Статус личности по мусульманскому правутекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Статус личности по мусульманскому праву»

' ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖЕН НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАРТИСА ЛЖУМБЫ

СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПО МУСУЛЫШСКОМУ ПРАВУ

(12.00.01 - теория и история государства и права; история политических и правовых учений)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

На правах рукописи

АЛИ АРЕФ АЛИЯН

УДК: 342 : 322 : 26/26 (б)

Ы о с к в а - 19 9 1

Работа выполнена на кафедре теории и истори государства и права ордена Дружбы народов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Научный руководитель -кандидат юридических наук, доцент Г.И.Муромцев.

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук.-Л.Р.Сюкияйнен, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник М.Т.Садагдар.

Ведущая организация - Всесоюзный иаучно-исследова-тельский институт государственного строительства и законодательства .

Защита состоится июня 19Э1 г. в ^час. " на заседении специализированного совета К 053.22.10 в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы по адресу: 11719с!, Москва-, ул.Миклухо-Маклая, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Автореферат разослан " мая 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат юридических наук,

Д°Чент В. М. ТЕШИЦИН

. ". » ;

" I

■ I Актуальность теш настоящего диссертационного исследова-гсер^йия¿объясняется прежде всего значительной теоретической и поли-""""^"тической важностью проблемы прав и свобод личности, ее правового статуса. Глубокие перемены, происходящие в мире под воздействием нового политического мышления, выдвигают на передний план как самую высокую ценность личность, ее потребности, интересы, ее права и свобода.

Соблюдение прав личности становится критерием цивилизованности стран современного мира. В этой области сложился определенный международный стандарт, на который равняется законодательство многих государств. Его основу составили Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также Пакты о социальных, экономических, политических и культурных правах 1966 года.

Стремление следовать этим стандартам наблюдается и в афроазиатских развивающихся странах, в большинстве из которых сохранился значительный "пласт" традиционных и полутрадиционных отношений. Неудивительно поэтому, что здесь имеют место попытки традиционной интерпретации проблемы прав человека -обычно-правовой, исламской и т.д., нашедшие свое отражение в таких актах, как Африканская хартия прав человека и народов, Всеобщая исламская декларация прав челобека и т.д.

Наиболее сильны такие тенденции в странах мусульманского Востока, что объясняется не только широким распространением здесь религии ислама, но и ее спецификой, обусловливающей значительное мусульманское влияние на государство, право, политико-правовое сознание. В этой связи исследование исламской концепции прав человека, а точнее, статуса личности по мусульманскому праву приобретает значительную актуальность. Между тем в советской юридической литературе отсутствуют комплексные монографические исследования данной проблемы. До сих пор она была предметом анализа лишь в отдельных статьях, либо аспекты ее рассматривались в более широких монографических исследованиях. Проблема прав человека недостаточно изучена и в общетеоретическом плане.

В настоящей диссертации правовой статус личности по мусульманскому праву рассматривается на примере арабских стран -региона, где ислам зародился, а многовековая исламская тради-

ция сохранила значительное влияние и до наших дней. Поэтому исследование данной проблемы на материале стран арабского региона означает, по существу, рассмотрение ее в "чистом" виде с точки зрения ортодоксального ислама.

Целью данной работы является историко-теоретическое исследование статуса личности по мусульманскому праву на примере арабских стран с учетом его эволюции от момента возникновения ислама до наших дней.

Общеметодологической и теоретической основой диссертацио! ной работы явились диалектико-материалистический метод и марксистско-ленинская теория государства и права, дающие систему теоретических положении и научных категорий для исследования государственно-правовых явлений. Кроме того, в диссертации широко применялись частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, конкретно-правового анализа и т.д.

Источниковедческую базу диссертации составили исторические документы, конституции и нормативные акты по различным отраслям и институтам права, а также документы ЛАГ, ООН и ряда неправительственных организаций.

Литературные источники, использованные при написании диссертации, можно разделить на три группы:

1. Работы советских ученых Витрука Н.В., Лукашевой Е.А., Мальцева Г.В., Матузова Н.И., Патюлина В.А., Строговича М.С., Чхиквадзе В.М. и других, посвященные общетеоретической разработке проблемы прав .и свобод личности.

2. Труды советских авторов Жидкова O.A., Безбаха В.В., Куфаковой H.A., Лихачева Л.С., Муромцева Г.И., Супат.аева М.А., Сюкияйнена Л.Р., Чиркина В.Е., Шайдуллиной Л.И. и других, рассматривающих данную проблему непосредственно или в контексте иных исследований на материале развивающихся стран.

Обширная литература по данному вопросу содержится в работах арабских авторов. Из их числа особо следует отметить Махмасани С., Ас-Сабуни А., Аль-Рехани, Кашакеш, Аль-Хули Л., Ыутвали А., Ан-Нувави А., Таблие, Шалаби М., Уоде А., Хури Р., и другие.

3. Работы советских востоковедов, историков и экономистое Беляева Е.А., Васильева Л.С., Георгиева А.Г., Луковской Л.В., Новичева А.Д., Озолинга В.В., Петросян Ю.В. и других.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой первое в советской юридической литературе комплексное исследование правового статуса личности по мусульманскому праву, проведенное на материале арабских стран. При этом ряд нормативных материалов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.

Основные выводы диссертации, выносимые на защиту, следующие :

1. Само понятие статуса личности по мусульманскому праву имеет значительные особенности, обусловленные его типологической природой, а также отражением в нем структуры и доктрины мусульманского права, исторической эволюции его источников.

Представляется, что для более полного раскрытия этой специфики целесообразно ввести в научный оборот понятие "структура статуса личности", позволяющее раскрыть: I/ характер нормативной основы статуса личности; 2/ концепцию, категории 1Г понятия, раскрывающие статус личности; 3/ содержание статуса личности. По всем этим аспектам исламский подход существенно отличается от европейского.

2. Вследствие дуализма мусульманского права, включающего собственно юридические и слитные (синкретные) нормы, правовой статус личности определяется в ортодоксальном исламе посредством норм не только права, но и религии. При этом верховенство Корана и сунны в религиозно-правовой системе ислама обусловливает приоритетную роль религиозных (слитных) предписаний в определении статуса личности. Этим объясняется личный, а не территориальный характер мусульманского права, а также прямая зависимость мезду объемом правоспособности лица, проживающего в исламской стране, и характером его религиозной принадлежности. С другой стороны, вследствие наличия в рамках ислама различных направлений, школ и сект правовой статус личности мусульманина при общности в главном может существенно различаться в частностях.

3. Спецификой нормативной основы статуса личности в мусульманском праве является признание обычая в качестве его составной части. Его действие отражает обычно факт сохранения племенных институтов в социальной структуре арабских стран (как и иных стран мусульманского Востока). В итоге статус личности, будучи по форме мусульманским, порой отражает и факт

принадлежности лица к тому или иному племени.

4. Особенность исламского подхода к проблеме статуса личности состоит в отсутствии доктриальной разработки этого понятия. Специфика правопонимания в раннем исламе как божественного императива, определяющего устройство мира, обусловила подход к проблеме правового статуса личности с позиций интересов исламской общины в целом.

5. Содержание правового статуса личности в ортодоксальном исламе обусловлено тем фактом, что мусульманское право -это прежде всего частное право. Поэтому так называемое право личного статуса традиционно включает отношения, существовавшие внутри исламской религиозной общины (брак, семья, развод, наследование, имущественные, в том числе, земельные отношения и т.д.). Сфера публичного права и соответствующих прав и свобод личности разработаны в ортодоксальном исламе крайне слабо.

6. На добуржуазном этапе развития ислама, в том числе в арабских странах, эволюция статуса личности отражает процесс укрепления государства и возрастание роли его предписаний в регулировании статуса личности. Развитие буржуазных отношений, колониальная и полуколониальная зависимость от европейских держав большинства стран региона обусловливают растущее влияние на правовой статус личности норм права европейского типа.

7. С достижением независимости развитие правового статуса личности в арабских странах, как и в целом в странах мусульманского Востока, отражает общие закономерности в развитии правовых систем. Здесь возможны три различные тенденции: I/ полное вытеснение мусульманского права правом европейского типа, как это имело место в Турции; 2/ исламское истолкование правовой системы, в том числе статуса личности; 3/ регулирование статуса личности нормами мусульманского права и права европейского типа. На данном этапе развития наиболее распространенной является третья тенденция.

8. На статус -личности в арабских странах оказывают' влияние и международные акты о правах человека. Это проявляется

в стремлении арабских стран осуществить на их основе унификацию и сближение законодательства, определяющего статус личности, посредством разработки актов в рамках международных организаций.

Одни из этих актов имеют светский характер (например, Арабская декларация прав человека), другим придана исламская форма (Всеобщая исламская декларация прав человека, Проект исламской конституции). Воздействие мусульманского права на акты подобного рода весьма незначительно, более того, в них прослеживается стремление избавиться от консервативных положений мусульманского права.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, во-первых, в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека, во-вторых, в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов по теории государства и права, а также государственного права буржуазных и развивающихся стран.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновываются актуальность, практическое значение, цели и задачи исследования.

Первая глава "Правовой статус личности в "классическом исламе" состоит из трех параграфов.

В первом из них анализируется специфика правовых норм ислама, определяющих статус личности. Их анализ, по мнению диссертанта, обусловлен двумя причинами. Во-первых, тем, что статус личности в любом обществе, в том числе исламском, имеет -в качестве своей основы известную систему правовых норм, сквозь призму которых он и должен исследоваться. Во-вторых, существенной спецификой структуры мусульманского права, системы его источников, дискуссионностью ряда аспектов проблемы источников права. Это, в свою очередь, обусловливает специфику ряда "параметров" статуса личности. В контексте данной работы необходимо отметить дуализм системы источников мусульманского права, в котором сочетаются собственно юридические нормы с нормами синкретными, а правопонимание развитого феодального общества с раннеклассовым правопониманием. По существу в рамках этой системы объединены трудно соединимые и дане взаимно отторгаемые элементы (например, божественный закон Корана и сунны, с одной стороны, и правотворчество государства, с другой).

В диссертации отмечается, что в ходе длительной исторической эволюции мусульманского права складывается довольно сложная и противоречивая система источников права, которые,

на наш взгляд можно классифицировать следующим образом: I/ божественные источники (Коран и суша); 2/ мусульманская правовая доктрина (фикх) - наука о формулировании норм мусульманского права путем толкования положений Корана и (или) сунны (иджтихад) с использованием таких рациональных источников, как иджма, кияс, рай; 3/ источники, связанные с правотворческой деятельностью государства (кануны, фирманы); 4/ источники, связанные с действием норм доисламского периода (урф и адат), или обычаи.

Дуализм системы источников права предопределяет значительные расхождения между учеными в вопросе о том, что считать мусульманским правом, можно ли рассматривать божественные источники шариата в качестве юридических источников права и т.д.

Так, с одной стороны, в литературе распространен подход к этому вопросу по существу с традиционных позиций, когда в число источников мусульманского права включают все источники, сложившиеся в нем, начиная с Корана и сунны. При этом последние рассматриваются обычно в качестве основополагающих источников Вместе с тем, существует другой подход, когда мусульманское право рассматривается как юридическое явление, а критерием отделения религиозных норм от правовых признается связь последних с государством. В итоге Коран и сунна определяются лишь как идейная основа мусульманского права, роль основного источника мусульманского права отводится доктрине

Как это ни парадоксально на первый взгляд, тот и другой подходы следует признавать верными. Необходимо при этом иметь в виду, что система источников мусульманского права представляет собой по существу "срез" разных исторических эпох - раннеклассовой и классовой. Праволонимание одной из них, закреплен--Йое в Коране и сунне, во многом не совпадает с правопониманием более позднего времени. Этот дуализм проявляется в характере правовых'норм ислама (слитных и "расщепленных") и отражает дуализм структуры традиционных восточных обществ, включающих в течение многих веков не только классовые, но и доклассовые инсти-

1. См., например: Шарль Р. Мусульманское право. М. 1957; Садагдар М. Основы мусульманского права. М. 1963; Давид Р. Основные правовые системы современности, М. 1988.

2. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. 1986. С. 22.

туты (род, племя, общину и т.д.). Отсюда специфика формы этих норм и концепции источников права.

Существенным отличием также обладает иерархия норм, определяющих статус личности. На фоне .систем источников права в праве европейского типа она выглядит как бм поставленной с ног на голову. Если в первом случае эти системы обычно включают в себя конституции, текущее законодательство, подзаконные акты и т.д., то в правовой системе ислама акты государства, которое представляет правитель, стоят лишь после Корана, сунны и доктрины. Неудивительно, что здесь нет какого-либо специального акта-конституции, билля о правах и т.д., где закреплялся бы перечень прав, свобод и обязанностей личности.

Во . втором параграфе рассматриваются особенности структуры статуса личности по мусульманскому праву. В диссертации отмечается, что одна из особенностей проблемы статуса личности в применении к ортодоксальному исламу состоит в специфике таких "параметров" этого понятия, которые мы условно назвали бы структурой статуса личности, т.е. концепции статуса личности, характера норм, его определяющих, и системы категорий, раскрывающих это понятие. Они в значительной мере не стыкуются с современными представлениями о статусе личности. Можно утверждать, что в известном смысле проблема статуса личности, прав человека в его современной трактовке привнесена в мусульманское право извне.

В диссертации дается краткий обзор советской юридической литературы по вопросу о правовом статусе личности. На этом фоне рассматриваются особенности структуры статуса личности по мусульманскому праву. При этом отмечается, что исходной точкой анализа здесь должен быть характер правопонимания в исламе. Так, понимание права как божественного императива обусловливает специфику механизма правореализации. Речь идет прежде всего о том, что "шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь"

На практике это означает, что использование субъективного права, по крайней мере, в той его части, которая регулируется слитными нормами, т.е. в области отношений человека к богу -ибадат, не является необходимым элементом правореализации. В этих условиях обладает существенной спецификой соотношение прав,

I. Давид Рене. Основные правовые системы современности. М. 1988. С. 382.

свобод и обязанностей личности в мусульманском праве. Речь идет прежде всего о допустимости самого понятия "свобода личности" в правовой системе ислама. С учетом структуры мусульманского права, включающего божественные и рукотворные нормы, следует рассматривать эту проблему на уровне как слитных норм, так и норм юридических.

Анализ данной проблемы на уровне слитных норм приводит дис сертанта к выводу, что именно эти нормы составляют первооснову статуса личности по мусульманскому праву. Этим объясняется, в частности, специфика классификации субъектов - носителей прав и обязанностей по мусульманскому праву. Если в праве европейского типа здесь действуют категории: личность - человек - гражданин, гражданин - иностранец - лицо без гражданства, то в мусульманском праве картина существенно меняется.

Диссертант присоединяется к мнению советского исламоведа И.П.Петрушевского, что "мусульманское право почти не отразило такого факта, как разделение раннефеодального общества халифата на классы. Мусульманское представление сохранило представления четырех праведных халифов, и поэтому трактует только о трех правовых группах общества: свободных мусульманах, будто бы равных в правах, иноверцах-зиммиях (ахль аз-зимма), лично свободных, но ограниченных в гражданских правах, и, наконец, рабах"

В рамках мусульманской общины различия в статусе определялись также по признаку пола - поэтому известное неравенство мужчины и женщины является одной из отличительных черт исламского статуса личности. -Определяющая роль религиозного подхода к вопросу классификации субъектов мусульманского права обусловлиг-.. вает существенную особенность применения его норм. Она состоит в том, что мусульманское право применяется в отношениях между мусульманами. Однако религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином"

Другим аспектом рассмотрения статуса личности на уровне слитных норм является вопрос о соотношении божественного предопределения и свободы воли в исламе. Возникнув вскоре после

1. Петруиевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках (курс лекций). Л. 1966. С. 159.

2. Давид Рене. Указ.соч. С. 382-383.

становления ислама, борьба по этому вопросу между различными течениями не утихает до сих пор. Тал, дискуссии и споры о свободе воли в течение веков проходили между представителями двух религиозно-философских течений - кадаритами, отстаивавшими свободу воли человека ("аль-кадарийя") и джабаритами, отрицавшими свободу воли человека ("аль-джабарийя"). В современной арабской литературе есть сторонники того и другого направления. Отдельные авторы занимают здесь компромиссную позицию. Что касается свободы экономической, т.е. свободы частного предпринимательства, основанной на принципе: "разрешено все, что не запрещено законом", то такую свободу можно допустить в рамках ислама лишь гипотетически. Во-первых, потому, что ее действие предполагает в качестве своего условия известную степень развития капитализма, которой не могло быть в средневековом мусульманском обществе. Во-вторых, сам характер правопснимания в известной мере сковывал свободу индивида в этой сфере. Таким образом, индивид в исламе выступает носителем субъективного права прежде всего в сфере семьи, собственности и других сферах частного интереса. В остальных социальных сферах он выступает, как правило, в качестве носителя обязанностей. Однако и в области имущественных прав, которые признавались властями, собственник не был гарантирован от произвола и беззакония властей. Последние по своему усмотрен™ могли лишить его накопленного богатства. В этой связи важное теоретическое и практическое значение приобретает вопрос о гарантиях прав личности в исламе. Отвечая на него, следует оговориться, что эта проблема актуальна лишь при взгляде на нее с позиций сегодняшнего дня, поскольку в исламе, особенно в раннем, когда и формировалось мусульманское право, широкое действие слитных социальных норм проявилось, в частности, в том, что жизнь, честь и собственность индивида обеспечивались через действие предусмотренного религиозным законом порядка в общине в целом, а не в качестве прав и свобод отдельного индивида. Неудивительно поэтому, что в исламе отсутствует сама постановка вопроса о гарантиях прав личности. Однако, по нашему мнению, можно говорить о существовании здесь определенных институтов и механизмов, выполнявших роль таких гарантий. Их можно раскрыть путем логического анализа исламского религиозного сознания и мусульманского права.

К ним, в частности, относятся шариатская доктрина сийаса, представляющая правителю широкие дискреционные полномочия с целью защиты интересов общества; специфика механизма действия права, состоящая в том, что оно не нуждается порой в принудительном обеспечении со стороны государства; необходимость религиозной санкции в форме фетвы при всяком отступлении от сложившегося уклада жизни и т.д.

Вместе с тем, в диссертации отмечается, что в теории и практике ислама отсутствует наиболее эффективная гарантия индивидуальной свободы - независимый суд. Диссертант приходит к выводу, что в исламе отсутствует адекватный механизм защиты индивида от произвола государства. В своих отношениях с властью он фактически бесправен.

В третьем параграфе предметом анализа является содержание статуса личности по мусульманскому праву. В диссертации указывается, что мусульманское право возникло "сверху", как идеал, применимый к любому обществу и во все времена, и в ходе своего развития "корректировалось" посредством доктрины (фикха), а затем и правотворчества правителя. Поэтому характер прав и обязанностей индивида зависит здесь от таких факторов, как: I/ степень разработанности божественных норм шариата; 2/ характер мйзйаба, или толка, которому следует индивид, наконец, 3/ широты дискреционных полномочий, которыми обладает правитель исламского государства.

Характеризуя первый из этих факторов, диссертант отмечает крайне слабую степень разработанности государственного права ислама, а также особенность последнего, состоящую в том, что оно имеет в качестве предмета регулирования идеальное, а не реально существующее мусульманское теократическое государство. В этих условиях предполагается значительный разрыв между статусом личности в теории, в идеале и в реальной жизни.

Государственно-правовая доктрина ислама исходит из того, что халиф от имени общины осуществляет верховную светскую и религиозную власть, которую он унаследовал от пророка - представителя аллаха. Считается при этом,что община не отказывается полностью от своих прав в пользу халифа, который выступает в этом отношении в роли слуги, опекуна, агента общины, поручающей ему руководить собой при соблюдении определенных усло-

вий Такие полномочия, первоначально предоставленные прави- • телю в силу его идеализированной способности осуществлять правление в соответствии с требованиями права, позднее в силу политической необходимости и целесообразности стали рассматриваться как принадлежащие правителю, даже если он не обладает такой способностью. В итоге идеальная система господства религиозного закона оборачивалась на практике абсолютизмом светского толка.

Исходя из специфики структуры мусульманского права, включающего "божественные" и рукотворные нормы, диссертант показывает на ряде примеров, как при общности принципиальных подходов статус личности может варьироваться в зависимости от характера мазхаба.

Необходимость дискреционных полномочий правителя в определении статуса личности объясняется в диссертации недостаточной четкостью регулирования ряда вопросов мусульманского права, преаде всего, в сфере управления.

Поскольку в исламе содержатся лишь общие принципы административного права, то власть и функции исполнительных органов зависят здесь от усмотрения правителя.

Правитель вправе использовать свои дискреционные полномочия и в области уголовного права. Их необходимость объясняется спецификой исламской концепции правонарушения, а также норм, регулирующих сферу наказания. Дуализм мусульманского права проявляется здесь в двойственном подходе к правонарушению. С одной стороны, как отмечает советский ученый Л.Р.Сю-кияйнен, любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности, его правовых принципов и норм, на защиту пяти основных ценностей -религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. С другой стороны, принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушание воли Аллаха. Поэтому всякое неправомерное в юридическом смысле поведение является одновременно правонарушением и грехом и влечет как "земные" сенкции, так и потустороннюю кару

1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и и практика. Ы. 1986. С.194.

2. Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С.183.

Анализ содержания правового статуса личности в мусульманском праве приводит диссертанта к выводу, что весьма слабая регламентация его в публично-правовой сфере сочетается здесь с детальным регулированием этого статуса в области частного права, сочетающего как пережиточные доклассовые институты, так и довольно высокий для своего времени уровень развития.

Вторая глава "Влияние европейского права на положение личности в арабских странах до завоевания ими независимости" состоит из двух параграфов. В первом параграфе анализируются воззрения мусульманских реформаторов конца XIX - начала XX вв.

Заровдение и развитие капиталистических производственных отношений в арабских странах в конце XIX - начале XX вв. обусловливало трансформацию социально-политических и нравственных воззрений в странах региона.

Этот период, получивший в арабской литературе название "нахда" характеризуется оживлением всей культурной жизни, становлением новоарабской литературы, просветительского движения и мусульманской реформации. Мусульманские реформаторы Джемаль-ад-дин аль-Афгани, Мухамед Абдо, Рашид Рида нанесли удар по таклицу и приоткрыли "двери иджтихада", что способствовало демократизации ислама и, как следствие, исламского статуса личности. Толкуя самостоятельно /и достаточно смело/ различные положения Корана и сунны, они способствовали приспособлению ислама к буржуазным отношениям. С этой целью они использовали институт фетвы. Так, например, Нуххамед Абдо, будучи муфтием, издал ряд фетв, которые запрещали многоженство, признавали за женщиной право на развод, исходили из пра-померности взимания банковского процента и т.д.

Во втором параграфе рассматривается вопрос о европейском влиянии на эволюцию статуса личности в арабских странах до завоевания независимости^ Диссертант указывает, что усиление экспансии европейских государств в XIX веке заставило Турецкую империю, в которую входило большинство арабских стран, провести реформы в различных областях общественной жизни,

1. Нахда /араб./ - "нахада" /подняться, встать, распускать крылья,- означает силу, мощь/.

2. Таклид - следование авторитету муджтахида какого-либо одного мазхаба в разработке частных вопросов фикха./Ислам. Энциклопедический словарь. К. 1991. С.222.

получившие название "реформы танзимата". Начало им положил манифест о реформах - так называемый Гюльханейский хатти-ше- ' риф. Реформы призваны были расчистить почву для буржуазного развития Турции. Эти реформы оказали влияние на дальнейшее развитие ряда арабских стран, в частности, в области права. Другим фактором, способствовавшим буржуазной эволюции правовых систем и статуса личности в арабских странах, было развитие в ряде из них капитализма, а также колониальная и полуколониальная зависимость этих стран от европейских держав. В этих условиях статус личности во все большей мере начинает регулироваться посредством норм европейского типа.

Третья глава "Ислам, мусульманское право и регулирование статуса личности в современных арабских странах" состоит из трех параграфов. В первом из них анализируется важное влияние ислама и мусульманского права на источники правового регулирования статуса личности в арабских странах.

Это влияние является весьма сложным и многоплановым. Здесь можно выделить, по меньшей мере, пять основных аспектов. Первый из них связан со спецификой структуры и доктрины

мусульманского права, вследствие чего проблема статуса лич-

и-Жёй Т

ности при взгляде на нее сквозь призму исламауздесь не только юридический, или нормативный, но и идеологический аспект. Так, на нормативном уровне основу статуса личности составляют нормы мусульманского и европейского права, при этом первые из них действуют, как правило, лишь в относительно узкой сфере, а значительная их часть интегрирована в систему законодательства европейского типа. Вместе с тем, идеологический аспект проблемы отражает во многом иную картину. Объясняется это значительным сохранением в массовом политическом и правовом сознании традиционно-мусульманского понимания вопросов права, государства, политической власти и т.д. В итоге возникает возможность типологически неадекватного восприятия различными слоями общества политико-правовых явлений, что придает последним своеобразную "многомерность", а порой и взаимоисключающий смысл. Это касается и системы источников права, регулирующих статус личности, которые, оставаясь неизменными, приобретают значительную подвижность в общественном сознании. Так, европейская в своей основе правовая система может восприниматься известной частью общества как мусульманская с соответствующим соотношением источников права по вертикали. С другой стороны, исламское толко-

вание политико-правовых институтов отражает борьбу в рамках самого ислама различных партий и течений по вопросам устройства общества и государства, статуса личности и т.д. Иными словами, дуализм мусульманского права оказался перенесенным на современную почву арабских стран (как и других стран мусульманского Востока). При этом слитная его часть выполняет роль своеобразной философско-теоретической основы нормативного регулирования статуса личности.

Здесь теоретически возможны три подхода. Это, прежде всего, фундаменталистский подход, при котором дается исламское истолкование политической и правовой системы общества, а целью развития провозглашается возврат ко временам пророка Мухаммеда и праведных халифов.

Второй подход сотоит в полном отрицании влияния ислама и мусульманского.права на политико-правовое развитие и в придании светского характера правовой системе, как это имеет место, к примеру, в Турции. Однако такое развитие в арабских странах можно представить пока лишь теоретически.

Наконец, третий, наиболее распространенный подход исходит из факта существования в рамках политической и правовой системы исламских и европейских элементов и поэтому носит компромиссный характер. Именно на этой основе рождаются концепции исламского и арабского социализма, третьего пути развития и т.д.

В этих условиях нормативная основа статуса личности в арабских странах (как и вообще в мусульманских развивающихся странах) должна анализироваться сквозь призму соответствующих концепций об устройстве общества и государства, с учетом влияния на них исламского фактора.

Второй аспект проблемы отражает степень распространения мусульманского права в странах региона. При рассмотрении данного ;вопроса автор исходит из классификации Л.Р.Сюкияйнена, разделяющего государства мусульманского Востока на 7 групп по степени влияния ислама на действующие правовые системы .

1. Подробнее см.: Полонская Л.Р. Об идеологических течениях в современном исламе// Ислам в современной политике стран Востока. М. 1986.

2. Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 100-110.

Из семи выделенных им групп государств пять, по мнению диссертанта, находятся в арабских странах. При этом отмечается, что • мусульманское право наиболее широко применяется в Саудовской Аравии, в наименьшей мере - в Тунисе.

Третий аспект данной проблемы отражает неодинаковую степень исламского влияния на различные отрасли права в рамках национальных правовых систем. Диссертант отмечает неодинаковую степень исламского влияния на различные отрасли права.

Четвертый аспект проблемы связан с механизмом воздействия мусульманского права и законодательства европейского типа, влияния первого на второе.

Исламские и европейские принципы, решающим образом влияющие на характер статуса личности, в концентрированном виде закрепляются в конституциях. При их анализе диссертант учитывал, что мусульманское право может одновременно выступать источником государственного права (как, впрочем, и других отраслей) и частью ислама как религиозно-правовой системы, имеющей негосударственный характер. Иначе говоря, с одной стороны, как часть системы источников государственного права мусульманское право действует в рамках, установленных конституцией, или законодательством, с другой стороны, как элемент ислама, оно может действовать и за этими пределами.

При этом оно воздействует на право не столько как нормативная система, сколько как феномен идеологического порядка.

Наконец, пятый аспект проблемы состоит в том влиянии, которое оказывают на современное законодательство арабских стран международные акты о правах человека. Среди них прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных- правах, о гражданских и политических правах. Наряду с ними в рамках ООН принимаются акты о правах человека, имеющие религиозную форму. При этом в диссертации отмечается, что исламская форма используется для закрепления главным образом норм европейского типа.

В итоге делается вывод, что специфика статуса личности в арабских странах (и в странах мусульманского Востока в целом) состоит в воздействии на него разнотипных элементов правовой надстройки - норм, правосознания, принципов и т.д.

Второй параграф называется "Правовое регулирование ста-

туса личности в арабских странах и исламская традиция" В нем отмечается, что хотя нормативная основа правового статуса личности в ^рабских странах включает сегодня исторически разнотипные элементы, однако, определяющую роль в его закреплении, кап правило, играют нормы конституции, определяющие правовые рамку свободы (несвободы) индивида. Во всех конституциях арабских стран провозглашается принцип равноправия. Однако целый ряд категорий граждан ущемляются в своих политических правах, имен но в силу предписания ислама. В неравное положение поставлена, например, женщина. Так, в ряде стран (Бахрейн, Кувейт и др.) женщины лишены избирательных прав.

На уровне текущего законодательства статус личности в наибольшей мере испытывает влияние ислама в области личного статуса. В меньшей степени такое влияние проявляется в области государственного, финансового, гравданского и торгового, уголовного, процессуального права. К этой же группе относится и международное частное право. В диссертации показаны формы и степень исламского влияния на нормы перечисленных отраслей права, определяющих статус личности.

Вместе с тем диссертант выделяет отдельные подотрасли и институты права, где нормы, определяющие статус личности, свободны от влияния ислама (авторское право, патентное право, акционерное законодательство и т.д.).

В последнем параграфе рассматривается проблема "Международные пакты о правах человека и ислам". В нем отмечается, что развитие статуса личности в арабских странах испытывает сегодня и внешнее влияние. Это влияние неодинаково как по форме, так И по содержанию и отражает борьбу различных сил в вопросе о статусе личности, или о правах человека. Подтверждением этому является содержание Арабского пакта о правах человека, Всеобщей исламской декларации прав человека, а также Проекта исламской конституции. Анализ этих актов с точки зрения влияния на них ислама свидетельствует, что в тех из этих актов, которые определяются как исламские, мусульманская форма используется как средство закрепления, главным образом, прав и свобод, содержащихся.во Всеобщей декларации прав человека и в иных актах ООН о правах человека.

В заключении подводятся итоги и делаются выводы по теме диссертации.

2015 © LawTheses.com