СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Розина, Светлана Игоревна, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.4
ГЛАВА I. Понятие публичного исполнения. Субъекты и объекты авторского права при цубличном исполнении произведений. • 16
§ I. Понятие публичного исполнения». 16
§ 2. Оубъекты авторского права при публичном исполнении произведений.••••••• 22
§ 3. Объекты авторского права при публичном исполнении произведений.38
ГЛАВА П. Права субъектов авторского права при публичном исполнении произведений.84
§ I. Личные неимущественные права автора при цубличном исполнении произведений. 85-
§ 2. Имущественные права автора при публичном исполнении произведений.I09-II
§ 3. Особенности авторских прав нештатных театральных художников.II8-I
§ 4. Правовая охрана творческой деятельности артистов-исполнителей и режиссера-постановщика при публичном исполнении произведений.132
ГЛАВА Ш. Правовое регулирование авторских отношений с иностранным элементом при публичном исполнении произведений,. 140
§ I. Регулирование авторских правоотношений, возникающих в связи с публичным исполнением произведений иностранных авторов в
СССР. 146
§ 2. Особенности охраны прав советских авторов при публичном исполнении их произведений за рубежом. 159
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Авторское право при публичном исполнении произведений"
Актуальность темы.
Большой вклад в обогащение духовной жизни трудящихся, в их воспитание на коммунистических идеалах, вносят литература и искусство социалистического реализма"
КПСС и Советское государство неустанно заботятся о гармоническом развитии всех сфер жизни советского общества, включая науку, литературу и искусство. Свобода научного, технического и художественного творчества советских граждан гарантирована Конституцией СССР (ст.47).
Партия всегда рассматривала духовное творчество в социалистическом обществе как неотъемлемую часть общепартийного, общепролетарского дела.
Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы" указывал В.И.Ленин в 1905 году^.
Развивая ленинскую мысль о значении литературы и искусства в социалистическом обществе, Программа КПСС, определившая пути развития искусства в период развернутого строительства коммунизма, говорит о повышении воспитательной роли литературы и искусства в жизни советского общества как об одной из важнейших задач культурного строительства.
1) См. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с.76.
2) См. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч., т.12, с.100-101.
Строить новый мир - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте", - отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко в речи на Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 г.*^
Важнейшей миссией социалистической культуры является формирование, возвышение духовных потребностей человека, активное влияние на идейно-политический и нравственный облик личности*^.
В ст.19 Конституции СССР говорится, что государство способствует всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей. В деле сближения народов болыцую роль играет искусство и литература.
Тов.К.У.Черненко в докладе на июньском (1983г.), Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что самых признательных слов заслуживают литераторы, кчузыкаиты, художники, работники театра и кино, которые активно развивают великую многонациональную культуру нашей Родины^.
В реализации этих задач культурного строительства, в совершенствовании идейно-воспитательной деятельности важная роль принадлежит авторскому праву.
Впервые в истории Советского государства в ст.47 Конституции СССР закреплено, что "права авторов. охраняются государством". Тем самым авторское право поставлено в один ряд с важ
1) См. Известия, 1984, 14 февраля.
2) См. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 -15 июня 1983 г. - М., 1983, с.47.
3) См. Черненко К.У. Там же, с.47.
- б нейшими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами советских граждан, гарантированными Конституцией,
В соответствии со ст.46 Конституции СССР граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это обеспечивается, в частности, расширением культурного обмена с зарубежными государствами, который значительно увеличился вследствие присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве.
Кроме того, присоединение СССР к Всемирной конвенции обусловило внесение целого ряда изменений и дополнений в законодательство об авторском праве.
В связи с этим, в последнее десятилетие заметно повысился интерес к проблемам авторского права в целом, в том числе и к вопросам, связанным с публичным исполнением произведений.
Наряду с изданием и передачей по радио и телевидению, публичное исполнение является одним из наиболее распространенных способов использования произведений. Большинство произведений литературы и искусства могут быть использованы различными способами, тем не менее для некоторых из них ведущим является именно публичное исполнение. Это относится к музыкальным, драматическим, музыкально-драматическим произведениям, а также к произведениям хореографии, пантомимы и сценографии.
К проблемам, связанным с публичным исполнением произведений, обращались в общих исследованиях по авторскому праву Б.С. Антимонов и Е.А.Флейшиц, Вакман Е.Л. и Грингольц И,А,, Корецкий В.И., Серебровский В,И. и другие.
Вместе с тем до настоящего времени вопросы авторского права в сфере публичного исполнения произведений исследованы мало.
Незначительно и количество работ, анализирующих специфику авторских прав в области хореографии, музыки, сценографии, теат-ра1'.
Все это обуславливает актуальность исследования, предпринятого в данной диссертационной работе.
Целью настоящего диссертационного исследования является теоретическое обоснование понятия публичного исполнения произведения, выявление его специфики и характерных черт, а также соотношение с другими способами использования произведений.
Для достижения поставленной цели автором:
- изучены и проанализированы действующие в СССР нормативные акты, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием цублично исполняемых произведений, соответствующая юридическая и искусствоведческая литература, практика работы правовой службы ВААЛ, а также иностранное законодательство об авторском праве;
- выявлены особенности и недостатки в регламентировании прав авторов при цубличном исполнении произведений, а полученные в результате такого исследования выводы использованы для разработки предложений по дальнейшему совершенствованию норм
I) См. Зильберштейн H.JI. Авторское право на музыкальные произведения. - М.: Сов.композитор, I960; Дозорцева М.В. Особенности музыкального произведения как объекта авторского права. - Правоведение, 1981, № 5; Кайтмазова Б.В. Авторское право на произведения хореографического искусства. - Дис.канд. юрид.наук. - М., 1979; Кайтмазова Б.В. Произведение хорео-графии-объект авторского права. - Советское государство и право, 1983, № II, с.56-59. авторско-правового законодательства;
- особое внимание уделено такому специфическое объекту авторского права при публичном исполнении произведений как сценография и внесены конкретные рекомендации относительно условий, составляющих содержание типового постановочного договора на разовую работу нештатного театрального художника;
- исследованы также договоры с иностранным элементом при публичном исполнении произведений, изучена и обобщена практика их применения.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, Конституция СССР, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, доклады и речи руководителей КПСС и Советского государства.
При работе над диссертацией автор руководствовался методом материалистической диалектики как общенаучным методом познания. В процессе исследования использованы также частно-научные методы: комплексный, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод логического анализа правовых норм и обобщения практики.
Основой для теоретических и практических выводов служат труды советских юристов: Антимонова Б.С,, Богуславского М.М., Вакмана Е.Л., Ваксберга А.И., Дозорцева В.А., Ионаса В.Я., Их-санова У.К., Кайтмазовой Б.В., Корецкого В.И., Лунца Л.А., Матвеева Ю.Г., Серебровского В.И,, Туркина А.В., Флейшиц Е.А., Харуто В.И., Чернышевой С.А., Черткова В,Л. и др. Были использованы исследования по искусствоведению в области театра,балета, музыки и сценографии: Асафьева Б.В., Березкина В.И., Ванслова В.В. Голейзовского К.Я., Кафаровой Т.Г., Лисициан С., Немировича-Данченко В.И., Станиславского К.С., Стравинского И.Ф., Товстоногова Г.А., Эфросса А. и др.
Круг источников исследования определяется его темой. В диссертации нашли отражение итоги изучения автором материалов практики Договорно-правового управления Всесоюзного агенства по авторским правам (ВААЛ).
В работе проанализированы и подверглись оценке: нормативные акты по вопросам авторского права СССР и заружебных стран, постановления Пленумов Верховного Суда СССР, советская юридическая литература и диссертационные исследования в области авторског< и международного частного права, искусствоведческие монографии и статьи, диссертационные исследования по искусствоведению в облает! балета и сценографии, а также иностранная правовая литература.
Научная новизна диссертации.
Диссертация в целом представляет собой исследование комплекса проблем, связанных с публичным исполнением произведений. Изучение данных проблем осуществлено автором не только с помощью правовой науки, но и с позиций искусствоведения.
Научная новизна данного исследования состоит прежде всего в формулировании и раскрытии понятия публичного исполнения произведения. Работа представляет собой первое, после принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и гражданских кодексов союзных республик, исследование правового регулирования отношений, связанных с публичным исполнением произведений^.
I) Ранее эта тема исследовалась И.А.Грингольцем (См.Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. - Дие. канд.юрид.наук. - М., 1953г.).Но во-первых, данная работа была построена на анализе Основ авторского права 1928 года, а во-вторых, ограничивалась рассмотрением прав только со
В диссертационной работе впервые предпринимается комплексное изучение публичного исполнения произведений, анализ его содержания, выделение и изучение его специфических особенностей, детальное рассмотрение объектов, субъектов и прав авторов при публичном исполнении произведений, включая особенности правового регулирования отношений с иностранным элементом.
Научная новизна работы заключается также и в том, что рассмотрение личных неимущественных и имущественных прав автора при публичном исполнении произведений и ряда других проблем, касающихся цубличного исполнения, осуществляется в аспекте сравнительного правоведения^.
Исследуется также роль ВААЛ при заключении и исполнении договоров на публичное исполнение произведений иностранных авторов в СССР и советских авторов за рубежом.
На защиту выносятся следующие научно-теоретические положения:
I. Определение понятия цубличного исполнения как исполнения произведения, доступного для слухового и/ или визуального восприятия неопределенного круга лиц, осуществляемого исполнителем (группой исполнителей) либо непосредственно перед присутствующей цубликой, либо путем воспроизведения фиксации исполнения с помощью технических средств. продолжение сноски) ветских авторов, следовательно, не касалась регулирования правоотношений с иностранным элементом при публичном исполнении произведений. I) В диссертации освещаются законодательные акты и научные исследования по этим вопросам правоведов более чем 20 социалистических, капиталистических и развивающихся стран.
2. Необходимость предварительной фиксации публично исполняемых произведений каким-либо способом на материальном носителе для признания их объектами авторского права.
3. Необходимость признания сценографии в качестве специфического объекта авторского права при публичном исполнении произведений.
4. Признание произведения исполнительского творчества и сценической режиссуры (постановки спектакля) объектами авторского права при условии их фиксации на материальном носителе с помощью любых технических средств, обеспечивающих возможность воспроизведения, распространения и другого использования произведения.
5. Ограничение сферы свободного использования произведений путем установления необходимости получения согласия авторов для публичного исполнения их опубликованных драматических и музыкально-драматических произведений.
На основе указанных научно-теоретических положений в работе сформулированы следующие практические предложения:
1. В ст.96 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ст.475 ГК РСФСР) следует предусмотреть, что условием признания цублично исполняемых произведений объектом авторского права является их фиксация на материальном носителе.
2. /Зифференцировать в ст.96 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных ресцублик (ст.475 ГК РСФСР) произведения авторского права на оригинальные (независимые) и производные (зависимые). Включить в группу зависимых произведений, наряду с переводами, переработками литературных произведений и музыкальными обработками, представляющими собой новые творческие произведения, также произведения исполнительской деятельности артистов и сценическую режиссуру при условии, что они зафиксированы на материальном носителе с помощью любых технических средств,
3, Установить ставки авторского вознаграждения балетмейстерам за публичное исполнение хореографических произведений и театральным художникам за публичное исполнение произведений сценографии, а также ставки авторского вознаграждения за промежуточный перевод при публичном исполнении произведений в тех союзных республиках, где они еще не введены, в том числе и в РСФСР.
4. Включить в формы документов, связанных с регистрацией авторов и их публично исполняемых произведений, новый пункт, касающийся предоставления авторами Всесоюзному агенству по авторским правам (ВААЛ) права на использование их музыкальных произведений за рубежом. Это явится правовым основанием для заключения ВААЛ договоров с иностранными контрагентами об использовании музыкальных произведений советских авторов за рубежом.
Указанные научно-теоретические и практические предложения обосновываются анализом действующего законодательства, а также практики его применения правовой службой ВААЛ.
Апробация работы и внедрениере-зультатов исследования.
Основные научные положения, выводы и предложения изложены автором в опубликованных научных работах, а также в выступлении на научно-теоретической конференции аспирантов юридического факультета МГУ и Института государства и права АН СССР в 1983 году.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы в целях совершенствования нормативного регулирования цубличного исполнения; в учебном процессе при проведении занятий по проблемам авторского права; в научно-исследовательской работе.
Объёем и структура работы.
Диссертация состоит из настоящего введения и трех глав, содержащих девять параграфов.
В первой главе содержится определение публичного исполнения произведения (§ I); исследуются субъекты авторского права при цубличном исполнении произведений, в том числе субъекты первоначального авторского права, создавшие независимые Оригинальные) произведения для публичного исполнения и субъекты первоначального авторского права, создавшие зависимые (производные) произведения ( театральные режиссеры, балетмейстеры-постановщики, артисты-исполнители, авторы промежуточных переводов), а также соавторы и субъекты производного авторского права при цубличном исполнении произведений (§ 2). В § 3 этой главы дана классификация объектов авторского права при публичном исполнении произведений на оригинальные (независимые) и производные (зависимые) произведения. К числу первых относятся: пьесы, литературные произведения, созданные для цубличного исполнения, музыкальные и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии, пантомимы и сценографии. Производными произведениями исполняемыми публично являются: инсценировки, различные виды музыкальных обработок, произведения исполнительского творчества и сценическая режиссура, а также переводы драматических и либретто музыкально-драматических произведений.
Во второй главе рассматриваются личные неимущественные права автора при цубличном исполнении произведений: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения, право на использование, включающее в себя правомочия на оцубликование, воспроизведение, распространение, перевод, переработку (переделку) произведения, а также свободное использование произведений при цубличном исполнении (§ I) и имущественные права автора, в частности право автора на вознаграждение за публичное исполнение произведения (§2). Особое внимание уделено авторским правом нештатных театральных художников (§ 3) и правовой охране творческой деятельности артистов-исполнителей и режиссера-постановщика при цубличном исполнении произведений (§4).
Третья глава посвящена правовому регулированию авторских отношений с иностранным элементом при публичном исполнении произведений. В ней рассматриваются источники правового регулирования авторских отношений с иностранным элементом при публичном исполнении произведений; регулирование авторских правоотношений, возникающих в связи с цубличным исполнением произведений иностранных авторов в СССР (§ I); особенности охраны прав советских авторов при цубличном исполнении их произведений за рубежом, основания предоставления охраны произведениям советских авторов публично исполняемым за рубежом, порядок использования произведений советских авторов за рубежом цутем их цубличного исполнения, роль ВААЛ в заключении и исполнении договоров о публичном исполнении произведений советских авторов за рубежом (§2).
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Авторское право при публичном исполнении произведений»
1. Руководящие материалы:
2. ЛЕНИН В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
3. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. В кн.: Программы и Уставы КПСС. -М. Политиздат, 1969, с.63-224. .
4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.223 с.
5. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. - М.: Политиздат, 1983, с.67-80.
6. ЧЕРНЕНКО К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.27-66.
7. ЧЕРНЕНКО К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984г. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.7-22.2. Специальная литература:
8. Азбука авторского права (ЮНЕСКО). М.: Юридическая литература, 1982. - 104 с.
9. АЛФЕЕВСКАЯ Г. У меня слог русский. К 100-летию со дня рождения И.Ф.Стравинского. Советский балет, 1982, № 4, с. 54-57.
10. АНГИМОНОВ B.C., ФЛЕЙШИЦ Е.А. Авторское право. -М.: Госгориздат, 1957. 276 с.
11. АНТОНОВА А.Ю. Основные особенности правового регулирования труда художественно-творческих работников театров. -Автореф.дис. канд.юрид.наук. М., 1976. - 22 с.
12. БЕРЕЗКИН В. О некоторых тенденциях в современной советской сценографии. Искусство, 1975, № 3, с.5-11.
13. БЕРЕЗКИН В. О театральном художнике. Театр, 1971, № 6, с.107-108.
14. БЕРЕЗКИН В. Сценография второй половины 70-х годов. -В сб.: Вопросы театра. М., 1981, с.153-180.
15. БЕРЕЗКИН В. Сценография сегодня. Театр, 1972, $ 4, с. 169-180.
16. БЕРЕЗКИН В. И. Творчество В.Ф.Рындина (Театральный художник и образ спектакля). Автореф.дис.канд. искусствоведения. - М., 1965. - 21 с.
17. БЕРЕЗКИН В. Что означает термин "сценография". -Декоративное искусство СССР, 1979, № 8, с.38-40.
18. БОГУСЛАВСКИЙ М.М. Авторское право в условиях международного культурного и научного сотрудничества. В сб.: Проблемы советского авторского права. - М.: ВААЛ - Информ., 1979, с.18-29.
19. БОГУСЛАВСКИЙ М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: Наука, 1973. - 336 с.
20. БОГУСЛАВСКИЙ М.М. Международное частное право. * 2-е издание перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1982. - 335 с.
21. БОГУСЛАВСКИЙ М.М, Новое в советском авторском праве (К присоединению СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве). Советское государство и право, 1973, № 7fс. 56-62.
22. БОГУСЛАВСКИЙ М.М. Теория авторского права: состояние и задачи. В сб.: Проблемы современного авторского права, - Свердловск: Изд-во Свердловского юрид.ин-та, 1980, с. 3-13.
23. БОГУСЛАВСКИЙ М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М.: Юридическая литература, 1974. -103 с.
24. БОГУСЛАВСКИЙ М.М., ГАВРИЛОВ Э.П. Авторское право: изменения и дальнейшее развитие. Советское государство и право, 1975, $ 6, с.22-30.
25. ВАКМАН Е., ГРИНГОЛЬЦ И. Авторские права художников. М.: Советский художник, 1962. - 263 с.
26. ВАКСБЕРГ А.И., ГРИНГОЛЬЦ И.А. Автор в кино. М.: Искусство, 1961. - 285 с.
27. ВАНСЛОВ В. Золотой век. Творчество, 1983, № I, с. 20-21.
28. ВАНСЛОВ В. Изобразительное искусство и музыка. -В кн.: Эстетика и жизнь. М., 1975, вып.4, с.192-222.
29. ВАНСЛОВ В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. Л.: Художник РСФСР, 1975, - 227 с.
30. ВАНСЛОВ В. Мировое значение советского балета. -Советский балет, 198I, № I, с, II-I4.
31. ВАНСЛОВ В. Симон Вирсаладзе. М.: Советский художник, 1969, - 198 с. с ил.
32. ВАНСЛОВ В. "Спящая красавица" Чайковского и новый спектакль Большого театра. Советская музыка, 1973, № 10, с. 38-45.
33. ВАНСЛОВ В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. - 191 с.
34. ВЕЛЕХОВА Н. Режиссерами рождаются. Театр, 1982, № 6, с.50-64.
35. B0P0HK0BA М.А. Изменения в правилах выплаты авторского гонорара. Экспресс-информация. Издательское дело, 1974, № 3, с. 1-8.
36. B0P0HK0BA М.А. Советское законодательство об авторском праве. В кн.: Охрана авторских прав в СССР. К 100-летию службы охраны авторских прав. - М.: Юридическая литература, 1974, с. 14-31.
37. B0P0HK0BA М.А. Типовые авторские договоры. -Советская юстиция, 1975, № 22, с. 5-6.
38. ГАВРИЛОВ Э.П. Авторские права иностранцев в СССР. Экспресс-информация. Издательское дело, 1979, № 6, с,1-20.
39. ГАВРИЛОВ Э.П. Авторские права при использовании произведений в переводе. Советское государство и право, 1980, № 10, с.65-72.
40. ГАВРИЛОВ Э.П. Авторское право в системе гражданского права.-Правоведение, 1978, № 4, с.39-47.
41. ГАВРИЛОВ Э.П. Авторское право на произведения граждан социалистических стран. Экспресс-информация. Издательское дело, 1975, № 6, с.1-14.
42. ГАВРИЛОВ Э.П. 10 лет участия СССР во Всемирнойконвенции об авторском праве, Экспресс-информация, Издательское дело, 1983, № б, с.8-20,
43. ГАВШЛОВ Э.П, Некоторые вопросы, касающиеся объектов авторского права, В сб.: Проблемы современного авторского права. Свердловск, 1980, с. 59-76.
44. ГАВШЛОВ Э.П. Новые нормы авторского права РСФСР (изменения и дополнения Гражданского кодекса РСФСР). Экспресс-информация. Издательское дело, 1974, № б, с.1-8.
45. ГАВРИЛОВ Э.П, 0 правовой охране произведений фольклора, Правоведение, 1983, № 2, с, 51-55,
46. ГАВШЛОВ Э.П. Охрана личных неивдественных прав авторов. Советская юстиция, 1977, № 7, с.18.
47. ГАВШЛОВ Э.П. Организация службы охраны авторских прав в СССР. В кн.: Охрана авторских прав в СССР. К 100-летию службы охраны авторских прав. М., 1974, с. 7-13.
48. ГАВШЛОВ Э.П, Правовое регулирование авторских договоров, Правоведение, 1981, № 6, с ,42-49,
49. ГАВШЛОВ Э.П, Соавторство на произведения науки, литературы и искусства. Советское государство и право, 1982, № 10, с. 75-81.
50. ГАВШЛОВ Э.П. Советское авторское право в условиях общенародного государства. В сб.: Проблемы советского авторского права. М., 1979, с. 7-17.
51. ГАВШЛОВ Э.П, Советское авторское право и международные соглашения СССР. В сб.: Австрия: проблемы гражданского и семейного права. - М.: ИГПАН СССР, 1983, с. 122-127.
52. ГАВШЛОВ Э.П. Советское авторское право на современном этапе. Правоведение, 1974, № 4, с.67-74.
53. ГАВРИЛОВ Э.П. Содержание субъективного авторского права, Советское государство и право, 1977, № 8, с,134-138,
54. ГАВРИЛОВ Э.П. Сроки действия авторских прав по советскому законодательству. Правоведение, 1977, № I, с,29-38,
55. ГАВРИЛОВ Э.П. Юридическая консультация ВААП. -Книга и искусство в СССР, 1979, № 2 (21),
56. ГАВШЛОВ Э.П. Юридическая консультация ВААП. -Книга и искусство в СССР, 1979, № 3 (22).
57. ГАВРИЛОВ Э.П. Юридическая консультация ВААП. -Книга и искусство в СССР, 1980, № 3 (26).
58. ГЛЕБОВА Л.В. Правовые вопросы публичного исполнения музыкальных произведений. В сб.: Проблемы советского авторского права. М., 1979, с.144-148.
59. Г0ЛЕЙ30ВСКИЙ К.Я. Несколько замечаний о хореографии и о балетном театре. Бёхово, 1966,/Публ.Васильевой В, и Черновой Н. Советский балет, 1982, $ 4, с.47-53,
60. ГОРДОН М,В, Советское авторское право. М.: Гос-гориздат, 1955. - 232 с.
61. ГРИБАНОВ В., САВЕЛЬЕВА И. Вознаграждение при издании советского автора в переводе на другой язык. Социалистическая законность, 1980, № 10, с.42-43,
62. ГРИНГОЛЬЦ И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. - М., 1953, -20 с.
63. ГРИНГОЛЬЦ И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Дис.канд.юрид.наук. - М., 1953. - 461 л.,3 отд.л. табл.
64. ДИМЙТРИН Ю. Опера-либретто-зритель. Театр, 1971, № I, с. 93-99.
65. Д030ЩЕВ В.А. Авторские правомочия. В сб.: Проблемы современного авторского права. - Свердловск, 1980, с.124-143.
66. Д030РЦЕВ В.А. Авторский договор и его типы. -Советское государство и право, 1977, № 2, с.43-50.
67. Д030РЦЕВ В,А. Тенденции развития советского социалистического авторского права. В сб.: Проблемы советского авторского права. М., 1979, с.189-202.
68. Д030РЦЕВА М.В. Особенности музыкального произведения как объекта авторского права. Правоведение, 1981,5, с.36-44.
69. ЗАМУЭЛЬ Г., МАЙСТРОК Л, Плящущие человечки. -Знание-сила, 1980, № 8, с.35-36.
70. ЗАХАРОВ Р.В. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности. Автореф. дис.,. док.искусствоведения. - М., 1968. - 61 с.
71. ЗИЛЪБЕРШГЕЙН Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М.: Советский композитор, I960. - 188 с.
72. ИОНАС В.Я. Критерий творчества в авторском правеи судебной практики. М.: Юридическая литература, 1963. - 138 с.
73. ИОНАС В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. - 168 с,
74. ИХСАНОВ У.К. Права авторов произведений изобразительного искусства. М.: Юридическая литература, 1966,- 143 с.
75. КАБАТОВ В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореф.дис.канд.юрид. наук. - М., 1954. - 15 с.
76. КАЙГМАЗОВА Б.В. Авторское право на произведенияхореографического искусства. В сб.: Проблемы советского авторского права, - М., 1979, с. 98-101.
77. КАЙГМАЗОВА Б.В. Авторское право на произведения хореографического искусства. Дис.канд.юрид.наук. - М., 1979. - 155 л.
78. КАЙГМАЗОВА Б.В. Произведение хореографии объект авторского права. - Советское государство и право, 1983, № II, с.56-59.
79. КАФАРОВА Т.Г. Специфика образности в хореографическом искусстве. Автореф. дис.канд. философских наук.-М., 1969. - 16 д.
80. КИРИЛЛОВА М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск: Изд-во Свердловского горид.ин-та, 1982. -82 с.
81. КИРИЛЛОВА М.Я. Оубъекты авторского права. В сб.: Проблемы современного авторского права, Свердловск, 1980,с.49-59.
82. КОММЕНТАРИЙ к ГК РСФСР (Под ред. Братуся С.Н., Садикова О.Н. М.: Юридическая литература, 1982. - 680 с,
83. КОРЕЦКИЙ В.И. Авторские правоотношения в СССР, Душанбе: Изд-во Таджикского унив-та, 1959, 371 с.
84. КРЕЧЕГОВА Р. За гранью грань. Театр, 1980, № 6, с.97-103.
85. ЛЕВЕНСОН Д. Некоторые вопросы соавторства (судебная практика). Советская юстиция, 196I, № 8, с.9-10.
86. ЛЕДНЕВ Р. Музыка Свиридова в Малом театре. -Советская музыка, 1974, № 9, с.83-86.
87. ЛИСИЦИАН С. Запись движений (кинетография). -М.: Искусство, 1940. 428 с. с ил. и граф.
88. ЛОГМАН Ю. Семиотика сцены. Театр, 1980, № I, с. 89-99.
89. ЛУНЦ Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. М.: Юридическая литература, 1973. - 384 с.
90. ЛУНЦ Л,А. Курс международного частного права. Особенная часть. М.: Юридическая литература, 1975. - 504 с.
91. ЛУНЦ Л.А. Международное частное право. М.: Юридическая литература, 1970. - 357 с.
92. МАТВЕЕВ Ю.Г. К вопросу о понятии "выпуск произведения в свет". В сб.: Проблемы советского авторского права. М., 1979, с.203-209.
93. МАТВЕЕВ Ю.Г. Международная охрана авторских прав.- Автореф.дис.док.юрид.наук. М., 1981. - 51 с.
94. МАТВЕЕВ Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М,: Международные отношения, 1978. - 176 с.
95. Международные конвенции об авторском праве. Ком-ментарий./Под ред.Гаврилова Э.П. М.: Прогресс, 1982. - 423 с.
96. МИРХАОДАРОВА 3. Музыка, звучащая со сцены. -Звезда Востока (Ташкент), 1979, № 4, с.179-182.
97. МИХАЙЛОВ М. Эстетический феномен "Поцелуя феи".- Советская музыка, 1982, № 8, с.95-102.
98. МИХАЙЛОВА А.А. Образный мир сцены: Заметки о современной сценографии. М.: Знание, 1979. - 48 с.
99. Музыкальная энциклопедия/Гл.ред. Келдыш Ю.В. -М.: Советская энциклопедия, 1974, т.2. 960 с. с ил.
100. Музыкальная энциклопедия/Гл. ред.Келдыш Ю.В. -М.: Советская энциклопедия, 1976, т.З. 1104 е., ил.
101. Музыкальная энциклопедия/Гл.ред.Келдыш Ю.В. -М.: Советская энциклопедия, 1978, т.4. 976 е.,ил.
102. Музыкальная энциклопедия./Гл.ред.Келдыш Ю.В. -М.: Советская энциклопедия, 1981, т.5. 1056 е., ил.
103. МЮЛЛЕРСОН Р.А. Соотношение международного и национального прав. М.: Международные отношения, 1982. - 136 с.
104. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО В.И. Театральное наследие. Кн.1: Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1952. - 443 с.с ил.; 20 л.
105. НИКИТИНА М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1972. - 135 с.
106. НО. СТРАВИНСКИЙ И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. - 414 с. с нот., 8 л. ил.
107. Нормативные акты и официальные материалы;3.1* Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Ресцублик: Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. Ы«: Политиздат, 1977,
108. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: Утверждены Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1961, № 50, ст.525,
109. О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных ресцублик: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1973 г. -Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 9, ст.138.
110. Гражданский кодекс РСФСР: Утвержден Верховным Советом РСФСР II июня 1964 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, № 24, ст.406.
111. О внесении изменений в Гражданский кодекс РСФСР: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от I марта 1974 г. -Ведомости Вер ховного Совета РСФСР, 1974, № 10, ст.286.
112. О Всесоюзном Агентстве по авторским правам: Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1973 г. № 588 .Известия, 1973, 26 декабря.
113. О порядке подписания внешнеторговых сделок: Постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1978 г., № 122, СП СССР, 1978, № 6, ст.35.
114. Типовой постановочный договор на создание драматического произведения: Утвержден приказом Министерства культуры СССР от I сентября 1976 г. № 599. Сборник типовых авторских договоров. - М.: ВААП - Информ, 1978, с.22-44.
115. Типовой постановочный договор на создание и постановку музыкально-сценического произведения: Утверждено приказом Министерства культуры СССР от 18 апреля 1977 г. № 269. -Сборник типовых авторских договоров. М.: ВААП - Информ, 1978, с.22-44.
116. Устав ВААП: Утвержден Конференцией учредителей Всесоюзного агенства по авторским правам 20 сентября 1973 г.с изменениями, утвержденными Конференцией учредителей ВААЛ 22 мая 1981 г.). М.: ВААЛ - Информ. 1983. - 64 с.
117. Положение о театрально-зрелищном предприятии Министерства культуры СССР: Утверждено приказом Министерства культуры СССР на основании постановления Совета Министров СССР от 29 ноября 1968 г. № 941.
118. Сборник нормативных актов об авторском вознаграждении за публичное исполнение произведений. М.: ВААП-Инфорде, 1979, ч.1. - 147 с.
119. Сборник нормативных актов об авторском вознаграждении за публичное исполнение произведений. М.: ВААП-Информ, 1982, ч.П. - 172 с.
120. Обзор правовой работы системы ВААЛ /1974-1975 гг. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААЛ- Информ,1976.-133 с.
121. Обзор правовой работы системы ВААП за 1976 г. (инструтивно-методические материалы). М.: ВААП - Информ, 1978. - 76 с.
122. Обзор правовой работы системы ВААЛ за 1977 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААЛ - Информ, 1979. - 79 с.
123. Обзор правовой работы системы ВААЛ за 1978 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААЛ - Информ»1979. 72 с.
124. Обзор правовой работы системы ВААЛ за 1979 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААЛ - Информ.1980. 88 с.
125. Обзор правовой работы системы ВААП за 1980 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААП - Информ»,1981. 63 с.
126. Обзор правовой работы системы ВААП за 1981 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААП - Информ,1982. 75 с.
127. Обзор правовой работы системы ВААП за 1982 г. (инструктивно-методические материалы). М.: ВААП - Информ,1983. 49 с.4. Международные соглашения:
128. Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1952 г. СП СССР, 1973, № 24, ст.139.
129. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве в редакции 1971г. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий, с. 335-370.
130. Иностранное законодательство и литература:
131. Закон об авторском праве ВНР 1969 г. Magyar K8z-18ny, 26.04.1969.
132. Закон об авторском праве ГДР 1965г. Gesetzblattder Deutchen Democratischen Republic, I, N 14, p.209, 13.09.1965.
133. Закон об авторском праве ПНР 1952г., с дополнениями вытекающими из Закона № 184 от 23 октября 1975г. Dziennik Ustaw, 1952, p.373; Dziennik Ustaw PRL, N 34, 29.10.1975.
134. Закон, касающийся авторского права Румынии 1956г.с изменениями ОТ 28 декабря 1968г.) Copyright, 1978, December, p.421-422.
135. О произведениях литературы, науки и искусства (авторский закон): Закон ЧССР 1965г. Sbirka zakonu, 08.04. 1965.
136. Закон об авторском праве Югославии 1978г. Службени лист. СоциЗалистичке Федеративне Републике «Тигослави^е . Петак, 14 април, 1978. Београд.
137. Закон об авторском праве Австралии 1968г. (в редакции от 19 сентября 1980г.) Текст опубликован: Copyright, 1981,April, p.118-160.
138. Закон об авторском праве Австрии 1936г. (в редакции Закона от 2 июля 1980г.) Bundesgesetzblatt, 1936, р.131, item N III; Bundesgesetzblatt ftlr die Republic Osterreich, N 126, 22.07.1980. (Copyright, 1980, December, p.355-359).
139. Закон об авторском праве Алжира 1973г. Journal of Algeria, 10.0401973.
140. Закон об авторском праве Бразилии 1973г. Copyright Laws and Treaties of the World.- The Bureau of National Affairs, Inc,- Washington, D.C., 1982.
141. Закон об авторском праве Италии 1941г. (в редакции от 23 августа 1946г.) Gazzetta Ufficiale, 16.07.1941, N 166;1209.1946, N 206.
142. Закон об авторском праве и смежных правах Конго от7 июля 1982г. Текст опубликован: Copyright, 1983, July-August, p.242-247.
143. Закон о защите исполнителей, продюссеров фонограмм и радиовещательных организаций от 23 сентября 1975г.: Закон Люксембурга. Текст опубликован: Copyright, 1976, March, p.77-80.
144. Акт, касающийся охраны произведений литературы и искусства: Закон Марокко 1970г. Bulletin Official of the Kin-dom of Morocco, 07.10.1970.
145. Федеральный закон об авторском праве Мексики 1956г. (в редакции Федерального закона от 4 ноября 1963г.) Copyright, 1978, October, p.312-314.
146. Закон об авторском праве Португалии 1966г. Dia-rio do Governo, Г! 99, 27.OA. 1966.
147. Закон об авторском праве США 1976г. Текст см. в приложении К книге: Law and the Writer. /Ed. by Polking K., Meranus L. - Cincinnati (0): Writer's digest books, cop., 1978, p.140-215.
148. Закон об охране литературной и художественной собственности Франции 1957г. Journal Officiel, 14.03.1957, p.2723; 19.04.1957, p.4143.
149. Закон, касающийся авторского права и смежных прав ФРГ от 9 сентября 1965г. (с изменениями от 10 ноября 1972г. и от 2 марта 1974г.) Bundesgesetzblatt, I, р.1273, N 51, 16.09.1965; р.2081, N 120, 15.11.1972; Bundesgesetzblatt, I, pp.475 et.seq.
150. Закон о смежных правах Швеции от 8 июня 1978г. -Svensk Fb'rfattningssamling, 22.07.1978.
151. Закон об авторском праве Эквадора 1976г. Текст опубликован: Copyright, 1977, May, p.116-129.
152. Закон об авторском праве Японии 1970г. Текст опубликован: Copyright, 1971, May, p.71-90.
153. ВЕЙНКЕ В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. М.: Юридическая литература, 1979, - 231с.
154. КАЙЗЕР Г. Театральные художники ГДР. Театр, 1980, № 3, с.144.
155. СТРЕНЕР ДЕ. Театр для людей. Театр, 1982, № 6, с.105-115.
156. СТРЕЛЕР ДЕ. Театр для людей. Письмо Лучано Дамиани. -Театр, 1982, № 8, с.ПЗ-Пб.
157. FABIANI MARIO. Lettre d'Italic.- Le Droit d'auteur, 1983, Juillet-Aout, p.226-235.
158. FICSOR MIHALY. Letter from Hungary.- Copyright, 1978, December, p.456-469.
159. FRANCON ANDRE. Letter from France.- Copyright, 1977, November, p.318-324.
160. JOAO FRANK DA COSTA. Some Reflexions on the Rome Convention.- Copyright, 1976, March, p.80-84.
161. KARDIL ABDERRAOUF. Letter from Morocco.- Copyright, 1931, April, p.161-162.
162. Law and the Writer. /Ed. by POLKING K., MERANUS L.Cincinnati (0): Writer's digest books, cop., 1978. 265p.
163. Law Survey.- Copyright, 1978, October, p.278-305; November, p.353-384; December, p.419-452.
164. LIPSZYK DELIA. Intellectual Works in Public Domain.* EIPR /European Intellectual Property Review/, 1983, April, Vol.5, Issue 4, p.100-103.
165. HENNEBERG IVAN. Letter from Yugoslavia.- Copyright, 1980, April, p.170-174.
166. NOMURA YOSHIO. Letter from Japan.- Copyright,1977, September, p.260-265•
167. PEARCE D.C., MARKS C.B. Letter from Australia.-Copyright, 1976, March, p.85-09*
168. PUSCHEL HEINZ. Copyright in the German Democratic Republic.- Copyright Bulletin, 1976, N 3, Vol.X, p.19-28.
169. WIPO GLOSSARY of the terms of the law of copyright and neighboring rights.- Published by the World Intellectual Property Organization, Geneva, 1981.- 281p.
170. WITTENBERG PHILIP. The Protection of Literary Property." Boston: The Writer, Inc., Publishers, 1978. 307 p.