Право личного статусатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Цмай, Василий Васильевич, доктора юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА. $ 1. Доисламские истоки и ранний период развития мусульманского права. $ 2. Основные ортодоксальные школы права. $ 3. Источники мусульманского права. $ 4. Маджалла - первая крупномасштабная кодификация норм мусульманского права.

ГЛАВА 2. «ПРАВО ЛИЧНОГО СТАТУСА» И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ НАСЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. «Право личного статуса».

§ 2. Регулирование семейно-брачных отношений правом личного статуса».

§ 3. Регулирование отношений наследования «правом личного статуса».

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДАРЕНИЯ И ВАКФА «ПРАВОМ ЛИЧНОГО СТАТУСА».

§ 1. Вакф. $ 2. Дарение. $ 3. Шариат и современные проблемы «права личного статуса».

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Право личного статуса"

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития правовых систем мусульманских стран «право личного статуса» является единственной сферой права, где практически полностью, хотя и в кодифицированном виде, применяются нормы мусульманского права. Поэтому закономерно возникает ряд вопросов: что же собой представляет «право личного статуса», как оно функционирует, какие сферы права охватывает, в чем заключается его долговечность?

Феномен «права личного статуса» появился на одном из этапов эволюции мусульманского права. Кодификация правовых норм, относящихся к «личному статусу», началась в конце XIX в., когда в Османской империи по европейскому образцу проводились реформы, направленные на модернизацию общества. «Европеизация» империи явилась своеобразной платой за желание присоединиться к развитым европейским странам, стать равноправным субъектом международного права. Архаичное мусульманское право затрудняло сношения с европейскими странами. В связи с этим был принят целый ряд правовых кодексов, являвшихся практически калькой аналогичных европейских, преимущественно французских кодексов. Эти нововведения практически не вызвали сколько-нибудь серьезного протеста, так как вновь созданные кодексы не затронули тех сфер права, которые детально прописаны в священных источниках мусульманского права - Коране и сунне. Ими являются семейно-брачные отношения, отношения наследования, благотворительные учреждения имущества (вакф), дарение и некоторые другие. Тем не менее и эта область права подверглась кодификации, но в отличие от остальных сфер права, где были приняты европейские кодексы, кодифицировались только нормы мусульманского права, ограниченные к тому же правовыми рамками ханафитской школы права. Составленный кодекс получил название Маджалла и выполнял функции, свойственные гражданскому праву.

Таким образом, Маджалла явилась важным средством сохранения мусульманского права. Вместе с тем в этом кодексе не содержалось норм относительно брака, развода, наследования и вакфа (благотворительная собственность), которые в соответствии с принципами свободы веры и «персонального права» последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины. Маджалла по сути дела создала правовой прецедент для последующей кодификации правовых норм, в том числе относящихся к «личному статусу». Впервые нормы личного статуса были кодифицированы египетским ученым и государственным деятелем Мохаммадом Кадри-пашой в 1893 г. Подготовленный им доктринальный вариант кодекса представлял свод положений ханафитско-го толка мусульманского права, включал 647 статей и носил название «Нормы шариата относительно личного статуса»1. Именно в этом труде впервые был предложен термин «личный статус». Составленный Мохаммадом Кадри-пашой проект так и не получил силу закона. Несмотря на это, фактически он применялся в Египте до 20-х годов нашего столетия, когда появилось первое семейное законодательство. В дальнейшем он использовался в качестве основы при составлении законов личного статуса многих мусульманских стран.

Следует отметить, что в наши дни ситуация с «правом личного статуса» сложилась таким образом, что в подавляющем большинстве мусульманских стран приняты законы о личном статусе с дополнениями и законы по отдельным его предметам, в то время как другие вопросы личного статуса регулируют гражданские кодексы. В качестве примера автором рассматривается Гражданский кодекс Республики Афганистан, принятый в 1976 г., который кодифи

1 См.: Сюкияйнен JJ.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С.160. цировал, главным образом, нормы мусульманского права наиболее распространенной в мусульманском мире ханафитской школы права.

Праву личного статуса» присущи стабильность, консерватизм и постоянство, которые вообще характерна для восточных обществ. Как отмечают исламские идеологи, предписания Корана относительно отправления культа и «права личного статуса» однозначны и изложены в нем в конкретной форме как независимые от развития среды, поскольку они отражают не подверженные изменениям интересы и потребности мусульман.

Актуальность мусульманского права в целом и «права личного статуса» в частности для России определяется прежде всего тем, что ислам - это не нечто чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман. «Учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца - вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации, в частности на Северном Кавказе. Следует четко осознавать, что у нее не просто есть будущее в этом регионе. Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к правовым аспектам шариата»1.

Значимость диссертационной темы, кроме того, возрастает в связи с тем, что «право личного статуса», безусловно, играет и будет играть важную роль в процессе формирования правовых систем бывших советских республик, а ныне независимых стран СНГ с преимущественно мусульманским населением.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что «право личного статуса» является достаточно хорошо разработанной проблемой, вместе с тем за пределами мусульманских стран практически нет научных работ в этой области. Лишь только в 1986 году в Лондоне была издана монография

1 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С.34.

Дж.Дж.Насира по «праву личного статуса»1. У этой работы много достоинств. Прежде всего, она написана юристом-мусульманином, практиком, оценивающим «право личного статуса» изнутри, исходя из практического опыта. По замыслу автора, работа предназначена, главным образом, для практиков за пределами мусульманского мира. Но основной задачей все же является обоснование необходимости создания универсального «права личного статуса» и принятие его всеми мусульманскими странами в качестве закона. Проект этого закона содержится в конце книги. До сих пор проект не стал законом. Вместе с тем в работе отсутствуют исторические сведения о становлении концепции «права личного статуса», об особенностях его функционирования в разных странах, о характерных чертах отдельных институтов.

По отдельным вопросам «права личного статуса» издавались монографии2, научные статьи3. В большинстве работ западных авторов по мусульманскому праву вопросы «личного статуса» рассматривались в связи с другими проблемами. К ним следует отнести Дж.Н. Андерсона, А.Дж. Арбери, Г.Х. Босквета, А.К. Брохи, С.Г.Весей-Фицджеральда, Х.А.Р. Гибба, М. Хаддури, Н.Дж. Ко-ульсона, Х.Дж. Либесни, М.К. Наваза, Р. Давида., А.А.А. Файзи, И. Гольдцие-ра, Ф. Хасана, М.Б. Хукера, К.С. Хургронье, Р. Шарля, Дж. Шахта и др.

Значительный интерес представляет разработка проблемы в научных трудах отечественных исследователей. В дореволюционной России было издано достаточно много научных трудов по различным аспектам «права личного статуса». Следует выделить работы таких востоковедов-практиков, занимавших высокие государственные посты, как П.В. Антаки, A.M. Казем-Бек, М.М. Ковалевский, В.Ф.Мухин, В.П. Наливкин, И.Г. Нофаль, Н.П. Остроумов, Н.Е. Тор

1 NasirJ.J. The Islamic Law of Personal Status. L., 1986.

2 См. напр.: Stern G.H. Marriage in early Islam. The Royal Asiatic Society. L., 1939.

3 См.: Abu Zahra M. Family Law // Law in the Middle East. Vol.1. Washington, 1955; Mehdi R. Legal rights of Muslim Women - a pluralistic approach // Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995. нау, Фан ден Берг, А. Фон-Кремер, П. Цветков, А.Э. Шмидт и др. Единственным недостатком их работ является то, что они, преимущественно, освещали правовые вопросы применительно к мусульманам России и взгляды соответствующих школ права. В их трудах не рассматривалась кодификация норм «личного статуса», так как она началась спустя несколько десятилетий.

В советский период издано незначительное число исследований по данной теме, причем на уровне монографий их не было вообще. Эти работы касались, главным образом отдельных проблем «личного статуса», преимущественно семейно-брачных отношений. Авторами их являются М.В. Вагабов, М.С. Пелевин, С.М. Пелевин, Л.И. Шайдуллина и некоторые другие. Теоретико-правовые аспекты «права личного статуса» рассматриваются в работах Л.Р.Сюкияйнена, но опять-таки в связи с семейным правом1.

В последние десятилетия регулярно защищаются доюгорские и кандидатские диссертации по мусульманскому праву, но ни одна из них не посвящена «праву личного статуса».

Таким образом, до настоящего времени «право личного статуса» в российской юридической науке не было рассмотрено ни на уровне монографий, ни на уровне диссертационных исследований, а освещались лишь его отдельные аспекты. Настоящая диссертация является первой попыткой комплексного исследования столь важной в научном и практическом аспектах проблемы.

Предметом исследования являются процесс формирования и развития «права личного статуса», его основные закономерности; историческая ретроспектива; соответствующие историко-правовые модели; современное состояние, динамика и основные тенденции развития, а также степень научных разработок в этой области.

1 См.: Сюкияйнен J1.Р. Мусульманское право и современное семейное законодательство // Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986; Его же. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

Объектом исследования являются правоотношения, сложившиеся в сфере «права личного статуса»; взаимодействия гражданина и государства.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы дать историко-правовой анализ феномена «права личного статуса», осмыслить его функциональное назначение, рассмотреть процесс его формирования и определить детерминирующие факторы, влияющие на его состояние, исследовать современное законодательство в области «личного статуса» и его дальнейшие перспективы.

При достижении указанных целей диссертантом решались следующие задачи:

- изучить зарождение и генезис мусульманского права в связи с рассмотрением «права личного статуса»;

- проанализировать историко-правовые, теоретические и методологические основы исследования проблемы, степень ее изученности, выявить перспективы дальнейшей научной разработки данной темы;

- исследовать первую крупномасштабную кодификацию мусульманского права в конце XIX в. в Османской империи, обратив особое внимание на Мад-жаллу, представлявшую собой кодификацию правовых норм в сфере гражданских правоотношений ханафитской школы права и заложившую основы для кодификации «права личного статуса»;

- выявить круг вопросов, регулируемых «правом личного статуса», и рассмотреть особенности их реализации на практике;

- подвергнуть анализу процесс принятия законов о «личном статусе», выяснить их содержание и провести сравнительно-правовой анализ;

- рассмотреть основные институты, регулируемые «правом личного статуса»;

• выявить наиболее важные проблемы функционирования «права личного статуса» на примерах правовых систем мусульманских стран;

- проанализировать современное состояние законодательства в области «права личного статуса» и выяснить основные тенденции его дальнейшего развития.

Источниковую базу диссертации составляют законы мусульманских стран о «личном статусе» и соответствующие разделы гражданских кодексов, где не приняты законы о «личном статусе».

Важным теоретико-правовым источником, использованным в диссертации, является наиболее авторитетная в мусульманском мире кодификация правовых норм ханафитской школы права «Хидая».

При рассмотрении теоретико-правовых предпосылок первой кодификации «права личного статуса» была использована Маджалла - первый кодифицированный вариант мусульманского Гражданского кодекса, переведенного с турецкого на русский язык П.Цветковым и изданного в трех томах в 1911-1912 гг. в Ташкенте. Для изучения роли и места мусульманского права в Османской империи диссертантом был привлечен фундаментальный труд И.М. д'Оссона «Полная картина Оттоманской империи», перевод которого вышел в свет в Санкт-Петербурге в 1795 г.

С целью проведения сравнительно-правового анализа главных институтов «права личного статуса», толкуемых ортодоксальными и шиитскими школами права, было использовано сочинение известного шейха Абуль-Гкасыма «Ше-раиуль-Ислям или законы мусульманского шиитского вероисповедания», изданное А.К.Казым-беком в 1862-1867 гг.

При рассмотрении некоторых теоретико-правовых вопросов автором также была привлечена работа известного иранского правоведа XVII в. шейха Мо-хаммад Бакера Маджлиси «Худут, кисас, дийат» (о видах наказания), а для анализа особенностей права наследования - исследование Абдул Рахима Над-жата «Ауль ва тасиб» и др.

Многие положения и рекомендации, сформулированные в диссертации, основаны на личном опыте, накопленном за время пребывания в Афганистане, а также в процессе многолетней работы с иностранными слушателями-мусульманами и личного участия в урегулировании вооруженных конфликтов в некоторых республиках бывшего СССР с подавляющим мусульманским населением.

Осмыслению теоретических проблем помогли работы известных отечественных ученых: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, B.C. Афанасьева, В.М. Баранова, С.В. Боботова, В.М. Боера, В.В. Бородина, Д.В. Бубриха, И.А. Возгрина, С. Гадзецкого, Е.С. Гардина, Ю.А. Гревцова, Э.П.Григониса, А.Л. Грюнберга, Х.С. Гуцериева, В.А. Дрожжина, А.С. Жербина, П.А. Зайончковского, А.В. Зиновьева, С.В. Игнатьевой, Г.Д. Ковалева, И.Ю. Козлихина, А.И. Королева, В.М. Курицына, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, К.Е. Ливанцева, Д.И. Луков-ской, В.В. Лысенко, Р.С. Мулукаева, И.И. Мушкета, B.C. Нерсесянца, Л.А. Николаевой, И.Ф. Покровского, В.В. Похлебкина, Р.А. Ромашова, Т.Н.Радько, А.И. Сакса, В.П. Сальникова, Е.А. Скрипилева, В.Д. Сорокина, С.В. Степашина, Л.Р. Сюкияйнена, И.Е. Тарханова, Л.Б. Тиуновой, В.П.Федорова, Е.Б. Хох-лова, О.И. Чистякова, Н.Г. Янгола и др.

Методологическую основу исследования составили принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и вместе с тем во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения связи истории и современности, теории и практики, соотношения общецивилизационных и региональных, а также с учетом религиозно-конфессиональных особенностей этих явлений.

В диссертации использовались методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, прогнозирования применительно к феномену самого «права личного статуса» и перспективы развития законодательства мусульманских стран в данной сфере, а также системного и структурно-функционального анализа.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое в отечественной юридической науке комплексное, логически завершенное монографическое историко-правовое исследование «права личного статуса» в мусульманском праве. В работе осуществлен анализ исторического генезиса и эволюции «права личного статуса», рассмотрены основные правовые институты «права личного статуса».

В диссертации впервые вводится в научный оборот ряд источников, документов и материалов на арабском, дари, фарси, пушту, а также английском и немецком языках, ранее не использовавшихся в отечественной юридической и востоковедческой науке. При этом автор проводит сравнительный и историко-правовой анализ, с одной стороны, данных науки мусульманских стран, с другой стороны - науки немусульманских стран, а также отечественной востоковедческой и юридической науки. Особое внимание уделено анализу и сопоставлению соответствующих положений концепции «права личного статуса» различных правовых школ. Проведен также сравнительно-правовой анализ современных законодательных систем с учетом эволюции основополагающих принципов закрепления и реализации «права личного статуса».

Автором впервые в отечественной правовой науке осуществлен комплексный многоаспектный анализ становления школ мусульманского права, его основных источников, послуживших основой для первой крупномасштабной кодификации мусульманского права, выразившейся в составленном на основе правовой доктрины ханафитской школы сборнике под названием Маджалла.

В диссертации впервые в отечественной науке рассматривается современное состояние законодательства мусульманских стран в отношении таких, не имеющих аналогов в других правовых системах институтов «права личного статуса», как «вакф» (благотворительная собственность), временный брак, отменяемый и неотменяемый развод, развод «хаал» (путем выкупа женой права на развод) и «лиан» (путем взаимного проклятия), «идда» (срок, в течение которого разведенная мужем или овдовевшая женщина не может вновь выйти замуж), «ауль» (пропорциональное уменьшение наследственных долей, установленных доктриной «фарз»), «редд» (возврат излишков наследственного имущества после его раздела) и др.

Автором обозначены основные тенденции развития современного мусульманского права в целом и институтов «права личного статуса» в частности. Проанализировано современное состояние законодательства Ирана, Пакистана, Судана и некоторых других стран в отношении прелюбодеяния, являющегося одним из наиболее тяжких преступлений и соответственно уголовно наказуемым. На этом примере показаны попытки, не всегда успешные, государств взять законотворческие полномочия, традиционно принадлежащие частным юристам, в свои руки. Отражена также борьба между традиционными и светскими концепциями права.

Теоретическая значимость диссертации заключается, прежде всего, в том, что на основе обобщения и критического анализа материалов истории права и государства и других юридических наук ставится и исследуется фундаментальная проблема истории возникновения, эволюции и функционирования «права личного статуса» на различных этапах, в том числе и в современных условиях. Сформулированные автором положения и выводы дополняют многие разделы истории права и государства, общей теории права и государства, а также отраслевых юридических наук.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы: в научных исследованиях организации и функционирования права «личного статуса»; в практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации в районах с преимущественно мусульманским населением при регулировании данной сферы общественных отношений; при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по истории права и государства, теории права и государства, гражданскому праву, семейному праву, гражданскому праву зарубежных стран; при подготовке спецкурсов по проблемам функционирования правовых систем зарубежных стран.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты исследования получили выражение в опубликованных научных работах автора, использовались в процессе преподавания в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России, Санкт-Петербургской академии МВД России, Санкт-Петербургском университете МВД России. Они получили также апробацию в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 27-28 мая 1993 г.); международном симпозиуме «Права человека и статус правоохранительных органов» (Санкт-Петербург, 3-4 марта 1994 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел» (Санкт-Петербург, 12-13 мая 1994 г.); международной научно-практической конференции «Безопасность человека и преступность» (Санкт-Петербург, 23-25 ноября 1994 г.); I международном научном конгрессе женщин-полицейских «Полиция. Женщина. Гуманизм» (Санкт-Петербург, 21-23 марта 1995 г.); международной научно-практической конференции «Общество, право, полиция» (Санкт-Петербург, 23-24 мая 1996 г.); межвузовской научно-практической конференции «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 20-21 марта 1997 г.); международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом» (Санкт-Петербург, 25 июля 1997 г.); международной научнопрактической конференции «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998 г.); международной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет» (Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 г.); межведомственной научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 7 апреля 2000 г.).

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Цмай, Василий Васильевич, Санкт-Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы «право личного статуса» неизбежно связано с анализом мусульманского права - одной из самостоятельных правовых систем современности, представляющего заметную часть мировой правовой культуры. Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, даже есть все основания говорить о тенденции увеличения его влияния. В значительной степени это объясняется взаимодействием в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права со светским законодательством. Следует также отметить его тесную связь с государством и восприятие его не только как систему норм, но и не в последнюю очередь как универсальную политико-правовую доктрину. Другим объяснением может служить его исключительное разнообразие, широкая гамма региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными обычаями и традициями, сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью меняться со временем.

Во второй половине XX в. в ряде стран идет процесс формирования «нового», «современного» мусульманского права, основным источником которого является законодательство, в то время как в традиционном мусульманском праве эта роль отводилась сборникам трудов наиболее авторитетных мусульманских юристов. Для «нового» мусульманского права характерен отход от строго религиозного принципа действия и казуального формирования норм в пользу общих абстрактных правил поведения.

Изменяется его соотношение с государством и светским (позитивным) законодательством. Теперь реализация норм и принципов мусульманского права в большинстве случаев зависит от их соответствия общим началам правовой системы, в целом ориентирующейся не на ислам, а на западные правовые модели.

Мусульманское право в целом - это в значительной степени частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных имущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентированные на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии. Закономерно поэтому, что особую и наиболее развитую отрасль представляет собой «право личного статуса». Именно этой отрасли мусульманского права и посвящено данное диссертационное исследование.

Результаты проведенной работы позволяют сформулировать ряд теоретических положений и выводов:

- «право личного статуса» представляет собой в правовых системах мусульманских стран наиболее стабильную их часть, трудно поддающуюся эволюции. Такое обстоятельство объясняется тем, что предписания Корана относительно вопросов культа и «права личного статуса» однозначны и изложены в нем в конкретной форме и поэтому они не подлежат изменениям;

- тем не менее, с течением времени мусульманское право, в том числе и «право личного статуса», продолжало развиваться, потому что оно сочетает в себе божественный характер, благодаря Корану и сунне, с рациональными принципами, выработанными юристами. Все это придает мусульманскому праву черты постоянства, стабильности и одновременно гибкости, так как производный характер иджтихада от «божественного» первоисточника открывает возможность для применения его в целях обоснования любых изменений как законных с точки зрения шариата. Даже несмотря на «закрытие врат иджтихада» и наступление эпохи «таклида» (консерватизма, невозможности извлечения новых норм), творческое развития мусульманского права не прекращалось ни на день, так как можно сослаться на Коран или сунну, которые в случае своего «молчания» допускают возможность использования рациональных приемов нахождения решений, тогда как, по утверждениям мусульманских идеологов, его «дух», воплощенный в упомянутых источниках, остается вечным. Благодаря такой эластичности и подвижности оно адаптировалось к различным общественно-историческим условиям. Таким образом, можно сделать вывод, что теория шариата обладает огромной способностью к ассимиляции, взаимодействию с практикой, даже если материальные условия не поддаются контролю. Иными словами, между правовой теорией и правовой практикой в большинстве мусульманских стран установилось равновесие;

- «право личного статуса» не только является правовым институтом, сохраняющим в современных условиях мусульманское право, но и сдерживающим фактором на пути развития права, так как сохраняет тесную связь с религиозными предписаниями, закрепленными в Коране, которые не подлежат изменению;

- с изданием Маджаллы и законодательства по вопросам «личного статуса» роль ведущего источника действующего мусульманского права постепенно перешла к нормативно-правовому акту, принятому компетентным государственным органом;

- не все мусульмане согласны признать за государством законодательные полномочия, традиционно принадлежавшие авторитетным частным юристам, особенно, когда это касается государственного вмешательства в сферу «права личного статуса»;

- значительная часть мусульман отрицательно относится к развитию традиционных теорий мусульманского права, к попыткам их модернизации, приспособления к современным условиям, они также не согласны, чтобы государство определяло правовую политику;

- наблюдается тенденция переориентации мусульманско-правовой теории в том смысле, что сейчас большее значение придается государством не общим принципам (методологии мусульманского права), а конкретным предписанием шариата (совокупности субстанциональных норм). Поэтому в ряде стран взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского права и их законодательного закрепления. Вместе с тем многие современные мусульманские юристы продолжают утверждать, что не конкретные правила поведения, а именно нормы-принципы являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права;

- несмотря на исламизаторские тенденции, попытки возврата к временам «чистого» ислама, одной из примечательных черт «современного» мусульманского права является его тесное взаимодействие с европейской правовой культурой;

- всеобщее недовольство рядом основополагающих принципов институтов «права личного статуса», а также их экономическая неэффективность и нецелесообразность привели к их изменениям и упразднениям. Например, реформы в области вакуфного права изменили практически все его основополагающие принципы - бессрочности и неотчуждаемости. Существенные изменения внесены в принцип благотворительности вакфа;

- законодатели многих мусульманских стран при создании законов, основывающихся на шариате, отошли от старого принципа следования учению правовой школы, официально признанной в данном государстве или имеющем наибольшее распространение в конкретном регионе. Они, как правило, используют наиболее удачные положения самых различных школ права. В особенности это характерно для «права личного статуса»;

- мусульманское семейное право, как центральный институт «права личного статуса» отличается целым рядом характерных черт, несвойственных семейному праву других правовых систем. Прежде всего, они отличаются полигамией, временным браком, институтом «идда», разводом «талак», «хаал», «лиан» и т. д.

- мусульманское право наследования корннным образом отличается от римского права наследования, которое представляет собой всеобщее, универсальное преемство. Шариатское право наследования представляет собой простую ликвидацию наследственной массы по заранее установленному порядку: сначала уплачивают расходы на похороны, затем долги умершего, после этого выплачивают завещание, которое не должно превышать одной трети оставшегося имущества. И только после этого приступают к разделу имущества. При этом наследники не несут никаких обязательств, у них только имущественные права на строго установленные доли наследства;

- право наследования мусульманских стран основывается или на преобладающий суннитской доктрине, или, имеющей меньшее распространение шиитской доктрине. Шиитская концепция наследования отличается от суннитской, главным образом, тем что у суннитов сохраняется традиционная, известная в римском праве, классификация наследников по принципу агнатских и когнатских родственников, причем преимущественное право наследования предоставляется родственникам агнатского происхождения, тогда как шиитское право уравнивает агнатов и когнатов и дает более простой порядок очередности наследования по закону. К тому же, сунниты не признают наследование по праву представительства, отказывая в этом праве даже внукам;

- в праве мусульманских стран существуют нехарактерные для европейских стран доктрины, такие как фарз (строго фиксированных Кораном долей наследства), редд (возврат оставшегося имущества), ауль (пропорционального уменьшения в случае нехватки наследственных долей), тасиб (возврат оставшегося после раздела имущества в государственную казну), лиззекири (о выделении мужчине наследственной доли, равняющейся двум женским долям) и т. д.

Таким образом, материалы настоящего диссертационного исследования могут представлять определенный интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, окажут существенную помощь в преодолении известной недооценки роли «права личного статуса» и восполнению недостатка знаний о мусульманской правовой культуре. Иногда складывается впечатление, что властные структуры, разрабатывающие и осуществляющие правовую политику, не только не обладают достаточным опытом решения проблем мусульман и исламских институтов с учетом мусульманского права, но и не располагают адекватной информацией о нем самом, о его месте в современных правовых системах и взаимодействии с другими правовыми культурами.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Право личного статуса»

1. Нормативные акты

2. Гражданский кодекс Алжира. Алжир, 1975.

3. Гражданский кодекс Иордании. Амман, 1976.

4. Гражданский кодекс Ирака. Багдад, 1978.

5. Гражданский кодекс Сирии. Дамаск, (б. г.).

6. Гражданский кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976. дари).

7. Гражданский кодекс Исламской Республики Иран. Тегеран, 1994.

8. Гражданско-семейный закон Республики Афганистан. Кабуд, 1976.

9. Закон о Личном Статусе (Иордании) № 61 от 1976 // Ал-мамлака ал-Урдунийа ал-Хашимийа. Ал-Джарида ар-расмийа. Амман. 01.12. 1976.

10. Закон о Личном Статусе (Ирак) № 188 от 1959 г. (с дополнениями и изменениями от 1963 и 1978 гг.) // Ал-Ахвал аш-шахсийа ва идарат амвал ал-касирин. Багдад, 1973.

11. Закон о семье (Алжир) № 84-11 от 1984 г.// Journal Officiel de la Republique Algerienne Democratique et Populaire. Lois et ordonnances. Alger. № 24.

12. Закон о семье (ЙАР) № 3 от 1978 г. // Ал-Джумхурийа ал-Арабийа ал-Йаманийа. Ал-Джарида ар-расмийа. Сана, 1978. № 1.

13. Конституция Афганистана. Кабул, 1923.

14. Конституция Афганистана. Кабул, 1931.

15. Конституция Афганистана. Кабул, 1964, Конституция Афганистана. Кабул, 1977.

16. Конституция Республики Афганистан. Кабул, 1986.,

17. Конституция Исламской Республики Иран. Тегеран: Изд-во министерства культуры, 1991 (на яз. фарси).

18. Королевские Указы (Марокко) №№ 343 и 379 от 1957 г. (провозгласили Закон о Личном Статусе) // Мудавванат ал-ахвал аш-шахсийа. Рабат, 1958.

19. Уголовный кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976.

20. Указ № 59 от 1953 г. о Личном Статусе (с дополнениями внесенными законом № 34 от 1975 г.) // Канун ал-ахвал аш-шахсийа маа ат-тадилат ас-садира фи 31.12.1975. Дамаск, 1976.

21. Указ № 7 PC ДРА «Об ограничении выкупа за невесту». Кабул: Госпечать, 1978.1. Книги

22. Абдул Рахим Наджат. Ауль ва тасиб. Тегеран: Изд-во тегеранского ун-та, 1964. С.294-355 (на яз. фарси).

23. Абовян X. Полное собр. соч. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1958. Т. 8.

24. Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993.

25. Агаева Ахмед-бек. Женщина по исламу и в исламе. Тифлис, 1901.

26. Агаджанов С. Г. Брачные и свадебные обряды огузов Средней Азии и Казахстана в IX XIII вв. - Страны и народы Востока. Вып. 22. М., 1980.

27. Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М.: Наука, 1977.

28. Амирьянц И А., Самир ат-Тайяр. Иракский этикет//Этикет у народов Передней Азии: Сб. ст. М., 1988.

29. Андреев М. С. К характеристике древних таджикских семейных отношений. Изв. Тадж. Фил. АН СССР. № 15. 1949.

30. Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. II. Об опеке, дарении и признании. По учению Абу Ханифы. СПб., 1913. С.58. Ст.112.

31. Асадов А. И. Семейное право. Баку: Изд-во АГУ, 1959.

32. Ахматханова Т. М. Как относится Ислам к женщине. Грозный: Чечено-ингушское книжное изд-во, 1964.

33. Ахадов А. Современный шиизм и его проявления. М.: Знание, 1980.

34. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982.

35. Аширов Н. Современный ислам и молодежь. М.: Знание, 1972.

36. Бабкин С. Марокканская свадьба//Азия и Африка сегодня. 1995. № 1.

37. Бакрадзе Д. Исторический очерк турецкой системы землевладения. СПб., 1898.

38. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992

39. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1966. Т. 6.

40. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

41. Боголюбов А.С. К вопросу о рационалистическом принципе «ар-рай» в раннемусульманской правовой куль науке. М. 1974.

42. Большаков О. Г. История Халифата: в 4. Т. / Рос. АН. Ин-т востоковедения. М.: наука, 189.

43. Боронбеков С. Государственный строй и уголовное право Афганистана (1880-1930): Монография /Ин-т права и экономики МВД РФ. Рязань, 1995.

44. Боронбеков С. Современные уголовно-правовые системы и школы. Рязань, 1994.

45. Боронбеков С. Уголовное и уголовно-исполнительное право Афганистана. (Краткая история и современность): Монография. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.

46. Бухарский вакф XIII в. М., 1979.

47. Вагабов М. В. Ислам и семья. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1973.

48. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.

49. Вамбери Г. Очерки жизни и нравов Востока. СПб., 1877.

50. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Аравии. М., 1967.

51. Васильев Л. С. История Востока. М., 1995. Т. 1.

52. Винников Н. И. Траур вдовы и обычай iftidad у доисламских арабов. -Доклады АН СССР. Серия В. 1928.

53. Востров В. В. Казахи Джаиыбекского района Западно-Казахстанской области: Тр./АН Каз. ССР. Ин-т ист., археол. и этногр., 1956. Т. 3.

54. Вульфсон С. Я. Семья и брак а их историческом развитии. М., 1937.

55. Вяткин В. О вакуфах Самаркандской области. Самарканд, 1912.

56. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1965.

57. Гафферберг Э. Г. Белуджи Туркменской ССР. Очерки хозяйства, материальной культуры и быта. Д.: Наука, 1969.

58. Гиргас В. Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.

59. Гольдциер И. Куль святых в исламе. М., 1938.

60. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: Изд. «Брокгауз-Ефрон», 1912.

61. Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Пучинского и В. В. Безбаха. М.: Изд-во УДН, 1989.

62. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.

63. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В. В. Наумкина. М.: Наука, 1988.

64. Гуляев А. А. Миссионерское значение изучения женского вопроса в исламе и христианстве. Уфа: Электрическая губернская типография, 1905.

65. Гурвич С. Б. Моисеево-раввинское законодательство. Вып 1. К истории развития еврейского бракоразводного права. СПб., 1882.

66. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. В.А.Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 425.

67. Дериз Г. М. Основы мусульманского права. Кабул, 1976 (на яз. дари).

68. Десницкий С. Е. Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества. М., 1775.

69. Дози Р. Очерк истории ислама. Пер. с фр. В. И. Каменского. СПб., 1904.

70. Д'Оссон И. М. Полная картина Оттоманской империи в двух частях. СПб., 1795

71. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. М.: Наука, 1975.

72. Думанов X. М. Обычное имущественное право кабардинцев. Нальчик, 1976.

73. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

74. Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М, 1989.

75. Игнатенко А. А Халифы без халифата. М., 1988.

76. Ионова А. И., Султангалиева А. К., Юсупов П. С. Современный ислам: человек и общество. М.: Знание, 1991.

77. Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки. М.: Наука, 1989.

78. Ислам и женщина Востока. Ташкент, 1990.

79. Ислам и женщина: Метод, пособие для проведения бесед и лекций. М.: Знание, 1964.

80. Ислам. Историографические очерки./ Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991.

81. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983.

82. Ислам: религия, общество, государство. М.: 1984.

83. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

84. Истории праведных халифов. Кн. третья / Сост. Абдель Хамид Джуда ал-Сахар. М.: Сантлада, 1992.

85. Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М.: Наука, 1982.

86. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: «Наука», 1986. С. 152.

87. Иорген Бич. За аравийской чадрой. М.: изд-во «Мысль», 1966.

88. Казем-бек А. К. Избранные произведения. Баку, 1985.

89. Казем-бек А. К. Мюхтасеруль-Вигкает или сокращенный вигкает; курс мусульманского законоведения по школе ханефитов. СПб., 1845.

90. Казем-бек А. К. Разбор сочинения Николая Торнау под заглавием: «Изложение начал мусульманского законоведения». СПб., 1851.

91. Казем-бек А. К. Шераиуль-Ислям или законы мусульманского шиитского вероисповедания. Соч. шейха Абуль-Гкасыма. Вып. 1-2. СПб., 18621867.

92. Карасевич П. JI. Мусульманское право и последняя государственная реформа в Турции. М., 1877.

93. Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982.

94. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.

95. Кисляков Н. А. Нормы наследования по адату и шариату у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1973.

96. Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969.

97. Кисляков Н. А. Семья и брак у таджиков. По материалам конца XIX -начала XX в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

98. Климовч Л. И. Ислам и женщина. М., 1958.

99. Книга законов султана Селима I / Пер. с тур. А .С. Тверитиновой. М.: Наука, 1969.

100. Книга Сунны и Шары Мавров. М., 1995.

101. Кодификация мусульманского права // Средняя Азия. III. Ташкент, 1900.

102. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Владикавказ: Алания, 1995.

103. Крымский А. Мусульманство и его будущность. М.: Изд-во маг. «Книжное дело», 1899.

104. Лукьянов А. К. Исламские концепции общественного развития в современном Иране. М., 1989.

105. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982.105. Массэ А. Ислам. М., 1968.

106. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 1961.

107. Машанов М. А. Мусульманский брак в сравнении с христианским браком. Казань, 1876.

108. Мендабе Э. А. О порядке наследования в хеттском государстве. М., 1960.

109. Меретуков М. А. Семья и брак у адыгейских народов. Майкоп, 1987.

110. Мец А. Мусульманский Ренессанс /Пер. с нем. Д. Е. Бертельса. М.: ВиМ, 1996. С. 210.

111. Муллаев М. М. Происхождение и сущность шариата. Душанбе: Ирфон, 1967.

112. Мухин В. Ф. Очерк Магометанского права наследования. СПб., 1898. С. 169.

113. ИЗ. Мэн Г. С. Древний закон и обычай. Исследования по истории древнего права. Пер. с англ. А. Аммона и В. Дерюжинского./ Под. Ред. М. Ковалевского. М., 1884.

114. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем. СПб., 1895.

115. Надирадзе Л. И. К вопросу о рабстве в Аравии в VII // Вопросы истории и литературы стран Зарубежного Востока. М. 1960.

116. Наливкин В. Ислам и закон Моисея. Самарканд, 1898.

117. Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь. Ташкент, 1913.

118. Нарышкина Р. Л. Доверительная собственность в гражданском праве Англии и США. М., 1965.

119. Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М., 1981.

120. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993. С. 223.

121. Нофаль И. Г. Курс мусульманского права. СПб., 1886.

122. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 90.

123. Остроумов Н. П. Аравия и Коран. Опыт исторического исследования. Казань, 1899.

124. Остроумов Н. П. Исламоведение. Аравия, колыбель ислама. Ташкент, 1910.

125. Остроумов Н. П Исламоведение. 3. Коран (религиозно-законодательный кодекс мусульман). Часть 1. Ташкент, 1912.

126. Остроумов Н. П. Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент, 1912.

127. Остроумов Н. П. Современное правовое положение женщины. Ташкент, (б. г.).

128. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. С. 283-315.

129. Панова В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.

130. Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998.

131. Периханян А. Г. Общество и право Ирана в Парфянский и Сассанидский периоды. М.: Наука, 1983.

132. Периханян А.Г. Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных решений». Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. С. 213-215.

133. Персидский словарь Амида. Тегеран: Изд. предпр. Амир Кабира, 1995. Т. 1-2 (на яз. фарси).

134. Першиц А. И. Из истории патриархальных форм брака (нахва-ортокузенный брак у арабов) // Краткое сообщение Института Этнографии АН СССР. 1955. №24.

135. Першиц А. И. Пережитки дуальной организации в родоплеменной структуре арабов // Советская этнография. 1958. №3.

136. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказкой женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. № 9.

137. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М.: Наука, 1990.

138. Петрушевский И .П. Вакуфные имущества Ардебельского мазара. Т. И. ИАН Аз. ССР Т. 1. Баку, 1947.

139. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. JL: Изд-во ЛГУ, 1966.

140. Петрушевский И. П. К истории рабства в халифате VII X веков // Народы Азии и Африки. 1971. № 3.

141. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV VI вв. М.-Л., 1964.

142. Пикулин М. Г. Белуджи. М.: Изд-во вост. лит., 1959.

143. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.

144. Пиотровский М.Б. Мухаммед, пророки, лжепророки, кахины. Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

145. Положение женщины в исламе: Woman in Islam (In Russian). Islamabad, U. K.: Islam International Publications Ltd., 1990.

146. Последний гарем (из дневника русской эмигрантки)//Азия и Африка сегодня. 1994. № 12.

147. Происхождение ислама. Хрестоматия / Сост. Е. Беляев. М.-л., 1931.

148. Родионов М. А. О происхождении патриархального ортокузенного брака у арабов. Краткое содержание докладов сессии Института Этнографии АН СССР. Л., 1980.

149. Родионов М. А. Ортокузенный брак у маронитов. Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института Этнографии АН СССР, 19721973. Л., 1974.

150. Саблуков Г. С. Коран: Пер. с араб. Казань: Центр, тип., 1907. Т. I—II.

151. Саввас-паша. Теория мусульманского права. Ташкент, 1910.

152. Садагдар М. И Основы мусульманского права. М.: Наука, 1968.

153. Саидов А. X. Основы мусульманского права. Курс лекций. Ташкент: Акад. МВД Республики Узбекистан, 1994.

154. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992.

155. Сборник материалов по мусульманству. СПб., 1899.

156. Сборник постановлений шариата по семейному праву. Вып. 1-2. СПб., 1912.

157. Сердце женщины: повести и рассказы современных арабских писателей: Пер. с араб./ Сост., примеч. О. Фроловой; Предисл. В. Кириченко. Л.: Худ. Лит, 1988.

158. Синицына И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Наука, 1978.

159. Смирнов Н. А. Чадра (Происхождение покрывала мусульманской женщины и борьба с нм). М., 1929.

160. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.

161. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С.34.

162. Тверетинова А.С. Аграрный строй Османской империи XV-XV вв. Документы и материалы. М., 1963.

163. Термингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Пер. с англ. А. А. Ставиской; Под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1989.

164. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

165. Торнау Н. Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880.

166. Торнау Н.Е. Мусульманское право. Вып.1. О праве наследования по закону. СПб., 1866. С. 120.

167. Торнау Н.Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству. СПб., 1882.

168. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892. С. 78.

169. Третьяков М. И. Сунна. Мусульманское предание, его образование и развитие. Сост. М. И. Третьяков. СПб., 1903.

170. Убичини А., де-Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб., 1877.

171. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу / Пер. с англ. и предисл. А. В. Сагодеева. М.: Наука, 1976.

172. Усманов О. У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана. -Труды юрид. фак-та Тадж. ГУ. Вып. 1. Вопросы гражданского права и процесса. Душанбе, 1973.

173. Фан ден Берг JI. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882.

174. Фиолетовь Н. Вакуфное право в среднеазиатских республиках // Советское право. 1926. № 2/20.

175. Фирдоуси Мухаммед. Секс и Ислам. Казань: Туган Тел, 1993.

176. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999.

177. Фон-Кремер А. Мусульманское право. Ташкент, 1888.

178. Хайдарова М. С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском Халифате. М., 1985.

179. Хидая: Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова. Ташкент: Типо-Литография С. И. Лахтива, 1893. Т. 1.

180. Холмогоров И. Н. Об основных постановлениях ислама. Казань, 1848.

181. Хрестоматия по исламу / Пер. с араб., введ., сост. И отв. Ред. С. М. Прозоров. М.: Наука, 1994.

182. Цветков П. Исламизм.T.III. Асхабад, 1913.

183. Цветков П. Несколько слов о вакуфах //

184. Ципикова М. О. Проявление патриархально-родовых и шариатских пережитков в сознании и поведении верующих в Чечено-Ингушетии. М., 1975.

185. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турции в период Танзимата. Баку: Изд-во АН Азербайдж. ССР, 1967.

186. Шайдуллина JI. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978.

187. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ) / Пер. с тур. Я. Цветкова. Ташкент, 1911-1912. Т. 1-3.

188. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

189. Шафик Шихата. Единство законодательства арабских стран. Каир, 1990.

190. Шеремет В. И. Османская империя и Западня Европа. М., 1986.

191. Шестаков JI. Н. Ислам и права человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 5. 1997.

192. Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. СПб., 1912.

193. Штайн J1. В черных шатрах бедуинов. М.: Наука, 1981.

194. Штенберг J1. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. JL, 1933.

195. Шулембаев К. Ш. Об отношении Ислама к женщине. Алма-Ата: Казахстан, 1974.1. Книги на арабском языке

196. Абд ар-Разак Али. Ал-Иджма. Багдад, б.г.

197. Абу Захра Мухаммад. Абу Ханифа: Хайатуху ва асруху- араху ва фикху. Каир, б. г.

198. Аз-Зафзар Мухаммад. Музакаарат фи усул ал-фикх. Багдад, б.г.

199. Аз-Зафзар Мухаммад. Ат-тариф би-л-Куран ва-л-хадис. Багдад, б.г.

200. Ал-Мабади ал-амма фи пашриат ал-ахвая аш-шахсийа. Каир, 1962 (на араб.яз.).

201. Ал-Худари Мухаммад. Усул ал-фикх. Каир, 1938.

202. Ас-Санхури Фарадж. Музаккарат фи тарих ал-фикх. Багдад, 1987.

203. Аш-Шафии Абу Абжаллах Мухаммад бну Идрис. Ар-Рисала фи илм ал-усул. Каир, 1940.

204. Мадкур Мухаммад Саллам. Манахидж ал-иджтихад фи-л-ислам. Кувейт, 1974.

205. Ибн Хазм ал-Андалуси. Мулаххас ибтал ал-кияс ва-р-рай ва-л-истихсан ва-т-таклид ва-т-талил. Дамаск, 1960.

206. Халаф Абд ал-Ваххаб. Илм усул ал-фикх. Кувейт, 1978.1. Книги на английском языке

207. A re-examination of some basic concepts of Islamic Law and Jurisprudence. Durham, 1963.

208. Abd Allah Draz M. The Origin of Islam // Islam The Stright Path. Ed. By Kenneth W. Morgan. New York, 1956.

209. Abdur Rahim. Muhammadan Jurisprudence. Madras, 1911.

210. Abdur Rahim. The Principles of Muhammadan Jurisprudence, Madras. 1911.

211. Abu Zahra M. Family Law // Law in the Middle East. Vol.1. Washington, 1955.

212. Abbot Nabia. Aisha the beloved of Mohammad. Chicago, 1944.

213. Abu Zuhra. On Estate and Succession. Cairo, 1963. P.

214. Al-Wahab I. The legal system of Iraq and the continuity of Islamic law. //The Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

215. Amini H. J. J. Principles of merriage. Family ethics. Teheran: Islamie propogation organisation, 1988.

216. Anderson J. N. D. Law Reform in the Muslim World. L., 1976.

217. Anderson J. N. D. The Significance of Islamic Law in the World Today //American Journal of Comparative Law. Vol. 9. № 9.

218. Arnold T. The preaching of Islam. L. 1913.

219. Becker С. H. Christianity & Islam. London & N.Y.: Harper & Brothers, 1909.

220. Bernard L. Islam & The West. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1993.

221. Brohi A. K. Fundamental Law of Pakistan. Karachi, 1958.

222. Cahen C. Quelques reflexions sur le waqf aucien / Труды XXV Международного конгресса востоковедов. С.38-40.

223. Changing Law in Developing countries. Edited by J. N. D. Anderson. New York, 1963.

224. Coulson N. J. A History of Islamic Law. Edinburg, 19964.

225. Coulson N. J. Studien zum islamishen Recht. Wien, 1983.

226. Derret J. D. M. Religion, Law and State in India. New York, 1968.

227. Edge I. Ricent trends in Islamic Law // Law and Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

228. Esposito J.L. Women in Muslim Family Law. Syracuse, New York: SUP, 1982.

229. Family Law Reform in the Muslim World. Bombey, 1972.

230. Fyzee A. A. A. Autlines of Muhammadan Law. L. 1964

231. Gibb H. A. R. Arabic literature. An introduction /By H. A. R. Gibb. Oxford: Clarendon Press, 1963.

232. Gibb H. A. R. Arabic literature. An introduction. Oxford: Clarendon Press, 1963. P.

233. Goldziher I. The Princeples of Law in Islam // History of the World. London, 1970. Vol.VIII.

234. Guillaume A. The Tradicions of Islam // An Introduction to the Study of the Hadith-literature. Oxford, 1924.

235. Hamidullah M. Muslim Conduct of State. Lahor, 1954.

236. Hazoor Bakhs. Federation of Pakistan. 1981. P. 145.

237. Hjerrild Bodil. Islamic Law and Sasanian Law //Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

238. Hurgronje С. S. Seleeted Works / Ed by G. H. Bousguet and J. Schacht. Leiden, 1957.

239. Ibn Khaldun. The Muqaddimah. Tr. From Arabic by Franz Rosenthal. New Yoek, 1958. Vol. I. P.6.

240. International Enciclopedia of Comparative Law. V, IV. Persons and Family. Tubingen, 1983.

241. Islam & The West: Proceedings of the Harvard Summer School Confe-rence on the Middle East / Ed. by R. N. Frye. Harvard: Mouton & CO's-Gravenhage, 1957.

242. Islamic Jurisprudence. Shafii's Risala. Translated with Introduction. Notes and Appendics by Majid Khadduri. Baltimore, 1961.

243. Islamic Law and Jurisprudence /Ed. ву N. Heer. Washington, 1990.

244. Jamal J. Nasir. The Islamic Law of Personal Status. Oxford: Graham & Trofman, 1986.

245. Jamal J. Nasir. The Status of Women under Islamic Law and under Islamic legislation. London, Boston: Gracham & Trjfman, 1994.

246. Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1955.

247. Khomeini Imam. The practical Laws of Islam. Teheran. 1985.

248. Law in the Middle East. Vol. 1. Origin and Development of Islamic Law / The Middle East Institute. Washington, 1955.

249. Lipstein K. and Szaczy /. Interpersonal conflict of laws // International Enciclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1985. Vol. 3.

250. Majid Khadduri. Islamic Jurisprudence Shafii's Risala. Baltimore, 1961.

251. Mayer A. E. The Shari'ah: Methodology or Rules? // Islamic Law and Jurisprudence /Ed.by N. Heer. Seattle and London, 1990.

252. Mehdi R. Legal rights of Muslim Women a pluralistic approach // Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

253. Mohammad H. Abu-Hassan. Beduin Customary Law. Theory and Practice. Amman-Jordan, 1974.

254. Muhammad Ali. Religion of Islam. Lahore, 1936. P. 46.

255. Nasir J.J. The Islamic Law of Personal Status. L., 1986.

256. Nesta Ramazani. Women in Iran: The Revolutionary Ebb and Flow // The Middle East Journal. 1993. № 3.

257. Norman D. Islam & The West. The making of an Image. Edinburgh: University Press, 1966.

258. Passant F.J. The Effect of the Crusades upon Western Europe. Cambridge Medieval History. Vol. V. Cambridge, 1926. P. 331.

259. Pollock F., Maitlang F. W. History of English Law. Vol. 11. Cambridge, 1952. P.229.

260. Pound R. Interpretations of Legal History. L., 1946. P. 126.

261. Public Administration in the Kingdom of Saudi Arabia. 1995.

262. Revolution and Rebellions in Afghanistan: Research series / University of California Berkeley. Institut of International Studios. Berkeley, 1984.

263. Schacht J. Pre-Islam Backgraund and Early Development: of Jurisprudence // Law in the Middle East. Washington, 1955.

264. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford: Clarendon Press, 1950.

265. Shorter Encyclopaedia of Islam / Ed on behalf of the Royal Netherlands acad.; by Я A. R. Gibb and J. H. Kramers. Ithaca (N. Y.): Cornel Univ. Press, 1965.

266. Smith R. Kinship and Marriage in Early Arabia. Cambridge, 1885.

267. Stern G.H. Marriage in early Islam. The Royal Asiatic Society. L., 1939.

268. Tetreault M. A. Civil Society in Kuwait: Protected Spaces & Women's Rights//The Middle East Journal. 1993. № 2.

269. The Legacy of Islam /Ed. by J. Schacht with С. E. Bodsworth. Oxford: Oxford University Press, 1979.

270. The legacy of Islam /Ed. ву sir T. Arnold and A. Guillaume. Oxford: Oxford at the Clarendon Press, 1931.

271. The muslim family. Teheran: A1 Balagh foundation, 1988.

272. The Shari'a in Sudan: Implementation and Repercussions // The Middle East Journal. 1990 Vol. 44. № 4.

273. Vesey-Fizgerald S.G. Nature and Sources of the Sharia //Law in the Middle East. Vol. 1. Origin and Development of Islamic Law / The Middle East Institute. Washington, 1955.

274. Woman in Islam (In Russian). Islamabad U. K., Islam International Publications Ltd., 1990. P. 4.

275. Women in the Muslim World. Cambridge, 1978.

276. Women of Pakistan. Karachi. 1955.

277. Women of Pakistan. L. 1987.

278. Zeidan J.J. Arab Women Novelists. The Formative years and beyond State University of New York, 1995.1. Статьи

279. Асадов А.И. Об источниках мусульманского права // «Ученые записки» Азербайджанского государственного университета имени С.М.Кирова. Серия юридических наук. № 2. Баку, 1968.

280. Бикбаев Р. Египет. Имеющий сына не умирает?//Азия и Африка сегодня. 1997. №3.

281. Брак и супружество в исламе/Пер. с араб. 3. Арухова, Р. Гаджиева // Наш Дагестан. 1992. № 162.

282. Бычков С. Полигамия и эмансипация // Азия и Африка сегодня. 1991. № 2.

283. Васильев А. М. Идеология раннего ваххабизма// Народы Азии и Африки. 1965.№ 6.

284. Васильева Е. И., Рашад Сабри Рашид. Об особенностях курдского этикета // Этикет у народов Передней Азии: Сб. ст. М., 1988.

285. Вестник Московского университета. Сер. Право. 1999. № 1

286. Ворончанина Н. И. Борьба за женскую эмансипацию в Тунисе в начале XX в. (20-30-е годы) //Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История, экономика. М.: Наука, 1973.

287. Гафферберг Э. Г. Формы брака и свадебные обряды у джемшидов и хезарэ // Советская этнография. M.-JL, 1936. № 1.

288. Давыдов А. Д. Аграрное законодательство ДРА / Отв. ред. В.В. Басов. М.: Наука, 1984.

289. Джафарова А.А. Проблемы общего и профессионального женского образования в Иране//Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История и экономика. М.: Наука, 1973.

290. Дорошенко В. По указу от 8 марта//Эхо планеты. 1990. № 14.

291. Дюжева О. А. Международная конференция по семейному праву //Вестник Московского ун-та. Сер. Право. 1999. № 1.

292. Жехак Л., Грюнберг А. Л. Некоторые черты традиционного мировоззрения пуштунов // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сб. ст. М., 1992.

293. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1988.

294. Киреев Н. Атаки на секуляризм // Азия и Африка сегодня. 1997. № 4.

295. Корочанцев В. Тропическая Африка. Любовь и брак по-африкански //Азия и Африка сегодня. 1993. № 5.

296. Косвен М. О. Семейная община // Советская этнография. 1948. №.3.

297. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. АН СССР. Ин-т Востоковедения, М.: Наука, 1990.

298. Малушков В. «Варенки» вместо хиджаба? // Эхо планеты. 1990. № 3.

299. Левин З.И. К вопросу о социальной роли мусульманского духовенства // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1990.

300. Маманов М. Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека //

301. Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казанской духовной академии: Миссионерский противомусульманский сборник. Казань, 1876.

302. Мелкунян Е. Факторы развития //Азия и Африка сегодня. 1997. № 2.

303. Муромцев Г. И. Источники права в Демократической Республике Афганистан // Государство и право развивающихся стран: Источники права / Отв. ред. С. А.Сосна. М.: Наука, 1985.

304. Пелевин С.М. Брак и развод по законодательству НДРИ // Правоведение. 1974. №4.

305. Периханян А.Г. Частные целевые фонды в Древнем Иране и проблема происхождения вакфа // Вестник Древней истории. 1973. №1. С. 3-17.

306. Пешиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христанским канонам и шариату // Государство и право. !997. № 9. С. 102- 107.

307. Сломковский 3. Женщины в черном // Эхо планеты. 1989. № 10.

308. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

309. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право как объект общей теории права // Советское государство и право. 1979. № 1.

310. Сюкияйнен Л. Р. Проблемы правового бытия мусульманина. Шариат, адат, позитивный закон: грани взаимодействия // Летняя школа по юридической антропологии. Москва-Звенигород, 22-29 мая, 1999.

311. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и современное семейное законодательство // Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

312. Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 9.

313. Томара М. Истоки ваххабизма // Атеист. 1930. № 53.

314. Трофимов Д. А. Исламский фактор и проблемы внутренней стабильности в Центрпльной Азии (на примере Узбекистана) // Государство и право. 1997. № 9.

315. Фиолетов И. Вакуфное право в среднеазиатских республиках // Советское право. № 2/20. С. 84.

316. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права//Мусульманское право (структура и основные институты) / АН СССР. Ин-т гос. и права. М., 1984.

317. Цветков П. Несколько слов о вакуфах // Средняя Азия. Ташкент, 1910. № 2.

318. Шариат и обычное право в имущественных (поземельных) отношениях //Афганистан: проблемы войны и мира /РАН. Ин-т востоковедения. М., 1996. С. 94-98.

319. Яковлев А. Родина ислама: традиции и реформы // Эхо планеты. 1989. №.

320. Юлдашева О. К вопросу о сути источников мусульманского права. В кн.: Актуальные вопросы теории и итории права и применения советского законодательства. Душанбе, 1975.1. Диссертации

321. Азизулла Рахими. Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1995.

322. Асадов А. И. Гражданско-правовые способы укрепления семьи. Дис. . доктю юрид. наук. Тбилиси, 1969.

323. Мохаммад Сана. Ислам и право: Проблема взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. . канд. юрид наук. СПб, 1995.

324. Ясин Камел. Источники мусульманского права: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1999.1. Авторефераты

325. Абдул Вахаб С. М. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Автореф. канд. юрид. наук. М., 1996.

326. Азизулла Рахими. Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: Автореф. . канд. юрид наук. СПб., 1995.

327. Аль-Саид 3. А. Р. Международная защита прав женщин и внутреннее законодательство Ирака. Автореф. канд. юрид. наук. Киев, 1980.

328. Боронбеков С. Афганское уголовное право (история и современность). Автореф. дис. . докт. Юрид. наук. М., 1996.

329. Джураева Г.А. Вакуфные грамоты как источник по социально-экономической истории Бухары в XVI XVII. Автореф. канд. ист. наук. М., 1985.

330. Кутбаев 3. А. К истории вакуфных владений ходжа Ахрара и его потомков. Автореф канд. ист. наук. Ташкент, 1970.

331. Кушматов А. Вакуфное землевладение Северного Таджикистана в 18201917 гг. Автореф. канд. ист. наук. М., 1985.

332. Мохаммад Сана. Ислам и право: Проблема взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект): Автореф. . канд. юрид наук. СПб, 1995.

333. Смирнов А. В. Процедуры формирования смысла в средневековой арабо-мусульманской философии. Автореф. дис. докт. Философ. Наук. М., 1998.

334. Хасан Зайд Мухаммед Бен Акид. Учение об иджтихаде: его исторические корни и эволюция: Автореф. канд. ист. наук. М., 1987.

335. Ясин Камел. Источники мусульманского права: Автореф. канд. юрид. наук. СПб., 1999.

336. Хидр Мухаммед Джафар Эль-Зефири. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Автореф. канд. юрид наук. М., 1976.

337. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турции. Автореф. канд. юрид. наук. М., 1968.

2015 © LawTheses.com