Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Брянцева, Ольга Владимировна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.стр.

Ф ГЛАВА I. Понятие права на свободу совести и его гарантии.

§ 1. Понятие и содержание права на свободу совести.стр.

§ 2. Правовое регулирование свободы совести действующим российским законодательством.стр.

§ 3. Государство и религиозные объединения. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации.стр.

§ 4. Система гарантий реализации права на свободу совести и защита права на свободу совести в Российской Федерации.стр.

ГЛАВА II. Особенности реализации права на свободу совести в ^ Волгоградской области.

§ 1. История реализации права на свободу совести в Волгоградской области.стр.

§ 2. Особенности защиты права на свободу совести в Волгоградской области в современный период.стр.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации"

Актуальность темы диссертационного исследования.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Свобода совести, являясь составляющей свободы вообще, - одно из важнейших конституционных прав. Ее особое значение обусловлено тем, что наше общество является многоконфессиональным, так как в Российской Федерации проживают последователи более 50 религий, и в значительной мере секуляризованным. Кроме того, в настоящее время религия является важным компонентом культурной жизни нашего государства.

Свобода совести - это и место пересечения интересов государства и религиозных объединений. В статье 14 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип светскости, означающий устранение какого-либо участия религиозных конфессий в политической деятельности. Вместе с тем, как государство, так и религиозные объединения вовлекают друг друга в решение ряда социальных и политических проблем. При этом на практике не всегда соблюдаются такие принципы свободы совести, как, отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство всех религий.

Проблемы реализации права на свободу совести проявляются и в том, что этот вопрос чаще всего рассматривается в сфере публично-правовых отношений, а не как элемент частной жизни гражданина.

В настоящее время отсутствует целостное представление о месте и роли государства в сфере реализации свободы вероисповедания и в целом свободы совести.

Отмеченные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что реализация и соблюдение демократических принципов свободы совести требует формирования оптимальных для России организационно-правовых форм отношений между государством и религиозными структурами.

Обеспечение свободы совести представляет собой важную сторону внутренней политики Российского государства. Определяющей целью является создание условий, позволяющих наиболее полно реализовывать права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. ^ Гарантией реализации данного права стало принятие Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях». Однако некоторые положения этого Федерального закона не соответствуют международно-правовым обязательствам России. Закон предполагает широкие возможности для традиционных вероисповеданий, а для новых религиозных движений создает серьезные ограничения, сводит конституционное право на свободу совести только к свободе вероисповедания, а права неверующих в нем никак не закреплены.

Вместе с тем, Закон, несмотря на свои недостатки и внутренние противоречия, отражает реалии переходного периода в Российской f Федерации и учитывает сложившуюся религиозную ситуацию.

Актуальной остается и проблема координации деятельности всех федеральных структур, занимающихся вопросами соблюдения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Существующие Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации обладают лишь рекомендательными функциями.

Таким образом, следует выделить два направления актуальности темы исследования: практическое и научное.

С практической точки зрения актуальность данной проблемы ■Ф заключается в следующем: обеспечение свободы совести и вероисповеданий представляет собой важную сторону внутренней политики Российского государства; создание условий, дающих возможность наиболее полной реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания -определяющая цель вероисповедной политики; достижение этой цели обеспечивается согласованием интересов ^ верующих и неверующих граждан, религиозных объединений и групп, взаимопониманием и социальным компромиссом; укрепление и защита моральных ценностей общества путем реализации позитивного социально-нравственного потенциала различных форм религиозных традиций народов России задача всего общества.

Актуальность научная состоит из иных положений: обеспечение и защита конституционного права на свободу совести требует от науки обстоятельных концептуальных разработок в области гарантий правового статуса личности и его основных элементов; вопросы правовой регламентации права на свободу совести многоаспектные и нуждаются в научной проработке; выявление роли религии в духовной, общественной, правовой жизни государства также требует обстоятельного исследования; необходимость комплексного анализа правовых основ взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы теоретического уяснения природы конституционного права на свободу совести невозможно разрешить без общетеоретических подходов к вопросам охраны защиты права и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Понятие, структура, охрана и защита права и свобод человека и гражданина получили научную разработку в трудах таких российских ф ученых, как : С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, Н.А.

Боброва, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, В.Д. Воеводин, И.В. Выдрин, Т.Д. Зражевская, В.Т. Кабышев, Г.Н. Комкова, В.А. Кочев, И.А. Кравец, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Н.М.

Матузов, А.С. Мордовец, В.В. Невинский, В.А. Патюлин, И.А. Умнова, Б.С. Эбзеев и других.

Для многонациональной и многоконфессиональной России вопрос о свободе совести, о взаимоотношениях государства с религиозными объединениями всегда был чрезвычайно важен и вместе с тем болезнен. В понятии, содержании права на свободу совести, его реализации возникало и возникает много вопросов. В работах С. Абдухаликова, С.А. Бурьянова, А.И. Виноградова, Н.П. Гаевой, Ю.И. Гирмана, Р.Б. Головкина, Г.Р. Гольста, П.Н. Дозорцева, В.Н. Калинина, М.Г. Кириченко, И.М. Кислицына, В.В. Клочкова, В.Н. Королева, В.А. Куроедова, А.И. Кудрявцева, А.С. Ловинюкова, Г.П. Лупарева, А. Николина, М.И. Одинцова, А.В. Пчелинцева, Ю.А. Розенбаума, О.О. Розенберга, Ф.М. Рудинского, В.Н. Савельева, Н.А. Трофимчука, Г.Г. Черемных, И.Н. Яблокова и других поднимаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, рассматриваются положения, спорные нормы, пробелы законодательства о свободе совести, дается понятие данной свободы, ее содержание.

Исторические аспекты данной проблемы широко освещены как в дореволюционной, так и в современной литературе, в частности в трудах Л.М. Алексеевой, К.К. Арсеньева, И. Бедникова, А.В. Белова, Т.И. Буткевича, А. Гарнака, К.М. Герасимовой, А.А. Дорской, Г. Еллинека, И.А. Ильина, А.В. Карташева, С.А. Котляревского, А.И. Клибанова, О.В. Курило, А. Меня, Л.Н. Митрохина, Н.М. Никольского, М.А. Рейснера, В.П. Рябушинского, Р.Г. Скрынникова, Ю.И. Стецовского, З.А. Тажуризиной, Е.Н. Тарновского, Д. Цветаева, В. Цыпина, А.Н. Яковлева и других.

Целями диссертационного исследования являются, во-первых, комплексный анализ конституционного права на свободу совести на уровне нормативной регламентации и практической реализации, а также изучение государственно-конфессиональных отношений как специфической сферы политики государства.

Во-вторых, на основе проведенного изучения судебной практики раскрытие юридической природы и содержания этого права на современном этапе построения правового государства и выработка рекомендации по совершенствованию законодательства.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю возникновения свободы совести и права на свободу совести; проанализировать теоретико-методологические основания понятий вероисповедания, свободы совести; раскрыть юридическую природу права на свободу совести; определить гарантии реализации права на свободу совести в Российской Федерации; исследовать историко-правовые аспекты права на свободу совести в Волгоградской области; провести анализ различных нормативных актов по вопросу реализации права на свободу совести, принятых компетентными органами Волгоградской области; сформулировать конкретные рекомендации по совершенствованию как федерального, так и местного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации права на свободу совести.

Предметом исследования являются теоретические и правоприменительные аспекты федерального законодательства, нормативных актов Волгоградской области и города Волгограда о свободе совести и о религиозных объединениях, а также практика по данной проблеме.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания: диалектический, конкретно-социологический, исторический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и др. Наиболее существенными аспектами свободы совести, по установившейся в юридической литературе традиции, являются: экономический, политический, правовой и нравственный. Рассмотрение данного понятия возможно только в совокупности всех этих аспектов, что и сделано в работе.

Нормативная база исследования. В работе проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, международных документов, в том числе, нормативные акты Волгоградской области и города Волгограда. Изучено всего более 100 актов.

Эмпирическая основа исследования. В диссертационном исследовании используются материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, Арбитражного суда Волгоградской области, а также опыт своей работы в должности помощника прокурора Волгоградской области по исполнению законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-юристов по проблемам права на свободу совести, его реализации, а также труды социологов, историков и других ученых, затрагивающих аспекты исследуемой проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это одно из первых исследований, посвященных реализации права на свободу совести в многоконфессиональной Волгоградской области. Впервые рассмотрены наиболее важные проблемы обеспечения и защиты права на свободу совести, реализации этого права в условия нового политического и правового развития России на территории области.

Диссертантом предложен новый подход к исследованию данной проблемы, в частности, к юридическому содержанию права на свободу совести. Дана оценка ряду предложений по совершенствованию государственно-религиозных отношений.

Научные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Конституционное право на свободу совести и право на вероисповедание — разные явления. Право на свободу совести включает в себя право на вероисповедание.

Свобода совести и вероисповедания представляют собой одну фундаментальную свободу, но рассматриваемую в двух разных аспектах, которые диалектически связаны между собой и неотделимы друг от друга, соотносятся как общее и частное, образуя единый правовой институт. Свобода вероисповедания не только дело внутреннего убеждения человека, она принимает более или менее общественный характер, а потому подлежит большим ограничениям, чем свобода совести. Содержание свободы совести выходит за рамки отношения субъекта к религии. Нравственные ценности не всегда являются частью религиозной системы. Источником формирования свободы совести служит сама человеческая природа, которая позволяет определиться человеку с его отношением к внешнему миру.

2. Приведенный анализ понятий «совесть», «свобода», «свобода вероисповедания» позволяет определить свободу совести как возможность свободно выбирать и менять, иметь и распространять какие-либо убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе право исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой, индивидуально или совместно с другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих последователей. Юридическое содержание права на свободу совести состоит из пяти правомочий:

- право выбора какого-либо убеждения, в том числе право на определение своего отношения к религии;

- право свободно иметь, менять выбранные убеждения, в том числе право исповедовать ту или иную религию;

- право действовать в соответствии со своими убеждениями, то есть распространять их, пропагандировать в рамках действующего законодательства, с соблюдением прав и интересов иных лиц (физических, юридических), в том числе индивидуально или совместно с другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих последователей;

- право не сообщать о своих убеждениях, в том числе об отношении к религии;

- право на равное и терпимое отношение к своим убеждениям, в том числе и к религиозным, как со стороны государства, так и со стороны лиц (физических, юридических), имеющих иные убеждения.

3. Используемые государственными органами, средствами массовой информации термины «секта», «деструктивный», «тоталитарный», применяемые для описания негативного, противоправного поведения отдельных конфессий, не являются юридическими понятиями. Деятельность религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; подрыв безопасности страны; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии определена в Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности», как экстремистская (экстремизм). Вывод об экстремистской деятельности той или иной конфессии может сделать лишь комплексная экспертиза. Совершаемые отдельными ее членами правонарушения и даже преступления не могут быть поставлены в вину всего религиозного объединения, кроме того, это не всегда доказывает разрушительность основ их вероучений.

4. Принцип неравенства религиозных объединений закреплен в самом Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». В силу части 2 статьи 6 Закона, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных организаций и религиозных групп. Действующее законодательство наделяет каждую из форм существования конфессий разными правами. Статья 7 Закона определяет религиозную группу, как добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная же организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (статья 8 Закона). Наличие статуса юридического лица предполагает более широкий круг правомочий. На практике существует и неравенство между религиозными организациями. Взаимоотношение государства с религиозными организациями объясняется объективно существующим неравенством их статусов.

5. Анализ Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о несоответствии ряда положений международным нормам, наличии пробелов и неточностей.

6. Целесообразно исключить положения статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и заменить их на следующие: Религиозные организации, как юридические лица, подлежат ликвидации в соответствии с действующим гражданским законодательством. По решению суда религиозная организация может быть ликвидирована в случаях:

• если ее деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

• неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Не влечет ответственности всей организации в целом нарушение законодательства одним из ее членов.

7. Законодательное закрепление привилегированного положения традиционных религиозных организаций нарушит принципы светскости государства, равенства религиозных объединений, внесет элемент межконфессиональной вражды.

8. Специфика межконфессиональных отношений в Волгоградской области требует более пристального внимания со стороны властей.

Целесообразно вести разъяснительную работу и в средствах массовой информации, публиковать результаты рассмотрения обращений по возникающим в этой сфере вопросам и результаты проверок по фактам нарушений прав на свободу совести. Действующие на территории области Закон «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области», а также рассмотренные в работе нормативные акты по вопросу реализации права на свободу совести частично противоречат федеральному законодательству и их необходимо привести в соответствие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе по совершенствованию <Ф государственно-религиозных отношений, в правоприменительной практике правоохранительных органов, в преподавательской деятельности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования были обсуждены на заседании кафедры конституционного права Волгоградской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. По теме диссертации опубликовано пять работ. Ряд положений и выводов исследования используются в процессе преподавания учебных курсов: «Права человека: история, теория, практика», «Конституционное право».

Отдельные положения нашли свое практическое применение в прокурорском надзоре за исполнением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Соискатель работы принимал участие в семинаре при Администрации Волгоградской области «Законодательство о свободе совести и государственно-церковные отношения» (Волгоград, 1998 год), в международной научной конференции «Новая Россия: власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей» (Москва, 2004 год).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, а также приложений, библиографического списка нормативных, научных и иных источников.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Брянцева, Ольга Владимировна, Волгоград

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования на основании анализа теоретической и эмпирической базы, включающей в себя имеющиеся в научной литературе публикации по разрабатываемой автором и смежным темам, диссертант пришел к следующим выводам:

1. Свобода совести является неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей. Принцип свободы совести теоретически осмысливался и эволюционировал в качестве категории исторической и философско-этической.

2. Свобода совести более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Свобода вероисповедания — право каждого исповедовать какую-либо религию, а свобода совести - право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно отправлять религиозные культы и вести антирелигиозную пропаганду. Свобода совести и вероисповедания представляют собой одну фундаментальную свободу, но рассматриваемую в двух разных аспектах, которые диалектически связаны между собой и неотделимы друг от друга, соотносятся как общее и частное, образуя единый правовой институт.

3. Проведенный в работе анализ понятий «совесть», «свобода», «свобода вероисповедания» позволил определить свободу совести как возможность свободно выбирать и менять, иметь и распространять какие-либо убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе право исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой, индивидуально или совместно с другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих последователей.

Юридическое содержание свободы совести определяют пять элементов:

- право выбора какого-либо убеждения, в том числе право на определение своего отношения к религии;

- право свободно иметь, менять выбранные убеждения, в том числе право исповедовать ту или иную религию; право действовать в соответствии со своими убеждениями, то есть распространять их, пропагандировать в рамках действующего законодательства, с соблюдением прав и интересов иных лиц (физических, юридических), в том числе индивидуально или совместно с другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих последователей;

- право не сообщать о своих убеждениях, в том числе об отношении к религии;

- право на равное и терпимое отношение к своим убеждениям, в том числе и к религиозным, как со стороны государства, так и со стороны лиц (физических, юридических), имеющих иные убеждения.

4. Законодательно закреплять правомочия на атеистические убеждения в законодательстве о свободе совести не целесообразно, поскольку право на любые убеждения (а атеизм является видом мировоззрения) определено и в Конституции Российской Федерации (статья 28), и в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (статья 3).

5. Вплоть до 1990 г. религиозные организации практически во всех сферах были ограничены в своих правах. Государственно-церковные отношения изменил Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", снявший многие ограничения на совершение религиозных обрядов, церемоний, предоставивший права юридического лица конфессиям.

6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» отражает реалии переходного периода в Российской Федерации. Однако ряд его положений противоречит международным нормам, содержит неточности и пробелы. Так, в самом Федеральном законе закреплен принцип неравенства религиозных объединений, поскольку религиозным организациям и религиозным группам предоставлен разный объем правомочий.

7. Целесообразно сократить количество оснований для ликвидации религиозных организаций. Статью 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» необходимо изложить в следующей редакции:

Религиозные организации, как юридические лица, подлежат ликвидации в соответствии с действующим гражданским законодательством. По решению суда религиозная организация может быть ликвидирована в случаях:

• если ее деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

• неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Не влечет ответственности всей организации в целом нарушение законодательства одним из ее членов.

8. Правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации представляет собой взаимосвязанную, иерархичную совокупность правовых актов и норм. В целом Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепил сложившуюся на данный момент модель государственно-конфессиональных отношений, уровень правосознания в данной сфере. Несмотря на то, что Закон содержит пробелы, неточности, противоречит нормам международного права, внесение в него изменений в настоящий момент нецелесообразно. Первоначально необходимо наработать практику реализации права на свободу совести.

9. Существенное влияние на отношения между государством -Российской Федерацией и религиозными объединениями в настоящее время оказывают следующие факторы: закрепление в Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» и других нормативно-правовых актах широкого спектра прав в сфере государственно-церковных отношений и отсутствие четкого механизма их реализации; недостаточное развитие форм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с различными конфессиями; наличие угроз государственной безопасности России, связанных с использованием религиозного фактора, проявление религиозной вражды, экстремизма; активизация деятельности новых религиозных организаций, наносящих ущерб здоровью и жизни граждан.

10. Законодательное закрепление особого статуса «традиционных организаций» будет являться шагом назад. Принятие закона приведет только к массовым нарушениям права на свободу совести, религиозным распрям.

11. Используемые государственными органами, средствами массовой информации термины «секта», «деструктивный», «тоталитарный», применяемые для описания негативного, противоправного поведения отдельных конфессий, не являются юридическими понятиями и не должны быть использованы.

12. Условиями реализации права на свободу совести являются:

12.1. Право на свободу совести закреплено в федеральном законе. Применение права на свободу совести должно соответствовать закону. Без законодательного закрепления невозможна реализация внешней стороны этого права (создание религиозной организации как юридического лица; осуществление предпринимательской деятельности; тайна исповеди; профессиональное религиозное образование; пользование собственностью и так далее).

12.2. Государство ограничивает пределы своих полномочий в реализации права на свободу совести и в то же время гарантирует защиту граждан от противоправных деяний как религиозных объединений, так и просто верующих.

12.3. Государство предоставляет всем гражданам, независимо от принадлежности к религии, равные права во всех областях гражданской, политической, экономической и культурной жизни.

12.4. Российская Федерация — светское государство. Принцип отделения государства от церкви означает, что государство не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви, а церковь не вправе вмешиваться в дела государства. Это наиболее важная гарантия права на свободу совести, поскольку гражданину предоставлено право самому, без государственной опеки, делать свой мировоззренческий выбор.

12.5. Отделение школы от церкви. Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в содержание и организацию образовательного процесса в светской школе, а администрации образовательных учреждений - вводить обучение религии в сетку школьных занятий

13. К средствам - гарантиям реализации права на свободу совести следует отнести:

Граждане вправе создавать религиозные объединения для целей: вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей Религиозные организации могут быть ликвидированы, в том числе в случаях нарушений требований действующего законодательства. Основания ликвидации предусмотрены статьей 14 Закона.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания.

Гарантировано государством и право исповедания и распространения религиозных убеждений в форме производства, приобретения, экспортирования, импортирования и распространения религиозной литературы, печатных, аудио- и видео- материалов и иных предметов религиозного назначения.

Для реализации своих уставных целей государственные организации имеют право создавать культурно-просветительские, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

Религиозные организации вправе устанавливать международные связи.

Материальные гарантии реализации права на свободу совести предусмотрены частью 3 статьи 4, а также статьями 21-23 Закона. Так, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь, закрепляет на праве собственности здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозных организаций.

14. Свобода совести как право, соединяющее в себе частноправовое и публично-правовое содержание, реализуется в индивидуальной и коллективной формах.

15. Пределы реализации права на свободу совести ограничены моральными нормами и правовыми запретами. Так, в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещено: устанавливать преимущества, ограничения или иные формы дискриминации в зависимости от отношения к религии; вовлекать малолетних в религиозные объединения, а также обучать малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих; проводить публичные мероприятия, размещать тексты и изображения, оскорбляющие религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания; должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; создавать религиозные объединения, цели и действия которых противоречат закону.

16. Контроль и надзор за соблюдение основных прав человека являются важнейшими средствами механизма реализации прав человека. Государственный контроль связан с необходимостью проверки результатов действия механизма конституционно-правового обеспечения основных прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами контроль за соблюдением основных прав человека как средство их охраны делится на виды. Он подразделяется в зависимости от органа, осуществляющего его, на :контроль законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, надведомственный контроль, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль.

17. В истории возникновения и развития Волгоградской области отражается своеобразие политики Российского государства, которое формировалось путем интеграции народов и культур. Эта политика в большей степени была направлена не на разрушение, а на гармонизацию разных этноконфессиональных и культурных традиций. Сложившаяся система отношений между этническими и вероисповедными общностями -ее результат.

18. Закон Волгоградской области «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области» не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Предоставление возможности участвовать в рассмотрении органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления вопросов, касающихся реализации права на свободу совести, свободу вероисповедания только религиозным организациям ущемляет права религиозных групп (часть 5 статьи 2 Закона).

Часть 2 статьи 4 Закона Волгоградской области содержит запрет навязывания обучающимся каких-либо религиозных и иных убеждений, принуждения к отказу от религиозных убеждений, иного воспрепятствования праву обучающихся на свободу совести и свободу вероисповедания. Вместе с тем, согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Положение части 2 статьи 4 Закона Волгоградской области ограничивает право на свободу вероисповедания в нарушение принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кроме того, термин «навязывание» не предусмотрен ни одним нормативным актом. В самом законе он не раскрыт.

19. Статья 54.3 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа за навязчивое обращение к гражданам с целью гадания, попрошайничества, вовлечения в религиозное вероучение.

В данном случае нарушен принцип разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кроме того, имеет место и не соблюдение требований статьи 1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами. Частью 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрен запрет на принуждение к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях в деятельности религиозных объединений, следовательно, ответственность за нарушение данной нормы может быть предусмотрена только федеральным законом.

В статье 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных убеждений или отказу от них. Введение Кодексом Волгоградской области таких запретительных мер противоречит смыслу положений Кодекса Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 54.3 Кодекса Волгоградской области, допускает расширительное толкование, так как «навязчивое обращение с целью вовлечения в религиозное вероучение» - оценочная категория.

20. Специфика религиозной ситуации в Волгоградской области требует более пристального внимания со стороны властей. Проведение семинаров, совещаний с представителями всех конфессий, действующих на территории области, а также правоохранительными органами, органами власти — правильно выбранная форма общения, поскольку способствует взаимопониманию, терпимости, разрешению возникающих проблем, связанных с реализацией законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Целесообразно вести разъяснительную работу и в средствах массовой информации, публиковать результаты рассмотрения обращений, по возникающим в этой сфере вопросам, проверок по фактам нарушений прав на свободу совести.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации»

1. Законы и подзаконные нормативные акты.

2. Конвенция о защите права человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950)// Собрание законодательства РФ. .2001. № 2. Ст. 163.

3. О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16.12.1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. М., 1993.

5. Конвенция содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // Российская газета. 1995. 23 июня.

6. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.200, принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета. 1993. 25 декабря.

7. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ// Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.)// Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.Ст. 2954.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996)// Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

11. Ю.Налоговый кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340 (часть вторая); Российская газета. 1998. 6 авг. (часть первая).

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.08.2004, принят ГД ФС РФ 20.12.2001)// Российская газета.2001.31 декабря.

13. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон 26.09.1997 № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

14. О свободе совести и религиозных организациях: Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1//Ведомости СНДиВС СССР. 1990. № 41. Ст. 813.

15. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон принят ГД ФС РФ 17.01.92 г.// Собрание законодательства РФ.1995. № 47. Ст. 4472.

16. О статусе военнослужащих: Федеральный закон// Российская газета. 1998. 2 июн. № 104.

17. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ// Собрание законодательства РФ.2004. № 25. Ст. 2485.

18. О средствах массой информации: Федеральный закон Российской Федерации// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст.300.

19. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон Российской Федерации// Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № 3. Ст. 146.

20. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Федеральный закон Российской Федерации//Российская газета. 1993. 15 мая.

21. О реабилитации жертв политических репрессий: Федеральный закон Российской Федерации// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44.Ст. 1428.

22. О плате за землю: Федеральный закон// Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. №44. Ст. 1424.220 декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 № 52. Ст. 1865.

23. О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 27.11.2001 № 634-ОД (принят обл. Думой 01.11.2001) //Волгоградская правда. 2002. 15 января № 6.

24. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 17.02.02 г.№ 727-ОД//Волгоградская правда. 2002. 23 июля.

25. Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 31.03.2000 № 388-ОД// Волгоградская правда. 2000. 04 апреля.

26. О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу: Указ Президента РФ от 14.01.2002 № 24//. Российская газета2002. 16 января.

27. О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций: Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 130//Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 754.

28. О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: Постановление Правительства РФ от 03.06.1998 № 565// Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2560.

29. Об общественном совете по восстановлению духовного и культурно-исторического наследия русской православной церкви при Администрации Волгограда: Постановление Администрации г. Волгограда от 25.03.2004 № 326. Документ опубликован не был.

30. Об утверждении положения о Комитете по взаимодействию с религиозными, национальными организациями и казачеством Администрации Волгограда: Постановление Администрации г. Волгограда от 24.02.2004 № 177. Документ опубликован не был

31. Об образовании постоянной комиссии по вопросам религиозных объединений Администрации Волгограда: Постановление Администрации г. Волгограда от 17.10.2000 № 1326. Документ опубликован не был

32. О применении законодательства о религиозных объединениях: Письмо Минюста РФ от 24.12.1997// Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7.

33. О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации: Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ// Российская газета 1999. 22 апреля.

34. О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ// Российская газета. 2004. 28 июля.

35. Судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации.

36. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан И.А. Зайковой, Н.Х. Иванцовой, В.А. Илюхина, С.В. Кадеева, И.А. Никитина, А.Г.

37. Алексеев Г. Истинность религии.- М., 1997.- 96 с.

38. Алексеева JI. История инакомыслия в СССР. М., 2001.- 382 с.

39. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. — 286 с.

40. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимости. СПб., 1905. —293 с.

41. Барсов Н.И. Протестантизм в России. М., 1995.- 311 с.

42. Бедников И. Новое государство в его отношении к религии: к вопросу о свободе совести. Казань, 1904.- 37 с.

43. Белов А.В. Адвентизм. М., 1973. - 231 с.

44. Боберо Ж. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность?- М., 2001.- 346 с.

45. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М., 1993.-667 с.

46. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. -М., 1991.- 403 с.

47. Буткевич Т.И. Протестантство в России. Харьков, 1913. — 325 с.

48. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.- 289 с.

49. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. - 117 с.

50. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997.-304 с.

51. Володина Н.В. Организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России. Владимир, 2000. — 176 с.

52. Габричидзе Б.Н., Ким-Кимэн А.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право. М., 2003. - 472 с.

53. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971. - 200 с.

54. Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. СПб., 1990. - 192 с.

55. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004. - 431 с.

56. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч. Т.VII. М.,1934. - 524 с.

57. Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести. М., 1966. - 134 с.

58. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). -М., 1938.-252 с.

59. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск. 1999. - 314 с.

60. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984. -192 с.

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980.Т.4.- 1155 с.

62. Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998.457 с.

63. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.- 231 с.

64. Додонов В.Н. и др./ Международное право: Словарь-справочник. -М.1997. -368 с.

65. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998. - 152 с.68.3иновьев А.В. Конституционное право России. М., 2002.- 320 с.

66. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России. -Калининград, 1993. 324 с.

67. Иллюстрированная история религий в 2-х томах. М., 1995. Т.1.944 с.

68. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М., 1993.455 с.

69. Ильичев Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.-840 с.

70. История религий в России/ Под редакцией Н.А. Трофимчука. -М.,2002. 592 с.

71. История Советской Конституции (в документах) 1917-1957 годов. -М., 1957.- 1046 с.75 .Кант И. Критика практического разума. Спб., 1908. - 741 с.

72. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви в 2-х томах. М., 1991.-1002 с.

73. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.- 407 с.

74. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985. -198 с.

75. Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповедания. -М.,1993.-215 с.

76. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.-520 с

77. Комментарий к УК РСФСР. М., 1984.- 720 с.

78. Королев В.Н. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания. Учебное пособие МВД РФ. Уфа, 1994. — 217 с.

79. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. - 623 с.

80. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. -Минск, 1998. 195 с.

81. Куницын А.И. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.- 464 с.

82. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.263 с.

83. Лазарев В.В. Законность и правопорядок/ Общая теория права. М., 1995. 208 с.

84. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1969. Т.2.898 с.

85. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.-320 с.

86. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М., 1994. - 224 с.

87. Малерб М. Религии человечества. М., 1997. - 600 с.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. М., 1956. - 787 с.

89. Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.- 352 с.

90. Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.175 с.

91. Мельгунов С.П. Красный террор в России. 1918-1923. М., 1990.208 с.

92. Милль Джон Стюарт. О свободе. Лейпциг, 1861. - 159 с.

93. Мистика XX века: Энциклопедия. Л., 1996. - 528 с.

94. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.477 с.

95. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. - 312 с.

96. Новгородцев П.И., Шершеневич Г.Ф. Сочинения. М., 1995. - 544с.

97. Новые религиозные культы, движения и организации России: Словарь-справочник. М., 1998. - 346 с.

98. Общая теория права: Курс лекций/ Под общей редакцией В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. - 620 с.

99. Огневая Е.В. Свобода совести советских людей. Киев, 1976.- 307

100. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1995.- 960 с.

101. Петер М.Р.Стирк, Дэвид Вейгал. An Introduction to Political ideas. -London.: Pinter., 1995.-219 c.

102. Позднеев И. И. В чем сущность свободы совести. Краснодар, 1972.-311 с.

103. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М.,1995. - 402 с.

104. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003.-401 с.

105. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.-511 с.

106. Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 1999. - 187 с.

107. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных организаций: материалы научно-практического семинара. М., 2002. - 184 с.

108. Пчелинцев А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации. М., 1998. - 193 с.

109. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. -М., 2001.-263 с.

110. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001.75 с.

111. Редькина О.Ю. Религиозная ситуация в регионе 1917-1986 г.г.: по материалам архивов Волгоградской области. Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке: Сборник документов и материалов. Волгоград, 2002. - 603 с.

112. Рейснер М. Церковь и государство. Петроград, 1917. - 552 с.

113. Рейснер М.А. Государство и верующая личность: Сборник статей. -СПб., 1905.-423 с.

114. Религии "Нового века" и современное государство. Красноярск, 2002.-261 с.

115. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. -М., 2001.-448 с.

116. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями. М.,1996. - 128 с.

117. Религия. Свобода совести, государственно-церковные отношения в России. -М, 1997-317 с.

118. Русская Православная Церковь и право. М., 1999. - 304 с.

119. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. — 144с.

120. Религии в междуречье Волги и Дона. Волгоград, 2000.- 502 с.

121. Священник Алексей Николин. Церковь и государство. М., 1997.438 с.

122. Секты против церкви. М., 2000. - 736 с.

123. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. Нормы и действительность. М., 2000. - 720 с.

124. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.,1966. 308 с.

125. Тайные общества и секты. Минск, 1996.- 267 с.

126. Тарновский Е.Н. Четыре свободы: свобода личности, совести, собраний и союзов, печати. СПб., 1995. - 250 с.

127. Тимченко И.А. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан. Киев, 1985. - 279 с.

128. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М. 1996. - 333 с.

129. Толкачев К.Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав свобод и участие в ней органов внутренних дел, СПб., 1997. - 193 с.

130. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб, 1998.411 с.

131. Федосик В.А. Церковь и государство (Критика богословских концепций). Минск, 1988.- 203 с.

132. Философский словарь. М., 1967. - 846 с.

133. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М. 1990. Т.1. —507 с.

134. Фомина С.В. Право на свободу совести и свободу вероисповедания. М., 2000. - 79 с.

135. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.-624 с.

136. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. — 459 с.

137. Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда. Волгоград, 2003.240 с.

138. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Сост. К. Батыр и др. М., 1996. - 923 с.

139. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993-1995. -1005 с.

140. Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1968. - 258 с.

141. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996-409 с.

142. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. М., 1968.275 с.

143. Чичерин Б. Курс государственной науки. М., 1971.- 317 с.

144. Чхиквадзе В.М. Гарантировано Конституцией. М., 1979. - 205 с.

145. Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека. Саратов, 1986.-324 с.

146. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987. - 734 с.

147. Яковлев А.Н. По мощам и елей. М., 1995. - 138 с. 4. Публикации, тезисы.

148. Балагушкин Е.Г. К вопросу о "тоталитарных сектах" в современной России.// Религия, Церковь в России и за рубежом. Информ. Бюллетень. -1994.- № 1. С. 20.

149. Безбожники готовятся к Пасхе// Борьба. 18 февраля 1927. № 82 (2775);

150. Бунин Ю. Распределение населения России по вероисповеданиям// Русская мысль. 1903. - № 7. - С. 145-157.

151. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести// Государство и право. -2001.- № 2.- С.21-26.

152. Ваххабиты ведут тихую оккупацию области// Все для вас. 1999. 16 сентября. - № 72.

153. Вместо поповского праздника массовый субботник//Борьба.- 9 января 1932.- № 8(4186).

154. Вторая сессия Верховного Совета РСФСР// Сов. Россия. 1990. 30сент.

155. Гвоздев П. Наши богомольцы// Борьба. 27 января 1918.;

156. Голосуем за закрытие церкви (о сборе подписей за закрытие церквей на «Электролесе», за полотном и на Балканах)// Борьба. 12 февраля 1929.-№33 (3329);

157. Гольст Г.Р., Рудинский Ф.М. Свобода совести как правовой институт// Советское государство и право. 1981. - № 9. - С. 30.

158. Гриценко И. Молитва на Лубянке// Известия. 1991. - № 260.

159. Данилов С. Черное воинство// Борьба. 2 марта (17 февраля) 1918.

160. Объявление о концерте-лекции «Церковь и Советская власть»// Борьба. 11 апреля 1919. № 81 (379).

161. Дегтярев Ю.М. История "религиозного вопроса"// Религия и право.- 1999. -№ 2.- С. 12-16.

162. Еремеев Г. Кто такие «Сектанты» и почему их надо бояться?// Религия и право. 2004. - № 1. - С.20-24.

163. Закроем мечеть//Борьба. 6 марта 1929. № 52 (3348).

164. Земсков В.Н. Судьба «кулацкой ссылки» (1930-1954 г.г.)// Отечественная история. 1994.- № 1.- С. 119.

165. Знамение времени// Борьба. 2 декабря 1926.- № 275.

166. И церкви, и пролетарской власти// Борьба. 11 апреля 1919. № 81379..

167. Из доклада т. Орлова, представителя Дубовского совета// Борьба. 3(21) апреля 1918 г.-№81.

168. Изъятие и духовенство// Борьба. 10 мая 1922. № 696.173. Интер.2000. 2 нояб. № 39.

169. К отделению церкви// Борьба. 5 марта 19919. №52 (350).

170. Как духовенство служило белым// Борьба. 6 декабря 1929. № 279 (3575).

171. Киммо Каариайнен, Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)// Вопросы философии. -1997. № 6.-С.39

172. Красиков А. Свобода совести в России// Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. - № 4(23). - С.70-77.

173. Крестьянское слово. 1999. № 40.

174. Литургия в школе (о религиозной пропаганде пос. Ельшанка)// Борьба. 21 декабря 1931. № 280 (4169).

175. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы)// Государство и право. 1995.- № 1.- С.24-36.

176. Лукашева Е.А. Социалистическая законность в современный период// Советское государство и право. 1968. - № 3. - С. 12.

177. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы// Десять лет по пути свободы совести. 1995. С.32.

178. Миронов О. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам России// Российская газета. 1999. 22 апреля. С.5.

179. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1994. - № 1;

180. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений// Государство и право. 1995. - № 3. - С.86-95.

181. Мурза В.М. Пятидесятничество одни из направлений христианства// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 1999.-№ 4. - С.60-66.

182. Нежный А. Послесловие к паломничеству// Огонек. 1991. - № 45. -С. 18-22.

183. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория // Вопросы научного атеизма. М., 1981.- Вып. 27. - С.76-90.

184. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник.// Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник. Белгород, 1997. - № 1.С.7.

185. Они больше не зазвучат// Борьба. 8 июня 1929. № 127 (3423);

186. Павлов А. Свидетели Иеговы: трагедия и мужество// Лит. газета.-1997. 21 мая.

187. Пасха в клубе «Коминтерн»// Борьба. 28 апреля 1927. № 95 (2788); Антирелигиозный карнавал (план проведения карнавала Сталинградского окрсовета союза СВБ)// Борьба. 24 апреля 1929. № 92(3374);

188. Патюлин В.А. Неприкосновенность личности как правовой институт// Советское государство и право. М., 1973. - № 11. - С.16

189. Петранов Б. Юриспруденция органов ЕКПЧ: трудный путь к новым подходам// Российское издание бюллетеня ИНТЕРАЙТС. 2000. - № 3.-С.2

190. Пусть молчат колокола// Борьба. 31 мая 1929. № 120 (3416);

191. Рамазан-айд против социалистического строительства. Калмыки против празднования Цаган-Цара// Борьба. 18 февраля 1931. - № 38 (3327).

192. Редькина О.Ю. Илиодор в Советской России: 1918-1922 г.г.// Стержень: Научный ежегодник, Волгоград, 2000.- Вып.1. С. 164-169.

193. Резолюция по вопросам об отношении баптистов Царицынского района к государству, советской власти и воинской службы, принятая на районном съезде баптистов в г. Царицыне // Борьба. 12 февраля 1924. № 1216.

194. Романова Е.Г. Религия и терминология// Религия и право. 1999. -№ 3. - С.16-18

195. Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы// Право и жизнь. 2000. - № 31.- С. 15-17.

196. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект//Вопросы научного атеизма. М., 1981.- Вып.27.- С.37.

197. Ряховский В. Свобода совести по-Хакасски // Религия и право. -1998.-№ 1-2(4-5).- С. 38-41

198. Священник-коммунист// Борьба. 14 ноября 1918.- № 258.

199. Серебро прячут// Борьба. 2 сентября 1930. № 198 (3789).

200. Серенко А. Кавказские пленники// Независимая газета. 1999. 14 сентября.

201. Снимите колокола!// Борьба. 17 октября 1929. № 238 (3534).

202. Схватка с религией (сбор подписей о закрытии церквей)// Борьба. 24 марта 1929. № 6(3362)

203. Шумилин В. Мечеть раздора// АИФ Нижнее Поволжье. 1999. 11 марта. - № 10;

204. Шумилин В. Скандалы в мечетях// АИФ Нижнее Поволжье. 1999. 24 июня. - № 251;

205. Щипков А. Россия: будут ли отменены местные законы о свободе совести ?// Кестонская служба новостей. 2001. 30 мая.

206. Щипков А., Фейган Д. Может ли Россия жить по закону Белгорода ?//НГ-религии. 2001. 30 мая.

207. Юриспруденция международных органов// Российское издание бюллетеня ИНТЕРАЙТС. 2000. - № 3.- С.23.

208. Диссертации, авторефераты диссертаций.

209. Архирейская Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России (история и современность): Автореф. дис., канд. юрид. наук. М., 2001.

210. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия; (историко-правовое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2001.

211. Глущенко П.П. Конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты: Автореф. дис. докт. юрид. наук. -Спб., 1998.

212. Грицов А.А. Свобода совести в ее историческом развитии. Дисс. филос. наук. М., 1980.

213. Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей органов внутренних дел с религиозными организациями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников: Автореф. дис. канд. юр ид. наук. М., 1992.

214. Комкова Г.Н. Конституционные вопросы свободы совести в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1991.

215. Лауринайтис Ф.К. государственно-правовое регулирование свободы совести в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1983.

216. Левина А.А. Институт «свободы совести и вероисповедания»: Историко-правовой опыт России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Н.Новгород, 2003.

217. Ловинюков А.С. Административно-правовая охрана свободы совести: Автореф. дисс. д-ра. юрид. наук. М., 1994.

218. Лупарев Г.Н. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика): Автореф. дис. д-ра. юрид. наук. М., 1992.

219. Муравская Е.А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII XX в.в.: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2002.

220. Петров Э.А. Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

221. Романюк Е.И. Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации: Дисс.канд.юрид.наук. М., 2001.

222. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Хабаровск, 2000.

223. Соломатин И.В. Проблемы обеспечения свободы совести Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Сургут, 2003.

224. Статистические сведения о религиозных организациях в1. России

225. Религиозный состав населения Российской империи и России 90-х годов XX века (в процентах к совокупности населения)

226. Вероисповедные группы Российская Империя (1897 г.) СССР (1991 г.) Россия (2-я половина 90-х годов)

227. Все население 125,64 млн 270 млн 149 млн

228. Православные 72,0 22,8 33-40 (50-60 млн)

229. Католики 9,2 5,5 0,2 (300 тыс.)

230. Протестанты 3,0 3,0 0,7 (1 млн)

231. Мусульмане 11,1 18,5 10,0-13,0(15-20 млн)

232. Буддисты 0,4 0,4 0,7 (1 млн)1. Иудеи 4,2 0,2 0,7 (1 млн)

233. Неверующие Не фиксировались Около 50,0 Около 50,0

234. Количество молитвенных зданий в РСФСР (без автономных республик) в 1926-1928 годах по отдельным верованиям

235. Наименование верования Количество молитвенных зданий

236. В абсолютных цифрах В % к 1926 году1926 1927 1928 1926 1927 1928

237. Православная церковь 27126 29596 29584 100 109,1 109,1

238. Религии, образовавшиеся после революции (Живая церковь, возрожденцы, антониевцы) 3137 3290 3411 100 104,9 108,7

239. Католическая церковь 158 160 137 100 101,3 86,7

240. Протестантская церковь 151 173 184 100 114,6 121,9

241. Армяно-григорианская церковь 54 51 64 100 94,4 118,5

242. Иудейское исповедание 365 284 265 100 77,8 72,6

243. Магометанское исповедание 1774 2414 2376 100 136,1 133,9

244. Старообрядцы 1499 1594 1707 100 106,3 113,9

245. Сектантство 532 613 714 100 109,7 110,5

246. Всего 34796 38175 38442 100 109,7 110,51. В том числе:

247. В городах 4397 4465 4351 100 101,5 99,0

248. В сельской местности 30399 33710 34091 100 110,9 112,1

249. Сведения о количестве зарегистрированных религиозных объединений в СССР (по конфессиям)

250. Год Всего религиозных В том числеобществ православных1945 Около 16.000 10.2431951 19.013 13.8671957 18.611 13.4301961 16.050 10.9601965 11.702 7.5511970 11.796 7.3381975 11.662 7.0621980 11932 6.9151985 12.438 6.8061990 16.990 10.380

251. Сведения о количестве и видах зарегистрированных религиозных . ■ организаций на территории Волгоградской области

252. Наименование конфессии Всего зарегистрировано В том числе централизованные религиозные организации1 2 3

253. Русская православная церковь 194 1

254. Российская православная автономная церковь 1

255. Старообрядцы В том числе: Русская православная старообрядческая церковь Древнеправославная церковь 9 3 6

256. Римско-католическая церковь 51. Ислам 14 11. Буддизм 21. Иудаизм 9

257. Евангельские христиане-баптисты 21 1

258. Христиане веры евангельской-пятидесятники 21 1

259. Адвентисты седьмого дня 16

260. Лютеране В том числе: Евангелистическо-лютеранская церковь 4 4

261. Новоапостольская церковь 11. Методисты 11. Свидетели Иеговы 201. Армия спасения 1

262. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 1

263. Церковь Божией Матери Державная 1

264. Сознание Кришны (Вайшнавы) 1

265. Евангельские христиане 17 1

266. Сведения о религиозных! организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января2003 г.

267. Наименование конфессии Всего зарегистрировано в том числе: .

268. Централизованные религиозные организации Местные религиозные организации Духовные образовательные учреждения Монастыри и подворья Религиозные учреждения

269. Русская православная церковь 11299 89 10586 47 499 78

270. Российская православная автономная церковь 42 1 37 4

271. Русская православная церковь за границей 41 2 38 1

272. Истинно-православная церковь 52 4 47 1

273. Российская православная свободная церковь 18 2 16

274. Украинская православная церковь (Киевский патриархат) . 9 2 6 1

275. Старообрядцы 288 13 272 1 2в том числе: Русская православная старообрядческая церковь 162 5 155 1 1

276. Древлеправославная церковь 75 2 72 11. Поморская церковь 43 2 41 1. Другие согласия 8 4 4

277. Римско-католическая церковь 268 4 257 4 3

278. Греко-католическая церковь 4 4

279. Армянская апостольская церковь 61 2 j 58 1

280. Ассирийская церковь Востока 2 1 | 2

281. Коптская православная церковь 1 1

282. Лютеране 211 и | 197 2 1в том числе: Евангелическо-лютеранская церковь 123 8 113 1 1

283. Единая евангелическо-лютеранская церковь России 9 1 81. Церковь Ингрии 67 1 65 1

284. Другие евангелическо-лютеранские церкви 12 1 11

285. Евангельские христиане баптисты 1015 54 955 3 3

286. Евангельские христиане 645 37 599 6 3

287. Евангельские христиане в духе апостолов 24 1 23

288. Христиане веры евангельской -пятидесятники 1435 58 1372 4 1

289. Харизматические церкви 24 2 22

290. Церковь полного Евангелия 44 1 43

291. Евангельские христиане трезвенники 1 1

292. Евангельские христиане трезвенники (чуриковцы) 4 4

293. Адвентисты седьмого дня 643 19 623 1

294. Новоапостольская церковь 83 11 72 <

295. Методистская церковь 104 3 98 3

296. Реформатская церковь 5 1 4

297. Пресвитерианская церковь 140 8 128 , 4 ■ :• • ■

298. Англиканская церковь 1 1

299. Свидетели Иеговы 407 2 ! 4051. Меннониты 8 7 1. Армия Спасения 8 1 ; 7

300. Церковь Иисуса Христа святых последних дней 47 1 46

301. Ассоциация «Церквей объединения» (Муна) 10 1 9

302. Церковь Божьей матери державная 29 1 | 27 1.

303. Молокане 29 2 27 • : , . . .1. Духоборцы 1 1 • 1

304. Церковь последнего завета 16 1 151. Церковь Христа 24 1 23

305. Христиане иудействующие 2 2

306. Неденоминированные христианские церкви 41 16 251. Иудаизм 270 7 261 2 в том числе: Ортодоксальный 197 6 190 1

307. Современный (реформистский) 73 1 71 11. Ислам 3467 67 3345 50 51. Буддизм 218 И 205 2

308. Саентологическая церковь 1 11. Индуизм 1 1

309. Сознание Кришны (вайшнавы) 97 3 . 941. Вера Бахай 20 1 19 1. Тантризм 3 1 1 2 1. Даосизм 9 2. ! 7 1. Сикхизм 1 1 1. Шаманизм 11 1 ! 9 1 1. Караимы 2 1 1 1. Зороастризм 1 i 1

310. Духовное единство (толстовцы) 1 1 !

311. Живая этика (рериховцы) 1 ■ 1

312. Языческие верования 19 3 12 4

313. Иные вероисповедания 240 3 237

314. Всего 21448 454 20256 ■:'. .137. . . 506 95

315. Министерство юстиции Российской Федерации1. ЗАКОН1. ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

316. Статья 1. Основные понятия

317. Статья 2. Взаимоотношения органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с религиозными объединениями

318. С учетом территории своей деятельности религиозные организации вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих их деятельность в обществе.

319. Статья 3. Меры, принимаемые органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления по защите прав граждан и иных лиц на свободу совести и свободу вероисповедания

320. При выявлении обстоятельств, являющихся основаниями для ликвидации религиозной организации, принимаются меры, установленные федеральным законодательством.

321. Статья 4. Защита прав на свободу совести и свободу вероисповедания в образовательном процессе

322. Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области обеспечивают светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

323. Дети вправе отказаться от посещения мероприятий, связанных с обучением религии.

324. Статья 5. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы

325. Состав совета и положение о нем утверждаются главой администрации Волгоградской области.

326. Статья 6. Государственная религиоведческая экспертиза

327. Государственная религиоведческая экспертиза проводится по решению органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций в Волгоградской области, на основании и в порядке, установленными федеральным законодательством.

328. Статья 7. Порядок уведомления органов местного самоуправления религиозными группами об их создании и начале деятельности

329. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

330. Уведомление подается в орган местного самоуправления по месту нахождения помещения, предоставляемого для деятельности религиозной группы.

331. Орган местного самоуправления ведет реестр уведомлений, поданных гражданами о создании религиозных групп и начале их деятельности.

332. Статья 8. Защита прав граждан при осуществлении религиозных обрядов и церемоний

333. Богослужение, другие религиозные обряды и церемонии совершаются в местах, установленных федеральным законодательством.

334. Публичные богослужения (другие религиозные обряды и церемонии) осуществляются в порядке, установленном законодательством для проведения митингов, шествий и демонстраций.

335. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается.

336. Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

337. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, гражданско правовую, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

338. Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

339. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней с момента его официального опубликования.

340. Глава администрации Волгоградской области Н.К.МАКСЮТА27 ноября 2001 года N 634-ОД

341. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

342. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»1. ГОУ ВПО ВАГС )400131, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8 Тел. (8442)24-17-32. факс 24-17-32 E-mail: rcctorat-fevags.ni

343. ОКПО 10507148, ОГРН 1023403451170 , ИНН 3444014586, КПП 3444010017.*-%1. УТВЕРЖДАЮ»

344. Jd^o^^ao^roy ВПО «Волгоградская ревдя^осударственной службы» вый проректор2Б.А. Магнусов. 2005 г.1. Акт

345. О внедрении в учебный процесс результатов диссертационного исследования Брянцевой Ольги Владимировны тему: «Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации (на примере Волгоградской области)».

346. И.о. декана юридического факультета кандидат юридических наук, доцент1. И.А. Кузнецов

347. Заведующий кафедрой конституционного и административного права кандидат юридических наук, доцент1. В.Д. Гончаренко—' » мая 2005 г.

348. Акт внедрения результатов ди

349. Члены комиссии: Л.А. Мазурова^» мая 2005 г.г. Волгоград

2015 © LawTheses.com