Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведениютекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Касторский, Геннадий Львович, доктора юридических наук

Введение.

РАЗДЕЛ

Источники мировых религий и уголовный закон России

Глава 1. Общественно опасные деяния в источниках буддизма.

§ 1, Нормотворчество в эволюции раннего буддизма.,.

§ 2. Оценки общественно опасного поведения в реформах буддизмаламаизма.

§ 3. Переосмысление криминальною поведения в ходе модернизации буддизма и появления европейского необуддизма.

Глава 2, Оценка криминального поведения в христианских вероучениях.

§ I. Общественно опасные деяния в философствующем богословии христианства до образования двух Вселенских церквей.

§ 2. Оценка криминального поведения различными направлениями

Западного христианства.

§ 3, Восточное христианство и Русское православие в борьбе с правонарушениями.

Глава 3, Ислам и криминальное поведение.

§ 1, Коран как источник уголовно-правовых запретов мусульман.

§ 2, Законы шариата о преступлении.

§ 3, Современные исламские интерпретации криминального поведения

РАЗДЕЛ II

Криминологическая характеристика деятельности последователей мировых религий в России

Глава 4. Проявление буддизма в России.

§ 1. Особенности межконфессиональных разногласий буддизма.

§ 2, Криминологическая характеристика деятельности буддистских объединений в России.

§ 3. Криминогенное влияние деструктивных и оккультных формирований буддистов. лава 5. Христианские движения в современном российском обществе.

§ 1. Межконфессиональные противоречия как криминогенный фактор.

§ 2. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России.

§ 3. Негативная деятельность антихристианских формирований.

Глава б. Последователи ислама в Российской Федерации.

§ 1. Общественно опасные предписания отдельных Законов Шариата.

§ 2. Криминологическая характеристика деятельности исламских организаций в России.

§ 3. Исламистский фундаментализм как криминогенный фактор.

РАЗДЕЛ III

Предупреждение общественно опасного поведения отдельных последователей мировых религий

Глава 7. Нормативная регламентация деятельности религиозных объединений.

§ 1. Конституция Российской Федерации о месте религии в обществе.

§ 2. Законодательная регламентация осуществления права на свободу совести.

§ 3. Иные нормативные акты о пределах деятельности религиозных объединений.

Глава 8. Использование достижений мировых религий в противодействии антисоциальной деятельности деструктивных и оккультных объединений.,.

§ 1. Вероис-точники буддизма о нравственном и безнравственном поведении.

§ 2. Христианское богословие о сатанизме и оккультизме.

§ 3. Вероустановления Корана об отрицании фундаментализма и вражды.

Глава 9. Профилактическое воздействие на криминогенные факторы мировых религий.

§ 1. Деятельность общественных и других негосударственных субъектов.

§ 2. Профилактические функции государственных ведомств.

§ 3. Правоохранительные органы в борьбе с религиозными преступными объединениями.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению"

Актуальность темы исследования определяется увеличением количества религиозных объединений в России, ростом числа их адептов в последнее десятилетие, влиянием мировых религиозных учений на поведение их последователей, на формирование права, в целом в его историческом развитии и на отдельные отрасли современного российского законодательства, в том числе уголовного.

По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации, за последние 15 лет многократно увеличилось количество религиозных организаций (с 3003 в 1985 году до 20215 в 2001 году). Более 11 тысяч из них представляют Русскую православную церковь, 4500 -протестантские организации (лютеране, евангельские христиане, адвентисты, свидетели Иеговы и другие), около 300 - католические. Мусульманское сообщество представлено в России более чем 3000 организаций, буддистское -200.3

Вероисточники мировых религии (христианства, ислама, буддизма) содержат многочисленные запреты общественно опасного поведения, что в ряде случаев способствует воспитанию законопослушных граждан не только среди приверженцев таких учений, но и среди населения в целой. Спустя тысячелетия популярность Библии, Корана, Типитаки не уменьшилась. Эти Священные Писания оказывают влияние и на формирование современного законодательства.

Перед зданием Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке на каменной плите высечены слова из Библии: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не подаимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Книга Пророка Исайи, глава 2, стих 4). О значимости Библии

1 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. /Сост. A.B. Пчелинцев, В В. Ряховский, М,: Юриспруденция, 2001. С. 3, 406.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев сказал: «Верю, что мы преодолеем трудную дорогу строительства российского правового государства, где суд займёт подобающее его библейскому происхождению место, а нормы Конституция России станут столь же святыми, как и слова из Библии».

24 декабря 2001 года в 13 часов 40 минут Президент Российской Федерация В.В. Путин в прямом эфире телеканалов ОРТ и РТР на вопрос С. Зарипова из Казани о своём отношений к исламу ответил, что христианство и ислам сосуществуют веками, в них много общего; ислам - мировая религия, традиционная для России, и государство будет её поддерживать.

Аналогии правовых запретов современного законодательства с рядом положений основных источников мировых религий свидетельствуют об их влиянии в том числе и на развитие российского права. Кроме того, подобные «совпадения» являются фактором, сближающим представления верующих и представителей остальной части населения о содержании правопослушного поведения.

В современной России, наряду с ростом количества признанных государством религиозных объединений, существует немало незарегистрированных, среди которых распространены деструктивные, оккультные, сатанинские псевдорелигиозные, в том числе с признаками организованных преступных формирований, также распространяющих свои влияния, особенно среди молодёжи. Их вероустан о вл е н ия противоречат Священным Писаниям мировых религий, положения которых могут быть использованы для развенчания псевдорелигиозных учений в глазах их последователей.

Сложившаяся в России религиозная ситуация, влияние мировых религий на правосознание населения в условиях идеологического многообразия свидетельствуют об актуальности темы исследования, определяемой и потребностями практики в научной разработке методики осуществления социального контроля над преступностью с учётом указанных процессов.

Конфессиональная политика современного российского государства строится в соответствии с нормами международного права, на основе исторического и зарубежного опыта развития законодательства, регламентирующего государственно-церковные отношения. В то же время правоприменительная практика свидетельствует о недостатках в механизме правового регулирования названных отношений. Материалы судебной практики показывают, что сотрудники правоохранительных органов в отдельных случаях применяют нормы законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях не в соответствии с его действительным смыслом, в противоречии с положениями Конституции Российской Федерации, императивных норм международного права,

В таких случаях создаются препятствия к правомерной деятельности религиозных обществ позитивной направленности, повышается социальная напряженность, отвлекаются силы и средства государства, от осуществления контроля за социальными явлениями действительно негативного характера, в том числе связанными религиозным фактором.

Сотрудники органов предварительного расследования и дознания в большинстве своём являются неподготовленными к выявлению преступных формирований религиозной направленности, установлению религиозной мотивации преступлений. Несвоевременное обнаружение сатанинских объединений, распространяющих своё влияние в среде молодёжи, допускает факты групповых самоубийств, жертвоприношений животных, а иногда и людей, употребления наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ.

В процессе совершенствования и развития механизма правового воздействия на государственно-религиозные отношения предлагается учитывать закономерности их сформирования в истории человечества и российские особенности развития таких отношений. Исследования данной тематики носят эпизодический характер.

Проблемы государственно-церковных отношений в России в некоторых случаях являются сходными с проблемами государств, провозгласивших в своем законодательстве положения о свободе совести и характеризующихся наличием возможностей их реализации приверженцами различных мировых религий одновременно. Однако в подобном религиозном многообразии с Российской Федерацией может сравниться незначительное число государств. Несмотря на это, в России недостаточно изучен опыт других стран по вопросам правового регулирования деятельности религиозных объединений, особенно деятельности, носящей незаконный характер, а также по вопросам разработки оптимальных мер социального контроля относительно деятельности преступных формирований религиозно-экстремистской направленности.

Одним из недостатков регулирования государственно-религиозных отношений является слабое взаимодействие многочисленных, но пока разрозненных субъектов профилактики негативных социальных явлений, связанных с мировыми религиям. В этом обнаруживаются и слабые связи с другими направлениями деятельности государства, а также - между различными науками. Недостаточная разработанность в уголовном праве и криминологии указанных вопросов и проблем вызывает необходимость разностороннего изучения религиозных аспектов, имеющих отношение к познанию преступности, её отдельных составляющих, причин и условий её существования, а также возможностей их нейтрализации и устранения, в том числе путем использования достижений мировых религий.

Межотраслевой подход позволил соискателю провести необходимые исследования по данной теме с учётом теоретических, методических и практических достижений, фактологической базы истории, философии, религиоведения, богословия, юридических наук.

Высокая социальная значимость поставленной проблемы, небольшая степень её изученности, недостаточная эффективность существующего в России механизма правового регулирования государственно-религиозных отношений на фоне заметно возрастающего в последние годы влияния мировых религиозных и псевдорелигиозных явлении в российском обществе придают значительную актуальность теме настоящего исследования,

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что настоящая тема посвящена важной проблеме, касающейся роли права в регулировании государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций и функционирования субъектов противодействия общественно опасному поведению на религиозной почве, в российской юридической науке, в том числе в уголовном праве и криминологии она раскрыта лишь фрагментарно. Отсутствуют обобщающие работы, включающие системный анализ аналогий в оценках общественно опасного поведения, содержащихся в источниках мировых религий и в уголовном праве России, Также отсутствуют разработки, характеризующие современное состояние системы социальной профилактики негативных социальных явлений, связанных с мировыми религиозными и псевдорелигиозными движениями,

Вместе с тем имеются теоретические основы, на которых могут базироваться исследования по данной теме. Созданные видными учёными В.PL Гараджа, Н.С, Гордиенко, ВВ. Зеньковским, С.И. Иваненко, Л.Ф. Колесниковым, И.А. Крывелевым, Л.И.Спиридоновым, H.A. Трофимчуком, И.Н, Яблоковым и другими, они раскрывают содержание государственно-религиозных отношений и особенности их правового регулирования в современной России.

Влияние отдельных положений религиозных вероучений на оценки общественно опасного поведения и право со знание населения рассматривалось в трудах Ю.М. Антоняна, Н.Б. Вагиной, А.И. Долговой, Е В. Касторской, М.П. Клейменова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, С.В. Познышева. Д.В.

Ривмана, В.П, Сальникова, О.В. Старкова, Ю.В. Тихонравова, М.С. Фокина. Однако остаются практически не изученными в юридической науке вопросы соотношения норм действующего законодательства и основных источников мировых религий о преступном поведении.

Использованы также научные разработки проблем предупреждения преступлений посредством воздействия на детерминирующие преступное поведение явления и процессы. Этому посвящены труды P.A. Базарова, H.A. Беляева, Ю.Д. Блувштейна, В.Н. Бурлакова, A.A. Вихрова, И.А. Возгрина, С.А. Денисова, C.B. Дьякова, К.Е. Игошева, О.В. Лукичёва, Г.М, Миньковского, A.C. Михлина, В.В. Орехова, Н.Г. Янгола и других. Между тем, в криминологических разработках незначительное место уделено методике противодействия негативным явлениям, связанным с мировыми религиозными и псевдорелигиозными движениями, не выработана система мер социальной профилактики, направленной на такое противодействие.

Учёными, исследовавшими различные аспекты религиозной проблематики в нашей стране (A.A. Алов, Н.Г. Владимиров, Ю.П, Зуев, А.И. Клебанов, А.Н.Кочетов, Л.Н. Митрохин, A.B. Мень, Е.И. Парнов, М.Г, Писманик, В.М. С горчак. А.И. Хвыля-Олинтер, Д.Р. Яворский и другие) и за рубежом (П. Кампер, А. Мавдуди, Р. Максуд, А. Массэ, Г. Моран, П. Морено, Р. Старк, Р. Торфе и другие), значительное внимание уделено вопросам правомерности поведения верующих с точки зрения права и светской морали. Вместе с тем вопросы правового воздействия на поведение приверженцев мировых религиозных и псевдорелигиозных движений рассматриваются учёными поверхностно. Не исследованы достижения вероучений мировых религий и возможности следующих им конфессий в противодействии общественно опасному поведению.

Практически отсутствуют теоретические разработки данной проблемы. Пока не создана целостная методика использования в деятельности правоохранительных органов методов регулирования поведения людей, находящихся под влиянием указанных религиозных факторов.

Объектом исследования являются: вероисточники мировых религий и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность религиозных объединений; деятельность конфессий мировых религий и последователей псевдорелигиозных учений; причины и условия их функционирования в России; деятельность субъектов профилактики религиозного экстремизма и незаконной деятельности религиозных олбъединений.

В предмет диссертационного исследования включены:

- нормы, определяющие пределы деятельности конфессий;

- способы воздействия религиозных объединений на правосознание и поведение адептов мировых религий и населения в целом; методика использования этих достижений в социальной антикриминальной профилактике;

- средства криминогенного влияния деструктивных, оккультных, экстремистских и других незаконных религиозных сформировании на лиц, склонных к девиантному поведению;

- методика предупреждения такого влияния.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ социально-правовой сущности и роли мировых религий как регулятора социально-полезного и общественно опасного поведения и разработка на этой основе предложений по устранению противоречий в правовом регулировании этого поведения. Исходя из указанной цели автором решались следующие задачи:

1) выявить аналогии норм российского уголовного законодательства с положениями основных источников мировых религий об оценках общественно опасного поведения;

2) изучить состояние правового регулирования государственно-религиозных отношений и определить характер его влияния на указанные отношения;

3) дать системный анализ нормативных правовых актов, регулирующих пределы деятельности религиозных объединений;

4) изучить роль средств массовой информации в формировании религиозного мировоззрения и отношения населения к нетрадиционным конфессиям в России;

5) осуществить криминологический анализ основных источников мировых религий и веро источников различных направлений буддизма, христианства, ислама;

6) изучить деятельность конфессий мировых религий в России и возможности их противодействия негативным социальным псевдорелигиозным явлениям:

7) изучить деятельность деструктивных, оккультных, экстремистских и других псевдорелигиозных формирований негативной направленности и разработать предложения по совершенствованию методики их выявления;

8) разработать предложения по совершенствованию взаимодействия субъектов социальной антикриминальной профилактики с религиозными организациями по вопросам противодейст вия религиозному экстремизму.

Методологическую базу исследования составил диалектический подход к изучаемым явлениям, позволяющий рассматривать их в динамике, исторически обусловленной изменчивости и взаимосвязанности структурно организованных элементов. Он даёт возможность изучать процессы и объекты в их противоречивости и единстве с точки зрения истории и современности, теории и практики, целого и частного.

Важное значение придавалось междисциплинарному подходу к исследованию рассматриваемых явлений, что обусловлено их многообразием и принадлежностью к числу социальных, правовых и теологических. Данное обстоятельство привело к необходимости использования, наряду с общефилософскими принципами анализа общественных явлений, ряда методических приёмов.

В зависимости от конкретных задач, стоящих в работе, применялись системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, математический, историко-юридический методы.

Теоретической основой диссертации с учётом степени разработанности данной темы послужил и труды отечественных и зарубежных учёных в области теории права и государства, конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминологии и криминалистики. Широко использовались работы по социологии, философии, педагогике, психологии, богословию, теософии, наукам, и дисциплинам, касающимся роли мировых религий в обществе и деятельности их последователей.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Опубликованные материалы: а) уголовной статистики о состоянии преступности и мерах борьбы с ней; б) судебной практики о деятельности религиозных объединений.

2. Результаты изучения 500 уголовных дел Курортного, Московского, Фрунзенского и Центрального районов Санкт-Петербурга о преступлениях, предусмотренных статьями 210 - 210", 224 - 226", 229 - 230 Уголовного кодекса РСФСР, статьями 150, 151, 228 - 234, 243 - 245 Уголовного кодекса Российской Федерации (в 1996 - 2001 годах).

3. Данные интервьюирования (в 1999-2002 годах): а) 200 должностных лип органов государственного управления Ивановской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Тульской областей и Санкт-Петербурга; б) 300 сотрудников правоохранительных органов (прокуроров, следователей, дознавателей, участковых инспекторов, инспекторов ОПГШ, инспекторов-дежурных, сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний); в) 86 буддистов, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ивановской и Ленинградской областях; г) 200 мусульман, проживающих в Костроме, Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске; д) 500 христиан, проживающих во Владивостоке, Ивановской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Липецкой областях, в Санкт-Петербурге, Тульской области, Уфе, Челябинске; е) 2000 жителей жилмассивов в населённых пунктах тех же регионов,

4. Данные анкетирования следующих репрезентативных групп: а) 1000 студентов в возрасте 17 - 45 лет, обучающихся в семи вузах Санкт-Петербурга (в 1999 - 2002 годах); б) 450 лиц, содержащихся в следственном изоляторе № 1 (учреждение ИЗ-45/1) Санкт-Петербурга, совершивших насильственные, корыстно-насильственные и корыстные преступления (в 1999 2000 годах);

5. Результаты изучения деятельности : а) городского центра по работе с детьми, подростками и молодёжью; реабилитационного центра «Воспитательный дом»; Центра экстренной помощи социально-незащищённым детям; Центра выпускников детских домов; Центра «Женщины в опасности»; Санкт-Петербургского авиационного центра; военно-патриотического клуба «Дзержинец»; приютов для мальчиков «Надежда» и «Фёдор»; социального приюта для девочек «Маша»; приюта социальной скорой помощи «Ребёнок в опасности»; приютов «Альмус», «Пеалм-23» и «Псалм-23-2»; муниципального приюта для детей и подростков «Аист»; приюта благотворительной организации Христианский центр «Жизнь» (в Санкт-Петербурге в 1996 - 2001 годах); б) Комитета по делам семы» детства я молодёжи и Комитета по образованию Санкт-Петербурга; отдела по связж с общественными я религиозными объединениями Санкт-Петербурга в Ленинградской области; отдела до девам общественных и религиозных объединений Главного управления Министерства юетщии Российской Федерации п© Санкт-Петербургу и Ленинградской области (в 1999-2002 годах); в) 37 приходов Русской православной церкви, Римской католической церкви, Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонство), лютеранских церквей, евангельских христиан, Свидетелей Иеговы, Адвентистов Седьмого Дня - во Владивостоке, Ивановской, Иркутской, Костромской.Ленинградской, Липецкой областях, в Санкт-Петербурге и Тульской области (в христианстве); Религиозного общества „Дятщн Гувдзэйчойнэй", Дзогчен-общины я Ассоциации Римей в Санкт-Петербурге (в буддизме); двух мусульманских организаций в Сашт-Петербурге (в исламе) (в 1996-2002 годах).

Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, между народно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, решения федеральных органов государственной вшстя и управления, органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, а также решения высших судебных инстанций (Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерация» Верховного Суда Российской Федерации).

Основные положения диссертации, выносимые на шит?:

I. Вероисточники мировых религий (христианства, ислама, буддизма) содержат многочисленные запреты общественно опасного поведения, что в ряде случаев способствует воспитанию законопослушных граждан не только среди приверженцев таких учений, но и среди населения в целом. Спустя тысячелетия популярность Библии, Корана, Тшштаки яе уменьшилась. Эти Священные Писания оказывают влияние и на формирование современного законодательства.

Аналогии правовых запретов современного законодательетва с радом

14 положений основных источников мировых религий свидетельствуют об их влиянии в том числе м на развитие российского щрвва, Подобные "совпадения " являются фактором, сближающим представления верующих и представителей остальной части населения о содержании правопослушного поведения*

2. %и решении задач противодействия преступному поведению следует использовать результаты анализа ряда основных источников мировых религий, свидетельствующие о наличии положений об оценках общественно опасного поведения, с которыми совпадают отдельные нормы действующего уголовного законодательства. В ходе коррекции правосознания лиц с де-виантным поведением, считающих себя верующими, указанные положения не* точников мировых религий могут быть использованы для переориентации мировоззрения на законопослушное поведение.

3. Деятельность религиозных объединений, функционирующих в соответствии с вероисточниками буддизма, христианства, ислама, свидетельствует об их позитивной работе, направленной на снижение социальной напряжённости, поддержку государственной политики а территориальной целостности России. Подобную деятельность надлежит стимулировать мерами государственна поддержки (в частности: налоговшш льготами, предоставлением помещений душ богослужений, созданием условий для распространения основ вероучения в СМИ), что является антикриминогенным fax-тором,

4, Сведения о численности, структуре, распространённости ш основах вероучения религиозных объединений необходимо использовать при разработке соответствующих разделов федеральных и региональных целевых программ профилактики негативных социальных явлений, связанных с преступностью, что способствует обеспечению оптимизации лредупредительных мероприятий. Подобные сведения также могут быть использованы при подготовке пособий, являющихся вспомогательным материалом в ходе осуществления процессуальных действий сотрудниками правоохранительных органов.

5, При выявжешп и пресечении деятельности распространяющих своё влияние и в то же время законспирированных пеевдобуддистских, псевдо

15 хряст наш ких и экстремистско-мусульманеких формирований деструктивного ж оккультного характера, в том числе сатанинских, а также Тех, которые скрывают свою незаконную деятельность под видом легализованных зарегистрированных организаций, регистрирующим, надзирающим органам » комиссиям по проведению государственной религиоведческой экспертизы я органам предварительного расследования надлежит использовать; а) обобщённые результаты авторского системного анализа нормативных актов, определяющих пределы деятельности религиозных объединений, что позволяет обосновывать наличие признаков несоответствия действующему законодательству правоустанавливающих документов, задач либо фактических форм деятельности религиозной организации; б) рекомендации, касающиеся сопоставления правоу станавливающих документов религиозной организации с основными вероисточнилами мировых религий; в) характеристику наиболее распространённых признаков псевдорелигиозной деятельности объединения, посягающего на личность и права граждан, в том числе: искажение основ вероучения соответствующей мировой религии относительно запретов общественно опасного поведения; занятие медицинской, творческой, коммерческой я мной практикой, несовместимой с избранным вероучением; обрядность, создающая угрозу хшзяя и здоровью адептов я других граждан; г) сведения о признаках религиозного преступного формирования, сходных с признаками преступного сообщества. Такими признаками являются: подбор адептов (соучастников) для совершения жертвоприношений, создания условий употребления одурманивающих веществ, совершения гробокопательства, актов вандализма (приготовление), а также - факты совершения указанных действий. Результаты такого ашипза могут быть использованы при разработке версий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 151* 226-234* 243-245 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершённых в условиях неочевидности.

6* В связи с ростом числа нетрадиционных религиозных объединений следует создать т региональном уровне ведомство, координирующее взаимодействие соответствующих органов Министерства юстиции Российской Федерации, прокуратуры в других правоохранительных органов с религиозными объединениями, общественно-политическими партиями я движениями со вопросам противодействия религиозному экстремизму. Временное исполнение функций такого оргава предлагается возложить на отдели но связям с религиозными объединениями администраций субъектов Российской Федерации, который также может быть поручена организация образования такого органа ж разработав проекта нормативного правового акта» регламентирующего его деятвльноем». Предлагается внести в соответствующие норютмвш» акты антя-кришналъного характера ййедующже положения: *Н&щ»шшш» в координирующий указанную деятельность орган сведения о выявленных фактах незаконной деятельности религиозных объединений ш ж аденов, в tow толе в фактах воЕлеченая грвщдан в антисоциальную деятельность (совершение преступлений г административных правонарушений, опасные дня здоровья обряды, употребление одурманивающих веществ). В необходимых случаях (при крушений права на свободу совести, других прав ш свобод чтошт) направлять информацию о выявленных нарушениях законодателю тва о свободе совести религиозной организацией в регистрирующей орган Министерства шщя Российской Федерации i в органы прокуратуры".

8. Требуется выделение в криминологии нового напрашения - крими-нотеологии, в предает азу "тения которого входят связаяше о религией факторы, оказывающие позитивное я негативное влияние на тенденции преступности. Обозначение данного направления в криминологии ориентирует на разработку щучно-обосноваетшс мер противодействия негвтмвнш социальные явлтатл евязашош с реляшошшм фактором, а также позволяет учитывать позитивные возможности религии я церкви в снижении социальной напряжённости.

Научная новизна. Представляемая к оащкте работа является колю«* сным, логически завершённым монографическим теоретико-правовым исследованием процесса формирования г фу нкционирования механизма правового регулирования государственно-церковных отношений. Впервые в этом контексте предпринята попытка системного сравнительно-правового анализа положений вероисточников мировых религий об оценках общественно опасного поведения ж соответогвущюс норе российского уголовного законодательства«

Построена концепция взаимоотношений различных субъектов социальной антикриминальной профилактики с конфессшши мировых религий so вопросам воспитания законопослушных граждан, противодействия преступному поведению, предотвращения деятельности и ограничения влияния псевдорелигиозных незаконных формирований.

Выявлены факторы мировых религий, влияющие на правосознание населения, оказывающие позитивное влияние на социальные явления и процессы в современном российском обществе. Исходя из этого проанализированы возможности использования достижений мировых религий в коррекции мировоззрения лиц с девиантным поведением и лиц, вовлекаемых в деструктивные а оккультные объединения.

Теоретическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд правовых институтов уголовного права и криминологии, а так же ряд разделов их научных дисциплин. Проведённые исследования развивают важный, но слаборазработанный аспект современной юридической науки, касающийся регулирования государственно-религиозных отношений в связи с оценкой и предупреждением общественно опасного поведения. Обосновывается необходимость разработки нового направления - криминотеологии, касающегося изучения криминогенных и антикриминогенных факторов мировых и других религий. Обоснованные авторов методологические подходы к исследованию социально значимых явлений носят междисциплинарный характер.

Научная и практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение задач, стоящих перед государством в правоохранительной деятельности в целом, в том числе - в вопросах реализации норм уголовного законодательства и решения задач социальной антикриминальной профилактики, в соответствии с преобразованиями, происходящими в российском обществе.

Разработанные в диссертации положения, рекомендации и предложения могут быть использованы:

- при разработке законопроектов в области регулирования деятельности религиозных объединений и в области предупреждения преступлений, совершаемых по религиозным мотивам;

- при организации мер социальной антикриминальной профилактики негативных социальных явлений, связанных с мировыми религиями;

- при проведении религиоведческой экспертизы;

- при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных с религиозной мотивацией;

- при подготовке программ борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений;

- при организации совместных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран в борьбе с преступностью;

- в преподавании курсов «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Криминология», «Криминалистика», «Судебное религиоведение», «История права и государства» в высших и средних учебных заведениях.

Содержащиеся в диссертации сведения о религиозных объединениях, характеризующие их источники, численность, структуру, деятельность, дислокацию, влияние на определенные слои населения и распространенность, могут быть использованы при подготовке справочников и методических рекомендаций, содержащих такие характеристики. Материалы диссертации уже нашли применение в подготовке учебно-методических материалов, учебников, лекций по ряду юридических дисциплин, преподаваемых соискателем в вузах Санкт-Петербурга.

Апробация результатов исследования.

Выводы и рекомендации, касающиеся деятельности религиозных объединений в России, анализа вероисточников мировых религий, их влияния на развитие законодательства и государственно-религиозных отношений, использовалась авторов при подготовке и проведении занятий по дисциплинам

Уголовное право», «Уголовный процесс», «Правоохранительные органы», «Криминология», «Криминалистика», «Нормативное регулирование деятельности религиозных объединений»; при участии в деятельности Криминологической Ассоциации и Международного криминологического клуба при Санкт-Петербургское государственном университете в качестве члена этих научных организаций.

Конкретные предложения автора использованы при разработке проекта Целевой программы развития правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 1993 - 2003 годы (участие концессий в мерах социальной антикриминальной профилактики; механизм реализации программы).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования получили апробацию в докладах и выступлениях автора на ряде научных мероприятий, в том числе: на Международной конференции «Здоровье нации и национальная безопасность» (Москва, 9-10 января 1995 года); на Международной научно-практической конференции «50 лет Великой Победы в жизни и исторической судьбе России» (Санкт -Петербург, 9-10 февраля 1995 года); на Первом международном научном конгрессе женщин-полицейских «Полиция. Женщина. Гуманизм» (Санкт-Петербург, 21-24 марта 1995 года); на Межвузовской научно-практической конференции «Человеческий фактор в правоохранительных системах» (Орёл, 29 мая - 2 июня 1995 года); на Всероссийской научно-практической конференции «Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия» (Нижний Новгород, 20 - 22 сентября 1995 года); на Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений (Москва 16 ноября 1995 года); на Международной конференции «Преступность и закон» (Москва, 30 января - 2 февраля 1996 года); на Межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: теория и практика» (Белгород, 25 - 26 июня 1996 года); на Международной научно-практической конференции «Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях» (Санкт-Петербург, 5 6 июля 1996 года); на научной конференции «Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях» (Москва, 1-3 февраля 1997 года); на Межвузовской научно-практической конференции «Правоохранительная деятельность и конфессии в России: проблема личности в богословском, правовом и философском измерениях» (Санкт-Петербург, 30 октября 1997 года); на Российской ювенологической научно-практической конференции «Молодёжь России: потерянное поколение или надежда XXI века?» (Санкт-Петербург, 27 - 28 марта 1998 года); на Международной научно-практической конференции «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998 года); на Международной научно-практической конференции «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры, её профилактики» (Санкт-Петербург, 12 - 13 февраля 1999 года); на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы экспертно-кримнналистической деятельности» (Санкт-Петербург, 7-8 апреля 1999 года); на Международной конференции «Судебная защита при выдаче обвиняемых и осуждённых в европейском праве» (29 30 мая 1999 года); на Международной научно-практической конфереции «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений» (Санкт-Петербург, 26 - 28 ноября 1999 года); на Международной конференции «Проблемы отмены смертной казни» (Санкт-Петербург, 5-7 мая 2000 года); на теоретическом семинаре «Проблемы криминологии религии» (Санкт-Петербург, 13 октября 2000 года); на международной конференции «Семья и преступность (25 лет семейной криминологии в России)» (Санкт-Петербург. 24 - 29 июня 2001 года.); на научном семинаре «Преступность как свойство общества (обсуждение учебника «Криминология» Д.А.Шестакова)» (Санкт-Петербург, 8 февраля 2002года),

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Касторский, Геннадий Львович, Санкт-Петербург

Заключение

Проведенный анализ основных источников мировых религий (Библии, Корана, Типитаки) и основанных на них положений свидетельствует, что в указанных вероисточниках содержатся многочисленные отрицательные оценки общественно опасного поведения, предусмотренного и в нормах действующего уголовного законодательства России. Отдельные несовпадения в таких оценках не носят принципиальный характер и не вызывают непримиримые межконфессиональные противоречия.

Особенностью буддизма относительно других мировых религий является значительно большее количество священных книг. В этой религии наиболее детально регламентированы предписания философского, этического и правового характера, подробно описаны пути приобщения к законопослушному образу жизни. Поскольку многие положения буддизма остаются актуальными, а число его адептов в России увеличивается, его влияние на происходящие в мире процессы заметно и существенно, а многочисленные позитивные стороны этой мировой религии могут быть использованы для увеличения числа законопослушных граждан, в том числе соблюдающих уголовно-правовые запреты.

Многочисленные положения различных направлений Западного христианства (католицизма и протестантизма), несмотря на некоторые терминологические и идеологические расхождения, все же во многом сходятся при оценке тех или иных общественно опасных действий, поскольку все основаны на Библии. Еще более заметными могут быть некоторые несовпадения с соответствующими православными концепциями, но все же в подавляющем большинстве случаев оценки общественно опасного поведения совпадают с современным определением признаков общественной опасности аналогичных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

В исламе, как и в христианстве, причинами совершения общественно опасных деяний названы незнание и непонимание законов вероучения. Гуманизм Корана проявился уже в первые годы его появления в уголовно-правовых запретах Шариата, отменивших некоторые порочные обычаи доисламских верований. Шариат регулирует жизнь человека в его интересах и в соответствии с требованиями Корана, содержащими порицания общественно опасного поведения. Несмотря на расхождение в вероучении различных направлений ислама (сниизм, шиизм, ваххабизм), его истинная сущность познается через проникновенность откровениями Аллаха, изложенными в источнике, не вызывавшем сомнений и споров мусульман.

Криминологическая характеристика деятельности последователей мировых религий в современной России большей частью содержит положительные оценки. При этом анализируется деятельность и псевдорелигиозных объединений.

Главной особенностью межконфессиональных разногласий буддистов является их миролюбивый характер, особенно с остротой противоречий в различных направлениях и течениях христианства и даже в сравнении с менее заметными противоречиями между исламскими конфессиями России. Вместе с тем отмечается весьма незначительное влияние буддизма на территории России в сравнении с двумя другими религиями по причине небольшого количества конфессий, но это не умаляет положительных сторон деятельности буддистов в нашей стране.

Как криминогенный фактор может выступать нетерпимость одной конфессии по отношению к другой. Однако, христианская община воспитывает веру, основанную на библейском познании, а церковь учит избегать аморального и преступного поведения. В религиозных объединениях негативной напрвленности антисоциальные позиции проявляются не так открыто, как в сатанинских культах, но изучение их вероисточников и характера деятельности позволяют выявить противоречия с соответствующими библейскими положениями, что является сигналом для субъетов антикриминальной профилактики.

Многообразие исламских политических движений не позволяет рассчитывать на их всегда только позитивную направленность. Даже партии, называющие себя и с лам с ко-д е м ократи чес к ими, могут в действительности иметь диаметрально-противоположные цели, преследуемые незаконными средствами. Однако их экстремизму по-прежнему противостоят традиционные для России суннитские мусульманские конфессии. Религиозный фундаментализм в совокупности с рядом обстоятельств может привести человека к совершению преступления, поэтому должен рассматриваться как криминогенный фактор. Также и межконфессиональные противоречия и конфликты угрожают безопасности государства, могут создавать угрозу миру и безопасности человечества, поэтому их обострение недопустимо, а действия, способствующие такому обострению, должны предупреждаться и пресекаться.

Анализ механизма правового регулирования государственно-религиозных отношений показывает, что государством достаточно обстоятельно обозначены пределы правомерной деятельности различных конфессий, а это имеет и важное предупредительное значение, поскольку является инструментом противодействия распространению экстремистских псевдорелигиозных формирований.

В решение задач социальной антикриминальной профилактики важнейшее значение приобретает сотрудничество государственных органов с традиционными для России конфессиями, характеризующимися действиями по поддержанию официальных властей и сниженшо социальной напряженности, располагающими методикой выявления деструктивных, оккультных и сатанинских объединений.

Представленная характеристика субъектов профилактики негативных явлений мировых религий показывает, насколько можно повысить эффективность их деятельности, если устранить разобщенность и несогласованность соответствующих действий, обеспечить сотрудничество с конфессиями позитивной направленности.

Легитимизация религиозных объединений позитивной направленности и создание благоприятных условий для их деятельности государственными органами способствует распространению мировоззренческих установок, имеющих криминологическое значение. Вместе с тем, это способствует выработке правильной религиозной ориентации у населения, препятствует распространению влияния религиозно-экстремистских формирований криминогенного характера.

Теоретическое обоснование перечисленных предложений может быть использовано при разработке конкретных нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов антикриминальной социальной профилактики, что должно способствовать разрешению указанных проблем конфессиональной политики, связанных с мировыми религиозными и псевдорелигиозными движениями, функционирующими в России.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению»

1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1996.

3. Нормативные акты. Судебная практика. / Сост. Пчелинцев A.B., Ряховский B.B. М.: Юриспруденция, 2001. С. 159 160.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ1. ЛИТЕРАТУРЫ.

5. МАТЕРИАЛЫ УГОЛОВНОЙ СТАТИСТИКИ.

6. Сведения о состоянии преступности в Российской Федерации и результатах деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений за январь-декабрь 2001 года. М., 2002.

7. Сведения о состоянии преступности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2001 год. СПб., 2002.5. ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

8. Abdoh M. Ri sal ai al tawhird. Expose de la religion musulmane. Paris,1925.

9. Adams C.C. Islam and Modernism in Egipt. Leipzig, 1933.

10. Baljon G. Modem muslim Koran Interpretation. Leiden, 1968.

11. Brannow R., Domaszewski A. Die Frowine i a Arabia. Bd. 1-3. Strasburg, 1904 1909.

12. Crime, values, and religion Norwood (N.S.): Ablex Publ. corp., 1987. p. 11-120.

13. Christus und die Relegionen der Erde. Bd. III

14. Ischii M. Honen the Luther of Japan. Tokyo, 1940.

15. Olkott H.S. Buddhist Catechism According to the Sinhalese Canon. L,

16. Stark R, Kent L, Doyle D, Religion and delinquency: The ecology of lost relationship.//Jornal of Research in Crime and Delinquency, 1982. Vol. 19.4.24

17. The New Encyclopedia Britannica. 1987, Vol. 2.511. 2500 Years of Buddhism. New Dehli, 1956.

2015 © LawTheses.com