоотношений государства и церкви в различные временные периоды, в которых косвенно затрагиваются вопросы становления русского этноса и российской государствен-

ности под воздействием религиозного фактора (Борисов Н.С., Бердяев H.A., Гараджа В.И., Сухов А.Д., Замалеев А.Ф., Ильин И.А., Карташев A.B., Куроедов В.А., Мчедлов М.П., Нико-лин А., Рапов О.М., Соловьев B.C., Тихомиров Л.А., Щапов Я.Н.

и др.);

б) теоретико-правовые исследования государственно-церковных отношений в контексте их правового регулирования, законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания, церковного права (Грекулов Е.Ф., Розенбаум Ю.М., Васильев О.Ю., Дозорцев П., Одинцов М.И., Бабинов Ю.А., Вла-димирский-Буданов М.Ф., Володина Н.В., Гаевая Н.П., Гуде-ница H.A., митрополит Иоанн (Снычев), игумен Иннокентий (Павлов), Гаранова Е.П., Левина A.A., Митрохина Н. и др.);

в) концептуально-правовые обобщения различных тенденций развития правовой политики современной России в сфере вероисповедания и противодействия этнорелигиозному экстремизму (Пчелинцев A.B., Ряховский В.В., Варьяс М.Ю., Величко A.M., Крылова Г.А., Кудрявцев А.И., Куницын И.А., Ку-раев А., Лупарев Г.П., Новиков Д.В., Добаев И.П., Малашен-ко A.B., Ярлыкапов A.A. и др.).

Вместе с тем в прямой постановке проблема трансформации правового статуса русских этногелигиозных отношений истории государства и права России не ставилась и не обсуждалась как в историко-правовом, так и в теоретико-правовом аспектах, что позволяет обсуждать ее в контексте обозначенной научной специальности.

Объектом диссертационного исследования являются взаимоотношения этноса, религии и государства в их юридическом оформлении и правовой трансформации.

Предметом диссертационного исследования выступает государственно-правовое регулирование этнорелигиозных отношений в условиях поликонфессональности.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-правовом и историко-правовом анализе вероисповедной

правовой политики российской государственности в рамках конфессиональных и этнических ограничений.

При этом решаются следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические и историографические регулятивы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства.

2. Обосновать ведущую роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности.

3. Выявить системообразующие признаки политико-правового сознания русского народа с позиций конфессиональности.

4. Концептуализировать историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений.

5. Систематизировать конфессиональные и этнические ограничения вероисповедной правовой политики российской государственности.

6. Интерпретировать правовую политику современной России в сфере вероисповедания на основе этнонационального и конфессионального критериев.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных классиков по теории государства и права, философии и методологии юридической науки, истории правовых учений, правовой этнологии и религиоведению. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и специальные правовые методы: историко-правовой, сравнительного правоведения, юридической конкретизации и другие.

Нормативно-правовая основа диссертации. Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале: церковных уставах Киевских князей Владимира, Ярослава Мудрого, правовых актах московских кня-

зей, Своде законов Российской империи; нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации, касающихся этнорелигиозных, государственно-церковных отношений и вероисповедания.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России определены в рамках взаимодействия этноса, церкви и государства как автономный общественный институт, юридически оформленный и подверженный нормативному регулированию;

- обоснована ведущая роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности, системообразующими признаками которого являются этатизм и соборность;

- обобщен историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений, юридическое положение которых трансформировалось от государственного статуса к светской государственности и традиционной конфессиональности;

- систематизированы конфессиональные и этнические ограничения российской вероисповедной правовой политики за пределами церковного права;

- предложены национально-конфессиональные критерии совершенствования политики современного российского государства в сфере вероисповедания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнорелигиозные отношения как относительно автономный общественный институт отличаются рядом признаков, которые получают юридическое оформление и регулируются нормами права: это взаимодействие этнических и религиозных субъектов права, государственно-церковные отношения в условиях поликонфессиональности; экономические, политические, языковые, культурные и иные формы взаимодействия эт-

носа, религии и государства, что закономерно проявляется в государственно-правовом развитии России.

2. Правовой аспект становления отношений между древнерусским этносом в виде социально-территориальной организации государственного типа и православной Церковью с момента возникновения и до начала феодальной раздробленности древнерусского государства характеризуется процессом адаптации церковного института к жизни древнерусского народа, который обеспечивался политической и правовой деятельностью государственной власти, выраженной в том, что новая религия получила правовой статус государственной религии, а христианская церковь, первоначально полностью, а потом частично содержалась на государственные средства, привлекалась к решению важнейших государственных вопросов, была наделена правом законотворчества, на нее были возложены некоторые государственные функции, она пользовалась определенным набором привилегий и силовой поддержкой государства в борьбе церкви с носителями языческих верований. Этот период завершается формированием русской этнорелигиозной целостности, определяемой синонимичными самоназваниями - "русские" есть "христиане".

3. Русские этнорелигиозные отношения эволюционировали в рамках совокупности признаков, объединявших русский народ в единое целое, имевших правовую форму выражения и скреплявших русский народ в единый этнос - это государственность, народность и православие. В определенные исторические периоды некоторые из них выходили на первый план, начинали доминировать, занимали главенствующее положение:

- во времена формирования древнерусского народа до феодальной раздробленности наибольшую политико-правовую активность в консолидации русских проявляло государство, и оно же занимало главенствующее положение в упомянутой триаде благодаря объединительной политике русских территорий в условиях политико-правовой, социально-экономической зависимости от государства православной церкви;

- в периоды феодальной раздробленности в условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества и монголо-татарского ига доминирующая роль в консолидации русских перешла к Русской православной церкви, которая в тех политико-правовых условиях смогла сохранить свое организационное единство на русских (великорусских) территориях и была ведущим консолидирующим социальным институтом, объединявшим в единое целое весь русский народ;

- в XIV веке и в первой половине XV века в период "собирания русских земель" в этноконсолидирующей роли Русской православной церкви возникает два вектора. Церковная правовая форма организации в лице митрополичьей кафедры начинает играть собственную политическую роль, иногда параллельную, а иногда весьма далекую от объединительного этнополи-тического курса московских князей, тогда как другая, дозволенная правом, монашеская форма церковной организации в лице монастырей, созданных при материальной поддержке московской великокняжеской власти, становится идейным и организационным вдохновителем ее объединительной политики; этот период знаменуется окончательным формированием к середине XVI века этнической общности "русский народ";

- со второй половины XVII века до начала XIX века идет процесс становления русской православной нации. Русское национальное самосознание, православие, русское державное народное самосознание слились в единое целое;

- в эпоху советской власти в условиях политических гонений и правового бесправия Русской православной церкви, в системе государственной политики, основанной не на национальных, а на классовых принципах, направленной на формирование новой социальной общности "советский народ", в совокупности этноконсолидирующих факторов русской нации доминировал этнический компонент, выраженный по преимуществу в форме национального самосознания, в русском искусстве, в правовом положении русского языка как официального языка и языка межнационального общения, в различных

организационно-правовых формах учреждений, созданных по национальному признаку.

4. Целенаправленная вероисповедная политика российского государства, основанного русскими, в отношении присоединенных народов, исповедовавших иные, чем православие, религии, начинается с середины XVI века и продолжается до 1917 года. Ее правовая специфика выражена в характерном сочетании конфессиональных и этнических ограничений:

- узаконении русского православия в качестве государственной религии;

- установлении религиозной принадлежности в качестве обязательного правообразующего признака подданного;

- неравном правовом статусе этнорелигиозных сообществ, основанном на признании русского православия "первенствующей" и "господствующей" религией, а религий других народов "терпимыми вероисповеданиями";

- возложении на религиозные сообщества государственных функций регистрации брака и гражданского состояния;

- вмешательстве в определение подданным своего отношения к религии через запрет менять свое исповедание под угрозой уголовного наказания, за исключением перехода в православие, и предписании воспитывать детей, родившихся в смешанных браках с православным в православии;

- в сочетании методов христианизации иноверческих народов и свободы их вероисповедания: в период после завоевания Казанского ханства и последующего присоединения других территорий проводится политика активной, по преимуществу насильственной христианизации нерусских народов. С 1776 года в соответствии с "Наказом" Екатерины Второй в Уложенную комиссию провозглашается и реализуется принцип свободы вероисповедания. При этом за Русской православной церковью сохраняется исключительное право на миссионерскую деятельность среди других народов.

5. Историко-правовой опыт России в государственном регулировании русских этнорелигиозных отношений позволяет в

целях совершенствования законодательных основ современной российской вероисповедной политики конкретизировать ее основные задачи: сохранение и поддержка сложившегося исторического единства вероисповеданий народов России, обеспечения условий для развитая их традиционных верований; создание правовых, организационных и материальных условий реализации религиозных интересов народов; выработка государственных мер по раннему предупреждению конфликтов на этнорелигиозной почве; решение возможных споров и этнорелигиозных конфликтов путем согласительных процедур на основе закона; противодействие этнорелигиозному экстремизму и т.д.

Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть применены: при дальнейшем изучении взаимоотношений социальных институтов этноса, религии и государства, их государственно-правового регулирования в Российской Федерации или других странах; в законотворческой работе по совершенствованию законодательства по вероисповедной политике, особенно в субъектах Федерации, в которых население исповедует разные религии; в судебной практике при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений: истории государства и права, истории политических и правовых учений, отечественной истории, политологии, конфликтологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в трех публикациях автора. Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее научной разработанности, рассматриваются проблемные аспекты обсуждаемого вопроса, формулируется объект и предмет, цели и задачи диссертационного исследования, характеризуется теоретическая и практическая значимость, формы ^ апробации, определяется научная новизна, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Русские этнорелигиозные отношения: теоретико-правовой и методологический анализ", состоящей из трех параграфов, выявляются теоретико-методологические основы исследования русских этнорелигиозных отношений, становление русского этноса и российской государственности под влиянием Русской православной церкви.

Первый параграф "Теоретико-методологические и историографические основы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства" посвящен теоретико-методологическому обоснованию соответствующих отношений, его историко-правовым аспектам и этнорелигиозным смыслам. Для этого анализируется историография, включающая в себя трактовки научного понятия "этнос" в трудах Ю.В. Бромлея, А.П. Садохина, В.А. Тишкова, Г.Ч. Гусейнова, Д.В. Драгунского, Цимбульского и др.

Диссертант отмечает, что в СССР и Российской Федерации в центре обсуждения остро стояла проблема смыслового содержания понятия "нация", что предопределялось общественно-политическими процессами 80-90-х годов XX века, а в ми- ( ровой научной литературе академические дискуссии шли в связи с дефинициями "этнокультурная общность", "этнонация", которые были предопределены распадом мировой колониальной системы, с выходом на арену новых национальных государств.

В работе рассмотрены три основных подхода к пониманию этноса: примордиалистский, инструменталистский и кон-

структивистский. Сделан вывод о целесообразности интеграции этих трех методологических подходов в понимании этноса.

Обосновывается положение о том что, если деятельность этнических общностей в целом, отдельные их признаки, какая-то их часть, или определенная конфигурация, процессы, происходящие в этнической общности, отношения этнических общностей между собой, отношения с другими социальными институтами общества приобретают правовую форму, если между ними складываются правоотношения, гарантируемые государством, которые существуют на основе правовых норм и регулируются нормами права, реализуются через права и обязанности, обеспечение которых гарантируется возможностью государственного принуждения, то возникает правовой аспект не только формирования и воспроизводства этноса, но и его взаимодействия с другими социальными институтами: религией и государством.

Обращается внимание на то, что существует определенная трудность в том, что религия как особый социальный институт часто представляет собой один из признаков существования, развития и воспроизводства этноса. Наиболее четко это проявляется в так называемых национальных религиях: иудаизм, синтоизм, индуизм. Тем не менее существование в современной общественной жизни этнических и религиозных субъектов права в виде физических лиц определенной этнической и религиозной принадлежности и юридических лиц, образованных по этническому признаку (государства, национальнно-куль-турные автономии, национальные общества, клубы и многие г другие учреждения) и религии (религиозные объединения, ре-

лигиозные благотворительные, образовательные и иные учреждения) свидетельствуют о том, что этнос, религия и государство - это относительно самостоятельные социальные институты, которые среди прочих имеют и правовые формы отношений.

Это позволяет выявить и дифференцировать различные

стороны предметного поля диссертационного исследования -политико-правового аспекта взаимодействия этноса, религии и государства: политическую деятельность и правовые формы ее выражения в формировании, развитии и воспроизводстве этнического и религиозного субъектов права, их структурных элементов, политико-правовые формы их институционализа-ции и др.

Во втором параграфе "Роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности" рассматривается становление русского этноса и российской государственности под влиянием конфессионального фактора.

Диссертант обстоятельно рассматривает политико-правовой аспект формирования социальной организации церкви в древнерусском обществе и констатирует, что влияние политико-правовой составляющей на развитие организационной структуры древнерусской церкви прослеживалось на протяжении всей истории развития организационных форм православной церкви и было приспособлено к конкретно-историческим организационно-правовым формам развития Русской православной церкви. Он проявлялся в том, что Древнерусское государство в лице княжеской, потом царской власти взяло на себя политическую и правовую инициативу и активно участвовало в организации, в правовом регулировании и контроле за созданием и деятельностью нового для древнерусского народа социального института - христианской церкви, ставшей одним из ведущих факторов в формировании и развитии русского этноса и оказавшей заметное влияние на состав и определенную конфигурацию этнических признаков, составляющих качественную самобытность русских, в виде устойчивых особенностей, признаков и характеристик этнической общности, проявляющихся в укладе жизни, традициях, обычаях и ценностях, в том числе политико-правовой самобытности русских.

В диссертации подробно анализируется история правово-

го обеспечения экономических условий существования Русской православной церкви, выделяется несколько основных этапов, совпадающих с соответствующими периодами социально-экономического развития страны. На первом этапе в течение первого столетия (с конца X и до конца XI веков) существования церковного института в восточнославянском обществе характерной формой его экономического обеспечения была государственная, княжеская централизованная десятина.

В первой половине XII века у церкви появляется и земельная собственность. Церковные суды - еще один мощный правовой фактор формирования древнерусской народности. Этим судам государство делегировало выполнение государственно-правовых функций - им принадлежало три больших круга судебных прав: судебная власть над всеми христианами по тем делам, которые не подлежали княжескому, светскому суду, так называемые "тяжи епископские" или церковные суды; право суда над некоторыми группами населения ("церковные люди") независимо от территории, где они жили; судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций.

Кроме этого, правовыми источниками доминирующего экономического положения церкви были нормы, устанавливающие княжеские наказания, подпадавшие под юрисдикцию светского суда, но при этом очень часто предусматривавшие денежные штрафы в пользу епископа. Наибольшее влияние на этнические характеристики народа имел первый круг судебных прав церкви, поскольку он касался семейно-брачных отношений, врачевания, быта народа.

Диссертант обращает внимание на то что, формирующийся институт церкви в условиях трансформации древнерусского этноса, жившего по нормам обычного права, не только воспитывает, прививает и насаждает христианские нормы, христианский образ жизни, но отбирает для применения и культивирования в сфере брака и семьи те дохристианские нормы, кото-

рые не противоречили христианским принципам. Поступки, которыми государственная княжеская власть не интересовалась и не включала в княжеский кодекс - "Русскую правду", церковь включала в свою компетенцию, переосмысливала в соответствии с христианскими представлениями, придавала им публично-правовую форму и регулировала в соответствии с церковными нормами.

Следующий период правовых основ обеспечения доминирования церкви в русском обществе начинается с рубежа XI -XII вв. и включает XII и XIII века. Его характерной чертой является правовое обеспечение земельной собственности церкви, которое со временем превратило церковную организацию в привилегированного и самого богатого феодала. В конце XV -начале XVI вв. церковные земли занимали треть территории государства.

В синодальный период (1721-1917 гг.) имущественное, институциональное, кадровое могущество Русской православной церкви продолжали укрепляться. Ее исключительный политический и правовой статус был закреплен законодательно.

В этих обстоятельствах последовательно нарастали, расширялись и углублялись экономические возможности влияния церковного института на формирование территориальных, социально-экономических, государственно-правовых условий и, соответственно, языковых и культурных признаков русского этноса.

В период советской власти экономический фактор влияния церкви на русский этнос в целом и на отдельные его признаки в частности оказался сведенным до минимума. Церковь лишилась статуса юридического лица.

Далее диссертант рассматривает политико-правовой аспект территориальных условий существования церкви как фактора формирования древнерусского этноса. Отмечается, что факт территориального совпадения государственного и церковного социальных институтов (сначала на уровне митрополии, позже -патриархата) служил мощным фактором формирования консолидации целостного древнерусского этноса, а в пору феодаль-

ной раздробленности и существования самостоятельных княжеств церковная система, состоявшая из 11 -16 епархий, подчиненных как местным князьям, так и митрополичей кафедре в Киеве, в определенной степени компенсировала недостаток политической централизации. В целом по отношению ко всему русскому этносу единая церковная структура способствовала формированию и поддержанию не только территориального единства формирующегося русского и великорусского народа и нации, но и способствовала формированию единства других его этнических признаков: языка, культуры.

В стремлении церкви сформировать чисто христианскую веру русского народа использовались не только собственные внутрицерковные нормы канонического права, имевшие силу юридических норм, но и формы обеспечения им силы позитивного светского закона. Это удалось сделать при царе Алексее Михайловиче в "Соборном уложении 1649 года".

Социальный институт церкви совместно с социальным институтом государства способствовали тому, что общность политической, государственной, религиозной жизни, законодательных норм и форм управления создали условия и предпосылки трансформации восточнославянского мира в единую древнерусскую народность.

Затем диссертант исследует особенности этнорелигиозных отношений в среде русского народа во времена монголо-татарского ига и становления Московского государства. Отмечает, что политико-правовое положение православной церкви в этот период приводит к тому, что религиозная идеология начинает пронизывать все сферы духовной и материальной культуры народа. Этому способствовало то, что с домонгольского периода просвещение и образование продолжало находиться преимущественно под влиянием духовенства.

В XVI веке Россия превращается в крупнейшую мировую державу. Этот век становится периодом наивысшего расцвета русского народа, его государственности и культуры в рамках средневековых отношений.

Далее рассматриваются проблемы влияния церкви на по-

литико-правовой процесс формирования русской нации, с опорой на социологические исследования анализируется характер этнорелигиозных отношений в русской среде в 90-е годы XX в. и начале XXI вв.

Третий параграф *Этатизм и соборность в политико-правовом сознании русского народа "диссертант посвящает отражению политико-правовых аспектов этнорелигиозных отношений в свойствах характера русского народа таких, как жертвенность во имя интересов государства, смирение и покорность перед государственной властью, культ поклонения политическим деятелям, возведенным в ранг православных святых; в идее соборности власти, церкви и народа; в представлении о том, что формальный закон должен быть соотнесен с христианской моралью и в таком качестве быть "правдой" и др.

Во второй главе "Государственное регулирование русских этнорелигиозных отношений: историко-правовой опыт России" диссертант рассматривает историю политико-правовых отношений социальных общностей русских, исповедующих православие, и народов других вероисповеданий; доказывает, что о появлении адекватной политики российского государства и церкви в этой сфере можно с уверенностью говорить только после территориальных приобретений XVI века.

В первом параграфе "Этнорелигиозные отношения русских и народов, исповедующих ислам и другие конфессии, за пределами церковного права" отмечается, что анализ российского законодательства обнаруживает: ислам и его религиозные учреждения в России никогда не были запрещены на нормативно-правовом уровне. Вместе с тем переход в православие нерусского населения не только поощрялся в морально-идеологическом плане, но имел и значительную политическую и юридическую поддержку. В общем плане правовая политика российского государства в сфере вероисоведания была направлена на сдерживание распространения и влияния ислама. Она проявлялась в ограничении строительства мечетей, православной церкви дозволялось вести миссионерскую деятельность

среди мусульман, поощрялся их переход в православие, а попытки возврата из православия в ислам вообще были запрещены законом и жестко пресекались.

Политика веротерпимости в Российской империи связана с именем Екатерины Второй. При ней сложилась система светского многонационального государства, основанная на доминировании русских и православной церкви, но одновременно в политико-правовом порядке утверждалась веротерпимость и забота о существовании разнородных этнорелигиозных составляющих российского общества.

Порядок образования мусульманских управлений был, главным образом, регламентирован на основе светского законодательства (Устав департамента духовных дел иностранных вероисповеданий), учитывающего, однако, некоторые важные шариатские нормы, а также местные обычаи и традиции.

В XIX веке, особенно в царствование Александра Третьего, вновь активизируется политика "русификации" мусульманского населения, приобретая систематическую форму государственной поддержки миссионерской деятельности Русской православной церкви.

Диссертант отмечает, что отношения русских и коренных народов Сибири регулировались на основе изданного в 1822 году "Устава об инородцах", обращается внимание на то, что утверждения о целенаправленной политике насильственной христианизации коренных народов Сибири, встречающиеся иногда в литературе, являются сильным преувеличением. Наиболее заметны результаты подобной политики среди этносов бассейнов рек Обь, Лена, Енисей, в Южной Сибири. Но в целом христианизация поверхностно повлияла на этнорелигиозную жизнь народов Сибири.

Во втором параграфе "Вероисповедная правовая политика Российского государства: конфессиональные и этнические ограничения" устанавливаются конфессиональные и тг-нонациональные ограничения вероисповедной политики. Диссертант показывает, что Устав духовных дел иностранных ве-

роисповеданий Свода законов Российской империи содержит разделы, в которых излагаются особенности государственного управления неправославными религиозными вероисповеданиями: "об управлении духовных дел римско-католического, армяно-католического, протестантских, армяно-григорианского вероисповеданий; караимов, евреев, магаметан, ламаитов и язычников".

В соответствии с этим законом регламентировалась деятельность вышеперечисленных религиозных объединений, а, по сути, регулировались основные стороны жизни больших этнорелигиозных социальных групп Российской империи.

Данный закон устанавливал правовой статус не просто "духовных дел иностранных вероисповеданий", а, по существу, правовой статус больших этнорелигиозных социальных групп, который существенно отличался от статуса русских этнорелигиозных отношений.

При этом проповедь православия трактовалась как русификация, проповедь католичества - как полонизация, лютеранства - как онемечевание, и юридически они квалифицировались как националистические тенденции. В связи с этим строго запрещалась миссионерская и проповедническая работа представителей одних этнорелигиозных групп среди других. Переход физического лица из одной этнорелигиозной группы в другую был запрещен законом.

Фактически в правоотношениях этнорелигиозных социальных групп была установлена иерархическая правовая система, состоящая из четырех уровней. Каждому уровню предписывались определенные права, ограничения и привилегии.

Диссертант подчеркивает, что в эпоху советской власти в правовой политике в сфере вероисповедания фактически утрачивают свое значение конфессиональные и этнические ограничения. Самый внимательный анализ наиболее полного трехсот тридцати шести страничного сборника материалов и документов "Законодательство о религиозных культах", изданного вторым изданием в 1971 году с грифом "Для служебного пользо-

вания" не обнаруживает в правовых актах упоминая, ссылок на этнорелигиозные отношения.

Вместе с тем все предшествующие нормативно-правовые документы подчеркивают соответствующие нормативно-правовые особенности этнорелигиозных отношений с поляками, католиками, евреями-иудеями, татарами-мусульманами в сфере экономики, политики, семейно-брачной сфере и др.

В третьей главе "Правовая политика современной России в сфере вероисповедания: единство национального и конфессионального критериев" проводится сравнительный анализ правовых принципов национальной и вероисповедной политики Российского государства: основных целей и задач государственной национальной и вероисповедной политики; прав национально-культурных автономий и религиозных объединений; юридического механизма реализации государственной национальной и вероисповедной политики.

Диссертантом предлагается с учетом основ национальной политики дополнить соответствующие основы правовой политики в сфере вероисповедания следующими положениями, о гарантиях прав коренных малочисленных народов на их традиционное вероисповедание; содействие развитию национальных религий и мирному разрешению противоречий и конфликтов на религиозной почве.

Действующие задачи вероисповедной политики дополнить такими задачами, как сохранение сложившегося исторического единства вероисповеданий народов; обеспечение условий для развития традиционных верований народов России, правовых, организационных и материальных условий реализации их религиозных интересов; выработка государственных мер по раннему предупреждению конфликтов на религиозной почве; решение возможных споров и конфликтов на религиозной почве путем согласительных процедур на основе закона; борьба с религиозным экстремизмом.

Зафиксированные в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" права религиозных орга-

низаций дополнить следующими положениями:

а) религиозным организациям, представляющим интересы традиционных религий, обращаться в органы власти, представляя религиозные интересы своих организаций;

б) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие традиционных религий, иметь доступ к национально-религиозным культурным ценностям;

в) создавать научные учреждения по изучению традиционных религий народов России.

Перечень принципов в "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" дополнить принципами: гуманизма отношений - взаимопонимание, веротерпимость, лояльность, уважение по отношению к другим народам; возможного ограничения национальных прав и свобод; невмешательства в дела национальных организаций, если они не противоречат закону.

В заключении диссертационной работы подводятся итоги проведенного исследования, делаются окончательные выводы, определяются перспективы дальнейшей разработки проблематики.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Бадмаев Б.А. Правовые проблемы этнорелигиозных групп России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2004. № 1.-0,4 п.л.

2. Бадмаев Б.А. Политико-правой аспект взаимоотношений русского народа и Русской православной церкви в истории России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 1.-0,4 п.л.

3. Бадмаев Б.А.. Этатизм и соборность в русском правосознании девятнадцатого века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 2. - 0,5 п.л.

Сдано в набор 14.12.05. Подписано к печати 15.12.05. Формат 60x84/16. Объем 1,0 п.л. Набор компьютерный. Гарнитура Тайме. Печать ризография. Бумага офсетная. Тираж 100 экз.

Отпечатано в отделении оперативной полиграфии ОНиРИО Ростовского юридического института МВД России. 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, 83.

РНБ Русский фонд

2006z4 29770

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Бадмаев, Басанг Александрович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. РУССКИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ АНАЛИЗ.

§ 1. Теоретико-методологические и историографические основы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства.

§ 2. Роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности.

§ 3. Этатизм и соборность в политико-правовом сознании русского народа.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РУССКИХ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ РОССИИ.

§ 1. Этнорелигиозные отношения русских и народов, исповедующих ислам и другие конфессии, за пределами церковного права.

§ 2. Вероисповедная правовая политика Российского государства: конфессиональные и этнические ограничения.

Глава 3. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО И КОНФЕССИОНАЛЬНОГО КРИТЕРИЕВ.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России"

Актуальность темы диссертационного исследования. Россия была и остается многонациональной и поликонфессиональной страной. На ее территории проживают более 150 национальностей, а ее население исповедует свыше 70 самостоятельных направлений религии.

Россия во множестве смысловых оттенков понимания ее содержания, в первую очередь, как государства, как многонационального народа; как сообщества людей, объединенных единой историей, культурой и территорий; как особая цивилизация продолжает поиск не только путей сохранения собственной самобытности, но и гармоничного развития своей целостности, благополучия и процветания в изменяющемся мире.

Среди факторов, оказывающих заметное влияние на этот процесс, особо выделяются этнический и религиозный, о конфликтогенности которых предупреждает С. Хантингтон, подчеркивающий, что основным источником конфликтов в XXI веке станут уже не идеология и экономика, а наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и социальными группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Главное, чем различаются цивилизации - это религиозные ценности. Облик мира будет формироваться за счет этнорелигиозного взаимодействия нескольких крупных цивилизаций западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской [103, с. 33].

В постсоветской России впервые обозначилась проблема русского народа, который стал самым крупным разделенным народом в Европе - 25 млн человек проживают в настоящее время за пределами Российской Федерации. Сохранится ли он как единый народ? И если да, то, какие социальные институты, в том числе политические и правовые, могут выступить в качестве его консолидирующей детерминанты? Какую роль в этом может сыграть религиозный фактор в лице Русской православной церкви?

Не стоит сбрасывать со счетов и проблему национальных движений в Российской Федерации, которые часто используют и религиозную составляющую в борьбе за этнонациональное самоопределение. Яркий пример тому - роль ислама и одного из его направлений в виде ваххабизма на Северном Кавказе, буддизма в Калмыкии, традиционных религий в Якутии и т.д.

Констатируя относительную самостоятельность этнических и религиозных социальных институтов в истории российской государственности, следует признать, что политико-правовая реконструкция русских этнорелигиозных отношений в исследовательских проектах представлена фрагментарно и в основном в контексте государственно-церковных отношений.

В связи с этим необходимость использования имеющегося в наличии исторического опыта для разработки современных политико-правовых основ этнорелигиозных отношений, способствующих не только формированию их толерантных форм, но и этнорелигиозной солидарности в контексте законодательного обеспечения культуры этнорелигиозного мира, профилактики терроризма, экстремизма, опирающихся на этнорелигиозные идеи и учения, становится очевидной и требующей соответствующего исследовательского внимания.

Степень научной разработанности темы исследования. Предметное поле заявленной темы диссертации формируется в различных направлениях ее осмысления, среди которых выделяются следующие: а) историко-правовые и философско-религиозные работы, касающиеся взаимоотношений государства и церкви в различные временные периоды, в которых косвенно затрагиваются вопросы становления русского этноса и российской государственности под воздействием религиозного фактора (Борисов Н.С., Бердяев Н.А., Гараджа В.И., Сухов А.Д., Замалеев А.Ф., Ильин И.А.,

Карташев А.В., Куроедов В.А., Мчедлов М.П., Николин А., Рапов О.М., Соловьев B.C., Тихомиров JI.A., Щапов Я.Н. и др.); б) теоретико-правовые исследования государственно-церковных отношений в контексте их правового регулирования, законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания, церковного права (Грекулов Е.Ф., Розенбаум Ю.М., Васильев О.Ю., Дозорцев П., Одинцов М.И., Бабинов Ю.А., Владимирский-Буданов М.Ф., Володина Н.В., Гаевая Н.П., Гуденица Н.А., митрополит Иоанн (Снычев), игумен Иннокентий (Павлов), Гаранова Е.П., Левина А.А., Митрохина Н. и др.); в) концептуально-правовые обобщения различных тенденций развития правовой политики современной России в сфере вероисповедания и противодействия этнорелигиозному экстремизму (Пчелинцев А.В., Ряховский В.В., Варьяс М.Ю., Величко A.M., Крылова Г.А., Кудрявцев А.И., Куницын И.А., Кураев А., Лупарев Г.П., Новиков Д.В., Добаев И.П., Малашенко А.В., Ярлы-капов А.А. и др.).

Вместе с тем в прямой постановке проблема трансформации правового статуса русских этногелигиозных отношений истории государства и права России не ставилась и не обсуждалась как в историко-правовом, так и в теоретико-правовом аспектах, что позволяет обсуждать ее в контексте обозначенной научной специальности.

Объектом диссертационного исследования являются взаимоотношения этноса, религии и государства в их юридическом оформлении и правовой трансформации.

Предметом диссертационного исследования выступает государственно-правовое регулирование этнорелигиозных отношений в условиях по-ликонфессональности.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-правовом и историко-правовом анализе вероисоведной правовой политики российской государственности в рамках конфессиональных и этнических ограничений.

При этом решаются следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические и историографические ре-гулятивы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства.

2. Обосновать ведущую роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности.

3. Выявить системообразующие признаки политико-правового сознания русского народа с позиций конфессональности.

4. Концептуализировать историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений.

5. Систематизировать конфессиональные и этнические ограничения вероисповедной правовой политики российской государственности.

6. Интерпретировать правовую политику современной России в сфере вероисповедания на основе этнонационального и конфессионального критериев.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных классиков по теории государства и права, философии и методологии юридической науки, истории правовых учений, правовой этнологии и религиоведению. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и специальные правовые методы: историко-правовой, сравнительного правоведения, юридической конкретизации и другие.

Нормативно-правовая основа диссертации. Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале: церковных уставах Киевских князей Владимира, Ярослава Мудрого, правовых актах московских князей, Своде законов Российской империи; нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации, касающихся этнорелигиозных, государственно-церковных отношений и вероисповедания.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России определены в рамках взаимодействия этноса, церкви и государства как автономный общественный институт, юридически оформленный и подверженный нормативному регулированию;

- обоснована ведущая роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности, системообразующими признаками которых являются этатизм и соборность;

- обобщен историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений, юридическое положение которых трансформировалось от государственного статуса к светской государственности и традиционной конфессиональности;

- систематизированы конфессиональные и этнические ограничения российской вероисповедной правовой политики за пределами церковного права;

- предложены национально-конфессиональные критерии совершенствования политики современного российского государства в сфере вероисповедания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнорелигиозные отношения как относительно автономный общественный институт отличаются рядом признаков, которые получают юридическое оформление и регулируются нормами права: это взаимодействие этнических и религиозных субъектов права, государственно-церковные отношения в условиях поликонфессиональности; экономические, политические, языковые, культурные и иные формы взаимодействия этноса, религии и государства, что закономерно проявляется в государственно-правовом развитии России.

2. Правовой аспект становления отношений между древнерусским этносом в виде социально-территориальной организации государственного типа и православной церковью с момента возникновения и до начала феодальной раздробленности Древнерусского государства характеризуется процессом адаптации церковного института к жизни древнерусского народа, который обеспечивался политической и правой деятельностью государственной власти, выраженной в том, что новая религия получила правовой статус государственной религии, а христианская церковь, первоначально полностью, а потом частично содержалась на государственные средства, привлекалась к решению важнейших государственных вопросов, была наделена правом законотворчества, на нее были возложены некоторые государственные функции, она пользовалась определенным набором привилегий и силовой поддержкой государства в борьбе церкви с носителями языческих верований. Этот период завершается формированием русской этнорелигиозной целостности, определяемой синонимичными самоназваниями - "русские" есть "христиане".

3. Русские этнорелигиозные отношения эволюционировали в рамках совокупности признаков, объединявших русский народ в единое целое, имевших правовую форму выражения и скреплявших русский народ в единый этнос - это государственность, народность и православие. В определенные исторические периоды некоторые из них выходили на первый план, начинали доминировать, занимали главенствующее положение:

- во времена формирования древнерусского народа до феодальной раздробленности наибольшую политико-правовую активность в консолидации русских проявляло государство, и оно же занимало главенствующее положение в упомянутой триаде благодаря объединительной политике русских территорий в условиях политико-правовой, социально-экономической зависимости от государства православной церкви;

- в периоды феодальной раздробленности в условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества и монголо-татарского ига доминирующая роль в консолидации русских перешла к Русской православной церкви, которая в тех политико-правовых условиях смогла сохранить свое организационное единство на русских (великорусских) территориях и была ведущим консолидирующим социальным институтом, объединявшим в единое целое весь русский народ;

- в XIV веке и в первой половине XV века в период "собирания русских земель" в этноконсолидирующей роли Русской православной церкви возникает два вектора. Церковная правовая форма организации в лице митрополичьей кафедры начинает играть собственную политическую роль, иногда параллельную, а иногда весьма далекую от объединительного этно-политического курса московских князей, тогда как другая, дозволенная правом, монашеская форма церковной организации в лице монастырей, созданных при материальной поддержке московской великокняжеской власти, становится идейным и организационным вдохновителем ее объединительной политики; этот период знаменуется окончательным формированием к середине XVI века этнической общности "русский народ";

- со второй половины XVII века до начала XIX века идет процесс становления русской православной нации. Русское национальное самосознание, православие, русское державное народное самосознание слились в единое целое;

- в эпоху советской власти в условиях политических гонений и правового бесправия Русской православной церкви, в системе государственной политики, основанной не на национальных, а на классовых принципах, направленной на формирование новой социальной общности "советский народ", в совокупности этноконсолидирующих факторов русской нации доминировал этнический компонент, выраженный по преимуществу в форме национального самосознания, в русском искусстве, в правовом положении русского языка как официального языка и языка межнационального общения, в различных организационно-правовых формах учреждений, созданных по национальному признаку.

4. Целенаправленная вероисповедная политика российского государства, основанного русскими, в отношении присоединенных народов, исповедовавших иные, чем православие религии, начинается с середины XVI века и продолжается до 1917 года. Ее правовая специфика выражена в характерном сочетании конфессиональных и этнических ограничений:

- узаконении русского православия в качестве государственной религии;

- установлении религиозной принадлежности в качестве обязательного правообразующего признака подданного;

- неравном правовом статусе этнорелигиозных сообществ, основанном на признании русского православия "первенствующей" и "господствующей" религией, а религий других народов "терпимыми вероисповеданиями";

- возложении на религиозные сообщества государственных функций регистрации брака и гражданского состояния;

- вмешательстве в определение подданным своего отношения к религии через запрет менять свое исповедание под угрозой уголовного наказания, за исключением перехода в православие, и предписании воспитывать детей, родившихся в смешанных браках с православным в православии;

- в сочетании методов христианизации иноверческих народов и свободы их вероисповедания: в период после завоевания Казанского ханства и последующего присоединения других территорий проводится политика активной, по преимуществу насильственной христианизации нерусских народов. С 1776 года в соответствии с "Наказом" Екатерины Второй в Уложенную комиссию провозглашается и реализуется принцип свободы вероисповедания. При этом за Русской православной церковью сохраняется исключительное право на миссионерскую деятельность среди других народов.

5. Историко-правовой опыт России в государственном регулировании русских этнорелигиозных отношений позволяет в целях совершенствования законодательных основ современной российской вероисповедной политики конкретизировать ее основные задачи: сохранение и поддержка сложившегося исторического единства вероисповеданий народов России, обеспечения условий для развития их традиционных верований; создание правовых, организационных и материальных условий реализации религиозных интересов народов; выработка государственных мер по раннему предупреждению конфликтов на этнорелигиозной почве; решение возможных споров и этнорелигиозных конфликтов путем согласительных процедур на основе закона; противодействие этнорелигиозному экстремизму и т.д.

Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть применены: при дальнейшем изучении взаимоотношений социальных институтов этноса, религии и государства, их государственно-правового регулирования в Российской Федерации или других странах; в законотворческой работе по совершенствованию законодательства по вероисповедной политике, особенно в субъектах Федерации, в которых население исповедует разные религии; в судебной практике при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений: истории государства и права, истории политических и правовых учений, отечественной истории, политологии, конфликтологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в трех публикациях автора. Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Бадмаев, Басанг Александрович, Ростов-на-Дону

Заключение

Основные политико-правовые особенности отношений русского народа как исторически сложившейся на определенной территории устойчивой социальной общности и Русской православной церкви — тоже исторически сложившейся социальной общности в качестве относительно самостоятельных социальных институтов, находящихся в определенных правовых отношениях и отраженных в политико-правовом сознании и практике, со временем получившими юридическую форму выражения в законодательных актах, возникли и развивались на протяжении всей истории русского народа, начиная с принятия христианства и по настоящее время.

Общий взгляд на историю политико-правового аспекта отношений социальных институтов русского народа и православной церкви позволяет выделить в них определенные процессы и связанные с ними исторические периоды, обусловленные политической составляющей общественной жизни.

В период становления и расцвета Древнерусского государства с момента «крещения Руси» и до начала феодальной раздробленности политика государства была направлена на организацию и управление процессом адаптации христианства как социального института в форме православной церкви к жизни русского народа. Цель этой политики заключалась в том, чтобы древнерусский народ принял новые для него православные нормы и ценности во взаимоотношениях с государственной властью, с церковной организацией, в семейных отношениях, в отношениях с другими этносами и иных сферах жизни. К концу XI - началу XII вв. процесс адаптации этих двух социальных институтов был в основном завершен, что проявилось в осознании древнерусским этносом христианства (православия) как важнейшего этноопреде-ляющего признака, выразившегося в осознании себя христианским народом в отличие от других народов, в психической удовлетворенности ощущения себя православным народом в целом и в различных сферах жизни в отдельности, в христианских стереотипах поведения и многом другом.

В XII—XIII веках начинается кризис (упадок) этнорелигиозных отношений, связанный с кризисом условий существования социального института этноса и социального института религии, проявившийся в территориальной, государственно-правовой раздробленности, общем упадке культуры, образования, книгопечатания, в кризисе этнического самосознания вследствие начала феодальной раздробленности.

Политико-правовой аспект принятия древнерусским народом христианства, процесс адаптации этих двух социальных институтов обеспечивался политической и правой деятельностью государственной и церковной властей, направленных на утверждение нового социального института. В первую очередь, эта политико-правовая деятельность выразилась в том, что новая религия получила статус государственной религии, а христианская церковь, говоря современным языком, статус государственной религиозной организации, первоначально полностью, а потом частично содержавшейся на государственные средства, привлекавшейся к решению важнейших государственных вопросов, пользовавшейся определенным набором привилегий. Господствующее положение государственной церкви с самого начала и на протяжении длительной истории обеспечивалось силой государственного авторитета, посредством политического управления, организации и контроля за религиозной жизнью народа, с использованием аппарата подавления, подчинения и господства, не исключая насилия над приверженцами старой религии или к тем, кто менял свое вероисповедание.

В начале процесса христианизации древнерусского народа политика государства и усилия церкви, направленные на усвоение древнерусским этносом христианства, его церковного социального института столкнулись с сопротивлением, с инерцией, с устоявшейся традицией этнорелигиозной жизни, в результате чего начался процесс аккультурации — взаимного влияния существовавшей культуры этноса (его традиционных нравов, обычаев, знаний, норм обычного права, языка, старых религиозных верований и др.) на новую религию, на социальный институт церкви, который в основном закончился к семнадцатому веку.

В силу того, что сама политическая элита древнерусского народа, абсолютное большинство священнослужителей была неотъемлемой частью его культуры, характер их политико-правового воздействия на процесс христианизации древнерусского этноса привел к процессу этнизации самого православия, его церковного института, закрепленного позже в самоназвании -Русская православная церковь, в характерных особенностях русского православия: отличное от Византии территориальное устройство церкви, политически инициированные территориальные перемещения митрополичьей кафедры и митрополита как главы Русской православной церкви, канонизация многих русских святых, своеобразное почитание Богородицы и др., а также возникновение феноменов двоеверия (многообразные формы православно-языческого синкретизма в материальной и духовной религиозной культуре, особенно в народной религиозной культуре) и ересей, имевших языческие корни.

В десятивековой истории эволюции совокупности этнических признаков, объединявших русский народ в единое целое, всегда существовало ядро ведущих факторов, консолидировавших русский народ в единый этнос - это государственность (позже державность), народность (этничность) и православие. В определенные исторические периоды в определенных исторических обстоятельствах жизни русского этноса в результате возраставшей или спадавшей активности социальных институтов государства или церкви некоторые из них выходили на первый план, начинали доминировать, занимали главенствующее положение:

- во времена формирования древнерусского народа до феодальной раздробленности, в период существования Московского государства, начиная со второй со второй половины XV века и Российской империи (от Петра Первого и до начала XX века) наибольшую активность в консолидации русских проявляло государство, и оно же занимало главенствующее положение в упомянутой триаде, благодаря объединительной политике русских территорий, в условиях политико-правой, социально-экономической зависимости от государства православной церкви;

- в период феодальной раздробленности в условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества, монголо-татарского ига доминирующую роль в консолидации русских стала играть Русская православная церквь, которая смогла сохранить свое организационное единство на русских (великорусских) территориях и была тем социальным институтом, который как обручем охватывал весь русский (великорусский) народ;

- в XIV веке и в первой половине XV века в период «собирания русских земель» в этноконсолидирующей роли Русской православной церкви появляется два вектора. Церковная правовая форма организации в лице митрополичьей кафедры начинает играть собственную политическую роль, иногда параллельную, а иногда весьма далекую от объединительного этно-политического курса московских князей, тогда как другая дозволенная правом монашеская форма церковной организации в лице монастырей, созданных при материальной поддержке московской великокняжеской власти, становится идейным и организационным вдохновителем ее объединительной политики; этот период знаменуется окончательным формированием этнической общности «русский народ»;

- политико-правовые процессы, происходившие в результате деятельности русского государства, привели к тому, что уже в эпоху Московского государства православие приобрело явно выраженный этнический характер, отраженный в таких признаках, как отождествление самоназвания «русский» и «православный» в языке; в культуре появляется такой феномен, как духовность и соборность, неизвестный в западном христианстве;

- раскол русского православия, начавшийся в середине XVII века и продолжающийся до настоящего времени показал, что в среде русских старообрядцев, особенно на бытовом уровне, в бытовой культуре произошла «консервация» некоторого набора этнических признаков, отличающих их бытовую этнорелигиозную культуру от остальных православных, что позволяет ставить вопрос о сепарации своеобразной этнорелигиозной социальной группы в русской среде;

- со второй половины XVII века до начала XIX века идет процесс становления русской нации. Русское национальное самосознание, православие, русское державное народное самосознание слились в единое целое;

- в эпоху советской власти в условиях политических гонений и правового бесправия Русской православной церкви, в обстоятельствах, государственной политики, основанной не на национальных, а на классовых принципах, в период политики, направленной на формирование новой социальной общности «советский народ» в совокупности этно-консолидирующих факторов русской нации доминировал этнический компонент, выраженный по преимуществу в форме национального самосознания в русском искусстве, в правовом положении русского языка как официального языка и языка межнационального общения, в различных организационно-правовых формах учреждений, созданных по национальному признаку: «Русская историческая библиотека» «Русский музей», «Институт русского языка», «Русский литературный институт (Пушкинский дом)» и др.

Историческая смена лидирующих позиций в ядре множественной совокупности этноконсолидирующих факторов русского народа, происходившая по преимуществу под влиянием конкретно-исторической политико-правовой деятельности государства, определенным образом отразилась в истории российского права (в законодательстве) и правовом сознании, в понятийном строе юридического языка и даже в видах отношений объемов юридических понятий с определениями «русский» и «православный»:

- в законодательстве Московского государства и Российской империи, а также в правовом сознании этого исторического периода объем понятия русский» фактически входит в объем понятия «православный», посредством которого и определяется в содержательном плане господствующий правовой статус «русских» в их социальных позициях и отношениях с другими этносами, в этот период слова «православный» и «русский» часто понимаются как синонимы;

- в законодательстве СССР, в правосознании советской эпохи, в обстоятельствах запрета на существование социального института церкви в качестве юридического лица, когда юридические лица, образованные по национальному признаку и Русская православная церковь не могли вступить в правоотношения, в том числе по поводу отношения к юридическим объектам права, определяемым прилагательными «русский» (язык, искусство, культура, институты и др.), слово «православный» не имело содержательного юридического смысла применительно к юридическим лицам, и признак «православие» не входил объем в юридических понятий с определением «русский», что подтверждает анализ юридических определений «национальность», «нация», «народ», «национальный», «народный» и др. В этот исторический период слово «православный» сохраняло юридический смысл только применительно к физическим лицам как субъектам права и трактовалось как «частное дело гражданина»;

- в соответствии с политической и законодательной волей современного российского государства в законодательстве Российской Федерации, в современном российском правосознании содержательные смыслы объемов понятий «русский» и «православный» чаще рядоположены, редко в небольших объемах пересекаются. Это отношение предопределено тем, что законодательство, регулирующее национальную и религиозные сферу жизни русского народа, в условиях признания в этом отношении приоритета правовых норм международных актов, фактически превратились в относительно самостоятельные отрасли национального и религиозного права.

Несмотря на усилия русских патриотов, Русской православной церкви сейчас снова идет процесс разрушения русского самосознания.

В целом история политико-правового положения Русской православной церкви в России как социального института, начиная с Древней Руси и по настоящее время, показывает, что это положение позволило ей на определенных этапах истории развития русского и великорусского этноса быть доминирующим социальным компонентом этноса, который позволяет сохранять этническую целостность русского народа.

Наш анализ позволяет предположить, что в настоящее время Русская православная церковь имеет возможность в условиях государственного, политического, территориального, социально-экономического, во многом культурного разделения русского этноса стать тем доминирующим фактором этнической консолидации и сохранения целостности и единства русского народа. Формирование этих качеств возможно на базе территорий, принадлежащих храмам Русской православной церкви, на основе совместной социально-экономической, благотворительной, образовательной и иных форм деятельности, дозволенных законодательством стран проживания, в совместной религиозной и внерелигиозной деятельности при православных приходах, на основе канонических норм, запрещающих межрелигиозные браки и затрудняющих межрелигиозные контакты, что позволит разделенным русским сохранить свою идентичность и связь с великим русским народом как единым целым, объединенным единым языком, единой культурой, едиными самосознанием и самоназванием.

Первые заметные политико-правовые усилия по христианизации иных этноконфессиональных групп, отличных от русских православных, относится к периоду XIII-XV вв. При поддержке государства церковь ведет миссионерскую деятельность с целью христианизации населения на окраинах в пермском крае, среди народов Поволжья мордвы, татар.

Территория Сибири была провозглашена сферой интересов Московского государства еще в XV веке, и в течение последующих столетий постепенно вошла в состав России, на ней проживали тунгусы, якуты, чукчи, эскимосы, ительмены, коряки, которые придерживались политеистических верований, буряты и хакасы исповедовали буддизм, среди них также ведется миссионерская работа.

В середине XVI века в состав России вошли территории, на которых проживали к тому времени в большинстве своем этносы, принявшие ислам: татары, башкиры, чуваши, мордва. Подданство России приняли народы Астраханского ханства и Орда Больших Ногаев, царские гарнизоны появились в Астрахани и в устье Терека. Активизировались отношения с народами Северного Кавказа.

Отношения Российского государства с народами, вошедшими в русское подданство в XVI-XVIII вв. и исповедовавшими другие религии, также было неоднозначным.

Политика Российского государства в отношении вновь присоединенного иноверческого этнорелигиозного населения в разные периоды истории имела разный характер. В первоначальный период после завоевания Казанского ханства проводится политика активной христианизации населения. Русская православная церковь ведет настойчивую миссионерскую деятельность. Аналогичная политика проводилась в отношении других народов, тем или иным образом входивших в состав государства. Процесс христианизации и русификации иноэтнических и нехристианских групп русским государством, русской православной культурой был основан на представлении о необходимости и желательности растворения нерусских и неправославных народов в русском окружении, на необходимости политики принудительного навязывания ценностей русского православия и русской культуры. Справедливости ради, следует отметить, что такая политика была присуща не только

Русскому государству и образовавшему его этносу, в мировой истории того да и более поздних времен множество аналогичных примеров.

В XIX-XX вв. в многонациональной и многоконфессиональной России сложилась определенная политика в этнорелигиозных вопросах на ее окраинах. Удаленность окраин империи от ее столицы, особенности обычаев, жизни населяющих их народов, географическое положение предопределили существенные отличия административно-территориального деления и управления европейской Россией и ее остальными территориями. Основными территориальными единицами на окраинах были наместничества, генерал-губернаторства, области, округа и т.п., каждое из которых имело свой статус, закрепленный в законе.

Осознанная политика по вопросу отношений различных этнорелигиозных групп населения друг к другу в истории России начинается в Московском государстве после территориальных приобретений XVI века и продолжается в Российской империи до 1917 г.

Ее суть заключается в том, что этновероисповедная политика государства, основанного русскими, в отношении присоединенных народов, исповедовавших иные, чем православие религии, выражена в характерном сочетании государственных основ соответствующей политики:

- узаконении русского православия в качестве государственной религии;

- установлении религиозной принадлежности в качестве обязательного правообразующего признака подданного;

- неравном правовом статусе этнорелигиозных сообществ, исходящем из признания русского православия «первенствующей» и «господствующей» религией, а религий других народов «терпимыми вероисповеданиями»;

- возложении на эти религиозные сообщества государственных функций регистрации брака и гражданского состояния;

- вмешательстве в определение гражданином своего отношения к религии через запрет подданным менять свое исповедание под угрозой уголовного наказания, за исключением перехода в православие, и предписании воспитывать детей, родившихся в смешанных браках с православным, в православии;

- невмешательстве в деятельность этнорелигиозных сообществ, если она не противоречила закону, за исключением согласования с государственными органами кандидатур для назначения на высшие посты в сообществах на общероссийском и территориальных уровнях;

- сочетании методов: христианизации иноверческих народов и свободы их вероисповедания. В период после завоевания Казанского ханства, и последующего присоединения других территорий проводится политика активной по преимуществу насильственной христианизации нерусских народов. С 1776 года в соответствии с «Наказом» Екатерины Второй в Уложенную комиссию провозглашается и реализуется принцип свободы вероисповедания. При этом за Русской православной церковью сохраняется исключительное право на миссионерскую деятельность среди других народов.

Сопоставление прописанных в законах Российской Федерации принципов вероисповедной и национальной политики не обнаруживает перекрестных отсылок.

В целях совершенствования законодательных основ национальной и вероисповедной политики целесообразно взаимно обогатить их.

Так, используя положения основ национальной политики, дополнить соответствующие основы религиозной политики следующим:

- существующие принципы вероисповедной политики дополнить положениями о гарантиях прав коренных малочисленных народов на их традиционное вероисповедание; содействовать развитию национальных религий, мирному разрешению противоречий и конфликтов на религиозной почве;

- действующие цели-задачи вероисповедной политики дополнить целями задачами: сохранение сложившегося исторического единства вероисповеданий народов; обеспечение условий для развития традиционных верований народов России; создание правовых, организационных и материальных условий, обеспечивающих религиозные интересы народов России; выработка государственных мер по раннему предупреждению конфликтов на религиозной почве; решение возможных споров и конфликтов на религиозной почве путем согласительных процедур на основе закона; борьба с агрессивным религиозным национализмом;

- зафиксированные в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» права религиозных организаций дополнить правами: религиозным организациям, представляющим интересы традиционных религий, обращаться в органы власти, представляя религиозные интересы своих организаций; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие традиционных религий, иметь доступ к национально-религиозным культурным ценностям; создавать научные учреждения по изучению традиционных религий народов России.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России»

1. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях: Сб. нормативных актов / Сост. А.В. Пчелинцев. М.: Институт религии и права, 2000. 64 с.

2. Законодательство России о свободе вероисповеданий и религиозных объединениях: Сб. нормативных актов / Сост. А.И. Кудрявцев, А.О. Протопопов. М.: «Златоуст», 1992. 64 с.

3. Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. М.: Юридические науки, 1971. 336 с.

4. Конституция (Основной закон) СССР. М.: Политиздат, 1973. -47 с.

5. Свод законов Российской империи. СПб., 1916. Т. 11. 745 с.

6. Соборное Уложение // Российское законодательство X—XX веков. Акты Земских Соборов. М.: Юридическая литература, 1985. Т. 3. 686 с.1. Международные документы

7. A.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.: Юриспруденция, 2005. 448 с.

8. B.В. Ряховский. М.: Юриспруденция, 2005. -448 с.

9. Монографии, статьи, сборники

10. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Наука. 1991.-312 с.

11. Алексеев H.JI. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в 19 начале 20 вв. // Религиоведение. 2002. № 2.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева, Сусоколов А.А. Этнометодология. М.: Аспект-пресс, 1999.

13. Андреев В.П., Селиванов А.Н. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 150 с.

14. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи. М. 2001. 384 с.

15. Афанасьев Н. Служение мирян в Церкви. М.: Благовест, 1995. 194 с.

16. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления. Кн. 1: Управление и право. М.: ГУУ, 2000. -432 с.

17. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991. 124 с.

18. Баглай М.П., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА, 1996. 509 с.

19. Бакаев Ю.А. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск: ГТХ, 1994. 84 с.

20. Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1881.-344 с.

21. Бартольд В.В. История изучения Востока в России и Европе. Л., 1925.- 169 с.

22. Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996) / Отв. ред. Л.С. Левенсон. М.: Аллегро-пресс, 1997. 139 с.

23. Вельский К.С. О системе государственного права // Государство и право. 1998. №3. С. 5-11.

24. Бердяев Н.А. Русская Идея. Основные проблемы русской мысли 19 и начала 20 вв. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 43-271.

25. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе 14-15вв. М.: МГУ, 1986.-206 с.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 411 с.

27. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.-283 с.

28. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.-416 с.

29. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ-пресс, 2001. —128 с.

30. Варьяс М.Ю. Церковное право // Религия и право. 1999. № 1 (10).

31. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. № 8.

32. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: СПбУ МВД России. 1999. 367 с.

33. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.-215 с.

34. Возрождение свободы совести и ее защита. Руководство по защите прав человека. М.: Московская Хельсинская группа, 1999. 47 с.

35. Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX). М.: РАГС, 2000. 162 с.

36. Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода совести в плюралистическом обществе: Материалы международной конференции (Москва, 23-24 марта 1999). М.: МАРС, 2000. 215 с.

37. Гаврилов Ю.А, Кофанова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченков А.Г. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 56-69.

38. Гаевая Н.П. Советское законодательство о свободе совести. Киев, 1998.- 189 с.

39. ГараджаВ.И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995. -351 с.

40. Гольст Г.Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература, 1975.109 с.

41. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Ку-тафина. М.: Юридическая литература, 1996. 584 с.

42. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1, 2. М.: РАГС, 1995.-235 с.

43. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: РАГС, 1996. -252с.

44. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Д.: Лениздат, 1979.147 с.

45. Государство и церковь в Древней Руси (конец 12 первая половина 13 в.) // Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М.: Мысль, 1987. С. 124-135.

46. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 веков. М.: МГУ, 1990.-288 с.

47. Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

48. Гусейнов Г. Драгунский Д., Сергеев В., Цымбульский В. Этнос и политическая власть // Век XX и мир. 1989. № 9.

49. Гуденица. А.Н. Правовой статус Русской православной церкви: нормативно-институциальные аспекты: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

50. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Церковный вестник. 2004. № 19-20.

51. Древнерусские княжеские уставы 11-15 вв. / Сост. Я.Н. Щапов / Отв. ред. Л.В. Черепнин. М.: Наука, 1976. 117 с.

52. Дубинин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2004. № 3. С. 35-44.

53. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования. 2001. №2 (61).

54. Дурэм Кол У. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М.: Институт религии и права, 1999. 64 с.

55. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. JL: Лениздат, 1991. -207 с.

56. Иннокентий (Павлов), игумен. Правовой статус церковной собственности согласно церковной традиции и канонам Русской Православной Церкви // Вопросы экономики. 1994. № 9.

57. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: Царское дело, 1995. -248 с.

58. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.: Прогресс, 2001.-516 с.

59. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2-х т. М.: Наука, 1994.-576 с.

60. Касьянова К. О русском национальном характере. М., ИНМЭ, 1994.365 с.

61. Катков Д.Б. Корчига Е.В. Конституционное право: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2000. 192 с.

62. Клочков В. Ответственность за нарушение законов о свободе совести // Социалистическая законность. 1983. № 5.

63. Козлов Н.С. Куликовская битва и проблема становления русского национального самосознания // Философские науки. 1980. № 6.

64. Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. № 6.

65. Конституционно-правовые отношения государства и религиозных объединений // Вероисповедная политика Российского государства / Ред. О. Шахов. М.: РАГС, 2003.-207 с.

66. Кравченко А.И. Национальное государство // Политология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 82-83.

67. Куприянов А.А. Библейские корни православия россиян // Библия и конституция. М.: Терра, 1998. -189 с.

68. Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. М.: Олимп, 1998.-320 с.

69. Кудрявцев А.И. О деятельности органов юстиции по применению Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия и право. 1999. № 1.

70. Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые отношения государства и религиозных объединений // Вероисповедная политика Российского государства / Ред. О. Шахов. М.: РГАС, 2003. 207 с.

71. Кузьмин А.Г. Падение Перуна (Становление христианства на Руси). М.: Молодая гвардия, 1988. 315 с.

72. Куин Фредерик. Права человека и ты. Варшава: Изд-во ОБСЕ, 1997.288 с.

73. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.-154 с.

74. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. М.: Сретенский монастырь, 1997. -262 с.

75. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание, 1976.79 с.

76. Лещинский А.Н. Время новых подходов: о советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание, 1990. 80 с.

77. Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений на территории СНГ. М., Казахстан, 1992. 554 с.

78. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.: ЛГУ, 1978.139 с.

79. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. 149 с.

80. Материалы о нарушении свободы совести в России (1994-1996). М.: Издание общественного комитета защиты свободы совести, 1996. 65 с.

81. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: «ФАИР», 1998. 352 с.

82. Митрополиты // Христианство. Энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 1995. Т. 2. С. 129-130.

83. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования. 2004. №9. С. 95-101.

84. Мчедлов М.П. Социальное учение Русской православной церкви // Религии народов современной России. М.: Республика. 1999. -487 с.

85. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Ведение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект). Махачкала, 2002.-389 с.

86. Николин А. Церковь и государство. История правовых отношений. М., 1997.-430 с.

87. Новое уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. 168 с.

88. Новое уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. 168 с.

89. Овсиенко Н.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Религиоведение. 2001. № 2.

90. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.: Луч, 1994.-171 с.

91. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Пер. с исп. Нью-Йорк, 1954.290 с.

92. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Социальная концепция РПЦ. М.: Даниловский благовестник, 2001. С. 116.

93. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 260 с.

94. Рапов О.М. Русская церковь в 9 первой трети 12 в. Принятие христианства. М.: ВШ, 1988.-416 с.

95. Русская православная церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: БЕК, 1999.-464 с.

96. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985.174 с.

97. Религии народов современной России: Словарь / Ред. М.П. Мчед-лов. М.: Республика, 1999. 624 с.

98. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. 719 с.

99. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 783 с.

100. Садохин А.П. Этнология : Учебный словарь. М.: Гардирики, 2002.208 с.

101. Собрание Постановлений и Определений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. М., 1994.

102. Соловьев B.C. Собрание сочинений. 1966. Т. 1. 345 с.

103. Тезисы по российской национальной политике. М.: Институт политического и военного анализа, 2004.

104. Теоретические и прикладные проблемы этнополитологии. Ростов н/Д: Логос, 1995. 162 с.

105. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Петроград, 1923.-211 с.

106. Тихомиров Л.А. Государство и религия // Апология веры и монархии. М., 1999.-145 с.

107. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. 1989. № 5.

108. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. № 10.

109. Третий Рим-Китеж-Петербург: три островных мифа о России // Цымбульский В Л. От великого острова Руссии. к прасимволу российской цивилизации // Политические исследования. 1997. № 6.

110. Уткин А. Конфессиональное будущее мира // Литературная газета. 2004. №41.

111. Филарет (Дроздов) митрополит. О Государстве. Тверь, 1992.-231 с.

112. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.

113. Хомяков А. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1.-389 с.

114. Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск: Наука, 1989. 367 с.

115. Цыпин В. Церковное право. М.: МФТИ, 1996. 442 с.

116. Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

117. Щапов Я.Н. Канонические уставы и церковь в Древней Руси 11— 14 вв. М., 1972.-341 с.

118. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь Древней Руси. 11-14 вв. М., 1972.

119. Этнос // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 2-е. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1416 с.

120. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.: Политиздат, 1949. 312 с.

2015 © LawTheses.com