АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Криминологическое исследование творчества осужденных в местах лишения свободы и реализация его антикриминогенного потенциала в предупреждении преступлений»
ии3400041 На правах рукописи
Исх № '-¿."¿/У
ОТ 'у
ОРАЗАЕВА Дина Карасаевна
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО АНТИКРИМИНОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Специальность 12 00 08 - уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
АВТОРЕФЕРАТ 2 2 0КГ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
2 2 ОКТ ?ЛПд
Москва-2009
003480041
Работа выполнена на кафедре криминологии Московского университета МВД России
Научный руководитель - заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор Лебедев Семен Яковлевич.
Официальные оппоненты доктор юридических наук, профессор
Максимов Сергей Васильевич;
кандидат юридических наук, доцент Фильченко Андрей Петрович.
Ведущая организация - ГУ «Всероссийский Научно-
Исследовательскнй Институт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»
Защита диссертации состоится «^о » /^^£$^2009 г в 14 час на заседании диссертационного совета Д 203 019 03 при Московском университете МВД России (117997, г Москва, ул Академика Волгина, д 12)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент
А Шишков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития Проводимые экономические, политические и правовые реформы сопровождаются кризисными процессами в экономике, способствуют безработице, резкому падению жизненного уровня россиян и в итоге обострению проблемы преступности Криминализация общества не только препятствует его положительному устойчивому развитию, но и представляет угрозу национальной безопасности страны В сложившейся ситуации государство традиционно ориентируется на репрессивные меры предупреждения преступности, отдает приоритет применению к преступникам уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета степени общественной опасности совершенного преступления В то же время не является секретом, что усиление карательных мер по отношению к лицам, нарушившим уголовный закон, а также установление дополнительных правоограничений в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, лишь усугубляет и без того сложную криминологическую обстановку в стране, увеличивает количество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, усиливает социальную напряженность
Позитивные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в нашем обществе, демократизация всех сторон его жизни предъявляют новые гуманистические требования к организации исполнения уголовных наказаний и содержанию лиц, лишенных свободы, вызывают объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов социализации и ресоциализации лиц, совершивших преступления и отбывающих за них соответствующее уголовное наказание, способствующих в целом реализации предупредительного потенциала государственного воздействия на преступность
Познание преступной среды дает основание утверждать, что изучение творчества осужденных в местах лишения свободы как одного из мощных эмоционально-интеллектуальных средств социализации личности в условиях социальной изоляции является необходимой и чрезвычайно важной предпосылкой выбора оптимальных мер предупреждения преступности Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривается как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания Поэтому поддержание творческого человеческого потенциала государством, в том числе в среде осужденных, является одним из серьезных факторов стабильности, а значит, безопасности любого общества.
Проявления творческой деятельности весьма многообразны Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека Между тем в
науке выделяются следующие основные виды творческой деятельности человека социальное, научное, техническое, художественное и др Особое место в повседневной жизни занимает социальное творчество В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, касающиеся преобразования и отражения любой сферы человеческой деятельности. Это представляется весьма важным для криминологической науки, изучающей закономерности преступного поведения и процессы, его стимулирующие Любое творчество, имеющее отношение к сфере преступной деятельности во всех многообразных формах ее проявления, безусловно, должно стать самостоятельным объектом криминологических исследований Наиболее ярким гримером является творчество лиц, имеющих прямое отношение к преступной деятельности и характерному для нее особому преступному образу жизни, большей частью проявляемому в среде осужденных к лишению свободы
Детальное изучение творчества осужденных позволяет выявлять их душевные переживания, тенденции движения их психологических состояний. Такой анализ является способом изучения субкультуры осужденных, а также личности преступника. Именно продукты творчества осужденных позволяют раскрыть качественную сторону их эмоциональных состояний- яркость, чувственность, надрыв и даже агрессивность Все это чрезвычайно важно знать криминологу для создания специальной индивидуальной профилактической программы каждому осужденному в целях предупреждения совершения им повторных преступлений, программ противодействия распространению криминальной субкультуры, нацеленной на поддержание криминогенной стабильности.
Изучению субкультуры осужденных посвятили свои научные труды
A. В Абаджан, В Ф Абрамкин, Ю. К Александров, Л И Альперн,
B. М Анисимков, Ю. М. Антонян, М. М Бабаев, Е Г Багреева, Н П Барабанов, Ю И. Блохин, А Г. Бронников, Д. Б Вальяно, М. Н Гернет, Я И. Ги-линский, Ю В Голик, А И. Гуров, А И. Долгова, Е. С Ефимова, А. И Зубков, Я М. Коган, М Ф. Костюк, С Я Лебедев, А С. Михлин, А Н Олейник, В Ф Пирожков, С. В Назаров, О В Старков, В Ф. Трахгенберг, А Г Тара-брин, В В Тулегенов, Г Ф Хохряков, Л В Яковлева и до Однако эти исследования касались в основном отдельных элементов пенитенциарной субкультуры, в частности особенностей неформального стратификационного разделения осужденных на субкультурные группы, особенностей уголовных татуировок, тюремного жаргона, криминальных традиций и обычаев, средств коммуникации, оставляя практически без криминологического внимания такой важный элемент тюремной субкультуры, как творчество осужденных. Данными обстоятельствами и необходимостью расширения криминологического познания факторов, способствующих эффективному предупреждению преступлений, как первичных, так и рецидивных, объясняется выбор темы диссертационного исследования
Целью исследования стало получение нового научного знания о специфике творческой составляющей культуры (в нашем случае -
субкультуры) и ее продуктов, относящихся к жизнедеятельности людей, лишенных свободы по приговору уголовного суда, а также использование этой научно обоснованной информации в организации предупреждения преступлений, как рецидивных, так и первичных
Достижению цели исследования способствовало решение следующих
задач
- определение понятия и сущности феномена творчества в жизни общества, социальных групп, отдельных личностей, а также познание теоретических предпосылок криминологического анализа феномена творчества применительно к специфической сфере общения лиц, совершивших преступления и находящихся в местах лишения свободы,
- раскрытие особенностей творчества осужденных в местах лишения свободы как элемента тюремной субкультуры, выявление исторических предпосылок развития феномена тюремной субкультуры и его эмоциональных элементов, связанных с творчеством осужденных,
- разработка методических основ обеспечения криминологического изучения творчества осужденных в местах лишения свободы,
- изучение образцов творчества осужденных в местах лишения свободы в прошлом и настоящем системы уголовно-исполнительных учреждений России,
- исследование криминогенного потенциала творчества осужденных как необходимого условия предупреждения преступности,
- определение путей реализации ангикриминогенного потенциала творчества осужденных в предупреждении преступлений,
- разработка рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений с использованием знания об особенностях творчества осужденных, в том числе имеющих значение для предупредительной деятельности органов внутренних дел
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие на основе реализации творческого потенциала осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
Предметом исследования выступают закономерности влияния механизмов творчества на процессы социализации и ресоциализации осужденных, исторические и современные предпосылки развития творческого потенциала осужденных в исправительных учреждениях, продукты творчества, творческий процесс и его субъекты в местах лишения свободы, криминогенное и антикриминогенное влияние творчества осужденных на формирование и предупреждение преступного поведения, организационно-правовые, тактические и специальные меры развития и коррекции творчества осужденных к лишению свободы, направленные на предупреждение первичных и рецидивных преступлений
Методология п методика исследования. Обоснованность и достоверность выводов, содержащихся в диссертации, обеспечены комплексным применением общенаучных и частнонаучных методов познания социальной действительности логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции, исторического, логико-юридического,
системно-структурного, социологического (опросы, наблюдение, изучение документов и продуктов художественного творчества) и др Кроме того, с учетом междисциплинарного характера криминологического исследования его методологическую основу, помимо собственно криминологических, составили фундаментальные положения философии, социологии, психологии (общей, юридической, социальной, возрастной), педагогики, культурологии, искусствознания и фольклористики
Нормативной базой исследования являются Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также законодательство в области образования и культуры, ведомственные нормативные акты Минюста России и МВД России
Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные автором в результате
- опроса (анкетирования) 250 осужденных мужчин и женщин, а также несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима и воспитательных колониях за преступления различной тяжести на территории Московской, Рязанской, Белгородской областей,
- опроса (интервьюирования) психологов, педагогов, библиотекарей (всего 45 человек) исправительных учреждений, находящихся на территории указанных областей,
- опроса (интервьюирования) 60 сотрудников различных правоохранительных органов (прокуратуры Москвы и Московской области, ГУВД по г Москве, УВД гг Рязани, Нового Оскола, Можайска, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний г Москвы и учреждений уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории указанных областей),
- опроса (интервьюирования) сотрудников Центра содействия реформе уголовного правосудия и других общественных объединений граждан, религиозных и благотворительных организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе ресоциализации осужденных и проведении социально-воспитательной работы с ними
Эмпирическую основу исследования также составили результаты анализа печатных средств массовой информации, популяризирующих творчество осужденных за 2005-2009 гг, сведения, зафиксированные в личных делах, письмах и личных альбомах осужденных, Интернете и иных документах информационно-справочного характера. Наряду с этим, были детально изучены сами образцы творчества осужденных.
Научная новизна исследования определяется ее предметом, поставленными задачами и заключается главным образом в том, что диссертация содержит не отраженную до настоящего времени в юридической литературе научную информацию о криминологических особенностях творчества лиц, лишенных свободы за совершение преступлений, с учетом криминогенных и антикриминогенных качеств этого традиционного
элемента тюремной субкультуры, об использовании такой новой научной информации в предупреждении первичной и рецидивной преступности. При этом в диссертации впервые определены формы популяризации криминогенного потенциала творчества осужденных в средствах массовой информации (криминально активная и криминогенная) и предложения по их нейтрализации, выявлен ангикриминогенный потенциал творчества осужденных в местах лишения свободы и определены пути его реализации в предупреждении преступлений, предложена криминологическая классификация продуктов творчества у различных категорий осужденных в зависимости от их возраста, пола, тяжести совершенного преступления, срока и условий их содержания в местах лишения свободы, криминогенного и антикриминогенного влияния на формирование и развитие антиобщественного образа жизни
Положения, выносимые на защиту:
1 Творчество осужденных в местах лишения свободы представляет собой социальную деятельность, направленную на создание уникальных, качественно новых материальных и духовных ценностей, выступающую средством самовыражения и самореализации людей, осужденных за совершение преступлений и находящихся в условиях социальной изоляции (исправительных учреждениях), детерминируемую как совокупностью накопленных у них социокультурных ценностей, обычаев, традиций, так и сформированными под их влиянием личными интересами и потребностями При этом творчество осужденных содержит большинство элементов народного, коллективного и индивидуального творчества, традиционно реализуемого в социальной, технической, художественной, научной и иных сферах Кроме того, творчество осужденных имеет свою специфику в зависимости от социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик
2 Творчество в субкультурном образовании осужденных является одним из основных рычагов воздействия на личность, причем как включенную в сферу криминального общения, так и находящуюся в стороне от криминальных процессов Наряду с этим, такое воздействие может быть, с одной стороны, криминогенным — формирующим и стимулирующим преступное поведение, с другой, - ангикриминогенным - сдерживающим и нейтрализующим формирование и развитие преступных намерений и соответствующего им криминального образа жизни. И то, и другое обстоятельства, безусловно, обладают предупредительным, главным образом, индивидуально-профилактическим потенциалом, требующим использования в правоохранительной практике и в местах лишения свободы, и вне исправительных учреждений
3 Для нейтрализации криминогенного потенциала творчества осужденных в местах лишения свободы следует принимать во внимание наличие двух основных форм его воздействия на криминализацию сознания криминально активную и потенциально криминальную Криминально активная форма воздействия - это форма, при которой осужденный -
производитель продукта творчества использует негативные образы тюремной субкультуры в своем творчестве с прямым умыслом, в частности предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, желает их наступления Ярким примером такого воздействия является специфический жанр творчества субкультуры преступного мира, к которому часть осужденных приобщается очень рано Это один из наиболее распространенных видов художественно-изобразительного творчества осужденных - татуирование различных частей тела Потенциально криминальная форма воздействия творчества осужденных в местах лишения свободы на криминализацию сознания - это форма, при которой осужденный - производитель продукта творчества использует негативные образы тюремной субкультуры в своем творчестве с косвенным умыслом, в частности предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично В этом случае осужденный - производитель творческого продукта активно использует все негативные элементы тюремной субкультуры, но цель реализации такого творчества не является для него приоритетной Как правило, это относится к тюремным поэтам, музыкантам, которые фиксируют свои стихи в своих личных альбомах или исполняют свои песни в клубе на территории колонии
4 Продукты творческой деятельности осужденных часто выступают важным источником профилактической информации Именно в них, как ни в чем ином, раскрываются (формализуются) образы прошлого, настоящего и, возможно, будущего бытия личности осужденного Отсюда целенаправленная организация предупреждения преступлений требует от специалистов обязательного обладания навыками профессионального распознавания по образцам творчества осужденных свидетельств их прошлой и настоящей жизни, а также анализа их отношения к совершенному преступлению, наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, окружающим людям По образцам творчества, несомненно, можно прогнозировать поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения, а, следовательно, более эффективно предупреждать совершение ими новых преступлений
5 В новых социально-экономических и нравственно-духовных условиях России возникает острая необходимость особого криминологического внимания к фактам популяризации в СМИ криминогенного потенциала творчества осужденных, главным образом, среди молодого поколения В этом случае специалистам следует активно участвовать в нейтрализации криминогенности иллюстрируемого творчества, сопровождать трансляции и публикации криминогенных по своей сути образцов творчества преступников соответствующими антикриминогенными комментариями Наряду с этим, важным ангикриминогенным смыслом (возможно принципом) использования «позитивных» (не содержащих элементов криминальной субкультуры) продуктов творчества осужденных в предупредительной деятельности должно
быть понимание того, что творчество едино и не требует разграничения по источнику своего происхождения Тем более представляется криминологически неоправданным «клеймение» продуктов такого творчества в зависимости от принадлежности их авторов к какой-либо конкретной форме жизнедеятельности человека, в нашем случае представляющего криминальную среду Обозначение этой принадлежности, как имеющей отношение к криминальному образу жизни, может быть отчасти допустимо исключительно для специалистов Для всех остальных граждан демонстрация подобной принадлежности будет иметь, скорее, криминогенный эффект, препятствовать общепредупредительной цели Это в обязательном порядке необходимо учитывать при организации публичных выставок творчества, являющегося продуктом среды осужденных
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученная в его результате научная информация призвана дополнить и развить многие из разделов современной криминологической науки, в частности теоретические аспекты познания тенденций и закономерностей современной российской преступности, причин и условий ее формирования, криминологическую теорию анализа механизма детерминации преступного поведения личности через ее социально-психологические свойства, а также теоретические основы предупреждения преступности Новая криминологическая информация о творчестве осужденных и его роли в системе предупреждения преступлений может дать импульс развитию других аналогичных гуманитарных исследований, например в области культурологи, социологии, психологии Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов юридического профиля, прежде всего, системы ФСИН России и МВД России при преподавании курсов «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел»
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании стратегии предупреждения преступности, разработке различных программ нейтрализации криминогенных субкулыурных факторов, стимулирующих формирование преступного поведения, а также в развитии ангикриминогенных свойств творчества, направлении этого развитая на предупреждение первичной и рецидивной преступности как в местах лишения свободы, так и за их пределами. Наряду с этим, положения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут составлять базу новых научных изысканий в области социально-правового контроля над преступностью
Апробация результатов исследования. Полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на расширенном заседании секции криминологии и предупреждения преступлений ЦОКР МВД России, состоявшемся 19-20 марта 2009 г в Московском университете МВД России, научно-практической конференции адъюнктов и соискателей Московского университета МВД России 24 апреля 2009 г, заседаниях и семинарах Центра
содействия реформе уголовного правосудии в январе-марте 2009 г, а также использовались в учебном процессе Московского университета МВД России. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в трех научных публикациях автора по теме проведенного исследования, одна из которых - в научном издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований соискателей ученой степени кандидата юридических наук
Структура и объем работы. Поставленные научные задачи, характер и методология проведенных исследований оцределили структуру и содержание диссертации Она состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его методологическая основа и нормативная база, указывается используемый эмпирический материал, представлены научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов исследования Особое место отводится положениям, выносимым на защиту, обоснованности и достоверности научных выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации
Первая глава - «Теоретические и методические основы исследования творчества осужденных в местах лишения свободы» - состоит из трех параграфов
В первом параграфе - «Понятие и сущность творчества в жизни общества, социальных групп, индивидов■ теоретические предпосылки криминологического анализа» - автор приводит теоретические воззрения на понятие творчества, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, подробно рассматривает классификацию видов творчества, представляет определение творчества, позволяющее проводил, криминологический анализ данного явления применительно к специфической сфере общения лиц, совершивших преступления и находящихся в местах лишения свободы, а также выявлять его взаимосвязи с преступностью и процессом ее предупреждения
В условиях множественности различного рода кризисных явлений нашей жизни научная мысль продолжает свое экстенсивное и интенсивное развитие в сторону своего прогресса Происходит постоянное и активное обогащение содержания такого социального феномена, как творчество Находя отражение в различных гуманитарных науках, оно предстает как одно из самых емких понятий Многозначность понимания творчества породила и многочисленные сложности, связанные с научным определением этого понятия Каждая вновь появляющаяся интерпретация творчества закладывает базис для возможности выявления новых аспектов
Творчество имеет неисчерпаемые потенциальные возможности Его познание вглубь и вширь позволяет реализовывать поиск новых, преимущественно нестандартных и оригинальных решений по возникающим глобальным проблемам человечества и отдельных его индивидов
Та или иная теория творчества и предлагаемые учеными ее дефиниции в определенный период общественного развития в известной мере несут на себе отпечаток эпохи своего зарождения Этот феномен как историческая категория на каждом этапе общественного развития получает особую форму существования Будучи определенное время популярными, они не проходят бесследно, внося свой немаловажный вклад во всеобщее познание этого явления человеком Поэтому можно утверждать, что сам процесс развития познания творчества не является линейным Кроме того, это не есть переход от одной модели понимания творчества к другой, это многонаправленный процесс, причем нередко параллельного развития нескольких концепций понятия творчества, что позволяет всестороште исследовать этот феномен
Творчество сегодня - это одно из немногочисленных явлений жизни человека, которое имеет множество смысловых оттенков, что порождает многочисленные мифы общественного сознания относительно своего содержания По-видимому, этим выражается глубина и неизмеримость человеческого бытия и возможностей самого человека Бесспорным является лишь то, что это явление - в общем смысле процесс или результат создания субъективно нового Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его продукта Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию Таким образом, в творческом процессе автор вкладывает в материал некие не сводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства и представляет большой интерес для исследования творчества лиц, лишенных свободы по приговору суда.
Жизнь в неволе не может заставить человека отказаться от его потребностей, в том числе от стремления к творчеству Однако, несмотря на собственную, инициативную активность осужденных, важно иметь в виду влияние на их сознание условий проживания и окружающего общества в исправительных учреждениях и в этой связи качественное отличие их уровня сознания от сознания, свойственного представителям общей культуры человечества Но при этом важно учитывать, что творчество, в котором объективируется и в наибольшей степени концентрируется эстетическое отношение осужденного к миру, является незаменимым фактором социализации его личности, связывая ее с обществом самыми сокровенными узами и воздействуя на самые сокровенные стороны человеческого поведения Это направление позволит оценивать часть продуктов творческой деятельности осужденных, не содержащих
криминальные мотивы тюремной субкультуры, наряду с продуктами творчества свободного общества, с точки зрения их культурной и социальной значимости Такое понимание возможностей творчества в местах лишения свободы значительно расширяет спектр целей и задач, делая культурно-эстетическое развитие осужденных не отдельным пунктом в положениях о воспитательной работе в исправительных учреждениях, а одним из характерных явлений культуроформирующего процесса, который занимает значительное место в теории предупреждения преступлений
Во втором параграфе - «Творчество осужденных в системе тюремной субкультуры Исторические предпосылки развития тюремной субкультуры» -рассмотрена взаимосвязь таких понятий, как культура, субкультура, тюремная (пенитенциарная) субкультура, творчество осужденных, выявлены основные точки соприкосновения этих явлений и характер их современного взаимодействия, а также исторические предпосылки развития феномена тюремной субкультуры и его эмоциональных элементов, связанных с творчеством осужденных
Связь культуры, субкультуры, тюремной (пенитенциарной) субкультуры и творчества осужденных носит характер диалектического взаимодействия, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость Она многогранна и проявляется в разнообразных сферах
Культура - это основная предпосылка творчества Благодаря культуре от поколения к поколению передается социальный опыт, включающий продукты материальной и духовной деятельности
Культурное наследие является главным богатством цивилизации, культура отличает человека прошлого от человека современности, культурные традиции служат отличием одного народа от другого В то же время господствующая в обществе культура не носит универсального характера для всех членов общества Существуют малые группы, имеющие свою альтернативную культуру, отличающуюся от официальной культуры или даже отрицающую ее Эти малые группы на Западе, а затем и в России были названы субкультурами Приставка «су б» свидетельствует лишь о том, что культуры этих групп являются подсистемами единого целого - общей культуры Они - другие, но тоже культуры, развивающиеся по общим для культуры законам
Субкультурные отношения присутствуют в каждом социальном срезе общества Можно говорить о субкультуре сотрудников милиции, врачей, студенческой субкультуре, криминальной субкультуре Со стремительным распространением наркомании в молодежной среде формируется особая «наркоманская» субкультура, продолжают существовать и развиваться субкультуры представителей организованной и профессиональной преступности, которые по своим основным параметрам сращиваются с криминальной субкультурой, ее антисоциальными нормами, устоями и др
Это многообразие форм субкультурных отношений, в свою очередь, влияет и на качественный состав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и на формирование новой тюремной
(пенитенциарной) субкультуры, которая, объединяя в себе признаки всех перечисленных выше субкультур, криминальных и некриминальных, обусловлена во многом рядом не устранимых внешних условий лишения свободы
В процессе взаимодействия осужденных различных субкультурных групп возникает общность художественно-эстетических средств, используемых в творчестве поэтический язык, мелодия, рига, ингонационносгь, образность, эмоциональность, метафоричность мышления и т п
При этом необходимость возникновения общности художественно-эстетических средств заставляет одних осужденных подстраиваться, соглашаться, пересматривать свои и принимать «чужие» ценности более активной, а порой и агрессивной (криминальной) субкультурной группы, для других приоритетными целями останутся выживание с наименьшими «потерями» для себя в неестественных условиях, сохранение и развитие того набора материальных и духовных благ, которые остались у них после лишения свободы Для осужденных этой группы характерны нейтральные мотивы в творчестве, с сохранением его антикриминогенного потенциала, анализ которого, наряду с традиционными существующими исследованиями, дает возможность опосредованного и потому наиболее объективного и эффективного способа изучения самой личности правонарушителя
В третьем параграфе - «Методическое обеспечение криминологического изучения творчества осужденных в местах лишения свободы» - определена методика и основные направления исследования творчества осужденных в местах лишения свободы
Криминологическое изучение творчества осужденных предполагает его рассмотрение в качестве криминологического феномена, что, в свою очередь, диктует определенные параметры и методологические принципы, подходы, свойственные именно криминологии На первый план выходят его антикриминогенные характеристики, взаимосвязи творчества осужденных с преступностью, а также его функционирование в едином комплексе социального контроля над преступностью Криминологическое изучение творчества осужденных затрагивает такие важные собственно криминологические предметные области, как проблемы детерминации преступности, этнопсихологические основания преступного поведения
Осуществляя криминологическое исследование, необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами предупреждения преступности, требующими от криминологических исследований не только познания явлений и процессов, играющих криминогенную роль, но и выявление соответствующих взаимосвязей, на которые можно оказать воздействие с помощью комплекса необходимых для этого мер, средств и методов Такой комплексный подход нужен для всесторонней оценки изучаемых нами явлений и процессов, поэтому накопленный другими социальными науками материал может и должен быть использован для криминологического анализа феномена творчества осужденных
Исследование творчества осужденных в местах лишения свободы предполагает свои теоретический и эмпирический уровни познания Теоретический уровень позволяет определить исторические и национальные особенности творчества осужденных в нашей стране, познать закономерности развития этого социального явления, изменение его основных характеристик в связи с переменами условий жизни общества Эмпирическое изучение основывается на использование методов получения криминологической информации о степени распространенности преступных мотивов в творчестве осужденных, их влиянии на формирование преступного поведения, с одной стороны, на интенсивность и оптимальность реакции на это влияние государства, общества и самих осужденных - с другой
В качестве источников необходимой информации использовались различные научные, аналитические и статистические материалы по данной проблематике, а также письма и личные альбомы осужденных, многие из которых были получены в результате использования конкретных социологических методов получения информации Учитывая трудность сбора материала, вызванную ограниченным доступом в места лишения свободы и законспирированностью лиц, осуществляющих творческий процесс в колониях, самым эффективным из всех методов изучения творчества осужденных в местах лишения свободы является метод включенного наблюдения Исследователь становится непосредственным участником изучаемого процесса, находится в контакте с наблюдаемым через участие в их деятельности Несмотря на рискованность использования такого метода в преступной среде, диссертант успешно осуществила его в ряде исправительных и воспитательных колоний, определенных в ходе выборки для исследования
Намеченные контуры осмысления творчества осужденных позволяют в известной мере объединить социологические и правоведческие исследования Учет указанных особенностей и методов анализа объясняется сложностью и противоречивостью самого явления творчества в местах лишения свободы, а также конечным результатом исследования, нацеленным на выявление влияния этого феномена на криминогенные процессы, происходящие сегодня в нашем обществе
Вторая глава - «Криминологическое изучение творчества осужденных в местах лишения свободы» - включает два параграфа
В первом параграфе - «Творчество осужденных в местах лишения свободы как объект комплексного криминологического анализа» - рассмотрена криминологическая специфика творчества осужденных в местах лишения свободы, качественное состояние его элементов, проанализирован механизм влияния творчества на процесс детерминации преступного поведения через социально-психологические свойства личности.
Криминологическая оценка творчества осужденных позволяет оценивать различные формы и уровни его взаимодействия с преступностью,
в частности через состояние общей культуры всего населения, системы воспитания, влияние морали и нравственных норм
Творчество в субкультурном образовании осужденных является одним из основных рычагов воздействия на личность, причем как включенную в сферу криминального общения, так и находящуюся в стороне от криминальных процессов Наряду с этим, такое воздействие может быть, с одной стороны, криминогенным - формирующим и стимулирующим преступное поведение, с другой, - антикриминогенным - сдерживающим и нейтрализующим формирование и развитие преступных намерений и соответствующего им криминального образа жшни.
Творчество как процесс - это не только эмоции и чувства осужденного, это, прежде всего смоделированная в виде художественного образа жизненная реальность, выступающая в качестве проблемы для конкретного субъекта Творчество формирует соответствующие стандарты потребностей у осужденных, а также определяет способы удовлетворения этих потребностей
К сожалению, традиционная система исправительных учреждений зачастую не только не направлена на развитие творческих способностей, раскрытие индивидуальности каждого осужденного с целью нейтрализации его личной деструктивности, но и в ряде случаев препятствует этому, «блокируя» проявления творческой активности
Сегодня формальный характер изучения личности осужденного, заключающийся в традиционных и мало эффективных способах (морализаторские беседы или угрозы, анкетирование), не только отличается низкой степенью откровенности, но и имеет в основном нейтральное воздействие на осужденных, т е фактически не оказывает никакого влияния на их мировоззрение Поэтому только комплексное воздействие на осужденного, включающее широкий спектр изучения его творчества, может повысить эффективность получения более достоверной информации о личности осужденного и тем самым обеспечить результативность исправительного процесса.
Познание творческих способностей и в целом феномена творчества осужденного - задача достаточно новая и сложная С одной стороны, творчество личности носит индивидуальный характер, с другой - в течение всей жизни человека происходят изменения жизненно важных для него ценностей, в чем человек может не отдавать себе отчета, но неизменно отразит их в своем творчестве Выражая свои мысли в художественном произведении, автор (осужденный) зачастую не может контролировать свою откровенность, и «опрометчиво» увлекаясь процессом, отражает самые сокровенные из них А, зная прошлое и настоящее осужденного, анализируя его отношение к совершенному преступлению, наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, окружающим людям, можно спрогнозировать поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и после освобождения
Во втором параграфе - «Криминологическая оценка образцов творчества осужденных в местах лишения свободы» ~ автором проанализирована необходимая эмпирическая информация о специфике
творчества осужденных в прошлом и настоящем системы уголовно-исполнительных учреждений России и приведена характеристика отличительных признаков этого феномена относительно творчества зарубежных осужденных
Исследуя исторический путь развития тюремного творчества, можно прийти к выводу, что человеческое общество стало свидетелем уникальной способности этого явления, частично меняясь, выживать в любых условиях Приспосабливаясь к тяжелым условиям жизни, осужденный, попавший в места лишения свободы, как правило, адаптировался в них настолько, что его внутренняя культура претерпевала трансформацию, приобретала контраст с традиционной культурой, нередко в сторону ее упрощения и вульгаризации Осужденные, лишенные свободы и прав, «варились» в одном котле - в соку из собственных нравов, привычек, ценностей и др В полной изоляции от общества уголовный мир сформулировал свои законы выживания и общения, создал целую галерею обрядов, традиций, атрибутики и творчества Со временем они изменялись и пополнялись, действовали как естественным образом, по сложившимся нормам, по инерции, так и по принуждению
Стабильность существования среды осужденных является одним из факторов постоянного развития и обогащения ее субкультуры Изучение современной среды в местах лишения свободы свидетельствует о наличии в ней нескольких субкультур женская тюремная субкультура, мужская, субкультура несовершеннолетних, субкультура «первоходок», т е тех, кто попал в тюрьму впервые В отдельную группу можно выделить особо опасных преступников, отбывающих наказание «пожизненно» Наличие различных субкультурных групп в современной среде исправительных учреждений, а также разные условия их содержания в местах лишения свободы говорят и о разном подходе к творчеству в этих группах. Речь идет о принципиальных отличиях в творческих мотивах, о популярности отдельных творческих жанров в тех или иных группах, о наличии или отсутствии в творчестве разных групп элементов криминальной субкультуры Но при этом, безусловно, не исключается присутствие общих особенностей Как правило, они либо связаны с условиями мест лишения свободы изоляция, частое совмещение творчества с тяжелой работой, запрет руководства исправительного учреждения, отсутствие технического оснащения и тд, либо с социокультурным уровнем самого осужденного отсутствие или недостаток образования, приверженность к уголовной атрибутике, к элементам криминальной субкультуры, у несовершеннолетних неблагополучная среда воспитания
Главная особенность российской тюремного творчества заключается в том, что в его основе лежат базовые ценности традиционной культуры Возможно, именно поэтому оно и вольным миром воспринимается как нечто родное и близкое Такое творчество не имеет аналогов Это феномен, обладающий огромной устойчивостью, способный к самовоспроизведению
В последнее время творчество осужденных становится объектом культурологических и антропологических исследований именно потому, что
наглядно демонстрирует общекультурные механизмы в действии Криминологическое исследование преследует цель привлечь внимание ученых - криминологов к феномену творчества осужденных в части предупредительной деятельности, воздействия с его помощью на личность преступника, предотвращения совершения им повторных преступлений, а также определить мотив деятельности осужденного в исправительном учреждении для дальнейшей индивидуальной профилактической работы с ним
Третья глава - «Творчество осужденных в местах лишения свободы в предупреждении преступлений» - включает два параграфа.
В первом параграфе - «Криминогенный потенциал творчества осужденных предпосылки и перспективы нейтрализации» - исследован криминогенный потенциал творчества осужденных
Субкультурная среда осужденных в местах лишения свободы является приоритетной в ряду субъектов, на которых направлена профилактическая деятельность Как было отмечено ранее, тюремная субкультура - явление по-своему уникальное, имеющее огромное влияние не только в местах лишения свободы, но и за их пределами Творчество в этом субкультурном образовашш может быть одним из основных рычагов воздействия как криминогенного, так и ангикриминогенного свойства
Криминогенное воздействие выражается в содержащейся в некоторых песнях и стихотворениях, накожной живописи (татуировках) осужденных информации о преступлениях, о жизни преступников в местах лишения свободы и в свободном обществе и преследует различные цели Иногда это способ саморекламы бездарного «творца», иногда выброс адренашна заскучавших масс, иногда агрессивный протест, а чаще способ активного и повсеместного культивирования в общественное сознание образцов и норм поведения криминальной среды, насаждения элементов блатного творчества, пропаганды характерных для этой субкультуры способов решения проблем и выяснения отношений
Криминогенный потенциал творчества осужденных, сформировавшись в преступном сообществе в местах лишения свободы и совершенствуясь в нем, представляется не просто отражением настроений и мироощущением преступника Он гораздо в большей степени - вредное явление социального характера В отличие от антикриминогенного потенциала творчества осужденных, препятствующего появлению и распространению насилия, жестокости, криминогенный, наоборот, способствует эскалации этих явлений, декларируя их как действенные способы удовлетворения потребностей В данном контексте деструктивная роль этого творчества в развитии общества выражается в агрессии, которая оказывает непосредственное влияние на формирование противоправного поведения Культивация в криминогенном творчестве осужденных преступного поведения в качестве ценного образца, точнее, образца для подражания, стремления к удовлетворению своих потребностей любой ценой приводит к тому, что, сталкиваясь с социальными противоречиями и межличностными
конфликтами, потребитель зачастую выбирает навязанные ему противоправные способы их разрешения
Современные методологические подходы к организации антикриминальной деятельности государства основаны на научных представлениях о кризисе системы наказания, уголовной политики и юстиции, опирающихся лишь на уголовно-правовые средства. Сегодня усилиями только правоохранительных органов невозможно эффективно контролировать преступность, это должно быть делом общества в целом При этом результат существенно зависит от уровня развития социума, степени его активности, развитости культуры и т п Без создания комплекса мер по нейтрализации криминогенного воздействия творчества осужденных на сознание населения существование эффективной системы социального контроля над преступностью невозможно в принципе Однако здесь важно подчеркнуть опасность применения жестких мер нейтрализации этой социальной проблемы Когда традиционную культуру ставят на грань уничтожения, она использует все имеющиеся резервы, обращается к архетипам, самым глубинным слоям в душах своих носителей И никто не даст гарантии, что не произойдет очередная акция протеста заключенных или захват заложников и эти акции не приведут к жертвам среди гражданского населения
На наш взгляд, более приемлемой в этом случае будет политика «замещения» криминогенного потенциала творчества осужденных на антикриминогенный, заключающаяся в минимизации «реалистичности тюремной жизни», сокращении негативных элементов тюремной субкультуры в СМИ, тем более что они порой далеки от действительно правдивых фактов
Во втором параграфе - «Реализация антикриминогенного потенциала творчества осужденных в предупреждении преступлений» - определены пути реализации ангикриминогенного потенциала творчества осужденных в предупрезвдении преступлений, приведены разработанные рекомендации, направленные на предупреждение преступлений с использованием знания об особенностях творчества осужденных, в том числе имеющие значение для предупредительной деятельности органов внутренних дел
Рассуждая о творчестве осужденных, большинство исследователей опирается в основном на выработанные годами общественные стереотипы, вспоминая лишь песни а-ля «шансон», стихи, пронизанные тюремной романтикой, татуировки с «лагерной» символикой, соответственно с установкой на криминальность и примитивность этого явления На наш взгляд, подобный односторонний подход лишает любое исследование объективности Тип оценки происходящего, уровень самосознания, свободы и культуры среди многих попавших в тюрьму и колонию людей не позволяет смешивать их опыт с опытом профессионалов криминального мира, рецидивистов, которые делят жизнь «на ходки» Если у людей разных профессий, попадающих в заключение либо за случайные преступления вроде ночного наезда на неосвещенной дороге, либо по исторической 58-й статье во времена ГУЛАГа, и у профессионалов-рецидивистов разная
ментальность, то у них будет, и разный тип восприятия тюремного времени и пространства, и, следовательно, другой подход к творчеству Внутри тюремной субкультуры существует такое множество своих некриминальных субкультур, что их игнорирование делает несостоятельным любое высказывание на заданную тему
Наиболее приемлемым вариантом представляется не просто сохранение и развитие творчества как воспитательного процесса в исправительных учреждениях, но и направление всего антикриминогенного потенциала творчества осужденных в местах лишения свободы на борьбу с преступностью и разработку мер безопасности К сожалению, нередко именно эта функция творчества осужденных недооценивается Между тем криминологическое значение этого феномена и спектр его возможностей в противодействии преступности весьма велики
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
В научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
1 ОразаеваД К, Лебедев А С Романтизация образов криминального насилия в художественном творчестве // Человек преступление и наказание
2008 №3 -0,5 п л
2 Оразаева Д К. Творчество осужденных в системе тюремной субкультуры // Вестник Московского университета МВД России 2009 № 9 - 0,3 п.л
В иных изданиях
3 Оразаева Д К Криминологический взгляд на исторические предпосылки распространения тюремной субкультуры в российском обществе//Криминологический журнал 2008 №1(13) -0,4пл
4 Оразаева Д К Реализация антикриминогенного потенциала творчества осужденных к лишению свободы в предупреждении преступлений // Право теория и практика 2009 № 4 - 0,3 п л
5 Оразаева Д К Криминогенный потенциал творчества осужденных предпосылки и перспективы нейтрализации // Криминологический журнал
2009 №1(15) - 0,5 п л
ОРАЗАЕВА ДИНА КАРАСАЕВНА
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО АНТИКРИМИНОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Автореферат диссертации
Подписано в печать 21 09 2009
Заказ № 2613 Тираж - 75 экз Печать трафаретная Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш , 36 (499)788-78-56 www autoreferat ru