АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Сущность и содержание идеи правового закона»
На правах рукописи 43/1/1234 от 26 04 2007г
ПЕТРОВСКАЯ АННА ВАЛЕНТИНОВНА
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ЗАКОНА
Специальность 12 00 01 -теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
3 1 МАЙ 2007
Москва - 2007
003063565
Работа выполнена на кафедре теории государства и права Московского университета МВД России
Научный руководитель: заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор юридических наук, профессор Малахов Валерий Петрович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, доцент
Корпев Аркадий Владимирович
кандидат юридических наук Коновалова Алевтина Сергеевна
Ведущая организация: Российский государственный университет
им. Канта
Защита состоится 31 мая 2007 г в 11.00 час на заседании диссертационного совета Д 203 019 01 при Московском университете МВД России по адресу 117997, Москва, ул Академика Волгина, д 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России
Автореферат разослан ¿¿/^"ЪЗ^ 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета И И Лизикова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время проблема эффективности права, способов и механизмов повышения его регулятивного воздействия является одной из центральных для юридической науки и правовой философии Особую значимость данная проблема имеет для современного российского общества, поскольку начавшиеся в 80-е годы прошлого века и продолжающиеся до сих пор реформы в правовой сфере, несмотря на ряд однозначно позитивных последствий, все же большинство проблем совершенствования механизмов и средств правового регулирования, на наш взгляд, не решили В числе прочих остается весьма актуальным поиск оптимальных законов и эффективного законотворчества Господство идеи верховенства права, неразрывно связанной с представлением о демократическом, правовом государстве, универсализация прав человека, глобальная модернизация российской правовой системы приводят к необходимости выработки оптимальной модели правового закона, т е закона, соответствующего ценностным установкам общества, способного выразить принципы современного права Закон, наполненный таким содержанием, становится воплощением адекватной оценки правовой реальности, включает в себя такие механизмы, которые позволяют придать правоотношениям характер необходимости, нормальности и естественности Подобный закон способен стимулировать активное правомерное поведение, повысить регулятивный потенциал права Формальная же законность, не наполненная адекватным правовым содержанием, не способна сама по себе служить надежным механизмом защиты от возможных проявлений произвола со стороны государственной власти и средством обеспечения прав человека
К решению проблемы иравово! о закона можно подходить как на теоретическом, так и на обыденном уровне, уровне массовой культуры В диссертации реализован подход к идее правового закона, органично сочетающий оба из указанных уровней, причем, выражению в идее правового закона
именно установок массовой культуры придается особое значение, потому что именно в массовой правовой практике происходит реализация права в его существенных для общественной, а не только для государственной жизни формах Когда закон воспринимается людьми не просто как неизбежность, непреодолимая сила, а как внутренняя необходимость, тогда право становится по-настоящему эффективным, в нем нуждаются, ему доверяют Правовой закон приобретает свойство естественности, так как он эффективен в силу своей понятности, целесообразности, удобства, зримости позитивных результатов, социальной комфортности, защищенности
Актуальность исследования содержания идеи правового закона также связана с пониманием особенностей правового менталитета и правовой культуры конкретных обществ, поскольку именно системообразующие идеи общественного правосознания, правовые ценности культуры лежат в основе понимания сущности многих правовых явлений Учет эгих особенностей также позволяет вырабатывать наиболее эффективные средства реализации законов как правовых не только по форме, но и по сути
Переход от понятия правового закона к его идее позволяет сформировать синтетическое восприятие правовой реальности, в котором рациональное мышление органично сочетается с глубинным переживанием правовых требований, правоотношений и поведения с точки зрения их подлинности, соответствия некоторым идеалам правовой жизни В идее правового закона находит отражение содержание многих аспектов государственной и гражданской жизни
Степень научной разработанности темы. Изучение идеи правового закона имеет многовековую традицию, вследствие чего накоплен богатейший теоретический материал Тем не менее, в целом ряде аспектов проблема правового закона изучена недостаточно, а в некоторых направлениях она вообще практически не разрабатывалась
В той или иной степени проблема правового закона, как закона подлинного, справедливого, гуманного и г п, нашла свое отражение в трудах
целого ряда представителей мировой классики общественной мысли, среди них - Аврелий Августин, Ф Аквинский, Аристотель, Г В Ф Гегель, Г Гро-ций, Т Гоббс, Р Иеринг, И Кант, Д Локк, К Маркс, Ш Монтескье, Платон, Ж -Ж Руссо, М Т Цицерон и многие другие
Проблеме сущности закона, духовной и культурной основы права значительное внимание уделялось русскими дореволюционными мыслителями, такими как А И Герцен, К Д Кавелин, Б А Кистяковский, С А Муромцев, П И Новгородцев, В С Соловьев, П Я Чаадаев, Б Н Чичерин и др
Однако, если в дореволюционной правовой мысли идея правового закона была одной из центральных и важных, то в советское время вся фило-софско-правовая проблематика и, в частности, проблема правового закона, была вынесена за пределы юридической теории Элементы традиции рассмотрения этой идеи можно обнаружить лишь в трудах отечественных правоведов первых послереволюционных десятилетий - МЮ Козловского, И Разумовского, П И Стучки, Е Б Пашуканиса и др
Явное усиление критической направленности в разработке проблемы правового закона в применении к анализу советской теории и практики характерно для философов-правоведов русского зарубежья Среди них особо весомый вклад в теорию правового закона внесли Н Н Алексеев, Н А Бердяев, С Н Булгаков, Б П Вышеславцев, Г Д Гурвич, И А Ильин, Н О Лос-ский, Л И Петражицкий, П А Сорокин, П Б Струве, Н С Тимашев, С Л Франк, А С Ященко и др
На современном этапе развития теории и философии права указанная проблема нашла свое отражение в трудах С С Алексеева, М И Байтина, П П Баранова, Р 3 Байниязова, Ж - Л Бержеля, Г Бормана, Н В Витрука, О А Гаврилова, И Герасимова, Г Д Гурвича Р Давида, И А Исаева, И И Каль-ного, Д А Керимова, А В Корнева, В В Лазарева, В В Лапаевой, Р 3 Лившица, О Э Лейста, Е А Лукашевой, А В Малько, Г В Мальцева, В П Малахова, Н И Матузова, В С Нерсесянца, Э А Позднякова, А В По такова, В М
Розина, К Е Сигалова, В Н. Синюкова, Ю А Тихомирова и др 1
Объектом диссертационного исследования является идейный строй правосознания, определяющий понимание права, его роли в общественной жизни, характеризующий право как историко-культурное явление
Предметом исследования выступает идея правового закона с точки зрения ее роли как в истории западноевропейской и российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права, как узлового элемента современной правовой идеологии, а также как средства оценки действующего права массовым правосознанием
Основная цель диссертационного исследования - выявить методологический и мировоззренческий потенциал идеи правового закона в развитии современной теории государства и права, в раскрытии существа современной правовой жизни общества и в совершенствовании правотворческой деятельности
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие исследовательские задачи
- определить методологию исследования, выработать исходный понятийный аппарат, в рамках которого возможно проводить анализ содержания идеи правового закона,
- выявить сущностные признаки правового закона и признаки, имеющие исторически конкретный, особенный характер,
определить негативные и позитивные характеристики идеи пра-
' См , например Алексеев С С Фичософия права М, 1999, Байниязов Р С Правосознание и правовой менталитет в России введение в общую теорию Саратов, 2001, Байтин М И Сущность права (современное нормативное понимание на грани веков) М, 2005, Бержель Ж -Л Общая теория права М , 2000, Берман Г Западная традиция права М ,1995, Гурвич Г Д Философия и социология права Избранные сочинения СПб, 2004, Исаев И А Власть и закон в контексте иррационального М 2006, Корнев А В Консерватизм и табе-ральная теория государства и права в России М, 2003, Лившиц Р 3 Теория права М, 1994, Лейст О Э Сущность и исторические типы права // Вестник МГУ Серия «Право» 1992 №1, Малахов В П Правосознание природа, содержание, логика М , 2001, Мальцев Г В Понимание права Подходы и проблемы М, 1999, Матузов Н И Актуальные проблемы теории права Саратов, 2004, Нерсесянц В С Философия права М, 2004, Поздняков Э А Философия государства и права М, 1995, Розин В М Генезис права методологический и культурологический анализ М , 2003 и др
вового закона,
- установить особенности содержания идеи правового закона, определенные спецификои российской и западноевропейской правовых культур,
дать оценку характера и тенденций современных общественных процессов с точки зрения воплощения в них элементов содержания идеи правового закона,
- выявить роль идеи правового закона в юридической теории посредством установления связи идеи правового закона с понятиями, составляющими существо общей теории государства и права, а также с понятийным аппаратом основных отраслевых наук
Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. При изучении всего комплекса проблем, поставленных в диссертации, широко использовался метод конкретных социальных исследований, направленный на изучение социальной обусловленности и эффективности правового закона Важное место в исследовании занимает сравнительно-правовой метод Он позволяет выявить специфику содержания идеи правового закона в западноевропейской и российской правовой мысли и культуре Немаловажное значение в выявлении и исследовании атрибутивных признаков правового закона в их единстве и взаимосвязи имеет системно-структурный метод
В исследовании применены такие методы теоретического анализа, как диалектика, формально-логический, исторический, структурно-функциональный, герменевтический методы, а также методы, обеспечивающие междисциплинарный подход к избранному предмету
Используемые методы не выступают в чистом виде, а находятся в сложных переплетениях друг с другом, применяются системно Их сочетание определяется многими факторами природой исследуемого объекта, этапами, уровнями процесса познания, субъективными особенностями познающего субъекта и др
Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы ученых в области юриспруденции, философии права, истории права, общей истории, этнографии, культурологии, религиведения, общей социологии и социологии права, занимающихся выявлением сущности права, правосознания, правовых культур и ментальности, а также исследованием правовой мысли и общественных процессов прошлого и современности Поэтому, наряду с работами современных отечественных и зарубежных авторов, использованы труды дореволюционных ученых в области теории и истории права и государства
Научная новизна диссертационного исследования состоит прежде всего в определении совокупности методологических предпосылок всестороннего анализа содержания и сущности идеи правового закона как с точки зрения научной теории, так и с точки зрения историко-культурного своеобразия
Новизна исследования заключена также в обосновании ключевой роли идеи правового закона в развитии теории правового государства и теории гражданского общества
В контексте идеи правового закона расширено содержание ряда узловых понятий общей теории государства и права, что создало реальную методологическую основу для органичного включения в существующую юридическую теорию элементов философско-правового и социологического подходов к правопониманию Кроме того, впервые в современной отечественной теории в аспекте идеи правового закона предпринят анализ понятийного аппарата не только конституционного, но и уголовного, гражданского и административного права, что позволяет более тесно связать проблемы совершенствования юридической практики с современными социально-духовными ориентирами общества, с внутренней политикой российского государства
Далее, определены и продемонстрированы познавательные возможности идеи правового закона в характеристике и научной оценке ряда общественных процессов, имеющих как глобальный для современных обществ, так
и протекающих в основном в российском обществе, что также практически не стало еще предметом научного исследования
Наконец, новизна исследования находит свое выражение в следующих теоретических положениях, выносимых на защиту:
1 Идея правового закона носит универсальный характер во-первых, потому, что она совместима с любым типом правопонимания, хотя и имеет в рамках каждого из них специфическое содержание, во-вторых, она в том или ином виде может быть обнаружена в любой правовой культуре, в-третьих, она является непосредственным выражением права с точки зрения его назначения и возможностей оптимальной организации всех сторон общественной жизни
2 Идея правового закона органично сочетает в себе формально-юридические и содержательные компоненты при функциональном первенстве содержательных компонентов Только при таком условии любой действующий закон может оцениваться как правовой
3 Содержание идеи правового закона носит синтетический характер, оно представляет собой сплав политического, собственно юридического, морального, а также, в определенной степени, религиозного и эстетического понимания сущности и задач действительного права, его нормативно-регулирующей роли в обществе
4 Идея правового закона несет большую регулятивную нагрузку Будучи одним из элементов механизма правового регулирования, она расширяет круг критериев правомерности поведения граждан и правопорядка, органично соединяет в правоотношениях непосредственную целесообразность и необходимость с отдаленными последствиями, с социальными перспективами
5 Идея правового закона отражает важнейшую ценностную установку общества на формирование эффективного, адекватного действительным общественным процессам права, воспринимаемого массовым правосознанием как естественный способ организации социальной жизни Но ее содержание
может быть выявлено только в контексте понимания духовных доминант и системообразующих идей конкретных правовых культур Идея правового закона является культурным феноменом, ее содержание характеризует своеобразие конкретной правовой культуры
6 Идея правового закона лишь с одной стороны является идеальным выражением права в его нормативно-регулятивной плоскости С другой стороны, она является отражением общественной жизни и, как следствие, ее разносторонности и внутренней противоречивости, сама внутренне противоречива Это означает, что включение идеи права в систему ориентиров действующего права имеет как позитивные, так и негативные стороны
7 Идея правового закона является основой для адекватной оценки действующего и формирующегося законодательства, она является синтетическим выражением принципов правотворческой деятельности
8 Идея правового закона является существенным содержательным компонентом всех узловых понятий общей теории государства и права Обогащение содержания понятий юридической теории в контексте выявления в них элементов содержания идеи правового закона является одним из магистральных направлений развития целого ряда проблем, прежде всего связанных с построением правового государства и развитием гражданского общества
9 Идея правового закона является важным средством установления социально-духовных ориентиров для решения отраслевыми юридическими науками проблем совершенствования действия права, нормативной его основы Однако она не должна подменять ценностными ориентирами конкретные задачи различных отраслей права в обеспечении законности, правопорядка, юридических принципов законотворчества
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что включение исследуемой идеи в понятийный аппарат юридической науки позволит существенно обогатить понимание сути ключевых категорий последней Идея правового закона выступает способом преодоления традиционного для отраслевых юридических наук отождествления права и закона,
становится способом преодоления неэффективности средств правового регулирования, и, как следствие, способствует разрешению проблемы правотворчества и правореализации
Практическая значимость данной работы состоит в том, что сделанные в процессе диссертационного исследования выводы можно использовать для совершенствования действующего законодательства и правотворческой деятельности Теоретические результаты исследования могут быть использованы и для выявления подлинных причин эффективности и неэффективности нормативно-правовых актов Идея правового закона позволяет влиять на уровень правовой культуры и правосознания, как индивидуального, так и профессионального и док финального Материалы диссертации могут применяться при изучении курсов теории права и государства, философии права, актуальных проблем теории права и государства
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-теоретических конференциях, на методологических семинарах, проводимых на кафедре теории г осу-дарства и права Московского Университет МВД Российской Федерации Материалы диссертации успешно использую!ся в учебном процессе, организованном в Московском университет МВД России и Калининградском юридическом институте МВД России
Теоретические положения диссертационного исследования изложены в четырех научных статьях общим объемом 2,15 п л
Структура диссертации. Структура работы подчинена логике исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов и списка используемой литературы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет, цели и задачи, методология исследования, выявляется новизна, теоретическое и практическое значение исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также излагаются сведения об апробации материалов диссертации
В первой главе - «Сущность идеи правового закона» - определяется методологическая основа исследования идеи правового закона, а также раскрываются ее сущностные признаки
Первый параграф - «Методологические предпосылки исследования идеи правового закона» - посвящен решению ряда задач, связанных с определением направлений теоретического исследования проблемы, а также определению понятийного аппарата, в рамках которого исследование идеи правового закона представляется наиболее существенным и перспективным
В основу исследования положены следующие методологические предпосылки, определяющие и само понимание существа идеи правового закона, и связанную с ним проблематику общей теории государства и права и философии права
1 Рассмотрение идеи правового закона в рамках широкого подхода к пониманию права В рамках строго юридического, нормативистского подхода к пониманию права выявить потенциал идеи правового закона в полной мере не представляется возможным,
2 Идея правового закона полностью совместима лишь с отдельными типами правопонимания, она наиболее гармонично вписывается в рамки естественно-правового, философского и либертарно-юридического правопонимания,
3 Одним из направлений раскрытия существа идеи правового закона выступает сопоставление правового и неправового закона В контексте указанной предпосылки проблема соотношения правового и неправового за-
кона является лишь частью проблемы соотношения права и закона, так как само право (в контексте широкого понимания) законами не исчерпывается,
4 Содержание идеи правового закона раскрывается путем выявления ее функциональной нагрузки Она является важным элементом в формировании правовой идеологи и политики Эта идея выполняет важную роль в оценке качества законотворчества,
5 В качестве обязательного аспекта сопоставления правового и неправового закона выступает исследование связи морали и права Принятие и исполнение правовых норм в значительной степени обусловлено тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали Следовательно, через установление конкретного соотношения морали и права можно оценить эффективность закона,
6 Исследование идеи правового закона полноценно лишь в рамках правовых культур Определения правового закона в кон тексте различных правовых культур имеют свои характерные черты, для осмысления культурно-исторической основы содержания данной идеи требует применения компаративистского анализа,
7 Не менее важным является исследование идеи правового закона в аспекте истории правовой мысли, так как на каждом этапе исторического развития общества содержание данной идеи имело свои особенности
Во втором параграфе — «Сущностные признаки правового закона» -посредством прежде всего противопоставления правового и неправового закона устанавливаются атрибутивные свойства правового закона
При выделении атрибутивных признаков принципиально важным является признание их системного характера, отсутствие хотя бы одного из этих признаков разрушает само понятие закона и, как следствие, делает невозможными вести речь о правовом законе Прежде всего выделяются такие атрибуты правового закона, которые присущи закону вообще, независимо от его содержательной конкретности, а именно объективность, существенность устойчивого и повторяющегося, разумность оснований деятельности челове-
ка, гармоничность, волевой и силовой компоненты, элемент сакральности и священности Наряду с указанными характеристиками, исследуются компоненты, атрибутивные только для правового закона свобода, справедливость, равенство, соответствие формы и существа закона, морально-этический, политический компонент
Отмечается, что неправовой закон, наряду с негативными характеристиками, имеет также и позитивные характеристики независимо от того является закон правовым или нет, он является регулятором правовых отношений, оценкой, определенной характеристикой действующего законодательства
Проанализировав атрибутивные признаки закона, исследовав проблему различения правового и неправового закона, диссертант делает вывод, что юридический компонент в идее правового закона не является единственным Идея закона в рамках широкого правопонимания носит синтетический характер, в ней органично сочетаются различные компоненты, характеристики, оценки реальности Правовой закон всегда выступает как идеал, модель, стратегическая характеристика действующего законодательства
В отличие от юридического закона, в котором существен лишь нормативный компонент, в идее правового закона гармонично сочетаются нормативный и индивидуальный моменты К последнему можно отнести так называемый внутренний закон человека, неразрывно связанный с его моралью Такой закон принимается индивидом как соответствующий его ценностным установкам, внутренней мотивации деятельности
Таким образом, правовой закон выступает как самозаконность, самообязанность, самопонуждение для субъекта права
Во второй главе - «Развитие содержания идеи правового закона в истории правовой мысли» - проводится исследование особенностей содержания идеи правового закона в контексте характеристик российской и западноевропейской правовых культур, а также с точки зрения изменений содер-
жания данной идеи на различных этапах развития отечественной и западной правовой мысли
Первый параграф - «Идея правового закона в российской и западноевропейской правовых кучътурах» - посвящен выявлению системообразующих идей, характерных для правосознания указанных культур
Идея правового закона рассматривается как универсальный, межкультурный феномен На основе использования методологии компаративистского анализа идея правового закона рассматривается последовательно в западноевропейской и российской правовой культуре Ограничение именно этими правовыми культурами представляется наиболее естественным, так как исторически, а сегодня - в особенности самые актуальные для России культурные, духовные связи, в том числе и в области устройства правовой жизни, это связи со странами с западной правовой традиции
Связь с Западом крайне важна при обращении к правовой проблематике Многие философы и теоретики сходятся в мнении, что западная цивилизация формировалась как правовая и является единственной цивилизацией, которую можно выделить как правовую На Западе право наиболее разработано и наиболее эффективно действует, правовые системы плюралистичны
Идея правового закона в большей степени является феноменом западной культуры В российской правовой культуре эта идея формировалась как заимствованная, она является своеобразным преломлением западных идей, традиций, особенностей Следовательно, вне связи западной и российской правовых культур понимания смысла идеи правового закона достичь очень трудно
Диссертантом, в целях интерпретации сущности идеи правового закона как культурного феномена, выделяются доминанты духовности западных обществ и России
Доминантами западной правовой культуры являются рационализм и политичность Политичность выражается в обязанности человека быть гражданином, политической личностью, иметь права и обязанности, жить и дей-
ствовать в соответствии с законами общества Закон преимущественно выступает как политическая целесообразность, общественная полезность
Рационализм имеет смысл как господствующий способ миропонимания, мотивации и образа жизни человека Повседневная жизнь, политика, право и т п воспринимаются только в контексте закономерностей, на основе детерминизма понятий и объективных явлений
В системе западноевропейской правовой культуры органично связаны принципы либерализма, гражданственности, законности, уважения прав и свобод человека и справедливости Эти принципы проистекают из системообразующих идей западноевропейской правовой идеологии идеи свободы, гражданского общества, закона, естественности прав человека и справедливости
Своеобразие становления отечественной духовности, положенной в основание правовой культуры, заключается в особом сочетании христианской религиозности и общинной моральности Российская религиозность заключается в тесном взаимодействии права и православной религии, частичной рецепции византийского права в российскую правовую культуру, в доминировании религиозных установок при оценке права Моральность заключается в пассивно-критическом отношении человека к миру и к себе, в установках на смирение и терпение в условиях противостояния добра и зла, в раболепном отношении к власти
Единство христианской религиозности и морали нашло свое выражение в системообразующих идеях правды, милосердия, служения и терпения Данная совокупность вопросов находит в диссертации обстоятельное отражение
Таким образом, каждая из рассматриваемых культур уникальна, в известном смысле самодостаточна и несводима к неким универсальным установкам Взаимодействие правовых культур может осуществляться не на основе универсализации, а на основе относительно самостоятельного сосуществования
Второй параграф - «Развитие содержания иоеи правового закона в западноевропейской правовой мысли» - посвящен анализу особенностей содержания идеи правового закона, характерного для каждого периода западной истории
Отметим, что автономную периодику развитие Идея правового закона содержательно развивается в русле общих социально-культурных изменений Существует достаточно устоявшаяся и вполне оправдавшая себя историческая типологизация Древний мир, средневековье, Новое время, Новейшее время, современность, - которая и была положена в основу анализа
Идея правового закона в западноевропейской правовой мысли развивалась следующим образом
Для античности характерно отождествление законного и справедливого Справедливость понимается как имманентное свойство полиса, в котором каждое сословие, каждый член полиса занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела Справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми Законы предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей Закон воспринимается, как «определения разума» Такой подход становится общим для рационалистической линии в правосознании западноевропейца
В Средние века преобладали представления о свободе как о совершении действий в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов (целеобусловленных, целенаправленных и це-лереализующих правил) Выделяется естественное право (оно является общим для всех существ), которое становится критерием признания тех или иных норм позитивного права
В Новое время продолжают господствовать идеи разумности, правовой свободы и равенства, как неотъемлемые атрибуты правового закона Появляются идеи гражданского общества Гражданский закон воплощает в себе требования естественного закона Это приводит к стремлению обеспечить
действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека через гражданские законы В случае такого совпадения мы имеем дело с идеальной конструкцией правового закона
Для Новейшего времени характерно утверждение идей господства права, принципов свободы, равенства и самостоятельности личности, наделенной свободой воли Ограничивать эту свободу (в равной степени) призван правовой закон Он сообразен природе правоотношений и является основным социальным институтом организации общественной жизни
На современном этапе развития правовой мысли господствуют представления о праве как основном регуляторе общественных отношений Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью Право динамично, оно органично вписывается в социальную реальность Правовой закон гарантирует правовую свободу человека, чго позволяет ему в полной мере достигать поставленных целей
Третий параграф — «Развитие содержания идеи правового закона в истории отечественной правовой мысли» - посвящен выявлению особенного содержания идеи правовою закона в конкрешыс периоды истории отечественной правовой мысли
Становление и развитие отечественного права, правосознания и правовой культуры подчиняется общим законам, по которым развивалась правовая культура любого другого народа Но общее не исключает единичного, поэтому в русской правовой культуре, правосознании и правовом менталитете как, впрочем, и в чюбой другой конкретной правовой кучьтуре, имеются свои особенности и специфические черты
Идея правового закона в отечественной правовой мысли развивалась следующим образом
Для Древней Руси харак1ерно представление о законе как о форме, чуждой русскому человеку Содержание же составляют истина, благодать, правда «Наполненный» таким содержанием закон способен нести справедливость, правду, что ведет к достижению благодати, обретению истинной,
подлинной веры Применение закона должно сочетаться с милостью Правда и милость - взаимосвязанные величины, наполняющие закон духом права и высокой нравственности
В XVII в преобладают абсолютистские тенденции Государь, как «помазанник Божий», находится выше устанавливаемых им законов Исполнения законов можно и должно добиваться путем принуждения и страхом перед государством
Для мыслителей XVIII в характерна критика действующего законодательства как чрезмерно жесткого В основу правового закона должен быть положен закон естественный Содержание закона составляет справедливость (которая по-прежнему заключается в правде, милости), а не сила
Начиная с XIX в , в философско-правовой мысли обнаруживается раскол на два течения западников и славянофилов, споры которых остаются актуальными и по сей день Славянофилы призывают «отойти» от формальной составляющей закона и придать большее значение его содержанию религиозно-этической, моральной, нравственной составляющим Западники же призывают воспользоваться опытом Запада и усилить формальное начало закона
В третьей главе - «Содержание идеи правового закона в контексте современной юридической теории и практики» - содержание идеи правового закона исследуется в свеге современных общественных процессов, а также выявляется ее смысловая нагрузка в рамках понятийного аппарата современной юридической теории
В первом параграфе - «Характеристика современных общественных процессов с точки зрения идеи правового закона» - решается задача охарактеризовать ряд наиболее существенных процессов современной общественной жизни, с одной стороны, с точки зрения их влияния на изменения содержания идеи правового закона, а с другой стороны - с точки зрения возможностей интерпретировать общественные процессы в контексте идеи правового закона
Современная отечественная юридическая теория активно развивается под влиянием перемен в общественной жизни, обогащается и содержательно меняется понятийный аппарат правовой науки, методологии общетеоретического и философско-правового анализа Однако в толковании идеи правового закона, призванной быть важной составной частью идейного обоснования социальных изменений и процессов, пока преобладает сложившаяся традиция, инерция Вследствие этого идея правового закона понимается лишь как абстрактная модель, отвлеченный масштаб оценки юридической практики, состояния правопорядка, законности и т п На взгляд диссертанта, такое сужение познавательных возможностей исследуемой идеи неоправданно
С одной стороны, она развивается в русле сформировавшегося в послевоенный период течения возрожденного естественного права, с другой стороны вообще игнорируется, сливается с идеей закона как такового Становится понятно, что рациональный, наукообразный, политизированный, эко-номизированный подход к праву исчерпал себя, формальными средствами, решить многие из наиболее актуальных проблем общественной жизни невозможно Как следствие, интерес к содержательному компоненту права растет, а идея правового закона в контексте существующих проблем получает новое звучание Однако оживление интереса к идее правового закона нередко сопровождается отрицанием ее практического смысла и ценности общественным сознанием
Идея правового закона, прежде всего вследствие влияния на ее содержание существующей общественной практики, трансформируется в весьма сложный концепт современного правосознания Противоречивость общественной жизни, плюрализм в полной мере отражаются на идейном уровне и ведут к тому, что сама идея правового закона начинает содержать в себе весьма противоречивые характеристики
В параграфе указанный недостаток восполняется за счет осмысления в контексте содержания и сушности идеи правового закона целого ряда важнейших общественных процессов и тенденций, к числу которых относятся
гуманизация, стандартизация, индивидуализация, политизация общественных процессов, демократизация, плюрализм, интеграционные процессы, глобализация, тенденции к возрастанию роль государства, 1фиминализация общества, формализация и бюрократизация права
Второй параграф - «Проблема правового закона в системе проблем общей теории государства и права» - посвящен выявлению роли, которую идея правового закона играет в современной общеправовой теории, а также определению того, насколько она совместима с другими характерными дта современной теории государства и права идеями, какое место занимает в ее понятийном аппарате
Сегодня не вызывает сомнения, что названная идея служит основой для разграничения права и закона Однако, как представляется, ее роль в понятийном аппарате общей теории государства и права гораздо существеннее и сложнее, чем кажется на первый взгляд Если идея закона вообще и правового закона - в частности является атрибутивной для права в целом, то для теории права она носит категориальный характер, то есть отражает некие всеобщие, универсальные, сущностные свойства правовой жизни вообще Кате-гориальность заключается в рассмотрении предмета, который не просто является идеальным, а содержит в себе характеристики реальности, узнаваем во всем и не ограничен конкретностью, отдельными предметами, отношениями, процессами Содержание категорий и предметно, и внепредметно, отдельном (единичном, особенном) оно указывает на общее Категории имеют синтетический характер, они не выводимы из чего-либо и не являются основанием для конкретного вывода
Но если идея правового закона носит категориальный характер, значит, с ее помощью можно установить связи со всеми другими существенными понятиями теории права и государства В качестве понятий, отражающих существо правовой мысли, и выбранных для теоретического анализа, представлены понятия свободы, равенства, справедливости, правового государства, гражданского общества, этического государства, международного права,
законности, правопорядка, правомерности и ответственности
Рассмотрение всего комплекса проблем теории права и государства через связь с идеей правового закона значительно обогащает саму теорию, понимание сути исходных понятий Идея правового закона вплетается во все эти понятия, зачастую оказывая существенное влияние на их содержание и трактовку Тот факт, что на уровне теории и идеологии можно обозначить духовную, сущностную связь идеи правового закона со всеми обозначенными понятиями, позволяет констатировать наличие мощной основы для формирования массового правового мировоззрения Это один из путей организации правового воспитания
Выявлению значения идеи правового закона для развития отраслевой юридической теории и практики посвящен третий параграф - «Мировоззренческое и методологическое значение идеи правового закона для отраслевых юридических наук» Диссертантом предпринимается попытка осмысления содержания идеи правового закона в контексте понятийного аппарата отраслевых юридических наук
Учеными-юрисгами признается, что применение положений действующего законодательства в свете коренных изменений, происходящих в современном российском обществе (и, прежде всего, - в области правосознания), сопровождается серьезными трудностями Пути разрешения возникающих проблем, как представляется, нужно искать в том числе и вне сферы действующего позитивного права Недостаточная эффективность действующих законов, их массовое несоблюдение вследствие кризисных явлений в современном обществе, подмена законности целесообразностью - все это проблемы, которые сложно разрешить, отождествляя правовой закон и закон вообще То, что в современных условиях возрастает потребность преодоления кризисных состояний, позволяет предположить, что роль идеи правового закона в отраслевых юридических науках, как и в общей теории государства и права, возрастает Это подтверждается тем, что в рамках отраслевых наук все более активно поднимается проблема соотношения правового и неправового
моментов в действующем законодатстьстве
Следствием включения идеи правового закона в понятийный аппарат отраслевых юридических наук становится более широкое понимание права, что позволяет обеспечить решение целого ряда проблем, которые принципиально не могут быть разрешены в контексте отождествления права и закона Однако прямое включение идеи правового закона в понятийный аппарат отраслевых юридических наук или интерпретация отраслевых юридических понятий в ее аспекте могут иметь и определенные негативные последствия, поскольку, наряду с обозначением, по крайней мере, на уровне отраслевой теории, социальных ориентиров юридическои практики, одновременно теряется необходимая точность отраслевого анализа различных элементов действующего права Однако предположение такой опасности пока остается чисто логическим, поскольку восприятие идеи правового закона отраслевыми юридическими науками на сегодняшний день, к сожалению, не приводит к активному ее использованию в качестве методологической предпосылки решения существующих проблем законотворчества и правореализации Вместе с тем, перспективы использования рассматриваемой идеи вполне очевидны
В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования, а также определены некоторые перспективные направления дальнейшего изучения проблемы
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
В ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК:
1 Петровская А В Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур // История государства и права 2007 №4 - 0,3 п л
В иных научных изданиях:
1 Петровская А В К вопросу о соотношении понятий «право» и «закон» // Сборник статей адъюнктов и соискателей КЮИ МВД России Выпуск IX - Калининград Калининградский юридический институт МВД России, 2004 - 0,25 п л ,
2 Петровская А В Проблема закона в русской правовой мысли XIX века // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе Сборник научных статей Выпуск V «Современная правовая жизнь культурно-цивилизационный фактор» - М Московский университет МВД России, 2004 - 0,6 п л ,
3 Петровская А В Сущностные признаки правового закона // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе Сборник научных статей Выпуск VII «Роль позитивного права в правовой жизни общества» - М Московский университет МВД России, 2006 - 1 п л
Подписано в печать Формат 60x90 1/16 Объем 1,0 п л Тираж 100 экз Заказ ¿/С/С/
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Петровская, Анна Валентиновна, кандидата юридических наук
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Специальность 12.00.01 -теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Научный руководитель -заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук, профессор
На правах рукописи Исх. №
2007 г.
МАЛАХОВ В.П.
Москва
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Сущность и содержание идеи правового закона"
СОДЕРЖАНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ИДЕИ ПРАВОВОГО ЗАКОНА
§ 1. Методологические предпосылки исследования идеи правового закона 12
§ 2. Сущностные признаки идеи правового закона 22
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Петровская, Анна Валентиновна, Москва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные общественные процессы приводят к тому, что положительное право предстает средством поддержания порядка, связанного исключительно с государственной формой, государственным устройством общества, происходит формализация права. За его пределами жизнь людей регулируется во многом исторически установившимися обычаями и нравами народа, что называется культурой. Лежащая в основе бытия народа культура устанавливает те ценности, которые ориентируют поведение людей в направлении как общих для всех, так и индивидуальных и групповых интересов (сущность права). Наполнение формы закона сущностным правовым содержанием позволяет вести речь о правовом законе, как наиболее эффективном способе урегулирования общественных отношений.
Ограничение рамками диссертационного исследования не позволяет рассмотреть все аспекты проблемы сущности и содержания идеи правового закона, однако, разработка вопросов, постановка которых была связана с необходимостью решения сформулированных во введении задач, позволяет сделать ряд выводов и обобщений:
1. Идея правового закона, как закона, соответствующего сущности права может исследоваться в рамках широкого понимания права (наиболее утилитарна в русле естественно-правового понимания), ибо в рамках строго юридического правопонимания содержание понятия правового закона сужается и становится не в состоянии выразить существо способа организации общественных отношений.
2. Наряду с неотъемлемыми атрибутивными признаками закона, сущностные характеристики идеи правового закона содержат в себе такие компоненты, характеризующие реальность, правосознание и правовую культуру, как: морально-этический (долг), политический (целесообразность), религиозный (священность), юридический (формально-смысловая определенность). Такой закон становится понятным и принимаемым индивидами, что ведет к самозаконности и самопонуждению к исполнению заложенных в нем требований, как явной необходимости, общепризнанности и утвержденности. Учет исторически сложившихся способов и механизмов урегулирования споров и решения тех или иных социально значимых задач позволяет определить правовой закон, как модель наиболее естественного и приемлемого индивидом поведения. Таким образом, правовой закон становится характеристикой действующего законодательства и оценкой правовой действительности того или иного общества.
3. Идея истинного, подлинного, естественного закона, оптимального общественного устройства имманентна для всех правовых культур, однако, компоненты и смыслообразующие идеи, наполняющие содержание идеи правового закона различны для каждой правовой культуры. Для России идея правового закона выступает заимствованной у Запада. Для определения степени проекции названной идеи, необходимо проанализировать смыслообразующие установки правосознания обеих культур. Исследовав историческую и культурную динамику развития названных цивилизаций, мы выделили смысловые компоненты, отражающие особенности правосознания и правовой ментальности каждой из названных культур. Так, западноевропейской цивилизации присущи установки на рациональность, политичностьдВ правосознании доминируют идеи свободы, гражданского общества, естественных прав и правового закона. Для российского правосознания характерны установки на религиозность и моральность. Доминирующими становятся идеи правды, сильной государственной власти (примат государства над правом), милости, служения, терпения. Следовательно, правовые культуры, по крайней мере на уровне правосознания, сегодня и в отдельные исторические эпохи остаются самодостаточными, относительно замкнутыми и сопоставляемыми лишь на уровне теории. Идея правового закона, в указанном контексте, предстает как конкретно-историческое и культурно-своеобразное явление.
4. На современном этапе содержание идеи правового закона претерпевает влияние современных общественных процессов таких, как: политизация юридического права, глобализация, стандартизация, демократизация, плюрализм и др., в результате чего происходит переосмысление сущности исследуемой идеи. Содержания идеи правового закона сегодня во многом определяется контекстом тех проблем, через призму которых названная идея рассматривается и поэтому не может быть признана постоянным. Однако, это не мешает выявить одну общую тенденцию: если в традиции правовой закон, прежде всего, является идеалом, то на современном этапе развития общества он выступает, скорее, оценкой, при этом, оценкой противоречивой, так как в идее правового закона сплетается все.
5. В контексте теории государства и права идея правового закона носит категориальный характер, то есть отражает некие универсальные сущностные свойства правовой жизни вообще. При анализе взаимосвязи исследуемой идеи с основными категориями теории права и государства, отражающими сущность правового бытия (свободы, равенства, справедливости, гражданского общества, правового государства, этического государства, законности, правомерности, правопорядка, ответственности и международного права), мы пришли к выводу, что включение идеи правового закона в понятийный аппарат теории государства и права, ее широкое признание обуславливает не просто возникновение ее взаимосвязи с другими основополагающими идеями, но и зачастую существенную трансформацию последних, возникновению новых идей и категорий.
6. На сегодняшний день идея правового закона получает самостоятельное место в понятийно-категориальном аппарате отраслевых юридических наук и влияние рассматриваемой идеи в рамках отраслевых юридических наук в целом увеличивается. Идея правового закона может служить каналом связи философии и теории права. Так же может быть использована в качестве механизма устранения пробелов в действующем законодательстве и разрешения проблем, связанных с толкованием последнего. Однако, на сегодняшний день она не нашла широкого применения в этой области. Исследуемая идея выступает важнейшим компонентом правовой идеологии, лежит в основе правотворчества (ибо в широком понимании норма закрепляет естественные, повторяющиеся, устойчивые правила поведения).
7. Включение идеи правового закона в понятийно-категориальный аппарат имеет негативное значение, заключающееся в культивации названной идеи, что может привести к расслоению изучаемой юристами реальности и массовой, повседневной, обыденной жизни людей.
Представляется, что указанные выводы имеют большое значение для определения сущности и содержания идеи правового закона в рамках различных правовых культур, в истории правовой мысли, в контексте современной юридической теории и практики и могут стать основой дальнейшего совершенствования как действующего законодательства, так и всего механизма правового регулирования в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Сущность и содержание идеи правового закона»
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.
3. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919.
4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1999.
5. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001.
6. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000.
7. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
8. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
9. Алексеев С.С. Структура российского права. М., 1998.
10. Ю.Альбов А.П. Проблема правового идеала в русской философии права. СПб., 1998.11 .Американская социология. М., 1972.
11. Антология мировой философии. М., 1969.
12. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений. М., 2004.
13. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: введение в общую теорию. Саратов, 2001.
14. Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное понимание на грани веков). М., 2005.
15. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1990.
16. Баранов П.П., Жуков И.А., Захаренков В.В., Сальников В.П. Законность гражданское общество - права и свободы граждан. Ростов н/Д., 2005.
17. Баранов П.П., Шпак А.В. Сила права: политико-институциональный анализ. Ростов н/Д., 2004.
18. Бачинин В.А. Философия права и преступления. Харьков, 1999.
19. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
20. Бержель Ж.-JI. Общая теория права. М., 2000.
21. Берман Г. Западная традиция права. М.,1995.
22. Бирюков Н.И. Российская государственность: от кризиса к устойчивому развитию. М., 2006.
23. Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003.
24. Боер В.М. Правовое государство. Идея, концепция, реальность. СПб., 1995.
25. Боер В.М. Правовое государство. Проблемы организации и функция государственного механизма РФ. СПб, 1997.
26. Вехи. Из глубины. М., 1991.
27. Воловикова М.И. Представление русских о нравственном идеале. М., 2003.
28. Вопленко Н.Н. Законность и правовой порядок. Волгоград. 2006.
29. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
30. ЗЬГаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирования. М., 1993.
31. Гречин А.С. Социология правового сознания. М., 2001.
32. Гурвич Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения. СПб., 2004.
33. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1999.
34. Драма российского закона // Отв. ред. Казимирчук В.П. М., 1996.
35. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.37.3аконотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) // Под. ред. А. С. Пиголкина. М., 2000.
36. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М.,1995.
37. Иларион. Слово о законе и благодати. М., 1994.
38. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
39. Ильин И.А. О православии и католичестве // Собр. соч. М., 1993.
40. Ильин И.А. Понятие права и силы // Путь к очевидности. М., 1998.
41. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в 10-ти т. М., 1994.
42. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI XX веков. М., 1995.
43. Исаев И.А. История России: правовые традиции. М., 1995.
44. Исаев И.А. Метафизика власти и закона. М., 1998.
45. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М., 2006.
46. История политических и правовых учений. М., 1996.
47. История русской правовой мысли. М., 1998.
48. История философии права. СПб., 1998.51 .Йеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
49. Каламкарян Р.А. Философия международного права. М., 2006.
50. Кальной И.И. Философия права. СПб., 2006.
51. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Соч. на немецком и русском языках. М., 1994.
52. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
53. Касьянова К.А. О русском национальном характере. М., 1994.
54. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.
55. Кельзен Г. Чистое учение о праве. М., 1997.
56. Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России. М., 2003.
57. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль в дореволюционной России. М., 2005.
58. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898.
59. Коротеева JI.B. Политико-правовая мысль нового времени в Западной Европе и США. Мурманск, 2003.
60. Лазарев В.В. Проблемы в праве и пути их устранения. М., 1974.
61. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
62. А.М. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.М. Савицкий. Уголовный процесс России. Лекции-очерки // Под ред. В.М. Савицкого. М., 1997.
63. Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002.
64. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
65. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. М,, 1992.
66. Локк. Дж. Соч.: в 3 т. М., 1988.
67. Лосский И.О. Обоснование интуитивизма. М., 1997.
68. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
69. Лукьянова Н.Г. Право и мораль, как нормативно-ценностные регуляторы поведения человека. Пятигорск, 2006.
70. Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М., 2005.
71. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.
72. Малахов В.П. Философия права. М., 2002.
73. Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. М., 2005.
74. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
75. Маркова О.П. Социальная стандартизация: проблемы, поиски, решения. Абакан, 2006.
76. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.
77. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.
78. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955.
79. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца // сост. В.Г. Графский. М., 2006.
80. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.
81. Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории права. М., 1999.
82. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2004.
83. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.
84. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля и современность. М., 1999.
85. Неновски Н. Право и ценности М., 1987.
86. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. СПб., 1909.90.0бычное право и правовой плюрализм. Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1999.
87. Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.92.0сакве К. Сравнительное правоведение в схемах. Общая и особенная части. М., 2002.
88. Основы философии права: корни современного российского и западноевропейского права. Вып. И. М., 1999.940 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
89. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.
90. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
91. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909.
92. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
93. Политико-правовые ценности: история и современность // Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2000.
94. Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. СПб., 1995.
95. Поляков А.В., Козлихин Н.Ю. Власть и право: из истории русской правовой мысли. Д., 1990.
96. Поляков А.В. Общая теория права. Учебник. М., 2003.
97. Право и идеология. Проблемы исторических взаимосвязей: Сборник научных трудов // Отв. ред. И.А. Исаев. М., 1991.
98. Правовая мысль XX века. Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.
99. Правовая мысль: Антология // Автор-составитель В. П. Малахов. М., 2003.
100. Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации. // Под. ред. Н.С. Соколовой М. 2006.
101. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов. М., 2001.
102. Право в средневековом мире. М., 1996.
103. Проблемы общей теории права и государства. // Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.
104. Протасов В.Н. Правоотношения как система. М., 1991.
105. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М., 1907.
106. Раянов Ф.М., Минниахметов Р.Г., Пономарев Д.А. Право и законность в демократическом обществе. М., 2004.
107. ИЗ. Розин В.М. Генезис права: методологический и культурологический анализ. М., 2003.
108. Рулан Н. Историческое введение в право. М., 2005.
109. Русская философия права (антология). // Составители: А.П. Аль-бов, С.Г. Чукин, В.П. Сальников, В.В. Балахомский М., 2002.
110. Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии. СПб., 2001.
111. Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулина Н.И. Государственная идеология и язык закона. СПб., 2001.
112. Сигалов К.Е., Прокуратов А.А. Свобода личности как среда права в воззрениях русских мыслителей XIX в. М., 2006.
113. Сигалов К.Е., Исторические основания среды права. М., 2002.
114. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
115. Соколов А.Н. Правовое государство: идея, теория, практика. Курск, 1994.
116. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.
117. Старченко А.А. Философия права и принципы правосудия США. М., 1969.
118. Субботина. И.Г. Нравственные начала предварительного расследования. М., 2002.
119. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
120. Теория государства и права // Под. ред. А.С. Мордовца, В.Н. Си-нюкова. М., 2005.
121. Теория государства и права // Под. ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М., 2002.
122. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.
123. Томин В.Т., Поляков М.П., Попов А.П. Очерки теории эффективного уголовного процесса // Под ред. проф. В.Т. Томина. Пятигорск, 2000.
124. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли Х-XVIII века. М., 2003.
125. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. М., 1996.
126. Философия права // Под. ред. О.Г. Даниляна. М., 2005.
127. Фетюхин М.И. Права человека. Волгоград, 2003. ;;
128. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1993.
129. Франк СЛ. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М., 1990.
130. Фридмэн JI. Введение в американское право. М., 1993.
131. Хропанюк В.Н. Теория государства и права Хрестоматия. М., 1998.
132. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000.
133. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма. М., 1914.
134. Чернышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. М., 1998.
135. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
136. Шемчук В.А. Этическое государство: прошлое, настоящее, будущее. М., 2001.
137. Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.
138. Явич JI.C. Сущность права. JL, 1985.
139. Яковлев А.И. Религиозное сознание. М., 2004.1. Научные статьи
140. Алексеева Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6.
141. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8.
142. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопросы философии. 1996. № 12.
143. Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2003. № 5.
144. Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.
145. Баранов В.М., Головкин Р.Б. Государственно-правовое воздействие на частную жизнь граждан в современной России: философско-правовой анализ // Философия права. Ростов-на-Дону, 2000.
146. Баранов П.П., Шпак В.Ю. Проблема соотношения закона, власти и справедливости // Философия права. 2001. № 2.
147. Бондаренко И. Новая философия старости. Доступ пожилых к социальным правам // Социальная сплоченность и доступ к социальным правам. Сборник научных статей. М., 2005.
148. Буховец А.Н. Понятие функций государства в отечественной теории государства и права // Следователь. 2001. № 1.
149. Ю.Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. № 2.
150. П.Вебер А.Б. Неолиберальная глобализация и ее оппоненты // Политая. 2002. № 2.
151. Ветров Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1996. №1.
152. П.Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
153. М.Голик Ю.В. Философия уголовного права: современная постановка проблемы // Философия уголовного права. Сборник. СПб., 2004.
154. Грант H.JI. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 1112.
155. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. № 1. 2002.
156. Громов М.В. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1.
157. Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение.1991. №5.
158. Жилин Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. 2000. №4.20.3авидов Б.Д. О нравственных началах в деликтных и во внедоговорных обязательствах // Юрист. 1999. № 1.
159. Каламкарян Р.А. Христианство. Нравственность. Право (материалы научной конференции, посвященной 2000-летию христианства) // Право и политика. 2000. №7.
160. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. 1993. №4.
161. Кантор В.К. Демократия как историческая проблема России // Вопросы философии. 1996. № 5.
162. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии. 2003. № 7.
163. Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии.1992. №8.
164. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. № 4.
165. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. №6.
166. Климанский Д.В. Генезис идеи правды в период формирования российской государственности и правовой культуры // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск VI. Сборник научных статей. Под. ред. К.Е. Сигалова. М., 2005.
167. Клименко А.И. Правовое и политическое сознание. Различия и взаимосвязь // Закон и право. 2004. № 8.
168. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. №3.
169. Козловский М. Пролетарская революция и уголовное право // Пролетарская революция и право. 1918. № 1.
170. Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопросы философии. 1995. № 3.
171. Культура. Нравственность. Религия // Вопросы философии. 1989. № 7.
172. Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы // Государство и право. 1992. № 7.
173. Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник МГУ. Серия «Право». 1992. №1.
174. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник МГУ. Серия «Право». 1995. №4.
175. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
176. Лубский Р.А. Государственно-правовая идеология и правосознание в структуре российского политического менталитета // Российская государственно-правовая идеология: Сборник материалов научно-теоретической конференции. Ростов н/Д., 2001.
177. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. №3.
178. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1991. № 11.
179. Малько А.В. Категория «правовая жизнь»; проблема становления // Государство и право. 2001. №5.
180. Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. № 3.
181. Малеин Н.С. О справедливости, праве и ответственности // Теория права: новые идеи. Вып. 2. М., 1992.
182. Мальцев Г.В. Право как нормативно-деятельная система // Журнал российского права. 2002. № 4.
183. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. №5.
184. Маркина Л.А. Нравственные начала в алиментных обязательствах и проблемы их совершенствования // Развитие российского права: история и перспективы. Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
185. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.
186. Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект//Правоведение. 1999. №4.
187. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. №2.
188. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм, как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.
189. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12.
190. Мелешко Н.П. Философия коррупции и преступности: проблемы совершенствования государственной власти и права // Философия права. 2004. № 3.
191. Мешков И.Я. Бюрократизм и бюрократия в системе социально-политических отношений // Социально-политические науки, 1992. № 1.
192. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999. № 1.
193. Насильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 8. .
194. Наумова Т. В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестник МГУ. Сер. 18. 2004. № 1. ,
195. Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как дисциплинарная проблема // Вопросы философии права. 1973. № 7.
196. Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правосознание. 2000. №2.
197. Нерсесянц B.C. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10.
198. Нерсесянц B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социологические исследования. 2001. №10.
199. Пермяков Е.Ю. Правовая норма в обратной перспективе // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 1.
200. Поленина С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: новые идеи. Вып. 3. М., 1995.
201. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Правовая политика России в условиях глобализации // Правовая политика и жизнь. 2004. №1.
202. Пономаренко Е.В. Проблемы современного конституционного права: онтология науки // Юридические науки. 2004. № 4.
203. Право. Свобода. Демократия // Вопросы философии. 1990. № 6.
204. Романенко JI.M. Метаморфозы российской модели гражданского об-• щества: диалектика стихийного и сознательного // Социальнополитический журнал. 1995. №3.
205. Сендеров В.А. Евразийство миф XXI века? // Вопросы философии. 2001. №4.
206. Соловьев А.И. Политологический облик постсовременности: очевидность явлений // Общественные науки и современность. 2001. № 5.
207. Сорокин В.В. О проблеме «неправа» в переходный период // Современное право. 2003.
208. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. 1997. № 1.
209. Стучка П.И. Мой путь и мои ошибки // Советское государство и революция права, 1931, № 5-6.
210. Таненбаум В.О. О сущности права // Правоведение. 1980. № 1.
211. Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Нравственные начала в гражданском праве // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г. Самара, 23 24 апреля 2004 г.). Самара, 2004.
212. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. 1991. № 1.
213. Шафиров В.М. Право как выражение справедливости // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». №6. Красноярск, 2005.
214. Диссертации и авторефераты
215. Абдулаев М.И. Права человека и закон: историко-теоретический анализ: Дисс. доктор юрид. наук. СПб., 1998.
216. Антонов И.А. Нравственно-правовые начала уголовно-процессуальной деятельности (теоретические идеи и предпринимательская практика): Дисс. докт. юрид. наук. СПб., 2005.
217. Бережко Е.В. Нравственные начала (основы) при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции: Дисс. . канд. юрид. наук. Оренбург, 2003.
218. Бондарев А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2000.
219. Бычкова Е.В. Правовая культура в англосаксонской правовой семье: Дисс. канд. юрид. наук. Коломна, 2003.
220. Гурлев В.В. Правовые гарантии социальной защиты гражданина: Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
221. Довбуш Т.Н. Принципы правового государства и механизм их реализации (теоретико-правовой механизм): Дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2005.
222. Зайцева С.Г. Злоупотребление правом как правовая категория. Автореферат диссертации . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
223. Зиновьева М.Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства: Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
224. Ю.Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях. Теоретические и прикладные проблемы: Дисс. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
225. П.Казаков В.Н. Правомерное поведение и правопорядок: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
226. Карташов В.М. Реализация законности в условиях построения в России социального государства: Дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
227. Квачева Н.Е. Конституционное закрепление принципов правового государства: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996.
228. М.Коленцова В.В. Реализация принципа обеспечения законных интересов личности в досудебном производстве (потерпевший и обвиняемый): Дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2002.
229. Колкарева И.Н. Проблемы теории правового закона и правовой законности: Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
230. Лановая Г.М. Принуждение в системе форм правоприменения. Автореферат диссертации . канд. юрид. наук. М., 2006.
231. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: Дисс . канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004.
232. Мкртычев С.Б. Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании. Автореферат диссертации . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
233. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России: Дисс. докт. юрид. наук. Саратов, 2004.
234. Пурахина Е.Г. Правовое законодательство основа законности: Дисс. канд. юрид. наук. Тамбов, 2003.
235. Смирнова Н.А. Свобода личности и правовое государство (из истории правовой мысли): Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
236. Софронов Г.В. Предмет и направления совершенствования уголовно-процессуального доказательственного права: Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
237. Субботина И.Г. Нравственные начала предварительного расследования (на основе сравнительного анализа УПК РСФСР и УПК РФ): Дисс. канд. юрид. наук. Иркутск, 2002.
238. Тиводар С.И. Онтология семейного права: Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
239. Филант К.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в системе административно-деликтного права: Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
240. Хамитов Р.Н. Личность в правовом пространстве. Автореферат диссертации . докт. филос. наук. Чебоксары, 2007.
241. Яшин С.В. Защита прав и законных интересов личности в досудебном производстве по уголовным делам: Дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2004.