Древнеиудейское учение о государстве и праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Древнеиудейское учение о государстве и праве»

На правах рукописи УДК 34 (09)

КАЛИНИНА Евгения Валерьевна

ДРЕВНЕИУДЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ: ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ

Специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства:

история правовых учений

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Нижний Новгород - 2003

л

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Романовская Вера Борисовна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Г стай Юрий Григорьевич: кандидат юридических наук Чернышов Дмитрий Васильевич

Ведущая организация: Ярославский государственный университет

Защита состоится 23 декабря 2003 года в 9 часов на заседании диссертационного совета К-212.166.03 при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603115, г. Н. Новгород, ул. Ашхабадская, д. 4. Зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603022, г. Н. Новгород, пр. Ю. Гагарина, д. 23, корп. 1.

Автореферат разослан 21 ноября 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук

<#/гге&з

Л.А. Чеговадзе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, кульгуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России. Однако в российской историко-правовой науке отсутствует четкое представление об иудейской политико-правовой концепции. Этот пробел и призвано восполнить данное исследование.

Нельзя обойти вниманием непреходящую актуальность моральных предписаний иудаизма и их влияние на становление универсальных, общечеловеческих и правовых принципов. Эти предписания, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира, охватывают все сферы общественных отношений. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.

Представляются также актуальными выводы автора об истоках теории общественного договора, нашедших свое отражение в Ветхом Завете, а также рассмотренный автором фактор народовластия, оказавший значительное влияние на становление древнеиудейского права.

Степень научной разработанности проблемы. Необходимо признать, что в российской историко-правовой науке данная тема недостаточно разработана.

Всплеск интереса к этой тематике наблюдается в 1908 году, когда в результате основания Еврейского историко-этнографического общества была завершена публикация трехтомного сборника источников для изучения истории евреев в России до 1800 года - «Регесты и надписи» - и принято решение издавать исторический трехмесячный журнал под названием «Еврейская

Старина». К этому же периоду относятся издания трудов H.A. Переферкови-ча его исследования и переводы талмудических трактатов.

После революции 1917 года деятельность в этой области стала еще более интенсивной. Увеличилось число публикаций на разнообразные темы, и появились такие монументальные труды, как «История еврейского народа в России» Ю. Гессена2. Так продолжалось до середины 20-х годов. Однако затем научно-историческая деятельность в данной сфере была пресечена. В результате прервалась связь между русским исследователем и достижениями еврейской исторической науки: задержано было даже развитие соответствующей научно-исторической терминологии.

До настоящего момента исследования на русском языке, посвященные обзору истории еврейского народа со времен его зарождения и до наших дней, являются весьма редким явлением. Среди немногочисленных источников можно назвать многотомный труд С.М. Дубнова3, вышедший в свет на многих европейских языках до того, как он был опубликован в русском оригинале во второй половине 30-х годов в Латвии.

В 40-е годы XX века катастрофа европейского еврейства (Холокост) и воссоздание государства Израиль вновь пробудили интерес к еврейской истории и привели к углублению исследовательской деятельности в этой области. Во всем мире были основаны новые институты по исследованию еврейской истории и права, открыты отделения по иудаике в десятках университетов в США, Англии, Франции и Германии (не говоря уже об Израиле).

Группа профессоров иерусалимского университета, принадлежащая к так называемой «иерусалимской 'школе», решила составить краткую историю еврейского народа, излагающую в общих чертах также и результаты научных изысканий в этой области. Так появляются «Очерки по истории еврейского

1 Переферкович Н.А Талмуд, его история и содержание. - СПб., 1897; Талмуд Вавилонский / Пер. H.A. Переферковича. - СПб., 1909; Талмуд, Мишна и Гемара / Пер. H.A. Переферковича. - СПб., 1899-1906.-Т. 1-6.

Гессен Ю. История еврейского народа в России: - В 2 т. - JI., 1927.

3 Дубнов СМ. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего времени. -Уи1^.1ДО4т1938. - Т. 1-10.

■"•Ъцл -.

народа». Редактором оригинала на иврите является профессор Х.Г. Беп-Сассон, а редактором русского варианта - профессор Ш. Этгингер1.

Среди российских ученых, так или иначе обращавшихся к данной тематике, можно перечислить: И.Ш. Шифмана2, O.A. Омельченко3, В.Г. Графского4, М.Н. Марченко5, B.C. Нерсесянца6, В.П. Воробьева7, помимо уже названных: Н. Переферковича, Ш. Этпшгера, Ю. Гессена, С.М. Дубнова и прочих. Можно также упомянуть произведения Г. Греца8 и Э. Ренана9, которые Р. Нудельман10, наряду с трудом С.М. Дубнова, называет «устаревшими».

Большое значение для данного исследования имели разработки исследователей Открытого Университета Израиля, и прежде всего, И. Ронсна", Р. Нир12, 3. Рубина13, Й. Агура14 и других. Кроме того, заслуживает внимания фундаментальный труд М. Элона «Еврейское право»15, где представлена, практически, трехтысячелетняя история иудейского права.

Объектом исследования являются социально-экономические условия жизни еврейского народа в рассматриваемый период и другие факторы, влиявшие на формирование древнеиудейского учения о государстве и праве

1 Очерки по истории еврейского народа / Под ред. С. Эггингера. - Тель-Авив, 1972.

2 Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и комментарии И.Ш. Шифмана. - М., 1993.

3 Омельченко O.A. Всеобщая история государства и права. - М., 2001.

4 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2002.

3 Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. - М., 2001.

6 История политических и правовых учений / Иод общ. ред. B.C. Нерсесянца. - 2-е изд. -М., 1998.

7 Воробьев В П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности:

-М., 2001.

8 Грец Г. История евреев: В 11 т. - Одесса, 1906-1908.

9 Ренин Э. История израильского народа. - СПб., 1912.

10 Даймонт М Евреи, Бог и история / Пер. с англ. и введ. Р. Нудельман. - Иерусалим, 1989.-С. 3.

" Ронен И. Иерусалим в веках. - Тель-Авив, 1997. - Т. 2: От Храмового города к столице

Хасмонейского государства; Т. 3: Иерусалим под властью Рима.

12 Нир Р. Иерусалим в веках. - Тель-Авив, 1997. - Т. 1: От иевусейского города к столице Израиля.

13 Рубин 3. Иерусалим в веках. - Тель-Авив, 1997. - Т. 4: Иерусалим в византийский период.

14 Агур Й. Введение в Устную Тору: В 3 т. - Тель-Авив, 2000. - Т. 1: Литература танаев. -Ч. 2: Мишна, галахический мидраш, барайты и Тосефта.

15 Эдон М Еврейское право. - СПб., 2002.

(геополитическая ситуация в регионе, государственно-правовые системы народов-завоевателей Древней Иудеи и Израиля), а также совокупность общественных отношений, получивших распространение в указанный период.

В качестве предмета исследования можно назвать историю формирования древнеиудейского государственно-правового учения и его политической практики, а также становления иудейского права как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы показа 1Ь специфику древнеиудейского правопонимания и представления о государственных институтах.

Для достижения указанной цели в рамках исследования автору необходимо было решить следующие задачи:

- выявить и проанализировать сущность, содержание, источники и принципы древнеиудейского учения о государственности и показал ь историческую значимость этого явления в рамках истории государства и права зарубежных стран;

- исследовать исторические этапы, тенденции и противоречия в функционировании иудейских государственных институтов и показать их историческую преемственность;

- рассмотреть специфику и источники полномочий иудейских органов государственной власти с точки зрения иудейского политико-правового учения и выявить влияние фактора народовластия;

- исследовать религиозно-политические движения периода Второго Храма (точнее, II в. до н. э. - I в. н. э.) и показать их влияние на политико-правовую мысль данной и последующих эпох;

- исследовать концептуальные особенности древнеиудейской государственности (Завет как идею Божественного договора с народом и специфику иудейского принципа разделения властей);

- изучить становление иудейского права в период с VI в. до н. э. по V в. н. э., показать эволюцию источников и динамику развития;

- исследовать феномен Устной Торы и рассмотреть ее взаимодействие с Торой Письменной;

- показать роль в иудейском праве понятий «мораль» и «справедливость» как категорий естественно-правовой концепции, а также реализацию принципа справедливости в межгосударственных отношениях;

- выявить и проанализировать иудейские принципы правосудия и их историческую и этическую универсальность.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения и выводы ведущих отечественных и зарубежных ученых. При изучении истории формирования и становления иудейского политико-правового учения применялись диалектический и эмпирический методы. Использовался системный, комплексный подход, включающий правовой, политологический и социологический анализы проблем, связанных с реализацией иудейской концепции государства и права. При раскрытии темы автор также опирался на междисциплинарный подход, который позволил рассмотреть проблемы в комплексе, с учетом исторических этапов развития иудейской государственности. В работе применялись методы оценок, сравнительного анализа различных нормативных актов. Метод сравнительного правоведения (например, сопоставление терминологического и категориального аппарата государств Древнего Востока, а также сопоставление правового положения государственных институтов различных стран) дополнялся историческим, что позволило рассмотреть процесс становления иудейского государства и права с учетом общих для данного региона тенденций и закономерностей. При анализе статуса иудейских органов власти использовался институциональный метод в целях выявления их специфических признаков.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- сделана нопыгка представить иудейскую концепцию государственности, ее основные принципы и истоки;

- показано, что, в отличие от других древневосточных политических доктрин, рассматривавших «прежде всего вопросы техники и методов отправления власти, искусства управления и осуществления правосудия, особо не останавливаясь на теоретическом обобщении»1, иудейская политико-правовая мысль создала серьезную теоретическую базу;

- на основе анализа иудейской концепции государственности выделяются следующие ее специфические черты: (1) государство возникает на основании договора между народом и Богом; (2) монарх не обожествляется, его власть носит ограниченный характер; (3) равенство всех, включая монарха, перед законом; (4) наличие Основного Закона государства (Торы); (5) обязательность опубликования законов и донесение их смысла до населения - все эти и иные особенности не позволяют отнести иудейское государство к типу восточных деспотий;

- сделана попытка сравнительного анализа статуса иудейских институтов власти и выявления исторических аналогий;

- показано место таких естественно-правовых категорий, как «мораль» и «справедливость» в иудейском правопонимании и их реализация в межгосударственных отношениях;

- предпринята попытка исследовать феномен Устной Торы, ранее недостаточно изученной в российской историко-правовой науке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Истоки теории общественного договора, получившей развитие в трудах Г. Гроция и других нидерландских мыслителей, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, содержатся в Торе (договор между еврейским народом и Яхве).

2. Идея ограниченной монархии, представленная в Торе как Основном Законе иудеев, выносит государство древних иудеев за рамки определения «древневосточная деспотия».

3. Равенство всех иудеев, включая царя, перед законом: как отмечалось ранее, в соответствии с иудейской концепцией государственности глава го-

1 История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лей-ста.-М., 1991.-С. 33-34.

сударства был первым среди равных, он должен был быть примером в изучении Торы и соблюдении ее; более того, к царю предъявлялись порой гораздо более строгие требования, чем к его народу.

4. Несмотря на подчеркиваемую в израильской правовой науке мысль о существовании в рамках древнеиудейского государства двух ветвей власти: законодательной и судебной, автор приходит к выводу, что, наряду с ними, представляется возможным выделение третьей ветви - исполнительной (управленческой), представленной главой государства (царем), первосвященником, когенами и левитами и иногда Патриархом Сангедрина (наси). Отсутствие четкости в разделении ветвей власти обусловлено их взаимным проникновением и контролем. Последний позволяет говорить, хотя и с некоторой натяжкой, о проявлении примитивной системы сдержек и противовесов.

5. На всем протяжении рассматриваемого периода в политической жизни иудейского народа ведущую роль играл фактор народовластия в различных его проявлениях. Пожалуй, одним из наиболее ярких его выражений являлось так называемое народное вето.

6. При сопоставлении древнейших институтов с государственными учреждениями, существующими в современном Государстве Израиль, проявляется преемственность представлений о компетенциях органов власти. И хотя эта преемственность далеко не всегда очевидна (например, полномочия главы государства, Кнессета), тем не менее можно проследить некоторые закономерности, как в случае с Сангедрином, большую часть функций которого унаследовал Верховный суд Государства Израиль.

7. Ведущая роль в формировании иудейского государственно-правового учения принадлежит пророческому движению, являвшемуся одновременно и частью данной концепции. В период вавилонского пленения пророки создали уникальную духовную базу для формирования нового политико-правового мировоззрения нации. Именно в этот период происходит переоценка результатов деятельности предшествовавших государственных институтов и зарождение новых эсхатологических представлений об идеаль-

ном государстве и его предназначении. Впервые во главу угла становятся интересы не общества и государства, а отдельной личности, ее духовного развития. Отвергается принцип коллективной ответственности (Иехезкиль (Ие-зекииль), 18:2) и провозглашается личная ответственность каждого за свои поступки. Создается образ идеальной личности, олицетворяющей новое иудейское общество, которой приписываются идеи, предваряющие концепции христианства (так называемый «отрок Господень»),

8. В соответствии с особым статусом Торы как неофициальной государственной конституции, все издававшиеся впоследствии постановления и законы были не чем иным, как подзаконными актами.

9. Иудейское право, так же как и другие правовые системы, прошло путь от обычаев до писаного законодательства. Однако особенностью иудейского обычного права является то обстоятельство, что Устная Тора, фактически являющаяся сборником обычаев, по преданию, была дана иудеям одновременно с Торой Письменной.

10. из первых двух тезисов вытекает заключение о «божественно-правовом» характере иудейской «конституции» (Торы) и о превалировании в политико-правовой концепции иудеев естественно-правовых тенденций над правом позитивным.

11. В отличие от политико-правовых учений Древнего Востока, иудейское право имело не только сугубо практическую направленность, но и разработало стройную систему теорегических знаний, что также явилось новшеством для данного времени (включая мидраш, мишну).

12. Ключевой темой иудейских правовых трактатов является идея высшей справедливости, проявившаяся не только во внутригосударственных, но и в межгосударственных отношениях.

Теоретическое и практическое значение научного исследования состоит в том, что сделанные обобщения и выводы могут быть использованы в учебном процессе и научной деятельности.

Материалы диссертации имеют практическое значение для глубокого изучения истории государства и права зарубежных стран. Положения диссертационного исследования применимы для совершенствования данной дисциплины, а также для разработки спецкурса, охватывающего тематику древневосточного правопонимания. Кроме того, целесообразно использовать собранный диссертантом материал для дальнейших разработок в области исследования идеи божественного права и ее соотношения с естественно-правовой концепцией.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права с участием представителей кафедры конституционного и административного права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Идеи, изложенные в диссертационном исследовании, апробированы автором в выступлениях на межвузовской научно-практической конференции «Российское право в период социальных реформ» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ноябрь 2001 г.), на аналогичных конференциях 26-27 апреля 2002 года и в апреле 2003 года, а также Международной конференции «Социология социальных трансформаций» (октябрь 2002 г.). Опубликованы тезисы данных выступлений. Кроме того, основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, подготовленных диссертантом, а также в статьях, пока еще не вышедших в свет: «Становление политико-правовых институтов в раннем древнеиудейском государстве», «Истоки арабо-израильского конфликта и ближневосточный мирный процесс», «Особенности правовой системы Государства Израиль и источники права» и др.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, содержащие семь параграфов, заключение, библиографию и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяются состояние научной разработанности проблемы, предмет, объект, цель и задачи исследования, отмечается его научная новизна и практическая значимость, излагается методологическая основа работы.

Первая глава носит название «Становление и развитие иудейской государственности и политической мысли в период после вавилонского пленения (586 г. до н. э.) до завершения талмудической эпохи (500 г.)».

В параграфе 1.1 «Эволюция иудейской государственности от эпохи разрушения Первого Храма и вавилонского пленения (586 г. до н. э.) до окончания работы над Талмудами (V в.)» рассматриваются геополитические изменения, происходившие в Иудее в указанный период, вызванные ими перемены в политическом статусе страны и ее правителей и влияние, которое данные «метаморфозы» оказали на становление иудейских институтов власти и на политико-правовую мысль. Кроме того, изучаются функционировавшие в тот или иной рассматриваемый период иудейские органы управления и их взаимодействие с народом, а также их место в политико-правовой концепции иудеев.

Параграф 1.2 «Религиозно-политические движения в период Второго Храма» посвящен изучению существовавших в данный период основных политических направлений, чья деятельность оказала существенное влияние на философию иудейского права и учение о государственности.

Период иудейской истории со 142 года до н. э. до 70 г. н. э. отличался тенденцией к тому, что в еврейской литературе принято называть «сектантством». Под этим подразумевается стремление к расколу на группы с конкурирующими идеологиями, каждая из которых боролась за утверждение своего понимания иудаизма как среди широких слоев еврейского населения, так и в государственной политике. В исследовании рассматривается несколько наиболее значимых течений, чьи идеи оказали значительное воздействие на

дальнейшее развитие иудейской политико-правовой мысли: саддукеев, фарисеев, ессеев и секту Мертвого Моря.

Разногласия между данными направлениями были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие, с одной стороны, от ессеев (веривших в абсолютное Божественное предопределение и считавших, что человек не может никак влиять на свою судьбу) и, с другой стороны, от саддукеев (полностью отрицавших Божественное предопределение), фарисеи считали, что действия человека влияют на мир, сочетаясь с Божественным предопределением. Все «провидено» Богом, однако свобода выбора (в том, как поступать) оставлена во власти человека. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим. путем» (Шаббат, 10а). Отсюда вытекали разногласия в сфере эсхатологических концепций; в отличие от саддукеев, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия1.

В параграфе 1.3 «Концептуальные особенности иудейской государственности» рассматриваются такие ключевые моменты, как идея Божественного Договора с народом, основные иудейские институты власти и специфика иудейского принципа разделения властей.

Согласно Торе, единый истинный Бог заключает договор со всем еврейским народом. Таким образом, возникает идея своеобразного общественного договора и представление о договорном характере власти. Отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в критических ситуациях он проявляет свою волю непосредственно, например, через откровения пророкам или чудеса.

Договор иудейского народа с Яхве, с одной стороны, прекрасно вписывается в существовавшую в то время на Древнем Востоке практику договорных отношений, с другой же стороны, носит беспрецедентный характер. На-

1 Введение в Устную Тору: руководство и методическое пособие. - Тель-Авив, 2001. -С.20-35.

род во всей его целостности признается стороной в договоре и, следовательно, ему предоставляется право выбора в отношении условий, санкцией за несоблюдение которых является возможная кара свыше. В Торе мы встречаем несколько ключевых эпизодов, где описывается заключение Завета: Союз с Ноахом (Ноем), Авраамом и Договор, заключенный при посредничестве Моше (Моисея). Кроме того, не следует забывать о возобновлении Завета с иудейским народом, осуществленного Нехемией в период персидского правления.

Основные иудейские институты власти - в этой части параграфа сделана попытка рассмотрения правового положения органов, уполномоченных Торой осуществлять управление народом: судей, царя, Сангедрина, когенов и пророков, то есть всех тех, кто отвечает за нравственное состояние иудейского народа. Чтобы показать, какое место занимают данные институты в жизни народа, какова их роль, историческое и идеологическое предназначение, автор вынужден был ненадолго отступить от выбранных им ранее временных рамок, так как понятия, которые здесь исследуются, носят универсальный, надвременной характер в иудаизме.

Особый интерес представляет статус царя в политико-правовых воззрениях древних иудеев, являющийся весьма необычным и не слишком типичным для стран Древнего Востока, именуемых зачастую «государствами восточной деспотии»:

1) Его избрание на пост главы государства не было обязательным.

2) Истинный предводитель народа избирается с благословения свыше -так обстояло дело, например, с Моше (Моисеем, с царем Давидом (видимо, именно поэтому Машиах должен быть потомком именно Давида).

3) Его власть не является абсолютной.

Источник полномочий царя - Божественная Воля, выраженная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Торы). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной конституцией иудейского народа, законом, перед которым все

равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин1. Помимо указанных институтов, существовал и авторитет народовластия в различных его проявлениях.

I

С момента образования Государства Израиль неоднократно возникал и продолжает возникать вопрос о возможности воссоздания института Сангед-' рина. Автор пытается ответить на вопрос о том, что представлял собой этот

институт и о частичной преемственности его полномочий современным Верховным судом Израиля. | Сангедрин являлся Верховным судом2, чья компетенция охватывала

I

несколько сфер:

а) в области религии и закона - (1) объяснять слова Торы на основании принципов, полученных по традиции; (2) вводить постановления, отвечающие нуждам времени и поколения; 1 б) политические прерогативы - (1) избрание царя; (2) обьявление за-

I восвательной войны; (3) осуществление «конституционного» контроля;

, в) некоторые административные полномочия;

I г) компетенция в сфере уголовно-процессуального права - рассмотре-

ние дел о (1) идолопоклонстве; (2) лжепророчестве.

Широкие полномочия Сангедрина, порождают проблему, контроля ' деятельности его членов. Такой контроль был двойственным. Во-первых,

I Сангедрин являлся органом, многочисленным по составу (71 человек), что

делало быстрое вынесение решения практически невозможным. Во-вторых, ' предъявлялись очень высокие требования к знаниям этих людей, более того,

^ к их личной честности и чистоте. Члены Сангедрина не только должны были

1 быть вне подозрений, но и возвышаться над уровнем простых смертных. Су-

' дья с «подмоченной» репутацией тотчас же дисквалифицировался и отстра-

I

нялся.

I

1 ' Царь не мог, например, пойти войной против какого-либо парода, не заручившись согла-

1 сием Сангедрина (если только это не оборонительная война).

| 2 Существовал еще Малый Сангедрин, в состав которого входило 23 члена. О нем мы рас-

скажем в разделе «Судебная власть».

Специфика иудейского принципа разделения властей — эта часть параграфа посвящена особенности реализации данного принципа в рамках иудейской государственности в рассматриваемую эпоху, также нашедшей отражение в трудах еврейских правоведов. В них уделяется внимание, как правило, только двум ветвям власти: законодательной1 и судебной. Возможно, это вызвано тем фактом, что учреждения, которые современный исследователь отнес бы к исполнительной ветви, параллельно осуществляли судебные и даже законодательные полномочия (второстепенное законодательство). Таким образом, автор также останавливается на правотворческом и судебном процессах, показывает, какие учреждения в них участвовали.

Источником полномочий иудейских законодательных органов является основное законодательство (Тора) - постоянная и вечная «конституция», выражающая Божественную Волю. Таким образом, все последующее законодательство воспринимается как вторичное, второстепенное. Правотворческие полномочия были также переданы «священникам-левитам и судьям, которые будут в те дни» (Дварим (Второзаконие), 17:9), то есть мудрецам галахи и судам каждого поколения.

Однако в определенной мере право издавать законы было дано и органам исполнительной власти - царю, городской коммуне, общине. Были периоды, когда новые законы принимались преимущественно еврейским судом и мудрецами галахи, и эпохи, когда законодательная деятельность осуществлялась, в основном, непосредственно народом - общиной и се представителями.

Вынесение новых законов продолжалось с полным размахом в период мудрецов Гемары (амораев) в Израиле и Вавилоне, а затем, в эпоху гаонов, в одном лишь Вавилоне. По окончании периода гаонов законодательная деятельность разворачивалась в разных центрах диаспоры. С этого момента у законодательства появляется характерная черта - локальность, то есть появляются постановления, имеющие силу не для всего народа Израиля, а для от-

1 Здесь имеется в виду только компетенция в сфере подзаконных акюв.

I 17

' дельных центров его нахождения. Подобные «местные» постановления, за-

I трагивая наиболее существенные вопросы, также обогатили галаху.

^ В исследовании рассматривается и феномен народного вето. Делается

| попытка ответить на вопрос о роли народа в принятии постановлений, исхо-

' дящих не от общества, а от галахических инстанций. Анализ данной пробле-

)

мы показал, что народ активно участвует в создании корпуса еврейского пра-

1 ва. Однако своеобразие еврейского законодательства проявляется в том, что

;

община решает судьбу принятого закона или постановления после его приня-

4

| тия, а не до, как в иных юридических системах. Общество имеет своеобраз-

^ ное право вето на принятые указы. Осуществляется это право веш простым ! неисполнением закона большинством общины.

' Еврейская судебная система существовала во всех диаспорах и после

I утраты политической независимости. Судебные инстанции вместе с органами самоуправления были основой еврейской внутренней автономии со дня разрушения Иерусалимского Храма и до периода эмансипации.

В самой Иудее после разрушения Храма судебная автономия была на ) короткое время сильно ограничена, но впоследствии возвращена в полном объеме.

Факт создания еврейских судебных учреждений - важное свидетсльст-

^ во возрождения нации в своей стране после постигшей ее катастрофы и гибе-

! ли Второго Храма. Тяжелая борьба народа и его руководителей привела в А

' конечном счете к признанию со стороны римских властей судебной автоно-

I

мии евреев Иудеи.

| Во время правления императора Адриана и его антиеврейских законов

! иудейское право пережило тяжелый кризис. Но уже в конце II века мы снова

' наблюдаем широкую судебную автономию еврейской общины, включая пра-

' во рассмотрения уголовных дел, связанных с вынесением смертного приго-

^ вора.

I Рамки автономии, ее объем и методы реализации менялись в зависимо-

^ сти от места и времени. В некоторых центрах они включали в себя и уголов-

ное право, в других - лишь вопросы религиозные, имущественные споры и административные нарушения.

Древнеиудейская судебная система была представлена прежде всего тремя видами судов1. Отметим, что существовало два типа Высшего суда: Верховный суд2 и просто Высший суд. Термином «Сангедрин» принято обозначать главный (Верховный) суд. Высший суд иначе назывался «региональным», «Малым Сангедрином» либо «Судом 23-х». Третьим, низшим уровнем судебных инстанций обычно являлся раввинский суд (ивр. - «бейт-дин»).

Вторая Глава «Становление иудейского права (в период с VI в. до н. э. по V в. н. э.). Естественно-правовые тенденции в иудейском праве». В параграфе 2.1 «Периодизация истории развития иудейского права» автор приводит условную датировку, разбивающую более чем трехтысячелет-нюю историю еврейского права на два основных этапа. Истоки первого этапа - в Письменном Учении; он завершается с окончанием составления Талмуда. Второй этап начинается с завершения Талмуда и включает современную эпоху. Эти этапы можно разделить, исходя из исторических условий и удобства изучения и исследования, на несколько периодов.

Настоящее исследование посвящено только первому этапу, который в научной литературе принято делить следующие образом:

а) библейский период - до эпохи Эзры и Нехемии (приблизительно середина V века до н. э.);

б) период от эпохи Эзры и Нехемии и до эпохи так называемых пар (160 г. до н. э.), значительную часть этого периода принято называть, следуя терминологии Ранака, периодом книжников-,

в) период пар (от 160 г. до н. э. до начала новой эры), включающий в себя пять пар ученых, народных руководителей и знатоков Галахи;

г) период танаев (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г.);

1 '1 алм>д, грактат «Сангедрин».

2 О нем подробно говорилось в разделе «Иудейские институты власти».

д) период амораев (от 220 г. до конца V века)', обогативший иудейскую правовую науку двумя Талмудами - Иерусалимским и Вавилонским;

е) с конца седьмого поколения вавилонских амораев начинается переходный этап к периоду савораев (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков, - до середины VII века. Эти ученые занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством.

Параграф 2.2 «Источники иудейского права (до эпохи завершения Вавилонского Талмуда)» представляет источники как в хронологическом порядке (ТаНаХ (Ветхий Завет), Тора, литература танаев, Мишна Йегуды га-Наси, Талмуды, Иерусалимский и Вавилонский), так и по их статусу (официальные, исторические и юридические).

В исследовании уделяется особое внимание феномену Устной Торы, существующему наряду с Торой Письменной. Если последняя, является памятником писаного права, то Устная Тора объединяет нормы обычного права, а также пояснения к положениям Торы Писаной.

По преданию, обе Торы были переданы Моисею на Синайской горе, что является беспрецедентным случаем, когда обычное и писаное право возникают одновременно.

На протяжении многих веков сохранялся запрет на запись Устной Торы. В настоящее время основная часть Устного Учения записана в книгах, которые по своему содержанию делятся на галахическую литературу (от слова «галахог» - «законы и правила поведения») и аггадическую литера1уру (от слова «аггада» - «сказание», «легенда»).

Существует также хроноло1 ическое деление на литературу танаев (примерно до 200 г.) и литературу амораев (примерно до 500 г.). В литературе

1 «Аморай» (или «амора»), букв, «говорящий» - еврейские ученые, создатели Талмуда, действовавшие в период после завершения Мишны (нач. III в.) и до завершения обоих Талмудов - Иерусалимского (IV в.) и Вавилонского (V в.).

амораев содержится значительный материал, наработанный танаями и не вошедший в их собственные книги, но сохранившийся в книгах амораев (так называемой барайты).

В части параграфа, посвященной Мишне Йегуды га-Наси, рассказывается об одной из попыток кодификации Устной Торы и дается определение понятию «Мишна» как сборника основных положений Устного Учения.

Далее диссертант говорит о проблеме создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, а также уделяет внимание их отличительной характеристике.

Параграф 2.3 «Система познания Торы (толкования Торы)» посвящен системе толкования Торы. Исследователи выделяют два основных способа толкования Письменной Торы:

1) раскрытие значения слов и выражений в тексте, «перевод» Писания на язык, понятный широкому кругу людей, то есть разъяснение или комментарий;

2) проникновение в глубинный смысл стихов Торы, понимание их духа и на этой основе - установление законов религиозной и светской жизни. Такой способ носит название «мидраш», соответствующее русскому слову «интерпретация».

Здесь же диссертантом показана история становления мидрашей и дан краткий обзор четырех видов мидрашей (объяснительный, логический, сравнительный, ограничительный).

В данном параграфе приводится также иное значение термина «Мишна» как системы познания. Главная особенность Мишны в этом ее качестве состоит в том, что законы появляются в ней в «чистом» виде, как совершенно самостоятельные суждения, не связанные с Писанием. Иначе говоря, несмотря на го, что основная часть законов Мишны представляет собой не что иное, как расширение и конкретизацию положений, основанных на стихах Писания, Мишна не ссылается на них и обсуждает эти законы так, будто они существуют сами по себе. В этом отличие Мишны от галахического мидраша,

который всегда опирается на стихи или отдельные фразы из Письменной Торы.

И, наконец, параграф 2.4 «Право, мораль и справедливость как категории естественно-правовой концепции; их отражение в иудейском праве». Великий еврейский мудрец Гиллель утверждал, что суть Торы заключается в требовании: «Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе». Данное положение согласуется со всем известным категорическим императивом И. Канта и, например, естественными законами Т. Гоббса.

Неразрывно с морально-правовыми установками в ТаНаХе представлены и понятия «справедливость» и «правосудие». На основании анализа фрагментов Торы, посвященных деятельности судей, можно выделить следующие принципы иудейского правосудия:

1) судья не может заранее принимать точку зрения ни одной из спорящих сторон;

2) судья должен принимать во внимание только то, что может быть проверено и доказано;

3) следует обеспечить соблюдение равных прав на справедливый суд людям, присоединившимся к еврейскому народу («пришельцев»);

4) судье запрещено принимать какие бы то ни было «подарки»;

5) отсюда вытекает правило о том, что дело не может рассматриваться заинтересованным уполномоченным лицом;

6) закон должен быть равным и для бедного, и для богатого;

7) отсюда Талмуд выводит еще один принцип: принятие решения относительно незначительной суммы денег или недорогого имущества должны быть для судьи столь же важны, как рассмотрение иска о больших денежных суммах;

8) судья должен ощущать себя представителем Всевышнего и рассматривать вынесение решения в суде как исполнение заповеди;

9) судьи должны быть беспристрастными;

10) судьи должны быть компетентными, и их назначение не должно быть обусловлено влиянием общества или семейными связями.

Понятие справедливости относится не только к сфере отношений между отдельными лицами, а может охватывать также и взаимоотношения групп людей. В широком смысле оно имеет непосредственное отношение к области социальных проблем и международной политики.

В заключении автором в обобщенном виде подведены итоги приведенного исследования, представлены основные результаты, сделаны выводы.

Основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования отражены в следующих опубликованных научных статьях:

1. Калинина Е.В. Иудея в период персидского правления // Право и политика: Сборник статей и тезисов / Под ред. Г.Г. Бернацкого. - СПб., 2003. -Вып. 2.-С. 77-81.

2. Калинина Е.В. Социально-политические трансформации и изменения в статусе Иерусалима в период исхода колен израилевых из Египта и завоевания Ханаана // Социология социальных трансформаций: Сборник научных статей. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. - С. 102-104.

3. Калинина Е.В. Политика социальных, религиозных и административных преобразований на территории Иудеи в период персидского и эллинистического правления / В.Б. Романовская, Е.В. Калинина // Социология социальных трансформаций: Сборник научных статей. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003.-С. 350-354.

4. Калинина Е.В. Иудейское правопонимание в контексте древневосточных политико-правовых доктрин // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей юристов. - Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003. -Вып.З.-С. 122-132.

Общий объем опубликованных работ по теме диссертации - 1,58 п. л.

Тираж 100 экз. Заказ № 4 £ 3

Отпечатано в отделении оперативной полиграфии Нижегородской академии МВД России

603600, Н. Новгород, ГСП-268, Анкудиновское шоссе, 3.

1 ?¿6Z ~

»19662

и

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Калинина, Евгения Валерьевна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.стр.

ГЛАВА I Становление и развитие иудейской государственности и политической мысли в период после вавилонского пленения (586 г. до н.э.) до завершения талмудической эпохи.стр.

§1.1 Эволюция иудейской государственности от эпохи разрушения Первого Храма и Вавилонского пленения (586 г. до н.э.) до окончания работы над

Талмудами (V в.).стр.

§1.2 Религиозно-политические движения периода Второго

Храма.стр.

§1.3 Концептуальные особенности древнеиудейского учения о государстве.стр.

1.3.1 Идея Завета как Божественного Договора с народом.стр.

1.3.2 Основные иудейские институты власти.стр.

1.3.2.1 Институт Судей.стр.

1.3.2.

Глава государства (царь).стр.

1.3.2.3 Когены и левиты.стр.

1.3.2.4 Великое Собрание.стр.

1.3.2.5 Пророки.стр.

1.3.2.6 Сангедрин.стр.

1.3.3 Специфика иудейского принципа разделения властей.стр.

1.3.3.1 Законодательная власть.стр.

1.3.3.2 Судебная власть.стр.

ГЛАВА II Становление иудейского права (в период с VI в. до н.э. по V в. н.э.). Естественно-правовые тенденции в иудейском праве.стр.

§ 2.1 Периодизация истории развития иудейского права.стр.

§2.2 Источники иудейского права.стр.

2.2.1 Источники в хронологическом представлении.стр.

2.2.1.1 ТаНаХ.стр.

2.2.1.2 Тора (Письменная и Устная).стр.

2.2.1.3 Литература танаев.стр.

2.2.1.4 Мишна Йегуды га-Наси.стр.

2.2.1.5 Талмуд (Иерусалимская и Вавилонская Гемара) .стр.

2.2.2 Классификация источников по статусу.стр.

§2.3 Система познания Торы (толкование Торы).стр.

2.4.1 Мидраш.стр.

2.4.2 Мишна.стр.

§2.4 Право, мораль и справедливость как категории естественно-правовой концепции; их отражение в иудейском праве. Принципы правосудия.

Принцип справедливости в межгосударственных отношениях.стр.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Древнеиудейское учение о государстве и праве"

1 О

Ряд авторов-компаративистов, включая Р.Давида и К.Жоффре-Спинози , среди «основных систем современного права», наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей, выделяют мусульманское и индусское право - религиозные системы права, к которым М.Н. Марченко справедливо рекомендует отнести и иудейское право. Мнение последнего, разделяемое автором данного исследования, основано на «беспрецедентной длительности исторического существования» иудейского права и «глубине его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы»4. Хотя, как пишет О.А. Омельченко, «по уровню правового регулирования, древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому», общие законы и нравственные правила, записанные в книгах Ветхого Завета на разных этапах истории иудейского народа, распространились по всему миру через каноны христианства и были переосмыслены во всех правовых системах европейского корня5.

Среди специфических черт иудейского права следует отметить его «преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей»6. Кроме того, одной из наиболее примечательных особенностей библейских преданий о законодательной деятельности является то, что Закон всегда записывается (Дварим (Второзаконие) 17:18; 18:20; 27:2-8; 31:24-26; Книга Иисуса Навина 8:30-35; 24:25-27). Так, термин hoq «закон» происходит от корня hqq «вырезать, выгравировать» и обозначает, текст, вырезанный на камне и таким образом зафиксированный. Очевидно, в эпоху становления Пятикнижия, т. е. в первой половине I тысячелетия до н.э., для иудейского общества, как и для всего сиро-палестинского региона, типичным было писаное

1 Давид, Р. Основные правовые системы современности: сравнительное право / Р. Давид - М., 1967 г. С. 46

2 Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К.Жоффре-Спинози - М., 1998 г. С. 26

3Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. С.312

4 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г., С. 313

5 Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко - Т. 1. - М., 2001. С. 77.

6 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. стр. 321 право. Однако обычно фиксируется то, что регулирует проблемы, вызывавшие споры; бесспорные установления, по-видимому, не нуждались в письменной фиксации1.

Иудейские законодательные начала изложены в следующих структурных частях Пятикнижия: Книге Договора (Ковенанта) (Шмот (Исход) 20-23), Кодексе святости (Вайикра (Левит) 17-26, Дварим (Второзаконие) 12-26), Декалоге (Десяти заповедях) (Шмот (Исход) 20:1-17, Дварим (Второзаконие) 5:6-21), Дварим (Второзаконии) (12-27). Исследуя Законы Моисея, М. Даймонт выделяет три основные категории: законы, регулирующие отношения человека с человеком, законы, регулирующие отношения человека с государством, и законы, регулирующие отношения человека с Богом.

Профессор З.Фальк3 утверждает, что в иудейском праве «на совершенно одинаковой основе» действуют три тенденции: нормы, закрепляющие процедуру отправления религиозного культа и ритуалов; религиозные нормы, регламентирующие поведение иудеев в частной и общественной жизни; нормы создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.

В свою очередь, И.Ш. Шифман, в вводной статье к книге «Учение. Пятикнижие Моисеево», основываясь на тексте книги Паралипоменон II (19:411), отмечает, что иудейско-израильская юридическая мысль эпохи становления Пятикнижия знала три группы правовых установлений и возможных споров: о крови (ben dam le dam), об Учении и Заповеди (ben tora le mitsva), о законах и приговорах (le huqqim u le mishpatim). Предположительно, первая группа включала установления по поводу пролития крови и убийства, вторая - по поводу сакральных преступлений и третья - по поводу статуса отдельных лиц, обязательств и претензий4.

1 Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993

2 Даймонт, М. Евреи, Бог и история / М. Даймонт - Пер. с англ. Р. Нудельман - Иерусалим: Библиотека - Алия, 1989

3Falk, Z. Jewish Law / Z.Falk - L. 1983. p.28

4 Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993, стр. 45

Первые 5 книг Ветхого Завета составили одно целое и получили название ТОРА, т.е. «Учение», «Наставление» (предписания Бога, обращенные к человеку). По всей видимости, первоначально Учение включало предписания по поводу выполнения тех или иных ритуальных процедур1. В конечном итоге, под термином «Учение» стали понимать совокупность законов, относящихся к религиозной сфере, в противоположность светским законам (hoq - закон, mishpat - суд, судебный процесс). Естественно, что хранителями учения были жрецы . В процессе развития религии, Тора приобретает новое, более широкое содержание, вобрав в себя также и совокупность законов и нравственно-правовых постулатов, исходящих от Всевышнего и обращенных к человеку.

Видимо поэтому, термин «Тора» иногда также переводят как «Закон», что тоже приемлемо. Первое достоверное свидетельство слова «закон» (соответствующее греческому «номос»), встречается в предисловии Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и только в начале новой эры название «Закон» делается общепринятым3.

Следует заметить, что понятие «закон» употребляется в данном случае как некая мононорма4. Это слово во многом сходно по сфере употребления с древнеегипетским «маат» (Маат - имя богини справедливости, одновременно означавшее справедливость как категорию и мононорму). Маат в представлениях древних египтян ассоциировалась с неким универсальным и всеобъемлющим правилом, включавшим понятия «правда», «истина», «справедливость», «правильность», «божественное установление». Фараону вменялось в обязанность исполнять маат. Именно благодаря данному обстоятельству, защищенности со стороны государства в лице ее правителя данная универсальная норма является действующей5.

Сходны, по смысловой нагрузке, и понятия «rta» в Ригведе, «dao» - в древнекитайской мифологии, «dike» - у древних греков и т.д.,

Левит 6:1,6:7,6:18,7:1, 11:46, 12:7, 13:59, 14:2, 14:54, 15:32; Числа 5:29, 6:13.

2 Книга Пророка Иезекииля 7:26; Книга Пророка Агтея 2:11; Исход 18:16; Книга Пророка Малахии 2:4-7.

3 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М, НОРМА-ИНФРА-М, 2002г. С. 133

4 Обычаи, религиозные установления, нравственные предписания.

5 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М., НОРМА-ИНФРА-М, 2002г. С. 134 подразумевающих «правду-справедливость», которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право1.

Таким образом, общие для древности основополагающие мировоззренческие представления отразились и на фундаментальной основе правовых норм и инструкций, зафиксированных в Пятикнижии.

Во многих нравственных и этико-политических учениях Древнего Востока утверждалась непосредственная зависимость положительных результатов преобразований в обществе и государстве от изменений в образе жизни людей. Даже говоря об искусстве управления государством, подразумевали, порой, именно нравственное совершенствование правителя, власть которого основывалась на силе личного примера. В китайской книге «Шу цзин» утверждается, что необходимым условием отсутствия в народе «сообществ злоумышленников» является совершенство самого правителя. В Пятикнижии Моисея2 приводится несколько иная интерпретация взаимозависимости самосовершенствования царя и духовного развития народа. Машиах (царь) появляется только тогда, когда народ уже значительно продвинулся в решении материальных проблем жизни и готов к дальнейшему духовному совершенствованию. Царь должен подавать национальный пример подчинения Закону и стремления построить свою жизнь в соответствии с предписаниями Торы.

Актуальность настоящего диссертационного исследования. Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России. Однако в российской историко-правовой науке отсутствует четкое представление об иудейской

1 История политических и правовых учений / Под общ. ред. д.ю.н проф.В.С.Нерсесянца - 2-е изд. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, стр. 14-18

2 Дварим (Второзаконие), 17:14-20. политико-правовой концепции. Этот пробел и призвано восполнить данное исследование.

Нельзя обойти вниманием непреходящую актуальность моральных предписаний иудаизма и их влияние на становление универсальных, общечеловеческих и правовых принципов. Эти предписания охватывают все сферы общественных отношений, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.

Представляются также актуальной проблема истоков теории Общественного Договора, нашедших свое отражение в Ветхом Завете, а также фактор народовластия, оказавший значительное влияние на становление древнеиудейского права.

Структурно данное исследование состоит из двух основных частей. В первой главе мы попытаемся представить историческую картину (периода гибели Первого Храма до окончания талмудической эпохи), на фоне которой происходило формирование системы политико-правовых взглядов иудеев. Мы рассмотрим основные религиозно-политические движений эпохи Второго Храма, наложивших неизгладимый отпечаток на дальнейшее становление иудаизма. Для исследования концептуальных особенностей иудейской государственности нам необходимо будет отойти от намеченных временных рамок, так как большая часть рассматриваемых институтов носит универсальный характер, являясь неотъемлемой частью иудейского представления о государственности. Здесь следует остановиться на идее Договора (Завета) с Богом, изучении основных иудейских институтов власти, представленных институтом Судей, главой народа (царем), левитами и когенами, Великим Собранием, институтом пророков и Сангедрином.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы показать специфику древнеиудейского правопонимания и представления о государственных институтах.

Таким образом, обобщенно можно выделить следующие задачи, которые мы попытаемся решить в первой главе диссертационного исследования:

- выявить и проанализировать сущность, содержание, источники и принципы древнеиудейского учения о государственности и показать историческую значимость этого явления в рамках истории государства и права зарубежных стран;

- исследовать исторические этапы, тенденции и противоречия в функционировании иудейских государственных институтов и показать их историческую преемственность;

- рассмотреть специфику и источники полномочий иудейских органов государственной власти с точки зрения иудейского политико-правового учения и выявить влияние фактора народовластия;

- исследовать религиозно-политические движения периода Второго Храма (точнее, II в. до н.э. - I в. н.э.) и показать их влияние на политико-правовую мысль данной и последующих эпох; исследовать концептуальные особенности древнеиудейской государственности (Завет, как идею Божественного договора с народом и специфику иудейского принципа разделения властей);

Общей целью настоящего диссертационного исследования, как уже отмечалось, является исследование иудейской концепции государственности, вытекающей из основополагающих принципов Торы, являющейся Основным Законом еврейского народа.

Для реализации этой цели, во второй главе мы должны изучить источники иудейского права (до V в.), их возможную классификацию и периодизацию, систему толкования Торы, а также определить место морали и справедливости в иудейском праве.

Обобщенно можно назвать следующие задачи, которые нам предстоит решить во второй части диссертационного исследования:

- изучить становление иудейского права в период с VI в. до н.э. по V в. н.э., показать эволюцию источников и динамику развития;

- исследовать феномен Устной Торы и рассмотреть ее взаимодействие с Торой Письменной;

- показать роль в иудейском праве понятий «мораль» и «справедливость» как категорий естественно-правовой концепции, а также реализацию принципа справедливости в межгосударственных отношениях;

- выявить и проанализировать иудейские принципы правосудия и их историческую и этическую универсальность.

Объектом исследования являются социально-экономические условия жизни еврейского народа в рассматриваемый период и другие факторы, влиявшие на формирование древнеиудейского учения о государстве и праве (геополитическая ситуация в регионе, государственно-правовые системы народов-завоевателей Древней Иудеи и Израиля), а также совокупность общественных отношений, получивших распространение в указанный период.

В качестве предмета исследования можно назвать историю формирования древнеиудейского государственно-правового учения и его политической практики, а также становления иудейского права, как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.

Примечания:

1) В наши намерения не входило создание религиозно-философского труда. Однако иудейское право неотделимо от религии. В силу данной особенности, в процессе его исследования не представляется возможным обойтись без специфической терминологии.

2) Следует различать определения «иудейский» и «еврейский». Первое несет религиозную «окраску» и выражает связь с морально-этическими установками иудаизма, в то время, термин «еврейский» указывает на принадлежность к народу, чьи предки, «пришедшие из-за реки («габиру»)», исповедовали иную религию (т.е. светский характер).

Т.о. эти два определения, будучи тесно связаны, делают, однако, разные акценты и несут разную смысловую нагрузку. И, поскольку древнее право еврейского народа, как отмечалось выше, неотделимо от религии, мы считаем более целесообразным применять по отношению к нему определение «иудейское».

3) В тексте исследования неоднократно встречается понятие «Страна Израиля» (Эрец Исраэль), которое требует отдельного внимания. Мы сознательно будем избегать, по возможности, называния данной территории «Палестиной». Наименование «Палестина», произошло, как известно, от племени филистимлян, которых евреи называли «плиштим». Филистимляне были лишь одним из многочисленных племен, населявших Кнаан. С таким же успехом можно было бы назвать данную территорию в честь любого из этих народов, которых Тора собирательно называет «эморреями». Т.о. поскольку указанная территория была завоевана и заселена потомками 12 колен иудейских и связана с некогда существовавшим Объединенным Израильским царством, а позднее - с Иудеей, мы находим обоснованным именовать ее «Страной Израиля» (от слова «Израиль», обозначающего весь еврейский народ), дабы обрисовать границы, в рамках которых происходили геополитические изменения в рассматриваемую эпоху.

Мы осознаем, что ввиду ограниченности объема диссертационного исследования весьма сложно охватить практически тысячелетний период, отразив специфику и эволюцию иудейского правопонимания и концепции государства. Тем не менее, столь широкие временные рамки позволяют обрисовать логический ход развития иудейской политико-правовой мысли и показать, какое место в ней занимали общечеловеческие принципы справедливости и гуманизма.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Калинина, Евгения Валерьевна, Нижний Новгород

Подводя итог сказанному, попытаемся разобраться, насколько древнеиудейская концепция государственности и права вписывается в существующие научные представления о политико-правовых учениях Древнего Востока и выделить черты, определившие самобытность иудейского правопонимания.Исследователи выделяют следующие специфические черты политико правовых учений Древнего Востока^:

1) В древневосточных политико-правовых учениях сохранялись и развивались религиозно-мифологические воззрения.2) Политические концепции Древнего Востока представляли собой нравственные и этико-политические доктрины.3) Древневосточные политические доктрины рассматривали, прежде всего, вопросы техники и методов отправления власти, искусства управления и осуществления правосудия, особо не останавливаясь на теоретическом обобщении.Рассмотрим эти тенденции через призму древнеиудейского права.1) Религиозно-мифологические воззрения в древневосточных политико правовых учениях.Политико-правовая мысль древних народов зиждется на солидной мифологической базе, определявшей их представления о месте человека в мире.Основная идея древних мифов состоит в наличии божественного первоисточника сложившихся социальных и политико-правовых порядков^.Легенды многих народов повествуют о том, что вначале миром правили боги, которые впоследствии передали власть земным правителям, научив их искусству управления.Древние вавилоняне и индусы верили, что боги, являясь источником власти правителя, продолжают контролировать земные дела и судьбы людей. В ' История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста.- М.:Юрид. лит., 1991, стр. 33-34 ^ История политических и правовых учений. 2-е изд. / Под общ. ред. д.ю.н проф. В.С.Нерсесянца- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА'М, 1998, стр. 14-18 этом их воззрения перекликаются с религиозно-мифологическими представлениями древних иудеев.Согласно Торе, единый истинный Бог заключает договор со всем еврейским народом. Таким образом, возникает идея Общественного договора и представление о договорном характере власти. Отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в критических ситуациях он проявляет свою волю непосредственно, например, через откровения пророкам или чудеса.Правовые начала и нормы, согласно верованиям иудеев, имеют тот вид и форму, которые им придал Всевышний и сообщил затем избранному лицу. Так, по преданию, законы еврейского народа полз^тены Моисеем непосредственно от Бога и зафиксированы в Пятикнижии Моисея (Законодательство Моисея). К слову, идеологическое содержание Моисеевых законов также представляет значительный интерес, в связи с тем, что в них впервые представлена еврейская концепция государства и философия права.Фундаментальной основой правовых норм и инструкций, зафиксированных в Пятикнижии, было понятие о «правде» и «справедливости». В ситуации острой общественно-политической борьбы первой половины I тысячелетия до н.э. проблема «правды», «справедливости», «жизни по правде», т. е. праведности, не могла не оказаться в центре идейных исканий. Само собой разумеется, что в этргх понятиях отразились общие для древности основополагающие мировоззренческие представления.В Псалмах (85:9-14) милосердие, благополучие, истина и правда выступают в обличий мифологических персонажей, олицетворяющих вселенский миропорядок и всеобщую гармонию, порождаемых космическими первоэлементами. Примечательно, что правда как мифологическая сущность определяет и направляет действия Яхве. Практически любое нарушение правды, т.е. мирового порядка (а именно это и было в архаическом сознании

преступлением), могло иметь, по представлениям эпохи, далеко идущие неблагоприятные последствия не только для данного коллектива, но и для всего мироздания; запреты, действовавшие в обществе, представляли собой способ избегать таких нарушений и вторжения в мир разрушительных сил. Эта общая концепция имела своим последствием крайнюю жестокость наказаний (как правило, смерть, т. е. удаление преступника в потусторонний мир) и регулирование обычаем либо законом всех сторон жизни человека, включая интимно-личные. Соответственно правда является, по представлениям эпохи, основой и сущностью государственной власти и выполняемых ею властных, распорядительных и судейских функций (Книга Пророка Исайи 32:1; 11:4; Псалтирь 72:1-4; 45:2-8; Книга Притчей Соломоновых 16:12; 29:14).Применительно к отдельному человеку праведность, т. е. соответствие правде, -

это жизнь, являющаяся воплощением принятых обществом морально-этических норм (Книга Пророка Иезекииля 18:5-9; Псалтирь 15:1-5; 24:3-5; Книга Пророка Исайи 33:14-16). В конечном счете, эти добродетели восходят к образу жизни примитивного родоплеменного общества. Они обеспечивают тесное его сплочение, без чего такое общество вообще не может существовать'.2) Нравственные и этико-политические доктрины как сущность политических концепций Древнего Востока.Основополагающими принципами нравственного закона иудеев являются два начала, которые, составляют основу творческого сотрудничества человека с Богом, т.е. справедливость и праведность. Справедливость, применительно к условиям обычной жизни, означает признание шести основных прав человека: право на жизнь, собственность, работу, жилище и, наконец, право личности, которое включает право на отдых и независимость, а также запрещение питать к ближнему ненависть и злобу или мстить ему.Праведность подразумевает выполнение человеком своих обязанностей и, в первую очередь, обязанности помогать бедным, больным и нуждающимся в поддержке, независимо от того, друзья они или враги. Она также выражается в особом отношении человека к земным благам, которые он должен считать не столько своей личной собственностью, сколько имуществом, доверенным ему Учение. Пятикнижие Моисеево./ Под ред. Шифмана - М.; Республика, 1993, стр. 45 на хранение Творцом. Если ближний впадает в нужду, ему следует дать в долг деньги, не взимая процентов. Если из-за бедности ему пришлось продать свой наследственный участок земли, в Юбилейный год надел должен быть ему возвращен . Стесненные обстоятельства ближнего нельзя использовать для собственного обогащения. Хозяйственно-экономические отношения понимаются, таким образом, в Торе как помощь ближнему, и этот нравственный подход вытекает из золотого правила, формулирующего закон любви: «Люби блиэюнего, как самого себяу?. Причем правило это, как специально оговорено в стихе 34, распространяется не только на иудеев, но и на не евреев.В согласии с нравственным законом Торы, строится ее гражданское и процессуальное законодательство. Оно пронизано также идеей святости, ее цель - реализовать на практике всех человеческих отношений принципы праведности и справедливости. Если Кодекс Хаммурапи, законы хеттов и других древних народов направлены, в первую очередь, на защиту частной собственности, то в Торе главное - защита человеческой личности.Ограничения, налагаемые Торой на власть имущих, как нельзя лучше свидетельствуют, с каким рвением Тора защищает права человека.Работодателю запрещается эксплуатировать наемных рабочих и задерживать им плату . Кредитору не разрешается оскорблять достоинство человека, входя в дом должника с требованием залога"*, не говоря уже о запрещении применять при этом силу, что свободно допускают законы других древних народов (например. Древней Индии). Даже за рабом сохраняются человеческие права, и он никогда не поступает в полную собственность рабовладельца. Нанесение рабу малейшего увечья влечет за собой его освобождение^. Беглого раба запрещается водворять на прежнее место^, что также противоречит законам Хаммурапи, по которым за одну лишь помощь, оказанную беглому рабу, ' Вайикра (Левит), 25:23-28.^ Вайикра (Левит), 19:18.^ Вайикра (Левит), 19:13 •* Дварим (Второзаконие), 24:10-11 ^ Шмот (Исход), 21:26-27 * Дварим (Второзаконие), 23:15-16 полагается смертная казнь.Еще в древности начали формироваться общие правила взаимоотношений между государствами и народами. На основании обычаев и религиозно этических идеалов, а также представлений людей о взаимодействии и быте, складывается система принципов международного права. Одной из древнейших сфер регулирования норм примитивных международных правил поведения стала война, что и послужило предпосылкой возникновения гуманитарного права. Принципы ведения военных действий, фигурирующие в Торе^ также отражают иудейское понимание справедливости, милосердия и благородства (к примеру, предписание, даже осаждая город, оставлять его жителям возможность бежать из-под осады).3) Древневосточные политические доктрины, рассматривая вопросы техники и методов отправления власти, искусства управления и осуществления правосудия, особо не останавливались на теоретическом обобщении.Поскольку древневосточные государства стремились к усилению государственной власти и ее концентрации в руках единоличных правителей, государственная власть зачастую отождествлялась с властью царя или императора. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни , ибо, как говорилось в трактате «Артхашастра»: «Государь и его дерэюаеа - вот главные элементы государства».Тем не менее, следует отметить, что иудейская концепция монархии обладала существенными отличиями. Иудеи никогда не обожествляли своих царей. Иудейский правитель нес такую же ответственность перед законом, как и его подданные, более того, к нему применялись гораздо более суровые требования, как уже указывалось в Главе I (§1.3, раздел 1.3.2.2).Рассмотрев различные точки зрения относительно понятия и содержания иудейского права, можно резюмировать следующее: ' о них говорилось в Главе II, § 2.4 ^ История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста.- М.: Юрид. лит., 1991, стр. 33-34.1) Иудейское право сформировано древними обычаями религиозных иудеев. Б. Лифшиц подчеркивает, что «это право их земли» и представляет собой «нечто фактическое, нежели юридическое»\

2) Иудейское религиозное право может быть рассмотрено как система «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни»^ иудеев и их культа. Содержание этой системы формируется, в основном, из норм обычного права.3) Иудейское право представляет собой также систему религиозно этртческих принципов, сложившихся традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых иудеями священных книг и писаний, включая различные решения раввинских судов .^ Таким образом, анализ имеющихся в научной литературе позиций, выявляющих особенности становления иудейской концепции государственности, а также оценка исторических традиций и государственно правовых концепций Древнего Востока позволяют нам сделать ряд выводов.К Главе I (к первой части исследования):

1) Истоки теории Общественного договора, получившей развитие в трудах Г. Гроция и других нидерландских мыслителей, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, задолго до этого уже были рассмотрены в Торе (Договор между еврейским народом и Яхве);

2) Идея ограниченной монархии, представленная в Торе (как Основном Законе иудеев) выносит государство древних иудеев за рамки определения «древневосточная деспотия»;

3) Идея равенства всех иудеев, включая царя, перед законом, была также предложена древнеиудейским учением о государстве и праве. В соответствии с иудейской концепцией государственности, глава государства был первым среди ' Lifshitz, В. Israeli Law and Jewish Law - Interaction and Independence / B. Lifshitz // Israel Law - Forty Years...1998. p.507 ^ Falk, Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages; / Z.Falk . - L., 1966/ Jewish Law // J.Derrett (ed.). Introduction to legal Systems. L., 1983.^ Englard, I. Law and religion in Israel / I.Englard // // Israel Law - Forty Years... 1998. p. 185-189.равных, он должен был быть примером в изучении Торы и соблюдении ее.Более того, к царю предъявлялись, порой, гораздо более строгие требования, чем к его народу;

4) Несмотря на подчеркиваемую в израильской правовой науке мысль о существовании в рамках древнеиудейского государства двух ветвей власти: законодательной и судебной, автор приходит к выводу, что наряду с ними представляется возможным выделение третьей ветви: исполнительной

(управленческой), представленной главой государства (царем), первосвященником, когенами и левитами и, иногда. Патриархом Сангедрина

(наси). Отсутствие четкости в разделении ветвей власти обусловлено их взаимным проникновением и контролем. Последний позволяет говорить, хотя и с некоторой натяжкой, о проявлении примитивной системы сдержек и противовесов;

5) На всем протяжении рассматриваемого периода в политической жизни иудейского народа ведущую роль играл фактор народовластия, в различных его проявлениях. Пожалуй, одним из наиболее ярких его выражений являлось так называемое «народное вето»;

6) При сопоставлении древнейших институтов с государственными учреждениями, существующими в современном Государстве Израиль проявляется преемственность представлений о компетенциях органов власти. И хотя эта преемственность далеко не всегда очевидна (например, полномочия главы государства, Кнессета), тем не менее, можно проследить некоторые закономерности, как в случае с Сангедрином, большую часть функций которого унаследовал Верховный суд Государства Израиль;

7) Ведущая роль в формировании иудейского государственно-правового Зрения принадлежит пророческому движению, являвшемуся, одновременно, и частью данной концепции. В период вавилонского пленения пророки создали уникальную духовную базу для формирования нового политико-правового мировоззрения нации. Именно в этот период происходит переоценка результатов деятельности предшествовавших государственных институтов и зарождение новых, эсхатологических представлений об идеальном государстве и его предназначении. Впервые во главу угла становятся интересы не общества и государства, а отдельной личности, ее духовного развития. Отвергается принцип коллективной ответственности (Иехезкиль (Иезекииль), 18:2) и провозглашается личная ответственность каждого за свои поступки. Создается образ идеальной личности, олицетворяющей новое иудейское общество, которой приписываются идеи, предваряющие концепции христианства (так называемый «отрок Господень»); К Главе II (ко второй части исследования):

1) Уникальным событием явилось также создание Основного Закона -

Письменной Торы, явившейся, своего рода, Государственной Конституцией. В соответствии с этим особым статусом Торы, все издававшиеся впоследствии постановления и законы были не чем иным, как подзаконными актами.2) Иудейское право, так же, как и другие правовые системы, прошло путь от обычаев до писаного законодательства. Однако особенностью иудейского обычного права является то обстоятельство, что Устная Тора, фактически являющаяся сборником обычаев, по преданию была дана иудеям одновременно с Торой Письменной.3) Из первых двух тезисов вытекает заключение о божественно-правовом характере иудейской «Конститзщии» (Торы) и о превалировании в политико правовой концепции иудеев естественно-правовых тенденций над правом позитивным (государственным).4) В отличие от политико-правовых учений Древнего Востока, иудейское право имело не только сугубо практическую направленность. Оно разработало стройную систему теоретических знаний, что также явилось новшеством для данного времени (мидраш, мишна).5) Ключевой темой иудейских правовых трактатов является идея высшей справедливости, проявившаяся не только во внутригосударственных, но и в межгосударственных отношениях.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Древнеиудейское учение о государстве и праве»

1. Львов, А. Иудаизм: краткий очерк / А. Львов // Опубликовано в книге «Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы». СПб.: Искусство-СПб, 2002. Стр. 282-309.

2. ТаНаХ это, как пояснялось ранее, аббревиатура. Данный термин состоит из трех частей: «Тора» - «Учение, Закон», «Невиим» - «Пророки», «Ктувим» - «Писания».

3. По свидетельству Письменной Торы Моисей провел на горе Синай 40 дней и 40 ночей.

4. Суждения, насчет которых имеется лишь устное свидетельство, что они были даны Моисею на горе Синай. Их также принимают без обсуждения.

5. Суждения, выведенные из основополагающих принципов и сформулированные в ходе дискуссий путем принятия решения большинством голосов.

6. Суждения, разработанные многими поколениями пророков и мудрецов с целью «возвести ограду и забор вокруг Торы» (точнее определить смысл ее указаний). Эти суждения называются «постановления наших мудрецов», и о них возможны споры.

7. Бсйт-мидраш место, отведенное для изучения и толкования Торы, в котором, наряду с мудрецами, могли участвовать все члены еврейской общины

8. Первая группа носит наименование «галахические мидраши» это книги, построенные в соответствии с системой изучения Торы, называемой <тидрашу>. Галахические мидраши организованы в соответствии с порядком глав и стихов Торы.

9. Мидрашу и мишне как системам познания Торы будет посвящен § 2.4

10. Агур, Й. Введение в Устную Тору: Письменная Тора и Устная Тора / Й. Агур. 1е изд. - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 2000. Т.2. Стр.74.

11. Альбек, X. Введение в Мишну / X. Альбек. Иерусалим - Тель-Авив, 1959г., стр.102.

12. Урбах, Э.Э. Галаха, ее источники и развитие / Э.Э. Урбах. Гиватаим, 1984г., стр.191.

13. Талмуд состоит из двух основных частей: Мишны и Гемары. В Гемаре нашли отражение углубленные дискуссии более 2500 амораев (комментаторов и интерпретаторов Мишны и Галахи).

2015 © LawTheses.com