Политико-правовые взгляды азербайджанских поэтов-мыслителей XII в.текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Мамедова, Дурдана Мирза кызы, кандидата юридических наук

Введение.^

ГЛАВА I. Формирование политических и правовых взглядов азербайджанских мыслителей XII века.

§.1 Социально-экономические и политические условия развития азербайджанской политико-правовой мысли XII в.

§.2. Идейные основы формирования воззрений Хагани и Низами.

ГЛАВА II. Общественно-политические взгляды Хагани и Низами.

§.1. Критика пороков феодального общества и государства.

§.2. О причинах недостатков феодального общественного и государственного строя.^

§.3. Борьба с несправедливостью феодального государственного правления.

§.4. Политический идеал Хагани и Низами.

ГЛАВА III. Правовые взгляды Хагани и Низами.

§.1. О справедливости, законности и правопорядке.

§.2. О причинах совершения правонарушений и путях их искоренения.

§.3. О семье и роли женщины в обществе

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политико-правовые взгляды азербайджанских поэтов-мыслителей XII в."

Актуальность темы исследования. Политико-правовая мысль Азербайджана XII в. представляет собой феномен, в полной мере не исследованный до настоящего времени. Азербайджанские мыслители того времени, прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани создали произведения, которые по глубине анализа взаимоотношений между людьми, между человеком и властью, личностью и государством могут быть оценены как достижения политической и правовой мысли мирового масштаба. Эти вопросы развития общества и государства, поднятые на такую философскую и теоретическую высоту, неизменно сохраняют свою актуальность.

История политико-правовых учений и взглядов азербайджанских мыслителей изучена очень фрагментарно и крайне недостаточно. Автор настоящей диссертации остановила свой выбор на проблемах развития политико-правовых представлений в Азербайджане XII в., чтобы сформулировать системное представление об уровне развития общественной мысли в Азербайджане.

Настоящее исследование политико-правовой мысли Азербайджана XII века сосредоточено, в основном, на двух ключевых фигурах великих поэтов того времени - Хагани Ширвани, общепризнанном на Востоке мастере философской лирики, и Низами Гянджеви, творчество которого является одной из вершин восточной поэзии. Почему именно они вызывают первостепенный интерес в качестве носителей правовых взглядов, а не государственные деятели, религиозные авторитеты и судьи, многие из которых также достойны внимания исследователя?

Дело, прежде всего, в масштабах влияния, которое Хагани и Низами оказали на своих современников и последующие поколения. Острота социально-политического мышления, соединенная с художественной правдой и выразительной эстетической формой, создавали огромную силу воздействия на интеллект и чувства людей. На политико-правовых максимах, включенных в образную структуру литературных произведений, лежит печать художественного миросозерцания поэтов, которое формировалось не только социально-политической ситуацией в государствах Ширваншахов и Атабеков, но и раздумьями над мировыми проблемами, неизбежным конфликтом гениального человека с действительностью. Поэтому политико-правовые взгляды Хагани и Низами базируются, в основном, на несогласии с реальной политикой и реальностями современной им правовой жизни, в них много горечи, разочарования и отрицания.

Облеченность политических и правовых воззрений мыслителей восточного средневековья в литературно-поэтическую форму составляют объективную трудность их вычленения и исследования. Однако, вне анализа литературных источников невозможно в полной мере оценить воздействие, которое оказали мыслители Востока на развитие права и государственности своих народов. В частности, изучение творческого наследия Хагани и Низами является непременным условием для понимания истории Азербайджанской государственности.

В современных условиях становления независимой Азербайджанской государственности для азербайджанского общества существуют и иные особые основания и причины для того, чтобы обратиться к истории своей политической и правовой мысли, к истокам своей правовой и политической культуры. Именно в опоре на национальные политические и правовые традиции азербайджанское общество видит возможность сохранения самобытности своей культуры, национальной идентичности. Это ни в коей мере не противоречит концепции интеграции Азербайджана в мировое сообщество, его движения по пути демократии и формирования гражданского общества.

В самом широком плане вопрос о национальной укорененности политических и правовых идей, ценностей очень важен для нынешней практики государственного строительства и правового развития Азербайджанской Республики, потому что он связан с разработкой критериев оценки конституционных и других политико-правовых институтов в различных ситуациях, но особенно при их заимствовании из других политических систем.

Многие так называемые западные политические и правовые ценности, как свидетельствует глубокое изучение их исторических корней, не являются порождением исключительно лишь западной культуры. Огромную, но пока еще не вполне оцененную роль в их становлении сыграла социальная и политическая философия Востока (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Низами, Хагани и др.). Поиски социальной гармонии и рационализация отношений между властителями и подвластными одинаково волновали западных и восточных мыслителей, они приходили к выводам, если и не одинаковым, то, во многом, совпадающим. Так, в специфических сферах этики, политики, права вырабатывались подлинно общечеловеческие ценности, в которых каждая культура и каждый народ может видеть нечто свое, идущее из собственного прошлого.

Потребность историко-правового анализа воззрений великих мыслителей Средневековья, стремление представить теоретическое обоснование их значимости для понимания национальной государственности Азербайджана обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили ее актуальность.

Цель и задачи исследования. Диссертационное исследование имеет целью представление концептуального анализа взглядов на общество, государство и право азербайджанских мыслителей XII в., прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, теоретического обоснования их значимости в развитии политико-правовой мысли Азербайджана и влияния на современное духовное и государственное развитие Азербайджана.

В ходе исследования определены роль политико-правовых взглядов Низами и Хагани в развитии азербайджанской культуры, их соответствие потребностям современной государственно-правовой практики.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

• системно описать и провести сравнительный анализ политико-правовых воззрений азербайджанских поэтов-мыслителей XII в.;

• обобщить исторические материалы по проблеме исследования, определить степень теоретической разработанности темы;

• обосновать возможность правового подхода к изучению их наследия и представить в качестве составной части развития азербайджанской политико-правовой мысли;

• охарактеризовать политический строй азербайджанских государств XII в. Ширваншахов и Атабеков и роль азербайджанских мыслителей в их развитии;

• проанализировать политические взгляды Хагани и Низами, выявить общие и отличительные черты в их воззрениях на право и государство;

• представить взгляды азербайджанских поэтов-мыслителей XII в. на положение женщины в обществе, их отношение к ее правам.

Объектом исследования являются политико-правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в., прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, характеризующие уровень развития политической и правовой культуры азербайджанского общества того времени. Это: представления указанных мыслителей о справедливости, законности, правопорядке, о причинах совершения преступления и путях их искоренения, о семье и положении женщины.

Предмет исследования составляют вопросы истории политико-правовой мысли Азербайджана, в частности, анализ политико-правовых взглядов таких мыслителей, как Низами Гянджеви и Хагани Ширвани. Предмет исследования в диссертации рассматривается в двух основных аспектах. С одной стороны, изучены вопросы политической теории Азербайджана XII в., условия формирования общественно-политических и правовых взглядов мыслителей того времени. С другой стороны, предметом исследования выступает анализ политико-правовых воззрений мыслителей рассматриваемого периода как социальной утопии, раскрытие противоречий в предлагаемых ими подходах на право и государство.

Степень научной разработанности темы и круг использованных источников. Несмотря на достаточно частое упоминание как в самом Азербайджане, так и за его пределами имен азербайджанских мыслителей Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, их политико-правовые взгляды не были подвергнуты в отечественном правоведении сколь-нибудь подробному анализу. В современной науке творчество рассматриваемых великих авторов, как правило, ограничивается их оценкой как выдающихся поэтов и философов, оказавших влияние не только на азербайджанскую литературу, но и на литературу большинства других народов Востока. Вопросы их политико-правовых взглядов, зачастую, остаются за пределами научного анализа.

Основными исследованиями, посвященными данной проблеме, являются общие работы по истории политико-правовых учений Азербайджана и некоторые специальные научные статьи. В то же время, в научной и учебной литературе отмечается роль социальной утопии Низами, представленной им в последней по времени написания поэме «Пятерице» - «Искендернаме», которая послужила стимулом для развития общественно-политической и философской мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Среди исследований общего характера, посвященных рассмотрению истории политико-правовых учений в Азербайджане, следует отметить работу М.Ф. Меликовой и Э.Р. Байрамова "История политико-правовых учений Азербайджана"1, в которой авторам удалось выделить основные черты и дать общую характеристику политико-правовых взглядов азербайджанских поэтов-мыслителей XII в. Хагани и Низами; книгу А.К.Рзаева "Очерки политико-правовых учений Азербайджана"2. В большей мере, нежели политико-правовые взгляды Хагани, исследовано творчество Низами. В частности, воззрениям на государство и общество Низами Гянджеви посвящены труды Е.Э. Бертельса, Г. Гусейнова, В. Гахраманова, К.С. Кекелидзе, А.Е. Крымского, Г. Мамедова. Ш.Ф. Мамедова, Дж. Мустафаева, М.Г. Рафили, Г. Рзакулизаде3.

Однако, работы приведенных авторов относятся к 1960-1970 гг. В 1990 г. была защищена интересная кандидатская диссертация А.Сулеймановой "Политические и правовые взгляды Низами Гянджеви". Работа А.Сулеймановой представляется чрезвычайно ценной, если учесть то обстоятельство, что это была первая попытка раскрытия политических и правовых воззрений Низами Гянджеви на монографическом уровне. Но следует отметить, что все указаные работы выполнялись на основе

1 Меликова М.Ф., Байрамов Э.Р. История политико-правовых учений Азербайджана. Баку. 1984.

2 Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений Азербайджана. Баку. 1983.

3 См., напр.: Гусейнов Г. О социальных воззрениях Низами. Баку. 1946; Гахраманов В. О правовых взглядах Низами. Известия АН Азербайджанской ССР. 1948. № 7; Мамедов Г. Общественные и политические взгляды Низами Гянджеви. Баку. 1962; Мамедов Ш. Философские и общественно-политические взгляды Низами. Москва. 1959; Рзакулизаде Г. Общественно-политические и философские взгляды Хагани Ширвани. Баку. 1962 и др. марксистской методологии исследования, которая задавала определенную направленность выводам авторов. Содержащиеся в них оценки не отражают современный уровень исторических и государственно-правовых знаний. После обретения Азербайджаном независимости как в Азербайджанской Республике, так и в Российской Федерации исследования на данную тему, практически, не проводились.

В то же время, представленное исследование подготовлено на основе подходов, выработанных к анализу истории политических и правовых учений советской, российской и азербайджанской юридической правовой наукой. При подготовке диссертационного исследования автор опирается на труды отечественных специалистов в области теории права и государства, истории политических и правовых учений, философии права, конституционного права, международного права, прежде всего: А.С. Автономова, М.В. Баглая, А.В. Васильева, Р.Ф. Васильева, К.Н. Гусова, В.Д.Зорькина, И.А. Исаева, Г.М. Керимова, Д.А. Керимова, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой, Г.В. Осипова, А.Х. Саидова, В.Н. Синюкова, В.М. Сырых, В.А. Твардовской, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И. Чистякова, Т.М. Шамбы, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.

Методология исследования. Автор исходит из того, что в настоящее время правовая методология постоянно обогащается приемами и способами исследования, связанными с достижениями современной культурологии, углублением цивилизационного подхода к историческим типам и формам государства и права. Историко-правовой анализ правовых систем, по мнению диссертанта, должен охватывать культурный контекст исторического бытия этих систем, в особенности памятники культуры, в которых воплотились образцы высокого понимания идей и категорий, выразивших устойчивую, постоянно воспроизводящуюся и потому как бы вечную сущность права, духовный смысл юридических отношений в обществе.

В методологический инструментарий правоведа должны войти способы выявления подобных идей в художественной культуре, фольклоре, героическом эпосе, исторических преданиях, песнях и поэмах, и, конечно, в великих произведениях прошлого (произведениях Гомера, Низами, Фирдоуси и т.д.), отразивших высшую точку духовного подъема своей эпохи. Диссертант считает, что методологическое сотрудничество правоведов с культурологами и литературоведами в наше время весьма перспективно.

В ходе исследования различных аспектов предмета исследования использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический, диалектический и др.

Методологической основой исследования является, прежде всего, метод исторического анализа и сравнительно-правовой метод. Диссертант на основе внимательного и, вместе с тем, критического подхода к имеющейся по данной проблеме научной литературе характеризует уровень развития политико-правовой мысли Азербайджана, труды азербайджанских поэтов-гуманистов XII в. с позиций современного правоведения, преодолевших рамки марксистской теории права и государства. В процессе исследования были использованы многочисленные труды юристов, историков, философов, а также историко-правовые памятники средневекового Азербайджана и другие материалы.

Конкретно-исторический метод применялся при анализе истории развития общественно-политической правовой мысли Азербайджана, социально-экономических предпосылок формирования взглядов таких мыслителей XII в., как Низами и Хагани. Метод сравнительного анализа был использован при рассмотрении подходов к оценке наследия указанных мыслителей в трудах отечественных и зарубежных ученых. Диалектический метод позволил раскрыть степень взаимообусловленности правовых взглядов рассматриваемых в диссертации мыслителей и их поэтического наследия. Учитывая особенности стилистики изложения взглядов Низами и Хагани, в диссертации широко использованы методы анализа литературных поэтических текстов.

Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к актуальным проблемам истории государства и права, правовых и политических учений, но и к вопросам теории права и государства, философии, литературоведения и других областей знания. Указанные методы применялись в сочетании с используемыми для познания и объяснения основных закономерностей развития государственно-правовой мысли требований объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности. Это позволило: во-первых, охарактеризовать современный уровень понимания общественно-политических и правовых взглядов Низами и Хагани; во-вторых, определить ценность их наследия для изучения истории Азербайджанского государства и общества; и, в-третьих, представить их роль для современной Азербайджанской Республики.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем представлен анализ политико-правовой мысли Азербайджана XII в., отвечающий требованиям современного уровня знания и современных представлений об истории Азербайджанского государства и азербайджанской политико-правовой мысли. В диссертации разработаны вопросы формирования и динамики азербайджанской политико-правовой мысли средневековья, которые либо вовсе не анализировались в отечественном правоведении, либо изучены в недостаточной степени и не нашли своего научного разрешения.

Системному анализу подвергнуты различные аспекты предмета исследования: общественно-политические и правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в. Низами и Хагани, представлен политический идеал общественного устройства, раскрываемый в их трудах, показаны идейные основы и исторические условия формирования их правовых и политических воззрений. Такой анализ позволил представить политико-правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в. Хагани и Низами в контексте динамических изменений политического устройства и правовой организации государств Ширваншахов и Атабеков.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, в которых также нашла отражение научная новизна работы:

• Для истории Азербайджанского государства политически нестабильный и противоречивый XII в. отмечен появлением и развитием ряда политико-правовых доктрин, значение которых до настоящего времени не в полной мере оценено. Появление указанных теоретико-правовых концепций диссертант связывает с изменением социальной структуры средневекового общества, становлением городов как центров государственной жизни, политическим соперничеством государств и другими факторами.

• Особенностью рассматриваемого этапа развития политической и правовой мысли является то обстоятельство, что политические и правовые воззрения мыслителей Востока в своей значительной части облечены в литературно-поэтическую форму. Литературные произведения мыслителей Востока, в частности, Хагани и Низами, выступают в качестве источника наших представлений об уровне развития правовой мысли эпохи. Именно на основе изучения литературных источников средневековой восточной философии современный исследователь может дать комплексный анализ разработанности в конкретный исторический период таких фундаментальных теоретико-правовых понятий, как «право», «законность», «правосудие», «справедливость» и т.д.

• Диссертант выделяет характерные черты и особенности политико-правовых воззрений Хагани и Низами, в частности: отождествление государства с личностью его главы, правителя или монарха; признание жесткой зависимости режима управления государством от личных качеств государя, важности воспитания государя в духе гуманности, справедливости, служения благу общества и т.д. В частности, исследуется развитие взглядов Низами на форму правления государства: от идеи «справедливого монарха», «просвещенного правителя» к концепции «народоправства».

• В диссертации обоснован вывод, согласно которому политические и правовые взгляды в XII в. в азербайджанских государствах, как и на всем мусульманском Востоке, исходили, в конечном счете, из двух основных источников - мусульманско-правовой доктрины и социально - этической философии. Для мыслителей Азербайджана характерна преимущественно социально-этическая аргументация политических и правовых взглядов, что, по мнению диссертанта, связано, прежде всего, со свободомыслием Восточного Ренессанса, проявившемся в творчестве великих азербайджанских поэтов Хагани Ширвани и Низами Гянджеви.

• Политико-правовая мысль Азербайджана в XII в. развивалась в русле исламской идеологии, она является органической частью социальной и политической философии мусульманского Востока. Однако, на нее, как показано в диссертации, значительное влияние оказали другие религиозные идеологии - зороастризм, манихеизм, маздаизм, а также древнетюркские литературно-исторические памятники, азербайджанский фольклор, народные обычаи и традиции.

• В научный оборот диссертант вводит самостоятельно разработанные положения, касающиеся оценки взглядов Хагани и Низами, некоторых их современников по вопросам мусульманского права и таких его составных частей, как шариат, исламское судопроизводство, преступление и наказание. В работе подчеркивается сложность и противоречивость позиций великих азербайджанских мыслителей в отношении прав женщин.

Теоретическая и практическая значимость работы. Анализ истории развития политико-правовой мысли предполагает не только рассмотрение конкретных исторических и литературных источников, но и понимание обусловленности современного состояния государства и общества особенностями исторического развития.

Особое значение при этом приобретают исторически сформировавшиеся на том или ином культурном пространстве (в данном случае, в Азербайджане) ценностные представления о должном состоянии государства и общества, политической системы. Значимость исследования заключается в анализе поставленных в нем проблем с учетом современных представлений об истории Азербайджана, понимания актуальных задач государственного строительства и правового развития Азербайджанской Республики на основе социальных ценностей и гуманистических идеалов, выработанных еще мыслителями древности.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории правовых и политических учений, теории права и государства. Настоящее исследование может быть использовано при проведении социально-политического анализа государственно-правовых и духовных традиций Азербайджана.

Диссертационное исследование может быть использовано в процессе преподавания в юридических и гуманитарных учебных заведениях истории правовых и политических учений, теории и истории государства и права, политологии и некоторых других дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы одобрены и рекомендованы к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в публикациях автора - монографии и научных статьях.

Материалы исследования использованы автором в его преподавательской деятельности в Бакинском государственном университете им. М.А. Расулзаде, Бакинском славянском университете при чтении курсов лекций по всеобщей истории государства и права, истории политических и правовых учений, а также в выступлениях на научных конференциях.

Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Мамедова, Дурдана Мирза кызы, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изучения политико-правовых взглядов азербайджанских мыслителей XII в. можно прийти к следующим выводам:

В 11—12 вв. литературные силы группировались главным образом в городах (Гянджа, Шемаха, Тебриз) при дворах азербайджанских правителей. Значительный след в истории литературы оставили поэты Хагани, Ширвани, Абу-ль-Ала Гянджеви, Фелеки Ширвани, поэтесса Мехсети Гянджеви. Вершина азербайджанской поэзии 12 в.— творчество Низами Гянджеви, оказавшего влияние не только на Азербайджанскую литературу, но и на литературы большинства других народов Востока. Особенно сильным влиянием пользовалось его произведение «Пятерицы» («Хамсе») — пять поэм, сюжетно и композиционно различных, но связанных единой гуманистической и просветительской концепцией автора. Последняя по времени написания поэма «Пятерицы» — «Искандар-наме» изображает идеальное, с точки зрения автора, государство; созданная Низами социальная утопия послужила стимулом для развития общественно-политической и философской мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Исследуемый период имеет уникальное место в политической истории Азербайджана. Этот неспокойный и противоречивый век оказал глубокое влияние на формирование политических взглядов азербайджанских поэтов. Но политическая ситуация не была одинаковой в государстве Ширваншахов и Атабеков. Последнее отличалось более демократическим государственным строем. На политику, проводимую основателем этого государства Шамседдином Эльдегизом оказывало влияние его собственное демократическое происхождение.

В формировании и проведении политических тенденций XII в. большую роль играли внутридворцовые интриги, чинимые визирями -уникальным политическим институтом этой эпохи.

В XII в. расцвет городов Азербайджана сам по себе создавал почву для развития политико-правовых теорий. В Азербайджанских государствах XII в., также как и на всем мусульманском Востоке, политические и правовые теории разрабатывались в основном в пределах двух источников - мусульманско-правовой доктрины и этико-социологической философии. Собственно в Азербайджане преимущество было на стороне второго источника. Это прежде всего, было связано с творчеством таких порожденных свободомыслием Восточного Ренессанса титанов мысли, как Хагани Ширвани, Фелеки Ширвани, Мехсети Гянджеви, Низами Гянджеви и Шихабеддин Сухраверди.

На формирование азербайджанской политико-правовой школы XII в. помимо исламской идеологии оказали влияние и такие политические идеологии, как зороастризм, манихеизм, маздакизм и древнетюрские литературно-исторические памятники. Огромная роль также принадлежит азербайджанскому фольклору и его разнообразным обычаям и традициям.

Идеологическая борьба в Азербайджане XII в. шла в основном между демократизмом и идеями социальной справедливости прогрессивно мыслящей интеллигенции и фатализмом и мистикой, выдвигаемыми идеологами официальных кругов.

Главной проблемой, волнующей великих поэтов-мыслителей XII в. была антигуманистический характер и несовершенство феодальных отношений. Для них человечество представляется разделенным на две огромные группы: тираны и угнетенные, властители и подчиненные, угнетатели и угнетенные. Существующие между этими группами отношения, выражаясь современными терминами, феодальные отношения поэты-мыслители считают античеловеческими, неестественными, ненормальными, превращая идею необходимости коренного их изменения в лейтмотив своих произведений. Но для них нет абсолютных угнетателей и абсолютных угнетенных, есть лишь конкретные носители этих качеств, которые в зависимости от той или иной ситуации, обнаруживают изменяемость характера, поведения.

В политических воззрениях Хагани и Низами государство зачастую отождествлялось с личностью главы государства - правителем, монархом. Способ управления государством нередко зависел от личностных качеств государя и его прихотей. Именно поэтому главное внимание поэтов-мыслителей было направлено на воспитание в государе высоких общечеловеческих, гуманистических духовных качеств, способствующих улучшению благосостояния общества.

В произведениях Хагани и Низами содержится богатый материал по исламскому шариату и такой его составной части как мусульманское право. В их произведениях значительное внимание уделяется прежде всего вопросам законности и справедливого правосудия. Жалуясь на переживаемое ими время, они сетуют на отсутствие законности и правопорядка, вследствие чего, по их мнению, допускается ущемление прав людей. Главная причина же несоблюдения законов в общественной жизни кроется, по их мнению, в субъективном факторе, а именно в том, что верхние слои общества составлены из недостойных людей.

Великие азербайджанские поэты-мыслители занимали прогрессивные позиции и отстаивали передовые идеи и убеждения в вопросах женского права. Они выражали солидарность с положениями мусульманского свода законов и установлений - шариата, в котором определены права женщин и свободы, обусловленные их физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями, но они же проводили непримиримую борьбу против ряда реакционных взглядов по этому вопросу.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политико-правовые взгляды азербайджанских поэтов-мыслителей XII в.»

1. Специальная литература. Книги, монографии, сборники

2. Абу Али ал-Мухассин ат-Танухи. Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников. М., 1985.

3. Абу Наср Фараби. Изложение законов Платона. Анкара, 1985. (на турецком языке)

4. Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: ООО Фирма "Инфограф", 1999.

5. Агаев А. О некотрых связях западной литературы с творчеством Низами. Баку. 1963.

6. Агахи А.К. К вопросу о соотношении формы и содержания. Труды Аз. Университета. Ист. факультета. Серия философская, вып. 2. 1954.

7. Алекскер-заде А. Надпись архитектурных памятников эпохи Низами. // В кн. «Архитектура Азербайджана эпохи Низами». М., 1947.

8. Алиев А. История государства и права в рабовладельческих государствах. Элм, Баку. 1991.

9. Али-Заде А.А. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII-XIV вв. Баку. 1956.

10. Альтман М.М., Тамчян М.Г. История Азербайджана с VII в. по 30-е годы XIII. (машинопись). Научный архив Ин-та истории АН Азербайджана. Инв. № 2508.

11. Антология азербайджанской поэзии. М., 1960.

12. Араслы Г. Мотивы азербайджанского народного эпоса "Деде-Горгуд" в творчестве Низами. М. 1960.

13. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. М., 2000.

14. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов. Элм, Баку. 1983.

15. Ашурбейли С.Б. Очерки истории средневекового Баку. Баку.1964.

16. Ашурбейли С.Б. Организация и форма правления в городах Ширвана и Аррана XI-XII вв. // В кн. «Товарно-денежные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья. М., 1979.

17. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку. 1925.

18. Бертельс Е.Э. Роман об Александре и его главные версии на востоке. M-JL, 1948.

19. Бертельс Е.Э. Очерки истории персидской литературы. Л.,1928.

20. Бертельс Е.Э. Великий азербайджанский поэт Низами. Баку.1940.

21. Бертельс Е.Э. Низами. М. 1947.

22. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Т.1. История персидско-таджикской литературы. М., 1960.

23. Бертельс Е.Э. Низами и Физули. Наука, Москва. 1962.

24. Бертельс Е.Э. Творческий путь поэта. Москва. 1956.

25. Блок М. Апология истории. М., 1986.

26. Буниятов З.М. Государство Атабеков Азербайджана (1146 -1225).-Элм, Баку. 1978.

27. Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976.

28. Величко A.M. Христианство и социальный идеал (философия, право, социология индустриальной культуры) М.; СПб.: С.-Петербургский ун-т; МВД России, 2000.

29. Выдающиеся русские ученые и писатели о Низами. Баку.1981.

30. Гасанов P.M. Ислам. Демократия. Гражданское общество. Баку, Бакинский Государственный Университет. 2000.

31. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978.

32. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

33. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз, 1936.

34. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996.

35. Гроций Г. О праве войны и мира: Реприн с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994.

36. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Экопрос,1993.

37. Гусейнов Г. О социальных воззрениях Низами. Баку. 1946.

38. Гусейнов Г. Статьи по истории развития философской и общественной мысли в Азербайджане. Баку. 1958.

39. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1998.

40. Джахид A.M. Абу Наср аль-Фараби о государстве. -Душанбе, 1966.

41. Егоров В.К. История в нашей жизни. М.: Наука, 1990.192 с.

42. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. -СПб., 1895.

43. Залеман К.Четверостошия Хагани. СПб., 1875.

44. Зиммель Г. Проблемы философии истории (этюд по теории познания). М.: Книжное дело, 1898.

45. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. "Юридическая Литература", Москва. 1985.

46. Зуев Ю.П. Социально-исторический процесс и критика его богословской интерпретации. М., 1986.

47. Ибн аль-Асир. Аль-камиль фи-т-тарих. Элм, Баку. 1959 (на азерб, языке).

48. Из истории политических учений (Сборник статей). М.,1976.

49. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока (IX XIV вв.). - М., Наука. 1961.

50. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997.

51. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1992.

52. Ионова А.И. Предпринимательство в мусульманском мире. -М.: Изд-во «Луч» РАУ, 1993.

53. Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе. ВестникРАН. 1993.-№1.

54. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1994.

55. Исаев И.А. История России: Правовые традиции. М.: ЮКИС, 1995.

56. Исаев И.А. История России: Традиция государственности. -М.: ЮКИС, 1995.

57. История Азербайджана. T.I. Баку. 1958.

58. История политических учений. Средние века и Возрождение. -Москва. 1986.

59. История средних веков. Москва. 1986.

60. Кабуснаме. Баку. 1989 (на азерб. языке).

61. Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. -Госюриздат, Москва. 1960.

62. Караман X. История мусульманского права. Истамбул, 1989 (на турецком языке).

63. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: БГК им. И.А.Бодуэна, 1998.

64. Кекелидзе К.С. «Руставели и Низами Гянджеви». Труды Т.Г.У., 1936 г.

65. Кендли-Херисчи Г. Хагани Ширвани. Элм, Баку. 1988 (на азерб. языке).

66. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1999.

67. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М.,1986.

68. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

69. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. М., 1999.

70. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет, структура, функции. М.: Юрид.лит, 1977.

71. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986.

72. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль,1972.

73. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

74. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире // Сравнительное правоведение. М., 1978.

75. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб.: Изд-во С,-Петерб. ун-та, 1993.

76. Коран (перевод И.Ю.Крачковского). Москва. 1990.

77. Кочерли Ф. Материалы по истории азербайджанской литературы. Т.1. (на азерб.языке). Баку. 1925.

78. Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Т.2. М., 1914.

79. Крымский А.Е. Низами и его современники. Элм, Баку.

80. Кулизаде З.А. Теоретические проблемы истории культуры Востока и низамиведение. Элм, Баку. 1987.

81. Лерх.П. Семизвездие на небе персидской поэзии. СПб., 1851.

82. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.

83. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000.

84. Мальцев Г.В. Социалистическое правовое государство: исторический опыт и традиции // Социалистическое правовое государство: концепции и пути реализации. М.: Юриздат, 1990.

85. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977.

86. Мамедов 3. Азербайджанские философы и мыслители средневековья. Баку. 1993.

87. Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. М., 1965.

88. Мамедов Ш.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Низами. Москва. 1959.

89. Марр Ю.Н. Статьи и сообщения. М.-Л., 1939. Т.2.

90. Меликова М. История политико-правовых учений в Азербайджане XIX- начале XX вв. АГУ, Баку. 1972.

91. Меликова М., Байрамов Э. История политико-правовых учений Азербайджана. Маариф, Баку. 1984.

92. Меликова М.Ф. Теория государства и права. Маариф, Баку. 1988 (на азерб. языке).

93. Мец А. Мусульманский ренессанс. Москва. 1973.

94. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи /Сост., предисл., примеч. В.И. Евдокимова М.: Прогресс; Пангея, 1995.

95. Мустафаев Дж. Мир идей Низами и современность. Баку.1967.

96. Мустафаев Дж. Философские и этические воззрения Низами. Элм, Баку. 1962.

97. Низами Гянджеви. Игбалнаме.-Баку. 1956.

98. Низами Гянджеви. Искендернаме. Элм, Баку. 1985.

99. Низами Генджеви. Искендернаме. Соб. соч. т.5 М. 1986.

100. Низами Генджеви. Лейли и Меджнун. Баку. 1981.

101. Низами Генджеви. Лейли и Меджнун. Элм, Баку. 1985.

102. Низами Гянджеви. Семь красавиц. Баку. 1985.

103. Низами Генджеви. Семь красавиц. Соб. соч. т.4 М. 1986.

104. Низами Генджеви. Сокровищница тайн. Элм, Баку. 1981 (на азерб. языке).

105. Низами Генджеви. Сокровищница тайн. Баку. 1982.

106. Низами Генджеви. Сокровищница тайн. Элм, Баку. 1983.

107. Низами Генджеви. Сокровищница тайн. Соб. соч. т.1 М.1985.

108. Низами Гянджеви. Хафт пайкар. Москва. 1987.

109. Низами Гянджеви. Хосров и Ширин Баку. 1947.

110. Низами Гянджеви. Хосров и Ширин Баку. 1983.

111. Низами Генджеви. Хосров и Ширин. М. 1985.

112. Низами. Мехзен-уль-асрар. Тегеран, 1313 г.х.

113. Низами. Хосров и Ширин. "Художественная литература", Москва. 1985.

114. Общая теория государства и права / Отв. ред. Д.А. Керимов и B.C. Петров. В 2 т. Т. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

115. Общая теория права и государства: Академический курс: в 2-х т.: Учебник для вузов/ Отв. ред. М.Н. Марченко; МГУ. М.: Зерцало, 1998.

116. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 1996.

117. Огузнаме. Язычы, Баку. 1987 (на азерб. языке).

118. Очерки по истории философии и общественно-политической мысли народов СССР. Т. 1.

119. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982.

120. Рафили М. Древняя азербайджанская литература (до начала XVI в.).-Баку. 1941.

121. Рафили М.Г. «Низами Гянджеви. Эпоха, жизнь, творчество» Москва. 1941 г.

122. Рашид ад-дин Ф. Огузнаме. -Элм, Баку. 1987

123. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. -М.: Юрид, лит., 1993.

124. Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений Азербайджана, Баку. 1983.

125. Рзаев А.К. Туси. Юридическая литература, Москва. 1990.

126. Рзакулизаде С.Д. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. Элм, Баку. 1978.

127. Рзакулизаде С.Д. Общественно-политические и философские взгляды Хагани Ширвани. -Элм, Баку. 1962.

128. Рзакулизаде С.Д. Пантеизм в Азербайджане в X-XII вв. -Элм, Баку. 1982.

129. Рулан Н. Юридическая антропология. /Пер. с фр. М.: Изд-во «Норма», 1999.

130. Русская политическая и правовая мысль, XI-XIX вв. -Москва. 1987.

131. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология (А.П.Альбов, Д.В. Масленников, А.И.

132. Числов, С.В. Филиппова. Автор и руководитель проекта В.П. Сальников). СПб.: Алетейя, 1997.

133. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности / АН Уз ССР. Ташкент: Фан, 1988.

134. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география / РАН. Ин-т государства и права. М., 1993.

135. Саидов А.Х. Юридическая типология и основные правовые системы современности // Под общ. ред. А.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.134. аз-Захири ас-Самарканди, Мухаммед. Синдбад-наме. -Москва. 1960.

136. Сафарли А., Юсифов X. Азербайджанская литература древних и средних веков. Маариф, Баку. 1982 (на азерб. языке).

137. Сиасет-наме. Книга о правлении визиря XI столетия Низам ал-Мулька. Москва. 1949.

138. Смирнов В.Д. Очерки истории турецкой литературы. СПб.,1891.

139. Соколов В.В. Средневековая философия. Москва. 1979.

140. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.

141. Социокультурное пространство: Структуры и процессы / Редкол.: Лисаковский И.Н., Астафьев О.Н., Богатырева Т.Г.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 1996.

142. Султанов М.С. Хагани Ширвани. Баку. 1954.

143. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

144. Таукелев А., Сапаргалиев Г. Государственно-правовые взгляды Аль-Фараби. Алма-ата, 1975.

145. Тиунова JI.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.

146. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. М.: Норма, 1996.

147. Торнау Н.Н. Особенности мусульманского права.- СПб.,1892.

148. Туси Н. Ахлаги-Насири. Элм, Баку. 1980.

149. Тухлиев Б. Поэтика «Кудатгу билиг» Юсу фа Хас Хаджиба. -Автореф. канд. дисс., Ташкент, 1983.

150. Хагани, Низами Руставели. Статьи и заметки. Москва. 1935.

151. Хагани. Ветер в руке. Москва. 1986.

152. Хагани. Диван. Тегеран, 1338 г.х.

153. Хагани. Избранные произведения. Баку. 1978 (на азерб. языке).

154. Хагани. Избранные произведения. Язычы, Баку. 1985.

155. Хагани. Лирика М. Художественная литература, 1980.

156. Хагани. Лирика Баку. 1981 (на азерб. языке).

157. Хагани. Лирика Баку. 1982.

158. Хагани, Низами, Руставели. Статьи и заметки. М-Л. 1935.

159. Хагани Ширвани. Избранные произведения. Баку. 1959.

160. Ханыков Н. Заметки о Хагани.

161. Хейзинга И. Осень средневековья. Москва. 1988.

162. Хомейни Рухолла. Путь к свободе (речи и завещание). М.: Палея, 1999.

163. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Москва.1981.

164. Чурсин В.Д. Цикличность в праве (вопросы методологии). -Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1998.

165. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.1.. Статьи

166. Али-Заде А.А. Некоторые сведения о Ширване. (до нач. XIIIB.) // Известия АН Азербайджанской ССР. 1947. - № 2.

167. Арзуманов В. Низами и его современники // Литература Азербайджана. 1982. - № 9.

168. Бертельс Е.Э. Как звали первую жену Низами. В кн. академику В.А. Гордлевскому к его семидесятилетию. Сб. статей. -Москва. 1953.

169. Бизюков С.Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории.// Известия высших учебных заведений, Правоведение. -1989. № 6.

170. Болдырев А.В. Два ширванских поэта Низами и Хагани // В кн. «Памятники эпохи Руставели». Л., 1938.

171. Вильчевский О.Л. Хагани. Некоторые черты творчества и мировоззрения поэта // Сов. востоковед. 1957. - № 4.

172. Гахраманов В. К вопросу о правовых взглядах Низами // Известия АН Азерб.ССР. 1948. - № 7.

173. Гусейнов Г. О социальных воззрениях Низами // Известия АН Азерб ССР.- 1948.-№7.

174. Дастгирди Вахид. // "Эрмеган". 1995. - №1. Тегеран.

175. Крымский А.Е. История турецкой литературы. Т.2. М., 1910// «Труды по востоковедению», издаваемые Лазаревским Институтом восточных языков. Вып. 29. - № 1.

176. Ладыженский A.M. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. 1995. - № 4.

177. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Сов. государство и право. 1990. -№10.

178. Маковельский А. О. О ошибочных интерпретациях философии Низами// Изв. АН Аз.ССР. Серия общ. наук. 1965. № 6.

179. Маковельский А.О. "Nizamiana"// Труды Ин-та философии АН АзССР», 1954. Т.1.

180. Маковельский А.О. Из истории философии в Азербайджане в XI-XII вв. // В кн. «Труды сектора философии АН Азерб ССР. Т.2., 1960.

181. Мустафаев Д. Мировоззрение Низами // Вопросы философии. 1962.-№12.

182. Уманец С. Религиозная метафизика мусульманского Востока // Вопросмы философии и психологии. М., 1891.- № 7,8.

183. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. -N25.

184. Явич JI.C., Тиунова Л.Б. О генезисе правовых систем: логико-исторический очерк // Историческое в теории права. Учен. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1989.

185. I. Диссертации и авторефераты диссертаций

186. Сулейманова А. Политические и правовые взгляды Низами Гянджеви. Автореф. дис. канд. наук. Тбилиси, 1990.

187. Нуруллаев Р. Низами и античная философия. Дис. канд. наук.

188. Шапсугов Д.Ю. Народовластие: Опыт политико-правового исследования: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1991.1.. Литература на иностранных языках

189. Aserbaidshanische literatur. In: Literaturen der Volker der Sowietunion Mayers Taschen Lexicon, 2 Aufl., Leipzig, 1968.

190. Haas W. The destiny of the Mind. East and West. London, 1956.

191. Herskovits M. Cultural Relativism. New York.

192. International Encyclopedia of Comparative Law. Vol I. Natioal Reports. A-Z. Tubingen- New Yoark, 1972-1987.

193. Islamic Law and jurisprudence. London, 1990.

194. Minorsky V. Khagani and Andronicus Coirmenus. Reprinted from theBSOAA. 1945. XI/3.

195. Modern legal systems cyclopedia / Ed.: Redden K.R. Buffalo: Hein, 1998.

196. Taylor P.J. Political Geography. Longman Scientific & Technical: New York, 1989.

197. The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1973,T.IV.

198. The Great Political Theories. -N.Y., Vol 2. 1981.

2015 © LawTheses.com