СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Чуковская, Екатерина Эдуардовна, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Правовое регулирование отношений в кинематографии.
§ 1. Методологические, теоретические и исторические основы предпринимательской деятельности в кинематографии.
§ 2. Особенности и тенденции развития законодательства о кинематографии.
Глава 2. Предпринимательская деятельность в аудиовизуальной сфере и ее субъекты.
§ 1. Виды предпринимательской деятельности на стадии производства аудиовизуальных произведений и их правовое регулирование.
§ 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на стадии распространения и использования аудиовизуальных произведений.
Глава 3. Аудиовизуальное произведение как результат творческой и предпринимательской деятельности в кинематографии.
§ 1. Аудиовизуальное произведение как результат''i -J1творческой деятельности.
§ 2. Аудиовизуальное произведение как результат предпринимательской деятельности.
Глава 4. Договорные отношения и защита интересов в сфере кинематографии.
§1. Роль и особенности договора в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений.
§ 2. Защита прав и интересов субъектов отношений в кинематографии.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии"
Обоснование проблемы исследования и ее актуальность. Развитие рыночной экономики в нашей стране затронуло все сферы жизни общества. Перестройке подверглись не только хозяйственные отношения, но и отношения, традиционно напрямую не относящиеся, хотя и близкие к производственным сферам. Это заставляет по-иному взглянуть на деятельность, связанную с сохранением и развитием культурных ценностей. Сложившиеся в последнее время экономические условия внесли коррективы в правовой статус лиц, создающих и использующих произведения литературы, науки и искусства, и в механизмы их взаимодействия.
Кинематограф, как сплав производственной и творческой деятельности, всегда признавался в нашей стране приоритетной отраслью, "важнейшим из искусств". С введением рыночных условий хозяйствования, приватизации собственности в системе производства и проката фильмов, объем и качество создаваемых аудиовизуальных произведений стали катастрофически снижаться. Ни авторы фильмов, ни организации кинематографии, на словах призывающие работать по-новому, не смогли сразу адаптироваться в складывающейся ситуации. Это привело к хаотическому развитию отрасли, к тому, что действия отдельных кинопредпринимателей не согласовывались ни с интересами коллег и партнеров, ни с запросами зрителей.
В настоящее время государство в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов1 выработало основные принципы и направления своей политики в области кинематографии с тем, чтобы поддержать производство и прокат отечественных фильмов, повысить конкурентоспособность российской кинопродукции на международной арене, обеспечить четкие связи на всех уровнях производства и распространения аудиовизуальных произведений и межуровневые связи и тем самым создать условия для самоокупаемости фильмопроизводства и кинопроката.
Причины бедственного состояния российского кинематографа разнообразны: это и общее ухудшение обстановки в стране, в частности криминогенной (в
1 Федеральный Закон "О Государственной поддержке кинематографии РФ" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ; Указ Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" от 7 октября 1993 г. № 1607; Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ" от 12 ноября 1993 г. № 1904; Указ Президента РФ "О протекционистской политике РФ в области отечественной кинематографии и мероприятиях, связанных со 100-летием мирового и российского кинематографа" от 15 апреля 1994 г. № 785 и др. кинотеатрах попросту стало небезопасно), и рост цен на услуги в период производства и тиражирования фильма, и удорожание входных билетов в кинотеатр, и распространение бытовой теле- и видеотехники.
Меры, необходимые для возрождения отечественного кино, должны носить комплексный характер и идти по многим направлениям: развитие экономических отношений, формирование специализированных инфраструктур на каждом этапе создания и продвижения фильмов, совершенствование правового регулирования и разработка научно-теоретической базы для моделирования и установления отношений между всеми участниками кинопроцесса, "воспитание" зрителя, формирование спроса на основе масштабных маркетинговых исследований зрительской аудитории. Первоочередной своей задачей государство видит поддержку отечественной экранной культуры.
Внедрение России в широкую международную систему охраны авторских прав в связи с ее присоединением в начале 1995 г. к крупнейшим конвенциям в области авторских и смежных прав накладывает на нас строгие обязательства перед иностранными производителями и иными обладателями прав на аудиовизуальные произведения.
Подписание Женевской конвенции в редакции 1971 г. и старейшего соглашения в области авторского права - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - стало возможным после серьезного пересмотра национального российского авторского законодательства. Но сегодня достижение такого, казалось бы революционного уровня авторского права в нашей стране уже не вполне удовлетворяет как самих творцов, так и пользователей произведений. Поэтому активно ведутся работы по пересмотру действующих норм в связи с разработкой III части Гражданского кодекса РФ.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы являются: анализ природы аудиовизуального произведения как результата творческой и производственной деятельности; изучение его режима, отраженного в нормах различных законодательных и нормативных актов; установление статуса участников процесса создания и распространения произведения и исследование правовых основ отношений между ними; анализ зарубежного законодательства и практического правового опыта в аудиовизуальной сфере; разработка предложений по совершенствованию и развитию законодательной и нормативной базы в данной сфере.
Предмет исследования составляют предпринимательско-правовые и авторско-правовые отношения в аудиовизуальной сфере.
Методологической базой диссертации являются общий диалектический, системно-функциональный, статистический, сравнительно-правовой и исторический методы научного исследования.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды российских ученых-правоведов - М.М. Богуславского, А.Г. Быкова, Э.П. Гаврилова, J1.H. Галенской, В.А, Дозорцева, М.Н. Кузнецова, И.В. Савельевой, А.П. Сергеева, А.В. Туркина, С.А. Чернышевой и др. В диссертации также использовались исследования зарубежных юристов - К. Коломбе, Ж. Корреа, А. Дебуа, М.-К. Док, А. Керевера, К. Мазуйе, А. Франсона, А. Риу, П. Греффа и Ф. Греффа, Д. Вильжоен, А. и Ю.-Ж. Лука и др.
Практическую основу исследования составили: нормативные правовые акты Российской Федерации, бывшего Союза ССР, посвященные вопросам регулирования предпринимательско-правовых и авторско-правовых отношений в культуре вообще и в аудиовизуальной сфере в частности; материалы Госкино, Конфедерации Союзов кинематографистов и Союза кинематографистов России; проект III части ГК РФ; правоприменительная практика; реальные правоотношения в аудиовизуальной сфере; судебная практика; материалы периодической печати.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых специальных монографических исследований правового регулирования предпринимательской деятельности в кинематографии. В работе поставлены и проанализированы вопросы о сущности и особенностях правового регулирования в аудиовизуальной сфере с точки зрения предпринимательства, о правовом статусе участников процесса создания и использования аудиовизуальных произведений как субъектов рыночных отношений, о механизме перехода авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом, а также на результаты творческой деятельности, вошедшие в него. В российской научной литературе эти вопросы отдельно не исследовались с 1984 г.1, хотя с того времени весь правовой массив и методология регулирования отношений изменились коренным образом. Поэтому настоящая работа преследует цель хотя бы частично заполнить образовавшуюся нишу.
1 С.А.Чернышева. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и на телевидении. М., Наука. 1984.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Отношения в аудиовизуальной сфере подразделяются на отношения по поводу создания, распространения и использования аудиовизуальных произведений, что обусловливает их различный правовой режим. В первой группе отношений предпринимательство направлено на обеспечение интеллектуальной деятельности и наиболее благоприятных для творчества условий, без вмешательства в сам процесс создания произведения как объекта авторского права. Во второй и третьей группах предпринимательские отношения превалируют, а авторское право служит лишь "сдерживающим" элементом.
2. Создание аудиовизуальных произведений (кроме любительских фильмов), в отличие от других объектов авторского права, требует совместных усилий большого числа лиц, а также крупных капиталовложений и обеспечения достаточно сложных технологических процессов. Поэтому предпринимательство в аудиовизуальной сфере представляет из себя сплав хозяйственной и творческой деятельности.
3. Сферы действия двух крупнейших законов, регулирующих отношения в аудиовизуальной сфере - Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"1 и Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"2 пересекаются, и различия в содержании используемых в них понятий могут иметь серьезные правовые последствия. В связи с этим необходимо и возможно соотнесение терминов этих правовых актов, но требуется установить пределы допустимого отождествления понятий "фильм", "кинопродукция" и "аудиовизуальное произведение", изготовитель аудиовизуального произведения" и "продюсер фильма".
4. Деятельность по созданию аудиовизуальных произведений представляет собой сплав творчества и предпринимательства, вследствие чего фильм как результат этой деятельности имеет двойственный правовой характер. Таким образом, аудиовизуальное произведение является не только объектом авторского права, но и товаром особого рода.
5. Двойственный характер аудиовизуального произведения предопределяет его сложный правовой режим. Выявлено, что различные участники
1 Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ) // "Российская газета" от 3 августа 1993 г.
2 Федеральный Закон "О Государственной поддержке кинематографии РФ" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ// "Российская газета" от 29 августа 1996 г. предпринимательской деятельности в кинематографии могут обладать правами различной природы, возникающими в связи с их вкладами в процесс создания или использования фильма, причем эти права могут распространяться как на объект в целом, так и на его элементы. Автором сделан вывод о соотношении авторских прав и права собственности на аудиовизуальное произведение применительно к различным участникам кинопроцесса и различным его элементам.
6. Проведено комплексное исследование правового статуса всех категорий участников создания аудиовизуального произведения: авторов фильма в целом и авторов отдельных произведений, вошедших в него составной частью, созданных как ранее, так и в процессе работы над фильмом; носителей смежных прав, результаты творческой деятельности которых используются при создании фильма; изготовителя аудиовизуального произведения как предпринимателя, обеспечивающего творческий и технологический процессы; инвесторов и кредиторов как источников финансирования процесса создания аудиовизуального произведения. Все это позволяет сделать вывод о их взаимосвязи и взаимовлиянии
7. Отношения, возникающие на разных стадиях продвижения фильма от авторов к зрителю, имеют различную правовую природу, что находит отражение в закрепляющих их договорах. Первичными являются авторские и трудовые (в случае создания служебных произведений) договоры, определяющие не только порядок создания и использования аудиовизуального произведения, но и объем правомочий центральной фигуры кинопроизводства - продюсера. Договоры, связывающие остальных участников процесса создания и использования фильма, независимо от их вида, обязательно несут в себе авторско-правовой элемент и в подавляющем большинстве случаев представляют собой переуступку части имущественных прав.
Работа содержит также некоторые рекомендации по совершенствованию действующего законодательства:
1) В постановление Правительства РФ "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." от 29 мая 1998 г. № 5241 необходимо внести указание о том, что плательщиками вознаграждения являются пользователи аудиовизуальных произведений;
1 Собрание законодательства РФ. 1998. - № 22. - ст. 2476.
2) Постановлением Правительства РФ и развивающими его ведомственными нормативными правовыми актами следовало бы установить круг плательщиков, размер отчислений и порядок их сбора, а также систему учета и перераспределения вознаграждения за частное копирование, предусмотренного ст. 26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах";
3) В случае внедрения двух вышеуказанных порядков, указом Президента РФ целесообразно определить развитие коллективного управления имущественными правами авторов в аудиовизуальной сфере как одного из направлений государственной политики в области кинематографии и одной из форм государственной поддержки, а также усилить роль Российского общества правообладателей в аудиовизуальной сфере подобно тому, как это сделано в отношении Российского авторского общества Указом Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" от 7 октября 1993 г. № 16071;
4) Действующее российское авторское законодательство полностью отвечает требованиям международных конвенций и мировому опыту, желательно внести в него некоторые положения, допускающие более гибкий подход к установлению отношений при создании отдельных видов и жанров фильмов, что существенно расширило и укрепило бы правовой статус представителей специфических кинопрофессий, не относящихся к категории авторов аудиовизуального произведения в целом, но играющих большую роль в его создании;
5) Необходимым представляется принятие дополнительных правовых актов, позволяющих в полной мере применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение авторского и смежных прав. Кроме того, следовало бы внедрить новые виды страхования на случай пиратства или косвенных убытков от нарушения авторских прав третьих лиц, поскольку такой "нетрадиционный" метод позволит уменьшить ущерб, наносимый недобросовестными предпринимателями.
Практическое значение работы заключается в том, что научные выводы, идеи и положения могут представлять интерес и быть использованы: 1) как исходный материал для дальнейшего развития научных проблем правового регулирования предпринимательских отношений в кинематографии; 2) в правотворческой
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 41. - ст. 3920. деятельности законодательных и исполнительных органов (в первую очередь Госкино и иных органов управления в аудиовизуальной сфере); 3) в практической деятельности предпринимателями и авторами аудиовизуальной сферы; 4) в учебном процессе преподавателями и студентами юридических и кинематографических вузов.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты исследования были использованы автором: при участии в разработках "Моделей продюсерского кинематографа в РФ" и "Концепции разгосударствления системы кинопроката и кинофикации" (в составе коллектива авторов Российского института культурологии РАН и Министерства культуры РФ), при организации и проведении научно-практических конференций по авторско-правовым проблемам в аудиовизуальной сфере в рамках программы TACIS в Москве и Санкт-Петербурге, при подготовке доклада на конференции, посвященной праву собственности, организованной 24-25 июня 1998 г. ИГП РАН. В настоящее время они используются автором в педагогической работе при составлении учебных программ и чтении курсов лекций "Авторское право" и "Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в кинематографии" во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А.Герасимова. Там же автором подготовлено учебное пособие "Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование" (М.: Росконсульт, 1999. - 331 с.) и глава учебника кафедры экономики и организации производства и проката фильмов, посвященная вопросам правового регулирования кинопроцесса.
Объем и структура работы. Поставленные автором задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы и перечня законодательных и иных нормативных актов.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Чуковская, Екатерина Эдуардовна, Москва
Заключение
Сегодня государство проводит протекционистскую политику в отношении российской кинематографии и с принятием Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" установило в качестве ее основных направлений: Принятие законов и иных нормативных актов в области кинематографии; частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов; льготное налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности организаций кинематографии В нем подчеркивается, что все организации кинематографии, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеют право на получение государственной поддержки.
Правовое .регулирование отношений в кинематографии идет по трем направлениям: по поводу создания, распространения и использования аудиовизуальных произведений. Законодательство устанавливает широкие рамки для реализации прав и интересов субъектов на всех стадиях прохождения фильма от авторов к зрителям.
Деятельность по созданию,- распространению и использованию аудиовизуальных произведений представляет собой сплав творчества и предпринимательства, что обусловлено особой правовой природой предмета деятельности - результата совместного творчества, создание которого требует значительных финансовых затрат.
Аудиовизуальное произведение как предмет и продукт предпринимательской деятельности воспринимается разкыми участниками кинопроцесса по-разному. Одни видят в нем плод своего творческого труда, другие - результат своей организационной деятельности, третьи - товар или средство, могущее принести существенные доходы. Режим аудиовизуального произведения, как и статус лиц, участвующих в его создании, распространении и использовании, устанавливаются нормами различных отраслей права, поэтому речь может идти о комплексном правовом регулировании предпринимательской деятельности в кинематографе.
Центральной фигурой предпринимательской деятельности в аудиовизуальной сфере является новый для российского кинематографа субъект - продюсер. Особенность его правового статуса заключается в том, что закон не предоставляет ему никаких прав на результат его деятельности и круг правомочий продюсера по отношению к аудиовизуальному произведению определяется объемом прав, передаваемых ему авторами фильма. Поэтому важную роль в регулировании отношений в аудиовизуальной сфере играют договоры, признанные современным российским законодательством основным средством установления гражданско-правовых и хозяйственных связей.
Новые экономические условия оказали на развитие аудиовизуальной сферы неоднозначное влияние. Отмена фактической государственной монополии на кинопроизводство и кинопрокат во второй половине 80-х годов сначала вызвала всплеск частного предпринимательства, но при отсутствии единой программы привело к стихийным процессам и, в конечном счете, к развалу системы проката, снижению качественных и количественных показателей и иным негативным результатам. Сегодня для возрождения отрасли, помимо государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката, необходимо принятие (наряду с существующими) серьезных мер по борьбе с пиратством в аудиовизуальной сфере. Это особенно важно в связи с намерением Российской Федерации вступить в ГАТТ/ВТО, частью которого с 1 января 1995 г. является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (ТРИПС).
Хотя российское законодательство, регулирующее отношения в аудиовизуальной сфере, формально содержит все необходимые для функционирования отрасли и обеспечения свободного предпринимательства нормы, предстоит еще большая работа по его совершенствованию, внедрению отдельных положений в жизнь, установлению нормальной правоприменительной практики.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии»
1. Официально-документальные материалы
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. - № 40. - ст. 592.
4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. - № 26. - ст. 733.
5. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изменениями и дополнениями от 13 января, б июня, 19 июля и 27 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - N° 7. - ст. 300.
6. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г, в редакции от 9 января 1996 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - № 15. - ст. 766; "Российская газета" от 16 января 1996 г.
7. Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. - № 46. - ст. 2615.
8. Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. № 5341-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, N 33, ст. 1311.
9. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ) // "Российская газета" от 3 августа 1993 г.
10. Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г.// Собрание законодательства РФ. 1994. - № 32. - ст. 3301; часть вторая от 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.
11. Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ //.Собрание законодательства РФ. 1995. - № 32. - ст, 3302
12. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1995. - № 1. - ст. 1.
13. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N2 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 21. - ст. 1930; 1998. - № 30. - ст. 3608.
14. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 17 августа 1995 г. № 135-Ф3 // Собрание законодательства РФ. -1995. № 33. - ст. 3334.
15. Федеральный Закон РФ "О рекламе" от 24 ноября 1995 г. № 177-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 30. - ст. 2864.
16. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 1. - ст\ 1.
17. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 3. - ст. 145.
18. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N2 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. - ст. 2954.
19. Федеральный Закон "О государственной поддержке кинематографии РФ" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ // "Российская газета" от 29 августа 1996 г.
20. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс законов о труде" от 6 мая 1998 г. № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. - № 19. - ст. 2065.
21. Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ// "Российская газета" от 3 октября 1998 г.
22. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по кинематографии" от 6 января 1993 г. N 9 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. -■№ 2. - ст. 108 .
23. Постановление Совета Министров Правительства РФ "Вопросы Комитета Российской Федерации по кинематографии" от 12 февраля 1993 г. N 119// Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993: - № 7. - ст. 608.
24. Постановление Совета Министров РФ "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" от 28 апреля 1993 г. № 396 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. - N2 18. - ст. 1607.
25. Постановление Правительства РФ "О подписании Европейской конвенций о совместном кинопроизводстве" от 24 января 1994 г. № 26 //Текст постановления официально опубликован не был
26. Постановление Правительства РФ "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" от 21 марта 1994 г. N2 218 // "Российские вести" от 30 марта 1994 г.
27. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации" от 5 июня 1994 г. № 642 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 7. - Ст. 772.
28. Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики РФ в области отечественной кинематографии" от 30 июля 1994 г. № 895 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 15. - ст. 1794.
29. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил киновидеообслуживания населения" от 17 ноября 1994 г. № 1264 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 31. - ст. 3282.
30. Постановление Правительства РФ "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ" от 7 декабря 1994 г. № 1359 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 34. - ст. 3604.
31. Постановление Правительства РФ "О Государственном фонде кинофильмов РФ" от 30 декабря 1994 г. N2 1457 // "Российская газета" от 17 января 1995 г.
32. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" от 26 июня 1995 г. № 609 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 26. - ст. 2670.
33. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино-^ и видеофильмов" от 19 сентября 1995 г. № 941 // "Российская газета". 1995. - № 178.
34. Постановление Правительства РФ "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения" от 28 октября 1995 г. № 1037 // Собрание законодательства РФ. 1995. - N2 45. - ст. 4315.
35. Постановление Правительства РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)" от 17 мая 1996 г. № 614 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 21. - ст. 2529.
36. Постановление Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кинои видеофильмов" от 13 сентября 1996 г. № 1091// Собрание законодательства РФ. -1996. № 38. - ст. 4440.
37. Постановление Правительства РФ "О Концепции развития кинематографии РФ" от 18 декабря 1997 г. № 1561// Собрание законодательства РФ. 1997. - № 51, ст. 5813.
38. Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии" от 26 июня 1998 г. N 654// Собрание законодательства РФ. 1998. - № 27. - ст. 3179.
39. Указ Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" от 7 октября 1993 г. № 1607 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. - № 41. - ст. 3920.
40. Указ Президента РФ "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ" от 6 ноября 1993 г. № 1847 // "Российская газета " от 16 ноября 1993 г.
41. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ" от 12 ноября 1993 г. № 1904 // Собрание законодательства РФ. 1993. - N2 46. - ст. 4449.
42. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения об Архивном Фонде РФ и Положения о Государственной архивной службе России" от 17 марта 1994 г. № 552 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. - № 12. - ст. 878.
43. Указ Президента РФ "О протекционистской политике РФ в области отечественной кинематографии и мероприятиях, связанных со 100-летием мирового и российского кинематографа" от 15 апреля 1994 г. № 785 // "Российская газета" от 23 апреля 1994 г.
44. Указ Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" от 23 мая 1994 г. № 1006 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 5. - ст. 396.
45. Указ Президента РФ "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. № 1183 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 7. - ст. 695.
46. Указ Президента РФ "О программе "Дети экран - культура"" от 6 ноября 1995 г. № 1080 // "Российская газета" от 5 декабря 1995 г.
47. Указ Президента РФ "О создании открытого акционерного общества "Российский кинопоказ"" от 22 апреля 1996 г. № 581 // Собрание законодательства РФ. 1996.-№ 18. - ст. 2119.
48. Указ Президента РФ "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" от 2 мая 1996 г. № 642 // Собрание законодательства РФ. 1996. - N2 19. - ст. 2259.
49. Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Кодекса РСФСР06 административных правонарушениях" от 20 июня 1984 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. - № 27. - ст. 910.
50. Постановление Верховного Совета РФ "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" от 14 июля 1992 г. № 3301-1// "Российская газета" от 24 июля 1992 г.
51. Распоряжение Президента РФ "Вопросы Российского агентства интеллектуальной собственности при Президенте РФ" от 15 июля'1992 г. № 367-рп // Авторское право. Сб. норм, актов. М. - 1993.
52. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ "В связи с принятием закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 19 октября 1993 г. № C-13/OC3-317 // "Вестник ВАС РФ". 1994. - № 1.
53. Постановление Правительства Москвы "О создании государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" от 10 сентября 1996 г. № 767 // "Вестник мэрии Москвы". 1996. - № 22 .
54. Распоряжение Мэра Москвы "О лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории города Москвы" от 18 марта 1998 г. N 237-РМ// "Вестник мэрии Москвы". 1998. -N 13.
55. Распоряжение Мэра Москвы "О поддержке отечественного кинопроизводства и кинопроката" от 16 апреля 1998 г. N 375-РМ// Текст официально опубликован не был
56. Распоряжение Премьера Правительства Москвы "О строительстве многозальных кинотеатров" от 20 апреля 1998 г. N 435-РП// Текст официально опубликован не был
57. Постановление Правительства Москвы "О совершенствовании управления развитием кинофикации в г. Москве" от 26 мая 1998 г. N 410// Текст официально опубликован не был
58. Положение о Реестре киновидеозрелищных организаций и учреждений, находящихся на территории РФ: утверждено Председателем Роскомкино 15 марта 1996 г. // "Российские вести" от 25 июня 1996 г.
59. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве: подписана в Женеве 6 сентября 1952 г. // СП СССР. 1973. - № 24. - ст. 139;
60. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве: подписана в Женеве б сентября 1952 г. (в редакции, пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г.)//Текст официально опубликован не был
61. Европейская конвенция по совместному кинопроизводству; подписана в Страсбурге 2 октября 1992 г.// Текст официально опубликован не был
62. Соглашение стран СНГ "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" от 24 сентября 1993 г. // "Вестник ВАС РФ". 1994. - № 2.2. Книги.
63. Агапов А.Б. Информационно-правовое обеспечение деятельности в сфере культуры. М.: Культура, 1992. - 172 с.
64. Азбука авторского права: Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1982. - 104 с.
65. Алексеев С. С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994. - 224 с.
66. Андреев В.К., Степанюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухгалтерский учет, 1996. -352 с.
67. Андреев С.Е., Сивачева И.А., Федотова А.И. Договор: заключение, изменение, расторжение. М.: Проспект, 1997. - 376 с.
68. Бакулев Г.П. Телевидение без границ: спутниково-кабельные каналы в Европе. -М.: ВГИК, 1994. 144 с.
69. ВОИС. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. Женева: ВОИС, 1981. - 281 с.
70. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996. 250 с.
71. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. М.: Международные отношения, 1992. - 560 с.
72. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. норм, актов. Кн. IV "Авторское право" М.: изд-во УДН, 1988. - 208 с.
73. Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2-х ч. Пер. с англ. -Новосибирск: ВЩ "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. ч. 1 - 192 е.; ч. 2 -176 с.
74. Интеллектуальная собственность: словарь-справочник / под общ. ред. А.Д.Корчагина. М.: ИНФРА - 1995. - 112 с.
75. Каталог. Фильмы России. 1991-1994. М.: Дубль-Д, 1995. - 404 с.
76. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. Под ред. М.И.Жабского. М.: НИИК, 1994. - 112 с.
77. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. - 184 с.
78. Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск: Вадемекум, 1990. - 288 с.
79. Криштул Б. И. Профессия директор фильма. - М.: ВТПО "Киноцентр", 1990. -112 с.
80. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. - 140 с.
81. Макальская М.Л., Пирожкова М.Л., Трехалина Ф.В. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. М.: ИКЦ "ДИС", 1997. - 352 с.
82. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий. Пер. с англ. под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Прогресс, 1982. - 424 с.
83. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
84. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Под ред. Кошкина В.И. М.: ВГИК, 1993. - 223 с.
85. Отечественное кино: стратегия выживания. Под ред. Д.Б. Дондурея. М.: НИИК, 1991. - 156 с.
86. Правовой словарь предпринимателя. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 207 с.
87. Пуховая М.А. Так ли нематериальны нематериальные активы? Истра: ТЕТ-а-ТЕТ, 1994. - 64 с.
88. Рымарь Н.Т, Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. - 264 с.
89. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в сфере художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 236 с.
90. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. - 312 с.
91. Соду с Э.К. Как получить деньги за то, что Вы написали? Пер. с англ. М.: МОЛ, 1993. - 64 с.
92. Справочник лицензий Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и Министерства связи РФ. М.: "625", 1995. - 196 с. •
93. Тенейшвили О.В. Контрактная система кинобизнеса. Размышления о кинорекламе. М.: ВИППК, 1995. - 160 с.
94. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: НОРМА, 1996. - 432 с.
95. Халфина P.O. Современный рынок: правила игры. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993. - 144 с.
96. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. М.-Л.: Искусство, 1937. - 168 с.
97. Чернышева С.А. Правовое .регулирование авторских отношений в кинематографии и на телевидении. М.: Наука, 1984. - 176 с.
98. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996. 104 с.
99. Щенникова Л. В. Культура и право. М.: Российское право, 1992. - 128 с.
100. Юрьева Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор. М.: Анкил, 1994. - 56 с.
101. Я фа ев А. И. Авторское право капиталистических стран. Уч. пособие. М.: МГИМО, 1983. - 98 с.
102. Я фа ев А. И. Авторское право развивающихся стран. Уч. пособие. М.: МГИМО, 1985. - 88 с.
103. Debbasch Ch. Droit de I'audiovisuel, Paris: Dalloz, 1993. - 732 p.
104. Gestion collective du droit d'auteur et des droits voisins. Geneve: OMPI, 1990. - 104 p.
105. Guide CNC. Paris: CNC, 1997. - 264 p.1.cas A., Lucas H.-J. Traite de la propriete litteraire et artistique. Paris: Litec 1994. - 1104 p.
106. Propriete litteraire et artistique et droits voisins. Paris: JO № 1255, 1989. - 174 p.
107. Riou A. Le droit de la culture et le droit a la culture. Paris: ESF editeur, 1993. - 232 p.
108. Viljoen D. Les cles de la negociation des contrats de coproduction audiovisuelle. -Strasbourg: Conseil de I'Europe, 1994. 88 p.