Нравственно-правовая культура и ее формирование у студентов органов внутренних делтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Нравственно-правовая культура и ее формирование у студентов органов внутренних дел»

МВД России

Санкт-Петербургский юридический институт

На правах рукописи

ОД

■'•' " ' АРСЕйГЬЕВА

Анна Геннадиевна

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Специальность 12.00.01 Теория права и государства; . история права и государства; история политических и правовых учений

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург 1996

Работа выполнена на кафедре теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института

МВД России

Научный руководитель : доктор юридических наук;

профессор, академик В.П. Сальников

Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

профессор Покровский И.Ф.

кандидат юридических наук . , Ромашов P.A.

Ведущая организация: Санкт-Петербургский

государственный университет

Защита состоится ¡, uvrati^_ 1996 г. в

часов на заседании диссертационного совета Д.052.10.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридические наук в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России (198075, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, «■ D-

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского юридического института МВД России (196075, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

Автореферат разослан „ " м ^_1996 г .

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент

В.В. Бородин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена процессом интеграции России п мировое сообщество и возникающей в связи с этим необхо.гчмостыо ориентации всех отраслей отечественного обществозпапия (и в парную очередь правоведег'.уя) па достижения мировой социально-гуманитарной и политико-правовой мысли

Огромное значение при этом приобретают вопросы гуманизации права в общественной жизни, реализации индивидом правовых норм в соответствии с нравственной убежденностью в их необходимости, укрепления механизма гарантий прав и свобод личности.

Решение данных вопросов невозможно баз формирования в обществе высокого уровня нравственно-правовой культуры Проявления нравственного начала в правовой деятельности связаны прежде всего с реализацией общеповеденческих установок, которые складываются в правосознании личности и отражают уровень ее нравственно-правового мышления, относясь не только к содержательной (собственно правовой) стороне деятельности, но и к форме ее осуществления, играя важную оценочную роль.

Особое значение в данной связи приобретают проблемы формирования нравственно-правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел, от качества правоохранительной и правоприменительной деятельности которых во многом зависит нормальное функционирование различных общественных и государственных институтов.

Как сложное, многог^ровневое идейное образование нравственно-правовая культура влияет на формирование мировоззрения и правосознания членов общества. Категории, правды и неправды, добра и зла, справедливости и неспра-

ведливости, всегда, и во все времена служащие предметом особого внимания юристов, философов, социологов, рассматриваются нравственно-правовой культурой комплексно и разноаспектно, не только через познание их материальной (юридической) стороны, но и через оценку их .с точки зрения морали и нравственности.

"Между культурой и мировоззрением существует тесная связь, - подчеркивал А. Швейцер, - культура является продуктом оптимистически-этического мировоззрения. Лишь в той мере, в какой действительно и жизнеутверждающее, и одновременно этическое мировоззрение, идеалы культуры выкристаллизовываются и занимают доминирующее положение во взглядах индивида и общества."1

Данное высказывание можно отнести'''-!! к формированию нравственно-правовой культуры, в том числе и у сотрудников органов внутренних дел. '

Актуализация вопроса о перспективах развития органов внутренних дел как специфического органа государственной власти побудила диссертанта заострить внимание на культурно-ценностной стороне правоприменительной деятельности, ее творческом потенциале.

Ценность нравственно-правовой культуры всегда обуславливалась и должна обуславливаться гуманным, нравственным отношением к политико-правовой действительности, а также к самому познанию соответствующих общественных отношений.

Именно актуальность проблем нравственно-правовой культуры с точки зрения•их практической значимости (в том числе и в правоприменительной деятельности органов внутренних дел) , а также недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы настоящей диссертации.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 98.

В качестве основной гипотезы исследования 6ij.no

1

выдвинуто предположении, что изменение социлльно-экономической структуры общсствл и государства с неизбежностью ведет к изменению в содержании профессиональной подготовки п органах внутренних дел, к возрастанию на всех уровнях этой подготовки значения нравственно-правовой культуры

Цс и и з д л а ч и диссертационного исследования сформулированы на основании выдвинутой гипотезы.

Цель диссертационного исследования заключалась прежде, всего в анализе аксиологического и функционального аспекта нравственно-правовой культуры, выявлении других ее структурных элементов, отграничении исследуемого феномена от различных явлений социально-правовой жизни общества, доказательстве того, что понятие; ..нравственно-правовая культура" обладает самостоятельным категориальным статусом в понятийной системе общей теории государства и права.

В ходе исследования диссертантом решались следующие

задачи:

- изучить и обобщить имеющиеся по данной теме научные материалы, определить степень теоретической разработанности темы;

- проанализировать характер взаимодействия норм права и морали в процессе формирования нравственно-правовой культуры;

- выделить и рассмотреть структурные элементы нравственно-правовой культуры;

- определить методологическое значение нравственно-правовой культуры;

- конкретизировать роль нравственно-правовой культуры в системе факторов, влияющих на эффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности

органов внутренних дел

Понимая, что теоретическое изучение проблем прлвстгкзнпо-прлвовоп культуры требует усилий ряд;; ученых, ¿штор гш в коей мере не претендует на исчерпывающее освощоипе данной проблемы

Нацчнля новизна диссертации определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности различных аспектов данной темы. Диссертантом предпринята попытка на базе - имеющихся научных- подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин (правоведения, философии, культурологии и др.) в изучении феномена "нравственно-правовой культуры". Впервые в , юридической литературе предлагается своего рода модель процесса формирования нравственно-пре^рвой культуры у сотрудников органов внутренних дел, включая конкретные условия, возможности, нацеленность на решение проблем, диктуемых имеющейся практикой" и обусловленных соответствующим уровнем развитие современной науки.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

- выступая в качестве сложного многоуровневое явления, нравственно-правовая культура понимаете; диссертантом как определяемая уровнем развития права * морали степень зрелости общества, в которой находи-адекватное выражение свобода и ответственность личности;

- являясь структурными элементами нравственно правовой культуры, социальные категории права и мора^ выступают в качестве особых, обладающих специфически^ признаками и свойствами, регулятивных систем: если прав обращается преимущественно к внешним сторонам деятельност.. человека, то мораль апеллирует в основном к внутреннем! механизму поведения - убеждениям, идеалам, оценкам личности

.©относясь друг с другом н продо:лу. нрапспимшо-прапопон культуры, право и мораль оказывают регулятивное позденстпие на сферу свободы и объективно нлпрлппепн на стимулирование правомерной, творческой активности человека, создание всех необходимых предпосылок для полноценного самоопределения личности;

- рассматривая соотношение общественного, группового и личностного аспектов изучения нранстпенно-правопой культуры, автор считает возможным выделение в качестве подвида специфического понятия нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел, считая , что особая роль органов внутренних дел, как государственного органа, осуществляющего правоохранительную и правоприменительную деятельность (в ряде случае связанную ' с применением механизмов государственного принуждения), предопределяет и особое место нравственно-правовой культуры в .системе факторов, влияющих на эффективность этой деятельности:

- подвергая тщательному анализу процесс формирования нравственно-правовой культуры у сотрудников внутренних дел, автор выделяет в нем три направления: собственно служебную "милицейскую подготовку (овладение базовыми юридическими знаниями, владение оружием и приемами рукопашного боя и т.д.); нравственно-правовое воспитание (привитие сотруднику глубокой внутренней убежденности в необходимости осуществления своей правоприменительной.деятельности в строгом соответствии с правовым законом); культурно-эстетическое воспитание (выработка у сотрудника органов внутренних дел интеллигентного, гуманного отношения к выполнению непосредственных служебных обязанностей);

- диссертантом вводится в научный оборот понятие "нравственно-правовой автоматизм", т. е. способность сотрудника органов внутренних дел в экстремальных ситуациях

принимать мгновенное ("автоматическое") решение, в основ« которого вместе с рядом факторов (уровень юридической грамотности, физической подготовки и т д.) лежит и соответствующий уровень нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел. •

Теоретической основой диссертации послужили трудн отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих (; различным направлениям и школам. Это труды юристов, философов, культурологов, педагогов, социологов и др.

Среди отечественных работ по правовой тематик« подвергнуты анализу труды С С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, В В. Бородина, Н.В Витрука, Ю.И Гревцова, В.П. Казимирчука, В.Н Карташова НМ. Кейзерова, Д. А. Керимова, З.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В В Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. ЛукашевоД, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, И.Ф. Покровского, М.И. Пискот^Сна, А. Р. Ратинова, В. П. Сальникова, А.И. Экимова, Л.С. Явича и др.

Из работ представителей других отраслей современного обществознания особое внимание уделено, в частности, трудац A.A. Гришина, В.Г. Горбачева, A.A. Гусейнова, М.А. Кирьязевой, Б.И. Кононенхо, Ф. Ожье, B.C. Олейникова, O.A. Павловской, И.Н. Путиной, Ф.М. Рудинского, A.M. Столяренко, Г.Я. Тузина, ЯЗ. Хайкина, А. Швейцера, A.B. Щеглова и д.р.

Методологические основу диссертации составили принципы познания социальных явлений с позиций соответствия их' нравственно-правовым критериям. Данные принципы рассматривались диссертантом во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения .связи теории и практики, истории и современности. Особое значение имел системно-структурный подход к объекту исследования'. Abtoj:-опирался также на положения и выводы методологического

характера, содержащиеся " п ..новейшей литературе науковедческого профили

Практическая ценность работ!,1 состоит в том, что выводы, содержащиеся и ней, могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности. при анализе современного состояния и перспектив развития нравственно-правовой культуры в деятельности органов внутренних дел; б) при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по общей теории права и государства и по культурологии, в) в процессе подготовки и проведения занятий на спецкурсах по Проблемам правоохранительной деятельности органов внутренних дел

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института МВД России. Результаты исследования получили выражение в трех опубликованных Научных работах, использовались при проведении семинарских и практических занятий по курсу общей теории государства и права в этом учебном заведении, а также получили апробацию в выступлениях автора на региональной межвузовской конференции, посвященной 50-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады "Правоохранительные органы Ленинграда и области в Период полного освобождения города от фашистской блокады" 120 января 1994 г., Санкт-Петербург); Международном Симпозиуме "Права человека и статус правоохранительных органов" (3-4 марта 1994'г., Санкт-Петербург); Всероссийской Научно-практической конференции'"Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних Дел" (12-13 май' г", Санкт-Петербург); межвузовской

научно-практической конференции "Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими систе-

мами в органах внутренних дел" (16 нюня 1994 г ', Санкт Петербург); Международной научно-практической конференцш "Безопасность человека и преступность" (23-24 нояСр'я 199 г., Санкт-Петербург); Международном научном конгрессе женщц полицейских "Полиция. Женщина- Гуманизм" <21-23 марта 199^ г., Санкт-Петербург); Международной научно-практической конференции "Проблемы воспитания патриотизма у молодежи , современность" (22-23 сентября 1995., Санкт-Петербург) Международной научно-практической■конференции "Общество Право. Полиция" (23-24 мая 1996 г., Санкт-Петербург) .

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух Г'лав, объединяющих шесть параграфов заключения н списка использованной литературы.

В первой главе "Нравственно-правовая культура -теоретико-методологический аспект" выделены следующие параграфы: 1) Сущность, понятие и социальная основа нравственно-правовой культуры; 2) Нормы права и морали как структурные элементы нравственно-правовой культуры; 3) Общественный, групповой и личностный аспекты нравственно-правовой культуры.

В первом параграфе автор обращается к общей характеристике понятия "нравственно-правовая культура". При этом нравственно-правовая культура представляется как субкультура, объединяющая в себе культуры различных социальных сфер и подгрупп.

Данное понятие рассматривается как определяемое способом материального производства, особое качественное

состояние правовой жизнедеятельности общества, которое характеризуется уровнем развития регулятивных свойств права, правовых ценностей, морально-нравственных идеалов, а также мерой усвоения права, степенью раскрытия и реализации на этой основе творческих возможностей членов общества. Вместе с тем, отмечает диссертант, сама по себе нравственно-правовая культура,- это но' только комплексная категория, объединяющая нравственное сознание и правоприменительную дег »льность определенного рода, ' но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни общества в целом, то' есть наиболее широкая область нравственно-правового воздействия на социально-политические отношения.

Отмечая разнообразие методологических подходов к изучению нравственно-правовой культуры, диссертант, в первую очередь, выделяет среди них аксиологический и функциональный подходы.

Аксиологический подход к изучению нравственно-правовой культуры позволяет рассматривать ее как развивающуюся систему нравственно-правовых ценностей (правосознание, правовая наука, профессиональная этика, моральная убежденность, деятельность по реализации правовых и нравственных установок и т.д.,), созданных и создаваемых в процессе формирования в России гражданского общества и впитавших в себя наиболее прогрессивные достижения нравственно-правовой культуры в целом.

Рассмотрение данного аспекта позволяет установить не только материально-экономические и социально-политические основы нравственно-правовой культуры, не только объективные юридические свойства данной категории, но и ее духовные предпосылки, отражаемые в нравственных убеждениях и идеалах.

Суть функционального подхода сводится к уяснению роли

нравственно-правовой культуры, рассматриваемой с позиции соответствия дея.те.ль-ности субъектов права основным ценностным нравственно-правовым представлениям. Используя функциональный подход, к изучению нравственно-правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, а также уровнем-и характером развития социальной сущности личности . Без рассмотрения функционального аспекта остается в тени активная преобразующая роль человеческого мышления в сфере нравственно-правовой культуры, а также чисто личностные аспекты данной проблемы

Основной задачей нравственно-правовой культуры, по мнению автора, является формирование у членов общества (и в первую очередь, у сотрудников органов внутренних дел) уважительного отношения к нормам Права, внутренней убежденности в его справедлййостИ. В данном случае диссертант присоединяется к точке зренИя профессора В.П. Сальникова, считающего, что именйо убежденность в справедливости права создает обстановку нетерпимости к отступлению от требований законности и правопорядка, дает возможность оценить надлежащим образом поведеИие конкретных субъектов, избрать нравственно-оптимальный вариант собственного пов'едения 1 • 1

Во втором параграфе, где речь идет о рассмотрении норм права и морали в качестве структурных элементов нравственно-правовой культуры, соискатель, опираясь на положения и выводы, содержащиеся как в отечественной, так И в зарубежной юридической и философской литературе, обращается прежде всего к общим понятиям Ьозникновения, развития и соотношения права и морали.

См.: Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л , 1988. С. 42-43.

Рассматривая и право, и мораль как специфические регуляторы социально-политических отношений, автор приходит к выводу, что общность регулятивных свойств этих категорий определяется, главным образом, тем обстоятельством, что они характеризуются гуманистической направленностью, обращенностью к идеалам добра и справедливости, свободы и ответственности. Право и мораль взаимовлияют друг на друга, взаимоопосредуют друг друга, и если право выступает в ка^.г, ^тве гаранта реализации нравственных норм и принципов, то мораль придает праву подлинную человечность и гуманность.

Анализируя правовые и нравственные нормы не как абстрактные категории, а как конкретные составные части нравственно-правовой культуры, автор рассматривает право преимущественно с точки зрения его нравственной оценки и считает вследствие этого возможным введение в' научный оборот понятия "нравственное право" .

В третьем параграфе, говоря о нравственно-правовой культуре как о совокупности понятий и отмечая то значение, которое она имеет в процессе воспитания и формирования общественных и личных интересов, диссертант предпринимает попытку проанализировать общественный, групповой и личностный аспекты данной проблемы. Рассматривая общественный ас.пект нравственно-правовой культуры, следует иметь в виду прежде всего те ее проявления, которые являются, закономерными для всего общества в целом и формируются в процессе чедовечесхого отношения. Следует при этом отметить, что деред нравственно-правовой культурой не стоит задачи .наэяз,ывать обществу понимание всех существующих юридических норм, теоретических понятий, моральных принципов и тем самым "подтянуть" уровень нравственно-правовой культуры индивида до уровня нравственно-правового мышления законодателя. По мнению соискателя, это невозможно ни с

теоретической, ни с практической точек зрения. Задача нравственно-правового воспитания, стоящая перед обществом, состоит в том, чтобы Достичь такого уровня правосознания, когда каждый егс член соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения. По мнению соискателя, правомерное поведение в идеале не должно быть обусловлено никакими иными мотивами, кроме неодолимой нравственной потребности. Нравственно-правовая культура социальной общности (группы) во многом связана с уровнем развития нравственно-правовой культуры общества Однако в отличие от общественного групповой аспект данной категории опосредуется правовым положением членов той или иной социальной группы, 'их жизненным, моральным и правовым опытом, знаниями и умениями, теми конкретными ситуациями, с которыми постоянно сталкиваются эти группы. Личностный аспект, по мнению автора, предстает в качестве процесса формирования у конкретного индивида ' (в том числе и у сотрудника органов внутренних дел) определенного морально-правового идеала, воспитания у него сознательного, уважительного отношения к правовому закону. Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел в данном случае представляется как определенный уровень его правового сознания и юридической практики, способствующий более широкому применению форм и методов профессиональной деятельности, ориентированной на уважение достоинства личности, признание и соблюдение прав и свобод человека.

Во второй главе "Нравственно-правовая социализация и поведение сотрудников органов внутренних дел" выделены следующие параграфы: 1) Место нравственно-правовой культуры в системе факторов эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел; 2) Влияние нравственно-

правовой культуры на реализацию прав и свобод человека

<

сотрудниками органов внутренних дед, 3) Основные направления формирования нравственно-правовой культуры у сотрудников' органов внутренних дел. Теоретическая модель нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

В первом параграфе автор делает попытку проанализировать основные,-требования нравственно-правового характера, предъявляемые к сотруднику'органов внутренних дел в Лч-юцессе его правоприменительной деятельности. По мнению соискателя, сущность формируемой нрздственно-правовой культурой регуляции состоит в том, что она преобразует внешние требования к правомерному поведению во внутренние побуждения к нему. В этом смысле нравственно-правовая культура выступает как фактор-, воздействие которого так закрепляет в сознании личности моральные и правовые требования и представления, что превращает их во внутреннюю потребность, в убеждения и Намерения, подкрепленные нравственными чувствами, рривычками., устоявшимися моральными качествами, а также профессиональными умениями и навыками. Воздействие нравствэнно-правовой культуры на личность сотрудника органов внутренних.дел заключается в выработке своеобразного профессионального нравственно-правового автоматизма, сущность,которого заключается в способности сотрудника в экстремальной ситуации практически мгновенно принимать необходимые решения. Отмечая значение нравственно-правовой культуры как фактора, в безусловной мере способствующего улучшению организации деятельности органов внутренних дел, автор вместе с тем акцентирует внимание на негативных моментах, имеющих место в случаях недостаточного уровня (либо полного отсутствия) нравственно-правовой культуры у отдельных сотрудников. Утрата душевного равновесия, душевной доброты, обесценивание нравстпошшх

категорий чести и достоинства, попрание таких понятий, как профессиональный долг, ответственность, умение выполнять данное обещание, - вот только некоторые примеры увольнения из рядов МВД по причине "совершения проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника". По мнению диссертанта, именно развитие у сотрудника правоохранительных органов соответствующего уровня нравственно-правовой культуры поможет последнему сохранить четкую моральную позицию по отношению к тому, что он делает в жизни, обяжет его в любых ситуациях оставаться твердым в своих убеждениях и мужественным человеком.

Во втором параграфе проблема нравственно-правовой культуры рассматривается применительно к деятельности органов внутренних дел, направленной на охрану и Защиту прав и свобод человека Отмечая, что приоритет интересов личности в современной политической и социальной жизни означает, что ограничение прав индивида работниками государственных в том числе и правоохранительных органов, допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе, автор обосновывает право граждан на противодействие явно незаконным требованиям и действиям сотрудников милиции. Представляется, что сотрудники, сознательно превышающие объем служебных полномочий, нарушают требования закона, а следовательно, лишаются права выступать в качестве правомочного представителя государства, так как они нарушают основной принцип правового государства - равенство всех (без всякого исключения) граждан перед законом. Выходя за рамки, определенные законом, сотрудники органов внутренних дел тем самым автоматически лишаются права требовать от граждан по отношению к себе соответствующих данному закону действий. В связи с этим диссертанту представляется, что формирование

нравственно-правовой культуры в деятельности сотрудников

органов внутренних дел с точки зрения соблюдения прав

человека распадается на две равнозначные проблемы. Одна из

них связана непосредственно с работой внутри аппарата

органов внутренних дел, с проблемой сбциальной защиты

сотрудников, обеспечения их законных прав, как граждан

России. Другая проблема касается вопроса формирования

нравственно-правовой культуры в процессе взаимоотношений

орунов внутренних дел с населением в целях борьбы с

преступностью, обеспечения безопасности и правопорядка. Как

элемент нравственно-правовой культуры, уважение и соблюдение

прав человека полностью согласуется с современными морально-

этическими установками и требованиями, предъявляемые к

сотруднику органов внутренних дел. Гуманизм, как

нравственно-правовой принцип; выступает в этих условиях в

двух аспектах: как ценностно-ориентированный принцип

нравственно-правовой культуры и как нормативно-оценочный

■ ... принцип в деятельности органов внутренних дел, направленных

на охрану прав человека. Признавая приоритет прав человека, ,

нравственно-правовая культура (в том числе и нравственно-

правовая культура сотрудника органов внутренних дел) исходит

из того, что международные стандарты, занимающие

\

доминирующее положение над законодательством отдельных государств/ признают в качестве.особо значимых международных юридических гарантий прав человека и гражданина.

В третьем параграфе автор уделяет внимание изучению основных направлений формирования нравственно правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел. По мнению диссертанта, данный процесс осуществляется на трех уровнях: .1) изучение нравственных принципов и правовых норм. 2) превращение этих "абстрактных понятий" в мировоззренческие убеждения личности; 3) формирование нр^вственно-пранопого

х

Х„

мышления, т е. способности грамотно и творчески применять полученные знания в конкретных практических ситуациях. При этой одной из важнейших задач в диссертации признается актуальная'потребносх-ь в радикальном преобразовании системы нравственного и. культурно-этического воспитания в органах внутренних дел. Автором высказывается ряд конкретных практических предложений в .данной' области и, в частности, разрабатывается модель нравственно-правовой культуры сотрудника, включающая в себя следующие элементы: 1) воспитание у сотрудников органов внутренних дел стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, 21 формирование у сотрудников органов . внутренних дел жизненных целей и моральных идеалов. лежащих в основе . программы самосовершенствования *и являющихся мощными побудительными силами и мотивами правоохранительной деятельности; 3) привитие сотрудникам необходимых нравственных и правовых знаний, выработка у них практических'умений и навыков; 4) воспитание самосознания и способности к объективной моральной оценке сотрудниками своей профессиональной деятельности. 5) развитие привычек волевого саморегулирования в психологически сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности," 6) активное использование личного примера высокоэтического, нравственного поведения

I „

руководителя подразделения, являющегося важнейшим побудительным мотивом профессионализации и . гуманизации служебной, деятельности и .одним из основных компонентов модели нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел. .

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются некоторые выводы, имеющие значение для дальнейшей разработки этой темы.

Основные положения диссертации отражены в следующих

научных публикациях автора■

1. Права человека и статус правоохранительных органов. (Материалы симпозиума' в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России. Выступление. // Государство и право. - 1994. - № 11.(0,1 п. л.)

2. Актуальные проблемы формирования нравственно-правовой культуры.сотрудников органов внутренних дел на современном этапе // Правовые и организационные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел: Сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 4, / Под. общ. ред. С. Ф. Зыбина и В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. (0,2 п. л.)

3. Право и мораль в системе социальных норм: Проблема соотношения и места. // Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции (23-24 мая 1996, г. Санкт-Петербург) ч. 1. / Под общ. ред. С. Ф. Зыбина и В. П. Сальникова. СПб. ^ .Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996. (0,2 п. л.)

2015 © LawTheses.com