Идея правового государства в русской политической мысли начала XX столетиятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Идея правового государства в русской политической мысли начала XX столетия»

РГ6 ОД

2 9 ММ

^МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖЩ{ЧЕСКЛЛ АКАДЕ-Ш

На правах рукописи ЧУПРОВА Наталия Александрошш

ИДШ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ШСЛИ НАЧАЛА IX СТОЛЕТИЯ

Специальность 12.00.01 - теория государства и права; история государства и права; история политических и правовых учений

Авторефе р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 1995

Работа выполнена на кафедро'теории государства и права Московской государственной юридической ака-домии • ' ' .

Научный руководитель - доктор юридических наук,

профессор, академик'1.Ш1 Ш ИСАЕВ И.Л.

Официальные оппоненты: доктор гарвдичоских наук,

профессор ЗОЛОТУХИНА. Н.М. кандидат юридических наук, доцент ТЕШОВ Е.И.

Ведущая организация - Институт государства и права РАН

ууу&Р-

Защита состоится 14 июня 1995 г. в _

на заседании Специализированного совота Д 053.07.из при Московской государственной юридпчоскоп академии по адресу: 123285,.г.Москва, Садово-Кудринская, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1.1ША. Автореферат разослан _ 1995 г.

Учоныи секретарь Специализированного СоБота, доктор юридичоских наук,

профессор 11.А.!.и1лАЛЕВЛ

Актуальность тема исследования. В современно*! российской юридической литературе, пожалуй, нет проблемы, более привлекающей внимание политиков, ученых-юристов, граждан, нежели проблема правового государства. В советской юридической литературе затрагивались вопросы правового государства, но лишь в критическом плане: идея, правового государства била объявлена выдумкой буржуазной юриспруденции, преследующей сугубо классовые цели апологии эксплуататорского государства. Юристы, философы и историки дореволюционной России, которые признавали безусловную ценность правового государства, подвергались резкой критике.

Перестройка в СССР, начавшаяся в 1985 г. "сверху", была сопряжена с освобождением советской юриспруденции от господствовавших дота й схоластического доктринерства. Изменилось отношение и к проблема правового государства. Появилось множество работ, в которых идея правового государства трактовалась с позиции ее совместимости с социалистическими ценностями /Q.С.Алексеев, Ю.М.Батурин, А.Б.Венгеров, И.Грязин, В.'Е.Гулиев, .В.Д.Зорькин, .В.Н.Кудрявцев, Р.З.Лившиц, Е.А. Лукашева, Г.Н.Манов, В.С.Нерсесянц, О.А.Омельчен-• ко, З.М.Черниловский и др./. •

После, известных августовских событий 1991 г., когда в России одержали верх сторонники демократии и политического .плюрализма, идея правового государства в нашей стране получила новое развитие: она была'отделена от марксистско-ленинской трактовки проблем государства и' права и приобрела самостоятельное значение в качестве важнейшего•политико-правового, нравственного■и политического ориентира. Целостная теория йравового государства в России по существу только закладывается. Предстоит в полной мере определить ее мировоззренческие основы и, собственно правовое содержание, изучить механизмы и средства реализации основных ее постулатов, выявить возможные негативные последствия последовательного проведения в жизнь этой тёории в виду спорности трактовки ее отдельных "элементов", показать взаимообусловленность правового и социального государства в современных условиях. Поэтому столь вазно 'обращение к богатейшему

идейному наследию отечественной политико-правовой мысли . •' конца XIX. - начала XX столетия, когда идея правового го-■' сударотва впервые была включена в арсенал политических средств борьбы с полицейским государством. '..

Последняя треть XIX века и нача-ло XX века да я рус- . скок политико-правовой шсли &Ш1-настоящим ренессансом. В этот период активно обсуждались.назревшие потребности политико-правового развития. При этом в качестве образца решения проблем идеологи отечественного либерализма обычно рассматривали конституционные преобразования в тех европейских государствах, которые дальше других продвинулись в реализации либеральных ценностей.

История либеральной шсли России указываемого выше периода недостаточно исследована в отечественной юридической Hayjjce^Специально взгляды русских государствоведов рассматривались в трудах Ы.Я.Куприца, Е.А.Скршшлева, С.А.Пяткиной, А.В.Полякова, Г.А.Федотовой, В.Н.Ивановой,

В.Д.Зорькина'и др. / (---------------I

Г'- )Однако проблема.формирования концепции правового- то-; сударства затрагивалась в этих работах, -как правило, лишь -в едязи с иными вопросами, она не стала предав том целостного монографического исследования. До сих пор не выявлены во всей полноте истоки идеи правового государства в о те 49 о твбнном правоведении, ее "содержательные" компоненты, не проанализированы в системном виде объективные факторы, .•'Ьродопроделившие "посрамление" этой идеи после 1917 года. Необходимо ответить на вопрос: почему идея правового государства'не сыграла'той роли, в нашей отечественной жизни, которая была бы соразмерна ее значимости в западноозропейской истории. От полного и правильного ответа на этот вопрос во'щюгом зависят и.прогнозы,, касающиеся судьбы правового государства в России грядущего поколения. Именно это и предопределило выбор теш данной диссертации.

Цель и задачи исследование Цель диссертационного ис-слодования - анализ идеи правового государства в" отечествен ной либеральной шсли начала XX столетия и роли этой идеи в вбщостпегшо-политической лашн Рбссик. .

В диссертации поставлены следующие задачи:

- проанализировать теоретические истоки воззрений' русских государствовецрв, развивавших идеи правовой государственности, особенности развития этих воззрений;

- выявить основные характеристики правового государства в русской политико-правовой мысли начала века;

- па основе принципа историзма рассмотреть преемственность во взглядах государствоведов России в разные, периода процесса познания государства и права;

- проследить прогрессивность взглядов либеральных государствоведов России, их критическую направленность по отношению к царскому самодержавию;

- па фоне идейного взаимодействия "Запад-Босток" выделить оригинальность и самобытные идеи русских государствоведов о правовой государственности;

- проследить связь либеральной политической мысли России начала XX в. с концепцией правового государства;

- определить те положения, которые и поныне представляют интерес для современной юридической науки.

Методология исследования. Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, в-частности, исторической обусловленности политико-правовых учений и институтов. При изложении позиций отдельных государствоведов представлялось весьма полезным совмещение "портретного" и'"проблемно-категориального" методов анализа материала. Применены танке исторпко-опйсательный и сравнительный методы. Это позволило определить место отдельных..;пореволгационных русских государствоведов в обдал процессе развития идеи праг вового государства, проанализировать теоретические положения, не утрзтившпе своего значения до настоящего времени. ' .

Научная новизна диссертационного исследования связана с недостаточной разработанностью теш. Настоящая -диссертация представляет собой комплексный, спстематизи-'рованпый анализ идеи правового государства в русской либеральной мысли начала XX века.

На защиту выносятся следующие положения: ' ' . ,

- о теоретико-познавательной ценности и самобытности концепций правового государства, развивающейся в России до 1917 г.;' .. ' - : ' V ' .

- о роли объективных и. субъективных факторов предопределивших становление концепций правового государства ..в России;

- об особенностях развитид философско-мировоззренче-ской основы идеи правового государства в отечественной юриспруденции; '/

- о соотношении правового государства и правового идеала в концепциях приверженцев идеи правового государства;

- о вкладе отечественного"правоведения начала XX в. в формировании современных представлений о правовом государстве; ■ -' / ' . - .

- о попытке соединения правового и "социалистического" государства в русской юриспруденции как идейном предшест- ' веннике современной теории социального государства;

- о социально-политической направленности концепций правового государства в эпоху самодержавия. . ■

Практическое значонио диосортптош. Положения, представленные автором в настоящей работе, могут быть использованы в научной разработке проблем истории и теории'государства и права, а такхе могут быть использованы в преподавании истории политических и правовых учений, теории государства и права. '

Апробация результатов кедле'донрния. Результаты диссер-*-тационного исследования прошли апробацию на кафедре теории государства и права Московской государственной юридической академии. Пошило того, полученные данные используются в процессе преподавания курса "Истории политических и правовых учений" в Московской государственной юридической академии.

Структура работы. Цель и задачи исследования предопределили и структуру диссертации. Она 'состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения к списка . использованной литературы.

Основное содержание диссертации

(

' Во введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, выявляется состояние ее изученности, характеризуются цели и задачи исследования, обосновывается методология, новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава - "Правовое государство, понятие, принципы в русской политической мысли начала XX столетия" -состоит из четырех параграфов.

Первый параграф посвящен общей характеристике понятия правового государства. Отмечается, что именно русская политико-правовая мысль конца XIX в. - начала XX в. была самостоятельной ветвью демократической европейской юриспруденции

В диссертации правовое государство дефинируется как определенная форма, устройство и способ функционирования публичной политической власти, основанные на верховенстве правового закона и разделения властей, и имеющие своим назначением охрану прав, свобод и достоинства человека.

Сущностное значение концепции правового государства -з обосновании приоритета права перед государством, в его связанности правом и верховенстве правового закона, в незыблемости неотъемлемых прав человека во всех'сферах его жизнедеятельности и, в конечном-счете, подчинешш государства обществу. ... •

'Анализируя различные точки зрения в современной российской юридической литературе на системообразующие принципы правового государства,диссертант обращает внимание на соединение в ковдепвди правового государства двух начал - закона и прав человека. Соблюдение законов само по себе, независимо от их "качества", не ведет к правовому государству.' Равным образом и провозглашение прав человека без создания эффективно действующего механизма законности, включавшего соответствующую структуру государственных органов, остается лишь благим пожеланием.

Автор констатирует, что в юридической науке ныне слоимся достаточно устойчивый взгляд на принципы правового государства. В их числе - верховенство правового закона, разделение зластей, соблюдение прав человека и гражданина.

Эти принципы положены в основу рассмотрения богатейшего наследия русской политико-правовой мысли, разрабаты-вавшеЛся в начале XX в. и отринутой потом большевистской теорией права. Анализ и оценка идеи правового государства в русской политической мысли начала XX века составляет содержание трех параграфов первой главы.

В диссертации формулируется мысль, что конец XIX и начало XX вв. отмечены небывалым расцветом русской политической и правовой мысли. Видные правоведы и философы, такие как А.С.Алексеев, П.Г.Виноградов, В.М.Гессен, А.Изгоев, А.И.Елистратов, И.А.Ильин, Б.А.Кистяковский, Ф.Ф.Кокошкин, С.А.Котляревский, у.И.Лазаревский, П.И.Новгородцев, Н.И.Па-лиенко, И.А.Покровский, Б.А.Савальский, Е.В.Сиекторский, Е.Н.Тарновский, Б.Н.Чичерин и др. приняли участие / в той или иной степени/- в разработке концепции правового государства. Несмотря на существенные различия во взглядах между ними общим было отстаивание идеи парламентаризма,демократи-' ческой законного/ гарантий гражданских прав. Главное -поиск нравственного фундамента правового государства, защита от дегуманизации общества. В целом же теория правового государства в интерпретации русских юристов была обращена против неограниченной верховной власти и системы управления, основанной на такой власти.

Второй параграф посвящен 'характеристике права как господствующего принципа в правовом государстве. • .

Проблема создания правового государства у дореволюционных русских юристов связывалась с правовым самоограничением. Так, согласно положениям С.А.Котляревского /см. его • труд "Власть и право. Проблема правового государства"/, правовое государство воплощает верховенство правового зако- * на. Анализ'взглядов Н.И.Палиенко в его работе "Правовое государство и конституционализм" позволяет сделать вывод, что правовое государство предполагает "господство права". В диссертации показана полемика С.А.Котляревского с Р.йерингом и Г.Еллинеком по вопросу о связанности государства правом и выявлено определенное преимущество взглядов русского юриста С.А.Котляревского на правовое государство по сравнению

с его оппононташ. Обращено особое внимание на шоль С.А. Котляровского о недопустимости отождествления прапового и конституционного государства, выявление существенных различий можду ниш. При этом подчеркивается идея С.А.Кот-ляревского, что правовое государство должно бить основано на метамрндических началах и что мыслитель на может ставить жестких рамок и определении прапопого государства. Показано различно взглядов С.Л.Ко'тляровокого и П.И.Новго-родцева по данной проблеме.

В диссортации исследуются взгляда Ф.Ф.Кокошгсина, согласно которым "право исторически и логически продшеству-от государству". Особое значение придается, тозису А.И.Ели-стратова о том, что структуре прапопого государства гораздо более соответствует идея верховенства но того или иного лица, группы лиц, а самого права.

Особое внимание уделено исследованию взглядов В.К.Са-вальского и Б.А.Кистяковского, которые представляли путь к господству права кок к достижению прапового государства. Для многих русских юристов начала XX века характерно признанно, что все зданио правового государства должно зиждиться но на верхопонстве актов, имеющих формальные признаки законов, а на законах правовых. Это особенно четко выражено в работах А.С.Алексеева, утверждавшего, что но закон дает силу праву, а,.наоборот, право дает силу закону .. - • _. • -

Другио мыслители (сторонники теории естественного права) признавали некую нравственную норму, стоящую над государством. Так, П.И.Новгородцов полагал, что над государством должна стоять норма права естественного, С.Л.Франк та юно видол необходимость ограничения .государства рядом таких постоянных норм, которые в собственных интересах рошаотся соблюдать само государство.

Важной идеей в русской политической мысли рассматри— ваемого периода была идоя связанности государства правом (Н.И.Палиенко, Б.А.Кистаковский и др.).

Третий параграф посвящен анализу, взглядов русских либералов на проблему разделения властей. На основе изучения произведений С.А.Алексеова, В.М.Госсена, Б.А.Кистя-

ковского и др. в диссертации показано, что среди русских теоретиков государственного права были безусловные сторонники и противники теории разделения.властей. Взгляды сторонников и противников этих двух направлений обстоятельно исследуются в диссертации. '*

Рассматривая взгляды В.Ы.Тес'сена, диссертант приходит к выводу, что, с точки зрения ученого, обособление властей не противоречит началу единства государственной власти. Решительным сторонником разделения властей был II.И.Лазаревекий, который считал разделение властей-основным понятием конституционного права. Однако он отстаивал положение, что законодательная власть долнна стоять над другими властями в государстве. Тагам образом, отвергнув равенство властей и признав верховенство законодательной власти, И.И.Лазаревский тем самым лишил этот пршцип <£ра&-деление властей) всех его существенных признаков. Многие' юристы, в целом, видели зависимость самого способа обособления властей от той или иной 'формы правления в государстве.

Идея утверждения судебной власти как самостоятельной

и влиятельной силы, независимой от законодательной и ис-1 *

полнителыюй власти, четко проводится Б.А.Кистлковским. В связи с исследованием проблемы самостоятельности судебной власти в работах русских правоведов начала XX века диссертант проводит соответствующие параллели с современностью.

Большое значение в обосновании теории правового государства имел институт административной юстиции. В связи с этим в диссертации анализируются соответствующие взгляды • Б.А.Кистлковского, В.М.Гессена и др. Так, В.М.Гессен считал, что, возникая па почве теории обособления властей, административная юстиция является наиболее существенной и необходимой гарантией правомерного характера правительственной власти.

Много внимания русскими юристами уделялось юридической ответственности министров в правовом государстве. Воз-ыогкное привлечение к уголовной ответственности министров являлось гарантией не только закономерности, но и целесообразности правительственных актов.

Б четвертом параграфе исследуются взгляда.; на права и свободы личности в правовом государства.

Проблема прав личности и их приоритет в правовом, государство анализируется и связи с нореглваемш в России начала XX столотня государственным кризисом. Проводится параллель с кризисными явлениями государственной власти в современной России.

Прогроссишшо мыслители России начала XX века видо-ли назначоиио правового государства в "общественном слушании". Эта мюль обстоятольпо обосновывается А.П.Елист-ратопым, П.И.Поягородцопим и другиш. Юрист В.А.Саваль-екпа аттестовал свободу личности как творческий, созидающий принцип общества и государства. Личная'свобода, как со погашали русские правоводы рассматриваемого периода (С.А.Котлярепскнй, Б.II.Вышеславцев, Б.А.Кистяков- . CKiiii, С.Л.Франк и др.), долина была выражаться в личной иепршсосновенности, свободе совести, слова, свободе об-ращония к собо подобным и т.п. При этом многие (П^И.Новгородцев и др.) отстаивали идею, что народная воля и народное благо, свобода и равенство граздан являются теми основами, на которых покоится современное-правовое государство. И.А.Ильин полагал, что признание государства сойтоит в том, чтобы при всех условиях обращаться с каждым гражданином ¡са'к с "духовно свободным творческим центром", защищать - -заботиться и содействовать реализации прав граздан. В русло идей мыслителей прошлого, в частности Канта, а еще ранео - Протагора н др., П.А.Ильин утверждал, что личность - живая цоль, а не сродство для государства. '

Диссортантом анализируются взгляда И.А.Ильина на собственность. Ученый относился к собственности трояко. Частная собственность выступает как свобода. Нельзя предоставлять свободу, но" приучая к оо "благоупотроблошш". Частная собственность - это, по мнению II.А.Ильина, "право и власть", а нельзя давать кому-либо власть, "не воспитывая к ной".

Основу'правового государства составляет начало свободы. По г,ало провозгласить свободу, ибо оо осуществлен

нио зависит от материальных условий жизни. В связи с . этим каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование'(II.И.Новгород- . цев, И.А.Покровский). Предоставление,.и гарантия этого права повлечет за собой цолый ряд правовых притязаний личности. Значение этого принципа права на достойноо " человеческое существование играет огромную роль в современных условиях.

Рассматривая взгляда В.Ы.Гессона в работо "Правовое государство и народноо голосование", диссертант анализирует деление мыс.лителом субъективных публичных прав на три категории. Причом, как полагал Б.А.Кистякопскдш, в духе теории естественного права, права человека не созг даются государством - они по самому существу своему присущ самой личности. Концепцию прав, как естественных притязании индивидов, развивал извостный крупный теоретик права Л.И.Пеуражицкий.

Б.А.Кистяковский, как следует из анализа ого взглядов на права человека, к двум категориям публичных прав, осуществляемых современным правовым государством (то есть к свободам или правам личности в .тесцом смысло и к' собственно политическим правам), присоединил ещо третью категорию - "соцпалистические"права (прано на труд, право каждого человека на участие в пользовании материальными и культурными благами)". Идея соединения правового государства и "социалистического" была впоследствии использована при разработке концоиции социального государства в Западной Европе после Второй Мировой войны.

Вторая глава посвящена характеристике либеральной политической мысли России-начала XX столетия.

В первом параграфе анализируются взгляды дореволюционных русских государствоведов на конституционализм ¡сок предпосылку правового государства. Иодчоркиваотся, что сущность конституционализма состоит в утверждении государственного властвования на основе законности и "гражданской свободы", без чего невозможно праповоо государство. В учениях конституционалистов ярко проявилось строылонио ввести государственное властвопание в право-

выо границы и отрицательное отношение к произволу государственной власти, в чьих бы руках она. ни находилась (монарха или народа), как ото отмечал Н.И.Палионко.

Исследование конституционализма убеждает в том, что его важнейшим принципом, как в прошлом, так и в настоящем, является идея народного суверенитета, послужившая тем толчком, который в значительной море измонил тззгляды либеральных государствоведов России на государство и го-сударстпенную власть. Эта идея народного суверонитета как предпосылки конституционного строя прослеживается у 11.И .Лазаревского, А.Л.Алексеева, Ф.Ф.Кокошкина и др. При отом во взглядах О.Ф.Кокошкина и Н.И.Лазаровского происходит отождествление суверенитета государства и народного суверенитета. В то же время правовое государство но отождествляется с конституционным. Последнее, но мнению С.А.Котляревсного, есть лишь необходимая предпосылка правового государства.

В связи с анализом основной проблемы, исследуемой в данном параграфе, в диссертации подробно рассматриваются соответствующие взгляды авторов оригинальных работ по философии нрава и истории философии права: П.И.Новгородцо-ва", И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева, П.П.Алексеева, В.А.Са-вальского и др., внесших большой вклад в теорию, правово-хчэ государства. Так, II.И.Новгородцев полагал, что прости» государственной власти заключается "но в досягаемой высоте", а в том, что она находит поддержку и опору в народе, опирается на народ. Отсюда и его идея о необходимой солидарности власти и народа."

Диссертант приходит к выводу, что П.И.Новгородцев видел задачу правового государства в солидарности власти и народа, обосновывая это. своим особым представлением о народной воло, которую надо организовать и свести к единству.

Таким образом, теория правового государства в трудах либеральных юристов-государствоведов имола тооротп-ко-нознавательную ценность. Весьма актуальным остается утверждение о том, что "без организованной систомы конституционных гарантий правовое государство нешелимо и

новозможно". 1

Зо втором параграфа второй главы исследуются взгляды либеральных государствоведов на развитие и формы правового государства. :

Отмечается, что многио из них признавали исторический характер происховдония государства как своеобразного союза людей под эгидой государственной власти. При этом выявляется широкий споктр взглядов различных русских государствоведов на происхождение государства. Так, С.А.Котляревский полагал, что государстпо всюду исходит из стих1Ш внешнего и внутронногчз насилия. Ф.Ф.Кокошкин критиковал теократическую, патриархальную, договорную и иные *оории происхождения государства, возникновений которого он связывает с появлением земледелия и переходом к оседлой жизни и появлением частной собственности.

Либеральные государствоведы России подразделяли формы правления в правовом государстве в зависимости от характера отношении между правительственной и законодательной властью. Так, В.Ц.Гессен, например, различал два ти-' па конституционных государств: парламентарный и дуалисти- • ческий. Различные критерии подразделения конституционных государств на монархии и республики разрабатывал А.И.Кли-стратов. Конституционная монархия и современная республика - разновидности одного государствопного типа - "типа правового государства" (Л.С.Алексеев). Общей била точка-зрения, что правовое государство может быть при любой форме правления. При отом либоралышо государствоведы России начала XI столетия отказались от идеи монархичо- • скоро суверенитета, как несоответствующего природе правового государства. Монарх квалифицировался иш как один из органов государства, стоящий но над законом, а под ним, хотя и обладающий спецификой правового положения среди других органов государства (А.С.Алексоов, А.Л.Алексеев, Ф.Ф.Кокошкин, С.А.Котляревский, Л.И.Лазаревский, Н.И.Палиенко и др.).

В диссертации анализируется идея 11.А.Ильина о том, что государственная форма есть не "отвлеченноо понятие" и не "политическая схема", безразличная к :глзни пародов,

а строй жизни и кивал организация народа. Ванной.была мысль -И.А.Ильина о том, что государственная .форма зависит прежде всего от. уровня народного правосознания, от исторически намятого народом политического опыта. Соот-. ветственно, государственные формы образуются в зависимости от уровня народного правосознания. Федерация возможна там, где есть "искусство соглашения-и дар политического компромисса". Диссертант делает вывод, что И.А.Ильин не только дал понятие государственной форме - федерации, но и наполнил ее новым содержанием, показал жизненные основы такой формы, пути возникновения крупных держав.

Правовое государство есть не последний идеал нравственной жизни, не есть нечто застывшее, оно проходит этапы своего развития, переживает свои взлеты и падения. Поэтому многие государствоведы рассматривали правовое государство в развитии.

Так, С.А.Котляревский видел современное государство как государство представительное. Важнейшие акты государственной власти (законы в формальном смысле слова) создаются в нем при участии не самих членов государственного союза, а их представителей. Но вместе с тем, представительное государство, как полагал П.И.Новгородцев, само есть лишь этап на пути дальнейшего развития. Он писал, что "не' в ореоле безусловного совершенства, а с печатью временного явления, подлежащего дальнейшему развитию пред- • «тает здесь правовое государство". Б.А.Кнстлковский полагал, что каждое конституционное,'а также правовое государство должно пройтл ряд этапов в. своем' развитии, "достичь которых удается только путем больших усилий и упорной борьбы, пока оно не выработает и не приспособит к себе этих форм и институтов, го есть, пока оно не стане? вполне правовым"

В связи с анализом идеи развития правового государства, в диссертации критикуется гонение С.Лёзова, который'

~ КлстлковскпД. Б.А. Социальные науки л право. -15И. - С.532.

в своой работе "Миф о правовом государстве" (1991) утверждал, что само понятие "правового государства" но имеот строго научного содержания. Подчеркивается, что эта точка зрения не характерна для российского правоведения. Диссертант приходит к выводу, что надо видеть в государстве не организацию силы, а организацию права, каким и является по своему сущоству правовое государство.

Параграф третий главы второй рассматривает правовое государство как действенное средство разрешения социальных проблем.

Анализ идей правового государства либеральных госу-дарствоведов России начала XX века убеждает в том, что их авторы рассматривали правовое государство но только как средство обеспечения политических и иных прав и свобод, но и как инструмент разрешения социальных проблем..Исторический прогресс свободы и права показывает, что форми-г рованио и раз 1тио свободной, независимой правовой личности необходимым образом связано с признанием человека субъектом отношоний собственности, собственником. Либералы но принимали монокальную собственность, поскольку она связывала свободу дачной инициативы. Право собственности рассматривалось как условие самого правопорядка (И.А.Ильин, Н.II.Алексеев, .С.Л.Франк).

С точки зрения ряда дореволюционных русских государ-ствоведов, правовое государство должпо расширить рамки своих задач, которыо распространяются с формальной защи-' ' ты интересов граждан на материальную, с равного для всох закона на равные для возможного большинства шансы в жизненной борьбе. ■ ■

Так, Н.И.Палиенко, как и ПДГ.Нопгородцев, считал, . ' что новое учение о правовом государстве не ограничивает деятельности государства лишь установлением и защитой права и обеспечением нрав гражданской свобода, не признает необходимость осуществления государством своих задач социального управления как в законодательной области, так путем широкой положительной деятельности государства в целях культурного развития и улучшения экономического Положения народа, особенно его/обездоленных слоев.

-Гл-

13' русской политико-праволой мысли начала- ЮС века либерализм, отказа лея от узкого и отвлеченного формального понимания'начала' свободы и перешел к материальному. Так, принцип достойного человеческого существования станонит-. ся условием функционирования правового государства. Правовое государство, с точки зрения таких русских мыслито-лои, как Б.А.Кистяковский, П.П.Новгородцов, И.А.Покровский, Ф.Ф.Кокошкип, должно выступать гарантом социальной справедливости. Таким образом, обязанности правового государства — • содойствио бедным, забота о культурном и материальном достатке своих граждан.

Параграф завершается суждением, что самыо прочные основы правового строя закладываются не на баррикадах, политика должна играть подчиненную роль. Государство должно призвать на помощь нравственные факторы, потому что движение России на пути к правовому государству русские либералы видоли большо в нравственной проблеме. Но, как отмечал II.И.Новгородцев, государство, сведенное с прежней высоты и утратив свое божественное значение, должно сохранить практическую цонность-необходимой и целесообразной организации, оказывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуга."

Твотья глава диссертации посвящена исследованию правовые и социальных-идеалов в русской политической мысли рассматриваемого периода. •

Первый параграф главы'третьей анализирует идеи русских мыслителей в контексте представляемых ими двух основных способов создания проектов правовых или социальных идеалов. . .

Первый тип (способ) основан на небольших и замкнутых союзах, которые ставят своой целью' "идеал счастливо-^ го устроения немногих".

Второй правовой идеал - ость демократический "вселенский" проект нравственного объединения всех, равенства и гражданства (II.11.Новгородцев).

Диссертантом подчеркивается, что ряд учоных рассматривали правовой идеал с точки зрония истории политичес-1сих теории, другие исследовали социальные идеалы с.точки

зрения соответствующих понятий и идей. Так, понятия государственного и правового идоала неотделимы друг от друга и вполне совпадают. Политический идеал есть не только правовой, но и нравственный (II.П.Алексеев).

Содержание правового идоала составляет естественное право в собственном сшсло (С.Н.Булгаков). Правовой идеал сочетает социальную справедливость, достоинство и права и свободы личности.

Правовые идеалы, по З.М.Гессену, - это в основном принципы естественного права. Во-первых, принцип политической свобода; во-вторых, политического равенства, в-третьих, неотъемлемых прав и свобод гражданина и человека.

Русские мыслители различали свободу политическую и свободу гражданскую, рассматривая при этом политическую свободу продолжением свободы гражданской (Г.Федотов, С.Булгаков).

Либе^л. России формировали своо предетавленио об общественном идеале, идеале "земного рая". Однако, как отмечал С.Н.Булгаков, даже самое идеальное общественное устройство' имоет "ноустойчивоо равновесно".

Диссертант отмочдот ощо одну существенную сторону создания общественного идеала в русской политической мысли - никакой идеал но осуществим в своом абсолюте, потому что содержит "ннутренпоо противоречие"". Общественный идеал развивался как'идея "спасти" мир с помощью реформы порядка. Причем, С.Л.Фрашс понимал порядок как "совокупность отношений между людьми, обеспеченных заколом"1. Следовательно, государство должно служить утверждению "целостной правда", внутреннему,, духовному развитию общества.

Под гражданским обществом понималось"общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов об-ществгГ. В качестве юридической формы выступает договор

1 цранк С.Л. По ту сторону правового и левого. - Париж, 1972. - С.91.

или соглашонио (С.Франк). - ' ■ ,

Идеал вселенского всемирного гражданского равенства и братства предлагал, в свою очередь, П.И.Новгородцев.

В.М.Госсен предлагаемый правовой идеал'вмедад в строго юридаческио рамки. Правовой идеал и правовое госу-дпрство - это понятия одного и того ко порядка. Дня достижения правового идеала (и соответственно осуществления правового государства) учоний устанавливал условия: I) господство права в государственной жизни страны, то есть носледовательное и строгое осуществление начала под-законности правительственной власти; 2) конституционная и административная реформа; 3) субъективные публичные нрава; 4) система правовых гарантий, обеспечивающих неприкосновенность публичных прав.

Иначе достижение общественного совершенства видел II.Н.Алексеев, предлагая не "земной рай", а пути и средства улучшения правопорядка. Создание определенного правового идеала возможно, по его мысли, по двум кардинальным направлениям:■во-первых, усовершенствованно субъекта права, а во-вторых, предполагаемые и защищаемые тая-дам правопорядком ценности. То ость содержание правового идеала сводится в коночном счето к реализации справедливого права, которое обуславливает здоровоо правосознание и'лежащоо в его основе "правильное сознание ценностей".

Диссортант исследуот 'историческое положение России как гражданского общества, показывает только зароздав-шуюся практику формирования гражданского общества и делает вывод, что русское гражданское общество "оказалось не в состоянии защитить само себя".

Третий параграф третьей главы посвящен анализу взглядов русских либеральных юристов на обоснованно правового идеала через призму естественного права.

Исследуется доктрина естественного права, представленная во взглядах Л.Н.Петраглщгсого (основателя науки - политики права), П.И.Нопгородцева (главного инициатора возрождения доктрины естественного права), Покровского (Защитника идеи гражданской политики).

-ziy-

Дисссртаптом подчеркивается мысль о том, что именно шЕола естественного права поставила и развила проблему правового государства.! Теоретики правового государства в 1Ъссии связали искания "земного рая" с верой, что он монет бить отыскан в праве и осуществлен через него" (П.Н.Алексеев).

Анализируются различные точки зрения на естественное право. Согласно одной из них, естественное право выступает в качестве единственной основы правопорядка (В.М.Гес-сен, И.А.Ильин). В соответствии с другой точкой зрения, естественное право выступает в качестве нравственных и правовых требований, различных для каждой нации и эпохи {Е.Н.Трубецкой)..

На основании труда В.М.Гессена "Возрождение естественного права" исследуются различные "типы естественного права" и делается вывод, что они сконцентрированы на соз-. дании различны* типов социальных идеалов. В диссертации подробно рассматривается эта проблема. Отмечается, что " основатель психологической теории права Л.И.Петракицкий, трактуя естественное право как идеальный и безусловный критерий, также связывал ег<э с социальным идеалом. Диссертант обосновывает тезис, что при переходе от полицейского к правовому государству всегда возрастает влияние естественно-щзавових теорий. " ■

Проблема правового государства в контексте политических взглядов русских либералов всегда носит нравственный •'•• характер, ибо сопряжена с проблемой индивидуальной сво- •' боды. *

Исхопя из этого, делается вывод, что либерализм до IST7 т. излел болыпе этический смысл, нежели политический." • ШЬэтоду необходимым спутником любого правового государства {этот шетулат - своего рода завоевание либерально-по-лшгигчесЕоЯ шсли) является нравственная личность. Нравственная личность неразрывно связывается о понятием правовой евэйодп. ЗЬлеко правовая свобода может быть алекватнш еггоюбш вошицшия политического идеала.

ЗВ затаютении подводятся ободе итоги исследования. Выводы, содержащиеся в диссертации, ыогут быть исполь-

-а-

зованы'в научно-исследовательской работе при-разработке актуальных.проблем формирования структуру органов государственной'власти,'взаимодействия между различными ветвями власти, а также при анализе й оценке современных концепций .правового и социального государства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Русская политическая мысль-начала XX столетия о правовом государстве. - Социалистическая законность. -1991. - £ 12. - С.47-51.

2. Идеи правового государства в русской политической

' мысли начала XX столетия. Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права и Московского юридического института. - Ы., 1991. - С.39-43.

2015 © LawTheses.com