Идея социальных прав человека в либеральных государственно-правовых учениях XX векатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Идея социальных прав человека в либеральных государственно-правовых учениях XX века»

005015292

Петренко Алексей Александрович

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЛИБЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ XX ВЕКА

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

1 2 МАР Ш1

Краснодар - 2012

005015292

Работа выполнена в Краснодарском университете МВД России

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент А.С. Палазян

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

В.К. Цечоев;

кандидат юридических наук, доцент Е.С. Бутурлина

Ведущая организация: Южный федеральный университет

Защита состоится 14 марта 2012 г. в 12.00 час. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 220.038.10 при Кубанском государственном аграрном университете по адресу: 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, главный учебный корпус, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного аграрного университета (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13).

Автореферат разослан «_» февраля 2012г.

Ученый секретарь диссертационного сове доктор юридических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В последние десятилетия XX в. либерально-правовая мысль Запада разделилась на два течения: либертарианство, приверженное старому, классическому либерализму, его принципу невмешательства в экономику, и либеральный эгалитаризм, провозгласивший правомерность перераспределительной справедливости, оправданность ее закрепления в форме социальных прав. Аргументация эгалитаристов (Р. Дарендорф, Дж. Роулс и др.) продолжила линию т.н. «социального либерализма» начала столетия. Спор вековой давности получил едва ли не зеркальное отражение в современной отечественной теоретико-правовой литературе в связи с освоением принципов либерального конституционализма (начал «либерально-демократической юриспруденции», по Нерсесянцу B.C.), привнесенных в государственное строительство постсоветской России Конституцией 1993 г.

Предлагаемое исследование сосредоточено на анализе этой ситуации, сочетающей общее и особенное в развитии либерально-правовой мысли и ее: воплощений в реальность. В условиях смены в России государственного и общественного строя вопрос о соотношении социального и правового государства, взаимосвязь прав первого поколения и социальных прав, правовая сущность социальной политики фигурируют как дискуссионные темы. Юридическая природа социальных прав до сих пор остается спорной. Одни авторы исходят из того, что притязания на получение от государства материальных благ не могут быть поставлены в один ряд с собственностью и другими правами первого поколения, поскольку последние являются естественными правами на «негативную» свободу - «от» государства. Они способны ставить пределы проявлениям власти и в этом смысле представляют собой полную противоположность социальным правам. Наиболее последовательно такая позиция отстаивается некоторыми представителями либертарно-юридической теории права. Другие в решении

данной коллизии исходят из того, что права первого и второго поколений необходимо рассматривать в неделимой совокупности, на них должно быть распространено единообразие механизмов реализации и защиты.

Исходя из того, что Конституция РФ 1993 года закрепляет задачи формирования социального правового государства, существует теоретическая необходимость концептуального обоснования неделимости всей совокупности прав и свобод: гражданских (личных), политических, социальных. Основное затруднение в решении этого вопроса связано с легитимацией социальных прав. Поэтому идея социальных прав должна быть выделена и исследована как элемент либерально-правовых учений XX в. -либерализма социального в начале века и эгалитарного во второй половине столетия. Эти течения обосновали переход от классической модели правового государства (государства - «ночного сторожа») к современной социально-правовой государственности. Но в теоретических представлениях ряда отечественных авторов все еще не изжита тенденция увода социальной функции государства в область произвольной по своей природе благотворительности или целесообразности, продиктованной партийными интересами. Такая модель зиждется на дискриминации социальных прав, она не соответствует императивам конституционного строя России, игнорирует распространение на социальные права принципа конституционной судебной защиты. Критическое преодоление такой позиции рассматривается в диссертации как крайне важное условие осмысленного подхода к решению все еще не решенной задачи: сделать Россию сильным государством, располагающим административным, нормативно-правовым и судебным потенциалом, необходимым для сочетания эффективной рыночной экономики с установлением справедливых социальных отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Общая характеристика гражданских, политических и социальных прав дается в работах по теории прав человека Лукашевой Е.А., Экштайна К., Чиркина В.Е., американского исследователя Дворкина Р., других авторов.

Развитие либерального течения мысли в XX в., трактовка идеи социальных прав в социальном либерализме начала века, эгалитаризме и либертарианстве 70-80-х гг., российской либертарно-юридической теории права и государства - проанализированы в диссертации с использованием исследований Гаджиева К.С., английского теоретика Дж. Грея, П.И.Новгородцева, Дж. Роулса, Р. Дарендорфа, Ф. Хайека, М. Ротбарда, основателя либертарно-юридической школы права акад. Нерсесянца B.C.

В России сторонниками учения B.C. Нерсесянца институт прав и свобод человека рассматривается в связи с различением правового и неправового закона. При этом выдвигается ошибочный, с точки зрения диссертанта, тезис: «социальное законодательство является неправовым, произвольным», оно якобы не отвечает критериям господства правового закона, выпадает из механизмов судебной защиты. Такая точка зрения обосновывается в статьях В.А. Четвернина, Н.В. Варламовой. Солидарные с нею взгляды на несовместимость социального законодательства с судебным контролем за правовым содержанием законов (правозаконностью) и сущностью правового государства изложены в ряде работ С.С. Алексеева и JI.C. Мамута.

При разъяснении положений Конституции РФ об основных правах человека и гражданина (российская доктрина основных прав) использованы публикации Бондаря Н.С., Витрука Н.В., Зорькина В.Д., Крусса В.И., Лапаевой В.В. и др. авторов, комментарии к Конституции РФ, Европейской социальной хартии. Идеи о применении к принципу неделимости основных прав концепции естественного права с исторически изменчивым содержанием, расширенным за счет социальных прав, сформулированы в диссертации на основе работ немецкого теоретика права Р. Штаммлера, русских юристов Тарановского Ф.В., Кистяковского Б.А., Новгородцева П.И.

Сравнительно-правовой анализ реализации социальных прав в конце XX в. осуществлен с учетом трудов В.Н. Сафонова, а также зарубежных авторов, разделяющих принципы эгалитарного либерализма.

Отмечая большое количество источников по отдельным вопросам, относящимся к теме диссертации, следует, тем не менее, констатировать, что отсутствует системное рассмотрение идеи социальных прав и путей ее воплощения в реальность. Связь между признанием этой категории прав и эволюцией правового государства от классической модели к современному социально-правовому государству еще не получила надлежащего освещения. Вследствие этих пробелов в нашей теоретико-правовой науке остается непреодоленным противоречие между конституционной легитимацией социальных прав, опытом их судебной защиты, императивом совмещения задач формирования одновременно и правового, и социального государства, и позициями авторов, оспаривающих фундаментальную, стратегическую значимость этих основ постсоветского государственного строительства.

Объект исследования - либеральная в своей основе концепция классического правового и современного социально-правового государства зарубежных и отечественных правоведов XX века.

Предметом исследования является идея социальных прав человека в ее коллизионных отношениях с правами первого поколения, нормативных и доктринальных формах объединения социальных прав на недискриминационной основе с правами гражданскими и политическими.

Цель исследования - дать комплексную историко-теоретическую оценку коллизиям, возникающим из разнонаправленности задач обеспечения социальных прав и «прав свободы от государственного вмешательства» (частной собственности, свободы договора, других прав первого поколения), проанализировать правовые технологии и идеологическую легитимацию включения социальных прав в состав неделимого комплекса «позитивных» и «негативных» прав.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- проанализировать различные подходы к идее социальных прав, выработанные в либеральных государственно-правовых учениях XX в.,

ограничив выбор предметов рассмотрения рамками проблемной ситуации, сложившейся в отечественной теоретико-правовой науке в связи с определением стратегии постсоветского государственного строительства и толкованием конституционной нормативной модели современного российского государства;

- выделить основные течения либерально-правовой мысли XX в., сформулированные в них трактовки социальных прав и позиции по отношению к переходу от классической модели правового государства к государству социально-правовому;

- обосновать положение, что в состав либеральных государственно-правовых учений XX века необходимо включить интенсивные искания российских либерально мыслящих правоведов и политологов, продвинувших в жизнь конституционно-нормативную модель нашего сегодняшнего государства;

- предложить авторское толкование места и роли социальных прав в российской доктрине основных прав и свобод человека и гражданина, выделить с этой целью структуру основных прав, принцип их неделимости, гарантии конституционной судебной защиты, императив формирования правового и социального государства, специфические особенности обеспечения и защиты социальных прав;

- осуществить анализ проблем, возникших в последней трети XX в. в связи с трудностями в обеспечении социальных прав и кризисом государства всеобщего благосостояния;

- исходя из того, что новации современного российского права есть «вестерн-образцы», апробированные историей Запада, обосновать тезис о том, что вторичность осваиваемых в постсоветский период институтов и принципов создает опасность заимствования под видом самоновейших достижений идейно-теоретического багажа вчерашнего и позавчерашнего дня.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные социальному и правовому государству, институту прав и свобод человека, соотношению между поколениями прав, проблемам обоснования идеи социальных прав и их реализации в ходе либерально-демократических преобразований в постсоветской России. В работе активно использованы классические методы общенаучного познания, такие как диалектический метод, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системно-аналитический, социологический, компаративистско-правовой методологии, а также специальные методы: системного исследования, историко-юридический, логический, системно-структурный, функциональный, моделирования и другие.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: соотношение прав первого и второго поколений - их антиномичность и принцип неделимости - впервые рассмотрено в контексте смены в России государственного и общественного строя, в связи с теоретико-правовыми изысканиями в определении критериев правого вектора постсоветского государственного строительства, правового характера всей политики и законотворческой деятельности; предложена альтернативная - эгалитаристская - трактовка социальных прав. Идеям одномерного, минимального государства, единому фронту с либертарианством, - «старым», консервативным либерализмом, отвергнутым практикой Запада, получившим там квалификацию «анархо-капитализма» -противопоставлена концепция социально-правового государства; положение Конституции РФ о включении социальных прав в состав неотчуждаемых основных прав человека и гражданина интерпретировано как прием, юридический смысл которого - подвести, по аналогии с англо-американским принципом господства права, Rule of law, основание под институционализацию процедур признания законов недействительными, если они посягают на перечисленные в Конституции неотчуждаемые права. Под действие этого механизма правозаконности подпадают и социальные

права; конституционный императив формирования в России правового и социального государства проанализирован как уникальный по своей сложности феномен, предполагающий сочетание задач обеспечения «негативных» прав путем запрета государству вмешиваться в пространство экономической свободы, с задачами исправления государством перекосов, возникающих из свободы для частного капитала; в состав российской доктрины основных прав (ее авторской редакции) введено разъяснение специфических особенностей реализации и защиты социальных прав; осуществлен сравнительно-правовой анализ перемен в либерально-правовом мышлении, вызванных реализацией идеи социальных прав и формированием социально-правового государства в странах общего права и континентальной Европы; обосновано положение о том, что повороту к социализации конституционного строя (включению в тексты конституций социальных прав, верховной санкции социального законодательства) сопутствовала дальнейшая демократизация политической системы, обусловленная отменой имущественного и других цензов в избирательном праве; впервые в отечественных теоретико-правовых исследованиях рассмотрен переворот в либерально-правовой культуре, связанный с пересмотром таких понятий, как неприкосновенность частной собственности, нерушимость свободы договора, поклонение святости рынка и невмешательству в экономику, абсолютный приоритет юрисдикции частного права;

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

1.В конце XIX - первых десятилетиях XX вв. в либеральном течении мысли произошел перелом. Поводом для перемен послужило признание социальных прав. Обоснование их правомерности предполагало дополнение равенства в формально-юридическом смысле требованием материального уравнивания. Понятие свободы стало приобретать значение ценности, неотделимой от улучшения условий социальной жизни - доступности для каждого образовательных и медицинских услуг, решения жилищной

проблемы, обеспечения безопасных условий труда и т.д. Это реформаторское течение получило название социального либерализма. В России оно оплодотворило идею права на достойное человеческое осуществление.

Данное течение является предтечей самоновейшего комплекса воззрений, называемых эгалитарным либерализмом. В эгалитаризме социальные права признаны в качестве юридических опор, необходимых для перераспределительной справедливости (Дж. Роулс, Р. Дворкин, Р. Дарендорф и др.).

2.Антиподом эгалитаризма является либертарианство, возродившее в 70-80-х гг. XX в. доктрину невмешательства в экономику и забытый было образ минимального государства (Ф. Хайек и др.). Отношение к доктрине невмешательства имеет ключевое значение для идеи социальных прав. По сложившейся на Западе традиции правовые институты рыночно-капиталистического хозяйствования - частная собственность, экономическая свобода, свобода договора и др. - оцениваются как естественные права на свободу от государственного вмешательства. Социальные права, напротив, не могут быть обеспечены без «интервенции» государства в экономическую и социальную жизнь. Отрицание или признание правомерности регулирования отношений собственности с учетом общественных интересов - основной критерий различения классической модели правового государства и государства социально-правового.

3.В 90-е гг. XX в. либерально-правовая идеология приросла победой над коммунизмом, участием в смене в России государственного и социально-экономического строя. В постсоветский период на передний план выдвинулось либертарно-юридическое правопонимание. Некоторые представители либертарно-юридической школы права (Четвернин В.А. и др.) предлагают ориентироваться на идеал государства - «ночного сторожа», свободного от принципа социального государства, от решения задач содействия тем слоям общества, которые не смогли в силу различных обстоятельств преуспеть в «оазисе справедливых отношений равенства»,

якобы свойственных рыночной экономике. Данный проект взрывоопасен. Он игнорирует достижения социального либерализма и либерализма эгалитарного, представляет собой модификацию либертарианства.

4.0ценивая такую позицию как заблуждение, диссертант предлагает авторскую трактовку места и роли социальных прав в российской конституционной доктрине основных прав. Доктрина включает следующие элементы: Детализация неделимости прав первого и второго поколений под естественное право с исторически изменчивым содержанием и выделение в комплексе гарантий их защиты определяющей роли конституционного судебного контроля; 2) ориентация на формирование одновременно и правового, и социального государства; 3) включение в общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в равной мере все права и свободы специфических способов обеспечения социальных прав.

5.Названные выше элементы доктрины выделены как формы, выражающие следующее содержание:

- российская доктрина основных прав, провозглашающая их неотчуждаемыми и прирожденными, суть естественно-правовая стилизация их исторически изменившегося содержания, расширенного за счет социальных прав. «Стилизованный» - значит неоригинальный, подражательный, имитационный, но, тем не менее, сходный с оригиналом, выполненный с сохранением своеобразных черт первоисточника. Стилизацию под естественное право следует трактовать как дань англоамериканской традиции господства права, Rule of law, согласно которой определение прав в качестве неотчуждаемых и прирожденных неотделимо от гарантий их конституционной судебной защиты;

- в сопоставлении с опытом западных стран, осуществивших поэтапный переход от классической либеральной модели правового государства к государству социально-правовому, российская доктрина основных прав беспрецедентна. Это - императив, повеление, безусловное требование ориентироваться в практической политике на идеал совмещения далеко не

гармоничных, во многом противоречивых задач формирования одновременно и правового, и социального государства, то есть установления жизнеспособной рыночной экономики, высвобождения рыночных сил (власти денег, организации экономики денег, порождающей новые деньги, т.е. капиталистической экономики), и одновременно - подчинения рыночной стихии достижению целей, блокирующих ее негативные порождения -вопиющее неравенство, инфляцию, безработицу, экономические кризисы, другие болезненные явления, победить которые - самоисцелиться - рынок не в состоянии;

- специфика реализации социальных прав в том, что вопросы их обеспечения весьма чувствительны к поиску меры, базируются на законе, предполагают широкие полномочия законодателя и исполнительной власти учитывать экономические возможности, баланс государственных, общественных и групповых интересов. Тем не менее, и в области социальной политики недопустимо выходить за пределы правовых принципов, предъявляемый к закону, как властно-политической форме регулирования. Важнейшие из них - стабильный статус получателей социальных благ, поддержание доверия к закону и действиям государства.

6.С переходом к социально-правовому государству в западной правовой культуре произошел целый переворот в правовых понятиях, касающихся «негативной» свободы от государственного вмешательства в экономику и модели минимального государства. Переоценка понятий с наибольшей определенностью сформулирована в конституционной доктрине Верховного суда США. Ни право собственности, ни право договора не являются абсолютными. В равной степени фундаментальный характер имеет право регулирования частной собственности в общественных интересах.

7.В 70-е гг. XX в. либертарианские круги Запада выступили за полный демонтаж государства благосостояния, welfare state. Социально-правовое государство, однако, устояло. Были видоизменены направленность и методы социальной политики. Обновленная фаза развития обозначается термином

«workfare state» - государством, предоставляющим помощь в обмен на трудовую активность.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследованы модификации и варианты идеи социальных прав в либеральных государственно-правовых учениях XX века, опыте перехода западных стран и постсоветской России к современной социально-правовой государственности. Сформулированные автором выводы и положения развивают и дополняют соответствующие разделы теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории учений о праве и государстве.

Исследование призвано внести посильный вклад в преодоление непримиримых расколов во взглядах на стратегию государственно-правового развития страны, способствовать окончательному развенчанию взглядов, пагубно повлиявших на постсоветское государственное строительство и правовое регулирование. Материалы диссертации целесообразно использовать в образовательных целях в виде спецкурса, а также в лекциях и семинарских занятиях по таким дисциплинам, как теория государства и права, история государства и права (отечественная и зарубежная), конституционное право, обеспечение прав человека и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД РФ, а также кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Ростовского юридического института МВД РФ. Результаты исследования докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях в РЮИ МВД РФ, межвузовских конференциях (17.XII.2009, 23.IV.2010, 19-20.IV.2011). Главные идеи диссертационного исследования отражены в одиннадцати публикациях автора, в том числе в 3-х статьях, помещенных в журналах Перечня изданий, рекомендуемых ВАК для опубликования материалов диссертационных исследований.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются степень ее разработанности, цель и задачи исследования, его методологическая основа, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, характеризующие научно-теоретическую и практическую значимость диссертации. Излагается также информация об апробации результатов исследования.

Цель первой главы «Социальные права в западной либеральной традиции и иравопонимании постсоветского периода» формулируется следующим образом. Необходимо, во-первых, определить основные течения либерально-правовой мысли XX в., охарактеризовать выраженные в них позиции по отношению к социальным правам и переходу от классической модели правового государства («минимального» государства, государства -«ночного сторожа») к государству социально-правовому. Во-вторых -обосновать положение, что либеральные государственно-правовые учения прошлого века являются целостными, хотя далеко не монолитным, духовно-историческим образованием. В 90-е гг. XX века они приросли победой над коммунизмом, дополнены изысканиями российских либерально мыслящих юристов и политиков, продвинувших в жизнь конституционно-нормативную модель нашего сегодняшнего государства. Разработка в России общей теории прав человека и т.н «либертарно-юридического правопонимания», аспектов теории правового государства, - суть не что иное, как вполне законное прибавление в либеральном семействе. В диссертации оно рассматривается как самый поздний по времени комплекс воззрений, стоящий в одном ряду с западными учениями либеральной мысли.

В первом параграфе «Трактовка социальных прав в основных либерально-правовых течениях XX века» отмечается, что существо вопроса о социальных правах, как он осознавался в рамках либерально-правовой традиции XX века, - в кризисном состоянии «старого»,

классического либерализма, существенных переменах, происшедших в положении правового государства, критике многих понятий, поиске новой, расширенной, более сложенной трактовки самого понятия права, пересмотр содержания идеалов равенства и свободы. Признание социальных прав -права на социальное обеспечение, образование, гарантированный минимальный размер оплаты труда, защиту материнства и др. - влекло неустранимое конфликтное отношение с центральными правовыми институтами рыночно-капиталистического хозяйствования - частной собственностью, экономической свободой договора. Данный комплекс прав первого поколения назван правами «негативной свободы». Он был поднят на щит доктриной невмешательства государства в экономику («laissez faire»). Поиски путей разрешения этой коллизии между правами первого и второго поколений стали главным нервом государственно-правового и социально-экономического развития Старого и Нового света в XX в. Они завершились преобразованием классической либеральной модели государства в государство социально-правовое. Правовым стержнем этих процессов стал интегративный подход к правам первого и второго поколений, принцип их неделимости.

Эволюция капитализма от свободного предпринимательства к государственно-монополистической стадии, обострение «социального вопроса», опыт фабричного законодательства, выступления рабочего класса выдвинули в повестку дня идею государственно-организованного противодействия неравенству. В начале века был поставлен диагноз: старый либерализм, не признававший иного равенства, кроме формально-юридического - перед законом - терпит крах. От государства требуется не только устранение препятствий к пользованию неотчуждаемыми правами первого поколения, но и обеспечение материальных возможностей для наилучшего проявления свободы в употреблении каждым индивидом своих способностей. Легитимация социальных прав с помощью этой идеи видоизменила либерализм. Он получил название социального либерализма.

Обновление его идейного содержания в Англии и Франции начала XX в. обстоятельно рассмотрено в монографии П.И. Новгородцева «Введение в философию права» (СПб., 2000), написанной в 1908 году.

Проблема признания социальных прав в последней трети XX в. стала одной из центральных в споре между эгалитарным либерализмом Дж.Роулса, Р. Дворкина, Р. Дарендорфа и др. и либертарианством Ф. Хайека, М.Фридмана, других сторонников этого модного течения. Пик творчества названных авторов приходится на 70-80 гг. XX в. В одном ряду с этими основными течениями конца XX в. особое место занимает российская либертарно-юридическая школа права, сформировавшаяся в постсоветский период на основе трудов акад. Нерсесянца.

Идея социальных прав формулировалась в социальном либерализме начала века в связи с переосмыслением категорий свободы и равенства. По мнению П. Новгородцева именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления. Отсюда выводилось право на достойное человеческое существование. Эгалитарный либерализм -течение, занявшее компромиссную позицию между старой либеральной верой в идеал негативной свободы и социалистами, верящими в идеал равенства. Компромисс заключается в том, чтобы сочетать капиталистические свободы и неравенства с разнообразными уравнивательными программами перераспределением богатства в пользу «социально слабых» слоев населения. Либертарии 70-80 гг. заявили о себе как наиболее решительные критики государства благосостояния. С точки зрения либертариев расширение понятия равенства за счет социальных программ есть узаконение права бедных обирать богатых.

Во втором параграфе «Социальные права в оценке доминирующих типов правопонимания постсоветского периода» дана общая характеристика типов правопонимания, возникших на руинах формационно-классовой теории государства и права. Имеются в виду национально-консервативное правопонимание, правопонимание нормативное и

либертарно-юридическое. Отношение к институту прав и свобод человека и конституционной модели Российского государства стало пробным камнем для каждого из названных типов правопонимания. Из них только либертарно-юридическая теория претендует на то, чтобы выразить новую правовую идеологию, присущую Конституции РФ 1993 г. Институт прав и свобод человека и гражданина трактуется в ней как основной критерий правового характера законов и правового характера государства.

Однако вопрос о социальных правах и социально-правовом государстве не получил в работах сторонников учения B.C. Нерсесянца последовательного разрешения, отвечающего конституционным постулатам. В тексте Конституции права и свободы первого поколения и социальные права перечисляются в неделимой совокупности. В ст. 7 указано, что Россия - социальное государство. Все это говорит о том, что использованная в Конституции РФ система прав и свобод, в том числе примененная в ней естественно-правовая терминология (подведение прав и свобод под определения неотчуждаемых и прирожденных), обогащена эгалитаристским принципом. Который, кстати, получил воплощение и в международно-правовых документах. Полагаем, что российской Конституции закреплено нормативно-долженствовательное веление, адресованное политике и законодательству. На политической арене, согласно императивам Основного Закона, отраженному в нем принципу неделимости основных прав и свобод, надлежит обсуждать и находить компромиссные решения в целях преодоления разнонаправленное™, конфликтности интересов, связанных с реализацией классических либеральных прав - частной собственности, свободы договора, экономической свободы и др. - и социальных прав.

Тем не менее, в постсоветских теоретико-правовых изысканиях заметную тенденцию составляет дискриминация социальных прав, сходная с либертарианской точкой зрения. Взгляды, оппозиционные конституционным положениям, исходят из того, что к действительно неотъемлемым правам «высшего разряда» могут быть отнесены только права первого поколения,

сердцевина которых - «негативная» свобода, свобода частных лиц от государства. Что же касается социальных прав, то с точки зрения противников признания их неотъемлемыми и в известном смысле прирожденными, их следует считать, несомненно, важными, жизненно необходимыми, но, тем не менее, лишенными качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Социальная деятельность государства при всей своей оправданности и необходимости лежит в сфере нравственности и социальной целесообразности и не выходит за ее рамки, даже будучи осуществляемой государством (Варламова В.Н.). Определения «правовое» и «социальное» в таком государстве непротиворечиво синтезируются только в постиндустриальном обществе западных стран. Социально-правовая государственность современного Запада не только гарантирует свободу, безопасность и собственность, но и обеспечивает социальный мир и экономический рост, создает социальные гарантии (особенно в сферах занятости, образования и здравоохранения), позволяющие большинству членов общества более эффективно добиваться благополучия за счет самостоятельной активности. Поскольку Россия по уровню экономического развития не дотягивает до постиндустриальной стадии, задачи формирования одновременно и правого, и социального государства для неё преждевременны (Четвернин В.А.). В итоге акцент смещается на требования неприкосновенности частной собственности, свободы договора, свободы конкуренции в экономических отношениях, полной свободы в духовной сфере. Повторяются без каких-либо элементов критики основоположения классической либеральной доктрины правового государства.

Суждения такого рода мало чем отличаются от либертарианских воззрений. Диссертант рассматривает их как заблуждение. Оно должно быть преодолено корректным толкованием конституционных положений об основных правах и свободах и гарантиях их защиты.

Во второй главе «Идея социальных прав в составе российской доктрины основных прав и свобод человека и гражданина» доктрина определяется как разъяснение положений Конституции РФ о структуре основных прав, принципе их неделимости, гарантиях обеспечения и основополагающем значении конституционного судебного контроля для их защиты и формирования правового и социального государства, и о специфических особенностях социальных прав, представляющих собой конкретизацию общей обязанности государства защищать в равной мере все права и свободы.

В первом параграфе «Идея «основных прав»: их структура и аксиологические характеристики» подчеркивается, что составители Конституции пошли по пути переноса в текст 2-й главы мировых достижений в области прав человека без рубрикации их на отдельные виды. Диссертант, тем не менее, счел необходимым отметить, что самоновейшая отечественная история, круто развернувшаяся к «строительству» теперь уже капиталистического общественно-экономического уклада, обязана изучать и осваивать накопленный западными странами практический опыт нейтрализации опасных последствий ничем не стесненного развития рыночно-капиталистической экономики, Ключевое значение в этом вопросе имеет реализация обширной совокупности социальных прав.

По своей ценностно-смысловой значимости гражданские права являются субъективными публичными притязаниями частных лиц на ограничение прав государства и известную свободу от вмешательства государства (А. Эсмен, Г. Еллинек и др.). Другая категория прав первого поколения - политические права - определяет возможности участия граждан во власти. Социальные права - это права на условия цивилизованного существования, приобретенные гражданином на основании закона и в соответствии со стандартами, принятыми в данном обществе (Т. Маршалл).

Изложение второго параграфа «Принцип неделимости основных прав в естественно-правовом толковании их неотчуждаемости и

прирожденности» отправляется от рекомендации международных пактов о правах человека: идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами. В российской Конституции использован прием стилизации социальных прав под естественное право. В тексте Основного Закона понятие «естественное право» не упоминается. Но вытекающие из этого понятия термины: неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права - используются. Они распространяются на социальные права. Учтена идея объединения прав первого и второго поколений в составе естественного права с историческим изменчивым содержанием, выдвинутая в начале XX в. немецким теоретиком права Р. Штаммлером. В 90-е гг. XX в. победители в «холодной» войне с социализмом продиктовали побежденным свои правила вхождения в мирохозяйственную систему. Среди них -требование унификации, стандартизации права, сближения с западной правовой традицией, включая освоение технологии Rule of law, судебного контроля над законоустановленным правом, его соответствием неотчуждаемым правам и свободам. Юридический смысл рассматриваемого приема: защита собственности и социальных прав должна быть обеспечена в русле, аналогичном Rule of law. Юридическую силу будут иметь только те законы, которые не покушаются на неотчуждаемые и прирожденные права. При помощи терминов естественно-правового происхождения в текст Конституции введена матрица для правового регулирования, «отливки» законов. По соответствию или несоответствию неотчуждаемым и прирожденным правам можно судить о конституционности или неконституционности законов.

В третьем параграфе «Идеи государственной защиты прав и свобод в концепции формирования правового и социального государства» гарантии защиты прав и свобод и концепция формирования правового и

социального государства исследованы как проявления эволюции современного конституционализма в направлении социализации и демократизации. Согласно ст. 45 Конституции РФ непосредственное действие основных прав и свобод, право каждого защищать их всеми способами, не запрещенными законом, гарантируется государством. Правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу сформулирована так: «Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина». Подчеркиваем: всех - и гражданских, и политических, и социальных. В случае коллизии между законом и основными правами граждане могут участвовать в исправлении закона через Конституционный Суд. Поэтому можно говорить о действительном почине в деле формирования российского правового и социального государства. И о том, что в комплекс движущих сил данного процесса начинает включаться реализация социальных прав. Нашей стране приходится решать одновременно и в кратчайшие сроки масштабные исторические задачи, которые Запад решал в течение столетий последовательно. Вначале там было создано государство, максимально ограниченное свободой подвластных, позволявшее «по логике эквивалентного рыночного обмена» делать ради бизнеса все, кроме воровства и убийства. Затем, после Второй мировой войны, большинство развитых стран перешло к социально-правовому государству.

Конституцией РФ предписано разрешить «квадратуру круга» -сочетать задачи обеспечения «негативных» прав и свобод, предполагающих запрет государству вмешиваться в пространство экономической свободы, с задачами исправления негативных последствий свободы для частного капитала. Имплицитно это предписание заложено в принципе неделимости основных прав. Анализ данного принципа в диссертации завершается рассмотрением вопроса о преломлении идеи социальных прав в специфических юридических качествах этой категории притязаний к

государству. Реализация социальных прав весьма чувствительна к поиску меры. Никогда не следует забывать, что слишком увлекаться безвозмездной социальной помощью - значит удобрять почву, на которой произрастает социальное иждивенчество. Экономические, социальные и культурные правопритязания базируются на законе. Требования, заключенные в социальных правах, юридически значимы только потому, что их конкретный объем и условия реализации определены государством в форме закона. Уровень обеспечения социальных прав зависит от многих обстоятельств. Поэтому возможности усмотрения законодателя довольно широки. Но они не беспредельны. В такой деликатной и взрывоопасной сфере, как область социальных прав, недопустимо выходить за пределы правовых принципов, предъявляемых к закону, как властно-политической форме регулирования. Важнейший из них - принцип поддержания доверия к закону и действиям государства. Право исчезает там, где исчезает уверенность в том, что приобретенные на основе действующего законодательства права и официально признанный статус будут уважаться и соблюдаться властями. Изменения социального законодательства, форм и способов социальной защиты должны сопровождаться предоставлением гражданами возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения.

Третья глава «Реализация идеи социальных прав в конце XX века: сравнительно-правовой анализ» посвящена анализу трактовки идеи социальных прав в последней трети XX в. Опыт реализации социальных прав чрезвычайно обострил вопрос о выборе между сохранением черт капитализма эпохи свободного предпринимательства, классической модели либерального правового государства и курсом на более организованную и управляемую экономику и социально-правовое государство с обширными социально-экономическими функциями. Демонтаж тоталитаризма в России, минимизация роли государства выдвинули на передний план умение

отличать ложные, химерические «вестерн-образцы» из прошлого западных стран от институтов и идей, действительно адекватных современной исторической системе координат и характеру российского общества.

В первом параграфе «Идея социальных прав между либеральным эгалитаризмом и «вестерн-образцами из прошлого западных стран» обосновывается положение о взаимосвязи между такими новеллами, современного российского права, как неделимость основных прав, правозаконность, становление частного права, возвышение роли суда, - и поворотом России на капиталистический путь развития со всеми свойственными капитализму издержками. Западный эгалитаризм не обманывается на этот счет, когда предлагает «встроить» идею социальных прав в понятие перераспределительной справедливости. Стремление принять в расчет выгоды и издержки социальной кооперации выводит современных либералов за пределы классических представлений об индивидуалистических естественных правах. В последней трети XX в. эта тенденция выразилась в концепциях «нового» либерализма Р. Дарендорфа и Дж. Роулса. Основной принцип данных концепций: каждый должен обладать возможностью обрести, по крайней мере, минимально достойные условия жизни. Нетрудно заметить внутреннее сродство либерального эгалитаризма, идеи права на достойное человеческое существование и современной российской доктрины основных прав.

Идейным антиподом либерального эгалитаризма является «старый» консервативный либерализм, либертарианство Ф. Хайека, других адептов данного течения. Часть представителей отечественной теории права выразила явное предпочтение либертарианству. Заодно в научный оборот введено поклонение пережитками старины, анахроничным «вестерн-образцам», таким как, доктрина невмешательства и образ государства -«ночного сторожа».

Второй параграф «Основные идеи современного ориентированного на права либерализма: ретроспективный и современный аспекты» содержит разъяснения тезиса, о том, что вместе с отрицанием кардинальных перемен в государственном строе развитых стран утрачивается адекватное восприятие исторической системы координат, определяющих состояние западной правовой культуры. Анализируя воззрения «нового», эгалитарного либерализма и постулаты либертарианства, диссертант акцентирует внимание на перевороте в правовых понятиях, который произошел в связи с признанием социальных прав. В США, напр., была преодолена традиция толкования фундаментальных прав естественного происхождения (на жизнь, свободу и собственность) по правилам англо-саксонского общего права, приспособленным к требованиям свободного рынка. Победу одержало рассмотрение всей совокупности прав человека с точки зрения их неделимости.

Третий параграф «Критика социально-правового государства в либертарианском течении политико-правовой мысли» посвящен изложению причин кризиса первичной формы социально-правового государства. Она известна как государство благосостояния, welfare state. Против расширения прерогатив власти под предлогом подчинения рыночных сил общественным интересам и реализации социальных прав либертарианские круги Запада выступили с вековечными постулатами о невмешательстве в экономику и минимальном государстве. Единственным критерием легитимных правовых рамок для проявления публичной власти может выступать, с точки зрения либертарианства, только защита индивидуальных прав, в центре которых - строгое следование принципу неприкосновенности частной собственности. Данный принцип есть эффективный барьер против всеобщего перераспределительства. Детальному обоснованию этих положений, составляющих ядро консервативной

либерально-правовой идеологии, посвящена монография Ф. Хайека «Право, законодательство, свобода» (М., 2006).

Либертарианская теория оказала влияние на политику тэтчеризма в Англии и рейгономики в США. Однако меры по приватизации и развитию рынка, предпринятые в англоязычных странах в период правления Тэтчер и Рейгана, не достигли своей цели - существенного сокращения государственного участия в экономике, измеряемого объемом ресурсов, которые изымает правительство через налогообложение и государственные расходы. Но методы реализации социальных прав были видоизменены. Они получили название «\vorkfare» - предоставление пособий, стимулирующее трудовую деятельность.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщения и выводы, определяются перспективы дальнейшей разработки актуальных вопросов темы.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих научных публикациях автора (общий объем - 7,2 пл.):

Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки России для публикации результатов диссертационных исследований:

1. Петренко A.A. Опыт исторического толкования неотчуждаемости и прирожденное™ основных прав // Юристь-Правоведъ. 2011. № 1- 0,6 п.л.

2. Петренко A.A. О своеобразии конституционной легитимации социальных прав в США // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3 -0,5 пл.

3. Петренко A.A. Правовые идеи классического либерализма в контексте дискуссии о соотношении прав первого и второго поколений // Философия права. 2011. №3-0,6 п.л.

Иные публикации:

4. Петренко A.A. К вопросу о правовой природе социального государства // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008 - 0,3 п.л.

5. Петренко A.A. Понятие социального государства и его соотношение с доктриной либерального правового государства // Правовой порядок. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009 - 0,4 п.л.

6. Петренко A.A. (в соавторстве). Этапы и социально-правовые последствия перехода западных стран от либерального правового государства к государству социальному // Правовой порядок. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009-0,8/0,4 п.л.

7. Петренко A.A. Фундаментальные и социально-экономические права: их соотношение как проблема формирования социального государства // Порядок общества и права человека: конституционный и политико-правовой дискурс / по материалам Межвузовской научно-теоретической конференции. 17.ХП.2009г. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009 - 0,3 п.л.

8. Петренко A.A. О некоторых дискуссионных вопросах трактовки фундаментальных прав естественного происхождения и социальных прав // Правовой порядок и правовая культура / по материалам Межвузовской конференции «Правовой порядок и правовая культура». 23.IV/2010r. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010 - 0,8 п.л.

9. Петренко A.A. Об историческом толковании конституционного положения о неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения основных правах и свободах человека// Порядок общества и правовые ценности. М.: Вузовская книга, 2010-1,0 п.л.

10. Петренко A.A. О «новой» и «старой» либерально-правовой идеологии и выборе в пользу прошлого Западной Европы // Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России. М.: Вузовская книга, 2011-1,0 пл.

11. Петренко A.A. Учет специфических особенностей социальных прав как форма конкретизации общей обязанности государства признавать, соблюдать и защищать в равной мере все права и свободы // Право, экономика, политика и современный российский социум/ по материалам межвузовской конференции, апрель 2011 г. М.: Вузовская книга, 2011 - 0,9 п.л.

Сдано в набор 09.02.2012 г. Подписано в печать 09.02.2012 г. Формат 60x84 1/16. Усл. п.л. 1,5. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Тираж 100. Заказ 87.

Сверстано и отпечатано ИП Купреев В.В. 353240, Краснодарский край, ст. Северсках, ул. Чехова, 18/А.

2015 © LawTheses.com