АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Концепция государства в учении евразийцев»
На правах рукописи
□□3455398
ПАЛКИН Алексей Геннадьевич
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА В УЧЕНИИ ЕВРАЗИЙЦЕВ
Специальность 12 00 01-теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
О 5 ПЕК 2008 ^
Омск-2008
003455398
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Кодан Сергей Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор Куркин Борис Александрович
кандидат юридических наук Огородников Вячеслав Валерьевич
Ведущая организация Омская Академия МВД России
Защита состоится 13 декабря 2008 года в 14 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 179 06 при Омском государственном университете им Ф М Достоевского по адресу 644077, г Омск, ул 50 лет Профсоюзов, д 100, ауд 315 Зал заседаний Ученого совета
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного университета им Ф М Достоевского ЮВМ- 5-94310-040-7
Автореферат разослан « 12 » ноября 2008 года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент
И В. Глазунова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Сегодня российское государство подвергается реформированию, а наука о государстве находится в поиске наилучших организационных форм этого важнейшего социального института При этом не стоит забывать о необходимости творческой интерпретации чужого опыта с учетом уроков собственной истории, своеобразия нашей культуры Во избежание новых ошибок и потрясений сегодня было бы нелишне обратиться к идейному наследию российской науки о государстве, искавшей решения аналогичных, скорее всего, вечных для России проблем Таким наследием можно назвать учение евразийцев Идейный опыт ученых имеет не только познавательное, но и просветительское и прогностическое значение Творческая интерпретация данного научного наследия дает возможность по-новому взглянуть на нашу историю и современность, нетривиально подойти к проблеме формирования правового государства Критическое переосмысление опыта прошлого позволяет отсечь утратившее смысл и понять идеи, имеющие непреходящее значение, определяющие суть современных преобразований в сфере государства и права
Восприятие евразийцами России в качестве особого мира - Евразии, в котором происходит синтез европейских и азиатских социокультурных элементов, предполагает подход, исключающий бездумное подражательство и обосновывающий государственную модель, органически выражающую уникальную культуру России Поэтому в условиях критического пересмотра формационных схем, утверждения оси культуры актуальны исследовательские подходы евразийцев к российскому государству познание его цивилизационной специфики на основе исторического опыта, стремление к преодолению догматики и созданию новых форм государства с учетом уникальности России, построение взаимоотношений личности и социального целого на паритетных началах, ориентированность на осознанный синтез ценностных принципов Востока и Запада, конструктивная направленность на восприятие разнообразного положительного опыта Особое значение интерпретация взглядов евразийцев на государство приобретает сегодня, когда государственно-правовая жизнь России определяется стремлением к реализации концепции правового демократического государства Закрепленная в Конституции РФ данная идея по сей день является предметом научных исследований
Воззрения евразийцев настолько оригинальны, что намного опередили свое время Они представляют интерес и сегодня При этом принцип самопознания России - доминирующее начало творчества евразийцев, до сих пор сохраняет свое научно-познавательное значение Не случайно важнейшей задачей современной отечественной
науки остается поиск путей и предпосылок согласования общечеловеческих и традиционно-российских ценностей
Степень разработанности проблемы Приходится констатировать, что до настоящего времени исследований, специально посвященных учению евразийцев о государстве, проведено не было Самобытное творчество отдельных представителей рассматривалось фрагментарно, в процессе изучения евразийства в целом Библиографические исследования по евразийской тематике (О В Манихин, А А Троянов, И А Тугаринов и др) включают как современные евразийцам отклики Зарубежья и России, так и появившиеся после некоторого перерыва - послевоенные Сначала интерес к евразийству возобновляется за рубежом со стороны эмигрантских и иностранных авторов Советские разработки темы «русского зарубежья», включающие и евразийство, начинаются с 1965 г, когда выходит в свет произведение Л Н Никулина «Мертвая зыбь» о сотрудничестве евразийцев с организацией ОГПУ «Трест» Более глубокий анализ евразийства представлен в работах М И Черемисской, Д П Шишкина, А В Гусевой Из оценок современников евразийцев можно отметить негативный отклик на публикацию Н Н Алексеева «На путях к будущей России (Советский строй и его возможности)» М В Вишняка, опубликованный в N2 32 «Современных записок» в 1927 г Критик несправедливо интерпретировал идеи евразийца как отрицание опыта европейской цивилизации, правового государства, демократии, парламентаризма Однако в советское время исключалась сама возможность беспристрастного научного изучения немарксистской идейно-теоретической системы
С начала 1990-х гг поток публикаций по евразийской тематике стал нарастать С 1996 г тема заняла свое место и в учебной литературе В России с середины 1990-х гг, когда увлечение евразийством переросло в евразийский бум, в числе переизданных работ оказались и некоторые работы евразийцев о государстве Обобщая факторы современного внимания к евразийству, можно выделить линии идейно-политического, мировоззренческого и научного обращения к этой концепции При этом активный научный интерес к евразийству в целом был продиктован желанием познать исторический опыт, полезный для решения проблем современности (И А Исаев, С Ю Ключников, В П Кожинов, Л И Новикова, И Н Сиземская, Л В Пономарева, А В Соболев, С С Хоружий и др)
Диссертационный уровень исследований евразийства представлен достаточно широким кругом работ, но внимание современных ученых к евразийству ограничивается преимущественно проблемами философии, социологии, истории, политики и геополитики Гораздо меньше внимания уделяется государственно-правовым аспектам
евразийского наследия в правоведении Имеются лишь две диссертационные работы -СП Овчинниковой «Российская правовая государственность евразийский проект Н Н Алексеева» (Ростов-на-Дону, 2001) и И В Новожениной «Государственно-правовые взгляды Н Н Алексеева» (Уфа, 2002)
При этом многое из научного наследия евразийцев незнакомо научной общественности, поскольку не переиздавалось со времен возникновения этого учения или же до сих пор не опубликовано и хранится в архивах И только в последние годы активно переиздаются отдельные работы Увидел свет сборник работ Н Н Алексеева о государстве «Русский народ и государство» Появились специальные комментарии и вступительные статьи к вновь опубликованным работам евразийцев (А Дугин, Д Тараторин, Г Г Бернацкий, В Г Соболев), а также отдельные статьи в хрестоматиях по истории политической мысли (И А Исаев) и публикации в Интернете Целостного восприятия научного наследия евразийцев такие краткие аннотации дать не могут Но в них взгляды на государство самостоятельно не рассматривались, а включенные в антологии работы встраивались в общий ход повествования о евразийстве, иллюстрируя евразийские политические замыслы
Проведенный библиографический анализ свидетельствует об отсутствии до настоящего времени монографических исследований, посвященных учению евразийцев о государстве На восполнение данного пробела и направлено данное исследование
Объект диссертационного исследования представляют взгляды евразийцев на государство - становление и развитие мировоззренческой основы евразийцев, а также исходные положения доктрины о государстве
Предмет диссертационного исследования - сущностные признаки и характеристики взглядов евразийцев о государстве в их ценностно-правовом постижении
Цель диссертационного исследования составляет научная интерпретация государства в учении евразийцев, представляемая в качестве целостной совокупности идей уяснение и раскрытие смысла учения в контексте современных проблем теории и истории государства и права
Для достижения указанной цели в настоящей работе ставятся следующие основные задачи.
- анализ мировоззренческих и методологических основ учения евразийцев о государстве и праве,
- изучение воззрений евразийцев на сущность, специфику и тенденции развития российского государства,
- сравнительный анализ взглядов евразийцев и «русского западничества»,
- рассмотрение государственной модели евразийцев в сопоставлении с западной либеральной мыслью и народным идеалом «государства правды»,
- установление государственно-правового идеала и путей усовершенствования государства в концепции евразийцев
Методологические и теоретические основы диссертационного исследования При написании диссертации автор руководствовался принципами историзма, детерминизма, объективности, плюрализма Использовались общенаучные и частнонаучные методы системный, историко-сравнительный, проблемно-теоретический, хронологический, сочетание цивилизационного и институционального подходов
Источниковая база диссертационного исследования представлена опубликованными научными работами ранних евразийцев, критическими и аналитическими публикациями современников евразийства Исследование опирается на анализ трудов основоположников евразийства -НС Трубецкого, П Н Савицкого, Н Н Алексеева, Л П Карсавина, Г В Вернадского
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые исследуется и вводится в научный оборот учение евразийцев о государстве как система воззрений, обладающая качественным своеобразием и имеющая социально-историческую детерминацию Учение евразийцев о государстве впервые рассматривается в контексте их философских, этических и исторических представлений, анализируется в системе историко-правового знания и оценивается с точки зрения преемственности, новизны и значения для современности
Основные положения, выносимые на защиту, состоят в следующем
1 Смысловую доминанту концепции государства в учении евразийцев образует триединство во-первых, направленность учения на раскрытие своеобразия государства России, обусловленного уникальностью культуры, во-вторых, стремление к преодолению «русского западничества», понимаемого как идейное и практическое господство культуры Запада, деформирующее традиционные русские духовные ценности, в-третьих, противопоставление «русскому западничеству» образцов государства, которые должны отражать оригинальную культуру России Таким образом, культура, понимаемая как духовное богатство народа, является стержнем учения евразийцев
2 В основе идейно-теоретических систем отдельных представителей евразийства находятся общие для всего евразийства мировоззренческие и теоретико-методологические предпосылки Однако наряду с общеевразийскими компонентами концепции и сферы исследований различных евразийских идеологов различаются Например, учение государствоведа Н Н Алексеева содержит элементы, отличные не только от взглядов Л П Карсавина, взявшего курс на апологию «русского марксизма», но и основоположника евразийства Н С Трубецкого, акцентировавшего свои взгляды на благе особого культурного мира России-Евразии
3 Евразийцы актуализируют проблему личного духовного совершенства В целом, учение евразийцев опирается на ценностную иерархию, своеобразие которой состоит в том, что ее вершина -обладающая духовным потенциалом личность, раскрывающая данную культуру и составляющая ее органическое единство
4 Прогрессивное значение имеет представление мыслителей о взаимовлиянии личного и институционального (государственно-правового) усовершенствования, первоосновой при этом выступает духовное развитие личности Ценность государства определяется его способностью быть формой, обеспечивающей существование и развитие культуры, условия духовного совершенства личности Таким образом, государственное совершенство также имеет личные - нравственные гарантии
5 Идея «государство - нравственное целое» является ключевой в учении евразийцев о государстве, отождествивших понятия «государство» и «государственно-организованное общество» Она имеет античные истоки, общие для концепции евразийцев и правового этатизма Гегеля Такое понимание государства предопределяет специфичность государственного идеала евразийцев, отличающегося как от восточного деспотизма, так и от западного либерализма
6 Русская революция 1917 г, воспринятая учеными в качестве логической вехи в истории России и всей мировой истории, сыграла решающую роль в формировании мировоззрения и научных взглядов представителей евразийской школы По их оценке, революция отразила циклический характер российской истории и вынесла на своей волне народные идеи (народоправства, социальной справедливости, твердой власти), перманентно определяющие государственное и правовое бытие России, открыв пути формирования новой культуры, нового государства и права
7 Государственный идеал евразийцев строится с учетом выявленных ими и переработанных, ориентируясь на общечеловеческие ценности, народных представлений о «государстве правды», от-
ражающих синкретность религиозных, нравственных, правовых и политических воззрений народа Государство, право и мораль традиционно рассматриваются евразийцами в неразрывном единстве
8 Совершенное государство евразийцев - это «государство правды», которое мыслилось ими в качестве демократического социального правового федеративного государства Их концепция правового государства, учитывающая приоритеты народного правосознания и выявленные ими особенности России, отличается от крайне либеральных доктрин опорой на идею целого и дополнением правовых начал нравственными, ориентацией на духовное совершенство Позитивное значение критики евразийцами современных им западных демократий состоит в обозначении проблемы реального воплощения идеи демократии, а не только ее формальных атрибутов (представительных органов, народного голосования и т п )
9 В результате научной интерпретации учения евразийцев о государстве возникает возможность получить ответы на те вопросы, которые стоят и перед современной отечественной юриспруденцией возрождение российской государственности, утверждение ценности идеи государства, восстановление доверия граждан к государственным институтам, построение демократического социального правового федеративного государства и др Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется стремлением расширить границы познания истории правовых учений, теории государства и права евразийцев Материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы для будущих исследований политико-правового характера, а также в преподавательской деятельности - при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории правовых учений, теории государства и права, а также для создания учебных пособий
Апробация результатов диссертационного исследования Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы Различные аспекты диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих научных форумах Международная научно- практическая конференция «Роль приграничных регионов в развитии Евразийского пространства» (Костанай, 22-23 апреля 2004), Международный Евразийский научный форум «Народы Евразии культура и общество», посвященный 10-летию Евразийской инициативе Президента Республики Казахстан Н А Назарбаева и году России в Казахстане (Астана, 1-2 октября 2004), Международная научно- практическая конференция «Экстремизм как социальный фе-
номен» (Курган, 1-2 декабря 2005), круглый стол в КГУ им А Байтур-сынова «Мир против насилия и терроризма» (Костанай, 2005), IV Международная научно- практическая конференция КРСУ «Общечеловеческое и национальное в философии» (Бишкек, 25-26 мая 2006), симпозиум с международным участием V Славянский научный собор «Урал в диалоге культур» «Православие на Урале исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры» (Челябинск, 24-25 мая 2007), Международная научно- практическая конференция «Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации» (Иссык-Куль, 27-29 августа 2007)
Структура работы. Избранная автором структура диссертации продиктована логикой проведенного исследования Диссертация состоит из введения, трех глав (первая и третья включают по два раздела каждая, вторая - три раздела), заключения и списка использованных источников и литературы Содержание изложено на 215 страницах, библиография включает 350 наименований
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение содержит обоснование актуальность темы исследования, раскрывает степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулирует его цель и задачи, методологические и теоретические основы исследования, показывает источниковую базу, указывает элементы научной новизны, формулирует основные выводы и положения, выносимые на защиту, показывает научно-практическая значимость работы, а также приводит данные о ее апробации и структуре
В первой главе - «Сущность и происхождение государства в евразийском учении» - рассматриваются критика евразийцами западноевропейской концепции правового государства, евразийское понимание сущности, функций «государства правды» и его основные идеи
В первом параграфе • «Критика евразийцами западноевропейской концепции правового государства» - в качестве исходного пункта теоретико-методологического анализа евразийской концепции государства исследуются оценочные суждения евразийцев по поводу западноевропейской концепции правового государства, учитывая при этом, что доктрина евразийцев является вторым вариантом концепции правового государства
Научно-теоретический фактор Евразийцы полагают, что договорная теория государства имеет в качестве предпосылок возникновения - рационализм Нового времени и «атомизм» в подходах к государству и обществу (именно, анализ атомизма представляет
большой интерес в учении Н Н Алексеева) Государство предстает при этом как случайное искусственное изобретение, нечто механическое Напомним, что эти учения признавали действительным только то государство, которое основано на договоре граждан с властвующими или между собой
Религиозный фактор Корни договорной теории государства, а отсюда и теории правового государства, лежат в религиозных государственно- правовых представлениях Н Н Алексеев, на наш взгляд, совершенно точно показал корни юридического мировоззрения западных народов, среди которых важнейшими являются католицизм и Реформация, послужившие развитию доктрин правового государства
Юридический фактор Н Н Алексеев прямо указывает на то, что в западной правовой традиции обязанности и права имеют четкое разделение, связь между ними чисто внешняя, «механическая»
Социально-экономический фактор Н Н Алексеев полагает, что философия Ренессанса все права собственности с Бога перенесла на человека Н Н Алексеев в зависимости от характера правоотношений между собственниками и другими членами общества различает безусловную (абсолютную) собственность от собственности ограниченной (относительной или функциональной) Идея безусловной собственности родилась преимущественно на римской почве, усвоена была народами романской культуры и в значительной степени не свойственна ни германцам, ни славянам, ни восточным культурам Цепочка «права частной собственности» - «гражданское общество»
— «правовое государство» носит название либерально-демократической версии правового государства
Географический фактор Н Н Алексеев, считает, что он оказал мощное влияние и на формы хозяйственной деятельности, а отсюда
- на развитие разных образцов государственного управления Государства условно можно разделить на два вида океанические и континентальные Океанические всегда были связаны с морем, в отличие от континентальных
Критика доктрины правового государства Н Н Алексеевым Во-первых, государство «ожидает» от своих служащих не только формального исполнения правовых инструкций, но и подвига Таким образом, государство - явление более нравственное, чем правовое, по своей природе Во-вторых, в западной традиции права сформировалась научная и обыденная установка жесткого разведения юридических и морально-нравственных регуляторов право и мораль получают глубокое разделение В-третьих, Н Н Алексеев, поддерживая и идею конституции, и идею прав человека в качестве одного из центральных, главных ориентиров существования государства, высту-
пает против того, чтобы «декларации прав человека и гражданина» делали из средств цели, формулируя не принцип духовной свободы и духовного развития (с точки зрения Н Н Алексеева это главные права человека, которые должны гарантироваться государством), а некоторые конкретные способы его достижения, абсолютизируя иногда эти способы, пренебрегая неразрывной связью каждого права с обязанностью В-четвертых, европейская доктрина правового государства противопоставляет народ и государство Там, где нет жесткого расслоения общества на классы, народ перестает чувствовать себя враждебным государству и стремится концентрировать свои силы в защиту и поддержку государства В-пятых, это критика разделения властей - одного из необходимых элементов правового государства Со времен Локка и Монтескье западная теория государства исключительно занималась такими проблемами, как создать государство, в котором осуществление властных актов было бы максимально затруднено и задержано В-шестых, Н Н Алексеев неоднократно критикует партийную систему Политические партии, пользуясь особыми приемами - политической агитацией и рекламой, манипулируют общественным мнением В-седьмых, идея господства личных прав, прежде всего права частной собственности, приводит к тому, что справедливость становится только формальной В-восьмых, правовое государство либерально-демократической версии -идеал просто не достижимый и не реальный, вводящий в заблуждение миллионы обывателей
Евразийцы делают вывод концепция правового государства стала юридическим коррелятом идеологии протестантизма, западного капиталистического модернизма и индивидуальной этики Только учитывая все особенности формирования доктрины правового государства, можно считать, что речь идет об адекватно понимаемом явлении
Во втором параграфе - «Евразийское понимание сущности, функций "государства правды" и его основные идеи» - исследуются положения евразийцев об отказе от бездумного копирования чужих образцов, познание государственной специфики России и сообразно этому самопознанию стремление к идеалам государства
Основные разработки в этой сфере принадлежат Н С Трубецкому, Н Н Алексееву и Л П Карсавину, каждый из которых внес свой вклад в исследование проблемы сообразно своему научному интересу Н С Трубецкой, преодолевая всякий эгоизм и индивидуализм, стремился к благу особого культурного мира России-Евразии Приоритет Л П Карсавина составляло симфоническое единство, обеспечиваемое твердой властью Разработки Н Н Алексеева были на-
правлены к установлению личного и общественного идеала, а через него - к обоснованию государственного
В основе евразийской социально-политической доктрины лежит три априорных постулата 1) существование особого континента Евразии, характеризующегося специфическими для данного климатического региона природными условиями и ландшафтами, 2) жительство на этой территории порождает определенный культурно-исторический тип нравственности, менталитета, религиозности (в этом положении евразийцы развивали идеи Ш Монтескье, В И Ламанского и В О Ключевского), 3) культурный менталитет и географические условия жизни народа порождают особую социально-политическую организацию на территории Евразии
Империя Чингиз-Хана, Московское государство, Российская империя, СССР, с точки зрения евразийцев, несли в себе зародыш будущего евразийского государства
Евразийцы считали общими для всех евразийских государств следующие черты 1) авторитаризм, сочетающийся с широким местным самоуправлением, 2) определяющая роль религиозно-нравственных принципов в системе социальных и правовых отношений, 3) социальная справедливость
Евразийский политический метод характеризовался отстаиванием ценностей «старой московской правды» перед лицом западнической и марксистской «новой интеллигентской» правды
Историческим идеалом государства для евразийцев являлось «государство правды», где существовало народное самоподчинение религиозно-нравственной правде, где социальные отношения строились на взаимном признании достоинства властей и народа До евразийцев эту сущностную сторону российской государственности подчеркивали славянофилы, пытавшиеся восстановить идею религиозно-этического провиденциализма, утвердившуюся в России еще в XV веке, когда национальное сознание восприняло идею Москвы -Третьего Рима Главная идея «государства-правды», вышедшая из религиозно-положительного опыта, состояла в подчинении государства «началу вечности» В евразийской модели государство осуществляло задачи укрепления православия, возвращения правды на землю, выполняло функцию защиты народа от внешней угрозы Смысл государственной политики евразийцы в конечном итоге видели в религиозном идеале преображения, насыщении социально-политических процессов религиозным содержанием
Историческим прообразом «государства правды» евразийцы называли Византийскую империю Здесь воля правителя и подданных должна была подчиняться Божественной Правде В целом, ближе
всего к идеалу «государства правды» подходила именно русская монархия
Евразийцы уделяют внимание и вопросу о соотношении «правды» и «справедливости» «Справедливость» - внешнее выражение «правды» Евразийцы признавали неотъемлемыми т н «основные права» человека и общественных союзов и, одновременно, утверждали их неразрывную связь с обязанностями Самым главным из прав человека евразийцы считали возможность внутреннего, духовного развития
Государственный идеал евразийцев строится с учетом четырех идей, выкристаллизованных Н Н Алексеевым из различных течений политической интуиции русского народа 1) идея православной правовой монархии, 2) идея диктатуры, 3) идея казацкой вольности, 4) идея сектантского понимания государства Н Н Алексеев акцентирует, что все они очень сильно отличались от политических воззрений иосифлянства, что подтверждается дальнейшей аргументацией ученого
Российское государство будущего, впитавшее народные идеалы, по убеждению Н Н Алексеева, - это православное правовое государство, сочетающее твердую власть (начало диктатуры) с народоправством (начало вольницы) и со служением социальной правде
Также несомненна идейная связь евразийства с гегелевской этатистской версией правового государства, отличной от либерально-демократической версии правового государств, так и архаических и новейших деспотических и тоталитарных форм правления, в которых господствует произвол и насилие
Во второй главе - «Евразийцы о специфике формирования и развития российского государства» - рассматриваются проблемы возникновения Древнерусского государства, его развитие в Средние века, евразийская оценка роли западничества в общественном развитии Российского государства в период империи, Октябрьская революция 1917 года как начало нового этапа в развитии Российского государства
В первом параграфе - «Проблема генезиса Древнерусского государства и его развития в Средние века» - рассматриваются проблемы первоистоков российской государственности, ее генезиса
Важно подчеркнуть первостепенную значимость в евразийской историософии, во всем евразийском учении проблемы монголо-татарского периода в истории России Первыми в отсталости монголо-татарской культуры в сравнении с русской серьезно усомнились евразийцы Н С Трубецкой, Г В Вернадский, П Н Савицкий В методологическом плане это сомнение зиждется на культурологическом постулате евразийцев о невозможности ранжирования культур по
принципу высшие-низшие Евразийцы создали собственную концепцию российской истории Заметное место в этой концепции занимают представления евразийцев о роли туранского элемента в этногенезе русской нации Н С Трубецкой считал, что истоки российской государственности лежат не в Киевской Руси, а в Московском княжестве, ведущем свое прямое происхождение от улуса Джучи
П Н Савицкий считал, что русское духовное своеобразие сформировалось во многом под воздействием торговых и политических контактов со Степью Отсюда сочетание в русской культуре «оседлой» и «степной» стихий
Значительное место в создании евразийской концепции русской истории принадлежит Г В Вернадскому Ученый развивал общий для евразийства тезис о позитивном влиянии монголо-татарского господства на развитие России Тезис о том, что, попав под монголо-татарское иго, Русь избежала гораздо более опасной для ее культуры европейской экспансии, был позднее развит Г В Вернадским в статье «Два подвига св Александра Невского»(1925)
Вернадский считал, что духовной основой существования Московского царства являются византийские традиции Трудно сказать, насколько долговечной оказалось бы Древнерусское государство, если бы в конце X века князь Владимир не начал христианизацию Руси Замещение юридического закона моральным, то есть правосознания — религиозно ориентированной совестью, оказалось одним из основных свойств древнерусской цивилизации, которое она передала своим последующим, выросшим из нее, формам Древняя Русь через христианизацию оказалась тесно связанной с Византией Едва крестившись, Русь в середине XI века оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации непреодолимым вероисповедным барьером
Превращение Московии в исключительно своеобразную и действительно обращенную к Востоку цивилизацию способствовали два события в XV веке разрушение турками-мусульманами православной Византии в 1453 году и прекращение зависимости Москвы от Орды в 1480 году Московские великие князья с помощью церковных книжников осознали себя наследниками традиций «священного царства», царями третьего и последнего христианского «Рима», хранителями подлинного правоверия
Таким образом, евразийство, в силу синтетического характера своего политического учения, намеревалось соединить теоретически и практически татаро-монгольскую и церковно-византийскую политическую концепции Русский народ получил два богатых исторических наследства - монгольское и византийское Монгольское наследство -
евразийское государство Византийское наследство-православная государственность
Во втором параграфе - «Евразийская оценка роли западничества в общественном развитии Российского государства в период империи» - рассматриваются проблемы «русского западничества», сыгравшего определяющую роль в революционной катастрофе Особые последствия для страны повлекло овладение Западом умами, духовной сферой
В исторической концепции евразийцев реформы Петра Великого стали переломным моментом в истории России, «первой культурной революцией» С этого момента началась утрата российской самобытности, идейно закрепленная верхами общества
Как не было единого Запада, так и не могло быть единого западничества Н Н Алексеев выделяет реакционное, либеральное и радикальное западничество Непродуктивное содержание западничества заключается, прежде всего, в отрицании самобытности России, разрушении национальной культуры и жизненного уклада, «орудием» чего выступала западная культура
Реакционное, по определению Н Н Алексеева, западничество восхищалось прусским порядком, организацией, дисциплиной, методичностью и даже мелочной регламентацией
В качестве оппозиционных реакционному западничеству течений Н Н Алексеев выделил русский либерализм и радикализм Правовед отмечает общность «взгляда на русский народ как на объект культурной медицины», проявившийся в стремлении европеизировать «дикий», «отсталый» русский народ В государстве возникает радикальное западничество, стремящееся к полному разрушению имперской России Русский революционер становится служителем революционной общеевропейской идеи
С философской точки зрения, органический подход Востока противостоит механическому Западу, что находит отражение в государственно-правовой концепции «России-Евразии» Н Н Алексеева
Во-первых, это потустороннее и посюстороннее Для Запада характерна посюсторонность, которая противостоит православной устремленности в потустороннее Другую антитезу составляют покой и движение Западная культура прославляет активность западного человека, противопоставляя ее пассивности человека восточного Наконец, Восток и Запад, по мысли Н Н Алексеева, отличает понимание теории и практики Если западная философия существовала как «чистая теория», то восточная всегда сохраняла «практический» характер, преследуя мистическую цель конечного освобождения и спасения
Именно евразийство мобилизовалось для осуществления этой задачи вытеснения западничества, как общественного течения, национализмом, который также должен был, по замыслу идеологов евразийства, обрести форму общественного движения
По существу евразийцы противостоят западникам любого толка, строя другую социальную систему, основанную на иных моральных, социальных, философских и религиозных учениях Однако, исторический момент заставил евразийцев сконцентрировать свои усилия на идеологической борьбе с марксизмом
Спасение России евразийство связывает с возникновением «из самих недр народных» новой идеологии ИНН Алексеев остро осознавал предназначение евразийства «способствовать созданию новой «русской правды», новой идеологии русского государства, новой национальной идеи» и приложил свои научные знания к обоснованию евразийского государственного и правового идеала
С точки зрения евразийцев, все государствоведение подлежит пересмотру с целью построения новых теорий государства при направляющей роли русской науки Ориентиры для развития науки о государстве и праве России дает опыт евразийца Н Н Алексеева Во-первых, наука о государстве должна освободиться от засилья в ней юридизма Во-вторых, требуется преодолеть западный эгоцентризм в теории государства, вовлечь в орбиту исследования все возможные типы государств различных культур Наконец, теория государства должна остерегаться применения исключительно надуманных, априорных методологических теорий Государство должно быть изучено и представлено во всей его богатейшей природе
Понимание Н Н Алексеевым специфики России, ее народных идеалов государства и права позволило ученому дополнить «западничество» своей евразийской концепцией развития российского государства «Государство правды» следующим образом соотносится с западным идеалом правового государства с учетом российской специфики идеократия вместо западного либерализма, демотия - демократии в узком смысле, народное представительство в форме советов заменяет западный парламентаризм, единая и единственная партия, объединенная идеей-правительницей вместо западного режима многопартийности Чисто правовые гарантии западной государственной доктрины Н Н Алексеев дополняет нравственными требованиями служения и жертвы Западное понимание права русский ученый дополняет евразийской идеей правообязанности и функциональности субъективных прав В целом, высшей ценностью для евразийцев становится не человек вообще, не индивид, а духовная личность, составляющая своеобразие культуры вместе с другими
личностями Исходя из этого, определяется сущность евразийского государства
Самопознание России, начатое евразийцами (в том числе Н Н Алексеевым) в сфере государства и права, позволяет определить организационно-институциональные основы, органично присущие нашей стране, что открывает пути формирования правового государства, адекватные сути России
В третьем параграфе - «Октябрьская революция 1917 года как начало нового этапа в развитии Российского государства» - исследуется общая для евразийцев оценка революции 1917 г, которая, по их мнению, дает России-Евразии последний шанс для сохранения своей евразийской культуры и государственности в противостоянии агрессивному Западу
Евразийство, как идеологическое движение, зародилось в 20-е годы XX века в эпоху становления советской государственности и стало своеобразным ответом русской эмиграции на свершившуюся революцию и деятельность большевиков Евразийцы не приняли коммунистические преобразования, считая классовую марксистскую идеологию чуждой сути государства вообще и чаяниям русского народа в частности Полагая, что «предреченное к смерти» Советское государство недолговечно, евразийцы приступили к созданию модели нового совершенного государства, отвечающего специфике «России-Евразии»
Перефразируя известное выражение, можно сделать заключение, что движущей силой евразийства была русская революция Сам факт революции и вызванные ею грандиозные перемены дали импульс движению мысли евразийцев
Для того чтобы использовать этот, последний шанс, по мнению евразийцев, необходимо тщательнейшим образом изучить причины русской революции и сделать все, что требуется для ее преодоления, которое становится возможным лишь при пробуждении исторической памяти
Евразийцы отвергают широко распространенные в то время среди русского зарубежья взгляды на революцию, как на дикий и бессмысленный бунт, напоминающий мятежи Разина и Пугачева Еще более решительно они выступают против истолкования факта революции как переворота, организованного группой злоумышленников, прибывших «в запломбированных вагонах» и вызвавших всероссийский пожар революции на деньги германского Генерального штаба Такой подход, по мнению евразийцев, не обладает ни научным содержанием, ни глубиной политического анализа и служит, прежде всего, низкопробным пропагандистским целям
В евразийском понимании, весь ход российской истории - это путь к революции, обусловленный глубокими внутренними причинами, главная из которых - угнетающая культуру и государственность России европеизация, раскалывающая общество, порождая в нем противоречия, приводящие к деградации Евразийцы уловили двоякий результат революции, а именно гибель старой России вместе с ее саморазложившимся правящим слоем и нарождение новой России с ее новым правящим слоем Европеизация - главная причина отрыва правящего слоя от народа, углубления пропасти между ними Расчлененность нации, усиление социальной и духовной дифференциации, рост классовой борьбы и уменьшение возможностей классового, сословного сотрудничества, резкое обострение межнациональных отношений, потеря чувства патриотизма и национального самосознания, при которых люди «начинают стыдиться своего национального и самобытного», - все эти «прелести» европеизации, по мнению евразийцев, испытывала Россия, начиная с реформ Петра I и кончая революцией 1917 г
Евразийцы положительно оценивают роль русской революции, выполнившей неизбежную историческую задачу Возврата к старому быть не могло, и эта устремленность вперед была подхвачена молодыми учеными
С 1917 года, по мнению Г В Вернадского, начался новый период русской истории, который позволил сохранить государственное единство России и успешно противостоять Западу
Коммунистическая идеология, в которой главными мишенями для евразийской критики оказались атеизм, материализм и интернационализм, отрицающий евразийский национализм, по мнению П Н Савицкого, не выдержала испытания жизнью и погибает
Относясь резко отрицательно к революции, как к явлению «неприятному и гнусному», евразийцы принимают факт революции как неизбежный, устанавливая тем самым четкие методологические пропорции невозможно и бессмысленно бороться за реставрацию старых порядков, за восстановление того правящего слоя, чье «разложение и гниение» привело к революции Признавая революцию неизбежным фактом политической истории, евразийцы предлагают искать пути «преодоления революции», то есть выхода из революционной трагедии, путем создания нового правящего слоя
Определяющее значение сферы духа в евразийском учении обусловило вывод «отцов» евразийства о вреде ложных идеологий и жизненной необходимости идеологии истинной Сама жизнь требует преодоления старых революционных идеологий, поэтому и идеология правящей партии (в России - ВКП(б)) «должна засохнуть»
Основоположники евразийства не сомневались, что идеологией новой симфонической личности «России-Евразии» станет национально-патриотическая, православная идеология, носителем которой выступит единственная евразийская (название условное) партия, чьи действия более всего будут соответствовать национальным инстинктам русско-евразийского народа государственности, религиозности, патриотизму
В третьей главе - «Взгляды евразийцев на будущее государственное устройство России» - рассматриваются проблемы путей трансформации советской модели и евразийский проект государственного устройства России, в частности, концепции «идеократии», «демотии», «гарантийного государства», «социально-технического радикализма»
В первом параграфе - «Евразийцы о путях трансформации советской модели государства» - рассматриваются вопросы создания не только новой синтетической идеологии, но и ее неразрывной взаимосвязи с практикой, прежде всего с практикой политической Для этого необходимо создание новой политической партии, которая станет носительницей и материальным воплощением новой идеологии В одном из программных документов евразийцев подчеркивается, что эта новая евразийская партия, построенная на новой евразийской идеологии и призванная сменить партию большевиков, будет принципиально отличаться и от европейских политических партий
В концепцию симфонической личности органично вписывается и учение евразийцев по национальному вопросу, приобретающему особую остроту в период социальных бурь и катаклизмов Евразийцы рассматривают отдельные нации в качестве симфонических личностей, которые в своей совокупности вполне закономерно образуют единый наднациональный союз Что касается политических отношений между различными нациями, входящими в Евразийское государство, то «евразийство стремится к развитию нынешних форм Советской Федерации» и решительно отвергает сепаратистский лозунг «самоопределения всех национальностей»
Марксизм, по мнению евразийцев, стремится к созданию пролетарского интернационализма, а вовсе не союза национальностей Большевики, как считают евразийцы, хотят обезличить все народы, лишить их индивидуальности, «остричь их под одну национальную скобку»
Главный практический вывод евразийцев в отношении России -политэтнического субъекта необходимо делать все для сохранения в целостности складывавшегося веками ее «державного тела», а если уж дихотомия «почвы» и «крови» достигнет высшей точки, то есть
экстремума, то снятие этого противоречия должно быть осуществлено в пользу первого, в противном случае тотальная суверенизация может привести к катастрофе вселенского масштаба
Отношение евразийцев к экономическим преобразованиям, проводившимся в Советском Союзе в 1920-1930-е гг, неоднозначно Считая своим идеалом «государство трудящихся, государство справедливости и правды», евразийцы приветствуют экономические преобразования в СССР, направленные, хотя бы частично, на воплощение «полуосознанных чаяний и предчувствий русского духа о государстве социально-экономической правды» В евразийском проекте прямо развивается концепция «подчиненной экономики» в качестве антитезы «воинствующему экономизму», к которому евразийцы относили марксизм
В теоретическом обосновании социально-экономической программы евразийства проблема собственности играет важную роль Н И Алексеев приходит к выводу, согласно которому ни буржуазный либерализм с его абсолютизацией частной собственности, ни социализм с абсолютизацией общественной собственности не соответствуют глубинным основаниям жизни народов России-Евразии Общий идейно-политический смысл евразийского проекта сводится к формуле «ни капитализм, ни социализм»
Во втором параграфе - «Евразийский проект государственного устройства России» • рассматриваются евразийские концепции государства «идеократии», «демотии», «гарантийного государства», «социально-технического радикализма»
Концепция «идеократии» Православной России в союзе с мусульманским и буддистским Востоком («туранскими» народами) суждено в своем политическом и культурном развитии осуществить чаяния всего человечества по созданию цельного, справедливого общества, где интересы всех и каждого гармонировали бы в органическом единстве
Схемой реализации «общего дела» предусматривается наличие высшей «идеи-правительницы», органично вытекающей из постулатов православной церкви, симфонического социума в виде определенной культуры в ее пространственно-временной реализации (социальный пространственно-временной континуум), мощного социального института в лице государства, которое планирует и координирует «общее дело», одухотворяет его посредством государственной идеологии, в необходимости которой у евразийцев не было никакого сомнения Евразийское государство, таким образом, приобретает статус второй по значимости (после православной церкви) симфонической личности Поэтому в евразийской теории вопросам государственности придается важное значение
Для характеристики одной из высших в иерархии симфонических личностей - государства - основатели евразийского учения вводят понятие «идеократии» По мнению евразийцев, это самый перспективный тип социального устройства в мире, особенно в России-Евразии «Идеократия» означает подчинение социальной жизни конкретному идеалу, естественному «телосу», вытекающему из культуры, религии и духа нации и государства, остающегося постоянным, несмотря на политические, идеологические, этнические и даже религиозные катаклизмы Другими словами, под «идеократией» евразийцы (в частности, Н С Трубецкой) понимают строй, в котором правящий слой отбирается по признаку преданности одной общей идее-правительнице
Основные черты такого идеократического строя этатистский максимализм, активное и руководящее участие государства, а также политической элиты в хозяйственной жизни и развитии самобытной культуры, воспитание граждан и элиты в духе патриотизма, определяемого идейной сопринадлежностью каждого с метаидеалом, то есть идеей-правительницей
Новый тип отбора, который вырабатывается жизнью и призван сменить как аристократию, так и демократию, может быть назван идеократаей или идеократическим строем По мнению евразийцев, идеократаческое государство, в отличие от демократического, имеет свою систему убеждений, свою идею-правительницу, носителем которой является правящий слой Правящий слой сознательно формулирует бессознательное народное миросозерцание и осуществляет народную волю
Идея-правительница должна быть такова, чтобы, во-первых, ради нее стоило жертвовать собой и, во-вторых, чтобы жертва расценивалась всеми гражданами как морально ценный поступок Безусловная ценность и моральное оправдание идеи-правительницы для Н С Трубецкого определяются утверждением блага целого, которым выступает «особый мир» как совокупность народов, имеющих общее «месторазвитие» и связанных общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием культуры или государства Во взглядах Н Н Алексеева идея- правительница получает свое обоснование с религиозно-этических позиций
Учитывая, что монархия в европейской цивилизации изжила себя и демократический строй также являет признаки «обветшания» и «разложения», евразийцы открыли эпоху создания нового типа правящего отбора и нового типа государства
Типы отбора правящего слоя существенно важны для характеристики государства Тип элитного отбора напрямую зависит от типа передаточного механизма В связи с этим, механизм властераспре-
деления по критерию служения основан на идеократическом типе отбора, представительский механизм властераспределения больше комплиментарен демократическому и аристократическому И аристократический, и демократический метод отбора властной элиты в определенной степени связаны с волюнтаристскими формами государства Третий тип отбора правящего слоя - идеократический метод, по нашему мнению, качественно отличается от волюнтаристских типов отбора элиты
На протяжении всей русской (российской) истории правящий отбор существовал в четырех формах 1) княжеская дружина, 2) служивый класс московских государей, 3) дворянство императорского периода, 4) коммунистическая партия Юридическое оформление и историческое «окружение» каждой из этих форм различны, но основной принцип особым образом собранного и отлаженного правящего отбора один и тот же служение государству Правящий отбор формируется по признаку мировоззрения, личной годности и заслуг, пополняясь таким образом все новыми и новыми силами Он не может быть замкнутой кастой, а должен пополняться элементами из всех слоев народа, чтобы всегда его высшей целью были общие интересы особого мира - Евразии, а не интересы отдельных социальных групп Правящий отбор в совершенном евразийском государстве должен обладать знанием высшего эйдоса, то есть ему должна быть открыта высшая религиозно-философская истина, которой он должен служить и во имя которой он должен объединять все общество В дальнейшем это учение П Н Савицкого было распространено на любой политический строй и в любой стране мира
Соборность, по своей сущности, противоречит многопартийности, ибо соборность основывается на принципах холизма, цельности и целостности идейного фундамента функционирования государства Многопартийность и плюрализм истин, в свою очередь, предполагают разрушение соборности и релятивизм государственной идеи
Политический строй идеократии должен быть построен на системе убеждений и иметь единую партию, защищающую интересы государства и личности Природа такой партии будет коренным образом отличаться от партий либеральной демократии Практическое решение поставленных задач евразийцы связали с созданием специфической партии, являющейся носительницей евразийской идеологии
В целом, евразийцы признают как исходный пункт государственную систему, созданную большевиками, которая, по признанию идеологов евразийства, нуждается не в разрушении, а в развитии и поправках, в первую очередь - очищении от коммунизма То есть, принимая советскую государственную форму, евразийцы стремятся к
замене коммунистического основания правящего отбора евразийским
Как бы мы ни относились к евразийскому учению о правящем отборе, несомненно одно оно является оригинальным вкладом в теорию элит, особенно в приложении к российской элите В отличие от создателей индивидуалистических социальных концепций (В Па-рето, Г Моски, Р Михельса) евразийцы анализируют не элитарные группы, а единую элиту, и отдают приоритет не материальному фактору, порождающему противоречия и борьбу между группами элит, а духовности, объединяющей и группы элит, и индивидуумов
Концепция «демотии» Термин «демотия» евразийцы употребляли, чтобы разграничить между собой механицистское и органици-стское понимание демократического принципа «Демотия» - это «органическая демократия», в основе которой лежит принцип «соучастия народа в своей собственной судьбе», по определению Артура Мюллера ван ден Брука Такое соучастие в отличие от либеральной демократии предполагает соучастие в судьбоносных социальных и государственных решениях не только ныне живущих и совершеннолетних граждан, принадлежащих к конкретной территории и социальной системе, но некоего особого существа или народного духа, который складывается из мертвых, живых, еще не рожденных, и общего естественного пути народа как общины сквозь историю
Подлинное представительство народа может быть, как считали евразийцы, обеспечено не с помощью «всеобщего, прямого, равного и тайного голосования», когда представители населения выбираются из числа функционеров конкурирующих политических партий, а на основе представительства местного самоуправления, культурных и профессиональных союзов Евразийская демотия обязательно предполагает бытовое народоправство и народотворчество
Евразийцы предлагали заимствовать у Советов «принцип заступления» одного органа другим, который резко противоречит принципу разделения властей в государствах западной демократии
Концепция «гарантийного государства» Введение проблемы гарантийного государства в концептуальное поле евразийского учения обусловлено общим социальным идеалом евразийцев, который подразумевал обеспечение уважения к человеческому достоинству и основным правам граждан Политические и правовые интересы граждан должны быть надежно защищены государством Евразийцы предлагали учесть опыт западных демократий в деле отстаивания правовых принципов
Государство именуется гарантийным, прежде всего потому, что обеспечивает осуществление некоторых постоянных целей и задач, что оно является государством с положительной миссией
Евразийское гарантийное государство имеет антиподов, к числу которых относились государства «релятивистические» и «доктри-нальные»
Юридически гарантийное государство должно подтвердить свою сущность в Конституции В ней должны быть декларированы обязанности государства перед гражданами и обязанности последних перед государственным целым Приоритет должен быть отдан обязанностям государства, которое, как считали евразийцы, должно выработать положительную программу социального действия 1 Принцип «материальной интенсификации жизни», конкретизированный в максимальном расширении материально-технической основы общества (с целью избавления от бедности и нищеты) 2 Принцип «подчиненной экономики» (широкое культурное строительство) 3 Принцип «положительной свободы» (создание необходимых внешних условий для проявления творческой активности человека) 4 Принцип организации культуры как сверхнационального целого на многонациональной основе.
Народ (демос), в его конкретном бытии, олицетворяет в таком государстве момент движения и развития Постоянная цель и принципы государственной деятельности знаменуют начало устойчивости и постоянства В гарантийном государстве ведет и действует утвержденная в конституции идея Она вдохновляет ведущий слой, представляющий собой совокупность ее защитников, «стражей» и слуг Сочетание статики и динамики образует режим, который Н Н Алексеев называет демотической идеократией или идеократической де-мотией Причем, идеократический элемент выражает идейную статическую платформу, а демотический элемент - динамическую
Концепция «социально-технического радикализма» Евразийская концепция армии парадоксальна и может быть обозначена такими понятиями, как «здоровый прагматизм и реализм» и «идейно-теоретический радикализм» Евразийцы провозглашали конечной целью идеократического государства создание принципиально иной армии, отличной от армий аристократических и демократических государств Общие моменты евразийской концепции армии таковы
1 Признание неразрывной связи военного дела с сущностными чертами и характером общественного и государственного строя 2 В командном составе армии должно присутствовать возможно большее количество профессионально подготовленных членов правящего слоя и государственного актива В свою очередь, правящий слой должен в значительной степени отбираться из кругов офицерства
В заключении сформулированы выводы по диссертационному исследованию По мнению евразийцев, идея «правового государства» является продуктом культурно-исторического творчества за-
падноевропейских народов Ментальное измерение самобытности российской государственности, обоснованное евразийцами, ярко свидетельствует о невозможности полноценной реализации западной модели правового государства Российская государственность, согласно их концепции, должна совмещать в себе твердую власть (начало диктатуры) с народоправством (начало вольницы) в деле построения общества правды и социальной справедливости Евразийская социально-политическая теория базируется на следующих концепциях а) политическом идеале «государства правды» и «государства мира», б) концепции идеократии, определяющей принципы формирования и существования политической элиты (т н «ведущего отбора»), в) обязательном присутствии демотического фактора в управлении государством, с максимально возможным усилением влияния на процесс государственного строительства со стороны низших по вертикали органов власти, г) концепции гарантийного государства, согласно которой органы управления должны обеспечить соблюдение основных политических и экономических прав граждан, д) социально-техническом радикализме, то есть усилении прикладного характера политической теории Неорганичный способ модернизации, по мнению евразийцев, наносит непоправимый ущерб отечественной культуре и политико - правовому развитию, а также, приводит к дестабилизации в обществе Анализ стратегии развития отечественной государственности, проведенный евразийцами, показывает, что выход из создавшейся ситуации может быть найден в евразийской государственно-правовой идеологии, так как иные модели модернизации России, по их мнению, не имеют органической основы либо не реализуемы по целому ряду причин
Основные положения диссертации отражены в публикациях;
1 Панкин А Г Принцип демотии в учении евразийцев // Вестн Южно-Уральского ун-та Сер «Право» Выпуск 7 2006 № 5 (60) С 62-66 (0,25 пл) Издание рекомендовано ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук
2 Палкин А Г К вопросу об общенациональной идее России (Ар-каим-зороастризм-евразийство) // Вестн Челяб ун-та Сер 10 Востоковедение Евразийство Геополитика 2002 № 1 С 131142 (0,68 п л )
3 Палкин А Г Принцип иерархии и концепция обязанности в классическом и современном евразийстве (на примере трудов Н Н Алексеева и А Г Дугина ) II Вестн Челяб ун-та Сер 10 Востоковедение Евразийство Геополитика 2003 № 1 С 111-125 (0,87 п л)
4 Папкин А Г Евразия безопасность и границы // Евразийский ежегодник Сборник научных статей Астана, 2005 С 82-85 (0,18 п л)
5 Палкин А Г Концепция русской культуры в философии евразийцев // Общечеловеческое и национальное в философии IV Международная научно- практическая конференция КРСУ (25-26 мая
2006 г) Бишкек, 2006 С 299-305 (0,37пл)
6 Палкин А Г Влияние степи на формирование древнерусского государства в трудах евразийцев II Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации Международная научно- практическая конференция Иссык-Куль, 27-29 августа 2007 г // Центральная Азия и культура мира Спец вып №1-2(21-22) Бишкек, 2007 С 120122 (0,12п л)
7 Палкин А Г Концепция «гарантийного государства» в учении евразийцев // Учение Льва Гумилева и современные народы Евразии VI Международный евразийский научный форум, 29 октября
2007 г, г Астана (Казахстан) В 2 ч Ч 1 Астана, 2007 С 157-160 (0,18 п л)
8 Палкин А Г Понятие «правящего отбора» в идеократической концепции государства в учении евразийцев // Парадигма современной науки глазами молодых Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых Костанай, 2008 С 21-28 (0,43 п л )
Набор и верстка заказчика
Подписзнмо впечзть0? 11 2008 г Фср шт б,маги 60x84 1/16 Уел печ п 1 625 ТиражЮОзкз Заказ 3288 Отпечатано в ООО Зпатоуст^вскзя типография 456228 Челябинская обп, г Златоуст ул Таганайская 193/1