Заключение и расторжение брака по законодательству СССР И САРтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Заключение и расторжение брака по законодательству СССР И САР»

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БССР БЕЛОРУССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

Юридический факультет

На правах рукописи АЛЪХАЛАФ МУХАШАД ибн ИССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СССР И САР (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Специальность 12.00.03 - Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; мевду-народное частное право

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Минск - 1990

Работа выполнена на кафедре гражданского и семейного права юридического факультета Белорусского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В.И.Ленина.

Научный руководитель : доктор юридических наук, профессор,

Защита состоится 28 декабря 1990 г. в 14 часов на заседании специализированного Совета К 056.03.18 но присуздению ученой степени кандидата юридических наук в Белорусском государственном университете имени В.И.Ленина по адресу: 220080, г.Мпнсгс-80, Ленинский проспект, 4, Университетский городок, главный корпус, аудитория 206.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина.

Автореферат разосланную ноября 1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат юридических ия™

заслуженный юрист БССР В.Ф.ЧИГИР

Официальные оппоненты - доктор юридических наук,

профессор М.Г.ПРОНИНА

- каддедат юридических наук, старший научный сотрудник БУРОВА С.Н.

Ведущая организация - Гродненский государственный

университет

доцент

ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее ооль в жизни отдельного человека, обще'лва в целом в наше время находится в центре внимания многих исследований.* Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные 2

установки граждан. Семья - необходимый элемент развития общества, обеспечивавший прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворение естественных потребностей

я

человека в любви и общении. Замочено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи.^ Семья-

g

большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в

с >-

будущем.

Семья же создается в результате брака. Брак - союз мужчины и женщины, заключаемый для образования семьи, совместной жизни, рождения и воспитания детей, не ограничивается каким-либо сроком. И действительно, намерения жениха и невесты не включают в себя временных условий. Вместе с тем и законодательство, и практика

^ Вагабов И.В. Ислам и семья. М., 1980; Королев Ю.А. Брак и развод. Современные тенденции. М., 1978; Он же. Супруги, родители, дети. М., 1985; Кравченко A.A. Семья и закон. Минск, 1990; Нечаева A.M. Брак, семья, закон. М., 1984. Орлова Н. Брак и семья в международном частном праве. М.,1966; Хазова O.A. Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. М., 1988; Вркевич Н. Семья в современном обществе. %нск, 1964. и др.

о

г Право и защита семьи государством. М., 1987. С.ЗО. ° Кубадински П. Долг семейный и общественный. М., 1988. С.6.

^ Семья и общзство. М., 1982. С.85.

® Кубадински П. Долг семейный и общественный. М., 1988. С.5. 6 Семья и дети. 1,1., 1982. С.17.

семейной жизни предусматривают возможность прекращения состояния в браке. Эта возможность, к сожалению, реализуется нередко."'"

Развод - не обязательный, но возможный итог неудачного развития брачно-семейных отношений. Как правило, развод - оформление результатов разрушения брака. Проблема расторжения брака —• проблема социальная и юридическая. Она заключается в определении причин и условий, при которых развод может быть произведен, оснований, необходимых для расторжения брака в органах загса или судом.

Разводом брак прекращается в самой его основе, т.е. обрываются супружеские отношения между мужем и женой, одна*о в теченкз длительного времени между ними остается целый ряй связей, главным образом моральных, а нередко и материальных, имущественных.

Прекращается разводом сразу,правовой статус супругов и физичес-

2

кая близость между чти.

Законодательство СССР н Сирийской Арабской Республики о заключении и расторжении брака регулирует одинаковые процессы в жизни людей. Однако нормы названного законодательства СССР и САР существенно разнятся. Сравнительный анализ норн различных систем законодательства представляет значительный интерес* Результаты такого исследования позволяют определить достоинства и недостатки норм права каждой из подвергшихся исследованию систем права и могут послужить основанием для совершенотвозания норм права каждой из систем. Этим обусловлен выбор темы предложенного диссертационного исследования.

Предмет иоо урдоданцд.- Источники семейного законодательства СССР и САР; брак, его понятие, условия и порядок заключения

* Королев Ю.А. Брак и разЕОД.М., 1978. С.110. 2 Там же. С. III.

в СССР и САР; развод, его причины, мотивы (поводы) и породни (судебный и загсовый) в СССР и развод в САР, его понятие, виды: по инициативе мужа (талак), по решению суда и по взаимному согласию супругов (хала или мухалаа).

Задача и цель идследовакид. Решение проблемы семьи в СССР и САР неизбежно связано с совершенствованием законодательства, регулирующего брак и развод. Поэтому цель исследования - проанализировать развитие брачно-семейного законодательства СССР и САР о браке и семье; показать динамику правового регулирования брака и развода, раскрыть механизм правового воздействия на брак и развод, его положительные и отрицательные стороны, а также высказать соображения о путях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности законодательства о браке и разводе. В диссертации поставлена задача дать сравнительный анализ норм, регулирующих брак и развод по законодательству СССР и САР, с целью выявления наиболее оптимального варианта правового регулирования брака и развода. Сравнительный анализ норм и практики их применения позволил внести конкретные предложения как по совершенствованию норм действующего семейного '.законодательства, так и по изданию новых норм права.

Методологические и теоретические основц исследования!. Методологической и теоретической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, советских ученых-юристов, документы и законодательство Советского Союза. Диссертант использовал методы системно-правового анализа, исторического подхода и сравнительного правоведения.

Теоретической базой исследования явились труды советских и арабских ученых по семейному праву. Широко использовались работы советских учених-Веляковой A.M., Ворожейкина Е.М., Вагабо-

3

ва M.B., Королева Ю.А., Нечаевой A.M., Оридороги М.Т„, Орловой Н.В., Рясещева В.А., Садагдара М.И., Свердлова Г.М., Сюкияйне-на Л.Р., Хазовой O.A., Шайдуллиной Л.И., Шахматова В.П., Юркеви-ча Н.Г. и др. Автор опирался на труды мусульманских школ (хана-фийтской, шафийтской, малкийтской, ханабилийтской и др.) и арабских ученых, специалистов по семейному праву. В частности, на работу таких ученых, как Абу Зара Мухаммед?;, Акла Мухаммед-;, Ас-са-буни Абд ар-Рахман ., Ас-субаи Мустафа, Кадри-паша. Мухаммед.", Сальама Ахмед , Тамум Мухаммед . и др.

Научная новизна исследования. В диссертации обоснованы конкретные предложения по совершенствован™ действующего законодательства СССР и САР и изданию новых норм, устраняющих пробелы в правовом регулировании брака и развода.

На защцуг выносятся следующие долойения и выводы:

Разделяется мнение, что, несмотря на обновлениь брачно-се-мейного законодательства СССР, оно не в полной мере отражает существенные изменения в современной семье и семейных отношениях. Оно должно совершенствоваться, üro правила должны еще в большей мере способствовать укреплению советской семьи, полнее гарантировать права и интересы супругов, предусматривать более серьезную ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Исследуя современное законодательство, регулирующее брак и развод в Сирии, следует помнить, что на протяжении многих веков право этой страны, особенно семейное право, находилось под влиянием ислама. Это влияние продолжает оставаться значительным и в наши дни.

Вносится предложение изменить правило о согласии опекуна

на брак девушки в сирийском Законе "О личном статусе", поскольку сохранение этого правила в законе ограничивает правоспособность девушки и ставит ее в неравное положение с мужчиной, который станет ее мужем^

Рекомендуется установить в сирийском законодательстве уголовную ответственность за принуждение к браку правоспособного лица; исключить из сирийского Закона "О личном статусе" правило о возможности вступления в брак несовершеннолетних детей (мужчин по достижении 15 лет, женщин - 13-летнего возраста) по решению суда и с согласия их опекунов (ст. 18); исключить из закона норму, согласно которой судья может не разрешить брак, если стороны не подходят друг другу по возрасту.

Доказывается, что свидетельство о брачном договоре, предусмотренное сирийский законодательством, необходимо сохранить. Но предлагается устранить дискриминацию женщин, когда речь идет о качестве свидетелей. Поскольку условие кафаата ( равенства") между мужчиной и женщиной, вступающими в брак, противоречит принципу взаимного свободного выбора супругов, вносится предложение исключить из закона нормы о кафаате за исключением случаев, когда одно из лиц, вступающих'"в брак, является наркоманом или алкоголиком.

Как и в других арабских странах, сирийский Закон "О личном статусе" содержит правило, допускающее полигамию брака, хотя с определенными ограничениями. В частности, судья мояет дать разрешение на второй и последующие браки (при известных условиях их может быть четыре). Вносится предложение' исключить это правило из закона, поскольку оно умаяяет роль женщин в обществе, ставит их в унизительное положение.

Сирийский закон о личном статусе содержит правила о махре -имуществе, предоставляемом мужем жене как обязательный подарок, который принадлежит жене по заключении действительного брачного договора. Однако доказано, что махр является большой проблемой для бедной семьи, поэтому мужчины в таких семьях могут создать семью лишь в преклонном возрасте. К тому же с уплатой махра связываются серьезные негативные явления в семье. Поэтому вносится предложение отказаться от махра и исключить нормы права о махре из законодательства мусульманских стран. Но поддерживается традиция, заключающаяся в том, что родители невесты и родители жениха вместе готовят молодой семье все, что нужно им для дома. Предлагается закрепить эту традицию в законодательстве, так как новая семья, особенно у порога ее возникновения, нуждается в помощи родителей.

Предлагается включить в сирийский Закон "О личном статусе" правило аналогичное изложенному в законе НДРЙ о семье от 1974 г., согласно которому оба супруга несут расходы, необходимые для супружеской жизнит соответственно своим материальным возможностям. Если же один из них не в состоянии делать это, то обязанность содержать семью возлагается на другого.

Приведены дополнительные аргументы в обоснование вывода (Н.Г.Юркевича), что существование института обручения в брачном законодательстве весьма важно. Предлагается ввести институт обручения в брачно-семейное законодательство СССР.

Делается вывод,что откладывание разбирательства дел о разводе - важное средство в борьбе за сохранение семьи. Предлагается ввести в законодательство всех союзных республик срок об откладывании разбирательства дел о расторжении брака до одного года.

6

Приведены дополнительные доводы в пользу вывода, что брак считается прекращенным не с момента вынесения судом соответствующего решения, а со времени регистрации развода в книге записей актов гражданского состояния, а также доводы в пользу вывода, что если один из супругов уплатил указанную в решении суда пошлину или освобожден от ее уплаты, регистрация расторжения производится независимо от уплаты пошлины другим супругом. При регистрации развода по заявлению только одного из супругов брак считается прекращенным, но другой супруг не может вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.

Сделан вывод, что в БССР, как и в большинстве союзных республик, регистрация развода производится независимо от срока, истекшего после вступления в законную силу решения суда. Правда, в КоВС Грузинской ССР вопрос решен иначе. Там решение суда о расторжении брака, если оно не приведено к исполнению в течение трех лет, утрачивает силу.Над представляется правильным решение этого вопроса в КоБС БССР.

Приведены дополнительные доказательства в пользу вывода, что суд в САР должен назначить арбитраж при всех конфликтах, происходящих мезду супругами. Арбитрами могут быть родственники супругов, а при отсутствии родственников арбитров можно назначить из числа лиц, не являющихся их родственниками.

Сделан вывод, что судья не долхен разводить супругов по причине невыполнения мужем обязанности предоставлять содержание жене, если он не в состоянии его предоставлять. В случае же, когда муж уклоняется от содержания жены и детей, имея возможность их содержать, целесообразно сохранить за женой право требовать развода.

Приведены дополнительные доводы в пользу вывода, что хулла

или мухалаа - соглашение мевду супругами о расторжении брачного

7

договорас

Вносится предложение изменить в сирийском Законе "О личном статусе" правило о разводе по произвольному желанию мужа.

Предлагается поставить на обсуждение вопрос о целесообразности введения в законодательство СССР правил, предусматриваюцих срок, аналогичный сроку идда в сирийском законодательстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при исследовании истории советского семейного права и современного мусульманского права, в том числе сирийского Закона "О личном статусе"; в правотворческой деятельности государственных органов при составлении проектов новых нормативных актов, а также при внесении изменений в действующе акты семейного законодательства СССР и САР с целью их совершенствования.

Материалы исследования могут найти применение в преподавании курса "Семейное право", при разработке спецкурсов о семейном праве арабских стран, в научно-исследовательской работе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования в реферативной форме излагались в рукописи, да п. в ШИОН АН СССР Л 41593 от 17.04.90 г., на конференциях юридического факультета Белорусского государственного университета в 1988 г., 1989 г. и на республиканской научно-практической конференции в Минске 24-25 апреля 1990 года. Они изложены в опубликованных работах автора. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского и семейного права юридического факультета БГУ им. В.И.Ленина, где проведено ее обсуждение как по этапам исследования, так и в целом.

Стру^турз диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.

8

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются выбор теш диссертации, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, указываются методы разработки намеченных научных проблем, излагается научная новизна исследования, отмечается практическое значение научных выводов, содержащихся в работе, делается попытка внести предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего брак и развод как в СССР, так и в САР.

Первая глава диссертации - "Источники семейного законодательства СССР и Сирии". В первом параграфе показано, что советское семейное законодательство начало создаваться сразу после возникновения Советского государства. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции были отменены статьи гражданского закона, регулировавшие брачно-семейные отношения с позиций эксплуататорских классов. Новое законодательство должно было закрепить социалистические принципы брака и семьи: Гражданский брак, единобрачие, полное равноправие супругов, полная свобода вступления в брак, свобода развода, обязательная гражданская форма брака и развода, псиное уравнение положения детей, рожденных в браке и вне его, осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, взаимная обязанность алиментирования родителей и детей, супругов, братьев и сестер (при условии, указанном в законе), раздельное имущество супругов. Итогом длительного развития брачно-семейного законодательства явились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, принятые 27 июня 1968 г. Верховным Советом страны. В нем содержатся наиболее общие положения семейного права, единые для все-

9

го Союза ССР и всех союзных республик. Автор разделяет мнение, что с момента издания Основ законодательства о браке и семье и КоБС союзных республик прошло значительное время. Несмотря на определенное обновление, брачно-семейное законодательство в ряде случаев не отражает изменений в современной семье и семейных отношениях. Оно должно еще в большей мере способствовать укреплению советской семьи, полнее гарантировать права и интересы супругов, повысить ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о браке и семье в рамках осуществляемой в СССР правовой реформы.

Второй параграф посвящен исследованию семеййого законодательства САР. Семейное законодательство большинства арабских стран представлено специальными законодательными актами, в частности, в Сирийской Арабской Республике Законом ^ 59 1953 г. "О личном статусе" с изменениями, внесенными в него законом 34 1975 г. Он состоит из шести книг, нормы которых регулируют отношения, возникающие в процессе заключения брака, состояния в браке и его расторжения, а также наследственные отношения. Закон содержит особые нормы семейного законодательства для отдельных груш населения в зависимости от исповедуемой религии. Правила Закона Л 59 1953 г. тесно связаны'с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама. В связи с этил к источникам семейного законодательства Сирии следует относить многие источники мусульманского права (Коран и Суннат (Сунна), Кияс, Иджма, Фетва, Джихад, Урф и Адат). Существуют различные школы (мазхабы) толкований мусульманского права, носящие наименование их основателей. Наиболее важное значение имеют четыре мазхабы: ханафийтский, шафийт-

10

ский, малкийтский и хаяабилийтский (их создатели Абу Ханифа, Малик Ибн Анаса, Шафити и Абу Абдуллахама Ахмеда Ибн Ханба-ла).

При исследовании современного состояния законодательства, регулирующего брак и развод в Сирии, следует помнить, что право, особенно семейное право, на протяжении многих веков находилось под влиянием ислама. Это влияние продолжает оставаться значительным и в наши дни.

Во второй главе диссертации - "Заключение брака" - исследуются понятие брака, условие и порядок его заключения в СССР и САР.

В Сирийской Арабской Республике, как и во многих других арабских странах, значительными правами при заключении брака наделен опекун невесты (в отдельных случаях и жениха), функции которого выполняются отцом или другими ближайшими родственниками. В САР требуется согласие опекуна на брак девушки. Это правило ограничивает правоспособность девушки, ставит ее в неравное положение с мужчиной, который станет ее мук ем. Предлагается исключить это правило из закона.

Сирийский закон о личном статуса устанавливает уелошя вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака. Минимальный возраст для вступления в брак установлен для женщин 17 лет, для мужчин - 18 лет (ст.'16). Однако Закон не исключает возможности вступления в брак несовершеннолетних (мужчин по достижении 15 лет, женщин - 13-летнего возраста) по решению судьи и. согласия ее опекунов (ст. 18). В диссертации доказывается, что это правило следует исключить из закона.

Сирийский закон о личном статусе предоставляет судье право

II

не разрешать брак, если стороны не подходят друг другы по возрасту и в предполагаемом браке нет смысла (ст. 19). Это противоречит принципу взаимного согласия вступающих в брак, поэтому следовало бы исключить их сирийского Закона "О личном статусе " СТ. 19.

Автор предлагает сохранить свидетельство о брачном договоре, поскольку от него зависит действительность брака и его последствия. Это объясняется тем, что на данный договор опираются очень важные последствия, такие как содержание жены мужем, происхождение детей от родителей. Кроме того, свидетельство является юридическим доказательством брака, если одна из сторон отрицает его наличие. Наконец, свидетельство устраняет сомнения у лвдей о характере отношений мужчины и женщины. Однако необходимо устранить дискриминацию, когда речь идет о качестве свидетелей.

В качестве одного из важных условий действительности брачного договора сирийский Закон "О личном статусе" признает равенство "кафаат" мужчины и женаины. Однако для установления такого равенства отсылает к обычаям и называет его "правом невесты и ее опекуна" (ст. 28, 29). Делается вывод, что условие "равенства" имеет классовый характер и противоречит принципу взаимного свободного выбора супругов. Однако предлагается сохранить это правило, когда речь идет о наркоманах или алкоголиках.

Как и в других арабских .странах, сирийский Закон "О личном статусе" содержит правило, допускающее полигамию брака с определенными ограничениями. В частности, судья дает разрешение на второй и последующие браки (их может бить четыре) только в случае, когда муж в состоянии содержать жен и имеет "законное" основание требовать заключения нового брачного договора (например, когда женщина страдает бесплодием) (ст. 17). В диссертации сделан вы-

12

вод, что от. 17 закона противоречит п. 3 от. 35 Конституции САР, согласно которой "граждане САР равноправны перед законом в правых и обязанностях". Правило ст. 17 указанного закона умаляет роль женщин в строительстве Сирийского социалистического общества, ставит их в неравное положение с мужчиной. Предлагается исключить это правило из закона.

Сирийский Закон "О личном статусе" предусматривает, чтобы будущие супруги включали в свой брачный договор специальные условия и оговорки, касакшиеся их взаимных прав и обязанностей. Дополнительные условия к брачному договору по сирийскому закону о личном статусе делятся на три категории:

а) условия, противоречащие сути брачного договора, считаются недействительными, а брачный договор действительным;

б) условия, которые в пользу жены и не противоречат закону или не затрагивают мужа в личных делах - действительны;

в) условия, затрагивающие права мужа в личных делах или права других людей - считаются действительными, но муж не обязан выполнять их.

Автор поддерживает сирийский Закон "О личном статусе" в решении этого вопроса, поскольку оно исходит из принципа свободы и согласия сторон.

Сирийский Закон "О личном статусе" закрепляет традиционно принятый обряд обручения, который представляет собой определенную договоренность, имеющую место до заключения брака. Обручение -предложение мужчины женщине или ее родителям вступить в брак с ней (их дочерью) с ее согласия.

В СССР брачно-семейное законодательство не предусматривает института обручения, весьма широко распространенного в западных

13

странах. Диссертант разделяет мнение, что осуществление института обручения в брачно-семейном законодательстве весьма важно. Во-первых, обручение сопровождаемся определенными обрядами и отмечается семейным праздником. Ныне же взаимная договоренность о браке в СССР не обнаруживается. Никто не знает, обручены ли парень и девушка или просто дружат. Обручение позволило бы будущим супругам лучше узнать друг друга, испытать силу, связывающую их чувства.

Хотя и не всегда длительное знакомство обеспечивает прочный брак, но все же оно позволяет будущим супругам избежать ошибок в выборе партнера. Предлагаем ввести институт обручения в брачно-семейное законодательство СССР.

Одним из последствий брачного договора является махр -.это имущество, которое дается мужем жене как обязательный подарок, который принадлежит жене по заключению действительного брачного договора.

Махр делится на две части: срочный махр, даваемый сразу после заключения брачного договора, и несрочный махр, даваемый по частям или во время развода.

В диссертации доказано, что махр является большой проблемой для бедных лвдцей и нарушает принцип взаимного выбора супругов. •Часто брак не заключался по этой причине. Исходя из указанных причин, махр следовало бы исключить из закона. Сейчас устанавливается традиция, заключающаяся в том, что родители невесты и родители жениха вместе готовят молодой семье все, что нужно для их дома. Мы согласны с этой традицией и поддерживаем ее, так как новая семья, особенно у порога ее возникновения, нуждается в помощи родителей.

В диссертации подчеркивается, что на языке закона словом

14

содержание - "нафала" - обозначают все те предметы, которые необход иглы для поддержания лизни, как то: пища, одежда и жилище. Многие, однако, принимают это слово лишь для обозначения пищи. Сирийский Закон "О личном статусе" (ст. 71) предусматривает ответственность мужа за содержание жены с момента заключения брачного договора. Автор полагает, что супружеская жизнь основывается на базе любви, взаимной помощи друг другу и уважении, поэтому предлагается, чтобы оба супруга вместе несли все расходы, необходимые для супружеской жизни, соответственно своим материальным возможностям. Если же один из них не в состоянии делать это, обязанность содержания семьи должна возлагаться на другого.

В третьей г^аве "Прекращение брака по законодательству СССР и САР" рассматриваются проблемы развода.

Развод - социальное явление, которое глубоко затрагивает интересы не только супругов, но и общества в целом. На оселке законодательства о разводе испытывается отношение государства к свободе и особенно его отношение к женщине.

Проблема разводов становится все более острой. Статистика свидетельствует об угрожающем росте их числа. Если в СССР в 1950 г. на 1000 человек населения приходилось 0,4 развода, то соответственно в 1960г. - 1,3, 1970 - 2,6, 1975 - 3,1, 1980 - и В81 годах - 3,5, в 1985 г. - 3,4, 1988 - 3,3 развода. Статистика САР показывает, что в 1947 г. было зарегистрировано 13068 брачных договоров, а разводов - 2258. :Это 17$ по сравнению с числом вступивших в брак в указанном году.

В 1953 г. зарегистрировано 52483 брачных договора, разводов -2718 (11%), в 1963 г. соответственно 30363 брачных договора и 3198 разводов (11%), в 1972 г. 70676 брачных договоров и 3872 развода (Ъ%).

В 1976 г. зарегистрировано 79692 брачных договора и 3744 разводов, Ь% по сравнению с числом брачных договоров в указанном году.

Анализ числа разводов в САР позволяет сделать вывод, что численность разводов снижается. Влияют на число разводов многие факторы: экономические, социальные и культурные. Однако, к сожалению, число разводов остается значительным - из 100 семей распадается примерно 5.

В диссертации делается вывод, что откладывание разбирательства дела о разводе, предусмотренное брачно-семейным законодательством СССР, - важное средство в борьбе за сохранение семьи. Нам представляется целесообразным:

а) увеличить срок отложения разбирательства дела о .разводе до одного года;

б) не допускать вынесения решений о расторжении брака без откладывания разбирательства, если только имеются хотя бы малейшие сомнения о том, что распад семьи является необратимым.

в) кроме отложения разбирательства целесообразно с целью примирения супругов прибегать к помощи их родственников. Помощь последних могла бы оказаться весьма полезной.

Одним из центральных институтов семейного права САР выступает прекращение брака.

Брак прекращается смертью одного из супругов или разводом.

Законодательство САР допускает развод по нескольким основаниям, важнейшими из которых являются: развод по инициативе мужа; прекращение брака по взаимному согласию супругов; развод по решению суда в случае отсутствия мужа или лишения его свободы, конфликта между супругами или наличия вреда, нанесенного одним

16

из супругов другому, а также в случае.невыполнения мужем своих обязанностей по содержанию жены и в случае болезни или Физического недостатка супруга.

Мусульманское право различает два вида развода: талак рад-жаа (отменительный) и талак баин (окончательный). Муж вправе давать жене развод трижды. Первый и второй развод являются раджаа (отменителънкмк). Они не прекращают супружеской близости, и муж в течение срока кдда вправе возвратить к себе жену. Для такого возвращения не требуется ни ее согласия, ни разрешения ее опекуна, ни заключения нового брачного договора и уплаты нового махра (ст. 91, 118 Сирийского Закона "О.личном статусе").

Талак баин имеет в свою очередь два вида: малый окончательный и большой окончательный. Малый окончательный талак наступает, когда истек срок идда после первого и второго развода раджаа и муж не вернул жену к себе. Если он захочет вернуть жену после малого окончательного развода баин, то доляен заключить с ней новый брачный договор, соблюдая все условия его заключения, включая уплату махра. Большой окончательный талак наступает после третьего развода. Окончательный талак баин прекращает все связи, существовавшие между мужем и женой. Муж не может заключить с ней новый брачный договор до тех пор пока она не выйдет замуж за другого мужчину, вступит с ним в половые отношения, получит с ним развод баин и истечет положенный срок идда (ст.36, 120 Сирийского Закона "0 личном статусе").

Талак (развод) осуществляется путем произнесения формулы развода мужем в течение разного времени (например, "Ты разведена! ").

В СССР брак считается прекращенным не с момента вынесения судом соответствующего решения, а со времени регистрации развода

17

развода в книге записей'актов гражданского состояния (ст. 42 КоБС БССР).

В литературе справедливо оправдывают такое решение вопроса о времени прекращения брака разводом, поскольку даже после вынесения решения суда о расторжении брака возможно примирение супругов. Но с другой стороны, надичие решения суда о расторжении брака и возможность у каждого из супругов зарегистрировать развод создает,неопределенность в отношениях супругов. Ведь в любой момент любой из них может поступить безответственно и зарегистрировать развод. В литературе правильно утвервдают, что супруги, не зарегистрировавшие расторжение брака, вправе в надзорном порядке требовать отмены решения суда о раз годе и направления дела на новое рассмотрение для прекращения производства по делу по мотивам примирения. С этим следует согласиться. При регистрации развода по заявлению только одного из супругов брак считается прекращенным, но другой супруг не может вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака (ч. 2 ст. 202 КоБС БССР).

С таким правилом надо согласиться. Вряд ж имеются основания считать супруга, не уплатившего пошлину и не получившего свидетельства о расторжении брака, состоящим в браке с другим бывшим супругом, который уже получил такое свидетельство. Но такой супруг все же не должен иметь право вступать в новый брак.

В БССР, как и в большинстве союзных республик, регистрация развода производится независимо от срока, истекшего поале вступления в законную.силу решения суда. Отсюда следует, что по спорт о расторжении брака и на решения судов по таким спорам не может применяться трехлетний срок давности, который установлен для исполнения решений суда в принудительном порядке. Ирав-

18

да, в КоБС Грузинской ССР вопрос решен иначе. Там решение суда о расторжении брака, если оно не приведено к исполнению, утрачивает силу. Нам представляется правильным решение этого вопроса в КоБС БССР. Вряд ли следует угрозой утраты силы решения суда по истечении трех лет со дня его вступления в силу подталкивать супругов к окончательному решению вопроса о расторжении брака.

Сирийский 3акон"0 личном статусе"содержит правило о разводе по произвольному желанию мужа. Однако в диссертации подчеркивается, что социально-экономические изменения в Сирии, как и в других арабских странах, настоятельно требуют существенных изменений законодательства о разводе. Необходило, следуя примеру Туниса, установить судебный порядок расторжения брака независимо от того, кто ставит вопрос о разводе.

Сирийский Закон "О личном статусе" представляет жене право расторгнуть брак только при наличии определенных причин, таких как длительное отсутствие мужа, лишение его свободы, плохое.обращение с ней мужа, нешполнение мужем своих обязанностей по содержанию жены, психическая болезнь или существенные физические недостатки мужа.. Но и в таких случаях закон стоит на стороне мужа. Развод по инициативе жены может быть осуществлен только по решению суда.

Сирийский Закон "О личном статусе" (ст. 110) предусматривает, что жена имеет право обращаться в суд с требованием развода, если муж отказался ее содержать. Делается вывод, что судье нельзя разводить супругов по причине невыполнения мужем обязанности предоставлять содержание жене, если он не в состоянии его предоставлять. Супруги должны заботиться о благополучии семьи. В современных условиях жены часто работают и могут не только содержать себя, но поддерживать материально супруга.

19

В случае же когда муж уклоняется от содержания жены и детей, имея возможность их содержать, целесообразно сохранить за женой право требовать развода.

Сирийский Закон "О личном статусе" предусматривает, что жена вправе обратиться в суд с требованием прекратить брак, если после его заключения ее муж стал психически ненормальным, начал страдать иным тяжелым заболеванием или обнаружилось, что в силу физического недостатка или болезни он неспособен к половой близости. Если же она знала о подобном недуге до брака или, узнав об этом после замужества, согласилась продолжить супружескую жизнь, то теряет такое право (ст. 105, 106 сирийского Закона "О личном статусе").

Диссертант предлагает, чтобы каждый из супругов имел право требовать развода по суду в случае неизлечимой болезни другого, препятствующей нормальной семейной жизни, при условии, что о ней не было известно до заключения брака.

Законодательство Сирии предусматривает прекращение брака по договоренности между супругами (хулла или мухалаа). В отличие от развода речь идет о желании сторон прекратить брак и достичь соглашения об этом путем офферты и акцепта противоположной процедуре вступления в брак. Важнейшим условием такого договора, как правило, является получение мужем от жены возмещения, качественные характеристики которого должны отвечать тем же требованиям, что и махр. Обычно таким возмещением выступает определенная денежная сумма (от, ст. 95-97 сирийского Закона "О личном статусе").

С Правилом о мухалаа в сирийском Законе "О личном статусе" надо согласиться, поскольку это правило исходит из принципа взаимного согласия сторон.

Идда - пернод;в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет право выходить замуж.

Советское семейное право, как известно, не предусматривает каких-либо сроков, в течение которых вдова умершего или женщина после развода не вправе вступить в новый брак. Не ставится этот вопрос и в юридической литературе. Автор полагает, что это не исключает обсуждения вопроса о сроке, аналогичном сроку идда. Делается вывод, что срок идда имеет определенное значение.

Во-первых, вступление в брак по истечении короткого времени со дня развода или смерти мужа может породить спор ой отцовстве рожденного ребенка. Во-вторых, в течение срока идда, супруги, расторгнувшие брак, могут еще раз осмыслить происшедшее и вновь вступить в брак. Вступление в новый брак является серьезным препятствием к возвращению супругов к прежнему положению. При наличии у них малолетних детей это нельзя сбрасывать со счета. Наконец, в-третьих, с точки зрения морали и нравственности срок идда желателен. Его наличие подчеркивает социальную ценность брака и семейной жизни. Видимо, этим объясняется негативное отношение людей к скорому вступлению в брак вдовы (вдовца) умершего супруга (супруги).

По изложенным основаниям было бы целесообразно установить срок идда не только по отношению к женщине, но и по отношению к мужчине.

По теме диссертации автором опубликованы следующиз работы:

1. Правовое регулирование заключения брака в Сирийской Арабской Республике // Тенденции и перспективы развития права и укрепления социалистической законности. Минск. 1988. Вып. 2.

С. 63-70.

2. Срок "идца" по законодательству арабских стран // Тенденции

'21

и перспективы развития права и укрепления социалистической законности. Вып. 3. Минск. 1989. С.73-75.

3. Развод (талак) по законодательству Сирии // Тенденции и перспективы развития права и укрепления социалистической законности // Республиканская научно-практическая конференция. Вып. 4. Минск. 1990. С.110-112.

4. Семейное законодательство Сирийской Арабской Республики. Альхалаф Мухаымад. Ред. журн. "Вестн. Белорус, ун-та. Сер. 3. История, философия, научный коммунизм, экономика, право. -Минск, 1990. - 12 с. Библиогр. 25 назв. (Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР). N 41593 от 17.04.1990 г.

Подписано к печати 27.vy.il0. . Формат 60x84 1/16. Объем печ. л. У,0 . Тираж 100 экз. Заказ К Бесплатно.

Ротапринт БГУ имени В.И.Ленина. 220080, Минск, ул. Бобруйская, 7.

2015 © LawTheses.com