Идеологическое и политическое многообразие как конституционно-правовые принципы в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Идеологическое и политическое многообразие как конституционно-правовые принципы в Российской Федерации»

На правах рукописи

НАЗАРОВ Денис Андреевич

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

9 СЕН 2015

Москва -2015

ооь»^-

005562099

Работа выполнена на кафедре правового обеспечения государственной и муниципальной службы Института государственной службы и управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат юридических наук ШАВЛОХОВ Алан Карлович. ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; КОЗЛОВ Андрей Иванович, кандидат юридических наук, председатель совета директоров ЗАО «Рождественская мануфактура»

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский гуманитарный

университет», юридический факультет

Защита состоится «1» октября 2015 г., в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 504.001.34 по юридическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119571, г.Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1, ауд. 2312.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте РАНХиГС http://www.ranepa.ru.

Автореферат разослан «_» августа 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, доцент

О.Н. Доронина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В

Российской Федерации как демократическом правовом государстве признается идеологическое многообразие. Согласно ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 г. никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Идеология представляет собой систему политических, правовых, религиозных и философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Принцип идеологического и политического многообразия - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Идеология - понятие многозначное. В силу этого, а также из-за многообразия выполняемых ею функций в жизни общества существует немало различных, подчас противоположных определений данного понятия. Одни авторы делают акцент на истинности отражения социальной действительности в данном понятии, другие, напротив, квалифицируют его как выражение «ложного сознания», третьи обращают внимание на мобилизующее либо манипуляторское предназначение обозначаемого им социального феномена и т.д. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что сами категории идеологического и политического многообразия весьма многоаспектны и нуждаются в современном научном изучении. Во-первых, данные категории рассматриваются как категории социальные (общественные), основу которых составляют реальные отношения, формирующиеся и развивающиеся в обществе, складывающиеся на основе признания за каждым человеком идеологической и политической свободы и неприкосновенности, и вместе с тем - признанием свободной конкуренции идеологических концепций и политических взглядов в обществе и государстве.

Во-вторых, эти категории можно рассматривать и как юридические, представляющие собой одну из важнейших основ конституционного строя, а также как конституционно-правовые институты. С принятием Конституции РФ в нашей стране получил легитимную возможность для реального развития институт гражданского участия. В российской науке конституционного права сложилась правовая позиция, в соответствии с

которой Конституция РФ санкционировала такую модель социального взаимодействия, которая в условиях идеологического и политического многообразия предполагает в своей основе не апелляцию к классам или социальным группам, а опору на понятие «гражданина» как первоначального участника политической коммуникации.

Институциональный взгляд на идеологическое многообразие и политический плюрализм позволяет рассмотреть их не только как конституционный принцип - основу конституционного строя, но и как правовую общность, органически вписанную в систему отрасли конституционного права. С другой стороны, сложности институционального подхода к идеологическому многообразию обусловлены крайне скудными теоретическими представлениями о системе отрасли конституционного права в целом и конституционно-правовых институтах - в частности.

Степень научной разработанности проблемы. Рост числа научных публикаций за последние пятнадцать лет свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к теме идеологического и политического многообразия как конституционно-правовых принципов в Российской Федерации.

Среди работ дореволюционных авторов можно выделить труды таких ученых как: A.C. Алексеев, И.А. Андреевский, И.В. Васильев, З.А. Горюшкин, А.Д. Градовский, К.О. Дюгамель, В.В. Ивановский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, И.О. Куплеваский, М.М. Сперанский, С. Хапылев, Б.Н. Чичерин и др.

Среди советских и современных авторов, занимавшихся вопросами системы отрасли конституционного права и конституционно-правовыми принципами, следует назвать A.C. Автономова, С.С. Алексеева, К.А. Архипова, O.A. Бабошина, М.И. Байтина, H.A. Богданову, Н.В. Витрука, А.Я. Вышинского, Г.С. Гурвича, Л.И. Дембо,

B.Т. Кабышева, Д.А. Керимова, А.И. Кима, Е.И. Козлову, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, И.А. Конюхову, С.М. Корнеева, В.Ф. Котока,

C.С. Кравчука, Н.Я. Куприца, O.E. Кутафина, А.И. Лепешкина, В.О. Лучина, С.П. Маврина, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина, В.Ф. Яковлева, B.C. Якушева и др.

Проблематика идеологического многообразия представлена в литературе значительно скромнее. Среди специалистов, касающихся данных проблем в своих работах, можно назвать: С.А. Авакьяна, Е.М. Бабосова, С.А. Боголюбова, C.B. Васильеву, Н.И. Долидзе, Р.Г. Касимова, А.Н. Кокотова, O.E. Кутафина, Н.В. Кузьминых,

В.А. Мальцева, P.B. Насырова, Ю.Л. Парникеля, A.A. Шантора и др.

Среди диссертационных работ, посвященных понятию и содержанию конституционных принципов идеологического и политического многообразия, следует отметить работы таких авторов, как: К.А. Кононов («Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права». М., 2009), И.В. Михайличенко («Идеологическое и политическое многообразие как конституционные принципы развития партийной системы в Российской Федерации». Челябинск, 2011), Ю.А. Проскворякова («Правовое регулирование реализации принципа политического многообразия в современном российском обществе». Владимир, 2004.), К.В. Старостенко («Политическое многообразие в Российской Федерации: вопросы теории и практики». М., 2009.), A.A. Фролов («Реализация конституционного принципа политического многообразия в Российской Федерации». Саранск, 2011.), A.A. Шантора («Принцип политического многообразия в российском праве». М., 2002.).

Являющиеся частью настоящей диссертации научные положения могут быть интересны и полезны как теоретически, так и практически; они могут найти отражения в законодательстве и нормативных актах Российской Федерации, а также использованы в смежных научных исследованиях.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы исследовать правовую природу и сущность идеологического и политического многообразия как основных конституционных принципов в Российской Федерации на современном этапе развития.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

- изучение понятия и содержания конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в современной России;

- исследование и систематизация принципов идеологического и политического многообразия в системе конституционных принципов;

- анализ особенностей государственной политики в сфере содействия развитию гражданского общества в условиях идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;

- рассмотрение особенностей реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве Российской Федерации об общественных объединениях;

- исследование особенностей реализации конституционно-правовых

принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве о политических партиях Российской Федерации;

- изучение и выявление перспектив развития законодательства Российской Федерации об идеологическом и политическом многообразии.

Объектом диссертационного исследования являются урегулированные конституционно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в аспекте понятия, содержания и реализации конституционных принципов идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы российского конституционного права, определяющие место конституционных принципов идеологического и политического многообразия в системе конституционно-правовых принципов, а также в структуре государственной национальной политики России как демократического правового государства.

Теоретическую основу исследования составили научные труды российских (H.A. Боброва, Ю.И. Гревцов, Ю.А. Дмитриев, Ф.И. Долгих, Б.С. Крылов, В.В. Лапаева, Т.Д. Матвеева, Л.А. Нудненко, Ж.И. Овсепян, А.Е. Постников и др.) и зарубежных (Р. Дарендорф, М. Дюверже, Ж.-П. Жакке, А.Э. Жалинский, Э. Канетти, Д. Кин, Р. Патнэм и др.) ученых - специалистов в сфере конституционного права и законодательства об общественных объединениях и политических партиях, а также научные доктрины и теории, труды в области теории и истории права и государства, конституционного права, истории политических и правовых учений, учения о правах и свободах человека и гражданина; работы по другим отраслевым юридическим наукам, политологии, социологии, философии и др.

Нормативную правовую основу исследования составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, в том числе, Конституция РФ 1993 г., международные договоры (Международный пакт от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.), иные международные документы, закрепляющие общепризнанные стандарты в сфере идеологического многообразия и политического плюрализма («Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей», Будапешт, 1999; «Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Кишинев, 2002), федеральные законы, регулирующие

конституционно-правовые и организационные отношения в области определения понятия и содержания особенностей реализации конституционных принципов идеологического и политического в Российской Федерации (в том числе, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) «О политических партиях», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2015 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

В историческом аспекте проанализирована динамика развития конституционного законодательства об идеологическом многообразии и политических партиях, а также законодательства о правовом положении и государственных гарантиях общественным объединениям в аспекте реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в современной России.

Эмпирической основой диссертационного исследования послужили доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доклады международных неправительственных правозащитных организаций по вопросам защиты политических прав и свобод в России, решения Конституционного Суда РФ и иных судебных органов Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод формальной логики, метод системного анализа и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать конституционно-правовую природу и сущность идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем осуществлено теоретико-прикладное исследование конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в Российской Федерации в условиях современного конституционно-правового развития и реализации государственной политики в сфере содействия развитию гражданского в условиях идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

В диссертации с позиций теории конституционного права определено место принципов идеологического и политического многообразия в системе принципов конституционного права как основных закономерностей развития конституционно-правовых отношений; сформулировано авторское соотношение указанных принципов с политическим плюрализмом как одной из основ конституционного строя, отражающей состояние политической системы России. Диссертантом выявлены особенности и формы участия политических партий и общественных объединений в формировании в обществе и государстве идеологического и политического многообразия, развитии демократии и правового государства, реализации государственных гарантий охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Научная новизна диссертации обусловлена также тем, что автор осуществил теоретический и конституционно-правовой анализ зависимости целевой и идейной ориентации поведения граждан от устанавливаемого на конституционном уровне принципа идеологического многообразия и государственных гарантий его соблюдения. В связи с этим в диссертации сформулирован вывод о существовании теоретико-концептуального и программно-политического уровней функционирования политической идеологии.

Выводы и рекомендации, внедренные в практику и оказывающие существенное влияние на достижение новых результатов, выявление, анализ и обобщение новых явлений, тенденций и закономерностей в организации проведения исследований конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в Российской Федерации, также характеризуют научную новизну диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны.

1. Диссертантом сформулированы авторские определения понятий «конституционно-правовой принцип идеологического многообразия» и «конституционно-правовой принцип политического многообразия».

Диссертант определяет конституционно-правовой принцип идеологического многообразия как закрепленный в Конституции РФ и основанный на воле народа и демократических основах функционирования общества и государства запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (обязательной), посредством которого обеспечивается свобода слова, толерантность к мнениям и убеждениям, а также свободное развитие институтов гражданского общества.

Диссертант предлагает понимать конституционно-правовой принцип политического многообразия как создание государством возможностей и гарантий (в том числе, конституционных) для участия и влияния на политический процесс (государственную политику) всех социально-политических и иных организаций, деятельность которых имеет политический аспект, находится в рамках Конституции РФ и не противоречит законодательству Российской Федерации.

2. Идеология носит деятельностный характер, который реализуется через создание идей и теорий, доктрин и концепций, через активный и свободный обмен идеями и взглядами, чувствами и настроениями между людьми и социальными группами, через изменение состояний общественного сознания (правосознания), его развитие, то есть, представляет собой сложный процесс, динамичный по типу протекания. Важнейшим структурным компонентом конституционно-правового принципа идеологического многообразия выступает идеологическая деятельность, которая осуществляется как многогранный процесс влияния на сознание и практические действия людей и их социальных общностей (коллективы, классы, нации и т.д.).

3. Диссертантом выявлены основные направления реализации конституционного принципов идеологического и политического многообразия в развитии гражданского общества в Российской Федерации, которые можно подразделять на пять функциональных сфер:

а) ориентационная сфера, которая задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности и выражается в общепризнанных (традиционных) представлениях об обществе, социальном прогрессе, личности и власти;

б) мобилизационная сфера, предлагающая реализацию идеалов (идеологии) более совершенного общества, в котором политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют социальные группы на их реализацию;

в) интегративная сфера, согласно которой совершаемое политическое действие наделяется идеологическим смыслом в пределах предлагаемой властью фундаментальной картины мира, а политические идеологии, обладающие интегративным свойством, задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес;

г) амортизационная сфера, которая является способом интерпретации политической действительности, в которой политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации,

когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;

д) охранительная сфера, суть которой заключается в защите интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.

4. Результатом эффективной реализации конституционно-правового принципа политического многообразия является политический плюрализм как специфическое состояние политической системы Российской Федерации, характеризующееся качественным разнообразием ее негосударственных институциональных элементов (политических партий, движений, иных общественных объединений), их равным правовым положением по отношению к органам публичной власти и политической конкуренцией. Политический плюрализм, в свою очередь, способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления отчуждения народа от публичной власти, содействует развитию институтов гражданского общества.

5. Установлено, что политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации поведения граждан, чем можно обусловить выделение двух уровней ее функционирования:

а) на теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения и цели идеологии, выражающей идеалы и ценности определенной социальной группы;

б) программно-политический уровень связан с выражением этих идеалов и ценностей в программах, лозунгах и требованиях, то есть с формированием нормативной основы, привлечением сторонников, оформлением методов ведения политической борьбы, предполагающей подавление оппонентов.

6. Сделан вывод о том, что с течением мировой истории каждая новая система идей и ценностей появлялась в ответ на все возрастающее несоответствие между потребностями определенных социальных групп и их реализацией в существующем обществе. В это время возникающая идеология становится воплощением желаемого политического состояния общества, выражением желаемых ориентиров деятельности и основополагающих ценностей.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что сформулированные в диссертации выводы могут иметь определённое

общетеоретическое значение для науки конституционного права и развивать его разделы, в первую очередь касающиеся системы конституционно-правовых принципов, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в России, развития демократического правового социального государства.

Выводы о деятельности общественных объединений, а также политических партий, их месте и роли в реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в Российской Федерации могут быть использованы для дальнейшего отраслевого исследования тематики, а так же в практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения могут быть использованы для совершенствования системы конституционно-правовых принципов, выявления важного места в структуре этой системы принципов идеологического и политического многообразия, столь важных для любого демократического правового государства.

Кроме того, на основе положений диссертационного исследования могут быть выработаны рекомендации по обобщению и изучению системы законодательства об особенностях реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве Российской Федерации о политических партиях.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как при подготовке учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов, так и при непосредственном преподавании дисциплины "Конституционное право Российской Федерации" и других дисциплин, связанных с темой диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Основные положения исследования отражены и апробированы в 8 научных публикациях автора, в том числе, 6 публикациях в научных изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные

научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук; в выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (объединяющих шесть параграфов), заключения и списка нормативных актов и научной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы настоящего диссертационного исследования. Определены предмет, цель, задачи диссертационного исследования. Обоснована научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе.

Глава I диссертации - «Конституционно-правовая природа и сущность идеологического и политического многообразия в Российской Федерации» - посвящена исследованию понятия и содержания конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в современной России (§ 1); рассмотрению принципов идеологического и политического многообразия в системе конституционных принципов (§ 2); анализу особенностей развития государственной национальной политики в условиях идеологического и политического многообразия в Российской Федерации (§ 3).

В диссертации обосновывается вывод о том, что принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) является одной из важнейших сторон закрепленного в Конституции Российской Федерации демократического характера Российского государства.

Исследование сущности и содержания конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия диссертант начинает с рассмотрения философских и юридических подходов к рассмотрению идеологии как явления общественной жизни и предмета конституционно-правового регулирования.

В силу многоаспектности самого понятия «идеология», а также из-за многообразия выполняемых ею функций в жизни общества существует немало различных, подчас противоположных определений данного понятия. Так, Г.В.Ф. Гегель полагал, что суть идеологии состоит в абсолютизации и догматизации наличной действительности, ее оправдание и обосновывание как необходимой и остаточной, тогда как ядро всех утопий и мечтаний — бегство от необходимости, критика действительности

с позиции идеала и противопоставление ей альтернативной реальности. Утопия отличается от идеологии как критика от апологетики. К. Манхейм различает утопию и идеологию как две стадии развития идей: сначала она выступает как утопия, а когда она оказывается признанной и частично реализованной, возникает задача ее упрочнения и сохранения, тогда она становится идеологией. В отличие от политики, утопия задаются целью максимизировать добро, а не минимизировать зло. Это различие касается природы утопии, но не исключает использование утопии в качестве идеологии, что ведет к утопизму.

В диссертации рассмотрена методология изучения основных политических идеологий современности. Зарождение идеологий соотносят с периодом Возрождения (XVI в.) и началом процесса секуляризации (освобождения индивидуального и общественного сознания от религии), когда устаревают устоявшиеся взгляды и в обществе возникает необходимость формирования совершенно новых представлений о мире, в том числе и о происхождении и сущности власти.

Особым направлением в позитивистском течении является политический бихевиоризм, подробно изучающий политическое поведение людей. Этот подход к исследованию политической ситуации позволил объяснить объективные факторы политического поведения людей, переосмыслить многие политические явления в зависимости от их интересов и политической деятельности с использованием количественных, статистических методов и методов естественных наук. При этом подчеркивается недопустимость ценностного подхода к изучению политических явлений, что приверженцы этого метода объясняю его несовместимостью с принципами научной объективности. В то же время представители этого подхода (Б. Берельсон, Г. Лассуэл, Д. Истон и другие) обосновывали «личностное измерение политики», возводя групповые действия людей к поведению конкретных личностей, тем самым вступая в противоречие с принципами системного подхода, то есть невозможностью сводить свойства целой системы к свойствам ее отдельных элементов. Наряду с бихевиористским подходом в последнее время получила широкое распространение компаративистская (сравнительная) политология, базирующаяся на применении метода сравнительного анализа и таких общенаучных методов познания, как аналогия, индукция и дедукция, моделирование, анализ и синтез и другие. Выявляя сходства и различия отдельных политических явлений, исследователи делают определенные выводы как о свойствах сравниваемых явлений, так и о прямых и косвенных взаимосвязях и общих

тенденциях их развития, о возможности альтернативных путей развития на примере другого явления, нахождения каких-либо универсальных или, наоборот, специфических черт.

Таким образом, с течением мировой истории каждая новая система идей и ценностей появлялась в ответ на все возрастающее несоответствие между потребностями определенных социальных групп и их реализацией в существующем обществе. В это время возникающая идеология становится воплощением желаемого политического состояния общества, выражением желаемых ориентиров деятельности и основополагающих ценностей.

С точки зрения науки конституционного права (С.А. Авакъян, Ю.А. Дмитриев, Б.С. Крылов), идеология представляет собой систему взглядов и идей, выражающих отношение к той или иной действительности различных групп людей (социальных, национальных, религиозных, профессиональных, политических и пр.), содержащих программу социальной деятельности. Идеология (в том числе, политическая) должна создать в глазах общественного мнения позитивный образ желаемого будущего, к которому следует стремиться. Она выполняет в обществе функцию создания позитивного образа, некоего образа общественного устройства, которое удовлетворяло бы потребности, интересы, стремления многих людей, желательно их большинства. Поэтому с созданием позитивного образа и осмыслением социальной действительности в идеологических доктринах взаимосвязана образовательно-воспитательная функция идеологии.

Изложенное позволило диссертанту уточнить сущность принципов идеологического и политического многообразия. Идеологическое многообразие, с точки зрения автора, заключается в закреплении на конституционном уровне запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (обязательной), посредством чего обеспечивается свобода слова, толерантность к мнениям и убеждениям, а также свободное развитие институтов гражданского общества. Сущность политического многообразия заключается в создании государством возможностей и гарантий (в том числе, конституционных) для участия и влияния на политический процесс (государственную политику) всех социально-политических и иных организаций, деятельность которых имеет политический аспект, находится в рамках Конституции РФ и не противоречит законодательству Российской Федерации.

В диссертации с позиций теории конституционного права определено место принципов идеологического и политического многообразия в системе конституционно-правовых принципов, а также

основ конституционного строя России. Диссертант разделяет сложившийся в российской науке конституционного права (С.А. Авакьян, Г.А. Гаджиев, Д.А. Ковачев) подход к конституционным принципам, полагает, что они представляют собой юридически выраженные объективные закономерности организации и функционировании определенной сферы общественной жизни государства, получившие закрепление в Конституции Российской Федерации и признаваемые в качестве нравственно-социальных ценностей общества. Действие конституционных принципов распространяется всю совокупность отношений, регулируемых конституционным правом, они определяют основные направления и тенденции конституционно-правового регулирования, а также правотворчества и правоприменения.

Диссертант полагает, что место принципов идеологического и политического многообразия в системе принципов конституционного права обусловлено их отнесением к основам конституционного строя Российской Федерации, определяемые по смыслу ст. 16 Конституции Российской Федерации, как конституционно-закрепленные основополагающие начала (нормы и принципы) организации общества и государства, обладающие наивысшей юридической силой и определяющие содержание как правовой системы государства в целом, так и иных принципов конституционного права. На этом основании диссертант делает вывод о том, что принципы идеологического и политического многообразия в числе иных основ конституционного строя обладают высшей юридической силой по отношению к иным конституционно-правовым принципам.

Основываясь на позиции В.Т. Кабышева о существовании фактического конституционного строя (системы реальных конституционных отношений, определяющих существующий общественный и политический строй) и юридического конституционного строя (системы конституционных норм и принципов, закрепляющих общественный и политический строй государства в соответствии с доктриной конституционализма), диссертант развивает точку зрения К.А. Кононова о том, что конституционный принцип политического многообразия оказывает решающее значение на формирование и развитие отношений различных субъектов в политической сфере, что в свою очередь сказывается на иных сферах правовых отношений. Изучение природы и содержания принципа политического многообразия, общего механизма и параметров его реализации, нормативно-правовой конкретизации данного принципа представляется объективно важным.

В результате диссертантом сформулировано авторское соотношение принципов с политическим плюрализмом как одним из элементов фактического конституционного строя России. Диссертант полагает, что политический плюрализм, рассматриваемый как специфическое состояние политической системы Российской Федерации, характеризующееся качественным разнообразием ее негосударственных институциональных элементов (политических партий, движений, иных общественных объединений), их равным правовым положением по отношению к органам публичной власти и политической конкуренцией, представляет собой результатом эффективной реализации конституционно-правового принципа политического многообразия. Политический плюрализм способствует повышению эффективности реализации иных основ конституционного строя, в первую очередь, народовластия, поскольку предполагает вовлечение широких слоев населения в политическую деятельность, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления отчуждения народа от публичной власти, содействует развитию институтов гражданского общества.

Диссертантом исследованы основные направления государственной политики в сфере содействия развитию гражданского общества в условиях идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Установлено, что важную роль в данном аспекте играет мобилизующая функция идеологии в развитии гражданского общества, ее способность задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей. Эта функция органично связана с мотивационной функцией идеологии. Она формирует мотивы действий человека (людей), побуждающие его к определенным поступкам, делам и т.п.

Идеология воздействует на сознание и чувства людей, на его жизненную позицию в плане изменения существующей ситуации в желаемом направлении. Этим она выполняет прогнозирующую функцию. Реализация данной функции позволяет дать индивидам и социальным группам достаточно четкое представление о желательном устройстве общества, к которому необходимо стремиться представителям данного социального слоя (класса) или всем гражданам страны. В обществе чаще всего функционирует не одна идеологическая доктрина, а несколько идеологий, которые конкурируют между собой за масштабы и степень влияния на различные группы населения. Поэтому идеологии приходится выполнять защитную функцию, которая обеспечивает конкурентное (либо сосуществование, либо борьба) взаимодействие с другими идеологиями.

Совокупность описанных функций позволяет идеологии выполнять еще одну важную функцию - социально организующую. Через деятельность владеющих ею профессионалов она способна организовать людей на достижение определенных целей. Важную роль играет мобилизующая функция идеологии, ее способность задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей. Эта функция органично связана с мотивационной функцией идеологии. Она формирует мотивы действий человека (людей), побуждающие его к определенным поступкам, делам и т.п.

Идеология носит деятельностный характер, который реализуется через создание идей и теорий, через активный обмен идеями и взглядами, чувствами и настроениями между людьми и социальными группами, через изменение состояний общественного сознания, его развитие, т.е. представляет сложный процесс, динамичный по типу протекания. Важнейшим структурным компонентом данной сферы выступает идеологическая деятельность, которая осуществляется как многогранный процесс влияния на сознание и практические действия людей и их социальные общности (коллективы, классы, нации и т.д.). Идеологическая деятельность включает в себя несколько видов: а) теоретико-концептуальную; б) пропагандистскую; в) агитационно-массовую.

Важнейшим видом идеологической деятельности является теоретико-концептуальная работа. Фактически в этой деятельности в определенных теориях и концепциях выражаются и формулируются ценности и цели развития той или иной социальной общности (классовой, национальной, территориальной, партийной и т.п.). Этот вид идеологической деятельности реализуется в процессе функционирования научных учреждений социально-гуманитарной сферы, учреждений культуры, средств массовой информации. При всей важности теоретико-концептуальной деятельности ее нельзя изолировать, а тем более отрывать от практической работы пропаганды и агитации.

В диссертации сделан вывод о том, что политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации поведения граждан, чем можно обусловить выделение двух уровней ее функционирования. На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения и цели идеологии, выражающей идеалы и ценности определенной социальной группы. Программно-политический уровень связан с выражением этих идеалов и ценностей в программах, лозунгах и требованиях, то есть с формированием нормативной основы,

привлечением сторонников, оформлением методов ведения политической борьбы, предполагающей подавление оппонентов.

Ослабление социальной напряженности — еще одна функция идеологии в обществе. Идеология ослабляет социальную напряженность, возникающую, когда люди осознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Именно через институты гражданского общества и их информационный статус подтверждается установка, что общество - источник силы государственной власти и одновременно индикатор уровня его эффективности и состояния. Общество может искать пути действовать и жить как слаженный организм. Такая модель гражданского информационного общества не позволит государственной власти и иным структурам публичной власти утратить свою самостоятельность и собственное содержание.

В главе II диссертационного исследования - «Реализация констнтуционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия как условие развития демократического правового государства» - рассматриваются особенности реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве об общественных объединениях (§ 1); анализируется специфика реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве о политических партиях (§ 2); исследуются перспективы развития законодательства Российской Федерации об идеологическом и политическом многообразии (§ 3).

В диссертации на основе исследования российского законодательства об общественных объединения, их организационно-правовых формах и основных видах, направлениях участия общественных объединений в политической и идеологической жизни общества делается вывод о том, что общественные объединения являются институтами гражданского общества, развитие которых в целом зависит как от формирования всей системы институтов гражданского общества современной России, так и от возможностей реализации конституционных гарантий идеологического и политического многообразия в государстве и обществе. Часто под гражданским обществом понимается система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов

и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод (Л.А. Нудненко). Таким образом, в определении гражданского общества доминируют два момента: во-первых, все авторы подразумевают под ним отношения между индивидами и группами индивидов, а во-вторых, подчеркивается внегосударственный характер таких отношений. Кроме того, немаловажно подчеркнуть, что гражданское общество, как и правовое государство, ставит своей целью наиболее полную реализацию гражданами своих прав и свобод. При этом, как справедливо отмечает О.В. Орлова, гражданское общество нельзя толковать как антитезу государства, поскольку гражданское общество и государство - это взаимосвязанные политико-правовые явления, где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо оно выступает источником государства.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Особое место среди этих форм занимает общественная организация. Ее отличительная черта - наличие обязательного членства и иногда - особая процедура приема в члены объединения. Несмотря на формализованность этой формы общественных объединений, она используется на практике наиболее часто.

Диссертант исследовал особенности реализации конституционно-правовых принципов идеологического и политического многообразия в законодательстве о политических партиях Российской Федерации и практики его реализации, в том числе, понятия «политическая идеология» как совокупности политических идей, на основе которых формируются политические отношения. Диссертант утверждает, что эти политические идеи неоднородны, а порой и совершенно противоположны, что обуславливается различными взглядами на политику как среди существующих социальных групп и классов, так и на различных этапах развития общества, в разные эпохи и в разных государствах. Эта неоднородность идей и ценностей влечет за собой существование различных типов политических идеологий и их направлений, между которыми прослеживаются различные отношения: от тесного взаимодействия и сочетания в рамках политики одного государства или даже одной партии вплоть до серьезного идеологического конфликта, нередко переходящего в политическое противоборство.

Диссертантом сделан вывод о значительной роли политической идеологии в формировании политических партий и развитии политической системы Российской Федерации, побуждающей массы (нередко путем различных манипуляций, обмана и умалчивания) на завоевание власти или ее защиту, выражающей основные принципы и направления деятельности партий, групп, государства. Эти направления, цели деятельности, в конечном счете, сводятся к реализации и отстаиванию интересов группы людей, через политику, что всегда приводит к существованию, наравне с государственной идеологией, и оппозиционной, явной или «подпольной», осуществляющей борьбу за обладание властью.

В диссертации исследована история зарождения политических партий в Российской Федерации, развитие законодательства о политических партиях и его современное состояние. Диссертантом сделан вывод о том, что история партийного строительства в России ненамного менее продолжительна, чем в развитых европейских государствах. Вместе с тем, в отличие от европейских буржуазных государств политические организации в Российской империи формировались в качестве тайных обществ (декабристы) и террористических подпольных организаций (социалисты-революционеры, большевики и др.), которые были оформлены организационно и идеологически, но не имели официально установленного юридического статуса.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Федеральным законом "О политических партиях". Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

Профессиональная принадлежность означает принадлежность членов данной партии к лицам одной профессии. Диссертант полагает, что, во-первых, построение политической партии по данному признаку означает объявление привилегии одной профессии в ущерб другим. Такая привилегия будет означать защиту партией профессиональных интересов

представителей именно этой профессии и разрушать целевое предназначение партии - защищать интересы всего общества в целом. Во-вторых, защиту профессиональных интересов граждан осуществляют иные структуры гражданского общества - профессиональные союзы, право на создание которых гарантировано каждому ст. 30 Конституции РФ "для защиты своих интересов", а статус и порядок создания профессиональных союзов определён Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

В диссертации проанализированы перспективы развития законодательства Российской Федерации об идеологическом и политическом многообразии, что позволило сделать вывод о том, что важнейшее предназначение идеологии состоит в том, чтобы обеспечить жизнестойкость социальной системы, будь то общество, нация, социальная группа, личность и т.п., от опасностей и угроз как из внешней, так и ее собственной внутренней среды. Роль идеологии резко возрастает в сложные, переходные периоды общественного развития, когда страна должна определить свои идеалы и цели, основные ориентиры своего политического, экономического, социокультурного развития. Такой именно период в своем развитии переживает в начале XXI вв. Российская Федерация. Современная Россия как самостоятельное, независимое и суверенное государство живет в едином, зачастую противоречивом сообществе взаимодействующих государств. Поэтому для нее жизненно важное значение имеет обеспечение единства, отстаивание национальных интересов с поиском оптимальных путей и выработкой эффективных механизмов взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Из Конституции РФ выпал не только раздел о гражданском обществе, но и упоминание о нем в принципе. Статьи, регулирующие отдельные элементы гражданского общества, оказались разбросаны по тексту. Причинами такого шага являются «партийный» характер подхода к Конституции как к закону «государства, а не общества»; стремление части Конституционного совещания к сокращению предмета конституционного регулирования, отсутствие практики регулирования гражданского общества в конституциях зарубежных государств и др. Действительно, в старых конституциях (принятых в первой и начале второй половины XX в.) гражданское общество не упоминается. Однако в современных конституциях (Бразилия, Украина) раздел о гражданском обществе является важной частью конституции.

Несмотря на отсутствие в Конституции России главы или статьи, посвященной понятию и содержанию гражданского общества, отдельные

его институты (собственность, принципы управления экономикой, политический и идеологический плюрализм) получили конституционное закрепление, другие элементы (статус общественных объединений, средств массовой информации, церкви) регламентируются текущим законодательством.

Диссертант полагает, что единство идеологии позволит максимально сблизить состояние управления обществом и государством с процессами, происходящими в обществе. Крайне сложно сформулировать идеологическую концепцию в условиях значительного расслоения общества. В этой ситуации цели, принципы и взгляды в различных слоях общества могут быть диаметрально противоположными. Это приводит к невозможности выработать единый для всех курс развития общества, единые политическую, нравственную и философскую платформы. Основные положения идеологии будут представлять собой направления и ориентиры для всех граждан государства. Условия консолидации общества в целом могут быть самыми разнообразными. Хотелось бы представить те, которые можно считать основными:

- эффективное содействие позитивному разрешению ключевого противоречия современного этапа развития России может оказать объединяющая российская идеология. Диссертант определяет ее в таком контексте как средство, как интеллектуальный ресурс для каждого гражданина России;

- необходим широкий спектр социологических, философских, экономических и т. д. исследований феномена «объединяющая российская идеология XXI века»;

- для исследования содержания, структуры, динамики изменений, полезности для человека и общества формирующейся объединяющей российской идеологии важно использовать опыт исследований гуманитарной безопасности, культуры безопасности, геокультуры. Для России - традиционной и современной - характерно наличие национально-государственной идеологии, что обусловлено исторически сложившейся многонациональной структурой общества и, с другой стороны, необходимостью сохранения государственности в огромном геополитическом пространстве.

Сферой реализации идеологических ориентиров выступает интегративная национально-государственная идеология, основными компонентами которой выступают традиционные ценности российского общества, наследие советского общества, ценности постиндустриального общества.

В Заключении представлены результаты настоящего исследования, в том числе, обобщаются основных положений и представляются основные выводы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы: I. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертационных исследований

1. Назаров Д.А. Конституционный принцип идеологического и политического многообразия и его влияние на развитие гражданского общества в России// Армия и общество. 2013. № 5(37). С. 11-14.

2. Назаров Д.А. О перспективах развития законодательства Российской Федерации об идеологическом и политическом многообразии // Право и образование. 2015. № 4. С. 132-135.

3. Назаров Д.А. Основные политические идеологии современности и методология их изучения // Государственная служба. 2015. № 3. С. 108110.

4. Назаров Д.А. Особенности развития государственной национальной политики в условиях идеологического и политического многообразия в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 1(36). С. 131-134.

5. Назаров Д.А. Политическая идеология и реализация конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. №2. С. 6-10.

6. Назаров Д.А. Развитие гражданского общества в условиях идеологического и политического многообразия: конституционно-правовой аспект // Государственная служба. 2014. № 2 (март-апрель). С. 103-106.

II. Публикации в иных научных изданиях

7. Назаров Д.А. Политическая идеология и реализация конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации // Образование и право. 2014. Л» 11-12 (С. 63-64).

8. Назаров Д.А. Некоторые вопросы влияния идеологического и политического многообразия на развитие гражданского общества // Правовая инициатива. 2014. № 2. С. 19-21.

24

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Назарова Дениса Андреевича

Тема диссертационного исследования:

«Идеологическое и политическое многообразие как конституционно-правовые принципы в Российской Федерации»

Научный руководитель: кандидат юридических наук Шавлохов Алан Карлович

Подписано в печать «25» августа 2015 г. Тираж 80 экз. Объем 1,2 п.л.

Отпечатано с готового оригинала-макета в типографии ООО "Генезис", 8(495)434-83-55, 119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, 86

2015 © LawTheses.com