Доказательства и доказывание в уголовном процессе Суданатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.09 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Тарик Дафалла Эль-Имам Мухамед, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Общая характеристика доказательств в уголовном ^ процессе Судана.

§ 1. История развития законодательства о доказательствах в Судане.

§ 2. Понятие и свойства доказательств.

2.1 Понятие доказательства.

2.2 Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

2.3 Относимость доказательств.

2.4 Допустимость доказательств.

2.5 Продуктивность доказательств.

§ 3. Виды доказательств.

3.1 Признание обвиняемого.

3.2 Показания свидетелей.

3.3 Показания специалиста.

3.4 Клятва.

3.4.1 Решающая или окончательная клятва.

3.4.2 Дополнительная клятва.

3.4.3 Выявляющая клятва.

3.4.4 Гневная (отрицающая) клятва.

3.5 Вещественные доказательства.

3.6 Документы.

Глава II. Доказывание в суданском уголовном процессе

§ 1. Доказывание в стадии предварительного расследования.

1.1 Обнаружение доказательств.

1.2 Проверка доказательств.

1.3 Оценка доказательств.

§2. Доказывание в стадии судебного разбирательства.

2.1 Проверка доказательств.

2.2 Оценка доказательств.

Глава III. Доказывание отдельных видов преступлений.

§1 Доказывание по делам о преступлениях категории «Хадц».

1.1 Доказательство прелюбодеяния «зина».

1.2 Доказательство казва.

1.3 Доказательство кражи

1.4 Доказательство разбоя.

1.5 Доказательство употребления спиртных напитков.

§2.Доказывание преступлений категории «Кисас и Дийя».

2.1 Признание обвиняемого.

2.2 Показания свидетелей.

2.3 Клятва (кисама).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Доказательства и доказывание в уголовном процессе Судана"

Актуальность темы диссертации: ^ В ряде стран, где ислам признан государственной религией, в частности в Судане, правовые отношения регулируются не только Ч законодательными актами, но и положениями Корана и Сунны, т.е. нормами мусульманского права.1 Сказанное имеет отношение к уголовному и уголовно-процессуальному праву, к порядку доказывания по уголовным делам.

В уголовном праве Судана преступления делятся на три группы или категории. Группа «Хадд» включает преступления, которые затрагивают права Аллаха. За их совершение установлены четкие санкции в Коране и Сунне,, к ним относятся семь наиболее опасных преступлений: прелюбодеяние, казв (недоказанно обвинение в прелюбодеянии), кража, разбой, употребление спиртного, вероотступничество и бунт. В группу «Кисас и Дийя» входят преступления, затрагивающие интересы отдельных лиц, за их совершение также установлены санкции в Коране и Сунне, но санкции не являются абсолютными, к ним относятся: убийства и причинение телесных повреждений. Третья группа преступлений - «Тазир». которые могут затрагивать, как права Аллаха, так и права отдельных лиц, но они не входят ни в первую, ни во вторую группу. За их совершение не установлены санкции в Коране и Сунне. ^ Доказывание по делам о преступлениях «Хадд» и «Кисас и Дийя» осуществляется способами, указанными в Коране и Сунне. Доказывание по 4 делам о преступлениях группы «Тазир» осуществляется с использованием любых средств, т.е. при этом применяется система норм доказательственного

1 Правовые системы стран мира, Энциклопедический словарь, под ред. Сухарева А. Я, М., изд. Норма 2001г. с. 840. права стран англосаксонской системы права,2 а также положений законов Судана о доказательствах и доказывании. Таким образом, в данной работе ^ рассматриваются и изучаются только те стороны доказательственного права

Судана, которые не имеют аналогов в традиционных для современности ^ (англосаксонской и континентальной) правовых системах.

В данной работе впервые в российской и суданской правовой науке исследуется доказательственное право страны, в уголовном процессе которой, наряду с законодательством, в значительной Мере заимствованным из Англии, используются нормы шариата (свод мусульманских правовых и теологических норм, основанных на Коране и Сунне). В российской юридической науке уже предприняты попытки вникнуть в феномен синтеза права и религии, существующего в настоящее время в мусульманском мире. Этому посвящены работы по уголовному праву JI.P. Сюкияйнена,3 М.И. Садагадара,4 некоторых других авторов. Что касается мусульманского доказательственного права по уголовным делам, то оно до сего времени не исследовалось правоведами России, несмотря на то, что такие исследования, по нашему мнению, заслуживают внимания в плане сравнительного анализа, лучшего понимания уголовного процесса стран исламского мира, о котором не только в России, но и в некоторых работах правоведов Запада высказываются не всегда верные суждения.

Так, в частности устарело утверждение известного французского правоведа Рене Давида о том, что Судан - особый случай в правовых системах мусульманских стран. В целом, верно подмечены Р. Давидом 4 следующие тенденции в развитии Судана: «В этой стране еще в 1900 году ордонанс о правосудии по гражданским делам предписал судам восполнить j пробелы права, основываясь на «справедливости и сознании». Под

2 До вступления в силу Закона о доказательствах 1983 года в Судане действовали соответствующие нормы английского и индийского права

3 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право, М., 1986.

4 Садагадар М. И. Основы мусульманского права, М., 1968. прикрытием этой формулы были восприняты многие нормы английского права. Однако, стремясь сблизиться с другими странами французского ^ влияния, Судан попытался изменить ситуацию, приняв в 1971 - 1972 годах кодексы, построенные на модели египетских. Однако, эта реформа плохо ^ реализовалась, и проблема требует нового решения».5

Последнее утверждение требует уточнения. В частности, в последние три десятилетия в Судане трижды принимались уголовно-процессуальные кодексы (1974, 1983, 1991 г.г.), приняты законы о доказательствах (1983, 1994 г.г.). Эти и другие законы в значительной мере изменили представление о правовой системе Судана.

Она приблизилась к правовой системе Египта, Республике Йемен, однако сохранила и особенности, в частности, использование норм шариата в доказывании по делам о некоторых преступлениях.

Более того, хотя вопросам доказывания по уголовным делам посвящены работы таких известных арабских ученых, как Абдель- Кадир Авда, Ахмед Фахми Бахнаса, Мухамед Ибн Эль-Хассан Абу-Юсиф, Ибн Гдама, Эль-Бухари Абделла Эль-Джали, Ясин Мухамед Ихии, Аббас Мухамед Таха и других, необходимо признать, что в них не ставилась задача сравнительного анализа доказывания по уголовным делам, полезного для совершенствования его с учетом зарубежного опыта.

Цель и задачи исследования:

Основная цель настоящей работы состоит в проведении комплексного сравнительно-правового исследования всей системы доказательственного ^ права в рамках действующего Уголовно-процессуального Кодекса и Закона

О доказательствах» в Судане, в соответствии с религиозными установлениями, закрепленными в Коране, Сунне и других источниках. Л

5 Давид Р., Шоффре-Спиноза К. Основные правовые системы современности. Пер. с франц., М., изд. Международные отношения, 1996, с. 328.

Итогом такого исследования является систематизация доказательств, как по их видам, так и по способам доказывания отдельных видов преступлений. ^ Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

1.Определить этапы развития законодательства в области ^ доказательственного права в Судане.

2. Раскрыть понятие доказательства в законодательстве и в правовой науке Судана.

3.Проанализировать основные свойства, характеристики доказательств, которыми они должны обладать в соответствии с нормами шариата и законодательства (относимость, допустимость, продуктивность и т.д.).

4 Выделить основные виды доказательств, как в законодательстве, так и в доктрине.

5.Рассмотреть вопросы доказывания в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

6.Дать характеристику специальным видам доказательств, предназначенных для доказательства преступлений категории «Хадц» и «Кисас и Дийя».

7.Изучить судебную практику для обоснования основных положений настоящей работы.

Методическая и практическая основы диссертации: При написании данной работы автор использовал диалектический метод познания. Также применялись и другие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный и логико-юридический. ^ Работа написана на основе анализа законодательства Судана:

Конституции 1998 г., Уголовного Кодекса 1991 г., Уголовно-процессуальных

Кодексов 1974 г., 1983 г. и 1991 г., Законов о доказательствах 1972 г., 1983 г. и 1994 г., а также действующих источников мусульманского права: Корана, Сунны, Иджмы6, Ижтихада7, и т.д.

При рассмотрении вопросов темы использовались в плане сравнительного анализа законодательство России, труды российских ученых ^ в области теории доказательств и уголовного процесса. Также были использованы труды различных зарубежных авторов, в основном индийских и английских, работы ведущих арабских авторов, в том числе суданских.

Эмпирической базой исследования послужили материалы деятельности правоохранительных органов, решения Верховного Суда и Апелляционного Суда Судана.

Научная новизна исследования:

Данная работа представляет собой первое в российской юридической литературе исследование, посвященное доказательствам и доказыванию в уголовном процессе в одной из мусульманских стран - Судане. В диссертации представлены основные положения о доказательствах, как в праве, так и в правовой науке. Внимание уделяется основным источникам доказательственного права в целом и отдельным источникам доказательств по делам о преступлениях: «Хадд», «Кисас и Дийя».

Автор не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов о доказательствах и доказывании в суданском и шариатском процессе, но, тем не менее, предпринята попытка дать более развернутое представление о доказательствах в шариате в целом и в уголовном процессе Судана, в частности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В суданском доказательственном праве действуют два вида доказательств: а) абсолютные (свободные) доказательства и б) ограниченные

Л -

Иджма- согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права.

7 Иджитихад- деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса. доказательства. Они действуют отдельно друг от друга и как правило не смешиваются. Поэтому, в целом эту систему доказательств нельзя назвать ^ смешанной, скорее это совместимая система. По делам о преступлениях категории «Хадц» и «Кисас и Дийя» действует система ограниченных ^ А доказательств, предусмотренных нормами шариата. А по делам о ^ преступлениях категории «Тазир» действует система абсолютных свободных) доказательств, т.е. при доказывании по делам о преступлениях, относящихся к данной категории, суд руководствуется действующим так называемым светским законодательством.

2. В суданском уголовном процессе законодатель выделяет ряд преступлений, которые могут быть доказаны строго в соответствии с нормами шариата. К ним относятся уже известные преступления категории «Хадц». Преступления категории «Хадц», как было сказано выше, являются наиболее опасными, они посягают на права Аллаха. К ним относятся: кража, разбой, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, казв (недоказанное обвинение в прелюбодеянии), вероотступничество, бунт против правителей. Строгие требования норм шариата предъявляются также к доказательствам преступлений категории «Кисас и Дийя», но при этом допускается использование светского законодательства. Преступления этой категории посягают на интересы отдельных лиц. К этим преступлениям относятся все виды убийств, нанесение телесных повреждений, прерывание беременности.

3. Основными требованиями, предъявляемыми к доказательствам, в * соответствии со ст. 6 Закона о доказательствах являются относимость к делу, допустимость, продуктивность. Допустимость доказательств в Судане определяется методом исключения, т.е. допускаются все виды фактических А данных, за исключением тех данных, которые были собраны с нарушением принципов шариата, закона, справедливости, нарушением общественного порядка. Не могут являться доказательствами сведения, которые стали известны суду до рассмотрения дела или спора, противоречивые доказательства, показания неправомочных свидетелей, показания ^ некомпетентных специалистов (ст. 9 Закона о доказательствах). Это трактовка не сколько от той, которая принята в уголовном процессе России, ^ но и имеет значительны общие черты.

4. Центральное место в системе доказательств в шариатском и суданском процессе занимает признание обвиняемого, сделанное как в суде, так и до суда. Процессуальное значение такого деления состоит в меньшей доказательственной силе внесудебного признания (п. 2 ст. 15 Закона о доказательствах). Только судебное признание может служить доказательством по уголовным делам. В том числи по делам о преступлениях категории «Хадд». Это одно из свидетельства того, что в доказательственном праве Судана все большие внимания уделяется правам личности. Отказ обвиняемого от первоначального признания по делам о преступлениях категории «Хадд» является основанием для отмены применения наказания данного вида, т.е. отказ от признания имеет доказательственное значение по делам данной категории. А по делам о преступлениях категории «Кисас и Дийя», «Тазир» отказ от признания не является основанием для аннулирования первоначального признания.

5. Свидетелем в суданском уголовном процессе в соответствии со ст. 24 Закона о доказательствах может быть любое лицо, сознающее факты, о которых дает показание. Однако, помимо этого общего положения существуют иные требования, предъявляемые к свидетелю. По делам о преступлениях категории «Хадд» и «Кисас и Дийя» свидетелями могут быть только мужчины, женщины не допускаются к свидетельствованию по этим делам. Также по делам о преступлениях категории «Хадд» и «Кисас и Дийя» Л свидетель должен обладать признаком правомочности. Однако законодатель не разъясняет данное понятие. Из анализа Корана и Сунны также методом исключения можно выделить лиц, обладающих признаком правомочности.

Все мусульмане являются правомочными, за исключением лиц, не скрывающих совершенных ими грехов; лиц, чей постоянный доход является ^ незаконным; лиц, постоянно живущих на проценты; опекунов, попечителей, ущемляющих интересы подопечных. Свидетель должен быть ^ мусульманином, не должен употреблять спиртные напитки, быть вменяемым, не быть судимым за дачу заведомо ложных показаний, а главное, не должен быть обвинен в совершении преступления «казв».8

6. В качестве свидетеля может быть допрошен специалист в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия или в суде возникает необходимость в специальных познаниях в технике, науке, искусстве или ремесле. Однако его показание в отдельности от иных доказательств не являются абсолютными доказательствами, и на их основе суд не может назначить наказание. По делам о преступлениях категории «Хадд» показания специалиста или заключение эксперта являются недопустимыми доказательствами, за исключением случаев, когда необходимо установить стоимость украденного имущества, так как от этого зависит не только квалификация совершенного преступления и размер наказания, но и способ доказывания этого преступления.

7. В качестве доказательства в суданском уголовном процессе может выступать такой источник доказательств как клятва. Различают следующие виды клятвы: а) решающая или окончательная (ст. 54 Закона о доказательствах) - данная клятва может быть использована в качестве доказательства, когда в деле нет других доказательств; б) дополнительная * клятва (ст. 58 Закона о доказательствах) - такая клятва может быть использована в качестве доказательства, когда в деле имеются другие доказательства, но они не являются достаточными для вынесения решения по Л делу или спору; в) выявляющая клятва - данная клятва считается подвидом дополнительной клятвы, в соответствии со ст. 59 данного Закона она

8 Казв - ложное обвинение мусульманина или мусульманку в прелюбодеянии. предназначена для установления отдельных фактов в имущественных спорах; г) гневная (отрицающая) клятва - данная клятва предназначена для ^ опровержения обвинения в совершении прелюбодеяния. Данный вид клятвы назначается, когда супруг уверен в измене жены, но при этом у него нет ^ доказательств совершения прелюбодеяния женой. Также помимо эти клятвы указаны в законе о доказательствах, по делам о преступлениях категории

Кисас» существует иной вид клятвы, кисама, который пользуется в тех случаев, когда на открытой местности был найден труп, при этом неизвестно, кто убийца.

8. В качестве вещественных доказательств, помимо предметов окружающего мира в суданском уголовном процессе выступают: показания соучастника преступления, показания умирающего (умершего) лица (п. 2 ст. 50 Закона о доказательствах).

9. Документы как доказательства в суданском уголовном процессе делятся на официальные (ст. 40) и неофициальные (ч. 1 ст. 43). По уголовным делам в качестве доказательств могут быть допущены только официальные документы.

10. Процесс доказывания в суданском уголовном процессе состоит в устранении разумных сомнений по делу или спору, путем собирания сведений, устанавливающих, или отрицающих факт противоправности, также проверки и оценки собранных доказательств. Доказывание осуществляется как в стадии предварительного расследования, так и в стадии судебного разбирательства. ^ Научно-практическая значимость диссертации:

Научно-практическая значимость диссертаций определяется ее актуальностью, новизной, а также положениями и выводами, содержащимися Л в ней. Она заключается во введении в научный оборот новой информации о доказательственном праве в шариате в целом и в суданском уголовном процессе, в частности, в рамках действующего законодательства. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса «Уголовный процесс зарубежных стран», спец. курса «Теория Ч доказательств», а также в качестве достоверной информации при написании иных научных трудов по уголовному процессу и теории доказательств, как в ^ России, так и в Судане. При этом необходимо учитывать, что нередко имеет место искаженное представление о нормах шариата не только в СМИ, но и со стороны экстремистов религиозного толка.

Апробация результатов исследования:

Основные положения диссертационного исследования были рассмотрены на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Российского Университета Дружбы Народов, на заседаниях научного кружка кафедры. Также отдельные положения исследования были обсуждены на конференции «Актуальные проблемы юридической науки нового века», проходившей в Москве 20 марта 2001г. и на конференции «сравнительное право и проблемы частно-правового регулирования», проходившей в Москве 25 января 2002 г.

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Л А J

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность", Тарик Дафалла Эль-Имам Мухамед, Москва

Заключение

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Уголовно-процессуальное право Судана, в том числе и его составная часть - доказательственное право по уголовным делам, представляет оригинальный синтез норм права и религии, закрепленный в Конституции Судана 1998 года. При этом необходимо учитывать, что, как верно отмечено, сочетание божественного и рационального, постоянства и гибкости -характерная черта шариата. Его универсализм и божественное происхождение не исключают, а наоборот, предполагают творческое осмысление человеком его исходных ориентиров и принципов, рациональное применение их к конкретным условиям; решения, рационально сформулированные на основе общих ориентиров шариата, лишены божественного характера и, следовательно, могут модифицироваться с течением времени и изменением образа жизни мусульман.214

2. Уголовно-процессуальное право Судана, в том числе и доказательственное право, несмотря на то, что основными его источниками являются шариат (Коран и Сунна), возраст которого исчисляется веками, основывается на таких демократических принципах, как презумпция невиновности, равенство перед законом, защита чести и достоинства, защита частной собственности, право обвиняемого на защиту и другие принципы, которые являются общепризнанными принципами и в международном праве. В последние три десятилетия в Судане заметна тенденция по приведению законодательства о статусе личности, в частности в уголовном процессе, в соответствие с требованиями международно-правовых норм. Производство по большинству уголовных дел, в том числе и доказывание, осуществляется в Судане на основе кодифицированного законодательства, основанного в

214 Сюкияйнен Л. Р., Шариат и мусульманско-правовая культура, M., 1997, с. 19. значительной мере на рецептировании системы демократических принципов, норм права, действующих в уголовном процессе Англии. Но в то же время, в результате дуализма права, связанного с одновременным действием религиозных и светских источников, все общепризнанные демократические принципы, приобретают особый моральный, нравственный смысл и становятся источником возникновения иных принципов и норм, результатом действия которых является достижение высшей справедливости в обществе. Причем, в мусульманской доктрине нет проблемы, связанной с определением такого философского для нас понятия, как справедливость, применимо ли оно в уголовном праве и процессе. Ответ на эти вопросы содержится в Коране и Сунне, в которых содержится вся философия мусульманского общества, а светское законодательство, в том числе уголовное и уголовно-процессуальное, как и весь уголовно-процессуальный механизм, призваны обеспечить действие норм шариата применительно к современным, постоянно меняющимся условиям и способствовать построению правильного мусульманского общества и справедливого порядка жизни.

3. Правосудие, в том числе доказывание, на основе норм шариата осуществляется в Судане в настоящее время целиком лишь по одной категории уголовных дел, именуемей - «Хадд», преступления которой считаются самым опасным видом преступлений. В эту категории входят следующие преступления: прелюбодеяние (ст. .145 УК), казв (недоказанное обвинение в прелюбодеянии) (ст. 157 УК), кража категории «Хадд» (ст. 170 УК), разбой (ст. 167 УК), употребление спиртных напитков (ст. 78 УК) и вероотступничество (ст. 126 УК). Наличие в этой группе таких преступлений, как прелюбодеяние и употребление спиртных напитков - свидетельство тому, что доказывание по правилам шариата, как и судопроизводство в целом по этим делам, направлено на выполнение функции защиты моральных устоев мусульманского общества, предупреждение иных, более тяжких преступлений.

В диссертации обстоятельно раскрыты особенности доказывания по делам о прелюбодеянии с использованием норм шариата. Следует признать, что в последние годы единичны случаи судебного разбирательства дел об этом преступлении. Но это, по нашему мнению, не снижает авторитет такого доказывания, оно приобретает особую символическую значимость. Такую же значимость имеет доказывание такого преступления как употребление спиртных напитков. Признание этого деяния в качестве преступления не только является запретом для мусульманина, нарушение которого влечет гнев Аллаха, но и способствует предотвращению иных преступлений, нередко совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

4.Характерно, что доказывание по делам о преступлениях категории «Кисас и Дийя» (убийство, причинение телесных повреждений) осуществляется не только с применением норм шариата, но и путем проведения следственных действий (осмотра места происшествия, обыска, экспертизы и т.д.). Так как основными доказательствами по этим делам, как и по делам о преступлениях категории «Хадд», за исключением отдельных преступлений, доказываемых особыми средствами, являются признание и показания двух правомочных свидетелей, то проведение следственных действий в уголовном процессе Судана в основном осуществляется для установления факта совершения преступления, проверки показаний свидетелей или признания, отыскания иных продуктивных доказательств, но протоколы таких следственных действий не будут считаться доказательствами.

5. Процесс доказывания по делам о преступлениях категории «Тазир» наиболее полно воспринял принципы системы английского процессуального права. Только по делам этой категории возможно доказывание с применением любых способов, даже не указанных в законе. Только здесь можно говорить о рецепции английского права на почву суданского. Поэтому многие институты английского права могут быть использованы только при рассмотрении уголовных дел этой категории. Например, возможность заключения сделки с одним из соучастников преступления с целью получения от него показаний против иных участников в обмен на смягчение для него наказания или полное освобождение. Это возможно только по делам о преступлениях категории «Тазир», так как по делам о преступлениях категории «Хадд» никто не может быть освобожден от наказания, а по делам о преступлениях категории «Кисас и Дийя» мера и вид наказания в значительной степени зависит от потерпевшего или его родственников.

6. Религиозная основа права Судана придает ему моральную окраску, высшей ценностью ставит справедливость, но в то же время увековеченные нормы шариата значительно препятствуют быстрому, правильному процессу расследования преступлений. Формальный порядок собирания, проверки, оценки доказательств по большинству дел не способствует гибкому и быстрому реагированию на все противоправные деяния, совершаемые в обществе. Затрудняют применение такого важного и распространенного во всем мире доказательства, как показания свидетеля, значительные ограничения для участия лица в качестве свидетеля. Имеют значение: пол свидетеля, религиозная принадлежность, возраст, образ жизни и т.д. Кроме того, такой вид доказательства, как клятва, тоже имеет отрицательную сторону. Применение ее в случаях, когда отсутствуют иные доказательства, и придание клятве решающее значение при решении дела судом, свидетельствует о слабой доказательственной базе, возможности допущения ошибок и значительном влиянии лица, дающего клятву, на решение суда по делу. В доказательственном праве Судана не нашли значительного применения современные достижения в области науки, техники, так как экспертиза, где могут найти применение эти достижения, не является продуктивным доказательством по большинству дел.

Завершая исследование, следует признать, что современное уголовно-процессуальное право, доказательственное право Судана требует значительного реформирования с учетом современного развития общества. Постулируемый многими мусульманскими учеными принцип незыблемости и вековечности норм Корана и Сунны не свидетельствует о том, что эти принципы будут действенны в уголовно-процессуальной сфере во все времена. Развитие общественной жизни неизбежно ставит все более трудные задачи, и их решение также должно быть быстрым и успешным. Поэтому автор предложил бы усовершенствовать доказательственную базу в уголовном процессе, придав всем видам доказательств равную доказательственную силу и поставив перед органами расследования и судом цель сбора таких доказательств, которых было бы необходимо и достаточно для принятия правильного решения по делу, а не только продуктивных доказательств, прямо указанных в Коране и Сунне. Но при проведении таких реформ нельзя делать ориентир на процессуальные системы других стран: необходимо подходить к проблеме с учетом традиционности правовой системы Судана.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Доказательства и доказывание в уголовном процессе Судана»

1. Постоянная Конституция Судана 1973г.// Свод законодательства Судана,T.VI,Лондон, 1982г. .Гч^мч- i^ O-b^i

2. Постоянная Конституция Судана 1998 г., Хартум, 1998 г.

3. Уголовный кодекс Судана 1974, Хартум, 1972 г.1. ГЧ >, ^ i ё»»4^'

4. Уголовно-процессуальный Кодекс Судана 1974 г., Хартум, 1974г.

5. Гражданский Кодекс Судана 1974г., Хартум, 1974 г.

6. C^o^vi. г-м»^ I -Сучч*. Os1 -> —J > lj ( и j-> GJi /о

7. Уголовный Кодекс Судана 1983г., Хартум 1983 г.кУ . Г^ » Г\* kv licyi

8. Уголовно-процессуальный Кодекс Судана 1983 г., Хартум, 1983г.гЖ^* nv 6-'»^—>f C^f '-•'-чгvi f v

9. Уголовный Кодекс Судана 1991 г., Хартум, 1991 г.- р I tf'jj-—Jj L5 ^1 6j0iSJ/a

10. Уголовно-процессуальный Кодекс Судана 1991 г., Хартум 1991 г.

11. Закон о доказательствах Индии 1949 г. (перевод Генари Рияд),ч-^дь )- v.0^ \у\ ujii vi Д.Л1. Хартум, 1960 г. г,

12. Закон о прокуратуре Судана 1981 г., Хартум, 1981 г.

13. Постановление Верховного Суда Судана от 8 мая 1984 г., Хартум,

14. С \ <\ Kt/ Л ^ ^IjjI, K^Ajjt sjJ^*** /1984r.

15. Судебный декрет № 29 от 31 декабря 1952 г.// Журнал судебных решений от 1954г., Хартум. cuj О

16. Судебный декрет № 70 от 22 апреля 1975 г.// Журнал судебных ь-». -fN^^o ^L^JI м r-^-—tiрешений от 1975 г., Хартум. v.f^,rN<WefUJ

17. Судебный декрет № 97 от 20 ноября 1983 г.// Журнал судебных решений от 1983 г., Хартум. r „ . ^ .

18. Материалы судебной практики:

19. Журнал судебных решений за 1962 г., Хартум, 1962 г.

20. Журнал судебных решений за 1965 г., Хартум, 1965 г.1. С\Л0 r^ *—^ I с.

21. Журнал судебных решений за 1971 г., Хартум, 1971 г.• еч V\ - «\v\ f L*i «ui-U^ijv ft^oA /v

22. Журнал судебных решений за 1974 г., Хартум, 1974 г.1. Г\ fl^fi-^ ^Цль/-ь.

23. Журнал судебных решений за 1975 г., Хартум, 1975 г.^ OVMO I ^vo rbJ UeiJI 1*£P.J->\

24. Журнал судебных решений за 1976 г., Хартум, 1976 г.

25. Г ^ v -Г\ °< v L*J L-eiJl flii-^ ^Ьл '

26. Журнал судебных решений за 1977 г., Хартум, 1977 г.

27. Г \<\ w - Г у\ vvruj ^ /ч/

28. Журнал судебных решений за 1978 г., Хартум, 1978 г.• г s Ч V л ^ VN \J0 f ISiJ-H » v>** /n

29. Журнал судебных решений за 1980 г., Хартум, 1980 г.1. N- j-LaJ ^

30. Ю.Журнал судебных решений за 1982 г., Хартум, 1982 г.

31. Журнал судебных решений за 1983 г., Хартум, 1983 г.

32. Журнал судебных решений за 1984 г., Хартум, 1984 г.f\ «ч #ч -v \ ч i^v f «ц^ L^M ri^j-^ ^f^»

33. Журнал судебных решений за 1985 г., Хартум, 1985 г.

34. Журнал судебных решений за 1986 г., Хартум, 1986 г.-г гч-\ f-esj ajL, Ueij» oaj» /\'tis. Журнал судебных решений за 1987 г., Хартум, 1987 г. . KV fiju \J> с(£>

35. Журнал судебных решений за 1988 г., Хартум, 1988 г.1. Г Г \ М* f^jj L^H Оал»

36. Журнал судебных решений за 1990 г., Хартум, 1990 г.f-JJa г^счв,. cv^ -ui LeiJi fts^ui tku Av

37. Журнал судебных решений за 1991г., Хартум, 1991 г.

38. Журнал судебных решений за 1992 г., Хартум, 1992 г.f \ чс. г^» ^ ^

39. Журнал судебных решений за 1993 г., Хартум, 1993 г.

40. Журнал судебных решений за 1994 г., Хартум, 1994 г. Литература на арабском языке:

41. Аббас Мухамед Таха , Ахкам. Эль-Исбат, Хартум, 1998 г. 162с.

42. Абдел-Разаг Эль-Санхури, Комментарии к гражданскому кодексу,- J»>M I tf^i O^JGti I 2." - ^ (Z, i/V/ ^

43. Т. I. Каир, 1982 г.364 c. . «w ч ^ . ^^

44. Абдел-Разаг Эль-Санхури, Комментарии к гражданскому кодексу,

45. S^lDl LiUboi - lsj-Л.I LU I - & J^-c /v1. Т. И. Каир 1982 г.-422 с.

46. Абдуль-Фатах Абдуль-Багир, Теория права, Каир, 1954 г. 337с.- tai^» У^м -о C/jl»OJl -У L*JI -v^ Z l^JJl /i

47. Абдель-Вадуд Йахия, Краткие очерки о доказательствах, Каир, 1988г.-296с. '

48. Абдель-Кадир Ауда, Мусульманское уголовное право, T.I Бейрут,- J ->JJ\ (s"M—-li\ (JsL^I - a j J GDI -^/41985 г.-818c. * Cn^o

49. Абдель-Кадир Ауда, Мусульманское уголовное право, Т. II. Бейрут, 1985~г^ 757с^' -СГ^. ^ Ч^' bp- jUJI Лс MOV Г N N о

50. Абу Эль-Гасим Мухамед Ибн Омар Ибн Мухамед Эль-Замахшари. Асас Эль-Балага, Каир, 1960 г. 633 с. -уу v" - Г

51. Абу Юсиф Мухамед Ибн Абделлах. Эль-Харадж, Каир, 1928 г.- 318

52. СЧ <L к о ^cbLLl/ - 2- - 6- ci—^ /'яс. ' " '- \ Л

53. Ала Эль-Дин Аби Бокр Ибн Масуд Ибн Ахмед Эль-Касани. Бадай Эль-Санаей, Т. VII., Каир, 587 хиджрия. 767 с. v-iv. о ^

54. П.Ахмед Фахми Бахнас, Теория доказательств в мусульманскомо < —JJI t- ^r^ki (j-^. 6Л)уголовном процессе, Каир, 1962 г. -243 с. . ^^у т \

55. Ахмед Фахми Бахнас, Преступления в мусульманском уголовном G—Оо- г ^ е., ^ yt ^ц . - , ^ \праве, Бейрут, 1983 г. 267 с. .

56. З.Ахмед Эль-Хасири. илм Эль-Гади, T.I., Каир, 1977 г. 812 с. > к\е. -?v\w s^tSJi - Jjjji -j3\ orcLii f-u

57. Ахмед Ибрагим Ибрагим. Правосудие в шариате, Каир, 1928 г. -Г^СА fVu—jji- > r^!^503c- " ' * ' ■ о v

58. Ахмед аш-Шарбаси, Кисас в исламе, Каир, 1962 г. 324 с. s5>Lje,\ii\ r>«—:jJt i. UfUejtH ~ O—r-^-J^I

59. БАдрия Абделль-Муним Хассуна, Комментарии к закону оiK --f> ^tl^Iдоказательствах Судана, Хартум, 1996 г. 221 с^ <s> -Сччл^рА^

60. Ибн Абделлах Муаваг Эль-Дин Ибн Гудама. Эль-Мугани, Каир,м СУ чч-- Is a^jbCLn - ^ л \ сtj-1 /4Nl1408 хиджрия. 723 с.

61. Ибн Гиям Эль-Гавзия. Эль-Тург Эль-Хакмия фа-лсияса Эль-шария,- ^ ^ J ^ 6r\ An

62. Каир, 1953 г. 612 с. " ^^^ ^ „ ^

63. Ибрагим Ибн Али Ибн Фархун. Табсир Эль-Хукам фи-усуль Эль-Фикх ва Манахдж Эль-Хукам, Каир, 799 хиджрия. 462 с.

64. Кришна Васдев, Доказательства в Судане, Хартум, 1977 г. 517 с.•о* С> XV v f i>*> о L^ и 1 JL.А.— (J, у" /«

65. Мухамед Ибн Макарам Ибн Манзур. Лисан Эль-Араб, (Словарь

66. V^i г*-»-» J- у-*" ^ 1—' о- %арабского языка), Бейрут, 1968 г. 968 с>оР> ^ к ^ ч ' с ^

67. Мухамед Наджиб Хуссни, Комментарии к уголовно<л) * «Css^aj>)J\ uji> й - 0—г <j—л—Lпроцессуальному Кодексу, Каир, 1988 г. 524 с. .of о

68. Мухамед Абу Захра. Мавсуат Эль-Фикх Эль-Ислами, Т.П., Каир, 1980 г. 748 с. гч«к- .1. Lr-p VtK N \ а, N Ь \

69. Мухамед Салих Бек, Теория доказательств, Каир, 1938 г. 306 с.• ел- ^ г aJS>gj\ vJo - Z^^t* ^

70. Мухамед Салим Мадкур, Общий подход к теории и истории s^GLu ^шариата, Каир, 1969 г. 539 с. ^

71. Мухамед Амин Ибн Абдун. Хашият Ибн Абдун, Каир, 1986 г. -464 с

72. Мумдух Халил Эль-Бахр, Принципы уголовного процесса- i"*" v* су £ - ^J, cJrW' /«.v

73. Иордании, Амман, 1998 г. 402 с. . ^ с

74. Мухамед Ибрагим, Способы доказывания в шариате, Каир, 1965 г.-^^ло b^oCLn ^i-J, > и Utу, о - '389 с.

75. Мухамед Ибн Ахмед Ибн Бокр Шамс Эль-Айма Эль-Сархи. Эль-Мабсут, Бейрут, 1331 хиджрия. -621 с. . ^ \wn

76. Мухамед Ясин Матар, Доказательства по гражданским и торговым делам, Каир, 1987 г. 361 с.

77. Мухамед Ибн Эль-Хассан. Эль-Джам Эль-Сагир, Каир, 1928г.-587 с. .Сгг оьу о «6(2/1 - .гА^я с^) (p-^i 6т tч \

78. Мухамед Ибн Абдел-Рахман Эль-Хтаб. Мовахиб Эль-Джлил ли ✓ U^U г^А* сМУ» • о lL^ v (A^Jy От ^^ ,

79. Шарх Мухтар Халил, T.XI., Каир, 898 хиджрия. 851 с.ц-р No ^ „ * /

80. Мухамед Ибн Али Ибн мухамед Эль-Шавкани. Наель Эль-Автари,- д^- (г ^ ^ ^

81. Т. VI., Каир, 1971 г.-658 с. v\

82. Мухамед Ибн Ахмед Эль-Гуртуби. Бидает Эль-Мужтахид фи-s^Cu, OU; д vJt,^ - CrfV ЛЛ ^^

83. Нихает Эль-Мугает, Т.Н., Каир, 595 хиджрия. 813 с.

84. Сулейман Моргус, Образцы почерка как доказательство ио L-^У» ^^ процедура их собирания, Каир, 1967 г. 322 с. f v „ ^ Cvu.

85. Таки Эль-Дин Ибн Таймия. Ас-сийаса аш-Шария фи-Ислах Эль-Райя, Каир, 1969 г. 809 с. - e " в

86. Фахр Эль-Дин Осман Ибн Али Эль-Зуали. Табаен Эль-Хикаят Шарх Эль-Гаять, Каир, (дата издания не указана). 742 с.

87. Халим Сеяфан, Искусство судопроизводства, Каир, (дата издания неi у% «j,—) ъ jdbiDi J - 'Ч куказана).-255 с. . JL+

88. Шамс Эль-Дин Аби Абделлах Ибн Аби Бокр Ибн Гиям Эль-Гавзия.

89. Алам Эль-Муавагин ан Раб Эль-Аламин, Каир, 1969 г. 603 .с-Ч-4* S^cjn

90. Шамс Эль-Дин Аби Абделлах Ибн Аби Бокр Ибн Гиям Эль-Гавзия. -б-О-;^» ГИ*» V*^» ri* ^<>7 o^Jv

91. Алам Эль-Муавагин, Каир, 1986 г.- 537 с.л JS.-A o^cUl

92. Эль-Бухари Абделла Эль-Джали, Закон о доказательствах 1994 г. и- J. ^^v4" eXJ^iA dyi VUN^его место в шариате и светском законодательстве, Хартум, 1996 г. ot С N.«^-4354 с.

93. Эль-Бухари Абделла Эль-Джали, Закон о доказательствах 1983 г. (L*J iibjwJ) о^ jjj С^ G- u^u^Jiсравнение с английским, египетским и индийским). Хартум, 1984 г.457 Oa

94. Эль-Имам Муслим Ибн Эль-Хадж Эль-Кашири. Сахих Муслим,- Сгг ^---'» /fc*

95. Бейрут, 1984 г.- 544 с. ~ . ^^ 0 ^

96. Эль-Имам Аби Эль-Аббас Ахмед Эль-Зубейди. Мухтар Сахих Эль

97. Бухари, Бейрут, 1992 г. 591 с. " в ^^ q^ г ^ с

98. Эль-Имам Камал Эль-Дин Ибн Мухамед Ибн Абдель-Вахид. Шарх- * — ь-г о

99. Эль-Гадир, Каир, 681 хиджрия. 637 с.1. Г Г . -се^ -л^41 o^JbGjl

100. Эль-Имам Ахмед Ибн Иахия Эль-Муртада. Шарх Эль-Азхар, T.IV.,^ - (г<>- ^ 1\+у\

101. Каир, 821 хиджрия. 578 с. " „

102. Эль-Имам Шихаб Эль-Дин Ибн Ахмед Эль-Графи. Эль-Азхар, ^,-sLbjXJ) fi-ir»/**

103. Т.VIII., Каир, 684 хиджрия. 495 с. .

104. Ясин Мухамед Ихия, Доказательства в египетском и суданском законодательстве, Каир, 1972 г. 352 с. «oj^* v о с

105. Ясин Мухамед Ихия, Комментарии к Уголовно-процессуальному

106. Кодексу Судана 1991 г., Хартум, 1991 г. 418 , Литература на русском языке:

107. Давид Р., Шоффре-Спиноза К. Основные правовые системы современности. Пер. с франц., М., изд. Международные отношения, 1996 г.-400 с.

108. Ислам. Энциклопедический словарь. Под. ред. JI. В. Негря, М., Изд. Наука, 1991 г.-311с.

109. Коран. Перевод академика И.Ю. Крачковского, М., Изд. МНПП «Буква», 1991 г. 527 с.

110. Куцова Э.Ф, Хрестоматия по уголовному процессу России, М., изд. Городец, 1999 г. 269 с.

111. Правовые системы стран мира. Энциклопедический словарь, под ред. Сухарева, М., изд. Норма, 2001 г. 840 с.

112. Решетникова, Доказательственное право Англии и США, М., изд, Городец, 1999 г. 284 с.

113. Рональд Уолкер, Английская судебная система, М., изд. Юрид. литература, 1980 г. 629 с.

114. Садагадар М. И. Основы мусульманского права, М., изд. РУДН, 1968 г.-167 с.

115. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право, М., изд. Наука, 1986 г.266 с.

116. Сюкияйнен Л.Р, Шариат и мусульманско-правовая культура, М., изд. Института государства и права Российской Академии наук, 1997 г. 45 с.

117. Теория доказательств в советском уголовном процессе. Под ред. ЖогинаН.В. -М., Юрид. Лит. 1973 г. -732 с.

118. Учебник уголовного процесса Р.Ф. Под ред. Гуценко К.Ф. М., изд. Зерцало, 1998 г. 575 с.

119. Уголовно-процессуальное право. Под ред. Лупенской П. А., М., изд. Юрист 2001 г. -694 с.

120. Литература на английском языке:l.S.Bahdur, Confession and Evidence of Accomplices, Khartoum, 1956.543 c.

121. R.Cross, Outline of the law of Evidence, third ed. London, 1971.- 728 c.

122. A.Ratanlal, The law of Evidence, II. ed. Khartoum, 1949. 287 c.

123. A. Ratanlal and Thakure, law of Evidence, Khartoum 1953. 407 c. Периодические издания:

124. Махов В. Н. Свидетель не подозреваемый// Журнал «Законность», № 1. М.2001 г.

2015 © LawTheses.com