Международное сотрудничество государств в области охраны произведений архитектурытекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Международное сотрудничество государств в области охраны произведений архитектуры»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

005011428

ШЕСТАКОВА КСЕНИЯ ДМИТРИЕВНА

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ

Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право

На правах рукописи

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург - 2012

005011428

Работа выполнена на кафедре международного права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Научный руководитель:

Галенская Людмила Никифоровна,

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета

Официальные оппоненты:

Абашидзе Аслан Хусейнович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов

Голубок Сергей Александрович,

кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской консультации «Юрий Шмидт и Партнеры» Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга

Ведущая организация:

ФГАО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Защита состоится «28» февраля 2012 г. в 16 часов 15 минут на заседании совета Д 212.232.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете (199026, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 22-я линия, д. 7. Зал Ученого совета, ауд. 64.)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан 20/£г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук доцент

ваненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Происходящие в мире в последние десятилетия расширение и интенсификация различных сфер международного сотрудничества не могли не затронуть и такую область, как сотрудничество государств по обеспечению охраны значительного пласта культурного наследия человечества - произведений архитектуры.

Архитектурные произведения - огромная, чрезвычайно богатая, разнообразная, весьма ценная, но уязвимая часть материальной и духовной культуры. Они имеют особое значение для прошлой и будущей истории каждого народа и человечества в целом. Поэтому их сохранение - одна из важнейших задач современного мира, имеющая политические, экономические, культурные, духовные и правовые аспекты.

Правовое обеспечение охраны и функционального использования архитектурного наследия тесно взаимосвязано и взаимообусловлено как с охраной культурного наследия в целом, так и с охраной авторских прав, а также соблюдением принципа уважения прав человека, реализацией культурных прав индивидов и сообществ.

Произошедшие в последние десятилетия трансформация и взаимопроникновение сфер охраны культурного наследия и охраны авторских прав, все в большей степени опирающихся на соблюдение принципа уважения прав человека, изменили содержание и очертили новые рамки сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры.

Расширение содержания категории «культура» определило существенное изменение концепции культурных прав в международном праве прав человека; право на участие в культурной жизни трансформировалось с позиций классического обеспечения доступности культуры для большей части населения (как это предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международным пактом об экономических социальных и культурных правах 1966 г.) до современной более широкой трактовки, включающей (в соответствии с антропологическим подходом) и право на участие в культурной жизни не только отдельных лиц, но и различных групп населения (субнациональных групп). Данная тенденция, в свою очередь, нашла отражение и в сфере охраны культурного, в том числе и архитектурного, наследия.

Произведения архитектуры - это одновременно и результат творчества авторов, и объект правообладания, и предмет реализации духовных потребностей человека, что обуславливает необходимость проведения комплексного научного исследования всех этих компонентов в их неразрывной связи.

Сквозь призму международно-правовой защиты прав человека все активнее просматривается и проблема охраны прав интеллектуальной собственности. Ключевыми для такого понимания становится проблема признания и реализации права авторов на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в результате их творчества (ст. 15(1)(с) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

Всё это органично связано с иными международно-признанными культурными правами, включая право каждого на участие в культурной жизни.

Подобное взаимопроникновение исследуемых областей предполагает новый взгляд на установление на различных уровнях правового регулирования - международном и национальном - баланса между правами различных акторов: авторами, иными правообладателями, собственниками объектов архитектуры, публичными субъектами, субнациональными группами, и даже в ряде случаев - международным сообществом.

Нуждаются в научном анализе, обобщении и оценке меры, которые должны предпринимать (и предпринимают) государства по реализации их международных обязательств (ст.2 и ст.З вышеназванного Пакта) по поощрению и развитию взаимного сотрудничества в сфере охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, включая, безусловно, и произведения архитектуры.

Степень научной разработанности темы. В ходе проведения исследования автору не удалось обнаружить комплексных научных работ, посвященных теоретическому анализу международного сотрудничества по сохранению и защите архитектурного наследия, включая проблему соотношения авторских прав на произведения архитектуры и охраны объектов архитектурного наследия в свете трансформировавшейся концепции культурных прав в международном праве. Тем не менее, ряд авторов подвергли монографическому исследованию сотрудничество государств в сфере культуры (Л.Н.Галенская, Дж.Нафцигер и др.), в области международной охраны авторских прав (М.М.Богуславский, А.Дитц, А. Мазуйе, Д.Липцик, Ю.Г.Матвеев и др.); в сфере охраны культурного наследия

(М.М.Богуславскин, С.Нахлик, Р.О'Кцфи, А.П.Сергеев и др.), а также в сфере защите культурных прав (Э. Стаматопулу, Ф.Франчиони, Р.О'Кифи и др.). Ряд авторов обращался к вопросам исследования произведений архитектуры как объектов авторского права (Н.Варго, А.М.Люкшин, Х.А.Пизуке и др.).

Цель исследования - проведение комплексного научного анализа состояния международно-правового регулирования охраны архитектурного наследия во взаимосвязи с авторским правом на создаваемые произведения архитектуры в контексте реализации культурных прав человека как на международно, так и на национальном уровнях. Достижение поставленной цели предопределяется решением следующих задач:

- определение правовых рамок международного сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры;

- выявление и постановка ключевых проблем в области международного сотрудничества по обеспечению охраны произведений архитектуры;

- анализ концепции культурных прав в современном международном праве;

- определение особенностей произведений архитектуры как объектов права охраны культурного наследия в мирное время и в период вооруженных конфликтов на универсальном и региональном уровнях;

- установление специфики режимов охраны архитектурного наследия в период вооруженного конфликта и в мирное время (с выделением вопросов преднамеренного разрушения объектов архитектурного наследия, расположенных на территории разрушающего такие объекты государства, и соотношения права охраны культурного наследия с международным инвестиционным правом);

- выявление особенностей произведений архитектуры как особых объектов охраны авторского права, анализ режима их охраны и исследование соотношения авторских прав на произведения архитектуры и отдельных вопросов охраны архитектурного наследия в международном праве и национальных правовых системах.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации государствами своих международных обязательств по охране архитектурных произведений в качестве объектов архитектурного наследия, а также связанной с этим реализации права на участие в культурной жизни и иных культурных прав на международном и национальном уровнях.

Предметом диссертационного исследования выступают международноправовые акты, законодательство и правоприменительная практика иностранных государств и Российской Федерации в сфере защиты культурных прав человека, охраны архитектурного наследия в мирное время и в период вооруженных конфликтов, охраны авторских прав, а также доктринальные позиции в исследуемой области.

Теоретической основой данного исследования послужили работы М.М.Богуславского, Э.П.Гаврилова, Л.Н.Галенской, А.М.Люкшина, Ю.Г.Матвеева, Х.А.Пизуке, А.П.Сергеева и других отечественных ученых-юристов.

Помимо отечественной, автором при подготовке настоящего исследования использовалась и зарубежная научная литература, в том числе работы B.C. Вади, Н. Варго, А.Ф.Врдоляк, А. Дитца, Т.Коно, Ф. Ленцерини, Д. Липцик, С. Нахлика, Дж. Нафцинера, П. О'Кифи, Р. О'Кифи, С.Рикетскона, Э. Стаматопулу, Ф. Франчиони, М. Юйе и других зарубежных правоведов.

При использовании международных и национальных актов на английском и иных иностранных языках, аутентичный текст или официальный перевод которых на русский язык отсутствуют, перевод выполнен диссертантом. Интернет-ресурсы, ссылки на которые использованы автором в диссертации, приводятся по состоянию на ноябрь 2011 года.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные (исторический, лингвистический, системный, диалектический логический, аналитический и др.) и частно-научные методы познания (формальноюридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм, обобщения юридической практики, метод правового моделирования).

Практическая основа диссертационного исследования. Значительная часть диссертационного исследования посвящена научному анализу международных универсальных и региональных договоров в области прав человека, охраны архитектурного наследия и авторских прав на произведения архитектуры, актов ЮНЕСКО и иных международных организаций, решений международных судов и арбитражей, решений национальных судов по конкретным делам, а также изучению национального законодательства.

Научная новизна диссертационного исследования определяется новизной постанови! проблемы и оригинальностью методологического подхода к её решению.

Автором впервые в отечественной юридической науке проведено комплексное исследование состояния международно-правового регулирования охраны архитектурного наследия во взаимосвязи с авторским правом на создаваемые произведения архитектуры в контексте реализации культурных прав человека: показано соотношение культурных прав и прав охраны интеллектуальной собственности; проанализировано право на участие в культурной жизни, неразрывно связанное с ориентированной на соблюдение прав человека системой охраны интеллектуальной собственности; определена специфика режима охраны произведений архитектуры.

Общую характеристику н научную новизну исследования конкретизируют и дополняют следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Охрана архитектурного наследия - одна из глобальных проблем сохранения огромного культурного достояния человечества, требующая объединения усилий государств, международного и национальных сообществ, творческих коллективов и иных акторов. Однако проведенное исследование свидетельствует, что на сегодня для сохранения данного богатства явно недостаточно существующих международных и национальных нормативно-правовых регуляторов. Поэтому важнейшей задачей международного сообщества является объединение усилий по расширению и углублению правовой охраны произведений архитектуры, по совершенствованию существующих форм международного сотрудничества в этой сфере.

2. В сфере сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры

- установления международно-правовых режимов их создания и сохранения - в последнее десятилетие ключевую роль начинают играть положения международного права охраны прав человека, в частности, защиты культурных прав.

3. Взаимосвязь сфер охраны культурного наследия и охраны авторских прав проявляется посредством установления в актах ЮНЕСКО, включая Конвенцию 1972 г., концепции исторического городского ландшафта, провозглашающей необходимость не только восстановления исторической и культурной городской среды, но и ее современного развития и улучшения. Практическое выражение данной концепции нашло выражение в Гранадской конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., которая закрепляет принцип комплексного сохранения культурного наследия.

4. Сферы охраны архитектурного наследия и охраны авторских прав на произведения архитектуры приобретают все больше точек взаимодействия и пересечения. В целях реализации международно-правовой концепции сохранения исторического городского ландшафта и создания качественной городской среды механизмы регулирования, присущие исключительно области охраны культурного наследия, дополняются механизмами регулирования охраны авторских права, и наоборот.

5. Обязательства государств по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и международным актам по защите прав человека нередко становятся предметом специального разбирательства в арбитраже инвестиционных споров. Решения инвестиционных арбитражей свидетельствуют о формировании практики, согласно которой добросовестное принятие государством законов в сфере охраны культурного наследия, влияющих на интересы инвестора, является правомерным и достаточным основанием для изменения или расторжения соглашения с инвестором без выплаты компенсации или снижения размера компенсации, если до принятия такого решения инвестором уже были произведены определенные расходы по реализации проекта.

6. Расширение концепции обязательств е^а отпев в международном праве, предполагающей право государства противостоять нарушению другими государствами обязательств, в частности, в сфере прав человека (посредством предъявления иска в международный суд или осуществления контрмер), проявилось в сфере охраны культурного наследия: в настоящее время как обязательство е^а отпев формируется обычная норма, согласно которой все государства как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов должны воздерживаться от преднамеренного разрушения культурных ценностей (включая объекты архитектурного наследия), расположенных на их территории, имеющих большое значение как для отдельного народа, так и для всего человечества в целом.

7. Поскольку процесс архитектурного творчества достаточно консервативен и появление новых технологий практически не оказало на его развитие значительного влияния (за исключением факта возможного перенесения процесса проектирования и размещения заказов на проектирование в электронную и цифровую среду), с момента включения положения об архитектуре в Бернскую конвенцию по охране

литературных и художественных произведений 1886 г. в большинстве иностранных государств сформировался сходный режим охраны произведений в области архитектуры в части категорий охраняемых произведений, а также права st/i generis на реализацию архитектурного проекта, свободы панорамы (отражающей право человека на участие в культурной жизни) и установления баланса интересов архитектора, собственника и субнациональных групп.

8. Специфика личного неимущественного права на неприкосновенность архитектурного произведения в национальном законодательстве заключается в возможности внесения изменений в произведение архитектуры, исходя из баланса интересов собственника и архитектора: без согласия автора допускаются изменения, затрагивающие только технические или функциональные аспекты строительства; изменение архитектурного объекта без согласия архитектора по эстетическим соображениям не допускается. Аналогичным образом достигается баланс интересов общества и архитектора: соразмерные изменения, обусловленные легитимной публичной целью, могут производиться без согласия автора.

9. Достижение баланса интересов собственника, государства и общества, включая субнациональные группы, в области охраны объектов культурного наследия в национальных правовых системах обычно строится по следующей модели: владелец такого объекта - поддерживает его в должном состоянии; государство оказывает ему финансовую поддержку (в форме налоговых льгот, реже -государственного финансирования), а также обладает правами на преимущественную покупку и/или экспроприащпо объекта (по причине национального/регионального интереса, а в случае экспроприации - по причине необходимости сохранения объекта) для целей обеспечения права общества на доступ к культурному наследию как элемента права на участие в культурной жизни.

10. Федеральное законодательство Российской Федерации в сфере охраны культурного наследия в целом соответствует типовой модели соотношения интересов различных акторов, а также отражает основные международные тенденции в части понимания культуры в широком смысле, регламентации охраны объектов современной архитектуры, наделения субнациональных групп культурными правами и предоставления им средств правовой защиты.

Сделанные выводы позволили сформулировать ряд практических рекомендаций:

1. С целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по обеспечению должного уровня охраны архитектурного наследия, представляется важным дополнить Закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положениями, направленными на повышение качества вновь создаваемых произведений архитектуры. В частности, следует предоставить федеральному органу в сфере культуры и охраны культурного наследия полномочие проводить историко-культурную экспертизу с правом наделять вновь созданные объекты архитектуры статусом имеющих «особую художественную ценность». Также предлагается установить, что изменения в такие объекты могут быть внесены только с согласия и при участии авторов таких произведений. Кроме того, возможно установление государственной поддержки (например, в форме налоговых льгот) для заказчиков/собственников таких объектов, подобных предусмотренным для владельцев объектов культурного наследия.

2. Представляется целесообразным принятие совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, разъясняющего, что реставраторы в смысле ст. 1294 Гражданского Кодекса РФ также могут признаваться авторами, при условии, что создаваемое ими произведение отвечает общим критериям охраноспособности произведений, включая критерий оригинальности.

3. В связи с тем, что объект Всемирного культурного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и относящиеся к нему объекты» (включающий также дворцово-парковые ансамбли Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины и Ораниенбаума) расположен на территории двух субъектов Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области - для целей улучшения на практике режима его охраны и сохранения представляется целесообразным принятие специального Федерального закона «Об охране и сохранении объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и относящиеся к нему объекты», по примеру изданного в Хорватии Закона «О реконструкции находящейся под угрозой целостности архитектурного наследия Дубровника».

4. В связи с тем, что в настоящее время права граждан считаются нарушенными автоматически, если соответствующий нормативный или ненормативный акт в

области градостроительства был принят с нарушением компетенции соответствующего органа или противоречит федеральному законодательству в области охраны культурного наследия, представляется целесообразным включение в ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ положения аналогичного ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающего, что «обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо».

Научно-практическое значение работы заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы для совершенствования национального законодательства в области создания и сохранения произведений архитектуры и развития международного сотрудничества в указанной сфере.

Положения и выводы диссертации могут быть также использованы для дальнейшего исследования выявленных в работе доктринальных проблем, так и в процессе преподавания основных и специальных курсов по праву охраны культурного наследия и международной охране авторских прав.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в Российском ежегоднике международного права (за 2010 год) и журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета» (за 2010 год). Они были также апробированы на научно-практических конференциях «Опыт преодоления кризиса - свободные рынки и усиление государственного контроля (российско-германский опыт)» (Санкт-Петербург, 2010 год); «Пути и опыт решения актуальных вопросов развития экономики и общества в России и Германии» (Санкт-Петербург, 2011 год), Международный форум «Интеллектуальная собственность - XXI век» (Москва, 2011 год), а также на заседании Российский ассоциации международного права (Москва, 2011 год).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект, предмет, теоретические, эмпирические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются основные положения и выводы, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов исследования и его структуре.

ГЛАВА ПЕРВАЯ «Произведения архитектуры как объекты охраны в контексте концепции культурных прав в меяедународном праве» состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Концепция культурных прав в современном международном праве», объединяющий два подпараграфа: «Право человека на участие в культурной жизни» и «Право человека на защиту моральных и материальных интересов автора», в которых раскрывается современное содержание концепции культурных прав человека на основе анализа действующих международных актов в сфере прав человека - Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.

В первом подпараграфе исследуется содержание ключевого для понимания культурных прав человека понятия «культура». Автор приходит к выводу, что в международном праве воспринята широкая антропологическая концепция культуры, определяющаяя ее как образ жизни и деятельности людей и обществ.

Такое понимание определяет содержание права на участие в культурной жизни, означающего доступ отдельных лиц, обществ и субнациональных групп к элементам культуры и процессу ее создания.

Второй подпараграф раскрывает взаимосвязь права человека на защиту моральных и материальных интересов автора с системой права охраны интеллектуальной собственности, ключевыми институтами которой являются личные неимущественные и исключительные права автора. Автор приходит к выводу о возрастающем значении принципа защиты прав человека для установления режимов охраны интеллектуальной собственности. Отмечается, что моральные и материальные интересы авторов, охраняемые в праве прав человека, нельзя полностью отождествлять с личными неимущественными и исключительными

правами авторов. Однако право на неприкосновенность и право авторства, установленные Бернской конвенцией об охране литературной и художественной собственности 1886 г., следует рассматривать как охраняемые в соответствии со ст. 15(1)(а) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В качестве материальных интересов, охраняемых в качестве прав человека, следует рассматривать право автора на справедливое вознаграждение за труд, результатом которого является создание произведения. Кроме того, реализация права на защиту моральных и материальных интересов авторов тесно связана с правом общества на участие в культурной жизни.

Выявленное пересечение регулирования в сферах охраны прав человека и охраны культурного наследия, с одной стороны, может способствовать взаимному обогащению и достижению поставленных перед ними задач посредством инструментов и методов, присущих каждой из них в отдельности, а с другой - может стать причиной их конфликта в отдельных областях. Складывающаяся тенденция свидетельствует о необходимости достижения баланса между субъектами рассматриваемых отраслей права - авторами, обществом, собственниками произведений архитектуры, государством, а также - в ряде случаев -международным сообществом.

Второй параграф «Концепция архитектурного наследия в международном праве», состоит из трех подпараграфов.

Первый подпараграф озаглавлен «Понятие архитектурного наследия, подлежащего охране в мирное время и в период вооруженных конфликтов и, в универсальных международных договорах». В нем исследуются основные международные акты, регулирующие на универсальном уровне охрану культурного (архитектурного) наследия в мирное время и в период вооруженных конфликтов: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Второй Протокол к ней 1999 года.

Начиная анализ с тезиса о том, что системы, установленные данными актами, изначально развивались как автономные, диссертант приходит к выводу, что на универсальном уровне отмечается тенденция к определению возможных сфер взаимодействия положений об охране культурного (архитектурного) наследия в

мирное время и в период вооруженных конфликтов. На практике между ними формируется следующее соотношение: Конвенция 1972 г. (по крайней мере ст. ст. 4 и 6) представляет собой lex generalis по отношению к положениям Гаагской конвенции 1954 г., которые, как нормы гуманитарного права, являются по отношению к ней lex specialis. По мнению автора, категории объектов, условия и критерии предоставления «усиленной защиты», установленной во Втором протоколе 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г., во многом схожи с положениями Конвенции об охране всемирного и природного наследия 1972 г., что делает возможным их потенциальную синергию (взаимное усиление при одновременном действии).

Второй подпараграф - «Концепция архитектурного наследия в универсальных международных актах, регулирующих его охрану в мирное время» посвящен рассмотрению - помимо Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. - основных актов ЮНЕСКО в сфере охраны архитектурного наследия: Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия 1972 г., Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей 1976 г., Руководству по выполнению Конвенции 1972 г. и др.

Диссертант делает вывод о том, что антропологический подход к пониманию культуры косвенным образом отражается в существующем на международном уровне понимании архитектурному наследию. Так, в сфере охраны архитектурного наследия на универсальном уровне воспринята концепция сохранения исторического городского ландшафта, заложенная в понимании культурного наследия согласно Конвенции 1972 г. и означающая не только собственно восстановление городской среды, но и современное ее развитие (улучшение) с учетом баланса целостности, подлинности, единства восприятия исторических зданий и ансамблей и разумного современного строительства, нацеленного на повышение качества жизни и уважающего унаследованный исторический городской ландшафт.

Восприятие концепции исторического городского ландшафта на универсальном уровне, а также тенденция к отнесению к числу охраняемых объектов современных произведений архитектуры, во-первых, сближают область охраны культурного наследия со сферой авторского права (современные произведения архитектуры

могут на момент отнесения к числу объектов архитектурного наследия еще не перейти в общественное достояние), а, во-вторых, обусловливают установление баланса в области практической реализации права на свободу творческого выражения индивида, с одной стороны, и права общества на участие в культурной жизни, - с другой.

Третий подпараграф «Концепция архитектурного наследия в региональных международных актах» посвящен региональному регулированию в данной сфере. В качестве общей тенденции отмечается перемещение в последнее десятилетие регионального регулирования в рамки экономических и торговых организаций.

Автором исследованы ключевые региональные акты в сфере охраны культурного наследия. Отмечается, что принципиальные подходы к понятию культурного и архитектурного наследия различаются в зависимости от региона. Так, в ряде региональных актов движимые и недвижимые культурные ценности не разделяются, а положения об их охране закрепляются в едином документе. Другие региональные акты в едином документе регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности и культурного наследия. Формируется тенденция к закреплению в региональных актах широкого понимания культуры и статуирования прав субнациональных групп (региональных, локальных и местных групп населения, включая, но не ограничиваясь коренными малочисленными народами, национальными меньшинствами и др.) на участие в культурной жизни. Так, большинство исследованных актов устанавливают в качестве одного из критериев предоставления охраны в качестве объекта архитектурного наследия «социальную значимость» ансамблей и поселений.

Наибольшего успеха в данной области достиг Совет Европы, в рамках которого было принято значительное количество соответствующих актов.

Ключевым региональным актом в данной сфере является Гранадская конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., которая дополняет Конвенцию 1972 г., устанавливая обязательства государств по комплексной охране

архитектурного наследия, включающие, среди прочего, уважение к градостроительной и природной среде. В соответствии с ее положениями государства должны обеспечивать разумную интеграцию памятников, ансамблей и достопримечательных мест в современную городскую среду, а также повышение

качества современного строительства, что - на фоне сформировавшейся тенденции отнесения к числу охраняемых объектов современных произведений архитектуры -является фактором, сближающим сферу охраны культурного наследия со сферой авторского права и обусловливающим необходимость достижения баланса между практической реализацией права человека на свободу творческого выражения и правом субнациональных групп на участие в культурной жизни.

Третий параграф первой главы озаглавлен «Понятие произведений архитектуры в международном авторском праве».

Для определения понятия произведения архитектуры диссертант исследует историю включения положений об охране произведений архитектуры в Бернскую конвенцию 1886 г., а также «Принципы охраны авторским правом произведений архитектуры» - рекомендательный документ, разработанный в 1986 г. Комитетом правительственных экспертов по архитектуре, созданным по инициативе Всемирной организации интеллектуальной собственности. «Принципы», несмотря на рекомендательный характер, раскрывают понятие объектов охраны в области архитектуры и конкретизируют содержание обязательств государств по Бернской конвенции 1886 года. Кроме того, «Принципы» были использованы рядом государств при реформировании собственных законодательств в области авторского права и при присоединении к Бернской конвенции 1886 года.

Анализ указанных документов позволяет сделать вывод о том, что объектами охраны в области архитектуры в международном авторском праве признаются две категории произведений: произведения, относящиеся к архитектуре (чертежи, эскизы, модели и др.), так и собственно произведения архитектуры (здания, сооружения и др.)

ГЛАВА ВТОРАЯ «Охрана произведений архитектуры в международном праве» состоит из трех параграфов и посвящена анализу особенностей правового режима произведений архитектуры как объектов в сфере охраны культурного наследия и объектов авторского права.

В первом параграфе «Особенности международной охраны архитектурного наследия в период вооруженных конфликтов» исследуется современное состояние междунардно-правовой охраны архитектурного наследия в период вооруженных конфликтов, включая содержание основных международных

договоров - Гаагской конвенции 1954 г. и Второго протокола 1999 г. к ней. Кроме того, автор делает вывод о формировании обычной нормы, носящей характер е^а отпев, в соответствии с которой государствам в период вооруженных конфликтов запрещается разрушение объектов, являющихся архитектурным наследием.

Второй параграф «Особенности международной охраны архитектурного наследия в мирное время» состоит из двух подпараграфов и посвящен актуальным проблемам охраны архитектурного наследия в мирное время.

К числу ключевых проблем диссертант относит две ситуации, возникшие в современном мире.

Во-первых, в XX в. объектам архитектурного наследию может угрожать не только уничтожение в период потенциальных вооруженных конфликтов, но и преднамеренное разрушение в мирное время со стороны государств, на территории которых данные объекты расположены. Исследованию данного вопроса посвящен первый подпараграф - «Преднамеренное разрушение объектов архитектурного наследия в мирное время». В нем диссертант обращается к ситуации разрушения Талибанским правительством на Афганистана монументальных статуй Будд в Бамианской долине в 2001 г. и исследует реакцию мирового сообщества на нее. Автор приходит к выводу, что в настоящий момент в процессе формирования находится норма, запрещающая преднамеренное разрушение объектов культурного (архитектурного) наследия в мирное время как обязательство ег%а отпев, нарушение которого может повлечь ответственность, предусмотренную в международном праве. Однако для утверждения ее в таком качестве пока представляется недостаточной практика государств.

Тем не менее, тенденция к формированию указанного обязательства не только в праве вооруженных конфликтов, но и в мирное время является свидетельством сближения данных сфер регулирования. Формирование указанной позиции в международной практике определяет международное сообщество как одного из ключевых акторов в сфере охраны и сохранения культурного наследия.

Другой случай, по сути, обратен первому и связан с инвестиционными отношениями государств: государство принимает необходимые меры для охраны культурного наследия, однако такие меры входят в противоречие с его обязательствами по инвестиционным соглашениям и рассматриваются

иностранными инвесторами как дискриминационные или даже как косвенная экспроприация. Данной проблеме посвящен второй подпараграф «Гарантии прав инвесторов в международном инвестиционном праве и охрана культурного (архитектурного) наследия в мирное время». Автор отмечает, что вопросы охраны культурных прав, включая охрану культурного наследия, все чаще становятся предметом специального рассмотрения при разбирательстве в инвестиционных арбитражах.

По результатам рассмотрения практики инвестиционных арбитражей диссертант приходит к выводу, что если ранее в их решениях международные обязательства государств в сфере охраны культурного наследия вообще не находили какого-либо отражения, то в настоящий момент они рассматриваются в качестве надлежащих оснований для признания расторжения соглашения с инвестором правомерным без выплаты компенсаций или снижения размера такой компенсации в случае, если инвестор уже произвел затраты для реализации проекта.

Третий параграф «Режим международной охраны авторских прав на произведения архитектуры» раскрывает особенности охраны объектов архитектуры авторским правом.

Исследуя основные универсальные и региональные акты в области охраны авторского права (Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г.; Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г., Договор ВОИС об авторском праве 1996 г., Директиву ЕС № 2004/48/ЕС о реализации прав интеллектуальной собственности; Торговое соглашение по борьбе с контрафакцией 2011 г. и др.), диссертант приходит к выводу, что ввиду определенной консервативности процесса создания произведений в области архитектуры технический прогресс практически не оказал никакого влияния на их регулирование (за исключением перенесения проектирования в электронно-цифровую среду).

Здания и сооружения представляют собой единичные, уникальные объекты, которые тесно связаны с земельным участком, на котором они воздвигнуты, окружающим их ландшафтом, требованиями заказчика, и массовое нарушение исключительных прав на такие произведения представляется маловероятным.

Особенность международно-правового режима охраны авторским правом произведений в области архитектуры заключается в следующем.

1. Режим охраны произведений, относящихся к архитектуре (чертежи, планы, эскизы и проч.), аналогичен режиму охраны рукописей, за исключением права архитектора sui generis на реализацию архитектурного проекта, представляющего собой одновременно правомерное действие по созданию объекта архитектуры и неправомерное - по его копированию.

2. Режим охраны произведений архитектуры (зданий и сооружений)

определяется их социальной и культурной значимостью и проявляется во взаимоотношениях основных акторов: архитектора, обладающего правом на

свободу творческого выражения, собственника здания, который является владельцем исключительного права на объект, а также государства и общества.

Международное авторское право нацелено, с одной стороны, на предоставление больших гарантий авторам и правообладателям для и целей стимулирования творчества и экономического развития, и, с другой стороны, стремится установить сбалансированный режим исключений и ограничений исключительного права как элемента права на участие в культурной жизни и доступа к знаниям, исходя из их социальной и культурной значимости. Так, в отношении тех объектов архитектуры, которые расположены в местах, открытых для свободного посещения, обычно действуют специальные исключения из права на воспроизведение средствами фотографии, графики, кинематографа, другими аналогичными методами (по крайней мере, для личного пользования). Кроме того, широкое признание на практике получила норма, закрепляющая возможность ограничения права архитектора контролировать изменения его произведения по причине легитимного публичного интереса.

Автор полагает, что тенденции развития международного авторского права в целом следуют в кильватере тенденций развития сотрудничества государств в культурной сфере.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА - «Охрана объектов архитектуры в национальных правовых системах». В данной главе исследуется правовое регулирование очерченного международным правом комплекса отношений по созданию и охране произведений архитектуры, возникающих между архитектором, заказчиком,

обществом, государством в законодательствах иностранных государств и Российской Федерации.

Первый параграф «Охрана объектов архитектурного наследия в национальных правовых системах» объединяет два подпараграфа: «Охрана объектов архитектурного наследия в иностранных государствах» и «Охрана объектов архитектурного наследия в Российской Федерации».

В процессе анализа национальных законов автор приходит к выводу, что использованные в них концепции архитектурного наследия и критерии отнесения объектов к категории охраняемых в определенной степени разнятся. Кроме того, национальные правовые системы демонстрируют ряд особенностей в таких вопросах, как: определение субъектов права охраны культурного наследия, включая

субнациональные группы; доступность для субнациональных групп национальных средств правовой защиты; ограничение прав частной собственности на здания и сооружения после признания их объектом культурного наследия и установления специального режима распоряжения и пользования данными объектами.

Однако исследование национальных законов и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что достижение баланса интересов собственника, государства и общества в национальных правовых системах обычно строится в рамках следующей модели: владелец объекта культурного наследия - поддерживает объект в надлежащем состоянии, а также обязуется испрашивать разрешение на внесение изменений в объект культурного наследия; государство оказывает владельцу финансовую поддержку (в большинстве случаев в форме налоговых льгот, реже -государственного финансирования), а также обладает правами на преимущественную покупку и/или экспроприацию объекта культурного наследия (в обоих случаях - по причине национального/регионального интереса, а в случае экспроприации - по причине необходимости сохранения объекта) для целей обеспечения права общества на доступ к культурному наследию как элемента права на участие в культурной жизни.

Включение объекта культурного наследия в соответствующий реестр может ограничивать не только права владельца объекта культурного наследия, но и права владельцев объектов, расположенных в непосредственной близости от объекта

культурного наследия. Однако такие ограничения не являются общепризнанной концепцией в рамках национальных правовых систем.

В большинстве национальных законодательств (за исключением государств общей системы права) вовлеченность субнациональных групп в сферу охраны архитектурного наследия - как обладателей прав на объект культурного наследия, либо как субъектов охранных мер - отражена весьма ограничено.

Федеральное законодательство России является весьма прогрессивным: в целом оно соответствует типовой модели балансирования интересов различных акторов на национальном уровне, а также отражает основные международные тенденции в части понимания культуры в широком смысле, регулирования вопросов охраны объектов современной архитектуры, наделения субнациональных групп культурными правами и предоставления им средств правовой защиты.

Ряд государств, включая Российскую Федерацию, наделяют более высоким уровнем охраны объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на установление в федеральном законодательстве особого статуса объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, имплементация положений Конвенции 1972 г. по их охране на национальном уровне не всегда является достаточной (продемонстрировано на примере исторического центра Санкт-Петербурга).

Второй параграф «Произведения архитектуры как объекты авторских прав в национальных правовых системах» состоит из двух подпараграфов: «Произведения архитектуры как объекты авторских прав в иностранных государствах» и «Произведения архитектуры как объекты авторских прав в Российской Федерации».

Исследование национальных законов и правоприменительной практики позволило сделать следующие выводы.

С момента включения положения об архитектуре в Бернскую конвенцию 1886 г. в большинстве государств мира сформировался сходный режим охраны произведений архитектуры и произведений, относящихся к архитектуре. К настоящему времени национальные законодательства отчасти воплотили положения «Принципов» 1988 г., а отчасти пошли дальше них. Так, единообразными можно считать подходы государств к категориям охраняемых произведений, к критериям охраноспособности, к

установлению баланса интересов архитектора, собственника и общества при реализации права на неприкосновенность произведения архитектуры, установления права sui generis на реализацию архитектурного проекта, права на свободу панорамы и доступным средствами средств правовой защиты.

Ключевыми личными правами архитекторов выступают право авторства и право на имя, а также право на неприкосновенность произведения (отметим, что в ряде государств право на внесение изменений относится к числу исключительных прав). Право авторства и право на имя не имеют каких-либо особенностей для произведений, относящихся к архитектуре. В отношении же произведений архитектуры можно выделить ряд особенностей. Так, архитектор вправе указывать на здании собственное имя, однако способ и место такого указания в большинстве случаев определяются собственником здания.

Вопрос о неприкосновенности здания (возможности внесения в него изменений) решается, исходя из баланса интересов собственника и архитектора. В случае незначительных изменений, затрагивающих только технические или функциональные аспекты строительства, они могут быть сделаны без согласия автора. Однако изменение объекта исходя из эстетических соображений без согласия архитектора не допускается. Аналогичным образом баланс интересов общества и архитектора в случае внесения соразмерных изменений в объект, обусловленных легитимной публичной целью, может решаться в пользу общества и производится без согласия автора. В первом случае налицо конфликт между моральными интересами архитектора, защищаемыми в качестве прав человека, и экономическими интересами правообладателя, не защищаемыми к качестве прав человека, который разрешается в пользу моральных интересов прав человека на основе принципа приоритета прав человека. Во втором случае - потенциально наличествует конфликт между нормами одного уровня в сфере права человека - и для ограничения одного из прав в пользу другого справедливо использовать механизм, предусмотренный системой международных норм в области охраны прав человека, а не «трехступенчатый тест», распространенный в праве охраны интеллектуальной собственности.

Переходя к рассмотрению положений российского законодательства, автор отмечает, что, исходя из обязательств Российской Федерации по Бернской конвенции 1886 г., объектами авторского права в области архитектуры должны

считаться: произведения, относящиеся к архитектуре (чертежи, планы, эскизы и др., то есть произведения, на основании которых может быть воздвигнуто произведение архитектуры), а также собственно архитектурное произведение (в форме зданий, сооружений и др.). К сожалению, из Части IV Гражданского кодекса Российской Федерации исключено указание на «архитектурный объект» как объект охраны авторским правом, что представляется диссертанту необоснованным.

Третий параграф - «Соотношение режимов охраны авторских прав на произведения архитектуры и охраны архитектурного наследия в национальных правовых системах».

В результате проведенного исследования диссертант приходит к выводу, что сферы охраны архитектурного наследия и охраны авторских прав на произведения архитектуры приобретают все больше точек взаимодействия и пересечения. Для реализации международно-правовой концепции сохранения исторического городского ландшафта и создания качественной городской среды механизмы регулирования, присущие сфере охраны культурного наследия, дополняются механизмами, присущими исключительно авторскому праву. Так, законы ряда государств устанавливают, что архитекторы, которые создают современные произведения архитектуры, отвечающие не только критерию оригинальности (общий содержательный критерий охраноспособности в авторском праве), но и обладающие особой художественной ценностью (критерий отнесения объекта к числу объектов культурного наследия), наделяются дополнительными правами и преференциями.

Аналогичным образом положения авторского права зачастую дополняется механизмами, используемыми преимущественно для регулирования охраны культурного (архитектурного) наследия: значительное число иностранных судебных решений наделяют реставраторов авторскими правами в отношении (вос)созданных произведений, признавая наличие у них, помимо критерия культурной или художественной значимости, критерия оригинальности.

В Заключении отмечается важность международного сотрудничества государств в области создания и охраны произведений архитектуры с учетом эффективной реализации культурных прав человека, включая права общества и субнациональных групп на участие в культурной жизни. Кроме того, утверждается

возрастающее значение мирового сообщества как деятельного актора в сфере охраны культурного наследия.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Шестакова К.Д. К вопросу об объекте авторского права на произведения архитектуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Выпуск 4. 2010. С. 22-32.

2. Шестакова К.Д. Авторское право на произведение архитектуры: о соотношении экономики и творчества // Опыт преодоления кризиса - свободные рынки и усиление государственного контроля (российско-германский опыт). Сборник докладов международной научно-практической конференции / Под ред. Л.П. Совершаевой. Ин-т «Северо-Запад». СПб. 2010. С. 261-264.

3. Шестакова К.Д. О соотношении международного авторского права на произведения архитектуры и международного права охраны культурного (архитектурного) наследия // Российский ежегодник международного права. 2010. СПб.-2011. С. 234-251.

4. Шестакова К.Д. К вопросу о сохранении архитектурного наследия // Пути и опыт решения актуальных вопросов развития экономики и общества в России и Германии. Сборник докладов международной научно-практической конференции/ Под ред. Л.П. Совершаевой. Ин-т «Северо-Запад». СПб. 2011 г. С. 116-119.

Подписано в печать 20.01,2012г.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

Заказ № 2458.

Отпечатано в ООО «Издательство “ЛЕМА”» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http ://www. lemaprint.ru

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
«Международное сотрудничество государств в области охраны произведений архитектуры»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

р ^ -А Г\ Г\ 1ГЛГ*

О I I ! ¿./и и Яа правах рукописи

ШЕСТАКОВА Ксения Дмитриевна

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ

Специальность 12.00.10 Международное право; Европейское право

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор Галенская Людмила Никифоровна

Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................

ГЛАВА 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ...............................................................................

1.1. Концепция культурных прав в современном международном праве........13

1.1.1. Право на участие в культурной жизни.....................................................15

1.1.2. Право на защиту моральных и материальных интересов автора.........23

1.2. Концепция архитектурного наследия в международном праве.................42

1.2.1. Понятие архитектурного наследия, подлежащего охране в период вооруженных конфликтов и мирное время, в универсальных международных договорах....................................................................................................................................................................42

1.2.2. Концепция архитектурного наследия в универсальных международных актах, регулирующих его охрану в мирное время...............56

1.2.3. Концепция архитектурного наследия

в региональных международных актах...............................................................61

1.3. Понятие произведений архитектуры в международном авторском праве... 70

ГЛАВА 2. ОХРАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ...................................................................................

2.1. Особенности международной охраны архитектурного наследия

в период вооруженных конфликтов........................................................................80

2.2. Особенности международной охраны архитектурного наследия в мирное время....................................................................................

2.2.1. Преднамеренное разрушение объектов архитектурного наследия

в мирное время................................................................................................................................................................8 у

2.2.2 Гарантии прав инвесторов в международном инвестиционном праве и охрана культурного (архитектурного) наследия

в мирное время................................................................................................. 98

2.3 Режим международной охраны авторских прав на произведения архитектуры.......................................................................................................................................................................120

ГЛАВА 3. ОХРАНА ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ......................................................................................129

3.1. Охрана объектов архитектурного наследия

в национальных правовых системах.....................................................................130

3.1.1. Охрана объектов архитектурного наследия

в иностранных государствах...............................................................................130

3.1.2. Охрана объектов архитектурного наследия

в Российской Федерации.....................................................................................145

3.2. Произведения архитектуры как объекты авторских прав

в национальных правовых системах.....................................................................160

3.2.1. Произведения архитектуры как объекты авторских прав

в иностранных государствах...............................................................................160

3.2.2. Произведения архитектуры как объекты авторских прав

в Российской Федерации.....................................................................................184

3.3. Соотношение авторских права на произведения архитектуры

и режима охраны архитектурного наследия в национальных правовых системах........................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................200

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................201

Приложение 1...............................................................................................................233

Приложение 2...............................................................................................................235

Приложение 3...............................................................................................................237

Приложение 4...............................................................................................................238

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Происходящие в мире в последние десятилетия расширение и интенсификация различных сфер международного сотрудничества не могли не затронуть и такую область, как сотрудничество государств по обеспечению охраны значительного пласта культурного наследия человечества - произведений архитектуры.

Архитектурные произведения - огромная, чрезвычайно богатая, разнообразная, весьма ценная, но уязвимая часть материальной и духовной культуры. Они имеют особое значение для прошлой и будущей истории каждого народа и человечества в целом. Поэтому их сохранение - одна из важнейших задач современного мира, имеющая политические, экономические, культурные, духовные и правовые аспекты.'

Правовое обеспечение охраны и функционального использования архитектурного наследия тесно взаимосвязано и взаимообусловлено как с охраной культурного наследия в целом, так и с охраной авторских прав, а также соблюдением принципа уважения прав человека, реализацией культурных прав индивидов и сообществ.

Произошедшие в последние десятилетия трансформация и взаимопроникновение сфер охраны культурного наследия и охраны авторских прав, все в большей степени опирающихся на соблюдение принципа уважения прав человека, изменили содержание и очертили новые рамки сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры.

Расширение содержания категории «культура» определило существенное

изменение концепции культурных прав в международном праве прав человека;

право на участие в культурной жизни трансформировалось с позиций классического

обеспечения доступности культуры для большей части населения (как это

предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международным

пактом об экономических социальных и культурных правах 1966 г.) до современной

более широкой трактовки, включающей (в соответствии с антропологическим

подходом) и право на участие в культурной жизни не только отдельных лиц, но и

различных групп населения (субнациональных групп). Данная тенденция, в свою

очередь, нашла отражение и в сфере охраны культурного, в том числе и архитектурного, наследия.

Произведения архитектуры - это одновременно и результат творчества авторов, и объект правообладания, и предмет реализации духовных потребностей человека, что обуславливает необходимость проведения комплексного научного исследований всех этих компонентов в их неразрывной связи.

Сквозь призму международно-правовой защиты прав человека все активнее

просматривается и проблема охраны прав интеллектуальной собственности.

Ключевыми для такого понимания становится проблема признания и реализации

права авторов на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в

результате их творчества (ст. 15(1)(с) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

Всё это органично связано с иными международно-признанными культурными правами, включая право каждого на участие в культурной жизни.

Подобное взаимопроникновение исследуемых областей предполагает новый взглад на установление на различных уровнях правового регулирования - международном и национальном - баланса между правами различных акторов: авторами, иными правообладателями, собственниками объектов архитектуры, публичными субъектами, субнациональными группами, и даже в ряде случаев - международным сообществом.

Нуждаются в научном анализе, обобщении и оценке меры, которые должны предпринимать (и предпринимают) государства по реализации их международных обязательств (ст.2 и ст.З вышеназванного Пакта) по поощрению и развитию взаимного сотрудничества в сфере охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, включая, безусловно, и произведения архитектуры.

Степень научной разработанности темы. В ходе проведения исследования автору не удалось обнаружить комплексных научных работ, посвященных теоретическому анализу международного сотрудничества по сохранению и защите архитектурного наследия, включая проблему соотношения авторских прав на произведения архитектуры и охраны объектов архитектурного наследия в свете трансформировавшейся концепции культурных прав в международном праве. Тем не менее, ряд авторов подвергли монографическому исследованию сотрудничество государств в сфере культуры (Л.Н.Галенская, Дж.Нафцигер и др.), в области международной охраны авторских прав (М.М.Богуславский, А.Дитц, А. Мазуйе,

Д.Липцик, Ю.Г.Матвеев и др.); в сфере охраны культурного наследия (М.М.Богуславский, С.Нахлик, Р.О'Кифи, А.П.Сергеев и др.), а также в сфере защите культурных прав (Э. Стаматопулу, Ф.Франчиони, Р.О'Кифи и др.). Ряд авторов обращался к вопросам исследования произведений архитектуры как объектов авторского права (Н.Варго, А.М.Люкшин, Х.А.Пизуке и др.).

Цель исследования - проведение комплексного научного анализа состояния международно-правового регулирования охраны архитектурного наследия во взаимосвязи с авторским правом на создаваемые произведения архитектуры в контексте реализации культурных прав человека как на международно, так и на национальном уровнях.

Достижение поставленной цели предопределяется решением следующих задач:

- определение правовых рамок международного сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры;

- выявление и постановка ключевых проблем в области международного сотрудничества по обеспечению охраны произведений архитектуры;

- анализ концепции культурных прав в современном международном праве;

- определение особенностей произведений архитектуры как объектов права охраны культурного наследия в мирное время и в период вооруженных конфликтов на универсальном и региональном уровнях;

- установление специфики режимов охраны архитектурного наследия в период вооруженного конфликта и в мирное время (с выделением вопросов преднамеренного разрушения объектов архитектурного наследия, расположенных на территории разрушающего такие объекты государства, и соотношения права охраны культурного наследия с международным инвестиционным правом);

- выявление особенностей произведений архитектуры как особых объектов охраны авторского права, анализ режима их охраны и исследование соотношения авторских прав на произведения архитектуры и отдельных вопросов охраны архитектурного наследия в международном праве и национальных правовых системах.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации государствами своих международных обязательств по охране архитектурных произведений в качестве объектов архитектурного наследия, а также связанной с этим реализации права на участие в культурной жизни и иных культурных прав на международном и национальном уровнях.

Предметом диссертационного исследования выступают международно-правовые акты, законодательство и правоприменительная практика иностранных государств и Российской Федерации в сфере защиты культурных прав человека, охраны архитектурного наследия в мирное время и в период вооруженных конфликтов, охраны авторских прав, а также доктринальные позиции в исследуемой области.

Теоретической основой данного исследования послужили работы М.М.Богуславского, Э.П.Гаврилова, Л.Н.Галенской, А.М.Люкшина, Ю.Г.Матвеева, Х.А.Пизуке, А.П.Сергеева и других отечественных ученых-юристов.

Помимо отечественной, автором при подготовке настоящего исследования использовалась и зарубежная научная литература, в том числе работы B.C. Вади, Н. Варго, А.Ф.Врдоляк, А. Дитца, Т.Коно, Ф. Ленцерини, Д. Липцик, С. Нахлика, Дж. Нафцинера, П. О'Кифи, Р. О'Кифи, С.Рикетскона, Э. Стаматопулу, Ф. Франчиони, М. Юйе и других зарубежных правоведов.

При использовании международных и национальных актов на английском и иных иностранных языках, аутентичный текст или официальный перевод которых на русский язык отсутствуют, перевод выполнен диссертантом. Интернет-ресурсы, ссылки на которые использованы автором в диссертации, приводятся по состоянию на ноябрь 2011 года.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные (исторический, лингвистический, системный, диалектический логический, аналитический и др.) и частно-научные методы познания (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм, обобщения юридической практики, метод правового моделирования).

Практическая основа диссертационного исследования. Значительная часть диссертационного исследования посвящена научному анализу международных универсальных и региональных договоров в области прав человека, охраны архитектурного наследия и авторских прав на произведения архитектуры, актов ЮНЕСКО и иных международных организаций, решений международных судов и арбитражей, решений национальных судов по конкретным делам, а также изучению национального законодательства.

Научная новизна диссертационного исследования определяется новизной постановки проблемы и оригинальностью методологического подхода к её решению.

Автором впервые в отечественной юридической науке проведено комплексное исследование состояния международно-правового регулирования охраны архитектурного наследия во взаимосвязи с авторским правом на создаваемые произведения архитектуры в контексте реализации культурных прав человека: показано соотношение культурных прав и прав охраны интеллектуальной собственности; проанализировано право на участие в культурной жизни, неразрывно связанное с ориентированной на соблюдение прав человека системой охраны интеллектуальной собственности; определена специфика режима охраны произведений архитектуры.

Общую характеристику и научную новизну исследования конкретизируют и дополняют следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Охрана архитектурного наследия - одна из глобальных проблем сохранения огромного культурного достояния человечества, требующая объединения усилий государств, международного и национальных сообществ, творческих коллективов и иных акторов. Однако проведенное исследование свидетельствует, что на сегодня для сохранения данного богатства явно недостаточно существующих международных и национальных нормативно-правовых регуляторов. Поэтому важнейшей задачей международного сообщества является объединение усилий по расширению и углублению правовой охраны произведений архитектуры, по совершенствованию существующих форм международного сотрудничества в этой сфере.

2. В сфере сотрудничества государств в области охраны произведений архитектуры - установления международно-правовых режимов их создания и сохранения - в последнее десятилетие ключевую роль начинают играть положения международного права охраны прав человека, в частности, защиты культурных прав.

3. Взаимосвязь сфер охраны культурного наследия и охраны авторских прав проявляется посредством установления в актах ЮНЕСКО, включая Конвенцию 1972 г., концепции исторического городского ландшафта, провозглашающей необходимость не только восстановления исторической и культурной городской среды, но и ее современного развития и улучшения. Практическое выражение данной концепции нашло

выражение в Гранадской конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., которая закрепляет принцип комплексного сохранения культурного наследия.

4. Сферы охраны архитектурного наследия и охраны авторских прав на произведения архитектуры приобретают все больше точек взаимодействия и пересечения. В целях реализации международно-правовой концепции сохранения исторического городского ландшафта и создания качественной городской среды механизмы регулирования, присущие исключительно области охраны культурного наследия, дополняются механизмами регулирования охраны авторских права, и наоборот.

5. Обязательства государств по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и международным актам по защите прав человека нередко становятся предметом специального разбирательства в арбитраже инвестиционных споров. Решения инвестиционных арбитражей свидетельствуют о формировании практики, согласно которой добросовестное принятие государством законов в сфере охраны культурного наследия, влияющих на интересы инвестора, является правомерным и достаточным основанием для изменения или расторжения соглашения с инвестором без выплаты компенсации или снижения размера компенсации, если до принятия такого решения инвестором уже были произведены определенные расходы по реализации проекта.

6. Расширение концепции обязательств е^а отлез в международном праве, предполагающей право г

2015 © LawTheses.com