Право и правосознание в учении И. А. Ильинатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Сазонова, Татьяна Борисовна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.С.3

ГЛАВА 1.ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И. А. ИЛЬИНА .С.16

§ 1. Вехи биографии.С.

§ 2. Особенности философских взглядов И.А. Ильина.С.ЗО

ГЛАВА II. И.А. ИЛЬИН О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ.С.48

§ 1. Понятие естественного права. Ильин о духовной природе права.С.

§ 2. Право и мораль.

Соотношение естественного и положительного права.С.

ГЛАВА III. УЧЕНИЕ О ПРАВОСОЗНАНИИ.С.854^

§ 1. Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание.С.

§ 2. Кризис правосознания.С.

§ 3. Аксиомы правосознания.С.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Право и правосознание в учении И. А. Ильина"

Не случайно для последнего десятилетия характерно обращение к идейно-теоретическому наследию отечественной юридической мысли конца XIX - начала XX веков. Закономерность интереса обусловлена похожестью характеристик российской общественной среды, в которой и на рубеже XIX - XX веков и сейчас, в конце XX века, преобладает правовой нигилизм.

В советское время дореволюционная русская философско-правовая мысль практически выпала из научного оборота. Целый пласт отечественной философии оставался за пределами внимания исследователей права1. Однако "Россия - страна крайностей" - это меткое замечание оправдывается и в отношении духовного наследия: многолетнее замалчивание имен круинейших дореволюционных философов, правоведов, общественно-политических деятелей сменилось повышенным вниманием к их персонам. Подобное внимание вполне объяснимо как с позиции рядового читателя, так и с точки зрения исследователей. Для первых тго связано со сменой системы приоритетов, со сменой героев - раньше они находились в забвении, сейчас же на именах противников Советской власти, настоящих и мнимых, открыто спекулируют, вырывая из контекста те или иные положения в угоду современным различным политическим течениям. В

1 Следует заметить, что исследования дореволюционной философско-правовой мысли предпринимались и в советское время. См., например: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства.- М.: Наука, 1980, Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России.- М.: Юрид. лит., 1978. этой связи повышенный интерес к праву, обусловленный объективными причинами развития современного государства и общества, требует непредвзятого прочтения трудов российских дореволюционных юристов: Н.Н. Алексеева, Г.Д. Гурвича, Б.П. Вышеславцева, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, И.Б. Новицкого, Е.Н. Трубецкого и других.

Однако вопрос о систематизации и анализе отечественной философско-юридической мысли еще далек от своего положительного разрешения.

Особый интерес представляет творчество отечественных философов, правоведов, оказавшихся в эмиграции в результате революционных событий 1917 года. В отличие or советских исследователей представители юридической науки русского зарубежья имели возможность знакомиться с новейшими течениями западной политико-правовой мысли, использовать их для создания своих собственных концепций, которые, в свою очередь, в дальнейшем оказали влияние на развитие и западной, и отечественной юриспруденции.

В этой связи представляется вполне оправданным обращение к творчеству Ивана Александровича Ильина. Творческое наследие И. А. Ильина (а это более 30 книг, сотни брошюр, статей и выступлений) привлекает особое внимание постановкой проблем, нестандартностью решений, отличным чувством стиля. Ильин интересен как правовед и философ, как религиозный мыслитель и педагог, как яркий оратор, патриот и публицист. Достаточно перечислить названия некоторых его работ, чтобы понять универсальность его таланта: "О сущности правосознания", "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", "Основы художества", "Основы христианской культуры", "Путь к очевидности", "Родина и мы" и другие. Исследовательский талант И.А. Ильина столь разносторонен, что побуждает к созданию классификации его творчества.

Ю. Т. Лисица, один из немногих, и, пожалуй, наиболее авторитетный российский исследователь творческого наследия Ильина, составитель и комментатор его собрания сочинений, считает, что И. А. Ильин внес огромный вклад в историю философии и философских учений такими работами как "Идея личности в учении Штирнера"(1911), "Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа"(1912), "О возрождении гегельянства"(1912), "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"(1918). Кроме того, работы "О любезности. Социально-психологический опыт"(1912), "Духовный смысл войны"(1915), "О сопротивлении злу силою"(1925) представляют лучшие страницы русской нравственной философии.

К сугубо философским Ю. Т. Лисица относит следующие труды Ильина: "Шлеймахер и его "Речь о религии""(1912), "Религиозный смысл философии"(1925), "Путь духовного обновления^1937) и "Путь к очевидности" (работа издана в 1957 году, посмертно).

Как правовед, И. А. Ильин выступает в работах "Общее учение о праве и государстве^ 1915)2, "Понятия права и силы"(1910), "О сущности правосознания" (1956), "О монархии и республике"(1979) и др.

2 Работа является первой частью книги "Основы законоведения: Общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М.Устинова, И.Б.Новицкого и М.Н.Гернет", опубликованной в Москве и Петрограде в 1915 году.

Приведенная классификация достаточно условна, поскольку, строго говоря, во всех работах И.А. Ильин выступает как философ естественно-правовой ориентации, и, следовательно, все его работы можно отнести к философским. Возможно, это обусловлено спецификой научного интереса Ильина. Занимаясь прошлым, настоящим, будущим России, проблемами природы государства, рассматривая их в широком социокультурном контексте, мыслитель пытался расширить рамки философии права.

Как справедливо отмечают, философия права - это не только "нравственный стержень законодательства"3, это "познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, "нормальный" строй общества"4, это и критерий моральных требований, предъявляемых как к действиям власти, так и к действиям каждого человека.

Знатоком творческого наследия И.А. Ильина, безусловно, считается Н. П. Полторацкий, долгие годы работавший с архивом Ильина в США, подготовивший к печати некоторые его работы и неоценимо много сделавший для популяризации имени мыслителя, его идей в России5.

3 Кузнецов Э. В. Философия права в России. - М., 1989., С.8.

4 Франк С.Л. Духовные основы общества. //Русское зарубежье. - JI.,1991., С.253.

5 См.: Полторацкий Н. П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силою- Лондон, Канада, 1975; Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. - Тенефлай, Нью-Йорк, 1989; Полторацкий Н. П. Россия и революция - Нью-Йорк, 1988; Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Мосты - Мюнхен. - 1960. - №4; Полторацкий Н.П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина. //Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972.

Однако в большинстве работ об Ильине акцент делаетсЯ на его философские, этические взгляды. Отечественная справочная литература содержит, как правило, только упоминание о его работе "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". По существу, широкому кругу читателей более всего Ильин известен как исследователь и комментатор Гегеля и как идеолог Белого движения. В советский период Ильин оценивался преимущественно негативно6. Однако и в советское время его исследование творчества Гегеля оценивалось весьма высоко. Так, Ю.В. Попов считал труд Ильина о Гегеле как "наиболее значительный в истории русского идеализма"7. Вклад Ильина в историю философии признавал и В.А. Малинин, считавший, что "не только в русской, но и в мировой философской литературе произведение Ильина является одним из фундаментальных и по-своему глубоких исследований гегелевского идеализма"8.

На творчество И. А. Ильина обращали внимание такие признанные исследователи русской философии, как В.Зеньковский и Н.Лосский9.

6 К примеру, И.Баммель называл Ильина "неогегельянцем, с ярко выраженной идеологией черной согни и поповщины". См.: Баммель И. Ильин И.А. //Большая советская энциклопедия - 1-е изд. - Т.27. - М.: Советская энциклопедия, 1930. - С.778. У А.Полякова Ильин выступает как "объективный идеалист с ярко выраженными чертами мистицизма", "монархист", "шовинист". См.: Поляков А. Ильин И.А. //Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т.2. -С.252.

7 Попов Ю.В. Ильин И.А. //Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.209.

8 См.: Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве. //История философии в СССР. - Т.2. - М., 1971.

9 Зеньковский видел в Ильине прежде всего гегельянца, при этом указывая на преобладание в его философии трансцендентализма и имманентизма. См.:

Неоднократно ссылался на философские и этические работы Ильина и С.Н. Булгаков, признавая, что его исследование философии Гегеля заслуживает "полного внимания" и имеет "выдающиеся достоинства"10. Положительно оценивали Ильина П.Б. Струве11, служители церкви12.

В то же время в адрес Ильина раздавалась острая критика со стороны Н.Бердяева, З.Гиппиус и других представителей русской эмиграции.13

За последние несколько лет в отечественной литературе появились многочисленные публикации, посвященные Ильину, рассматривающие различные аспекты его творчества и фрагменты его произведений.14

Зеньковский В. История русской философии. Т.Н.- 4.2. - СПб.: ЭГО, 1991. Н.Лосский высоко оценивал работу Ильина "О сопротивлении злу силою", считая ее одним из лучших образцов нравственной философии. См.: Лосский Н. История русской философии. - М.; Прогресс, 1994.

10 См.: Булгаков С. Трагедия философии. В 2-х томах. - Т.1. - М.: Наука, 1993.

11 Струве считал, что "И.А. Ильин есть интересное и крупное явление в истории русской образованности. формально - юрист, он по существу философ, то есть

- мыслитель, а по форме - изумительный оратор и ритор в хорошем античном смысле этого слова. Такого, как он, русская культура еще не производила, и он в ее историю войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким во всех смыслах". См.: Струве П.Б. Дневник политика. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом. //Возрождение.

- №478. - 23 сентября 1926.

12 См.: Митрополит Антоний. О книге Ильина "О сопротивлении злу силою". //Новое время. - Белград. - 1925. - №1356. - 4 ноября; Митрополит Елевфрий. Соборность церкви. Божие и кесарево. - Париж, 1938; Архиепископ Анастасий Иерусалимский. Письма к И.А. Ильину. //Записки русской академической группы в США. - T.XIX. - Нью-Йорк, 1986.

Характерно, что в современной справочной литературе резко изменилась оценка личности И.А.Ильина и его творчества. Ю. Сохряков, например, пишет об Ильине не только как "о глубоком знатоке немецкой классической философии", но и как о мыслителе, внесшем "значительный вклад в раскрытие сущности русской идеи"15.

В информационном справочнике "Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды" за Ильиным признается наличие

13 См.: Бердяев Н. Кошмар злого добра.(0 книге И.Ильина "О сопротивлению злу силою") //Путь.- Париж.- 1926.- №4.- июнь-июль; Гиппиус 3. Меч и крест. //Современные записки.- Париж.- 1926.- Кн.ХХН.

14 См.: Гузнов А.Г. Из научного наследия. И.Ильин о государстве и демократии. //Советское государство и право. - 1991. - №11; Ковалев А. И.Ильин о правовом характере будущей российской государственности. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 года. - 4.II. -СПб., 1993; Любимов Б.Н. Поющее сердце. //Театральная жизнь. - 1989. - №19; Тимофеев А.И. И.А.Ильин: право, сила, мораль- //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. - 4.II. - СПб., 1993; Ребенщикова И.Г. И.Л.Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. - Ч.Н. - СПб., 1993; Чубукова Е.И. Проблемы государственного устройства в учении И.А. Ильина. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. -Ч.Н. - СПб., 1993; Андрианов Б.Г. Иерархические основы творчества. К метафизике И.А. Ильина. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. - Ч.Н. - СПб., 1993; Антонов В.В. Что значит быть русским. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. - Ч.Н. - СПб., 1993; Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча". //Вопросы философии. - 1992. - №4; Гулыга А.В. Путь духовного обновления. //Наш современник. -1994. - №3 и другие.

15 Сохряков Ю.И. Ильин И.А. //Писатели русского зарубежья (1918-1940) - Ч.1.-М., 1993., С.230-238. собственной оригинальной, онтологической и теоретико-познавательной концепции". Однако и здесь, как и в подавляющем большинстве работ, Ильин воспринимается только как "исследователь и последователь философии Гегеля"16. Пожалуй, единственной попыткой дать целостную характеристику творчества Ильина является статья И.И. Евлампиева17.

Таким образом, в отечественной литературе анализ творчества И.А. Ильина осуществлялся в основном в философско-этическом ключе. Не предпринималось подробного исследования его правовых взглядов. Данная работа еще впереди. Одной из попыток восполнить этот пробел является настоящая диссертация.

Цели и задачи исследования. Анализ взглядов Ивана Александровича Ильина на право и правосознание в контексте развития отечественной естественно-правовой традиции является главной целью данного диссертационного исследования и требует решения следующих задач:

1) выявить особенности философских взглядов И.А.Ильина, определяющих его подход к проблемам этики, правоведения и государствоведения;

2) рассмотреть современные И.А.Ильину концепции правопонимания;

16Ильин И.А. //Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. -М.: Книга и бизнес, 1993. - С.76.

17 См.: Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина. //Правоведение. - 1992. - №3. - С.81-93.

3) проанализировать воззрения И.А.Ильина на право и правосознание в контексте развития естественно-правового направления отечественной юриспруденции;

4) показать связь правовых взглядов И.А.Ильина с естественно-правовой традицией;

5) показать особенности концептуального подхода И.А.Ильина к проблемам права;

6) рассмотреть трактовку И.А.Ильиным понятий права, правосознания, условий их оптимального развития.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена его целью и заключается в том, что диссертация является одной из первых попыток анализа взглядов Ивана Александровича Ильина на право и правосознание в контексте развития отечественной естественно-правовой традиции.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический подход к решению обозначенных проблем. По мере последовательного раскрытия темы исследования используются общие и специальные методы научного познания. Анализ политико-правовых учений предполагает из реконструкцию. Реконструкция правовых и философских взглядов И.А.Ильина, рассматриваемых в системе и синтезе, позволяет причислить его к последователям естественного права. В диссертации широко применяется такой метод эмпирического исследования как сравнение. Метод сравнения позволяет установить сходство и различие правовых и философских конструкций И.А.Ильина и других представителей естественно-правового направления. Тематика диссертационного исследования определяет использование метода интерпретации. Метод интерпретации, как особая операция, производимая над текстом, используется в диссертации и в узком, и в широком смысле: при установлении значений терминов, понятий, встречающихся в творчестве И.А.Ильина, с точки зрения достижений современной ему правовой науки, а также при их неизбежной трактовке диссертантом. Кроме того, в диссертационном исследовании использовались формально-юридический, логический методы, метод историко-правового анализа.

Основные выводы, выносимые на защиту: 1. Своеобразие подходов И.А.Ильина к проблемам правоведения и государсгвоведения определяется особенностью его философских взглядов, испытавших заметное влияние западноевропейской и отечественной философских традиций. Проблемы смысла человеческой жизни, абсолютной ответственности человека за все, происходящее в обществе, составляют основу творчества И.А.Ильина. Интерес к личностному началу закономерно приводит Ильина к феноменологической философии Э.Гуссерля. Знакомство с феноменологическим методом позволяет нетрадиционно рассматривать творчество Гегеля с позиций интуитивизма. Взяв за основу этические аспекты философии Гегеля, его сверхчувственное внутреннее созерцание ("предметность" у И.А.Ильина), Ильин понимает нравственность как объективированный, социально реализованный абсолют и с этих позиций оценивает право и государство. Под влиянием Т.Карлейля, его мистериального восприятия мира, признания значимости аристократии (Ильин понимает ее как "аристократию духа"), И.А.Ильин обращается к исследованию роли социальной и духовной иерархии в нравственной жизни общества. Оптимистический замысел Гегеля о преобразовании "низшей стихии", материального мира на благих, Божественных началах Ильин сопрягает с идеей Православия. Поиск путей духовного возрождения России и нравственного становления личности И.А.Ильин ведет, неукоснительно согласовывая свои идеи с православной догматикой. Исследуя душевно-духовную сущность18 права и государства и подчеркивая их неразрывную связь с религиозной культурой, Ильин во многом солидарен с трактовкой религии, данной С. Булгаковым19. Таким образом, по Ильину, право, государство, воплощающие Божественный промысел на земле, направлены на создание христианской культуры, общества, построенного на основах справедливости;

2. Творчество И.А. Ильина продолжает естественно-правовые традиции отечественной юриспруденции (И.В. Михайловский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.). И.А. Ильин считает, что естественное право выражает вечный аспект существования

18 См.: Ильин И. А. О сущности правосознания. //Ильин И.А. Собр. Соч. Т.4. -М., 1994.

19 С. Булгаков писал: "В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он себя узнает, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию. Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом. Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получает такое выражение: религия есть переживание трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако, при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентно" См.: Булгаков С. Свет Невечерний. - М., 1917., С.6. человека как морального существа. Центральным элементом естественного права являются универсальные моральные нормы. Их абсолютность и моральность основывается на природе человека, отличающегося от представителей животного мира наличием разума и совести. Отсюда Ильин делает вывод о духовной природе права;

3. Не отрицая значимость положительного права, И.А. Ильин рассматривает естественное право как ориентир для позитивного. Возможность позитивного права полнее реализовать предписания естественного права обусловлена уровнем существующего правосознания;

4. И.А.Ильин разрабатывает оригинальное учение о правосознании. В рамках учения о правосознании Ильин дает свое определение понятия правосознания как "воли к праву", как одновременного существования в человеке нравственной свободы и способности к самоограничению и к самодисциплине;

5. И.А.Ильин выделяет факторы, влияющие на формирование правосознания. В воспитании "здорового" правосознания большое значение имеют социально-политические, экономические и культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка, даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления человека. Размеры территории, плотность населения, национальный состав страны, отношение к собственности и т. д. определяют временные рамки, характер усилий, направленных на формирование правосознания. Также Ильин отмечает большое влияние частной собственности на правосознание;

И.А.Ильин выделяет признаки "здорового" правосознания, названные им "аксиомами". Три аксиомы правосознания (духовное достоинство, духовная автономия, взаимное духовное признание людей), являющиеся ключевым пунктом творчества Ильина, обосновывают неразрывное единство политической организации общества и внутренней, душевной и духовной жизни каждого отдельного человека и народа в целом

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Сазонова, Татьяна Борисовна, Благовещенск

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное диссертационное исследование - одна из немногих пока попыток вернуть в научный оборот имя Ивана Александровича Ильина, одного из лучших представителей отечественной интеллигенции, оказавшейся после 1917 года в эмиграции.

По разным причинам и прежде всего политического характера только в конце 80-х - начале 90-х годов работы выдающихся русских философов- правоведов стали возвращаться на Родину. Появился интерес, к сожалению, зачастую спекулятивный, и к творчеству Ивана Ильина. Отрывки из его работ публиковали многие печатные издания с различной политической ориентацией. Вырванные из контекста фрагменты очень убедительно развенчивали большевизм и не менее убедительно показывали несостоятельность демократических режимов. Целостной же картины политических, философских, правовых взглядов Ильина показано не было. Отчасти это связано с объективными трудностями: практически все материалы, черновики находятся в архиве Ильина в Мичиганском университете - Courtesy of Michigan State University Libraries Special Collections - NN 140, 195.

Журнальные публикации, некоторые дореволюционные работы в фондах центральных библиотек, сборник статей «Наши задачи» (это все, чем сейчас располагают исследователи) далеко не полностью могут показать богатство творческого наследия Ильина.

К счастью, положение меняется: издательство «Русская книга» выпускает собрание сочинений И.А. Ильина в десяти томах.

Однако потребуется, видимо, еще немало времени, чтобы адекватно оценить вклад Ильина не только в копилку отечественной политической и государственной мысли, но и в развитие философии права XX века.

И.А. Ильин интересен своей разносторонностью. Его труды можно рассматривать в контексте юридических, политических, философских наук.

В диссертации разобраны такие важные для философско-правовых воззрений Ильина моменты, как его приверженность идее естественного права. Следует отметить, что развитие идеи естественного права происходило и происходит по нескольким направлениям.Например, естественное право выводится из:

1) "божественного порядка бытия (религиозные учения - неотомизм, неопротестантизм и др.);

2) самореализации объективного разума и объективной идеи (неогегельянство);

3) анриорных правовых субстанций и целостностей (феноменологическая концепция);

4) "природы вещей" как идеально мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического плюрализма должного и сущего (неокантианство);

5) "существования" человека (экзистенциализм);

6) "процесса исторического правопонимания", "живого исторического языка" (герменевтика)".263 Зачастую сторонники идеи естественного права эклектически соединяют эти различные подходы264.

В данном диссертационном исследовании доказывается, что «правосознание» есть оригинальное, сугубо "ильинское", невзирая на

263 История политических и правовых учений.- М., 1988.- С.718,

264 Там же. существовавшую терминологию, явление в философии права. Он не рассматривает подробно структуру правосознания. Все три группы элементов правосознания, выделенные в современной теории права: идеологические, психологические, поведенческие - воплощены в "воле к цели права". Выделенные Ильиным аксиомы правосознания позволяют с точки зрения морали рассматривать, объяснять, оценивать действия как отдельного человека, так и государства и органов государственной власти. Поэтому учение о правосознании может иметь и важное методологическое значение, составляя основу так называемого органического подхода к государству.

Аксиологический аспект права И.А.Ильин видит в понятии справедливости. Но отношения, складывающиеся в государстве, например, по поводу власти, не могут носить справедливый характер. Кажущееся противоречие решается Ильиным формулой справедливости: не "всем одно и то же", а "каждому свое". Этой формулой определяется и организация государственной власти. Ильин считает, что править должны лучшие, духовная аристократия: "Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными натпептами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, а качеством человека, умом. Честностью, верностью, творческой способностью и волею"265. Впрочем, как писал К.Поппер: ".требуется на место вопроса: "Кто должен править?" поставить другой вопрос: "Как нам следует организовать политические учреждения, чтобы плохие или некомпетентные правители не нанесли слишком большого

265Ильин И.А. О грядущей России- Ныо-Йорк: Телекс, 1991,- С.151 урона?"".266 Решая этот вопрос, Ильин обращается к правосознанию. Обращение к правосознанию связано с невозможностью разрешения поставленной проблемы только путем совершенствования политических учреждений, поскольку субъектно-объектные отношения власти подразумевают наличие определенных преимуществ, полномочий одних влиять на действия других. Подобное влияние достигается двумя методами: позитивным (в основе добровольное подчинение) и негативным, основанным на принуждении.

Думается, что эти составляющие присущи любой власти в силу несовпадения интересов субъекта (увеличение властных полномочий и продление господства) и объекта (стремление к независимости и увеличению своего благосостояния). Для определения характера власти важно соотношение позитивных и негативных методов управления.

Преобладание позитивных методов таит в себе опасность ослабления власти вплоть до анархии, другая крайность-преимущественное использование негативных, то есть принудительных методов, поглощает область интересов объекта (народа) и, в конечном счете, лишает власть почвы для существования. Анализ соотношения правосознания и власти показывает, что здоровое правосознание подразумевает добровольное подчинение и выполнение решений властных структур. В свою очередь, власть, создавая себе опору, культивирует здоровое правосознание, определяет условия для его развития.

Таким образом, созидательный характер власти возможен лишь при условии поддержки ее (власти) народом. Получить "хорошее"

266 Поппер К. Открытое общество и его враги./ Под общ. ред. В.Н. Садовского. -Т.1.-М., 1992.- С.161 правительство возможно только совершенствуя правосознание граждан.

Главной задачей, которую решал в своих трудах Ильин, было выявление путей возрождения России, проблема ее будущности. В этой связи исследование научного наследия Ильина носит не только сугубо теоретический, отвлеченный характер. Проблема возрождения духовной культуры (лейтмотив всего творчества Ильина) тесно связана с современными общественно-политическими и даже экономическими проблемами. Возрождение духовности, повышение уровня правосознания народа являются непременным залогом успеха политического и хозяйственного реформирования государства.

Возможно, что политико-правовые конструкции Ильина и не найдут практического применения в силу традиционного недоверчивого отношения к философским и юридическим ценностям прошлого. Однако несомненна значимость работ И.А.Ильина в контексте преемственности отечественной правовой мысли.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Право и правосознание в учении И. А. Ильина»

1. Копия с метрической выписки Ильина, снятая и заверенная нотариусом в 1893 г. / ЦГИА, ф.418, оп.315, д.373, л.10, 10 об.

2. Копия свидетельства о дворянском происхождении Ильина, снятая и заверенная нотариусом в 1893 г. / ЦГИА, ф.418, оп.315, д.373, л.11.

3. Аттестат зрелости И.А. Ильина. /ЦГИА, ф.418, оп.325, д.373, л.9,9 об.

4. Прошение о зачислении в университет, написанное Ильиным в 1901 г. / ЦГИА, ф.418, оп. 325, д.373, л.8.

5. Диплом Ильина об окончании университета./ЦГИА, ф.418, оп.414, д.373, л.2.

6. ЦГИА, ф.418, оп.463,д.36,л.119.

7. Записка Гуревич Л.Я. /РГАЛИ, ф.131, оп.1, ед.хр.131, л.1.

8. Письмо Ильина И.А. к Боровому А.А. от 23 октября 1906 г. /РГАЛИ, ф.1023, оп.1, ед. хр. 409, л.2.

9. Письмо Ильина И.А. к Боровому А.А. от 21 ноября 1909 г. /РГАЛИ, ф.1023, оп.1, ед. хр. 409, л.4.

10. Ю.Письмо Ильина И.А. к Гуревич Л.Я. от 16 сентября 1907 г. /РГАЛИ, ф.131, оп.1, ед.хр.130, л.15-16

11. Письмо Ильина И.А. к Гуревич Л.Я. от 7 февраля 1911 / РГАЛИ, фЛ31, оп.2, ед.хр.203, л. 1-2.

12. Письмо Ильина И.А. к Гуревич Л.Я. от 13 августа 1911/РГАЛИ, ф.131, оп.1, ед.хр.131, л.2-4.

13. Письмо Ильина ИЛ. к Гуревич Л.Я. от 5 июня 1917 г. /РГАЛИ, ф.131, оп.1, ед.хр.130, л.65-66.

14. Письмо Ильина И.А. к Гуревич Л.Я. от 21 декабря 1921 г. /РГАЛИ, ф.131, оп.З, ед.хр.299, л.4-6.

15. Работы Ивана Александровича Ильина

16. Ильин И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа. //Вопросы философии и психологии. 1910. - Кн. 101.

17. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве //Основы законоведения: Общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М.Устинова, И.Б.Новицкого и М.Н.Гернет- М., Петроград, 1915

18. Ильин И.А. Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма. //Вопросы философии и психологии. -1911. Кн. 106.

19. Ильин И.А. Шлеймахер и его "Речи о религии" //Русская мысль. -1912. №2

20. Ильин И.А. О любезности //Русская мысль.-1912.- №5

21. Ильин И.А. О возрождении гегельянства. //Русская мысль. -1912.-№6

22. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа //Вопросы философии и психологии. -1912. Кн. 111-112.- С.305.

23. Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести //Вопросы философии и психологии. 1914. - Кн. 122.

24. Ильин И.А. Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли //Вопросы философии и психологии,-1914.- № 123

25. Ю.Ильин И. А. Основное нравственное противоречие войны II Вопросы философии и психологии.-1914.- № 124

26. Н.Ильин И. А. Духовный смысл войны- М., 1915.- 48 с.

27. Ильин И. А. Логика Гегеля и ее религиозный смысл // Вопросы философии и психологии.-1916.-№135

28. Ильин И. А. Партийная программа и максимализм. М., 1917.8с.

29. Ильин И. А. Порядок и беспорядок. М.,1917.- 21 с.

30. Ильин И. А. Почему "не надо продолжать войну"?- М., 1917.

31. Ильин И. А. Демагогия и провокация. М., 1917.- 21 с.

32. Ильин И. А. О сроке созыва Учредительного Собрания. М., 1917.- 8с.

33. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М.: Леман и Сахаров, 1918.; - СПб.: Наука, 1994.- 542 с.

34. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. //Русская мысль. Кн. VIII-XII. - Белград, 1922

35. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди //Русская мысль.- №1-2.- Прага, Берлин, 1923

36. Ильин И.А. Проблема современного правосознания. Берлин, 1923.

37. Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи в 1914-23 гг. Париж: UMCA-PRESS, б/г -114 с.

38. Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева. //Русская мысль. -Прага. 1923/24. - Кн. IX - XII

39. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925.- 221 с.

40. Ильин И. А. Письмо к П.Б.Струве от 19 июня 1925 года // В кн. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение- США, Эрмитаж, 1989

41. Ильин И.А. О сопротивлении злу (Открытое письмо В.Х.Даватцу)//Новое время.-1926.- 12 ноября

42. Ильин И. А. Родина и мы -Белград, 1926; Смоленск: Посох, 1995.-5Ис.

43. Ильин И. А. Самобытность и оригинальность //Русская мысль. 1927.- №1

44. Ильин И.А. Путь духовного обновления- Белград, 1935.- 248 е.; //Посев. 1983. - №3. - С.50

45. Ильин И. А. Основы христианской культуры- Женева:, 1937.-50с.; Мюнхен:, 1990

46. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2-х томах. Т.1.-Париж, 1953.- 310с.; -Т.2.-Париж, 1953.- 306с.; М.: Рарогъ, 1993: (1 и 2 тт. В одном переплете)- T.l.-239c.; -Т.2.- С.241- С.448

47. Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948- 1954 гг.: В 2-х томах-Париж, 1956.- е.; М.: Рарогъ, 1992.- Т.1.- 344 е.- Т.2.- 272 с.

48. Ильин И. А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.- е.; М.: Рарогъ, 1993.-235с.

49. Ильин И.А. О творческом правосознании: О государстве. Его живые основы//Родник.- Рига.-1990.-№3

50. Ильин И. А. Основы борьбы за национальную Россию //Слово.-1991.- №№4-8

51. Ильин И.А. О грядущей России- Нью-Йорк: Телекс, 1991.- 367с.

52. Ильин И.А. О России- М.: Студия "ТРИТЭ", 1991.- 32 с

53. Ильин И.А. Философия жизни. //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия мировоззрения. М., 199039.//Русский Колокол. 1927. - №1.

54. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии //Путь.- №6,-Париж.-1927

55. Алексеев Н.Н. В бурные годы. //Новый журнал. Нью-Йорк. -1958. - №54. - С. 162-163

56. Алексеев С.С. Теория права-М.: БЕК, 1993.-223 с.

57. Андрианов Б.Г. Иерархические основы творчества. К метафизике И.А. Ильина. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. Ч.И. - СПб., 1993

58. Антонов В.В. Что значит быть русским. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. Ч.И. - СПб., 1993

59. Архиепископ Анастасий Иерусалимский. Письма к И.А. Ильину. //Записки русской академической группы в США. T.XIX. -Нью-Йорк, 1986.

60. Баммель И. Ильин И.А. //Большая советская энциклопедия 1-е изд. - Т.27. - М„: Советская энциклопедия, 1930. - С.778.

61. Белканов Е.А. Лояльность правосознания //Росс. юрид. журнал.-Екатеринбург.- 1996.- №3

62. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906)- М., 1907.

63. Ю.Бердяев Н. Кошмар злого добра.(0 книге И.Ильина "О сопротивлению злу силою") //Путь.- Париж.- 1926.- №4.- июнь- июль

64. П.Бердяев Н. Философия неравенства- Берлин: Обелиск, 1923.-247с. ;-М.: ИМ А-пресс, 1990.- 286 с.

65. Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения- М.: Путь, 1917.-425с.;- М.: Республика, 1994.- 415 с.

66. З.Булгаков С. Трагедия философии. Соч. в 2-х томах. М.: Наука, 1993.-Т. 1.- 603с.;- Т.2.- 751 с.

67. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX- начала XX в.// Вопросы философии.-1991.-№8

68. Валицкий А. Россия// Вопросы философии.- 1992.- №6

69. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях- 4.1 .М.: Юристъ, 1995- 255 с.;- Ч.2.- Т.2.- М.: Юристъ, 1996.-151 с.

70. Вишняк М.В. Дань прошлому- Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1954.-414с.

71. Вишняк М.В. Годы эмиграции 1919-1969. Париж.-Нью-Йорк. Воспоминания- Stanford (Cal.),1970.- 281 с.

72. Власть и право: Из истории русской правовой мысли- Л.: Лениздат, 1990.-319 с.

73. Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча". //Вопросы философии. 1992. - №4

74. Гегель. Философия права- М.: Мысль, 1990,- 526 с.

75. Гессен В.М. Возрождение естественного права //Право. -1902.-№№ 10,11

76. Гессен В.М. Наука права //Введение в изучение социальных наук: Сб. статей /Под ред. Н.И.Кареева.- СПб., 1903

77. Гессен С.И. Философия наказания //Логос.- 1912-1913.- Кн.1-П

78. Гиппиус 3. Меч и крест //Современные записки.- Париж,- 1926.-Кн.ХХП.

79. Гоббс Т. Избр.произв.- Т.2.- М.: Мысль, 1964.- 748 с.

80. Гримм Д. Курс римского права. Учение об основных правовых понятиях- Т.1.- СПб., 1904.- 168 с.

81. Гроций Г. О праве войны и мира- М.: Госюриздат, 1956.- 868 с.

82. Гузнов А.Г. Из научного наследия. И.Ильин о государстве и демократии. //Советское государство и право. -1991. №11

83. Гулыга А.В. Путь духовного обновления. //Наш современник. -1994.-№3

84. Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина. //Социс.- 1992,- №4

85. Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина. //Правоведение. 1992. - №3. - С.81-93

86. Зб.Иеринг Р. Борьба за право- М.: Феникс, 1991,- 64 с.

87. Ильин И.А. //Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1993

88. Кант И. Сочинения: В 6-ти томах.-Т.1У.-Ч.2.-М.: Мысль, 1965.-478с.

89. Карлейль Томас. Герои и героическое в истории.- СПб.: Павленков, 1898.- 352 с.

90. Кистяковский Б.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание. /Публ. ст. из сб. "Вехи" М., 1909. //Литературное обозрение.-1990.-№10.

91. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права- М.: Сабашниковы, 1916.-704с

92. Ковалев А. И.Ильин о правовом характере будущей российской государственности. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 года. -Ч.И.-СПб., 1993

93. Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. СПб.: Касса взаимопомощи студентов СПб. Политехи, ин-та, 1909.- 214 с.

94. Кольцов М. Омоложенное евангелие. //Правда. 1925. - 19 июня.

95. Коркунов Н.М. История философии права.- Изд-е 3-е.- СПб., 1903.- 483с.

96. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права- Изд-е 6-е.-СПб.: Кн. маг. Н.К.Мартынова, 1904.-354 с.

97. Кузнецов Э.В. Философия права в России- М.: Юрид. лит., 1989.- 205 с.

98. Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение.- 1993.- №4

99. Кузнецов Э. В., игумен Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания. //Правоведение. 1994. - №3

100. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Иван Ильин: "Что сулит миру расчленение России".- М., 1992

101. Лейст О.Э. Три концепции права //Сов.государство и право.-1991.-№12

102. Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 1994.- 210 с.

103. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин как правовед и государствовед//Вопросы философии.- 1991.-№ 5

104. Лисица Ю.Т. Комментарии- Т.4//Ильин И.А. Собр.Соч. в 10-ти томах- М.Д994.-С.580

105. Локк Дж. Сочинения.- В 3-х томах- М.: Мысль, 1985.- Т.1.- 622 с.;- Т.2.- 560 с.;- Т.З.- 669 с.

106. Лосский Н. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.-559с.

107. Любимов Б.Н. Поющее сердце. //Театральная жизнь. 1989. -№19

108. Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве. //История философии в СССР. -Т.2. М., 1971 Митрополит Антоний. О книге Ильина "О сопротивлении злу силою". //Новое время. - Белград. - 1925. - №1356. - 4 ноября

109. Митрополит Елевфрий. Соборность церкви. Божие и кесарево.-Париж, 1938.- С.278-349

110. Михайловский И.В. Очерки философии права.- Т.1.- Томск: Кн. маг. Посохина, 1914

111. Молодяков В.Э. Свет во тьме //И.А.Ильин "о тьме и просветлении".- М.,1991.- С.200-207

112. Монтескье Ш. Избр.произв,- М.: Госполитиздат,1955,- 800 с.

113. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права- М.: Мамонтов, 1879.- 240 с.

114. Нерсесянц B.C. Прогресс в праве // Теория права и государства- М.: БЕК, 1995.- 287 с.

115. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба- М., 1896,- 226 с.

116. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права// Проблемы идеализма- М., 1902

117. Новгородцев П.И. Борис Николаевич Чичерин /Вырезка.- М., 1905.-С. 116-120

118. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.- 393с.

119. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. //Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. Социально-философские этюды. СПб.: Вольф, 1911.- 48 с.

120. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917.- 509 с.;-М.: Пресса, 1991.- 639 с.

121. Общая теория права/Под общ. ред. А.С.Пиголкина М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана,1996.-383 с.

122. Паламарчук П.Г. Ильин критик // Москва или Третий Рим ?-М.: Современник, 1991.- 365 с.

123. Петражицкий Л.И. Введение в науку политики права //Киевские университетские известия.- Киев.- 1896.- август, октябрь

124. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.1-2.- СПб, 1907

125. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Мосты -Мюнхен. 1960. - №4

126. Полторацкий Н.П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина. //Русская литература в эмиграции. Питтсбург, 1972.- 312 с.

127. Полторацкий Н. П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силою- Лондон, Канада, 1975.- 318 с.

128. Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Тенефлай, Нью-Йорк, 1989.- 320 с.

129. Полторацкий Н. П. Россия и революция Нью-Йорк, США, 1988

130. Поляков А. Ильин И.А. //Философская энциклопедия. М., 1962.-Т.2.-С.252.

131. Попов Ю.В. Ильин И.А. //Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.209.

132. Поппер К. Открытое общество и его враги./ Под общ. ред. В.Н. Садовского. Т.1.- М., 1992

133. Ребенщикова И.Г. И.А.Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. 4.11. -СПб., 1993

134. Рождественский А. Основы общей теории права.- М.: Спиридонов, 1912.- 152 с.85.//Русский Колокол. Журнал волевой идеи.- 1927- 1929.- №№ 1-9

135. Руеское зарубежье: Из истории социальной и правовой мыслиЛ.: Лениздат, 1991.- 440 с.

136. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре- М.: Соцэкгиз, 1938.-124с.

137. Смирнов И.Н. И.А.Ильин о духовном обновлении России //И.А. Ильин. Наши задачи. М.: Рарогъ, 1992.- С.6-15

138. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина // И.А.Ильин. Аксиомы религиозного опыта- М.: Рарогъ, 1993,- С.3-33

139. Соловьев Вл. С. Собр. Соч. в 10-ти томах. 2-е изд. - Т.3.(1877-1884) - СПб.: Просвещение,б/г

140. Соловьев Вл. С. Собр. Соч. в 10-ти томах. 2-е изд. - Т.7.(1894-1897) - СПб.: Просвещение,б/г

141. Сохряков Ю.И. Что такое русскость? //Русский вестник.-1993.-№33

142. Сохряков Ю.И. Ильин И.А. //Писатели русского зарубежья (1918-1940)-Ч.1.- М., 1993.

143. Сохряков Ю.И. Контуры русской идеи //Литературная Россия.-1993.-№11

144. Сохряков Ю.И. Ильин как мыслитель и литературный критик //Литература в школе.-1996.-№1

145. Спиноза Б. Избр.произв.- Т. 1-2.- М.: Мысль, 1957

146. Струве П.Б. Дневник политика. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом. //Возрождение. №478. - 23 сентября 1926

147. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. /Пер. с англ.- М.: Издательский центр "Академия", 1996.- 304 с.

148. Теория государства и права. /Под ред. проф. М.Н. Марченко. -М.: Зерцало, 1998.- С.475.

149. ЮО.Тимофеев А.И. И.А.Ильин: право, сила, мораль. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993. 4.II. - СПб., 1993

150. Толстой Л.Н. Письмо к В.Г. Черткову от 20 мая 1904 года //Полн.Собр.Соч.- Т.88.-С.ЗЗЗ

151. Ю2.Толстой Л.Н. Путь жизни- М.: Республика, 1993 ЮЗ.Тоцкий Н.М. Кризис в науке государственного права. СПб., 1914

152. Тоцкий Н.М. Наше литературное наследство //Право и жизнь.- 1923.- Кн.2.

153. Ю5.Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России //Иван Ильин. Родина. Русская философия. Православная культура. -М.,1992.- С.3-15

154. Юб.Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве//Вестник права.-1904.-№3

155. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права- М., 1913.-226с.

156. Ю8.Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды- М.: Книга и бизнес, 1995.- 751с.

157. Ю9.Франк С.Л. Духовные основы общества. //Русское зарубежье. -Л.,1991

158. ПО.Хоружий С.С. Философский пароход: как это было //Литературная газета -1990.- №19.- 9 мая

159. Ш.Хоружий С.С. Предисловие к публикации: И.А.Ильин. Избранные статьи 1948-1954 гг. // Юность.- 1990,- №8

160. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия //Вопросы философии.-1991.-№4

161. ПЗ.Четвернии В.А. Современные концепции естественного права/ АН СССР Ии-т государства и права.-М., 1988.- 143 с.

162. П4.Чичерин Б.Н. Собственность и государство- 4.1.-М., 1882.-468с.;- Ч.2.- М., 1883.- 457 с.

163. Чичерин Б.Н. Философия права- М., 1900.- 336 с.

164. Пб.Чубукова Е.И. Проблемы государственного устройства в учении И.А. Ильина. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского ееминара 9-10 апреля 1993. 4.II. - СПб., 1993

165. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права //Вопросы философии.- 1990.- №6

166. Шафаревич И. Есть ли у России будущее?- М.: Сов. писатель, 1991.- 557 с.

167. Шахматов А. Возвращение Ивана Ильина //Книжное обозрение.-1993- №19.- 14 мая120.111ершеневич Г.Ф. Определение понятия о праве- Казань, 1896.-83с.

168. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1908.- 159с.

169. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории- СПб., 1899.- 310 с.

170. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения- М., 1908.- 144 с.

2015 © LawTheses.com