АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений»
О1
На правах рукописи /
/у
Хоменко Марина Павловна
ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ ПРИ ПУБЛИЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
2 4 МАЙ 2012
Москва 2012
005044878
Диссертация выполнена на кафедре авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (г. Москва)
Научный руководитель
доктор юридических наук, профессор Близнец Иван Анатольевич
Официальные
Волынкина Марина Владимировна,
доктор юридических наук, профессор, ректор
оппоненты
Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО)
Терлецкий Василий Витальевич,
кандидат юридических наук, Российское авторско-правовое общество по коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей при репродуцировании,копировании и ином воспроизведении произведений «Копирус», Генеральный директор
Ведущая организация
ФГБОУ ВПО
«Российская академия правосудия»
Защита состоится 14 июня 2012 года в 14.00 ч. на заседании Диссертационного совета Д 401.001.02 при ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС), по адресу: 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 55 А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ . ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) по адресу: 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 55 А.
Автореферат разослан« »мая 2012 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
Е.В. Толстая
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Публичное исполнение является одним из наиболее распространенных способов использования произведений науки, литературы и искусства, охрана в отношении которого гарантируется международными договорами в области авторского права.
Одной из особенностей публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели в силу объективных причин, как правило, не имеют возможности осуществлять свои права самостоятельно, а также отслеживать случаи их нарушений в индивидуальном порядке, в связи с чем публичное исполнение произведений является одной из основных сфер управления имущественными авторскими правами на коллективной основе, на протяжении последних столетий продолжая оставаться важнейшей областью реализации авторских прав, приносящей авторам и иным правообладателям наибольшие доходы.
Так, согласно годовому отчету о сборе, распределении и выплате авторского вознаграждения Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" (РАО) за 2010 год1 в общей структуре собираемого вознаграждения поступления от публичного исполнения произведений формируют более 70 процентов сборов РАО, составивших в 2010 году 2,69 миллиардов рублей. При этом 42,35 % сборов поступает за публичное исполнение произведений "малых прав" (песен, музыкальных фрагментов и др.), 25,95 % - за публичное исполнение произведений "больших прав" (драматических, музыкально-драматических произведений). Сборы от использования произведений на телевидении и радио составляют менее четверти (24,44 %) от общей суммы поступлений, сборы за воспроизведение произведений на различных видах носителей — 0,84%, прочие поступления - 1,14%. Следует дополнительно учитывать,
1 www.rao.ru
что из 5,28 % сборов, поступающих в РАО от использования произведений на территориях других стран, значительная часть также формируется за счет случаев публичного исполнения произведений.
Из числа действующих договоров РАО подавляющее большинство (более 16 тыс.) заключено в отношении публичного исполнения объектов малых прав, немногим более 2 тыс. - в отношении использования произведений при телевизионном и радиовещании. Кроме того, еще более 500 договоров действует в отношении публичного исполнения произведений "больших прав".
По мере падения доходов от воспроизведения произведений на материальных носителях, обусловленного развитием новых технологий, способствующих росту незаконного использования произведений, значение сборов за публичное исполнение произведений все более возрастает, причем данная тенденция является общемировой.
Так, в структуре сборов авторского вознаграждения французского авторского общества 8АСЕМ в 2010 г. из общей суммы собранного вознаграждения 819,6 млн. евро сборы за публичное исполнение произведений составили 266,5 млн. евро.2 В Великобритании одним из основных плательщиков авторского вознаграждения являются пабы, сборы с которых, осуществляемые РЯ8 в 2010 году, достигли 24,4 млн. фунтов стерлингов.3
По итогам 2011 года сборы австралийских авторских обществ АР11А и АМСОЗ за публичное исполнение выросли на 8,1 % при спаде поступлений за воспроизведение на физических носителях на 20 %.4 В Нидерландах рост сборов за публичное исполнение произведений на 3 % смог частично компенсировать падение сборов за механическое воспроизведение на 12 %.5
3 Вестник Департамента международных связей РАО № 59. 1 Вестник Департамента международных связей РАО № 60.
* Там же.
5 Вестник Департамента международных связей РАО № 57.
В сложившихся условиях резкого падения поступлений от иных видов использования авторские общества в большинстве развитых стран мира стремятся расширить сферы осуществления сборов за публичное исполнение произведений. Так, Бельгийское общество авторов, композиторов и издателей ЗАВАМ сообщило о подписании с национальной ассоциацией транспорта и логистики соглашения о сборе и распределении вознаграждения при использовании музыки в транспортном секторе. Контракт, заключенный 8АВАМ, классифицирует грузовые автомобили в качестве рабочих мест, в связи с чем работодатели будут обязаны выплачивать авторское вознаграждение за водителей, прослушивающих музыку в кабинах автомобилей. В соглашении отмечается, что следующей группой пользователей, на которую распространится его действие, должны стать водители такси.6
Вместе с тем, несмотря на широкое распространение публичного исполнения, анализ научных публикаций и правоприменительной практики показывает, что сущность, содержание и правовая природа публичного исполнения понимаются различным образом как учеными, так и специалистами-практиками, что приводит к возникновению значительного числа конфликтных ситуаций и трудностям при обеспечении охраны, реализации и защиты прав авторов произведений и иных правообладателей.
Отмеченные факторы обуславливают, как представляется, особую актуальность проведенного исследования.
Степень научной разработанности проблемы Проблемы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений науки, литературы и искусства в условиях действия нового российского гражданского законодательства до настоящего времени не становились предметом специализированного научного исследования, несмотря на наличие значительного числа диссертационных исследований
6 Вестник Департамента международных связей РАО № 55.
авторско-правовой тематики. Наиболее поздняя по времени диссертационная работа, непосредственно посвященная вопросам публичного исполнения произведений, была защищена в 1984 году.7
Отдельные аспекты, связанные с охраной и защитой авторских прав при публичном исполнении, освещались, в частности, в диссертационных работах Абдулхаковой (Коневой) Е.М. «Коллективное управление смежными правами» (2008 г.), Абрамовой Н.К. «Проблемы создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами» (2005 г.), Антоновой A.B. «Коллективное управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав: перспективы развития» (2005 г.), Иванова Н.В. «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации» (2007 г.), Кован Д.В. «Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации» (2011 г.), Месяшной Е.А. «Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений» (2007 г.), Моргуновой Е.А. «Коллективное управление имущественными авторскими правами как гражданско-правовой институт» (2005 г.), Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (2005 г.), Рузаковой O.A. «Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами» (2007 г.), Савинцевой JI.A. «Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании» (2005 г.), Стремецкой H.JI. «Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав» (2005 г.), Черкашиной О.В. «Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами» (2011 г.).
7 См.: Розина С.И. Авторское право при публичном исполнении произведений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1984. - 217 с.
Однако на протяжении последних десятилетий не было защищено ни одной диссертации, непосредственно посвященной проблемам правовой охраны произведений при осуществлении их публичного исполнения.
Вместе с тем научная значимость проблем, связанных с охраной авторских прав при публичном исполнении произведений, подтверждается трудами авторитетных представителей современной цивилистической науки, в том числе профессора Э.П. Гаврилова,8 публикациями специалистов-практиков (Е.В. Ананьевой,9 A.B. Туркина10, И.А. Силонова11 и др.), а также анализом существующей судебной практики по рассматриваемым вопросам, не получившей до настоящего времени всестороннего освещения и обобщения в научной и учебной литературе.
Среди публикаций последних лет по рассматриваемой тематике заслуживает отдельного упоминания включенная в Справочно-правовую систему "Гарант" работа С.П. Гришаева "Право на публичное исполнение",12 имеющая значение важного информационного источника по отдельным вопросам современного правового регулирования отношений, связанных с публичным исполнением произведений. Объект исследования
Объект исследования составляют правоотношения, возникающие при публичном исполнении произведений науки, литературы и искусства. Предмет исследования
Предмет исследования включает законодательство Российской Федерации, международные договоры по вопросам охраны авторских прав, законодательство зарубежных государств, судебную практику,
8 См., в частности: Гаврилов Э.П. Об исключительном праве на публичное и "непубличное" исполнение произведения // Хозяйство и право. Приложение к ежемесячному юридическому журналу. - М., 2008, №1,-С. 16-20.
9 Ананьева Е.В. О некоторых вопросах авторского права при публичном исполнении произведений // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2001, № 1. - С. 17-20.
ш Туркин A.B. Публичное исполнение произведений в номерах гостиниц, осуществляемое с помощью технических средств // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2009, №11.-С. 22-30.
11 Склонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии. - М.: Норма, 2001. -336 с.
|г Гришаев С.П. Право на публичное исполнение. - Система "ГАРАНТ", 2011. - 53 с. (электронная публикация).
российскую и зарубежную доктрину по вопросам, связанным с охраной авторских прав при публичном исполнении произведений.
Цель диссертационного исследования
Целью диссертационного исследования является комплексное рассмотрение проблем, связанных с правовым регулированием вопросов публичного исполнения произведений науки, литературы и искусства, выявление возможностей совершенствования действующего законодательства Российской Федерации по теме исследования, а также выработка и теоретическое обоснование предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты и практику их применения.
Задачи диссертационного исследования
Для достижения целей диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия публичного исполнения как способа использования произведений науки, литературы и искусства;
- рассмотрение предусмотренных международными договорами Российской Федерации положений об охране авторских прав при публичном исполнении произведений;
- исследование влияния новых технологий на решение вопросов реализации и охраны авторских прав при публичном исполнении произведений;
- анализ правового регулирования вопросов публичного исполнения произведений в законодательстве зарубежных стран;
рассмотрение основных этапов развития российского законодательства по вопросам охраны авторских прав при публичном исполнении произведений;
- изучение субъектного состава правоотношений, возникающих при публичном исполнении произведений;
- исследование проблем охраны личных неимущественных прав при публичном исполнении произведений;
- рассмотрение особенностей правовой охраны произведений при отдельных видах публичного исполнения;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический метод познания, а также частнонаучные методы исследования, в том числе историко-правовой метод, позволивший проследить развитие рассматриваемых правовых положений во времени, сравнительно-правовой метод, с использованием которого осуществлялось сопоставление правовых норм, регулирующих вопросы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений в отечественном и зарубежном законодательстве, логический и формально-юридический методы, с помощью которых были проанализированы имеющиеся данные и осуществлена формализация полученных при исследовании результатов для целей их дальнейшего использования.
Теоретическая основа исследования
В качестве теоретической основы исследования использовались работы И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.О. Калятина, М.М. Карелиной, Н.В. Макагоновой, АЛ. Маковского, Е.А. Моргуновой, Е.А. Павловой, O.A. Рузаковой, А.П. Сергеева, П.В. Степанова, С.А. Сударикова, М.А. Федотова, Г.Ф. Шершеневича, а также работы иностранных ученых JI. Бентли, В. Веинке, Р. Дюма, Д. Липцик, М. Фичора, Б. Шермана и др.
Нормативная основа исследования
Нормативную основу исследования составляет российское законодательство, в том числе Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, регламентирующие вопросы охраны авторских прав: Бернская конвенция
по охране литературных и художественных произведений, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. и др. Рассматривается также законодательство ряда зарубежных стран (Франции, Германии, Великобритании и ряда других стран) и директивы Европейского Союза, в частности, Директива Совета ЕС № 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе.
Эмпирическая основа исследования
Эмпирической основой диссертационного исследования являются приведенные в перечне использованных материалов судебной практики определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, а также информация, полученная из проанализированных публикаций периодической печати, указанных в Списке использованной литературы.
Научная новизна авторского подхода заключается в том, что диссертационная работа представляет собой первое комплексное исследование проблем охраны, реализации и защиты авторских прав при публичном исполнении произведений, проведенное в условиях действия нового российского гражданского законодательства. Принятый подход позволил:
1) выявить основные проблемы нормативно-правового регулирования, связанные с правовой регламентацией рассматриваемых правоотношений, выработать предложения по дальнейшему развитию законодательства и совершенствованию практики его применения;
2) разработать критерии для определения публичного характера исполнения произведений;
3) предложить основанное на разработанных критериях определение понятия "публичное исполнение произведений" для целей его законодательного закрепления;
4) осуществить классификацию основных видов публичного исполнения;
5) разработать предложения по совершенствованию законодательных положений, устанавливающих ограничения исключительных прав, связанные со случаями публичного исполнения произведений;
6) обосновать необходимость исключения признака "публичности" исполнения при рассмотрении вопроса о выражении произведения в объективной форме в качестве условия возникновения его охраны авторским правом;
7) предложить меры, направленные на совершенствование реализации личных неимущественных прав авторов при публичном исполнении создаваемых ими произведений;
8) выделить в качестве отдельных категорий первичное и вторичное публичное исполнение с установлением различных требований в отношении осуществляющих их лиц;
9) разработать предложения, направленные на усиление защиты прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений.
На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертационного исследования:
1. Для обеспечения единообразного толкования и применения законодательных положений по вопросам публичного исполнения произведений необходимо изменение критериев, на основании которых исполнение произведений признается "публичным".
В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ исключительное право на произведение действует в отношении
использования произведения в любой форме и любым непротиворечащим закону способом, в качестве публичного исполнения произведения должно рассматриваться любое исполнение, кроме случаев, когда просмотр или прослушивание произведения осуществляются:
1) физическим лицом исключительно в личных целях, в том числе с использованием технических средств;
2) группой физических лиц в жилом помещении, в котором по крайней мере одно из таких лиц постоянно проживает;
3) физическим лицом или группой физических лиц в транспортном средстве, находящемся в собственности или пользовании одного из таких лиц.
Во всех остальных случаях лица, осуществляющие публичное исполнение произведений, предоставляющие используемые для этого помещения и (или) технические средства должны осуществлять такое использование произведений только на основании лицензионного договора, заключенного с правообладателем или представляющей его интересы организацией по управлению правами на коллективной основе.
2. Предлагается следующее определение понятия "публичное исполнение произведения" для целей его законодательного закрепления (подпункт 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ):
«публичное исполнение произведения - любое представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком), за исключением случаев, когда такие представление или показ осуществляются физическим лицом исключительно в личных целях, в том числе с использованием технических средств, группой физических лиц в жилом помещении, в котором по крайней мере одно из таких лиц постоянно проживает, либо физическим
лицом или группой физических лиц в транспортном средстве, находящемся в собственности или пользовании одного из таких лиц».
3. Публичное исполнение может быть классифицировано на несколько видов с использованием следующих рассмотренных в работе критериев:
1) применения технических средств (с использованием радио, телевидения, звуко- или видеопроигрывающей аппаратуры или иных технических средств либо без их использования);
2) времени представления или показа произведения публике (одновременно с его исполнением или в иное время с использованием записи исполнения);
3) места исполнения (непосредственно в месте нахождения публики, при непосредственном контакте публики и исполнителя, либо в ином месте, отличном от места представления или показа произведения);
4) места представления или показа произведения публике (места, открытого для свободного посещения, или места, в котором присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи).
4. Ограничение авторских прав, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ и предусматривающее возможность свободного сообщения в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем, должно распространяться на случаи публичного исполнения таких произведений.
Указанные объекты авторских прав, правомерно включаемые без согласия авторов в радио- или телевизионные передачи, могут становиться доступными для публики в случае размещения приемных радио- и телевизионных устройств в таких местах, как гостиницы, вокзалы,
торговые предприятия, предприятия общественного питания и т.д. В результате будет иметь место использование произведений, выходящее за пределы ограничения исключительных прав, устанавливаемого ГК РФ.
5. Представляется целесообразным распространить действие статьи 1277 ГК РФ, в соответствии с которой допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения свободное публичное исполнение музыкального произведения (без текста) во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии, на использование музыкальных произведений с сопровождающим их текстом, поскольку в значительной части указанных случаев используемые музыкальные произведения и сопровождающие их тексты могут быть непосредственным образом связаны друг с другом в силу их художественных, исторических или культурных особенностей (гимны, молитвы и т.д.).
6. На основании положений статьи 2 bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений предлагается установить возможность свободного использования без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения политических речей и речей, произнесенных во время судебных процессов.
7. С учетом законодательного опыта ФРГ предлагается распространить действие положений статьи 1278 ГК РФ о свободном воспроизведении произведений для Целей правоприменения на случаи публичного исполнения произведений для указанных целей.
8. Обосновывается вывод о том, что в пункте 3 статьи 1259 ГК РФ термин «публичное исполнение» используется в значении, не соответствующем устанавливаемой правовой норме, так как произведение должно признаваться выраженным в объективной форме при любом его исполнении. Указание на необходимость публичного характера исполнения в качестве условия возникновения авторско-правовой охраны произведения в данном случае является ошибочным, поскольку
произведение должно охраняться даже в том случае, если оно было выражено в объективной форме в присутствии по крайней мере одного человека.
Для возникновения авторского права достаточно придания произведению формы, которая может быть объективно воспринята с использованием или без использования технических средств по крайней мере одним человеком, вне зависимости от наличия или отсутствия родственных связей между ним и автором.
9. В качестве отдельных категорий предлагается выделить первичное и вторичное публичное исполнение. Отмечается, что при первичном публичном исполнении, в том числе при организации концерта, театрального или циркового представления, культурно-массового мероприятия с участием заранее определенных коллективов исполнителей, а также при использовании фонограмм или аудиовизуальных произведений, пользователь (организатор концерта, кинотеатр и т.д.) имеет возможность выполнить или проконтролировать выполнение требований законодательства об указании имен авторов исполняемых произведений. При вторичном публичном исполнении, осуществляемом, в частности, с использованием телевизионных или радиоприемных устройств в местах общественного питания, в гостиницах, на транспорте и т.п., пользователь, как правило, не имеет возможности определять содержание передач, которые становятся доступными для представителей публики с использованием предоставляемых им технических средств, а также контролировать соблюдение телерадиовещательными организациями личных неимущественных прав авторов исполняемых произведений.
В связи с этим пользователи, осуществляющие вторичное публичное исполнение произведений, должны быть полностью освобождены от ответственности за соблюдение личных неимущественных прав авторов, если такие пользователи сами не вносят изменений в содержание телевизионной или радиопередачи. Ответственность за нарушения личных
неимущественных прав при этом должна возлагаться на телерадиовещательные организации и иных лиц, определяющих содержание передач и обязанных в соответствии с законодательством принимать меры для соблюдения личных неимущественных прав авторов.
10. Для эффективной реализации прав в случаях публичного исполнения небольших по объему литературных, научных и иных произведений необходимо включение их в число объектов авторских прав, в отношении которых действует предусмотренная пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ возможность управления правами неопределенного круга правообладателей. В связи с этим действие подпункта 1 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ должно распространяться не только на музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений, но также на ряд иных видов произведений, широко используемых на радио и телевидении, включая небольшие литературные произведения, отрывки из литературных произведений, фотографии, произведения изобразительного искусства и т.д.
11. Отмечается ошибочность подходов, предусматриваемых Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 218, в соответствии с которыми устанавливается зависимость минимальных ставок авторского вознаграждения от таких обстоятельств, как число актов произведения, изложение более половины текста произведения в стихотворной форме, создание пьес для детей "по мотивам народных сказок" и т.п. характеристик произведений. Обосновывается вывод о том, что размер вознаграждения при публичном исполнении произведений должен зависеть от обстоятельств, допускающих объективную и однозначную оценку: суммы валового сбора или иных доходов, получаемых от использования произведений или осуществления деятельности, связанной с использованием произведений, объемов
звучания, действительного или предполагаемого числа представителей публики, получающих возможность прослушивания или просмотра произведения, в том числе на основании косвенно свидетельствующих о наличии указанных обстоятельств параметров (величина торгового зала, количество посадочных мест в помещении организации общественного питания, число мест номерного фонда гостиниц, количество посадочных мест в средствах транспорта, объем пассажиропотока на вокзалах, в аэропортах и т.д.).
12. В целях повышения эффективности защиты прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений предлагается распространить возможность взыскания компенсации, предусмотренной для случаев нарушения исключительных прав статьей 1301 ГК РФ, на случаи невыплаты пользователями вознаграждения, предусматриваемого договорами, заключаемыми ими с организацией по управлению правами на коллективной основе, а также при отказе от заключения договора с такой организацией в случаях, когда законодательство специально предусматривает выплату вознаграждения авторам, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 1263 ГК РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его проведения теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для целей совершенствования законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также дальнейшего научного исследования проблем охраны, реализации и
л
защиты прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебной и научной литературе, в процессе преподавания, при подготовке лекций, семинаров в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации. Теоретические положения и выводы диссертационного
исследования могут быть востребованы в деятельности судебных органов и организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами при публичном исполнении произведений.
Апробация результатов исследования
Основные теоретические выводы и практические рекомендации, выработанные в ходе диссертационного исследования, изложены в научных публикациях диссертанта, опубликованных в специализированных научных журналах, научных сборниках и иных изданиях, в том числе входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Результаты исследования апробированы при рассмотрении диссертации на кафедре авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, а также при предоставлении правовых консультаций по вопросам защиты авторских прав при публичном использовании произведений.
Структура исследования
Структура диссертации соответствует ее целям и задачам: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, составивших нормативную базу диссертационного исследования, перечня использованных материалов судебной практики и списка использованной литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, выбранной для диссертационного исследования, определяются цели, задачи, объект, предмет, методологические, нормативные, теоретические основы исследования, выявляется его научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, приводятся сведения о его практической апробации.
Первая глава «Обеспечение охраны прав авторов н иных правообладателей при публичном исполнении произведений» содержит четыре параграфа.
В первом параграфе первой главы «Публичное исполнение как способ использования произведений» рассматривается понятие публичного исполнения и обосновывается вывод о том, что публичное исполнение может быть классифицировано на несколько видов с использованием следующих критериев: применение технических средств, одновременность исполнения произведения и его представления публике, места осуществления исполнения, а также места представления или показа произведения публике. Отмечается, что предложенные критерии являются неоднородными по своему содержанию, при этом только последний из них является определяющим для признания факта использования произведения путем его публичного исполнения, в то время как остальные могут применяться только для разграничения отдельных видов публичного исполнения.
Значительное влияние на решение вопросов реализации и охраны авторских прав при публичном исполнении произведений оказывает развитие новых технологий. Появление новых средств доведения произведений до публики повлекло за собой изменение традиционных представлений о балансе между заинтересованностью правообладателей в
осуществлении контроля за использованием произведений и общественным интересом в получении доступа к ним.
В современных условиях значение охраны прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений возрастает ввиду одновременного действия двух факторов. Во-первых, получают все более широкое распространение относительно недорогие и качественные телевизионные и радиоприемные устройства, а также иные технические средства, применяемые для публичного исполнения фонограмм и аудиовизуальных произведений в публично доступных местах. Во-вторых, в результате массового незаконного использования произведений в цифровой форме, осуществляемого с помощью сети Интернет, сокращаются поступления авторского вознаграждения от традиционных способов использования, связанных с воспроизведением произведений на материальных носителях в целях их последующего коммерческого распространения. Значительный ущерб правообладателям наносит развитие файлообменных сетей, благодаря которым миллионы пользователей получают бесплатный доступ к интересующим их произведениям. Одним из источников компенсации причиняемых правообладателем убытков становится рост сборов авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и расширение перечня случаев, в которых такие сборы осуществляются.
Во втором параграфе первой главы «Международно-правовые основы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений» отмечается, что при регламентации вопросов публичного исполнения произведений международные договоры базируются на традиционных подходах, закладываемых Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, гарантирующих действие исключительных прав при осуществлении публичного исполнения произведений. Ограничение гарантируемых исключительных прав допускается только в
специально определенных международными договорами случаях, с соблюдением устанавливаемых ими принципов и порядка.
В третьем параграфе первой главы «Правовое регулирование вопросов публичного исполнения произведений в законодательстве зарубежных стран» анализируются положения законодательных актов Великобритании, Франции, ФРГ, Испании и ряда иных стран, а также Директивы Совета ЕС № 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе по вопросам обеспечения охраны авторских прав при публичном исполнении произведений.
Проведенный анализ показывает, что при всех различиях в правовом регулировании отношений, связанных с публичным исполнением произведений, законодательство развитых зарубежных стран исходит из общих принципов обеспечения их охраны, основы которой закладываются на международно-правовом уровне. При этом отдельные положения рассмотренных в работе зарубежных законодательных актов и лежащих в их основе подходов могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании законодательства Российской Федерации.
В четвертом параграфе первой главы «Развитие отечественного законодательства об охране авторских прав при публичном исполнении произведений» обобщается опыт правового регулирования отношений, связанных с публичным исполнением произведений, в дореволюционном, советском и современном российском законодательстве.
Проводится анализ положений части четвертой ГК РФ, регламентирующих вопросы публичного исполнения произведений. Обосновывается вывод о том, что закрепляемое подпунктом 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ обобщенное определение понятия «публичное исполнение» допускает различные толкования при решении вопросов признания публичного характера исполнения с учетом особенностей отдельных случаев использования произведений.
Отмечается, что деятельность организаций по управлению правами на коллективной основе и развитие судебной практики приводят к постепенному расширению сфер экономической активности, в которых требуется осуществлять выплаты правообладателям за публичное исполнение произведений. При этом совершенствование охраны прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений в последние годы происходило без внесения существенных изменений в положения действующего законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с осуществлением публичного исполнения объектов авторских прав. В частности, не осуществлялось расширение или сужение сферы действия предусмотренных законодательством ограничений исключительных прав в отношении случаев публичного исполнения произведений.
В настоящее время в Российской Федерации создана основная законодательная и подзаконная нормативная база по вопросам реализации авторских прав при публичном исполнении произведений, которая, однако, нуждается в значительном совершенствовании, в том числе с учетом качественного изменения уровня технических средств, используемых для публичного исполнения произведений, и развития новых технологий, приведших как к появлению новых способов публичного исполнения произведений, так и снижению доходов правообладателей от иных способов их использования.
Вторая глава «Совершенствование положений об охране авторских прав при публичном исполнении произведений и практики их применения» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе второй главы «Анализ субъектного состава правоотношений, возникающих при публичном исполнении произведений», обосновывается вывод о том, что правоотношения, возникающие при публичном исполнении произведений в значительной части случаев характеризуются сложным субъектным составом, поскольку
их участниками оказываются не только различные категории правообладателей и пользователей, но также организаторы публичного исполнения, исполнители и иные обладатели смежных прав, владельцы помещений и оборудования, с использованием которых осуществляется публичное исполнение произведений, и организации по управлению правами на коллективной основе, призванные играть важнейшую роль в обеспечении возможности использования произведений путем их публичного исполнения, сборе, распределении и выплате вознаграждения за такое использование.
Во втором параграфе второй главы «Проблемы соблюдения личных неимущественных прав при публичном исполнении произведений» отмечается, что одной из важнейших задач современного авторского права является обеспечение охраны не только имущественных интересов авторов, достигаемое путем признания и защиты исключительных прав на создаваемые ими произведения, но также охрана личных неимущественных прав, поскольку авторы и иные правообладатели заинтересованы не только в выплате вознаграждения за каждый случай использования произведений, но также в росте узнаваемости используемых произведений и их авторов, способствующем дальнейшему увеличению частоты использования, росту популярности автора и результатов его творческой деятельности, что, в конечном счете, может иметь определяющее значение для дальнейшего роста доходов как самого автора, так и выпускающего его произведения литературного или музыкального издательства и других заинтересованных лиц.
Публичное исполнение произведений часто осуществляется с нарушением личных неимущественных прав их авторов, которые существенным образом различаются для отдельных категорий произведений и видов осуществляемого публичного исполнения. При этом одной из наиболее распространенных проблем при публичном исполнении
произведений является невыполнение требований об указании имен авторов произведений либо неправильное их указание.
Обосновывается вывод о необходимости разграничения случаев публичного исполнения произведений на первичное и вторичное публичное исполнение с установлением различных принципов привлечения осуществляющих их лиц к ответственности за соблюдение личных неимущественных прав авторов публично исполняемых произведений.
Отмечается, что в ряде зарубежных стран, в частности, в Испании, авторам в отношении публичного исполнения произведений предоставляется расширенный перечень личных неимущественных прав по сравнению с предусмотренным законодательством Российской Федерации. Данный опыт может быть учтен при дальнейшем совершенствовании отечественного законодательства.
В параграфе третьем второй главы «Особенности охраны имущественных интересов авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений» отмечается недостаточная определенность закрепляемых законодательством критериев признания публичного характера исполнения произведений. Указанный вывод подтверждается не только проблемами, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении и разрешении возникающих на практике вопросов, но также существенными различиями в оценках «публичного» и «непубличного» исполнения в проанализированных в работе трудах авторитетных российских специалистов в области авторского права. Автором выдвигаются собственные предложения об изменении определяющих критериев публичного исполнения произведений.
На основании анализа накопленной судебной практики делается вывод о том, что в настоящее время наиболее частые случаи нарушений авторских прав в рассматриваемой сфере могут быть разделены на несколько категорий: бездоговорное использование произведений,
невыполнение условий лицензионного договора или договора о выплате вознаграждения, заключенного с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе, оспаривание правомерности сбора вознаграждения для композиторов при публичном исполнении аудиовизуальных произведений (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ) и отказ от заключения лицензионного договора и выплаты авторского вознаграждения в новых для Российской Федерации сферах лицензирования случаев публичного вознаграждения произведений.
Отмечается, что несогласованность ряда законодательных положений по вопросам охраны авторских прав приводит к снижению эффективности защиты прав авторов и иных правообладателей при публичном исполнении произведений, что обуславливает необходимость внесения изменений в действующее законодательство и практику его применения.
В заключении автором подводятся итоги исследования, обобщаются основные теоретические выводы и предложения.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
В журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий:
1. Хоменко М.П. Вознаграждение за использование музыкальных произведений в гостиницах: есть вопросы // Патенты и лицензии, 2011, № 7. - С. 44-48.
Объем: 0,5 пл.
2. Хоменко М.П. Проблемы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2012, № 5. - С. 6-11.
Объем: 0,6 п.л.
В иных изданиях:
3. Хоменко М.П. Проблемы изменения порядка распоряжения исключительным правом для отдельных способов использования произведений // Сборник научных трудов аспирантов и студентов. - М.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ГОУ ВПО РГИИС), 2011. - С. 227 - 231.
Объем: 0,35 п.л.
4. Хоменко М.П. Анализ проекта изменений части четвертой ГК РФ по вопросам, связанным с использованием произведений в сети Интернет // Сборник научных трудов аспирантов и студентов. — М.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ГОУ ВПО РГИИС), 2011. - С. 224 - 227.
Объем: 0,35 п.л.
Общий объем опубликованных работ - 1,8 п.л.
Сдано в печать 03.05.2012г. Подписано в печать 03.05.2012г.
Формат 60x90/16 Объем: усл. п.л. 1,75
Тираж 70 экз. Заказ № 40
Издательство и типография Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55А
ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ «Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений»
61 12-12/1295
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
На правахрукописи
Хоменко Марина Павловна
ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ ПРИ ПУБЛИЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское
право, семейное право, международное частное право
диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Близнец И.А.
Москва 20X2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Обеспечение охраны прав авторов и иных 21
правообладателей при публичном исполнении произведений
1.1. Публичное исполнение как способ использования 21 произведений
1.2. Международно-правовые основы охраны авторских прав 34 при публичном исполнении произведений
1.3. Правовое регулирование вопросов публичного 60 исполнения произведений в законодательстве
зарубежных стран
1.4. Развитие отечественного законодательства об охране 71 авторских прав при публичном исполнении произведений
Глава 2. Совершенствование положений об охране 112
авторских прав при публичном исполнении произведений и практики их применения
2.1. Анализ субъектного состава правоотношений, 112 возникающих при публичном исполнении произведений
2.2. Проблемы соблюдения личных неимущественных прав 142 при публичном исполнении произведений
2.3. Особенности охраны имущественных интересов авторов и 148 иных правообладателей при публичном исполнении произведений
Заключение 166
Перечень законодательных и иных нормативных 174
правовых актов
Перечень использованных материалов судебной практики 180
Список использованной литературы 183
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Публичное исполнение является одним из наиболее распространенных способов использования произведений науки, литературы и искусства, охрана в отношении которого гарантируется международными договорами в области авторского права.
Одной из особенностей публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели в силу объективных причин, как правило, не имеют возможности осуществлять свои права самостоятельно, а также отслеживать случаи их нарушений в индивидуальном порядке, в связи с чем публичное исполнение произведений является одной из основных сфер управления имущественными авторскими правами на коллективной основе, на протяжении последних столетий продолжая оставаться важнейшей областью реализации авторских прав, приносящей авторам и иным правообладателям наибольшие доходы.
Так, согласно годовому отчету о сборе, распределении и выплате авторского вознаграждения Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" (РАО) за 2010 год1 в общей структуре собираемого вознаграждения поступления от публичного исполнения произведений формируют более 70 процентов сборов РАО, составивших в 2010 году 2,69 миллиардов рублей. При этом 42,35 % сборов поступает за публичное исполнение произведений "малых прав" (песен, музыкальных фрагментов и др.), 25,95 % - за публичное исполнение произведений "больших прав" (драматических, музыкально-драматических произведений). Сборы от использования произведений на телевидении и радио составляют менее четверти (24,44 %) от общей суммы поступлений, сборы за воспроизведение произведений на различных видах носителей -
0,84 %, прочие поступления - 1,14 %. Следует дополнительно учитывать, что из 5,28 % сборов, поступающих в РАО от использования произведений на территориях других стран, значительная часть также формируется за счет случаев публичного исполнения произведений.
Из числа действующих договоров РАО подавляющее большинство (более 16 тыс.) заключено в отношении публичного исполнения объектов малых прав, немногим более 2 тыс. - в отношении использования произведений при телевизионном и радиовещании. Кроме того, еще более 500 договоров действует в отношении публичного исполнения произведений "больших прав".
По мере падения доходов от воспроизведения произведений на материальных носителях, обусловленного развитием новых технологий, способствующих росту незаконного использования произведений, значение сборов за публичное исполнение произведений все более возрастает, причем данная тенденция является общемировой.
Так, в структуре сборов авторского вознаграждения французского авторского общества БАСЕМ в 2010 г. из общей суммы собранного вознаграждения 819,6 млн. евро сборы за публичное исполнение
/у
произведений составили 266,5 млн. евро. В Великобритании одним из основных плательщиков авторского вознаграждения являются пабы, сборы с которых, осуществляемые РЯБ в 2010 году, достигли 24,4 млн. фунтов стерлингов.3
По итогам 2011 года сборы австралийских авторских обществ АРЯА и АМСОБ за публичное исполнение выросли на 8,1 % при спаде поступлений за воспроизведение на физических носителях на 20 %. В Нидерландах рост сборов за публичное исполнение произведений на 3 %
смог частично компенсировать падение сборов за механическое воспроизведение на 12 %.5
В сложившихся условиях резкого падения поступлений от иных видов использования авторские общества в большинстве развитых стран мира стремятся расширить сферы осуществления сборов за публичное исполнение произведений. Так, Бельгийское общество авторов, композиторов и издателей 8АВАМ сообщило о подписании с национальной ассоциацией транспорта и логистики соглашения о сборе и распределении вознаграждения при использовании музыки в транспортном секторе. Контракт, заключенный 8АВАМ, классифицирует грузовые автомобили в качестве рабочих мест, в связи с чем работодатели будут обязаны выплачивать авторское вознаграждение за водителей, прослушивающих музыку в кабинах автомобилей. В соглашении отмечается, что следующей группой пользователей, на которую распространится его действие, должны стать водители такси.6
Вместе с тем, несмотря на широкое распространение публичного исполнения, анализ научных публикаций и правоприменительной практики показывает, что сущность, содержание и правовая природа публичного исполнения понимаются различным образом как учеными, так и специалистами-практиками, что приводит к возникновению значительного числа конфликтных ситуаций и трудностям при обеспечении охраны, реализации и защиты прав авторов произведений и иных правообладателей.
Отмеченные факторы обуславливают, как представляется, особую актуальность проведенного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений науки, литературы и искусства в условиях действия нового российского гражданского законодательства до настоящего времени не становились предметом специализированного научного исследования, несмотря на наличие значительного числа диссертационных исследований авторско-правовой тематики. Наиболее поздняя по времени диссертационная работа, непосредственно посвященная вопросам
у
публичного исполнения произведений, была защищена в 1984 году.
Отдельные аспекты, связанные с охраной и защитой авторских прав при публичном исполнении, освещались, в частности, в диссертационных работах Абдулхаковой (Коневой) Е.М. «Коллективное управление смежными правами» (2008 г.), Абрамовой Н.К. «Проблемы создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами» (2005 г.), Антоновой A.B. «Коллективное управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав: перспективы развития» (2005 г.), Иванова Н.В. «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации» (2007 г.), Кован Д.В. «Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации» (2011 г.), МесяшнойЕ.А. «Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений» (2007 г.), Моргуновой Е.А. «Коллективное управление имущественными авторскими правами как гражданско-правовой институт» (2005 г.), Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (2005 г.), Рузаковой O.A. «Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными
правами» (2007 г.), Савиицевой JI.A. «Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании» (2005 г.), Стремецкой H.JI. «Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав» (2005 г.), Черкашиной О.В. «Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами» (2011 г.).
Однако на протяжении последних десятилетий не было защищено ни одной диссертации, непосредственно посвященной проблемам правовой охраны произведений при осуществлении их публичного исполнения.
Вместе с тем научная значимость проблем, связанных с охраной авторских прав при публичном исполнении произведений, подтверждается трудами авторитетных представителей современной цивилистической
о
науки, в том числе профессора Э.П. Гаврилова, публикациями специалистов-практиков (Е.В. Ананьевой,9 A.B. Туркина10, И.А. Силонова11 и др.), а также анализом существующей судебной практики по рассматриваемым вопросам, не получившей до настоящего времени всестороннего освещения и обобщения в научной и учебной литературе.
Среди публикаций последних лет по рассматриваемой тематике заслуживает отдельного упоминания включенная в Справочно-правовую систему "Гарант" работа С.П. Гришаева "Право на публичное
1 9
исполнение", имеющая значение важного информационного источника по отдельным вопросам современного правового регулирования отношений, связанных с публичным исполнением произведений.
8 См., в частности: Гаврилов Э.П. Об исключительном праве на публичное и "непубличное" исполнение произведения // Хозяйство и право. Приложение к ежемесячному юридическому журналу. - М., 2008, № 1. - С. 16-20.
9 Ананьева Е.В. О некоторых вопросах авторского права при публичном исполнении произведений // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2001, № 1. - С. 17-20.
10 Туркин A.B. Публичное исполнение произведений в номерах гостиниц, осуществляемое с помощью технических средств // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2009, № 11.-С. 22-30.
11 Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии. - М.: Норма, 2001. -336 с.
Объект исследования.
Объект исследования составляют правоотношения, возникающие при публичном исполнении произведений науки, литературы и искусства.
Предмет исследования.
Предмет исследования включает законодательство Российской Федерации, международные договоры по вопросам охраны авторских прав, законодательство зарубежных государств, судебную практику, российскую и зарубежную доктрину по вопросам, связанным с охраной авторских прав при публичном исполнении произведений.
Цель диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является комплексное рассмотрение проблем, связанных с правовым регулированием вопросов публичного исполнения произведений науки, литературы и искусства, выявление возможностей совершенствования действующего законодательства Российской Федерации по теме исследования, а также выработка и теоретическое обоснование предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты и практику их применения.
Задачи диссертационного исследования.
Для достижения целей диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия публичного исполнения как способа использования произведений науки, литературы и искусства;
- рассмотрение предусмотренных международными договорами Российской Федерации положений об охране авторских прав при публичном исполнении произведений;
- исследование влияния новых технологий на решение вопросов реализации и охраны авторских прав при публичном исполнении
произведений;
- анализ правового регулирования вопросов публичного исполнения произведений в законодательстве зарубежных стран;
рассмотрение основных этапов развития российского законодательства по вопросам охраны авторских прав при публичном исполнении произведений;
- изучение субъектного состава правоотношений, возникающих при публичном исполнении произведений;
- исследование проблем охраны личных неимущественных прав при публичном исполнении произведений;
- рассмотрение особенностей правовой охраны произведений при отдельных видах публичного исполнения;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический метод познания, а также частнонаучные методы исследования, в том числе историко-правовой метод, позволивший проследить развитие рассматриваемых правовых положений во времени, сравнительно-правовой метод, с использованием которого осуществлялось сопоставление правовых норм, регулирующих вопросы охраны авторских прав при публичном исполнении произведений в отечественном и зарубежном законодательстве, логический и формально-юридический методы, с помощью которых были проанализированы имеющиеся данные и осуществлена формализация полученных при исследовании результатов для целей их дальнейшего использования.
Теоретическая основа исследования.
В качестве теоретической основы исследования использовались работы И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.О. Калятина,
М.М. Карелиной, H.B. Макагоновой, A.JI. Маковского, Е.А. Моргуновой, Е.А. Павловой, O.A. Рузаковой, А.П. Сергеева, П.В. Степанова, С.А. Сударикова, М.А. Федотова, Г.Ф. Шершеневича, а также работы иностранных ученых Л. Бентли, В. Веинке, Р. Дюма, Д. Липцик, М. Фичора, Б. Шермана и др.
Нормативная основа исследования.
Нормативную основу исследования составляет российское законодательство, в том числе Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, регламентирующие вопросы охраны авторских прав: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. и др. Рассматривается также законодательство ряда зарубежных стран (Франции, Германии, Великобритании и ряда других стран) и директивы Европейского Союза, в частности, Директива Совета ЕС № 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе.
Эмпирическая основа исследования.
Эмпирической основой диссертационного исследования являются приведенные в перечне использованных материалов судебной практики определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, а также информация, полученная из проанализированных публикаций периодической печати, указанных в Списке использованной литературы.
Научная новизна авторского подхода заключается в том, что диссертационная работа представляет собой первое комплексное исследование проблем охраны, реализации и защиты авторских прав при публичном исполнении произведений, проведенное в условиях действия нового российского гражданского законодательства. Принятый подход позволил:
1) выявить основные проблемы нормативно-правового регулирования, связанные с правовой регламентацией рассматриваемых правоотношений, выработать предложения по дальнейшему развитию законодательства и совершенствованию практики его применения;
2) разработать критерии для определения публичного характера исполнения произведений;
3) предложить основанное на разработанных критериях определение понятия "публичное исполнение произведений" для целей его законодательного закрепления;
4) осуществить классификацию основных видов публичного исполнения;
5) разработать предложения по совершенствованию законодательных положений, устанавливающих ограничения исключительных прав, связанные со случаями публичного исполнения произведений;
6) обосновать необходимость исключения признака "публичности" исполнения при рассмотрении вопроса о выражении произведения в объективной форме в качестве условия возникновения его охраны авторским правом;
7) предложить меры, направленные на совершенствование реализации личных неимущественных прав авторов при публичном исполнении создаваемых ими произведений;
8) выделить в качестве отдельных категорий первичное и вторичное публичное исполнение �