Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспекттекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект»

На правах рукописи

Байкова Лилия Ильдаровна

ИСЛАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

АРАБСКОГО ВОСТОКА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 12.00.01-теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Казань - 2004

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Анатолий Николаевич ТИМОНИН

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук Наталья Ивановна ХАБИБУЛЛИНА

кандидат юридических наук, доцент Петр Корнеевич БЛАЖКО

Ведущая организация

Институт социально-экономических и правовых наук АН РТ

Защита состоится 25 ноября 2004 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета К 212.018.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» по адресу 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, ауд. 326.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».

Автореферат разослан октября 2004г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент

Г. Р. Хабибуллина

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия характеризуются возросшей активностью «исламского фактора» на самых разных уровнях: страновом, региональном, международном. События сентября 2001 г., происшедшие в США, воочию свидетельствуют о том, что небывалая активность исламистов способна провоцировать межгосударственные, а в перспективе и межцивилизационные конфликты, с непредсказуемыми последствиями. Для того, чтобы вести эффективную борьбу с негативными проявлениями «исламского фактора», необходимо изучить все те явления, которые так или иначе связаны с исламом. Россия -родина миллиона мусульман. Поэтому для нашей страны данная задача приобретает особую значимость. Она всякий раз напоминает о себе, когда в Российской Федерации происходит обострение внутриполитической ситуации, связанное с действиями членов экстремистских организаций, созданных на Северном Кавказе. Об этой задаче в нашей стране вспоминают и тогда, когда возникает потребность «ответа» на исламский «вызов», который периодически исходит от некоторых государств дальнего зарубежья.

В связи с вышесказанным в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса ко «всему исламскому»: обществу, праву, государству1. Многие исследователи исламского мира и Арабского Востока посвятили свои работы возникновению и развитию именно ислама как религиозной системы, его распространению на территории, прилегающей к Аравийскому полуострову. Поэтому главное внимание ими уделялось социокультурной специфике общества, породившего ислам и исламскую цивилизацию. В полном соответствии с системой приоритетов, сложившейся в отечественной арабистике и исламоведении, феномен исламского государства считался проблемой второстепенной и даже третьестепенной. Примером может служить название одной из коллективных работ - сборника статей, в основу которого «легли доклады, прочитанные на ежегодных сессиях ленинградских арабистов начиная с 1976 г.». Его название: «Ислам. Религия, общество, государство» - яркое проявление сложившегося в отечественном обществознании подхода.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования, обладающие чертами междисциплинарности, но сохраняющие самую тесную связь с юриспруденцией. Определенные перспективы среди них сохраняют и те исследования, для которых характерно объединение сил и средств истории, теории государства и права, их сконцентрированность в

1 См. напр.: Жданов Н.В. Исламс^й^^т^тц^ми^онврядка. М , 2003. С. 6. 7.

рамках специфической междисциплинарной области - «теории истории» Такой подход позволяет реализовать потребности не только в трудах, обобщающих достижения других общественных наук, но и в специализированных научных исследованиях, которые нацелены на изучение возникновения и развития собственно исламского государства.

При таком подходе к объекту познания - исламской государственности - появляется возможность сконцентрировать главное внимание на тех проблемах, которые в отечественной юридической науке оставались на периферии познания. Прежде всего, недостаточно полно изучен сам генезис исламского государства, а также исторические формы мусульманских государств, принадлежащие к самым разным историческим эпохам (средневековья и новейшего времени)

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что учеными-юристами до сих пор не решены проблемы, связанные с типологической принадлежностью исламских государств, их классификацией по регионам и субрегионам. Региональная и субрегиональная специфика государственно- правового развития, так или иначе, обнаруживает себя во всем исламском мире, но наиболее ярко она проявляется на Арабском Востоке. К сожалению, отечественные исследователи не уделяют должного внимания государственно -правовым особенностям данного региона.

Отмеченные пробелы в определенной мере призвано восполнить настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с возникновением и развитием арабо -исламских государств, пока не привлек к себе должного внимания отечественной историко-юридической науки. Работа историков-юристов в этой области ограничивается подготовкой соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Единственной работой, принадлежащей крупному историку-юристу, в которой предпринята попытка рассмотреть арабский государствогенез на монографическом уровне, является труд С В.Юшкова, опубликованный еще в 1948 г. под названием «К проблеме образования феодального государства»2. Главное внимание С.В.Юшков здесь уделял своим излюбленным теоретическим конструкциям: «дофеодальному государству» и его социально-экономическим основам -«феодальному укладу» и «классу феодалов», феодальному «перевороту», при котором на смену «дофеодальному государству» приходит «феодальное государство». Налицо стремление к иллюстрации классово-формационных постулатов примерами из истории Араб ского халифата Подобный подход в

2 Юшков С В К проблеме образования феодальною государства М . 1948

4

значительной мере обесценил результаты работы С.В.Юшкова, которая на сегодняшний день признана устаревшей, а ее содержание нуждается в коренном пересмотре.

Спорные сами по себе концептуальные положения, созданные С.В.Юшковым, приковывали внимание ученых к социально-экономической проблематике, оставляя на периферии исследовательского процесса проблемы собственно истории государства и права. К тому же, за пределами исследования С.В.Юшкова остался весь современный период государственно-правового развития Арабского Востока.

Образовавшийся пробел в какой-то мере восполняют труды Л.Р.Сюкияйнена - специалиста в области теории и истории мусульманского права, а также ученых-конституционалистов - Н.А.Заварнова, М.А.Сапроновой, В.Е.Чиркина, С.В.Чиркина. Однако в их работах подвергнута анализу теоретико-правовая и конституционно-правовая проблематика. Поэтому данными авторами не ставились и не решались задачи, прямо связанные с историко-теоретическим исследованием генезиса исламской государственности Арабского Востока.

Богатейший фактографический материал представлен в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций теории и истории государства и права.

Объектом диссертационного исследования являются исторические разновидности арабо- исламских государств: их становление и развитие, как в эпоху средневековья, так и в период новейшего времени.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные признаки и характеристики исламской государственности, проявившиеся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (средневековья и новейшего времени), выделенные путем понятийно-правового постижения.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном исследовании основных этапов и форм исламской государственности, осуществляемом на основе обобщающего историко -теоретического анализа различных концепций государствогенеза, созданных отечественными и зарубежными учеными; выявление их эвристических возможностей на материале одного из исторических государственно-правовых регионов -Арабского Востока. Цель работы состоит и в том, чтобы высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах, как «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др.

Основные задачи диссертационного исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- с использованием данных исторической науки установить основные причины возникновения исламского государства у арабов и выявить роль ислама в этом процессе;

- проанализировать параметры первого исламского государства; установить типологическую принадлежность арабо -исламских

государств Средневековья и Новейшего времени;

выявить государственно-правовую специфику Арабского Востока- одного из самобытных исторических регионов исламского мира;

определить основные формы современного исламского государства на примере стран Арабского Востока.

Теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. Раскрывая значение ислама и исламской цивилизации для юридической науки, автор широко использовал работы отечественных арабистов и востоковедов: В.В.Бартольда, О.Е.Беляева, О.Г.Большакова, АМ.Васильева, Л.С.Васильева, П.АГрязневича, И.П.Петрушевского, М.Б.Пиотровского, Л.И.Климовича и др.

Особое внимание в диссертации уделяется работам, посвященным теории и истории государства и права. Среди них были использованы труды: А.И.Ковлера, В.В.Лазарева, Ф.М.Раянова, В.К.Самигуллина, Л.Р.Сюкияйнена, АН.Тимонина, И.Д.Левина, Р.Х.Гилязутдиновой, Л.М.Энтина и др.

В диссертации были использованы и работы ученых- специалистов в области конституционного права: ААМишина, Г.И.Муромцева, М.АСапроновой, БАСтрашуна, В.Е.Чиркина и др.

При анализе параметров первого исламского государства автор опирался на классические работы зарубежных авторов - социал - и политантропологов: Х.Дж. М. Классена, Э.Саутхолла, Э.Сервиса и др.

Определяя этапы и формы исламских государств Арабского Востока, устанавливая их типологическую принадлежность, диссертант широко использовал труды зарубежных арабистов и исламоведов: Абу Аль -Аля Аль Маудуди, Г. фон Грюнебаума, А.Массэ, Э.Саида, Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури и др.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составили Коран и Сунна, а также Конституции арабских государств. Сложность и глубина стоящих перед диссертантом проблем, обусловили привлечение достаточно широкого круга источников как официального, так и неофициального характера.

Во-первых, это научные труды, посвященные анализу таких явлений, как цивилизация, государство, раннее государство, исламское государство.

Во-вторых, это нормативные и нормативно-правовые акты: Коран, Сунна, конституции государств Арабского Востока.

В-третьих, - материалы периодической печати, в которых содержатся интересные факты, характеризующие современную государственно-правовую жизнь Арабского Востока.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Научная новизна диссертационной работы. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическ ое исследование, посвященное историко-теоретической разработке генезиса исламской государственности, осуществленное на примере Арабского Востока. Исследование выполнено на стыке теории и истории государства и права. В нем сделана попытка междисциплинарного синтеза достижений отечественной историографии и российского государствоведения с лучшими образцами американской, арабской и западноевропейской научной мысли. Существенно обогащена теоретическая база исследования, на основе которой выявляется специфика государствообразования у арабов, раскрываются особенности последующей эволюции исламской государственности на материале одного из исторических государственно-правовых регионов.

Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

-Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти Мухаммада в Йасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства». В связи с этим следует особо отметить исключительно выдающийся личный вклад Мухаммада как в распространении ислама, так и в возникновении первого исламского государства;

- Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно при его

определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

- Исламская государственность - это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

- Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа:

первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» -религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами;

второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности:

ускоренность в. развитии арабского государства позволяет отнести его к процессам «взрывного» типа;

частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур;

наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранялись и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие - «Арабский государственно -правовой регион».

- Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-

правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

- Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни страны, следует говорить о внутрирегиональных разновидностях государств Арабского региона.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка расширить границы познания истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права на специфическом государственно-правовом материале стран Арабского Востока. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на межрегиональных всероссийских научно-практических конференциях: «Шариат: теория и практика». Уфа, 26-28 сентября 2000; «Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития». Уфа, 10-11 декабря 2002; в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три и два раздела соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.

Содержание работы

Во введении обусловлена актуальность темы диссертационного исследования, аргументирована научная новизна, цель исследования, раскрыты его теоретические и методологические основы, сформулированы положения, которые выносятся на защиту, определена практическая значимость диссертации.

В первой главе - «Проблемы генезиса мусульманского государства у арабов» - исследуется государствогенез Арабского Халифата. В первом параграфе освещаются вопросы возникновения религии ислам и построенного на его догмах раннего мусульманского государства. При обосновании исторических и теоретических положений диссертант опирался на труды историков-арабистов - В.В.Бартольда, Е.А.Беляева, О.Г.Большакова, Г.Э. фон Грюнебаума, П.А.Грязневича, Л.И.Климовича.

При определении параметров первого мусульманского государства были использованы труды западных авторов - Р.Карнейро, Э.Саутхолла, Э.Сервиса, Ч.Спенсера.

Диссертант выделил три основные предпосылки возникновения ислама: географическую, социально-демографическую и религиозную. Проведя краткий экскурс в историю возникновения ислама, было уделено внимание и сравнительному анализу пророческой деятельности Мухаммада и других пророков, существовавших в одно и тоже с ним время.

Развитие государствообразования у арабов было тесно связано с распространением религии. Именно с переселением Мухаммада и его сподвижников - мухаджиров из города Мекка (родины возникновения ислама) в Йасриб (Медину) по мнению диссертанта, связано построение государства нового типа.

Особое внимание автором было уделено особенностям арабского государствогенеза. Переселившись в Медину, Мухаммад составил договор - устав мединской мусульманской общины, куда входили его сподвижники, а также племена аус и хазрадж. Мухаммад, являясь религиозной главой мусульманской общины, в то же время был политическим главой — законодателем и судьей — всей Медины. Таким образом, Мухаммад был первым во всех областях общественно -политической деятельности, объединив в себе все функции правления, которые раньше распределялись между наиболее авторитетными представителями племени. В связи с этим, диссертант в своих исследованиях подтверждает позицию некоторых авторов (В.С.Соловьева, Р.А.Папаяна) о производном характере судебной и административной власти от власти пророческой. Мухаммад устанавливал власть нового типа, объявляя, что он представляет не человеческую власть, а власть Аллаха. В данном случае следует говорить об одном из методов легитимации власти. Принимая классификацию типов легитимации власти, предложенную М. Вебером, диссертант полагает, что правление Мухаммада можно отнести к симбиозу традиционного и харизматического типов легитимации власти.

Власть пророка распространялась не только на конкретную территорию, но и на любого человека, состоящего в Умме, порой находящегося за ее пределами. Данное право на власть было закреплено в договоре, составленном между племенами Медины и Мухаммадом и его сподвижниками. И хотя договор может иметь место и в догосударственную эпоху, значение именно вышеупомянутого договора заключается в том, что исполнение его предписаний являлось условием для существования не только во вновь созданной религиозной общине - Умме, но и в Медине вообще. Функцию необходимого для поддержания общины фонда материальных средств выполнял закят - пожертвование, вычитаемое из

имущества мусульманина. Что касается суверенитета Мединской общины, то он имел религиозную окраску. В Мединском обществе носителем верховной власти был пророк Мухаммад, но осуществлял он ее от имени Аллаха. Таким образом, в соответствии с догмами ислама, суверенитет принадлежал Аллаху.

Руководствуясь изложенным, диссертант приходит к выводу о том, что Медина не являлась государством в современном понимании этого слова. Однако характеристика данного государственного образования отвечает признакам «раннего государства».

Феномен раннего государства пока слабо исследован в теории и истории государства и права. В связи с этим, диссертант при определении параметров первого мусульманского государства опирается как на труды западных ученых (Х.Дж.М.Классен, Д.Хаас, Ч.Спенсер, Р.Карнейро, Э.Саутхолл), так и отечественных авторов (Н.Н.Крадин, Ю.В.Павленко, и ДР.)

Существует четыре фактора, влияющих на процесс социально-политической эволюции. Это идеология, экономика (господство и контроль над экономикой) и социальный формат (численность населения, допустимое демографическое давление на занимаемую им территорию и пространственное распределение населения), социально-политические структуры. Эти факторы особенно тесно связаны с появлением и последующим развитием раннего государства3. Но указанные факторы не возникают одномоментно. Они получают свое развитие по мере развития «вождества», политической организации, предшествовавшей государству. Вождество входит в стадиальную схему государствогенеза, который представлен Э.Сервисом в виде понятийного ряда: «локальная группа,

4

племя, вождество, государство» .

Чтобы «вождество» реорганизовалось в государство необходимо наличие некоторых условий, а именно: должно быть много людей для образования сложного, стратифицированного общества; особая территория должна находиться под контролем; необходима система производства, обеспечивающая запас продовольствия на содержание специалистов и привилегированных категорий лиц и должна существовать идеология, которая поддерживает и оправдывает иерархическую управленческую организацию. Там, где эти условия отсутствуют, образование государственной организации становится весьма сомнительным, хотя в

3 Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма// Альтернативные пути к цивилизации. М, 2000. С.8.9.

4 Цит. по: Р.Карнейро. Процесс или стадия: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства// Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С.88.

некоторых случаях его возникновению может способствовать пример уже существующих государств в данном регионе.

Использование концепции раннего государства позволяет не только уточнить терминологию, заполнить понятийные лакуны, переосмыслить некоторые устаревшие категории, но и лучше объяснить специфику арабского государствогенеза. И хотя у перечисленных выше авторов признаки раннего государства рассматриваются в качестве универсальных понятий, диссертант пришел к выводу, что «раннему исламскому государству» присущи особенные черты. Отличительной чертой этого раннего государства является то, что оно возникло благодаря религиозной идеологии, и после изгнания «неугодных», нарушивших договор мирного существования, Медина стала городом -государством единоверцев.

Подводя итог изложенному, диссертант указывает, что причиной возникновения «раннего мусульманского» государства является необходимость утверждения ислама в качестве способа регулирования всех сторон жизни общества. Данное обстоятельство не совпадает с причинами возникновения тех «ранних восточных» государств, которые возникли в результате проведения больших по объему ирригационных или иных общественных работ.

На основании вышеизложенного, автор полагает, что необходимо говорить об исламском пути возникновения и развития государства, а указанные факты говорят об особенностях государствообразования в Медине, позволяющих выделить ее в качестве особой конкретной формы возникновения государства наряду с афинской или римской.

Первой особенностью является возникновение города-государства Медины под воздействием религиозного фактора. На сегодняшний момент истории вряд ли знакомы случаи «рождения» государства на основе мировой религии. После изгнания еврейских племен из Медины этот город стал государством единоверцев, где сама община - Умма - выполняла функции государства.

Второй особенностью, по мнению автора, является религиозно-договорной характер возникновения государства. После переселения в Медину Мухаммад заключил со всеми местными племенами договор, позволяющий мирно сосуществовать и разрешать конфликтные ситуации. Между тем, в договоре указывается, что он является номинальной главой Медины, фактически же вся власть принадлежит Аллаху, а он является его посланником. В связи с этим диссертант вводит понятие мединской модели государства.

Во втором параграфе раскрываются особенности и этапы развития средневековых арабо-исламских государств.

Мухаммаду не удалось создать единого централизованного гомогенного государства. Об этом говорит тот факт, что с его смертью созданная им политическая система зашаталась. Тридцатилетнее правление первых четырех «праведных» халифов, последовавшее после смерти Пророка, стало периодом крупномасштабных арабских завоеваний, в результате которых в VП-VПIBB. было установлено арабское господство на обширных территориях в Азии, Африке и Европе. Таким образом, диссертант указывает, что государственному образованию первых халифов были присущи признаки империи, а именно - большая территория и наличие зависимых владений. Империя арабов относилась к категории «ранней» по классификации, заимствованной Н.Н.Крадиным у западных

.. 5

ученых, одной из разновидностью которой является «кочевая» империя . Несмотря на то, что в истории Арабского Халифата большую роль сыграл кочевой элемент, его следует отнести к смешанному типу - земледельческо-скотоводческой империи, немногим отличающейся от классической кочевой империи.

По форме государственного устройства Арабский Халифат, несомненно, являлся империей. Таким образом, в процессе развития своего государственного устройства арабы прошли два этапа - от раннего государства к империи. При этом, диссертантом не выделяется промежуточный этап эволюции арабо-исламского государства.

Диссертантом было исследовано большое количество источников, касающихся развития Арабского Халифата как государственного образования, становления государственных институтов, в связи с чем было выделено несколько этапов: Халифат первых четырех «праведных» халифов, Халифат Омейядов и Халифат Аббасидов. Каждому и х этих этапов присущи характерные черты. Если для первого этапа характерно понимание халифата как преемства, замещения пророка при управлении государством, то в Омейядский период положение руководителя общины как «заместителя посланника божьего» переросло в «заместителя бога на земле». Что касается Аббасидского этапа, то для него характерно и вполне реальное разделение светской и духовной власти. Неодинаково было и отношение к возникшему в период первых «праведных» халифов принципу выборности и коллегиальности при избрании главы государства. Фактически в чистом виде этот принцип был реализован после смерти Мухаммада. В последующем появился принцип наследования власти. Неоднозначным было и отношение к земле. Для первого этапа характерно отсутствие как такового института «частной собственности» на землю. С

"* Крадин Н.Н. Кочевники. Мир-империи и социальная )волюция// Альтернативные пути к цивилизации. М. 2000. С.315

13

приходом к власти Муавийи и началом Омейядского этапа меняется и отношение к земле как к объекту собственности.

Каждый их указанных этапов характеризуется определенными признаками, анализ которых и позволил диссертанту выявить особенности развития государства арабов на каждом этапе и в целом. Но, несмотря на отличительные признаки каждого этапа, диссертант полагает, что об определенном своеобразии государствообразования арабов говорят следующие особенности.

Первая особенность процесса образования Арабского халифата состояла в том, что он развивался особо ускоренными темпами. Такого рода ускоренность арабского государствогенеза позволяет отнести его к процессам «взрывного» типа.

Вторая особенность заключалась именно в заимствовании государственных институтов, правил управления обществом у покоренных народов, которые доминировали в процессе создания арабами своих собственных государственных структур.

Третья особенность заключалась в том, что Халифат поглотил большинство вождеств Аравии, которые не успели развиться в локальные государства.

В третьем параграфе, посвященном роли и месту средневековых арабо-исламских стран в типологии государства, данный вопрос рассматривается в контексте общетеоретического анализа общей ситуации в типологии государства. В отечественной юридической литературе до сих пор преобладает сугубо традиционная типология государства и права, в соответствии с которой государство может быть только рабовладельческим, феодальным, буржуазным и социалистическим. В течение многих десятилетий данная схема, созданная на основе одного из наиболее распространенных в отечественном обществознании вариантов формационного подхода (т.н. «пятичленка»), считалась азбучной истиной марксистско-ленинской теории государства и права. И на основе этой схемы средневековые государства, в том числе и арабские, должны были причисляться к добуржуазным: либо рабовладельческим, либо к феодальным.

Хотя марксизм-ленинизм сегодня утратил свое монопольное положение во всех общественных науках, но ни в истории, ни в теории государства и права ситуация принципиально не изменилась. Лишь отдельные ученые-юристы открыто заявляют о том, что они являются

сторонниками цивилизационного подхода. Среди них диссертант упоминает историков-юристов: А.И. Косарева, А.Н.Тимонина, И.Л.Честноваи др.6

Целый ряд видных отечественных и зарубежных исследователей сходится в том, что исламский фактор (ислам как одна из мировых религий) - оказывается необходимым и достаточным условием для признания за исламским миром особой цивилизации.

В отечественной юриспруденции общепризнанным является тезис: общество первично, а государство - вторично. Иначе говоря, каково общество - таково и государство. Если миллионы арабских мужчин и женщин, когда-либо исповедовавших и исповедующих ислам в своей повседневной жизни, руководствовались и руководствуются догмами именно этой религии, если ислам определяет все сферы жизнедеятельности у арабов и все элементы общественно-политической жизни, включая государство, то, по мнению диссертанта, это государство (государства) должно быть отнесено к исламскому историческому типу. Именно таким должно быть решение вопроса о типологической принадлежности государств, созданных арабами в эпоху средневековья и новейшего времени. При современном уровне развития науки у такого подхода нет какой-либо альтернативы. В самом деле, когда-то советские ученые относили многие государства Арабского Востока к государствам некапиталистического пути развития. Но если вдуматься в смысл этого словосочетания: «некапиталистический», а какой именно путь развития и, соответственно, исторический тип государства имеется в виду? Вполне очевидно, что на этот вопрос нет ответа у традиционалистов.

Хотя очевидно и то, что при использовании цивилизационного подхода возникают определенные сложности с установлением

типологической принадлежности России, восточно-европейских и других групп государств, образующих особые социально-культурные миры, но эти проблемы выходят за рамки данной работы и они должны решаться большими коллективами отечественных ученых.

Во второй главе - «Эволюция арабо-исламских государств в новейшее время и проблемы их классификации» исследуются современные формы государств на Арабском Востоке, их страновое разнообразие и региональное единство, а также субрегиональные варианты государственно -правового развития у арабов.

6 См.: Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002. С.З; Тимонин А.Н. Исторический генезис Древнерусского 1 осударства: теоретико-методологический аспект. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. СПб, 1997. С.8; Честное И.Л. История политических и правовых учений: крат кое изложение и методические рекомендации по самостоятельному из_\чепию. СПб. 1996. С.9. 17.

В первом параграфе затрагивается теоретический аспект в определении понятия форма государства и его трех элементов Диссертантом использованы труды М.А.Василика, В.В.Лазарева, А А.Мишина, Ф.М.Раянова, Б А Страшуна, В.Е.Чиркина, Л М.Энтина, и др. В связи с тем, что один из элементов формы государства - политический (государственный) режим в отечественной научной литературе специальной классификации не подвергался (общеизвестны два вида: демократия и авторитаризм), диссертант привел в качестве примера классификации западных ученых: Р.Даля и Ж Блонделя.

Диссертант полагает, что разнообразие форм правления, государственного устройства и государственного (политического) режима подтверждает вывод о разнообразии форм существующих государств. Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии, позволяют отграничить данную группу стран не только от государств Запада, но и многих неевропейских держав, и объединить их в один исторический государственно-правовой регион под названием «Арабский Восток».

Понятие «регион», ранее бывшее исключительно географическим понятием, в настоящее время нередко употребляется как в политике, так и в научно-доктринальных разработках. Причем, используется наиболее общее определение региона как «территории, по совокупности насыщающих ее элементов отличающейся от других территорий и обладающей единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории» .

Понятия арабский мир и Ближний Восток — не синонимы, хотя бы потому, что турки, иранцы, армяне и другие народы Востока не являются арабами. Между тем, в географическом плане арабский регион - это территории, занимаемые почти двумя десятками арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис).

Арабский регион можно изучать с различных пози ций, учитывая этнический, демографический, конфессиональный, социально-экономический, аспекты8. Однако в данной работе представляется

Алаев Э Б Социально-экономическая география Понятийно-терминологический словарь М . 1983

8 См Регионоведение Учебник /Под ред Гладкий Ю Б . Чистобаева А ИМ. 2000

необходимым изучение Арабского Востока в качестве государственно -правового региона.

Историческая традиция развития национ альной государственности в странах Арабского Востока и ее особенности, формы государства, обладающие чисто внешним сходством с формами государств других регионов, но имеющие общие специфические черты, - яркие свидетельства в пользу выделения особого исторического государственно-правового региона - Арабского Востока.

Во втором параграфе диссертантом приводятся субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов. Арабские государства по территориальному признаку подразделяются на государства африканской, восточно-средиземноморской и аравийской зоны. Территориальная близость предопределила схожесть государственного устройства стран-соседей каждой зоны, обусловленную одним путем исторического развития, влиянием совокупности одинаковых факторов. Между тем, по форме государства три зоны отличны друг от друга, в связи с чем диссертант считает необходимым говорить и о трех политико-правовых субрегионах: Магрибе, Аравии, Леванте (восточно-средиземноморском субрегионе).

В данной работе отражены государственно-правовые признаки каждого субрегиона. Так, для Аравии характерно преобладание монархической формы правления, которая сформировалась здесь исторически. Наличие именно в Аравии двух священных городов мусульман - Мекки и Медины, а также мусульманской святыни Ка"абы наложило определенный отпечаток на традиции, которые остались практически незыблемыми со времен Пророка. Аравия характеризуется сохранением племенной, семейно-клановой организацией общества и его управления. В наиболее обобщенном виде существующий в арабских монархических государствах политический режим диссертант определяет как традиционно-исламистский. Для Магриба характерно преобладание стран с республиканской формой правления, причем данные республики диссертант определяет как суперпрезидентские. Отличительной чертой данного субрегиона автор считает огромную роль военного фактора. Для третьего субрегиона - Леванта, характерен симбиоз форм правления встречающихся на Арабском Востоке.

На основании анализа государственно-правовых признаков стран Арабского региона диссертант пришел к выводу о необходимости выделения внутрирегиональных разновидностей государств Арабского Востока: Алжирской, Тунисской, Саудовской.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Байкова Л.И. Преступление и наказание по мусульманскому праву: практика применения в Чечне// Шариат: теория и практика. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 26-28 сентября 2000.- 0,42 п.л.

2. Байкова Л.И. Общая характеристика идеального мусульманского государства// Вест. Уфимского юридического института МВД России. Уфа, 2002. №4.- 0,22 п.л.

3. Байкова Л.И. Система права: опыт некоторых исламских государств// Актуальные проблемы правовой системы общества. Выпуск II.- Уфа, 2003,-0,16 п.л.

4. Байкова Л.И. Сравнительный анализ основных положений Всеобщей декларации прав человека и Исламской декларации прав человека// Международные и национальные механизмы защиты прав и свобод человека. Материалы I Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов.- Уфа, 13-14 декабря 2002.- 0,26 п.л.

5. Байкова Л. И. Сравнительный анализ цивилизаций на примере исламской цивилизации// Духовная культура России: прошлое, настоящее и будущее. Материалы научно-практической конференции.-Пенза, 12-13 октября 2004.-0,16 п.л.

6. Байкова Л.И. Арабский Восток как политико- правовой регион// Вест. Уфимского юридического института МВД России. Уфа, 2004. №4.- 0,18 п.л.

БАЙКОВА Лилия Ильдаровна

ИСЛАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

АРАБСКОГО ВОСТОКА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 12.00.01-теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05 01 99

Подписано в печать 20.10.2004 г. Бумага офсетная №1. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл.печл. 1 Уч.изд.л. 1,80. Тираж 100. Заказ 148.

Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

Отпечатано в филиале редакционно- шдателъского отдела Башкирского государственного университета

в Институте права 450005, РБ, г.Уфа, ул Достоевского. 131 -115

№199 99

РНБ Русский фонд

2005-4 15969

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Байкова, Лилия Ильдаровна, кандидата юридических наук

Введение

Глава 1.1.Проблемы генезиса мусульманского государства у арабов.

1.1 .Возникновение ислама. Раннее мусульманское государство.

1.2.Этапы развития средневековых арабо-исламских государств. 45 1.3. Роль и место средневековых арабо-исламских стран в типологии государства.

Глава II. Эволюция арабо-исламских государств в эпоху новейшего времени и проблемы их классификации.

2.1. Формы государства на Арабском Востоке: страновое разнообразие и региональное единство.

2.2. Субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект"

Актуальность темы исследования.

Последние десятилетия характеризуются возросшей активностью «исламского фактора» на самых разных уровнях: страновом, региональном, международном. События сентября 2001 г., происшедшие в США, воочию свидетельствуют о том, что небывалая активность исламистов способна провоцировать межгосударственные, а в перспективе и межцивилизационные конфликты, с непредсказуемыми последствиями.

Для того чтобы вести эффективную борьбу с негативными проявлениями «исламского фактора», необходимо изучить все те явления, которые так или иначе связаны с исламом.

Россия - родина миллиона мусульман. Поэтому для нашей страны данная задача приобретает особую значимость. Она всякий раз напоминает о себе, когда в Российской Федерации происходит обострение внутриполитической ситуации, связанное с действиями членов экстремистских организаций, созданных на Северном Кавказе. Об этой задаче в нашей стране вспоминают и тогда, когда возникает потребность «ответа» на исламский «вызов», который периодически исходит от некоторых государств дальнего зарубежья.

В связи с вышесказанным в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса ко «всему исламскому»: обществу, праву, государству. «Этот процесс в мировой политике получил название «исламский бум»1. Многие исследователи исламского мира и Арабского Востока посвятили свои работы возникновению и развитию именно ислама как религиозной системы, его распространению на территории, прилегающей к Аравийскому полуострову. Поэтому главное внимание ими уделялось социокультурной специфике общества, породившего ислам и исламскую цивилизацию. В полном соответствии с системой приоритетов, сложившейся в отечественной арабистике и исламоведении, феномен исламского

1 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 6,7. государства считался проблемой второстепенной и даже третьестепенной. Примером может служить название одной из коллективных работ - сборника статей, в основу которого «легли доклады, прочитанные на ежегодных сессиях ленинградских арабистов начиная с 1976 г.». Его название: «Ислам. Религия, общество, государство» - яркое проявление сложившегося в отечественном обществознании подхода.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования, обладающие чертами междисциплинарности, но сохраняющие самую тесную связь с юриспруденцией. Определенные перспективы среди них сохраняют и те исследования, для которых характерно объединение сил и средств истории, теории государства и права, их сконцентрированность в рамках специфической междисциплинарной области - «теории истории». Такой подход позволяет реализовать потребности не только в трудах, обобщающих достижения других общественных наук, но и в специализированных научных исследованиях, которые нацелены на изучение возникновения и развития собственно исламского государства.

При таком подходе к объекту познания - исламской государственности - появляется возможность сконцентрировать главное внимание на тех проблемах, которые в отечественной юридической науке оставались на периферии познания. Прежде всего, недостаточно полно изучен сам генезис исламского государства, а также исторические формы мусульманских государств, принадлежащие к самым разным историческим эпохам (средневековья и новейшего времени).

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что учеными-юристами до сих пор не решены проблемы, связанные с типологической принадлежностью исламских государств, их классификацией по регионам и субрегионам. Региональная и субрегиональная специфика государственно-правового развития, так или иначе, обнаруживает себя во всем исламском мире, но наиболее ярко она проявляется на Арабском

Востоке. К сожалению, отечественные исследователи не уделяют должного внимания государственно-правовым особенностям данного региона.

Отмеченные пробелы в определенной мере призвано восполнить настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с возникновением и развитием арабо-исламских государств, пока не привлек к себе должного внимания отечественной историко-юридической науки. Работа историков-юристов в этой области ограничивается подготовкой соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Единственной работой, принадлежащей крупному историку-юристу, в которой была предпринята попытка рассмотреть арабский государствогенез на монографическом уровне, является труд С.В.Юшкова, опубликованный еще в 1948 г. под названием «К проблеме образования феодального государства». Главное внимание С.В.Юшков здесь уделял своим излюбленным теоретическим конструкциям: «дофеодальному государству» и его социально-экономическим основам -«феодальному укладу» и «классу феодалов», феодальному «перевороту», при котором на смену «дофеодальному государству» приходит «феодальное государство» . Налицо стремление к иллюстрации классово-формационных постулатов примерами из истории Арабского халифата. Подобный подход в значительной мере обесценил результаты работы С.В.Юшкова, которая на сегодняшний день признана устаревшей, а ее содержание нуждается в коренном пересмотре.

Спорные сами по себе концептуальные положения, созданные С.В.Юшковым, приковывали внимание ученых к социально-экономической проблематике, оставляя на периферии исследовательского процесса проблемы собственно истории государства и права. К тому же, за пределами исследования С.В.Юшкова остался весь современный период государственно-правового развития Арабского Востока.

2 Юшков С.В. К проблеме образования феодального государства. М., 1948.

Образовавшийся пробел в какой-то мере восполняют труды Л.Р.Сюкияйнена - специалиста в области теории и истории мусульманского права, а также ученых-конституционалистов - Н.А.Заварнова, М.А.Сапроновой, В.Е.Чиркина, С.В.Чиркина. Однако в их работах подвергнута анализу теоретико-правовая и конституционно-правовая проблематика. Поэтому данными авторами не ставились и не решались задачи, прямо связанные с историко-теоретическим исследованием генезиса исламской государственности Арабского Востока.

Богатейший фактографический материал представлен в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций теории и истории государства и права.

Объектом диссертационного исследования являются исторические разновидности арабо-исламских государств: их становление и развитие, как в эпоху средневековья, так и в период новейшего времени.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные признаки и характеристики исламской государственности, проявившиеся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (средневековья и новейшего времени), выделенные путем понятийно-правового постижения.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном исследовании основных этапов и форм исламской государственности, осуществляемом на основе обобщающего историко-теоретического анализа различных концепций государствогенеза, созданных отечественными и зарубежными учеными; выявление их эвристических возможностей на материале одного из исторических государственно-правовых регионов - Арабского Востока. Цель работы состоит и в том, чтобы высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах, как «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др.

Основные задачи диссертационного исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- с использованием данных исторической науки установить основные причины возникновения исламского государства у арабов и выявить роль ислама в этом процессе;

- проанализировать параметры первого исламского государства;

- установить типологическую принадлежность исторических форм арабо-исламских государств Средневековья и Новейшего времени;

- выявить государственно-правовую специфику Арабского Востока -одного из самобытных исторических регионов исламского мира;

- определить основные формы современного исламского государства на примере стран Арабского Востока.

Теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. Раскрывая значение ислама и исламской цивилизации для юридической науки, автор широко использовал работы отечественных арабистов и востоковедов: В.В.Бартольда, О.Е.Беляева, О.Г.Большакова, А.М.Васильева, Л.С.Васильева, П.А.Грязневича, И.П.Петрушевского, М.Б.Пиотровского, Л.И.Климовича и ДР

Особое внимание в диссертации уделяется работам, посвященным теории и истории государства и права. Среди них были использованы труды: А.И.Ковлера, В.В.Лазарева, Ф.М.Раянова, В.К.Самигуллина, Л.Р.Сюкияйнена, А.Н.Тимонина, И.Д.Левина, А.Г.Хабибуллина, Р.Х.Гилязутдиновой, Л.М.Энтина и др.

В диссертации были использованы и работы ученых- специалистов в области конституционного права: А.А.Мишина, Г.И.Муромцева, М.А.Сапроновой, Б.А.Страшуна, В.Е.Чиркина и др.

При анализе параметров первого исламского государства автор опирался на классические работы зарубежных авторов - социал- и политантропологов: Х.Дж. М. Классена, Э.Саутхолла, Э.Сервиса и др.

Определяя этапы и формы исламских государств Арабского Востока, устанавливая их типологическую принадлежность, диссертант широко использовал труды зарубежных арабистов и исламоведов: Абу Аль-Аля Аль Маудуди, Г. фон Грюнебаума, А.Массэ, Э.Саида, Сафи ар-Рахмана аль-Мубарафури и др.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составили Коран и Сунна, а также Конституции арабских государств. Сложность и глубина стоящих перед диссертантом проблем, обусловили привлечение достаточно широкого круга источников как официального, так и неофициального характера.

Во-первых, это научные труды, посвященные анализу таких явлений, как цивилизация, государство, раннее государство, исламское государство.

Во-вторых, это нормативные и нормативно-правовые акты: Коран, Сунна, конституции государств Арабского Востока.

В-третьих, - материалы периодической печати, в которых содержатся интересные факты, характеризующие современную государственно-правовую жизнь Арабского Востока.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование, посвященное историко-теоретической разработке сущностных признаков и характеристик исламской государственности, проявившихся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (Средневековья и Нового времени). Диссертация выполнена на стыке теории и истории государства и права. В ней сделана попытка междисциплинарного синтеза достижений российского государствоведения и отечественной историографии и российского государствоведения с лучшими образцами американской, арабской и западноевропейской научной мысли. Существенно обогащена теоретическая база исследования, на основе которой выявляется специфика государствообразования у арабов, раскрываются особенности последующей эволюции исламской государственности на материале одного из исторических государственно-правовых регионов.

Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

- Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства». В связи с этим следует особо отметить исключительно выдающийся личный вклад Мухаммада как в распространении ислама, так и в возникновении первого исламского государства;

- Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно при его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

- Исламская государственность — это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

- Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» - религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами; второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к процессам «взрывного» типа; частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур; наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие - «Арабский государственно-правовой регион».

- Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

- Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка расширить границы познания истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права на специфическом государственно-правовом материале стран Арабского Востока. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на межрегиональных всероссийских научно-практических конференциях: «Шариат: теория и практика». Уфа, 26-28 сентября 2000; «Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития». Уфа, 10-11 декабря 2002; в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три и два раздела соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Байкова, Лилия Ильдаровна, Уфа

Заключение

Одной из особенностей конца XX столетия стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами, целью которых стало установление исламского правления на большинстве территорий, население которых исповедует ислам. В связи с этим, данные государства, в политической жизни которых наиболее активно действуют представители этих движений, встали в оппозицию к неисламскому миру.

Существует ли исламский мир в качестве субъекта международной политики?

На этот вопрос, как нам кажется, нельзя ответить однозначно. В мире известны исламские международные организации, которые практически дублируют международные организации глобального масштаба: Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца (исламский аналог Международного Красного Креста), Исламский банк развития (аналог Международного банка развития), Исламская организация по образованию, науке и культуре (аналог ЮНЕСКО), Исламская федерация спортивной солидарности (аналог Всемирного олимпийского комитета) и др.

Между тем, несмотря на то, что исламский мир подразумевает под собой совокупность государств, существующих в различных точках земного шара, большинство населения которых исповедует ислам, именно различие уровня социально-экономического развития, разные геостратегические интересы, единства в самой религиозной системе - исламе, разная форма и степень исламизации общественной жизни позволяют говорить и о региональное™ в исламском мире.

Значительная доля исламских государств приходится на Арабский Восток. Именно вышеуказанные различия позволяют отделить страны Арабского Востока не только от иных европейских, латиноамериканских и иных стран, но и вместе с тем и от других исламских стран.

В связи с этим, в диссертации было предложено ввести в научный обиход понятие исторического государственно-правового региона -Арабский Восток. Прийти к такому выводу нам позволило изучение причин возникновение ислама и первого государства, построенного на принципах ислама. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, появились возможности и для внутрирегиональной классификации стран Арабского Востока.

Проведенное исследование подводит к некоторым выводам, заключающимся в следующем:

- Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти

ЧУ

Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства».

- Исламская государственность - это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

- Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно под его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

- Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» - религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами; второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к «взрывному» типу; частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур; наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие - «Арабский государственно-правовой регион».

6. Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

7. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект»

1. Коран. Перевод с арабского языка И.Ю.Крачковского. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1990. - 511 с.

2. Коран. Перевод с арабского языка В.Пороховой. М.: Центр Аль-Фуркан, 1997. - 630 с.

3. Хадисы. Перевод с арабского языка В.Пороховой М.: Центр Аль-Фуркан, 1998. - 255 с.

4. The Constitution of the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh, 1992. -16 c.

5. The Constitution of Kuwait. A1 Kuwait, 1962. -11 c.

6. The Constitution of the Yemeni Republic. Sanaa, 1991. 13 c.

7. The Constitution of the Republik of Mauritania. Nouakchott, 1991.-13 c.

8. The Constitution of the Arab Republik of Egypt. Cairo, 1971. 22 c.

9. The Constitution of the Hashemite Kingdom of Jordan. Amman, 1952. -18 c.2. Научная литература.

10. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня / Абу Аль-Аля Аль Маудуди. М.: Бадр, 2002. - 32 с.

11. П.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь / Э.Б.Алаев. М.: Мысль, 1983. - 290 с.

12. Ахмед Ан-Наим А. На пути к исламской реформации / Ахмед Ан-Наим А. Пер. с англ. М.: Изд-во «Музей и общественный центр им. А. Сахарова», 1999. - 284 с.

13. Баренбойм М. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / М. Баренбойм . М.: Белые альвы, 1995. - 174 с.

14. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата: В 6 т. Т.6. М.: Наука, 1966. - 370 с.

15. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье / Е.А.Беляев. М.: Наука, 1966. - 280 с.

16. Болыпаков О.Г. История Халифата 1. Ислам в Аравии 570-633 / О.Г.Большаков. М.: Наука, 1989. - 220 с.

17. Большаков О.Г. История Халифата 2. Эпоха великих завоеваний (633-656 гг.) / О.Г.Большаков. М.: Наука, 1993. - 294 с.

18. Васильев A.M. Факелы Персидского залива / А.М.Васильев. М.: Политиздат, 1976. - 174 с.

19. Васильев A.M. История Саудовской Аравии / А.М.Васильев. М.: Наука, 1998.-612 с.

20. Васильев J1.C. История Востока: В 2 т. Т.2. / Л.С.Васильев. М.: Классика плюс, 1994. - 494 с.

21. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. М.: Высшая школа, 1983. - 432 с.

22. Взгляд на ислам.- М.: Сантлада, 1992. 79 с.

23. Всеобщая история государства и права / К.И.Батыр и др. М.: Юристь, 1994.-416 с.

24. Георгиев А.Г. Нефтяные монархии Аравии / А.Г. Георгиев, В.В.Озолинг. М.: Наука, 1983. - 224 с.

25. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник / Г.В.Голосов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 207 с.

26. Государство Кувейт. М.: Наука, 1999. 117 с.

27. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (6001258) / Г.Э. фон Грюнебаум. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 216 с.

28. Егорин А.З. Объединенные Арабские Эмираты / А.З.Егорин, В.А.Исаев. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997. - 287 с.

29. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В.Жданов. -М.: Международные отношения, 2003. 568 с.

30. Заварнов Н.А. Государственное право развивающихся стран. Учеб.пособие. М.: Наука, 1989. - 76 с.

31. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада / Ибн Хишам. -М.: ИД ИММАН, 1999. 652 с.

32. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа) / В.П. Илюшечкин. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 396 с.

33. Ислам: энциклопедический словарь / С.М.Прозоров и др. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.

34. Ислам. Краткий справочник. 2-е издание. М.: Наука, 1983. - 139 с.

35. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1986. - 232 с.

36. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. - 187 с.

37. Каддафи Муаммар. Зеленая книга / Каддафи Муаммар. М.: Международные отношения, 1989. - 160 с.

38. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа (400-1500). Пер. с англ. / Г.Кенигсбергер. М.: Весь мир, 2001. - 374 с.

39. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г.М.Керимов.- М.: Леном, 1999.-303 с.

40. Климович Л.И. Происхождение ислама / Л.ИКлимович. М.: Атеист, 1931. - 105 с.

41. Климович Л.И. Ислам. Очерки / Л.И.Климович. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 288 с.

42. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории / А.И.Ковлер. М.: Наука, 1990. - 256 с.

43. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Б.А.Страшун и др. М.: Изд-во БЕК, 2000. - 784 с.

44. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / А.И.Косарев. М.: Норма, 2002. - 464 с.

45. Крашенинникова Н.А. История права: Курс лекций / Н.А.Крашенинникова. М.: Изд-во БЕК, 1994. - 172 с.

46. Левин И.Д. Государственный строй стран Арабского Востока / И.Д.Левин, В.А.Мамаев. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1957. - 312 с.

47. Ленин В.И. Государство и революция: Полн. собр. соч. Т.ЗЗ. М.: Политиздат, 1986. -407 с.

48. Лики Востока. Мудрость вождей. М.: ОЛМА- Пресс, 2000. - 189 с.

49. Массэ А. Ислам. Очерк истории / А.Массэ. М.: Изд-во восточной литературы, 1982. - 230 с.

50. Международное право: Учебник / Ю.М.Колосов, В.И. Кузнецов, и др. М.: Юристъ, 1995. - 672 с.

51. Мельников Е.Н. Политический и государственный строй Ливана / Е.Н.Мельников. М.: Изд-во восточной литературы, 1974. - 150 с.

52. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 6-е изд., перераб. и допол. / А.А.Мишин. -М.: Белые альвы, 1998. -456 с.

53. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств / Г.И.Муромцев. -М.: Норма, 1982.-207 с.

54. Мусульманские страны: религия и политика (70-80 годы). Сборник статей / А.В.Маляшенко, И.М. Музикарж, и др. М.: АН СССР. Институт востоковедения, 1991. - 230 с.

55. Николаев Б.Н. Ислам и государство / Б.Н.Николаев. М.: Атеист, 1931.-115 с.

56. Общая теория права и государства: Учебник / В.В.Лазарев и др. -М.: Юристь, 2001. 399 с.

57. Папаян Р.А. Христианские корни современного права / Р.А.Папаян. М.: Норма, 2002. - 403 с.

58. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7-15 вв. / И.П.Петрушевский. -JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. 49 с.5 9. По литология: Учебник для вузов / М.А.Василика и др. М.: Юристь, 2002. - 592 с.

59. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / А.Я.Сухарев и др. М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 840 с.

60. Проблемы социально-экономических формаций. Сб. статей. М.: Наука, 1975.-122 с.

61. Развитие капитализма в арабском мире / Р.Н.Андреасян и др. М.: Наука, 1988.- 157 с.

62. Раянов Ф.М. Азбука государства и права / Ф.М.Раянов. Уфа : Изд-во Башкирского ун-та, 1997. - 159 с.

63. Гладкий Ю.Б. Регионоведение: Учебник / Ю.Б. Гладкий, А.И.Чистобаев. М.: Гардарики, 2000. - 384 с.

64. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989-1999) / М.А.Сапронова. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1999. - 165 с.

65. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции / М.А.Сапронова. М.: МГИМО; «Российская политическая энциклопедия», 2001. - 216 с.

66. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик / М.А.Сапронова. М.: ИД Муравей, 2003. - 328 с.бБ.Самигуллин В.К. Теория государства и права / В.К.Самигуллин, А.Н.Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1994. - 67 с.

67. Саудовская Аравия. Справочник / В.В.Озолинг и др. М.: Наука, 1980.-213 с.

68. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Мухаммад / Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. М.: Бадр, 2000. - 373 с.

69. Сейед Мохаммад Хатами. Традиция и мысль во власти авторитаризма / Сейед Мохаммад Хатами. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001.-288 с.

70. Соловьев B.C. История и будущность теократии. В 12 т. Т. 3. -СПб.: Изд-во «Общественная польза», 1903. 214 с.

71. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19-20 вв. / М.Т.Степанянц. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1982. - 248 с.

72. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право / Л.Р.Сюкияйнен. М.: Наука, 1986.-254 с.

73. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М.Корельский, В.Д. Перевалов, и др. М.: Норма, 1999.-616 с.

74. Теория государства и права. Учебник. / М.И.Марченко и др. М.: ООО «ТК Велби», 2000. - 640 с.

75. Тимонин А.Н. Проблемы генезиса Древнерусского государства / А.Н.Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-ва, 1997. - 232 с.

76. Тойнби А.Дж. Постижение истории: пер. с англ./ А.Дж. Тойнби. -М.: Айрис-пресс, 1991. 736 с.

77. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник статей: пер. с англ. / А.Дж. Тойнби. М.: Айрис-пресс, 2002. - 592 с.

78. Торнау Т. Изложение началъ мусульманского законоведения / Т. Торнау. СПб.: МНТПО «Адир», 1991. - 475 с.

79. Тунисская Республика. М.: Наука, 1993. - 134 с.

80. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с.

81. Хрестоматия по исламу / В.В.Полосин, М.Б.Пиотровский, и др. М.: Наука: Главное изд-во восточной литературы, 1986. - 238 с.

82. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. М.: Юристь, 1996. - 576 с.

83. Честное И.JI. История политических и правовых учений: краткое изложение и методические рекомендации по самостоятельному изучению. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 62 с. 86.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е.Чиркин. - М.:

84. Юристъ, 1999. 400 с. 87.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник /

85. B.Е.Чиркин. -М.: Юристъ, 2002. 622 с.

86. Шеин О. Ливийский опыт упразднения государства, www. komsomol.narod.ru/articles/shein on libya.htm.

87. Швецов B.C. Государственный суверенитет / В.С.Швецов. М.: Наука, 1979.-302 с.

88. Юшков С.В. К проблеме образования феодального государства /

89. C.В.Юшков. М.: Московский юрид. ин-т, 1948. - 72 с. 91.Энтин Л.М. Политические системы развивающихся странгосударство и политические партии в странах Азии и Африки). -М.: Наука, 1978.-159 с.

90. Burdo G. Driot Constitutionnel et. Institutions Politiques. P., 1974. -216 p.

91. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971. - 197 p.

92. Dam N. van. The struggle for power in Syria: Sektarianizm, regionalism and tribalism in politics, 1961-1978. L.: Groom Helm, 1979. - 98 p.

93. Duverger M. Institutions Politiques et Driot Constitutionnel.- P., 1970. -113 p.

94. Claessen H.J.M., Skalnik P. The Early State: Models and Reality. -L.: The Hague, 1978. 117 p.

95. Статьи из журналов и сборников.

96. Бруншвиг Р. Проблематичность исламской цивилизации / Р. Бруншвиг И Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учебн. пособие для студ./Под ред. Б.С.Ерасова: Сб. ст. М., 1998 -С. 347-349.

97. Грязневич П.А. Ислам и государство / П.А.Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. - С. 189-203.

98. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе / П.А.Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. - С. 161-174.

99. Ионов И.Н. Российская цивилизация и ее парадоксы / И.Н.Ионов //История России: Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения/ Отв. ред. А.С.Сенявский: Сб. ст.- М., 2002. С. 139-156.

100. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма / Х.Дж.М. Классен // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. - С. 6-23.

101. Карнейро Р. Процесс или стадия: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства / Р.Карнейро // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. - С. 84-94.

102. Крадин Н.Н. Кочевники. Мир-империи и социальная эволюция / Н.Н.Крадин // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000.-С. 314-336.

103. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун // Этнические аспекты власти: Сб. ст.- СПб., 1995. С. 18-34.

104. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии 7 в. / М.Б.Пиотровский // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. -М., 1984.-С. 19-35.

105. Рахимов P.P. Концепция лидерства в культуре таджиков / Р.Р.Рахимов // Этнические аспекты власти: Сб. ст. — СПб., 1995. С. 138-188.

106. Сабов А. Бес Саддама / А.Сабов // Российская газета. 22 марта 2003.

107. Сагадеев А.В. Авторитаризм и поиски легитимности в модернизирующемся арабском мире / А.В .Сагадеев //Авторитаризм и модернизация в странах Азии и Африки: Сб. ст.- М., 1994. С. 1340.

108. Саутхолл Э. О возникновении государств / Э.Саутхолл //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст.- М., 2000. С. 130136.

109. Сервис Э. О происхождении государства и цивилизации / Э. Сервис // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студентов вузов: Сб. ст.- М., 1998. С. 155-157.

110. Спенсер Ч. Политическая экономия становления первичного государства / Ч. Спенсер //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М.,2000.-С. 137-154.

111. Сюкияйнен JI.P. Мусульманская государственно-правовая доктрина / JI.P. Сюкияйнен //Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Т.1.: Сб. ст. М., 1987. -С. 277-317.

112. Чиркин С.В. Арабский Халифат / С.В. Чиркин //История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. -М., 2001.- С. 498-505.

113. Чистяков О.И. Введение в историко-правовые науки / О.И. Чистяков // Вестник Московского университета. 1996.- №4. - С. 710.

114. Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация / В.Ф. Шаповалов // История России. Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения: Сб. ст. М., 2002. - С. 112-139.4. Авторефераты диссертаций.

115. Тимонин А.Н. Исторический генезис Древнерусского государства: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук / А.Н.Тимонин; Санкт-Петербургский государственный ун-т. СПб, 1997. - 48 с.

2015 © LawTheses.com