СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Пролетенкова, Светлана Евгеньевна, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Теоретико-правовой анализ конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания.
§ 1. Формирование взглядов, учений и понятий о свободе совести и свободе вероисповедания.
§ 2 Понятия: «религия», «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания» - и их соотношение на современном историческом этапе.
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование прав военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания в нормах международного права, зарубежных странах и в России.
§ 1. Закрепление прав на свободу совести, свободу вероисповедания в нормах международного права и зарубежных странах.
§ 2. Конституционное регулирование прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов в России.
Глава 3. Реализация прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов: проблемы и перспективы.
§ 1. Практика и особенности осуществления, прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации.
§ 2 Реализация прав на свободу совести и свободу вероисповедания сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов.
§ 3 Гарантии реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов"
Актуальность темы диссертационного исследования. Религия в современном российском обществе занимает все более важное место и приобретает ключевое значение для развития многих общественных процессов. Ее влияние уже сегодня охватывает очень широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и даже политических. В результате, религиозный фактор воздействует на развитие культуры, межнациональные отношения и активно способствует формированию нравственных ценностей в общественном сознании. Однако, российский народ, всего лишь некоторое время назад избавившийся от тоталитарного духовного, культурного, правового, политического и экономического угнетения пребывает в состоянии апатии и растерянности. Непросвещенность населения в области реализации основных идеалов свобод человеческой личности связана не только с тем, что на протяжении нескольких поколений этими понятиями просто не пользовались, но и в большей мере с тем, что произошло разрушение понимания их всеобщности и неотчуждаемости.
Общедемократические преобразования в нашей стране, принятие Конституции Российской Федерации, провозглашающей приоритет прав и свобод человека и гражданина и объявляющей их высшей ценностью, позволяют задуматься о преобразованиях происходящих во всех сферах жизни нашего общества.
Закрепление Конституцией РФ принципа светского государства (ст. 14) как основы конституционного строя России должно сыграть решающую роль в превращении российского государства в силу, не только уважительно относящуюся к верующему человеку, любой церковной организации, но и в равной мере стоящую на страже прав всех религиозных объединений. Думается, что в условиях этнокультурного и религиозного многообразия населения России обозначенное положение имеет важное теоретическое и практическое значение. Однако его реализация обусловлена рядом трудностей. Во-первых, достаточно сильны еще пережитки монопольного атеизма; во-вторых, опасен и другой перекос, а именно, повальная религизация всей страны, в-третьих, необходимо правильное понимание сущности и содержания самого принципа светского государства, и в первую очередь, людьми, осуществляющими власть в государстве.
Нельзя не отметить того, что в нынешнее время наблюдаются некоторые тенденции усиления влияния религиозной идеологии на государство. При этом приоритет отдается, как правило, лишь одной религии в зависимости от того, какая группа населения доминирует в том или ином регионе, или в целом по стране. Полагаем, что такое положение не только противоречит конституционным нормам, но и может обострить межконфессиональные противоречия. Такое состояние дел нельзя допустить. Одновременно с предоставлением населению широкого спектра свобод в области вероисповедания, государство не должно оставаться безучастным к религии и к тому, что происходит по поводу и вокруг нее. Так, государство берет на себя обязательство обеспечить равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст.19 Конституции РФ). Оно, как известно, может достигаться путем принятия уголовно-правовых мер к тому, кто нарушает равноправие граждан по религиозным признакам (ст. 136 УК РФ). Уголовную ответственность влечет так же и создание религиозных объединений, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ст. 239 УК РФ). Далее следует отметить, что государство гарантирует каждому свободу вероисповедания, включая право исповедывать любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28 Конституции РФ). Однако допускаются лишь те действия, основанные на религиозных убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству. Те из них, что направлены на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 282 УК РФ).
В контексте вышеназванной ст. 28 Конституции РФ, особенно интересным становится вопрос о регламентации и реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод на пребывающих в них граждан (воинские части, служба в государственных ведомствах, служба в органах внутренних дел и других правоохранительных органах). Не так давно, когда атеистическая политика была введена в ранг государственной, человек, поступающий на воинскую службу или на службу в государственные силовые и правоохранительные структуры, даже подумать не мог о реализации своих прав в духовной сфере.
После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, 28 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О милиции», 23 декабря 1992 г. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, 28 марта 1998 г. Закона «О воинской обязанности и военной службе», появилась возможность по другому оценить правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Анализируя текст вышеуказанных нормативно-правовых актов можно сказать, что на сегодняшний день служба в рядах Вооруженных Сил и в правоохранительных органах находится вне политического давления. Статья 28 Конституции РФ провозглашает право человека - военнослужащего, сотрудника ОВД или иных правоохранительных органов на свободу совести, свободу вероисповедания в том числе, право исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, или придерживаться атеистических убеждений. Актуальность провозглашения права на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников ОВД не вызывает сомнений. Как сказал в июле 1992 года Н.Столяров, генерал-майор авиации, депутат Государственной Думы РФ:
Мудрость Библии открыта для всех. Но она особенно важна для тех, кто волей судьбы и долга поставлен между жизнью и смертью, в чьи руки доверено оружие, кому поручена защита своего народа. Не осознающий этой высокой миссии, нравственно несовершенный воин, может легко переступить черту между праведным и неправедным, справедливым и несправедливым, гуманным и преступным, вольно или невольно оказаться орудием зла и насилия».
С этими словами трудно не согласиться.
Необходимо так же отметить, что возрождение нравственности и духовности сотрудников ОВД вносит огромную лепту в искоренение правового нигилизма, которому подвержена в последнее время определенная часть слоев населения и в том числе, к сожалению, сотрудники правоохранительных органов. Причинами возникновения такого явления является социальная напряженность, экономическая нестабильность, сложности в правовой системе общества, так характерные для переходного периода. Появление симптомов правового нигилизма в среде сотрудников правоохранительных органов наиболее опасно, так как они являются, в своем роде «носителями права», а зачастую и «вершителями человеческих судеб». Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации является развитие у военнослужащих и сотрудников ОВД таких нравственных идеалов и моральных ценностей, которые позволили бы им внутренне перестроиться и поставить для себя на первое место ценность человеческой жизни, соблюдение прав человека, наконец, патриотизм и гордость за служение Отечеству. Религия в данном случае могла бы помочь сотрудникам государственных структур найти для себя вышеперечисленную систему отношения к жизни и деятельности. Конечно, исключено и просто преступно навязывать людям мысль о необходимости религиозности. Задача руководящего состава заключается в создании необходимых благоприятных условий для реализации сотрудниками своих прав в области свободы совести и свободы вероисповедания. В рамках этого, например, был подписан ряд совместных заявлений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и МВД РФ, Министерством по делам ГО и ЧС, МО РФ, ФПС РФ, ФАПСИ РФ и др.
Таким образом, в условиях сложившейся обстановки необходимо обратить особое внимание на возрождение духовных и нравственных начал военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Необходимо понять, что правоохранительная деятельность должна опираться на соблюдение прав и свобод человека, а осознание особой ценности этих прав может прийти разными способами, но в том числе и через религию, через наличие святых идеалов и веры в уважение, веры в право.
Определение степени законодательного закрепления, а так же практики реализации прав свободы совести, и свободы вероисповедания военнослужащими и сотрудниками ОВД требует решения комплекса проблем.
Прежде всего, необходим глубокий научный анализ, позволяющий определить степень законодательной защищенности военнослужащих и сотрудников ОВД в сфере обеспечения их прав на свободу совести и свободу вероисповедания. Требуется рассмотрение некоторых институтов конституционного права, призванных гарантировать человеку и гражданину возможность совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, а так же возможность самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них. В контексте этого вопроса следует рассмотреть и право граждан на альтернативную гражданскую службу. Кроме того, на основе практического материала требуется рассмотрение и изучение, во-первых, ряда факторов, негативно влияющих на процесс реализации военнослужащими и сотрудниками ОВД предоставленных им прав на свободу совести и свободу вероисповедания, и, во-вторых, степени гарантированности государством данных прав.
На основе рассмотрения и изучения вышеназванных проблем, необходимо разработать модель юридической защиты прав военнослужащих и сотрудников ОВД с целью устранения законодательных пробелов в рассматриваемой области и недопущения ущемления вышеназванных прав впредь.
Степень разработанности темы. Проблемы, определенные темой диссертации, были предметом исследований в общетеоретической и отраслевой литературе.
Разработкой учений и понятий о свободе, совести, религии, а также о взаимосвязи этих категорий занимались в разное время такие философы и ученые как: Г. Гроций, К. Гельвеций, Б. Спиноза, Д. Юм, Д. Дидро, Р. Декарт, К. Томазий, Г. В. Лейбниц, Д. Локк, М. Падуанский, П. Гольбах и др. А так же правоведы, социологи, философы XIX-XX в.в. Зиммель, Савиньи, Иеринг, Фромм, Ясперс, Фехнер и др.
В отечественном правоведении, философии и социологии проблемы права и религиозных свобод, вопросы отношения церкви и государства всегда занимали видное место, активно разрабатывались и обсуждались. Эти проблемы нашли свое отражение в работах таких выдающихся русских мыслителей, как Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, И.В. Михайловский, К.П. Победоносцев, М.И. Одинцов, П.А. Столыпин, B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.
В России советского периода отношения церкви и государства замалчивались. Кроме того, систематически выходили работы посвященные формированию у советских людей атеистического мировоззрения. Авторы подобных трудов (Д.М. Аптекман, Г.В. Воронцов, Г.Р. Гольст, М.И. Гу-бельман, Л.И. Емелях, В.В. Клочков, В.Н. Носович, С.Н. Савельев, М.И. Шахнович, Г.И. Эзрин и др.) с различных юридических, философских, социологических позиций стремились максимально преуменьшить роль и значение церкви и религии в деле формирования нравственно-здорового общества и государства.
Демократические изменения в Российской Федерации и возрастающая роль религии в общественной жизни сделали весьма актуальной задачу нового осмысления прав на свободу совести и свободу вероисповедания как граждан всей страны в целом, так и отдельных их категорий (таких как военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, лица отбывающие наказания в виде лишения свободы и др.). В связи с этим теоретическим аспектам правовой регламентации свободы совести и вероисповедания, а также практическим сторонам ее реализации в последние годы был посвящен ряд диссертационных исследований. Среди них можно выделить исследования, проведенные Аминовым И.Р., Архирейской Т.Ю., Вишняковой И.Н., Королевым Г.Н., Кругловым А.Н., Ловинюковым А.С., Понкиным И.В., Тагиевой Т.Ю., Черемных Г.Г., Чухвичевым Д.В. и др1.
Теоретической основой диссертации послужили также труды ученых, принадлежавших к различным правовым научным направлениям и школам: Дозорцева П.Н., Никольского Н.М., Одинцова М.И, Победоносцева К.П., Рейснера М.А., Рудинского Ф.М., Руффини Ф., Тарнас Р., Федоси
1 Аминов И.Р. «Реализация права на свободу совести в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации». Дисс. .канд. юр. наук.- СПб. 2003 г.; Архирейская Т.Ю. «Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность». Дисс. .канд. юр. наук. - М., 2001 г.; Вишнякова И.Н. «Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания». Дисс. .канд. юр. наук. - М.,2000 г.; Королев Г.Н. «Правовое регулирование реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания». Дисс. .канд. юр. наук. -М., 1994 г.; Круглов А.Н. «Конституционный режим свободы вероисповедания в Российской Федерации: правовое оформление и практика реализации». Дисс. .канд. юр. наук. - СПб., 2004 г.; Ловинюков А.С. «Административно-правовая охрана свободы совести». Дисс. .докт. юр. наук.- М., 1994 г.;Понкин И.В. «Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации». Дисс. .канд. юр. наук. - М., 2001 г.; Тагиева Т.Ю. «Конституционно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации». Дисс. .канд. юр. наук. - Екатеринбург, 2003 г.; Черемных Г.Г. «Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданкой) общества в Российской Федерации». Дисс. .канд. юр. наук. - СПб., 1996 г.; Чух-вичев Д.В. «Свобода и право». Дисс. .канд. юр. наук. - М., 2001 г. ка В.А., Фоминой С.В., Шебатинского К. и многих других.
Цель диссертационного исследования - на основе теоретических положений, действующего отечественного законодательства и международных актов, а также сложившихся в России традиций и правовой практики выявить объем и содержание конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов, соотношение их с иными правами и свободами, механизм реализации, правовые гарантии и формы нормативно-правового закрепления данных прав.
Для достижения указанных целей автором ставились и в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть структуру и сущность конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания;
2. Исследовать исторический опыт реализации прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
3. Подвергнуть анализу законодательное закрепление прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников ОВД;
4. Проанализировать механизм реализации военнослужащими и сотрудниками ОВД предоставленных им прав на свободу совести и свободу вероисповедания;
5. Рассмотреть эффективность решения задач обеспечения и гарантированное™ государством прав военнослужащих и сотрудников ОВД на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе и путем предоставления гражданам права на альтернативную гражданскую службу;
6. На основе изучения практического материала, проанализировать проблемы, возникающие у рассматриваемой категории граждан в рамках реализации ими конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания.
7. На основе данных, полученных в ходе решения предыдущих задач сформулировать рекомендации по внесению изменений и дополнений в нормативные акты Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов прав на свободу совести и свободу вероисповедания на современном этапе государственно-правового развития Российской Федерации.
Предметом исследования является правовое регулирование механизма реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов, выраженного как в нормативно-правовой сфере, так и в сфере практического применения данных норм, а также теоретические концепции ученых-юристов, исследовавших данную проблематику.
Методологической основой диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и лингвистический. Применительно к теме в основу методологии были положены принципы толерантности, взвешенного подхода к деятельности любых законопослушных религиозных объединений, оценки фактов с объективно-научных позиций, максимально возможного учета альтернативных точек зрения.
Применяя данные методы, опираясь на всю доступную автору совокупность источников, диссертант считает возможным исследовать объекты во всей полноте их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и всесторонности для достижения цели исследования.
Новизна диссертационного исследования состоит в том, что это комплексная теоретическая и практическая разработка проблем реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов. На момент начала диссертационного исследования данная работа входит в число первых правовых исследований, посвященных вопросам обеспечения государством прав военнослужащих и сотрудников ОВД на свободу совести и свободу вероисповедания, а так же юридическую защиту этих прав. Анализ проделан с учетом исторического прошлого России, современного этапа ее государственно-правового развития, особенностей состояния экономики, федеративных отношений, уровня развития демократии и правосознания общества.
Положения, вносимые на защиту.
1. Свобода совести - одно из важнейших демократических прав, гарантированных государством, представляющее собой вид и меру возможного и должного поведения человека и гражданина которое выражается в недопустимости незаконного вмешательства государства, юридических или физических лиц в свободу определения личностью своего отношения к религиозным или иным духовным ценностям.
Свобода вероисповедания является важной составляющей свободы совести. Свобода вероисповедания - право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь и распространять любые религиозные взгляды, отказываться от них и менять их, участвовать в религиозных богослужениях, обрядах и культах, жить в соответствии с религиозными постулатами и догмами, соблюдая их в быту, в семье, в обществе, участвовать в миссионерской деятельности, паломничестве и т. д.
2. Состояние государственно-конфессиональных отношений в России свидетельствует о тенденциях огосударствления наиболее массовой религии (православия), с выделением ряда «традиционных» конфессий и ослаблением остальных религиозных объединений. В связи с этим предлагается исключить из ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Преамбулу, как не соответствующую Конституции РФ, а так же смыслу самого Закона. Диссертант считает, что предложенная формулировка создает потенциальную возможность для межконфессиональных конфликтов и произвола государственных органов.
3. Право военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) на свободу совести — это обеспеченная юридической обязанностью государства и закрепленная нормами конституционного права, предоставленная возможность совершения определенных действий (или определенного поведения) в целях удовлетворения религиозных потребностей и интересов, а также возможность выражения атеистических убеждений либо нейтрального отношения к религии.
Реализация указанных прав выступает не только как конкретное исполнение на деле определенных интересов, но и как процесс двустороннего сотрудничества между воинскими подразделениями и религиозными организациями. Реализация права на свободу совести военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) - это регламентированный нормами права процесс, обеспечивающий каждому духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также охрану и защиту этих прав от противоправных посягательств.
4. Практика взаимодействия Вооруженных Сил и правоохранительных органов с законопослушными религиозными объединениями показывает, что совместные мероприятия положительным образом воздействуют на процесс воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, снижает негативные проявления, повышает культурный уровень, помогает в преодолении правового нигилизма.
5. Анализ законодательного закрепления и практики реализации прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания доказывает невозможность и нецелесообразность введения в армию института военного духовенства. Подобное реформирование в многонациональном и поликонфессиональном государстве являлось бы дестабилизирующим фактором в развитии военно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений, к тому же повлекло бы коренные изменения в структуре Вооруженных Сил, что существенным образом усложнило бы их финансирование и управляемость.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что положения и выводы, сформулированные и обоснованные в ней, дополняют и расширяют представления о понятийном аппарате категорий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», а также развивают и конкретизируют разделы конституционно-правовой науки, анализирующие содержание правового статуса личности, нормативной регламентации и практики реализации государственно-конфессиональных отношений.
Практическая значимость состоит в том, научные разработки могут быть использованы широким кругом ученых и практиков, занимающихся не только вопросами конституционного права, но и вопросами защиты гражданских, социальных и духовных прав военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России. Эти разработки также могут быть применены при преподавании в высших учебных заведениях, в том числе в учебных заведениях МВД России таких дисциплин как конституционное право Российской Федерации, конституционное право зарубежных стран, профессиональная этика сотрудников ОВД, культурология и пр. Практические предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы при разработке федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов прав на свободу совести и свободу вероисповедания, для дальнейшего совершенствования военно-религиозных отношений.
Апробация результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования обсуждались, а также были одобрены и рекомендованы к защите на кафедре конституционного и муниципального права Санкт-Петербургского университета МВД России. Основные теоретические положения и идеи работы нашли отражение в докладах и выступлениях на семинарах и научных конференциях в период 2001 - 2004 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также на юбилейной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история и перспективы развития» 20-21 сентября 2002 г. Выводы проведенного исследования содержались также в научных публикациях автора.
Структура диссертации определена содержанием темы и логикой последовательного разрешения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Пролетенкова, Светлана Евгеньевна, Санкт-Петербург
Заключение.
Проведенное автором исследование теоретических, организационно-правовых основ и практики реализации права военнослужащих Вооруженных Сил, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Исходя из результатов исследования, под свободой на страницах данной работы понимается такое положение человека в обществе, коллективе, которое предполагает соблюдение двух важных принципов: личность свободна при выборе путей и средств достижения своих целей; человек обязан при постановке и реализации своих намерений сопоставить свое поведение со свободой других людей и нести ответственность за нарушение их прав и интересов.
Свобода совести в свою очередь, понимается как возможность мировоззренческого выбора гражданином между религиозными ценностями, относящимися к различным религиям, а так же свободу выбора между религиозными и нерелигиозными духовными ценностями.
Право на свободу совести представляется как гарантированная государством мера возможного поведения гражданина, которая выражается в недопустимости вмешательства государства, юридических или физических лиц в определение гражданином своего отношения к религиозным или иным духовным ценностям.
Со свободой вероисповедания (или религиозной свободой) свобода совести соотносится, как видовое и родовое понятия, как частное и общее. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, так как к последней, в политико-юридическом значении этой категории, относится, помимо свободы выбора религии и свободы отправления религиозных культов, еще и право не исповедовать религии вообще, право быть атеистом и иметь право и реальную возможность распространять атеистическую пропаганду, а так же право свободы любого другого мировоззренческого выбора вообще не связанного с религией.
Очевидно, право на свободу вероисповедания, возможно, отождествить с религиозной свободой, со свободой религии: это право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь и распространять любые религиозные взгляды, отказываться от них и менять их, участвовать в религиозных богослужениях, обрядах и культах, жить в соответствии с религиозными постулатами и догмами, соблюдая их в быту, в семье, в обществе, на работе, участвовать в миссионерской деятельности, осуществлять дела милосердия и благотворительности, религиозное воспитание и обучение, паломничество и т.д.
Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на свободу совести - это обеспеченная юридической обязанностью государства и закрепленная нормами конституционного права, предоставленная военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов возможность совершать определенные действия (или определенное поведение) в целях удовлетворения религиозных потребностей и интересов, а так же возможность выражать атеистическое либо нейтральное отношение к религии.
В результате исследования установлено, что общие принципы права на свободу совести и права на свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов не только получили закрепление в законодательстве Российской Федерации, но и значительно расширились возможности их реализации. Однако необходимо дальнейшее совершенствование законодательного закрепления рассматриваемых прав. Этот вывод сделан на основании того, что до сих пор имеют место вопиющие подмены: свобода совести подменяется свободой вероисповедания, права человека - правами объединений, религия - идеологией, приоритет права - приоритетом политики. Зачастую, проблемы реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов сводятся к реализации вероисповедной политики посредством самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений. Значительно мешает реализации рассматриваемых прав существующее в обществе искусственное деление религиозных объединений на "традиционные" и "нетрадиционные", несмотря на отсутствие соответствующих научных и правовых критериев традиционности. В результате такого деления некоторые религиозные организации не имеют возможности духовной поддержки своих приверженцев, находящихся в ограниченном положении вследствие прохождения определенного порядка службы. Негативное влияние на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов оказывают так же лекции, занятия, учебные дисциплины и т.д. в которых в качестве учебной литературы рекомендуются сомнительные источники конфессионально ориентированного содержания, допускающие в адрес новых религиозных движений обличительно-оценочные высказывания "деструктивные культы", "секты" и т.д.
Так же необходимо отметить, что до сих пор не созданы эффективные механизмы реализации конституционных гарантий прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в области свободы совести и свободы вероисповедания. Вызывают озабоченность факты незаконного администрирования и ущемления прав и свобод человека и гражданина, когда чиновники, которые должны следовать закону, нередко попирают нормы права в угоду политическим интересам и во вред правам и законным интересам личности. Особенно ярко подобные процессы проявляются в институте альтернативной гражданской службы, когда реализация мировоззренческих убеждений призывника полностью подчинена решению соответствующей комиссии.
Диссертант убежден, что необходима скорейшая демократическая реформа основополагающих принципов и понятийного аппарата в области свободы совести и свободы вероисповедания, и, в частности, в области реализации данных прав военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов. Необходимо так же создание системы правовых, организационных и судебных гарантий позволяющих на деле защитить права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в рассматриваемой области.
Под реализацией права военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) на свободу совести — следует понимать регламентированный законами и подзаконными нормами процесс, включающий в себя согласованные правомочные действия верующих военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов), как субъектов права на свободу вероисповедания, командования и других управомоченных лиц, направленную на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих, а так же реальная возможность данных категорий граждан в необходимых случаях заявить о своей атеистической позиции, либо нейтральном отношении к религии и жить в соответствии с подобным мировоззренческим выбором.
Процесс реализации состоит из следующих этапов: 1 .Волеизъявление субъекта, направленное на получение духовных благ.
2.Деятельность соответствующих подразделений направленная на материально-техническое, организационное и иное обеспечение потребностей военнослужащих (сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов) по реализации их прав на свободу совести и свободу вероисповедания.
3.Стадия непосредственно реализации прав.
Предоставление государством гарантий и защиты, указанных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Учитывая все проблемы, которые присущи взаимоотношениям воинских формирований, подразделений и религиозных организаций, а так же взаимодействию и реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов, первостепенной является задача создания условий для реализации ими указанных прав. Для решения этой проблемы необходимо принять меры для расширения возможных способов сотрудничества подразделений «силовых» ведомств с религиозными организациями, выявления круга нуждающихся в духовной поддержке, создание условий для свободного отправления религиозных обрядов всеми, кто в этом нуждается, внедрение индивидуального подхода в работу с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов и учет их индивидуальных потребностей в сфере свободы совести.
Практика взаимодействия с религиозными организациями показывает, что возможности проповеднической деятельности различных конфес ^ сий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут использоваться для повышения эффективности процесса нравственного и духовного воспитания воинов и сотрудников правоохранительных органов. Это тем более актуально, в связи с неуклонным увеличением числа последователей тех или иных религиозных организаций, и, в свою очередь, увеличением количества последних.
В результате всестороннего изучения вопроса связанного с введением в Вооруженные Силы штатных военных священников автор пришел к выводу, что на текущий момент подобное реформирование было бы не только излишним, но и повлекло бы не предсказуемые последствия. Вооруженные силы не готовы к компетентной работе с военными священниками. Во-первых, религиозное разнообразие в стране сейчас так велико, что невозможно обеспечить представителям всех вероисповеданий штатных священников. Во-вторых, Вооруженные Силы и сами не ускоряют этот процесс, поскольку необходимо было бы внести коренные изменения в их структуру, существенно увеличилась бы их численность, а это повлекло бы дополнительные расходы денежных средств, которых и так не хватает. В-третьих, нельзя забывать, что вопрос о введении штатных священников носит и политическую окраску. Ведь религиозные объединения по закону отделены от государства и государственных структур, следовательно, эта проблема должна решаться на уровне Федерального Собрания РФ и Президента РФ. Так же необходимо помнить и о принципе свободы совести, так как введение штатных священников затронет права атеистов, особенно во время выполнения тех или иных обрядов - богослужений, проповедей, панихид, освящений и т.д.
Исходя из результатов исследования, диссертант вносит следующие основные предложения направленные на обеспечение прав военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания.
I. Активизировать исследование проблем реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в России. Наметить пути их законодательного обеспечения, определить задачи судебных, правоохранительных и иных государственных органов в русле их защиты.
II. Осуществлять мониторинг социально-психологического самочувствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, выявлять их потребности, удовлетворенность и защищенность в сфере свободы совести, а так же ожидания от взаимодействия с религиозными организациями.
III. Для более тесной совместной деятельности возложить на должностных лиц воспитательных подразделений и служб Вооруженных Сил и правоохранительных органов выявление сотрудников нуждающихся и выражающих желание взаимодействовать с представителями религиозных организаций. Возложить на указанные подразделения так же обеспечение условий для подобного взаимодействия, контроль за неукоснительным соблюдением принципов свободы совести и свободы вероисповедания, обязанность взаимодейстия с религиозными организациями на основе принципов равенства, законности, соблюдения прав человека и гражданина. Для того чтобы данная работа была организована компетентно, необходимо начать подготовку соответствующих специалистов на базе высших учебных заведений Министерства Обороны, учебных заведений правоохранительной направленности, с привлечением специалистов высших духовных учебных заведений.
IV. Проводить регулярные семинары-совещания с приглашением руководителей «силовых» ведомств, представителей религиозных организаций, деятелей науки, посвященные вопросам координации усилий по организации процесса реализации прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания. На них скоординировать и унифицировать основные направления, формы и методы работы уже имеющие место во взаимодействии «силовых» структур и религиозных организаций. Обсудить проекты нормативно-правовых документов и программ совместного действия в указанной сфере.
V. Перевести отношения конфессий и военных (правоохранительных органов) из договорных в законодательную плоскость. Заключить соответствующие Соглашения о сотрудничестве с духовными управлениями конфессий заинтересованными в работе с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. При этом исключить из практики подобных отношений ранжирование различных религиозных верований, строить работу исключительно на принципе терпимости и понимания, и во имя соблюдения общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов»
1. Официальные документы и нормативные акты.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 672 стр.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 672 с.
4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этическим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 672 с.
5. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25.11.1981 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 672 с.
6. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (г. Хельсинки) от 1.08.1975 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 — 672 с. Венской встречи
7. Итоговый документ Венской встречи представителей государств -участников СБСЕ от 15.01.1989 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990-672 с.
8. Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990 672 с.
9. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г.// Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М. Юриспруденция, 2001.
10. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 29.05.1995 г.// Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М. Юриспруденция, 2001.
11. Конституция Российской Федерации М.: Юридическая литература, 1993 г.-64 с.
12. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г.// Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.'Юриспруденция, 2001.
13. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. // Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.Юриспруденция, 2001.
14. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» от 3.04.1995 г. // Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М. Юриспруденция, 2001.
15. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. / Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ря-ховский. М.Юриспруденция, 2001.
16. Закон Российской Федерации «О прокуратуре» от 17.01.1992 г.// Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.Юриспруденция, 2001.
17. Закон РСФСР «О милиции» от 28.04.1991 г.// Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.Юриспруденция, 2001.
18. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23.12.1992 г.// Организация и деятельность ОВД РФ: Сборник нормативных актов / Под ред. В.В. Черникова М.: Юридическая литература, 1994 - 376 с.
19. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации от 14.12.1993 г. // Командиру о правах верующих военнослужащих -М.'Военно-Христианский союз России.2000 г.
20. Приказ МО РФ «Об организации воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» от 12.05.1992 г. // Командиру о правах верующих военнослужащих — М.'Военно-Христианский союз России.2000 г.
21. Приказ МО РФ «О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ» от 3.07.1995 г. // Командиру о правах верующих военнослужащих М.:Военно-Христианский союз России.2000 г.
22. Директива Главнокомандующего внутренних войск МВД России «О совершенствовании воспитательной работы во ВВ МВД России» от 3.03.1998 г. // Командиру о правах верующих военнослужащих -М.:Военно-Христианский союз России.2000 г.
23. Организация и деятельность ОВД РФ: Сборник нормативных актов / Под ред. В.В. Черникова М.: Юридическая литература, 1994 - 376 с.
24. Совместное заявление от 5 сентября 1994 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Информационный бюллетень, № 23 (специальный выпуск). М.: ГУИН МВД России, 1995,с.4-6.
25. Соглашение о сотрудничестве от 30 августа 1996 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Преступления и наказания. 1997 г. № 8. Стр. 53-55.
26. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 16.08.2000 г.// Итоги Архиерейского Собора РПЦ (Москва, храм Христа-Спасителя, 13-16 августа 2000 г.) / Информационно-аналитический вестник РПЦ № 9. Москва, 2000 г.
27. Монографии, учебники, учебные пособия.
28. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966 г.
29. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М.: Юридическая литература, 1982-360 с.
30. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.
31. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. Издание 2-е. М.: Мысль, 1986.-224 с.
32. Библия или книга священного писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе с параллельными местами и уазателями церковных чтений. М.: Московская патриархия, 1956. 1271 с.
33. Витрук Н.В. , Копейчиков В.В. реализация прав и свобод личности как процесс // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М.: 1983 г.
34. Возрождение свободы совести и ее защита: Руководство по защите прав человека. М.,Московско-Хельсинская группа. 1999 г.
35. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. Монография. С-Пб АМВД РФ, 1998 г.
36. Дьюрем Коул Свобода религии: модель США // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М.: РАГС, 1998 г.
37. Закон о свободе совести 1997 г.: Международные нормы и российские традиции. // Под ред. С.Б. Филатова. М., 1998 г.
38. Залужный А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов о свободе совести, религиозных объединениях и противодействии экстремизму: научно-методическое пособие. М., 2004 г.
39. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000 г.
40. Зиновьев А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. -М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002 г.
41. Зиновьев А.В. Основы конституционного права России: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Герда», 2002 г.
42. Зуев Ю.П. Проблемы конфессионального диалога в современной России // Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты. Инст. Религии и права. Материалы семинара 19-22 апреля 2000 г. Суздаль. 2000 г.
43. Из опыта организации учебно-воспитательной работы в школах ВТК: Сборник. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995 г.
44. Кампер Петер Религиозная свобода в Великобритании // Мировой ' опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М.:1. РАГС, 1998 г.
45. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М.- М., ИНФРА*М-НОРМА, 1996 г.
46. Куницын И.А. «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы» М., Изд. Православное дело: Отчий дом, 2000 г.
47. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т 2. 1967 г.
48. Локк Д. Письмо о веротерпимости // Английское свободомыслие: Дж. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М., 1993 г.
49. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993 г.
50. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М.: РАГС, 1998 г.
51. Мозговой С.А. Проблемы военно-религиозных отношений в зеркале СМИ. // Свобода совести в правовом государстве: юридические и информационные аспекты. / Материалы семинара 19-22 апреля 2000 г. Суздаль. 2000 г.
52. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория // Вопросы научного атеизма. М., 1981. Вып. 27.
53. Огневая Е.В. Свобода совести советских людей. Киев, 1976 г.
54. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов // Под ред. Н.Ю. Шведовой 22-е издание. М.: Русский язык, 1990 г.
55. Опеля Станислав. Новый закон о свободе совести и религиозных объединениях общественная ситуация в России с католической точки зрения // Закон о свободе совести 1997 г.: Международные нормы и российские традиции. М. 1998. Стр. 25.
56. Погасий А.К, Государственно-церковные отношения: исторические параллели // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. 1998 г. Казань. Стр. 57.
57. Позднеев И.И. В чем сущность свободы совести. Краснодар, 1972
58. Пчелинцев А. Право на альтернативную службу // Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты. Матер, семинара 19-22 апр. 2000 г. М.: Инст. религии и права. 2000 г.
59. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905 г.
60. Религиоведение: Учебное пособие. / Ред. А.В. Солдатов -2003 г.
61. Религиозная, духовная и общественная деятельность Пастырского комитета капелланов / ОВПИ. ПО № 2469. М.: ГАВС, 1992 г.
62. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / Сост. к. ю. н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский -М.: Юриспруденция, 2001 г.
63. Религия и права человека / На пути к свободе совести. Под ред. С.Б. Филатова. М. «Наука», 1996 г.
64. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М., 1959 г.
65. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985 г.
66. Рыжов Л.Г. Военно-религиозные службы за рубежом. М.: РАГС, 1998 г.
67. Ряховский В.В. Вопросы судебной практики по применению ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях // Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты. Инст. рел. и права. Мат. семинара 19-22 апр. 2000г. Суздаль.
68. Сальников В.П., Иванов О.Е., Ростов К.Т. Православие и правоохранительная деятельность в России / Мат. конференции от 24.10.1996 г. СПб, СПбАМВД РФ, 1997 г.
69. Сапронов П.А. «Воинский и полицейский этносы» / Православие и правоохранительная деятельность в России. Материалы научно-практической конференции 24 октября 1996 г. Ч. 1. С-Пб, 1996 г.
70. Себенцов А.Е. Комментарий. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность. М., 1997 г.
71. Спиноза Б. Избранные произведения. Благословенно-политический трактат. (1760 г.). В 2-х томах. М., 1957. Т 2.
72. Стариков В. Присяга и «Кодекс поведения» военнослужащих Вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 12.
73. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995 г.
74. Толковый словарь живого великорусского языка. ТIV. М.1980 г.
75. Федосик В.А. Церковь и государство / Критика богословских концепций. Минск, 1988 г.
76. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е - М. 1986 г.
77. Фунтикова С.П. Правовые основы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений в России.// Библиотека и закон: справочник. Вып. 15 (2, 2003).
78. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989 г.
79. Черемных Г.Г. «Свобода совести в Российской Федерации». М., 1996 г.
80. Чижов Г.А. Преподавание религиоведения в образовательных учреждениях юридической направленности / Мат. конф. Православие и правоохранительная деятельность в России 24 окт. 1996 г. СПб, СПбАМВД РФ, 1997 г. Стр.52.
81. Элбакян Е.С. Религия как объект религиоведческого анализа./ Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты. Суздаль, 2000 г.3. Статьи и лекции.
82. Авакьян С.А. «Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт» / Вестник МГУ сер. 11. Право. 1999 г. № 1.
83. Ат-Турки А. «Ислам и права человека на примере Королевства Саудовская Аравия» / Московский журнал Международного права», 1999 г. №3.
84. Бабасян Н. О ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» / «Новое время» № 41 1998 г.
85. Бурьянов С.А. Некий неизученный экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, №7, 2000 г.
86. Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации.// Государство и право №10, 2002 г.
87. Володина Н.В. Государственное регулирование вопросов свободы совести.// Конституционное и муниципальное право.- Журнал, №2, 2004 г.
88. Гайнутдин Равиль (Имам-хатыб Московской соборной мечети». «Красная звезда». 15 февраля 1992 г.
89. Гундарев В. «Красная звезда» от 28.12.1991 г.390 «Десятина» на взлет. / Газета православных мирян «Десятина» № 2. 2002 г.
90. Добрынина С. Благословенный генерал / Новые известия. 14 ноября 2002 г.
91. Дозорцев П. «Понятие свободы совести в философии и праве» / «Право и жизнь» №15. М., 1998 г.393 «Духовная поддержка российского флота» / Русский вестник № 1416. 2002 г.
92. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам РФ Уполномоченного по правам человека в РФ / Российская газета от 22 апреля 1999 г. № 77.
93. Залужный А.Г. Надзор за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.// Законность. Журнал, №11,2004 г.
94. Зуев С. (Секретарь Московского общества Сознания Кришны) / «Красная звезда». 23 октября 1991 г.
95. Иванова J1.0. «Религия и права человека» / СОЦИС № 6. 1998 г.
96. Суслова А. Орловский меридиан: 9-16 октября 2002 г. / Web-сайт «Независимое военное обозрение», http://www.atheism.ru/archive/text /707.phtml