Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследованиетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование»

На правах рукописи

Дадян Павел Гамлетович

Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование

Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

2 9 АПР 2015

Москва-2015

005568326

005568326

Диссертация выполнена на кафедре гражданско-правовых дисциплин Негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Институт гуманитарного образования и информационных технологий».

Научный руководитель: Волынкина Марина Владимировна,

доктор юридических наук, профессор, ректор ИГУМО, заведующая кафедрой интеллектуальной собственности НОЧУ ВПО «ИГУМО и ИТ»

Официальные оппоненты: Рузакова Ольга Александровна,

доктор юридических наук, профессор, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Илларионов Виталий Сергеевич,

кандидат юридических наук, юрист ООО «Издательский дом Арт Волхонка»

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный

университет»

Защита состоится «21» мая 2015 г. в 16 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 401.001.02 при ФГБОУ ВПО РГАИС по адресу: 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 55а, ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте dis.rgiis.ru ФГБОУ ВПО РГАИС.

Автореферат разослан «_» апреля 2015 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета, у" /р

кандидат юридических наук ( Савина Виктория Сергеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Музыка всегда была и остается неотъемлемым элементом культуры вне зависимости от общественно-политического строя, формы правления, моральных устоев и политических взглядов. В настоящее время процесс использования музыкальных произведений не только регулируется гражданским правом, но и является предпосылкой для создания и успешного развития музыкальной индустрии, которая занимает не последнее место в доходной части экономики России.

Кроме того, за последние 8 лет полностью обновилось и законодательство, регулирующее отношения в области авторских прав. Развитие Интернета кардинально изменило структуру правоотношений, возникающих в музыкальной сфере^ вытеснило из массового гражданского оборота материальные носители с музыкальными произведениями (виниловые грампластинки, кассеты, CD, DVD и др.). Законодатель вынужден был своевременно реагировать на глобальные изменения, происходящие в обществе, совершенствуя законодательство.

Вместе с тем, как показывает судебная практика, отношения, возникающие в сфере использования многих объектов авторских прав, в том числе музыкальных произведений, далеки от совершенства. Так, отсутствие в законодательстве РФ определения такого объекта, как «музыкальное произведение», недостатки и пробелы правового режима использования таких произведений вызывают много вопросов, которые убедительно свидетельствуют, что музыкальная индустрия «пробуксовывает». В итоге пользователи не могут в полной мере реализовать свои права потребителей, а государство недополучает огромные суммы налоговых платежей.

Именно поэтому необходима дальнейшая модернизация цивилистической доктрины в части, касающейся одного из самых

з ,

У

востребованных объектов интеллектуальной собственности - музыкальных произведений, и, соответственно, части четвертой ГК РФ.

Актуальность выбранной диссертантом темы исследования подтверждается разнообразием судебных решений, связанных с использованием музыкальных произведений, что свидетельствует об отсутствии в нормах права четко обозначенного легитимного правового механизма вовлечения в экономический оборот данного объекта авторского права.

С учетом изложенного разработка теоретических положений, касающихся музыкальных произведений как объектов авторского права, и формулирование предложений по модернизации соответствующих норм гражданского законодательства РФ представляют собой задачу, решение которой будет иметь значение не только для развития соответствующей подотрасли гражданского права, но и для выработки эффективного механизма существенного повышения налоговых отчислений за использование музыкальных произведений.

Степень научной разработанности темы исследования. В

последние годы в юридической науке уделяется немало внимания вопросам, так или иначе связанным с авторским правом. Изучением и анализом основных институтов авторского права занимались такие ученые, как: С.С. Алексеев, И.А. Близнец, М.В. Волынкина, Э.П. Гаврилов, М.В. Гордон, O.A. Городов, С.П. Гришаев, В.А. Дозорцев, В.И. Еременко, Н.В. Иванов, В.О. Калятин, Н.М. Коршунов, К.Б. Леонтьев, Е.А. Моргунова, Л.А. Новоселова, А.П. Сергеев, А.Г. Серго, В.И. Серебровский, В.Н. Синельникова, С.А. Судариков, Е.А. Суханов, В.А. Хохлов, С.А. Чернышева, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлев и др.

Вопросы, связанные с правовым изучением музыкальных произведений, рассматривали: И.А. Зенин, Н.В. Иванов, B.C. Илларионов, Д.В. Кован, С.Б. Кокина, С.А. Судариков, О.С. Тучкова.

Наиболее углубленно из всех перечисленных ученых проблемой использования музыкальных произведений занимался Н.В. Иванов. Его диссертационное исследование на тему «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации», посвящено охране музыкальных произведений. Вместе с тем данная работа затрагивает и ряд теоретических вопросов, не связанных с правовой охраной музыкальных произведений. Следует отметить и диссертацию B.C. Илларионова «Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет». Автор этого исследования, хоть и не ставил основной целью изучение музыкального произведения как объекта права, внес ясность во многие вопросы, касающиеся регулирования авторских правоотношений, связанных с музыкальными произведениями, в сети Интернет.

На данный момент можно констатировать отсутствие диссертационных исследований и научных работ, посвященных комплексному изучению музыкального произведения как объекта авторского права, а также правовых особенностей, связанных с его созданием, использованием и распоряжением исключительными правами на него. Нет также комплексных исследований возможных способов использования музыкального произведения, форм его внешнего выражения, составляющих его структурных элементов. Однако следует отметить, что некоторые из этих вопросов отдельно затрагивались в работах B.C. Илларионова, Д.В. Кован, С.Б. Кокиной.

По мнению диссертанта, в цивилистической науке пока отсутствует единая позиция по многим правовым вопросам, связанным с использованием музыкальных произведений.

Цель настоящего научного исследования - комплексное изучение музыкального произведения в качестве объекта авторского права, выявление правовых пробелов, связанных с использованием музыкальных произведений и распоряжением правами на них, а также внесение предложений по совершенствованию регулирования правоотношений, возникающих в связи с использованием музыкальных произведений.

Для достижения цели настоящей работы сформулированы и обозначены следующие задачи:

1) сформулировать определение термина «музыкальное произведение», изучив позиции российской и советской цивилистической науки по данному вопросу;

2) обозначить формы внешнего выражения музыкального произведения;

3) предложить перечень способов использования музыкальных произведений по законодательству РФ и охарактеризовать их;

4) изучить открытую лицензию, предметом которой является музыкальное произведение;

5) обозначить механизм заключения договора «лизинга бита» как один из возможных вариантов заключения открытой лицензии на музыкальное произведение;

6) проанализировать особенности и сущность процедуры регистрации музыкальных произведений в западных странах, сформировав свою позицию по решению данного вопроса в РФ, и предложить альтернативы этой процедуре;

7) обозначить критерии квалификации субъекта «исполнитель музыкального произведения»;

8) внести предложения по совершенствованию законодательства РФ применительно к заключению договора залога на музыкальное произведение.

Объект исследования — урегулированные нормами законодательства РФ гражданско-правовые отношения субъектов авторского права, связанные с созданием музыкальных произведений, их использованием и распоряжением правами на них.

Предмет исследования - российское и зарубежное законодательство в сфере авторского права, регулирующее правоотношения по использованию прав и распоряжению правами на музыкальные произведения, научные работы отечественных цивилистов, а также судебная практика.

Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания, использованные в диссертационной работе: диалектический метод, метод анализа и синтеза, абстрагирование, метод конкретизации, метод лингвистического анализа, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод толкования права, а также конкретно-исторический метод.

Эмпирический материал настоящего исследования составляют: нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, международные конвенции и соглашения в области авторского права, судебная практика судов РФ и других государств, а также недействующие сегодня, но необходимые для понимания некоторых правовых вопросов и представляющие определенную ценность нормативные правовые акты.

Теоретическую основу исследования составляют работы следующих российских и зарубежных ученых в области авторского права: С.С. Алексеева, И.А. Близнеца, Л. Бэнтли, М.В. Волынкиной, Э.П. Гаврилова, O.A. Городова, С.П. Гришаева, Э. Джонсона, Д. Дэшайза, Н.В. Иванова, В.О. Калятина, Д.В. Кован, Н.М. Коршунова, Е.А. Новоселовой, Е.А. Моргуновой, А.Г. Серго, В.И. Серебровского,

В.Н. Синельниковой, О.С. Тучковой, С.А. Чернышевой, Б. Шэрмана, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлева и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые в российской цивилистической науке предпринята попытка комплексного изучения такого объекта авторского права, как музыкальное произведение, с рассмотрением теоретических и практических вопросов, связанных с использованием музыкальных произведений и распоряжением правами на них. Диссертантом представлен свой взгляд на возможные изменения норм законодательства РФ, связанных со способами использования музыкального произведения исполнителями музыкальных произведений и формами выражения музыкальных произведений.

Автором предложены ответы на ряд основных вопросов, касающихся форм внешнего выражения музыкальных произведений, а также возможных способов их использования.

В отличие от предшествующих диссертационных исследований, в которых уделено определенное внимание музыкальному произведению как объекту авторского права, в данной работе автором проанализированы нормы права законодательств ряда зарубежных стран. Это позволяет выявить достоинства и недостатки в регулировании на территории Российской Федерации авторских правоотношений, возникающих по поводу использования музыкальных произведений и распоряжения правами на них, по-новому взглянуть на российское авторское законодательство, а также внести предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере.

В юридический оборот предлагается ввести такие новые понятия, как музыкальное произведение, пародия, реестр прав и правообладателей, размещение в сети Интернет файла с произведением.

Впервые в российской цивилистической науке предпринята попытка изучения такого нестандартного, не изученного ранее субъекта авторского права, как диджей. Диссертант исследовал и описал деятельность диджея, а также рассмотрел особенности правового регулирования правоотношений, связанных с данным субъектом авторского права. Предложены возможные пути совершенствования законодательства РФ в части регулирования правоотношений, касающихся деятельности диджеев. На сегодняшний день данный субъект авторского права недостаточно исследован учеными-цивилистами, не урегулирован нормами российского авторского права.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Выдвинуто предложение дать следующее определение термину «музыкальное произведение». Музыкальное произведение - это произведение искусства, являющееся результатом творческой деятельности автора, которое становится полноценным объектом авторского права в случае своего внешнего выражения в какой-либо объективной форме, воспринимаемой не только автором, но и другими лицами, и состоит из совокупности звуковых колебаний, организованных в определенном автором или исполнителем порядке в пространстве и во времени (мелодия, гармония и ритм).

2. Обоснована необходимость дополнить п. 3 ст. 1259 ГК РФ следующими формами внешнего выражения музыкальных произведений: электронная (цифровая) форма; сетевая (интернет-форма) форма. Электронная форма существует в виде файла, находящегося в памяти ЭВМ, а также в различных специальных программах. Сетевая форма существует только в сети Интернет в виде файлов и в иных видах, пригодных для распространения и использования музыкального произведения.

3. Аргументирована целесообразность внесения в п. 2 ст. 1270 ГК РФ нового способа использования произведения - размещения в сети Интернет файла, содержащего произведение (в том числе аудиофайла). Предлагается также разделить способ использования, указанный в пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, на непубличное и публичное исполнение. Непубличное исполнение при этом в некоторых случаях должно относиться к свободному использованию произведений.

4. Предлагается рассматривать сделку «лизинга бита» в качестве одного из вариантов заключения открытой лицензии в отношении музыкального произведения.

5. В связи с появлением в ГК РФ открытой лицензии необходимо возложить на лицензиара обязанность по созданию и ведению единой базы лицензиатов с указанием в ней информации по заключенным сделкам (в тех случаях, когда это возможно, в том числе технически); предусмотреть в ст. 12861 ГК РФ право лицензиара на отзыв открытой лицензии, предметом которой является музыкальное произведение, и прекращение действия прав всех лицензиатов, полученных по ней безвозмездно.

6. Депонирование музыкальных произведений следует законодательно возложить на органы нотариата, а также предусмотреть в части четвертой ГК РФ право РАО депонировать музыкальные произведения и выдавать правообладателям свидетельства о депонировании. Предлагается также создать реестр прав и правообладателей при государственном органе, например Министерстве культуры РФ.

7. Предлагается дополнить круг лиц, которые могут признаваться исполнителями музыкальных произведений, таким субъектом авторского права, как диджей. Необходимо законодательно урегулировать

деятельность диджея одним из трех возможных способов: обозначить диджея как особого субъекта авторского права, который вправе без получения разрешения правообладателя и выплаты ему вознаграждения использовать его произведение любыми способами, не нарушая при этом его личных неимущественных прав; предоставить диджею право переработки и использования музыки без получения разрешения правообладателя, закрепив за одной из организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами обязанность сбора вознаграждения с диджея (или с площадки, на которой выступает диджей) в пользу правообладателя; ввести запрет на деятельность диджея, осуществляемую без разрешения правообладателя и выплаты вознаграждения.

8. Аргументирована необходимость дополнить законодательство РФ термином «пародия», под которым следует понимать произведение, переработанное в юмористическом, сатирическом, драматическом или ином жанре, отличающемся от жанра оригинального произведения, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинального произведения и не повторяющее его полностью, а также имеющее длительность не более половины хронометража оригинального произведения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования сформулированных в нем теоретических выводов и практических предложений при совершенствовании теории авторского права и законодательства РФ об интеллектуальной собственности и устранении имеющихся в авторском праве пробелов.

Положения настоящего исследования могут быть приняты во внимание субъектами гражданско-правовых отношений при

осуществлении деятельности по использованию исключительных прав на музыкальные произведения.

Участники музыкальной индустрии при осуществлении своей деятельности и разрешении спорных теоретических и практических вопросов также могут применять некоторые положения настоящего диссертационного исследования. Возможно использование материалов данной диссертации в учебном процессе преподавателями гражданского и авторского права, аспирантами, учащимися высших учебных заведений. При разработке пособий и методических изданий по указанной проблематике также предлагается обращать внимание на выводы и положения, сформулированные в настоящем исследовании.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре гражданско-правовых дисциплин НОЧУ ВПО «ИГУМО и ИТ».

Ее основные выводы и положения опубликованы в ряде научных изданий, а также освещены в докладах и выступлениях на межвузовской научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав» (НОЧУ ВПО «ИГУМО и ИТ», 26 октября 2012г.).

По теме исследования автором произведено 6 публикаций общим объемом 4,05 п.л., в том числе 4 статьи в рецензируемых журналах, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, объемом 3,55 п.л.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении автор аргументирует актуальность темы диссертационной работы, раскрывает степень ее научной разработанности в трудах других исследователей, ставит цели и соответствующие им задачи, обозначает объект и предмет исследования, формирует методологическую базу, определяет эмпирический материал, приводит теоретическую основу, раскрывает научную новизну, перечисляет основные положения, выносимые на защиту, описывает теоретическую и практическую значимость научной работы, указывает информацию о ее апробации и структуре.

В первой главе «Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, использованием и распространением музыкальных произведений», как следует из названия, диссертант анализирует нормы права РФ, а также других государств в части создания и дальнейшего использования музыкального произведения.

В первом параграфе «История правового регулирования авторских прав» диссертант предлагает ознакомиться с историей правового регулирования авторских правоотношений в России и других западных странах. На заре цивилизации члены общества не нуждались в правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, однако в процессе эволюции общественной жизни и становления рыночных отношений все более популярной становилась идея закрепления за авторами прав на их произведения. Быстроразвивающиеся страны со временем закрепили за авторами права на их произведения. Наряду с этим в целях координации действий государств по регулированию правоотношений в области авторского права было принято множество конвенций и международных соглашений, заложивших правовой фундамент авторского права. На

территории РФ результаты интеллектуальной деятельности охраняются в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ, а также с иными нормативными правовыми актами.

Автор делает вывод о том, что музыкальное произведение является одним из важнейших объектов авторского права и неотъемлемым элементом культурной жизни общества.

Во втором параграфе «Сравнительно-правовой анализ гражданско-правовых отношений, связанных с созданием музыкальных произведений, в России и странах Европы и Америки» диссертант сравнивает законодательства об авторском праве нескольких западных стран. При этом целью автора является не только проведение сравнительного анализа, но и определение достоинств и недостатков правового регулирования правоотношений, возникающих в результате создания музыкальных произведений, в различных государствах.

Диссертант анализирует проблему допустимости использования в РФ процедуры регистрации музыкальных произведений. По результатам анализа автор приходит к выводу об отсутствии необходимости применения данного правового механизма на территории России. Вместе с тем диссертант предлагает установить альтернативные способы абсолютного доказательства авторства. Среди таких альтернатив автор выделяет следующие: законодательное закрепление процедуры депонирования за органами нотариата и возможность официального депонирования произведений в РАО; создание и использование единого реестра прав и правообладателей при государственном органе, например Министерстве культуры РФ.

В третьем параграфе «Формы выражения и структура музыкального произведения» систематизированы и описаны существующие формы внешнего выражения музыкальных произведений. В ходе анализа законодательства РФ об авторском праве сделан вывод о

том, что список таких форм внешнего выражения является открытым. Данное утверждение позволяет диссертанту предложить дополнить ГК РФ такими новыми формами внешнего выражения произведений, как электронная (цифровая) и сетевая (интернет-форма). Автором охарактеризованы особенности данных форм, а также дана информация, описывающая их. Появление электронной и сетевой форм внешнего выражения музыкальных произведений во многом связано с техническим прогрессом, развитием персональных компьютеров и их программного обеспечения, а также с распространением сети Интернет.

Диссертантом предложено изменение, касающееся устной формы выражения музыкального произведения, которой является исполнение. Предлагается разделить исполнение на непубличное и публичное в целях усовершенствования законодательства РФ, а также устранения правовых пробелов и казусов. Сделан вывод о том, что ввиду открытости перечня форм внешнего выражения произведений могут появляться новые формы или видоизменяться существующие.

Особое внимание в рамках данного параграфа уделено вопросу охраноспособности отдельных элементов музыкального произведения. Среди таких элементов в цивилистической науке традиционно выделяют: мелодию, гармонию, ритм. Предлагается дать законодательные определения данным терминам и предоставить правовую охрану мелодии как самостоятельному объекту авторского права, являющемуся частью музыкальной композиции.

В четвертом параграфе «Содержание правомочий исключительного права на музыкальное произведение: право использования и право распоряжения» диссертант рассматривает правомочия использования и распоряжения музыкальными произведениями, выявляет список способов использования музыкальных композиций в соответствии с действующим законодательством РФ. Среди таких способов предлагается выделить

следующие: воспроизведение; распространение; импорт экземпляров; исполнение; сообщение в эфир и по кабелю; перевод; переработка; доведение до всеобщего сведения; размещение аудиофайла в сети Интернет.

При этом перевод и размещение аудиофайла в сети Интернет выделены диссертантом в самостоятельные, новые способы использования музыкальных произведений. Обоснована мотивация данного решения, а также охарактеризованы особенности таких способов использования.

Учитывая наличие в законодательстве РФ об авторском праве случаев свободного использования музыкальных произведений, диссертант предлагает дополнить нормы ГК РФ новыми способами аналогичного характера. Предлагается, например, признать самостоятельным такой способ использования музыкального произведения, как перевод лицом музыкального произведения на другой язык, отличный от языка, на котором исполнено оригинальное произведение, и использование данного перевода в любых целях за исключением цели извлечения прибыли. Такие способы использования, как перевод и переработка музыкального произведения, предлагается разделить и считать двумя различными способами использования ввиду разных причин, описанных в диссертационном исследовании. При этом термину «перевод произведения» необходимо будет дать точное определение. Диссертантом выдвинут свой взгляд на правовую составляющую таких способов переработки музыкального произведения, как: обработка, аранжировка, оркестровка, сэмплирование.

В рамках данного параграфа диссертантом также был выделен новый, ранее не исследованный цивилистической наукой субъект авторского права - диджей. Положения, касающиеся диджея, содержатся в тексте диссертационного исследования.

В пятом параграфе «Открытая лицензия: новая форма (способ) совершения сделок в авторском праве РФ» отражены взгляды диссертанта на открытую лицензию как новый способ совершения сделки, появившийся в нормах ГК РФ в результате вступления в силу Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3.

Появление данной формы сделки стало результатом развития технологий и популяризации сети Интернет. Вместе с тем ее возникновение является следствием потребности членов общества в упрощении установления правоотношений между заинтересованными субъектами авторского права.

В Российской Федерации отсутствовала практика заключения открытых лицензий, однако по отношению к музыкальным произведениям имели место сделки подобного характера. Одной из форм таких сделок является договор «лизинга бита». Данная сделка и ее особенности подробно проанализированы и описаны автором в диссертационном исследовании. Многие из положений о договоре «лизинга бита», отмеченные в работе диссертанта, предлагаются в качестве теоретико-практического и правового фундамента для заключения и использования открытой лицензии. Диссертация также содержит ряд дополнений, которые автор предлагает внести в нормы ГК РФ для облегчения регулирования правоотношений, связанных с заключением открытых лицензий.

Диссертант, например, считает, что следует возложить на лицензиара обязанность по созданию и ведению единой базы лицензиатов с указанием в такой базе информации по заключаемым сделкам (в тех случаях, когда это возможно, в том числе технически). Предлагается также предусмотреть в ст. 12861 ГК РФ право лицензиара на отзыв открытой лицензии и прекращение действия всех прав лицензиатов, полученных по ней безвозмездно.

Сделан вывод о своевременности внесении в ГК РФ нормы, устанавливающей такую форму сделки, как открытая лицензия. Несмотря на это, есть понимание необходимости дополнения и корректировки ст. 12861 ГК РФ с учетом складывающейся практики применения данной нормы права.

В шестом параграфе «Роль организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе в использовании исключительных прав авторов на музыкальные произведения» сделан вывод о необходимости наличия на сегодняшний день таких организаций. При этом допускается возложение на них в будущем новых полномочий.

Проведен анализ судебной практики по делам о нарушении исключительных прав авторов и правообладателей музыкальных произведений, в которых РАО как аккредитованная организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами выступает в качестве одной из сторон спора. Сделан вывод о том, что в большинстве подобных споров суд принимает сторону РАО и, как следствие, становится на сторону правообладателя.

Несмотря на необходимость существования и функционирования РАО и иных аналогичных организаций, предполагается, что нормы права, регулирующие их деятельность, должны совершенствоваться с учетом любых изменений правовой действительности.

Вторая глава «Музыкальное произведение как объект гражданских прав. Субъекты авторских прав на музыкальное произведение» посвящена изучению музыкального произведения как объекта авторского права и лиц, которые могут быть правообладателями авторских прав на музыкальные произведения.

В первом параграфе «Теоретико-правовой анализ понятия "музыкальное произведение" по законодательству РФ» диссертант

осуществляет анализ цивилистических трудов в части выявления представителями ученого сообщества определения термина «музыкальное произведение». Вместе с тем автор указывает на достоинства и недостатки тех определений, которые соответствуют всем необходимым критериям, для обозначения такого непростого с точки зрения права термина.

Отсутствие определения музыкального произведения, по мнению диссертанта, является правовым пробелом, который необходимо устранить. В ходе анализа автор приходит к выводу о том, что музыкальное произведение необходимо определять прежде всего как произведение искусства. Диссертантом предложено собственное определение термина «музыкальное произведение». Музыкальное произведение — это произведение искусства, являющееся результатом творческой деятельности автора, которое становится полноценным объектом авторского права в случае своего внешнего выражения в какой-либо объективной форме, воспринимаемой не только автором, но и другими лицами, и состоит из совокупности звуковых колебаний, организованных в определенном автором или исполнителем порядке в пространстве и во времени (мелодия, гармония и ритм).

Диссертант предлагает дополнить данным определением законодательство РФ, а также использовать его при заключении сделок между участниками музыкальной индустрии и любых других соглашений, предметом которых является музыкальное произведение. Данное определение и положения диссертационного исследования в целом могут помочь правоприменительным и судебным органам при решении спорных вопросов, связанных с авторскими правами на музыкальное произведение.

Во втором параграфе «Обладатели авторских прав па музыкальное произведение» автор приводит список лиц, которые могут быть правообладателями авторских прав на музыкальные произведения. Среди таких лиц необходимо выделить следующих субъектов: автор;

работодатель, получивший исключительные права по договору с работником; РФ, субъект РФ или муниципальное образование; наследник; лицо, получившее исключительные права по договору залога; исполнитель.

Диссертант отмечает, что при переходе прав на музыкальные произведения по наследству наследнику переходят исключительные права и часть личных неимущественных прав. Автор разделяет личные неимущественные права на две категории: права, переходящие только для охраны (право авторства и право на имя), и права, переходящие для возможного использования (право на внесение в произведение изменений, право на обнародование и право на отзыв). Права, относящиеся ко второй категории, приобретают, по мнению диссертанта, признак имущественного права ввиду двух причин. Во-первых, к наследнику такое право переходит вместе с исключительным правом. Во-вторых, наследник может извлечь из этого права имущественную выгоду, которую невозможно извлечь из прав первой категории.

Диссертантом предложен ряд уточнений и дополнений, направленных на совершенствование регулирования правоотношений, связанных с заключением договора залога на музыкальное произведение. Предлагается, например, дополнить ГК РФ положением, согласно которому только залогодатель вправе получать вознаграждение за использование прав на переданное им залогодержателю музыкальное произведение от организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами в момент действия договора залога, если договором залога не предусмотрено иное.

Автор диссертационной работы определил круг лиц, которые могут признаваться исполнителями музыкального произведения, следующим образом: певец, музыкант, дирижер, диджей. Диссертант дал характеристику каждому из исполнителей. Предложен ряд положений,

которые могут стать фундаментом для регламентации в законодательстве РФ правового статуса диджея. Охарактеризованы особенности деятельности данного субъекта права. Предложены возможные подходы к правовому регулированию деятельности данного субъекта авторского права.

Отдельное внимание диссертант уделил вопросу свободного использования музыкального произведения в жанре пародия. Предложено собственное определение данного термина. Пародия — это произведение, переработанное в юмористическом, сатирическом, драматическом или ином жанре, отличающемся от жанра оригинального произведения, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинального произведения и не повторяющее его полностью, а также имеющее длительность не более половины хронометража оригинального произведения.

В Заключении диссертант подводит итоги проведенного исследования, формулирует общие выводы и предложения по регулированию гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с использованием музыкальных произведений и распоряжением правами на них.

Положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Дадян П.Г., Теоретико-правовой анализ термина «музыкальное произведение» по законодательству РФ // журнал Интеллектуальная собственность. Авторское право. 2013. № 2. С. 25-31 (80). - 0.9 п.л.

2. Дадян П.Г., Способы использования музыкальных произведений по законодательству РФ // журнал Интеллектуальная собственность. Авторское право. 2014. № 4. С. 18-26 (80). - 1.15 п.л.

3. Дадян П.Г., Формы внешнего выражения музыкальных произведений // журнал Интеллектуальная собственность. Авторское право. 2014. № 11. С. 63-72 (80). - 0.8 п.л.

4. Дадян П.Г., Открытая лицензия на смену «аренды битов» // журнал Интеллектуальная собственность. Авторское право. 2015. № 1. С. 19-24 (80).-0.7 п.л.

Статьи и доклады в иных научных сборниках п журналах

1. Дадян П.Г. Взгляд российской цивилистической науки на музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права // Юридический вестник НОЧУ ВПО ИГУМО. 2013. № 1. С. 57-65 (138 е.). -0.5 п.л.

Сдано в печать 01.04.2015г. Формат 60x90/16 Тираж 70 экз.

Подписано в печать 01.04.2015г.

Объем: усл. п.л. 1,5 Заказ № 62

Издательство и типография Российской государственной академии интеллектуальной собственности (ФГБОУ ВПО РГАИС) 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 55а Тел.: 330-10-83 http://www.rgiis.ru

2015 © LawTheses.com