СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Тушканов, Игорь Валентинович, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Формирование политико-правового учения И.Л. Солоневича.
§ 1. Становление и развитие взглядов И.Л. Солоневича на государство и право.
§ 2. Теоретические основы политико-правовой доктрины И.Л.
Солоневича.
§ 3. И.Л. Солоневич о государстве и праве дореволюционной России.
Глава 2. Государственно-правовое устройство постсоветской России по учению И.Л. Солоневича.
§ 1 Взгляды И.Л. Солоневича об идеальной форме правления
§ 2 И.Л. Солоневич о государственном механизме постсоветской
России.
§ 3. Правовые основы постсоветской России в учении И.Л.
Солоневича.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Политико-правовое учение И.Л. Солоневича"
Актуальность темы диссертационного исследования.
Построение в современной России правового демократического государства значительно актуализирует научные исследования в области политико-правовых учений. Потребность в решении государственно-правовых проблем возникших в результате реформирования российского общества вызывает поиск новых основ модернизации ради политической стабильности и сохранения целостности отечественной государственности.
Российское государство, продолжая осуществлять политические и экономические преобразования, одновременно ищет национальную идею и форму ее государственно-правового воплощения. Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию в 2005 г. Президент России В.В. Путин: «Идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий»1.
Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего исследования обусловлена в первую очередь спецификой политико-правовой эволюции современной России и рядом трудностей, возникших на этом пути.
Проблемы, возникшие в социально-экономическом и политическом развитии в последнее пятнадцатилетие, убедительно показали, что нашей стране необходим свой путь государственно-правовой эволюции, вытекающий из присущей именно российскому обществу политической культуры. Ведь она, как известно, определяется взглядами, оценками, ценностями и стереотипами поведения людей, как правило, переходящими из поколения в поколение. Особенно это характерно для политико-правовой сферы. В результате, современное российское общество, и, прежде всего, его интеллектуальная и политическая элита, стремится найти тот государственно-правовой идеал, который не был бы просто повторением чужого опыта, а вырастал бы из национальных традиций.
Практически всеми специалистами в области государства и права, признается, что либерально-демократические ценности оказались несоответствующими политико-правовым условиям, и самое главное, истории России. Простое перенесение заимствованной в западной идеологии и практике модели государственно-общественного развития привело к кризису общественного сознания, поскольку потребовало отказа от российской социально-политической и культурной идентичности. В результате перед отечественными учеными-государствоведами (юристами, политологами, историками, философами) стоит задача выработки оптимальной формы государственно-правового устройства. «Мы должны были, — считает Президент В.В. Путин, - найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства»1.
Для решения практических задач по обновлению российского государства и права, создания подлинно демократического и правового государства, мало знать проекты и доктрины только западноевропейских юристов, философов и экономистов или наших соотечественников, специализирующихся на приспособлении европейского опыта к российским условиям. Думается, что необходимо более внимательное изучение трудов тех мыслителей, которые разрабатывали политико-правовые учения исходя из традиционных российских духовно-нравственных ценностей, стояли на твердой основе почвенничества. К ним следует отнести и ученых, которые покинули Отечество в разные годы по тем или иным причинам, но создавали труды, касающиеся непосредственно российского государства и права.
В последнее время внимание юристов, политологов и философов стали привлекать работы таких мыслителей, как И.А. Ильин, А.И. Солженицын, И.Л. Солоневич, J1.A. Тихомиров и др. Находясь за границей, они создали серьезные труды политико-правового характера. Без их изучения нельзя в полной мере представить дальнейшее развитие российской государственности, нельзя рассчитывать на эффективное решение современных политико-правовых проблем.
Обращение к идеям этих ученых актуально еще и потому, что они сформировали оригинальные концепции постсоветской эволюции России. В связи с осмыслением основных политических процессов в России XX столетия - падения монархии, негативного влияния государственной власти на жизнь народа в годы тоталитаризма, последствий распада СССР — значение учений о постсоветском периоде возрастает еще больше. Одним из известных аналитиков, как дореволюционного, так и возможного развития России после ликвидации советской власти, является юрист и публицист И.Л. Солоневич, создавший оригинальное политико-правовое учение.
Актуальность темы определяется также современным значением проблем, которые анализировал И.Л. Солоневич, и вызывающих дискуссии сегодня - вопросы государственного устройства, самоуправления, национальной автономии, свободы личности, конституционализма, парламентаризма, критики бюрократизма, прогнозирование перспектив будущего политического развития, влияние государства и права на экономическое развитие страны и другие.
Немаловажным обстоятельством, способствующим важности исследования является определенная схожесть в развитии современной российской государственности с ее развитием в прошлом, прежде всего, в начале XX в. Идентичность проблем, которые приходится решать российскому государству и обществу, сейчас и в начале XX в. говорит о том, что многие современные политико-правовые проблемы не являются новыми и необходимо учитывать опыт их решения для того, чтобы не повторять старых ошибок в настоящем и будущем в ходе построения свободного, подлинно демократического правового общества и государства.
Современная идеологическая ситуация в России, характеризуется борьбой различных политических сил страны за политико-правовое духовное наследие второй половины XIX - середины XX вв. Причем, большинство современных политиков, независимо от идеологических пристрастий, систематически говорят о необходимости укрепления государства, о господстве правопорядка, о нравственных ценностях в политико-правовой сфере. Все это свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования, посвященного взглядам на государство и право, одного из ярких и самобытных представителей правого спектра русской политико-правовой мысли, каким был Иван Лукьянович Солоневич. Надо признать, что назрела настоятельная потребность в углубленном политико-юридическом исследовании трудов этого мыслителя и определения возможности практического применения некоторых положений его учения.
Актуальность теме настоящего исследования придает и практическое отсутствие работ с цельным и законченным анализом политико-правовой доктрины И.Л. Солоневича, тем более что еще лет пятнадцать назад его имя было известно только специалистам по истории и философии, а труды были надежно сокрыты от глаз исследователей.
Степень разработанности темы.
В советское время работы И.Л. Солоневича находились под жестким запретом и не были широко известны. Только политика гласности и демократизации позволила отечественным исследователям ознакомиться с общественно-политические трудами и публицистикой И.Л. Солоневича.
Однако, следует отметить что, несмотря на изменения в политической ситуации в стране, повлекшие за собой существенную переориентацию отечественной гуманитарной науки, исследования монархической политико-правовой идеологии в России по-прежнему, хотя и в меньшей степени, грешат однобокостью. Если раньше, критика консервативных воззрений осуществлялась с позиций марксистко-ленинской идеологии, то в последние годы, православные и монархические политико-правовые учения осуждаются с позиций западных, либерально-демократических ценностей. В традиционном негативном ключе подаются взгляды, таких мыслителей, как Н.А. Данилевский, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров. Пожалуй, только труды И.А. Ильина, комментируются более благожелательно. Это обстоятельство наглядно подчеркивает, что история политико-правовых учений самым тесным образом связана с идеологией и политикой.
Изучение научной литературы свидетельствует, что в последние годы появилось довольно большое количество работ о И.Л. Солоневиче. Однако, значительная часть из них посвящена, прежде всего, его жизни, журналистской работе, общественной и публицистической деятельности.
Статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий1, сборниках
2 3 и периодической печати (например, работы О. Алексеева , И. Дьякова , И.Н. Зернова4, Б. Кутузова5, Н. Никандрова6, Н. Шелдышевой7). Стоит отметить работы А.П. Ланщикова8 и М.Б. Смолина9, выпустивших ряд статей о жизни и творчестве И.Л. Солоневича в виде предисловий или послесловий к его книгам.
1 См.: Сохряков Ю.И. Солоневич Иван Лукьянович. «Россия в концлагере». «Народная монархия» // Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918 - 1940 / Гл. ред. А.Н. Нико-люкин. Т. 3. Ч. 3. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2000. С. 85 - 88; Иванов А.В. Солоневич Иван Лукьянович // Философы России XIX - XX столетий: Биографии, идеи, труды: Биобиблиографический словарь / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга и бизнес, 1995. - С. 557; То же. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 1999. -С. 751; Хисамутдинов А.А. Солоневич Иван Лукьянович // Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. - Владивосток: ДВГУ, 2000. - С. 289; Платонов О. Солоневич Иван Лукьянович // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. - М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. - С. 830 - 832.
2 См.: Алексеев О. Одиссея Ивана Солоневича, неукротимого борца и русского писателя. // «Русский рубеж». Специальный выпуск газеты «Литературная Россия». - 1991. - № 5. - С. 6 -7.
3 См.: Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л. Солоневича // Наш современник, - 1991. -№ 11.-С. 179- 185.
4 См.: Зернов И.Н. И.Л. Солоневич и его «Народная монархия» // Держава. - 1996. - № 2 (5). -С. 83-86.
5 См.: Кутузов Б. Несгибаемый Иван // Встреча. - 1997. - № 6. - С. 30 - 33.
6 См.: Никандров Н. Иван Солоневич возвращается с чужбины // Латинская Америка. - 1997. -№2.-С. 87-100.
7 См.: Шелдышева Н. Уроки Ивана Солоневича // Славянские ведомости [Минск]. - 1992. -Январь. (№ 1); Она же. Диктатура совести // Наш континент. - 2000. - 30 мая.
8 См.: Ланщиков А.П. Дар судьбы: Послесловие // Солоневич И.Л. Народная монархия. Репринт. воспр. изд. 1973. - М.: Феникс, 1991. - С. 497 - 511; он же Череда окаянных дней. -М.: Форум, 1998. - С. 262 — 284; он же Судьба Ивана Солоневича: Послесловие // Солоневич И.Л. Народная монархия. - М.: Эксмо, 2003. - С. 585 - 604.
9 См.: Смолин М.Б. «Я, конечно, русский империалист.»: Предисловие // Солоневич И.Л. Белая империя. - М.: «Москва», 1997. - С. 5 - 14; он же Очерки Имперского Пути: Неизвестные русские консерваторы второй половины XIX - первой половины XX века. - М.: «Москва»; «Роман-газета XXI век»; Форум, 2000. - С. 84 - 93; он же. Об авторе «Двух сил»: Предисловие // Солоневич И.Л. Две силы. - М.: «Москва», 2002. - С. 5 - 10; он же Монархизм как
В 2003 г. в Санкт-Петербурге к 50-летию со дня смерти И.Л. Солоневича была проведена первая специальная научно-практическая конференция, за которой последовали другие: в 2004 г. - вторая, в 2005 г. — третья. Среди прозвучавших докладов необходимо отметить работы А.Ю. Сорокина1, В.Н. Черепицы2, И.А. Боброва3.
Наследие мыслителя стало предметом научных исследований в различных областях знаний. Культурологический аспект публицистики И.Л. Солоневича исследовал В.П. Океанский4. Следует отметить труды А.Ю. Бородая5 и О.Д. Волкогоновой6, которые рассматривали философские взгляды И.Л. Солоневича. Его вклад в отечественную социологию отмечен в совместных работах В.Х. Болотокова и A.M. Кумыков, посвященных исследованию национально7 психологических проблем в русской эмигрантской социологии . При этом И.Л. любовь: Штрихи к портрету Ивана Солоневича: Предисловие // И. Солоневич. Наша страна. XX век. - М.: «Москва», 2001. - С. 5 - 20.
1 См.: Сорокин А.Ю. И.Л. Солоневич о монархии и народном представительстве. // Иван Солоневич - идеолог Народной Монархии: Материалы I конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархисть», 2004. - С. 29 - 34.
2 См.: Черепица В.Н. Историческая доминанта в политическом учении И.Л. Солоневича // Иван Солоневич — идеолог Народной Монархии: Материалы I конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархисть», 2004. - С. 35 - 36.
3 См.: Бобров И.А. Иван Солоневич и экономическая мысль первой половины XX в. // Иван Солоневич - идеолог Народной Монархии: Материалы II конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархисть», 2005. - С. 4 - 7.
4 См.: Океанский В.П. Христианское осмысление сущности государства в традиции русского православного органицизма: Хомяков - Леонтьев - Солоневич // Традиции в контексте русской культуры: Сборник статей и материалов 5 научной конференции, Череповецкий государственный педагогический институт, апрель 1995 г. - Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1995. - С. 135- 139.
5 См.: Бородай А.Ю. И.Л. Солоневич и его работа «Народная монархия» // Русская философия: Зарубежные исследования: Реферативный сборник. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1994. -С. 106 - 121; он же. Иван Солоневич: Жизнь за идею самодержавия // Русский предприниматель. - 2001. - № 10. - С. 102 - 103; он же И.Л. Солоневич и его работа «Народная монархия» // Русская философия: зарубежные исследования. - М., 1994. - С. 106-121.
6 См.: Волкогонова О.Д. Народная монархия // Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - С. 249-268.
7 См.: Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Идея «национальной доминанты» И.Л. Солоневича // Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б.А. Амосова. - М.: Логос, 1998. - С. 173 - 184; они же Идея «национальной доминанты» И.Л. Солоневича // Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - С. 303 - 318.
Солоневич назван «крупнейшим представителем русского зарубежья» наряду с Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Б.П. Вышеславцевым, И.А. Ильиным, J1.H. Карсавиным, П.А. Сорокиным, труды которых также рассматриваются в книге1. Рассуждения И.Л. Солоневича о русской идее и русском народе были проанализированы Ю.И. Сохряковым . Общественная деятельность и политические взгляды И.Л. Солоневича рассмотрены А.В. Окороковым3. О значении социально-политических взглядов И.Л. Солоневича для современного российского государства и общества писал Л. Афонский4.
Взгляды И.Л. Солоневича на государство и право в последнее время также получили определенное освещение в работах российских юристов и философов. В основном это статьи и разделы в учебниках и учебных пособиях, подготовленные такими авторитетными авторами, как профессора И.А. Исаев, Н.М. Золотухина5, В.Н. Жуков6, доцент Н.М. Азаркин7. В них, как правило, рассматривались основные идеи, изложенные в труде И.Л. Солоневича «Народная монархия». Отдельные аспекты его политико-правовой доктрины проо I анализированы в небольших статьях А.Г. Трифонова и Д. Цыганкова .
1 Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Идея «национальной доминанты» И.Л. Солоневича. С. 177.
2 См.: Сохряков Ю.И. Державный инстинкт народа: (И.Л. Солоневич о русской идее) // Со-хряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX — начала XX вв. - М.: Наследие, 2000. - С. 227 - 238.
3 См.: Окороков А.В. Российское народно-имперское (штабс-капитанское) движение // Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция (1920 - 1945 гг.). - М.: «РУСАКИ», 2001. - С. 392 -395; то же // Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. - М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. - С. 410 -411; то же // Окороков А.В. Русская эмиграция: Политические, военно-политические и воинские организации 1920 - 1990 гг.: Справочник / Институт политического и военного анализа. Центр по изучению русского зарубежья. - М.: Авуар консалтинг, 2003. - С. 98 - 99.
4 См.: Афонский Л. Современная Россия и идея народной монархии // Москва. - 2001. - № 8. -С. 138- 140.
5 См.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и политических и правовых учений России XI - XX вв. Учебник. - М.: Юристь, 2003. - С. 388 - 392. (Первое издание вышло в 1995 г.).
6 См.: Жуков В.Н. И.Л. Солоневич [раздел «Политическая мысль русской эмиграции. Монархическое направление»] // История политических учений: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2004. - С. 840 - 847.
См.: Азаркин Н.М. Юриспруденция русской эмиграции: И.Л. Солоневич // Азаркин Н.М. История юридической мысли России. - М.: Юридическая литература, 1999. - С. 505 - 518.
8 См.: Трифонов А.Г. И.Л. Солоневич и идеология народно-монархического движения // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: Новые документы и материалы: Сборник
Более подробное освещение взглядов И.Л. Солоневича на такие проблемы как форма государства, сущность и организация верховной власти произведено в диссертационных исследованиях И.А. Иванникова и С.И. Атмачева . Следует отметить оригинальность подхода И.А. Иванникова, считающего, что «причисление к консерваторам И.Л. Солоневича и И.А. Ильина лишь за то, что они являлись монархистами и приверженцами православия, является ошибочным»4.
Таким образом, надо признать, что, несмотря на наличие значительного числа работ, комплексного научного исследования политико-правового учения И.Л. Солоневича пока не проводилось. Это положение повышает актуальность и значимость настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является государственно-правовое учение Ивана Лукьяновича Солоневича, как видного представителя консервативного направления политико-правовой мысли русского зарубежья 30-50-х гг. XX в.
Предметом диссертационного исследования взгляды И.Л. Солоневича на государство и право, их эволюцию в связи с социально-политическим развитием, изложенные в его работах.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в комплексном научном анализе политико-правового учения И.Л. Солоневича.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи: — показать становление И.Л. Солоневича как государствоведа, общественстатей / Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии; Сост. Т.А. Пархоменко; Ред. К.З. Акопян.-М., 2001. - С. 115 - 118.
1 См.: Цыганков Д. Разделение труда, а не разграничение властей: И.Л. Солоневич о принципах московской государственности. СПб.: Изд-во СЗРО Земского движения, 1995.-29 с.
2 См.: Иванников И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX - середины XX веков. — Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону, 2000. — 463 с.
3 См.: Атмачев С.И. Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Ставрополь, 1999. - 184 с.
4 Иванников И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX - середины XX веков. - Дисс. . докт. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 13. ного деятеля и публициста, проследить эволюцию его взглядов на государство и право;
- определить теоретические основы политико-правового учения И.Л. Со-лоневича, его связь с традициями русской консервативной политической мысли;
- дать общий анализ эволюции государства и права дореволюционной России, проведенный И.Л. Солоневичем, выявить влияние особенностей истории Российского государства на формирование его политико-правовых взглядов;
- рассмотреть взгляды И.Л. Солоневича об идеальной форме правления, дав сравнительную характеристику монархии и республики;
- исследовать предлагаемый в политико-правовом учении И.Л. Солоневича государственный механизм постсоветской России;
- охарактеризовать изложенные И.Л. Солоневичем правовые основы постсоветского российского государства.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Методологическую основу исследования составляют основные общенаучные и частнонаучные методы исследования (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация, индукция, дедукция, конкретно-социологический, толкование, системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический и др.). Каждый из исследовательских методов располагает определенными (ограниченными) возможностями. Поэтому применялось комплексное использование методов, что позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях, что в конечном итоге позволило решить поставленные автором задачи и достичь обозначенной цели.
Теоретическую основу исследования составили политико-правовые концепции, философские и этические учения. Использовались работы отечественных ученых прошлого и настоящего времени: выдающихся государствоведов Н.А. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, К.П. Победоносцева; юристов Н.М. Азаркина, Н.А. Виноградова, А.Д. Керимова, А.Ю. Пиджакова, Б.Н. Чичерина; историков Л.Н. Гумилева, В.О. Ключевского; философов А.С. Ахиезера, В.В. Ильина, В.А. Гусева, Н.О. Лосского, С.Г. Чукина и ряда других.
В диссертации также были использованы труды зарубежных авторов -философов Г. Гегеля, Ж.Ж. Руссо; политологов Е. Вятра, Р. Кирка, А. де Токви-ля; социологов С. Айзенштадта, Г. Шиллера, В. Шубарта.
При решении задач, поставленных в исследовании, существенную помощь автору оказали методологические работы В.Д. Зорькина, И.А. Ильина, М.В. Ильина, ДА. Керимова, С.А. Комарова, А.В. Малько, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.А. Печенева, В.Е. Чиркина и других.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке предпринята попытка политико-правового, историко-юридического комплексного научного анализа государственно-правовой концепции И.Л. Солоневича, как важного элемента в общей системе консервативного политико-правового мировоззрения русского зарубежья.
При этом был рассмотрен ряд вопросов, ранее находившихся вне поля зрения исследователей, например, взгляды И.Л. Солоневича на правовые основы постсоветского российского государства.
Также новизна исследования заключается в том, что помимо рассмотрения главного труда И.Л. Солоневича «Народная монархия», проведен политико-правовой анализ других его произведений - «Белая империя», «Политические тезисы Народно-имперского (штабс-капитанского) движения», а также ряда статей.
Совершенно новым подходом к рассмотрению взглядов И.Л. Солоневича является сравнительный анализ его предположений и идей с современной российской действительностью и взглядами выдающихся юристов, политологов и философов. Обращено внимание на практическую значимость некоторых его предложений. В частности это касается публичной финансовой отчетности средств массовой информации, особой правовой защиты Русской Православной церкви.
Положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Политические и правовые взгляды И. Л. Солоневича образуют самостоятельное, внутренне цельное и упорядоченное знание о форме и назначении государства и права и, следовательно, могут быть отнесены к разряду оригинальных политико-правовым учений.
2. Теоретическими основами учения И.Л. Солоневича о государстве и праве являются традиции русской консервативной политико-правовой мысли. Прежде всего, это основные идеи, выдвинутые выдающимися государствове-дами XIX в. - начала XX в. Среди них положение учения Н.Я. Данилевского о принадлежности к особому культурно-историческому типу, что в свою очередь определяет своеобразие отечественного государственно-правового развития. Важное значение имеют выводы К.П. Победоносцева о неприемлемости для России создания представительного органа с законодательными полномочиями, поскольку избранные депутаты не всегда адекватно отражают нужды и интересы народа. На формирование политико-правовых взглядов И.Л. Солоневича оказал влияние и Л.А. Тихомиров, считавший, что между монархом и народом должна быть особая духовно-нравственная связь, обеспечивающая их взаимное доверие.
3. Центральным элементом политико-правовой доктрины И.Л. Солоневича является идея о доминанте национального характера, как определяющей черте каждого народа. Эта доминанта находит отражение в историческом развитии этноса и созданного им государства. Исходя из этой идеи, И.Л. Солоневичем выводится положение, что не может быть универсального учения о государстве и праве, подходящего для всех наций в одинаковой степени.
4. К числу основополагающих в государственно-правовом учении И.Л. Солоневича относится идея о самодержавии, как особой форме государства, возникшей в Московской Руси в XIV в. и практически, ликвидированной в ходе радикальных реформ Петра I в начале XVIII в. Московское самодержавие, по его мнению, отличается как от западноевропейского абсолютизма, так и от восточной деспотии, так как монарх-самодержец правил страной, опираясь на общественное мнение, олицетворением которого являлись Земский Собор, Боярская Дума и Русская Православная церковь.
5. Постсоветская Россия должна, как считал И.Л. Солоневич, быть народной монархией. Под ней он понимал демократическое бессословное государство с монархической формой правления и унитарным устройством, с правом на национально-культурную автономию. При этом монарх будет править, опираясь на органы народного представительства, как центральные (Земский Собор), так и местного самоуправления (земства). Эти органы должны формироваться на основе территориально-корпоративного принципа. Поскольку деятельность политических партий должна быть запрещена, то интересы каждой социальной группы будут представлены соответствующими профессиональными корпорациями, направляющими своих представителей в территориальные и центральные органы власти.
6. И.Л. Солоневич был убежденным сторонником равноправия наций. Каждый народ, проживающий в России, по его мнению, должен иметь собственное национально-территориальное самоуправление, построенное на корпоративных принципах и культурную автономию, обеспечивающую свободное развитие национальных языка, школы, искусства и т.д.
7. Неотъемлемыми чертами права постсоветской России, по мнению И.Л. Солоневича, должны быть нравственность и стабильность законов. В результате обеспечивается надежная охрана прав и свобод человека, среди которых важнейшее место занимают свобода труда и творчества, гарантия права собственности и свобода конкуренции. При этом И.Л. Солоневич утверждал, что хотя частная собственность является основой экономического развития страны, в постсоветской России в вечной собственности государства должны оставаться рентабельные предприятия индустрии, транспорта и связи, крупные агропромышленные предприятия, а также месторождения полезных ископаемых.
8. Учение о государстве и праве И.Л. Солоневича относится к консервативному направлению русской политико-правовой мысли. Оно включает в себя все основные традиционные элементы этого направления: признание за Россией и российским народом национального своеобразия, которое проявляется в том числе и в государственно-правовом развитии; уверенность, что монархическая форма правления является наиболее подходящим для России вариантом организации государственной власти; убеждение, что только православные духовно-нравственные ценности сохраняют своеобразие и силу русского народа.
Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется использованием значительного числа юридической, политологической, исторической, философской и иной литературы, официальных документов.
Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрены все аспекты государственно-правового развития И.Л. Солоневича, труды которого долгое время были недоступны исследователям. Вследствие этого в научный оборот вводится ряд положений и выводов, способствующих более углубленному пониманию консервативного направления отечественной политико-правовой мысли.
Результаты исследования также могут быть использованы в дальнейших работах по данной проблематике в рамках юридических и других гуманитарных наук.
Практическая значимость работы определяется ее теоретико-методологическим содержанием. На основе полученных в ходе исследования результатов возможна более адекватная оценка действующего и проектируемого законодательства.
Выводы и положения диссертации могут быть использованы в профессиональной подготовке юристов и политологов. В частности, при преподавании таких учебных дисциплин, как «теория государства и права», «история политических и правовых учений», «история отечественного государства и права».
Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованных автором научных работах, а также в выступлениях: на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития науки» 22 - 23 апреля 2005 г. (г. Архангельск); на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. «Социально-философские проблемы развития современного общества России» 27 апреля 2005 г. (г. Волгоград); на Межвузовской научно-практической конференции «Право как ценность и средство государственного управления обществом» 28 апреля 2005 г. (г. Волгоград); на Межрегиональной научно-практической конференции «Защита субъективных прав: история и современные проблемы» 17 мая 2005 г. (г. Волжский); на Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика» 20 июля - 5 августа 2005 г. (г. Белгород); на Межвузовской региональной научно-практической конференции «Россия на пути к гражданско-правовому обществу» 20-21 октября 2005 г. (г. Волжский); на Всероссийской научно-практической конференции «Политико-правовая система России» 24 октября 2005 г. (г. Волгоград).
Положения диссертации были использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «история политических и правовых учений».
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав с подразделением на параграфы, заключения, а также списка использованной литературы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Тушканов, Игорь Валентинович, Волгоград
172 Заключение
На основе проведенного диссертационного исследования политико-правовых взглядов И.Л. Солоневича можно сделать некоторые выводы. Несомненно, что эпоха, в которой жил и творил И.Л. Солоневич, была одна из самых трагических не только в российской, но и в мировой истории. Судьба Ивана Лукьяновича позволила приобрести ему такой богатый жизненный опыт, которого не было даже у большинства его ровесников. Пройдя обучение в столичном университете, он ознакомился со всеми достижениями русской и зарубежной гуманитарной (юридической, исторической, экономической) мысли. Работа в одной из крупнейших газет дореволюционной России позволила И.Л. Солоневичу познакомиться с политическим закулисьем страны в годы Первой Мировой войны. Деятельность по организации спортивно-массовой работы в советских профсоюзах дала возможность наблюдать и анализировать жизнь в разных регионах СССР. Пройдя советские лагеря, бежав в Финляндию, И.Л. Солоневич познакомился с внутренней жизнью русской эмиграции. В качестве издателя и публициста он активно включился в общественно-политическую жизнь русского зарубежья. За очень короткий срок он стал организатором и лидером Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения, объединившего средний слой русской монархически настроенной русской эмиграции.
Проследив политическую биографию И.Л. Солоневича, можно увидеть как постепенно формировались основные постулаты его политико-правового учения. Молодой выходец из крестьян, пройдя путь от провинциального журналиста и начинающего спортсмена вырос в крупного теоретика-государствоведа, основоположника народномонархической политико-правовой доктрины.
Теоретическими основами политико-правового учения И.Л. Солоневича являются, прежде всего, консервативные традиции русской государственно-правовой мысли XIX - начала XX веков, особенно взгляды Н.А. Данилевского и Л.А. Тихомирова. В полном соответствии с этими традициями, он проводит идею об особом, евразийском характере Российского государства, имеющем собственный путь развития. В этом он полемизирует с левоцентристскими идеологами, прежде всего, либералами, считавшими государственно-правовое развитие западноевропейской цивилизации единственно верным и образцовым.
Главной отправной точкой позиции И.Л. Солоневича в этой дискуссии является его вывод о том, что не может быть универсальной политико-правовой идеи, которая бы подходила к любому народу и к любому государству. Следовательно, всякая политическая программа, предлагаемая какому-либо народу должна не только иметь в виду именно этот народ, но и учитывать его психологические особенности. По мнению И.Л. Солоневича, как раз эти особенности определяют, в конечном счете, характер государственности и правовой системы.
Для того чтобы сравнить различные народы. И.Л. Солоневич вводит понятие доминанты национального характера (то, что в настоящее время называют менталитет). При этом выясняется, что основой доминанты русского народа является, прежде всего, его государственный инстинкт, который проявляется в таких важных качествах, как упорство в достижении цели, стремление к государственному единству, этническая и религиозная терпимость. Исходя из этих черт российского менталитета, считал И.Л. Солоневич, и следует формировать политико-правовую доктрину. Как подчеркивает профессор И.А. Иванников: «Заслуга Солоневича состоит в том, что он пытался показать своеобразие русской психологии и русской истории, а также раскрыть во всей ее полноте и глубине «русскую идею», - которая вбирала бы в себя весь исторический опыт русского народа, русской государственности»1.
Также его взгляды базируются на таких мировоззренческих основах, как национализм и православие. Но надо отметить, что под национализмом И.Л. Солоневич понимал, прежде всего, российский патриотизм, а в православии выделял веротерпимость и право человека на свободный выбор.
1 Иванников И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX - середины XX веков. - Дисс. . докт. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 339.
Проанализировав идеи И.Л. Солоневича на государственно-правовое развитие дореволюционной России можно увидеть, что по его мнению, монархическая форма правления возникла в Русском государстве, поскольку только она наилучшим образом обеспечила тот государственный механизм который позволил превратить небольшое Московское княжество в великую Российскую Империю. При этом, сохраняли и поддерживали власть монарха, прежде всего, простые люди - крестьяне, однодворцы, служилые землевладельцы и т.д. Практически сразу Московская Русь создавалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Этому способствовали этническая и религиозная терпимость русского народа. В ходе строительства государства россиянам пришлось вести долгие оборонительные войны, требовавшие напряжения всех народных сил. В результате усилий общества и государства Русь вышла из этих войн победительницей. При этом для лучшего обеспечения жизнеспособности страны народом была сформирована особая форма государственно-правового режима - самодержавие. И.Л. Солоневич считал, что такая организация власти характерна только для России, и ее нельзя отождествлять ни с западноевропейским абсолютизмом, ни с азиатской деспотией. Самодержавный монарх правил страной, опираясь на широкое общественное мнение, которое было представлено в двух высших коллегиальных органах - Боярской Думе и Земском Соборе. При этом основой взаимодействия всех органов власти и управления являлась строгая законность. В результате развития Русского государства в XIV — XVII вв., по словам И.Л. Солоневича, возникла лучшая государственно-правовая форма - московское самодержавие.
Радикальные государственно-правовые и социально-экономические реформы Петра I разрушили московское традиционное общество. Из общенародной монархия стала сословной, отражая интересы только дворян. Попытки императоров превратить страну в полноценное народное государство наталкивались на сопротивление правящего слоя. При этом либо гибли монархи (например, Павел I), либо от власти отстранялись их лучшие помощники (например, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин). В результате, когда Император Николай II провел в 1905 - 1906 гг. государственно-правовые реформы и даровал стране конституцию (Основные Государственные Законы), правящий слой (интеллигенции) оказался расколотым. Его большая часть стала придерживаться западноевропейских либерально-демократических республиканских ценностей. Воспользовавшись ситуацией вызванной Первой Мировой войной, сторонники республики организовали государственный переворот в ходе которого была уничтожена монархия - традиционная российская государственность.
В тоже время, по мнению И.Л. Солоневича, Россия даже петербургского периода сохранила часть традиций государственного строя Московской Руси. В стране функционировала дифференцированная система местного самоуправления, которая позволяла наилучшим образом организовать решение местных социально-экономических проблем.
При этом определяющим принципом государственного строительства была национальная терпимость, причем даже в таком важном вопросе, как подбор кадров на высшие государственные должности. По мнению И.Л. Солоневича, только два народа (поляки и евреи) имели основания жаловаться на неравноправие, но ограничения их прав было вызвано необходимостью защитить православное крестьянство от излишне активных торговцев-иноверцев в условиях господства рыночных отношений.
Влияние государства на экономическую жизнь страны, как правило, заключалось в поддержке жизненно важных отраслей народного и хозяйства и обеспечения равных условий всем участникам экономических отношений. Верховная власть выступала своеобразным арбитром, равным образом поддерживая все формы собственности.
Сравнение монархической и республиканской форм правления занимает особое место в политико-правовом учении И.Л. Солоневича. Отталкиваясь от традиционной в России монархической государственной идеи, он обосновывает коренные отличия российской монархии (самодержавия) от классического западноевропейского абсолютизма. По мнению И.Л. Солоневича, возрождение монархии в России необходимо, прежде всего, потому что данная форма правления наиболее подходящая для нашей страны. В этом он солидарен с другими представителями русской консервативной политико-правовой мысли (Н.А. Данилевским, К.П. Победоносцевым, JI.A. Тихомировым, И.А. Ильиным и др.).
Основным преимуществом монархии, по мнению И.Л. Солоневича, является наследственный порядок передачи верховной власти, при котором исключается борьба за власть, выборы и, следовательно, все негативные явления, связанные с предвыборной борьбой и влиянием средств массовой информации.
В качестве альтернативы либерально-демократической республиканской идеи, И.Л. Солоневич выдвигал доктрину формирования соборной народной монархии. Именно эта организация власти, на его взгляд, сможет обеспечить должное соблюдение интересов государства, проводить независимую внешнюю политику, гарантировать защиту прав и свобод граждан, не допустить установления олигархического контроля над прессой и экономикой. При этом И.Л. Солоневич продолжает оставаться реалистом и прагматиком, подчеркивая, что «идеала русская монархия не достигла никогда - и по той общеизвестной причине, что никакой идеал в нашей жизни недостижим. В истории русской монархии, как и во всем нашем мире, были периоды упадка, отклонения, неудач, но были и периоды подъемов, каких мировая история не знала вообще»1. Таким образом, он предлагает стремиться к этому идеалу, уверяя, что всякий иной вариант государственно-правового развития России приведет к негативным результатам.
И.Л. Солоневич считал, что ликвидация советской власти произойдет в результате своеобразного «переворота» (по возможности бескровного) организованного интеллигенцией. В идеальном варианте одновременно будет восстановлена власть монарха из династии Романовых, что обеспечит духовное единство интеллигенции и не даст возможность бюрократии, как ее наиболее активной части установить свою диктатуру. Итогом переворота станет возрожденная Российская Империя - народная монархия с унитарным территориальным устройством и демократическим политико-правовым режимом. Помимо самодержавного монарха к числу центральных государственных органов будут относиться правительство (Совет Министров) и Земский Собор. Хотя министры назначаются Императором, их деятельность контролируется Земским Собором, который также, вместе с Императором, обладает законодательной властью. Депутаты Земского Собора избираются частично губернскими земствами, частично центральными органами общероссийских корпораций и обществ. Например, Российской Академией наук, Русской Православной Церковью, Советом мусульманских муфтиев, Центральным Советом профсоюзов, Всероссийским Советом ректоров вузов, Российской торгово-промышленной палатой и т.п. Государственный аппарат будет рекрутироваться из представителей интеллектуальной, политической, культурной и экономической элиты. Вся его деятельность (как на общероссийском, так и на местном уровне) будет контролироваться как монархом (сверху), так и обществом (снизу). Однако предварительно будет проделана кропотливая работа по подбору кадров в государственный аппарат и его очищение от «авантюристов и карьеристов».
Помимо Императорской власти и Земского Собора в постсоветской России должна быть восстановлена вся система тех учреждений, которые обеспечат бесперебойную работу государственного механизма. К ним, с одной стороны, относятся волостные, уездные и губернские земства, а с другой — профессиональные союзы и корпорации, объединяющие на соответствующем территориальном уровне лиц одной профессии и обладающие своей собственной внутрикорпоративной структурой и этикой взаимоотношений. Эта система, по учению И.Л. Солоневича, во-первых, позволит обойтись без политических партий и, следовательно, без профессиональных политиков, организующих борьбу за власть, а, во-вторых, даст возможность самым лучшим образом представить интересы каждой социальной группы, а, следовательно, и всего народа в целом в органах власти от волости до Земского Собора и Совета министров.
Земства всех уровней обеспечат самоуправление граждан на своей территории. По такому же типу должно быть организовано национальное самоуправление там, где это необходимо. Делопроизводство и образование при этом должно вестись на языке большинства местного населения. Политико-правовое учение И.Л. Солоневича предполагает полное равноправие всех граждан при отсутствии разделения на сословия, также будут равноправны между собою все национальности и религии, но должна быть запрещена лишь деятельность нетрадиционных для России сект. Реформу судебной системы и вооруженных сил И.Л. Солоневич не планировал, справедливо полагая, что это не стратегические, а тактические вопросы. Однако, он признавал, что в целом постсоветская Россия может воспользоваться сложившейся в СССР структурой судебных органов, а армия, при условии ее деидеологизации, способна обеспечить свои задачи по охране и обороне Российского государства.
Таким образом, предполагаемая И.Л. Солоневичем постсоветская Россия - это народное государство с монархической формой правления, развитой системой самоуправления и унитарным устройством, при праве народов на национально-культурную автономию.
Правовой режим постсоветского Российского государства, по мнению И.Л. Солоневича, должен сочетать как демократические (в области прав человека, в гражданском и уголовном праве), так и тоталитарные (по отношению к иностранному влиянию, деятельности религиозных организаций и т.п.) черты. При этом в политико-правовом учении И.Л. Солоневича большое внимание уделяется основным правам и свободам личности. К наиболее важным из них относятся: свобода хозяйственной деятельности, стабильность законодательства, право собственности, свобода конкуренции, право на хранение и ношение оружия, право наций на культурную автономию. При этом И.Л. Солоневич считал необходимым правовую защиту Русской Православной Церкви, так как она ослаблена десятилетиями преследований и не сможет на равных конкурировать с религиозными сектами и группами, нахлынувшими из-за границы. Таким образом, можно сделать вывод, что многие положения политико-правового учения И.Л. Солоневича вполне актуальны и для современной социально-политической ситуации в России.
В настоящей диссертационной работе сделана попытка анализа учения И.Л. Солоневича о государстве и праве. Представленное исследование является одной из работ, посвященных анализу политико-правовых взглядов представителей русской консервативной мысли. Результаты могут иметь практическое значение для проведения дальнейших исследований в рамках истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Политико-правовое учение И.Л. Солоневича»
1. Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ. // Журнал Российского права. 2005. - № 5. - С. 3 - 15.
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 сентября 1997 г. - № 39. - Ст. 4465
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // «Российская газета» от 14 июля 2001 г.
4. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета» от 6 октября 2003 г.
5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // Православное слово. 2000. - № 10 (95). - С. 1 - 16.1.. Литература.
7. Монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей.
8. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. -М.: Юридическая литература, 1999. 528 с.
9. Александр Михайлович, Великий Князь. Воспоминания. М.: Захаров, 2004. - 526 с.
10. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. - 790 с.
11. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 640 с.
12. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.
13. Гегель Г.В. Философия права. Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсе-сянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
14. Горянин А. Мифы о России и дух нации. М.: Pentagraphic, Ltd, 2001.-336 с.
15. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 415 с.
16. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-392 с.
17. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.-496 с.
18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
19. Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы I научно-практической конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2004. - 48 с.
20. Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы II Научно-практической конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2005. - 52 с.
21. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 384 с.
22. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: ТОО «Рарог», 1993.234 с.
23. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М.: «ДАРЪ», 2005. - 464с.
24. Ильин М.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. М.: РОССПЭН, 1997. - 432 с.
25. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI -XX вв. -М.: Юристъ, 1995. 378 с.
26. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и политических и правовых учений России XI XX вв. Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 415 с.
27. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.-М, 1999. - 624 с.
28. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.-М, 1999. - 712 с.
29. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2004. - 912 с.
30. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмит-риенко и др. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - 608 с.
31. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. — М.: Мысль, 1986. 332 с.
32. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. М.: Мысль, 1995. - 584 с.
33. Кожинов В.В. Россия: век XX. 1901 1939. От начала столетия до «загадочного» 1937 г. - М.: «Алгоритм», 1999. - 444 с.
34. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Издательство НОРМА, 2001. - 448 с.
35. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Ю. Минакова. Воронеж, 2001. - Вып. 1. - 264 с.
36. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. - 368 с.
37. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь - Полиграфресурсы, 1995. - 549 с.
38. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 1891). - М.: Республика, 1996. -798 с.
39. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: «ДАРЪ», 2005. - 336с.
40. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2003. 624 с.
41. Модели общественного переустройства России: XX век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2004. - 608 с.
42. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Издание 2-е, исправленное. - М.: «Родник», 1994. - 416 с.
43. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Изд. группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 652 с.
44. Нудненко Л.А. Теория демократии. М.: Юристъ, 2001. - 94 с.
45. Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция (1920 1945 гг.) - М.: «РУСАКИ», 2001.- 593 с.
46. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998. - 280 с.
47. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. / Под ред. д. ф. н. Г.А. Белова, д. ф. н. В.П. Пугачева. М.: Об-во «Знание» России. ТОО «ИнтелТех», 1993. - 168 с.
48. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993.-637 с.
49. Правовая мысль: Антология / Автор-составитель В.П. Малахов. -М.: Академический проект, 2003. 1016 с.
50. Рулан Н. Юридическая антропология. Учеб. для вузов. Отв. ред. и авт. предисл. к рус. изд. B.C. Нерсесянц. - М.: Норма, 2000. - 301 с.
51. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб.: Алетейя, 1997. - 398 с.
52. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: КАНОН-пресс, 1988.-416с.
53. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. 1840 1876. / Сост., авт. Вступ. Ст. И коммент. Т.А. Медовичева. - М.: Изд. Центр «Терра», 1997 -278 с.
54. Смолин М.Б. Тайны русской империи. М.: Вече, 2003. — 432 с.
55. Солоневич И.Л. Белая Империя. // Солоневич И.Л. Белая Империя. Статьи 1938- 1940 гг. М.: «Москва», 1997. - С. 17 - 127.
56. Солоневич И.Л. Две силы. Борьба за ядерное владычество над миром. Роман из советской действительности. -М.: «Москва», 2002. 646 с.
57. Солоневич И.Л. Диктатура сволочи. М.: Русское слово, 1995. - 96с.
58. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Эксмо, 2003. — 608 с.
59. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2005. - 768 с.
60. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: Российский имперский союз-орден, А/О «Комплект», 1992. - 680 с.
61. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: «Москва», 1999.480 с.
62. Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. Сб. на-учн. тр. Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Редкол.: Сагадеев А.В. (отв. ред.) и др. -М.: УДН, 1981. 170 с.
63. Цыганков Д. Разделение труда, а не разграничение властей: И.Л. Солоневич о принципах московской государственности. СПб.: Изд-во СЗРО Земского движения, 1995. - 29 с.
64. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М.: Мысль, 1976. - 318 с.
65. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ. Научный ред. Я.Н. Засульский. -М.: Мысль, 1980. — 453 с.
66. Шубарт В. Европа и душа Востока. Пер. с нем. М.В. Назарова, З.Г. Антипенко. -М.: Русская идея, 1997. — 446 с.1. Статьи.
67. Азаркин Н.М. Консервативный правопорядок: думы с К.Н. Леонтьевым // История государства и права. 2004. - № 5. - С. 11-13.
68. Алексеев О. Одиссея Ивана Солоневича, неукротимого борца и русского писателя. // Русский рубеж. (Приложение к газете «Литературная Россия»)- 1991.-№ 5.-С. 6-7.
69. Антонов И.А. Учение И.А. Ильина о борьбе со злом и современное представление о нравственном облике лица, призванного бороться с преступностью. // История государства и права. 2005. - № 3. - С. 25 - 27.
70. Афонский Л. Современная Россия и идея народной монархии // Москва. 2001. - № 8. - С. 138 - 140.
71. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. - № 4 - 5. - С. 3 - 25.
72. Бобров И.А. Иван Солоневич и экономическая мысль первой половины XX в. // Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы II конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархисть», 2005. - С. 4 - 7.
73. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Идея «национальной доминанты» И.Л. Солоневича // Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б.А. Амосова. М.: Логос, 1998. - С. 173 - 184.
74. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Идея «национальной доминанты» И.Л. Солоневича // Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. М.: Гели-ос АРВ, 2002. - С. 303 - 318.
75. Бородай А.Ю. И.Л. Солоневич и его работа «Народная монархия» // Русская философия: Зарубежные исследования: Реферативный сборник. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1994. - С. 106 - 121.
76. Бородай А.Ю. Иван Солоневич: Жизнь за идею самодержавия // Русский предприниматель. 2001. - № 10. - С. 102-103.
77. Виноградов Н.А., Пиджаков А.Ю. Правосознание и национальная идея. // История государства и права. 2005. - № 4. - С. 11-13.
78. Волкогонова О.Д. Народная монархия // Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - С. 249 - 268.
79. Воронин И.П. Иван Солоневич журналист, редактор, издатель // Иван Солоневич - идеолог Народной Монархии: Материалы I Научно-практической конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2004. - С. 5 - 23.
80. Воронин И.П. «Россия в концлагере»: история одной книги. // Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы II Научно-практической конференции. — СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2005. - С. 8 - 21.
81. Воронин И.П., Чистяков К.А. Комментарии // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 155 -168.
82. Воронин И.П., Чистяков К.А. Указатель имен // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 169 -188.
83. Гусев В.А. Консервативные идеологии // Социс. 1994. - № 11. - С. 129-136.
84. Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л. Солоневича // Наш современник. 1991. - № 11. - С. 179 - 185.
85. Зернов И.Н. И.Л. Солоневич и его «Народная монархия» // Держава. 1996. -№2(5).-С. 83-86.
86. Иванников И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России. // Правоведение. 1996. - № 2. - С. 131-137.
87. Иванов А.В. Солоневич Иван Лукьянович // Философы России XIX- XX столетий: Биографии, идеи, труды: Биобиблиографический словарь / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга и бизнес, 1995.-С. 557.
88. Иванов А.В. Солоневич Иван Лукьянович // Философы России XIX- XX столетий: Биографии, идеи, труды: Биобиблиографический словарь / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 1999.-С. 751.
89. Ильин И.А. О монархии и республике. // Вопросы философии. -1991. № 4. - С. 107 - 151; № 5. - С. 95 - 145.
90. Ильин И.А. О путях России // Славянский вестник. 1990. - № 2.
91. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки. (Раздел учебного пособия). // Полис. 1996. - № 4. - С. 157-169.
92. Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России: верность историческому призванию. // Москва. 1997. - № 5.
93. Керимов А.Д. О пороках демократии // Гражданин и право. 2003. -№3.-С. 38-45.
94. Кирк Р. Какая форма правления является наилучшей для человека? (Лекция, прочитанная Р. Кирком в Университете Оклахомы 25 апреля 1956 г.) // Полис. 2001.-№3.-С. 139-148.
95. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития. (Материалы «круглого стола») // Полис. — 1995. 4. - С. 33 — 59.
96. Костиков В. Не стреляйте в русского националиста. // Аргументы и факты. 2005. - № 25. - С. 4.
97. Красавцев Л.Б. Идеи Б.Н. Чичерина о народном представительстве и реформы местного самоуправления в Российской Федерации. // История государства и права. 2005. - № 4. — С. 43 - 45.
98. Кутузов Б. Несгибаемый Иван // Встреча. 1997. - № 6. - С. 30-33.
99. Ланщиков А.П. Дар судьбы: Послесловие // Солоневич И.Л. Народная монархия. Репринт, воспр. изд. 1973. -М.: Феникс, 1991. С. 497 -511.
100. Ланщиков А.П. Судьба Ивана Солоневича: Послесловие // Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Эксмо, 2003. - С. 585 - 604.
101. Ланщиков А.П. Череда окаянных дней. М.: Форум, 1998. - С. 262-284.
102. Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации. // Государство и право. 2005. - № 4. — С. 9 - 17.
103. Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права. // Государство и право. 2005. - № 7. - С. 5 - 12.
104. Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. - № 10. - С. 3 - 23.
105. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России: Сравн. исслед. конституц. актов // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 71 - 88.
106. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. - № 8. - с. 30 - 46.
107. Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. 1996. - № 9. - с. 3 — 23.
108. Никандров Н. Иван Солоневич возвращается с чужбины // Латинекая Америка. 1997. - № 2. - С. 87 - 100.
109. Окороков А.В. Российское народно-имперское (штабс-капитанское) движение // Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001.-С. 410-411.
110. Омельченко Н.А. «Веховская» традиция в духовной жизни русской эмиграции // Вопросы истории. 1995. - № 1. - С. 40 - 58.
111. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации. Круглый стол. // Полис. 2001. - № 1. — С. 94-116.
112. Печенев В.А. Многонациональная цивилизация России // Журнал российского права. 2003. - № 8. - С. 41 - 47.
113. Платонов О. Солоневич Иван Лукьянович // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. - С. 830 - 832.
114. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации. // Вопросы истории. 2005. - № 3. - С. 72 - 89.
115. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 3 - 22.
116. Рубаник В.Е. Византийская, западная и восточнославянская традиции правового регулирования отношений собственности в политико-правовой мысли и законодательной практике. // Государство и право. 2005. - № 2. - С. 92 - 99.
117. Румянцева В.Г. Теория разделения властей в русской либеральной правовой мысли конца XIX начала XX века. // История государства и права. -2003.-№6.-С. 27-28.
118. Смолин М.Б. Монархизм как любовь: Штрихи к портрету Ивана Солоневича: Предисловие // И. Солоневич. Наша страна. XX век. М.: «Москва», 2001.-С. 5-20.
119. Смолин М.Б. Об авторе «Двух сил»: Предисловие // Солоневич И.Л. Две силы. М.: «Москва», 2002. - С. 5 - 10.
120. Смолин М.Б. Очерки Имперского Пути: Неизвестные русские консерваторы второй половины XIX первой половины XX века. — М.: «Москва»; «Роман-газета XXI век»; Форум, 2000. - С. 84 - 93.
121. Смолин М.Б. «Я, конечно, русский империалист.»: Предисловие // Солоневич И.Л. Белая империя. М.: «Москва», 1997. - С. 5 - 14.
122. Солоневич И.Л. Большевизм и женщина // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. — С. 35 -46.
123. Солоневич И.Л. Вопрос о терминах // Солоневич И.Л. Вся власть — русским мозгам!: Сборник статей СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 25 - 29.
124. Солоневич И.Л. Всеэмигрантское единение. // Солоневич И.Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия М.: Москва, 2003.-С. 37-45.
125. Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам! // Солоневич И.Л. Вся власть - русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 142-154.
126. Солоневич И.Л. Монархия и штабс-капитаны // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 67
127. Солоневич И.Л. О монархии и монархистах // Солоневич И.Л. Вся власть — русским мозгам!: Сборник статей — СПб.: РусИнформ, 2003. — С. 15 — 19.
128. Солоневич И.Л. Происхождение и цель «Голоса России» // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003.-С. 3-7.
129. Солоневич И.Л. Пузыри потонувшего мира // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 126 — 141.
130. Солоневич И.Л. Пути, ошибки и итоги. // Солоневич И.Л. Белая Империя. Статьи 1936-1940 гг. М.: «Москва». - С. 273 - 312.
131. Солоневич И.Л. Россия и гитлеризм // Вече. 1995. - № 55. — С. 240-255.
132. Солоневич И.Л. Россия, революция, еврейство. // Солоневич И.Л. Белая Империя. Статьи 1936 1940 гг. -М.: «Москва», 1997. - С. 177 - 219.
133. Солоневич И.Л. «Русский путь» // Солоневич И.Л. Вся власть — русским мозгам!: Сборник статей СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 112 - 122.
134. Солоневич И.Л. Штабс-капитаны Совдепии // Солоневич И.Л. Вся власть русским мозгам!: Сборник статей - СПб.: РусИнформ, 2003. - С. 92 -111.
135. Сорокин А.Ю. И.Л. Солоневич о монархии и народном представительстве // Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы I научно-практической конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархисть», 2004. - С. 29 — 34.
136. Сохряков Ю.И. Державный инстинкт народа: (И.Л. Солоневич о русской идее) // Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. - М.: Наследие, 2000. - С. 227 - 238.
137. Сохряков Ю.И. Солоневич Иван Лукьянович. «Россия в концлагере». «Народная монархия» // Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918 1940 / Гл. ред. А.Н. Николюкин. Т. 3. Ч. 3. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2000. С. 85-88.
138. Тушканов И.В. Критика республики в политико-правовом учении И.Л. Солоневича // Ученые записки (выпуск шестой). Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2005. — С. 56 -60.
139. Тушканов И.В. Монархия и национальный вопрос в политико-правовом учении И.Л. Солоневича. // Вопросы политики: Общественно-политический и научный журнал. Вып. VII. - Волгоград: ИСАБЕК, 2005. - С. 64-73.
140. Тушканов И.В. И.Л. Солоневич и его учение о государстве и праве // Вестник Международного «Института управления». 2005. - № 7 - 9. — С. 42 -46.
141. Тушканов И.В. Проблемы организации местного самоуправления в политико-правовом учении И.Л. Солоневича. // Вопросы политики: Общественно-политический и научный журнал. Вып. VIII. - Волгоград: ИСАБЕК, 2005.-С. 74-77.
142. Хисамутдинов А.А. Солоневич Иван Лукьянович // Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. Владивосток: ДВГУ, 2000. - С. 289.
143. Черепица В.Н. Историческая доминанта в политическом учении И.Л. Солоневича // Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы I конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2004. - С. 35 - 36.
144. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России) // Государство и право. 2005. - № 5. - С. 54 — 60.
145. Чистяков К.А. И.Л. Солоневич в современной историографии // Иван Солоневич идеолог Народной Монархии: Материалы II Научно-практической конференции. - СПб.: Российский Имперский Союз-Орден: Редакция газеты «Монархистъ», 2005. - С. 35 - 52.
146. Чистяков О.И. О политико-правовом опыте и традициях России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 1990. - № 2. - С. 3 - 15.
147. Чичерин Б. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. - № 3. - С. 116 - 123.
148. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России // Опыт русского либерализма. М., 1997. - С. 52 - 76.
149. Чукин С.Г. Проблема обоснования справедливости в современной философии права // История государства и права. 2004. - № 5. - С. 7 - 11.
150. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. - № 4. - С. 84 - 90.
151. Шелдышева Н. Диктатура совести // Наш континент. 2000. - 30мая.
152. Шелдышева Н. Уроки Ивана Солоневича // Славянские ведомости Минск. 1992. - Январь. (№ 1).1. Диссертации.
153. Атмачев С.И. Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ставрополь, 1999. - 184 с.
154. Иванников И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX — середины XX веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 463 с.