СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Кенджаев, Шухратджон Юсуфович, кандидата юридических наук
Введение.3
Глава I: Идейные истоки и мировоззренческие основы учения, основные подходы к государственно-правовой действительности. 14
§ 1. Жизнь и творческий путь. Эпоха Джами.14
§ 2. Теоретико-методологические основы взглядов Джами на право и государство.26
§ 3. Мировоззренческие основы учения о праве и государстве. Основные подходы к государственно-правовой действительности.39
Глава II: Правовые воззрения Джами.58
§ 1. Идея верховенства права. Правовая оценка государства.58
§ 2. Законопослушание и условия его обеспечения. Идея добропорядочного законопослушника».67
§ 3. Идея «правосудного государства».76
Глава III: Учение Джами о государстве.86
§ 1. Трактовка возникновения и социальной природы государства.86
§ 2. Джами о задачах и формах государства.102
§ 3. Формулировка идеи «социально-однородного государства». 111-
§ 4. Этическая оценка государства. Идея «этического государства».128
Глава IV. Проект достижения мира.149
Глава V. Идея наилучшего государства и общества.164
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Государственно-правовые взгляды Джами"
Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено анализу правовых взглядов величайшего персидско-таджикского мыслителя средневекового мусульманского Востока Абдурахмана Джами (1414-1492), выдвинувшего и обосновавшего ряд актуальных идей и концепций по проблемам права и государства. Он по праву занимает достойное место в числе великих философов и мыслителей Востока: Рудаки, Фирдоуси, Фароби, Сино, Омара Хайяма, Носира Хисрава, Саади Шерози и др. Его идеи и суждения вошли в сокровищницу общечеловеческих ценностей, составили идейный фундамент последующей эволюции персидско-таджикской правовой мысли, сохранили спустя столетия такую же актуальность и значение, как и в своё время.
Продолжая традиции персидско-таджикской правовой мысли Джами, так же как и его предшественники, не обошел вниманием актуальные в его время вопросы и проблемы, связанные с разумной организацией власти, защитой прав и интересов людей, обеспечением в государстве верховенство права, законности, порядка и дисциплины, благоустройства общества, его дальнейшего процветания. Традиционные для истории правовой мысли вопросы права и закона, законности и правопорядка, происхождения, понятия, форм и социального назначения государства, власти и государства, государственного управления были в центре внимания Джами.
В ходе их исследования Джами сформулировал ряд оригинальных и актуальных идей и суждений, часть из которых развиты им до уровня концептуальных разработок. Он, в частности, признал возможным в условиях мусульманского средневековья светскую форму правления, предпочитая её тирании, разработал собственную концепцию мудрого правления на основе принципов верховенства права и законопослушания, справедливости и правосудия, разум и знание возвел до уровня незыблемых атрибутов государственности, на основе чего выдвинул идею и теорию разумного правления. Защиту народа, прав и интересов рядовых членов общества он объявил первейшими задачами государства. Социальное назначение государства и великую миссию государя мыслитель видел во благе государства, общества и всего человечества.
Их решение и в целом функционирование государства Джами не мыслил без права и справедливых законов. Он всячески защищал идею верховенства права, формулировал требование неукоснительного соблюдения законов как основы деятельности, как чиновников, так и подданных. Мыслитель ратовал за законность в государстве и полный порядок в обществе, с которыми связывал торжество справедливости и правосудия в общественной жизни. Им выдвинута - концепция «правосудного правления», содержащая комплекс правил и рекомендаций по разумному и справедливому разрешению правовых споров, обеспечению безопасности людей, защите их чести и достоинства. Ему принадлежит идея социально однородного государства, основанного на равенстве и единении людей с целью совместного служения интересам государства.
Джами выступал за мир и единый миропорядок, создаваемый усилиями всех народов планеты, ратовал за миролюбивую внешнюю политику государств, их сотрудничество и взаимообмен. Он осуждал агрессивные войны, предпочитая им войны оборонительные, во имя защиты отчизны и справедливые, ведущиеся с целью освобождения народов от угнетения и рабства.
Эти и связанные с ними другие идеи и суждения Джами имеют огромное познавательное и практическое значение в современных условиях. Хотя человечество перешагнуло ныне в век двадцать первый, все же такими актуальными и злободневными остаются вопросы и проблемы, о которых рассуждал в свое время великий мыслитель.
Современный мир, к сожалению, не пережил войн и военных конфликтов, возникающих в отдельных регионах земного шара и вероятность которых все ещё велика. Именно в таких условиях актуальны и значимы идеи Джами, как и его предшественников, современников и последователей о мире, необходимости его сохранения и поддержания, неправомерности агрессии, её критика и осуждение.
Попутно хотелось бы заметить, что тот мир, к которому пришел Таджикистан после недавней братоубийственной войны стал возможным (помимо иных факторов) также благодаря сохранившемуся ныне богатому духовному наследию величайших мыслителей прошлого (Рудаки, Фирдоуси, Низами, Джами, Дониш и др.), вобравшему идеи достижения и обеспечения мира, развития сотрудничества и добрососедства народов, создания общего для всех миропорядка. Таким культурным наследием, подобного рода ценными суждениями располагают все народы. Поэтому изучение творчества мыслителей прошлого, в том числе Джами, имеет принципиальное значение в наше время. Оно способствует пропаганде передовых идей прошлого, сближению народов, культурному их взаимообмену, а самое главное достижению мира во всем мире.
Изучение творчества Джами особенно актуально в постсоветском Таджикистане, где происходит переосмысление прежних ценностей, происходит поиск наиболее оптимальных путей общественного развития, базирующихся на сочетании достижений мировой практики и национально-культурных традиций Джами, его предшественники, современники и последователи закладывали основы для формирования в общественном сознании позитивной, цивилизационной оценки государства. Благодаря их усилиям сформировалось в персидско-таджикской мысли линия оценки государства в качестве исконного, благого состояния, полезного установления, позитивно значимого социального явления. Тем самым был намечен отход от негативного восприятия государства как некоего зла, средства насилия над людьми. На этой идейной почве формировалась в истории таджиков идея собственного, национального государства, которая дополнена в наши дни общекультурными ценностями правового государства. Характерные персидско-таджикской правовой мысли традиции позитивной оценки не только государства, но и права, (благодаря идеям верховенства права, строгого исполнения законов, добропорядочного законопослушника, взаимосвязи права и справедливости и т.п.) отвечают ныне целям формирующейся в постсоветском Таджикистане правовой государственности.
Данное исследование важно и в плане дальнейших теоретических разработок проблем права и государства. Оно, с одной стороны, пополняя историко-теоретические, юридические знания, с другой -даст новый импульс дальнейшему их развитию. Включение результатов данного исследования в учебный процесс окажет, несомненно, культурно-воспитательное воздействие на студентов, будет способствовать целям познавательного процесса.
Состояние изученности темы. К творчеству Джами обращались философы, историки, филологи, литературоведы и другие исследователи. К творчеству мыслителя в свое время внимательно относился Е.Э.Бертельс, который в ряде своих трудов параллельно с изложением биографии и сочинений Джами останавливается также на анализе его творчества.' Общий анализ творчества Джами содержится также в «Истории таджикского народа» академика В.Гафурова.2
Творчество Джами привлекало внимание ряда исследователей и в контексте его влияния на классика узбекской литературы Алишера
1 См.: Бертельс Е.Э. Джами. Таджикиздат, 1949; Роман об Александре. - М., -Л., 1948; Навои. -М., -Л., 1948 и др.
2 См.: Гафуров Б.Г. История таджикского народа. - М., 1955.
Навои. В подобного рода исследованиях затронуты вопросы взаимоотношения Джами и Навои, а также отдельные аспекты творчества мыслителя.1
Философские взгляды Джами стали объектом анализа ряда философов. Общий анализ его философских воззрений содержится в работе А.М.Богоутдинова.2 Подробный анализ философии Джами даёт в своей монографии М.Раджабов.3 Социально-утопические взгляды мыслителя специально проанализированы в монографии Р.Комилова.4 Этические воззрения Джами изучены А.Мирзоевым,5 а педагогические - М. Орифи.6
Исследованию наследия Джами ряд своих работ посвятил и С.Брагинский, в которых указывает на значение и некоторые недостатки его творчества, останавливается на характеристике социально-утопических воззрений мыслителя.7 Общую характеристику творчества Джами дают Рахим Хашим8 и А.Насриддинов.9 Эстетические взгляды мыслителя анализирует Ш.Хусейнзода.10 Обстоятельный анализ мировоззрения Джами содержится в трудах А.Афсахзода.11
Творчество Джами стало предметом исследования зарубежных авторов. На его творчество обращает внимание узбекский автор
I См.: Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961., Рустамов Э.Р. Узбекская поэзия d первой половине XV века. - М., 1963. Бабаев X. Государственно-правовые взгляды Алишера Навои. Автореф. кондидат юридических наук. - Ташкент, 1975 и др.
J Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Таджикгосиздат. 1961.
3 См.: Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. - Душанбе, 1968.
См.: Комилов Р. Теория утопического общества в истории персидско-таджикской культуры. -Душанбе, 1997
5 Мирзоев А. Абдурахман Джами и проблема воспитания детей // Садои Шарк, 1964., No 12. -С.9-28
6 Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа, (на тадж. яз.). - Д., 1964.
7 См.: Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. - М., 1966. Очерки из истории таджикской литературы. Тадж-т, 1956., 12 миниатюр. - М., 1966.
8 См.: Рахим Хашим. Имя, прославленное в веках (на тадж. яз.). - Душанбе, 1964.
9 См.: Насриддинов А. Джами-поэт и великий мыслитель. - Душанбе, 1964.
10 См.: Хусейнзода Ш. Поэзия и поэтизм с точки зрения Джами (на тадж.яз.) // Садои Шарк, 1965., - М., -С.84-103.
II Афсахзод А. Эволюция мысли Абдурахмана Джами (на тадж. яэ.) - Душанбе, 1981.; Джами-поэт и мыслитель (на тадж. яз.). - Душанбе, 1989.
Ш.Шомухаммедов.1 В честь 550-летия Джами, Тбилисский госуниверситет выпустил на грузинском языке сборник статей, куда вошли статьи Д.Кобидзе «Джами» (жизнь и творчество), К.Пагава «Эпоха Джами», А.Гвахария «Восточные версии «Юсуфа и Зулайхо»», Т.Горешвили «Исторические памятники Герата», В.Котетишвили «Переводы Джами».2 Жизни и творчеству Джами обратили внимание азербайджанские исследователи. Наследие Джами стало предметом изучения иранских исследователей Али Асгара Хикмата,4 Аббаса Мехрина Шуштари^ Забихулла Сафо.6 По случаю юбилея Джами в Афганистане были изданы две работы Мухаммад Исмаила Мубалига,7 посвященные его творчеству.
Как видно, мировоззрение Джами стало предметом тщательного анализа философов, историков, литературоведов и иных исследователей. Однако оно до сих пор не стало предметом специального юридического анализа. В отечественной юридической науке одним из первых к анализу отдельных аспектов мировоззрения Джами приступил проф. Р.Ш.Сативалдыев.8 Однако пока ещё отсутствует комплексное монографическое исследование правовых взглядов Джами. Этим и обусловлен выбор темы диссертации. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является анализ правовых взглядов Джами, выявление их научно-познавательного и социально-исторического значения.
1 См.: Шомухаммедов Ш. Джами (наузб.яз). - Ташкент, 1963.
2 Джами. Сб-ст. - Тбилиси, 1964.
3 См.: Гулиев A.M. «Абдурахман Джами и азербайджанская литература» // Изв.АН. Азерб. ССР. Сер. обществ, наук. Баку. 1962., №4; Абдурахман Джами. - Баку, 1964.
4 См.: Али Асгар Хикмат Чоми. - Техрон, 132 х. (1942).
5 См.: Аббос Мехрин Шуштари. Тасаввуф чи буд ва чи бояд бишуд. - Техрон, 1962.
См.: Забехулло Сафо. Ганчи сухан. - Техрон. 1340 х.
7 См.: Мухаммад Исмаил Мубалиг. Чолиб ва Ибн ал-Араби. - Кобул, 1343., Накди фалсафа аз нигохи Чоми - Кобул, 1343х.
8 Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока (На примере «Сиасет-наме», «Кабус-наме», «Синдбад-наме» - Душанбе, 1999.
В этой связи в диссертации поставлены следующие задачи:
1) изучить духовно-культурную и социально-политическую жизнь, при которых протекало творчество мыслителя, выявить исторические условия формирования его взглядов;
2) раскрыть идейно-теоретическую базу творчества Джами, охарактеризовать господствовавшие тогда философские и иные течения, определить отношение мыслителя к ним, в частности, суфизму;
3) выявить принципы и подходы, которыми руководствовался мыслитель при изучении им правовых и государственных явлений;
4) исследовать правовые взгляды Джами, его трактовку проблем права и закона, обеспечения законности и правосудного правления;
5) изучить взгляды Джами на государство, его происхождение и эволюцию, социальное назначение и задачи, формы правления и их классификацию;
6) осветить идею и концепцию мудрого правления Джами, правила и приёмы управления государством, разумной организации и осуществления власти;
7) осветить разработанный мыслителем проект достижения мира;
8) разработанный Джами идеал наилучшего государства и общества, его видение путей эволюции общества;
9) сформулировать выводы и положения осуществленного исследования, выявить моменты преемственности и новизны, актуальность и значение для современности.
Теоретико-методологическое значение диссертации.
В качестве основополагающих в диссертации использованы общепризнанные правила и приёмы анализа юридического знания. Диссертация выполнена на основе основополагающих философских подходов к познанию окружающего мира. В ней нашли применение труды философов, имеющие общеметодологическое значение для изучения истории восточной мысли, в частности, работы А.М.Богоутдинова, М.Осими, А.Турсунова, М.Хайрруллоева, М.Диноршоева, В.К.Чалояна, С.Н.Григоряна и др.
Диссертация выполнена на основе специально-юридических методов изучения правовых учений, выработанных юридической наукой, её теоретических положений, трудов ученых-юристов в этой сфере: В.С.Нерсесянца, Л.С.Мамута, В.Г.Графского, В.Е.Гулиева, Л.Р.Сюкияйнена и др. В диссертации с учётом специфики персидско-таджикской политико-правовой мысли нашли применение также работы историков (Б.Г.Гафурова, В.В.Бартольда и др.)> литературоведов (Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского и ДР-)> исследователей исламоведов (Л.И.Климовича, И.Ю.Крачковского и др.), а также юристов-историков (Ф.Т.Тохирова, А.Г.Халикова, И.Д.Сафарова и др.).
Научная новизна и практическая значимость диссертации. Данная диссертация представляет собой комплексное исследование государственно-правовых взглядов Джами. Она является первой предпринятой в отечественной юридической науке, попыткой комплексного исследования государственно-правовых воззрений Джами.
Важнейшими научными разработками являются: теоретико-методологические основы взглядов Джами на право и государство; мировоззренческие основы учения мыслителя о праве и государстве; основные подходы мыслителя к государственно-правовой действительности; приёмы и принципы познания проблем права и государства, нашедшие применения в его творчестве; идея верховенства права Джами, требования обеспечения господства в государстве божественных и позитивных правоустановлений; правовая оценка государства; исследование государства посредством правовых установлений; государство как полезное правовое установление; законопослушность принцип деятельности чиновников и подданных; условия достижения состояния законопослушности в государстве; идея «добропорядочного законопослушника», его основные параметры; разумная оценка государства; идея «правового государства»; углубление правовой оценки государства; трактовка проблем возникновения и социальной природы государства; теологическая оценка государства; её дополнение разумными критериями; всевозможные версии учреждения власти; идея договорного происхождения власти; задачи и формы государства по Джами; позитивная оценка государства в качестве исконно благого состояния; идея светской монархии; этическая оценка государства со стороны Джами; его идея «этического государства»; идея «социально однородного государства»; достижение консолидации всех членов общества; проект достижения мира; идея создания мира без войн и насилия на основе синтеза внешней политики и морали; этические принципы внешней политики; идея наилучшего государства и общества. Диссертационное исследование восполняет имеющийся существенный пробел в изучении персидско-таджикской правовой мысли.
Сформулированные в диссертации выводы и положения могут быть применены при преподавании учебного курса «История правовых учений», при подготовке соответствующих учебников и учебных пособий в ходе дальнейших исследований истории правовой мысли, а также послужить основой последующих теоретических разработок в области права и государства, особенно в контексте поиска социокультурных достижений формирующегося правового государства в Таджикистане.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором опубликован ряд научных статей, посвящённых исследованию государственно-правовых взглядов Джами. Положения диссертации изложены в докладах, сделанных на научно-теоретических семинарах и конференциях. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского государственного национального университета.
Собранный по теме материал используется при чтении учебного курса «История политических и правовых учений», а также спецкурса «Персидско-таджикская правовая мысль: история и современность».
Структура работы. С учетом целей и задач исследования построена структура диссертационного исследования. Она охватывает введение, пять глав, десять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, своевременность её исследования и нынешнее значение.
I. В первой главе исследуются жизнь и творческий путь Джами, идейные течения того времени, особенно суфизм, методологические и мировоззренческие основы ученого мыслителя, его основные, познавательные подходы.
II. Вторая глава посвящена анализу правовых воззрений Джами, в контексте чего изучены проблемы верховенства права «закона» и законопослушания, правовая оценка государства, идея правосудного государства, идея «добропорядочного законопослушника».
III. В третьей главе анализируются воззрения Джами на возникновение, социальную природу, задачи и формы государства, его идея «социально однородного» государства, взаимоотношения государства и человека. Здесь исследуются также его идея «этического государства», этическая оценка государства.
IV. Четвертая глава посвящена анализу разработанного со стороны Джами проекта достижения мира, его видения путей достижения мира во всем мире.
V. Последняя пятая глава диссертации затрагивает отстаиваемый Джами идеал наилучшего государства и общества.
В заключении подытожены результаты проведенного исследования, выявлены моменты преемственности и новизны в творчестве Джами, его значение для современности.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Кенджаев, Шухратджон Юсуфович, Худжант
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ творчества Джами свидетельствует о том, что он был и остаётся величайшим мыслителем Востока. Его творчество многообразно. В нем переплетены идеи и суждения мыслителя, касающиеся разноплановых проблем в области философии, политики и политического искусства, права и законности, поэзии, литературоведения, истории, суфизма. В этом плане Джами получил авторитет универсального мыслителя, обратившего свой взор на разнообразные, но в то же время злободневные вопросы и проблемы.
В этом и состоит своеобразие творчества Джами, предопределившим в свою очередь специфику его правовых и государственных воззрений, вернее форм их изложения. У него нет специального трактата, целиком посвященного изложению правовых и государственных взглядов. Они разбросаны почти по всем его произведениям. Их он касается в ходе освещения иных волновавших его проблем.
Государственно-правовые взгляды Джами нашли закрепление в его поэтических поэмах, а также прозаическом произведении «Бахористон». На первый взгляд кажется, что Джами только поэт и его не интересуют проблемы права и государства. Однако проведенный нами анализ творчества мыслителя показал, что это совсем не так. Поэзия и проза были на Востоке наиболее распространенной и общепризнанной формой изложения государственно-правовых взглядов. Мыслители мусульманского Востока свои воззрения о праве и государстве выражали не специально-юридическим, а поэтическим языком. Исторически получилось так, что они выступают в качестве и величайших поэтов и в роли видных мыслителей. В этом заключается специфика персидско-таджикской правовой мысли.
Не следует забывать и того, что в ту пору правовые воззрения и учения еще не выделились в самостоятельную сферу человеческих знаний. Они в связи с этим составили область исследования философии, истории, поэзии и т.п. Каждый величайший мыслитель являлся одновременно философом, поэтом, прозаиком, историком. Не исключением является и Джами, завоевавший авторитет великого поэта и мыслителя. Его произведения получили мировую славу, переведены на многие языки народов мира.
Этому в немалой степени способствовал характерный эпохе Джами общий духовно-культурный подъем. Популяризации его произведений способствовало и то, что он поддерживал личные контакты с властителями, находил у них поддержку и понимание. Помимо этого (и это самое существенное) идеи Джами, осуждающие гнет и тиранию, направленные в защиту прав подданных, бедняков и рабов нашли горячий отклик у народа, его понимание и поддержку. Мыслитель завоевал авторитет также как теоретик суфизма, один из основателей суфийского ордена. Он имел много учеников, попавшим под его влияние.
Правовые взгляды Джами не могли возникнуть на пустом месте. Существовавшие задолго до него идейные течения, развивающиеся в его эпоху идеи и учения составили необходимый мировоззренческий фундамент, на базе которого произошло становление Джами в качестве незаурядного мыслителя, формировались его идеи и суждения. Идейную платформу творчества мыслителя составили: средневековая восточная философия, суфизм, официальный ислам, естественнонаучная мысль.
Наибольшее внимание на Джами оказал суфизм, особенно его социальная концепция, проповедовавшая идеи отказа от власти и богатства, равенства и суфийского братства людей. Под их влиянием он, например, выдвинул собственный утопический проект справедливого общественного строя, где нет места государству и законам, отсутствуют богатство и социальные конфликты, господствует равенство между людьми.
Такое же духотворное влияние на Джами оказала суфийская концепция человека. Под её непосредственным влиянием мыслитель формулирует идеи и мысли, подчеркивающие достоинство человека, отводящие ему высокое место в обществе, требующие его духовного и морального совершенства. Джами выступает в защиту интересов подданных, бедняков и нищих, за освобождение рабов от рабства. Он глубоко верит в возможности человека, его преобразующую роль в обществе, способности действовать в интересах людей и во благо права, государства и общества. Мыслитель создает образ идеального шаха, обладающего разумным и моральным совершенством и устремленного на благоустройство общества, торжество права, защиту прав и интересов людей. Этим самым подчеркиваются величайшие способности человека, по утверждению в обществе справедливости и правосудия.
Мировоззренческую основу учения Джами составили бытовавшие тогда принципы и подходы к окружающему миру. Живя в теократическом государстве он, естественно, не мог избежать влияния исламских догм, в связи с чем требует строго руководствоваться при анализе действительности положениями Корана, следовать предначертаниям всевышнего. И в этом не следует усматривать его недостаток. Напротив, мыслитель использует положительные исламские положения в интересах обоснования своих передовых идей и положений, например, тех из них, которые подчеркивают силу знания и необходимость его приумножения, требующие почитания ученых, не приемлющие тиранию и зло, восхваляющие справедливые законы и порядки.
Джами руководствуется также философскими познаниями, понятиями и категориями, широко известными в его эпоху. Он охотно оперирует географическими познаниями своего времени, сообщает читателю, особенно средневековому, о существовавших тогда краях, морях и океанах. Точно также им использованы астрономические знания средневековья. Испытав влияние древнегреческой мудрости, он свои мысли и идеи аргументирует, ссылаясь на древнегреческие политические порядки, использует "имена Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля в качестве доказательств, а их изречения в роли критериев истины. В большинстве случаев Джами говорит их именами, что придает его суждениям качества незыблемости и истинности.
Мудрое правление Джами не мыслит без законов и права. Важнейшим требованием и вместе с тем надежной гарантией справедливого и правосудного властвования он считает верховенство права, под которым подразумевает, конечно же, мусульманское право. Мыслитель требует строгого следования предписаниям божественных законов, главным образом Корана. Шаху и чиновникам вменяется в обязанность руководствоваться в своей деятельности правовыми установлениями. Джами крайне против любых форм проявления правового беспредела и произвола, правонарушения и злоупотребления властью. В этом он видит залог процветания общества, гарантию законности в высших эшелонах власти, так же как и во всем государстве.
Наряду с этим он вменяет в обязанность подданным быть добропорядочными и законопослушными, строго следовать установлениям права и власти, не допускать малейшего нарушения норм права.
Джами выдвигает собственную концепцию правосудного правления, которое представляет себе в качестве такой формы властвования, где правосудный шах, будучи знатоком основ права, благодаря своим положительным личным качествам (таким, как снисходительность, благоразумие, трезвость и т.п.) умело и справедливо разрешает правовые споры, защищает права и интересы подданных, обеспечивает законность в деятельности чиновников и во всем государстве.
Им выдвинуты также ряд требований по правильному назначению наказаний, в частности, неотвратимость, учёт вины и т.п. обосновывается возможность прощения правонарушителей, снисхождения по отношению к ним. Джами выступает за гуманизацию наказаний, но при этом не распространяет её на злостных преступников, особенно приговорённых к смерти, видя в этом залог полного искоренения зла в обществе.
Возникновение государства Джами описывает, руководствуясь теологическим подходом. Он исходит из идеи богоустановленности власти монарха. Но у него наблюдается в известной степени восхождение от обожествления монарха до его огосударствления. Монарх в его представлении - не только «тень Аллаха на земле, не только проводник и гарант воли и установлений всевышнего, но также представитель политически организованного общества, официальное его лицо, выразитель и защитник прав и интересов людей. В результате огосударствления личности монарха он стал видеть в нем само государство, в связи с чем, не исследует государство в качестве особого отличимого от общества политического института.
Поэтому он везде ведёт речь о монархе, нежели о государстве. Говоря монарх он этим самым подразумевает государство. Мыслитель также не исследует закономерности возникновения и развития государства, а повествует о монархе, истории его унаследования божественной власти, ее последующей передачи по линии родословности.
Назначение и цель государства, Джами видит в обеспечении всеобщего блага, под которым понимает благоустройство и процветание государства и общества, безопасную и мирную жизнь подданных на основе идеалов справедливости и правосудия.
В качестве первоочередных задач государства им указываются на необходимость установления справедливости в обществе, обеспечения правосудия и законности в государстве, защиты прав подданных, прежде всего бедняков и рабов.
Следствием их успешного решения он считает построение гармонизированного государства, основыванного на принципах правосудия и справедливости, где мирно уживаются власть имущие и подданные, господа и подчиненные, нет места социальным катаклизмам, все члены общества выступают в роли братьев, живут в едином, общем для всех их доме на основе принципов добрососедства и взаимопомощи.
Джами классифицирует формы правления по различным критериям. По порядку овладения властью им различаются наследственная и выборная монархии. По разумному критерию разграничиваются справедливая монархия и её противоположность -тирания. На основе религиозного критерия теократическая монархия отделяется от светской монархии.
Социальную основу государства Джами видит в сплоченности и единении людей. Общество он характеризует как совокупность людей, их объединение на основе достойных человека разумных и моральных качеств во имя достижения всеобщего блага и человеческого счастья.
В этих целях он отстаивает социально однородное государство, где должны по идее отсутствовать любые антагонизмы и прочие конфликты. Социальной основой его идеального государства должны быть социальная гармония, объединяющая людей по принципу их социального и имущественного равенства, служения общей благой цели, взаимного уважения. Путь к созданию такого государства усматривается в социальном примирении всех слоев общества, разумном и нравственном совершенствовании людей, торжестве права и законов. Иначе говоря, экономический путь развития общества уступает место цивилизацинному, духовно-культурному. Никакие экономические программы либо проекты не предлагаются. Их место занимает идея совершенствования человека, его духовного и нравственного, в том числе правового воспитания. Властвовавшие тогда социально-политическая и имущественная поляризация общества подвергаются решительной критике со стороны Джами. Этим мыслитель ограничивается, не предлагая реальных путей и методов их преодоления. В его представлении совершенные, хорошо воспитанные, следующие букве закона люди способны жить в полной гармонии.
Поэтому в центре внимания Джами находится человек, его интересы, жизнь и достоинство. Мыслитель разрабатывает собственную гуманистическую концепцию, нацеленную на возвышение человека в обществе, всемерную защиту его прав и интересов, чести и достоинства. Он всячески защищает трудовые слои населения, бедняков и малоимущих, восхваляет труд в качестве средства благоустройства общества. Параллельно решительной и уничтожающей критике подвергаются богачи и лицемеры, живущие за чужой труд. Джами верит в небывалые возможности и способности человека, рассматривает его преобразователем общества, его благоустроителем. Им выдвигается идея всеобщего равенства людей как членов единого человеческого рода, в частности, государя и подданных, обосновывается необходимость освобождения рабов, имущественной поддержки неимущих.
Джами разрабатывает проект мудрого царствования, сердцевиной которого является идея мудрого шаха. Его мыслитель представляет себе духовно и морально совершенным человеком, наделенным такими качествами, как справедливость, правосудность, благородство, великодушие, щедрость, снисходительность. Мудрое правление характеризуется им как достойное, основание на необходимых правилах царского искусства, в числе которых фигурируют: всестороннее воспитание царенаследника, умелый подбор чиновников на основе их деловых качеств, регулярный контроль за их деятельностью, оперативное применение в отношении их необходимых мер ответственности, всемерная забота о народе, защита малоимущих, проведение политики служения интересам подданным, консультативное правление и т.д.
Джами выступает за мир во всем мире. Мир он представляет себе в качестве единого для всех миропорядка, создаваемого и обеспечиваемого усилиями всех народов Земли. Мыслитель ратует за мирное добрососедство между всеми народами и людьми независимо от их вероисповедания, налаживание тесного взаимообмена и сотрудничества. Он осуждает захватнические войны, столь характерные его эпохе. Вместе с тем мыслитель выступает в защиту оборонительных воин с целью защиты родины. Он также защищает справедливые войны, ради освобождения других народов от угнетения и рабства. Конечным результатом войны мыслитель считает мир и при любой возможности требует их окончания мирным соглашением при условии, конечно же, доброй воли воюющих стран.
Джами выдвигает два утопических проекта: первый об идеальном монархе, второй - о справедливом общественном строе. Черты идеального монарха воплощены в образе Искандара, в роли которого выступает не реальный (исторический) Александр Македонский, а воображаемый мыслителем совершенный во всех отношениях правитель, наделенный разумом и знанием, высочайшими моральными качествами, освободитель народов мира от угнетения, рабов от рабства, сокрушитель тиранов, распространитель свободы, гарант мира и справедливости. Своего идеального монарха Джами воплощает в образе греческого полководца, изображает его воспитанником греческого философа и мыслителя Аристотеля, наделённого мудростью
Пифагора, Сократа, Платона. Этим самым Джами предпринял попытку слияния древнегреческой мудрости с персидско-таджикской мыслью. Его идеальный шах Искандар воплотил в себе черты греческой мудрости, выступает в роли проводника разумных советов и нравственных назиданий Аристотеля, Платона и других греческих мыслителей. Поэтому не случайно у него отсутствуют прямые указания на божественные принципы организации власти и общества, что вызвало острую полемику у ряда современных исследователей. Образ идеального монарха Джами создал абстрагируясь от современных ему реалий средневекового мусульманского общества. Таким путем он попытался обратить внимание восточных монархов на положительные стороны греческой политической философии и политического искусства.
Другой проект Джами посвящен очерчиванию контуров без государственного идеального общества, которое он так же как и в предыдущем случае создает в облике некоего отдалённого города, находящегося далеко за пределами знакомых мыслителей восточных окраин. Однако в данном случае Джами абстрагируется как от восточной, так и греческой действительности. Его утопический город грек Искандар находит далеко за пределами Востока и Греции.
Идеальное общество Джами представляет собой город людей с «чистыми нравами», разумных и добропорядочных, живущих в мире и согласии. Именно данное обстоятельство в понимании мыслителя делает ненужным необходимость государства и законов, а полная материальная их удовлетворенность обеспечивает равное материальное положение, а также социальное и политическое равенство.
Анализ мировоззрения Джами показывает, что он был величайшим мыслителем - гуманистом своей эпохи и остается таковым по сей день. Его имя по праву вошло в число великих гениев человечества, его идеи пополнили сокровищницу общечеловеческих ценностей, идеалов и чаяний народов мира, сопутствуют великой мечте человечества на построение справедливого общества. Данный анализ хотелось бы закончить его же стихами, которыми он завершает свое блестящее творение «Бахористан» («Весенний сад») в качестве напутствия всему человечеству:
Долгой речи ты ковер сверни, Джами Хоть и нет нигде ковра милей, дороже! Если же радости в той речи не найдут, -Просиди-ка ты в стороне, молча всё же, Недостаточно, что радуешься сам, -Надо слушателям радоваться тоже!1
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Государственно-правовые взгляды Джами»
1. ЛИТЕРАТУРЫ1. ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
2. Абдурахман Джами. Хафт авранг. Литография Яковлева. Ташкент.
3. Абдурахман Джами. Нафакат ал-унс. Литография Ташкент, 1915.
4. Абдурахман Джами. Мунтахабот. -4.1. Д., 1964.
5. Абдурахмон Джами. Весенний сад (Бахаристан) Пер. А. Адаме, С. Липкина. Д., 1964. - 250 с.
6. Абдурахман Джами. Изб. Произведения. Т. 5. - Д., 1964. - Т. I. -422 с. - Т. II. - 406 с. - Т. III. - 227 с. - Т. IV. - 232 с. - Т. V. - 353 с.
7. Абдурахман Джами. Лирика. Поэмы. Весенний сад: (Сб.) Душанбе, 1989. -С. 624.
8. Джами. Юсуф и Зулейха. Таджикгосиздат, 1964. 288 с.
9. Джами, Саламан и Абсаль. Д., 1967. - 121 с.
10. Абдурахман Джами. Книга Мудрости Искандара. Сталинабад, 1951. - 61 с.
11. Абдурахман Джами. Избранные произведения / Составитель М.В. Рахими. Сталинабад, 1956. - 493 с.
12. Абдурахман Джами. Сочинения. (В семи томах) / Составитель А. Афсахзод. Душанбе, 1987. - 576 с.1.. ИНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКОВ МЫСЛИ:
13. Абурайхон Беруни. Китоб-ут-тафхим ли-авоили саноат-ит-танчим (книга вразумлений в начатках искусства астрологии). Душанбе, 1973. - 286 с.
14. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Перевод с араб. И.О. Мухаммеда и A.B. Сагадеева // Философские тракты Алма-Ата, 1971. -С. 192-377.
15. Аристотель. Никомахова Этика // Соч. в 4-х томах. Т. 4. - М., 1983. -С.53-294.
16. Газали Мухаммад. Избавляющий от заблуждения. Перевод с араб. // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960 -С. 211-265.
17. Гегель. Философия истории. Т. 8. - М., 1935. - 470 с.
18. Гегель. Лекции по истории философии. М., 1935. - Т. 9. - Кн.1.- 315 с.
19. Гегель. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. / Перевод с немецкого. М.И. Левиной. М., 1977. - 573 с.
20. Гянжеви Низами. Искандернамэ // Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. - Ч. 2. Философия древности и средневековья. - М., 1969. -С. 685-693
21. Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией // Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. - Ч. 2. Философия древности и средневековья. - М., 1969. - С. 751-755.
22. Ибн Сина (Авиценна) Избранные философские произведения М., 1980. - 552.
23. Носири Хисрау. Избранное. Сталинабад, 1954. - 200 с.
24. Платон. Государство // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3. - Ч. 1. -М., 1972. - С. 89-454.
25. Платон. Законы // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. -678 с.
26. Рудаки Абу Абдаллах. Касыда о вине // Приложение к книге Брагинского И.С. Абу Абдаллах Джафар Рудаки. М., 1989. -С.98-101.
27. Фирдоуси Абулкасим. Шахнамэ. В 9-ти томах (на тадж. яз.). Т. 1. -Д., 1987. - 480 с.
28. I. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, СТАТЬИ:
29. Абдуллаев В. А. Абдурахман Джами в Самарканде /Общ. Науки в Узбекистане, 1965, № 3. -С.22-25.
30. Айни С. Алишер Навои. Сталинабад, 1948. -267 с.
31. Арунова М.Р. К истории народных выступлений в государстве Тимуридов в XV в. / / Краткие сообщения института востоковедения. М., 1960, -С.41-45.
32. Авезбоева Р.Г. Религия ислама и женщина (на тадж. яз.) -Душанбе, 1961. 30 с.
33. Актуальные вопросы истории политических и правовых учений (сб. научн. Тр.). М., 1987. - 146 с.
34. Аликулов X. Из философского наследия народов ближнего и среднего Востока. Ташкент, 1972. -С. 234-264.
35. Амонов Р. Народные рубай и литературные образы. Душанбе, 1987. - 294 с.
36. Антология таджикской поэззии. Таджикгосиздат, 1951. - 854 с.
37. Арабская средневековая культура и литература. Сб. ст. зар. Уч. -М., 1978. 216 с.
38. Арабская литература (Средневековье и современность). -Ташкент, 1982. 119 с.
39. Арабская поэззия средних веков. М., 1975. - 766 с.
40. Арипов М. К. Социальный идеал ислама: мифы и реальность. -Ташкент, 1988. 117 с.
41. Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественной философской мысли в Средней Азии. Ташкент, 1989. - 109 с.
42. Арипов (Орифи) М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Т. 1. Душанбе, 1965. - 191 с.
43. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982. - 270 с.
44. Ашуров Г. Античные философы в поэме Джами «Хирадномаи Искандари» // Материалы, поев. 550 летию. Т. 2. Душанбе, 1973. -С. 45-53.
45. Бартольд В.В. Новый источник по истории Тимуридов. М., - Л., 1936.
46. Бартольд В.В. Ислам. Сочинения, Т. 6. М., 1966. 120 с.
47. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Таджикиздат. 1961. 331 с.
48. Беленицкий A.M. Историческая топография Герата XV в. // Алишер Навои. -М.-Л., 1946. 182 с.
49. Беленицкий А.Н. К истории феодального землевладения в Средней Азии и Ирака в Тимуридскую эпоху (XIV-XV) / / Историк марксист, 1941, № 4, -С. 16.
50. Беленицкий A.M. Организация ремесла в Самарканде XV-XVI вв // Краткие сообщения института культуры. М.-Л., 1940, -С.44-45.
51. Беляев Е.А. Мусульманское секстанство. М., 1957.
52. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М., 1960. - 556 с.
53. Бертельс А.Е. Носири Хосров и исмаилизм. М., 1959. - 289 с.
54. Бертельс Е.Э. Джами. Таджикиздат, 1949. 174 с.
55. Бертельс Е. Э. Роман об Александре. М.-Л., 1948.
56. Бертельс Е.Э. Навои. М.-Л., 1948. -271 с.
57. Бертельс Е.Э. Навои и Джами // Изб. тр. М.: «Наука», 1965. -С. 126.
58. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965. - 461 с.
59. Болдарев А.Н. Алишер Навои в рассказах современников // Алишер Навои. Изд. АН. СССР, 1946. -С. 121-152.
60. Брагинский И.С. 12 миниатюр: от Рудаки до Джами. М., 1976. -303 с.
61. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. -М., 1990. -208 с.
62. Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. Изд. 2-е. М., 1966. -280 с.
63. Бокошов Ж. Восточная традиция философствования: методологические проблемы интерпретации и реконструкции / / Истории философии и современность. Тез. докл. Душанбе, 1988. -С. 15-16.
64. Большаков О.Г. История Халифата. В 4-х томах. Т.1. М., 1989. -312 с.
65. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока, VII сер. XII вв. - М., 1984. - 343 с.
66. Бородай Ю.М. Миф и культура // Лит. филос. сб. - М., 1990. -С. 175-190.
67. Босворт К.Э. Мусульманские династии; Справочник по хронологии и гнеологии. М., 1971. - 324 с.
68. Брагинский И.С. От Авесты до Айни. Душанбе, 1981. - 256 с.
69. Брагинский И.С. Предисловие к кн.: Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Кабуснамэ. Синбаднамэ. Сказки. Душанбе, 1990. -С.3-9.
70. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М., 1984. -296 с.
71. Брагинский И.С. Персидская литература. Краткий очерк. М., 1963. - 213 с.
72. Брагинский И.С. Абу Абдулло Джафар Рудаки. М., 1989. - 132 с.
73. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата. -Душанбе, 1991. 278 с.
74. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. - 468 с.
75. Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. М., 1985. -272 с.
76. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. -М., 1980. 456 с.
77. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. - 564 с.
78. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Перевод и примечания А.В. Михайлова. М., 1977. - 703 с.
79. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966. - 352 с.
80. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960 - 328 с.
81. Григорян С.Н. Великие мыслители Арабского Востока (Ибн Баджа, Ибн Туфейль, Ибн Рушд). -М., 1960. 24.
82. Григорян С.Н. Великие мыслители Средней Азии. М., 1958. -32.
83. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М., 1981. 226 с.
84. Гулиев А. Абдурахман Джами. Баку, 1964. - 92 с.
85. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991. - 192 с.
86. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. -350с.
87. Джахид A.M. Абу Наср Аль-Фараби о государстве. Душанбе, 1966. - 118 с.
88. Джахид А. М. Некоторые вопросы теории государства в воззрениях Абу-Насра аль-Фараби. Душанбе, 1969. - 24 с.
89. Додихудоев X. Исмаилизм и свободомыслие Востока. Душанбе, 1987. - 432 с.
90. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961. - 44 с.
91. Дьяконов М.М. У истоков древнейшей культуры Таджикистана. -Сталинабад, 1956. 138 с.
92. Дьяконов М.М. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М.-Л., 1940. -138 с.
93. Джами (Сб.ст.). Тбилиси, 1964.
94. Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты» Баку, 1961. - 122 с.
95. Захидов А. Критика буржуазных интерпретаций свободомыслия народов раннесредневековой Средней Азии / / Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. Ташкент, 1988. - С. 77-99.
96. Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. Ташкент, 1961. - 376 с.
97. Захидов В. Огни истории. Ташкент, 1974, - 416 с.
98. Захидов В. Три титана (Абу Наср Фараби, Абу Рейхан Беруни, Абу Али ибн Сина). Ташкент, 1973. - 86 с.
99. Заходер Б.Н. Введение в изучение памятника // Сиасет-намэ. -С. 240-379.
100. Заходер Б.Н. История восточного средневековья. М., 1944. - 152 с.
101. Иванов В.Г. История этики древнего мира. ЛГУ, 1980. - 223 с.
102. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988. - 207 с.
103. Игнатенко A.A. Социум и разум / / Рационалистические традиции и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. - № 9. -С.3-13.
104. Из истории политических учений (Сб. ст.). М., 1976. - 181 с.
105. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. - 629 с.
106. Ильин И. Демократия подлинная и мнимая // Новое время. -1995. № 10.
107. Индийская философия //Антология мировой философии в 4-х томах. Т.1. Философия древности и средневековья. - М., 1969. -С.69-180.
108. Ислам в истории народов Востока (Сб.ст.). М., 1981. - 197 с.
109. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. М., 1985. - 279 с.
110. Ислам: происхождение, история и современность. Сб. ст. М.,1984. 63 с.
111. Ислам: религия, общество, государство. Сб. ст. М., 1984. - 232 с.
112. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982. - 238 с.
113. Ислам и женщины Востока (История и современность). Ташкент, 1990. - 250 с.
114. Ислам и современность. Сб. научн. Тр. Д., 1985. - 141 с.
115. История политических и правовых учений. Древний мир. М.,1985. 349 с.
116. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. - 109 с.
117. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982. - 63 с.
118. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и праве. М., 1986. -63 с.
119. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. -223 с.
120. Керимов Г.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. - 330 с.
121. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. -М., 1987. 173 с.
122. Климович Л.И. Ислам. 2-е изд. М., 1965. - 334 с.
123. Климович Л.И. Коран и его догматы. Алма-Ата, 1958. - 52 с.
124. Климович А.И. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. 2-е изд. М., 1978. - 64 с.
125. Климович Л.И. Писатели Востока об Исламе. М., 1978. - 64 с.
126. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. - 270 с.
127. Комилов Р. Теория утопического общества в истории персидско-таджикской мысли на таджикском языке. -Д., 1977. 287 с.
128. Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963. - 714 с.
129. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.1. - М.-Л., 1955. -469 с.
130. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.2. - М.-Л., 1956. -702 с.
131. Крымский Е.А. История арабов, их халифат, их дальнейшие судьбы и краткий очерк арабской литературы. М., 1903. - 294 с.
132. Крымский А.Е. История сасанидов и завоевание Ирана арабами. -М., 1905. 416 с.
133. Крымский А.Е. История Персии, её литературы дервишской теософии. М., 1914. - 568 с.
134. Лазарев В.В., Неновски Н.К. О предмете и методе истории политических учений // Правоведение. 1972. № 3. - С. -81-89.
135. Лазарев В.В. Реализация права / / Общая теория права. Н.-Н., 1993. С. 354-367.
136. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (О некоторых немарксистских течениях после второй мировой войны. М., 1984. -223 с.
137. Левин В. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М., 1988. - 221 с.
138. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (Новое Время) М., 1972. -268 с.
139. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 521 с.
140. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985. - 160 с.
141. Луконин В.Г. Древний и средневековый Иран. Очерки Истории культуры. М., 1987. - 295 с.
142. Малашенко A.B. В поисках альтернативы (Арабские концепции путей развития). М., 1991. - 208 с.
143. Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиск путей реформации в исламе: Опыт Ирана. М., 1991. - 207 с.
144. Массэ А. Ислам / Перевод с французского. 3-е изд. М., 1982. -191 с.
145. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. Уч. Пособие. М., 1977. - 86 с.
146. Методология историко-правовых исследований (Сб. ст.). М., 1980. - 185 с.
147. Методология историко-правовых исследований (Сб. ст.). М., 1982. - 360 с.
148. Методологические проблемы историко-философской науки (Межвуз. сб. науч. тр.). Воронеж. - 1986. - 186 с.
149. Методологические проблемы истории общественной мысли. Сб. ст.- Л., 1971. 78 с.
150. Методологические проблемы истории общественной мысли. Сб. ст.- М., 1977. 360 с.
151. Мирбабаев М.К. К характеристике практической философии персидско-таджикских перипатетиков / / История философии и современность. Тез. докл. Душанбе, 1988. -С. 67-69.
152. Мирзоев А. Абдурахман Джами и проблема воспитания детей (на тадж. яз.), // Садои Шарк. 1964, № 12. -С.9-28.
153. Муминов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. М., 1966.
154. Муродов О.М., Полякова Е.А. Трансформация мифологических легендарных образов в таджикско-персидских хрониках. XI-XV вв. -Душанбе, 1986. 200 с.
155. Мустафоев Дж. Природа социальных утопий стран Ближнего Востока // Вопросы философии. 1968. № 8. -С. 115-124.
156. Мухтаров А. Абдурахман Джами в Самарканде / / Садои Шарк, 1964. № 9. - С.48-59.
157. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984. - 145 с.
158. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990. -116 с.
159. Мэри Бойс. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1988. - 302 с.
160. Насриддинов А. Джами поэт и великий мыслитель (на тадж. яз.). -Душанбе, 1964. - 60 с.
161. Наккаш А.Х. Исторические периоды эволюции мусульманских концепций власти в арабских странах / / История философии и современность. Тез. докл. Д., 1987. -С.70-72.
162. Насыров Р.Н. Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1988. - 121 с.
163. Негматов Н. Государство Саманидов (на тадж.яз.). Душанбе, 1989. - 304 с.
164. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин / / История политической и правовой мысли. Древний мир. М., 1985. -С.5-27.
165. Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека. М.-Л., 1950.
166. Нурулхаков К. Ислам и национальные традиции на таджикском языке. Душанбе, 1978. - 27 с.
167. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Уч. Пособие. 2-е изд. М., 1984. - 336 с.
168. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. Душанбе, 1991. - 128 с.
169. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. -М., 1982. 301 с.
170. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса. 2-е изд. М., 1985. - 303 с.
171. Очерки истории общественно-философской мысли Узбекистана. -Ташкент, 1977. 353 с.
172. Очерки по истории арабских стран. (Сб. ст.) М., 1959. - 225 с.
173. Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. Т.1. - М., 1955. - 592 с. - Т.2. - м., 1956. -896 с.
174. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в XII-XV вв. ЛГУ, 1966. - 400 с.
175. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. (Сб.ст.) М., 1980. - 169 с.
176. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976. - 495 с.
177. Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978. - 144 с.
178. Поэмы из «Шахнамэ». (на тадж.яз.). Душанбе, 1976. - 190 с.
179. Раджаббов З.Ш. Об эпохе Джами. Душанбе, 1964. - 15 с.
180. Раджабов М. Изучение учёными Таджикистана истории общественно-политической и философской мысли таджикского народа. М., 1960. - 6 с.
181. Раджаббов М.Р. Фирдоуси и современность. Д., 1976. - 136 с.
182. Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия. XV в. -Д., 1968. 318 с.
183. Раджабов З.Ш., Джалилов А.Б., Негматов H.H. Эпоха Абдурахмана Джами. Душанбе, 1965.-С. 12-13.
184. Раджабов M. Философские и общественно-политические взгляды Джами. // Абдурахман Джами. Д., 1964. - полное описание. - № 329. - С.61-66.
185. Рустамов Е.Р. Узбекская поэззия в первой половине XV в. М., 1963. - 367 с.
186. Сагадеев A.B. Эстетические взгляды арабов эпохи средневековья / / Очерки истории эстетических учений. М., 1963. - С.50-56.
187. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. - 154 с.
188. Садыков А. Этические взгляды мыслителей Востока (на таж. яз.). -Душанбе, 1989. 144 с.
189. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. 2-е изд. М., 1984. - 302 с.
190. Саидбаев Т.С. Ислам: теория и современность. М., 1985. - 64 с.
191. Сативалдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи «Кабуснамэ». -Д., 1997. 125 с.
192. Сативалдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи «Сиасет-намэ» и их современное значение. Д., 1998. - 311 с.
193. Сативалдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи «Синбаднамэ»., Душанбе, 1998. - 213 с.
194. Сотивалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманкого Востока ( на примере «Сиасет-наме» «Кабуснамэ, «Синбад намэ») - Душанбе, 1999. - 437 с.
195. Семёнов A.A. Взаимоотношения Алишера Навои и Султон Хусейна Мирзы / / Исследования по истории культуры народов Востока. М.-Л., 1960.
196. Соколов В. Философия древности и средневековья // Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. - 4.1. Философия древности и средневековья. - М., 1969. -С.8-68.
197. Соловьёв Е.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М., 1991. - 432 с.
198. Социально-утопические идеи в Средней Азии / Под редакцией М.М. Хайруллаева. Ташкент, 1983. - 137 с.
199. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976. 216 с.
200. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. - 256 с.
201. Сюкияйнен Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока / / История политических и правовых учений / Учебник для вузов. М., 1998. -С. 129-145.
202. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. -Д., 1998. 71 с.
203. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. - 622 с.
204. Урунбоев А., Епифанова Л.Т. Рукописи произведений Абдурахмана Джами в собрании института востоковедения АН Узб. ССР. -Т.1. 1965.
205. Хамидов X. Основное сравнительное право: история и современность (наука, источники и основные законы); на тадж.яз. -Д., 1998. 381 с.
206. Хусейнзада Ш. Поэззия и поэтизм с точки зрения Джами (на тадж. яз.) // Садои Шарк, 1965, № 1. -С.84-103.
207. Шомухаммедов Ш. Абдурахман Джами (на узб.яз.). Сов.узб., 1963. - С.44-51.
208. Якубовский А.Ю. Черты общественной и культурной жизни эпохи Алишера Навои // Алишер Навои. М.-Л.? 1946. -С.29-30.1.. АВТОРЕФЕРАТЫ:
209. Агаев И.А. Рационализм как выражение свободомыслия в философии «Чистых братьев» (Историко-философский анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук. Баку, 1985. - 18 с.
210. Арипов M.K. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли Средней Азии: Автореф. дисс. докт. филос. наук. А., 1989. - 33 с.
211. Бабаев X. Государственно-правовые взгляды Алишера Навои: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ташкент, 1975. - 33 с.
212. Карабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья: Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1989. - 39 с.
213. Луковская Д.И. Теоретико-методологические проблемы истории политических и правовых учений: Автореф. дисс. докт. юрид. наук.- А., 1986. 39 с.
214. Махмудов Р.Ж. Общественно-политические воззрения Хусайна Воиза Кашифи: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1991.- 18 с.
215. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока (на примере «Кабуснамэ», «Сисет-намэ», «Синдбаднамэ»): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1999. - 37 с.
216. Сативалдыев Р.Ш. Политические и правовые взгляды передовых мыслителей таджикского народа второй половины XIX века.: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Алма-ата, 1989. - 22 с.
217. Хусейнова A.A. Общечеловеческие ценности в мировоззрении Абдурахмана Джами: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1994. - 22 с.